Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие системы духовных ценностей педагогики Петра Федоровича Каптерева

Автореферат по педагогике на тему «Развитие системы духовных ценностей педагогики Петра Федоровича Каптерева», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Амирокова, Наталья Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие системы духовных ценностей педагогики Петра Федоровича Каптерева"

АМИРОКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА КАПТЕРЕВА (1849-1922 гг.)

Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 7 ЛЕН 2009

Москва-2009

Работа выполнена на кафедре педагогики Военного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

ГРЕБЕНЮК Наталья Ивановна Ставропольский государственный университет (г. Ставрополь)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доктор

культурологии, профессор

АРОНОВ Аркадий Алексеевич

Московский государственный университет культуры и искусств (г. Москва)

кандидат педагогических наук, доцент ИВАНОВ Евгений Сергеевич Военный университет (г. Москва)

Ведущая организация: Московский Государственный

Областной Университет (г. Москва)

Защита диссертации состоится «11» декабря 2009г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) при Военном университете (123001, г. Москва, ул. Б.Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Автореферат разослан «¿о » ноября 2009г.

Учёный секретарь диссертационного совета

Т. Сливин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Существенные изменения в социальной структуре, образе жизни и общественно-политической ориентации россиян, а также ликвидация существовавшей ранее достаточно стройной системы воспитания привели к серьезным изменениям в условиях жизни, и к сдвигам соцнально-ценностных мотивов поведения граждан, особенно молодежи.

Пропаганда принципиального индивидуализма, доходящего до эгоизма; создание привлекательного имиджа свойств личности, порожденных конкурентной борьбой рыночного общества; агрессивная реклама гедонистического образа жизни и резкое противопоставление его традиционному народному идеалу человека-труженика, строителя, воина, имеющего своей целью беззаветное служение Отечеству, с одной стороны, являются симптомами серьезного заболевания, угрожающего духовно-нравственному здоровью народа. А, с другой стороны, выступают показателями того, насколько в обществе созрела потребность в целостной системе истинных духовных ценностей, основывающихся на выработанных народом традициях, на историческом опыте предшествующих поколений.

В этих условиях как никогда актуальным становится обращение к отечественной истории педагогики и образования, практического использования их великого гуманитарно-нравственного потенциала. Научный анализ дает возможность обобщить и систематизировать достижения педагогики России конца XIX - начала XX веков в этой области, показать необходимость для современности возможности возрождения духовных ценностей педагогики прошлого как основы развития личности в условиях преодоления духовно-интеллектуального кризиса.

Особый интерес вызывает обращение к педагогическому наследию Петра Федоровича Каптерева, который одним из первых рассматривал воспитание и обучение как систему, как целостный педагогический процесс.

Вместе с тем, проведенный в рамках диссертационного исследования анализ показал недостаточную научную разработанность данной темы в историко-педагогической литературе.

С одной стороны, следует отметить рост внимания современного научного знания к педагогическому наследию Петра Федоровича Каптерева, что обусловлено сменой вектора содержания образования в пользу формирования свободной, самодостаточной, духовно-нравственной личности.

Различные аспекты изучения наследия П.Ф. Каптерева нашли отражение в отечественных исследованиях, где были изучены его психолого-педагогические и историко-педагогические работы в контексте проблем педагогической психологии, возрастных особенностей личности, теории саморазвития как основы образовательного процесса (П.А. Лебедев, Н.С. Лейтес, Ю.В. Козлова, Л.Э. Заварзина, В.И. Лещинский) 1 , изучены дидактические взгляды ученого (Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, П.М. Кузьмин, П.Н. Шимбирев, В. Хамич, Ф.Ф. Королев, М.А. Данилов, З.М. Тамбиева, A.M. Гольдина, Е. А. Морозова, A.M. Ахатов)2, исследованы теоретические основы самообразования в педагогическом процессе (С.А. Кононенко)3, изучен вклад ученого в развитие антрополого-гуманистического направления отечественной педагогики (С.А. Ан, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Пряникова,

1 См.: Лебедев П.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева// Начальная школа. - 1974. -№ 7; Лебедев П.А. П.Ф. Каптеров - видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия// Каптсрев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982; Лейтес Н.И. П.Ф. Каптерсв как психолог: вступительная статья// П.Ф. Каптерев. Детская и педагогическая психология. - М., 1999; Козлова Ю.В. Возрастная и педагогическая психология в наследии П.Ф. Каптерева: Дис... канд. под. наук. - Карачасвск, 2000; Лещинский В. И. Личностная парадигма в истории образования и технологии ее реализации.

- Известия Воронежского педунивсрситста. Том 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Сб. научных трудов. - Воронеж, 2000; Заварзина Л.Э. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева: Биобиблиография. - Воронеж, 2007.

2 См.: Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. - М., 1940; Кузьмин П.М. К вопросу о педагогических идеях П.Ф. Каптерева// Советская педагогика. - 1940. - № 4-5; Шимбирев П.Н. П.Ф. Каптерсв о хорошем уроке// Учительская газета. - 1941. - И мая; Хамич В. Дидактическое наследие П. Ф. Каптерева// Учительская газета. - 1944. - 22 апреля; Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920). - М., 1958; Данилов М.А. Процесс образования в советской школе. - М, 1960; Тамбиева З.М. Дидактические взгляды П.Ф. Каптерева: Дис... канд. пед. наук. - М., 1963; Гольдина A.M. П.Ф. Каптерсв: К 125-летию со дня рождения// Народное образование. - 1974. - №8; Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова: Дис... канд. пед. наук. - Смоленск, 2004; Ахатов A.M. Концептуальные основы педагогической теории П.Ф. Каптерева. Дис... канд. пед. наук.

- Йошкар-Ола, 2005.

3 Кононенко С.А. Самообразование в России во второй половине XIX-начале XX веков: теория и практика. - Ставрополь, 2002.

З.И. Равкин, Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Оссовский, В.Г. Пришкова, Т.Л. Филановская, Е.А. Мищенко, O.A. Золотарева, Т.А. Петрушша) 1 , проанализирована проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в сфере образования (Н.Б. Пантелеева)2, проанализирован процесс познания как основа духовной познавательно-преобразовательной деятельности личности в педагогической концепции П. Ф. Каптерева (Н.И. Гребенюк)3.

Вместе с тем, анализ степени научной разработанности проблемы свидетельствует, что специального исследования на уровне кандидатской диссертации, посвященной проблеме развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева не проводилось.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанной проблемы определили выбор темы диссертации.

Научная задача заключается в том, чтобы исследовать развитие системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева на основе анализа и обобщения образовательных ценностей отечественной и зарубежной педагогики конца XIX - начала XX веков; раскрыть ее содержание и структуру на основе системного анализа фундаментальных работ ученого

1 См.: Ан СЛ. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX- начала XX вв.: Дис... д-ра философ, наук. - Екатеринбург, 1994; Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Ленин по педагогической антропологии и философии образования. - М., 1994; Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учсбник-справочник. - М., 1994; Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие. - М., 1995; Пришкова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20- 30 гг. XX в.) // Педагогика. - 1995. - №2; Филановская Т.Л. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания Ф. П. Каптерева: Дис... канд. псд. наук. - Владимир, 1996; Мищенко Е.А. Культурно-антропологичесская концепция педагогического процесса П.Ф. Каптерева: Дис... канд. псд. наук. - М., 2001; Золотарева O.A. Антрополого-гуманистическая концепция семейного воспитания П.Ф. Каптерева: Дис... канд. псд. наук. - М., 2001; Пструнина Т.А. Философско-антропологическис основания российской педагогики XIX - начала XX веков: Дис... д-ра псд. наук. - Екатеринбург, 2004.

2 См.: Пантелеева Н.Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П.Ф. Каптерева): Дис... канд. псд. наук. - М., 1998.

3 См.: Гребенюк Н.И. Законы познания и методология педагогики. - Ставрополь, 2001; Гребенюк Н.И. Методология педагогики - наука о сущности познания и преобразования педагогической действительности: становление и развитие. - Ставрополь, 2008.

«Педагогическая психология» (1877), «Дидактические очерки» (1885), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1890), «Задачи и основы семейного воспитания» (1898), «О природе детей» (1899), «Педагогический процесс» (1904), «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели» (1914); выявить актуальность системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева для современной образовательной теории и практики.

Объектом исследования является система духовных ценностей в отечественном образовании конца XIX - начала XX века, а его предметом -основные тенденции и особенности развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретико-методологические положения развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева.

2. Раскрыть духовные ценности педагогики П.Ф. Каптерева как единую целостную педагогическую систему.

3. Выявить и обосновать основные тенденции развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процессе.

Замысел исследования. Выявить и обосновать основные тенденции становления и развития системы духовных ценностей образования, определяющих развитие личности в педагогике П.Ф. Каптерева, и определить возможность их реализации в современных условиях.

Методологические и теоретические основы диссертации составили научно философско-, психолого - педагогически обоснованная теория развития духовных образовательных ценностей в антрополого-гуманистических исследованиях (П.Г. Редкин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, В.П. Острогорский, И.А. Сикорский, П.В. Вахтеров, М.И. Демков, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт), положения теории всемирной эволюции, получившей развитие в философии (А. Тюрго, М. Кондорсэ, И. Кант, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг, Г. Гегель), теория познания (Б. Спиноза, Г. Гегель, И. Кант, Дж. Локк), теория самосознания и саморазвития

личности (в философии - Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель, в педагогике Г. Сковорода, А. Дистервег, И. Песталоцци), концепция духовно-телесной целостности личности (в философии - Б. Спиноза), положения о взаимосвязи духовного развития личности с психофизиологическими процессами развития (Д. Романэс, Д. М. Болдуин, И. Тэн, А. Бэн).

Теоретически значимыми для нашего исследования стали современные педагогические научные исследования И.А. Алехина, С.К. Бондыревой, Е.В. Бондаревской, Б.С. Братуся, A.B. Деникина, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, И.М. Ильичевой, Д.В. Колесова, В.И. Мурашова, Н.Д. Никандрова, В.Н. Панферова, П.В. Петрия, В.А. Пономаренко, З.И. Равкина, В.И. Слободчикова, А.И. Субетго, В.Д. Шадрикова, Н.Л. Шеховской по проблеме образовательно-развивающих возможностей духовных ценностей.

Методологически определяющими стали исследования по теории системного подхода в философии И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, в педагогике А.Г. Кузнецовой, в психологии Б.С. Ломова. Исследование теоретико-методологических основ познания педагогики П.Ф. Каптерева в монографии Н.И. Гребешок, философско-антропологических оснований педагогики П.Ф. Каптерева в диссертации Т.А. Петруниной, проблемы общечеловеческих и национальных ценностей в педагогической теории П.Ф. Каптерева в диссертации Н.Б. Пантелеевой стали основанием анализа развития системы духовых ценностей.

Методы и этапы исследования. Научное исследование осуществлено с использованием методов эмпирического и теоретического познания: метод исторического анализа источников, метод контент-анализа, анализ цепи цитирования; методы теоретического исследования: ретроспективный анализ, системный анализ, теоретический анализ, компаративистский анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

На первом этапе (2004-2005) проводился поиск историко-педагогических источников по заявленной теме исследования. Определялся уровень ее научной разработанности, анализировался понятийный аппарат исследования; проводилось изучение содержания духовных ценностей в

отечественной и зарубежной педагогике, психологии, философии; выявлялись методологические и теоретические основания для научного исследования и осмысления развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева.

На втором этапе (2005-2006) определялись концептуально-методологические основы развития системы духовных ценностей в теории и практике отечественного образования, место в ней системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева; разрабатывался концептуальный подход к исследованию содержания системы духовных ценностей. Проводилось исследование теоретических основ развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, результаты которого были отражены в магистерской диссертации «Психолого-педагогические основы развития духовности личности в историко-эволюционном процессе (на материале педагогических трудов П.Ф. Каптерева)».

На третьем этапе (2006-2009) проводилась систематизация, обобщение научного знания по исследованной проблеме, определялись перспективы исследования развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в современном образовательном процессе. Заключительный этап был связан с оформлением результатов исследования в виде диссертации, уточнением выводов, апробацией полученных результатов в научных публикациях, выступлениях на научных семинарах и конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены теоретико-методологические основы развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева: методологические положения становления системы духовных ценностей в российской педагогической литературе; содержание духовных ценностей в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева.

2. Проанализированы и обобщены фундаментальные образовательные ценности отечественной и зарубежной педагогики, определившие становление системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, ее сущность, содержание и структуру.

3. Обоснованы духовные ценности педагогики П.Ф. Каптерева как единой целостной педагогической системы, заключающейся в саморазвитии, усовершенствовании духовных ее сил сообразно педагогическому идеалу.

4. Выявлены и обоснованы основные тенденции развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процессе и особенности их реализации в современных условиях.

5. Введены в научный оборот источники, неизвестные широкому кругу исследователей, дающие возможность по новому трактовать понятия и положения педагогики П.Ф. Каптерева: 1) Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. - С.-Петербург. Типография А. М. Котомиа. У Обуховского моста, д. № 93. - 1877; 2) Каптерев П.Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. - 1877. - Июнь-июль № 6-7; 3) Каптерев П.Ф. Спенсер как педагог и его русские критики// Народная школа. - №1. -1879; 4) Каптерев П.Ф. «Из истории души. Очерки по истории ума». - С. -Петербург. Типография Училища Глухонемых, (Гороховая ул., д. 18). - 1890; 5) Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании// Образование. - №1. - 1897; 6) Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - С. - Петербург. Типо-Литография Б. М, Вольфа. Разъезжая, 15. - 1905; 7) Каптерев П.Ф. Об основах реформы средней школы// Школа и жизнь. - №10. - 1911; 8) Каптерев П.Ф., Музыченко А.Ф. Современные педагогические сочинения. - М., 1913; 9) Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия: ее главнейшие идеи, направления и деятели. - С.Петербург: Книжный склад «Земля», Невский 55. - 1914.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные основы развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, опирающиеся на фундаментальные принципы отечественной и зарубежной педагогики: принцип природосообразности педагогического процесса (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский), принцип культуросообразности (А. Дистервег), саморазвитие как форма духовной жизни и основа педагогического процесса (И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский), усовершенствование духовного потенциала личности (И. Гербарт,

A. Дистервег), идеалосообразность педагогического процесса (Н.И. Пирогов,

B.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский).

Обоснованное содержание системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, которое определяется образовательными и воспитательными ценностями, имеющими непреходящее значение, выражающееся в единстве национальных и общечеловеческих ценностей, направленных на развитие личности, раскрытие ее духовного потенциала.

2. Обоснование системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, представляющей собой единый целостный процесс развития личности, заключающийся в саморазвитии, усовершенствовании на основе личностных, национальных и общечеловеческих духовных ценностей, носителем которых является педагогический идеал. Идеал как основание развития системы духовных ценностей, заключающей в себе общечеловеческие непреходящие ценности, национальные конкретно-исторические ценности, актуальные в данное время и в данном государстве, и личные ценности, выражающие ценности конкретного субъекта педагогического процесса.

3. Обоснование основных тенденций развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процессе, которые заключаются в следующем:

1. Обоснование П.Ф. Каптеревым личности как духовного субъекта, процесс развития которого в педагогическом процессе носил целостный характер.

2. Исследование саморазвития и самообразования личности как внутреннего процесс духовного развития личности в системе духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева. Саморазвитие есть природа человека, способность к самовыражению, создающая условия совместно с присвоением духовных ценностей для претворения задач преобразования себя и окружающих.

3. Исследование усовершенствования духовных сил личности с позиции внешнего влияния на духовное развитие личности в системе ценностей

педагогики ученого. Духовное несовершенство обусловливает необходимость духовного роста, самосовершенствование,

4. Обоснование педагогического идеала как носителя системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, определяющего содержание педагогического процесса.

5. Исследование феномена духовности как системообразующей основы развития личности в образовательном процессе, где «духовное» есть, с одной стороны, потенциальная познавательная сущность человека, содержание ее ценностно-смысловой сферы, заключающейся в самопознании и самосовершенствовании, с другой стороны, бесконечный процесс развития личности, устремленный в своем развитии к духовному идеалу.

4. Значение системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева для решения современных задач духовно ориентированного образования, поликультурного образования, проблем самообразования, развивающего обучения, методологии педагогики. Актуальность положений П.Ф. Каптерева о педагогическом духовном идеале, методологии как научном пути духовного познания в образовательном процессе, о саморазвитии и совершенствовании духовных сил личности как формы ее духовной жизни и основы педагогического процесса, понимании духовного как неотъемлемой сущности содержания личности, направляющего ее духовный потенциал к развитию.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи обоснования становления содержания системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, раскрытии ее сущности, структуры и переосмыслении системы духовных ценностей в современном научном контексте; в обосновании научных выводов для анализа духовой сущности концепции духовно ориентированного образования, исследовании методологических основ построения ее теории и практики при разработке теоретических аспектов духовного развития личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно содержательно предназначено для реализации государственной образовательной политики, предусматривающей развитие системы духовного

образования в современной России. Результаты исследования направлены на обоснование содержания и разработку молодежных программ, направленных на формирование базовых компетенций личности, опирающихся на саморазвитие, самообразование, духовный идеал, включающий в себя личные, национальные и общечеловеческие ценности. Результаты исследования могут использоваться научными сотрудниками, исследующими теоретико-методологические основы инновационной педагогики, изучающими природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями гуманистической педагогики конца XIX - начала XX веков.

Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности внедрения системы духовного развития личности в процесс подготовки будущих преподавателей в институтах, академиях и университетах.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются адекватностью методов исследования ее цели и задачам, апробацией основных идей в научных публикациях, включенностью результатов исследования в процесс образования на учебных курсах «Педагогика», «Педагогика и психология высшей школы», «Технология профессиональной педагогической деятельности», «Педагогическая антропология». Исследование показало, что стратегические цели образования -преодоление духовного кризиса, создание условий для духовного развития России тесно связаны с проблемами духовного развития личности через усвоение ею духовного идеала, его личностного, национального и общечеловеческого содержания, что обуславливает восстребованность системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в современном образовательном пространстве.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования в практику. Содержащиеся в работе теоретические положения и результаты научного исследования докладывались и обсуждались на Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», на ежегодных научно-исследовательских конференциях «Университетская наука - региону», секция «Мир образования

для XXI века», на «Малых университетских чтениях - 2008» Пятигорского государственного лингвистического университета Ставропольского филиала 24-25 января 2008, публиковались в материалах научно-практической конференции по проблемам «Эвристическое образование».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева

Глава II. Основные тенденции развития системы духовых ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процессе

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Проведенное исследование показало, что научные труды П.Ф. Каптерева: около 40 монографий и более 500 статей, фундаментальными из которых являются «Педагогическая психология» (1877), «Дидактические очерки» (1885), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1890), «Задачи и основы семейного воспитания» (1898), «О природе детей» (1899), «Педагогический процесс» (1904), «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели» (1914) обосновывают систему духовных образовательных ценностей, направленных на целостный процесс развития личности.

Методологической основой исследования педагогического наследия П.Ф. Каптерева в контексте проблемы развития системы духовных ценностей явились следующие подходы: 1) историко-аксиологический подход, позволивший раскрыть сущность научной педагогики П.Ф. Каптерева через призму идеалов и духовных ценностей, определивших содержание образования в целом; 2) историко-логический подход, позволивший проанализировать систему духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в контексте антрополого-гуманистической традиции, сложившейся в конце XIX - начале XX веков; 3) системный подход, позволивший раскрыть содержание духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, представляющих собой целостное содержание его стройной педагогической теории, направленной на решение

фундаментальной образовательной задачи - духовного развития личности; 4) культурологический подход в рамках которого исследовалось влияние системы духовных ценностей педагогики на развитие личности в педагогической теории П.Ф. Каптерева; 5) деятельностный подход, в рамках которого исследовалось развитие системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в современных условиях обоснования духовно ориентированной парадигмы образования.

Проведенный историко-научный анализ позволил установить, что педагогика П.Ф. Каптерева основывалась на научной разработке содержания духовных ценностей в российской педагогической культуре, представленной в дискуссии между «западниками» (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.П. Огарев) и «славянофилами» (A.C. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, Н.С. и И.С. Аксаков).

Как показало диссертационное исследование, национальное и общечеловеческое выступают в педагогической теории П.Ф. Каптерева в диалектической взаимосвязи в целостном образовательном процессе. Следует подчеркнуть всеобъемлющую гуманистическую направленность идей П.Ф. Каптерева, важнейшей ценностью педагогики которого становится человек в целостном процессе образования, направленного на решение главной задачи -формирование самобытной личности, ориентированной на сохранение и развитие национальных и общечеловеческих духовных ценностей.

В системе духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева общечеловеческие ценности имеют непреходящее значение, национальные -конкретно-историческое, что обуславливает их актуальность в данное время и в данном государстве, и личные - индивидуальное, так как выражают ценности конкретного субъекта педагогического процесса.

В системе духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева общечеловеческие ценности включают в себя такие ценности, как сознание общественной культурной обязанности, уважение к собственной личности и личности другого, свобода деятельности, самодеятельность, инициативность; народные - осознание интересов, истории и культуры своего Отечества, чувство

патриотизма, родной язык и личные ценности - сила, смелость, честь («эгоистические» ценности) и эстетические и нравственные чувствования, к которым относятся любовь, сострадание, совесть («альтруистические» ценности). Личные ценности олицетворяет педагог, присущие ему духовные ценности делают педагогический идеал не абстрактной категорией, а наполняют его личным духовным содержанием.

Исследование показало, что система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева представляет собой сложносоставное духовно-практическое образование, интегрирующееся в единый целостный процесс духовного развития личности.

В результате анализа содержания системы духовных ценностей педагогики П. Ф. Каптерева мы пришли к выводу о том, что духовными ценностями являются те образовательные и воспитательные ценности, имеющие непреходящее значение, выражающиеся в единстве национальных и общечеловеческих ценностей, направленных на развитие личности, раскрытие ее духовного потенциала.

Результаты нашего исследования позволили установить, что фундаментальной основой духовных ценностей педагогики П. Ф. Каптерева послужили выводы педагогов антрополого-гуманистического направления Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, определявших в качестве основных образовательных ценностей народную культуру, родной язык, чувство патриотизма, уважение к ближнему, солидарность. Данные ценности вошли в содержание педагогического идеала, интегрирующего в себе как национальные, так и общечеловеческие ценности, усвоение и познавательное присвоение которых, по П. Ф. Каптереву, есть высшее проявление духовного развития личности.

Исследование показало, что система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева развивалась на фундаментальных принципах отечественной и зарубежной гуманистической педагогики: принципе природосообразности педагогического процесса (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский), принципе культуросообразности (А.

Дистервег), принципе саморазвития как формы духовной жизни и основы педагогического процесса (И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский), принципе усовершенствования духовного потенциала личности (И. Гербарт, А. Дистервег), принципе идеалосообразности педагогического процесса (Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский).

Система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева содержательно определялась новым пониманием личности как главной духовной ценности. Согласно выводам исследования, социально-исторические условия обуславливали научный поиск П.Ф. Каптеревым путей духовного развития личности, поиск нравственной опоры, духовных идеалов, соединяющих ценности века уходящего с прогнозируемыми ценностными ориентирами века грядущего. Новые демократические отношения российского общества конца XIX - начала XX веков определили взгляды ученого на сущность и содержание гуманистического образования личности на основе духовных образовательных ценностей, заключающихся в признании ценности ее прав и свобод, утверждении идеала самостоятельно мыслящей личности.

Являясь основанием содержания системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, образование личности осуществляется на основе педагогического идеала. С требованием идеалосообразности как стратегического пути обучения и воспитания сущность образования личности заключается в усовершенствовании ее духовных сил на основе приятия общечеловеческих, национальных и личных ценностей, воплощенных в педагогическом идеале. Схематический это может выглядеть следующим образом: О1 —> С —* У —> О2 С —»У —> О® —>...

Где О', О2, О3 - педагогический идеал, освоенный личностью и характеризующий новый уровень духовного содержания личности, достигнутый за счет процессов саморазвития - С и усовершенствования - У. И данный процесс носит характер бесконечного движения образования личности.

Как показало исследование, основными тенденциями развития содержания системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процессе являются следующие ориентиры:

1. В качестве своеобразного ориентира системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева являлась личность как духовный субъект, а процесс ее развития носил целостный характер. В продолжение антрополого-гуманистической научной традиции П.Ф. Каптерев изучал человека во всех его проявлениях, что позволило ему рассмотреть целостный процесс психо-физио-социо-культурного развития личности. Исходя из этого положения, педагогика понималась как целенаправленная, осознанная деятельность, состоящая в образовании человека, в развитии его духовного потенциала. Ученый особо подчеркивал необходимость знания основных свойств человеческой природы и главнейшие условия ее развития, на основе которых, человеку можно предлагать необходимую для него «духовную пищу».

2. Следующий ориентир системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева в целостном педагогическом процесса связан с исследованием саморазвития и самообразования личности. Живя и развиваясь по своим, присущей личности законам, все воспринимаемое изменяется благодаря собственной деятельности в подобное себе, возникая под влиянием внешних возбуждений. Внешняя природа, люди и вся их жизнь дают организму лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность есть ее собственная, своеобразная. Саморазвитие есть природа человека, способность к самовыражению, создающая условия совместно с присвоением духовных ценностей для претворения задач преобразования себя и окружающих. Основой саморазвития является собственная умственная деятельность личности, поэтому роль учителя в педагогическом процессе П.Ф. Каптерева заключается в возбуждении самобытных процессов в сознании воспитываемого. Укрепляя умственную пытливость личности, педагогу одновременно нужно позаботиться о закладке фундамента правильного мировоззрения. Во всем этом главную роль должна сыграть наука, методология познания, с помощью которых развивается и обогащается ум, способный постигать все сферы духовного: интеллектуальные, нравственные и эстетические вершины, находить способы осуществлять знания в самой жизни. Ум является инструментом самораскрытия

мира в процессе духовной познавательной деятельности, что определяет жизнь духовных ценностей образования в развивающейся личности.

Развитие системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева основано на том, что погружение в осознание предмета обуславливает эффективность образовательного процесса. Здесь важным является собственный познавательный труд отдельной личности, ее мыслительная продуктивная деятельность, которая укрепляет «стержень сознания» и отводит место свободе в мыслях, творчестве, разумности.

3. Как помощь естественному процессу саморазвития П.Ф. Каптерев рассматривал усовершенствование духовных сил личности с позиции внешнего влияния на духовное развитие личности в системе ценностей педагогики ученого. Усовершенствование носит социальный характер, так как определяется потребностями общества в изменении, корректировки несовершенных черт личности. Принципы усовершенствования чрезвычайно важны для духовного развития личности, так как, человек, начинаясь с саморазвития, не является идеальным в связи с тем, что он носитель как положительных, так и отрицательных черт характера. Духовное несовершенство обусловливает необходимость духовного роста, самосовершенствование. В этом важную роль выполняет педагогический процесс, призванный культивировать, развивать ценные свойства личности и подавлять, не допускать до укрепления недостатки, т.к. усовершенствование и воспитание сопряжены между собой.

4. Определяющим содержание образовательного процесса является педагогический идеал как носитель системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева. Идеалосообразность в развитии системы духовных ценностей является концептуальной идеей образовательного процесса в педагогической теории ученого, в свете которой она является важнейшим образовательным ориентиром, принадлежащим к духовной сфере, раскрывающим духовный познавательный потенциал личности и определяющей ее усовершенствование.

5. В системе духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева духовность как системообразующая основа развития личности в образовательном процессе,

где духовное развитие есть цель и высший смысл педагогического процесса. Духовное есть возникновение особого восприятия мира, который сам становится источником и целью человеческого развития.

Под «духовным» подразумевались, с одной стороны, потенциальная познавательная сущность человека, содержание ее ценностно-смысловой сферы, заключающейся в самопознании и самосовершенствовании, с другой стороны, бесконечный процесс развития личности, устремленный в своем развитии к духовному идеалу.

Теоретическим основанием объяснения процесса становления системы духовных ценностей образования и развития личности в педагогике конца XIX - начала XX вв., определивших научность и общечеловеческую значимость духовного содержания педагогики П.Ф. Каптерева, стали философские выводы Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Г. Гегеля о том, что духовность связана с познавательной деятельностью личности, устремленной к самореализации, самоопределению, саморазвитию и осознанию фундаментальных ценностей жизни.

Развитие системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева основывалось на понимании духовности как трансцендентной характеристики человека, подчиняющегося законам духовной жизни. Духовность, которая, будучи реальностью, сущностью человека, является той идеальной моделью, тем образцом, к которому стремится человек. Духовность является ведущей силой в построении собственной жизни, главным условием и итогом духовного становления личности, что определяет жизнедеятельность системы ценностей.

Согласно выводам исследования, педагогический процесс в единстве образовательных, воспитательных и развивающих функций, обуславливающий развитие системы духовных образовательных ценностей, есть целостное системное явление, в котором биологическое, социальное, духовное оказываются в сложном взаимодействии. Анализ развития содержания системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева показал, что выводы ученого прогностически определяют направление новой образовательной парадигмы,

строящейся на понимании мира образования как системы отношений: природа - общество - духовное пространство, и субъекта образования как «био-социо-дух».

Проведенное исследование подтвердило то, что установление преемственных связей, обращение к педагогической традиции, объединяющей в себе систему духовных ценностей, направляющей историко-педагогический процесс в целом и определяющей внутреннюю логику развития настоящего через призму прошлого, является важным инструментом исследования современных педагогических проблем.

Изучение развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева позволяет сделать вывод о том, что оно открывает современному знанию целый пласт оригинальных идей и концепций, которые оказываются близки духу современной школе.

Актуальность педагогического наследия П.Ф. Каптерева обусловлена, главным образом, тем, что научное знание ученого обращено к уму человека и направлено к включению его в научное преобразование мира жизни на основе приобщения к системе духовных образовательных ценностей.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать теоретические выводы, имеющие существенное значение для современной педагогической науки и практики:

1. Научная философско-психологически обоснованная система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева имеет определяющее значение для становления и развития отечественной педагогики, где главной духовной ценностью образования становится личность человека, ее духовное развитие.

2. Педагогические идеи, определившие основу развития системы духовных ценностей образования П.Ф. Каптерева, стали значимыми в плане определения приоритетов образования уже в конце XX века и еще более актуализировались в начале XXI. Новое содержание образовательного процесса должно заключаться не в изучении предметов, а в духовном, интеллектуальном развитии личности предметами.

3. Научные исследования ученого стали важным этапом развития новой школы, признавшей ценность и целостность человеческой личности. П.Ф. Каптерев защищал демократические свободы, обеспечивающие всестороннее духовное усовершенствование личности, гуманные отношения между людьми, чему должен способствовать образовательный процесс, выводящий на самообразование и определяющий содержание системы духовных образовательных ценностей.

4. В педагогике П.Ф. Каптерева выразилась главная мысль эпохи, оказавшая влияние на развитие педагогической мысли, на цели, содержание и методы образования конца XIX- начала XX вв. - человек есть духовный субъект, представляющий собой самоценность и целостность, определяющий ценность образовательной системы.

5. Духовно ориентированная педагогика П.Ф. Каптерева определяла основным ценностным источником развития человека его духовность как неотъемлемой сущности содержания личности, направляющего его духовный потенциал к развитию, осуществляемого посредством познавательной деятельности.

6. Система духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева представляет собой целостный процесс духовного развития личности, заключающийся в развитии ее духовно содержательной сферы - познавательной деятельности, саморазвитии и самообразовании, в усовершенствовании духовных сил через усвоение духовных ценностей.

7. Исследование подтвердило, что педагогическое наследие П.Ф. Каптерева заслуживает дальнейшей разработки по различным направлениям, в частности, можно указать на важность более углубленного изучения духовного содержания его педагогики. Заслуживает осмысления его историко-педагогическая концепция в плане выявления в ней прогностического потенциала. Актуальным является специальное изучение работ П.Ф. Каптерева по теории педагогики, общей дидактике, народному образованию с позиций современной педагогической науки и философии образования.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное диссертационное исследование предоставляет возможность определить следующие практические рекомендации:

1. Органам управления высшим профессиональным образованием рекомендуется:

- использовать историко-педагогический опыт становления системы духовных ценностей российского образования конца XIX - начала XX века при разработке и реализации федеральных программ в области образования;

- в интересах повышения качества профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования использовать теоретические выводы исследования о саморазвитии и самообразовании личности в системе духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева, о роли педагогического идеала в педагогическом процессе с целью формирования базовых компетенций личности, обладающей профессионально-педагогическим мастерством и высокими духовно-нравственными качествами.

2. Научным сотрудникам, занимающихся исследованием проблем духовно ориентированного образования, рекомендуется:

- использовать научный опыт обоснования системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева как единый целостный процесс развития личности с целью изучения становления и развития духовно ориентированного образования, установления связи с традициями прошлого, настоящего и будущего.

3. Студентам вузов с углубленной педагогической подготовкой, а также в магистратуре и аспирантуре по педагогическим специальностям рекомендуется:

- использовать теоретические выводы диссертационного исследования при подготовке к лекциям и семинарам по педагогике, философии образования и воспитания, по истории педагогики, при разработке тематики курсовых и дипломных работ.

Дальнейшее исследование развития системы духовных ценностей педагогики П.Ф. Каптерева целесообразно проводить по следующим направлениям: влияние православной культуры на развитие системы духовных

ценностей педагогики П.Ф. Каптерева; духовность как психолого-педагогическая проблема в наследии П.Ф.Каптерева; развитие системы духовных ценностей отечественной педагогики конца XIX - начала XX века в современной духовно ориентированной парадигме образования.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

а) статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень

ВАК:

1. Духовное развитие личности в педагогике Петра Федоровича Каптерева (1849-1922)// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. -56 (З).-С. 5-6.

2. Содержание духовного образования личности в педагогике П.Ф. Каптерева// Социально-гуманитарные знания. - 2008. -№ 12. - С.340-342.

б) статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских научных конференциях:

1. Поиски духовно-нравственного идеала в творчестве И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»)// Проблемы духовности в русской литературе и публицистике ХУП1-Х1Х веков: Материалы международной научной конференции. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. - С. 86-90.

2. Духовность как познающая сущность личности, как общая цивилизационная ценность// Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. История образования. Симпозиум XV. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С. 115-117.

3. Духовные ценности отечественного образования конца XIX - начала XX веков// Эвристическое образование: материалы X научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С.4-7.

4. Проблема духовного развития личности в педагогике П.Ф. Каптерева// Мультикультурное образовательное пространство (Студенческая наука). Выпуск 1.-Ставрополь: ПГЛУ, 2007. - С.10-13.

5. Поликультурная сущность педагогического идеала в практике отечественного образования (на материале педагогического наследия П.Ф.

Каптерева)// Мультикультурное образовательное пространство: проблемы и подходы. Выпуск 2. - Ставрополь: ПГЛУ, 2007. - С. 39-42.

6. Обоснование духовного образования личности в работе П.Ф. Каптерева «Педагогический процесс»// Мультикультурное образовательное пространство: проблемы и подходы. Выпуск 3. - Ставрополь: ПГЛУ, 2007. - С. 4-7.

7. Философские основания педагогики П.Ф. Каптерева и востребованность идеи духовного развития личности в современном образовательном пространстве// Мир человека - человек в мире: философско-теоретическое и научно-методологические аспекты. - Ставрополь: СГУ, 2007. - С. 67-72.

Общий объём публикаций - 3,4 п.л.

Подписано в печать 10.11.2009 г. Заказ 529. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 80 экз. Типография Военного университета.