Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Плотникова, Елена Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Плотникова, Елена Борисовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

1.1. Сущность и особенности народной педагогики.

1.2. Развитие валеологических идей в научно-теоретических трудах о народной педагогике.

1.3. Анализ опыта применения народной педагогики в образовательном процессе.

Выводы.:.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Содержательно-организационное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.

2.2. Методическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.

2.3. Технологическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов"

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях стремительного снижения уровня здоровья народонаселения, непосредственно связанного с глобальными разрушениями в природе и обществе, особое значение приобретает вопрос о скорейших мерах по изменению образовательной политики государства. Разностороннее изучение и объективная оценка происходящего явились причиной выдвижения на первый план восстановления в образе жизни людей исторических народных воспитательных идей, национальных и конфессиональных культурных ценностей, еще в недавнем прошлом считавшихся пережитком прошлого.

Формирование в этой связи обновленных образовательных ориентации педагогических кадров страны привело к разработке и внедрению инновационных педагогических технологий и концепций, отвечающих непосредственно запросам времени. В частности, предпринимаются все более решительные шаги в разработке этнопедагогических концепций общего и профессионального образования. Так, можно отметить, во-первых, работы A. JI. Бугаевой, Г. Н. Волкова, А. П. Орловой, Е. JI. Христовой и других ученых, посвященные этнопедагогике как науке, получающей все более определенную самостоятельность; во-вторых, работы о связях этнопедагогики с современной системой общего и профессионального образования (J1. П. Ашихмина, Е. С. Бабу-нова, Е. П. Белозерцев, Н. А. Данилов, М. Г. Тайчинов).

Главной целью этнопедагогических исследований является поиск путей применения идей народной педагогики в разрешении следующих современных социально-педагогических проблем: отчуждение поколений, неспособность формирующихся людей адекватно реагировать на постоянные изменения в обществе и природе, культурная дезориентация молодежи. По мнению Т. Ф. Акбашева, 3. И. Тюмасевой, В. П. Петленко и других, в этом смысле как сами идеи народной педагогики, так и научно-теоретические исследования о ней оказываются незаменимыми в профессиональной подготовке педагогов-валеологов — организаторов оздоровительной помощи населению.

Вместе с тем именно теперь, когда значение идей народной педагогики в воспитании современных подрастающих поколений общепризнано и широко используется в образовательной практике, остаются незавершенными (а нередко и неразработанными) пути формирования специалиста, готового к профессиональной этнопедагогической деятельности в рамках своей специальности. Это позволяет обозначить проблему отсутствия целенаправленной, систематической адаптации этнопедагогики как науки к профессиональной этнопедагогической подготовке студентов по специальности «Педагог-валеолог».

Наше исследование выявило основное противоречие между потребностью в четких механизмах адаптации этнопедагогических научно-теоретических разработок к конкретной практической деятельности будущих специалистов и неразработанностью соответствующих педагогических путей их использования. Это определило актуальность и выбор темы исследования — «Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов».

Цель исследования: определить педагогические пути реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов.

Объект исследования: этнопедагогическая подготовка студентов-ва-леологов как компонент профессионального образования.

Предмет исследования: процесс реализации идей народной педагогики в этнопедагогической подготовке студентов-валеологов.

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Этнопедагогическая подготовка студентов-валеологов будет эффективнее, если осуществлены следующие педагогические пути реализации идей народной педагогики: а) содержательно-организационное обеспечение развивает диапазон знаний студентов с учетом валеологической значимости идей народной педагогики; б) методическое обеспечение активизирует положительное отношение и устойчивый интерес студентов к этнопедагогике; в) технологическое обеспечение обогащает опыт студентов-валеологов по применению народной педагогики в практической деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность, особенности и валёологическую значимость идей народной педагогики на основе анализа теории и практики.

2. Обосновать содержательно-организационное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.

3. Разработать методическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов.

4. Апробировать технологическое обеспечение этнопедагогической подготовки студентов в условиях педагогической практики.

Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи по организации высшего профессионального педагогического образования (О. А. Абдуллина, С. И. Архангельский, В. А. Сластенин); научно-теоретическое обоснование педагогических технологий в образовании (В. П. Беспалько, В. П. Пучков, Г. К. Селевко, В. В. Юдин); идеи о роли этнопедагогики в современном образовании (JT. П. Аших-мина, Е. С. Бабунова, A. JI. Бугаева, Г. Н. Волков, Е. Н. Губанова, И. В. Максименко, А. П. Орлова, М. Г. Тайчинов, Т. В. Яковлева); концепция поликультурного образования современной России (В. П. Борисенков, И. В. Данилов, В. В. Лазарев, В. В. Макаев); научные положения о валеологическом образовании (Т. Ф. Акбашев, В. П. Пет-ленко, JI. Г. Татарникова, 3. И. Тюмасева).

Основные методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, экспресс-диагностика, индивидуальный и групповой опрос, опрос-диалог, контрольный срез, наблюдение, анализ творческих работ студентов, изучение документации учебной деятельности; самоанализ и анализ этнопедагогических знаний, умений и интереса к этнопедагогике; методы математической статистики. Ведущим методом исследования являлась опытно-экспериментальная работа в условиях естественного протекания обучения студентов-валеологов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе отделения «Педагог-валеолог» факультета педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного педагогического института и в школах № 10, 62 г. Магнитогорска.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в период с 1996 по 1999 гг.

На первом этапе (1996—1997 гг.) было изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществлен анализ психолого-педагогической литературы; выяснено состояние реальной практики реализации народной педагогики в образовании; определены рабочая гипотеза и цель исследования; разработана методика опытно-экспериментальной работы; выбрана экспериментальная база для проведения констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997—1998 гг.) организована опытно-экспериментальная работа и апробация содержательно-организационного, методического и технологического обеспечения этнопедагогической подготовки студентов-валеологов; введены в практику преподавания учебное пособие «Основные положения этнопедагогики» (опорные сигналы) и методические рекомендации «Народные традиции воспитания в помощь педагогу-валеологу»; проведено уточнение полученных выводов, дана оценка итогам.

На третьем этапе (1998—1999 гг.) продолжено проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности разработанных педагогических путей реализации идей народной педагогики в этнопедагогической подготовке студентов-валеологов; подтверждены теоретико-экспериментальные выводы и обобщения; систематизированы и описаны полученные результаты; результаты исследования внедрены в практику преподавания этнопедагогики студентам-валеологам.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Уточнены понятия «этнопедагогическая подготовка студентов», «валеологически значимые идеи народной педагогики».

2. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические пути, способствующие успешной реализации идей народной педагогики: содержательно-организационное, методическое и технологическое обеспечение этнопедагогической подготовки как компонента образования студентов-валеологов.

3. Разработаны критерии успешности этнопедагогической подготовки студентов-валеологов к реализации идей народной педагогики в педагогической деятельности, отражающие сформированность этнопедагогических знаний (когнитивный критерий), устойчивость интереса к этнопедагогической деятельности (мотивационный критерий), наличие этнопедагогических умений (практический критерий).

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы адаптированного к специальности курса «Этнопедагогика», программы спецкурса «Этнология здоровья», учебного пособия и методических рекомендаций, способствующих реализации идей народной педагогики в обучении студентов.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования; поэтапным проведением опытно-экспериментальной работы на основе выявленных педагогических путей, обеспечивающих контекстный подход к этнопедагогической подготовке студентов-валеологов; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогическая подготовка студентов-валеологов — это компонент образования с использованием идей народной педагогики, имеющих валеологическое значение, применяемых при условии специального выявления и акцентирования на них внимания будущих специалистов — организаторов оздоровительной работы со школьниками.

Валеологически значимые идеи народной педагогики — это идеи, имеющие непосредственное отношение к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни».

2. В качестве педагогических путей, способствующих успешности реализации идей народной педагогики, выступают: а) содержательно-организационное обеспечение, предусматривающее адаптацию программы курса этнопедагогики к специальности студентов и разработку дополнительного, адекватного специальности, спецкурса «Этнология здоровья», что создает базисную совокупность этнопедагогических знаний; б) методическое обеспечение, развивающее положительную мотивацию к валеологически значимым идеям народной педагогики в ходе специфически организованных лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий, что формирует устойчивый интерес к поиску способов использования идей народной педагогики; в) технологическое обеспечение, предполагающее вооружение студентов алгоритмом действий и процедур поэтапной организации педагогической деятельности с использованием валеологически значимых идей народной педагогики, что обогащает опыт практической деятельности будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на межвузовской научно-практической конференции «Реализация государственного образовательного стандарта: опыт и перспективы» (Магнитогорск, 1997); на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожественная образовательная система в России» (Магнитогорск, 1998); на научно-практическом семинаре преподавателей МГПИ и учителей начальных классов г. Магнитогорска «Тенденции развития современного начального образования» (Магнитогорск, 1999); на научно-практической конференции «Валеологизация образовательного процесса» (Магнитогорск, 1999); на третьей Всероссийской научно-практической конференции-семинаре «Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования» (Магнитогорск, 1999); на заседании кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 1999). Основные положения диссертационного исследования опубликованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки студентов-валеологов Магнитогорского государственного педагогического института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

Опытно-экспериментальная проверка путей реализации идей народной педагогики в образовательном процессе студентов-валеологов позволила обосновать основные пути, обеспечивающие эффективность их этнопедагогической подготовки.

Содержательно-организационное обеспечение образования студентов-валеологов должно быть направлено на обогащение будущего специалиста этнопедагогическими знаниями, закладывая фундамент для дальнейшего самообразования. Обязательным при этом является акцентирование содержания курсов этнопедагогических дисциплин в аспекте их валеологической значимости, что адаптирует учебный материал к контексту будущей профессии студентов. Организационно необходимо усилить проведение основного курса «Этнопедагогика» введением спецкурса «Этнология здоровья», а также путем обновления тематики курсовых, дипломных и других видов научно-исследовательской работы студентов в соответствии с валеологическим аспектом.

Методическое обеспечение профессиональной этнопедагогической подготовки студентов-валеологов предполагает вооружение будущих специалистов арсеналом педагогического инструментария, способствующего развитию их умений по организации валеологически оправданной деятельности с детьми. Наиболее действенными в этой связи являются апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы методы проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, направленных на активизацию деятельности студента как субъекта будущей профессиональной деятельности валеолога.

Технологическое обеспечение этнопедагогичской подготовки сту-детов связано с выработкой у них способов накопления профессионального опыта и поэтапного формирования педагогического мастерства на базе знаний этнопедагогики и идей народной педагогики. В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что это возможно лишь в условиях практической деятельности, целенаправленно организованной для студентов в школе в ситуациях работы с детьми. При этом важно учитывать индивидуальные возможности и интересы студентов, в соответствии с которыми они могут применить имеющиеся знания и развить собственные творческие способности, используя народные традиции по сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья человека.

Подтверждена специальная логика технологического обеспечения этнопедагогической подготовки «от практики к теории», обеспечивающая взаимосвязь теории с практикой в деятельности будущего профессионала.

Целостное оформление разработанного нами содержательного, методического и технологического обеспечения профессиональной этнопедагогической подготовки студентов-валеологов мы представляем схематично в виде трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие основные выводы.

Реализация идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов — актуальная проблема, получившая обоснование в теоретических источниках различных наук: истории, философии, социологии, педагогики, культурологии, этнологии. Именно такое сочетание базисных оснований позволило эффективно решить проблему нашего исследования.

Использование идей народной педагогики с учетом их валеологи-ческой значимости в современном педагогическом процессе обеспечивает преемственность опыта поколений в воспитании здорового человека, ценного для общества, физически и духовно гармоничного, осознающего ценность своего исторического наследия.

Сущность народной педагогики выражается в ее наполненности опытом воспитания молодежи, проверенным жизненной практикой многих поколений. Народная педагогика — это научная категория, связанная с проблемами воспитания подрастающих поколений на основе использования и сохранения исторически оправданных форм народного опыта воспитания. Она является ведущим научным понятием этнопедагогики, исследующей ее специфические особенности как явления многоаспектного, многофакторного и многофункционального.

В ходе исследования зафиксированы и охарактеризованы проявления социальной, психологической, философской и биологической природы народной педагогики.

Целостно отражая все стороны и периоды развития человека, народная педагогика демонстрирует заложенный в ней механизм саморазвития и самоутверждения народов, что имеет непосредственное отношение к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни». В этом случае можно констатировать факт валеологичности идейной основы народной педагогики.

Сопоставление научных дисциплин валеологии и этнопедагогики позволил отметить, что предметом их интереса является культура здоровья и система формирования физически и духовно здорового подрастающего поколения.

Анализ содержания идей народной педагогики о здоровье и здоровом образе жизни человека в научно-теоретических трудах по валеологии и этнопедагогике обнаруживает адекватность их толкования. Существенными являются следующие валеологически значимые идеи, разработанные в научно-теоретических трудах по этнопедагогике: идея о воспитании здорового поколения, идея экологичности культуры здоровья человека; идея гармонии жизненных сил человека с окружающим миром; идея о социальной детерминанте биологической природы человека; идея о роли труда как фактора физического и нравственного совершенства человека; идея о ценности родного слова для здоровья человека; идея о народной культуре физического, психического и духовного здоровья людей: идея служения обществу, семье и нации, закрепляющая установку на социальную ценность жизни и здоровья человека.

Обосновав смысл и содержание этих идей, мы рассматриваем их как чрезвычайно ценный педагогический инструмент в обучении студентов-валеологов, необходимый для реализации в процессе подготовки их к будущей практической деятельности. Ценность использования валеологически значимых идей народной педагогики в практике образования, как доказал анализ опыта, подтверждается повышением результативности работы с дошкольниками, школьниками и студентами, что выражается в активизации интереса подрастающего поколения к народному творчеству, традициям и обычаям родного народа.

Исследование путей эффективности реализации идей народной педагогики в этнопедагогической подготовке, предполагающей обогащение знаний, умений и интересов студентов к народной педагогике, обнаружило совокупность направлений в решении проблемы.

Содержательное обеспечение этнопедагогической подготовки студентов-валеологов является одним из эффективных путей расширения диапазона их профессиональных знаний о базовых понятиях народной педагогики и о валеологически значимых идеях, что обеспечивает когнитивный компонент этнопедагогической подготовки.

Методическое обеспечение реализации идей народной педагогики — действенный путь развития позитивного отношения и интереса к содержанию опыта и исторически проверенным способам народного воспитания, что способствует формированию мотивационного компонента этнопедагогической подготовки.

Технологическое обеспечение как путь реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов создает поле выбора студентами индивидуальных вариантов действий в соответствии с существующими программами школьного курса «Валеология», способствует развитию у студентов умений профессионально организовать включение учащихся в изучение народных традиций, формировать и сохранять здоровье с помощью игры, песни, устного слова и других традиционных средств народной педагогики, что активизирует практический компонент этнопедагогической подготовки студентов.

Разработка и апробация гипотетически заявленных путей реализации идей народной педагогики в образовании студентов-валеологов подтвердили правомерность логики решения исследуемой проблемы, позволяющей обеспечить успешность развития профессионализма будущих педагогов-валеологов.

Исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективами дальнейшего изучения могут стать народные игры как педагогическое средство воспитания здорового человека; опыт народного воспитания как социально-педагогического явления; проблемы и специфика этнопедагогической подготовки студентов различных специальностей в условиях университетского образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Плотникова, Елена Борисовна, Оренбург

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 139 с.

2. Акбашев Т. Ф. Педагогика жизни: Программа «Путь гармонии — путь здоровья». — Ростов-на-Дону, 1994. — 46 с.

3. Акбашев Т. Ф. Педагогика здоровья: начало пути. — Павлодар: Тип. им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 113 с.

4. Акбашев Т. Ф., Солдатова Т. А. Всеобщая валеограмотность: к программе «Здоровое детство». — Челябинск, 1995. — 16 с.

5. Александров В. А. Живая вода. — М.: Мысль, 1982. — 126 с.

6. Андреев А. Три кита здоровья. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 1993.— 336 с.

7. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.

8. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

10. Бабунова Е. С. Современные подходы к построению курса «Этнопедагогика» // Тез. докл. межвуз. научно-практической конф. «Реализация государственного образовательного стандарта: опыт и перспективы». — Магнитогорск: МГПИ, 1997. — С. 23.

11. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1996. — 168 с.

12. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: этнографические очерки. — Л.: Наука, 1990. — 160 с.

13. Балашова С. С. Из истории обращения к фольклору в педагогике // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. — М.: Молодая гвардия, 1993. —С. 154—174.

14. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худ. лит-ра, 1990. — 540 с.

15. Белов В. Лад. — Л.: Лениздат, 1984. — 424 с.

16. Ш. Белозерцев Е. П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 30 — 35.

17. Беляев В. И. Традиции народности в педагогике С. Т. Шацкого // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 70 — 74.

18. Бердяев Н. А. Самопознание. — М.: Книга, 1991. — 317 с.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Университетская книга, 1996. — 397 с.

20. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

21. Блинов Г. П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. — М.: Наука, 1989. — С. 10.

22. Блинов Г. П. Эффективность обучения: Методологический анализ этой категории. — М.: Педагогика, 1976. — 191 с.

23. Бромлей Ю. В. Основные тенденции этнической истории: Учебник этнографии / Под ред. Ю. В. Бромлея. — М.: Высшая школа, 1982, — 304 с.

24. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. —90 с.

25. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1981. — 120 с.

26. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 333 с.

27. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. — М.: Мысль, 1990. — 392 с.

28. Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. — М.: Наука, 1968.

29. Бугаева A. JI. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. — М.: Темп, 1994. — 151 с.

30. Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 111.

31. Бэешу Н. М. Воспитательное" значение детского фольклора / Под ред. И. Д.Чобану. — Кишинев: Штиинца, 1980. — 76 с.

32. Валеология человека: Здоровье — любовь — красота: В 5 т. — Т. 1: Валеология и мудрость здоровья. — СПб.: Петроградский и К., 1996, — 304 с.

33. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М., 1992, — 137 с.

34. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.

35. Вершинина А. А. Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. — 17 с.

36. Виноградов Г. С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. — Иркутск, 1926. — Вып. 5. — 76 с.

37. Вичев В. Мораль и социальная психика. — М.: Прогресс, 1978, —357 с.

38. Власова М. Русские суеверия. — М.: Азбука, 1998. — 672 с.

39. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 98—103.

40. Волков Г. Н. Педагогика жизни. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1983. — 105 с.

41. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. И. Т. Огородникова. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1-974, — 168 с.

42. Вульфов Б. 3. Краткая историческая справка о развитии социальной педагогики в России // Социальная педагогика: Экспресс-учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. — С. 7—10.

43. Гарбузов В. И. Человек. Жизнь. Здоровье. — СПб.: АО «Комплект», 1995. — 429 с.

44. Глушанок Т. Г., Волкова JI. Н. Тайны здорового ребенка. — СПб.: Латона, 1997. — 208 с.

45. Горячев В. Здоровье детей — педагогическая категория // Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С. 8—12.

46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «040700» (квалификация — педагог-валеолог). — М., 1995.

47. Губанова Е. Н., Максименко И. В. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя // Начальная школа. — 1996. — № 6. — С. 68—69.

48. Гумилев Л. Н. Этносфера: истории людей и история природы. — М.: Прогресс, 1993.

49. Гурьянова М. П. Сельская семья и общество // Педагогика. — 1995. —№3,— С. 14.

50. Гусев В. Е. Социальная природа фольклора и проблема народности // Эстетика фольклора. — Л. Наука, 1967. — С. 9—57.

51. Гюльвердиева JI. М., Уртенова 3. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Начальная школа. — 1998. — № 3. — С. 71—76.

52. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика. — 1989. — № 3. — С. 33.

53. Данилов Н. А. Этнопедагогика: Программы пед. ин-та. — Шуя: Шуйский гос. пед. ин-т, 1995. — С. 240—260.

54. Ермолаев В. И. Педагогика доктора Дубровского. — Анапа,1993, — 160 с.

55. Жаринова О. Г. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Г. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой: В 2 т. — М.-Тула: АСОПиР, 1993.

56. Журавлев В. И. Проблемы духовной жизни общества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 144 с.

57. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, образы, предания, суеверия и поэзия. —М., 1992. — 186 с.

58. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. — СПб.: Изд-во Государственного университета педагогического мастерства,1994.— 32 с.

59. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. — 256 с.

60. Ионин J1. Г. Социология культуры: Учебное пособие. — М.: Логос. 1996.— 280 с.

61. Исакова Т. Г. Использование идей народной педагогики в процессе воспитания духовной культуры младшего школьника // Тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции 24—26 февраля 1998 г. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. — С. 23—24.

62. История педагогики. Ч. 1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины 17 века: Учебное пособие для пед. университетов / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 1998. — 148 с.

63. Кан-Калик В. А. Педагогика как культура // Магистр. — М., 1991,— №6, — С. 28—36.

64. Каргин А. С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. — Мт: Гос. республиканский центр русского фольклора- 1993. — 164 с.--------

65. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 120 с.

66. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. — Магнитогорск: Амрита — Урал, 1994. — 851 с.

67. Книга здоровья. Основы эволюционной педагогики: Учебно-методическое пособие по курсу «Валеология» для средних и высших учебных заведений. — Томск: Знамя Мира, 1997. — 110 с.

68. Коган JI. Н. Человек и его судьба. — М.: Мысль, 1988. — 283 с.

69. Колбанов В. В. Валеология. Основные понятия, термины, определения. — СПб., 1998. — 231 с.

70. Кон И. С. Этнография детства. — М., 1980. — 192 с.

71. Коскина В. Н. Русская свадьба. — Владимир: Калейдоскоп, 1997.— 288 с.

72. Кружилина Т. В., Орехова Т. Ф. Здоровое поколение: Программа по валеологии для учащихся 11 классов средних общеобразовательных школ. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. — 59 с.

73. Кулага А. М. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению: Дис. . канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 1996. — 172 с.

74. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. — 1990. —№ 1—2. — С. 86—90.

75. Лакашия Н. Т. Традиции абхазов в нравственном воспитании // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 119—123.

76. Латышина Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X — начало XX века): Учебное пособие для вузов. — М.: Форум — Инфра, 1998. — 584 с.

77. Левшинов А. Цель жизни. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 206 с. ----79. Лихачев Д. С. Экология культуры. — М., 1979. — 249 с.

78. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1992. — С. 97.

79. Лушников А. М. История педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед ин-та, 1994. — 368 с.

80. Макарцева Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 81—86.

81. Маркович Д. Ж. Социальная экология: Книга для учителя / Пер. с сербско-хорватского О. И. Долгой. — М.: Просвещение, 1991. — 173 с.

82. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции-семинара «Проблемы и перспективы сохранения здоровья в процессе образования». 15—18 мая 1999 г. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1999. — 107 с.

83. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Традиционная русская художественная культура и современность». 9—10 апреля 1998 г. — Орел: Орловский гос. университет, 1998. — 188 с.

84. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. — Новосибирск. — 1971. — Вып. 11.

85. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1985, — 240 с.

86. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. — М.: Наука, 1988. —429 с.

87. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. — М.: Беловодье, 1995. — 320 с.

88. Мнацаканян М. О. Этносоциология: нации, национальная психология и национальные конфликты: Учебное пособие для студентов. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974.— 186 с.

89. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / Сост. А. Гулыга, JI. Пажитнов. — М.: Дет. лит-ра, 1973. — 206 с.

90. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для вузов. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 222 с.

91. Народная педагогика и современные проблемы воспитания // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. — Чебоксары, 1991.

92. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. А. В. Комаровой. — М.: Роспедагентство, 1997. — 230 с.

93. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302 с.

94. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 3—10.

95. Новицкая М. Ю. Программа «Мир народной культуры в начальной школе» // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. — М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1994, —№2, —С. 55—57.

96. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993, — 960 с.

97. Оксенюк А. Е. Педагогическое значение региональных историко-культурных традиций народа коми в подготовке учителей начальных классов: Дис. канд. пед. наук. — М., 1997. — 180 с.

98. Орлова А. П. Народная педагогика и подготовка учителя // Советская педагогика — 1981. — №11. — С. 116—120.

99. Орлова А. П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 106—111.

100. Орлова А. П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания (на материале русской, украинской, белорусской народной педагогики). Автореферат дис. . д-ра пед. наук. — М., 1998. — 32 с.

101. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / РАН. — М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

102. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований: К проблеме этнографии детства // Советская этнография. — 1983. — № 3. — С. 17—25.

103. Панкеев И. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. — М.: Яуза, 1997. — 254 с.

104. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С. М. Самыгина — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. —258 с.

105. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасисто-го. — М.: Роспедагентство, 1996. — 602 с.

106. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. — М.: Школа-пресс, 1997. — 512 с.

107. Пискунов М. У. Организация учебного труда студентов. — М.: Изд-во БГУ, 1982. — 142 с.

108. Плотникова Е. Б. Основные положения этнопедагогики (опорные сигналы): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. — 111 с.

109. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). СПб., 1994. — 388 с.

110. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Научная жизнь. — 1998. — 70 с.

111. Положение о педагогической практике студентов 4—5 курсов отделения «Педагог-валеолог» / Под ред. Т. Ф. Ореховой. — Магнитогорск, 1998. — 30 с.

112. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. — СПб.: Союз, 1998. — 254 с.

113. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — JL, 1986, — 197 с.

114. Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и образования. — СПб., 1895.

115. Пучков В. П. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам. — М., 1992. — 172 с.

116. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 224 с.

117. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 150 с.

118. Сахипова Р. А. Традиционная татарская народная педагогика как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 20 с.

119. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

120. Семенов В. Д. Из истории массовой практики воспитания (народной педагогики) // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск: Изд-во Уральского университета,

121. Т989- — С. 23—31. ------------------

122. Семенова М. Мы — славяне! — СПб.: Азбука, 1998. — 560 с.

123. Середа Г. К., Тюрина В. А. Организация обучения, ориентированного на непроизвольное запоминание знаний // Вестник Харьковского ун-та. Вып. 14. — Харьков: Вища школа, 1981. — С. 18—25.

124. Силин В. П. Искусство как фактор социализации индивида: Ученые записки.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1971, — Вып. 9.— С. 127.

125. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 350 с.

126. Соколов Э. В. Значение теории «социального характера» и коллективного бессознательного для понимания массовых социальных процессов // Стиль и традиция в развитии культуры. — Л., 1989. — С. 38—51.

127. Солдатова Т. А. Образование, творящее здоровье: саналогия и валеология в учебном процессе : Методические рекомендации для педагогов. — Ростов-на-Дону: Типография им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.— 69 с.

128. Стельмахович М. И. Семейная этнопедагогика — заслон бездуховности // Советская педагогика. — 1989. —№7. — С. 116—119.

129. Стефаненко Т. Этнопсихология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 340 с.

130. Сто народов, сто языков: Этнографические очерки / Под ред. Л. М. Минца. — М.: Просвещение, 1992. — 208 с.

131. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991. — 251 с.

132. Татарникова JI. Г. Валеология подростка: Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5—7 классов. — СПб., 1996. — 288 с.

133. Татарникова JI. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. — СПб., 1995. — 352 с.

134. Татарникова JI. Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология — основы безопасности жизни и ребенка: Пособие по курсу «Валеология и мое здоровье для школы первой ступени». — СПб, 1995, —240 с.

135. Традиционные формы досуга: история и современность / Под ред. Н. А. Хренова. — М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1993, —200 с.

136. Тюмасева 3. И. Валеология и образование: проблемы и решение: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1991. — 220 с.

137. Тюмасева 3. И. Я — человек, ты — человек, мы — люди: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 200 с.

138. Уроки добрых знаний // Материалы II научной сессии Института Человекознания: Основы эволюционной педагогики. — Томск, 1997, —270 с.

139. Ушинский К. Д. Родное слово. — Новосибирск: Детская литература, 1994. — 424 с.

140. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М.: Педагогика, 1990. — 402 с.

141. Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. — М.: Мысль, 1989. — 126 с.

142. Фольклор и дети / Отв. ред. JI. В. Шамина. — М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1993. — 218 с.

143. Формирование педагогического опыта на диагностической основе: Методические рекомендации для учителей средних школ. — Челябинск, 1992. — 98 с "

144. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.

145. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 288 с.

146. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / Сост. Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин; Отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998, —592 с.

147. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Ред. и сост. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998. — 432 с.

148. Христова Е. Л. Изучение народной педагогики — межнаучная проблема // Новые исследования в педагогических науках / АПН СССР, — 1988, —№2.— С. 16—19.

149. Христова Е. Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методические проблемы: Автореферат дис. . канд. пед. наук. — М., 1988. — 18 с.

150. Христова Е. Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики//Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 103—106.

151. Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление. — Свердловск, 1984. — 234 с.

152. Черник Т. В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Дис. . канд. пед. наук. — Казань. 1997. — 126 с.

153. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. — М.: Гар-дарика, 1998. —245 с.

154. Чумаков Б. Н. Валеология: Избранные лекции. — М., 1997. — 245 с.

155. Чумаков Б. Н. Валеология: Курс лекций. — М.: Пед. общество России, 1999, —406 с.

156. Чупров В. И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. — 1992. — № 9. — С. 8—13.

157. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. — М.: Изд- во Моск. гос. пед. ун-та, 1997. — 36 с.

158. Шацкий С. Т. К вопросу о педагогике деревни // Педагогические сочинения: В 4 т. / Под ред И. А. Капрова, Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — М.: Просвещение, 1964. — С. 266—271.

159. Шнекендорф 3. К идеалам мира через культуру и образование // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 122—125.

160. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982. — 283 с.

161. Этнография / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М.: Высшая школа, 1982. — 348 с.

162. Этнографы рассказывают / Сост. Д. Д. Тумаркин. — М.: Наука, 1978. — 264 с.

163. Этнология: Учебник / Под ред. Г. Е. Маркова и В. В. Пимено-ва. — М.: Наука, 1994. — 438 с.

164. Этнохудожественная образовательная система в России: теория и практика // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24—26 февраля 1998 г. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. —128 с.

165. Яковлева Т. В. Проблемы использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителя начальных классов: Автореферат дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 18с.

166. Csikszentmihalyi М. The dynamics of intrinsic motivation; a study of adolescents // Ames C., Ames R. (Eds.) Research on motivation in education. V. 3. — N.Y.: Academic Press, 1989. — P. 45—71.

167. KronF. W. Grundwissen Padagogik. — Mtinchen—Basel, 1991, — 168 s.1. Опросник1 часть(теоретическая)

168. Раскройте сущность понятия «народная педагогика».

169. Могли бы Вы провести какую-либо народную игру в аудитории?

170. Могли бы Вы исполнить какую-либо народную песню?

171. Назовите традиции национального этикета своего народа.

172. При помощи пословиц и поговорок расскажите об известных Вам народных традициях:а) воспитания детей в семье,б) ведения домашнего хозяйства,в) укрепления и поддержания здоровья.3 часть (рефлексивная)

173. Как часто Вы интересуетесь воспитательным опытом старшего поколения?

174. Что из опыта Ваших родителей Вы сохраните в воспитании своих детей?

175. Что Вам хотелось бы узнать о традициях народного воспитания?

176. Хотели бы Вы традиции народного воспитания сделать предметом своих дальнейших научно-исследовательских поисков?