Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сальдаева, Ольга Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сальдаева, Ольга Викторовна, 2000 год

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки изучения роли общения в развитии аксиологического потенциала будущего учителя.

§ 1. Общение как педагогический феномен.

§2. Взаимосвязь аксиологического и коммуникативного потенциалов будущего учителя.

§3. Развитие аксиологического потенциала будущего учителя как предмет исследования.

Выводы по I главе.

Глава II. Опыт реализации возможностей общения как фактора развития аксиологического потенциала будущего учителя.

§1. Диагностика доминирующих ценностных ориентаций будущего учителя.

§2. Коммуникативные умения как компонент аксиологического потенциала будущего учителя.

§3. Аксиологический профиль личности будущего учителя.

§4. Педагогические условия реализации возможностей общения в развитии аксиологического потенциала будущего учителя.

Выводы по II главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя"

Сегодня российское общество проходит через полосу сложнейших социокультурных трансформаций, затрагивающих все аспекты его жизнедеятельности. Одним из регуляторов этих изменений являются ценности. Иерархия личностных ценностей служит связующим звеном между культурой общества и личностью.

Образование является той системой, в которой каждый элемент обеспечивает вхождение личности в интегральное поле культуры. Утверждение о том, что образование не должно сводиться к обретению той или иной информации, вновь обретает актуальный смысл. Образование как компонент культуры в современных условиях приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Ценности, в синтезе их общечеловеческих, культурных, социальных форм, объективно оказываются включенными в содержание образования. Сегодня всей социальной ситуацией они включены в нравственные и культурные цели образования. Процесс непрерывных изменений в мире ставит личность в ситуацию постоянного выбора. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его аксиологического потенциала, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем.

Актуальность исследования обусловлена его включенностью в интенсивно разрабатываемую в настоящее время педагогическую аксиологию. Особенности течения современных процессов выводят образование в центр осмысления реальностей и перспектив российского общества. Именно аксиологический подход в изучении педагогических явлений дает возможность видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждую отдельную личность. Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях.

Данное исследование отвечает потребностям общества, порожденным изменением социально-педагогического смысла общения. Общение выступает ведущим условием установления общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, в общении происходит возвышение потребностей личности к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства.

Актуальность данного исследования определяется наличием противоречий:

- между глобальной проблемой взаимоотношений между людьми, народами, нациями и умением организовать общение, которое бы способствовало взаимопониманию и взаимообогащению;

- между целями российского общества и недостаточной личностной ориентированностью образования;

- между интенсивностью исследования проблем общения и недостаточной научной разработанностью вопроса взаимосвязи аксиологического и коммуникативного потенциалов личности, как и роли общения в освоении личностью ценностей.

Философия, психология, социология, педагогика накопили достаточную научную базу идей и фактов, позволяющих решать задачу формирования ценностно-гармоничной личности. Но аксиологический потенциал личности как предмет специального исследования и роль общения в освоении личностью ценностей изучены недостаточно. Это и определило выбор темы исследования: «Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя».

Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом училище.

Предмет исследования: развитие аксиологического потенциала будущего учителя.

Цель исследования: раскрыть возможности и педагогические условия общения как фактора развития аксиологического потенциала будущего учителя.

Гипотеза исследования. Общение как обмен ценностями является фактором развития аксиологического потенциала будущего учителя в том случае, если реализуются его потенциальные ценностные возможности:

- реализуется субъектная позиция «Учитель - Ученик» в креативной деятельности;

- транслируются аксиологические идеи, способствующие возвышению потребностей личности к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства;

- обеспечивается эмоциональный резонанс в ценностном взаимодействии «Учитель - Ученик», который ведет к насыщению процесса ориентации личности будущего учителя;

- создается ситуация успеха, формирующая устойчивую ориентацию личности будущего учителя на самоактуализацию и саморазвитие;

- обеспечивается интеграция предметов художественного восприятия мира через синтез искусств, в результате которой происходит приобщение будущего учителя к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства.

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке.

2. Определить критериальную основу процесса развития аксиологического потенциала будущего учителя во взаимодействии его ценностного и коммуникативного компонентов: а) разработать конкретную диагностическую программу исследования доминирующих ценностных ориентации и коммуникативных умений будущего учителя; б) исследовать совокупность свойств личности будущего учителя, определяющих ее аксиологический профиль;

3. Создать в педагогическом училище такую среду общения, в которой транслируются общечеловеческие и художественные ценности, способствующие возвышению потребностей личности к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства.

4. Провести анализ возможностей и педагогических условий общения как фактора развития аксиологического потенциала будущего учителя в условиях педагогического училища.

Методологическая основа исследования: философские, психологические, педагогические основы теории деятельности, теория ценностей.

Основные методы обусловлены целью и задачами исследования: системный анализ философских, психологических, педагогических исследований по проблеме общения, беседы, экспресс-опросы, сочинения-рассуждения, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, проектно-программный эксперимент, статистический анализ, метод интроспекции.

База исследования - педагогическое училище № 2 г.Оренбурга.

Этапы исследования:

I этап 1993-1996г.г. включение в научную разработку проблемы общения в аксиологическом аспекте, анализ и выделение основных направлений исследования.

II этап 1996-1998г.г. проведение опытно-экспериментальной работы в училище с целью выяснения доминирующих ценностных ориентаций, структурных компонентов аксиологического потенциала будущего учителя.

III этап 1998-2000г.г. теоретический и статистический анализ, обобщение материалов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

- в теоретическом обосновании характера взаимосвязи аксиологического и коммуникативного потенциалов личности;

- в разработке коммуникативного компонента аксиологического потенциала личности будущего учителя;

- в конструировании образовательной среды художественно-педагогического училища и педагогических условий развития аксиологического потенциала'будущего учителя.

Апробация основного содержания исследования проходила на научных конференциях в ОГПУ, на заседаниях кафедры педагогики ОГУ, республиканской конференции «Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика» (Оренбург, 1993г.), международной конференции «Педагогическая мысль и образование XXI века» (Оренбург, 2000г.), на научно-практических конференциях, проблемных семинарах ОПУ № 2.

Практическая значимость исследования в том, что создана диагностическая программа ценностных ориентаций и коммуникативных умений будущего учителя, в создании аксиологического профиля личности будущего учителя, подготовлены рекомендации для преподавателей и студентов по обогащению взаимодействия «Учитель - Ученик».

Достоверность научных результатов обусловлена обоснованностью исходных теоретических положений, валидностью и надежностью применяемых методов диагностики, взаимокоррелированием полученных данных, репрезентативностью выборки.

На защиту выносятся следующие положения:

- Общение как процесс обмена ценностями является органической частью образовательного процесса и выступает фактором развития интегратив-ного личностного новообразования - аксиологического потенциала личности.

- Аксиологический потенциал личности - ценностное поле, совокупность значимых ориентиров личности в окружающем мире, которая проявляется в ценностных отношениях, системе ценностных ориентаций, идеалах, жизненных целях (перспективах).

- Аксиологический потенциал личности формируется и развивается в ценностном взаимодействии с другими людьми и квазиобщении, причем коммуникативные умения будущего учителя в наибольшей степени обнаруживают деятельностную основу развития аксиологического потенциала личности.

- Аксиологизация художественно-педагогического образования состоит в наполненности образовательного процесса ценностями искусства, включает квазиобщение, ведет к духовному обогащению личности.

- Процесс развития аксиологического потенциала будущего учителя охарактеризован как поэтапное становление доминирующих ценностных ориентаций будущего учителя, коммуникативных умений и совокупности свойств личности, определяющих ее аксиологический профиль.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

Сложность феномена аксиологического потенциала личности будущего учителя потребовала разработки диагностической программы на критериальной основе процесса развития аксиологического потенциала будущего учителя во взаимодействии его ценностного и коммуникативного компонентов. В нее вошли экспресс-опросы, сочинения-размышления, ранжирование, наблюдения, факторный анализ и метод ситуаций.

Исследование доминирующих ценностных ориентаций выявило, что наиболее значимым для будущего учителя являются следующие ценности: семья, общение, свобода, здоровье, любовь, успех, наименее значимыми являются ценности: послушание, традиции, религиозность, смирение, власть, благочестие. Таким образом, в большинстве своем наиболее значимыми являются ценности изменения, наименее значимыми - ценности сохранения. В процессе развития аксиологического потенциала, в ходе получения профессионально-педагогического образования происходит переоценка ценностей, меняется структура ценностей, растет значимость гуманистических и эстетических ценностей. Данные диагностической программы фиксируют проявление искусства как ценности только на IV выпускном курсе, что свидетельствует о длительном становлении отношения к искусству как ценности и складывание определенного типа отношения к искусству.

Содержание и уровень предпочтений в искусстве весомы и значимы, ибо характер предпочтений в известной степени является показателем эффективности образовательного процесса и результатом общения.

Спектр ценностных ориентаций будущего учителя в мире искусства достаточно содержателен: наиболее весомую группу составили произведения, для которых характерна высокая художественная ценность (золотой фонд) - А.Рублев «Троица» (43%), Рафаэль «Сикстинская Мадонна» (52%), А.Моцарт «Реквием» (49%), Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (50%),

Л.Бетховен «Лунная соната» (80%), А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (81%), Л.Н.Толстой «Война и мир» (80%).

Профессиональное общение, посещение театров, концертов, выставок, любимые художественные произведения, спектр ценностных ориентаций будущего учителя в искусстве формируют тип отношения личности к искусству. Динамика типов отношения личности будущего учителя к искусству выражает качественные изменения: если у I курса преобладающий тип - сенсорный (эмоциональный) - 43,1%, то для будущего учителя,студентов IV курса характерен теоретический - 37,4% и художественный - 25% тип отношения к искусству.

Педагогический анализ диагностики доминирующих ценностей будущего учителя и типов отношения личности к искусству приводит к выводу о том, что высокие эстетические ценности формируются с помощью специально заданного обращения к произведениям искусства (учебные программы, рекомендации, художественная критика).

Теоретическое обоснование характера взаимосвязи ценностного и коммуникативного в развитии аксиологического потенциала личности будущего учителя позволили нам вычленить коммуникативные умения, как компонент аксиологического потенциала будущего учителя.

Создание в ходе опытно-экспериментальной работы среды общения, в которой транслируются общечеловеческие и художественные ценности и результаты диагностики достаточно аргументировано показывают, что нравственные качества личности - доверительность, рефлексивность, эмпатия, система коммуникативных установок - идентифицируются будущим учителем как коммуникативные умения.

Результаты диагностики обозначили тенденции развития коммуникативных умений будущего учителя как компонентов аксиологического потенциала:

- в процессе получения художественно-педагогического образования происходит качественный скачок в развитии эмоционального канала эмпатии

7 - 8% - 62 - 64%). Через постижение тайн искусства студент изменяется в общении с людьми;

- интуитивный канал эмпатии находится в средней зоне значимости на протяжении всех лет общения;

- достаточно устойчивое положение к IV курсу занимает у будущего учителя установка на эмпатическое восприятие;

- повышается профессиональная толерантность К=3,9 и коммуникативный контроль (60,3% - средний уровень и 32,6% - высокий уровень).

На основе результатов диагностики и в ходе опытно-экспериментальной работы мы определили фундаментальную характеристику личности будущего учителя - аксиологический профиль личности, который включает в себя свойства личности: направленность, активность, информированность, эмоциональность, креативность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы по проблеме общения позволил определить основные концептуальные положения данного исследования.

В современном понимании общения можно выделить несколько подходов: деятельностный, информационный, ценностный. В контексте ценностного подхода общение рассматривается как обмен духовными ценностями в процессе диалога. Данное понимание сущности общения позволяет рассматривать процесс развития аксиологического потенциала личности будущего учителя во взаимодействии его ценностного и коммуникативного компонентов.

Характеристика взаимосвязи аксиологического и коммуникативного потенциалов личности определяется тем, что:

- коммуникативный потенциал является необходимым условием развития аксиологического потенциала личности;

- в различных видах деятельности происходит «скрещивание» или органическое слияние аксиологического и коммуникативного потенциалов личности и образуются сложные гетерогенные структуры;

- общение есть императив освоения жизненных ценностей.

Обозначенные позиции раскрывают роль общения как ценности, которая реализуется в развитии интегративного личностного новообразования -аксиологического потенциала личности.

Развитие аксиологического потенциала личности происходит в процессе социализации, в контексте возрастного развития. Кульминацией развития аксиологического потенциала личности является V ступень - «Универсализация» - по периодизации В.И.Слободчикова, которая характеризуется «выходом и за пределы развитой индивидуальности» и одновременно есть «вход в пространство общечеловеческих ценностей» через человеческие общности, т.е. в общении. (197, 55)

Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетаний и взаимосвязей ценностных, выборов бесконечна. Но педагог не производит выбор за детей. Он лишь разворачивает всю их многоцветную палитру, вскрывая сущность, содержание, место в жизни. Специфика художественно-педагогического образования состоит в наполненности образовательного процесса ценностями искусства, включает квазиобщение, которое ведет к духовному обогащению личности.

Искусство является кульминацией деятельности человека, искусство не репродуцирует, а открывает и творит новые ценности по законам красоты. В общении происходит кумуляция ценностных ориентаций личности и соотнесение их с уже имеющимися, а искусство способствует этому накоплению.

В постижении ценностей искусства общение становится постоянным раздражителем креативного аксиологического начала личности.

Диагностическая программа определила доминирующие ценностные ориентации будущего учителя, спектр ценностных ориентаций студентов в искусстве. На основе результатов диагностики были выявлены типы отношения личности к искусству: художественный, теоретический, учебный, сенсорный (эмоциональный).

Теоретико-методологический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что коммуникативные умения будущего учителя являются структурным компонентом аксиологического потенциала личности. Концептуальные исследования определили коммуникативные умения, как качества личности: доверительность, рефлексивность, эмпатия и система коммуникативных установок.

Согласно нашему исследованию в процессе развития аксиологического потенциала личности будущего учителя можно обозначить его фундаментальную характеристику - аксиологический профиль личности. Аксиологический профиль личности отражает все, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, как идеал и является конструктом социальной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы и диагностики позволили выделить следующие свойства аксиологического профиля личности: направленность, активность, информированность, эмоциональность, креативность.

Каждая из этих характеристик аксиологического профиля личности формируется и проявляется в общении и через общение.

На основе данного исследования сделано, подтвердившееся в опытно-экспериментальной работе, предположение о том, общение как обмен ценностями является фактором развития аксиологического потенциала будущего учителя в том случае, если реализуются его потенциальные ценностные возможности: а) реализуется субъктная позиция «Учитель - Ученик» в креативной деятельности; б) транслируются аксиологические идеи в общении, способствующие возвышению потребностей личности к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства; в) обеспечивается эмоциональный резонанс в ценностном взаимодействии «Учитель - Ученик»; г) создание ситуации успеха, формирующей устойчивую ориентацию будущего учителя на самоактуализацию и саморазвитие; д) обеспечивается интеграция предметов художественного восприятия мира через синтез искусств, в результате которой происходит приобщение будущего учителя к ценностям жизни, ценностям культуры, ценностям искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сальдаева, Ольга Викторовна, Оренбург

1. Абрамович Г.Л. Предмет и назначение искусства и литературы. Теория литературы, М., АН СССР, 1962.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299с.

3. Авдеева H.H., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М.: Педагогика, 1991. - 158 с.

4. Авксентьев Т.С. Аксиологические проблемы философии/ Философия культуры т. IV. С-П: 1996г.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Изд-во МГУ, 1990.-239 с.

6. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во• МГУ, 1991.-149 с.

7. Аманов С.А. Диалектика познания и общения. Фрунзе.: Илим, 1986.- 138 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977 - 380 с.

9. Ананьева H.A. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и процесс «самовыбирания». /Мир философии, 1999, № .

10. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.-391с.

12. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания. /Мир психологии, 1999, № 3 с.21.

13. А.Анастази. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-295 с.

14. Аникеева Н.М. Учителю о психологическом климате в коллективе. М: Просвещение, 1983. - 96с.

15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М: Мысль, 1988. - 253 с.

16. Антонов М. На переломе/ Москва. 1988, № 3 с.21.

17. Артюхова И.С. Ценности и воспитание. /Педагогика, № 4, 1999.-с. 118.

18. Асмолов А.Г., Братусь Б.С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. /Вопросы психологии, 1979 №4, с. 35.

19. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.144с.

20. Ахаян Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб, 1996. - 98с.

21. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности. /Деятельность: теория, методология, проблемы/ сост. И.Т.Касивин. М., Политиздат., 1998, с. 21 34.

22. Бахтин М.М. Этика словесного творчества. М., 1979.

23. Безсонов В.Г. Общение как искусство. Д., Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1990. - 16 с.

24. Беликов В.А., Хлоповских О.Г., Щеблева C.B. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: МТИ, 1999. - 40с.

25. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.- 176с.

26. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс /Пер. с англ. 1988. 398с.

27. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт человеческой судьбы.// Новый мир. 1990. № 1, с. 214.

28. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. с. 82.

29. Бердяев H.A. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. - 48 с.

30. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология //Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

31. Библер B.C. Школа диалога культур/ Учительская газета. -1992, 7янв.,№ 1, с.4.

32. Богомолова H.H., Стефаненко Е.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. 58с.

33. Богоришвили А.Т. Философия, психология, эстетика: (Сборник). Тбилиси: Мецинереба, 1979. - 198с.

34. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. /Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 69-79.

35. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная пед.академия, 1995. - 328 с.

36. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995, с. 46.

37. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность ж. «Педагогика» № 3, 1999, с. 37.

38. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.:1994.

39. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - с. 175.

40. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., - 1978.

41. XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса: В 4 т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - т.З, 242с.

42. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека. /Мир психологии № 4, 1999.-c.279/

43. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. - 238 с.

44. Выготский JI.C. Собр. соч. т. 3, М., 1983, с.145.

45. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.342с.

46. Выжлецов Г.П. Философия ценностей и аксиология: проблемы соотношения. /Философия культуры т. IV., 1996г.

47. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. - 142 с.

48. Гоголь Н. Полн. собр. соч. М.; Л. 1938. - т.З. - с.112.

49. Головаха Е.И., Панина H.A. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, Политиздат, Украина, 1989. - 183 с.

50. Гольбах П.А. Избранные сочинения: В 2т. М., 1963. Т. 2, с.85.

51. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128с.

52. Гранин Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Дис. . канд. филос. наук., М., 1980, с. 9.

53. Грибакина Э.Н. Социальная сфера общества, ее специфика. Екатеринбург; Изд-во Урал, ун-та, 1992. 171с.

54. Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности: М.: Политиздат., 1991. - 320 с.

55. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. М.,1956.

56. Днепров В.Д. Идеи. Страсти. Поступки. Л., 1978, - с. 13.

57. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

58. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч., т. 1 М., 1934, - с. 114.

59. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. /Советская педагогика. 1974. № 5. - с. 67 - 76.

60. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973, т. 5 с. 115.

61. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков 1989, с. 89.

62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.277 с.

63. Ермаш Г.П. Творческая природа искусства. М., Искусство, 1977.-318с.

64. Ершов А.А. Психология соактивности людей. /О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг-ция. СПб, 1992. - 32 с.

65. Жданов Д. У истоков мышления. М., 1969, - с. 42.

66. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанта принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме. М., 1976, - с. 254277.

67. Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 104с.

68. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64с.

69. Журкина А.Я. Особенности самореализации дезадаптивных подростков в труде (продуктивной деятельности): научно-методическое пособие. -М., 1998, 74с.

70. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интерес. Ценности. М., 1986, с. 160.

71. Зимбули А.Е. Нравственность как язык общения. /Философия культуры т. IV, 1986/.

72. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. -427с.

73. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность? М., 1983,-с. 330.

74. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.,1970.

75. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат., 1988. - 319 с.

76. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат., 1979,-с. 261.

77. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. -Л., 1989. 86с.

78. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 346-347.

79. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1988. - 72 с.

80. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

81. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.МАрсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

82. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург. -1996.

83. Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. М., 1976. с.52.

84. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М., «Просвещение», 1969.-311 с.

85. Кондратьева С.В. Учитель Ученик. - М., 1984. - с. 29.

86. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - с. 304.

87. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 175с.

88. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 367с.

89. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. /Вопросы психологии, 1990, № 2, с. 62-69.

90. Краткий психологический словарь. М., 1985, - с. 176.

91. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990, 204с.

92. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель . . М.: Дело, 1993.342с.

93. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. -496с.

94. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника./ Психологические особенности формирования личности школьника. Сборник научных трудов. М., 1983, - с. 4-11.

95. Крупенин А.Я., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995, 480с.

96. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Оренбург, 1995. -99с.

97. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 145 с.

98. Культура в современном мире. 1998 № 5,6.

99. Куршиян С.Е. Цели и ценности. М., 1992. - 39с.

100. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. /Credo № 6, 1999. Оренбург, ОГУ. - с.5.

101. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ, 1988.205с.

102. Левишна И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. /Ис-во и эстетическое воспитание молодежи/ Под ред. В.Г.Кисунько и др. М., 1981, с. 98.

103. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981,-584с.

104. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997,-361 с.

105. Лешер О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: Дис. . докт. пед. наук. Челябинск, 1997. - 299 с.

106. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 143 с.

107. Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психологии. /Вопросы философии 1979 № 8.

108. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

109. Мальков И.Е., Пузанов А.П. Место категории «отношение» в марксистско-ленинской философии. Кишинев, «Штиница», 1976. 34с.

110. Макаренко A.C. Сочинения. М., 1958, т. 5.

111. Маркова А.Г. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192 с.

112. Малиновская В.Н., Смятских А.Л. Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства» в 4 ч. М., 1992г.

113. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 104с.

114. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994. - 96с.

115. Медушевский В. О методе музыковедения. (В кн. Методологические проблемы музыкознания. М., - 1986. - с. 206-230.

116. Мелибруда Е. Я Ты - Мы: Психология возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 254 с.

117. Менделеев Д.И. Соч. т. 23.-Л.;М., 1952.-е. 173.

118. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. - 216с.

119. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Сост.: /По Шмидту, Раумеру и др./ Спб. Тип. Сушинского. 1866. - 727с.

120. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. - с. 182, с. 225.

121. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время» М.: «Знание», 1991.-78 с.

122. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.

123. Мясищев В.Н. Социально-психологические и лингивистиче-ские характеристики формы общения и развитие контактов между людьми. Л., 1970, с.115.

124. Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. Психология образования пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2-е изд. - М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 487с.

125. Никитин Н., Толмачев В. Категория общения в дидактике. /Практическая психология и психоанализ, 1999г., № 3/. с. 46.

126. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. - 114с.

127. Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151с.

128. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972.

129. Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1990.-152 с.

130. Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. -152 с.

131. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

132. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой и ЯЛноушека. М.: МГУ, 1987, 300с.

133. Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ.ред. Г.В.Бурменской и

134. B.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 376с.

135. Панферов В.Н. Психология общения. Вопросы философии. -1971, №7, с. 126.

136. Педагогика: .Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М., - Школа-Пресс, 1998. - 512с.

137. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Перевод

138. C.В.Меликова и проф. С.А.Жебелева. Под ред. и со вступ. ст. проф. Ф.Ф.Зелинского, 1916. 102с.

139. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. М., «Знание», 1971.

140. Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989.216с.

141. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; JI; Учпедиздат., 1932,412 с.

142. Писарчик Л.Ю. Гуманистические основы взаимосвязи науки и искусства. / Credo № 5, 1999. Оренбург, ОГУ. - с.25.

143. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 е.: ил.

144. Попов П.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. - 88 с.

145. Проблемы эстетического развития личности школьника. /Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского/. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

146. Проблема общения в психологии: /Сб. статей АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1981. - 280 с.

147. Проблемы общения и воспитания: Сб. статей. Тарту, 1974, ч. 1-Й, с. 60-67.

148. Психологические исследования общения: /Сб. ст. АН СССР, Ин-т псих.; Отв. ред. Б.ФЛомов и др. М.: Наука, 1985. - 344 с.

149. Психология педагогического общения: /С. статей Ростов-на-Дону гос. пед. ин-т; (Отв. ред. А.С.Золотнякова). Ростов н/Д: Рост. н/Д ГПИ, 1978г.-95 с.

150. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковский и др. Пер. с нем. М.: Педагогика. 1981г. - 224 с.

151. Психология межличностного познания: /Сб. статей/ АПН СССР; Под ред. А.А.Бодалева. М.: Педагогика, 1981. - 223 с.

152. Психология воздействия: /Проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. НИИ общ. и пед. психологии; /Редкол.: А.А.Бодалев. М.: АПН СССР, 1989.

153. Психология эмоций: Тексты /Под ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер/ М.: Изд-во МГУ, 1984. - 287с.

154. Психологические механизмы целеобразования. (О.К.Тихомиров, Э.Д.Телегина, Т.Г.Волкова и др.; Отв. ред. О.К.Тихомиров); АН СССР, Ин-т психологии. М.: «Наука», 1977. -259с.

155. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980. - 168с.

156. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. М.: АПН СССР, 1990. - 166 с.

157. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978, с.219.

158. Резников JI.O. Понятие и слово. Изд-во ЛГУ, 1958, с. 11.

159. Ренанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. Мн.: Нар. асвета, 1978. - 1 Юс.

160. Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации. Мир психологии, 1999 № 3, с. 159.

161. Роль искусства в развитии способностей школьников. /Под ред. Е.К.Чухман. -М.: Педагогика, 1985. 144 с.

162. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997.-244с.

163. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.

164. Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореферат дис. . доктора педагогических наук. -М., 1996. 39с.

165. Сафонова З.Г. Развитие методов воспитательной работы: Учебное пособие. Оренбург: ОП1И, 1991. - 95с.

166. Симонов А .Я. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. - 127с.

167. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Уч. пос. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430с.

168. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 е., с. 137-138.

169. Совместная деятельность: методология, теория, практика. (К.А.Абульханова-Славская и др.) М.: Наука, 1988. - с. 120.

170. Современная наука: познание человека: (Сб. ст.)/АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. И.Н.Смирнов. М.: Наука, 1988. - с.121.

171. Современные педагогические течения. Сост.: П.Ф.Каптерев и А.Ф.Музыченко. М., «Польша», /1913/. 220с.

172. Соковнин В.М. Человеческое общение и идеология. /В сб. Идеология и общественная психология. Фрунзе, 1968, с. 86.

173. Соколов П. История педагогических систем. 8-е изд., испр. и доп. Пг., Изд. Клесово, 1916, 708с.

174. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990. 892 с.

175. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении.1. М.: МГУ, 1992. 110с. »

176. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - с. 141.

177. Столович JI.H. Категория прекрасного и общественный идеал. М.; 1969г.

178. Столович JI.H. Ценность и жизнь.

179. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М., Политиздат, 1972. -271с.

180. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. с.

181. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. /Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990.-288 с.

182. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-343с.

183. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

184. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. М., 1955. - т. 16,с. 9.

185. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. - 91с.

186. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1951. - т.2 - 229.

187. Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута им.В.Г.Короленко /Под ред. И.А.Зязюна. М.: Педагогика, 1988. - 152с.

188. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М., Воронеж, 1996. с. 128.

189. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.

190. Философский энциклопедический словарь. М., 1982, - с. 537.

191. Философия культуры IV т. под ред. М.С.Кагана, 1996.

192. Фишер, Роджер, Юри, Уилльям. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. -М.: Наука, 1990. 155 с.

193. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989.

194. Франк С.А. Этика нигилизма// Вехи. М., 1909. По ту сторону правого и левого// Новый мир. 1990. № 4, с. 216.

195. Франк С.А. Сочинения. М., Правда, 1990. - с. 347.

196. Франк С.А. Смысл жизни// Вопросы философии, 1990, № 6, с. 83, 98, 104.

197. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

198. Фромм Э. Духовная сущность человека/ Филос. Науки. 1990, № 8 с. 89.

199. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986, - с. 221.

200. Халлигер, Вольтер. Личность и гуманизм: Пер. с нем./Под общ. ред. А.Г.Мысливченко. М.: Прогресс, 1981. - 174 с.

201. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Прогресс, 1986.

202. Художественная культура и развитие личности. М., «Мысль», 1978.-211с.

203. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. -М.: Интерпракс, 1995, с. 288.

204. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецнцере-ба, 1984.-с. 9, с. 171.

205. Чернышевский И.Г. Избр. фил. соч. Т. I, с. 145,157.

206. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. /Вопр. психологии, 1991, № 1, с. 44-53.

207. Шишлянникова Н. Проблема целостности в педагогике искусства /Искусство в школе, № 4, 1999, с. 6.

208. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.; Педагогика, 1988.

209. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.

210. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

211. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. //Художественное восприятие. Л., 1971. с.67.

212. Якубинский Л. О диалогической речи. Ст. Русская речь, Пг,1923.

213. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусства. М., 1976г.

214. Janis I. Victims of Groupthink. Houghton Mifflin, 1972.

215. Kohlberg L. Moral stagy: a current formulation and a response tocritics. Karoln. 1983.

216. Kohlberg L. The development of Children Oricntalions towards a moral Order. Chicago, 1963.

217. Lipset S. Consensus and conflict/ Essay political sociology. New Brunswick, Oxford. 1985. p. 24.

218. Регуляторы социокультурных трансформаций

219. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ (ОБЩЕНИЕ ЦЕННОСТИ - ВОСПИТАНИЕ) В РОССИИ1. С 883 ПО 2143 ГОДЫ

220. Человек просвещенный (Homo cogitus) Философы эпохи, открывшие сущности Homo cogitus: Аль-Кинди (800-ок.879), Иоанн Скот Эриугена (ок.810-877)

221. Факты и исторические тенденции Период, годы Социокультурные регуляторы и законы трансформа ций

222. Человек социальный (Homo socius) Философ эпохи, открывший сущности Homo socius: Аль-Фараби (870-950)

223. Человек волевой (свободный) Homo liher Философы эпохи, открывшие сущности Homo liber: Пьер Абеляр (1079-1142), Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198)

224. Человек воспитанный (культурный) Homo cultus Философы эпохи, открывшие сущности Homo cultus: Фома Аквинский (1225-1274)

225. Человек гармоничный (Homo harmonius) Философы эпохи, открывшие сущности Homo harmonius: Марсилио Фичино (1433-1499), Ждованни Пико Мирандола (1463-1494),1. Макиавелли (1469-1527)

226. Человек моральный (Homo moratus) Философы эпохи, открывшие сущности Homo moratus: Бенедикт Спиноза (1632-1677), Френсис Хатчерсон (1694-1747)о мире и месте в нем человека

227. После отмены крепостного права в 1861г. капитализм в 18801906 искусство

228. Человек просвещенный (Homo cogitus)

229. Постепенное укрощение власти правящей элиты в государствах общеславянского союза Решающая роль человеческого фактора в общественном процессе. 2142 Homo liber