Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Демченко, Елена Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Комсомольск-на Амуре
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Демченко, Елена Николаевна, 2001 год

Введение.

Глава 1. Теоретические вопросы воспитания художественного вкуса учащихся младших классов в процессе изобразительной деятельности

1.1. Философско-психологические вопросы воспитания художественного вкуса младших школьников.

1.2. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности как педагогическая проблема.

1.3. Анализ состояния художественного воспитания учащихся

1-3 классов современной школы.

Глава 2. Пути и средства повышения эффективности воспитания художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности

2.1. Возможность выбора как условие воспитания художественного вкуса младших школьников.

2.2. Знакомство детей с приемами художественного творчества и разнообразными техниками исполнения рисунка

2.3. Использование наглядных материалов на уроках изобразительной деятельности, развивающих художественный вкус младших школьников.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности"

Актуальность исследования. Обострившаяся в современных условиях проблема нравственного, духовного становления человека высветила один из актуальных вопросов современной школы - отсутствие должного внимания к предметам эстетического цикла, к изобразительному искусству в частности, к их человекотворческому потенциалу, что препятствует развитию индивидуальных творческих дарований детей. Образовательные ожидания в этом вопросе, исходящие от учащихся, семьи, складываются под влиянием отражаемых ими актуальных изменений в разных сферах жизнедеятельности и обусловлены анализом постоянно меняющейся производственной и социальной ситуации, принятием и реализацией нестандартных решений в условиях рыночной конкуренции, устранением стереотипизации из углубляющей свою гуманистическую направленность личностной сферы взаимодействия. Словом, образовательные запросы учащихся связаны с раскрытием и развитием личных возможностей и дарований, своей уникальности и неповторимости.

Одновременно с этим динамичные изменения, которые происходят в нашей стране во всех сферах жизнедеятельности, усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные задачи в новых условиях. Школа как социокультурный институт в зависимости от применяемой дидактической системы может обеспечить доминирование у учащихся как воспроизводящего, так и творческого характера деятельности. Однако сама перспектива жизненной самореализации школьников выдвигает перед современными общеобразовательными учреждениями задачу развития личности, готовой к творческому самоосуществлению.

Эта задача связана со становлением художественного вкуса учащихся, который наиболее успешно развивается в младшем школьном возрасте

Поиск путей решения этой задачи привел к возникновению в масштабах страны особой образовательной ситуации, главной характеристикой которой стала инновационность. Педагогическая деятельность учителей-новаторов и их последователей, возникшее и набирающее силу общественно-педагогическое движение создали стартовые условия для перехода от однотипной школы, единых учебных планов и программ, устоявшихся форм организации педагогического процесса к многовариантности.

Эти процессы заложили основу современной гуманизации отечественного образования и личностно-ориентированного обучения. Зарождение инновационных, авторских и альтернативных школ, имеющих существенные отличительные особенности, но объединенных идеей реформирования общего образования в интересах развития учащихся, становится в настоящее время массовым явлением. В связи с этим очевидно, что педагогическая наука не готова сегодня предложить образовательной практике теоретически обоснованную систему развития личности, способной к творчеству, прежде всего становления художественного вкуса детей в наиболее благоприятную для этого раннюю пору их школьного детства.

Но в современной философии, психологии, педагогике накоплен определенный потенциал идей, который может стать основой концепции развития художественного вкуса младших школьников.

Так, в научных трудах А.В. Бакушинского, B.C. Библера, Б.Р. Виппера, JI.C. Выготского, Г.А. Гиргинова, P.M. Грановской и Ю.С. Крижанской, Е.С. Громова, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, А.Н. Лука, A.JI. Никифорова, М. Нордау, А.Я. Пономарева, Т. Рибо охарактеризованы сущность и различные ракурсы творческой деятельности. В трудах Л.И. Божович, Л. С. Выготского, C.JI. Рубинштейна и других психологов обосновано существование реальных и потенциальных состояний разных структурных компонентов личности, которые могут обеспечить ее мотивационную готовность к решению творческих задач. В психологических работах Д.Б. Богоявленской, Н.С. Боголюбова, В.Н. Дружинина, A.M. Матюшкина, B.C. Мерлина, В.Н. Мясшцева, К.К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадрикова раскрыта сущность проявления и развития творческих способностей личности. Специфика художественных способностей рассматривалась в работах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Г.В. Лабунской, С.Е. Игнатьева, А.А. Мелик-Пашаева, Е.А. Флериной.

Наибольший интерес для данного исследования представляют теоретические положения, с помощью которых можно обосновать дидактические и методические подходы к воспитанию художественного вкуса младших школьников. Особого внимания заслуживают работы, в которых рассмотрены закономерности развития личности в творческой учебно-познавательной деятельности, выявленные М.А. Даниловым, Л.В. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, педагогические и психологические основы индивидуального и дифференцированного подхода к развитию учащихся, обоснованные В.К. Дьяченко, Х.И. Лийметс, Е.С. Рабунским. Представляют интерес дидактические системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, созданные B.C. Кузиным, Б.М. Неменским, Б.В. Юсовым, методические рекомендации по использованию различных художественных материалов и техник исполнения живописных и графических композиций на уроках изобразительного искусства, разработанные И.П. Глинской, Г.Я. Федоровым, А.С. Хворостовым, Т.Я.

Шпикаловой.

Воспитание художественного вкуса неразрывно связано с саморазвитием личности, ее самоактуализации, самореализации, самовыражения. В этом плане ценными для нашего исследования являются работы В.А. Андреева, О.С. Газмана, JI.H. Куликовой, освещающие эти вопросы.

Проблему развития художественно-эстетического воспитания младших школьников рассматривали в науке как частную и в связи с изучением вопросов раскрытия художественно-творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, живописных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности, роли и значения в детском возрасте игровой, театральной деятельности Л.С. Выготский, И.П. Волков, В.В. Давыдов, JI.A. Колосова, Г.Н. Кудина, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П.Никитин, З.Н. Новлянская, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич и др. Воспитание же художественного вкуса младшего школьника в процессе учебной деятельности предметом специальных исследований не выступало. Таким образом, имеются противоречия между:

- потребностью общества в воспитании художественного вкуса у учащихся и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме;

- объективными потребностями преобразования процесса обучения младшего школьника художественным навыкам и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе;

- необходимостью воспитания художественного вкуса младшего школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретического обоснования и технологического обеспечения.

Научно-теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности».

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Предметом исследования является процесс воспитания художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка научно-методических основ воспитания художественного вкуса младших школьников в художественной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические вопросы воспитания художественного вкуса детей младшего школьного возраста на учебных занятиях изобразительной деятельности.

2. Определить критерии эффективности воспитания у младших школьников художественного вкуса в процессе обучения.

3. Разработать методические рекомендации по развитию и воспитанию художественного вкуса младших школьников в учебной изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования:

Художественный вкус, являясь условием восприятия гармонии окружающей действительности, есть результат эстетической деятельности человека, прежде всего его авторского, зрительского восприятия художественного произведения, окружающего мира. Это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся одновременно и предпосылкой, и результатом творческой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным для развития художественного вкуса ребенка.

Воспитание художественного вкуса в младшем школьном возрасте будет протекать наиболее результативно, если: осуществляется возможность творческого выбора в изобразительной деятельности; на занятиях изобразительного искусства дети знакомятся с различными художественными приемами, материалами и техниками исполнения живописных и графических композиций;

- в процессе изобразительной деятельности используется наглядный материал, развивающий художественное видение.

В работе применялся комплекс методик, педагогических приемов, направленных на эффективное развитие художественного вкуса.

Методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие категорию "художественный вкус" как отражение взаимосвязи личности и познания, положения о творческой сущности человека, идеи гуманизации образования, концепции личностно-деятельностного, личностно-ориентированного, ценностно-личностного подходов в воспитании, положении о роли изобразительной деятельности в эстетическом воспитании.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, моделирование и организация опытно-экспериментальной работы по специально разработанной программе. В ходе опытно-экспериментальной работы организовывались беседы, тестирование, анкетирование учителей, родителей, наблюдение, в том числе включенное, количественный и качественный анализ экспертных оценок, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, методы обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось на базе экспериментальных и общеобразовательных школ № 21, 5, 14 города Благовещенска Амурской области в три этапа.

На первом этапе (1994-1995) - поисково-констатирующем -осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение опыта работы ведущих учителей по проблеме исследования, проверялась актуальность избранного направления, разрабатывались исходные положения гипотезы, определялась методология и методика, основные очертания концепции исследования, что позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На втором этапе (1995-1997) - преобразующем - разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней развития художественного вкуса у учащихся контрольных и экспериментальных классов, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса воспитания художественного вкуса в учебной деятельности, обобщался и систематизировался полученный материал, проводилась экспериментальная работа по апробированию модели и технологии воспитания художественного вкуса младшего школьника в учебной деятельности, педагогических условий, способствующих этому процессу.

На третьем этапе (1998-1999) - итоговом - осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, в дополнительных исследованиях корректировались результаты, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались в практике методические рекомендации, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- сделано концептуальное обобщение сложившихся в философии, психологии и педагогической науках представлений о смысле, сущности и механизмах воспитания художественного вкуса младших школьников;

- углублены теоретические представления о сущности понятия «художественный вкус», о педагогическом процессе его воспитания в учебной деятельности младшего школьника;

- обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания художественного вкуса младшего школьника в учебной деятельности: предоставление педагогом ребенку возможности свободного творческого выбора; ознакомление на занятиях изобразительной деятельности с разнообразными художественными приемами, материалами и техниками; использование в процессе изобразительной деятельности наглядного материала, развивающего художественное видение ребенка; выявлены основные факторы воспитания художественного вкуса младшего школьника: эстетически развитое социальное окружение ребенка; введение его в художественную культуру; фасилитационное влияние личности педагога; эмпатическое понимание; обоснована взаимосвязь этих факторов;

- процесс воспитания художественного вкуса у учащихся младшего школьного возраста характеризуется наличием следующих основных предпосылок: сензитивностью младшего школьного возраста; синкретичностью детского сознания; самостоятельностью; анимизмов в восприятии окружающей действительности, эмпатии и др.; критериями воспитания художественного вкуса являются: креативность, позитивное отношение к изобразительному искусству; способность целостно воспринимать единство содержания и формы произведения; умение оценивать пространственно-пластическое решение композиции; верная оценка композиционного построения в соответствии с общим замыслом художественного произведения; принципами воспитания художественного вкуса выступают: принцип свободного выбора при решении учебно-творческих задач; принципы сотрудничества и сотворчества педагога и детей; принцип диалогизма; принцип учета возрастных особенностей; фасилитационной компетентности педагога; принцип доверия; закономерностями воспитания художественного вкуса являются: связь глубинных духовных отношений учителя с ребенком и активизация творческого развития последнего; связь большей свободы творческого выбора и усиление развития его художественного вкуса; соотношения фасилитационной компетентности учителя и активизации воспитания художественного вкуса учащихся; обогащение познания и использование ребенком материалов, техник и приемов изобразительного искусства и усиление его суждений о произведениях искусства, совершенствование его художественного вкуса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем психолого-педагогическое обоснование процесса формирования художественного вкуса младшего школьника в учебной изобразительной деятельности позволяет придать более целенаправленный характер процессу профессионального взаимообщения учителя и учащихся в начальных классах общеобразовательной школы, что в свою очередь способствует большей эффективности в воспитании художественного вкуса младшего школьника. С этой целью в исследовании представлен комплекс разработанных и интегрированных педагогических условий воспитания художественного вкуса, модель развития художественного вкуса школьника и ее технологическое обеспечение, авторские программы по методике изобразительной деятельности, система учебно-познавательных творческих заданий. Разработана модель эффективной практики воспитания художественного вкуса младших школьников в учебной изобразительной деятельности.

На основе материалов эксперимента разработаны, апробированы и внедрены в практику начальных классов школ Амурской области методические рекомендации по содержанию и организации процесса воспитания художественного вкуса младшего школьника на уроках изобразительной деятельности, программы «Изобразительное искусство и художественный труд в школе» для студентов факультета педагогики и методики начального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию анализа изобразительной учебной деятельности, синтеза теоретического и экспериментального материала, а также методами математической обработки результатов опытного исследования, длительностью эксперимента, подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, отсроченной проверкой полученных результатов, апробацией выводов в массовой аудитории в Благовещенском государственном педагогическом университете, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением экспериментальных результатов в практику работы учителей начальных классов общеобразовательных школ Амурской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный вкус - это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом ее творческой деятельности.

2. Воспитание художественного вкуса - это создание условий воспитательной системы, обеспечивающей целенаправленное развитие личности каждого ребенка.

3. Мера воспитания художественного вкуса школьника определяется действенностью следующих основных факторов: социо - культурного окружения ребенка; введения в художественную культуру; фасилитационной личностью педагога; эмпатического понимания. В педагогике и психологии обоснована взаимосвязь этих факторов.

4. Воспитание художественного вкуса у младших школьников в учебной изобразительной деятельности происходит наиболее успешно при следующих условиях: педагогом предоставляется ребенку возможность творческого выбора; на занятиях изобразительной деятельности дети знакомятся с различными художественными приемами, материалами и техниками исполнения живописных и графических композиций; в процессе изобразительной деятельности используется наглядный материал, развивающий художественное видение.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Благовещенского государственного педагогического университета, на научно-практических и методических конференциях высших учебных заведений г. Благовещенска, обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского педагогических университетов.

Внедрение в практику осуществлялось в процессе проведения открытых уроков для директоров, заведующих учебной частью школ, руководителей методических объединений г. Благовещенска и Амурской области; с помощью публикаций, в лекционной работе для жителей Амурской области в качестве преподавателя кафедры педагогики начального обучения Благовещенского государственного педагогического университета (1994 - 1998 гг.), позже - старшего преподавателя мировой художественной культуры общеуниверситетской кафедры культурологии.

На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, статьи, тезисы, программы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Процесс возрождения культуры художественного воспитания обуславливает необходимость наличия носителей этой культуры, которые способны согласовывать тончайшую художественнную духовность с высокой степенью ответственности за себя и за мир в целом. Неординарность настоящей проблемы предполагает философскую, психолого-педагогическую интерпретацию большинства составляющих ее вопросов.

Самые разнообразные и зачастую противоположные друг другу философские, психолого-педагогические, художественные школы и направления, возникавшие на протяжении веков, во многом обогатили взгляды как на художественное творчество, так и на художественную педагогику, на исключительно деликатные и все в большей мере представляющиеся утонченными вопросы формирования художественного вкуса.

Понятие художественного вкуса в философии является одним из существенных ее составляющих и имеет историю своего развития. К вопросу художественного вкуса обращались еще представители античности (Демокрит, Аристотель). В трудах уже этих авторов в интерпретации данного вопроса очерчена разносторонняя взаимосвязь философского и педагогического начала. Именно такой исследовательский взгляд, обусловленный пограничным взаимодействием наук, представляется наиболее ценным для нашего исследования. Более пристально эта проблема стала исследоваться лишь с XVII века. В конце XVIII - начале XIX вв. видное место в философии исследования художественного вкуса занимают учения И. Канта и Г. Гегеля.

Нам близки взгляды на вопросы развития художественного вкуса, излагаемые B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым. Будучи представителями характерных, присущих в полной мере русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. взглядов на духовность в жизни человека как на азначалье, эти философы увязывали вопросы развития художественного вкуса с развитием всех духовных начал человечества, единения и расширения круга "вечных" религиозных тем и сюжетов, на основе которых строится здание мирового искусства.

Сензитивность младшего школьного возраста в развитии и воспитании художественного вкуса рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях А.Адлера, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.Н. Куликовой, В.Л. Леви, В.А. Сухомлинского, Г.А. Цукерман, В.Ф. Шаталова, Д.Б. Эльконина, Э.Х. Эриксона и др. В трудах этих авторов обосновывается специфика социального развития личности ребенка.

Сущность проявления и развития творческих способностей личности раскрыта в работах Д.Б.Богоявленского, Н.С.Боголюбова, В.Н.Дружинина, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкина, В.С.Мерлина, В.Н.Мясшцева, К.К.Платоновой, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Г.А.Цукерман, В.Д.Шадрикова и других.

Психологические основы художественных способностей, являющихся одним из условий формирования художественного вкуса, исследованы Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским, Е.Н. Игнатьевым, Г.В. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлянской, Е.А. Флериной.

Гуманистически парадигмальная педагогика современности Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреева, О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой и др. рассматривает вопросы саморазвития личности, ее самоактуализации, самореализации, самовыражения.

На основе анализа названных выше направлений в отечественной, в мировой в целом, философской, психолого-педагогической мысли понятие «художественный вкус» рассматривалось нами во взаимосвязи с пограничными понятиями эстетического чувства, художественного творчества.

Философские, психолого-педагогические подходы к определению сущности понятия художественного вкуса определены нами не только для младшего школьного возраста, но и для других возрастных групп.

Таким образом, возраст младшего школьника интегрируется в систему целостного представления психолого-педагогических вопросов воспитания художественного вкуса в отечественной общеобразовательной школе в целом.

Исключительно важным представляется вопрос взаимоотношения эстетического и художественного как прекрасного в окружающей человека действительности в самом широком смысле этого слова и в произведении искусства.

В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что воспитание художественного вкуса учащихся начальных классов будет успешным, если педагог предоставляет ребенку возможность свободного, творческого выбора, на занятиях изобразительной деятельности знакомит детей с различными художественными приемами, материалами и техниками, в процессе изобразительной деятельности использует наглядный материал, развивающий художественное видение, поскольку именно младший школьный возраст является сензитивным этапом развития личности ребенка.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, что в целях воспитания художественного вкуса младших школьников необходимо такое пространство построения педагогического процесса, где художественное творчество ребенка будет тесно связано со свободой выбора (темы, материала, техник, педагога, в целом стилевого самоопределения в жизни), где школьное образование будет не только нормативно-общеобразовывающим, но даст ребенку импульс к дальнейшему профессиональному становлению, воздействующему, в свою очередь, на непрерывный процесс становления личностного.

Свобода творческого выбора ученика зависит от уровня его знаний, умений и навыков, наличия квалифицированного художника - педагога, в повседневной практике которого художественное и педагогическое творчество неразрывны. Именно такой учитель оказывает конструктивное воздействие на творческий выбор школьника. Свобода выбора зависит и от материальной базы семьи и школы. В целом же для художественного роста ребенка главной составляющей его духовного мира является личностная свобода. Без этого не может состояться художник и возрастных значений в данном вопросе не существует.

Исследование показало, что знакомство детей с различными художественными приемами, материалами и техниками влияет не только на воспитание художественного вкуса, но и на общее художественно-эстетическое развитие.

Приобщение детей к практическому рисованию является необходимым условием формирования художественного вкуса Ученик, активно осваивающий самые разнообразные художественные материалы и техники, непосредственно контактирует с первородным началом, тем первоэлементом, на основе которого возникает «плоть художественного произведения». В результате в ребенке крепнет избирательное, оценочное восприятие окружающего, то творческое начало, которое может и не иметь ничего общего с профессиональными художественными увлечениями в будущем, но является твердым фундаментом в совершенствовании яркой, духовной, неординарной личности.

Непременным методическим компонентом в воспитании художественного вкуса является умелое, продуманное использование наглядного материала на уроках изобразительной деятельности.

Верно подобранный и использованный наглядный материал позволяет наиболее полно и ярко доводить информацию до ученика, что в свою очередь способствует формированию вкусового начала, в целом начала духовного.

Наглядный материал как эффективная форма приобретения и закрепления знаний позволяет ребенку в полной мере использовать зрительную память, образное и живописно-пластическое мышление как условие воспитания художественного вкуса.

Исследование показало, что организация процесса воспитания художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности прямо зависит от фасилитационной компетентности учителя изобразительного искусства.

Экспериментальной базой для исследования являлись школы № 5, № 14 г. Благовещенска. Наличие экспериментального и контрольного классов позволило отработать методику исследования, а также проверить эффективность осуществляемых форм педагогической работы. Важно отметить, что классы, обозначенные как экспериментальный и контрольный, находились в абсолютно равных «стартовых» условиях. На основе всестороннего анализа, включающего и элементы философских, психолого-педагогических выводов были сформулированы основные критерии воспитанности художественного вкуса младшего школьника.

Нами проанализировано отношение учителей к проблеме формирования художественного вкуса учащихся младшего школьного возраста. Большой процент педагогов недоосознает эффективность работы по-новому. Одной из причин невосприятия новаторства является то, что оно (новаторское отношение) предполагает и новые условия. А одним из таких условий необходимо назвать углубленное качество подготовки преподавателей изобразительного искусства для начальных классов общеобразовательной школы. Отсутствие специального образования у учителя изобразительного искусства в начальных классах лишает его вариативного оценочного взгляда на многие проблемы, решение которых способствовало бы совершенствованию преподавания изобразительного искусства в школе, одним из главных результатов которого стало бы и совершенствование процесса формирования художественного вкуса школьника.

Анализ результатов контрольного среза в начале эксперимента показал, что в контрольном классе прослеживается низкий и средний уровень художественного вкуса (соответственно 39% (10 человек), 60% (18 человек).

В экспериментальном классе показатели были почти такие же. Низкий уровень имели 25% (7 человек), средний 70% (21 человек) и высокий уровень имели 5% (1 человек).

Контрольный срез в конце эксперимента дал следующие результаты: в контрольном классе: с низким уровнем 25% (7 человек), со средним уровнем 65% (15 человек) и 10% (3 человека) имели высокий уровень, остальные проценты прилились на начальный уровень. В экспериментальном классе процентное соотношение следующее: низкий уровень 3% (1 человек), средний уровень 45% (12 человек), высокий уровень 52% (15 человек). Это объясняется прежде всего тем, что в контрольных классах работа с детьми велась менее эффективно, а учащиеся экспериментальных классов получали целенаправленную воспитательную работу по развитию художественного вкуса, которая велась по ранее разработанному плану и программе.

Настоящее исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы воспитания художественного вкуса младших школьников. Открытыми остались такие темы, как более широкая и достоверная диагностика мотивационной сферы художественного вкуса, изучение потенциальных резервов всей совокупности учебных предметов художественного цикла (изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, основы мировой художественной культуры) для воспитания данного качества личности, координационная связь между школой и внешкольными учреждениями и многое другое. Решение этих вопросов будет содействовать углублению познания закономерностей развития и средств воспитания художественного вкуса младших школьников. На это направлены наши дальнейшие исследования.

Выявленные подходы к воспитанию художественного вкуса ребенка имеют в настоящее время актуальность как для педагогики в целом, так и для отдельных ее разделов, а также для сопредельных дисциплин. Сложность поднимаемых в данном исследовании вопросов заключена в их универсальности. Многие вопросы неизменно содержат в себе как общенаучный, академический характер, так и имеют прикладное значение. Глубокое исследование всего спектра нюансов данной проблемы выходит за пределы настоящего исследования. Формула взаимодействия художественно-эстетических начал бесконечно подвижна и способна к жизнедеятельности лишь только при условии своего постоянного изменения, отражающего реалии окружающего нас мира. Множество самых разнообразных, подчас противоположных школ и направлений многомерно обогатили взгляды на художественное творчество, художественную педагогику, на исключительно деликатные и воспринимаемые нами как все более утонченные вопросы формирования эстетического и художественного вкуса.

Решение данной проблемы на столь ранней стадии (младший школьный возраст и ранее) закладывает предпосылки к формированию полноценного и полномерного художественного вкуса, способствует формированию личности зрелого человека.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Демченко, Елена Николаевна, Комсомольск-на Амуре

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М, 1995.-296 с.

2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. - 173 с.

3. Алексеева В. Что такое искусство? М., 1993 - 125 с.

4. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание. -Новосибирск, 1989 183 с.

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993, -159 с.

6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986. - 176 с.

7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1985. 146 с.

8. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвити. Казань, 1994.- 134 с.

9. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1993. - 304 с.

10. Андреева Г.П. Социальная психология. М., 1996. - 376 с.

11. Антонова Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя. -М., 1998.-36 с.

12. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 М., 1984. - 830 с.

13. Асмус В. Классики античной эстетики. Античные мыслители об искусстве. М., 1977.- 271 с.

14. Астахов И.Б. Искусство и проблемы прекрасного. М.,1968.-171с.

15. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. -558с.

16. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1975.- 176 с.

17. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся //Советскаяпедагогика. 1988. - № 12.- С. 65-67

18. Бартман Н.Д. Избранные статьи. Воспоминание о художнике. -М., 1973.-245 с.

19. Бегак Б. Воспитание искусством. М., 1981.-94 с.

20. Безклубенко С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М., 1982. - 166 с.

21. Белинский А. А. Старое танго: заметки телевиз.практика. М., 1988.-173 с.

22. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. (ред. сост. Л.И.Новшсова, И.Н.Сиземская. - М.,1999. - 310 с.

23. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.,1983.- 415 с.

24. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.-480 с.

25. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание.-1986.-422 с.

26. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика. 1995. ■ № 2. -С. 42-44

27. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. - 63 с.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. сост. и авт. вступ. Статьи МГ.Данильченко, А.А.Никольская. Под ред. А.В.Петровского. М., 1979. - 304 с.

29. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. 2-е изд. дораб. - М., 1986. - 126 с.

30. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 96 с.

31. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. - 199 с.

32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.352 с.

33. Бондарев Ю.В. Диалоги о формулах и красоте. М., 1990. - 222

34. Бондаревская Е. В.,Гермус Г.А.Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика, 1996.- С.72 81

35. Боно, Эдвард Ж, Рождение новой идеи: О шаблонном мышлении.- 1976. 143 с.

36. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981,-399 с

37. Брокгауз Ф.А., И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. Т. 81, Ярославль, 1993. 576 с.

38. Букин В.Р. О художественном воспитании. Л., 1970. - 39 с.

39. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка.- М., 1930.-222 с.

40. Ванслов В.В. Что такое искусство. М, 1988. - 326 с.

41. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. -М, 1970.-496 с.

42. Вентцель К. Н. Избранные педагогические произведения.Т. 1.-М., 1973.

43. Верумен И.Е. Проблемы художественного познания. -М., 1967. 342 с.

44. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.- 415

45. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве (вступительная статья Г.Н.Ливановой). -М., 1970. с. 5-58

46. Витковская Н.С. и др. Формирование эстетической культуры младших школьников. Киев, 1980.-151 с.

47. Волков Б.С., Волкова И.В. Методы изучения психики ребенка. -М., 1994. 80 с.

48. Волков И.П. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.- 507 с.

49. Волков И.П. Много ли в школе талантов?. М., 1989.-80 с.

50. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественногопроизведения. М., 1974. - 48 с.

51. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М., 1984.- 175 с.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93с.

53. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 480 с.

54. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.-366 с.

55. Газман О.С. Гуманизм и свобода. //1 сентября. 1995. - 24 января

56. Галкина О.И. Обучение рисованию и развитие изобразительно-графической деятельности детей. М., 1965. -215 с.

57. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. (перевод) М., 1971. - 621 с.

58. Герцен А.И., Огарев Н.Л. О воспитании и образовании. М., 1990.-368 с.

59. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. 1995. - 448 с.

60. Гете И.В. Избранные философские произведения. М, 1964. -820с.

61. Гиргинов Г. Наука и творчество. М., 1979. - 365 с.

62. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения 1-3 кл. Киев. Рад.школа, 1978. - 111 с.

63. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев, 1990.- 141с.

64. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 1977.-248 с.

65. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.- 432 с.

66. Горюнова Т.А, Путь к профессии учителя. М., 1981. - 96 с.

67. Горюхина В.Н. В эти юные годы. М., 1986. - 93 с.

68. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.- 157 с.

69. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1984. -392 с.

70. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. -263 с.

71. Гуревич П.С. Человек: учебн. Пособие для общеобразоват. учебн. заведен. М., 1995. - 333 с.

72. Григорова В. К. Влияние эстетического воспитания на творческий потенциал будущего учителя // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза.- Иркутск. -1995.-С.92-95

73. Григорова В. К. Лидер и ученическое сообщество.-Хабаровск, 1998.- 118 с.

74. Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода: Диссертация доктора пед. наук. Хабаровск, 2000.-450 с.

75. Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1991.-135 с.

76. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. И эксперим. психол. исслед. М., 1986. - 239 с.

77. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М„ 1976. 175 с.

78. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1. М., 1989.

79. Данилов М.А. Нравственный потенциал народного искусства. //Народное образование. 1985. - № 6. - С. 62-64

80. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности (Под ред. и коммент. Г.К.Баммеля). М., Соцэкгиз, 1935. - 382 с.

81. Денисова Л .Б. Философские проблемы теории и практики эстетического воспитания. Диссертация к. п. н. Л., 1991. - 208 с.

82. Диденко В.Д. Искусство и философия. М, 1986.-63 с.

83. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. Вводная статья В.З.Смирнова. М., 1952. 735 с.

84. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. - 117 с.

85. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. - 211 с.

86. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе //Начальная школа. 1995. - № 2. - С. 8-12

87. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика Личности. Практическая психология. Псков, 1994. - 280 с.

88. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., 1987. - 239 с.

89. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 л. М., 1993. - 45 с.

90. Занков JIB. Избранные педагогические труды. М., 1996. - 432 с.

91. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург, 1995. 346с.

92. Зись А .Я. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. -М., 1967. 440 с.

93. Зубатюк В.И. Воспитание эстетической восприимчивости детей //Начальная школа. 1993. -№6.-С. 44

94. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.-93 с.

95. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.-208 с.

96. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М., 1959.-190 с.

97. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. - 464 с.

98. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991. - 208 с.

99. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988. - 224 с.

100. ЮО.Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.-198 с.

101. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. 1996.-280 с.

102. Каган М.С. Философия культуры. С.-П., 1996.- 420 с.

103. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983. - 1 12 с.

104. Каневская М.Е., Фирсова Л.М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей //Вопросы психологии. 1990. - № 9. - С. 69-75

105. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М., 1999.-471с.

106. Юб.Кант И. Критика чистого разума. М., 1999. - 654 с.

107. Ю7.Калтерев П. Ф. // История русской педагогики.- №2 1997.-С.98-105

108. Кассиль Л.А. «Дело вкуса». Заметки писателя. Изд- 2-е, доп. М., 1964. -173 с.

109. Ю9.Квятковский Е.В. Пробуждать интереса к лучшим образцам искусства //Советская педагогика. 1989. - № 2. - С. 59-63

110. Ю.Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1974.-190 с.

111. Кирнос Д.Н. Индивидуальность и творческое мышление. М, 1992.-171 с.

112. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983. - 303с.

113. И З.Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986. - 215 с.

114. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. -М. 1979.-63 с.

115. Коган Л.Н. Художественный вкус. М., 1966. - 213 с.

116. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.- 102 с.

117. П.Колосова Л.А. Профессиональная ориентация учащихся и трудовые семейные династии. Воронеж, 1992. - 132 с.

118. Кольченко Е.А. Все дети талантливы // Искусство в школе.-2000.-№3.- С10-13

119. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей М., 1998.- 106 с.

120. Кон И.С. Личность как субъект общественного отношения. -М., 1966. 48 с.

121. Ш.КонышеваН.М. Эстетическое воспитание учащихся важная задача начальной школы //Начальная школа.- 1985.- № 2.- С.2-5

122. Корниенко И. А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. М., 1979. - 157 с.

123. Крайг Г. Психология развития. С.-П., 2000. - 992 с.

124. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения (М-во высш. и сред. спец. Образования РСФСР). Л., 1990. - 206 с.

125. Крупник Е.П. Формирование художественного отношения школьников к искусству //Советская педагогика. 1988. -№ 6 . -С. 22-25

126. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А. Как развить художественное Восприятие у школьников. М., 1988. - 80 с.

127. Кудрявцева С.П. Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих. -М, 1972. 127 с.

128. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. (1-2 классы) -М, 1995.-240 с.

129. Куликова Л.Н. Воспитай себя. -М., 1991,- 143 с.

130. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. -315 с.

131. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.,1970. 240 с.

132. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. М, 1964. - 271 с.

133. Леви В.Л. Искусство быть другим. -М., 1981.-208 с.

134. Леви В.Л. Разговор в письмах. С.-П., 1993. - 244 с.

135. Левитан И.И. Документы, материалы, библиография. Под общ,ред. А.А. Федорова-Давыдова. -М, 1966.-240 с.

136. Левин К. Избранные произведения .- М., 1984.- 231 с.

137. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.-79 с. сил.

138. Ленин В.И. Сборник произведений В.И. Ленина Для учащихся сред,школ и сред.спец.учеб.заведений. Изд. 3-е. М., 1975.- 511 с.

139. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000. - 544 с.

140. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1972.- 584 с.

141. Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.- М. 1990. 158 с.

142. Лернер Л.В., Маркин Э.В. Сколько цветов у «радуги» или Дни Афанасия Лунева. М., 1990. - 286 с.

143. Лессинг Г.Э. Избранные произведени. Пер.с нем. Под ред. А.В.Федорова. Вступ.статья Г.М.Фридлендера.- М., 1953,- 639 с.

144. Лийметс Хейно Йоханович. Ак воспитывает процесс обучения?. -М., 1982.-96 с.

145. Лиманская Л.Ю. Эстетическое переживание времени в структуре художественного образа: Дисс.к.п.н. Киев,199.-251 с.

146. Лифшиц М.А. В мире эстетики. М., 1985. - 318 с.

147. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности //Советская педагогика. 1983. -№ 6.- С. 52-57

148. Лобковиц Н. Что такое «личность»? //Вопросы философии.1998. № 2. -С. 54-64

149. Локк Джон. Сочинения: в 3-х т. ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин.; АН СССР, ин-т философии. -М, 1985.

150. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.- 344 с

151. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. - 944 с.

152. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. - 127 с.

153. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992. - 224 с.

154. Льюис Джордж Генрих. История философии в жизнеописаниях. Пер. с послесл. англ. Изд. Т. 2 1885. - 304 с.

155. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.-224 с.

156. Ляткер Я.А. Декарт. М., "Мысль", 1975. - 198 с.

157. Маркс К. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1.- М., 1935. 381 с

158. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности. М., 1982.- С. 110-113

159. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. № 6. -1989. - С. 29-34

160. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977.-215 с.

161. Маца И.Л. Проблемы художественной культуры XX века. -М., 1969.-208 с.

162. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3. Ступени к творчеству. М., 1987. -126 с.

163. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество (концепция и программы художественного развития школьников) //Искусство в школе. -1994.-М» 1.-С. 9-11

164. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: избр.труды М., Воронеж, 1996.-446 с.

165. Милнер П. Физиологическая психология. Пер. с англ. О.С.Виноградовой. Под ред. и с предисл. д.чл. АПН СССР А.Р.Лурия. -М., 1973.-647 с.

166. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. Теоретические очерки об эстет, вкусе.-М., 1966.-199 с.

167. Монгень М. Избранное. М., 1988.-416 с.

168. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. - 184 с.

169. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. -160 с.

170. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985. - 272 с.

171. Мясшцев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды .- М., 1995. 356 с.

172. Некрасов Н.А. Сочинения В 3-х т. М., 1978. 446 с.

173. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.-252 с.

174. Неменский Б.М. Преподавать искусство как художественное Творчество //Советская педагогика. 1986. -№ 8.-С. 34-40

175. Неменский Б.М. Художественная культура и школа //Искусство. 1985. -№ 12.-С. 43-47

176. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. -М., 1999.-528 с.

177. Никитин Б.П. Развивающие игры. 2-е изд. Педагогика, 1985. -М.- 120с.

178. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983.- 177 с.

179. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М,, 1972. - 155 с.

180. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. -М., 1994.-351 с.

181. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. - 416 с.

182. Новлянская З.Н., КудинаГ.Н. Литература как предмет эстетического цикла:. М., 1995. - 21 с.

183. Нордау Макс. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 3-4.Вырождение /Пер. с нем., под ред. В.Н.Михайлова. Киев, 1902

184. Павлов В.В. Образы прекрасного: Избр.тр./ Вступит, статья

185. B.А.Коростовцева, Б.Б.Пиотровского. М., 1979. 303 с.

186. Паранюшкин Р. Раздумья о художественном образовании детей //Искусство. 1985. - № 8. - С. 42-43

187. Патрушева А. Повышение эстетической культуры средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. 1980. -№ 11.-С. 20-21

188. Пеня Т.Г. Комплекс искусств в сформировании художественно-творческих способностей учащихся //Начальная школа. 1987.1. C. 75-80

189. Печко Л.П. Эстетическая значимость индивидуального стиля в искусстве: Диссертация к . п. н. М., 1968. -215 с.

190. Пименова Ж. Спонтанность сознания художника в творческом процессе: Диссертация. М., 1996. - 240 с.

191. Письменная Н.В. Индивидуальность художника и свобода творчества: Диссертация. М., 1992. - 260 с.

192. Платонов К.К. Структура и развитие личности (отв.ред.А.Д.Глоточкин; АН СССР инст-т психологии. М., 1986.-254 с.

193. Платонова Т.С. Кино в военно-патриотическом воспитании молодежи. М., 1976,40 с.

194. Полуянов Ю. Как рождается замысел //Семья и школа. -1981.-№ 3.- С. 26-28

195. Полуянов Ю. Художник зритель //Семья и школа. - 1982. -№ 8.- С. 37- 39

196. Полуянов Ю. Что видит ребенок на картине? //Семья и школа. -1981.-№11.-С. 22-26

197. Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика. М., 1976.-208 с.

198. Пономарев А.Я. Психология творчества. -М, 1976. 303 с.

199. Привалов А. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества //Искусство в школе. -1994. -№4.-С. 19-21

200. Психологические тесты (под ред. А.А.Карелина). М., 1999. -312 с.

201. Психология процессов художественного творчества. Сборник статей. - С., 1980.- 285 с.

202. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) М., 1975. - 182 с.

203. Раппопорт С. X. Творчество как ценность и ценность творчества // Художественная культура социализма: ценности, проблемы, поиски,- М., 1990.- С. 65 88

204. Репин И.Е. Из воспоминаний. Предисл. К.Чуковского. -М, 1985. -175 с.

205. Рибо Т. Наследственность душевных свойств (психологическая наследственность). М., 1884. - 384 с.

206. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. - 480 с.

207. Роль искусства в развитии способностей школьников/Под ред. К.Чухман.-М., 1985.-144 с.

208. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии,- С.-П., 1999.-720 с.

209. Русанова О.Б. Раздумья о красоте и вкусе. М., 1962. - 167 с.

210. Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения в 3 томах. Т. 1. -М., 1961. -851 с.2Ю.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. -216 с.

211. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах под ред. Чернышова В.И., Бархударова С.Г. и др. С., 1951

212. Словарь русского языка в 4-х томах под ред. Евгеньева А.П. Т.1 М., 1957.-965 с.

213. Словарь русского языка в 4-х томах под ред. Бархударова С.Г. М., 1961.-1088 с. Т.4

214. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание. М., 1985. - 208 с.

215. Селли Дж. Основы общедоступной психологии и ее применении к воспитанию. М. 1902. - 364 с.

216. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1974. - 95 с.

217. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М, 1984.-95 с.

218. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание //Вопросы психологии. 1989. - № 1. -С. 24-31

219. Соболев П.В. Художественная культура личности.-Л., 1986.-32 с.

220. Соколова Е.Е. Тридцать диалогов о психологии.- М.,1995.- 653 с.

221. Соловьев B.C. Избранное. (Сост. А.В.Гулыги, С.Л.Кравца. Вступит.ст. А.В.Гулыги. -М., 1990. 491 с.

222. Степанов С.С. Диалектика интеллекта методом рисуночноготеста. М, 1994. - 61 с.

223. Степанов С.С. Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам //Воспитание школьников. 1995. - № З.-С. 44-47

224. Степашко JI.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект). Хабаровск, 1994. -100 с.

225. Столович Л.Н. Жизнь творчество - Человек. - М., 1985. - 415 с

226. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. -М., 1969.-352 с.

227. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.-М., 1972. 271

228. Столович Л.Н. Философия красоты. М., 1978. - 187 с.

229. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. - 207 с.

230. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника- М., 1961.- 223 с

231. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972.- 241 с.

232. Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание /Под ред. В.А.Дмитриенко. Томск, 1989. - 226 с.

233. Сюзев В.Л. Эстетическое воспитание на уроках рисования: Диссертация к. п. н.-М., 1971.- 183 с.

234. Таборидзе М. Формирование у учащихся обобщенных эстетических суждений //Советская педагогика. 1983. -№ З.-С. 140-142

235. Теплов Б.М. Психология. М., 1980.- 421 с.

236. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д.Н. М., 1935.-Т. 1

237. Толстой Л.Н. Детство.-М., 1983.-217 с.

238. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М., 1966. -451 с.

239. Уткин С. Очерки по марксистско-ленинской этике. М., 1962. -421с.

240. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990

241. Феде A.M. Воспитание прекрасным. М., 1984. - 191 с.

242. Федоров Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар.худ.ремесел. Кн. для учащихся ст. классов,- М., 1985.-255 с.

243. Фейербах JI. Избранные философские произведения: В 2-х т. (общ. ред. и вступит, ст. М.М.Григоряна. М., 1955. - 676 с.

244. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. В.Н.Щацкой. М., 1961. - 334 с.

245. Флоренский П.А. Сочнения: В 4-х т. (Священник Павел Флоренский: (сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева) и др. М., 1994, - 797 с.

246. Фотх-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М., 1982. 110 с.

247. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 413 с.

248. Франх C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. - 320 с.

249. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного. Сб. произведений. М., 1989. - 447 с.

250. Фридман JI.M. Психологический справочник. -М., 1991.-287 с.

251. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. - 256 с.

252. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.-80 с.

253. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. - 415 с.

254. Хахалин J1.H. Загадка вашего ребенка. М., 1990. - 192 с.

255. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в коле. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1988. - 174 с.

256. Ходаковская О.И. Эстетическое воспитание как управляемый процесс: Диссертация к.п.н. М., 1982. - 156 с.

257. Цапок В.Н. Творчество. М,, 1989. -148 с.

258. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985. - 80 с.

259. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. В 3х т. Под общ. ред. М.М.Григорьяна. Т. 3. - М., 1951. - 914 с. 260.Чернышов В.Н. Словарь современного русского языка. - М., 418 с.

260. Честных Ю.Н. Открыть человека. -М., 1991.-208 с.

261. Чехов А.П. Материалы лит. Музея Пушкинского дома. Д., 1982. - 163 с.

262. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1998. - 160 с. 264.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986. - 79 с.

263. Шадриков В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика. М., 1990. - 175 с.

264. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск,1969.-68 с.

265. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987. - 170 с.

266. Шацкий С.Т. Избранные труды. Т. 1.- М., 1981.

267. Шварцман К. А. Философия и воспитание. М., 1989. - 207 с.

268. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. - 544 с.

269. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусства в эстетическом развитии школьников //Советская педагогика. 1982. -№ 6.-С. 61-65

270. ШевченкоЛ. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., 1997.- 506 с.

271. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987.- 239 с.

272. Шиллер Ф. Статьи и материалы. М., 1966. - 423 с.

273. Ширяков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск,1970.-120 с.

274. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 1999. -448 с.

275. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют.- М., 1984.-168 с.

276. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1975. - 230 с.

277. Шпикалова Т.Я. О путях повышения качества художественного образования и эстетического воспитания //Начальная школа. -1984. -№7. -С. 76-79

278. Щетинин М.П. Объяснить необъятное: Записки педагога. М., 1986.-176 с.

279. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. - 203 с.

280. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.-112 с.

281. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. -М., 1995.-416 с.

282. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (с прил.: К.Маркс. Тезисы о Фейербахе). -М., 1986. -62с.

283. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 592 с.

284. Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 3-х кн.-М., 1995

285. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. -М., 1995. -320 с.

286. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. - 330 с.

287. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1996. - 711 с.

288. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.-136 с.

289. Юсов Б.В. Н.М.Пржевальский: Кн.для уч-ся. -М., 1985. 95 с.

290. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-86 с.

291. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.-62 с.

292. Яныпин JI. Цвет как предмет преподавания психологии //Альма матер. 1994.-№2.-С. 31-33

293. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Искусствознание и психология художественного творчества. -М. 1988.-С. 352-355.

294. Ehrenzweig A. The Hidden Order of Art. London: Paladin, 1967.283 c.