Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Возрождение народных промыслов и ремесел(декоративно-прикладное творчество) как средствоэстетическою и профессионального становленияличности (на примере системы дополнителыюгообразования Кабардино-Балкарии)

Автореферат по педагогике на тему «Возрождение народных промыслов и ремесел(декоративно-прикладное творчество) как средствоэстетическою и профессионального становленияличности (на примере системы дополнителыюгообразования Кабардино-Балкарии)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Дикинов, Хусейн Мусабиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Возрождение народных промыслов и ремесел(декоративно-прикладное творчество) как средствоэстетическою и профессионального становленияличности (на примере системы дополнителыюгообразования Кабардино-Балкарии)"

па правах рукописи

ДНКИНОВ Хусей

Юи£

гусейи Мусабиевич

Возрождение народных промыслов и ремесел декоративно-прикладное творчество) как средство эстетического и профессионального становления личности (па примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии)

Специальность 13.00.01 - общая педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1997

Работа выполнена в Институте национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Научный руководитель- доктор педагогических наук, профессор , заслуженный деятель науки РФ П. И. Пидкасистый.

Научный консультант - Министр образования и науки, доцент Х.Г. Тхагапсоев.

Официальные, оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО, В.С.Кузин, кандидат педагогических наук, доцент Н.Х. Байч&куева.

Ведущее учреждение - Кабардино-Балкарский институт

повышения квалификации работников образования.

Защита состоится Л М/^Р/ТЩ^ 199 ¿г.

~Часов на заседании диссертационного совета

К113.09.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по адресу: 105077, г. Москва, ул Первомайская, д. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Автореферат разослан „

cf^JyiCjU^ j 99

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук Л.В. Козуля.

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Результатом воспитания и профессионального становления личности :егодня должна быть активная трудовая деятельность, в коде которой знания, умения, навыки, ифеи превращаются з убеждения и привычки, в мотивы поведения и труда.

,Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры профессиональной квалификации, таков закон социального прогресса.

Более высокий уровень - это и настоятельное требование времени - социальный заказ общества, это и обращение к педагогам школ, внешкольных учреждений, училищ, призванных вносить больше творчества, душевного огня в учебно-воспитательный процесс, самой маленькой ячейке государства - семье, в которой ребенок с малых лет впитывает и все хорошее, и все плохое. Это и задание ученым создавать учебники, соответствующие духу времени, архитекторам и строителям -проектировать и сооружать новые учебно-производственные комплексы и т.д.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Теперь, как никогда, ясно, что национальная культура, традиционные виды труда формируют у детей духовность, воспитывают доброту, отзывчивость, чувство сопричастности со своим народом.

Приобщенце школьников к национальным видам декоративно-прикладного творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к старшим - наставникам учащихся. Воспитанию школьников, формированию у них гордости за свой труд способствует и то, что многие их поделки из разных

материалов, предметы декоративно-прикладного творчества находят достойное место среди экспонатов многих выставок, а затем хранятся в музеях.

Все дети талантливы, в каждом есть „искра Божья". Но с годами она почему-то постепенно угасает -ребенок превращается в обыкновенного человека, который никакими особыми талантами не блещет. Но случается и так, что искра эта постепенно разгорается, превращаясь в „дар Божий", и тогда мы говорим об одаренности, талантливом человеке. „Раздуть искру Божью" мы предлагаем с помощью занятий народными промыслами и ремеслами.

Нас в соответствии с темой исследования интересует влияние обучения народным промыслам и ремеслам на профессиональное становление личности.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными „действующими лицами" в торжественных случаях.

В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство побуждает подростков к сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитание убежденного человека и личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности. Отечественная педагогика накопила немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов.

Особенное значение для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности имеет организация занятий декоративным искусством в

районах, где развиты народные промыслы и ремесла. Учитывая это Совет Министров СССР в Постановлении „ О мерах по дальнейшему развитию народных промыслов" (1968 г.) обязал Министерство просвещения

республик обеспечить введение, начиная с 1968-69 учебного года, в общеобразовательных школах, находящихся в районах, в которых расположены предприятия народных промыслов, обучения на уроках труда техническим приемам изготовления художественных йзделий (6, 399). Это решение нашло практическое осуществление в некоторых школах страны. В определении исходных позиций использования народных промыслов и ремесел на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования мы опирались на передовой опыт художников и педагогов Кабардино-Балкарии, результаты исследований российских психологов по формированию личности (Л.И. Божович, J1.C. Выготский, Г. И. Волков, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, A.C. Кишев, B.C. Кузин, Б.Х Мальбахов, Д. Кумыков, А. Шортанов, С. Мафедзев). Проблемы единства трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности решаются на основе исследований работ педагогов [В. А. Сухомлинского, Н.И. Болдырева, КС. Марьенко).

Вышеуказанные авторы отмечают особое значение разнообразной работы по возрождению народных ремесел и промыслов в решении проблемы трудового воспитания и профессиональной подготовки школьников. В исследованиях Ю.П. Аверичева, С. И. Архангельского, С.Н. Чистяковой, С. А. Черник рассматривается вопрос о необходимости выявления и развития профессиональных интересов школьников, определяется взаимосвязь специальной работы с учащимися по формированию профессионального становления личности.

Во многих исследованиях авторы сосредоточивают внимание исключительно на вопросах техники художественной обработки материалов, применяемых для изготовления изделий декоративного творчества, в связи с этим на свойствах разных материалов и на особенностях

необходимых инструментов.

Восстановление искусства народных промыслов в виде прикладного творчества являются связующим звеном прошедшего с настоящим, настоящего с будущим народа.

Каждая старая вещь, дошедшая до нас, является весточкой из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующей нашему времени.

Традиционное прикладное искусство - это сосредоточение духовного мира, выражающегося в его философии и истории развития национального искусства, культуры, в формировании этнопсихологических особенностей ощущения и восприятия внешнего мира и его воплощения в материальном продукте. Оно имеет особое значение в возрождении этносознания, этнокультуры и этноинтеллекта детей дошкольного и школьного возраста и является выражением этики и эстетики народа.

В народной педагогике значительное место в обучении ребенка чему-либо занимает вовлечение его в практическую деятельность.

Родители старались включать детей в изготовление простых бытовых предметов. Здесь явно наблюдалась неразрывность между словесным объяснением и самим процессом труда, иными словами, результат обучения материализовался в предмете д еятельности.

Обучение никогда не начинается на пустом месте, напротив, тонное знание наследственных (этнопсихологических) форм, познавательных, психологических процессов и поведения человека является фундаментальным для усвоения информации из социальной среды.

Прикладное творчество связывает языки действие, поэтому оно преодолевает языковые барьеры между народами. Это дает возможность школам и внешкольным учреждениям из разных регионов мира обмениваться технологиями обучения детей прикладным

видам искусства. Сегодня встал вопрос: как, сохраняя традиционную форму, содержание и национальный колорит изделия, применяя новые способы воздействия на материал, изготовлять его по совершенно новой, более экономичной технологии? Поиски этого пути должны влиять на процесс обучения школьников прикладному творчеству. Если дети с малых Лет начинают знакомиться с физическими свойствами дерева, металла, кожи, тканей, что, естественно, происходит в испытании инструментом - ножом, ножницами, иглой, молотком, пилой, шилом и т.д., то в процессе ручного труда у этих детей развивается глазомер, тактильные ощущения, обоняние, слух. Сегодня мы нуждаемся в психологических, физиологических исследованиях, раскрывающих этнофизиологические особенности моторики, ощущения и восприятия детей.

Обучение традиционным видам прикладного творчества включает в себя все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, воображение, вшшание, наблюдение, мышление, речь. И здесь особую тональность приобретают исследования значимости влияния занятий прикладным творчеством на профессиональное становление личности.

Молодое, подрастающее поколение, в отличии от старшего, начинает жить в других условиях, находиться в других общественно-экономических отношениях. Параметры тех и других отношений трудно соизмеримы, однако многие ценно-национальные в быту, культуре, образовании можно довести до ума и сердца молодежи путем воздействия на формирование личности в школе и внешкольном учреждении занятием декоративно-прикладным творчеством. Прикладное творчество учащихся приобретает новое содержание как неотъемлемая часть политехнического образования.

Занятие прикладным творчеством не простое дело. Оно, подчиняясь новой идее и логике воспитания творческой личности, объединяет множество проблем, подобно задаче со многими неизвестными Однако, ключ к

решению данной проблемы - это комплексный подход воспитания профессионализма на всех ступенях образования. Подготовка основы к этому - задача общеобразовательной школы, внешкольного образовательного учреждения, обеспечивающее фундамент выбора профессии, мастерства, индивидуальности и политехнического кругозора.

Недостаток теоретических исследований и методических пособий по использованию декоративно-прикладного творчества в целях трудового воспитания и

профессионального становления личности создает трудности в правильной постановке и организации эффективного изучения в школах и учреждениях дополнительного образования декоративно-прикладного творчества.

Не изучены и такие вопросы как преемственность традиции народных промыслов, формы и методы воспитания личности на примере занятий народными промыслами. И самое главное, учителя не владеют методами и формами народной педагогики.

Исходя из актуальности и недостаточности научно-технической разработанности проблемы возрождения народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, мы избрали темой исследования: „Возрождение народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) как средство формирования и профессионального становления личности" (на примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии).

Объектом нашего исследования является -

эстетическое и трудовое воспитание учащихся и профессиональное становление личности в процессе занятий по возрождению народных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства.

Предметом нашего исследования служит процесс влияния занятий по возрождению народных промыслов и

ремесел (декоративно-прикладное творчество) на формирование и профессиональное становление личности.

Цель исследования состоит:

в выявлении воспитательных возможностей занятий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам и определение методов эффективного использования их в трудовом, эстетическом и профессиональном, становлении личности.

Гипотеза диссертации:

на основе изучения и анализа школьной и внешкольной практики, научных публикаций по исследуемой нами проблеме, а также проведенной опытно-экспериментальной работе была выдвинута следующая гипотеза: занятия по возрождению народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) могут служить эффективным средством трудового и эстетического воспитания учащихся и профессионального становления личности, при условии:

- общественно-полезного характера изделий изготовляемых по декоративно-прикладному искусству;

- органической взаимосвязи содержания работы кружка декоративно-прикладного искусства со всем учебно-воспитательным процессом;

- положительного влияния на воспитание качеств личности, необходимых в трудовой деятельности (добросовестность, самостоятельность, творческая активность);

- соответствия видов декоративно-прикладного искусства доступных для освоения детьми данного возраста;

- сочетаемости индивидуальной и коллективной форм работы для активизации творческой деятельности детей, если в ходе занятий народными промыслами у учащихся формируется интерес к этнопедагогическим

традициям народа.

Задачи исследования:

- определить педагогически необходимые и доступные виды декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, занятия которыми могут оказать положительное влияние на формирование личностных качеств детей;

- изучить практику трудового и эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях, школах и учреждениях дополнительного образования и обоснована возможность ее совершенствования в процессе изучения декоративно-прикладного искусства;

-разработать программы занятий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, определить формы и методы воспитательной работы на занятиях с учетом полезного характера деятельности учащихся по изготовлению изделий декоративно-прикладного характера;

- разработать практические рекомендации с целью оказания помощи учителям и родителям в трудовом и эстетическом воспитании, обучении и профессиональной ориентации в ходе занятий народными промыслами и декоративно-прикладным искусством.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ являются положения известных классиков российской педагогики по вопросам трудового и эстетического воспитания, подготовки молодежи к сознательному выбору профессии, материалы решений правительства, В решении проблемы мы опирались на труды: К Д. Ушинского, АС. Макаренко, С.Т. Шацкого, И.Я. Богуславской, Г.Н. Волкова, Б.Х. Мальбахова, 3. Налоева, А. Шортанова, Т. Кумыкова, М.Г. Тайчинова, М.Г. Загазежева.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретическое исследование проводилось путем анализа психолого-педагогической литературы,

действующих учебных пособий и программы по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству.

2. Наблюдение за работой преподавателей и учащихся в процессе обучения.

3. Педагогический эксперимент.

4. Занятия декоративно-прикладном творчеством исследовались методом многократного анализа, устного и письменного анкетирования.

5. Изучался и обобщался передовой опыт организации занятий народными промыслами в школах, детских садах, училищах и центрах технического творчества города Нальчика, Баксана, Прохладного, Тырныауза при непосредственном посещении занятий, путем наблюдений за работой учащихся и бесед с педагогами.

Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования:

- уточнены педагогические условия осуществления системного подхода к формированию у детей положительного отношения к труду в процессе занятий по возрождению народных промыслов и ремесел;

- определена роль внеклассных занятий по народным промыслам и ремеслам в осуществлении единства нравственного, эстетического и трудового воспитания, профессионального становления личности;

- выявлены формы взаимосвязи по декоративно-прикладному искусству с учебно-воспитательным процессом, которые способствуют совершенствованию трудового обучения и эстетического воспитания детей, и отобраны виды декоративно-прикладного искусства, доступные детям и обеспечивающие положительное влияние на профессиональное становление личности.

Теоретическая значимость работы сводится к следующему:

обоснованы проблемы развития народных промыслов на современном этапе, прослежены закономерности развития народных промыслов и ремесел, в процессе исследования проблемы выяснилось, что изменение

функций народных промыслов способно .вызвать,к жизни и возродить затухшие промыслы (утилитарная функция уступает место эстетической, эмоциональной функции).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что его результаты направлены на сохранение живого наследия народа. Материалы и выводы диссертационного исследования используются для дальнейшего совершенствования методики внеклассных, занятий по декоративно-прикладному искусству, доступных для детей, обеспечивающих эффективность трудовою воспитания, в разработке методики обучения детей технологии изготовления изделий прикладного характера с учетом возрастных возможностей детей.

АПРОБАЦИЯ работы осуществлена путем научно-методической экспертизы в лаборатории этнопедагошки института национальных проблем образования. Результаты исследований внедрены в практику работы кружков РЦ НТТУ, кружка клуба детей-инвалидов „Эдельвейс", детского сада МВД и школ г.Нальчика, профтехучилищ Республики.

Исследовательская работа проводилась в три этапа:

1-й этап (1991-1992 г.)

Целью исследования данного этапа явилось выявление видов декоративно-прикладного искусства доступных детям, анализ состояния проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе.

В качестве основного объекта исследования на данном этапе мы использовали занятия по декоративно-прикладному творчеству в кружках и лабораториях школ г.Нальчика, Республиканского Центра научно-технического творчества, районных домов творчества,

детского сада МВД, клуба детей-инвалидов „ Эдельвейс".

2-й этап (1992-1994г.)

Целью даннтоэтащяе>ляетсл

- уточнение выдвинутой гипотезу"

- изучение детей различных возрастных групп в различных сферах их трудовой деятельности;

- изучение влияния занятий декоративно-прикладным творчеством на формирование у детей положительного отношения к труду;

- апробирование в школах, детских садах, РЦ НТГУ, клубе детей-инвалидов „ Эдельвейс".

3-й этап (1994-1996г.)

Целью этого этапа явилось формирование положительных качеств детей, необходимых для профессионального становления личности.

В связи с основной целью третьего этапа нам предстояло решить следующие задачи:

определение уровня знаний и умений, обеспечивающих возможности изготовления изделий декоративно-прикладного творчества своими силами;

определить качественные и количественные различия в индивидуальных и групповых показателях сформированности тех или иных личных качеств в процессе занятий народными промыслами и ремеслами.

На защиту выносятся следующие положения:

- Развитие активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом.

- Формирование у школьников основ целостной эстетической культуры происходит через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.

- Историческая память (культурная и народная) -это утверждение в сознании и деятельности школьников представления о художественном явлении (вещи, звуке, движении) как об образе материализованном в традициях

локальной школы народного мастерства на региональном или национальном уровне.

- Эффективность трудового и эстетического воспитания как средство профессионального становления личности повышается, если этот процесс основывается на народных традициях, опыте этнопедагогики с учетом национальной психологии, обычаев.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ:

Работа состоит из введения , двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Основное содержание диссертации.

ВО ВВЕДЕНИИ - обосновывается актуальность постановки проблемы, сформулирована гипотеза, обозначены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положение, выносимые на защиту, выделены этапы исследования.

ПЕРВАЯ ГЛАВА - „Особенности трудового и эстетического воспитания на занятиях по возрождению

народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) в системе дополнительного образования Кабардино-Балкарии" посвящена анализу методологических предпосылок и истории вопроса, анализу нормативных документов, а также анализу занятий по возрождению народных промыслов и ремесел.

В современной педагогике трудовое и эстетическое воспитание должно рассматриваться как система педагогических ' воздействий, направленных на формирование у школьников положительного отношения к труду, вне которого невозможно формирование и становление личности, развитие всех его способностей и задатков.

Важной методической предпосылкой в исследовании автора является логико- исторический подход.

В данном исследовании такой подход совершенно

необходим по двум основным причинам: проблема трудового и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства имеет исторические корни, имеет немало различных взглядов, гипотез, концепций, выдвинутых различными учеными относительно трудового и эстетического воспитания детей.

Поэтому логико-исторический метод используется автором для того, чтобы осмыслить и теоретически обобщить опыт, накопленный российской системой образования в области трудового и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

В наши дни народное прикладное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла вызванный к жизни разнообразными причинами, народное прикладное искусство становится необходимой частью художественной культуры. Утверждая народное прикладное искусство как живую культуру, в которой скрещивается прошлое и настоящее, необходимо понимать не только ее содержание, но и творческую структуру, стимулирующую развитие. Также, как и сами народы, принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая художественный язык произведений, развивая исторический, социальный и нравственный опыт многих поколений.

Сегодня многие ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов-этносов является созданное им прикладное искусство с его разнообразной символикой. Кабардинский народ высоко ценил в человеке ум, мудрость, знание и ставил их на первое место в воспитании. Он призывал детей молодежь к овладению знаниями, показывая значение ума в жизни человека. О качествах человека народ судил прежде всего по уму и отношению к труду.

Трудовое воспитание у адыгов является основой народной педагогики. Передача жизненного опыта старшего поколения младшему - одно из самых необходимых условий деятельности всех этнических общностей без исключения. В этом отношении народы отличаются друг от друга видимо, только в частных вопросах, в деталях, в методах и средствах воспитания, которые обусловлены специфическими особенностями, степенью развития тех или иных отраслей производства.

Придавая огромное значение участию детей в труде, нельзя забывать, что труд, имея различные виды, несет в себе общую черту - он является средством всестороннего развития детей, их объединения, воспитания у них организованности, дисциплинированности. Труд способствует также воспитанию внимательности к людям, развивает собранность, самообладание, умение преодолевать трудности. Не случайно поэтому труд коренным образом может изменить человека, перевоспитать его.

Воздействуя на природу, человек познает ее законы и использует их для совершенствования трудовых процессов. Побеждая в труде стихийные силы природы, человек осознает и утверждает себя как ее хозяин, создает материальную и духовную культуру.

Сознательный характер труда предполагает создание нового, что требует от человека приложения умственных сил, фантазии и интуиции. Достижения целей в труде вызывает максимальное удовлетворение и наибольшую радость. Труд, связанный с искусством существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности.

На каждом конкретно-историческом этапе развития как общества в целом, так и учебных заведений, в том числе общеобразовательной школы, внешкольных учреждений, ПТУ, учитываются реальные условия и возможности, обуславливающие основные цели трудовою,

эстетического воспитания и образования детей.

На современном этапе цели трудового, эстетического воспитания и обучения средствами декоративно-прикладного искусства в школе, учреждениях дополнительного образования, ПТУ должно быть привитие учащимся любви к труду.

Изучения опыта работы школ, учреждений дополнительного образования, ПТУ и наши систематические наблюдения показали, что формированию и профессиональному становлению личности в ходе работы в кружках декоративно-прикладного творчества способствуют:

- взаимосвязь уроков труда с уроками декоративно- ' прикладного творчества и уроками природоохранительного цикла;

- организация дома рабочего уголка для занятий декоративно-прикладным творчеством;

- многообразные виды декоративно-прикладного творчества, изучаемые во время кружковых занятий, расширяют возможности усвоения научных знаний, умений, навыков;

- вооружение детей знаниями и умениями потребными для трудового дела, усиливает их волю, развивает мускулы;

- важнейшими особенностями трудового и эстетического воспитания в процессе занятий народными промыслами и ремеслами являются постепенное усложнение, непрерывность и целеустремленность в трудовой деятельности, что обеспечивает постоянную занятость детей.

ВТОРАЯ ГЛАВА - " Пути повышения трудового и эстетического развития учащихся на занятиях по возрождению народных промыслов и ремесел(декоративно-прикладное творчество)" - раскрываются формы и методы организации занятий декоративно-прикладным творчеством, раскрываются результаты экспериментальной работы.

Сложившиеся в наших школах формы и методы

трудового и эстетического воспитания базируются на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, закономерностях процесса усвоений знаний, умений и навыков.

Изучая особенности психологического развития подростков и умело их используя в каждом конкретном случае можно эффективно осуществлять воспитательную работу с учащимися как на уроках так и во время кружковых занятий, организовывая при этом производительный труд подростков, соответствующий их возрастным особенностям и сделать его посильным, интересным, содержательным, творческим.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы отмечалось, что правильно поставленное трудовое, эстетическое воспитание и обучение, профессиональная ориентация, непосредственное участие учащихся в общественно-полезном производительном труде, являются незаменимыми факторами в выработке осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности и его физического развития. Закономерно, что при рассмотрении эффективности воспитания в центре внимания оказываются направленность, содержание, методы обучения и воспитания, и приведения всего этого в полное соответствие с требованиями жизни.

Выдвигая предположение о природных предпосылках интеллектуальных и учебных способностей, мы не хотим преуменьшать роль методов воспитания и образования, роль самой личности ученика, который сознательно и активно работает над своим поведением, над своей деятельностью в кружке.

Формы и методы занятий декоративно-прикладным искусством в отличие от обучения другим школьным предметам имеют следующие важные особенности:

- Занятия с учащимися проводятся не только в

кабинетах и классах, как по другим предметам, но и в чебно-производственных условиях - в мастерской, в 'чебном цехе, непосредственно в цехе промышленного гредприятия..

- Руководящая роль в учебном-воспитательном

процессе может принадлежать не только школьному

учителю, но и художнику - прикладнику, квалифицированному рабочему

- Среди источников знаний важное место занимают производственные объекты (орудия и предметы труда), прудовые и технологические процессы.

Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем проведения занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей.

В результате проведенных исследований было выяснено, что труд может выступать как организатор жизни детей, формирующий и усиливающий целостность ученической общины, упорядочивающий воспитательную систему. В диссертационном исследовании было использовано несколько путей реализации указанного назначения труда, для этого мы объединили и упорядочили общность учащихся - определили их трудовые функции и роли, количества и состав организационных единиц, содержание форм самоуправления. В ходе проведенного исследования автором экспериментально проверены практические рекомендации, позволяющие обучать школьников различного возраста приемам художественной обработки различных материалов, что позволяет сократить затраты времени на тренировочные работы, избежать спада интереса к творческому труду.

Одним из путей совершенствования форм и методов обучения и воспитания является отказ от сложившейся и длительное время действующей схемы передачи знаний от учителя к ученику: объяснение, запоминание и воспроизведение.

Соответственно с этим требуется отказ учащихся от самого нерационального экстенсивного приема учебной работы - запоминания всего материала. Необходима переориентация их мышления от запоминания к осмыслению (интенсивные приемы), от получения знаний в готовом виде к самостоятельному их приобретению и усвоению из различных источников.

Совершенствование трудового, эстетического воспитания и обучения , профессиональной ориентации, перестройка содержания учебного труда, требует уделять больше внимания этой работе со стороны каждого педагога, методических объединений учителей.

Вместе с этим в Кабардино-Балкарии большое внимание уделяется возрождению и совершенствованию народных промыслов, при культурно-просветительских учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования организованы кружки и лаборатории по изучению и возрождению национальных видов декоративно-прикладного искусства, работают студии по изготовлению традиционных народных изделий, функционируют предприятия, занимающиеся производством сувениров и украшений в национальном стиле.

Большую помощь им при этом оказывают представители старшего поколения, у которых молодежь перенимает приемы изготовления традиционных предметов - ардженов, деревянной утвари, изделий из шерсти и т. д. Все это естественным образом служит преемственности, а главное - приучает детей с должным вниманием относиться не только к высоким достижениям науки и техники на современном этапе, но и ко всему прекрасному, что создано человеческим трудом.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ обобщены материалы диссертационного исследования и сделаны выводы.

Настоящее исследование не претендует на полное раскрытие проблемы возрождения народных промыслов и ремесел как средства формирования и профессионального

пановленин личности. Проведенное исследование идетельствует, что занятия по возрождению народных омыслов и ремесел обладают большими возможностями .я совершенствования трудового и эстетического скитания, что в свою очередь может оказать большое ияние на формирование и профессиональное становление мности. Изучая народные промыслы и ремесла родного >ая, кружковцы продолжают, а нередко возрождают уродные промыслы и ремесла. Взаимосвязь занятий уужка декоративно-прикладного творчества с щественно-полезной деятельностью обеспечивает ■ихологическую и практическую подготовку подростков к ыьнейшей трудовой деятельности, что отвечает ребованиям современной жизни.

Органическому включению декоративно-прикладного ворчества как средства трудового и эстетического успитания в учебно-воспитательный процесс юсобствует взаимосвязь занятий по художественной 5работке различных материалов с изучением основ наук, ~> в первую очередь - с уроками труда и изобразительного :кусства, знания по основам наук применяются в тактике на занятиях кружка. Например: учебный атериал по геометрии помогает при разметке, учебный атериал по истории и литературе помогает в выборе ематики творческих работ на уроках изобразительного жусства, разрабатываются эскизы будущих работ, на эоках труда изготавливаются инструменты, гобходимые для работы кружка и т. п. Компенсируя едостаточное включение в учебный процесс эзидательных сил и способностей детей, трудовое Лучение средствами декоративно-прикладного искусства, дповременно способствует улучшению их самочувствия, ценки, восстановлению сил посредством смены рода гятельности.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Формы и методы организации декоративно-прикладным творчеством, г. Нальчик. 1996 г. 45 страниц.

2. Изучение национальных традиций кабардинцев и балкарцев. (Материалы научно-практической конференции), г. Нальчик. 1995 г. С. 35-42.

3. Программа по. традиционным кабардинским промыслам и ремеслам, г. Нальчик. 1994 г. 12 страниц.

4. Особенности работы кружков декоративно-прикладного творчества, г. Нальчик. 1993 г. 20 страниц. Методическое пособие.

Заказ № Объем 1,3 п.л.

Дата ноябрь 1996 г. Формат 60x90 1/16. Тир. 100.