Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лазарева, Галина Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лазарева, Галина Витальевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.

§ 1. Роль освоения взаимосвязей двух искусств в развитии художественного мышления и эстетического сознания будущего учителя.

§ 2. Образно-смысловые ориентиры музыки и литературы в ходе их освоения будущим учителем искусства.

§ 3. Связи и специфика музыки и литературы - как предметов художественно - эстетического цикла в истории, теории и практике современного образования.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ

РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПУТЕМ ОСВОЕНИЯ СВЯЗЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.

§ 1. Изучение готовности студентов и учителей к использованию возможностей взаимосвязей музыки и литературы в педагогической работе.

§ 2. Экспериментально-педагогическая модель реализации воспитательных возможностей связи музыки и литературы в развитии художественно-эстетического мышления студентов педагогического вуза.

§3. Реализация экспериментально-педагогической модели в условиях формирующего эксперимента.

§4. Результаты контрольного опыта.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств"

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация, противоречия между теоретическими позициями в области художественно-эстетической педагогики и реальной практикой школьного и вузовского образования ориентируют педагогическую науку на поиск новых подходов, эффективных средств формирования художественно-эстетического мышления будущего учителя - носителя духовного опыта человечества, запечатленного в искусстве.

Одним из условий решения этих задач является разработка новых моделей более глубокого использования воспитательного потенциала интеграционных связей искусств, прежде всего таких видов, как музыка и литература. Значительное внимание в педагогической науке этой проблеме уделялось в трудах Б.В.Асафьева, П.П.Блонского, А.В. Бакушинского, А. В.Луначарского, М.А. Рыбниковой, А.В.Чичерина, С.Т. и В.Н.Шацких, Б.Л. Яворского и др., в которых разрабатывался анализ специфических особенностей разных видов искусств, выявлялись общие закономерности процесса их изучения и воспитательного влияния на учащихся. Положения выдающихся отечественных ученых получили развитие в трудах современных исследователей, определивших ряд основных подходов к изучению формирования у школьников и студентов способностей к целостному постижению различных видов искусств. Обобщен опыт построения и реализации межпредметных связей в обучении дисциплинам эстетического цикла (Ю.Б.Алиев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.М.Неменский и др.). Под руководством Б.П.Юсова успешно разрабатывается полихудожественный подход к воспитанию; у теоретиков и практиков педагогики искусства ярко наметилась тенденция к выявлению его общих истоков (Л.В.Горюнова, Н.Д.Григорьев, С.Д.Давыдова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Л.Г.Савенкова и др.).

В системе педагогического образования музыкальные и литературные блоки учебных дисциплин являются ведущими среди предметов художественно-эстетического цикла. Они составляют фундамент развития эстетической культуры личности, потребностей в освоении отечественной и мировой классики.

I Современный учитель - музыкант, словесник - призван не только давать школьникам определенные знания, но и формировать их эстетическое сознание, активизировать собственный эстетический опыт, развивать чувства, вкусы, потребности, оценки воспитываемой личности.

Вместе с тем, проблема целенаправленного развития целостного художественно-образного, эстетического мышления учителя в условиях практики подготовки педагогических кадров остается недостаточно изученной. В существующих программах и методических руководствах не уделяется должного внимания разработке условий для стимулирования ценностной мотивации эстетико-познавательной деятельности студентов, возможностей выработки ими • собственных убеждений, ориентаций, ведущих к углублению личной художественно-эстетической культуры. Недостаточно разработаны условия развития художественно-эстетического мышления студентов, ориентированного на осознание единства смысловой природы художественного языка разных искусств. Фактически отсутствуют глобальные научно-методические положения о подготовке учителя искусства к работе в данном направлении. В частности, в педагогической литературе мало внимания уделяется способам построения занятий, направленных на формирование готовности учащихся соотносить, сопоставлять художественные идеи, образы, представленные в различных видах искусства, выявлять через них авторский замысел художественных творений, осмысляя его в контексте культуры эпохи прошлого и современности. Как показал эмпирический анализ, при существующей художественно-эстетической предметной раздробленности, у студентов не формируется целостное художественное мышление, процесс эстетического познания носит преимущественно узко рациональный характер. Количество получаемых в вузе знаний не ведет автоматически к нравственно-эстетическому развитию, обогащению духовного потенциала личности, не способствует формированию ценностно-культурных ориентаций, готовности к творческому решению педагогических задач.

На основе выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая отражена в вопросе: при каких условиях можно реализовать связи музыки и литературы, преодолеть их разрозненность в процессе освоения искусства будущим учителем посредством углубления его эстетического видения мира, пробуждения субъективных механизмов эстетического сознания личности в период профессионального становления.

В процессе исследования мы опирались на труды отечественных (А. И.Буров, Ю.Б.Борев, Н.А.Дмитриева, А.Ф.Лосев, Ю.МЛотман С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович) и зарубежных (Р.Арнхейм, В.Дильтей, Т.Липпс, О.Шпенглер) ученых, исследующих влияние духовного потенциала разных видов искусств на личность, их роль в приобщении личности к эстетической культуре. Мы учитывали условия формирования художественно-эстетической подготовки учителя искусства, воспитания художественно-педагогического мышления, соответствующих качеств, обеспечивающих мотивированность личной профессиональной деятельности, культурно-эстетическую активность (О.А.Апраксина, Е.В.Квятковский, Т.Ф.Курдюмова, Б.Т.Лихачев, В.И.Муцмахер,

A.Н.Малюков, Л.П.Печко, Г.Н.Цыпин, Б.П.Юсов и др.).

Различным аспектам готовности студентов педвуза к художественно-эстетической деятельности посвящены диссертации Н.К.Карповой, А.Я.Карелина, Г.В.Рябинцевой, К.Б.Саркисян и других. Однако, освоение связей музыки и литературы как способа эстетического развития личности будущего учителя не становится предметом специального исследования в диссертационных работах.

Методологически значимыми для нашего исследования выступают положения современной педагогики и психологии о принципиальной направленности содержания образовательного процесса на становление духовно развитой культуры личности учителя, его целостного гуманистического мироотношения (И.М.Берулава, В.П.Зинченко, В.А.Кан-Калик, П.В.Конаныхин. Н.Д.Никандров, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, Б.А.Сосновский,

B.Э.Чудновский); воспитании творческой активности и самостоятельности студентов и школьников в процессе познавательной деятельности (А.В.Брушлинский, А.К.Громцева, А.В.Захарова, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др)

Мы обращались к трудам зарубежных авторов (Р.Берне, А.Мальруд,

М.Тоттерделл, К.Роджерс, Г.Эбли), исследующих различные аспекты подготовки учителя к профессиональной деятельности.

В исследовании разрабатывается новый теоретический подход к обучению студентов педагогического вуза. Освоение будущим учителем диалектики художественного единства музыки и литературы способствует эстетическому развитию личности, формирует готовность к творческому поиску моделей передачи духовного опыта человечества школьникам.

Цель исследования - выявление условий развития художественно-эстетического мышления будущего учителя на основе освоения образно-смысловых ориентиров, общих для музыки и литературы.

Объект исследования - процесс развития художественно-эстетическое мышления студентов в системе профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования - развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в условиях реализации образовательно-воспитательного потенциала взаимосвязей музыки и литературы.

Гипотеза исследования: 1) в условиях существующей практики обучения в педвузе недостаточно развивается способность к интегративному осмыслению искусств и готовность использовать воспитательные возможности их взаимодействия в педагогической работе; 2) развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя возможно при актуализации применения накопленного личностью эстетического опыта (при общении с различными видами искусств) и формировании на этой основе эстетического видения и освоения окружающего мира с помощью спецкурса «Постижение художественно-смыслового единства искусства», что позволит создать условия, содействующие обогащению представлений студентов об особенностях музыки и литературы, и реализации возможностей их взаимосвязи в педагогической практике.

Основные задачи исследования

1. Провести анализ накопленных в эстетико-культурологической. искусствоведческой, психолого-педагогической литературе основных подходов к проблеме интеграции музыки и литературы; теоретически обосновать возможности включения в образовательно-воспитательный процесс родственных компонентов этих искусств.

2. Разработать экспериментально-педагогическую модель реализации воспитательных возможностей связи двух искусств путем специального обучения студентов художественно-смысловому единству музыки и литературы; определить теоретические основы, содержание и специфику курса «Постижение художественно-смыслового единства искусства» в развитии художественного мышления студентов.

3. Провести опытную апробацию условий развития художественно-эстетического познания и самопознания в процессе профессионально-педагогического образования студентов.

4. Разработать методические рекомендации для преподавателей педагогического вуза по стимулированию готовности будущего учителя искусства к работе по воспитанию эстетического сознания школьников на основе комплексного обращения к музыке и литературе.

Методологической основой исследования явились положения современной науки - философии, эстетики, культурологии, психологии педагогики об искусстве как способе духовно-образного познания личностью окружающего мира, о развитии субъектной позиции личности в процессе ее активной познавательной деятельности по освоению духовного опыта человечества. При этом мы опирались на результаты личностно-ориентированного подхода в исследовании проблем эстетического воспитания (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Б.П.Юсов и др.): филологических исследований (М.М.Бахтин, Р.А.Будагов, Г.О.Винокур, Ю.М.Лотман, А.А.Потебня.

Ю.Н.Тынянов, Н.В.Черемисина и др.), музыковедческих работ (Б.В.Асафьев, Р.Арнхейм, Л.А.Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В Н. Холопова и др)

Методы исследования: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; анализ педагогического опыта и изучение учебных планов и программ по художественно-эстетическим предметам в вузе и школе: изучение документации, учебных характеристик (в том числе анализ успеваемости, отношения студентов к учению); педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, письменные опросы студентов; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), изучение результатов творческих работ студентов, обобщение и статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя кафедры художественных дисциплин в Брянском государственном педагогическом университете (в течение 10 лет).

Этапы исследования.

Первый этап - ( 1989 - 1993) - носил поисковый характер; осуществлялся теоретический анализ литературы по теме исследования, изучалось состояние практики работы вуза и школы, что позволило сформулировать цели и задачи исследования. Намечались подходы к формулировке проблемы, гипотезы, к построению теоретической и экспериментальной моделей исследования.

Второй этап - ( 1993 - 1997) - опытно-экспериментальный: осуществлялось констатирующее изучение уровня готовности учителей к использованию в педагогической практике интеграционных возможностей искусства; осуществлялась реализация разработанной экспериментально педагогической модели в условиях ведения разработанного спецкурса «Постижение художественно-смыслового единства искусства» на художественно ориентированных факультетах педагогического вуза; проводилась контрольная проверка эффективности предложенной модели.

Третий этап - (1997-1999) - аналитический: посвящен анализу, систематизации результатов эксперимента, письменному оформлению текста диссертации, формулированию выводов и методических рекомендаций для вуза и школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В исследовании разработан и апробирован теоретический подход к развитию художественно-эстетического мышления студентов, который основан на использовании воспитательных возможностей взаимосвязи двух искусств (музыки и литературы) в педагогическом процессе вуза. Показаны пути теоретического и методического оснащения будущего учителя знаниями о механизме постижения и реализации на практике идеи образного единства искусства, способности их творческого применения в собственном эстетико-педагогическом опыте.

2. На основе теоретического обоснования общих ценностно-смысловых ориентиров музыки и литературы разработана авторская система включения студентов в активную познавательную деятельность по освоению образно-речевого, образно-структурного, формообразующего компонентов двух искусств («эмоциографическое описание», «образно-речевые параллели», «композиторские и поэтические комментарию), «концептуальные сопоставления»);

3. Разработаны пути формирования психолого-педагогической готовности (мотивационного компонента) студентов-педагогов к самостоятельному и творческому поиску воспитательных возможностей взаимосвязей музыки и литературы в обучении школьников: показана перспективность использования взаимосвязи двух искусств для формирования педагогических умений студентов в воспитательной работе на основе сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость исследования: предложенные в диссертации и апробированные в практике пути развития художественно-эстетического мышления студентов могут быть использованы при изучении курсов эстетики и мировой художественной культуры, а также при чтении лекций, в методических разработках по музыкальному воспитанию, преподаванию литературы в педагогических вузах, училищах, колледжах, в системе повышения квалификации учителей, а также в процессе преподавания музыки и литературы в школе.

Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; применением совокупности методов исследования, адекватных его основным направлениям, задачам и логике изучения проблемы, положительными результатами анализа статистических данных опытно-экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Освоение студентами педвуза интегративных связей музыки и литературы способствует усилению воспитательной и развивающей функции личностноориентированного обучения будущего учителя.

2. Педагогически управляемое освоение образно-смысловых ориентиров художественно-познавательной деятельности создает необходимые условия для эстетического развития студентов.

3. В соответствии с предложенной моделью происходит обогащение студентов-педагогов новыми эстетическими знаниями о специфических особенностях разных видов искусств, о характере их взаимосвязи (на основе музыки и литературы), что способствует активизации и развитию художественного мышления, овладению обобщающим методом художественного познания. Это обуславливает «интегральную» переработку накопленного личностью эстетического опыта: объединение эмоциональных и оценочно-рациональных сторон эстетического сознания, развитие творческих устремлений будущего учителя.

4. В условиях изучения студентами предложенной программы спецкурса осуществляется расширение эстетико-понятийного аппарата будущего учителя и формирование мотивационной готовности реализовать возможности связей искусств (музыки и литературы) в условиях будущей профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Брянском педагогическом университете им. ак. И. Г. Петровского; на базе УПК "Педагогический колледж-лицей" N5 г. Москвы; в выступлениях на конференциях: «Актуальные проблемы воспитания школьников» - БГПУ (1993); «Личностно-ориентированные модели взаимодействия учителя и учащихся» - БГПУ (1994), на конференции «Личностные подходы в художественно-эстетическом развитии школьников» (г. Москва, ИЦЭВ РАО. -1996 г.); на симпозиуме «Художественное образование: проблемы и перспективы» (ИХО РАО, г. Москва, 1998 г.), в ходе обсуждения на научных семинарах и заседаниях в лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования (в периоде 1994 по 1998 г. г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Предпринятое в первой главе теоретическое изучение выдвигаемой нами проблемы позволило определить основные концептуальные - теоретические и методические подходы к построению экспериментально-педагогической модели реализации воспитательных возможностей взаимосвязей музыки и литературы в процессе формирования художественно-эстетического мышления будущего учителя.

Осмысление ведущих современных тенденций в области культуры, искусства, теории и практики педагогики выявило роль интеграционных возможностей языковой природы двух искусств в контексте развития духовного, эстетико-культурного потенциала личности и его более «узкого среза» -художественно-эстетического мышления будущего учителя. Выступая субъективно-психологическим, идеально-предметным «слоем» эстетического сознания личности, художественное мышление будущего педагога представляет собой сложное, системное образование, познавательную деятельность, приближенную по характеру протекания к творческой. В процессе осуществления этой познавательной деятельности осуществляется развитие субъективных характеристик личности: эмоций, внутренних установок, побуждений, ориентаций и т.д.

В выделенном контексте роль связей музыки и литературы, постигаемых личностью как единый «метаязык», «метасмысл» искусства, видится нам в переводе художественно-эстетических объектов на «язык внутренних самоощущений» (М. М. Бахтин), «собственный язык смыслов» (В. П. Зинченко). Осуществляется включение обучающейся личности в процесс творческого познания искусства - познавательная деятельность направляется на порождение через художественный смысл собственной картины мира, задействование эмпатических механизмов, что так необходимо будущему учителю искусства.

В данном процессе ведущая роль освоения личностью связей музыки и литературы раскрывается путем обогащения целостного эстетического опыта, накопленного будущим учителем при общении с различными видами искусств. Единовременная актуализация коммуникативно-речевого (прежде всего через возможности литературы) и эмоционально-слухового (прежде всего через музыку) видов опыта обеспечивает синтез «читательского» и «слушательского» сознания личности будущего учителя, приобщение к художественно-эстетическим ценностям, к культуре прошлого и настоящего.

Анализ современных исследований и трудов начала века позволил выделить основные, общие для двух искусств образно-смысловые ориентиры художественного мышления, опираясь на которые личность включается в целостный процесс познания музыкального и словесного искусства. В основе выделенных ориентиров лежат художественно-эстетические понятия: речь-образ-форма, содержание которых составили эмоционально-выразительные, экспрессивно-смысловые характеристики языка двух искусств. На каждом этапе освоения личностью выделенных ориентиров - от наглядно-чувственного до концептуально-смыслового этапа осуществляется их «пересечение», преодоление раздробленности, «дискретности», имеющих место в ранее разрозненном опыте постижения будущим учителем искусства музыки и слова.

Осмысление динамики использования возможностей связей двух искусств в истории отечественной школы, в теории и практике современного образовательно-воспитательного процесса показало наибольшую плодотворность педагогических идей периода 20-30 г.г., когда единство музыки и слова направлялось на формирование целостного художественного сознания личности. Анализ теории и практики современного образования выделил различные подходы к разработке путей реализации в практике обучения и воспитания принципов взаимосвязи искусств. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются концептуальные подходы, предложенные под руководством А. А. Мелик-Пашаева, Б. П. Юсова, в которых, в отличие от концептуальных взглядов, ориентированных преимущественно на реализацию межпредметных связей показана действенность развивающих моделей художественного воспитания. Вместе с тем, применительно к нашей теме, в литературе недостаточно полно прослеживаются теоретические и практические разработки для управляемого формирования у студентов художественно-эстетического мышления - с одной стороны, на основе освоения разных искусств (музыки и литературы, в том числе), а с другой - ведущего к этому освоению. Один из таких путей предложен в концептуальных позициях нашего исследования, разработанных на основе анализа теоретических и научно-методических положений, отвечающих потребностям личностно-ориентированной педагогики, гуманизации современного образования.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПУТЕМ ОСВОЕНИЯ СВЯЗЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Основной задачей данного этапа исследования явилась разработка путей построения и реализации экспериментально-педагогической модели реализации воспитательных возможностей образно-смысловых связей музыки и литературы в формировании художественно-эстетического мышления студентов педвуза.

В задачи данной части исследования также входило:

- констатирующее изучение готовности студентов-педагогов к использованию возможностей связей искусств (музыки и литературы) в педагогической работе;

- выявление исходного уровня обучаемых студентов в условиях д иагностического эксперимента;

- выявление методики занятии на различных проектируемых этапах и в ходе реализации педагогической модели в условиях спецкурса;

- показ содержания, хода и результатов опытно-экспериментального изучения общения студентов с двумя видами искусств как условия формирования метода, художественного познания, мотивационной направленности эстетико-педагогической деятельности; осуществление анализа результатов и соотнесения их с гипотезой исследования;

- разработка обучающей программы спецкурса, определение ее целей, задач, содержания и специфики;

- формулирование методических рекомендаций для педагогического вуза по использованию воспитательных возможностей образного единства музыки и литературы в целях более глубокого познания искусства студентами и школьниками.

На основе осмысления теоретических позиций исследования, выявленных в гл. 1, а также представленных в содержании и структуре экспериментально-педагогической модели; на основе качественного анализа результатов экспериментального изучения выделены группы о низким, средним и высоким уровнем развития художественно-эстетического мышления студентов, ведущего к освоению различных искусств.

§ 1. Изучение готовности студентов и учителей к использованию возможностей взаимосвязей музыки и литературы в педагогической работе.

Основной целью первого этапа экспериментальной части исследования явилось изучение уровня понимания студентами-педагогами личной значимости применения интеграционных связей между музыкой и литературой в собственном художественном познании и в педагогической практике. В задачи данного этапа также входило изучение мотивов, побуждающих к общению с искусством; изучение осознания студентами художественных средств двух искусств и их направленности на цели и задачи преподавания музыки и литературы.

В соответствии с задачами исследования, на первом его этапе (1993-1995 г.г.) применялась специально разработанная методика, включающая: опросники, беседы, наблюдение, изучение учебных характеристик (успеваемости, отношения к учению).

К опытам привлекались студенты 2, 3,4 и 5 курсов двух факультетов Б! НУ: филологического (русский язык и литература - 181 чел.Х факультета начальных классов (с музыкальной специализацией -194 чел.); а также учителя музыки школ г. Брянска и Брянской обл. (S6 чел.). Специально подчеркнем, что на первом этапе экспериментального исследования, к опытам привлекались преимущественно студенты заочного отделения, которые обучались в вузе и работали одновременно в школах г. Брянска и Брянской области.

На основе методики устного и письменного опроса студентов мы проанализировали данные, раскрывающие уровень сформированноети у студентов и учителей знаний о взаимосвязи разных видов искусств, умении их использовать в собственном общении с искусством и педагогической практике. Методика включала три группы вопросов: а) на осознание связей различных видов искусств; б) на понимание связей музыки и литературы; в) осмысление дидактико-вос питательной значимости механизмов связи музыки и литературы в педагогической работе. Данные здесь были получены с помощью опросника (см. Приложение №1, с.

Отметим, прежде всего, что большинство участвующих в констатирующем опыте студентов-педагогов, достаточно четко формулируют связи между различными видами искусства, о чем свидетельствует материал, представленный в таблице № 2а.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лазарева, Галина Витальевна, Москва

1. Литература и театр 61,8 58 45 20 46

2. Музыка и танец 84 73 79 81 79,25

3. Литература и ИЗО 5 8 11 3 6,75

4. Литература и кинематограф 63 59 47 19 47

5. Факультет/Курс Ф-т нач. классов 4,5 курс Филолог. 2 курс Филолог. 5 курс Учителя музыки (ИУУ) Всего Студентов

6. Количество студентов 117 31 68 56 272

7. Особенности использования интеграционных связей в педпрактике В процентах

8. Мне неизвестны подобные методики преподавания, но это интересно и нужно 18% 5% 5,8%

9. Без звучания музыки не обойтись ни на одном из уроков 9% 8% 80% 24,3%

10. Использование элементов пения и звукового сопровождения на уроках родного и иностранных языков 8% 29% 15% 13% 16,3%

11. Побуждаю детей в воображении соеди нять зрительный и музыкальный образы 58% 52% 69% 73% 63%

12. Различными способами подчеркиваю существование связей между музыкой и литературой 48% 55% 62% 33% 49,5%

13. Использую метод рассказа "по картинке" 68% 50% 69% 13% 50%

14. Вспомогательным средством обучения и развития 60% 47% 69% 33% 52,3%

15. Основным и необходимым средством 21% 53% 23% 40% 34,3%

16. Методом эпизодического применения 9% 16% 15% 10%

17. Затрудняюсь ответить 8% 13% 8% 13% 10,5%

18. Группы учителей Степень сформированности

19. Высокая Выше средней Средняя Слабая

20. Учителя начальных классов (62 человека ) 0% 6% 21% 73%

21. Учителя-фило логи 0% 8% 28% 64%

22. Учителя музыки (56 человек) 0% 12% 33% 55%