Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации

Автореферат по педагогике на тему «Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Абрамян, Нелли Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации"

На правах рукописи

АБРАМЯН Нелли Юрьевна

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АВТОРЕФЕРАТ

□0345208В

Волгоград — 2008

003452086

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет».

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор

Соловцова Ирина Афанасьевна.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Вырщиков Анатолий Николаевич (ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»);

кандидат педагогических наук, доцент Никитенко Светлана Николаевна (АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал)).

Ведущая организация — ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Защита состоится 27 ноября 2008 г. в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.

Текст автореферата диссертации размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ru 24 октября 2008 г.

Автореферат разослан 24 октября 2008 г.

Ученый секретарь / / /¿^

диссертационного совета ( ■ А.А.Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется, как показывают результаты социологических и психолого-педагогических (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И. А. Со-ловцова и др.) исследований, системным духовно-нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как Родина, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене ложными ценностями. Так, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что 64% студентов при участии в общественной работе руководствуются карьерными мотивами и эгоистическими соображениями, 92% не видят ничего плохого в том, чтобы давать взятки, и т. п. Поскольку именно ценности составляют ядро нравственности человека, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативностыо, молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны недобросовестных политических деятелей, представителей деструктивных сект и других антисоциальных группировок. В результате процесс включения молодежи в общество, присвоения ею социокультурных норм оказывается деформированным.

Решению этих проблем может способствовать корректная организация нравственного воспитания молодежи, которое является неотъемлемой частью процесса социализации личности. Исходя из тесной взаимосвязи этих понятий, следует рассмотреть в контексте социализации нравственное воспитание студенческой молодежи, важным механизмом которого выступают традиции. Исследователи (М. Мид, А. В. Мудрик, И. С. Кон и др.) отмечают высокую эффективность традиционного механизма социализации.

Однако в социологических, социально-психологических, социально-педагогических исследованиях традиционный механизм рассматривается как механизм стихийной социализации, роль же традиционного механизма в социально контролируемой социализации, и особенно в нравственном воспитании, рассмотрена чрезвычайно слабо. Между тем законосообразное использование традиционного механизма социализации с целью нравственного воспитания студенческой молодежи может значительно повысить эффективность этого процесса. Кроме того, в имеющихся исследованиях акцент делается на усвоении скорее форм поведения, нежели нравственных норм, уделяется недостаточно внимания проблеме присвоения через традиции нравст-

венных ценностей как основы успешной социализации молодежи. Между тем для современной педагогики, основными понятиями которой являются «ценности» и «смыслы», чрезвычайно важно рассмотреть роль традиционного механизма социализации в присвоении человеком нравственных ценностей.

Таким образом, есть все основания утверждать, что существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций.

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для подобного исследования. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы.

Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы социализации человека, позволяющие выявить особенности социализации как контекста нравственного воспитания студенческой молодежи. Сущностные характеристики социализации представлены в трудах О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, М. Вебера, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. Условия и механизмы социализации раскрыты в трудах отечественных психологов Г. М. Андреевой, JI. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна. Связи между понятиями «социализация» и «воспитание» раскрыты в работах отечественных исследователей С. Ю. Бурениной, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В А. Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитания, что дает основания для выявления специфических содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания как составляющей социализации. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, В. С. Соловьев), традиционной (А. С. Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е. В. Бондаревская и др.) и гуманитарной (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, Н. Е. Щуркова и др.) парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (A.C. Макаренко, В.А. Сухо-млннский), в присвоении воспитанником социокультурных норм и

ценностей (Н.М. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и разработать соответствующую модель воспитания.

Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов исследования проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение понимания содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания с учетом особенностей студентов как возрастной и социальной группы, выявление возможностей традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и определение границ этих возможностей, выявление педагогических условий, позволяющих эффективно использовать традиции с целью нравственного воспитания студентов с учетом специфики процесса социализации в современных условиях.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке модели нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации. К ним, в первую очередь, следует отнести усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., где духовно-нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших элементов системы воспитательной работы, и т.д. На основе этих документов в высших учебных заведениях предпринимаются попытки организации нравственного воспитания на основе лучших традиций народной культуры, организуются акции милосердия, имеющие ярко выраженную социальную направленность, проводятся мероприятия, направленные на приобщение студентов к национальной культуре, в первую очередь нравственной. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления и обоснования.

Все более остро обнаруживаются противоречия между:

• необходимостью осуществления нравственного воспитания студенческой молодежи с учетом широкого социокультурного контекста и невыявленностью интегративных связей между социализацией и нравственным воспитанием;

• целостным характером педагогической деятельности и отсутствием системного знания о нравственном воспитании молодежи на основе традиций в широком социокультурном контексте;

» потребностью в результативных средствах нравственного воспитания студентов и невыявленностью педагогического потенциала традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи;

• необходимостью эффективной системы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации и неразработанностью модели педагогической деятельности в этой сфере.

Перечисленные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, состоящей в отсутствии целостного знания о нравственном воспитании студенческой молодежи на основе целенаравленного использования традиций как способа ее включения в современное социокультурное пространство.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Нравственное воспитание студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации».

Объект исследования — воспитательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — нравственное воспитание студенческой молодежи как составляющая ее социализации с использованием традиций как основного педагогического средства.

Цель исследования — разработать научные основы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить сущностные характеристики нравственного воспитания в контексте социализации.

2. Разработать уровневую модель процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

3. Выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи с учетом современных социокультурных условий.

4. Обосновать логику воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации с использованием традиций как основного воспитательного средства.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что нравственное воспитание студенческой молодежи будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий:

1) нравственное воспитание студенческой молодежи будет рассмат-рираться как составляющая социализации, имеющая нормативный,

деятельностный и поведенческий аспекты, что будет учитываться при формулировании целей нравственного воспитания;

2) динамика процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации будет определяться логикой становления отдельных его составляющих и их единства (от разрозненности к гармоничному целому, от ситуативности в деятельности и поведении к надситуативному поведению и деятельности, от фрагментарных знаний о нравственных ценностях к руководству ими в повседневной жизни);

3) в воспитательной деятельности вуза будут использованы виды традиций, оказывающих наибольшее влияние на присвоение студентами нравственных норм и ценностей, при этом будут учтены разные уровни традиций — от общекультурных до традиций образовательного учреждения;

4) логика воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи, будет представлять собой последовательность этапов, обусловленную динамикой процесса нравственного воспитания и основанную на последовательной смене педагогических целей — от ознакомления студентов с нравственными ценностями и нормами до становления их субъектами нравственно ценной и социально значимой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения гуманитарной педагогики о ценностных и культурологических основаниях воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Н. Е. Щуркова); идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев); идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности (М. С. Каган, В. А. Малахов, А. В. Кирьякова, Л. П. Разбегаева); положения социальной педагогики о роли традиционного механизма в социализации человека (И. С. Кон, А. В. Мудрик); положения гуманитарной педагогики о специфике социально-нормативного аспекта воспитания (Н. М. Борытко).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

• теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, системный и структурно-функциональный анализ, моделирование, проектирование, классификация, систематизация и др.;

• эмпирические, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ работ студентов, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных нравственных качеств студентов, формирующий эксперимент, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы и устойчивой повторяемостью ее основных результатов; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Эмпирическиую базу исследования составили негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Международный институт управления» и негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Современная гуманитарная академия».

Исследование проводилось в 2002—2007 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2002—2004 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам нравственного воспитания студенческой молодежи и проблемам социализации были выявлены основные подходы к пониманию нравственного воспитания, его специфика как составляющей социализации. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база, организован констатирующий эксперимент. Поисковая работа велась на базе НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия».

Второй этап (2004—2006 гг.) был связан с выявлением педагогического потенциала традиций как средства нравственного воспита-

ния студенческой молодежи в контексте социализации, с разработкой модели процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации и модели деятельности педагога по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе применения традиций, ее опытно-экспериментальной апробацией и уточнением. В этот период автор апробировала разработанную модель в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления».

На третьем этапе (2006—20007 гг.) на основе изученной литературы и практического опыта применения разных видов традиций с целью нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, экспериментальной проверки гипотезы разрабатывалась система воспитательной работы в вузе, реализация которой повышает эффективность деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации. На этом этапе уточнялись возможности традиций как средства нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, отрабатывалась методика их применения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под нравственным воспитанием в контексте социализации понимается присвоение воспитанником системы нравственных норм, которыми руководствуегся человек в различных ситуациях общественной жизни, базирующихся на принятых в данном обществе и усвоенных человеком ценностях и находящих выражение в нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества формах. Нравственное воспитание выполняет следующие функции в становлении личности: ценностно-смысловую, направленную на присвоение в процессе нравственного воспитания ценностей различного уровня; нормативно-ориентирующую, которая позволяет передать человеку социальный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря которой человек реализует нравственные нормы во взаимодействии с другими людьми и социальными институтами, становится не только носителем, но и выразителем нравственных ценностей и норм; формально-поведенческую, предполагающую усвоение форм поведения, которые уместны в той или иной ситуации в определенном социокультурном окружении. При этом ведущая роль принадлежит ценностно-смысловой функции. В структуре нравственного воспитания выделяются

следующие составляющие: присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов; освоение нравственных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами; освоение принятых в обществе форм поведения, общения, взаимодействия; организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности.

2. Процесс нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации предполагает прохождение воспитанниками четырех уровней: аморфного (у студентов разрозненные знания о нравственных ценностях, их поведение ситуативно и может противоречить нравственным нормам); фрагментарного (студенты пытаются осмыслить нравственные ценности, ориентируясь на них в отдельных ситуациях, принимают от случая к случаю участие в нравственно ценных видах деятельности); структурного (у студента в целом складывается внутренняя иерархия ценностей, которые определяют его поведение и деятельность, однако достигнутый высокий уровень он сохраняет лишь в условиях благоприятного социокультурного и педагогического окружения); целостного (у студента сложившаяся устойчивая индивидуальная иерархия ценностей, которая полностью регулирует его поведение и деятельность, студент выступает в качестве организатора нравственно ценной и социально значимой деятельности как субъект собственной жизни и как самостоятельная, активная личность, интегрированная в общество с его нравственными нормами и ценностями).

3. Одним из эффективных механизмов нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации выступает традиционный механизм, который становится педагогически управляемым благодаря целенаправленной организации активности студентов как субъектов воспитательного взаимодействия и формированию в вузе воспитывающей среды, предполагающей целенаправленное использование существующих и создание новых традиций на основе нравственных ценностей. В воспитательном процессе вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных социокультурных ценностей, присвоение соответствующих норм, формирование характерных для той или иной культуры способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру,

позволяя ему в то же время постигнуть многообразие способов взаимодействия и культурного самовыражения представителей разных социокультурных групп и осознать единство ценностей и нравственных норм на уровне нации и человечества; традиции высшего учебного заведения, позволяющие как организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента, так и обеспечить включение молодого человека в широкий социокультурный контекст.

4. В организации педагогической деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций целесообразно выделение следующих этапов: «введение в нравственную составляющую культуры», целью которого является ознакомление студентов с ведущими ценностями региональной, национальной и общечеловеческой культуры, с нравственными нормами и формами поведения, принятыми в национальной и общечеловеческой культуре и в среде конкретного вуза, с различными видами нравственно ценной и социально значимой деятельности, в которой он может проявить себя; «погружение», цель которого — присвоение студентами ценностей разного уровня, нравственных норм и освоение ими культурно и социально приемлемых форм поведения путем включения их в социальную микросреду (в данном случае среду вуза), где эти ценности, нормы и формы поведения функционируют в виде традиций; «осмысление», целью которого является выявление студентами смыслов, заключенных в ценностях, явлениях культуры, нравственных нормах и формах поведения, а также в различных видах общественно полезной деятельности; «самореализация», цель которого — становление студентов субъектами собственной жизни и деятельности в профессиональном и социокультурном контексте, формирование у них индивидуальной системы ценностей. Деятельность по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации регулируется следующими принципами: повышения степени идеальности, направленным на приближение системы к идеальному состоянию; единства противоположностей, требующим разрешения на научной основе возникающих при осуществлении деятельности противоречий; динамизации, требующим постоянного развития воспитательной системы; полноты частей системы, проявляющимся в ее многофункциональности.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые на основе уточненных с позиций задач исследования со-

держательных характеристик нравственного воспитания в контексте социализации выявлены стадии воспитательного процесса, направленного на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации с использованием традиций как основного воспитательного средства; сформулированы принципы деятельности педагога по нравственному воспитанию студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации; уточнено представление о воспитательном потенциале традиций в сфере нравственного воспитания, конкретизировано знание о видах традиций, использование которых целесообразно для решения задач нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена обоснованием содержательных характеристик нравственного воспитания в контексте социализации, что существенно дополняет современную теорию нравственного воспитания и вносит вклад в теорию социализации личности; разработкой уровневой модели процесса исследуемого феномена, конкретизирующей фундаментальное положение гуманитарно-целостного подхода о стадийном характере воспитательного процесса; уточнением научных представлений о воспитательном потенциале традиций, что означает углубление научных знаний о средствах нравственного воспитания, применяемых в условиях вуза; обоснованием логики деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи и включению ее в современный социокультурный контекст, что вносит существенный вклад в теорию организации воспитательного процесса в вузе. Разработанные теоретические положения могут также служить основанием для дальнейших научных исследований в области социальной педагогики.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их практического использования преподавателями, кураторами студенческих групп в воспитательной работе вузов различного профиля, при разработке методического обеспечения нравственного воспитания студенческой молодежи. Сформулированные принципы могут выступать регуляторами деятельности по нравственному воспитанию молодежи. Разработанные в ходе исследования программы, а также апробированные диагностические и формирующие методики, обеспечивающие качественно новый воспитательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем оказания студенту помощи в преодолении трудностей социализации на нравственной основе.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие авт ора в работе научно-исследовательского центра современных проблем воспитания при кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, выступления на Международной научно-практической конференции (г. Архангельск, 2007 г.), публикацию материалов исследования в различных научных и научно-методических изданиях (всего опубликовано 7 работ общим объемом 3,2 п. л.).

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» (г. Волгоград) и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия» (г. Волгоград).

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (160 с.) состоит из введения (13 е.), двух глав (1-я гл. — 58 е., 2-я гл. — 58 е.), заключения (5 е.), списка использованной литературы (215 наименований) и 2 приложений. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 7 иллюстраций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава «Теоретические основы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации» посвящена выявлению целостных характеристик нравственного воспитания, обеспечивающих успешную социализацию человека, исходя из которых определяются функции и структурные элементы нравственного воспитания в контексте социализации, а также обосновывается уровне-вая модель нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации.

Анализ социально-психологической и социально-педагогической литературы, а также современных концепций воспитания позволил установить, что воспитание и социализация имеют общие содержательные характеристики, которые позволяют рассматривать воспитание и его составляющие (в первую очередь нравственное воспитание) в контексте социализации.

При исследовании нравственного воспитания в контексте социализации с позиций системно-целостного подхода необходимо в первую очередь выделить нравственное воспитание из числа других педагогических феноменов, определив его целостные характеристики. Анализ литературы и осмысление педагогической действительности

показали, что среди целостных характеристик нравственного воспитания наиболее важными являются следующие: ориентация нравственного воспитания на ценности, в первую очередь на такие, которые именуются «вечными» или «абсолютными» — Истина, Добро, Красота, Любовь, и на выработку позитивного отношения воспитанника к этим ценностям — с этим связан ценностно-смысловой характер нравственного воспитания; направленность нравственного воспитания на другого человека и необходимость воспитания в связи с этим таких качеств, как доброта, милосердие, способность к сопереживанию, — именно через эти качества выражается социальная значимость нравственного воспитания; деятельностная направленность нравственного воспитания; интегрирующий характер нравственного воспитания — именно оно придает личности целостность, является определяющим в ее становлении; реализация в нравственном воспитании идеи общественного блага; связь нравственного воспитания с национальной и общечеловеческой культурой; при этом нравственное воспитание является важнейшим способом духовного становления человека. Основополагающим при определении целостных характеристик нравственного воспитания стало положение о том, что нравственность является результатом выработки человеком собственных смыслов и выступает связующим звеном между моральностью и духовностью, поскольку ее становление, с одной стороны, невозможно без усвоения нравственных норм и определенных ограничений (мораль), с другой — нравственность выступает выражением внутренней духовной сущности человека, способом проявления его духовности.

Анализ педагогических исследований, выполненных с позиций культурологического подхода, рассматривающего человека с точки зрения разных аспектов его бытия в культуре (личность, индивидуальность, субъект), позволил сделать вывод о том, что, определяя содержательные характеристики нравственного воспитания, целесообразно выявить функции нравственного воспитания, в первую очередь, в становлении личности. Целостные характеристики нравственного воспитания в контексте социализации позволили выявить следующие функции нравственного воспитания в становлении личности:

Ценностно-смысловая. Эта функция направлена на присвоение в процессе нравственного воспитания ценностей различного уровня. При этом в диссертации, вслед за Е. В. Бондаревской и Т. И. Власовой, выделяются следующие уровни ценностей:

• абсолютные ценности — вечные, неизменные на всем протяжении существования человечества и связанные с основами человеческого бытия; применительно к нравственному воспитанию особо выделяется такая ценность, как Добро;

• общечеловеческие ценности — те ценности, которые важны для любого общества— семья, общество, труд, познание, красота;

• национальные ценности — зависят от особенностей менталитета той или иной нации, этнической группы и находят отражение в национальной культуре; в системе нравственного воспитания в контексте социализации целесообразно ориентироваться на такие ценности отечественной культуры, как патриотизм, милосердие, коллективизм, свобода;

• региональные ценности — отражают специфику той или иной социально-этнической группы в рамках единой национальной культуры; в данном исследовании эту группу ценностей составляют ценности казачества;

• ценности образовательного учреждения — в данном случае специфические ценности определенного высшего учебного заведения; к ним относятся «институтский дух» (осознание каждым студентом своей принадлежности к вузу, проявляющееся в гордости за свое учебное заведение, в активном стремлении приумножить славу вуза), студенческое братство (осознание своей принадлежности к особой социальной группе молодежи — студенчеству, с его богатыми историческими традициями и чертами, включающими в себя любознательность, свободомыслие, самостоятельность в суждениях, корпоративность и т. п.).

Нормативно-ориентирующая. Эта функция нравственного воспитания позволяет передать человеку социальный опыт «через принятие. .. общественного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти "сре-довые влияния" могут стать эффективными средствами воспитания, ведь культура "программирует" не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяет их оценку и выбор поведения» (Н. М. Борытко). Благодаря реализации нормативно-ориентирующей функции человек знакомится с нравственными нормами, характерными для данного общества, и усваивает их (нормативный аспект). С другой стороны, усвоенные нравственные нормы, в первую очередь нормы взаимодействия между людьми и социальными институтами, позволяют человеку интегрироваться в общество, осваивать различные социальные роли, реализовывать их

в разнообразных ситуациях жизни и деятельности так, как это принято в данном обществе (ориентирующий аспект). Благодаря реализации этой функции происходит главным образом становление социальных качеств человека.

Деятельностно-коммуникативная. Благодаря ее осуществлению человек реализует нравственные нормы во взаимодействии с другими людьми и социальными институтами, становится не только носителем, но и выразителем нравственных ценностей и норм, заключенных в национальной и общечеловеческой культуре; при этом он ориентируется не только на усвоенные нравственные нормы, но, в первую очередь, на абсолютную ценность Добро. Деятельностный аспект данной функции предполагает, что деятельность носит общественно значимый и нравственно ценный характер. Кроме того, она должна быть разнообразной, чтобы способствовать всестороннему развитию личности, ее самореализации в обществе, направленной на освоение человеком различных социальных ролей (семьянина, гражданина, профессионала и др.) и на реализацию им этих ролей на нравственной основе. Коммуникативный аспект предполагает общение в процессе осуществления общественно и личностно значимой деятельности, которое предполагает обмен нравственно ценной и общественно значимой информацией в такой форме, которая позволяла бы участникам общения успешно взаимодействовать, и выбор форм общения, направленных на установления взаимопонимания между воспитанниками.

Формально-поведенческая. Нравственное воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, предполагает не только присвоение нравственных норм и ценностей, принятых в данном обществе, но и усвоение определенных форм нравственного поведения, взаимодействия с отдельными людьми и социокультурным окружением в целом, также обладающих ярко выраженной социокультурной спецификой. Сознательное или невольное (по незнанию) нарушение этих форм поведения может быть расценено другими участниками ситуации как нарушение нравственных норм, может послужить причиной взаимного непонимания и, как следствие, — нарушения общения и деятельности, иногда даже конфликта. Форма является внешним выражением нормы поведения, структурирует ее, предписывает людям способ поведения в определенной социальной роли, в определенной социальной ситуации, регулируя таким образом взаимодействие между людьми и социальными институтами.

Среди функций нравственного воспитания ведущая роль принадлежит ценностно-смысловой функции. Она является интегрирующей по отношению к остальным функциям, поскольку именно сформиро-ванность у человека индивидуальной системы ценностей определяет и характер понимания им нравственных норм, и степень их принятия (позитивное отношение к ним), и способность руководствоваться ими в совместной деятельности и общении с другими людьми, и понимание форм нравственного поведения как способа выражения нравственной нормы.

Анализ функций выявляет в структуре нравственного воспитания следующие составляющие: присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов, что является базой для усвоения нравственных норм и форм поведения, организации социально ценной и личностно значимой деятельности; освоение нравственных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами, что обеспечивает адаптацию человека в обществе; освоение принятых в обществе форм поведения, общения, взаимодействия, что позволяет адекватно реализовать присвоенные нравственные нормы и ценности; организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, благодаря чему осуществляется самореализация человека в обществе, становление его субъектом собственной жизни и деятельности, выражается его индивидуальность. Эти составляющие позволили определить основные направления нравственного воспитания в целостной воспитательной системе вуза.

Выявленные характеристики нравственного воспитания в контексте социализации позволили сформулировать его определение. Под нравственным воспитанием в контексте социализации понимается присвоение воспитанником системы нравственных норм, которыми руководствуется человек в различных ситуациях общественной жизни, базирующихся на принятых в данном обществе и усвоенных человеком ценностях и находящих выражение в нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества формах.

Анализ психолого-педагогической, социологической литературы и результаты диагностического эксперимента позволяют утверждать, что студенческий возраст отличается позитивными характеристиками, на которые можно опереться при организации нравственного воспитания: это период наиболее активного развития нравственных

и эстетических чувстп, становления и стабилизации характера; характерной чертой нравственного развития в студенческом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения, укрепление таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой; повышение интереса к нравственным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.); стремление к самоанализу и самооценке; усложнение мыслительных действий, что оказывает влияние на все стороны жизни, в том числе и на нравственную. Основные противоречия развития личности студента — между стремлением к нравственному самоутверждению и стремлением к развлекательности; стремлением к независимости, с одной стороны, и подверженности влиянию со стороны окружения и слабой способностью к сознательной регуляции своего поведения — с другой; необходимостью освоить социально-нравственные нормы и стремлением к отрицанию, нигилизму. Главной проблемой является проблема нравственного выбора, связанного с выполнением общественного долга.

Для проектирования эффективной системы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации важно учитывать логику становления нравственной сферы студентов, поскольку, с точки зрения представителей гуманитарно-целостного подхода (Н. М. Борытко, И. А. Колесникова и др.), при организации воспитания необходимо учитывать процессы внутреннего саморазвития формируемого качества. Опираясь на содержательные характеристики нравственного воспитания и учитывая особенности студенчества как социально-демографической группы, можно выделить следующие уровни нравственного становления студентов в контексте социализации (при этом использовалась теоретическая модель становления целостности системы, разработанная В. С. Ильиным):

• аморфный — нравственная воспитанность еще не выполняет своих функций в становлении личности студента;

• фрагментарный — между отдельными составляющими нравственной воспитанности в структуре личности студента появляются связи, но нравственная сфера студента остается неустойчивой;

• структурный — студента такого уровня можно назвать нравственно воспитанным человеком, однако достигнутый высокий уровень он сохраняет лишь в условиях благоприятного социокультурного и педагогического окружения;

• целостный — студент на этом уровне развития выступает как субъект собственной жизни и деятельности и как самостоятельная,

активная личность, интегрированная в общество с его нравственными нормами и ценностями.

Во второй главе диссертации «Процесс нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций в контексте социализации» обоснована целесообразность применения традиций в качестве ведущего средства нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, охарактеризована модель педагогической деятельности по организации такого воспитания и описана опытно-экспериментальная работа по разработке и применению воспитательной системы вуза, основанной на указанной модели.

Для организации эффективного процесса нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации чрезвычайно важно выбрать и теоретически обосновать адекватные его сущности педагогические средства, обеспечивающие переход студента на более высокий уровень нравственного воспитания и направленные на помощь ему в преодолении названных выше противоречий. Среди комплекса таких средств одно является доминирующим, системообразующим. Теоретический анализ и длительная опытно-экспериментальная работа показали, что в качестве такого средства можно рассматривать традиции.

Анализ охарактеризованных в научной литературе функций традиций позволил сделать вывод о том, что традиция составляет неотъемлемую часть социализации, а потому целесообразно ее использование с целью социализации студенческой молодежи. С другой стороны, без традиций невозможно нравственное воспитание. Так, исследователи особо подчеркивают тот факт, что традиция имеет ценностный характер, что основу ее содержания составляют ценности, включенные в национальную культуру.

Традиции не только придают стабильность общественным явлениям и личностным образованиям, но и способствуют их преобразованию. Исследователи (Р. Б. Вендровская, М. В. Савин) указывают на творческий потенциал традиции и подчеркивают, что именно традиция, являясь частью общей культуры, позволяет решать новые творческие задачи, отталкиваясь от коллективного опыта действий прошлых поколений. Таким образом, традиция, с одной стороны, придает нравственному воспитанию необходимую для каждого личностного образования устойчивость, с другой — способствует творческому саморазвитию личности, поскольку в обществе благодаря деятельности людей происходит изменение старых и создание новых тради-

ций, причиной чего является изменение социокультурной среды и развитие личности человека.

Благодаря этому можно утверждать, что традиция может быть целенаправленно использована для формирования всех составляющих нравственного воспитания студентов в контексте социализации (т е. выступать в роли педагогического средства): присвоения ценностей национальной и мировой культуры и «открытия» в них собственных. смыслов; освоения нравственных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми и социальными институтами; освоения принятых в обществе форм поведения, общения, взаимодействия; организации нравственно ценной и социально значимой деятельности.

Исходя из ценностей, присвоение которых осуществляется в процессе нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, создание в вузе воспитывающей среды, обеспечивающей результативность нравственного воспитания студенческой молодежи, предполагает использование в качестве средств нравственного воспитания трех групп традиций.

Национальные традиции. Исследователи отмечают, что сами традиции и их функционирование имеют ярко выраженную национальную специфику и отличаются в каждой из цивилизаций, а также в различные исторические эпохи. Именно через национальные традиции осуществляется присвоение общечеловеческих ценностей. Поэтому данная группа традиций обеспечивает присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных и личностных социокультурных ценностей и, соответственно, присвоение соответствующих норм, формирование характерных для той или иной культуры способов нравственного поведения.

Региональные традиции. Эти традиции, не противореча национальным традициям, способствуют включению студента в национальную и общечеловеческую культуру, позволяя ему в то же время постигнуть многообразие способов взаимодействия и культурного самовыражения представителей разных социокультурных групп и осознать единство ценностей и нравственных норм на уровне нации и человечества. Так, одним из направлений совершенствования содержания воспитания в контексте социализации выступает нравственное воспитание студенческой молодежи на традициях казачества на основе ознакомления студентов с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, про-

мыслах и ремеслах. Присвоение ценностей в данном случае осуществляется по двум направлениям: в логике «от национального к общечеловеческому» (через обнаружение общечеловеческих нравственных ценностей, находящих отражение в национальных традициях), и в логике «от национального к индивидуальному» (через нахождение личностных, нравственно значимых смыслов в традициях народа).

Традиции высшего учебного заведения Данная группа традиций позволяет как организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента, так и обеспечить включение молодого человека в широкий социокультурный контекст (например, через общевузовскую акцию «Милосердие», ежегодные Ассамблеи студенческой науки, традиционные формы студенческого самоуправления и т. п.). Такие традиции востребуют не только личностные (общественно значимые) качества студента, но и его индивидуальность, способствуют проявлению и развитию его свойств как субъекта собственной жизни и деятельности.

Для успешного осуществления деятельности по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций необходимо было разработать научно обоснованную модель такой деятельности. Модель предполагает, во-первых, выделение этапов деятельности, во-вторых, формулирование принципов деятельности.

В соответствии с уровневой моделью нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации и с учетом того факта, что ведущим средством нравственного воспитания студентов в контексте социализации выступают традиции, можно выделить следующие этапы педагогической деятельности в этом направлении:

I этап — введение в нравственную составляющую культуры. В качестве результата данного этапа можно рассматривать формирование знаний о ценностях разного уровня, нравственных нормах, социально и культурно приемлемых формах, способах поведения, ориентацию на них в более или менее широком диапазоне жизненных ситуаций, знания о нравственно ценной и социально значимой деятельности, в которых студент может реализовать себя как член общества.

II этап — «погружение». Результат данного этапа — практическое освоение с разной степенью надситуативности и самодетерминированности (субъектности) культурно приемлемых форм поведения с учетом их ориентации на нравственные нормы и ценности в разнообразной деятельности, способствующей социализации студента.

III этап — «осмысление» Результат данного этапа — понимание студентами с разной степенью глубины содержания абсолютных, общечеловеческих, национальных, региональных ценностей и ценностей образовательного учреждения, значения нравственных норм и форм поведения как регуляторов деятельности и отношений.

IV этап — «самореализация». Результат этого этапа — формирование у студентов индивидуальной системы ценностей разной степени целостности, сознательное регулирование деятельности посредством нравственных норм, самореализация их в нравственно значимых и социально ценных видах деятельности.

Определяющими в построении системы нравственного воспитания в контексте социализации на основе традиций студентов являются принципы:

1) Принцип повышения степени идеальности. Любая система, в том числе нравственного воспитания, развиваясь, стремится стать более надежной, эффективной, т.е. максимально приблизиться к идеальному состоянию. Задача при этом заключается в том, чтобы найти структурную единицу, отражающую качественное своеобразие этой системы. Такая «единица» должна быть наполнена теми же элементами, что и модель воспитательной системы (в нашем случае это программа Центра казачьей культуры Волгоградского филиала Международного института управления), причем при построении воспитательной системы и ее модели следует двигаться не от элементов к целостности, а от целостности к предполагаемым элементам, содержащим, в свою очередь, некую конструкцию, структуру, повышение многофункциональности системы. Она должна нести в себе черты и традиционности, и инновационное™, иметь зоны неопределенности, незадан-ности — и зоны внимания и заботы.

2) Принцип единства противоположностей, которые выражаются в ряде противоречий: административных, технологических и личностных, требующих специальной работы по их преодолению

3) Принцип динамизации. Надежность, стабильность и постоянство системы зависят от ее способности изменяться. Ее развитие, а значит, и жизнеспособность определяется главным показателем — степенью динамизации, т.е. способностью быть подвижной, гибкой, приспосабливаться к внешней среде.

4) Принцип полноты частей системы. Каждый элемент системы несет в себе некоторую информацию о ней. Чем полнее и качественней информация, тем более высока организация воспитательной системы. В конкретной модели воспитательной системы это выражает-

ся в ее детализации, дифференциации, переструктурировании и т.д. или же, наоборот, — в интегрировании и многофункциональности.

На основе описанной выше модели была разработана концепция воспитательной работы в вузе, методологическим основанием которой выступили аксиологический и культурологический подходы, спроектирована и успешно реализуется система воспитательной работы, одной из важнейших частей которой является нравственное воспитание студентов в контексте социализации на основе традиций, в первую очередь национальных. Одним из примеров эффективного функционирования и развития такой системы является Центр казачьей культуры, в рамках которого воспитательная работа опирается на региональные традиции. В вузе (НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления») создана культуросообразная воспитывающая среда, способствующая успешной социализации студентов и освоению ими нравственных норм и форм поведения, главной составляющей которой являются традиции вуза.

Диагностика результативности воспитательной системы вуза выявила позитивную динамику нравственного воспитания студентов в контексте социализации (см. табл.). В таблице приведены данные, полученные после обобщения результатов диагностирования отдельных составляющих нравственного воспитания студентов в контексте социализации и после подсчета результатов, полученных при выявлении интегративного показателя нравственного воспитания студентов, в качестве которого выступала система индивидуальных ценностей.

Динамика нравственного воспитания студентов, кол-во студ., % (абс.) по уровням

Группа Уровень нравственного становления

Аморфный Фрагментарный Структурный Целостный

Начало эксн. / конец эксп. Начало эксп / конец эксп Начало эксп. / конец эксп. Начало эксп. / конец эксп.

2004 г 2008 г.. 2004 г 2008 г. 2004 г 2008 г. 2004 г. 2008 г.

Экспериментальная 41,2 (57) 16,3 (24) 27,7 (37) 35,6 (48) 16,9 (24) 29,8 (40) 14,2 (19) 18,3 (25)

Контрольная 46,6 (62) 31,9 (43) 24,8 (34) 32,3 (43) 15,7 (21) 20,9 (28) 12,9 (17) 14,9 (20)

Как видно, в начале экспериментальной работы количество студентов, находившихся на разных уровнях нравственного становления, сопоставимо для экспериментальной (студенты НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления») и контрольной (студенты НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия») групп. После завершения формирующего эксперимента количество студентов, находящихся на аморфном уровне, в экспериментальной группе уменьшилось на 24,1% (33 чел.), в контрольной — на 14,2% (19 чел.). Количество студентов на фрагментарном, структурном и целостном уровнях увеличилось соответственно на 8,1% (11 чел.) в экспериментальной группе и на 6,7% (9 чел.) — в контрольной группе; 11,7% (16 чел.) в экспериментальной группе и 5,2% (7 чел.) — в контрольной группе; 4,4% (6 чел.) в экспериментальной группе и 2,2% (3 чел.) — в контрольной группе. Таким образом, в экспериментальной группе значительно большее, по сравнению с контрольной группой, число студентов оказалось на высших уровнях нравственного становления. Анализ данных диагностики (анкетные опросы и др.) свидетельствует о том, что это полностью является результатом реализации содержащихся в диссертации теоретических положений и практических рекомендаций.

Опытно-экспериментальная работа, итоговая диагностика, сравнение с данными массового опыта подтвердили результативность разработанной системы нравственного воспитания студентов в контексте социализации, что проявилось в более динамичном, по сравнению с массовой практикой, формировании как отдельных составляющих нравственного воспитания в контексте социализации, так и указанного феномена как целостного образования.

В заключении диссертации изложены основные выводы, свидетельствующие о правомерности выдвинутой гипотезы и состоящие в следующем: содержание нравственного воспитания в контексте социализации включает нравственные ценности, моральные нормы и соответствующие им формы поведения; традиции выступают адекватным и эффективным средством нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, поскольку через них реализуется «механизм наследования» нравственных ценностей, норм, форм поведения; деятельность по нравственному воспитанию студенческой молодежи в контексте социализации на основе традиций приобретает законосообразный характер, если базируется на нормативной модели, учитывающей содержательные и процессуальные характеристики данного феномена.

Перспективы дальнейших исследований связаны, в первую очередь, с поиском и обоснованием других, по сравнению с обоснованным в диссертации, результативных средств нравственного воспитания студенческой молодежи; усовершенствованием на научной основе диагностического инструментария, позволяющего организовать продолжительный мониторинг качества воспитательной системы вуза; использованием традиций в других сферах воспитательной деятельности. Решение этих проблем позволит оказать студенческой молодежи эффективную педагогическую помощь в социализации на основе нравственных норм и ценностей.

Основные результаты и материалы исследования отражены в следующих публикациях:

Статья в журнале, входящем в список ВАК РФ

1. Абрамян, H. Ю. Роль традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи: социально-нормативный аспект / Н. Ю. Абрамян // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2008. — № 6 (30). — С. 27—31 (0,4 пл.).

Статьи и тезисы докладов в сборниках тучных трудов и материалов научных конференций

2. Абрамян, Н. Ю. Нравственное воспитание студенческой молодежи: аспект социализации / Н. Ю. Абрамян // Избранные вопросы педагогической теории: сб. науч. ст. асп. и соискатели каф. педагогики ВГПУ. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — С. 81— 90 (0,6 п. л.).

3. Абрамян, Н. Ю. Особенности социализации в студенческом возрасте / Н. Ю. Абрамян // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Архангельск).—Архангельск, 2007. — С. 185—190 (0,4 п. л.).

4. Абрамян, Н. Ю. Концепция воспитательной работы Волгоградского филиала Международного института управления / H. Ю. Абрамян // Вестн. Междунар. ин-та управления. — 2007. — № 5—6. — С. 72—75 (0,4 п. л.).

5. Абрамян, Н. Ю. Воспитательная система вуза как основа формирования нравственной личности / Н. Ю. Абрамян // Вестн. Междунар. ин-та управления. — 2007. —№ 7—9. — С. 75—79 (0,5 п. л.).

6 Абрамян, Н. Ю. Патриотизм как основа нравственного воспитания / Н. Ю. Абрамян // Вестн. Междунар. ин-та управления. — 2007. — № 10—12, —С. 71—74 (0,4 п. л.).

7. Абрамян, Н. Ю. Вопросы нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов/ Н. 10. Абрамян // Вестн. Междунар. ин-та управления — 2008. — № 1—2. — С. 81—89 (0,5 п. л.).

АБРАМЯН Нелли Юрьевна

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Автореферат

Подписано к печати 20.10 2008 г. Формат 60x84/16. Печать офс. Бум. офс. Гарнитура Times. Уел печ. л. 1,4. Уч -изд. я 1,5. Тираж 110 экз Заказ éJjQ

ВГПУ. Издательство «Перемена» Типография издательства «Перемена» 400131, Волгоград пр. им. В И Ленина, 27