Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Каршинова, Любовь Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Каршинова, Любовь Владимировна, 2000 год

Введение.3

Глава 1. Проблемы освоения русской народной культуры в современных условиях обучения

1. Понятие «Народная культура» в историческом развитии 11

2. Значимость педагогического обращения к русской народной культуре.

2.1. Духовно-нравственные ориентиры в развитии личности.

2.2. Народная культура и становление личности.39

3. Народная культура в структуре содержания 51 -56 образования

Глава П. Понимание учащимися народной культуры и пути совершенствования её освоения.

1. Подготовленность школьников к восприятию народной культуры.Тт. \::г.* л:;.

2. Содержание учебного предмета «Народная культура».

2.1. Основные положения предмета.66

2.2. Программа предмета «Народная культура».75

Глава Ш. Опытно-экспериментальное преподавание предмета «Народная культура»

1. Проведение занятии по курсу «Народная культура» 90

2. Результаты опытного обучения.135

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры"

Актуальность темы исследования. Формирование духовно-нравственных качеств школьников - одна из актуальных проблем в современной педагогике. Становление личности, формирование ее гражданской позиции, эстетической восприимчивости, духовности, нравственности, способности к творчеству отражает поиск в сфере гуманизации образования.

Непонимание геополитической значимости русской культуры ослабляет чувства национального достоинства, отрицательно влияет на развитие личности, ее сознания и деятельность. Идеи духовной культуры во все времена были у человечества созидательными. Культура каждого народа складывалась постепенно, в большом многотрудном пути, и подчинялась всеобщей традиции ее применения. Разрушение мысли о единстве человека и природы породило негативное отношение к жизни наших собственных праотцов, к культуре своего народа.

Технический прогресс, бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. Во внешней культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, иностранное влияние, которые за последнее десятилетие опасно возросли. Человек частично теряет себя, сознание его не успевает в своем внутреннем развитии за внешней культурой. Личность утрачивает сопротивляемость по отношению к соблазнам, идет разложение нравов, подмена ценностей.

Формирование духовных качеств личности, обретение национального достоинства учащихся в учебно-воспитательном процессе соответствует принципу социального равенства национальных культур всех народов. Взаимодействие и взаимообогащение национальных и региональных культур - реальный путь к единству мировой и общечеловеческой культуры. Русская народная культура — это наше сокровище, наша духовная родина, наша любовь, источник духовности, нравственности, сохранения связи поколений.

Необходимость опоры на национальные традиции и особенности личности в вопросах воспитания, учета опыта народной педагогики утверждали в своих сочинениях, начиная с Владимира Мономаха, Сергий Радонежский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, протопоп Аввакум, М.В.Ломоносов, Н.М.Кошанский, И.С.Аксаков, Ф.И.Тютчев, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

В педагогической среде сформировалось понимание необходимости использования богатейшего воспитательного потенциала народной культуры, народной педагогики, которая на протяжении жизни Руси и государства Российского успешно решала задачу воспитания молодого поколения. В наши дни возрождается интерес к культурным ценностям народа. В существующих школьных программах по разным предметам народная культура представлена часто в отдельных явлениях и фактах, без показа их последовательности и взаимосвязей. В настоящее время речь идет о создании целостного представления о народной культуре. Настало время для разработки специального курса, в основе которого была бы заложена народная философия, способствующая пробуждению генетической памяти детей, повышению осознанности к восприятию явлений народной культуры, их осмыслению, стремлению к творческому труду в соответствии национальными традициями.

Становление духовно богатой и целостной личности затрудняется тем, что в молодежной среде культивируются насилие, жестокость, ненависть, секс, разрушение представлений о культуре, выработанных временем. Молодежь получает слишком мало знаний о духовности русской народной культуры. Это тревожная и опасная тенденция, которой необходимо противостоять.

Сложность формирования личности обусловлена рядом причин, среди которых важны социокультурные и педагогические факторы: национальное самосознание, собственное мировоззрение, осознание значимости культурного наследия русского народа, осмысление «всечеловеческих» (Ф.М.Достоевский) ценностей, поиск путей гуманизации и гуманитаризации образования.

Народная культура в ряде случаев не осознается как приоритетная духовная ценность нации и государства, как составная часть мировоззрения, и в этом проявляются недостатки образования и воспитания; в конечном итоге -страдает человек и общество. Хотя, естественно, нельзя отнять богатство культурного наследия у русского народа.

Процесс формирования личностно обоснованных взглядов на русскую народную культуру сложен и многогранен. Их качественная характеристика складывается из ряда признаков: ее содержательности и научности, цельности и уровня сформированности, логичности и доказательности, степени обобщенности и конкретности. Приобрести широкие целостные взгляды на культуру народа может целенаправленно подготовленный и думающий ученик. Для этого учителю предстоит преодолеть стереотипы мышления, дифференцировать подходы к учащимся, использовать новые формы обучения. Задача формирования духовных качеств личности требует не только эрудиции учителя, но и обладания им самим этими качествами.

Человеку важно научиться распознавать, понимать явления, события, ситуации в соответствии с вселенскими законами развития, осознавать простую и вечную истину, что Земля есть наш общий дом, и мы, живущие в нем, обязаны сохранять и беречь его.

Пробуждение сознания человека через освоение культурных ценностей прошлого и задач будущего берет на себя школа, призванная формировать личность человека, вступающего в новое тысячелетие. Учебно-воспитательный процесс необходимо направить по пути духовного становления и совершенствования личности через приобщение к знаниям о мироздании, истокам общечеловеческой духовной культуры, русской народной культуре, несущей истину, добро, красоту, познание радости творческого труда.

В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании духовных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, и определить тему для исследования: «Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры»

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сфере формирования духовно-нравственных качеств школьников.

Предмет исследования: русская народная культура в становлении духовно-нравственных качеств личности.

Цель исследования: разработать педагогические условия и предпосылки формирования духовно-нравственных качеств школьников через приобщение к русской народной культуре.

Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных качеств школьников при изучении народной культуры будет обеспечиваться, если:

- в учебно-воспитательном процессе раскрывается духовная сущность явлений и значимых символов народной культуры;

- в основу формирования духовных и нравственных качеств положена народная философия, предшествовавшая развитию религиозного сознания;

- учебно-воспитательный процесс базируется на эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность;

- содержание предмета «Народная культура» последовательно и системно отражает этапы становления русской народной культуры;

- основная идея курса о духовной сущности народной культуры объединяет все содержательные линии соответствующей программы.

Задачи исследования:

1. На основе анализа и обобщения историко-теоретических источников в области изучаемой проблемы определить общенаучные положения построения учебного курса по освоению русской народной культуры.

2. Проанализировать состояние школьного преподавания народной культуры и уровень сформировали ости знаний, умений и навыков школьников в этой области.

3. Разработать содержание, этапы, пути и методы реализации школьного предмета «Народная культура».

4. Экспериментально проверить эффективность формирования духовно-нравственных качеств школьников через системное приобщение к русской народной культуре.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения о развитии личности школьников и формирования духовных и нравственных качеств, изложенные в современных концепциях образования, философские положения о человеке и его взаимоотношениях с окружающим миром, о роли народа в создании культуры, об отношении народа к наследию прошлого, принципы целостности культуры народа.

Теоретической основой исследования стали работы философов: И.Г. Гердера, Ф.Шиллера, Ф. Шеллинга, А.С.Хомякова, Г.Спенсера, Э.Таилора, Ф.Ницше, В.С.Соловьева, В.И.Вернадского, З.Фрейда, А.Швейцера, Тейяра де Шардена, П.И.Флоренского, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, А.Ф.Лосева, К.Ясперса, К.Леви-Стросса, М.Мид, М.М.Бахтина, В.А.Разумного; историков: В.Н.Татищева, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева, П.Н.Милюкова, А.Н.Афанасьева, Л.Н.Гумилева,

Б.А.Рыбакова, Д.С.Лихачева; этнографов: Ю.В.Бромлея, Т.А.Бернштама, Д.К.Зеленина, А.Голана; психологов и педагогов: С.И.Срезневского, Ф.И.Буслаева, Л.С.Выготского, С.ИХессена, В.В.Зеньковского, К.Г.Юнга, Б.Л.Вульфсона, А.М.Новикова, Л.В.Тодорова, Я.С.Турбовского, Б.Л.Лихачева, s

С.Т.Шацкого, О.Ю.Богдановой; культурологов МИ.С.Кагана, Т.А.Пипшовой, А.С.Метелягина; археологов: Г.Н.Матюпшна, В.В.Седова, Ю.Н.Шилова.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был использован следующий комплекс методов: теоретический анализ философской, этнопедагогической, психологической, исторической, этнографической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за работой учащихся и учителей в процессе учебной и внеучебной деятельности; анкетирование, интервьюирование среди учащихся, родителей и педагогов; обобщение собственного опыта педагогической работы; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования.

На первом этапе (1993-1994 г.г.) осуществлено теоретическое изучение проблемы, анализ педагогической, философской, психологической, исторической, этнографической литературы, проанализировано состояние изучения народной культуры в школе и в учреждениях дополнительного образования.

На втором этапе (1994-1997 г.г.) был сделан констатирующий срез, сформировано содержание учебного предмета «Народная культура», разработана программа предмета, проведено опытно-экспериментальное преподавание.

На третьем этапе (1997-1998 г.г.) подведены итоги опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы результаты исследования, сделаны выводы, уточнена программа предмета «Народная культура», разработаны методические рекомендации для внедрения в практику школ.

Экспериментальную базу исследования составили: средняя школа № 3 г. Лыткарино Московской области, общеобразовательная школа № 4 г. Раменское Московской области.

Научная новизна исследования. Исследованы теоретические положения построения учебного курса по изучению народной культуры: проведен анализ литературы по проблеме, определены психолого-педагогическая значимость обращения к народной культуре и ее роль в развитии духовно-нравственных качеств личности. Сделан анализ состояния обучения в области изучаемой проблемы, выявлен уровень сформированное™ знаний, умений и навыков школьников в этой области.

Разработано содержание школьного предмета «Народная культура», в основу которого положена народная философия. Определены пути и этапы усвоения содержания предмета. Соотнесены пути и методы работы по формированию духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения курса. Выявлено, что системное приобщение к знаниям народной культуры эффективно влияет на становление духовно-нравственных качеств школьников.

Практическая значимость. Разработан учебный курс «Народная культура», который может быть использован как национально-региональный компонент образования.

Доказана целесообразность системного использования знаний о духовной культуре человечества, о русской народной культуре в процессе становления духовно-нравственных качеств школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление духовно-нравственных качеств школьников происходит в процессе системного освоения русской народной культуры как целостного мира.

2. Содержание курса «Народная культура», в основу которого положена народная философия, предопределяет и обеспечивает осознанное освоение сущности и явлений народной культуры.

3. Система педагогического воздействия по формированию осмысленного отношения школьников к русской народной культуре способствует становлению духовно-нравственных качеств личности.

Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, педагогической, этнографической, исторической литературы, экспериментальной проверкой положений данного исследования, в которой участвовало 280 учителей и 876 учащихся, личным опытом преподавания, воспроизводимостью предлагаемого к преподаванию предмета в школах Московской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати, систематического чтения лекций по исследуемой проблеме учителям в ИПК и ПРНО МО (с 1997 по 2000 г.г.), семинарских и практических занятий, выступлений на конференциях: «Народная культура в системе гуманитарного образования» (Москва, ИПК и ПРНО МО, январь 1998 г.), «А.С.Пушкин и мировая культура» (Москва, Московский Государственный университет им. М.В.Ломоносова, февраль 1999 г.), «Экологическое просвещение. Образование. Культура. Международная жизнь» (Москва, ИПК и ПРНО МО, май 1999 г.), «География Подмосковья в школьном изучении» (Москва, ИПК и ПРНО МО, декабрь 1999 г.), «Проблемы воспитания: региональный опыт и перспектива» (г.Подольск, Центр развития дополнительного образования и социального воспитания, январь 2000 г.). Материалы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО. Методические рекомендации используются учителями Московской области.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

Обучение по предлагаемой системе подтвердило эффективность воспитания духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения народаой ^культуры.

В процессе обучения школьники не только получили знания космического мироустроения, народной философии, народного бытия, исторического становления русской народной культуры, но и научились применять их, анализировать, оценивать значимость, синтезировать, делать выводы. Ученики обучились практическим приемам работы с кистью и красками, владению различными видами свободных кистевых росписей, лоскутной техникой, бисероплетением, ручным ткачеством, работе с глиной.

Системная подача материала обеспечила возможность полноценно раскрыть творческие способности школьников, развить интерес к предмету изучения, логическое мышление, философское осмысление мира, приобрести ценностный взгляд на народную культуру, потребность в творческом труде.

Содержание обучения на разных этапах способствовало формированию духовных и нравственных качеств школьников. На первом этапе (начальная школа) отмечены такие качества, как прилежность, активность инициативность; честность, справедливость, ответственность; устремленность к творчеству, к красоте; патриотизм; любовь к Земле как общему дому. На втором этапе (5-7 классы) у школьников происходило формирование таких качеств, как честь, достоинство; долг, патриотизм; необходимость творческого труда; ясность мышления, воля; совесть; любовь в широком смысле слова; анализ собственного поведения, соизмерение своих действий с окружающим миром. На третьем этапе (8-9 классы) формировалось личностное отношение к полученным знаниям, к окружающему миру, способность к философскому осмыслению, оценочная деятельность, внутренние нравственные чувства, потребность в творчестве, осознанность происходящего.

Предлагаемая система обучения, основанная на целостном изучении духовной культуры русского народа и народной философии, способствовала становлению духовных и нравственных качеств школьников, развитию гуманизма и принятия общечеловеческих ценностей как образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании рассмотрены теоретические положения построения содержания курса по освоению народной культуры в современных условиях обучения: проведен анализ философской, исторической, педагогической, этнографической, культурологической литературы; определены общенаучные представления о духовных и нравственных качествах личности; выделена психолого-педагогическая значимость обращения современного образования к народной культуре; определена роль народной культуры в развитии личности.

Рассмотрены вопросы обращения образования к народной мудрости, взаимодействия теории воспитания и народной педагогики. Сделан анализ педагогической литературы, школьных программ и специальных курсов, ориентированных на изучение русской народной культуры.

Выявлен объем знаний народной культуры, используемый учителями; выяснены причины, затрудняющие использование этих знаний в учебно-воспитательном процессе.

Проведен анализ степени подготовленности школьников к восприятию народной культуры, осознанию ее значения, уровня сформированности знаний и умений в данной области. Установлено, что учащиеся не проявляют интереса к русской народной культуре, не знают народного искусства, не читают русских сказок, не способны к творческому решению проблем. Объем содержания знаний народной культуры, включаемых в школьные предметы, не достаточен для формирования духовных и нравственных качеств учеников.

Для оценки уровня сформированности знаний и умений школьников, выявления степени их интереса к предмету изучения, его осознанности и проявления творческой деятельности были разработаны критерии: познавательный, поведенческий, речевой, деятельностный, творческий, мировоззренческий.

В целях эффективного становления духовных и нравственных качеств школьников в процессе усвоения народной культуры предложен новый подход к усвоению этих знаний - предмет «Народная культура», концепция которого базируется на понимании содержательности культуры, ее историчности и интегративности. Содержание предмета представлено систематизированным обобщением духовного опыта человечества и становлением русской народной культуры. В основу курса положена народная философия, предшествовавшая религиозному сознанию.

Программа предмета включила в себя четыре содержательные линии: народное бытие, народная педагогика, народное искусство, народный календарь, объединенные одной общей идеей - народной философией. Содержательные линии представляют собой систему взаимообусловленных, логически связанных между собой понятий. Программа построена по принципу расширения и углубления объема знаний на каждой ступени обучения и рассчитана на начальную и основную школы с 1 по 9 классы.

Определены этапы усвоения знаний (начальная школа, 5-7 классы, 8-9 классы), пути (информационный, дискуссионный, творческий), методы и средства реализации в педагогическом процессе содержания курса «Народная культура». Выявлены духовные и нравственные качества школьников, формируемые на каждом этапе усвоения содержания курса. Соотнесены пути, методы и средства формирования духовно-нравственных качеств учеников в процессе усвоения народной культуры.

Представлены материалы к содержанию отдельных занятий, которые показывают примеры взаимодействия и взаимообусловленности содержательных линий программы на всех этапах обучения. Приведены примеры содержания занятий в динамике расширения и углубления объема знаний на отдельных ступенях обучения.

Проведенное опытно-экспериментальное обучение по предлагаемой системе показало, что возрос интерес школьников к предмету изучения, их способность к анализу, синтезу, оценке получаемых знаний, философскому осмыслению происходящих в настоящее время явлений, возрос интерес к практической творческой деятельности, появилась потребность в творчестве. Самое главное достижение - осознанность учениками значения полученных знаний.

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального преподавания по программе курса «Народная культура» показал, что содержательная сторона, пути, методы и средства обучения обеспечили возможность полноценного раскрытия и становления духовно-нравственных качеств школьников.

В ходе исследования получили подтверждения основные положения сформулированной гипотезы.

Разработанные в ходе исследования программа предмета «Народная культура» и методические рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс школ Московской области. Материалы диссертации целесообразно использовать как национально-региональный компонент образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каршинова, Любовь Владимировна, Москва

1. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999.- 944 с.

2. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. -М.: Наука, 1990.-285 с.

3. Асов А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. - 320 с.

4. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной кулыуры. — М., 1935.-91 с.

5. Арутюнов С.А. Цароды и культуры. Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-243 с.

6. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. -464 с.

7. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Собрание сочинений в 3- томах. М.: Индрик, 1994, т.1 -800 е., т.2 - 784 е., т.З - 840с.

8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово: (Сб. статей). М.: Сов. Россия, 1988.-508 с.

9. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: ИФРАН, 1996. - 70 с.

10. Ю.Байбурин А.К. Ритуал в традиционнной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. Спб.: Наука, 1993. - 237 с.

11. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. Пособие длястудентов историко-филологических факультетов педагогических институтов. М.: Госуд.учебно-педагогич. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1962,307 с.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и роннесанса. М.: Худ. литература, 1965. - 541 с.

13. Белкин А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. -Шадринск: изд-во Шадринского государственного педагогического института, 1998. 47 с.

14. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Знание, 1986. - 76 с.

15. Белкин А.С. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. - 192 с.

16. Белов Василий. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.-293 с.

17. Бердяев Н.А. Самопознание. Сочинения. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 624 с.

18. Бердяев Н.А. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 173 с.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Спб.: Лениздат, 1992. - 339 с.

20. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х1Х-начала XX в.в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. — 274 с.21. Библия.

21. Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. М.: Крон-Пресс, 1997. - 336 с.

22. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды. М.: МГУК, 1997. - 90 с.

23. Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. М.,1984. - 95 с.

24. Борисенков В.П., Фахт Бабушкин Ю.У. Острова надежды. // Педагогика № 5, 1999,- стр. 67-71.

25. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.

26. Бромлей Ю.В. Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990. - 391 с.

27. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Спб., 1987. — 50 с.

28. Бутина-Шабаль С.Л. От мифа к вероучению. М.: Интерпракс, 1993. — 124 с.

29. Вагнер Г.К. Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. — М.: Искусство, 1993.- 255 с.

30. Вашкевич Н.Н. Системные языки мозга. — М.: б/и, 1998. — 399 с.

31. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. /АН СССР; Отв.ред. А.Л.Яншин М.: Наука, 1991. - 270 с.

32. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни: (Сборник). М.: Сов.Россия, 1989. - 702 с.

33. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь: Леан; М.: Аграф, 1997. - 445 с.

34. Волков Г.Н. Эгнопедагогика. Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И.Т.Огородникова. -Чебоксары, 1994. 376 с.

35. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 1У-УШ классов сельской национальной школы: Пособие для учителя /НИИ нац.шк. М., 1986. -стр.104-105.

36. Вундт В.М. Миф и религия. Пер. со 2-го, вновь перераб. изд. В.Базарова и П. Юшкевича. Под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского. Спб.: Брокгауз-Ефрон, б.г. -416 с.

37. Вульфсон Б.Л. Развитие образования в современном мире (программа спец.курса). -// Педагогика № 6, 1995. с. 107-113.

38. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика: Программа и материалы спецкурса. /Междун. пед. акад. Отд-ние магистратуры. М., 1993. -58 с.

39. Выготский Л.С. Психология. Искусство, (под ред. Брошевского) М.: Искусство, 1968. - 576 с.

40. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.- 336 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.8. Философия истории. Пер. М.Водена под ред. и с предисл. Ф.А.Горохова. М.-Л., 1935. - 470 с.

42. ГердерИ.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука 1977. — 703 с.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. М: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

44. Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. М.: Интерпракс, 1994. - 188 с.

45. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375 с.

46. Гончарук А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств. Автореферат диссерт. на соиск. уч.ст.доктора пед.наук. М., 2000 - 45 с.

47. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. — М., Ч.1.- 1996. 70 е.; 4.2 -1996. -156 с.

48. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: б/и, 1994. - 243 с.

49. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. -575 с.

50. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Товарищество Клышков, Комаров и К., 1992. - 511 с.

51. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос,1992.- 336 с.

52. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос,1993.-544 с.

53. Даль В. Словарь великорусского языка. М.: Русский язык, в 4-х т., 19891991.- т. 1 673 е.; т.2 -780 е.; т.3,-699 е.; т.4. -683 с.

54. Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских: материалы, семантика обрядов и образов народной культуры, гипотезы. М., 1995.-203 с.

55. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: Вече, 1997.580 с.

56. Демин В.Н. Тайны вселенной. М.: Вече, 1999. - 474 с.

57. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1994. - 288 с.

58. Ермолов А. Народное погодоведение. М.: Русская книга, 1995. - 432 с.

59. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. Истороия религии. М.: Центр «Руник», 1991. - 249 с.

60. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в ХУ1 и ХУП столетиях. М.: Книга, 1990.-312 с.

61. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Спб.: «Брайт Лайт», 1994. - 464 с.

62. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982.- 160 с.

63. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. - 507 с.

64. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. -М.: Индрик, 1994. 397 с.

65. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.68.3имии В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М.: Сюита, 1996. 544 с.

66. Ивлева Л.М. Ряжение в русской традиционной культуре. Спб.: Рос. Ин-тистории искусства, 1994- 233 с.

67. Иванов В.И. Родное и вселенское. Статьи (1914-1916). М.: Лемон и Сахаров, 1917.-207 с.

68. Иванов В.В. и Топоров В.Н. Санскрит. -М.: Изд. восточн. лит., 1960. 134 с.

69. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 430 с.

70. Исаенко В.П. Праздничная культура русского народа как целостно-адаптационный феномен. М.: ОДИ International, 1998. - 131 с.

71. Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып.З.- М.: Информац.-издательское агентство «Русский мир», 1997. 248 с.

72. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». -М.: Педагогическое общество России, 1996.-86с.

73. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика. Пер. с нем. Б.П.Бурдес, под ред. А.Л.Волынского. Изд. 2-е, Спб., 1911. 125 с.

74. Кассирер X. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. Пер. Б.Столпнера и П.Юшкевича. Спб.: 2Шиповник», 1912. — 454 с.

75. Каган М.С. Мифология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: «Искусство», 1972. - 440 с.

76. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1995. - 648 с.

77. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. - 399 с.

78. Крылова Н. Эстетический потенциал культуры. — М.: Прометей, 1990. — 144 с.

79. Кудрявцева Т.С., Михайлов С.Ю. Русская культура. Пособие для уроков русского языка, литературы и истории. М.: ЮНВЕСТ, 1997. - 400 с.

80. Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М.: Правда, 1991,- 496 с.

81. Лавров С. Геополитические реалии России. Спб., ООО «Петрополис», 1999. - 64 с.

82. Ларичев В.Е. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

83. Латышина Д.И. Живая Русь: Чтение и художественное творчество в школе и дома. М.: Интерпракс, 1994. - 45 с.

84. Леви-Брюлль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-602 с.

85. Лигутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе. М.: Современник, 1989. - 493 с.

86. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 282 с. ^

87. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец Х1У-начало ХУ в.). М., Л.: Изд-во АН СССР, 1962. -172 с.

88. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец Х1У-начало ХУ1 в.) М.: Госполитиздат, 1946. - 160 с.

89. Лихачев Д.С. Культура русского народа Х-ХУП в.в. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961.- 120 с.

90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. -575 с.

91. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Художественная литература, 1978. - 359 с.

92. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. - 295 с.

93. Лихачев Д.С., Лихачева В.Д. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 121 с.

94. Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец Х1Х-начало XX в.в.). Спб.: Наука, 1993. - 147 с.

95. Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. -Петрозаводск, 1993. 228 с.

96. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М.: Госпромиздат, 1950.-759 с.

97. Ломоносов М.В. Древняя Российская История от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, сочиненная Михайлом Ломоносовым. Спб.: при Императорской Акад. Наук, 1766. - 140 с.

98. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991 — 524 с.

99. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: изд-во МГУ, 1982. - 479 с.

100. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - 959 с.

101. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов.писатель, 1991. -478 с.

102. Лукач И. Пути богов. К типологии религий, предшествующих христианству. М., 1984. - 248 с.

103. Лукацкий М.А. Философия культуры Л.Н.Толстого: учебное пособие. -Тверь: Тверской государственный университет, 1996. 118 с.

104. Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации. М.: Просвещение, 1992,- 192 с.

105. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаич. памятник. М.: изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.

106. Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977.- 199 с.

107. Метелягин А.С. Воспитывать любовь к русской культуре. // Политическая информация. 1990,- № 21, с. 13-15.

108. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. ВУЗов /Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. в 2-х ч. 4.1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.; 4.2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

109. Мень А.В. История религии, т.1. Истоки религии,- М.: Слово, 1991,- 284 с.

110. Мень А.В. История религии. Т.2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. М.: Слово, 1991,- 463 с.

111. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998. - 425 с.

112. Мидовский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1994. - 398 с.

113. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1. Земля. Население. Экономика. Сословие. Государство. -М.: Прогресс, 1995. 528 с.

114. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. Вера. Творчество. Образование. М.: Прогресс, 1994. - 415 с.

115. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, т. 1. - 1991. - 671 е., т.2.- 1992. - 719 с.

116. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 400 с.

117. Мурашов В.П. Космическая педагогика эпохи огня. М.: Школа, 1997. -72 с.

118. Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение массонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1992. - 794 с.

119. Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П.Наторпа. Пер. с нем. М.М.Рубинштейна. Спб: Богданова, 1912. - 189 с.

120. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. Пер. с нем. А.Пальчика. -Спб.: Школа и жизнь, 1912. 144 с.

121. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Изобразит, искусство, 1983 344 с.

122. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории: Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX начале XX в.в. -Спб., 1992.-29 с.

123. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-х кн. кн. 1. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 1997.-688с., кн 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. -608 с.

124. Николаев В.А. Педагогика русского фольклора: Методическое пособие. -Орел, 1994. 107 с.

125. Николаев В.А. Русская народная педагогика. Орел: Орловский пед.институт, 1993. - 88 с.

126. Николаев О.Р. Феномен культурной памяти и функциональная структура школьного гуманитарного образования. В сб.: Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы, обновление. М., 1999. - 62-64 с.

127. Ницше Ф. Избранные произведения. /Сост. и автор вступ. статьи К.А.Свасьян. М.: Просвещение, 1993. - 571 с.

128. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение: «Родная земля» книга для учителя. М.: изд.дом «Дрофа», 1998. - 208 с.

129. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.-112 с.

130. Овчару к Т.Г. Праздничная культура в народной педагогике: Историко-этнографический аспект. Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 1997.- 94 с.

131. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: изд-во ин-та повышения квалификации работников образования Респ. Саха (Якутия), 1996. - 147 с.

132. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: издательстко МГИК, 1994. - 214 с.

133. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник. Пер.с исп. М.: Радуга, 1991. - 638 с.

134. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры: (Сборник: перевод). -М.: Искусство, 1991. 586 с.

135. Осетров Е. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1984. - 304 с.

136. Панкеев И.А. Рассолова Е.А. Круг земного бытия: Обычаи, обряды, молитвы. М.: Терра, 1997. - 333 с.

137. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992.-250 с.

138. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. — М. : Легпромбытиздат, 1994. 272 с.

139. Первунинских З.В. Изучение русского народного костюма. Челябинск: Челбинский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. - 37 с.

140. Пигилова Т. А. Предмет «Народная культура». «Русский дом». Авторский тематический курс по предмету.- Москва.: Русский дом, 1993. 41 с.

141. Платонов О. А. Русская цивилизация: Учебное пособие для формирования русского национального сознания. М.: Роман-газета, 1995. — 222 с.

142. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. Сочинение А.А.Потебни. М., 1865. - 310 с.

143. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1963.-143 с.

144. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Издательство ЛГУ, 1986. -364 с.

145. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М.: Наука, 1969. - 168 с.

146. Пропп В.Я. Основные этапы развития русского героического эпоса. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. - 34 с.

147. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искаусство, 1976. - 183 с.

148. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. - 325 с.

149. Разумный В.А. Введение в сравнительное вероучение. М., 1998. - 39 с.

150. Разумный В.А. Властители духа. М., 1998. - 39 с.

151. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия: (Опыт философии педагогики). М.: б.и., 1996. - 55 с.

152. Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999. - 75 с.

153. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. М.: Прометей, 1991. - 166 с.

154. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М.: ВНМЦНТИКПР, 1990. -125 с.

155. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2000. — 446 с.

156. Розанов В.В. Собрание сочинений: В темных религиозных лучах. -М.Республика, 1994. 475 с.

157. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

158. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. -Л.: Лениздат, 1989. 159 с.

159. Русские: Семейный и общественный быт. Сборник статей под редакцией М.М.Громыко, Т А.Листова. М.: Наука, 1989. - 334 с.

160. Русские веды. Звездная книга Коляды. Текст собрал А.И.Асов. М.: Наука и религия, 1996,- 432с.

161. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

162. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 783 с.

163. Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры Х1-Х1Х веков. М.: ВЛАДОС, 1998. - 208 с.

164. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самарский информ. Концерн», 1998. - 576 с.

165. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. -156 с.

166. Семенова М. Мы славяне. - Спб.: Азбука-Терра, 1997. - 560 с.

167. Сипинев Ю.А., Сипинева А.И. Русская культура и словесность.Учебно-методическое, литературоведческое и культурологическое пособие. Спб.: Сайма, 1993.-400 с.

168. Славянская мифология: справочник /Автор-составитель Ф.С.Капица. М Мегатрон, 1999. - 259 с.

169. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 430 с.

170. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. 2-е испр. и доп. изд. 1899. —615 с.

171. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Спб.: ТОО «Магик-пресс», 1995 -145 с.

172. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М.: Дрофа, 1997. - 544 с.

173. Соловьев С.М. Об истории новой России. М.: Просвещение, 1993. -559 с.

174. Срезневский И.И. Избранные труды. М.: Правда, 1986. 176 с.

175. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка и других славянских наречий И.И.Срезневского. Спб., 1887. - 164 с.

176. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. Пер. с послед, изд. М.А.Лазаревой. Изд. 2-е. Спб.: Губинский, 1906. - 230 с.

177. Спенсер Г. Научные основания нравственности. В 3-х ч. Спб.: И.Перевозникова и И.Иванова, 1896. - 560 с.

178. Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ. С предисловием и указателем Н.Попова. М., 1887. - 171 с.

179. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.

180. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.

181. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Прогресс, 1991. - 572 с.

182. Тодоров Л.В. Идейно-эстетическое воспитание на уроках литературы в национальной школе. М., 1982. - 36 с.

183. Тодоров Л.В. и др. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1981. - 296 с

184. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. //Педагогика № 8,1999 г. М.: Педагогика, 1999. - с. 3-11.

185. Тодоров Л.В. Жизнь стиха: Как читать и понимать стихи. М.: Мегатрон, 1999.-84 с.

186. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 730 с.

187. Топорков А. А. Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян. -Спб.: Наука, 1992. 118 с.

188. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядцев в странах Европы, Азии и Америки: сборник научных трудов. Отв. редактор Н.Н.Покровский. Новосибирск: Наука, 1992. - 320 с.

189. Турбовской Я.С., Провоторов В.П. Диагностические основы целеполагания в образовании. М.: изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. - 116 с.

190. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т.- М.: АПН РСФСР, 1948-1950. -т. 2 Педагогические статьи. 655 е., т.З Педагогические статьи. - 692 е., т.8 Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии).- кн.1, -775 е., кн.9-627 с.

191. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для родителей и детей. Новосибирск: Дет. литература, 1994. 424 с.

192. Учебные стандарты школ России. Кн.1 под редакцией В.С.Леднева, Н.Д.Никифорова, М.Н.Лазутова. М.: Прометей, - 1998. - 380 с.

193. Фалина Т.М. Развитие культуры памяти на уроках русского языка,- в сб. Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы, обновление. -М.,1999. -166-188 с.

194. Флоренский П.А. Т.2. У водоразделов мысли. М., 1990. - 446 с.

195. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней; генеалогические исследования; из соловецких писем; завещание. М.: Моск.рабочий, 1972. - 559 с.

196. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией Кагана М.С., Перова Ю.В., Прозерского В.В., Юровского Э.П. Спб.: «Лань», 1998. -448 с.

197. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2-е изд. М.: Политиздат, 1986.-702с.

198. Фрезер Дж. Фольклор в ветхом завете. 2-е изд. МПолитиздат, 1990. -541с.

199. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. - 289 с.

200. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Изд. 5-е, Т.2. Сочинения богословские. М., 1907. - 550 с.

201. Худоминский П.В. Методическая работа в школе: методические рекомендации в помощь лектору и методисту институтов усовершенствования учителей. М., 1979. - 35 с.

202. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981гг.).- М.: Педагогика, 1986. 184 с.

203. Хэтчер У.С. Понятие духовности. Киев: МП «Феникс», 1994. - 71 с.

204. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура. // Педагогика № 1, 1998. -5-7 с.

205. Шацкий С.Т. Дети работники будущего. - М.: Работник просвещения, 1922.-64 с.

206. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

207. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1992.- 572 с.

208. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

209. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987.-239 с.

210. Шилов Ю.Н. Прародина ариев. Киев: СИНТО, 1995. - 744 с.

211. Шиллер Ф. Избранное. М.: Искусство, 1955. - 264 с.

212. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Часть 1. Историческая хрестоматия. / Составители: Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. М.: изд-во Российского открытого университета, 1992. - 208 с.

213. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. - 39 с.

214. Штайнер Р. Духовно-душевные основы педагогики: (9 лекций, прочитанных в Оксфорде с 16 по 29 авг. 1922 г.). М.: Парсифаль, 1997. - 140 с.

215. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества: Духовнонаучное рассмотрение развития человечества. Калуга: Духовное познание, 1992. - 70 с.

216. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. - 298 с.

217. Эмерсон Р. О доверии к себе. М.: Посредник, 1900. - 16 с.

218. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1984. - 556 с.

219. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994. - 395 с.

220. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. М.- Киев: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal", 1997. - 384 с.

221. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки. Саратов: изд-во саратовского ун-та, 1989. - 149 с.

222. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.-527 с.

223. Ясперс К. Человек и власть: Маленькая школа философских мыслей /Пер. с нем. и вст.ст. С.В.Лайне. М., 1996. - 64 с.

224. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 124 с.