автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций
- Автор научной работы
- Никулина, Елена Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никулина, Елена Борисовна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
§1. Специфика нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
§2.Нравственные ценности как форма культуры.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ
ЭТНОКУЛЬТУРЫ.
§1. Этнокультурный компонент содержания нравственноэстетического воспитания младших школьников.
§2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников на этнических традициях.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций"
Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.
Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила достаточное развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.КоменСкий, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, А.И.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Функциями нравственного воспитания являются: включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентаций (Р.Г.Амосова, О.С.Богданова, Т.В.Вершинина, А.И.Каиров). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и других. В силу специфики возраста, нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет возрастных особенностей, а именно: наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности (В.А.Гаврилов, Б.Т.Лихачев) обуславливает единство нравственного и эстетического (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания на данном возрастном периоде очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Ветлугина, Б .^.Лихачев, Б.М.Неменский).
Однако, в настоящее время между целями и задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обуславливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новых идеологических основ не создано, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания.
Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.
Противоречия сложились и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, выбросила из воспитательного процесса этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к потере ощущения принадлежности к Родине и нивелировал такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, нравственность». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающему в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура - это источник и обновления, и воспитания.
Все пласты этнокультуры нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры освещаются в работах
Е$.Бондаревской, Д.Ж.Валеева, Л.В.Неретиной и других. В отечественной педагогике вопрос развития школьников на материале национальных традиций получил освещение в педагогических исследованиях Г.И.Батуриной, Г.Н. Волкова, В.М.Григорьева, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой. На основе этнокультуры составлены и апробированы вариативные программы, циклы факультативных занятий (М.Ю.Новицкая, Т.А.Пигилова, Н.Н.Фомина, Н.С.Ширяева и другие).
Вместе с тем, меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственно-эстетического воспитания на основе этнотрадиций.
Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования специального подхода к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников. В практическом плане это проблема определения содержания и методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников через этнокультурные традиции.
Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций».
Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание на основе этнокультурных традиций как компонент педагогической деятельности.
Цель исследования: теоретически разработать и апробировать систему нравственно-эстетического воспитания в начальной школе на основе этнокультурных традиций.
Гипотеза исследования. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников есть приобщение к адекватным ценностям многоликого быстроизменяющегося социума, к ценностям культуры. Однако к моменту поступления в школу у учащихся уже сложились различные представления о культурных ценностях своего народа. Главное заключается в том, что дети не осознают роли и значения этнокультуных традиций в понимании своего личностного «Я» среди ценностей и норм морали и культуры. Поэтому нравственно-эстетическое воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций предполагает, что:
- присвоение учащимися ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям;
- этнический компонент содержания нравственно-эстетического воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре;
- приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности младших школьников понимать себя и другого как себя в качестве субъекта этнокультуры;
- включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для «проживания» в пространстве этнокультуры.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
2. Раскрыть содержание понятия «этнокультурные традиции».
3. Обосновать содержание специфического компонента нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
4. Определить педагогические условия, обеспечивающие нравственно-эстетическое воспитание младших школьников через их приобщение к этническим традициям.
Положения, выносимые на защиту:
1. Приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры должно осуществляться в процессе нравственно-эстетического воспитания. Однако существует противоречие между «предуготовленностью» детей к присвоению адекватных ценностей и социумом с его «превращенными» ценностями. Для разрешения данного противоречия необходимо воспитание младших школьников на этнокультурных традициях, создающее условия погружения в этнопространство.
2. Положение о необходимости нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций не может быть дополнено лишь тезисом о важности их приобщения к ценностям этнической культуры. В современных условиях требуется принципиально новый подход к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, осуществляемому на основе понимания того, что ценности, к которым приобщаются и которые присваивают дети в разнообразной деятельности под руководством учителя, являются аксиологической формой культуры. Осознание младшими школьниками ценности этнокультурных традиций, в структуре которых находятся знания этнокультурного характера, должно стать отправной точкой для их «проживания», что способствует понимать себя и другого как себя в качестве субъекта этнокультуры.
3. Стратегия деятельности учителя по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников через приобщение детей к этнокультурным традициям должно основываться на принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям, находящихся в единстве и взаимосвязи. Реализация данных принципов будет иметь смысл, если учитель развивает у младших школьников потребность проявлять себя членом определенной этнической группы, что является показателем эффективности нравственно-эстетического воспитания детей на этнокультурных традициях.
Новизна исследования. В исследовании
- выявлена специфика нравственно-эстетического воспитания (заключающаяся в приобщении младших школьников к традициям этнокультуры через содержательный этнический компонент);
- раскрыто содержание понятия «этнокультурные традиции» (основными компонентами которого являются формы деятельности и поведения, передаваемые из поколения в поколение и отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса); определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников через их приобщение к этнокультурным традициям («проживание» детей в пространстве этнокультуры и понимание себя и другого как себя в процессе приобщения к этническим ценностям).
Теоретическая значимость исследования. Его результаты позволят осуществлять широкий подход к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников на основе этнокультурных традиций; составят основу для новых научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры другого народа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса в направлении приобщения младших школьников к ценностям морали и культуры; выявлены способы введения этнокомпонента в содержание базовых учебных программ.
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственно-эстетического воспитания, современные психологические и педагогические теории и концепции нравственно-эстетического развития младших школьников, учение об этнической культуре и ее воспитательных возможностях.
Источниками исследования являются фундаментальные положения: о единстве личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); о формировании личности в контексте национальной культуры (Г.И.Батурина, Е^.Бондаревская, Д.Ж.Вёд'еев, В.М.Григорьев, А.Э.Измайлов, Л.В.Неретина, А.А.Шадрин); о возрастной сензитивности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский).
Существенное значение в концептуальном плане имеют: теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (Б.С.Братусь, О.Г.Дробицкий, М.С.Каган, А.И.Титаренко, Э.Фромм); этнопедагогических подходов в образовательных системах (Г.Н.Волков, М.Ю.Новицкая, ТАПигилова).
Базой исследования являются: опыт педагогической деятельности в школах-лабораториях города Самары; опыт повышения квалификации учителей начальных классов в Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; опыт работы на факультете начального образования СамГПУ.
Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (1995-1996 г.г.). Изучение педагогической деятельности, конкретного опыта работы школ города Самары. Анализ научной литературы, результатов исследований, тематически близких нашему, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.
2 этап (1996-1999 г.г.). В ходе экспериментальной работы, сочетающейся с анализом, изучением положений о средствах нравственно-эстетического воспитания младших школьников и концепции личностно-ориентированного обучения (Д.А.Белухин, И.С.Якиманская); основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Т.И.Руднева); исследования по проблемам проектирования осмыслением опыта деятельности учителей, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались практические условия, обеспечивающие нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась разработка и реализация специфического компонента содержания, направленного на корректировку базовых учебных программ в начальной школе.
3 этап (1999-2000 г.г.). Теоретическое основание результатов экспериментальной работы послужило основой для определения условий, способствующих осуществлению нравственно-эстетического воспитания на основе традиций этнокультуры. Выявлены методы и формы работы по организации этнического воспитания в начальной школе. Доказано, что содержание обучения, базирующееся на этнокомпоненте, решает задачи нравственно-эстетического развития младших школьников. Разработаны методические рекомендации, проведено оформление результатов исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, областных научно-практических конференциях (Москва, Барнаул, Ростов-на-Дону, Самара). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в школе № 54 г. Самары и в Самарском государственном педагогическом университете.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования адресуются учителям-практикам, директорам школ, организующим учебно-воспитательный процесс на основе этнокультурных традиций, в систему повышения квалификации учителей, в практику профессионально-педагогической подготовки студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта подтвердило актуальность нравственного воспитания, направленного на формирование гуманных качеств личности. Выявлены пути формирования гуманных качеств личности: изменение содержания учебно-воспитательного процесса, изменение ценностных ориентаций; переориентировка начального образования на активизацию поисковых форм деятельности ребенка; исследовательская позиция педагога, сочетающая в себе требовательность и терпимость к воспитанникам. Системный подход к процессу нравственного воспитания обусловлен его специфичностью, заключающейся в длительности, двусторонности, непрерывности, в единстве педагогических влияний на личность школьника.
На основе изученной литературы, посвященной нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста было выявлено, что данный возраст является сензитивным периодом в этом процессе, а ошибки педагогов, заключающиеся в недостаточном внимании к нравственному и эстетическому воспитанию младших школьников, неизбежно приведут к бездуховности, нравственной неразвитости. В силу возрастных особенностей и единства нравственного и эстетического воспитания, изолированное рассмотрение этих задач неправомерно. Анализ структуры и содержания нравственно-эстетического воспитания младших школьников показал, что доминирующим является процесс формирования нравственного сознания на основе нравственных ценностей, так как нравственные знания у детей этого возраста вызывают большой интерес. При этом нравственные ценности носят ярко выраженный воспитательный характер и адекватны общечеловеческим, этническим ценностям, отражающим этническую картину мира, воплощенную в этнокультуре. Общечеловеческие и этнические ценности родственны благодаря адекватности национальных идеалов, идей единства человека и природы, закрепленных в анналах генетической памяти. J
В исследовании показано, что нравственно-эстетическое воспитание на основе нравственных ценностей приводит к формированию этнического сознания, этнической идентичности. В структуре понятия «этническая идентичность» были определены три взаимосвязанных компонента: когнитивный, определяемый как этническая осведомленность или наличие знаний этнического характера; аффективный, отражающий чувство этнической принадлежности, этнические предпочтения; поведенческий, выраженный в потребности проявления себя членом этнической группы.
Эмпирическое изучение опыта по формированию этнической идентичности показало, что в младшем школьном возрасте реально сформировать когнитивный и аффективный компоненты, заложить предпосылки для формирования поведенческого компонента, который проявляется в подростковом возрасте. Для этого необходимо создать этносреду, включить в этнотрадиции, создать этносоциальные ситуации, формирующие потребность к диалогу культур на основе чувствования принадлежности к своему этносу.
По материалам теоретического поиска была разработана система нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций, направленная на формирование этнической осведомленности, этнических предпочтений и этнической принадлежности, в которой стимулирующим условием приобщения к этнокультуре явился «этнокомпонент», предполагающий погружение учащихся в мир этнической культуры через краеведческий материал, языковую терминологию, обычаи и традиции. Определение понятия «этнокомпонент» и поиск способов его введения в учебный процесс повлекло за собой корректировку учебных программ и разработку форм и методов работы, адекватных проживанию этнокультурных традиций на базе одной из школ г.Самары. Отбор содержания производился на основе принципов: отражение национальной идеи, адекватность абсолютным нравственным ценностям. В начальных классах вводился предмет «Азбука культуры», представляющий собой этноориентированный курс, направленный на приобщение к народным традициям, и моделируемый на основе нравственной связи с жизнью, опоры на народной творчество, ценности этнокультуры. Курс был призван решить задачи: приобщение школьников к этнокультурным традициям, пробуждение генетической памяти ребенка, возрождение духовности. Кроме того, курс выступал в роли связующего звена, вокруг которого объединялись предметы культурологического блока. В качестве основного подхода к построению учебно-воспитательного процесса выступал интегрированный подход. Технологию его применения представлял вертикальный тематизм, что давало возможность создать эффект проживания этнокультурных традиций.
В исследовании показано, что такие традиционные методы, как беседы, рассказ, иллюстрация находят свое воплощение в народной педагогике и могут быть использованы в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в сочетании с методами, приобретающими в ходе опытно-экспериментальной работы этническую окрашенность: игра, импровизация и моделирование народных обрядов. Игровой метод способствовал формированию устойчивого интереса у школьников к учебной деятельности, а также созданию атмосферы, адекватной этнической среде, где обучение и воспитание происходит непринужденно.
Коррективы, вносимые в учебные программы носили культурологический характер, поэтому затрагивали в первую очередь предметы гуманитарно-эстетического цикла. Вследствие этого базовые программы были подвержены некоторой трансформации, что привело к появлению таких предметов, как «Музыка с углубленным изучением музыкального фольклора», «Изобразительное искусство с углубленным изучением народного творчества», «Народные промыслы», «Устное народное творчество».
Апробация созданной системы учебно-воспитательной работы привела к поиску форм, отражающих особенности этнокультуры. В ходе эксперимента обнаружилось, что формой, адекватной условиям проживания этнокультурных традиций, является народный праздник. Установлено, что праздник давал возможность учащимся проявить свою этническую осведомленность, этнические предпочтения и актуализировал потребность проявления себя членом этнической группы. Специфичным в экспериментальной работе было то, что народные праздники проводились не эпизодически, а последовательно и системно.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было выявлено, что эффективность этого процесса во многом зависит от специфической подготовки педагога, который должен обладать грамотностью в области этнокультуры, выступать носителем образа жизни, основанного на этнокультурных традициях. Специфика деятельности учителя по приобщению младших школьников к традициям этнокультуры потребовала решения проблемы подготовки педагогических кадров. С этой целью на факультете начального образования СамГПУ вводился спецкурс по основам народной культуры, в школе, являющейся экспериментальной площадкой, проводились семинары по переподготовке учителей начальных классов. Педагоги, включенные в эксперимент, работали над выявлением условий, обеспечивающих устойчивый интерес у младших школьников к этнокультуре. В результате младшие школьники не только проявляли свою этническую идентичность, но и повысилось качество их общего образования и интерес к учебе.
В ходе исследования мы убедились, что обращение к^ этнокультурным традициям выступает действенным средством, формирующим у детей нравственное сознание. Так как в экспериментальной группе в сравнении с контрольной повысились уровни этнической осведомленности, потребности в ощущении этнической принадлежности, проявления себя членом определенной этнической группы, можно свидетельствовать об эффективности созданной системы нравственно-эстетического воспитания младших ! школьников на основе этнокультурных традиций.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, показали, что у младших школьников формируется этническая осведомленность, этнические предпочтения, этническая принадлежность если:
1) содержание нравственно-эстетического воспитания моделирует проживание этнокультурных традиций и подчиняется принципам отражения национальной идеи, принципу адекватности абсолютным нравственным ценностям;
2) «этнокомпонент» представляет собой специфичный учебный материал, стимулирующий ощущение своей принадлежности к этнокультуре;
3) внеклассная работа направляется на создание этнопространства, под которым понимается комплекс условий, обеспечивающих возможность ощутить принадлежность к определенной этнической группе;
4) методики органично включены в логику учебно-воспитательного процесса и не вызывают у школьников неприятия, так как подаются в форме игры или видов учебной деятельности;
5) учитель является носителем знаний этнокультурного характера, а общение с детьми на основе этнотрадиций составляет образ его жизни.
Вместе с тем в ходе исследования обнаружено, что требуется продолжение работы в таких направлениях, как: разработка технологий включений этнокомпонента в дисциплины естественно-математического, общественно-исторического блоков; поиск способов приобщения к этнотрадициям на основе единства урочной и внеурочной деятельности; разработка модели личности учителя начальных классов, решающего культурологические задачи обучения и воспитания младших школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никулина, Елена Борисовна, Самара
1. Акопов Г.В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. - Самара: Издательство СамГПУ, 1999. - 74 с.
2. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность». //Этнографическое обозрение. 1996, №3. С. 13-23.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. - 259 с.
4. Антонова Н.В. Проблемы личностной идентичности. //Вопросы психологии. 1996, №1. С. 18-21.
5. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт). Омск: ОГПИ-НГПИ, 1989.-89 с.
6. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: Л ГИК, 1977.- 85 с.
7. Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований. /Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. -С. 77-105.
8. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность личности учителя. Самара, Санкт-Петербург: Изд-во СамГПУ, 1997. -172 с.
9. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу. -Куйбышев: Издательство КГПИ, 1990. 84 с.
10. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. 196 с.
11. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России.// Педагогика. 1998, №3 С. 30-35.
12. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 304 с.
13. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США./Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. Спб.: Университетская книга, 1997. - С. 271-284.
14. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. /О России и русской философской культуре. М.: 1990. - С. 176.
15. Березин Ю.Н. Формирование содержания общего и гуманитарного образования в школе. Самара: Изд-во научного учебно-методического центра Глав. Управл. образ-я. Сам. обл. , 1996.-116 с.
16. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - С. 222-240.
17. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
18. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
19. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценности ориентации отечественной педагогики (начало XX в.) //Педагогика. 1988, №7. С. 82-88.
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
22. Боровиков Л.И. Принцип народности в нравственноэстетическом воспитании учащихся. /Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Новосибирск: 1988. - С. 37-59.
23. Бороноев А .О., Павленко В.Н. Этническая психология. Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. - 386 с.
24. Борофски Р. Введение к книге «Осмысливая культурную антропологию» . //Этнографическое обозрение. 1995, №1.-С. 3-18.
25. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.-64 с.
26. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер: Роспедагентство, 1994. - 60 с.
27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Знание, 1983. -468 с.
28. Бугаева А.Л. Этническая картина мира у народов в традиционном обществе. Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12-14 мая 1999 г. Самара: Изд-во МГПУ, 1990.-С.7-14.
29. Васильева З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности. Научно-методическое пособие для студентов педагогических институтов и учителей школ. Л.: ЛГПИ, 1973. -135 с.
30. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.
31. Вебер М. Образ общества. Избранное. М.: Юрист, 1994. - 702 с.
32. Возрастная психология./ Ред. Г.С. Абрамова. М.: Изд-во «Академия», 1998. - 672 с.
33. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжноеиздательство, 1989. 334 с.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. /Под ред. И.Т.Огородникова. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. 376 с.
35. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования. //Педагогика. 1998, №8. С. 13-15.
36. Вопросы воспитания: системный подход. /Под. ред. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. - 36 с.
37. Вопросы нравственного и эстетического воспитания. Ученые записки. Выпуск 91. Куйбышев.: КГПИ.1971. - 90 с.
38. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии./ Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. -208 с.
39. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. 1966, №6. С. 62-76.
40. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. -С. 155-163.
41. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 367 с.
42. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в современной педагогике (1945-1985 г.г.). Кишинев: «Штиинца», 1990. - 173 с.
43. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. М.: Новая школа, 1981.-1981 с.
44. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическая воспитание школьников: книга для учителя. 2-е издание. -Минск: Народная асвета, 1988 - 128 с.
45. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры: Гуманитарныекомментарии к естествознанию. Р-Д: Изд-во «Университетское», 1992. - 316 с.
46. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии, 1996. - 144 с.
47. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России. М.: МП «Петит», 1994. - 244 с.
48. Гулыга А.В. Владимир Сергеевич Соловьев. 1853 1900. Писатель и время. Сборник документальной прозы. - М.: Советский писатель, 1991. - 283 с.
49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Изд-во «Институт ДИ-ДИК», 1997. - 642 с.
50. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993. 579 с.
51. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: ACT «Олимп», 1997. -318 с.
52. Для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
53. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. //Сов. Этнография. 1985,№5. С. 5-23.
54. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. //Советская этнография. 1991, №1. -С.13-19.
55. Дробницкий О.Г. Нравственное сознание. Философская энциклопедия. В 4-х томах. Т.4. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - С. 592.
56. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333 с.
57. Дьюи Д. Свобода и культура /Пер. Машковского Л.; Вступ. Ст. Редпиха Р. London: Overseas publication interchange, LTD,1968.-195 с.
58. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. /Одиссей. Человек в истории. 1991. М.: Наука, 1991.-С. 48-59.
59. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Избранные психологические труды: Т.1 - М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
60. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. - 64с.
61. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 159 с.
62. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 348 с.
63. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 543 с.
64. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. //Педагогика. 1998, №7. С. 74-78.
65. История философии: Запад-Россия-Восток. (Книга третья: Философия XIX-XX в.) М.: «Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1999. - 448 с.
66. Каменоградский И.С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1962. -243 с.
67. Караковский В.А. Воспитательная системы школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992.-124 с.
68. Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание .Воспитание! Теория и практика школьныхвоспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. -160 с.
69. Касьянова Н. О русском национальном характере. М.: Знание, 1994.-207 с.
70. Килпатрик У. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М. Просвещение, 1980. - 123 с.
71. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М.: Знание, 1990.-83 с.
72. Ключевский В.О. Русская история. /Полный курс лекций. Книга первая. Р-н-Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 608 с.
73. Козлов В.И. Проблема этнического сознания и ее место в теории этноса. //Советская этнография. 1974, №2. С. 79-92.
74. Козлов Э.П. Воспитани нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону: Изд - во Ростовского университета, 1983. - 287 с.
75. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Интерпракс, 1994.-208 с.
76. Колпаков Е.М. Этнос и этничность. //Этнографическое обозрение. 1995, № 5. С. 13-23.
77. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 348 с.
78. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.-279 с.
79. Кошмина И.А. Вертикальный тематизм. //Искусство в школе. 1997, №2.-С.31-35.
80. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
81. Крючек В.К.,Крючек О.В. Формирование эстетических потребностей младших школьников на основе единства ивзаимосвязи их учебной и внеучебной деятельности. -Волгоград: изд-во ГСИИК, 1995. 68 с.
82. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. - 224 с.
83. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
84. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Изд-во политической литературы, 1977. - 246 с.
85. Леонтьев А.А. Личность как этническая категория. //Сов. этнография. 1983, №3. С. 35-44.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975.-304с.
87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
88. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М.: Знание, 1978.-48 с.
89. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Издательство СИУ, 1997.-85 с.
90. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара: Издательство СИУ, 1998. - 200 с.
91. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спец. курсу для студентов пед. Институтов.- М.: Просвещение, 1985. 176 с.
92. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.- 280 с.
93. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика,1970.-420 с.
94. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн:: Александра, 1992. - С. 386-406.
95. Лук А.Н. Эмоция и личность. М.: Просвещение, 1982. - 175 с.
96. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.- 229 с.
97. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977, - 224 с.
98. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. //Педагогика. 1998, №1. С. 81-86.
99. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. -183 с.
100. ЮО.Матюхина М.В., Михальчик Г.С., Патрина К.П. Психологиямладшего школьника. М.: Просвещение, 1976. - 210 с. 101 .Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
101. Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов. М.: Гос. респ. Центр русского фольклора, 1994. -192 с.
102. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. - 488 с.
103. Народная культура. Хрестоматия. /Ред. Пигилова Т.А. М.: «Русское поле», 1994. - 178 с.
104. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. / Отв. ред. Б.Н.Путилов, Г.Штробах. М.: Наука, 1991. -166 с.
105. Юб.Насиновская Е.Е. Возрождение характерологии.
106. Психологический журнал. 1998. Т.19, №1. С. 180-182. 107. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М. 1983.
107. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец ХУШ нач. XX в. - 2-е изд., доп. - Л.: Искусство, 1988. - 215 с.
108. ЮЭ.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981 - 190 с.
109. ИО.Немов Р.С. Психология: Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998. - 686 с.
110. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика. 1998, №3. С. 3-11.
111. Никулина Е.Б. Народные праздники в начальной школе. /Русская школа. Методическое пособие. Самара: Изд-во «Самарский дом печати», 1998. - С. 27-31.
112. З.Никулина Е.Б. О роли спецкурса «Основы народной культуры» на факультете начального образования. /Российский ВУЗ: в центре внимания личность (проблемы воспитания). -Ростов-на-Дону: Изд-во ДГПУ, 1999. - С. 43-45.
113. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1988. -141 с.
114. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. М.: Знание, 1989.-63 с.
115. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика, 1979. - 190 с.
116. Нравственное формирование личности школьника: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1981. -159 с.
117. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. -4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
118. Организация нравственного воспитания школьников.
119. Методические рекомендации для работников школы. /Составители Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. М.: 1989. - 74 с.
120. Павлова Л.К. Наследие. М.: Издательство МИРОС, 1997. -162 с.
121. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2-х т. Т.1 - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 416 с.
122. Пиаже Ж. Психология интеллекта. /Избранные педагогические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -680 с.
123. Пигилова Т.А. Народная культура. М.: Русский дом, 1994. - 80 с.
124. Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания. М.: Рос. пед. агентство, 1998. -183 с.
125. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 254 с.
126. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. - 164 с.
127. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. /Под редакцией В.А.Петровского. 2-е издание. -М.: Аспект Пресс, 1995 - 152 с.
128. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1994. - 20 с.
129. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.
130. Рувинский Л.И. О специфике управления нравственным формированием личности. /В кн. Проблема управления процессом формирования личности. М.: Педагогика, 1972. -248 с.
131. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: ЦРО,1997. -162 с.
132. Руднева Т.И. Этнокультурные традиции в образовательном процессе. /Этнокультурные традиции. Духовно- нравственные проблемы. Самара: Изд-во МГПУ, 1990. - 140 с.
133. Русская школа. Методическое пособие. /Отв. ред. Т.И.Руднева. Самара: Изд-во «Самарский Дом печати», 1998. -184 с.
134. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект. //Этнографическое обозрение.1998, №6.-С. 3-15.
135. Рыбаков С.Е. Национализм и нация. //Этнографическое обозрение. 1999, №4. С. 3-16.
136. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
137. Смирнов А.А. Вопросы психологии личности советского школьника. //Сов. Педагогика. 1950, №2. С.73-82.
138. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: , 1978. -316 с.
139. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
140. Спенсер Г. Основания психологии. Т.4. Спб.: Издательство Билибина И.И., 1876. - 354 с.
141. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Изд-во политической литературы, 1960.- 474 с.
142. Спиркин АГ. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
143. Спутник учителя музыки. Составитель Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
144. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. И.: Институт психологии
145. РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
146. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.
147. Столович Л.Н. Красота. Добро.Истина. М.: Республика, 1994. -464 с.
148. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 164 с.
149. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Школа, 1973.-244с.
150. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - 184 с.
151. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. 1988, №2. С.3-7.
152. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1975. - 110 с.
153. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования. //Педагогика. 1999, №1. -С. 103-110.
154. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в.- М.: Педагогика, 1990. С.41-43.
155. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. Собрание сочинений: Т.2. - М.: Просвещение, 1948. - С. 429431.
156. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1974. Т1. - 288 с.
157. Философия: Учебное пособие. /Под редакцией Н.И.Жукова.
158. Мн.: ООО «НТЦ АПИ», 1996. 328 с.
159. Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.
160. Фомина Н.Н. Народные праздники. М.: ИПП «Типар», 1992. -64 с.
161. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.-447 с.
162. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. -164 с.
163. Цырлина Т.В. Встречное движение. М., 1991.
164. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Уч. пособие. М.:Гардарика, 1998. - 400 с.
165. Чешко С.В. Человек и этничность. //Этнографическое обозрение. 1994, №6. С. 35-49.
166. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников. М.: Изд-во «Латмос», 1996. -134 с.
167. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. - 159 с.
168. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: о специфике нравственного воспитания. М.: Знание, 1996. - 110 с.
169. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
170. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Мысль, 1996. - 56 с.
171. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996. - 76 с.
172. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книг, для учителя. / Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. -304 с.
173. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения.
174. Под ред. С.Я.Козлова, П.И.Пучкова. М.: Наука, 1991.-316 с.
175. Этнология. Учебник для высших уч. заведений./ Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др. М.: Наука, 1994. -383 с.
176. Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1995. - 217 с.
177. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитические психология: ее теория и практика. Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.
178. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. - 96с.
179. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
180. Яковлев В.А. «Научные основы нравственного воспитания». -Тамбов, 1975.-106 с.
181. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. -160 с.
182. Kottak С. Ph. Ahtropology: The Exploration of Human Diversiiti. -N.Y., 1991.
183. Kroeber A., Klakhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1993. - 357 p.
184. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «АЗБУКА КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ1. Пояснительная записка
185. Курс рассчитан на три года обучения и является подготовительным этапом для восприятия МХК в среднем звене. Программа курса составлена на основе материалов Т.А.Пигиловой, И.П.Рубцовой.
186. Цель курса пробуждение генетической памяти ребенка, возрождение духовной культуры.
187. Задачи курса формирование знаний об истории и культуре русского народа, о его философских представлениях о Мире и человеке в нем, осознание русской культуры как части мировой.
188. Содержание программы Первый класс
189. Возникновение народного календаря.
190. Понятие «народный календарь». Ритмичность народного календаря (чередование будней и праздников). Основные календарные циклы. Праздники «перехода».
191. Осенний цикл в народном календаре.
192. Сентябрь в народном календаре. Осенины. Праздник урожая. Октябрь в народном календаре. Покров. Параскева Пятница. Ноябрь в народном календаре. Кузьминки, проводы осени.
193. Зимний цикл в народном календаре.
194. Декабрь в народном календаре. Коляда. Новый год. Январь в народном календаре. Святки. Крещение. Февраль в народном календаре. Именины домового. Зима в устном народном творчестве.
195. Весенний цикл в народном календаре.
196. Масленица. Март в народном календаре. Обряды и обычаи Великого поста. Жаворонки, Сороки. Апрель и май в народном календаре. День смеха на Руси потеха. Благовещение. Пасха. Весенние детские игры. Красная горка Егорий вешний. Семик. Троица.
197. Летний цикл в народном календаре.
198. Летние месяцы в народном календаре. Летний солнцеворот Иван Купала. Жатва.1. Второй класс1. Человек часть Вселенной.
199. Мир глазами древних людей. Человек и природа. Понятие о природных стихиях. Обряд как попытка воздействовать на природу. Духи природы.2. Глубины памяти.
200. Пантеон славянских богов. Легенды древних славян. Магические символы и обереги. Трехмерность мира.3. Жилище модель мироздания.
201. Пространство дома. Гостеприимство, хлебосольство. Живые вещи:прялка, сундук, люлька, посуда. Малые божества. Домовой. Кикимора.4. Народные ремесла.
202. Зарождение ремесел. Мужские и женские ремесла. Социализация мужчин и женщин.5. Народный календарь.
203. Проживание" праздников Осенины, Кузьминки, святки, Красная горка, Егорий вешний.1. Третий класс1. Корни язычества.
204. Род. Тотем. Языческое поклонение животным. Символы образов животных в народном творчестве.
205. Этническая история народов нашего края.
206. Этносы, суперэтносы. Соседи. Народ. Особенности поселений. Древнерусский язык. Семейно-бытовая обрядность народов нашего края.
207. Народная философия, народная педагогика.
208. Человек, цикл жизни. Ты и твое имя. Инициации. Обряды перехода (свадьба, похороны).4. Народный календарь.
209. Особенности календарной обрядности народов нашего края. "Проживание" праздников: Капустные посиделки, Коляда, Рождество, Новый год, Масленица, Зеленые святки.
210. Рабочая программа спецкурса «Основы народной культуры» для студентов 2 курса ФНО СамГПУ
211. Особенностью программы является интегративная природа ее содержания, разработанного на основе разносторонних и междисциплинарных исследований народной культуры, что придает ей значение введения в этнокультурологию.
212. Тематическое планирование курса.
213. Содержание материала Кол-во часов Формы работы
214. Народная философия. Народная педагогика. 4 Лекция
215. Славянская мифология. 4 Лекция
216. Жилище как модель мира. 4 Лекция
217. Народный костюм как модель мира. 4 Лекция
218. Народный календарь. Календарные циклы. 4 Семинар
219. Подбор и разучивание календарного песенного и игрового материала. 10 Лабораторные Занятия
220. Организация и проведение народных праздников. 4 Лабораторные Занятия
221. Знакомство с вариативными программами по народной культуре. 6 Семинар t
222. Моделирование занятий по этнокультуре. 6 Лабораторные Занятия
223. Диагностические материалы для измерения этнической идентичности младших школьников.
224. Если бы тебе предложили носить национальную одежду, то какую бы ты выбрал?а) широкую прямого покроя;б) шелковую, расклешенную книзу.
225. Если бы тебе предложили выпить молока, то какой кувшин бы ты выбрал?а) глиняный с широким горлышком;б) узкий жестяной с изогнутой ручкой.
226. Если бы ты мог жить в отдельном доме, ты бы выбрала) деревянный с красивой утварью;б), украшенный красивыми коврами.4. Назови свойа) цвет волос;б) цвет глаз.
227. Напиши город или село, где живут твои близкие родственники.
228. Напиши, кто по национальности твоиа) бабушка, дедушка по материнской линии;б) бабушка, дедушка по отцовской линии;в) ты и твои родители.
229. При обработке анкеты данные заносятся в таблицу.