Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков

Автореферат по педагогике на тему «Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Краева, Инна Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков"

На правах рукописи

Краева Инна Юрьевна

Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2008

003452041

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Московский гуманитарный университет»

Защита диссертации состоится 25 ноября 2008 года в 16 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при ШОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, корпус № 3, аудитория №511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Лодкина Тамара Владимировна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Буторина Татьяна Сергеевна

кандидат педагогических наук, профессор

Латышина Дэйлара Исмагиловна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт»

Автореферат разослан < > октября 2008 года.

Ученый секретарь ■> . диссертационного совета ' ____—' Е.В. Гурова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы в стране привели к развитию кризисных явлений в жизнедеятельности российской семьи: распадается ее традиционная структура, деформируется характер супружеских отношений, ослабляются родственные связи и преемственность поколений, что ведет к снижению воспитательных возможностей семьи. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, утрачены многие нормы, считавшиеся основой воспитания.

Учитывая важную роль семьи как носителя культуры своего народа в развитии государства и общества, Президентом был издан Указ о проведении в стране в 2008 году Года семьи. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют необходимость изучения накопленного опыта воспитания в семье.

Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором фундаментальных ценностей подрастающему поколению. Именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности.

По данным исследований И.В. Бестужева-Лады, И.А. Давлиева, C.B. Дармодехина, И.С. Кона, Б.Н. Попова, А.Г. Харчева и др. семья занимает ведущее место среди институтов воспитания. Структура семьи, ее значение, специфика и условия семейного воспитания, воспитательный потенциал, взаимодействие семьи со школой, педагогическая культура родителей изучались Ю.П. Азаровым, JI.B. Байбородовой, Т.С. Буториной, Т.П. Гавриловен, И.В. Гребенниковым, В.Н. Гуровым, Е.В. Киселевой, Л.И. Маленковой, Н.И. Монаховым, A.C. Спиваковской, E.JI. Тихомировой и др. Историко-педагогический анализ воспитательного потенциала дан И.В. Крупиной; особенности воспитания детей из неполных семей раскрыты И.В. Борисовой и В.И. Костиевым; влияние уклада жизни многодетной семьи на формирование личности ребенка - Г.А.

Новокшоновой; различные формы работы учителя с родителями - В.Г. Сенько, О.Н. Урбанской; дифференцированный подход в работе с семьей - Г.И. Куцебо, Е.И. Наседкиной. Т.В. Лодкиной исследована непосредственная связь уклада жизни семьи и ее психолого-педагогической культуры, рассматриваются вопросы повышения психолого-педагогической культуры как структурного компонента семейного уклада.

В культуре малочисленных этносов национальная специфика семьи приобретает особую значимость и становится своего рода формой сохранения национальных ценностей. Одним из таких малоисследованных этнических образований являются коми, проживающие на северо-западе России. Они относятся к финно-угорской языковой группе, включающей семнадцать народностей: карелы, финны, венгры, удмурты и др. Республика Коми, как одно из национально-государственных образований Российской Федерации, в качестве приоритетного направления реализации Концепции государственной национальной политики определяет поддержку и развитие языка, культуры, традиций, жизненного уклада коми народа и других народов, проживающих на данной территории. Традиционная культура коми рассматривалась В.Н. Белицер, Ю.В. Гагариным, JI.C. Грибовой, В.Н. Денисенко, JI.B. Жеребцовым, И.В. Ильиной, О.В. Котовым, А.К. Микушевым, Д.А. Несанелисом, И.Б. Рогачевым, Ю.Г. Рочевым, В.В. Соловьевым, Ю.П. Шабаевым и др. Однако особенности воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков практически не изучены.

Актуальность исследования обусловлена разрешением противоречий между:

- утратой современной семьей традиционных ценностей воспитания, недооценкой накопленного позитивного опыта воспитания детей и необходимостью активизации семьей субъектной позиции при максимальном использовании прогрессивных традиций народного воспитания;

- потребностью изучения историко-педагогического опыта воспитания поколений в коми семье второй половины XIX - начала XX веков и отсутствием системных исследований проблемы воспитания детей в коми семье второй половины XIX - начала XX веков;

- востребованностью специалистов, способных к взаимодействию с семьей с учетом ее специфики, позитивного опыта традиционного воспитания и недостаточной подготовкой кадров для такой работы.

Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: в чем состоят особенности воспитания в коми семье второй половины XIX — начала XX веков?

Объект исследования: коми семья второй половины XIX - начала XX

веков.

Предмет исследования: процесс воспитания в коми семье второй половины ХЗХ - начала XX веков.

Цель исследования: выявление особенностей воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков.

Задачи исследования:

1. Исследовать коми семью второй половины XIX - начала XX веков как социальный институт воспитания.

2. Изучить традиции коми семьи второй половины XIX - начала XX веков как составляющую семейного уклада коми.

3. На основе историко-педагогических, этнографических, фольклорных источников проанализировать и систематизировать практический опыт воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков, выявить его особенности.

4. Определить возможность использования традиционного опыта воспитания детей в современной практике семейного воспитания.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX веков (1850 - 1917гг.). В данный период получила основное развитие

культура коми этноса, окончательно сложились ее важнейшие черты и элементы. Нижняя граница связана со временем появления первых этнографических очерков о коми. Верхняя граница - этап становления нового государства на территории России, поскольку 1917 год - рубеж, за которым следует смена политических, экономических, социальных условий, изменение идеологии и мировоззрения.

Территориальные рамки исследования ограничиваются Коми краем, большая часть территории которого входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и восточной части Мезенского уезда (с 1891 года - Печерского уезда) Архангельской губернии. Коми край во второй половине XIX - начале XX веков - это совокупность административно-территориальных единиц, расположенных в непосредственной близости друг с другом, населенных главным образом коми и исторически тесно связанных между собой.

В источниковедческую базу исследования входят законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Коми, опубликованные монографии, диссертации, произведения классиков отечественной и зарубежной педагогики, статьи, материалы из фондов Центрального государственного архива Республики Коми (периодическая печать; статистические источники, позволяющие выявить социально-экономические, демографические особенности региона, проследить динамику численности, грамотности населения, установить средний брачный возраст, количество браков, сезонность их заключения во второй половине XIX - начале XX веков), материалы из отдела редкого фонда Национальной библиотеки Республики Коми (краеведческие очерки, этнографические и фольклорно-этнографические работы).

Методологическую основу исследования определяют общенаучные теоретико-методологические подходы: системный (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Т.В. Лодкина, И.Д. Лушников, В.А. Сластенин и др.), средовой (Т.С. Буторина, Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, В.А. Ситаров, И.З. Сковородкина и др.), аксиологический (Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Ю.Б. Тупалов, М.И. Фишер

и др.), этнопедагогический (В.М. Вызова, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов и др.), субъектно-деятельностный подходы (JI.B. Байбородова, A.JI. Журавлев, Т.П. Емельянова, А.Н. Леонтьев и др.); положения о значимости семьи как социального института воспитания (И.В. Гребенников, В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина и др.); положения о человеке как представителе одновременно всей человеческой цивилизации и конкретного этноса (И.А. Арабов, Г.С. Виноградов, А.Г. Корнилова и др.). Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности и объективности научных фактов; связи истории с современностью; рассмотрению историко-педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи.

Теоретическую основу исследования составили идеи о целостности изучения образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, М.С. Мацковский и др.); теория социализации (А.И. Ковалева, A.B. Мудрик и др.); концепция семейного уклада и психолого-педагогической культуры семьи (Т.В. Лодкина); идеи этнопедагогизации образовательного процесса в современных условиях (А.Г. Козлова, И.В. Крупина и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, изучение архивных материалов, нормативно-правовых актов, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, методы математической статистики.

Этапы исследования: Первый этап (2001-2002гг.) - определение поля исследования; уточнение методологических подходов и категориального аппарата; постановка цели, задач исследования.

Второй этап (2002 - 2005гг.) - сбор, систематизация и анализ историко-педагогического материала по теме исследования.

Третий этап (2005 - 2008гг.) - обобщение и формулировка выводов, литературное оформление диссертационной работы.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- конкретизированы методологические основания отечественной педагогики в контексте изучаемой проблемы семейного воспитания;

- определены характерные черты и особенности коми семьи второй половины XIX - начала XX веков, сложившейся под влиянием региональной специфики среды, заключающиеся в невозможности существования крестьянского хозяйства вне семейной формы; прочности, устойчивости, многодетности; главенстве хозяйственной функции; широких родственных связях; ведущей роли матери в воспитании детей; традиционном патриархальном характере отношений в семье;

- раскрыта воспитательная роль традиций как составляющей семейного уклада коми второй половины XIX - начала XX веков, состоящая в передаче младшим поколениям образцов поведения и норм взаимоотношений; ценностей семьи, труда, природы, знаний, здоровья; традиционных занятий коми (охотничьего и рыболовного промыслов, ремесел), что осваивалось детьми посредством подражания поведению старших;

- впервые проанализирован и систематизирован позитивный историко-педагогический опыт воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков и выявлены его особенности, заключающиеся в естественности, будничности, неотделимости этого процесса от жизнедеятельности семьи; формировании гуманистической направленности семейных взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, поддержке, сотрудничестве, что, в свою очередь, влияло на выбор методов и средств воспитания, педагогическое значение которых заключалось в обеспечении в комплексе успешного достижения цели воспитания; в утверждении посредством воспитательных традиций, обычаев, фольклора фундаментальных ценностей воспитания коми, отражающих этнический идеал и имеющих общечеловеческую направленность, чью основу составляло воспитание ценностного отношения к труду;

- осуществлена этнопедагогическая подготовка будущих учителей, школьных психологов с использованием разнообразных форм и методов обучения (проблемные занятия, экскурсии в музеи, ролевые игры, диспуты, самостоятельная работа, выступления с докладами и рефератами, инсценировки элементов обрядов, разработки сценариев праздников и т.д.), которая способствовала эффективному формированию этнопедагогической культуры студентов и позволила существенно повысить уровень подготовленности будущих специалистов к организации работы с семьей.

Теоретическое значение исследования заключается:

- в выявлении педагогического потенциала коми семьи второй половины XIX -начала XX веков как социального института воспитания, где под влиянием традиций, обычаев, примера родителей, их авторитета происходило как стихийное, так и целенаправленное становление личности ребенка: его социальных установок, образа мышления, системы ценностей, что определяло модель его поведения в дальнейшей жизни;

- в раскрытии педагогической функции воспитательных традиций семьи коми второй половины XIX - начала XX веков, заключающейся в закреплении и передаче норм, форм деятельности и поведения, ориентирующих на повторение заданного образца, что обеспечивало устойчивость в жизни этноса; в использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений;

- в обобщении позитивного опыта семейного воспитания коми второй половины XIX - начала XX веков его особенностей, обусловливающихся ценностными ориентирами воспитания народа, которые, выступая во взаимосвязи, создавали идеал, образ совершенного человека, концентрировавшего цель воспитания коми;

- в обосновании возможности использования успешного опыта воспитания коми семьи второй половины XIX - начала XX веков в современной практике воспитания посредством подготовки специалистов (учителя, школьного психолога), обладающих этнопедагогической культурой, способных на

максимально возможное оказание помощи семье (взрослым и детям), учитывая особенности их культуры, своеобразие национального характера, народной педагогики;

- в представлении перспектив изучения историко-педагогического опыта воспитания коми семьи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- дополнен национально-региональный компонент в содержании курса «Этнопедагогика»;

- разработаны и внедрены в учебный процесс университета программы спецкурсов «Этнопедагогика коми», «Семейная педагогика коми второй половины XIX - начала XX веков»;

- материалы исследования могут найти применение в практике работы школы с родителями; при проведении консультирования в социальных учреждениях помощи семье и детям; в системе дополнительного педагогического образования учителей; студентами при подготовке выпускных квалификационных и курсовых работ; в научной деятельности аспирантов и соискателей; при организации лекториев и выставок Национальным музеем Республики Коми по данной теме.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается источниковедческой базой исследования; аргументированностью теоретических положений; логикой научного анализа; исходными методологическими положениями и применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Коми семья второй половины XIX - начала XX веков являлась социальным институтом воспитания, способствующим сохранению и передаче хозяйственного и духовно-нравственного опыта, психологическому комфорту, где основу воспитания составляли традиции, приспособленные к социокультурным и природным условиям существования семьи.

2. Традиции коми семьи второй половины XIX - начале XX веков обладали значительными воспитательными возможностями, транслируя фундаментальные ценности и культурные нормы народа из поколения в поколение, которые использовались родителями для формирования у детей традиционной модели поведения коми.

3. Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков определялись ценностными ориентирами воспитания, в совокупности составляющими этнический идеал коми, на который была направлена цель воспитания, достигаемая через отбор эффективных методов и средств воспитания.

4. В настоящее время представляется важным обращение к положительному историко-педагогическому опыту традиционного семейного воспитания коми и использование его в современной практике при непосредственном участии подготовленных специалистов (учителей, школьных психологов), обладающих этнопедагогической культурой.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись путем их публикации в печати; выступлений на международных, межрегиональных российских, республиканских, межвузовских научно-практических конференциях; на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы ННОУ «Московский гуманитарный университет», кафедры педагогики и педагогической психологии, кафедры социальной работы ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» на заседании отдела этнографии Коми научного центра РАН, при написании курсовых и дипломных работ студентами; результаты исследования используются в учебном процессе Сыктывкарского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 18 приложений.

Во введении раскрыта актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи

исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этапы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические подходы к исследованию особенностей воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков» - показано влияние среды Коми края на становление крестьянской семьи второй половины XIX - начала XX веков, дана характеристика традиционной коми семьи как социального института воспитания, изучена роль традиций как составляющей семейного уклада коми второй половины XIX - начала XX веков в воспитании детей.

Во второй главе «Практика воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков» - проанализированы взаимоотношения в семейном укладе коми второй половины XIX - начала XX веков, представлены утвердившиеся ценности, методы, средства в воспитании детей коми во второй половине XIX - начала XX веков, обоснована возможность внедрения традиционного опыта воспитания в современную практику воспитания.

В заключении обобщены и систематизированы основные результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Специфика расположения Коми края отразилась на особенностях ее социально-исторического развития, которые обстоятельно исследованы В.Н. Белицер, Ю.В. Гагариным, Л.С. Грибовой, В.Н. Денисенко, JI.B. Жеребцовым, И.В. Ильиной, О.В. Котовым, А.К. Микушевым, Д.А. Несанелисом, И.Б. Рогачевым, Ю.Г. Рочевым, В.В. Соловьевым, Ю.П. Шабаевым и др.

В контексте исследования среда рассматривается как совокупность социальных, природных, культурных условий, влияющих на формирование и функционирование человека в определенном регионе, предметная обстановка развития личности (Т.С. Буторина). Изучение работ Т.С. Буториной, С.И. Голода, В.Н. Дружинина, O.A. Карабановой, Т.В. Лодкиной, В.А. Сластенина и др.

позволило увидеть, что семья находится в непосредственной связи с окружающей ее социально-экономической средой.

Анализ специальной литературы показал, что во второй половине XIX -начале XX веков Коми край являлся малонаселенной окраиной Российской империи. Население края в конфессиональном и этническом плане оставалось стабильным. Подавляющее большинство в сословной структуре занимали крестьяне, в конфессиональной - православные, в этнической - коми. Суровые природно-климатические условия, недостаток пригодных для земледелия участков, слаборазвитость промышленности препятствовали притоку населения извне, что позволило сохранить этническую однородность региона. Отсутствие крепостного права способствовало распространению равенства в обществе, становлению своеобразия народных воспитательных традиций. Существование крестьянского хозяйства было невозможно вне семейной формы. Семьи были экономически заинтересованы в большом количестве детей. Состав семьи менялся - от «большой» патриархальной - к «малой» при сохранении традиционного характера отношений. Господствующим типом семьи в последней четверти XIX - начале XX веков в Коми крае стали «малые» (двухпоколенные) семьи, средний размер которых составлял 7-8 человек.

Нами выявлено, что коми крестьянская семья второй половины XIX -начала XX веков и ее уклад складывались под воздействием специфики края: социально-экономических, природно-географических условий, которые оказали влияние на ее состав, потребности, интересы, ценностные ориентации, традиции, стиль взаимоотношений. Отличительными чертами уклада жизни коми семьи второй половины XIX - начала XX веков были публичность, иерархичность, главенствующая роль отца в семье, зависимость жены от мужа, строгое разделение ролей по половозрастному признаку, приоритет семейных интересов над индивидуальными, преемственность воспитательных традиций.

Решение задач исследования диктует необходимость рассмотрения понятий «семья», «семейное воспитание», «семейный уклад».

Изучив различные источники (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Бромлей, O.A. Ганцкая, М.С. Мацковский, A.B. Мудрик, А.Г. Харчев и др.) за основу принимаем определение семьи, данное Т.В. Лодкиной, поскольку считаем его наиболее полным применительно к нашей работе. По ее мнению, семья - это первичная социальная ячейка общества, живущая по законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, принятых в данной языковой, социокультурной общности, ее традиций, обрядов, обычаев.

Многие исследователи (И.В. Гребенников, В.Н. Дружинин, O.A. Карабанова, Т.В. Лодкина и др.) признают воспитательную функцию семьи ведущей. Она является не только важной составляющей семейного организма, но и интегративной, поскольку придает всем функциям семьи смысловое содержание, цель, суть которых в формировании полноценного человека -активного, самостоятельного, социально ответственного.

Семейное воспитание у коми было направлено на подготовку ребенка к повседневной жизни. Нам близка точка зрения A.B. Мудрика на семейное воспитание в том, что это более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. Воспитание осуществлялось родителями интуитивно и целенаправленно, непрерывно, охватывало все стороны формирующейся личности. Они осознанно и неосознанно стремились каждую часть жизни использовать в воспитательных целях, при этом большую роль играл их личный пример, авторитет, создающий прочную базу для выработки у детей верных жизненных позиций.

В работах по этнопедагогике В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.Ю. Гордина, Д.А. Данилова, А.К. Миноварова, Ш.А. Мирзоева, М.А. Муратовой, А.П. Орловой, ЯМ. Ханбикова и др. подчеркивается идея безусловной важности изучения семьи и семейного воспитания в этногенезе.

В приведенной в исследовании характеристике коми крестьянской семьи второй половины XIX - начала XX веков выделены ряд ее специфических черт и особенностей: семья была прочной, устойчивой, многодетной; брак для крестьян являлся главным условием порядочности человека, его материального благосостояния, общественного веса; коми семья представляла собой объединение, основанное на совокупном труде, функционирование которого зависело от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивающих слаженный хозяйственный ритм; семья носила традиционный патриархальный характер; имела широкий круг родства; дети выступали как гарант обеспечения родителей в старости и в то же время являлись ценностью семьи, продолжателями традиций, принятых в обществе. Как явствует из нашего исследования, в многопоколенной и двухпоколенной семьях, имеющих глубокие и разветвленные корни родственных связей, складывался благоприятный семейный уклад.

Анализ специальной литературы показал, что семейному укладу уделялось определенное внимание в научных изысканиях. О его роли в воспитании детей писали Н.К. Грунский, H.A. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский. В работах современных исследователей Д.О. Дзинтере, Р. Бернса, Т.В. Лодкиной, Л.Н. Маленковой, Т.А. Марковой, Г.Л. Могилевской, Ф.А. Нанай, Л.М. Николаевой, O.E. Черствой и др. охарактеризованы отдельные компоненты семейного уклада, обосновано значение его для формирования личности ребенка.

На наш взгляд, определение, данное Т.В. Лодкиной, наиболее полно отражает составляющие данной категории. Семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример и уровень психолого-педагогической культуры родителей. Правильно организованное семейное воспитание сильно сочетанием целенаправленных воздействий родителей с повседневным всепроникающим положительным влиянием на детей всего семейного уклада.

В исследовании установлено, что преемственность поколений осуществлялась посредством народных воспитательных традиций. Традиции, являясь составляющей семейного уклада коми второй половины XIX - начала XX веков, в контексте нашего исследования рассматриваются как основа воспитания детей, концентрируя в себе ценности народной педагогики коми.

В этнокультурном аспекте понятие «традиция» разработано P.M. Абакаровой, Г.Н. Волковым, А.Г. Козловой и др. В социокультурном и педагогическом аспектах раскрывают суть категории М.С. Каган, Т.Ю. Купач, Т.В. Лодкина, Т.А. Маркова, Е.В. Марковичева, М.В. Никитин, А.Г. Новикова, Н.П. Юдина и др. Этнопедагогические традиции воспитания поморов изучались С.С. Щекиной, казахов — К.Н. Кожахметовой, якутов — М.М. Прокопьевой, нанайцев — O.A. Шабуровой и т.д. Мнение этих ученых относительно традиции сводится к идее накопления, сохранения и передачи социально-исторического опыта. Каждый народ развивается и живет в своеобразных социальных, исторических, природно-географических условиях, что накладывает отпечаток на его воспитательные традиции.

Теоретический анализ специальной литературы позволил выявить следующие воспитательные традиции народа коми: бережное отношение к детям, особенно в младенческие годы, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним; привитие с младенчества уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родителей, родных; любовь, привязанность к родным местам, порождающая бережное отношение к природе, к людям своего края; посильное участие детей в труде, обусловливающее единение взрослых и детей; традиция передачи рода занятий от родителей к детям; промысловые традиции; супружеская верность; взаимопомощь и др. Включенный в эти традиции, являющиеся стереотипной формой социальной регуляции, ребенок с раннего детства незаметно для себя, естественным образом усваивал содержащиеся в них требования, нравственные нормы, правила общения, поведения и подчинялся им.

Проведенное исследование показало, что коми семья второй половины XIX - начала XX веков являлась социальным институтом воспитания, где из поколения в поколение, посредством традиций сохранялся и передавался хозяйственный и духовно-нравственный опыт этноса, происходила первичная социализация детей. Под влиянием всего уклада семейной жизни формировалась нравственная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации, социальные установки, взгляды, убеждения.

В работе отмечается, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта взаимоотношений между людьми.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, Т.В. Лодкина и др.) из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н. Леонтьев), в который входят родители и другие близкие люди. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. Нами охарактеризованы супружеские и детско-родительские взаимоотношения, обусловливающие специфику повседневной жизни семьи. Через детско-родительские отношения непосредственно реализуется ее воспитательная функция.

В исследовании выявлено, что ценностные воззрения коми крестьян на брак и семью определяли поведение, внутрисемейные отношения. Взаимоотношения супругов в коми семье второй половины XIX - начала XX веков диктовались сложившимися традициями и находились по контролем общественного мнения. Нами отмечена доминирующая роль матери в воспитании детей, что предписывалось традиционными нормами общества. Долгое отсутствие мужчин коми на промыслах также способствовало этому. Воспитательная роль отца представляла фактор моральный (защищал, требовал и др.) и материальный (содержал семью).

Детско-родительские отношения характеризовались бережным, заботливым отношением к детям, особенно в младенческие годы, сочетающим в себе любовь, уважение, доверие с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей.

Взаимоотношения между членами семьи строились на таких ценностях как уважение друг к другу, доверие, поддержка, взаимовыручка и др. Здоровая нравственная атмосфера традиционной коми семьи свидетельствовала о благоприятном укладе жизни, дававшем детям чувство защищенности. Традиционные внутрисемейные роли отца - матери - сына - дочери и дополняющие их роли родства у коми во второй половине XIX - начале XX веков соответствовали системе социокультурных норм семейной жизнедеятельности, определяя права и обязанности членов семьи. В семейных взаимоотношениях большую роль играли отношения подчиненности и сотрудничества, а также родственные связи. Для коми семьи второй половины XIX - начала XX веков характерным было сохранение устойчивых связей с родственниками, стремление прийти на помощь.

Анализ традиций и фольклора позволил выявить ценности воспитания коми во второй половине XIX - начале XX веков: семья, труд, знания, природа, здоровье. Ценностными были следующие качества: честность, гостеприимство, щедрость, мужество, сила и др. Ядром этих ценностей является народность, отражающая этнический идеал совершенного человека, передаваемый в семье от поколения к поколению. У коми он представляет собой единство национального и общечеловеческого идеалов.

Фольклорные, этнографические, исторические работы послужили источниками для определения методов и приемов воспитания у коми во второй половине XIX - начале XX веков. Мы согласны с Г.Ф. Массовой в том, что они вписываются в современную классификацию методов педагогического процесса: методы формирования сознания (пример, объяснение, разъяснение, назидание, убеждение); методы организации деятельности (упражнение, приучение,

поручение, включение в деятельность); методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности (одобрение, поощрение, наказание).

Как явствует из исследования, цель семейного воспитания состояла в формировании культуры труда и общечеловеческих отношений. Характер взаимоотношений в коми семье второй половины XIX - начала XX веков способствовал тому, что широко использовались методы воспитания, имеющие гуманистическую направленность: приучение, личный пример, поощрение, упражнение, убеждение, пример-идеал, одобрение, но, не исключая, метода наказания. В выборе и применении методов родительского воспитания большую роль играл их личный опыт.

Исходя из анализа специальной литературы (А.И. Антонов, В.И. Бестужев-Лада, С.И. Голод, В.М. Медков и др.) можно констатировать, что сложная социально-экономическая и политическая ситуация в современной России не способствует успешной интеграции подрастающего поколения в общество. Социализация его проходит в других условиях, чем социализация в свое время родителей, поэтому жизненный опыт старших не всегда принимается их детьми. Родители недостаточно четко представляют, какие качества следует развивать у детей в новых условиях и сами переживают кризис ценностных представлений.

В условиях нестабильности семьи XXI века (в том числе и коми), размытости ценностных ориентиров воспитания, ощущается потребность в обращении к положительному опыту воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков.

На кафедре педагогики и педагогической психологии Сыктывкарского государственного университета при нашем участии было проведено исследование современной коми семьи с целью выявления проблем взаимоотношений между родителями и детьми и факторов семейного неблагополучия.

Результаты анкетирования родителей, беседы с руководителями школ, учителями показывают, что эффективность использования методов, средств, народной педагогики коми в семейном воспитании затруднена по ряду причин:

недостаточный уровень психолого-педагогической культуры родителей не позволяет целенаправленно и грамотно воспитывать своих детей; низкий уровень социально-бытовых, материальных условий отягощает процесс воспитания; неблагополучная семейная обстановка усложняет взаимоотношения взрослых и детей; преобладают словесные методы воспитания в ущерб методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; игнорируется родной язык во многих семьях.

Уклад жизни коми семьи в значительной степени стандартизирован, этнически слабо окрашен. В республике, где проживают люди разной национальности, произошло взаимовлияние и взаимообогащение культур и традиций разных народов.

Игнорирование народных основ воспитания привело к тому, что в республике в течение десятилетий сформировалось поколение, не знающее национального языка, родной культуры, истории, традиций своего этноса. Воссоздание этнической культуры народа должно начинаться с возрождения традиционного семейного воспитания.

Приобщение детей к национальным ценностям в семье рассматривается как важное условие, способствующее воспитанию нравственных качеств. Недостаток этнопедагогических знаний у родителей необходимо компенсировать, поэтому целесообразным будет внешнее влияние на семью с целью повышения ее воспитательных возможностей. Нам представляется, что целенаправленную работу по приобщению детей к этнопедагогическим ценностям коми и просвещению родителей в этом вопросе может вести школа через учителя, школьного психолога и, как следствие, необходима качественная этнопедагогическая подготовка будущих специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики педагогического образования показывает, что в последние годы стал широко применяться этнопедагогический подход к подготовке будущего преподавателя, который предполагает учет культурно-исторических традиций народа, выработанных

народной педагогикой, личностное освоение студентами этнопедагогических ценностей, оказание помощи подрастающим поколениям как представителям определенного этноса. Это нашло свое отражение в работах Т.В. Анисенковой, Б.И. Беляевой, J1.C. Берсеневой, Г.Н. Волкова, E.H. Губанова, О.И. Давыдовой, Д.Е. Иванова, Е.В. Кузнецовой, М.Г. Харитонова, В.Ю. Штыкаревой, Ф.Г. Ялалова и др.

Для осуществления этнопедагогической подготовки будущего преподавателя, школьного психолога на факультете психологии и социальной работы Сыктывкарского государственного университета для студентов V курса специальности «Психология» введен спецкурс «Семейная педагогика коми второй половины XIX - начала XX веков», на факультете искусств для студентов V курса специальности «Народное художественное творчество» - спецкурс «Этнопедагогика коми». Основное их назначение - помочь будущим учителям, психологам выработать ориентиры и логику действий, направленных на максимально возможное и полное оказание помощи семье (взрослым и детям), учитывая особенности их культуры, полиэтнической среды обитания, семейного уклада, своеобразия национального характера и традиций народной педагогики. В исследовании обнаружено, что сравнительный анализ полученных результатов опроса студентов до и после изучения спецкурса «Семейная педагогика коми второй половины XIX - начала XX веков показал, что введение его способствовало более эффективному формированию этнопедагогической культуры будущих психологов.

Учитывая региональный аспект профессионального обучения, нам представляется важным проведение спецкурсов, освещающих национальные особенности истории, культуры, быта и семейного воспитания коми этноса. Используя полученные знания и умения, студенты смогут оказывать квалифицированную помощь родителям в разрешении проблем воспитания, активизировать субъектную позицию семьи, устанавливать партнерские взаимоотношения, организовывать необходимое психолого-педагогическое

просвещение по вопросам использования традиционного опыта воспитания детей в современных условиях. Этнопедагогическая подготовка также ориентирует будущих специалистов на способность к толерантному взаимодействию в условиях полиэтнического состава учащихся.

Анализ семейного воспитания у коми во второй половине XIX - начале XX веков показал, что его особенности зависели от уклада жизни, который исторически сложился в региональных условиях, характеризующихся комплексом огромной территории, малонаселенности и суровой природы, что сформировало замкнутость жизни и обусловило этническую однородность.

Морально-психологическая атмосфера коми семьи второй половины XIX -начала XX веков, ее традиции, характер взаимоотношений родителей и детей имели первостепенное значение для формирования личности ребенка. Подражая поведению окружающих, он воспроизводил, копировал их поступки, действия в своем поведении. Родители и близкие люди становились для них образцом.

В профессиональном плане коми семья второй половины XIX - начала XX веков передавала детям свои знания, умения, опыт в народных промыслах, в процессе приучения к выполнению обычных, широко распространенных видов труда и в приобщении детей к овладению многочисленными ремеслами, которыми в данный период славилась коми земля: гончарство, работа с берестой, обработка кожи и замши, из которых шили малицы, пимы, бурки и др. Позитивное воздействие на детей оказывали атмосфера всеобщей занятости, отсутствие праздности и пустого времяпрепровождения. Адекватность видов труда и деятельности возможностям детей формировала и развивала интерес, положительную мотивацию, что особенно важно для самореализации, самовоспитания.

Особенности воспитания определялись и его ценностными ориентирами, которые в комплексе составляли этнический идеал совершенного человека, находивший отражение и закрепление в традициях и фольклоре, сопровождавших человека на протяжении всей жизни, являвшихся неотъемлемой частью памяти

народа, элементом национальной психологии. Воспитательный идеал коми имел общечеловеческую направленность: это трудолюбивый, честный, смелый, мужественный, семейный, уважающий старших, любящий свой край человек.

В воспитательной практике народа коми формирование ценных качеств являлось важным элементом нравственной культуры, так как в силу суровых природных условий севера люди высоко ценили дружбу, взаимопомощь, взаимовыручку, взаимную поддержку, самостоятельность. В воспитании детей родители опирались на свой жизненный опыт, делая упор на совместную деятельность, учитывая возраст и пол ребенка, что подтверждает мудрость коми народной педагогики. Характер взаимоотношений в коми семье второй половины XIX - начала XX веков определял выбор методов воспитания.

Опыт, накопленный коми народом в области воспитания подрастающих поколений в изучаемый период, указывал на необходимость учитывать возрастные особенности детей в подборе средств воспитания. В устном народном творчестве создавались специальные жанры, непосредственно адресованные детям, так называемый детский фольклор, выполняющий разнообразные функциональные задачи: формирование духовно-нравственных ориентиров, сообщение первоначальных сведений об окружающем мире, возбуждение пытливости и любознательности, развитие мышления и речи, воспитание эстетического вкуса, привитие конкретных навыков поведения, понимание необходимости соблюдения общепринятых правил и т.д. Красочность, яркость, меткость народного слова как бы прикрывали дидактические цели и задачи, не поучали назойливо, но вызывали глубокие эмоциональные переживания, обеспечивали ненавязчивость восприятия как самых серьезных и возвышенных идеалов, так и обыденных правил поведения.

Цель, содержание, средства, методы воспитания у коми во второй половине XIX - начале XX веков рациональны и конкретны, отражают особенности исторического развития этноса, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств.

Выявление позитивного потенциала историко-педагогического опыта воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков направлено на развитие и совершенствование современной практики семейного воспитания. Значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы позволяют смоделировать идеальный образ современной семьи, ориентировать детей на проверенные временем ценности народной педагогики, использовать методы, средства, народного воспитания с учетом современной социально-педагогической ситуации. Чтобы молодое поколение знало историю своей семьи, малой родины сегодня важно обратиться к семейным ценностям, народным традициям коми. Современная семья должна являться носителем культуры своего народа, пропагандировать мудрые педагогические заповеди и народные традиции. На основе проведенного исследования создана теоретическая база для сравнительного анализа педагогических аспектов влияния семейного уклада коми на воспитание детей с укладом жизни семьи других народов в разных регионах России.

Основные результаты исследования отражены в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК:

1.Краева И.Ю. Уклад жизни коми крестьянской семьи конца XIX - начала XX веков как воспитательная среда // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». 2006. Т.12. №4. С.39-43. (0,3 пл.).

А также в следующих публикациях:

2. Краева И.Ю. Об оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми // Дети Севера на рубеже XXI века: психосоциальные эталоны и регионально-культурные ценности в развитии: материалы межрегиональной российской научно-практической конференции / Отв. Ред. В.В. Нагаев. Сыктывкар, 2001. С.78-84. (0,3 п.л.).

3. Краева И.Ю., Краева Л.И. Этнопедагогика коми: содержание, методы, средства: Учебно-методическое пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003. - 71с. (4,4/2 п.л.).

4. Краева И.Ю., Краева Л.И. Этнопедагогика: Программа и учебно-тематический план курса для студентов факультета психологии и социальной работы по специальности «Психология». Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003. - 27с. (1,8/0,9

П.Л.).

5. Краева И.Ю., Краева Л.И. Воспитание детей в современной коми семье // Семейное воспитание: история и современность: материалы XXIV всероссийской научно- практической конференции / Под ред. Т.В. Лодкиной, А.Г. Козловой. СПб., 2003. С. 83-85. (0,2/0,1 пл.).

6. Краева И.Ю. Ненасилие и воспитание детей в коми семье конца XIX - начала XX веков // Ненасилие как образ жизни: материалы научно-практической конференции / Под ред. А.Г. Козловой и др. Спб., 2004. С. 78-80. (0,2 п.л.).

7. Краева И.Ю. Труд как основа профилактики правонарушений несовершеннолетних в традиционной коми семье (исторический аспект) // Психосоциальные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: материалы российской межрегиональной научно-практической конференции. Сыктывкар, 2004. С. 68-72. (0,3 п.л.).

8. Краева И.Ю., Краева Л.И. Гуманизация образования и формирование этнопедагогической культуры у студентов // Философия и практика ненасилия: материалы XXVI всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.Г. Козловой. СПб., 2005. С. 76-78. (0,2/0,1 п.л.).

9. Краева И.Ю. Загадка как средство воспитания в зтнопедагогике коми // Вестник Сыктывкарского государственного университета. Вып.4. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. С. 184-186. (0,2 п.л.).

10. Краева И.Ю. Историко-педагогический анализ воспитательного потенциала коми крестьянской семьи конца XIX - начала XX веков // Проблемы социально уязвимых детей и подростков в изменяющейся России решать молодым:

материалы российской межрегиональной научно-практической конференции. Сыктывкар, 2005. С. 120-124. (0,3 пл.).

И. Краева И.Ю., Краева Л.И. Формирование этнопедагогической культуры у студентов университета // Семиозис и культура: материалы. Сыктывкар, 2005. С. 273-278. (0,4/0,2 пл.).

12. Краева И.Ю. Об этнопедагогической подготовке студентов университета // Этнодидактика народов России - исследовательский проект ЮНЕСКО: материалы IV международной научно-практической конференции. / Под ред. Ф.Г. Ялалова. Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. С. 36-37. (0,1 пл.).

13. Краева И.Ю. Этнопедагогические традиции в коми крестьянской семье // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: материалы XXVII всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.Г. Козловой и др. СПб.: «67 гимназия», 2006. С.232-234. (0,2 пл.).

14. Краева И.Ю., Краева Л.И. К вопросу об этнопедагогической компетентности студентов университета // Исследовательская культура: теория и практика: материалы 2-й научно-практической конференции молодых ученых Северо-Запада РФ / Под общ. Ред. Т.В. Лодкиной. Вологда: ИЦ ВГМХА, 2006. С. 30-35. (0,4/0,2 пл.).

15. Краева И.Ю., Краева Л.И. Гуманизация образования и этнопедагогическая подготовка студентов в условиях университетского образования // Гуманизация образования: XXI век: материалы VII педагогических чтений / Ред. и сост. Л.В. Чалышеваидр. Сыктывкар, 2006. С. 167-171. (0,3/0,2 пл.).

16. Краева И.Ю. Активные методы обучения в этнопедагогической подготовке студентов в университете // Проблемы обновления содержания и технологии образовательного процесса: материалы региональной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2006. С. 182-184. (0,2 пл.).

17. Краева И.Ю., Краева Л.И. Личностно-ориентированный подход в этнопедагогической подготовке студентов // Современные образовательные технологии как условие развития личности обучающегося: материалы

всероссийской научно-методической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ,

2006. С. 99-105. (0,4/0,2 пл.).

18. Краева И.Ю., Лодкина Т.В., Краева Л.И., Маркова Т.А., Тихомирова Е.Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семья в современном социуме (конец XX - начало XXI века): Монография в 2-х частях. -4.1. / Под общ. ред. Т.В. Лодкиной. - 2-е изд. Вологда: ООО ПФ «Полиграфист»,

2007. С. 8-26. (1,2/0,2 п.л.).

19. Краева И.Ю. Роль ценностей народной педагогики в семейном укладе коми // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: материалы VI международной научно-практической конференции / Под ред. Ф.Г. Ялалова. Нижнекамск, 2008. С. 188-189. (0,1 п.л.).

20. Краева И.Ю. Применение идей А.С.Макаренко о народном воспитании в этнопедагогической подготовке студентов // Витоки педагопчно1 майстерносп: Зб1рник наукових праць Полтавського державного педагопчного ушверситету ¡меш В.Г. Короленка. - Випуск 4. Полтава, 2008. Сер1я «Педагопчш науки». С. 253-257. (0,3 п.л.).

Подписано в печать 22.10.2008 г. Заказ № /ffiT , Формат 60x84.1/22. Объем 1,5 пл. Тираж 100 экз. Издательство ННОУ «Московский гуманитарный университет» 111395 г. Москва, ул. Юности, 5/1.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Краева, Инна Юрьевна, 2008 год

Введение.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию особенностей воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков

1.1. Влияние среды Коми края на становление крестьянской семьи второй половины XIX — начала XX веков. > 1; *

1.2. Характеристика коми семьи как социального института воспитания во второй половине XIX - начала XX веков.

1.3. Роль традиций как составляющей уклада жизни коми семьи второй половины ХГХ - начала XX веков в воспитании детей.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Практика воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков

2.1. Анализ взаимоотношений в семейном укладе коми второй половины XIX - начала XX веков.

2.2. Утвердившиеся ценности в воспитании детей коми во второй половине XIX - начале XX веков.

2.3. Методы и средства воспитания в коми семье второй половины XIX — начала XX веков.

2.4. Возможность использования традиционного опыта воспитания коми в современной семье.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX-начала XX веков"

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы в стране привели к развитию кризисных явлений в жизнедеятельности российской семьи: распадается ее традиционная структура, деформируется характер супружеских отношений, ослабляются родственные связи и преемственность поколений, что ведет к снижению воспитательных возможностей семьи. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, утрачены многие нормы, считавшиеся основой воспитания.

Учитывая важную роль семьи как носителя культуры своего народа в развитии государства и общества, Президентом был издан Указ о проведении в стране в 2008 году Года семьи. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют необходимость изучения накопленного опыта воспитания в семье.

Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором фундаментальных ценностей подрастающему поколению. Именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности.

По данным исследований И.В. Бестужева-Лады, И.А. Давлиева, C.B. Дармодехина, И.С. Кона, Б.Н. Попова, А.Г. Харчева и др. семья занимает ведущее место среди институтов воспитания. Структура семьи, ее значение, специфика и условия семейного воспитания, воспитательный потенциал, взаимодействие семьи со школой, педагогическая культура родителей изучались Ю.П. Азаровым, JI.B. Байбородовой, Т.С. Буториной, Т.П. Гавриловой, И.В. Гребенниковым, В.Н. Гуровым, Е.В. Киселевой, Л.И. Маленковой, Н.И. Монаховым, A.C. Спиваковской, Е.Л. Тихомировой и др. Историко-педагогиче-ский анализ воспитательного потенциала дан И.В. Крупиной; особенности воспитания детей из неполных семей раскрыты И.В. Борисовой и В.И. Кости-евым; влияние уклада жизни многодетной семьи на формирование личности ребенка - Г.А. Новокшоновой; различные формы работы учителя с родителями - В.Г. Сенько, О.Н. Урбанской; дифференцированный подход в работе с семьей -Г.И. Куцебо, Е.И. Наседкиной. Т.В. Лодкиной исследована непосредственная связь уклада жизни семьи и ее психолого-педагогической культуры, рассматриваются вопросы повышения психолого-педагогической культуры как структурного компонента семейного уклада.

В культуре малочисленных этносов национальная специфика семьи приобретает особую значимость и становится своего рода формой сохранения национальных ценностей. Одним из таких малоисследованных этнических образований являются коми, проживающие на северо-западе России. Они относятся к финно-угорской языковой группе, включающей семнадцать народностей: карелы, финны, венгры, удмурты и др. Республика Коми, как одно из национально-государственных образований Российской Федерации, в качестве приоритетного направления реализации Концепции государственной национальной политики определяет поддержку и развитие языка, культуры, традиций, жизненного уклада коми народа и других народов, проживающих на данной территории. Традиционная культура-коми рассматривалась В.Н. Белицер, Ю.В. Гагариным, Л.С. Грибовой, В.Н. Денисенко, Л.В. Жеребцовым, И.В. Ильиной, О.В. Котовым, А.К. Микушевым, Д.А. Несанелисом, И.Б. Рогачевым, Ю.Г. Рочевым, В.В. Соловьевым, Ю.П. Шабаевым и др. Однако особенности воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков практически не изучены.

Актуальность исследования обусловлена разрешением противоречий между:

- утратой современной семьей традиционных ценностей воспитания, недооценкой накопленного позитивного опыта воспитания детей и необходимостью активизации семьей субъектной позиции при максимальном использовании прогрессивных традиций народного воспитания;

- потребностью изучения историко-педагогического опыта воспитания поколений в коми семье второй половины XIX — начала XX веков и отсутствием системных исследований проблемы воспитания детей в коми семье второй половины XIX - начала XX веков; востребованностью специалистов, способных к взаимодействию с семьей с учетом ее специфики, позитивного опыта традиционного воспитания и недостаточной подготовкой кадров для такой работы.

Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: в чем состоят особенности воспитания в коми семье второй половины XIX — начала XX веков?

Объект исследования: коми семья второй половины XIX - начала XX веков.

Предмет исследования: процесс воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков.

Цель исследования: выявление особенностей воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков.

Задачи исследования:

1. Исследовать коми семью второй половины XIX - начала XX веков как социальный институт воспитания. - -

2. Изучить традиции коми семьи второй половины XIX - начала XX веков как составляющую семейного уклада коми.

3. На основе историко-педагогических, этнографических, фольклорных источников проанализировать и систематизировать практический опыт воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков, выявить его особенности.

4. Определить возможность использования традиционного опыта воспитания детей в современной практике семейного воспитания.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX веков (1850 - 1917гг.). В данный период получила основное развитие культура коми этноса, окончательно сложились ее важнейшие черты и элементы. Нижняя граница связана со временем появления первых этнографических очерков о коми. Верхняя граница - этап становления нового государства на территории России, поскольку 1917 год — рубеж, за которым следует смена политических, экономических, социальных условий, изменение идеологии и мировоззрения.

Территориальные рамки исследования ограничиваются Коми краем, большая часть территории которого входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и восточной части Мезенского уезда (с 1891 года - Печерского уезда) Архангельской губернии. Коми край во второй половине XIX - начале XX веков - это совокупность административно-территориальных единиц, расположенных в непосредственной близости друг с другом, населенных главным образом коми и исторически тесно связанных между собой.

В источниковедческую базу исследования входят законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Коми, опубликованные монографии, диссертации, произведения классиков отечественной и зарубежной педагогики, статьи, материалы из фондов Центрального государственного архива Республики Коми (периодическая печать; статистические источники, позволяющие выявить социально-экономические, демографические особенности региона, проследить динамику численности, грамотности населения, установить средний брачный возраст, количество браков, сезонность их заключения во второй половине XIX - начале XX веков), материалы из отдела редкого фонда Национальной библиотеки Республики Коми (краеведческие очерки, этнографические и фольклорно-этнографиче-ские работы).

Методологическую основу исследования определяют общенаучные теоретико-методологические подходы: системный (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Т.В. Лодкина, И.Д. Лушников, В.А. Сластенин и др.), сре-довой (Т.С. Буторина, Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, В.А. Ситаров, И.З. Сково-родкина и др.), аксиологический (Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Ю.Б. Тупа-лов, М.И. Фишер и др.), этнопедагогический (В.М. Вызова, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов и др.), субъектно-деятельностный подходы (Л.В. Байбородова, А.Л.

Журавлев, Т.П. Емельянова, А.Н. Леонтьев и др.); положения о значимости семьи как социального института воспитания (И.В. Гребенников, В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина и др.); положения о человеке как представителе одновременно всей человеческой цивилизации и конкретного этноса (И.А. Арабов, Г.С. Виноградов, А.Г. Корнилова и др.). Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности и объективности научных фактов; связи истории с современностью; рассмотрению историко-педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи.

Теоретическую основу исследования составили идеи о целостности изучения образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, М.С. Мацковский и др.); теория социализации (А.И. Ковалева, A.B. Мудрик и др.); концепция семейного уклада и психолого-педагогической культуры семьи (Т.В. Лодкина); идеи этнопедагогиза-ции образовательного процесса в современных условиях (А.Г. Козлова, И.В. Крупина и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, изучение архивных материалов, нормативно-правовых актов, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, методы математической статистики.

Этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) — определение поля исследования; уточнение методологических подходов и категориального аппарата; постановка цели, задач исследования.

Второй этап (2002 - 2005гг.) - сбор, систематизация и анализ историко-педагогического материала по теме исследования.

Третий этап (2005 - 2008гг.) - обобщение и формулировка выводов, литературное оформление диссертационной работы.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- конкретизированы методологические основания отечественной педагогики в контексте изучаемой проблемы семейного воспитания;

- определены характерные черты и особенности коми семьи второй половины XIX — начала XX веков, сложившейся под влиянием региональной специфики среды, заключающиеся в невозможности существования крестьянского хозяйства вне семейной формы; прочности, устойчивости, многодетности; главенстве хозяйственной функции; широких родственных связях; ведущей роли матери в воспитании детей; традиционном патриархальном характере отношений в семье;

- раскрыта воспитательная роль традиций как составляющей семейного уклада коми второй половины XIX - начала XX веков, состоящая в передаче младшим поколениям образцов поведения и норм взаимоотношений; ценностей семьи, труда, природы, знаний, здоровья; традиционных занятий коми (охотничьего и рыболовного промыслов, ремесел), что осваивалось детьми посредством подражания поведению старших;- впервые проанализирован и систематизирован позитивный историкопедагогический опыт воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков и выявлены его особенности, заключающиеся в естественности, будничности, неотделимости этого процесса от жизнедеятельности семьи; формировании гуманистической направленности семейных взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, поддержке, сотрудничестве, что, в свою очередь, влияло на выбор методов и средств воспитания, педагогическое значение которых заключалось в обеспечении в комплексе успешного достижения цели воспитания; в утверждении посредством воспитательных традиций, обычаев, фольклора фундаментальных ценностей воспитания коми, отражающих этнический идеал и имеющих общечеловеческую направленность, чью основу составляло воспитание ценностного отношения к труду;

- осуществлена этнопедагогическая подготовка будущих учителей, школьных психологов с использованием разнообразных форм и методов обучения (проблемные занятия, экскурсии в музеи, ролевые игры, диспуты, самостоятельная работа, выступления с докладами и рефератами, инсценировки элементов обрядов, разработки сценариев праздников и т.д.), которая способствовала эффективному формированию этнопедагогической культуры студентов и позволила существенно повысить уровень подготовленности будущих специалистов к организации работы с семьей.

Теоретическое значение исследования заключается:

- в выявлении педагогического потенциала коми семьи второй половины XIX - начала XX веков как социального института воспитания, где под влиянием традиций, обычаев, примера родителей, их авторитета происходило как стихийное, так и целенаправленное становление личности ребенка: его социальных установок, образа мышления, системы ценностей, что определяло модель его поведения в дальнейшей жизни;

- в раскрытии педагогической функции воспитательных традиций семьи коми второй-половины XIX - начала XX веков, заключающейся в закреплении и передаче норм, форм деятельности и поведения, ориентирующих на повторение заданного образца, что обеспечивало устойчивость в жизни этноса; в использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений;

- в обобщении позитивного опыта семейного воспитания коми второй половины XIX - начала XX веков его особенностей, обусловливающихся ценностными ориентирами воспитания народа, которые, выступая во взаимосвязи, создавали идеал, образ совершенного человека, концентрировавшего цель воспитания коми;

- в обосновании возможности использования успешного опыта воспитания коми семьи второй половины XIX - начала XX веков в современной практике воспитания посредством подготовки специалистов (учителя, школьного психолога), обладающих этнопедагогической культурой, способных на максимально возможное оказание помощи семье (взрослым и детям), учитывая особенности их культуры, своеобразие национального характера, народной педагогики;

- в представлении перспектив изучения историко-педагогического опыта воспитания коми семьи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- дополнен национально-региональный компонент в содержании курса «Этнопедагогика»;

- разработаны и внедрены в учебный процесс университета программы спецкурсов «Этнопедагогика коми», «Семейная педагогика коми второй половины XIX — начала XX веков»;

- материалы исследования могут найти применение в практике работы школы с родителями; при проведении консультирования в социальных учреждениях помощи семье и детям; в системе дополнительного педагогического образования учителей; студентами при подготовке выпускных квалификационных и курсовых работ; в научной деятельности аспирантов и соискателей; при организации лекториев и выставок Национальным музеем Республики Коми по данной теме.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается источниковедческой базой исследования; аргументированностью теоретических положений; логикой научного анализа; исходными методологическими положениями и применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Коми семья второй половины XIX - начала XX веков являлась социальным институтом воспитания, способствующим сохранению и передаче хозяйственного и духовно-нравственного опыта, психологическому комфорту, где основу воспитания составляли традиции, приспособленные к социокультурным и природным условиям существования семьи.

2. Традиции коми семьи второй половины XIX — начале XX веков обладали значительными воспитательными возможностями, транслируя фундаментальные ценности и культурные нормы народа из поколения в поколение, которые использовались родителями для формирования у детей традиционной модели поведения коми.

3. Особенности воспитания в коми семье второй половины XIX — начала XX веков определялись ценностными ориентирами воспитания, в совокупности составляющими этнический идеал коми, на который была направлена цель воспитания, достигаемая через отбор эффективных методов и средств воспитания.

4. В настоящее время представляется важным обращение к положительному историко-педагогическому опыту традиционного семейного воспитания коми и использование его в современной практике при непосредственном участии подготовленных специалистов (учителей, школьных психологов), обладающих этнопедагогической культурой.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись путем. их публикации в печати, выступлениях на международных, межрегиональных российских, республиканских, межвузовских научно-практических конференциях: «Семейное воспитание: история и современность» (Санкт - Петербург, 2003); «Качество образования: проблемы, опыт, находки» (Сыктывкар, 2003); «Практическая психология в системе образования Республики Коми» (Сыктывкар, 2003); «Ненасилие как образ жизни» (Санкт - Петербург, 2004); «Психосоциальные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Сыктывкар, 2004); «Философия и практика ненасилия» (Санкт - Петербург, 2005); «Проблемы социально уязвимых детей и подростков в изменяющейся России решать молодым» (Сыктывкар, 2005); «Этнодидактика народов России - исследовательский проект ЮНЕСКО» (Нижнекамск, 2006); «Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия» (Санкт - Петербург, 2006); «Самоуправление в условиях преемственности и непрерывности образования: проблемы, опыт, перспективы» (Сыктывкар, 2006); «Современные образовательные технологии как условие развития личности обучающегося» (Сыктывкар, 2006); «Исследовательская культура: теория и практика» (Вологда, 2006); «Проблемы обновления содержания и технологии образовательного процесса» (Сыктывкар, 2006); «Гуманизация образования: XXI век» (Сыктывкар, 2006); «Методологическая культура молодого исследователя» (Вологда, 2007), «Этноди-дактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008), «Исследовательская культура: проблемы терминоведе-ния» (Вологда, 2008), а также на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы ННОУ «Московский гуманитарный университет», кафедры педагогики ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», кафедры педагогики и педагогической психологии, кафедры социальной работы ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» на заседании отдела этнографии Коми научного центра РАН, при написании курсовых и дипломных работ студентами.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. - — - — -

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2 главе

В коми крестьянской культуре второй половины XIX — начала XX веков особую значимость имела ценность семьи как условие преемственности поколений в сохранении и передаче хозяйственного и духовно-нравственного опыта. Ценностные воззрения коми крестьян на брак и семью определяли поведение, внутрисемейные отношения.

Цель семейного воспитания у коми во второй половине XIX — начале XX веков состояла в подготовке к труду и привитии культуры общечеловеческих отношений. Родители старались воспитать ребенка в соответствии с народными представлениями о «совершенном человеке», который представлял собой единство национального и общечеловеческого идеалов. Воспитательный идеал коми второй половины XIX - начала XX веков составляли такие качества, как уважение к старшим, трудолюбие, любовь к родной земле, честность, семейственность.

Традиции и фольклор синтезировали в себе ценности воспитания коми: ценность труда, знаний, природы, физической подготовки, семьи и подготовки молодежи к семейной жизни, нравственные ценности (честность, любовь к родному краю, гостеприимство, щедрость, помощь ближнему и т.д.). Труд в коми крестьянской семье данного периода был одной из важных ценностей. Ценности воспитания - это совокупность народных воспитательных идеалов и традиционных норм поведения, освоение которых происходит в семье. Установки, полученные посредством фольклора, традиций, обычаев дети коми переносили в плоскость повседневного поведения.

Взаимоотношения в коми традиционной семье отражали специфику повседневной жизни. Ценностное отношение к детям заключалось в том, что дети продолжали род и оказывали необходимую помощь в домашнем хозяйстве. Характер взаимоотношений в традиционной коми семье способствовал становлению благоприятного уклада жизни, что выражалось в выборе определенных методов и средств воспитания. Они были разнообразными и основывались на общем стремлении родителей видеть ребенка настоящим человеком. Определенную роль при выборе методов воспитания играл личный опыт родителей, их авторитет.

В настоящее время, когда супружеские и детско-родительские отношения претерпевают определенные изменения, имеются противоречия в ценностях родителей и детей, возрастает необходимость обращения к позитивному опыту воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков. Активную работу по внедрению традиционного опыта семейного воспитания в практику современной семьи может осуществлять школа через классного руководителя, школьного психолога. Современное общество нуждается в педагоге, который был бы способен к работе с семьей с учетом современной ситуации, к работе в условиях полиэтнического состава учащихся, имеющего достаточный уровень этнопедагогической культуры. Разработанные и апробированные спецкурсы «Семейная педагогика коми второй половины XIX - начала XX веков» и «Этнопедагогика коми» способствуют формированию этнопедагогической культуры у будущих специалистов и помогут им оказывать квалифицированную помощь родителям по вопросам воспитания детей с учетом-позитивного опыта прошлого.

Заключение

Анализ семейного воспитания у коми во второй половине XIX - начале XX веков показал, что его особенности определялись тем укладом жизни, который исторически сложился в региональных условиях, характеризующихся комплексом огромной территории, малонаселенности и суровой природы, что сформировало замкнутость жизни и обусловило этническую однородность.

Морально-психологическая атмосфера коми семьи второй половины

XIX - начала XX веков, ее традиции, характер взаимоотношений родителей и детей имели первостепенное значение для формирования личности ребенка. Подражая поведению окружающих, он воспроизводил, копировал их поступки, действия в своем поведении. Родители и близкие люди становились для них образцом. Под влиянием всего уклада жизни семьи у ребенка складывались первые моральные представления, формировалось отношение к людям.

В профессиональном плане коми семья второй половины XIX - начала

XX веков передавала детям свои знания, умения, опыт в народных промыслах, в процессе приучения к выполнению обычных, широко распространенных видов труда и в приобщении детей к овладению многочисленными ремеслами, которыми в данный период славилась коми земля: обработка кожи и замши, из которых шили малицы, пимы, бурки, гончарство, работа с берестой и др. Позитивное воздействие на детей оказывали атмосфера всеобщей занятости, отсутствия праздности и пустого времяпрепровождения. Адекватность видов труда и деятельности возможностям детей формировала и развивала интерес, положительную мотивацию, что особенно важно для самореализации, самовоспитания.

Особенности воспитания определялись и его ценностными ориентирами, которые в комплексе составляли этнический идеал совершенного человека, находивший отражение и закрепление в традициях и фольклоре, сопровождавших человека на протяжении всей жизни, являвшихся неотъемлемой частью памяти народа, элементом национальной психологии. Воспитательный идеал коми имел общечеловеческую направленность: это трудолюбивый, честный, смелый, мужественный, семейный, уважающий старших, любящий свой край человек.

В воспитательной практике народа коми формирование ценных качеств являлось важным элементом нравственной культуры, так как в силу суровых природных условий севера люди высоко ценили дружбу, взаимопомощь, взаимовыручку, взаимную поддержку, самостоятельность. Формирование культуры труда и общечеловеческих отношений, научение детей быть хорошими хозяевами выступало в качестве главной цели семейного воспитания. Родители опирались на свой жизненный опыт, делая упор на совместную деятельность взрослых и детей, учитывая возраст и пол ребенка, что подтверждает мудрость коми народной педагогики. Характер взаимоотношений в коми семье второй половины XIX - начала XX веков определял выбор методов воспитания.

Опыт, накопленный коми народом в области воспитания, подрастающих поколений в изучаемый период, указывал на необходимость учитывать возрастные особенности детей-в подборе средств воспитания. В устном народном творчестве создавались специальные жанры, непосредственно адресованные детям, так называемый детский фольклор, выполняющий разнообразные функциональные задачи: формирование духовно-нравственных ориентиров, сообщение первоначальных сведений об окружающем мире, возбуждение пытливости и любознательности, развитие мышления и речи, воспитание эстетического вкуса, привитие конкретных навыков поведения, понимание необходимости соблюдения общепринятых правил и т.д. Красочность, яркость, меткость народного слова как бы прикрывали дидактические цели и задачи, не поучали назойливо, но вызывали глубокие эмоциональные переживания, обеспечивали ненавязчивость восприятия как самых серьезных и возвышенных идеалов, так и обыденных правил поведения.

Цель, содержание, средства, методы воспитания у коми во второй половине XIX - начале XX веков рациональны и конкретны, отражают особенности исторического развития этноса, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств.

Учитывая кризисное состояние современной семьи, в том числе и коми, представляется важным обращение к положительной практике воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков. Активную работу в этом направлении может осуществлять школа через классного руководителя, школьного психолога и др. В связи с этим необходима целенаправленная эт-нопедагогическая подготовка студентов вуза. Полезным будет проведение спецкурсов, освещающих национальные особенности истории, культуры, быта, семейного воспитания коми этноса.

Выявление позитивного потенциала историко-педагогического опыта воспитания в коми семье второй половины XIX - начала XX веков направлено на развитие и совершенствование современной практики семейного воспитания. Значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы позволяют смоделировать идеальный образ современной семьи, ориентировать детей на проверенные временем ценности народной педагогики, использовать методы, средства, народного воспитания с учетом современной социально-педагогической ситуации. Чтобы молодое поколение знало историю своей семьи, малой родины сегодня важно обратиться к семейным ценностям, народным традициям коми. Современная семья должна являться носителем культуры своего народа, пропагандировать педагогические заповеди и мудрые народные традиции. На основе проведенного исследования создана теоретическая база для сравнительного анализа педагогических аспектов влияния семейного уклада коми на воспитание детей с укладом жизни семьи других народов в разных регионах России.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Краева, Инна Юрьевна, Москва

1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское кн.изд-во, 1974.— 376с.

2. Волков Т.Н. Этнопедагогика. -М.:Издат.центр «Академия», 1999. 168с.

3. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448с.

4. Кукушин B.C. Этнопедагогика: учеб.пособие. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 304с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

5. Историко-культурный атлас Республики Коми. -М., 1997. 384с.

6. Жаков К.Ф. Пути возрождения Русского Севера вообще и в частности Зырянского края // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1915. - №3.

7. Жаков К.Ф. Этнологический очерк зырян // Жаков К.Ф. Под шум северного ветра. — Сыктывкар, 1990.

8. Налимов В.П. К вопросу о первоначальных отношениях полов у зырян// Семья и социальная организация финно-угорских народов: Труды ИЯЛИ. — Сыктывкар, 1978. Вып.49. С.5-22.

9. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.

10. Сорокин П.А. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян//Известия Архангельского общество изучения Русского Севера. — 1911. №5.

11. Бугаева А.Л., Садовский H.A. Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми. Сыктывкар, 1994. — 168с.

12. Дукарт Н.И. Весенне-летние праздники и обряды в северной деревне конца XIX- начала XX веков// Вопросы истории Коми АССР: Труды ИЯЛИ, Вып. 16. Сыктывкар, 1975.

13. Зырянский мир: очерки о традиционной культуре коми народа / Под ред.Н.Д.Конакова. Сыктывкар, 2004. - 432с.

14. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми. М., 1972. -127с.

15. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми. Сыктывкар, 1968. - 320с.

16. Краева Л.И., Краева И.Ю. Этнопедагогика коми:-содержание, методы, средства: Научно-методическое пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003. -71с.

17. Вызова В.М., Краева Л.И. Элементы этнопедагогики: Учебное пособие. — Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2000.

18. Примерная тематика самостоятельных работ для студентов (рефератов, докладов, сообщений)

19. Уклад жизни традиционной коми семьи.

20. Характеристика традиционной коми семьи. Её состав и структура.

21. Функции традиционной коми семьи.

22. Семейно-брачные отношения в традиционной коми семье.

23. Внутрисемейный этикет у коми этноса.

24. Традиционные коми народные игры и физическое развитие детей.

25. Цели воспитания в коми народной педагогике. Их отражение в педагогических воззрениях народа.

26. Трудовые традиции воспитания в коми народной педагогике.

27. Коми фольклор и народное искусство о семье и семейном воспитании.

28. Символика внешнего вида как отражение половозрастного принципа на---- родного воспитания у коми этноса.--------------------- ------

29. Воспитательное значение коми национальной игры.

30. Быт коми крестьянской семьи как фактор воспитания.

31. Рождение ребёнка, родильные обряды у коми,

32. Коми народная педагогика о нравственном воспитании детей.

33. Эстетическое воспитание ребенка в традиционной педагогической культуре коми.

34. Опыт народной педагогики в формировании экологической культуры природопользования.

35. Нравственный кодекс семьи у коми этноса.

36. Гуманистическое содержание коми народных воспитательных традиций.

37. Прогрессивные коми народные традиции и их роль в воспитании детей.

38. Идеи воспитания в народных сказках (пословицах, загадках, песнях).

39. Коми-просветители о семейном воспитании и уклад жизни коми семьи.

40. Нравственный идеал в коми народной педагогике.

41. Народная мудрость об умственном воспитании детей.

42. Идеал совершенного человека в коми народной педагогике.

43. Бабушка, дедушка, отец, мать как народные воспитатели.

44. Методы воспитания в коми народной педагогике.

45. Прогрессивные народные традиции и обычаи, и их значение в духовном и нравственном воспитании детей.

46. Родное слово как фактор формирования чувства национального самосознания коми.

47. Коми фольклор как источник народной педагогики.

48. Народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи.

49. Трудовое воспитание сердцевина коми народной педагогики.

50. Детские игрушки и их роль в становлении личности ребёнка.

51. Идеи ненасилия в коми народной педагогике.

52. Взаимосвязь и взаимодействие разных компонентов уклада жизни традиционной коми семьи.

53. Этнопедагогическая характеристика коми крестьянской семьи.

54. Социокультурная среда Коми края как основа уклада жизни коми крестьянской семьи.

55. Учебно-тематический план спецкурса «Этнопедагогика коми»