Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Калашникова, Татьяна Игоревна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Улан-Удэ
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Калашникова, Татьяна Игоревна, 2004 год

Введение

Глава I. Теоретические аспекты становления готовности будущего учителя ритмики и хореографии к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников

1.1. Художественно-творческий потенциал личности — аспект психолого-педагогического анализа.

1.2. Роль ритмики и танца в развитии художественно-творческого потенциала детей младшего школьного возраста

1.3. Теоретическая модель процесса становления готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся

Выводы

Глава II. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся в процессе эксперимента

2.1. Логика и задачи экспериментальной работы.

2.2. Реализация модели становления готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся.

2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся"

В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания.

Наиболее благоприятные условия для творческого развития личности ребенка создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых детское танцевальное творчество занимает важное место как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала. Хореография как синтетическое искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания детей на основе синтеза музыки и пластики, интеграции различных видов искусств (литература, музыка, театр, живопись, поэзия), что позволяет участникам приобщиться к различным видам художественного творчества. Занятия танцем (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.И.Буренина, М.С.Каган и др.).

Такая многозначность и многофункциональность танца актуализируют необходимость его полноценного использования для решения широкого спектра педагогических задач и вызывает потребность в подготовке специалистов, обладающих профессиональной компетентностью и педагогической направленностью на художественно-творческое развитие включенных в танцевальную деятельность детей.

Однако изучение хореографической практики показывает, что в современной школе уроки ритмики и танца продолжают оставаться в разряде второстепенных предметов (или отсутствуют вовсе), а деятельность педагогов-хореографов направлена в большей степени на достижение результатов концертного исполнительства. При этом анализ профессионально-образовательных программ подготовки специалистов-хореографов показал, что имеет место слабый учет педагогического аспекта работы учителя ритмики и хореографии, проблема развития художественно-творческого потенциала учащихся средствами хореографического искусства и формирования готовности к ней будущих педагогов-хореографов не ставится перед студентами как задача их профессионального обучения. Дидактика хореографического образования в большей степени ориентирована на исполнительскую («на результат»), а не педагогическую деятельность развивающего характера («на развитие»), что значительно снижает педагогический эффект танцевальной деятельности. Это позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, средств, методов и форм, а также педагогических условий становления готовности студентов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами ритмики и хореографии.

Вместе с тем, в настоящее время в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для нашего исследования. Вопросы профессионального становления будущего учителя изучены достаточно глубоко в отечественной педагогике (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, Н.К. Бакланова, А.А.Вербицкий, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.). Особо следует выделить исследования, в которых педагогическая деятельность трактуется как личностная категория, созидательный и творческий процесс (А.И. Прихожан, В.И. Загвязинский, В.Я. Ляудис, М.В. Кларин, JI.C. Подымова, М.М. Поташник и др.).

Различные аспекты развития творческого потенциала личности освещены в работах отечественных ученых-философов, психологов, педагогов: В.И.Андреева, Т.Г.Браже, Н.Н.Вересова, Ю.Н.Кулюткина, М.С.Кагана и др., а также в трудах основоположников западной гуманистической психологии:

A.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм. Значительный вклад в развитие представлений о художественном творчестве как механизме развития личности внесли: Д.Б. Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина, Я.А. Пономарев, B.C. Шу-бинский и др.

Изучение проблемы педагогики творчества не возможно без осмысления работ по культурологии (А.И. Арнольдов, Л.С. Зорилова, М.С. Каган и др.); по педагогике и психологии искусства (В.И. Первушин, Ю.Н. Раке, Р. Бах, Ф.Ницше, Р.Штейнер др.). Особое значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие проблемы развития творческого потенциала школьников, которые рассматриваются в науке в связи с изучением вопросов развития сущностных сил и творческих способностей учащихся (интеллектуальных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости, креативности личности (Г.С.Альтшуллер, Л.С.Выготский,

B.В.Давыдов, Л.Б.Ермолаева-Томина, Б.М.Теплов, В.И.Максакова и др.). Особенности художественного творчества детей, возможности его формирования средствами музыки, ритмики и танца раскрываются в работах известных теоретиков музыкального движения: Н.Г.Александровой, А.И.Бурениной, Э.Ж.Далькроза, А.Н.Зиминой, И.В.Лифиц и др. Роль учителя в процессе развития художественно-творческих способностей личности достаточно глубоко исследована в трудах О.А.Апраксиной, Г.Г.Виноградовой, А.Н. Леонтьева, К.В. Павлика и др.

Однако решение данного вопроса через обращение к методу музыкального движения и танцевального творчества и, тем более, через разработку модели становления готовности будущих специалистов к работе в данном направлении не было предметом специального исследования. Подготовка преподавателя ритмики и хореографии является одной из важных и, вместе с тем, неразработанных проблем профессионального педагогического образования, что приводит к снижению эффективности учебно-воспитательного процесса школы.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется существующими противоречиями: между потребностью общества и школы в художественно-творческом воспитании подрастающего поколения и недостаточным уровнем готовности педагогов-хореографов к осуществлению процесса творческого развития детей; между тысячелетним опытом использования музыкального движения для развития и воспитания личности и отсутствием методического обеспечения художественно-педагогической деятельности учителя ритмики и хореографии в системе дополнительного образования школы; между необходимостью эффективной подготовки специалистов к развивающей художественно-педагогической деятельности и слабой разработанностью содержания и педагогических технологий профессионального обучения.

Осмысление выявленных противоречий, социальная важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная практическая и теоретическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогическую модель, обеспечивающую эффективное становление будущих педагогов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки учителя ритмики и хореографии в условиях педагогического колледжа.

Предмет исследования: готовность будущих учителей ритмики и хореографии к развитию художественно-творческого потенциала учащихся.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практики образовательного процесса педагогического колледжа позволили определить следующую гипотезу исследования: если в процессе профессиональной подготовки будущих учителей ритмики и хореографии ориентироваться на закономерности художественно-творческого развития личности, используя при этом совокупность специфических форм и способов образовательной деятельности, то студенты педколледжа будут готовы осознанно и целенаправленно строить свою профессиональную деятельность, что отразится в продуктивном развитии художественно-творческого потенциала их учеников. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся будет осуществляться более эффективно, если процесс обучения в педколледже рассматривать как систему и строить в соответствии с организационно-педагогической моделью, предусматривающей:

- развитие педагогической направленности студентов-хореографов на художественно-творческую деятельность с детьми;

- ориентацию содержания предметной подготовки на овладение методиками и механизмами, стимулирующими развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- стимулирование творческой активности и развитие художественно-творческих способностей самих студентов;

- формирование у студентов опыта педагогического взаимодействия с детьми с целью развития художественно-творческого потенциала;

- развитие рефлексивной позиции студентов и способности к моделированию профессионального творчества путем раннего вовлечения в исследовательскую деятельность.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе были определены следующие задачи:

1. Выявить сущность и особенности развития художественно-творческого потенциала личности, опираясь на исследования в области педагогики, психологии, художественного творчества и определить значение хореографической деятельности в этом процессе.

2. Раскрыть особенности, содержание и структуру готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников, уровни ее сформированное™ и критериальные параметры.

3. Разработать и апробировать теоретическую модель, обеспечивающую становление профессиональной готовности студентов педколледжа к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников в хореографической деятельности.

4. Определить эффективность разработанной модели в образовательном процессе педагогического колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения, личностно-ориентированного подхода к построению образовательного процесса (Е.В.Бондаревская, В.Г.Воронцова, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, А.П.Тряпицына, И.С.Якиманская и др.), современные философские идеи гуманизации педагогического процесса (Е.А.Ануфриев, В.П. Зинченко, В.А. Сухо-млинский и др.), саморазвития и субъектности всех его участников (В.И.Андреев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Н.Куликова, А.В.Петровский и др.), теории профессионально-педагогической деятельности (В.Н. Кузьмина, А.Н. Щербаков, В.А. Сластенин, Н.А. Половникова и др.), современные подходы к проектированию и развитию образовательных технологий: контекстный, деятельностный, системный (Н.Г.Алексеев, А.А.Вербицкий Е.С.Заир-Бек, и

М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.А.Сластенин, С.Л.Руб^нштейн ), а также положе- 17 ния психологии, педагогики и искусствоведения, раскрывающие общенаучные категории «потенциал», «творчество», закономерности художественно-творческой деятельности (Т.И.Артемьева, В.Н.Мясищев, В.И.Загвязинский, А.М.Матюшкин, В.Г.Рындак и др).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило применение комплекса методов: - метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов, касающихся темы исследования; эмпирические методы (изучение опыта деятельности школ в аспекте рассматриваемой проблемы, включенное и косвенное наблюдение, беседы, анкетирование и др.), позволяющие получить данные для моделирования опытной экспериментальной работы; моделирование и эмпирическая проба образовательной модели; параксиметрические методы (анализ результатов, продуктов деятельности).

Этапы проведения и экспериментальная база исследования

База исследования: Иркутский государственный педагогический колледж №1, факультет УСКД ВСГАКИ, общеобразовательные школы и учреждения ДО г. Иркутска и Иркутской области. На различных этапах исследования в эксперименте принимали участие 67 студентов, 58 работающих педагогов-хореографов, 23 преподавателя педколледжа, 9 учителей ритмики и хореографии базовых школ и более 600 детей базовых образовательных учреждений.

Исследование проводилось в 4 этапа:

Первый этап (1996-1999г.) - теоретический, был посвящен обоснованию изучаемой проблемы и степени ее разработанности в теории и практике, анализа имеющейся литературы по проблеме исследования, уточнялись понятийно-терминологическая система и методология исследования; разрабатывались исходные положения, первоначальная гипотеза, стратегия исследования, его цель и задачи; проводилось пилотажное исследование опыта работы школ и отдельных педагогов.

Второй этап (1999-2000г.) - моделирующий, осуществлялся поиск направлений опытно-экспериментальной работы, разрабатывалась концептуальная модель, обеспечивающая становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников, уточнялись педагогические условия ее реализации; использовались методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, беседы, изучение творческих работ студентов и их подопечных.

Третий этап (2000-2003г.) - проектировочный — осуществлялась организация и проведение формирующего эксперимента, отбор и апробирование обогащающих действий в учебном процессе подготовки будущих учителей ритмики и хореографии; реализация методики развития художественно-творческого потенциала школьников средствами ритмики и хореографии в процессе педагогической практики, внедрение разработанных технологий в школах и учреждениях дополнительного образования города и области, определение критериев и показателей диагностики продуктивной деятельности студентов по развитию художественно-творческого потенциала младших школьников.

Четвертый этап (2003-2004г.)- аналитический — проводилась обработка и анализ результатов исследования, изучение эффектов разработанной модели специально ориентированного образовательного процесса, оформление диссертации. Основные методы данного этапа: качественный и количественный анализ, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель подготовки учителя ритмики и хореографии в условиях педагогического колледжа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнена сущностная характеристика понятий «художественно-творческий потенциал личности», «готовность студентов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся»;

- - раскрыта структура готовности, выделены показатели, критериальные параметры и уровни её сформированности;

- разработан содержательный компонент формирования готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся;

- разработана и обоснована теоретическая модель процесса становления готовности студентов-хореографов к творческой художественно-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- модель становления готовности студента к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников апробирована в условиях педаготического колледжа;

- разработаны и внедрены авторские программы и методическое обеспечение спецкурсов «Методика преподавания ритмики», «Ритмика и танец в начальной школе», ориентированные на развитие художественно-творческого потенциала учащихся;

- результаты исследования внедрены в учебный процесс преподавания уроков ритмики в школах города и области, а также в практику хореографических коллективов и ансамблей учреждений дополнительного образования;

- разработанная профессионально образовательная программа подготовки специалистов в области ритмики и хореографии утверждена Управлением СПО Министерства образования РФ к внедрению в средние специальные образовательные учреждения России;

- данный педагогический проект позволил не только расширить перечень дополнительных подготовок, но и поднять предметную область «Ритмика и хореография» до статуса самостоятельной специальности 0317 Педагогика дополнительного образования ( область деятельности ритмика и хореография).

- результаты опытно-экспериментальной работы представлены в учебном пособии «Ритмика и хореография в педагогическом колледже» - Иркутск - СПБ. 2000. -140 с.

Достоверность полученных результатов обусловлена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, задачам, логике исследования, сопоставлением результатов исследования с имеющимися в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность студентов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся направленностью на педагогическую и художественно-творческую деятельность и представляющее собой взаимосвязь психофизической предрасположенности и специальной подготовленности к организации образовательного процесса, ориентированного на художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмики и хореографии. Это сложное личностное образование, длительно и специально формируемое в результате целенаправленного профессионального обучения и творческого саморазвития студентов, включающее личностно-смысловой, теоретический, процессуальный и рефлексивный компоненты.

2. Становление готовности студентов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами ритмики и хореографии представляет собой дидактический процесс, достижение цели которого происходит поэтапно: от понимания студентами значимости и необходимости решения данной проблемы, через усвоение знаний психолого-педагогических механизмов, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся и методик развития художественных способностей, через личное апробирование некоторых из них в хореографической деятельности - к умению анализировать и моделировать свою деятельность с учетом развивающих задач в процессе различных направлений хореографического творчества.

3. Модель педагогического руководства процессом становления готовности будущих педагогов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся рассматривается как система, включающая целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный блоки, эффективность функционирования которой. предопределяется действием следующих факторов:

- развитие педагогической направленности студентов-хореографов на художественно- творческую деятельность с детьми;

- ориентация содержания предметной подготовки на овладение методиками и механизмами, стимулирующими развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- стимулирование творческой активности и развитие художественно-творческих способностей самих студентов;

- формирование у студентов опыта педагогического взаимодействия с детьми с целью развития художественно-творческого потенциала;

- развитие рефлексивной позиции студентов и способности к моделированию профессионального творчества путем раннего вовлечения в исследовательскую деятельность.

Апробация полученных результатов исследования осуществлялась путем публикации промежуточных материалов, внедрения авторской программы «Ритмика и танец», а также методических рекомендаций в практику школ и внешкольных учреждений. Профессионально-образовательная программа подготовки специалистов в области ритмики и хореографии прошла многолетний этап апробации в образовательном процессе педагогического колледжа, а также ряд научно-методических экспертиз на уровне Министерства СПО РФ, в результате которых были получены следующие документы:

1) Разрешение Министерства образования РФ от 02.11.99 г. №16-54619 на подготовку специалистов в области ритмики и хореографии в порядке эксперимента.

2) Заключение Министерства образования РФ от 21.03.2001 г. №1851ч

329 ин/18-15 о внедрении профессиональной образовательной программы дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии в учебных заведениях СПО России.

3) Издательский проект «Ритмика и хореография в педагогическом колледже» в серии «Образование педагога» (Иркутск - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, «Тускарора», 2000г.)

Опыт проектировочной деятельности был представлен в научных докладах автора на конференциях в ИГЛУ, педагогическом колледже № 1 , ВСГА-КИ, БГУ, БРПК, на областном конкурсе «Учитель года - 2001», где в номинации «Педагогика» был отмечен Дипломом 1-ой степени.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2 главе:

1. Формирующий эксперимент подтвердил, что процесс становления готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников протекает более успешно в условиях специально организованного обучения, в основе которого лежат следующие положения:

- актуализация данной проблемы для студентов и «погружение» в нее в течение всего курса обучения;

- освоение технологий развития художественно-творческих способностей детей посредством проблемного обучения на основе постановки и решения учебно-творческих хореографических задач;

- стимулирование творческой активности и развитие художественно-творческих способностей студентов;

- формирование у студентов опыта художественно-творческого взаимодействия с детьми в условиях педагогической практики;

- развитее рефлексивной позиции и способности к педагогическому творчеству путем организации раннего включения студентов в исследовательскую деятельность.

2. Ведущую роль играет этапность прохождения студентов через определенные стадии становления готовности: понимание студентами значимости и необходимости решения данной проблемы, знание психолого-педагогических механизмов, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся в хореографической деятельности и методик развития художественных способностей, личное апробирование некоторых из них и умение студентов проанализировать результаты своей деятельности в указанном направлении.

3. Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента показал, что у его участников произошли изменения, связанные с развитием каждого компонента педагогической готовности к развитию художественно-творческого потенциала учеников: личностно-смыслового, теоретического, процессуального и рефлексивного. Эти изменения касаются педагогической направленности, специально-предметной подготовленности, личной художественно-творческой активности студентов, их рефлексивной позиции, и проявляются в динамике развития творческой художественно-педагогической деятельности студентов от репродуктивного к дея-тельностно-интерпретирующему и продуктивному уровню.

4. В ходе исследования установлено, что у студентов экспериментальных групп в значительной степени повысилась готовность к постановке и решению творческих задач, применению методик развития творческих способностей учеников, к использованию психолого-педагогических механизмов, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся в хореографической деятельности, к анализу собственной деятельности, что свидетельствует о том, что экспериментальное обучение позитивно повлияло на развитие отдельных компонентов готовности к художественно-педагогической деятельности и, как результат - на её становление в целостности.

5. Апробирование разработанной нами модели показало ее эффективность и подтвердило наше предположение о том, что успешность деятельности педагога зависит не столько от степени развития отдельных компонентов профессиональной готовности, сколько от их связей между собой, образующих целостную интегральную характеристику взаимообусловленных умений, способностей и качеств личности, и формируется не отдельными занятиями, а всей системой специально организованного учебно-воспитательного процесса в колледже.

Заключение

Настоящая работа была посвящена проблеме становления готовности студентов педагогического колледжа к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами ритмики и хореографии. Проведенное исследование показало важность и актуальность данной проблемы, поскольку анализ современной хореографической практики свидетельствует о том, что имеет место слабый учет педагогического аспекта работы учителя ритмики и хореографии, остается неиспользованным потенциал хореографического искусства в развитии творческих задатков детей, не востребованы многофункциональные развивающие возможности детского танца и музыкального движения в целом.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в системе профессионального хореографического образования проблема развития художественно-творческого потенциала учащихся средствами хореографического искусства и формирования готовности к ней будущих педагогов-хореографов не ставится перед студентами как задача их профессионального обучения. Дидактика хореографического образования в большей степени ориентирована на исполнительскую («на результат»), а не педагогическую деятельность развивающего характера («на развитие»). Это значительно снижает педагогический эффект танцевальной деятельности.

Указанное положение определило логику нашей работы по моделированию специально ориентированного содержания и педагогических технологий организации процесса профессионального обучения и становления будущих специалистов в области ритмики и хореографии.

С целью формирования готовности студентов-хореографов к осуществлению развития художественно-творческого потенциала младших школьников был проведен обучающий эксперимент. В его основу были положены принцип саморазвития и активности, принцип сотрудничества и сотворчества, системность и контекстность обучения (принцип «погружения»), которые определили выбор содержания, форм и методов формирующих действий. Основной задачей обучающего эксперимента было выявить эффективность становления готовности студентов к развивающей художественно-педагогической деятельности в условиях специально организованной системы обучения в колледже.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу и дали основание сформулировать следующие выводы:

1. Процесс подготовки будущих учителей ритмики и хореографии должен осуществляться с учетом творческого характера этой деятельности, закономерностей художественно-творческого развития личности, формировать у студентов отношение к избранной профессии как к творчеству, моделировать условия, приближенные к реальной профессиональной деятельности, развивать художественно-творческий потенциал будущего учителя как условие его продуктивного взаимодействия с детьми.

2. Готовность педагога-хореографа к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников рассматривается нами как интегративное качество личности, характеризующееся направленностью на педагогическую и художественно-творческую деятельность и определяется как сложное личностное образование, специально формируемое в результате целенаправленного профессионального обучения и творческого саморазвития, проявляющееся на субъективном уровне целостной системой, включающей в себя личностносмысловой (мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой), теоретический (профессионально-содержательный, когнитивный), процессуальный (опе-рационно-деятельностный) и рефлексивный компоненты, обеспечивающие продуктивность художественно-творческого развития детей.

3. Становление соответствующей готовности как динамический процесс, де-терменированный внутренней активностью личности, предопределяется выбранными методологическими предпосылками (личностно-ориентированный, культурологический, системный, контекстный, оптимизационный подходы) и может осуществляться более эффективно в рамках специально разработанной модели, включающей целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный компоненты.

4. Эффект педагогической направленности деятельности студентов-хореографов предопределяется усилением интеграции психолого-педагогических и специальных дисциплин, практической ориентацией всех форм обучения и их проекцией на развитие будущих учеников.

5. Становление готовности студентов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами ритмики и хореографии представляет собой длительный процесс, достижение цели которого происходит поэтапно: от понимания студентами значимости и необходимости решения данной проблемы, через усвоение знаний психолого-педагогических механизмов, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся и методик развития художественных способностей, через личное апробирование некоторых из них в хореографической деятельности — к умению проанализировать результаты своей деятельности в указанном направлении. Учет специфики хореографической деятельности и понимание процесса становления готовности как смены определенных состояний, которые выражаются в образе своего личностного и профессионального «Я» позволили нам определить следующие этапы становления будущих педагогов-хореографов в условиях педагогического колледжа:

- адаптационно-технологический, «Вхождение»;

- нормативный (содержательно-знаниевый) - «Познание»;

- креативный (творческий) - «Сотворчество»;

- рефлексивный (философический) — «Осмысление».

6. Основные критерии и показатели оценки уровня становления готовности включают следующие факторы: педагогическая направленность на художественно-творческое взаимодействие с детьми; владение методиками (приемами и способами) творческого развития детей; личная творческая активность и художественно-творческие способности (мышление, воображение, фантазия, эмоциональность); рефлексивная позиция и стремление к профессиональному самосовершенствованию.

7. Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента показал, что у студентов экспериментальных групп в значительной степени повысилась готовность к постановке и решению творческих задач, применению методик развития творческих способностей учеников, к использованию психолого-педагогических механизмов, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся в хореографической деятельности, к анализу собственной деятельности, что свидетельствует о том, что экспериментальное обучение позитивно повлияло на развитие отдельных компонентов готовности к художественно-педагогической деятельности и, как результат — на её становление в целостности.

8. Таким образом, апробирование разработанной нами модели показало ее эффективность и подтвердило наше предположение о том, что успешность деятельности педагога зависит не столько от степени развития отдельных компонентов профессиональной готовности, сколько от их связей между собой, образующих целостную интегральную характеристику взаимообусловленных умений, способностей и качеств личности, и формируется не отдельными занятиями, а всей системой специально организованного учебно-воспитательного процесса в колледже.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Калашникова, Татьяна Игоревна, Улан-Удэ

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990.- 141с.

2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества //Проблемы научного творчества и современной психологии. М., 1970. -С. 179-203.

3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Мн., 1994.

4. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1989.

5. Андреева Ж.О., Ермолаева М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа. СПб.; «Тускарора».-2001 .с. 152.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. J1., 1968.

7. Аристотель. Политика //Соч.: В 4 т. /Отв. ред. А.Т. Доватур, Ф.Х. Кессиди. -М, 1983.-Т. 4. С. 375-644.

8. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.

9. Ю.Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие. Самара: Изд-во СамГПИ. - 1992. - 104 с.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1977.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

12. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.

13. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. //ВНМЦ нар. творчества и культурно-просветительной работы. М., 1986. - 93 с.

14. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. -М., 1968.

16. Большая Советская Энциклопедия. М., 1974.

17. Борытко Н.Л. Проблемы подготовки будущих специалистов. Кемерово,2000.- 121с.

18. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория //Школа духовности. 1999. - №5.- 52с.

19. БондаренкоЛ.А. Методика хореографической работы в школе.-К.,1998.-97с.

20. Борисов А.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа. Дисс. . на соиск. ученой степени канд. психол. наук. -Самара,2001.- 221с.

21. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала личности //Сов.пед.-1989.-с.94.

22. Брякова М.Е. Формирование готовности студентов педагогического ВУЗа к развитию творческих способностей учащихся: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- СПб., 1997.- 21с.

23. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 240с.

24. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб., 1991 - 125с.

25. Буренина А.И. Ритмическая пластика. СПб., 1994 - 134с.

26. Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки. Дисс. . на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Барнаул, 2000. -187с.

27. Былков А.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа.- Чита: Поиск, 2002. — 192с.

28. Василькович Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1982.

29. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М, 1991.

30. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: Психология творческого обучения. Мн., 1995.

31. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

32. Выготский Л. С. Психология искусства. 3-е изд. М., 1987.

33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1981.

34. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей //Педагогика.1997. № 4. - С.45-52.

35. Герасимова И. А. Философское понимание танца //Вопросы философии.1998.-№4. -С.50-63.

36. Гладышев Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога. Дисс. . на соиск. ученой степени кащи пед. наук. 0ренбург^2000.- 205с.

37. Голейзовский К. Жизнь и творчество. М.: Изд-во ВТО. 1984. - 575с.

38. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. - 120с.

39. ГромовЕ.С.Природа художественного творчества:Кн.для учителя.-М., 1986.

40. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс.докт. пед. наук М., 1983.- 256с.

41. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерии художественного таланта //Художественное творчество: Вопр. комплекс, изуч. /Отв. ред. Б. С. Мейлах. Л., 1983. С. 184 - 201.

42. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология проблемы готовности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1981.- 176 с.

43. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 352с.

44. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 194 с.

45. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта.- М.: Искусство, 1983. 224 с.52.3имина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-304с.

46. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 1985.-16с.

47. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. У. Фохта-Бабушки на. Е. К. Рухман. М., 1980.

48. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Е. К. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина М., 1974.

49. Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А. Пономарева. -М., 1983.

50. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе.- М., 1973.

51. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы но музыке для общеобразовательной школы //Музыкальное воспитание в СССР: Сб. ст. М., 1978. - С. 93—119.

52. Каган М.С.Системный подход и гуманитарные знания—Л.: ЛГУ, 1991.389с.

53. Казаринова Т.А. О развитии творческих способностей студентовхореографов //Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат.Всесоюз. науч. конф. Пермь, 1989. - С. 146-149.

54. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Л., 1985.

55. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании //Педагогика,- 1999.-№ 7. -С. 73-84.

56. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

57. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с.

58. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

59. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М. 1999.

60. Константинова А.И. Игротренинг. СПб.: 1996. - 34с.

61. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 272с.

62. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству.- М., 1998. 136 с.

63. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского. М.Г. Яро-шевского. М., 1985. С. 350-351.

64. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967.

65. Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315 с.

66. Левчук Д.Т. Психоанализ и художественное творчество: Критический анализ. К., 1980.

67. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Воронеж, 1997.

68. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 8—15.

69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

70. Лифиц И.В. Ритмика, М.: «Академия», 1999. 224с.

71. Личность: внутренний мир и самореализация.Идеи,концепции, взгляды /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская- СПб.: Тускарора, 1996.- 175 с.

72. Ломакина Л.И. Личность и хореографическое творчество // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат. всесоюз. науч. конф. -Пермь, 1989.-С. 151-152.

73. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.

74. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272с.

75. Малахова И. А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Мн.: Бел. навука, 2002.- 158 с.

76. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. — Мн.: Бел. навука, 2003. 152 с.

77. Малахова И. А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. Дис. канд. пед. наук. Мн., 1995.

78. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е над. М. 1956. Т. 25. Ч. 3. С. 386.

79. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. С.224-238.

80. Матолыгина Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: Автореф. канд. дис. Кемерово, 1999. - 23 с.

81. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.

82. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход: Опыт, поиски, перспективы. М., 1985.

83. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

84. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 76 82.

85. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопр. психол. 1998. - № 1. - С. 44 - 53.

86. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. — М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.

87. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.

88. Молонов Г.Ц. Развитие познавательной активности учащихся в процессе воспитательной работы в школе: Учеб.пособие.- Улан-Удэ, 1989. 84 с.

89. Молонов Г.Ц. Теория и практика педагогического исследования: Специальный курс.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2000.-88 с.

90. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Академия, 1999. - 304 с.

91. Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра /тезисы докладов и практические материалы к научно-практической конференции/ под ред. А.И. Бурениной, С-Пб., 1998. 83с.

92. Наумчик В. Н. Воспитание творческой личности: Учебно-методическое пособие. Мн., 1998.

93. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Мастерство, 2002.- 288с.

94. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение, 1968. № 4. С. 69 73.

95. Олпорт Г.В. Личность в психологии //Психология личности в трудах заруб. психологов / Сост. и общ. ред. А.А.Реана. СПб: Питер, 2000.- 255с.

96. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 1998. - 512 с.

97. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

98. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. В. А Лекторского. М., 1969.

99. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.- М., 1972.

100. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. С. Я. Штейман-Тонштейн; Сост., ред. и автор вступ. ст. А. Ф. Лосев. М., 1986.

101. Плинк Ю. Системный подход и педагогика // Сб. Проблемы высшей школы. Тарту, 1977. С. 10-19.

102. Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1997.- 132с.

103. Поляков С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М., 1999.

104. Пономарев Я. А. Психологический механизм творчества // Человек в системе наук: Сб. ст. / Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1989. с. 370-378.

105. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

106. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы // Приказ МО РФ № 305 от 01.02.2000.

107. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М. 1975.

108. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Т.Ярошевского. М., 1990.

109. Психология процессов художественного творчества / Ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. М., 1981.

110. Психология художественного творчества: Хрестоматия / сост. К.В. Сель-ченок. Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.

111. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:

112. Учеб.пособие для студ. учреждений сред, проф.образования,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256с.

113. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшки-на. М., 1991.

114. Резанович А.Е. Развитие готовности студентов ВУЗа к организаторской деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002.-23с.

115. Резникова Ю.Г. Самостоятельная работа студентов по педагогике. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1996. 144 с.

116. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 304 с.

117. Рибо Т. Творческое воображение / Пер. с французского. СПб., 1901.

118. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю. А. Добровольской. М., 1990.

119. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию /Пер. с англ. М.Зотник. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 416 с.

120. Розетт И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. Мн., 1991.

121. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман; НИИ художественного воспитания АПН СССР. М., 1985.

122. Ротенберг B.C. Об общих предпосылках творчества // Художественное творчество./ Отв. ред. Б. С. Мейлах.Л~ 1983. с. 256-262^

123. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии: В 2-х т.- 2т. М.: Педагогика, 1989. - 239 с.

124. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. 244с.

125. Савельева Е.А. Развитие художественно-творческой активности младшихшкольников во внеучебной деятельности: Автореф. диссканд. пед. наук.- Оренбург, 2002.-23с.

126. Самоукина И. В. Игровые методы в обучении и воспитании. М.: 1992

127. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.-97с.

128. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. - 272 с.

129. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.

130. Сластенин В.А. Личностный потенциал учителя // Подготовка учителя начальных классов к педагогической деятельности. М., 1993. - С. 11-18.

131. Сластенин В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач // Совершенствование подготовки студентов педвузов к, воспитательной работе. -М.: МШИ, 1980.- 144с.

132. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика.- 1991.- № 10.- с.79-84

133. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. М.: Просвещение, 1986.- 90с.

134. Солодухина Т.К. Приобщение младших школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества: мн.-Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 1996. -129с.

135. Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч. В 8 т. М.,1957.- Т.4.- 551с.

136. Стенюшина Л. Танцевальный коллектив в клубе. М.: 1992.

137. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. М., 1979. - Т. 2.

138. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В.В.Краевского, ИЛ.Лернера. М., 1989.

139. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.

140. Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театральной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002.-23с.

141. Уральская В. П. Природа танца. М.: Советская Россия, 1981. - 46с.

142. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. Т. 6.

143. Фохт-Бабушкин Ю.У.Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность.-М.,1982.

144. Франки В. Человек в поисках смысла/ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

145. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 160с.

146. Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов. Дисс. . на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001.-190с.

147. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерфакс, 1995. - 288 с.

148. Чибрикова Луговская А.Е. Ритмика, М.: «Дрофа», 1998.-104с.

149. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

150. Щанкин В.И. Модель специалиста-балетмейстера и возможности реализации в условиях нового учебного плана //Формирование профессиональной направленности обучения студентов института культуры: Тезисы докладов, Кемерово, 1989. - С. 27 - 33.

151. Щетинин М.П. Объять необъятное. М., 1986.

152. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 28 36.

153. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978.

154. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. тр. / Ред. Г. В. Арзямова. М., 1989.

155. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969. С. 176 219.

156. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

157. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.

158. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр.психол. 1997. - № 4. - С. 20-27.

159. Anderson V.E. Principles and the procedures of the curriculum improvement. N.Y., 1956. P. 81-87.

160. Arnheim R. The creative process // Psychologishe Beitrage. 1962. Vol. 6. N 34. P. 376-382.

161. Barron F. Creative person and creative process. N.Y., 1969.

162. Fromm E. The creative attitude // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959. P. 142-149.

163. Guilford J.P. Measurement of creativity // Explorations in creativity. N.Y., 1967 P. 101-119.

164. Roe A. Early differentiation of interests // The second research conference on the identifying of creative scientific talent. Salt Lake City, 1958. P. 98 108.

165. Smith S. Setting conditions for creative teaching in elementary school. Boston, 1966.

166. Taylor C.W. Thinking and creativity // The nature of creativity. Cambridge, 1988. P. 99-126.

167. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. Cambridge, 1988. P. 43 75.

168. Wallach M., Kogan N. Creativity and intelligence in children // The creativity questions. Durham, 1976. P. 208 217.