Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Клименко, Иван Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Клименко, Иван Михайлович, 1999 год

с.

1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3.

Глава. Исторические и теоретические аспектыановления и развития патриотизма в России

Натуроцентрический и теоцентрический подходы кановлению и развитию патриотизма в России

Социоцентрический подход к проблеме формирования патриотизма; его преимущества и ограниченность

Глава. Концептуальные, правовые, методологические и методические основы экспериментальной программы формирования патриотизма 83 Разработка законодательных основ gвременной концепции патриотического воспитания 83 Методологические аспекты исторического опыта патриотического воспитания 104 Структура,держание и методика педагогического процесса формирования патриотизма

Глава. Содержание и методика экспериментальной работы 155 Организация н методика проведения эксперимента 155 Анализ эффективности экспериментальной программы формирования патриотизма

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы"

Актуальность данного исследования определяется также и требованием усиления национально-регионального компонента системы образования, излоI I I I

I" г с. женного а Законе Российской Федерации об образовании. Под национально-региональным компонентом следует понимать систему знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, отражающих менталитет каждого этноса, его самобытность.

При акцентировании внимания только на национальных особенностях населения конкретного региона это может привести к усилению межэтнической разобщенности, усложнению внутриполитической ситуации. Необходимо одновременно развивать центростремительные идеи государственного, суперэтнического российского патриотизма, готовить будущих учителей к сложной в кропотливой работе сплочения юных граждан на основе культурного, экономического, социального единства.

Эта проблема остается до сих пор нерешенной. Назрела серьезная необходимость как в новом теоретическом осмысления проблемы формирования патриотизма, так и в создании таких педагогических методик и технологий, которые могли бы помочь в изучении и внедрении в практику богатого педагогического опыта формирования государственного патриотизма. Из этого следует, что необходимо исследовать на основе современного философского, социального, психолого-педагогического знания проблемы формирования патриотических качеств, а также педагогической направленности, готовности и способности будущих учителей к проведению этой деятельности в ходе педагогического процесса в школе.

Актуальность данного исследования усиливается наличием серьезных противоречий:

1. Между либеральными и радикальными, центростремительными и центробежными тенденциями в подходе к проблемам патриотизма;

2. Между реальными возможностями здорового истинного патриотизма в формировании высокой нравственности и положительных ценностных ориента

I ций, с одной стороны, и отсутствием серьезной государственной поддержки этой деятельности, с другой; I

3. Между ростом антисоциальных, негативных ценностных ориентацнй у

14 1

1 II

1'®

Й. молодежи и необходимостью формирования у нее положительных аксиологических аспектов жизнедеятельности;

4. Между потребностью в формировании патриотизма как важной составной части моральных качеств гражданина и недостаточной теоретической и методологической базой для подобной подготовки;

5. Между возможностями жсторнческой науки в формировании патриотизма у учащейся молодежи и реальным содержанием и методикой обучения истории.

В связи с имеющимися противоречиями можно сформулировать проблему исследования как выявление взаимосвязей между мировоззренческими, социальными, психологическим! и педагогическими аспектами формирования патриотизма у учащейся молодежи в ходе преподавания истории и внеучебной работы и их использование в педагогическом процессе.

Цели исследования - определение современного содержания понятия патриотизм; разработка и научное обоснование необходимости формирования патриотизма у учащихся; определение оптимальных форм и методов этой деятельности в процессе преподавания истории и внеучебной работы.

Объектом исследования выступает процесс гражданского и профессионального становления учащейся молодежи.

Предметом исследования является формирование патриотического сознания и патриотической направленности профессиональной деятельности учащейся молодежи в процессе обучения истории и внеучебной работы.

Выявление противоречий и проблемы, цели и предмета исследования позволило сформулировать гипотезу: выявление и систематизация содержания, взаимосвязей и взаимного влияния когнитивного, аксиологического и деятельно-стного компонентов формирования патриотизма, их целенаправленное использование в содержании и методике преподавания истории и организации внеучебной работы позволит добиться оптимального сочетания высокого уровня сформированное патриотизма с рациональными затратами педагогических средств и усилий. t

I р/

Исходя из цели ш гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. С позиций исторической ретроспективы проанализировать развитие идеи патриотизма в отечественной историко-философской мысли;

2. Определить социальный заказ и современную позицию государства в формировании патриотических качеств у молодежи;

3. Определить сущность и содержание патриотизма, исходя из современных российских реалий;

4. Выявить необходимость, сущность, содержание и структуру процесса формирования патриотизма у учащихся;

5. Разработать модель формирования патриотизма у студентов и учащихся образовательных учреждений в ходе педагогического процесса с опорой на преподавание исторических дисциплин и внеучебную деятельность;

6. Экспериментально проверить выдвинутые предположения и разработать рекомендации по формированию патриотизма у учащихся в ходе преподавания исторических дисциплин и внеучебной работы.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составляет всеобщий метод диалектического материализма, а также следующие концептуальные идеи.

Идея исторической обусловленности всех социальных явлений. Содержание исторического процесса зависит от конкретно - исторически сложившихся условий данного общества, от особенностей современных научных требований, уровня подготовленности педагогического состава. Чтобы познать предмет в настоящем надо знать историю его зарождения, развития и современного содержания.

Идея морального (нравственного) поведения и отношений (И. Кант, С.й. Гессен, 1С.Н. Вент цель, П.Ф. Каптеров и др.). Мораль выступает нормативным способом регуляции поведения и действий личности в обществе. Моральные принципы, к числу которых относится и любовь к отечеству, имеют всеобщее значение, регулируют все сферы деятельностн человека.

Идея единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Рубинштейн и др.). Деятельность выступает движущей силой воспитания и развития личности, основным способом удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

Идея современного интегративного подхода в исследовании психолого-педагогическнх явлений (Ш.А. Амонашвшш, B.C. Безрукова, В.И. Загвязинский, A.C. Белкин и др.). Системность выступает как упорядоченность и тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность элементов явлений и процессов. Формирование патриотизма в ходе педагогического процесса имеет все признаки системы: цели и задачи, содержание, формы и методы, взаимосвязанные направления.

Идея доминирования направленности личности как критерия нравственных качеств и показателя готовности к профессиональной деятельности. ( З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, А.Г. Здравомыслов, B.C. Ильин, A.C. Макаренко, Л.А. Ярославова и др.). Направленность, включая в себя потребности, мотивы, идеи, установки, ценностные ориентации, убеждения и мировоззрение является инте-гративньш образованием. В каждой из ее составляющих патриотизм занимает свое положение и является высоким социально-нравственным ориентиром развития личности.

Большое значение для нашей работы имели принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, народной педагогики К.Д. Ушинского, социально-педагогические воззрения A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого и других.

Для реализации теоретических задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

- теоретического уровня:

- ретроспективный анализ философских взглядов отечественных мыслителей и сощально-политической практики по предмету исследования;

- сравнительный анализ многообразных подходов к объясненню патриотизма и его составляющих;

- синтез нового научного объяснения предмета на основе экстраполяции выявленных закономерностей и обобщений в реальную социальную, экономическую и духовную российскую действительность, а также элементы научного прогнозирования.

- эмпирического уровня:

- анкетирована, тестирование абитуриентов и студентов;

- наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы, дискуссии;

- методы парных сравнений, самооценки, экспертной оценки;

- анализ продуктов практической деятельности;

- констатирующий и формирующий эксперимент;

- качественный и количественный анализ полученной информации, контент-анализ.

Избранная для исследования проблемы теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретических и методологических изысканий, которые были проведены в несколько этапов с 1993 по 1998 гг.

-первый этап (1993-1994 гг.) был посвящен изучению и сравнительному анализу философской, исторической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были выявлены противоречия, суть проблемы, цель и задачи работы;

-второй этап (1995-1996 гг.) включал проведение констатирующего эксперимента, разработку и первичную апробацию формирующего эксперимента. Уточнялась гипотеза и задача, корректировалось содержание и педагогическая технология эксперимента;

-третий этап (1997-1998 гг.) характеризовался продолжением опытно-экспериментального педагогического процесса, систематизацией и обобщением результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- исследован генезис и становление понятия патриотизм с позиций теоцен-тризма и социоцентразма в отечественной философской мысли, обоснована необходимость преодоления их ограниченности путем перехода на позицию антропоцентризма;

- выявлены историко-философские аспекты формирования понятия "патриотизм", а также реализация центробежных и центростремительных тенденции патриотической идеи в социально-политической теории и практике радикального революционного толка;

- раскрыты концептуальные, законодательные и методические основы формирования патриотизма, его роль и значение в нравственной, позиции гражданина;

- определены содержание и структура формирования патриотизма в педагогическом вузе и значение в этом процессе исторических дисциплин;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель эффективного формирования патриотизма у учащихся в ходе педагогического процесса с опорой на преподавание исторических дисциплин и внеучеб % ную деятельность.

Пр®ктнче«жш1 значимость нссяедования:

- определены и обоснованы необходимость, содержание и методика формирования патриотизма у учащейся молодежи в ходе педагогического процесса с опорой на исторические дисциплины и внеучебную деятельность;

- разработана и апробирована модель развития патриотических чувств и качеств личности студента педагогического вуза;

- результаты исследования могут быть использованы в практике высшего педагогического образования, в курсах "Отечественная история", "История мировых цивилизаций", "Военная история", "Патриотическое воспитание молодежи" и др., а также в процессе обучения истории и внеучеб-ной работы в образовательных учреждениях. V

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), Уральского государственного университета им. A.M. Горького (УрГУ), Уральского государственного технического университета - Уральского политехнического института им. СМ. Кирова (УГТУ-УПИ), общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга.

Основные теоретические и методические положения исследования и вы-| воды сообщались на межрегиональной научно-практической конференции в г.

Тюмени (1996 г.), на научно-практических конференциях в г. Екатеринбурге

1996, 1997, 1998, 1999 гг.), в докладе на Третьих историко-педагогических чтеI I ниях в г. Екатеринбурге в 1999г., на заседаниях военной кафедры, кафедры Истории России и кафедры Отечественной истории Уральского государственного пе-| дагогического университета (1996-1998 гг.)

I Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечиваются объективным и всесторонним исследованием широкой базы на-| учных источников, исходными методологическими положениями, применением % комплекса теоретических и практических методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью эмпирических материалов, высокой статистической вероятностью и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментального исследования.

По теме диссертации автором опубликовано 6 работ.

На защиту выносятся следующие положения: - формирование патриотизма, как важной составной части нравственного облика, направленности личности и профессиональной деятельности гражданина на современном этапе объективно должно осуществляться с ; позиций антропоцентризма;

-мировоззренческий, культурно-исторический, когнитивный, психологический и деятельностный компоненты определяют структуру и основное содер-I жание формирования патриотизма;

-формирование патриотизма у студентов и учащихся образовательных учреждений достигается в содержательной и методической части педагогического процесса;

-исторические дисциплины играют первостепенную роль в формировании щ патриотического сознания будущего педагога.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты работы студентов обсуждались в ходе методической ежене-* дельной подготовки, в ходе сдачи зачета по педагогической практике, а также на итоговых конференциях. Следует отметить, что большинство студентов-практикантов подходило к выполнению этих заданий не формально, проявляя инициативу и творчество. Так, например, в средней школе №33 г. Екатеринбурга, силами студентов Г. Шляпина и С. Смолякова, и школьного актива, был восстановлен школьный музей истории поселка "Изоплит". Студент Аминев Д. - ветеран войны в Афганистане, воспитательную работу в школе построил на глубоком осмыслении, образном и эмоциональном запечатлении в душах и сердцах ребят подвига советских воинов в ДРА, написал творческий отчет о своей деятельности "Афганистан болит в душе моей". Студент Р. Маннанов в ходе практики исследовал законодательное обеспечение воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, оформил исследование в качестве курсовой работы и т.д.

В целом, организация этой работы со студентами была направлена на закрепление знаний, умений и навыков в патриотическом воспитании, а также на развитие деятель ноет но го начала, уже сформированного у них патриотического сознания.

Разносторонне проявляется творческая активность студентов во внеучеб-ной общественной деятельности в университете и за его стенами. Наиболее показателен пример подготовки и празднования 20-летнего юбилея военной кафедры 23 октября 1998 г. Его организация и планирование полностью осуществлялись студентами экспериментальной группы. (См. приложение №2).

Таковы основные направления постановки экспериментального исследования. Формирование определенного уровня знаний, эмоционально-оценочной, мотивационной готовности студентов к восприятию патриотизма, а также операционной готовности, предполагающей конкретные умения и навыки в сфере патриотического воспитания, имеют возможности критериальной оценки. Срезы уровней готовности проводились ежегодно и по окончании эксперимента.

3.2. Анализ эффективности экспериментальной программы формирования патриотизма.

Теоретические положения, разработанные в первой главе исследования, опора на законодательные, исторические и психолого-педагогические основания, изложенные во второй главе и результаты констатирующего эксперимента позволили выработать программу формирующего эксперимента. Основой его содержания была предполагаемая возможность воздействия получаемых в вузе исторических знаний, на формирование эмотивно-аксиологических установок и практическую деятельность студентов в сфере патриотизма.

Формирующий эксперимент проводился в Уральском государственном педагогическом университете в течение трех лет. В нем участвовали студенты почти всех факультетов университета, проходящие военное обучение. Одновременно формирующим педагогическим процессом было охвачено 150 человек. Первые эмпирические данные были получены в ходе констатирующего эксперимента. Вопросы анкеты № 4, б, 11 были контрольными на искренность респондентов. При трех отрицательных ответах считалось, что респондент по каким-либо причинам не готов к искреннему сотрудничеству и анкеты не анализировались. Если два из трех ответов были отрицательными, то в результате индивидуальных бесед выяснялась адекватность восприятия понятий экспериментатором и респондентами.

Первая группа вопросов позволяла выявить когнитивные аспекты сфор-мированности патриотизма у студентов (вопросы№ 1, 5, 7, 8, 9).

При этом было выявлено, что значимых статистических отличий между v результатами контрольной и экспериментальной группы нет. Если большинство студентов сумело ответить на первый вопрос (по большей части ответ был -любовь к Родине), то на вопросы №7 и №9 абсолютное большинство дали неверный ответ или не отвечали совсем (58%). Причем студенты педагогического вуза показали уровень знаний на 10-16% ниже, чем студенты контрольных групп из гуманитарного вуза (университет) и технического (см. таблицу №4).

По источникам формирования патриотизма первое место прочно удерживает семья - 67%. На втором месте находятся друзья и близкие - 58%, рядом с ними значимые взрослые - 52%. Только на четвертом месте находится школа -47%, на пятом - средства массовой информации - 42%. Значительно отстают по интенсивности воздействия книги, кинофильмы, вуз, (но для первокурсника подобное восприятие характерно). На последнем месте находятся руководители страны - 5%. Интересно, что подобная анкета, проведенная НИИВО в Ленинградской области, предполагающая определение отрицательного воздействия, на первое место вывела руководителей страны, на второе место - партии и общественные движения, на третье и четвертое - руководителей города и села, где проживают респонденты и отечественных бизнесменов. На последнем месте по отрицательному влиянию находится семья.1 Среди других источников знаний о патриотизме респонденты называли, (по порядку убывания), - церковь, молодежные организации, политические партии.

Среди школьных предметов на первое место по воздействию на патриотическое воспитание, как и следовало ожидать, вышла история. Далее места распределились следующим образом: литература, география, основы безопасности жизнедеятельности, физкультура, физика, химия, математика.

Следующая группа вопросов, предполагая наличие определенного уровня знаний, все же имела целью определить аксиологические аспекты довузовского формирования патриотизма у молодежи (вопросы № 2, 7, 10, 12). Выявленный высокий уровень патриотического самосознания не вполне характерен для данной возрастной группы, так как анкетированию подвергались только люди, добровольно изъявившие желание обучаться на военной кафедре. Из них считают себя патриотами 68%. Из числа остальных, не определившихся и апатрио-тичных примерно поровну.

72% участников опроса считают, что для половины или большей части молодежи патриотические чувства не свойственны. 21% считают, что апатрио-тично настроенных молодых людей меньше, чем половина.

Ранжирование примеров неуважительного отношения к людям другой национальности продемонстрировало разнобой мнений, отсутствие научного подхода к проблеме. Например, готовность к ограничению прав людей другой национальности признавалась респондентами менее "плохой", чем анекдоты или презрительные клички.

1 См. Козлов A.A. Формирование гражданского сознания молодых россиян. М., 1997. - С.34.

Среди других "фактов неуважительного отношения" назывались физическое насилие и вытеснение русскоязычного населения из бывших республик Советского Союза.

Около 15% студентов считают патриотизм устаревшим понятием. Среди ответов на вопрос "почему" преобладают следующие направления: а). Мир становится единым и общечеловеческие ценности важнее национальных и государственных; б). Само понятие патриотизм скомпрометировано бывшими и нынешними руководителями страны.

Вопросы № 13, 14, 15 были призваны выявить сформированность некоторых умений и навыков по патриотическому воспитанию у студентов, решивших связать свою жизнь с педагогической деятельностью. Ответы продемонстрировали полную неготовность первокурсников к самостоятельной практической деятельности по формированию патриотизма в детских коллективах. Интерес среди ответов вызывает ранжирование готовности к различным видам деятельности, так как этот вопрос задавался и на последующих рубежных контролях, включая завершающее тестирование.

Наиболее легкими для проведения показались первокурсникам организация игровой и спортивной деятельности, а также учебные занятия. Безусловно, эта легкость, (особенно в отношении учебных занятий), является мнимой. Выбраны просто наиболее знакомые виды деятельности. Первые же пробы самостоятельного проведения уроков радикально меняют местоположение учебных занятий среди других видов деятельности.

В интервале между более знакомыми и неизвестными видами деятельности находится трудовая. Общественная деятельность и краеведческая работа у большинства респондентов вызывают серьезные затруднения.

В целом, деятельностный блок сформированности патриотизма значительно уступает даже когнитивному. В лучшую сторону у данной категории учащихся выделяется эмотивно-аксиологическая составляющая.

В целом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов, считая себя патриотами, вместе с тем считают молодежь апатриотичной.

2. Абсолютное большинство опрошенных перед началом формирующего эксперимента не знало категорий патриотизма, не было готово к деятельности по развитию патриотических качеств у детей.

3. Довузовская подготовка характеризуется эмоционально положительным оценочным отношением к понятию патриотизм, но не обеспечивает развития знаний о предмете и профессиональной направленности.

В основу программы формирующего эксперимента легли положения о возможности использовать преподавание исторических дисциплин для расширения теоретической базы патриотического сознания; о возможности привлечения исторических знаний, на основе модификации методики их формирования, к укреплению и качественному развитию ценностного отношения к своей Родине и народу; о необходимости более активной опоры на принципы историзма и деятельностной активности во внеучебной работе по патриотическому воспитанию.

Как уже было указано ранее, первый этап экспериментальной программы был в большей части посвящен формированию знаний о патриотизме. Опорной базой при этом являлось преподавание базового курса Отечественной истории (на 1-ом курсе), дисциплины Военная история (для студентов, обучающихся по специальности Допризывная подготовка - основы безопасности жизнедеятельности), и спецкурса "История, теория и методика формирования патриотического сознания" (на 2, 3 курсах военного обучения).

Принявшие участие в эксперименте преподаватели Отечественной истории, во-первых, на каждом лекционном занятии акцентировали внимание студентов на истории формирования патриотической идеи, разъясняли терминологию, указывали на примеры патриотической деятельности исторических личностей, демонстрировали какой след в истории оставляют патриотически и апат-риотически настроенные люди.

Во-вторых, в ходе семинарских занятий прилагались усилия по сопряжению истории Отечества с историей своей семьи, своего края, Уральского региона, Вовлечение в реальную историю значимых для студентов людей и родных мест имело целью включение эмотивно-аксиологических функций личности в формирующий процесс.

В ходе преподавания Военной истории, особое внимание уделялось, во-первых, анализу истории формирования выдающихся военно-патриотических качеств российского суперэтноса. Его географическое расположение обусловило историческую судьбу. Противостояние западным захватам, имеющим конечные цели зачастую далеко за пределами России, с одной стороны, и кочевникам Великой Степи с другой, - сделало практически всю историю нашей страны историей войн. Причем войны в защиту своей свободы и независимости вызывали истинно всенародный героизм и самоотверженность.

Во-вторых, анализ военного искусства лучших российских полководцев и флотоводцев позволил сделать вывод о том, что Россия неоднократно преподносила миру лучшие образцы военной стратегии и тактики. В тех случаях, когда российские солдаты терпели поражение, чаще всего, это объяснялось неспособностью политического и военного руководства опереться на лучшие народные качества или неготовностью использовать его могучие резервы.

В-третьих, опора в преподавании была сделана на эмоциональные составляющие. Широкое использование средств литературы, искусства, привлечение возможностей музея "Шурави", занятия проводимые преподавателями, ранее участвующими в боевых действиях, тематические выступления студентов - бывших солдат "горячих точек", - такова эмотивная составляющая курса.

Кроме этого, каждый студент был должен представить письменную творческую работу в форме реферата или доклада. Предлагаемые студентам темы носили военно-патриотическую и историческую направленность. Студенты имели также право самостоятельного предложения темы. Иногда такое творчество совершенно невозможно спланировать заранее. Например, очень интересными получились доклады "Символы Российского флота" и "Красный Наполеон" - М.Н. Тухачевский".

Контрольный срез сформированности патриотизма проводился на втором курсе, в конце третьего семестра. К тому времени студенты экспериментальной группы завершили изучение Отечественной истории, адаптировались на военной кафедре и приняли участие в различных видах общественной деятельности.

Анкета для проведения контрольного среза полностью повторяла анкету нулевого среза. Это позволило обеспечить сравнимость результатов.

Их анализ показывает, что методики, предложенные для проведения занятий по историческим дисциплинам, а также обеспечение исторической направленности внеучебной работы, целенаправленное использование психологических механизмов формирования сознания личности в целях патриотического воспитания дали более высокий результат, чем традиционный педагогический процесс (см. таблицу №4).

Заключение

В современных социально-политических, психолого-педагогических и культурологических исследованиях, посвященных анализу духовного состояния нашего общества и особенно молодежи, обращается внимание на ряд его негативных признаков: "идеологический вакуум", "нравственное истощение", "утрата гуманистических ценностей", "потеря смысла жизни" и т.д. "Дух общества", среда обитания с ее неписаными законами, - отмечает, например, В.И.Лутовинов, - словно гигантский пресс, гнут, ломают, взгляды и принципы людей, оказавшихся в постсоветском геополитическом пространстве., сводя на нет усилия педагогов-профессионалов".1 Годы, последовавшие после краха тоталитарной советской системы, стали периодом тяжелых испытаний для всех народов, соединенных ранее в СССР, включая и россиян. Системный кризис, поразивший новую Россию, повлиял и на духовную сферу. С одной стороны, крушение новомессианской коммунистической идеи и разрушение мощной системы идеологической обработки населения привели огромную часть наших соотечественников к утере идеологических и нравственных ориентиров, духовному нигилизму или, наоборот, переходу на крайние радикальные позиции. В проблеме формирования патриотизма это проявилось, например, в появлении крайне правых национал патриотических течений и партий, либо в полном отрицании патриотизма с космополитических позиций. Обе эти крайности используют совершенно противоположную по содержанию аргументацию, но едины в критике патриотизма. Националисты считают его явно недостаточным, а либералы - устаревшим, утратившим актуальность.

С другой стороны, освобождение общественного сознания от идеологического догматизма, возвращение в научный оборот огромного духовного наследия многочисленных, доктринально отвергнутых россий

1 Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России //"Педагогика". 1997. - №3. С.53. ских мыслителей, возобновление полноценного научного обмена с западной наукой, дают надежду на духовное возрождение Отечества. Эти годы во многом стали рубежными для российской гуманитарной науки. О подобных периодах в развитии науки академик С.С. Шварц говорил: "Каждый узловой этап в развитии науки требует определенной стратегии научного поиска. Дело историков науки определить эти стратегии на различных стадиях развития человеческой культуры".1

В периоды социальных ломок, кризисов взоры общества обращаются к спасительным идеям объединения, государственной общности, взаимозависимости и взаимопомощи. Несмотря на значительные потери, идея патриотизма зарекомендовала себя как одна из наиболее устойчивых мировоззренческих позиций россиян. Результаты констатирующего эксперимента демонстрируют, что большая часть молодежи по-прежнему считает себя патриотами, хотя и отказывает в этом чувстве другим молодым. Это доказывает, что патриотизм - мощное глубинное чувство, имманентное личности. Вместе с тем, под негативным влиянием окружающей социальной среды это чувство скрывается молодыми людьми, так как выглядит "несовременным", "непрестижным". Заинтересованность общества в современном осмыслении патриотической идеи и новые возможности гуманитарной науки в формировании патриотизма явились обоснованием необходимости и актуальности данного исследования.

Всесторонний анализ взглядов отечественных мыслителей на проблему патриотизма, актуализация отдельных факторов, участвующих в формировании патриотизма позволили синтезировать новое представление по предмету исследования. Наиболее глубинными факторами, участвующими в формировании патриотических чувств, являются факторы натуралистические. Человек, как существо естественное, биологическое принадлежит к миру природы. К этому же миру принадлежат и его кровнородственные

1 Шварц С.С., Единство жизни. В лабораториях уральских ученых. - Свердловск, 1972, С.4. связи, включенность в определенный географический ландшафт и духовная связь с ним, готовность защищать своих сородичей от внешних угроз. Социализация и урбанизация жизни меняют характер натуралистических факторов, но они продолжают активно участвовать в формировании патриотизма. Кровнородственные связи, как правило, замещаются значимым ближайшим окружением, в котором, по-прежнему, решающее значение имеет семья. Привязанность к родной земле выражается сегодня в виде любви к родному дому, "родной школе", "родному заводу" и т.д. Натуралистические факторы, в сочетании с культурологическими формируют базовую психологическую привязанность человека к своей нации, "укоренение в ее культуре". Такой вид взаимной комплиментарности называется национализмом. Стихийно сложившийся национализм имеет свои отрицательные стороны, которые, при их последовательном развитии, наносят ущерб, вред самой нации, этносу, деструктивно воздействуют на его включенность во взаимодействие с другими народами, этносами. В отечественной науке XIX века об обществе натуралистические факторы рассматривались как важная составляющая часть формирования патриотизма. Однако даже расширенное толкование культурологических и социальных аспектов формирования патриотизма с позиций натуроцентризма не способно преодолеть явной недостаточности этого подхода.

Глубинной причиной формирования теоцентрического подхода к проблеме патриотизма был процесс христианизации Руси. Архаический племенной языческий взгляд на отечество был преодолен новой духовной традицией, признавшей истину за православием. С точки зрения философской мысли, именно переход от политеизма к монотеизму и от стихийного интуитивного материализма к идеализму знаменует собой инверсию в мировоззрении людей. По мнению В.С.Соловьева, христианство, нанесшее окончательный удар внешнему невольному единству человека (с природой и племенем), является началом подлинной свободы".1

1 Соловьев B.C. Собр. соч. Изд. 2-е, Т.1. - СПб., б.г. С. 267.

В отличие от западной философской мысли, отечественные ученые XIX -начала XX века никогда не выдвигали натуроцентризм на первый план. В их мировоззренческой позиции преобладал теоцентрический подход. В нем патриотизм трактуется как "вершинное духовное служение Родине, сочетающееся с деятельным богослужением и совпадающее с благочестием".1 Как следует из данного определения, содержание патриотизма как чувства, дополняется в теоцентрической концепции понятиями моральной ценности и осознанной моральной деятельности.

Гораздо большее значение, чем натурологические факторы в данном подходе играют факторы социальные, такие как активная осознанная деятельность во славу универсального божества, стремление к уважению других наций и народов, к "всечеловечности" Еще большее значение стали играть факторы культурологические: стремление сохранить памятники старины, традиции, обычаи, обряды; бережное отношение к родной природе; общеобъединяющая мессианская идея о Руси, как о третьем Риме. Национализм перестал играть решающую роль, уступив теократической идее. Тысячелетняя история православного христианства на Руси была теснейшим образом переплетена с русским патриотизмом и определяла мировоззренче-ск ■ ' 1 ." АА * проблемам нравственности, сыграл свою выдающуюся роль в становлении Российской цивилизации. Однако новая инверсия в мировоззрении подготовила его смену социоцентрическим подходом. Эта инверсия была обусловлена торжеством идей материализма в основном вопросе философии и атеизма в вопросе свободы совести.

Распространение атеизма и секуляризация приводят в России, как и в ряде других европейских стран, к "разделению" патриотизма и религии. Со

1 Энциклопедический словарь. /Под ред. Проф. И.Е. Андреевского. - СПб., 1998. С. 37. циоцентрический подход выводит на первое место новый вид комплимен-тарности. Она основывается уже не на национальной или конфессиональной близости, а на принадлежности к единой социальной общности. Социоцен-трический подход преодолевает противоречия теоцентрического подхода. Человек ищет поддержку не у сверхъестественных сил, а опирается на силу природы и на поддержку единого сообщества (государства или класса). Этот подход преодолевает не только национальные, но и конфессиональные границы и органично включает в себя новый составной элемент формирования патриотизма - конструктивный критицизм по отношению к своему народу, государству. Вместе с тем, у этого составного элемента есть свои отрицательные стороны. Преувеличенная, неконструктивная, бездеятельная критика недостатков своего народа и своего государства может привести к отвержению национальных и государственных идеалов, ценностей, традиций, к стремлению перенять чужеродные нравы и обычаи, ущемляющие интересы родной страны и нации.

Социоцентрический подход, применительно к исследуемой проблеме, предполагает жесткую детерминацию формирования патриотизма развитием общественных отношений. Внутри социоцентрического подхода к формированию патриотизма прослеживаются две тенденции - леворадикальная (революционная) и либеральная. По отношению к идее патриотизма их влияние можно проследить на примере взаимной привязанности, компли-ментарности. В революционной тенденции комплиментарность осуществляется по признаку принадлежности к социальному слою, классу. В работе показано, как произошла в революционной теории замена лозунга патриотизма лозунгом пролетарского интернационализма. Однако с приходом к власти, российские революционеры осуществляли на практике державную политику. В либеральной тенденции комплиментарность основана на принадлежности к единому государству. В условиях полиэтнической, многокон

1 Энциклопедический словарь. /Под ред. Проф. И.Е. Андреевского. - СПб., 1998. С. 37. фессиональной и социально разнородной России только это основание способно не разъединять, а сплачивать людей.

Государственный патриотизм, так же как и социалистический интернационализм, является продуктом социоцентрической концепции. Преодолевая рамки национальностей и конфессий, данный вид патриотизма, безусловно, носит прогрессивный характер. Продолжаются процессы взаимопроникновения наций и культур. Теоретическими предшественниками общероссийского государственного патриотизма являются идеи славянофильства, почвенничества, державности.

Современная попытка России отвергнуть традиции радикализма, насилия, тоталитаризма сопровождается тяжелым системным кризисом и утратой позиций на внешнеполитической арене. Наиболее развитые страны Запада, добившись практически полного разоружения России под идеологический вексель "Новой Европы" и "стратегического партнерства", на деле уготовили ей роль сырьевого придатка, страны "третьего мира".

Патриотические чувства, старо имперские амбиции и возмущение подталкивают общественное настроение к возврату к политике державности. Однако это чревато повторением уже пройденных негативных уроков истории. Выход из замкнутого круга в сфере общественного патриотического сознания следует искать в переходе от социоцентрического подхода в формировании патриотизма к антропоцентрическому. Попытка преодолеть подход к человеку как к орудию, посредством которого достигается общественный прогресс, предпринимаемая в последнее время в отечественной философской, социологической и педагогической мысли, должна распространяться и на проблему патриотизма. Личность, как элемент социума, является субъектом - носителем патриотизма. Благодаря ее творчеству, усилиф. ям, идеям развивается сам социальный феномен - патриотизм. Но патриотизм есть не только чувство, не только принцип, но и нравственная ценность. Именно в этом качестве он наиболее четко вписывается в антропоцентрическое мировоззрение. С одной стороны, личность в своем культурном развитии должна достигнуть высот этой нравственной ценности. С другой стороны, внесознательное, "естественное", привычное выполнение личностью самостоятельно возложенных на себя обязательств, вытекающих из патриотизма объективно полезно не только обществу, государству, но и самой личности. В данном случае, моральное спонтанно является рациональным. Хотя моральное сознание, естественно, не ожидает каких либо "материальных выгод" от следования внутренним нормам и правилам.

В духовной сфере антропоцентризм означает создание прочных условий для свободного развития и проявления индивидуальности каждой личности. В политической сфере - это означает всемерную демократизацию общественной жизни и становление правового государства. Отечественный педагог и мыслитель К.Д. Ушинский сформулировал категорический нравственный императив в педагогике: цель воспитания - "сам человек, так как все остальное в этом мире (государство, народ, человечество) существуют только для человека".1

Антропоцентрический подход, признавая первичность интересов личности, вместе с тем предполагает одновременно и их сопряженность с интересами общества. В антропоцентрическом подходе также разрешается противоречие между интересами части (государства, нации) и целого (планеты, человечества). Глобальный подход к решению проблем человечества не означает полувоенного единства так же, как и не решает проблему внутреннего культур но-национально го самоопределения в пользу космополитизма. Решение глобальных проблем современные ученые предполагают на региональной основе. Это более практично и эффективно, так как каждый регион развивается исторически, экономически и т.д. весьма своеобразно. Но разрешение насущных для него проблем должно решаться в русле глобальных, а не только местных интересов. Эта модель отличается от других тем, что признает существующее в мире разнообразие, имеющее глубокие корни в

1 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч. - М., 1950. Т.9. С. 573-574. истории развития и закрепившиеся тенденции, которые будут преобладать в будущем.1

Таким образом, формирование российского государственного патриотизма зависит от названных натуроцентрических, идеологических, социологических, культурологических и иных факторов. Их объективный учет и разумное, научно-обоснованное использование в идеологической деятельности, в сочетании со свободой личности, демократией, ненасилием и правовым государством, отвечали бы требованиям антропоцентризма.

В течение последнего десятилетия отечественные ученые, политики, общественные деятели прилагали немалые усилия для того, чтобы сформировать объективное представление о патриотизме гражданина как общечеловеческом понятии и определить его российский аспект, разработать концепцию патриотического воспитания. В диссертации проанализированы и обобщены взгляды современных исследователей концептуальных основ патриотизма на состояние и сущность проблемы. Особое внимание обращено на образовательные и исторические аспекты патриотического воспитания. Изучено состояние работы по формированию патриотического сознания молодежи в Свердловской области. Проанализированы правовые документы об организации и проведении патриотического воспитания. Сделан вывод о том, что в Российской Федерации сделаны только первые шаги по созданию правовых и концептуальных основ нравственного и патриотического воспитания молодежи. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации впервые на федеральном уровне провозглашается антропоцентрический подход к интересам личности, которые считаются частью национальных интересов государства. Мы считаем целесообразным активное участие ученых, исследующих различные аспекты жизнедеятельности социума и формирования личности, в развитии законотворческой деятельности по проблемам патриотического воспитания молодежи именно на региональном уровне. Это позволило бы наиболее полно и точно учиты

1 Одум Ю. Экология, - М„ 1986. С. 237-239. вать специфику молодежного контингента и местные возможности. Наработанные юридические и концептуальные положения в сфере молодежной политики должны быть максимально использованы в педагогическом процессе.

Исследованы методологические подходы к использованию огромного опыта патриотического воспитания в России. В целом он является значительной теоретической базой для формирования патриотизма. Однако антропологический подход к исследуемой проблеме требует дифференцированного, подхода к методам воздействия на личность. Необходимо избежать повторения ошибок прошлого бюрократического давления и великодержавного бахвальства в ходе пропаганды идей патриотизма. Для достижения высоконравственной цели должны использоваться достойные методы. Отмечено, что отечественная школа всегда применяла разнообразный и, зачастую, эффективный методический инструментарий патриотического воспитания. Его объективное и всестороннее исследование, обобщение лучшего опыта, освобожденного от доктринальных идеологических установок, может стать самостоятельным предметом исследования для исторической науки.

В работе исследованы психологические механизмы формирования патриотизма. В отличие от психологических механизмов складывания национализма, они носят осознанный, целенаправленный характер, что практически исключает возможность стихийного складывания патриотизма. Развить естественно складывающийся национализм до качественно более высокого уровня патриотизма возможно только при условии активного научного и культурологического воздействия социума на личность. При этом характер взаимодействия социумов, находящихся вне поля взаимной ком-плиментарности, меняется в направлении от конфликта и соперничества к компромиссу и сотрудничеству.

Экстраполяция этих процессов в отдаленное будущее позволяет предположить, что возможен общепланетный вид комплиментарности, в основе подхода к которому будет находиться идея космоцентризма. Однако реалии сегодняшнего дня требуют более рациональных и конкретных подходов. Наиболее актуальным из них представляется именно антропоцентрический.

В ходе теоретического исследования и констатирующего эксперимента было показано, что именно история отечества является системообразующей наукой в системе формирования патриотизма у молодых людей. При этом российская система образования имеет возможность комплексного воздействия на формирование мировоззрения, психических образований, социальных ценностей и оперативных качеств личности. Обновление содержания и методики преподавания исторических дисциплин, в сочетании с исторической направленностью внеучебной работы могут обеспечить высокий уровень сформированности патриотизма у молодых людей. При этом, критериями сформированности выступают когнитивная, эмотивно-аксиологическая и деятельностная готовность студента и учащегося к работе на благо социума и личности.

Экспериментальная модель обучения была выстроена без нарушения сложившейся системы преподавания и без ущерба для каких-либо дисциплин. Основной упор был сделан на внесение новых логических и эмотивно-эмпатийных элементов патриотической направленности в процесс преподавания Отечественной истории и Военной истории; на изучение 40-часового спецкурса "История, теория и методика формирования патриотического сознания", а также на обеспечение исторической направленности внеучебной работы.

Апробация экспериментальной модели педагогического процесса убедительно и с высокой степенью статистической вероятности доказала эффективность формирования патриотизма в экспериментальной группе обучаемых. Результаты теоретического и практического исследования подтвердили гипотезу, выдвинутую на первом этапе работы. Все результаты являются репрезентативными, легко проверяемы и могут быть использоваиы в деятельности преподавателей исторических дисциплин в вузах и учителей истории образовательных учреждений.

Осмысление результатов исследования позволяет высказать некоторые рекомендации:

- назрела настоятельная необходимость фундаментального философского исследования патриотизма как интегрального социального явления, а также многочисленных сопутствующих ему понятий: "национальная идея", "русская идея", национальное самосознание, национальные интересы, народное образование и др.;

- необходимо продолжить исследования по истории националистических, патриотических и космополитических течений внутри отечественной научной и культурной мысли;

- несомненный научный интерес представляет историография патриотической идеи;

- необходимо углубить концептуальное осмысление проблемы формирования патриотизма на современном этапе, с опорой на принципы гуманизма, ненасилия, культуросообразности и природосообразности;

- завершить разработку и принять Государственную программу патриотического воспитания молодежи;

- считать приоритетной задачей государственных органов управления всестороннюю поддержку научных исследований по проблемам патриотизма, молодежных, общественных и ветеранских организаций, средств массовой информации, активно занимающихся вопросами формирования государственного патриотизма у населения;

- рекомендовать органам местного самоуправления создавать общественные фонды для конкурсной поддержки организаций и частных лиц, активно пропагандирующих идеи патриотизма;

- активно внедрять в содержание исторического образования актуальные элементы патриотической идеи и программу эмотивно-эмпатийного вовлечения учащихся в русло исторических знаний;

- использовать разработанный на основе данного исследования спецкурс "История, теория и методика формирования патриотического сознания" в практике подготовки и переподготовки школьных учителей;

- адаптировать содержательный и методический элементы данного спецкурса к педагогическому процессу в образовательных учреждениях различного типа, к особенностям различных регионов и дифференцировать по возрастам учащихся.

Комплексность и интегральность исследуемой проблемы, научная и практическая новизна экспериментального исследования, отсутствие альтернативных программ формирования патриотизма у молодежи, нереализованные возможности создания разнообразных компьютерных программ по данной проблеме дают основания для продолжения исследований в данном направлении.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Клименко, Иван Михайлович, Екатеринбург

1. Абдрахманов И.Ш. Азбука прочтения чувств. Казань, 1990. - 54 с.

2. АбироваМ.Х. Формирование у студентов готовности к работе по интернациональному воспитанию студентов: Дисс. . канд. пед. наук. Душанбе, 1984. - 198 с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. -М.,1977. 238 с.

4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь, 1983.- 222 с.

5. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. М., 1962. -208 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1968. - 339 с.

7. Андреев С.И. Теория и 'практика подготовки педагогов к воспитательной работе с нравственно-аномальными подростками: Дисс. . докт. пед. наук. -Екатеринбург, 1996. 568 с.

8. Акимова Л.У. Воспитание социалистического патриотизма и интернационализма у старших школьников средствами искусства: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. - 22 с.

9. Анисимов В.М. Мировоззрение и социальная активность: Дисс. . канд. филос. наук. Свердловск, 1990. - 235 с.

10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1979. - 148 с.

11. Анисим А.Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни: Дисс. . канд. филос. наук. Тюмень, 1997. - 224 с.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987.- 303 с.

13. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М„ 1974. 221 с.15