Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание воинской чести у офицеров Российской Армии XVIII - начала XX века: Историко-педагогический анализ

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание воинской чести у офицеров Российской Армии XVIII - начала XX века: Историко-педагогический анализ», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Иванов, Евгений Сергеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание воинской чести у офицеров Российской Армии XVIII - начала XX века: Историко-педагогический анализ"

ГУМАШГАРНАЯ ОРДЕНОВ .1ЕНША ■ ■И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КРАСНОЗШ&ШАЯ А1САДКШ ЗООРУКЗННЖ С1'!Л

На правах рукописи

. ИВАНОВ Евгений Сергеевич

ВОСПИТАН® ВОИНСКОЙ,ЧЕСТИ, У О-МЩЕРОБ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ' ХУШ - НАЧАЛА XX БЕКА • /Историко-педагогичзский анализ/

Специальность 13.00101 Теория и история педагогики

Афторе'5ерат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

МОСКВА - 1994

Работа выполнена на кафегае военной педагогики Гуанитапной акаде-ии Вооруженных Сил. • ■ . »

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцен? Гуляев В.Н. ■

Официальные оппоненты - ,

доктор педагогических наук, профессор Давыдов В.П.

кЖдидат исторических наук, Допент Махров А.М.

Оедущая организация - Вооиная академия и»ени М.В.Фрунзе.

Защита диссертации состоится " "....... . . 1994 г.

в .... . часоз на заседании диссертационного совета. (ДЮ6.01.03) по присуждении ученых степеней по военной педагогике пои Гуманитарной академии Вооруженных Сил (103107, г.Москва, К-107, В.Сздсвяя, 14).

С диссертацией можно ознако-иться п библиотеке академии.

Азтооефеоат оазоолан " ^ ..... . 1994 года.

Ученый секретарь , '

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, ос^скт

' ч А.Н.Лыткин

■ I. ОВЦАЯ ХАРАКТЗРИСТШ. ЖСЛЕДОВМЖЙ;'

Актуальность лтюблшы. 3 условиях становления российской государственности, возрождения. градаций российской армии закономерно обращение к оо истории. Актуальна мнель Е.М.Карамзина,' считавшего," что история "...в некотором стлколо есть сзвдеппая книга народов: главная', .необходимая: зерцале их битая и деятельности; скрияаль откровений и правил; завет предков к потомству;, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".-1-*

По результатам социологических исследований болое 30$ опрошенных военнослужащих интересуются историей российской армии.Но удовлетворительно знает ее лишь кач-дьй пятый из опрошенных.

Особый интерес ка этапе реформирования вооруявнн" : сил представляют проблема воспитания воинской теста у офицеров. На каш взгляд, именно посредством сосредоточения'усилий на воспитании воинской чести у офицеров Петру I к его сподвижникам удалось в довольно короткие по исторически меркам сроки возродить духовность аргаи.'

Во многом схожая-ситуация и сейчас. Трудности, с которыми ' встретились государство, офицеры вооруженных сил усугубляются тем, что многие идеологизирова;.яне моральные ценности,. на базе которых строилась воегштатальная работа в'Советской Армии, потеряли свою актуальность. Прослэасиваэтся тенденция девальвации и размывания в оЕицерской.средэ таких понятий, как: воинский долг, верность военной прлся'ге, достоинстзо, воинская честь.Рушатся идеалы, теряется уверенность з завтрашнем дне. Образовался духовный вакуум, который крайне негативно сказывается на воспитания нравственности, а в конечном итоге на состоянии боевой готовности чаете!.

Очевидно и другое: слепсе копирование опыта иностранных армий. По выражению писателя М.П.Астапенко: "...наша память угасла настолько, что чуть пристальнее вглядевшись сегодня в облик чужих армий, мы тут яе по-лакейски" умиляемся, идеализируем".3'

1. Карамзин Н.М. История государства Российского; - Спб.. 1903.

- ТЛ. - 0.9.

2. См.: Печень Н.А. Возрождение из забвения..-П.,. 1993.-С.108.

3. Агитатор армии и Зигота. 1990. - №1..- С',21..

Ма как будто заОыли, что иноземный опыт давал результаты лишь тогда, когда он преломлялся чороз национальное самосознание русского народа, Именно об этом говорит деятельность ведающихся на-' ш;дс соотечественников: Петра I, Румянцева, Потемкина, Суворрва, Драгомирова и других.

Объективно возникла необходимость дбращанкя к русской военно-педагогической масли предыдущих чеков с целью использования педагогического опэта ¡етх предков для решения современных воспитательных задач. Одним из важнейших достояний системы воспитания офицерских гсадров дореволюционной российской армии являлся выработанная столетиями кодекс'нравственности, основанный ка нормах воинской ^зсти. йсторико-иедагогический. анализ воспитания воинской чести в российской армии будзт способствовать повышению эффективности нравственного воспитания офицеров Вооруженных Сил Российской 'Федерации. -

Различные сторон« проблема воинской чести офицеров дореволюционной 'российской армии исследовались з работах военных философов. Отдельные аспекты воспитания воинской чести у дореволюционного офицерского корпуса нашли свое отражение в ряде военно-педагогических исследований,^* а также в'работах военных

1. Леванов И.Н. Советская воинская честь: Автовеф.дис...канд. йшл.наук.-М., 1945: Табунов Н.Д. Категоши этики к воспитания воинов,-41. ,1966; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания /опет этико-Яиьтосойского исследования/. —1Л.»1974; Миронов Г.Н. Советская воинская честь: Автореф.дис...канд.(бил. наук.-М.,1983; йэло-тодсжнй A.A. Роль прогрессивных традиций офицеров российской'армии в воспитании современных военных

. кадров: Автореф.дне...канд.фил^наук.-i,!.,1993 и др.

2. Алпатов Н.И. Очерки по'историй кадетских коопусов и военных гимназий в России: Дйс...докт.пед,наук.-М.,1946; Здовюк В.И. Военно-педагогическая этика и. совершенствование проЬессиона-льно-атической подготовки советских офицеров: Дне...докт.пед. наук1283; Гаркута Е.П. Воспитание части советского офи- . цера'у-кувсантов военных училищ: Дис...канд.пед.наух.-М., 1988; Еордунов С.В, Развитие теории и практики подготовки ойрцеоского состава в военной школе дореволюционной России второй половины ХГХ -'начала IX века: дис...канд.пед.наук.-М.,199"; Кразчун fl.C. Развитие теория и практики воспитания советских воинов: Дис...докт.пед.наук.-М.,1973; Каменев А.И. История подготовки офицерсх"х кадров в России.41.,I9SO; Ан- ' тодогия военно-педагогкческ^а мяслц России: в 5-ти частях.-Ноэосибтеск,1Э92; Галуико О. А.,Колесников A.A. Школа российского оТипорства -М.,1993 и др.

историков.^' Однако, этот вопрос в.названных работах рассматривался йраментарко, исследования иглехи, как правило, ярко выраженный критическим характер. 3 рамках специального зоеняо-педа-гогического исследования воспитание воинской чести у офицеров дореволюционной российской армии но изучалось.

Теоретическая и практическая значимость, а такле слабая разработанность а возяад-педагогкческой наука обусловили выбор о.о в качестзе tsm'í специального исследования на уровне кандидатской диссертации.

Объектом исследования избрано нравственное воспитание офицеров российской армии ХУШ - начала XX пека*, a efo гтред/отом -воспитание воинской чести у офицеров.

Цата исследования: выявить тенденции и ггу-ги зоспитаняя воинской чести у. откцзров российской армия в ХУШ - начале XX веков, показать возможность их учета и использования в воспитании офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с целью в диссертация ставились и решались следующие задачи:

I. Охарактеризовать основные этапы становления и вволиции воинской чести офицера'в российской регулярной армии.

*2. Раскрыть социально-педагогические основы обеспечения воспитания воинской чести у российских ойицероз.

3. Выявить основные тенденции и'пути воспитания воинской чести у оттаеров российской армии в различиях видах воинской деятельности.

4. Выработать практические -рекомендации, способствующие Фо-

. ■ *

I. Уеспоча f.l-.H. История кадетских корпусов'л военных гимназий в России: Автотвй.ду.с...канд.ист.наук.-¡.1., 1944; атасов И. Долг, честь и достоинство советских воинов: Азтореф.дис... канд.ист.наук.-Л.,1949; Лукашев П.Д. Ъо&нпое обучение и воспитание в кадетских, корпусах в царской армии /1У82-1Э17/ // Воен.-пед. институт Советской армии.-Труды.-С6.-9.-1952; Бескровный Л.Г. Русская армия, и 'Мот в XSÍ1 века.-'Д., 1958; Русская агмия и ■Ълот в XIX веке.41. ,1973; Армия и <6лот России в начале XX вока.-Ч. ,1968; Зайончковсклй П.А. Самодержавие и pvccKan армия на рубеже XIX - качала XX столетий.-7., 1973; Кривит«! й А.й. Традиции русского' оглцерстзд.-М. ,I945;Cavycb З.Н. Во славу-Отечества /история традиций отечественного офп-церстза/.'-Кстово, 1932*,Гат/:ико Ю.А.,КолесниковА.А. О долге и чести воинской в российской ашии.-М. ,1991:Ягодияский В. Кодекс' чести чо:":ска российского/'/Кошунист ОС.-IS39.-JÍ'I5 и др;

рмироваиию воинской чести у о&щероэ ВС К>.

В качестве рабочей гипотезы выдзияута предположений о том что з современных условиях обостряется противоречие ¡гевду пот ребностью в концептуальной ^разработанности пр'облеш воепктанид вокнокой чоотг у'офицеров "Российских Вооруженных Сил и состоянием исследований, практического использования исторического опыта, воспитания воинской чести у офицерского .'дореводкь

ционнЬй российской армии.

Предполагается, что разрешение указанного'Противоречия возможно ча основе: анализа эволюции понятия воинской част; выявления внутренней противоречивости структурных компонентов воинской чести и процесса ее элективного воспитания; исследования социально-педагогических основ обеспечения воспитания воинской части; определения основных.тездекцнй и путей воспитания воинской чести.у офицера в ходе различных видов служебно-боэвой деятельности. . •

В работе над диссертацией аз тор руководствовался прияцкпгши историзма, диалектического развития, системного подхода к анализу социально-педагогических явлений. На всех этапах ксследо- ! вашгя использовались общенаучные-метода: анализ, синтез, вддук- • ция, дедукция; истбрико-логические,сравнительно-исторические методы. . .

• • Основной базой исследования дослужили-документы и материалы Центрального государственного воонно-исторического .архива ' /ЦГВИА/, Центрального архива древних актов /ЦГАДА/, периодическая печать,' монографии л другие источники дореволюционного и последующего периодов. »

При решении задач исследования также изучались' и анализировались научные работы, посвященные различным аспектам деятельности и. подготовки советских .охлгдерских кадров: А.Г,Еазакова, А.В.Гарабакщккояа,'В.М.Здовюка, В.П.Даввдова, А.Г.Дударя, Н.С. Кравчука, А.В.Коиара, АЛ'.Малого,-И.Я.Рукавкцина и др. Исследование проводилось в три этапа. -Иер'зчй этап /1990-1992 гг./ - подготовительный. Здесь рза-л:зочячал;сь следующие задачи: определение степени разработанному данной проблемы; язухенле педагогической литературы и на-уч;нх яу&ваацкй» близких х тп\"! исследования; ■ вабор объекта и •

предмета исследования; разработка и состаз.тенче .библиографии; разработка программы и мбтодкки исоледопания; подготовка необходимых материалов и документации для его проведения; обсуждение на заседаниях'предаетно-мето'дической когисси: и катедры военной педагогики Гуманитарной академия 'Вооруженных Сил методических материалов исследования.

Второй этап /1992-1993 гг./. -я включал углубленное изучение архивных, документальных и литературно: источников по проблеме исследования, накопление Фактического материала, его обобщение и систематизацию, обсуждение полученного материала с научным ■ руководителем, консультации с ведущими специалистами по исследуемой проблеме, подготовку статьи для публикации в сборник научных статей ГА. ВС.

Третий этап /Г993-19-94 гг./ - заключительный. На этом этапе осуществлялось обобщение и систематизация накопленного тактичз-ского материала, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, проверка и апробация предлагаемых рекомендаций и' выводов, обсувденйе па заседаниях предамтно-методичес-"ких комиссий, участие в научно-теорЬтдчес'ких 'конференциях, литературное оформление диссертации.

В ходе.работа над диссертацией изучено и.проанализировано 256 дел архивных материалов и документов, 810 литературных и документальных источников дореволюционного издания, основные периодические военные и педагогические издания дореволюционной России.... •

Новизна исследования состоит в том, что в нем охарактеризованы этапы становле гя и развития проблемы воинской чести офицера в российской армии ХУШ-начала XX вв.; определены пути и* выявлены тенденции процесса воспитания воинской чести у офицеров; раскрыты соцяально-педаготачеслиэ основы его обеспечения; введен в научный оборот ряд новых архивных материалов, отратлю-щгос проблему воспитания воинской чести у российских офицеров;^*

I. Материалы о реформе армии и об определении ка действительную службу ратщ1КОв/1790-18Гт/ЛД'ЗЙА>(0Л9,оп.7,д,34;Донесенйя,ра-порты, реляции Главнокомандующих русской ашкэй за 1756-1762 гг. ЦГВЙА,ф.27,оп.Т,д.15-151,; Приказа лейб-компании офицо-' рам, унтер-оЪице зм и рядовым о чинном себя содержании; о почтительном отношении. ЦГАДА,ф.20,лп.1,д.156. •

обоснованы рекомендации по. использованию педагогического опыта в современных условиях.

Положения, 'выносимые- на заютту: •. I. Уточненные сущность и содержание воинской чести офицера в дореволюционной'российской армии.

2.. Обоснованные социально-педагогические основы обеспечения воспитания воинской части у офицеров в, .рассматриваемый период.

3. Выявленное тенденции и пути воспитания воинской чести офицера а российской армии ХУШ - начала XX века.

Практическая значимость исследования состоит в его направленности' на: оказание помощи соответствующим государственным институтам в работе по обязвлению системы нравственного воспитания офицерского- кбрпуса; более глубокое ознакомление офицерского состава российской армии, курсантов, слушателей, преподавателей ВЗ-УЗов с йогатеашим историческим опытом нравственного воспитания отечественных офицеров в, дореволюционный период, что будет способствовать повжению эйбектявкости воспитания нынешних российских офицеров..

Результаты исследования могут быть использованы при написании истории военной педагогики-,, проблем,, касающихся нравственного воспитания дореволюционного офицерского корпуса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись па всех этапах работы над диссертацией. Материалы иселедотация использовались в качестве докладов и сообщений автора на двух.научно-практически*•конференциях, в-ходе переподготовки преподавателей Гуманитарной акаде\ши Вооруженный Сил. /ГА ВС/ по инновационным технологиям обучения*, заседаний кафедры педагогики ГА ВС, предметно-методической- -комиссии,, апробировался в учебном процессе.ГА ВС, Харьковского ВВАУ1, ряда других ВВУЗов.

Диссертация состоит, из введения, трех гдав, заключения, оттек^ литаратура и приложений.

Глава I. йзторико-ледагогичеокий анализ становления и развитая воинской чести офицеров в российской, армии. ".. Глата 2, Исследование. :содагально-дадагогических основ обеспе-. чо/ИЯ воспитания. воинской чест:: у. офицеров россайско£ регулярной армюг, .

Глава 3. Зосиитакиз воинской части з процессе профессиональ-

ной подготовки оЗмцеров.

II. ОСНОВНОЕ ООДЕЕКАШЕ В резу..п>тате проведенного исследований установлено, .что историческое развитие смыслового содержания йонятия "честь" шло от конкретного к абстрактному, постепенно приобретая собственно моральных смысл. Первые представления о воинской чести заронились в эпоху раннего феодализма з связи с возникшей иотребнос-. тью в нравственной регуляции специфического рода деятельности, которую выполняла друясяяа. 3 IX—XIII веках слово "честь" связывалось с материальными вещественными знаками престижа, обычно воинскими трофеями. Преимущественно репродухтивно-прздастгий характер воинской чести приводил к гипертрофированным формам ее проявления: демонстративному уничтожению трофзеп; использованию ценной вещи не по назначении и т.д. В Х1У-ХУП веках развитие воинской чести еще не приобрело "статуса" самостоятельного социально-нравственного явления. В русском войске, -как й во всем государстве, господствовала родовая честь, понимавшаяся-, как право на признание превосходства-, почет за принадлежность к знатному роду. Субъектами честя являлись, представители высшего сословия общества. Личная чес'тЬ| как внутреннее нравственное качество' человека, самостоятельного значений но имела. Господство родовой чести в русс кал войске приводило к неповиновении младших воевод старшим из-за родовых счетов,^" грубым нарушениям воинской дисциплина,-а во время войны - к проигрышу сражений.

1. Ол.: Обручев Ii.II. Обзор рукописных и печатных памятников,относящихся до истории военного искусства в России.-Сггб., 1353J Мещерский H.A. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе.-М. ,1958.-С,80; Истрин D.M. Хроника Георгия Амарто,ла в древнем славянорусском переводе.-Птг.,1920.-С.93; Полное собрание русских летошгсей.-Спб. ,1893.-Г. 1,2.

2. Нередко от службы под командованием определенного воевода из-за родовых счетов, отказывались целые отряда: "Московские дворяне и жильцч нэ хотят сложить со вторым воеводою в Староду-ds Алябьев™, потому что и последний даоряиян е?лу в версту"-ЦГДА.Ъ. 210, ол.2, Л.675.

3. См.: -Шпилепсккй С.М. Союз родственной заядата древних германцев и славян.-Казань,1886.-С.136: Котошихин. О Россия в царствование Алексея Михайловича.-Слб.,1840; Валуев Д.Л. Исследование о местничества. -"Л. ,Iri45.-2.I08,I20",50; Бобсочс-кий П.О. Местничество а преступления против родовой язотя б' в русском войске до Петра,1.-Спб., Г883 и др.

Эиестс с ге:л, в сознания многих людей зрело иное понимание' чести, в том числе к воинской, которое оказало значительное влияние на ;йон\жроваиие нралстве.нкых и юридических нош воинской чести в гсоследатайб столетия. В-народе воинская честь связывалась с такпгж качзс'Мами воинов, как верность своему долгу,отечеству, предпо^йие сглерти сдача в плен, готовность жертвовать жизнью за "други своя" г. др.^' Этил подготавливалась другая кри-териальнссть чести, нежели родовитость.

Создание регулярной армии, ведение постоянных войн с соседями, нгтссплекнуй за столетия практический опыт воспитания воинов, обусловили в конце ИП-начшге ХУЛ веков настоятельную потребность п разработке новых правовых и социально-педагогических норм воинской чести, необходимость оригинальных организационн"-ттедагсгических решений по ее воспитанию.

Петр Г расширяет представление о воинской чести за счет наполнения его моракьно-этяческимк норлами, конституируя, теде самым,' прогрессивные ззгляды на воинскую честь.Ото выратяось а тем,что:

а/ честь начинает пониматься не как почет по природе, а как признание общественных заслуг человека, его право на уважение государство;.; и обществом за свою деятельность;

б/ отношние оЪицера к воинской деятельности становится си- . стемообразукщкм компонентом воинской чести. Продвижение по службе ■ставилось в прямую зависимость от реальных заслуг офицера, причем присвоение офицерских чинов /своеобразный показатель уро-' вня чести/ напрямую зависело от общественного мнения офицеров;

в/ понимание - воинской чести начинает базироваться на внутреннем достоинстве офицера; • ' ■

г/ вновь создаваемые нормы воинской чести, в свою очередь^ становились критерием оценки воинской деятельности, что сказалось на уровне воспитания офицеров и результатах их боевой деятельности.2, .

1. Сад „-.Авенариус В.П. Книга билик.-Спб. ,1880.-0.25,102,253,256; Гаркапи А,Я. Сказание мусульманских писателей о славянах и пусскпх.-Спб., 1870.-('.267-268,283; Шамбянаго С.-Х.Сказание о Мамаевом побоище.-Спб. Д907.-С.96;' Богос.тавсккй Ш. Заоварс-кке правду.-А.,1893.-С.203 Я др.

2. См.:Г{ГВНЛ,-5;Г,л.3,л.98;Полное собрание законов Российской иу-

гтвепя с [649 т.-Спб, 1830.-Т.5.-С.34-85,96-97.203-453,320;Т.-6. -О.^о.-иТ!; Столетие чоэяяого ч':нис?ерстзаД802-1902.-Сш5., 1Г0?.-7.'4.<а. 1.0М1.3.-С.203, и др.

Петр Г.бережно относился к накопленному предками -опыту и . все лучшее., касающееся содержания воинской чести, переносил в свои законы, создавая юрндачееккр нормы воинской чссти. Основное ее содержание начало пониматься как нравственная ответственность за защиту веры, царя. Отечества. Воинская честь петровской армии выражалась стойкостью в бою, .недопущением отступлептя без приказа и сдачи в плен, защитой знамени до последней капли крови, гуманным обращением с пленными и гракдангкзм» населением, личным примером офицеров в бою и пр.

После смерти Петра I, в период засилья "временщиков" ,/Биро-на, Миниха/ деятельностн'ов основание воинской, чести опять начало подменяться родовитостью.

Дальнейшее развитие представления о воинской чести получили во второй половине ХЖ-началеПХ века благодаря деятельности! русских военпоначальников П.А.Ру?/лкцева, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, офицеров-декабристов.^' В этот период дз-лавтея попытки дать определение воинской чести.

Уровень военно-педагогическ'ой мысли конца ХГХ-начала XX века позволил на теоретическом уровне рассмотреть сущность честк вообще и через нее выявить специфику воинской чести. Большинство исследователей того периода3, выделяли в'понятии чести "внешнюю" /объективную/ и "внутреннюю" /субъективную честь / .объясняя это социальной обусловленностью сущности чес та. Под "внешней" честью понималось признание другими, увааешю,почет,установившееся'значение человека с точки зрения общественного мнения.^''

I. См.: Мысли генерал-^ельдмариала Румянцева Задунайского о состоянии армии,об устройства зойск.../Л^аслозский.Приложения и . примечания' к запискам по истории военного искусства в Росс'ик. -Спб.,1897.-С.I-I5;Записка князя Г.А.Потемкина Тавпического об одежде и вооружении войск//Пг'ятники повой русской истории .Сборник исторических статей » материалов.-Спб.,I873.-T.3» -С.311:Суворов А'" З.Полховоо учреждение.-:,!., 1349;Наука noder-дать//Антоновски.1.Наука побеждать.-Спб.,Г803;Кутузоа М.И.До-. кументн.чЛ., 1952.-Т.3. и др.

■2., Бестужев А.5.Правила военнегго воспитания относительно благородного юношества и наставления для ордеров военной служба себя поовятившх.-Спб. ,1.Х)7.-С.168;!{ислов А.Военная правот-, венность.-Сггб.,1838.-0.91 и др.

3. Си.¡Астафьев АЛ 0 современном военном искусстве.-Спб.,1861; Иванцоч-Платонов A.M. Истинное понятие о чести и фальшивое представление о нея,- спб.. 1874.-С. 1; Каменский П. Честь и наскоки//Варз!авский военный журнап.-;}аршава,1904.-Н2 к др.

"Внутренняя" честь связывалась а осознанием человеком свое-то личного достоинства, своей ценности и с его устремлениями добиваться признания, выоозСой оценки своей деятельности обществом, сой ловцом. В этом плане честь обнаруживала себя как качество, присущее офицеру и формирующееся на- основе признания его достоинства.*' Некоторые авторы полагали, что основу воинской чести должна составлять общечеловеческая часть, присущая каждому человеку, как личности. Однако подчеркивалось, что воинская среда . вырабатывает свою корпоративную честь, зависящую от специфических этических'норм данной общности, которые могут противоречить общечеловеческим нормам.2' Ери этом воинская честь рассматривалась: во-первых,, как .одна кз целей воспитания, во-вторых, как один из факторов развитая офицера, как средство его нравственного воспитания.3, ' -

В ходе исследования выявлено следующее обстоятельство: вое- . питание воинской честа у офицеров представляло собой два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направления.- Одно из пих /социально-педагогическое обеспечение/ спосо'бстзовало созданию отвечающей требованиям воспитания социально-педагогической среды. Другое выражалось в целенаправленном воздействии воспитателей на воспитувмых с целы» привития представлений, навыков, привычек поведения в соответствии с донимаемыми нормами воинской чести. Социально-педагогическое обеспечение являлось -необходимым условием устойчивости, непрерывности и управляемости процесса воспитания воинской чести у офицеров. Проведенное исследование позволило установить существенную зависимость эффективности процесса воспитания воинской чести от его социально-педагогического обеспечения, которое предполагало: а/выработку

4. Военный собеседник // Сборник рассказов и статей военного содержания. - Спб., 1ЭЮ. - С.28.

1. Лвейкояский П.А. Суд чести и дуэль в войсках российской ар-шга. - СПб.,.1912. - С.41. ...

2. См.: Брокзауз Ф.А.',й5роя И.А. Энциклопедический словарь.-Спб., . 1903.-т.38.-С.717; М.З. Луэль и честь в'истинном освещении.

' Сообцонлз в аЬиперскш'.круг -Спб.,1902.-С.44; Кандидат.Честь муцгхяра и дузль//Вознны2 альманах.-Спб. ,1902.-С.70-71 и др.

3. Атласов И. Чувст- ■ чести, как цель воспитания // Пед.сборкик. - СП*., 1893. - С.478.

социально-правовых требований и гарантий, как нормативной основы воспитания; 6/ использование социально-педагогических Факторов, предопределявших характер л направленность процесса воспитания воинской чести.

Социалъно-правовне требования и гарантии реализовывались следующим образом:

во-первых, в военных законах и усгачах, на протяжении более, чем двухсотлетней истории регулярной армии, обосновывались юридические кормы чести, которые, благодаря сложившейся практике воспитания, перерастали в нравственные норки поведения орицора. Так например, до ОТ! века существовала практика разграбления победителями захваченных городов, яэсткого обращения с mî^kv« ка-селенкем. 13 Уставе Воинском 1716 года такие действия были объявлена воинским преступлением.^-* Постепенно гуманное обращение с побежценкьмл стало нравственной нормой поведения русских офицеров. ' ...

Зо-вторых, в российской армии существовала юридическая защита воинской чести оЬяцера. Уже в начале ХУШ века в "Уставе прежних лет" предусматриваются меры по защите чести офицера, наказания за ее оскорбление.^*. В Воинском Артикуле I7IÇ г. запрещалось употребление бранных слов, били ликвидированы телесные наказания для офицеров, как унижающие'их честь и достоинство ит.д.3,

С целью защиты нравственных нору, воинской чести с 1721 г. вводится практика обсуждения нравственных поступков о^иддров своими товарищами.4* В 1863 г. были юридически скормлены суды общества офицеров /в 1912 г. они были переименована в суды честиц о£ицэр-в/. На них возлагалось: l/рассмотренйэ поступков, несовместимых с понятием о воинской чести и доблести офицерского звания, служебного достоинства или изобличающие в офицере отсутствие норм нравственности и благородства; 2/разбор ссор и обид,

1. Полноэ собрание законов Российской ймпеоии с 1649 Г. - Спб., 1330. - Т.о. - С.350.

2. Г1ГАЯА, .ф.9, Каб. Петра I, отд.Г,; д*3?» л.256.

3. Иол;'оо собттаг/.й законов Российской. империи с 1640 г. - Спб., 1830. - Т.о.- 0.322.. ,

4. Там -"е. - Т.7. - X38D7.

возникащях в.офицерском среде.Суды офицерской чести означали появление нового субъекта социально-педагогической деятельности в области развитая качеств, офицеров, шеищах-прямое отношение к воинской чести. В социально-педагогической деятельности судов чести реализозаваяись сле.цугащие фуяйции: восштатёльно-норглирующад, оценочно-контролирующая и корректирующая.^*

Проведенный исторический анализ показал, что на протяжении длительного периода предпринимались неоднократные попытки ограничить самостоятельность и независимость офицерской корпорации в обсуждении поведения своих товарищей и определении их'дальнейшей судьбы. Например, в тридцатые годы XIX века Николай Г лишил офицеров такого права, что сказалось на качественном состоянии офи- ■ цэрского корпуса.3*

Существенным условием, влияющим на формирование чести офицеров, явились дуэли. Они были привнесены в российскую армию иноземными офицерами в конце ХУЛ века и сразу ке были объявлены 'тяжким государственным преступлением.^' Однако в офицерской среде, особенно среди молодых офицеров, поединки быстро закрепились и считались чуть ли не правилом хорошего тока. Их клвучесть объяс- . няется сформированноетью и устойчивостью общественного мнения о том, что дуэль являлась зачастую единственным средством для удо-втетвзрения'оскорбленной чести, Вместе с тем в обществе зрело понимание того, .что поединки .нЬсят ярко выраженный антигуманный, . варварски;! характер, унося многие человеческие хаз ни /А .С. Пушкин, 5,1.й.Лермонтов и др./. Несмотря на это з 1894 г. дуэли в армии-были легализированы.0•

1. Свод военных постановлений 1869 г.-Ч.6.-.Уставы военно-уголов-mia.-Кн.XXUJ.Устав дисциплинарный.-Птг.,1915.-С. 127-128'.

2. Си. :П:^ей1;овский П.А. Суд чести и дуэль в войскфг российской апмик.-^Спб., 1913'.-С.2-34;Суд общества о&ицеров//Воениый альманах.-Спб. ,1901.-С.46-50; Бернацкмй 13.А.Яо поводу учрэкдейия судов чести военно-учебном ведомстве//Пед.сборник.-Спб.,1912. -ноябоь.-С.509-520;-Варяжский К.Новый закон о судах чести // Разводчик.-ISI2.-ÄIII5.-С.173-175 и др.

3. '"••.: Морозов Н. Воспитание генерала, и оЪкцера, 'как основа по. оэд и доратений. - Слб.,Г910.

4* Полное собрапие законов Российской ншггши с .1649 г. - Спб. .Г-'-:30. .- Т.Ь. -- П.263.

г?. С:.-.: Чяхоп 'Д. Дрль, ее происхождение и совэемзпныл хаоактер. - Спб. ,lf;C2. - dI, е.; Ливонсон. Поодкиох э закоподатзльство и

С цель» укрепления одного из оснований воинской чести, престижности офицерской слуябы государство проводило определенную политику по социальной защите офицера, которая включала в себя систему оплаты труда, пенсионное обеспечение к другие виды довольствия, заботу об обеспечении детей погибших офицеров. Однако, в конце Х1Х~начале XX века в связи с бурной капитализацией общества, социальная защищенность офицера, и особенно его материальное положение не отвечало элементарным требованиям, что явилось одной из причин падения прзстика офицерской службы. Предложения ученых и государственных деятелей о' социальном обеспечении офицеров так я но нашли.своего практического воплощения в реальной низни.** Наметившаяся дисгармония меящу моральным и материальным сткмулировага:ем явилась одним из обстоятельств, понижакцих действенность моральных стимулов деятельности орицера. Сложилась явно противоречивая ситуация: возрастающая общественная значимость нравственно-этических компонентов воинской чести сопровождалась устойчивым падением уровня материальных возможностей воспроизводства физических и духовных основ отзнедеягельности офицера.

В дореволюционной российской арии развитие воинской чеоти офицеров обеспечивалось целым комплексом социачьно-педагогичес-ЮГ/С .'факторов: воздействием духовно-нравственного потенциала отечественной культуры; развитием военно-научной и военно-педагогической мысли; деятельностью русской православной церкви; созда-. нием системы внеиних^символоэ, атссумулирозавшх в себе суть воа> некой тести российского офицерства, особенностей ее .'развития.

Отечественная культура восяела любовь к родине к ео зацитни-^ кам, формировала общественное мнение, которое высоко ценило роль воина и поднимало псестия офицерской службы. В то же время она обличала уродливые Формы проявления офицерской чости, такие, как

науке.-Спб.,1900.-139с; Зыков А.Мыоли по поводу спора о поединках/Упоенный ачьманах.-Спб.,1903.-С.317-322;Калинин П.Дуэли в оФицепской среде//Иоенн!;Я c6opnaK.-I894.-ife.-rC.329-352; Стел-лещекй Н.С.Дуэль,ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения.-Харьков,1911.-40с. и др.

I. См.:Посоаков И.Т. Книга о скудности и .богатстве.-'«.,1724:Ми-люков.Госудаостзэиной хозяйство.-Спб., 1395.-С..ЬО-65; 1учков А.И. Ч вопросу о государственной обопоне:рочя в Государственной Думе третьего соя!т.1908-1912.-Я?б., 1918.-С.37;Смираов К.ОФк-цорский воярос//Воэнный- сборник.-1909.-НО.-С. 134 и др.

кастовая замкнутость, презрительное отношение к гражданским ж-.' цам к т.д.1* Приобщение офицерского корпуса к отечественной культуре ."Йоршрозало / него представление о своей корпорации, как наиболее образованном и культурном слое нации. Многие офицеры сами являлись выдающимися представителями отечественной науки .и культуры: композиторы Римский-^ороакоэ H.A., Мусоргский М.П.; ■медики Пирогоз Е.И., Склифосовский Н.З* ¡.писатели Достоевский Ф.М., Толстой jI.H., Купрпя Л.it., Лесков Е.С.,.Гаршин В.М., Сер-геев-Ценсккй O.K.; поэты Державин Г.Р., Фет A.A., Лермонтов М.Ю. и другио.

Развитие отечественной военно-научной и военно-педагогической мысли позволяло болео глубоко осмысливать проблемы, связанные с ■ воспитанием воинской чости, закреплять нравственные качала в поведении и профессиональной деятельности офицерского корпуса. Этому во многом способствовало: появление специальных исследований по вапросам нравственности, достоинства и чести офицера;^' обсуждение пооблем воинской'чести на-страницах газет и журналов;3' повышением псяхолого-педагогической,подготовки офицеров, что обеспечивалось появлением учебников и введением преподавания психо-. логин и •педагогики.з ВУЗах;**' работой Педагогического музея военно-учебных заведений /1863-1917 гг./,в котором активно работали, и известные-гражданские педагоги Н.А.Корф, Д.Д.Модзалевский,

1. См. :К7ЯТ>инЧ. Поединок.-Й., 1979; Короленко В.Честь мундира и нравы военной среДы//Собр.соч.-Спб.,1914.-Т.4.-С.ЗОЗ-ЗбО и др.

2. См.¡Бестужев А.Ф.Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров'зэйнной службе себя посвятивших; '-{ислов А.Военная нравственность.-Спб. ,1838;' !!1з9йкопскиЯ П.А.Суд чести и дуэль з войсках ооссийской армии.-Спб.,1894;Драгомиров М.И.Дуэли.-Киев,19Э0; Галкин Н.С.Новый путь современного офицера.-М., 19С6;Н^рчеяко.Дровяь*?} элемент

в военной деятельности Петоа I; Геркельман С.Нравственный элемент под Севастополем.-Cnd".,1897;Нравственный элемент в руках Суворова. -Гродно, 1900 и др.

3. См.:Бутовский Н.Чувство помдочзоотг в офицерской средо//Во-ьпику сбо^н-.гк, 1898.-'Я1 ;Атл,псов И.Чувство чести, как цель зо- . *лтетпптя//г1олсгоп,чоский сбогаяк.-Опб,ТЗЯЗ^йя/.енский й.Честь •

" иаококр//';5агтвгдаГ: военный 'журнал.-^ар-лчза.-.VI2;

4. См.::]Г,"ЙА,^?5,оаг.2.д.?!,л.?3;ТоеЬкия Д.Я.Курс вобш'о-лршелад-нг»й п^г,агсгяки.Л?* сз-ьоти русского военного дела.-лкоз, I90S;

.^'РГКО» Г. 3;\гп:с-с; по по;»нко.! педагоге!«.-.'рел, 13С9;Зых.)в А. Хач и чем упратлявтоя . Опыт позиной психологии .-Спб., 1898 г. Л''. ' ' .

Е.Я.Герд, А.Я.Острогорский, П.Ф.ХэлтарвБ^'ДеятеЛьностью различи ных зоешто-лаучных обществ'.2

. Русская православная церковь важное место отводила становлению у офицеров патриотического сознания, верности воинскому долгу и присяга,-готовности, к самопожертвованию во имя Отечества, Деятельность церкви в лице военного духовенства способствовала эффективному воспитанию воинской, чести, превде всего, через: отработанные ритуалы благославления воинов на битву, на честное выполнение воинского долга;'психологическую поддержу неопытных, • малодушных; духовную помощь зо время сражений, в период невзгод и ранении -г благотворительность со стороны деркаи ло отношению к семьям погибших. Церковь стреыалась укреплять веру воинов в истинность исповедуемых идеалов и усиливало решимость к самопожертвованию в ситуациях, требовавших такого мужественного глага.^* Создание системы символов, выражающих воинскую честь, таких, .как форма одежды-, значена, почетные наименования полков, награды, воздействовавшие на эмоциональную сферу личности офицера, оказывало влияние на формирование у него возвыщенных представлений о своем предназначении.

Рассмотренные социально-педагогические 'факторы непосредственно влияли на общественное сознание, способствуя формированию в кем уважения и дате преклонения перед профессией офицера. Способствуя интеллектуальному и нравственному развитию офицеров, они опосредованно влияли на общественное мнение, высоко ценящее статус защитника отечества. Данные социально-педагогические 'факторы

1, См.:Макшеав 3.Пятидесятилетие Педагогического музея воен.-уч. заведений/Краткая историческая записка 1864-1914/,-Спб.,I9i4.

2, См.-.Годовой отчет за 1-й год деятельности общества ревнителей военных знаний.-Спб,1900:Устав Императорского военно-исторического Общества.'-Спб., 1908 и др

3. См.:ЦГВИА, <ü.725, о^. 49, лл, 105-107;Зоеиная ятг'Т-.'Пччтшя.-Спб., 1912.-Т.9.-С.24;Си'0летие военного министерства.-Спб., 1902.-Т.

• 9.-С.245;Печень H.A.Возрождение из забвения.-М.,1993.-С.105.

4. См.:11орцов-А.Н.Значепие военного мундира,лак символа,к некото-•рые тамбовские военные пактй.-Т№бов,1911;Нихолаев.Истошчес-кий очоск о регалиях и знаках отличия русской армии в 5-х Т,-Спб.,1853:Кривицкий А.Ю.храднции пусского офицерства.-М.,1945. -С.38-71;Исторический очерк российских орденов и сборник Основных орденских статутов.-Спб,18Э2:Зыков А.Как а чем управляются люди.Опыт военной психологии.-Спб,I8S3.-С.22 и др.

одновременно являлись" и условиями воспитания "внутренней"чести у офицеров.

Комплексный ¿нализ архйвных, документальных и литературных источников показал, что процесс воспитания воинской чести у "офицеров российской армии охватывал периоды доармейской жизни, учебы в воекно-учебном заведении, прохоадейия службы в полку и являлся составной частью процесса- их нравственного Боепитания.

Основы для воспитания воинской чести закладывались в семье. Дворянская семья была источником осознания ребёнком своей личной значтаобти в служении Отечеству. Пример старших, соблюдение правил чести/ уважение достоинства ребенка подготавливали его к восприятию специфических норм чести офицера.

, Целенаправленное воспитание воинской чести осуществлялось в военно-учебных заведешях: кадетских корпусах /1732-1863, 18821917 гг./; военных-гимназиях.и прогимназиях /1863-1882/; юнкерских и военных училищах /1863-1917/.. Оно было ориентировано, как на достижение сугубо практических целей повседневного поведения будущих офицеров, так и перспективных целей нразбтвенного развития личности. Реализация перспективных целей являлась движением к нравствоиному идеалу, содержащему в себе общепринятые нравственные ценности данного общества и военной среды, окрашенные своеобразием социально-значимой деятельности по защите Веры, Царя -и Оточзства, .

Основными средствами воспитания воинской чести в ВУЗах выступали: учебный процесс.и организация всей жизнедеятельности воспитанников в соответствии о принятыми нормами воинского поведения. Это позволяло будущим офицерам осознанно-эмоционально воспринимать нормы чести и .формировать привычки поведения в соответствии с этими нормами, в организации воспитания чости офицера в ВУЗах на все было 'однозначно. С одной стороны, дафференцирова-лист нормы поведения з зааисю.юста от возраста воспитанников, вались аттестационные тетради, позволявшие индивидуализировать: воспитание, отменялись тэлескае наказания /1765-1794, 1904-1917гг./, соблюдалось требование опара на положитольноа.^' С другой сторо-

Г. См.: 1ГГВИА, Ф. ЗГ4,д. 3492:д.326,л.28• Педагогические правила и за-т:от//Пзд.сборник. 1809.-.'лЗ.-С. 167-183;Буто некий А.Применение ' принципа йядяз?дуалЕзацки в деле воспитания//Пвд.сборник.-Г'02.-К2.-С.45С-457;Ккструкции по воспитательной части для

ны, ка протяжении длительного исторического периода в ВУЗах процесс воспитания отрывался от учебного процесса. Обучением занимался преподаватель /учитель/, а воспитанием - специальный воспитатель. ?то приводило к разобщению приобретенных знаний о чести и закрепленных привычек поведения будущих офицеров. Среда воспитанников процветали неуставные взаимоотношения, развивалась двойная мораль, отражавшаяся в поговорке: "Нулик, да не вор; -украл, да не попался". Наряду с предпринимаемыми мерами по воспитанию у кадетов добродетельных начал путем развития ума,' усилению их образовательной подготовки, неоднократно предпринимались попытки сокращения преподавания гуманитарных общеобразовательных предметов /конец-ХУш-первая половина XIX века, конец XIX века/; запрещалось общение со студентами; не допускалось чтёнио книг, не рекомендованных воспитателем, -в т.ч. Лермонтова, Гаргпи-яа, Грибоедова и др. Чтобы скрыть необразованность будугцюс офи -перов, практиковалось завышение оценок, выполнение домашних заданий воспитателями за воспитанников и т.д.*' •

^однозначность подходов к организации обучения и воспитания в ВУЗах приводило к тому, что в различные периоды истории российской армии в полки приходили офицеры, различавшиеся по уровню образования, культура, развития чувства чести.

В- войсках воинская честь офицера воспитывалась в ходе всех видов слухебно-боевой деятельности. Основным центром воспитания чести являлся полк, в котором-создавалась соответствующая социаяь-но-педагсглчоскач с'педа я находились важные воспитательные средства: о-Тшцерскиз собрания, суда чести, полковые традиции, командиры-воспитатели и т.д. Основными путями воспитания воинской части у оЬлцеров'являлись: установление педагогически целесообразных взаимоотношений в офицерской среде; акти-вноэ использование возможностей 'воинских ритуалов и традиций; выработка нравственного идеала и воздействие силой личного примера; развитие самодеятельности офицерской среды; самостоятельная работа o-feuepa по

кадетских корпусов.-Спб.,1886;Инструкция определяющая правила военного воспитания и устройства. внутреинего©порядка в военных училищах.-СпсЦ900.-С.5Т-54 и др. Т. См.: Польский П. Армия и'общество.-Спб,I9IO; Кренке.Кадетский бчт 20-30-х годов/1826-1834/ //Исторический вестник.-Спб., 188?-.-Хп.М и др.

- № -

■самосовершенствованию.

Существенно влияли на воспитание воинской чести следующие эле- 1 мента взаимоотношения о1мцеров: I/.Уважение-личного достоинства. Нарушение этого правила приводило к острым конфликтам. Так, в сентябре 1820 года в ответ на неуважительное отношение со стороны великого князя Николая Павловича /будущего императора/ 52 офицера лейб-гвардии Измайловского полка подали Прошение об отставке, поскольку другого дуги удовлетворения оскарбланяой чести от лица царской Фамилии они не имели;*' 2/.Осуждение поступков, унижающих честь других военнослужащих. Известен факт, когда за унижение своих подчиненных -командир Семеновского полка Шварц был приговорен военно-судной комиссией, состоящей из командиров гвардейских полков, к смерти.2* 3/.Дифференциации норм взаимоотношений ме.-вду офицерами в различных сферах деятельности. Считалось неприемлемым переносить служебные норлы взаимоотношений в офицерские собрания и наоборот.

Данные попытки гуманизировали взаимоотношения в офицерской среде, что вело, в свою очередь, к воспитанию воинской чести и ' повышению его результативности.

Новые'условия,- связанные с созданием регулярной армии, обусловили потребность в качественном развитии старой воинской ритуальности и создании новой, что нашло свое отражение в. указах Петра Т. и "воинских уставах. В 1699 г. впервые в. русской регулярной армии состоялся -торжественно-траурный ритуал захоронения с воин- • сними почестями.^' В 1714 г. был узаконен ритуал посвящения в оЬицэры, который преследовал цель раскрыть в чувственно впэчат- ' ляюшей Форме отношение к службе в офицерском звании, как к пояи--знеюгой государственной обязанности, привить любовь к профессии воина и чувство гордости за принадлежность к офицерс'кому корпусу! * .Злеете с ритуалом торжественной,встречи знамени зарождался и ритуал во/шского яривэгстБИЯ, являвшегося внешним выражением тог.о, "...что люда принадлежат к великому товариществу,.назначение кое-

1. См.:ЦША, ф. 660. оп Л, д. 18 ¿л. 40; Русский Архив.-1875.- №5.С.45-47.

2.- Криаицкий А.Ю.Традиций русского офицерства.-ГЛ., 1945.-С.28.

3. См.:Толстой . А.Н.Петр Первнй.-Грозный, I972.-C.308.

4. См.:Строков А.А.История зоенного искусства.-Г....,'1955.-Т.I.С.465.

г

го - полагать душу свою за други своя". Триумфальные шествия.начала ХУШ века в честь побед послужили основой для проведения ná-радов. Почти каждый полк,- кадетское или военное утилищо имели не только оркестры, но и свои собственные песни и марши.

Воинские ритуалы и традиции, фиксируя определенные формы почестей, воздействовали, прежде всего, на эмоциональный компонэнт воинской чести. 3 процессе эмоционального", нравственно-эстетического восприятия, осмысления содержания, воинских* ритуалов -в их образной форме у офицеров складывались представления об отображаемых событиях. Повторение, закрепление эмоциональных переживаний в процессе воинских ритуалов способствовало перерастанию их в устойчивые возвышенные чувства, з том числе и чувство чести. Через ритуалы оЬпцэр усваивал навыки, привычки, традиции, характерные для его социального окружения. При этом формировались установки на деятельность, которая получила бы общественное одоб-. рение и вырабатывалась потребность.следовать нормам и правилам, принятым з данной социальной среде.

Высокой эффективности воспитание.чести, достигало тогда, когда обеспечивалось единство.нравственного идеала и образца реального поведения. Поэтому в российской армии серьезное внимание уделялось личной примерности начальников во всех'сферах воинской доя— 1 . тельное ти,. Прежде- всего,, это касалось поведения командира в бое-

зой обстановка.^, где-, "......начальник должен водить свою-частг. в бой,

р- •

а не посылать ее'".. - Личное мужество, презрение к смерти, даже некоторая- картинность, при этом особо почиталась в среде русского офицерства.. Литературные и-документальные источники дают'массу примеров такого. поведения! русских, офицеров от- зоенноначальника до простых командиров рот. Например,, генерал-Мялорадович во время боя с превосходящими силами фраг"узов^. с- целью воодушевления подчиненных, приказ-?t подать ему обед на редут, простреливаемый французами.'. • Таюади командирами- были Румянцев П..А., Суворов A.B., Багратион П.И.,. Неверовский Д.П., Раевский H.H., Ерт.олов А.Н., Скббелев И.Д. и тысячи других, являвших собой образцы воинской

1. Дрягомаров М.И.Одиннадцать лет. 1895-1903.-Cud. ,1309.'-С.168.

2. Армейские вопрос... Bun Л. - Сп ., Г893. - С.27,.

3. См.: Анекдота и черты из жкзня графа Милорадовн'ча.-Спб.,Т8П6, - С.56-81.

чести.

Самостоятельность офицерской среды, в первую очередь офицерэ-кке собрания, обеспечивала диалектическое взаимодействие 'Формальных и неформальных отношений. Офицеры считали, что "строго^ по-зикозэние начальству на службе и полная свобода корпорации в ее домашних внутренних делах,' в ее нравственном сознании чести -вполне ггриштримы".-1-• Офицерская среда формировала общественное мнение, неофициальному суду которого, помимо официального суда чести подвергался офицер. Данный суд был строже, официального, он действовал оперативно, фиксируя изменения взглядов на честь."Б... органической выработке и смене взглядов й понятий в офицерской среде и в приложении 'этих взглядов и понятий к отдельной личности и заключается-'самодеятельность офицерской среды в вопросах чести"./

Самостоятельная работа по"самосовершенствованию предполагала -активное участие личноета в развитии своих нравственных убеждений, способствовала преодолению следования расхожим прописям, развивала способность трансформировать представления о чести к конкретным жизненным ситуациям.

Вышеперечисленные пути зоспитания воинской чести обеспечивали •Нормирование убеждений офицеров, их мотивационных установок и потребностей в удовлетворении чувства чести, а также привычек-поведения в соответствии с требованиями юридических и нравственных норм чести.

Исследованием установлено, что процесс воспитания воинской чести у офицеров царской армии характеризовался двумя тенденциями. С одной стороны, существовала прогрессивная, природосообразная с точки зрения развития личности, тенденция, выратлвшаяся в формировании у офицера способности к саморазвитию воинской чести. С" другой стороны," - регрессивная тенденция, отражавшая склонность довольно большой часта военных педагогов рассматривать процесс вос:а1та'гая воинской чести'у 'офицеров лишь с точки зрения "окультуривания" внешних ее проявлений. Данные тенденции в воспитании' воинской чести отражали не; только-этнические, исторические, гео-

1, Военная реформа-// Сборник статей. — Спб.,1906". - С.67. .

2. Каменский П. Чест и наскоки // Варшавский военный журнал. -

.¡арлава, 1904. - $12. - С.879.

толитяческие и другие особенйости процесса воспитания, но, глаз-тал образов.,., вытекали из внутренней противоречивости феномена яо-шской чести. Это заражалось в систематическом нарушении равноае-зия между совокупностью представлений о воинской чести и спосо-5ом их выработки; между системой представлений о воинской чести : формой их реализации в конкретной жизненной ситуации. Если прогрессивная тенденция обеспечивала развитие способа формирования гредставлений-о воинской чести, то другая ограничивалась йорми-эованием ряда общепринятых в'обществе поведен'/еских реакций в ¡тандартных-ситуациях. В таком случае честь понималась, кэлотрешение "сохранить лицо", иметь незапятнанную личную репутацию, [то нередко вступало 'в противоречие не только с потребностями грсхйэссии, но в ряде случаев просто со здравым смыслом. Куприн "ак охарактеризовал такую честь: "Здесь мундир и гремящее оружие; ..здесь наигранное мужество, гордая честь, которая все время фадает глазами: "А вдруг меня кто-нибудь ободит.?"-*-' .Натаскива-з?е в рамках .форлатыюй тенденции обеспечивало, устойчивость по-юденческой функции офицера в случае постоянного контроля за ним. [рогрессивная тенденция создавала возможность поведения офицера декватнр морально-зтичаским йсрлам зне контроле других, как в тандартных, так к нестандартных ситуациях,

На различных этапах истории российской армии преобладающей влялась то одна, то другая тенденция. Прогрессивная тенденция ыла главенствующей в начале ХУШ века, во второй половине ХУШ'в., о второй половине XIX века-. Регрессивная тенденция преобладала- " середине ХУНТ века, в первой половине XIX века, начале XX века.

Таким образом, создание 'социаяьно-празовых норл воинской чеог и, задействование многогранных социально-педагогических факторов, спользовакие различных путей воспитания свидетельствует о том, то процесс воспитания приобретал целенаправленный характер. Он сущаствлялся в семье, военно-учебном заведении, в частях и но-ил внутренне противоречивый характер.

Куприн А.И. Поединок. - М., 1979. - С.196;

!::. сс:юзшз тзо?йтш>юкие зузод* .

I. :Тончтке допиской теста возникло в эпоху раннего феодализма-в ответ на актуализированную потребность в.нравственной регуляции воинской деятельности. Первоначально она носила преимущественно рзпродукткачо-предмет.чый характер и имела родовую адресность. 3 такал состоянии воинская чЪсть не могла в полной мере соответствовать потребностям функции нравственной регуляции по-водекия во;.нов. Петр I расширил представление о воинской чести за счет наполнения его морально-этическими нормами. Дальнейшее развитие представление о воинской, чести получило во второй поло-зине ХУ:3-началеХ1Х века благодаря деятельности русских военнона-чаль ников Л.А.Румянцева, Г.А.Пстс'мкгта, А..З.Суворова, №. И. Кутузова, о1)ицеров-докабрнстов. Развитие военно-Педагогической мысли ' ■ позволило в конпе XIX века на теоретическом уровне вскрыть сущность и специфику воинской чести, которая разделялась на "внутренних)" и "внешнюю", Под"внешней" честью понималось признание обществом ценности офицера и результатов его деятельности.' "Внутренняя" честь связывалась с осознанием офицером своего достоинства, ценности и с устремлениями, добиваться высокой оценки своей деятельности со стороны государства и общества.

'2. Необходимым уолозием устойчивости, непрерывности и управляемости процесса воспитания воинской чести у оЬицеров являлось наличие в дореволюционной России социально-педагогического обеспечения данчогз процесса. Социально-педагогическое обеспечение осуществлялось по двум направлениям: а/выоаботка социально-правовых требований и гарантий, как нормативной основы воспитания-воинской чести у офицеров; б/использование социально-педагогических Факторов, предопределявших характер и направленность этого, воспитания. Соответствие уровня нравственно-этических императивов воинской чести уровню социально-педагогического обеспечения процесса ее воспитания являлось одной из закономерных зависимостей. Основными'сотдеально-педагогическгаи факторами, оказавшими значительное влияние на' вотирование воинской чести у офицеров явилась: зоздейотчге духовяо-нравстзенкого потенциала отечестве-я;юл культурч; раззчтие военно-научной -к военно-педагоглческой »чела; деятельность русской пиавослачл:« церкви; сусестоочаваая сксто:.'Л сг;аа"ов чоиночой чести российского офицерства.

3. Прсп&сс чостатпкия згоискзЗ -ппощ у ог;:;г;;ров я^тядся сос-

тавяой частью нравственного воспитания, ох?лтывпл периода дсар-мейокой уизни, учеба в ЗУЗе и ангорскую службу оопцера и представлял собой целенаправленную деятельность ссмьи, государственных, военных институтов и самих субъектов вслнскоГ: чести по нравственной подготовке к качественному выполнению своего воинского долга. Сн характеризовался двумя тенденциями: прогрессивной к регрессивной. Для.прогрессивной тенденции 6fi.no характерно то,что в процессе воспитания Формировалась к развивалась способность сокцэра к саморазвития воинской чести.Регрессивная тзнденцкя выражалась в том, что процесс воспитания воинской чести сводился к муштре, натаскиванию с целью Формирования у офицеров ряд общепринятых в обществе поведенческих реакций в стандартных ситуациях.

Воинская честь воспитывалась во всех видах слукзбно-боевой деятельности офкцзра. Основными путями воспитания воинской чести являлись: установление педагогически целесообразных взаимоотношений в оФицерской среде; активное использование возможостей воинских ритуалов;-выработка нравственного идеала и воздействие силой личного примера; развитие самодеятельности офицерской среды; самостоятельная работа офицера по самосовершенствованию. , , Проведенное исследование позволяет высказать ряд практических предложений и рекомендаций, реализация которых, на наш взгляд, способствовала бы повышению эффективности воспитания воинской чести нынешнего российского офицера:

1. С учетом прогрессивных элементов исторического опыта воспитания и поддержки воинской чести у офицеров целесообразно обеспечить: а/государственную правовую и общественную нравственную поддержку престижа профессии российского офицера /опыт такой под- • деряки имеется во второй главе диссертации/; б/всестороннюю социальную защиту офицерского состава в соответствии с 'действующими правовыми актами, его достойное гагеркальное обеспечение в соответствии с предъявляемыми к оф-церу требованиями; в/реаяязацнзэ основных поав офицера как гражданина России. Дополнить соответствующие статьи закона о статусе военнослужащего, Устава внутренней слунба предложениями соискателя. .

2. В интересах болео глубокого изучения офицерским составом Вооруженных Сил РР исторического опыта воспитания воинской ч^сти, ее развития в процессе провэссяо'Шьной деятельности предусмотреть: а/в воончо-уче&га зячодот'лх изученсмцлгигьчсго курса:

"Исторический опыт воспитания воинской чести у офицеров российской ароти"/Приложение №9/; б/в войсках в системе командирской и общественно-государственной подготовки изучения лучших традиций русского оТжцерстза, опыта 'его нразственного самосовершенствования;' в/ввэдакие в действие системы комплексного информационного сопровождения учзбно-воспатателъно.го процесса в войсках и ВВУЗах под рубрикой "Честь имею".

3. На основе изучения опыта отечественной военной истории, практики воспитания воинской чести стимулировать формирование духовно-нравственных качеств в профессиональной деятельности офицерского состава ВС ?>: а/в процессе аттестования офицерских кадров отражать их способность дорожить честью офицера, умение использовать силу воздействия этой социально-нравственной ценности на сознание и поведение военкослукащих; б/активизировать деятельность судов, офицерской чести, направляя ее преимущественно на решение профилактических воспитательных задач. /Приложение №12/; в/присваивать исторические наименования полкоз российской дореволюционной армии гдювь создаваемым частям' с передачей права наследования, присвоенных ранее отличий и символики;

4. Дальнейшей разработке проблемы будут способствовать исследования по следующим направлениям: --Воспитание воинской чести у кадетов военно-учебных заведений вХУШ веке; -Роль боевых традиций в воспитании воинской чести у офицерского состава ВС Р$;

- Нравственное воспитание российских офицеров.з ХУШ-начале XX,веков; - Становление и развитие системы, религиозно-нравственного воспитания в российской армии в ХУШ-начале XX века. '

Публикации по теме диссертации: .

1. Воинская.честь офицера российской дореволюционной армии:этапы становления. - Серпухов, 1994. - 1,2 п-.л.

2. Становление и развитие понятия'воинской чести в российской дореволюционной армяи/историко-педагогический аспект/ // Сборник ияуч ых статей ГА ВС. - 1993, - М. - 1,1 п.л.

Общий объем публикаций -2,3 п.л.

Е. ИЗАНОЗ

ЗШеярергърй,* ГДЗС