Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе, конец ХVIII - начало ХХ вв.

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Спирина, Валентина Ивановна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе, конец ХVIII - начало ХХ вв.», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Спирина, Валентина Ивановна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теория и методология исследования истории социальной работы в регионах России.

1.1. Отечественная традиция и современное состояние изучения истории социальной работы в России и ее регионах.

1.2. Методология и понятийный аппарат исследования.

1.3. Особенности исследования социальной работы в отдельных российских регионах.

ГЛАВА 2. Генезис социальной работы и педагогики социальной работы в Кубанском регионе ( конец XVIII - вторая половина XIX вв.).

2.1. Традиции социальной поддержки у коренных кубанских народов и казачьих общин.

2.2. Предпосылки и факторы формирования системы социальной помощи на Кубани (конец XVIII - начало 70-х гг. XIX вв. ).

2.3. Организация народного просвещения, как одно из важнейших направлений социальной поддержки в регионе.

ГЛАВА 3. Организация социальной работы на Кубани на рубеже XIX - XX вв. и возможности использования элементов исторического опыта в современных условиях.

3.1. Система социальной поддержки на Кубани в предреволюционный период и ее специфические особенности.

3.2. Возможности применения исторически сложившихся в Кубанском регионе форм и методов социальной помощи в наши дни.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе, конец ХVIII - начало ХХ вв."

В последние годы в Российской Федерации неоднократно публиковались исследования по истории социальной работы в нашей стране; по этой тематике и ее отдельным аспектам были защищены докторские и кандидатские диссертации. Среди авторов таких работ можно назвать И.Н.Андрееву, Л.В.Бадя, В.М.Басову, Л.Г.Гуслякову, В.Н.Егошину, С.А.Завражина, В.П.Мельникова, П.И.Нещеретнего, Т.А.Ромм, Т.В.Самсонову, А.С.Сорвину, Т.Д.Тетерину, Н.Г.Ульянову, М.В.Фирсова, Е.И.Холостову и ряд др. Причины повышения интереса к проблемам становления и развития поддержки нуждающихся в России представляются достаточно очевидными: резкое увеличение числа лиц, нуждающихся в различных видах помощи со стороны общества; невозможность использования зарубежного опыта без учета национальных традиций в этой сфере, связанных с ментальностью российского народа и т.п.

Вместе с тем, остаются два направления в области изучения социальной работы в России, которые до сих пор не получили должного освещения в современных исследованиях. Во-первых, это изучение особенностей социального воспитания и психологической поддержки нуждающихся, которым уделяют много внимания применительно к современным условиям, однако почти не учитывая (за исключением, может быть, работ И.Н.Андреевой, В.М.Басовой, С.А.Завражина и Т.В.Самсоновой; причем два последних автора рассматривают в качестве объектов социального воспитания только детей и подростков). исторический генезис такого явления, хотя оно имело место в течение многих столетий.

Во-вторых, подавляющее число современных исследований по истории социальной работы в России рассматривает этот процесс в масштабах всей страны, выделяя ведущие тенденции в целом, но не останавливаясь на его особенностях в различных регионах. Между тем, исторический опыт свидетельствует, что попытки унифицировать подход к нуждающимся, даже в пределах Центральной России, уже во второй половине XVIII в. показали свою несостоятельность. Те приемы оказания помощи, которые хорошо зарекомендовали себя в провинции, оказались совершенно неэффективными в Москве (10).

Правда, в последнее время появились работы, посвященные традициям общественной помощи у различных народов Российской Федерации или истории благотворительности в отдельных областях и республиках. Так, например, в отношении Краснодарского края - это исследования А.К.Бузарова, В.П.Громова, И.В.Ивченко, Л.Е.Оспищевой и др; социальной поддержке в дореволюционной Сибири посвятили свои работы Г.А.Ноздрин, И.А.Скалабан и М. В.Шиловский; в г. Иваново был издан сборник "Некоторые сведения по истории социальной помощи в России и Ивановском крае" (165). Подобные исследования появились и в других регионах Российской Федерации. Однако, большинство из них носит описательный характер: и в них отсутствует анализ особенностей развития форм и методов поддержки нуждающихся, обусловленных специфическими социальными и культурными условиями жизни в этих регионах в различные исторические периоды.

В предлагаемом диссертационном исследовании рассмотрено развитие социальной работы в Кубанском регионе в период с конца XVIII до начала XX вв. как целостное и, в тоже время, многоплановое явление, с учетом общероссийских тенденций в этой сфере и специфических особенностей, обусловленных географическим положением края, его социальным развитием и многонациональным составом населения. Особое внимание обращено на воспитательный аспект работы с нуждающимися различных категорий на Кубани, генезис принципов и методов такого воспитания и его связь с развитием системы учреждений народного просвещения в регионе.

Анализ полученных результатов позволил сделать выводы об использовании элементов специфического исторического опыта поддержки нуждающихся в Краснодарском крае в современных условиях, что во многом обусловлено ментальностью и исторически сложившимся отношением к социальной помощи у тех народов, которые проживали в этом регионе. Опора на национальные традиции различных этносов (особенно в сфере социального воспитания), их учет при подготовке специалистов в области социальной работы позволил значительно повысить эффективность поддержки нуждающихся. В этом заключается актуальность исследования.

Практика показывает, что в наши дни все большее обострение получает противоречие между потребностями в научно-обоснованном подходе к решению проблем поддержки нуждающихся с учетом региональной специфики и этнокультурного менталитета населения и невостребованностью исторического опыта в этой сфере социальной деятельности. В наибольшей степени это противоречие выражено в области социального воспитания лиц, нуждающихся в помощи со стороны общества. Разрешение этого противоречия определило тему исследования и позволило сформулировать его проблему: каковы ведущие направления и особенности развития форм и методов социальной работы и, в первую очередь ее педагогической составляющей, в Кубанском регионе?

Цель исследования состоит в разрешении указанной проблемы.

В качестве объекта исследования выступает государственная, войсковая (со стороны Кубанского казачьего войска как самостоятельной административной структуры), общественная и общинная социальная поддержка в Кубанском регионе.

Предметом исследования являются традиционные представления, теоретическое обоснование и практические действия по оказанию различных видов социальной помощи на Кубани в период с конца XVIII до начало XX вв.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью определены основные задачи исследования:

1. Определить и обосновать основные философские, антропологические и методологические положения, которые легли в основу предлагаемого исследования.

2. Проанализировать развитие социальной работы на Кубани и описать его как целостный сложный феномен, обусловленный общероссийскими тенденциями и специфическими региональными факторами.

3. Представить социальную работу как педагогическое явление и показать его генезис на примере Кубанского региона в рассматриваемый исторический период.

4. Раскрыть и проанализировать традиционные формы и методы поддержки нуждающихся у различных народов Кубанского региона в зависимости от их этнокультурных и конфессиональных особенностей.

5. Определить роль развития системы учебных заведений на Кубани как косвенного вида профилактической социальной поддержки и фактора социального воспитания.

6. Оценить эффективность деятельности различных структур по оказанию социальной помощи в Кубанском регионе в рассматриваемый период.

7. Выявить ведущие направления и особенности генезиса социальной работы на Кубани в дореволюционный период.

8. Дать оценку возможности использования элементов исторического опыта социальной поддержки в Краснодарском крае в современных условиях с учетом традиций и ментальности населяющих ее этносов.

Гипотеза исследования основывается на предположении, согласно которому социальная работа на всех этапах ее развития соединяла в себе различные формы материальной поддержки и социального воспитания применительно ко всем возрастным группам нуждающихся. Формы и методы подобного воспитания были обусловлены социальными, экономическими, культурными, этническими и иными факторами, находившимися во взаимосвязи и влиявшими друг на друга.

Общая методология исследования предполагает использование важнейших положений философской и педагогической антропологии, а также философии истории, рассматривающих человека и социальные процессы, с одной стороны, как субъекты саморазвития, а с другой - как объекты воздействия внешних сил.

В исследовании предполагается опираться на совместное использование следующих методологических подходов: аксиологического, герменевтического, культурологического, синергетического и др. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, позволяя наиболее достоверно исследовать отдельные аспекты целостного исторического явления. Поэтому совместное использование целой группы таких подходов способствует повышению объективности оценки этого явления; выявлению его различных элементов и их взаимосвязи.

Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс методов исследования, включающий в себя: ретроспективный анализ официальных документов, исторических, педагогических, литературных и фольклорных источников; конструктивно-герменевтический метод; обработку и систематизацию архивных материалов; структурный анализ текстов и теоретическое моделирование.

Источниковой базой исследования послужили законодательные акты Российской империи; различные официальные документы, включая документы Кубанского казачьего войска; труды известных историков Кубани рассматриваемого периода; статьи и художественные произведения выдающихся российских писателей, имеющие отношение к рассматриваемой проблематике; эпос горских народов и этнографические исследования; работы православных и исламских богословов, в которых рассматривалось религиозное обоснование благотворительности; статьи, публиковавшиеся в периодической печати Кубани начала XX столетия. В работе использованы материалы Государственного архива

Краснодарского края.

Организация исследования включала в себя несколько относительно самостоятельных этапов.

Первый этап (1991 - 1993) - поисковый. В этот период была рассмотрена степень разработанности проблемы развития социальной работы на Кубани в дореволюционный период; выработана предварительная концепция исследования и его методологическая база, а также определены исторические источники, которые следует использовать при работе над диссертацией.

Второй этап (1993 - 1998) - теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение и анализ исторических источников; создавались модели отдельных направлений социальной поддержки в Кубанском регионе и прослеживалась взаимосвязь между ними, что позволило выстроить целостную концепцию генезиса социальной работы на Кубани в рассматриваемый период.

Третий этап (1998 - 2000) - обобщающий. На этом этапе была уточнена, дополнена и окончательно оформлена концепция исследования, выявлены возможности использования элементов регионального исторического опыта социальной работы на современном этапе. Полученная информация и выводы были систематизированы и оформлены в виде диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение.

Упорядоченная в диссертации совокупность положений и идей может быть квалифицирована как решение крупной научной проблемы - становления и развития социальной работы, в первую очередь, ее педагогической составляющей в отдельно взятой области с учетом как общероссийских тенденций, так и региональных особенностей. В исследовании проведен исторический анализ генезиса форм и методов социальной поддержки на Кубани с конца XVIII до начало XX столетия, в том числе:

- предложена целостная концепция подхода к изучению теоретико-педагогических основ социальной работы с учетом региональных особенностей; доказана обусловленность специфических форм и методов социальной работы (и, в первую очередь, ее неотъемлемой части - педагогической составляющей) в отдельно взятом регионе экономическими, конфессиональными, идеологическими, культурными, этническими и иными факторами, проявляющимися в тесном взаимодействии;

- выявлена роль создания системы учебных заведений как одного из косвенных видов профилактической социальной поддержки населения на региональном уровне; выделены ведущие тенденции генезиса социального воспитания на Кубани, детерминированные специфическими региональными факторами; показаны основы конфессиональных религиозных концепций милосердия и их воздействие на формы социальной поддержки у различных народов, населяющих Краснодарский край; и проанализировано взаимное влияние традиций социальной помощи у отдельных народов Кубани; сделаны выводы о возможности использования элементов исторического опыта социальной поддержки в современных условиях с учетом традиций и ментальности населения Краснодарского края.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем материалов в различных сферах педагогической деятельности и социальной работы: при подготовке специалистов по профессии "социальный педагог" и "социальный работник" для учреждений этого профиля в Краснодарском крае; при разработке различных программ социальной защиты населения; при изучении истории развития системы учебных заведений в Краснодарском крае и истории края в целом.

Результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего изучения истории и педагогики социальной работы, а также открывают новые возможности использования исторического опыта поддержки нуждающихся с точки зрения регионального подхода.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций (антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие социальной работы и педагогики социальной работы в отдельных российских регионах было обусловлено сочетанием элементов общероссийской государственной политики в этой области, социальных, экономических и культурных особенностей каждого региона в их тесном взаимовлиянии.

2. Возникновение различных форм социальной поддержки на Кубани в период с конца XVIII до начала XX вв. связано с условиями экономического развития края и этнического состава его населения. Значительное влияние на специфику социальной помощи и, в первую очередь, социального воспитания в этом регионе оказало преобладание в нем в рассматриваемый исторический период казачьего населения со своим особым экономическим и социокультурным укладом жизни.

3. Отличительной чертой социальной работы на Кубани являлась ее постоянная направленность на развитие системы народного просвещения в целом и обучение детей из нуждающихся семей в частности. Большинство образовательных учреждений в крае в дореволюционной период было создано по инициативе или при активной поддержке общественных благотворительных организаций и частных лиц.

4. Особый интерес представляет развитие социальной помощи у адыгских народов Кубани, которая за исторически короткий срок прошла путь от внутриобщинной поддержки до создания национальных благотворительных обществ, использовавших новейшие для своего времени формы и методы социальной работы.

5. Резкие качественные изменения в содержании и методах социальной поддержки имели место в Кубанской области на рубеже XIX - XX вв. , когда происходило бурное экономическое развитие края и значительно увеличилось количество и число категорий лиц, нуждавшихся в поддержке со стороны общества. В этот период особую роль начала играть профилактическая социальная работа, базировавшаяся на прямом и косвенном социальном воспитании.

6. В современных условиях, когда число нуждающихся в социальной поддержке в Краснодарском крае достигает сотен тысяч человек, а некоторые особенности их положения сходны с теми, которые существовали на рубеже XIX - XX вв., использование элементов исторического опыта социальной работы на Кубани приобретает особую значимость. В том числе это относится к и педагогике социальной работы, учитывающей ментальность населения края, поскольку особенности образа мышления людей явление достаточно консервативное и сохраняется на протяжении нескольких поколений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях в АГУ (г. Майкоп), РГПУ (г. Ростов-на-Дону), МПГУ, АГПИ (г. Армавир) в 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. Результаты исследования нашли отражение в монографии, учебных пособиях, методических рекомендациях и статьях.

Материалы, полученные в исследовании, внедрены в учебный процесс факультета педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института при подготовке студентов к дополнительной специальности «Социальная педагогика».

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по третьей главе

Оценивая развитие социальной работы на Кубани в последнее десятилетие XIX - начале XX вв. , необходимо отметить, что в этот, сравнительно короткий промежуток времени в регионе были освоены все новейшие для тех лет формы и методы поддержки нуждающихся, особенно в области социального воспитания, хотя во многом и косвенного. Можно утверждать, что для условий региона эта социальная помощь по своей эффективности ничем не уступала той, которая оказывалась в Санкт-Петербурге и Москве.

В Кубанской области были созданы многочисленные благотворительные общества (в том числе и религиозные), содержавшие приюты, богадельни, обеспечивающие поиск работы для нуждающихся в ней, организующие дневные детские сады и ясли для детей работающих матерей и т.п. Здесь же широко развернули свою деятельность различные профессиональные общества взаимопомощи, чья деятельность была направлена не только на поддержку нуждающихся членов, но и на их социальное воспитание, образование, приобщение к культуре. В отличие от ряда российских регионов, в казачьих станицах проводилась систематическая борьба с пьянством, приносившая определенные результаты.

Как и в прежние десятилетия, кубанская благотворительность была четко ориентирована на развитие в крае системы учебных заведений, помощь нуждающимся учащимся не только в удовлетворении их материальных нужд, но и в продолжении образования. Активно создавались здесь и различные профессиональные училища, чья деятельность носила характер профилактики попадания детей в категорию лиц, которым было необходимо оказывать помощь.

Вместе с тем в кубанских казачьих станицах продолжала преобладать внутриобщинная поддержка, хотя она несколько видоизменилась и приобрела новые формы, обусловленные общими изменениями, происходившими в экономике края. Возможно, именно ее эффективность позволяла снизить общее число нуждающихся в Кубанской области и тем самым сделать более эффективной работу учреждений социальной поддержки в городах, уменьшая число их клиентов.

Особое явление представляет собой возникновение в городах Кубани в этот период черкесских благотворительных организаций, которые использовали весь современный "европейский" опыт социальной помощи и стремились помочь соплеменникам адаптироваться к жизни в условиях крупных и средних российских городов.

Не следует, конечно, думать, что система социальной поддержки, существовавшая на Кубани в начале XX столетия, была в состоянии решить все проблемы, связанные с социальной работой. Однако накопленный исторический опыт позволяет использовать его элементы в современных условиях, когда в Краснодарском крае появилось значительное число лиц, нуждающихся в различных видах социальной защиты. К этим элементам мы можем отнести:

- содействие в создании негосударственных благотворительных организаций и координацию их работы с официальными структурами социальной защиты; возрождение лучших традиций социального воспитания, практиковавшихся у адыгов и казаков в начале XX столетия;

- совместную работу светских структур по оказанию помощи с религиозными организациями благотворительной направленности; общественную поддержку учебной деятельности образовательных учреждений в целом и отдельных учащихся из неблагополучных семей и семей с низким уровнем доходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономические и социокультурные реалии последних лет, возрождение национальных и региональных культурных традиций, происходящее в отдельных республиках, краях и областях Российской Федерации, делают весьма актуальным при организации системы социальной защиты населения обращение к региональному историческому опыту в этой сфере.

В то же время в отечественной науке до сих пор не существует механизма исследования генезиса социальной помощи в отдельных российских регионах, который бы позволял рассматривать этот процесс как целостное и в тоже время многогранное общественное явление, включающее в себя различные аспекты поддержки нуждающихся, особенности педагогики социальной работы, присущие этому региону.

В настоящем диссертационном исследовании предложена подобная методика изучения исторического развития социальной работы на Кубани в период с конца XVIII до начала XX вв., т.е. с момента присоединения этих территорий к Российской империи до Первой мировой войны и революции 1917 г. За этот сравнительно короткий исторический отрезок времени в регионе достаточно быстро возникли и совершенствовались различные формы и методы социальной помощи нуждающимся, что было обусловлено как общероссийскими тенденциями в этой области, так многонациональным составом населения, а также спецификой его экономического и культурного развития.

В исследовании выделены основные факторы, которые воздействовали на своеобразие способов социальной поддержки, характерных для Кубанского региона в рассматриваемый период: от общегосударственной политики в сфере общественного призрения до особенностей социальной жизни казачьего и черкесского социумов и взаимоотношений между ними, темпов экономического освоения края, настроений местной интеллигенции и характера миграции на эти земли переселенцев из Центральной России и Украины. В диссертации особо подчеркивается, что все эти факторы действовали при теснейшем взаимном влиянии друг на друга.

Рассматривая развитие социальной работы на Кубани в дореволюционный период как целостное явление, можно выделить три основных этапа этого процесса:

1. Конец XVIII - первая половина XIX вв., когда в регионе преобладала государственная поддержка больших социальных групп, главным образом, различных контингентов переселенцев. Подобная помощь заключалась в предоставлении им различных льгот, а также централизованной выдаче продовольствия, семенного зерна, строительных материалов и т.п. Частная и общественная благотворительность на этом этапе была направлена в основном на помощь в создании системы учебных заведений, выкуп пленных у черкесов, закупку продовольствия для голодающих и осуществлялась через административные структуры казачьего войска.

Своеобразие церковной поддержки нуждающихся в первое десятилетие освоения края состояло в ее направленности на содержание одиноких больных и престарелых казаков в монастырях, специально созданных для этой цели при поддержке государства.

У коренных народов, населявших этот регион до прихода русских, - адыгов, доминирующую роль играла взаимная родовая и внутриобщинная поддержка в аулах, дополнявшаяся различными специфическими для всех народов Северного Кавказа видами помощи: обычаями гостеприимства, куначества, усыновления и т.п.

2. 50 - 80-е гг. XIX в. Этот период характеризуется завершением многолетней Кавказской войны; улучшением экономического положения основной массы кубанского казачества, увеличением числа образованных людей в регионе и проникновением сюда либеральных настроений, возникших в период реформ Александра II; ростом городского населения в крае. Следствием вышеперечисленных факторов стала постепенная утрата доминирующего положения централизованной государственной и войсковой социальной поддержки за счет укрепления общинной взаимопомощи в экономически окрепших казачьих станицах и развития общественной благотворительности.

Специфической особенностью развития социальной работы в Кубанском регионе стала постепенная смена в сельской местности государственной поддержки внутриобщинной помощью, что было совершенно нехарактерно для большинства других губерний и областей Российской империи. Это во многом объяснялось укладом жизни кубанских казаков и улучшением их экономического положения после завершения Кавказской войны. Внутристаничная помощь охватывала большинство категорий нуждающихся, была эффективной и поддерживалась правительством. Она успешно функционировала до 1917 г., однако распространялась только на лиц казачьего сословия„

Возникновение первых светских негосударственных благотворительных обществ на Кубани в 60-х гг. XIX в., сравнительно позднее по сравнению с губерниями Центральной России, во многом было обусловлено либеральными веяниями времен начала царствования Александра II. Однако основным направлением их деятельности первоначально стала не поддержка неимущих, а создание различных образовательных учреждений и предоставление возможности учиться детям из беднейших семей, что было весьма характерным для Кубанской области. Лишь с конца 7 0-х гг. эти общества начали оказывать поддержку различным категориям взрослых нуждающихся, что было связано с увеличением в крае числа лиц, не принадлежавших к казачьему сословию и занимавших низшие ступени в социальной иерархии.

3. 90-е гг. XIX - начало XX вв. В этот период на Кубани быстрыми темпами развивались сельское хозяйство и промышленность, резко усилился приток мигрантов из России и Украины, главным образом наемных сельскохозяйственных и промышленных рабочих - сезонных и прибывших на постоянное место жительства. Многие из этих лиц прямо или потенциально нуждались в различных видах социальной поддержки, что вызвало ускоренное развитие новейших форм социальной работы, осуществлявшихся главным образом через многочисленные общественные благотворительные организации и органы городского самоуправления.

К таким инновационным для своего времени приемам социальной помощи можно отнести:

- организацию в Екатеринодаре своеобразного "центра" социальной поддержки, в который входили ночлежный дом, бесплатная столовая, бюро "по приисканию работы", контора по оформлению документов для беспаспортных, работные мастерские для престарелых и подростков; создание при приютах для детей-сирот и беспризорников профессиональных училищ, выбор специальностей в которых был обусловлен конъюнктурой на рынке труда;

- организацию бесплатной отправки бродяг и нищих к родственникам по постоянному месту жительства; возникновение обществ взаимопомощи по профессиональному признаку, одной из функций которых было повышение общекультурного уровня своих членов и их родственников;

- проведение в крае постоянной работы по борьбе с пьянством и алкоголизмом путем организации лекций и иных мероприятий с использованием новейших для своего времени технических средств и т.п.

В те же годы в Екатеринодаре был организован обмен опытом сотрудников кубанских благотворительных обществ и их коллег из других российских регионов, а также налажено изучение специальной литературы по проблемам поддержки нуждающихся.

Все эти мероприятия были проведены в кратчайшие (по сравнению с большинством других российских регионов) сроки, причем активно использовался позитивный и негативный опыт различных форм социальной поддержки, имевших место как в России, так и в странах Западной Европы.

Особым явлением в развитии социальной работы в Кубанской области стало создание в начале XX в. национальных благотворительных обществ, в первую очередь Черкесского. Его основными задачами стали не столько помощь нуждающимся соплеменникам, сколько своеобразное социальное воспитание - адаптация представителей черкесских диаспор в городах Кубани к жизни в новых социально-экономических условиях и развитие национальной культуры. В работе этих обществ сочетались современные подходы к разрешению проблем социальной помощи и учет этнических и культурных особенностей объектов такой поддержки.

Необходимо отметить, что одной из важнейших областей проведения социальной работы в Кубанском регионе, начиная еще с первых десятилетий XIX в., стала общественная поддержка учреждений народного просвещения, осуществлявшаяся по трем направлениям: материальная помощь общеобразовательным учебным заведениям; создание специализированных профессиональных училищ, предназначенных в первую очередь для детей-беспризорников и детей из нуждающихся семей, обучение в которых носило и профилактический характер;

- поддержка бедных учащихся, позволявшая им получать полноценное образование, включая обучение в высших учебных заведениях за пределами Кубанской области.

Подобное внимание к народному просвещению на Кубани (которое не было столь значимым для многих других российских губерний) объяснялось потребностью казачьего войска и области в целом в образованных администраторах и квалифицированных специалистах- Помимо этого, многие кубанские благотворители видели именно в просвещении народа, а не либеральных реформах или революционной агитации важнейший залог успешного и быстрого развития региона как в экономической, так и в социальной сферах.

Таким образом, развитие форм и методов социальной поддержки на Кубани с конца XVIII - до начала XX вв. свидетельствует о достаточно быстром переходе этого региона на новейшие для своего времени способы поддержки различных категорий нуждающихся, включавшие в себя индивидуальный подход, специфические формы социального воспитания этих лиц и сравнительно длительное наблюдение за объектами помощи. Благотворители Кубанской области сумели в короткие сроки освоить и внедрить почти все те виды поддержки нуждающихся, которые использовались в крупнейших городах Российской империи - Санкт-Петербурге и Москве.

Вместе с тем в регионе сохранялись некоторые специфические способы и методы социальной работы, присущие этому краю. К ним следует отнести:

- сохранение и высокую эффективность внутриобщинной взаимной поддержки, включавшей в себя социальное воспитание, которая практиковалась в казачьих станицах и учитывала все особенности менталитета лиц, принадлежавших к войсковому сословию;

- возникновение и активную деятельность черкесских национальных благотворительных обществ, чья работа была направлена в первую очередь на социальное воспитание адыгов, перебравшихся в города Кубани, с целью их быстрейшей адаптации к жизни в новых условиях при сохранении и развитии национальных обычаев и культуры; сохранение в качестве одного из важнейших направлений социальной работы поддержку учебных заведений в целом, а также обеспечение детям из нуждающихся семей возможности получения полноценного образования.

Изучение регионального исторического опыта социальной работы, в том числе и кубанского, позволяет использовать его элементы в современных условиях при организации социальной защиты населения. С одной стороны, возможно применение различных административноорганизационных форм и методов социальной поддержки, практиковавшихся в регионе на рубеже XIX - XX вв. Прежде всего это относится к содействию в создании и координации работы различных общественных благотворительных структур, дополняющих государственную систему органов социальной защиты. Помимо этого, весьма эффективным может оказаться организация сбора пожертвований, представляемых частными лицами и коммерческими структурами, что позволит частично разрешить одну из самых актуальных проблем социальной работы в современных условиях - финансовую.

С другой стороны, опыт социального воспитания лиц, нуждающихся в поддержке, предусматривает обязательный учет их образа мышления, традиций и обычаев, которые наиболее ярко проявляются у представителей отдельных этносов и специфических социальных групп. На Кубани присутствовали и присутствуют обе этих категории: адыги и казаки, чья историческая ментальность продолжает частично проявляться и в наши дни.

Таким образом, опора на некоторые специфические приемы социальной поддержки, применяемые к этим лицам в дореволюционное время, позволит определить современные формы социальной работы и, главное, социального воспитания в отношении представителей адыгского этноса и возрождающегося казачества. Особенно важным это становится при проведении социального воспитания детей и юношества, поскольку в этом случае подобное воспитание носит определенный профилактический характер.

И, наконец, весьма актуальным в наше время становится кубанская традиция поддержки образовательных учреждений и персонально учащихся из семей с низкими доходами. Здесь также возможно использование некоторых форм социальной помощи, предоставляемой этой категории лиц в конце XIX - начале XX вв.

В настоящем исследовании предложена новая методика изучения региональных особенностей генезиса социальной работы и педагогики социальной работы в отдельных губерниях и областях Российской империи как целостного социального явления. С помощью этой методики автором были показаны особенности становления и развития социальной поддержки в Кубанском регионе и возможности использования элементов подобного исторического опыта в современных условиях. Вместе с тем предлагаемое исследование не является исчерпывающим и не раскрывает всех сторон рассматриваемой проблемы; она заслуживает дальнейшего изучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Спирина, Валентина Ивановна, Майкоп

1. Агапов Е.П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997. - 312 с.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.,1990. - 240 с.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик,1974. - 630 с.

4. Алексеева JI.C., Бобкова П.И. и др. Справочное пособие по социальной работе. М.,1997. - 157 с.

5. Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб.,1997. 90 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1997. -375 с.

7. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX -начало XX вв.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М. , 2000.

8. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М.,2000 - 180 с.

9. Андреева И.Н. Государственная социальная помощь в Москве во время царствования Екатерины II. // Москва в истории России. Под ред. Б.В. Леванова. М., 1997. -С. 96-101.

10. Андреева И.Н. Пути исторического развития социальной работы в России (вторая половина XVIII начало XX вв.). М.,19 99. - 140 с.

11. Андреева И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (вторая половина XVIIIначало XX вв.) . Дисс. на соиск. уч. степ, д.пед.н. -М.,1999

12. Антология социальной работы. Под ред. М.В. Фирсова. Т.1. - М.,1994 - 288 с.

13. Анфимов Н.В., Джимов Б.М., Емтыль Р.Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX века). Майкоп,1993. 348 с.

14. Ариаднова Л. А. Социально-функциональное и региональное в морали казачества. Ставрополь,1993.- 52 с.

15. Астафьев Я.У. Традиции социального знания в России. Магистр. - 1995. - №4. - С.58-63.

16. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993. - 123 с.

17. Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома,1999. - 186 с.

18. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии. // Народное образование.- 1994. №4. - С.43-45.

19. Бгажаноков Б.Ч. Адыгский этикет. Нальчик,1978.- 312 с.

20. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов. М.,2000. - 220 с.

21. Белинская А. Б. Социально-психологический тренинг. М.,1997. - 30 с.

22. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -М.,1997. 314 с.

23. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания.- М.,1910 41 с.

24. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.,1998. 575 с.

25. Биштова Т. Р. Общечеловеческое и национальное в гостевом этикете адыгов. // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. -Майкоп,1993. С.12-18.

26. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. 365 с.

27. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М.,1994. 234 с.

28. Богуславский М.В. Генезис приоритетных национальных ценностей образования в трактовке философов русского зарубежья. // Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность).1. М.;РАО,1997. С.75-80.

29. Борисенко В. П. Школа России: прошлое и настоящее. // Судьбы образования в России. Сб. Статей. Вып.2. М.,1996. - С.5-23.

30. Бороденко В.Е. Монастыри кубанских казаков в дореволюционный период. // Из дореволюционного прошлого кубанских казаков. Краснодар,1993. - С.42-52.

31. Бузаров А. К. У истоков частной благотворительности в Адыгее. // Благодарение. 1997. -№10. - С.6-8.

32. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры. // Социологические исследования. 1993. - №1. - С.93-96.

33. Ведомство учреждений императрицы Марии. Ч.Х11. Вопрос об охране детства. Спб.,1903. - С.1-2 9.

34. Ведута В.Н. История Кубани. Краснодар,1997.- 137 с.

35. Вивчарь Г.М. Казачество и адыги. Майкоп,1997.- 110 с.

36. Виноградов В.Б. Аккорд исторического регионоведения. // Наука Кубани. 1999. - №6. - С.6-7.

37. Виноградов В. Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир,19 95. - 150 с.

38. Виноградов В. Б. Топонимика Средней Кубани. Армавир,1993. 72 с.

39. Виноградов В.Б. Страницы истории Средней Кубани.- Армавир,1993. 102 с.

40. Волков Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества. // Антология социальной работы. Под ред. М.В. Фирсова. М.,1994. - Т.1. - С.153-162 .

41. Волобуева H.A. Традиции образовательных заведений на Кубани начала XIX в. // Социально-педагогическая работа: история и современность. Армавир,1999. С.14-16.

42. Воспитательные дома. // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона. Т.13. - Спб.,18 92.- С.274-279.

43. Вульфов Б.З., Гурьянова М.П. Методика социальной работы: состояние и перспектива развития. // Российский журнал социальной работы. 19 98. - №1. - С.40-45.

44. Гадагатль М.А. Героический эпос "Нарты". Майкоп,1987. 432 с.

45. Галагузова М.А. , Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. М.,1999. - 240 с.

46. Гарданов B.K. Гостеприимство, куначествао и патронат у адыгов. // Советская этнография. 1964. - №1.

47. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.). - М.,1967.330 с.

48. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России. М.-Пятигорск,1992. - 4 64 с.

49. Герье В.И. О способах помощи безработным. СПб.,1898.

50. Гессен С.И. Основы педагогики. М.,1995.

51. Гиляровский В.А. Мои скитания. М.,1987.- 478 с.

52. Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 1794 1917. Исторический очерк. — Краснодар,1993. - 264 с.

53. Горшкова O.A. Опыт социальной работы за рубежом.- М.,1999. 92 с.

54. Горький A.M. Дед Архипп и Ленька. // Собр. соч. в 16-ти тт. Т.1. - М., 1979. - С. 46-67.

55. Горький A.M. Челкашш. // Там же. С.118-150.

56. Горький A.M. Мальва. // Там же. С.360-408.

57. Горький A.M. Заметки о мещанстве. // Собр. соч. в 16-ти тт. Т.16. - М.,1979. - С.194-218.

58. Госсе О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Волгоград,1996.

59. Григорьев С.И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных силчеловека. // Российский журнал социальной работы. 1996. №2. - С.10-14.

60. Григорьева A.B. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы. Дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -Пятигорск,1999.

61. Громов В. П. Культурно-просветительская деятельность Екатеринодарского благотворительного общества в 60 90-е г.г. XIX в.// Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. - Краснодар,1991. - С.43-49.

62. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л.,1990. - 280 с.

63. Гуров В.Н., Селюкова В.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь,1993. -246 с.

64. Гуслякова Л. Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина. Дисс. на соиск. уч. степ, д.соц.н. Барнаул,1995.

65. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А. и др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.,1994.- 111 с.

66. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М. , 1997. - 265 с.

67. Деятельность Кубанского общества взаимопомощи. // На Кавказе. 1910. - №7-8. - С.68-75.

68. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. - М., 1994. -140 с.

69. Додонов В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами конца XIX начала XX вв. общечеловеческих и национальных духовных ценностей. // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). - М.;РАО,1995. - С.53-80.

70. Документальная история образования многонационального государства Российского. Книга первая. Россия и Северный Кавказ в XVI XIX веках. - М.,1998. -672 с.

71. Доэл М. , Шадлоу С. Практика социальной работы. (Пер. с англ.) М. ,1995 - 237 с.

72. Дубровин E.H. Черкесы (адыге). Краснодар,1927.- 86 с.

73. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. В б-ти тт. СПб1871-1888.

74. Егошина В.Н. Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М.,1993.- 70 с.

75. Елютина М.Э. Историко-понятийная рефлексия слова "старость". // Российский журнал социальной работы. 1998. №1. - С.23-28.

76. Екатеринодар Краснодар. 17 93 - 1993. Краснодар,1993. - 288 с.

77. Ермилов Ф.А. и др. Что такое КАРИТАС? Что такое христианское милосердие? // Российский журнал социальной работы. 1998. - №1. - С.151-161.

78. Еськов Г.С. Социальная направленность программных документов политических партий России в начале XX века. // Российский журнал социальной работы. -1996. №1. - С.45-52.

79. Завражин С.А. Предупреждение отклоняющего поведения несовершеннолетних в Российской империи. М. , 1996. 120 с.

80. Зажаев И.А. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы. Екатеринодар,1911. - 87 с.

81. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.,1999. - 263 с.

82. Заседателева Л.Б. Казачество как социально-историческое и этнографическое явление в истории России. М.,1974 - 118 с.

83. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. Вып.2. Под ред. И.А. Зимней. М.,1992. - С.8-15.

84. Зимняя И. А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы. // Российский журнал социальной работы. 1996. - »1. - С.8-17.

85. Иванов В.Н. Основы социальной работы социального педагога-психолога. М.,1995. - 312 с.

86. Ивченко И. В. Попечительское дело в общине кубанских казаков. / / Проблемы историографии и истории Кубани. Краснодар, 1994. - С. 56-60.

87. Ильин И. А. Основы христианской культуры. // Школа духовности. 1999. - №1. - С.2-4.

88. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М. ,РАО, 1994. - 227 с.

89. Исторический опыт социальной работы в России. Под ред. Л.В. Бадя. М.,1994. - 256 с.

90. История педагогики. С XVIII века до середины XX века. Под ред. А.И. Пискунова. 4.2. - М.,1998. - 304 с.

91. История социальной педагогики. Хрестоматия. Под ред. М.А. Галагузовой. М.,2000. - 231 с.

92. К вопросу о борьбе с профессиональным нищенством. Материалы Комиссии для разработки вопроса о мерах против профессионального нищенства и бродяжничества при Министерстве Юстиции. // Трудовая помощь. 1898. -№5. - С.558-567.

93. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974. - 156 с.

94. Касьянова К. О русском национальном характере. -М. , 1994. 246 с.

95. Катаева Л.И., Ермоленко Г. В. Проблемы и перспективы допрофессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.Тула,1993. С.312-317.

96. Керашев А.Т. Патронат в системе сословно-классовых отношений адыгов в дореформенный период. // Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. Майкоп,1988. С.87-95.

97. Кешев А.-Г. Из кабардинских (адыгских) преданий. // Избраные произведения адыгских просветителей. Нальчик,1980. С.158-194.

98. Кияшко И.И. Войсковой протоиерей К. Россинский. Екатеринодар,1913. - 56 с.

99. Клемантович И. П. Теория и история социальной педагогики. Благотворительность в России. Страницы истории. М. , 1998. - 53с.

100. Кодекс социального работника. М.,1998.

101. Козлов A.A. Социальная работа и проблемы духовности. // Российский журнал социальной работы. -1996. №1. - С.22-25.

102. Козловский И.П. История русского просвещения. -Ростов-на-Дону,1916. 167с.

103. Колков В.В. Теоретические подходы к социальной работе. // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М. , 1999. - С.5-20.

104. Колков В.В., Лавриненко И.М., Холостова Е.И. Методические рекомендации по подготовке дипломных работ по специальности "социальная работа". М.,1997. - 20 с.10 5. Комаров М.С. Введение в социологию. М.,1994.- 356 с.

105. Кони А.Ф. Федор Петрович Гааз. // Антология социальной работы. Т.1. С.124-133.

106. Колпакова С. П. Духовные основы благотворительности московского купечества. // Москва в истории России. Под ред. Б. В. Леванова. М., 1997. -С .102-107.

107. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. -М. , 1890. -Т.1. 345с.

108. Ковалевский П.И. Кавказ. СПб.,1914. - Т.1. -326 с.

109. Коджаспирова Г.М. История и философия образования М.,1998. 302 с.

110. Кон И. Психология самостоятельности. // Популярная психология. Хрестоматия. Сост. В.В. Мироненко.- М.,1990. С.155-161.

111. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. -М.; ИТП и МИО РАО,1994. С.264-268.

112. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования. // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). М.;РАО,1995. - С.36-52.

113. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара,1994. - 12 4 с.

114. Кропоткин П. А. Максим Горький. // Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М.,1999. - С. 514526.

115. Ктиторов С. Имя в истории города. Филимонов Александр Петрович. // Информ-бюро. Армавир. - 2 000. -№12/243. - С.З.

116. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М.,1967. - с.

117. Кудрявцев А. Тарикат. // Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М.,1997. - С.34-38.

118. Кудряшова С. Управление казачьей станицей. // Ставропольские губернские ведомости. 1992. - 12.11. -С.З.

119. Кузнецов А. И. Педагогика как социальная пластика. // Материалы международной научно-практической конференции "Педагогическое образование для XXI века". -М. , 1994. С.167-169.

120. Куценко И. Я. Кубанское казачество. Краснодар,1993. 581 с.

121. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998. - 583 с.12 3. Левенстим А. Профессиональное нищенсво, его причины и форма. // Антология социальной работы. Т. 2. -М. ,1995. - С.35-42.

122. Лексикон социальной работы. Под ред. С.М. Кибардина и др. Вологда,1999. - 204 с.12 5. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. -Одесса,1882. 346 с.

123. Лермонтов М.Ю. Вадим. // Собр. соч. в 4-х тт. -Т.4. М.,1986. - С.5-114.

124. Лермонтов М.Ю. Кавказец. // Там же. С.338341.

125. Лермонтов М.Ю. Журнал Печорина. Тамань. // Там же. С.243-254.12 9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. , 1988. - 398 с.

126. Лифинцев Д.В. Категория взаимодействия как единица анализа процесса социальной работы. // Материалы международной научно-практической конференции "Педагогическое образование для XXI века". М.,1994.1. С.166-167.

127. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования. Рязань,1999. - 287 с.

128. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.,1995.346 с.

129. Лосский И.О. История русской философии. -М.,1991. 312 с.

130. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб.,1994. 400 с.

131. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Социально-психологический феномен казачества. // Свободная мысль. -1995. №8. - С.42-51.

132. Люлье Л. Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Киев,1991. - 146 с.

133. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М.,1995. - 74 с.

134. Маврина И.А. Актуальные направления подготовки социальных педагогов: метод, рекомендации. Омск.,1996.- 136 с.

135. Маврина И. А. Социальность современного образования. Омск,2000. - 183 с.

136. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования. // Технология развития педагогического творчества: Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ,1994. С.74-82.

137. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. // Антология социальной работы. . Т.1. С.9-28.

138. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. // Антология социальной работы . Т. 2. -С.43-52.14 3. Макурина И. Вдовий дом. Военные богадельни. // Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. -М.,1995. С.79-83.

139. Мертуков М.А. Усыновление у адыгов в XIX веке. // Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Майкоп,1968. - С.294-301.

140. Место теории социальной работы в системе наук. // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М. , 1999. С.20-37.

141. Методические рекомендации по подготовке дипломных проектов по специальности "социальная работа".- М.,1997. 21 с.

142. Милосердие. Под ред. М.П.Мчеделова. М., 1998.- 217 с.

143. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2. - ч.2. - М.,1994. - 456 с.

144. Модзалевский JI.H. Ход учебного дела в бывшем Кавказском наместничестве с 1802 по 1880 г. // Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб.,2ООО. - 4.2. - С.364-366.

145. Мосолов В. А. Этические парадигмы в истории воспитания россиян как национальные ценностные приоритеты отечественного образования. // Аксиологические приоритеты в сфере воспитания и образования. М.; РАО, 1997. - С. 2125.

146. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. -М.,1997. 306 с.

147. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М.,1999. -184 с.

148. Мудрик В.А. Социальная педагогика как наука и как учебный предмет. // Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование для XXI века". -М.,1994. С.164-166.

149. Мухина B.C. Возрастная психология. М.,1997. -431 с.

150. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика. 1995. -№5. - С.4 4-49.

151. Нарочицкий A.JI. История народов Северного Кавказа. М,1988. - 659 с.

152. Наторп П. Социальная педагогика. Спб.,1911. -412 с.

153. Некоторые сведения по истории социальной помощи в России и Ивановском крае. Иваново,1997г. - 134 с.

154. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.,1993. - 32 с.

155. Ногмов Ш.Б. История Адыгейского народа. Нальчик,1994. 208 с.

156. Об уставе гимназий и училищ уездных и приходских. (1828 г.) . // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.,1987. - С.177-187.

157. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар,1996. - с.

158. Певнев А.П. Кубанкие казаки. Краснодар, 1995. - 83 с.17 5. Педагогика. Сборник программ для специальности "Социальная педагогика". Под ред. И.П. Клемантович. М.,1999. - 160 с.

159. Педагогика. Под ред. Г.Нойнера, Ю.К.Бабанского.- М.,1984. 368 с.

160. Перминов A.B. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Алматы,1998.

161. Подосинникова Н.В. Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX начала XX веков в современной школе. Дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -Краснодар,1998.

162. Покровский М.А. Адыгейские племена в конце XVIII первой половине XIX в. // Кавказский этнографический сборник. - М. , 1958. - Вып.2. - С.120-129.

163. Проблемы историографии и истории Кубани: сборник научных трудов. Краснодар,1994 - 206 с.

164. Программа курса "История социальной работы в России. М.,1998. - 48 с.

165. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. Сост.: М.В.Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М.,1992. - 22 с.

166. Прыжов И.Г. Нищие на святой Руси. // Антология социальной работы. Т.2. С.9-19.

167. Пряникова В.Г. Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.,1994. - 24 6 с.

168. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А.В.Запорожца и др. М.,1983. - 448 с.

169. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.,1993. - 93с.

170. Равкин З.И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики. // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). - М.; РАО, 1995. - С.8-35.

171. Развитие народного образования на Кубани (начало XIX XX в.в.). - Краснодар, 1992. - 248 с.

172. Расулова З.М. Образование и воспитание в имамате Шамиля. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Махачкала,2000.

173. Римский C.B. Казачество и православие. Дон. -1994. - №1. - С.205-221.

174. Ромм Т. А., Ромм М.В., Скалабан И. А. Исторические очерки российской социальной работы. -Новосибирск,1999. 134 с.

175. Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. В 2-х томах.1. М.,1997.

176. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. -М.,1993. 608 с.

177. Российское законодательство X XX вв. В 9-ти тт. - Т.5. - М.,1987. - 527 с.

178. Россинский К. В. Речь об успехах развития образования в Черномории. Спб.,1820. - 23 с.

179. Саввин H.A. Дети в произведениях A.M. Горького. // Вестник воспитания. 1907. - №1. - С.198-213.

180. Самсонова Т. В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв.

181. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. Н.Новгород, 1997 .

182. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета. Майкоп, 1995. - с.2 09. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург,1995. - с.

183. Семенов Д.Д. Учительские семинарии в России. -Педагогический ежегодник Кубанской учительской семинарии.- СПб.,1874. 19 с.

184. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.,1997. -512 с.

185. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.Тула, 1993. - С.262-264.

186. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е.И. Холостовой. М.,1997 - 424 с.

187. Слуцкий А.И. Первые Кубанские библиотеки. // Комсомолец Кубани. 1979. - 5.04. - с.4.

188. Смелзер Н. Социология. (пер. с англ.) М. , 1993. 412 с.

189. Соболева Е.А. Регионализация процесса подготовки социального педагога. // Социально-педагогическая работа: история и современность. -Армавир,1999. С.30-34.

190. Советский энциклопедический словарь. М.,1981.- 1560 с.

191. Соловьев В. "Дела давно минувших дней". Из истории Кубанского казачества XVIII в. // Кубань. 1973.- №5. С.105-112.

192. Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. М.,1998. - 273 с.

193. Сорвина A.C. Инновационные идеи социальной работы в России и их использование в современных условиях. // Проблемы социальной работы в России.1. М.,1995. С.14-18.

194. Социальная защита в Краснодарском крае: итоги и задачи. // Краевые новости. 20.04.2000 г. - С.4-5.

195. Социальная педагогика. Под ред. В.А.Никитина. -М.,1999. 326 с.22 3. Социальная педагогика: книга для чтения. Под ред. М.А. Галагузовой. М.,1999. - 240 с.

196. Социальная психология. Под ред. A.B. Петровского. М.,1987. - 224 с.

197. Социальная работа. Под ред. A.JI. Арутюнян. -Ереван,1995. 320 с.

198. Социальная работа в вопросах и ответах. Под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой М.,1996. - 127 с.

199. Степашко JI.A. Философия и история образования. М.,1999. - 268 с.2 36. Стрыгина С. Детская помощь в России. // Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. -М. , 1995. С.66-99.

200. Студенова Е.Г. Программа курса "Зарубежный опыт социальной работы". М.,1997. - 29 с.

201. Сусоколов A.A. Устойчивость этноса и концепции национальных школ. М. , 1994 - 154 с.2 39. Сюкияйнен JI.P. Шариат: религия, нравственность, право. // Эхо Кавказа. 1992. - №1. - С.13-24.

202. Тарновский Е. Уголовно наказуемое нищенство в России. // Трудовая помощь. 1900. - №2. - С.113-119.

203. Фадеев A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М. , 1961. - 368 с.2 53. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века. М.,1999. - 264 с.

204. Филонов Г.И. Актуальные проблемы социальной работы в России. // Педагогика. 1993. - №6. - С.2 9-35.2 55. Философия социальной работы. Под ред. В. И. Митрохина. М. , 1998. - 295 с.

205. Философский словарь М.,1981. - 445 с.

206. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.,1993.- 90 с.2 58. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.- Воронеж,1997. - с.

207. Фирсов М.В. История социальной работы в России.- М.,1998. 295 с.2 60. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М.,1992. - 71 с.

208. Флоровский Г. Пути русского богословия. -Киев,1991. 600 с.

209. Фролов С.С. Социология. М.,1994. - 322 с.2 66. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. -Нальчик,1978. 232 с.

210. Хан-Гирей С. Записки о Черкессии, сочиненные Хан-Гиреем. СПб.,1836 - с.2 68. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.,1990. -222 с.

211. Холл К., Линдсей Г. Теории личности (пер. с англ.) М. ,1999. - 590 с.

212. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.,1995. - 88 с.

213. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы. М.,1992. - 128 с.

214. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969. -525 с.

215. Щедрый дар университету. б/а. // Советская Адыгея. 1999. - 26.06. - С.4.28 6. Щеклеина A.B. Педагогические условия взаимодействия субъектов социальной работы в зарубежном опыте. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. М. , 1999.

216. Щербина А.Ф. История Армавира и черкесо-гаев. -Екатеринодар,1916. 344 с.

217. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 197 6. - 463 с.

218. Ярошенко JI. Традиции воспитания в среде казачества. // Педагогика. 1994. - №1. - С.122-123.1. Архивные источники2 95. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) ф.4 54, оп.2, д.3854а, л.93.

219. ГАКК, Ф. Р-1574, оп. 71, д.105.297 . ГАКК, Ф- 454, оп. 2, д.38546.

220. ГАКК, Ф. 246, оп. 1, д.424.

221. ГАКК, ф. 418, оп. 1, д.1562.

222. ГАКК, ф. 1547 , ОП.1, д.105.

223. ГАКК, Ф. 1271 , оп.1, Д.149.302 . ГАКК, Ф. 454, оп. 2, д. 3211.

224. ГАКК, ф. 454, оп. 2, д.913.304 . ГАКК, ф. 454, оп. 2, д.3646.

225. ГАКК, Ф. 454, оп. 1, д.3612.

226. ГАКК, ф. 454, оп. 1, д.6161.307 . ГАКК, ф. 454, оп. 2, д.3679.

227. Российский государственный

228. РГИА), ф .733, оп. 207, д.40.