Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Фоминова, Мария Нафтуловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фоминова, Мария Нафтуловна, 2001 год

Введение.

Глава 1. Проблемы художественного воспитания в старших классах средней школы и роль медиаобразования в их решении (на примере преподавания мировой художественной культуры).

§ 1. Общая характеристика и особенности современного этапа преподавания предмета «Мировая художественная культура» в 9-11 классах средней школы.

§ 2. Отечественный и зарубежный опыт медиаобразования в художественном воспитании

§ 3. Роль медиаобразования в повышении эффективности художественного воспитания старших школьников.

Глава 2. Научное обоснование методики включения медиаобразования в курс мировой художественной культуры.

§ 1. Психолого-педагогические подходы к разработке приемов включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры.

§ 2. Модель включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания предмета «Мировая художественная кулыура»: воспитательный аспект.

§ 3. Методика формирования медиаобразовательных навыков и умений учителя мировой художественной культуры.

Глава 3. Экспериментальная проверка методики включения элементов медиаобразования в учебно-воспитательный процесс старшей школы на примере предмета

Мировая художественная культура».

§ 1. Процесс формирования медиаобразовательных навыков. Методы анализа.

§ 2. Этапы включения медиаобразования в процесс преподавания мировой художественной культуры.

§ 3 Условия реализации включения элементов медиаобразования в учебновоспитательный процесс.

§ 4. Критерии повышения эффективности художественного воспитания: результаты экспериментальной проверки.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе"

Общество, вступившее в период широкого развития информационных технологий, ставит перед современной школой задачу формирования информационной культуры школьников, развития необходимого уровня коммуникативной компетенции. ^ Выпускники школы конца начала XXI веха должны владеть способностью понимать, принимать и передавать сообщения, сформулированные в словах, символах, образах, жестах и т. д., уметь анализировать и критически осмыслять текстовую, аудиовизуальную, графическую информацию, обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации. К особому ряду коммуникативных умений относится эмоциональное восприятие художественных образов и реагирование на различные виды искусства (пластические искусства, музыка, кинематограф, театр, литература). В концепции предмета «Мировая художественная культура» ее автором Л. М. Предте-ченской изначально сформулирована задача формирования читателя, зрителя, слушателя, т.е. человека, способного адекватно воспринимать художественный образ, соз-' данный на языке того или иного вида искусства. Выпускники школы конца должны уметь понимать, принимать и передавать сообщения, сформулированные в словах, У символах, образах, жестах и т. д., анализировать и критически осмыслять текстовую, аудиовизуальную, графическую информацию, обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации. Именно для реализации этой основополагающей задачи так важно, чтобы прежде всего педагоги, преподающие этот предмет в школе, овладели необходимыми коммуникативными навыками и информационными умениями.

Предмет «Мировая художественная культура» в течение последних лет занимает « все более прочные позиции в структуре школьного образования. В московском базисном учебном плане с 1997 года он вошел в перечень предметов, составляющих образовательную область «Искусство», наряду с изобразительным искусством и музыкой. Предполагается обязательное изучение этого предмета с 9 класса общеобразовательз ной школы. Предмет «Мировая художественная культура» вводился в школьный курс как завершающий художественно-эстетическое образование школьников.

В современной школьной практике постепенно складывается система художественно-эстетического образования и развития, которая предполагает приобщение учащихся начальной и основной школы к миру художественной культуры через освоение конкретных видов искусства (музыка, изобразительное искусство), к обобщению всех полученных ранее знаний по гуманитарно-эстетическим дисциплинам в условиях старшей школы. В этом отношении «Мировая художественная культура» становится предметом, интегрирующим знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах школьного образования. На первый план при изучении данного предмета не могут быть поставлены традиционные знания, умения, навыки, а выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей образного языка искусства, развития художеспгвенно-образного мышления. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания предмета мировая художественная культура, что сближает его с предметами эстетического (художественного) цикла. Только информационные знания не оказывают влияния на развитие личности ребенка, поэтому главным в методике становится не информативная основа подачи материала, а развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей. Методика данного предмета основывается на законах восприятия искусства и направлена на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир общением с прекрасным. Именно эти подходы выгодно отличают предмет «Мировая художественная культуры» от теоретических курсов типа «Культурология», «Эстетика», «История искусств» и т.п., в основе которых лежит прежде всего формирование знаний и представлений о бытовании культуры и искусства в исторической проекции. Это мы можем видеть на примере сравнения содержания и методики курса мировой художественной культуры (28; 42-44; 45; 50; 54; 74; 78; 92-98; 108; 110; 113;117-119; 123-128; 130; 140-145; 167; 170-171, 180) и других учебных курсов культурологической ориентации (36; 40; 49; 51; 65; 66; 105;106; 139; 162).

Мировая художественная культура - предмет, завершающий художественно-эстетическое развитие старших школьников, задача которого - развить в детях способность к эстетическому восприятию действительности. Он решает следующие педагогические задачи:

• раскрыть школьникам единство и многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством;

• показать ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и бытом ит. д.;

• силой воздействия комплекса искусств и соответственно организованной творческой практикой развивать художественные способности, понимание родства искусств, обогащать духовный мир растущего человека, помогать его личностному становлению в особо ответственный период взросления.

Мировая художественная культура - это предмет интегративный, объединяющий разные виды искусства и представляющий художественную культуру в ее развитии. Курс мировой художественной культуры раскрывает историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, даже не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явдфедиясферами гуманитарнрг<? знания, Принципиальное отличие этого предмета от других учебных дисциплин гуманитарного цикла состоит в его полипредметной основе- дающей возможность выхода к межпредметной интеграции, смысл которой состоит в объединении этих знаний в единое целое на основе общего подхода (подтверждение этому мы можем найти в трудах Б.П.Юсова (180), Л М. Предгеченской (117-119), Ю.А. Со-лодовникова (140-145), Ю.С.Рябцева(124) и других авторов (4, 11; 15; 27; 52; 56; 88; 104; 163,164). Необходимо целенаправленно способствовать возникновению у старшеклассников обобщенных представлений о художественной культуре различных эпох, о вечном и исторически преходящем в развитии искусства, о постоянно меняющейся и все же единой в своих глубинных общечеловеческих основах художественной картине мира. Важной задачей предмета является развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности (2426; 27; 50; 63, 69; 78,79; 103). Именно творческая практика (выражение и разнообразное оформление собственных впечатлений от произведений искусства, создание сценариев, иллюстраций, стилизаций, инсценирование, проектная деятельность на материале художественной культуры и т. д.) обеспечит новые условия для развития специальных способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях искусством.

В условиях обновления содержания образования, его вариативности, наличия образовательных учреждений разного типа возрастает необходимость в профессиональной подготовке и переподготовке учителя, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации (3; 12; 31; 34; 57; 61; 67; 80) .

Кардинальные изменения, происходящие в обществе и влияющие на обновление содержания образования, обозначили противоречие между необходимостью преподавания предметов области «Искусство» в школе на уровне, отвечающем требованиям информационно-технологического развития современного общества, и недостаточной теоретической и практической разработанностью методики использования средств массовой информации (медиаобразования) в учебном курсе мировой художественной культуры. К особому ряду коммуникативных умений относится эмоциональное восприятие художественных образов в различных видах искусства (пластические искусства, музыка, кинематограф, театр, - 24-27, 50, 55; 68 ), что изначально определяет суть преподавания мировой художественной культуры, то есть формирование читателя, зрителя, слушателя, способного адекватно воспринимать художественный образ, созданный на языке того или иного вида искусства. Для этого важно, чтобы сами педагоги, преподающие этот предмет в школе, овладели необходимыми коммуникативными навыками и информационными умениями для квалифицированного преподавания предметов области «Искусство» в школе на уровне, отвечающем требованиям информационнскгехнологического развития современного общества. Данные факторы и определяют актуальность темы, исследования.

С другой стороны, в практике освоения предметов области «Искусство» в школе существует противоречие между необходимостью освоения масштабных информационных знаний по истории и своеобразию мировой художественной культуры и отсутствием сформированного уровня информационной культуры и коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы требует повышения уровня профессиональной компетенции учителя искусства, способного сделать процесс освоения массива знаний процессом творческого развития личности на основе использования современных образовательных технологий.

Социологические исследования последнего десятилетия (В.С.Собкин, Ю.У.Фохт-Бабушкин (165), Н.Ф.Хилько, А.В.Шариков (175)) наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам художественной культуры на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется в целом восприятие ребенка, находящегося в мире технологичных символов и знаков, в особом мире электронной культуры. Для того, чтобы общаться с ребенком на понятном ему языке, учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Одной из таких современных технологий является сегодня включение медиаоб-разования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы (22; 58; 79; 80-83; 111,112, 116).

В этой связи необходимо учитывать новые направления развития современной системы образования:

• адаптация детей к современной социокультурной среде;

• активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

• использование технологий средств массовой информации в системе развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Эти задачи так или иначе решает сегодня в классе каждый учитель. Содержание и методика преподавания предмета опираются на органическое сочетание принципов педагогики и законов искусства, его влияния и воздействия на человека, на естественную связь занятий с реальной жизнью. В этом плане построение курса «Мировая художественная культура» позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи с содержанием школьной литературы, истории, предметов эстетического цикла, то есть вводить в практику школы специальные интегрированные технологии. Это заставляет искать новые формы и методы в процессе обучения и переподготовки педагогов гуманитарно-эстетических дисциплин.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения и в системе повышения квалификации параллельно. Таким образом, выстраивая учебно-воспкгательный процесс преподавания мировой художественной культуры с использованием элементов медиа-образования, необходимо готовить учителя к работе с материалами средств массовой информации. Процесс формирования у школьников умения работать с художественной информацией на основе стандарта медиаобразования должен осуществляться параллельно в системе повышения квалификации учителя мировой художественной культуры, что дает возможность спроецировать эту систему на дальнейшую педагогическую практику. В основе этой системы лежит совпадение целей как самого предмета «Мировая художественная культура» и системы профессиональной подготовки учителя, так и целей медиаобразования, обеспечивающего определенный уровень реализации содержания курса и формирования необходимых ребенку умений и навыков при его освоении (57-58; 79; 81).

Существует ряд различных определений медиаобразования; в нашей работе в качестве базового использовано определение, данное А.В.Шариковым: (176). Кроме того, было использовано также определение целеполагания интегрированного медиаобразования, данное Л.С.Зазнобиной, которая предлагала рассматривать это как «подготовку обучающихся к жизни в информатизированном пространстве)» (57). Достижение целей эстетического образования здесь предполагается решать не только через изучение специфики языка массовой коммуникации, но прежде всего через формирование ряда умений работать с информацией (в том числе и художественной).

Основой для определения модели интеграции медиаобразования в структуру и содержание системы повышения квалификации является Стандарт медиаобразования, разработанный д.п.н, Зазнобиной Л.С. (58).

Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

• умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

• умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

• умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

• умение извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или иной форме;

• умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение в данном порядке именно этих элементов стандарта интегрированного медиаобразования обусловлено целями и задачами предмета «Мировая художественная культура». Концепция преподавания предмета базируется не только на формировании определенных знаний в области истории художественной культуры, но и, прежде всего, на развитии школьника, на формировании умений и навыков общения «по поводу» произведений искусства, понимания закономерностей развития искусства и культуры, развития ассоциативных связей и понимания внутренних, интегративных связей между различными искусствами в процессе их становления и развития, формирование и развитие навыков «прочтения» произведений разных искусств.

На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в необходимости совместить в учебно-воспитательном процессе преподавания мировой художественной культуры.

1) оптимальный объем информации по истории и теории культуры;

2) основные принципы педагогики искусства;

3) формирование у школьников ряда информационных умений и навыков.

Эту проблему следует разрешать через разработку приемов включения методики медиаобразования в систему повышения педагогической квалификации, что позволяет педагогу наиболее эффективно выстроить на своих занятиях аналогичную модель формирования информационной культуры школьников.

Цель исследования - разработать модель включения медиаобразования в систему преподавания мировой художественной культуры в общеобразовательной школе и раскрыть возможности медиаобразовательных технологий в активизации познавательной и художественно-продуктивной деятельности школьников.

Объект исследования - элементы медиаобразования в курсе изучения мировой художественной культуры в условиях насыщенного информацией современного образовательного пространства и вариативного обучения.

Предмет исследования - методика включения медиаобразования в систему работы учителя мировой художественной культуры в старших классах средней общеобразовательной школы.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование было проведено на базе ряда школ г. Москвы (№ 148, № 1198, № 858, № 1410, № 1145), а также в лаборатории методики преподавания искусства и масс-медиа Московского института повышения квалификации работников образования, на курсах по повышению квалификации учителей мировой художественной культуры. Особенность педагогического эксперимента заключалась в параллельной разработке приемов активизации художественно-творческой и познавательной деятельности учащихся московских школ в области мировой художественной культуры через включение медиаобразования в программу и методику курсов повышения квалификации учителей данного профиля.

Гипотеза исследования: Учебно-воспитательный процесс на уроках мировой художественной культуры будет наиболее полно соответствовать требованиям современного этапа развития информационного общества и педагогической практики, если в структуре и содержании курса на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов будут реализованы следующие способы формирования у учащихся медиаобразовательных навыков:

• использование в учебно-воспитательном процессе синтеза социокультурного и интегрированного медиаобразования;

• художественное воспитание и развитие школьников через проектную деятельность на материале средств массовой информации.

Предполагается, что условием для включения медиаобразования в курс мировой художественной культуры в школе является использование аналогичной методики в работе с учителями, преподающими этот предмет, что будет способствовать росту профессиональной компетенции педагогов в области использования современных образовательных технологий.

Задачи исследования;

• разработать психолого-педагогические подходы к включению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания мировой художественной культуры в школе;

• разработать методические приемы включения медиаобразования в учебный курс "Мировая художественная культура";

• уточнить условия реализации модели интеграции медиаобразования с учебным курсом мировой художественной культуры;

• научно и методически обосновать процесс формирования медиаобразователь-ных умений и навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности по данному предмету, выявить критерии эффективности включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры.

Методологические и теоретические основы исследования:

• научные работы по проблемам художественного образования, психологии творчества, культурологии и педагогическим технологиям (В.С.Библер, М.С.Каган, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Н.Усов, Ю.У.Фохг-Бабушкин, Б.П.Юсов, Л.С.Зазнобина, Е.С. Полат, М.С.Кларин, Ж. Бодрийар);

• исследования по проблемам медиаобразования (JI.C. Зазнобина, Ю.Н.Усов. А.В.Шариков, К. Базалгет, Л.Мастерман);

• концепция личностно-ориентированного и деятельностного подхода к подготовке педагогических кадров (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.И.Пассов, М.С.Кларин);

• исследования по вопросам базового образования учителей художественно-эстетического и гуманитарного циклов (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, В.С.Кузин, Л. М. Предтеченская);

• отечественные и зарубежные концепции повышения квалификации педагогических кадров в условиях обновления содержания образования (Э.Б.Абдуллин, Т.В.Челышева, Г.П.Сергеева, А.В.Федоров, Н.Норт, М.Хаббард);

Методы исследования:

• изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

• констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;

• прогностические (экспертная оценка, самоанализ), диагностические методы (анкетирование, интервьюирование и др.), обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование результатов деятельности обучаемых), анализ результатов творческой деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и научно обоснована методика включения элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности в курсе освоения предмета "Мировая художественная культура". Определены механизмы освоения медиаобразования в содержательных блоках курса, разработана система заданий и упражнений, направленных на развитие самостоятельной исследовательско-поисковой художественной деятельности по предмету. Определены формы и методы овладения новыми информационными технологиями и культурой коммуникации, необходимые учителю мировой художественной культуры в современной социокультурной среде.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и введена в практику технология включения элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности в процессе освоения предмета "Мировая художественная культура". Результаты исследования внедрены в практику преподавания мировой художественной культуры в ряде школ г. Москвы на основе подготовки учителей соответствующего профиля в 1997 - 2001 гт и отражены в ряде публикаций по теме исследования, а также в программах повышения квалификации учителей-специалистов. Разработанные в ходе исследования приемы и формы включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания предмета "Мировая художественная культура" и систему подготовки учителя нашли отражение в творческих работах учащихся, принявших участие в городских конкурсах и турнирах по мировой художественной культуре, проведенных в Москве в 1997-2001 гг.

В эксперименте за указанный период принимало участие 600 учителей, на конкурсах было представлено более 250 индивидуальных и коллективных творческих работ от 2000 учащихся г. Москвы.

На защиту вынесены следующие положения:

1. Включение элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности по освоению мировой художественной культуры на основе стандарта медиаобразования приводит к реализации задач художественного воспитания в педагогической практике современной школы.

2. Модель включения медиаобразования в учебный курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной школе заключена в:

• выявлении и научном обосновании условий и специфики формирования ме-диаобразовательных навыков и умений на уроках мировой художественной культуры;

• разработке и внедрению в педагогическую практику современной школы методического комплекса заданий и упражнений, ориентированных на реализацию Стандарта интегрированного медиаобразования на материале и методике преподавания мировой художественной культуры;

• оптимизации структуры и содержания учебного курса "Мировая художественная культура" с учетом задач медиаобразования;

• условием реализации данной модели является создание специальных программ и методического обеспечения для курсов повышения квалификации и переподготовки учителей мировой художественной культуры.

Апробация результатов исследования проходила в Московском институте повышения квалификации работников образования, на 12 научно-практических конференциях и 20 творческих семинарах на базе окружных методических центров.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы:

Полученные в ходе опьтю-эксперименталыюй работы данные подтвердили эффективность включения медиаобразования в учебный курс предмета «Мировая художественная культура» (на основе существующего стандарта по данному предмету и стандарта интегрированного медиаобразования) и в структуру курса повышения квалификации учителей мировой художественной культуры. Формирование медиаобразовательных навыков и умений в контексте курса повышения квалификации приводит к профессиональному росту педагога, что проявляется в его дальнейшей педагогической практике. В ходе эксперимента педагоги продемонстрировали умения корректировки программы, ориентации во множестве информационных источников, организации урока с использованием современных педагогических технологий, системного подбора заданий, развивающих критическое и ассоциативное мышление школьников на изучаемом материале. В реальной практике это находит подтверждение в результатах итоговых (контрольных) занятиях по мировой художественной культуре в 9-х и 11 классах.

Учащиеся старших классов, где была организована системная работа по формированию медиаобразовательных навыков и умений, как правило, выбирают зачет или экзамен в творческой форме (разработка творческого проекта по проблеме с использованием технологий видео- и мультимедиа, театрализация и тф. виды художественной деятельности), что подтверждает эффективность медиаобразования, интегрированного в мировую художественную культуру, способствующего развитию самостоятельной творческо-поисковой деятельности и развивающего способности к художественно-продуктивной деятельности, которая, в свою очередь, позволяет максимально приблизить познавательный процесс к реальной жизненной практике, сформировать художественные вкусы и интересы, что является неотъемлемой частью показателя уровня художественного воспитания личности.

Тенденция к обновлению содержания образования в целом, разрастание сети школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, появлеяие новых программ, построенных по принципу вариативности образования, ставят принципиально новые задачи перед системой повышения квалификации. Анализ ситуации определяет эти задачи.

• Отказ от типовых программ и учебно-тематических планов, не учитывающих специфику и вариативное содержание предметов эстетического цикла;

• Разработка принципиально нового содержания курсов повышения квалификации, основанного на современной методологической основе и включающего блоки по проблемам художественной педагогики и психологии;

• Введение гибкой блочно-модульной системы преподавания, ориентированной на дифференцированный подход и использование современных образовательных и информационных технологий.

Мировая художественная культура реализуется в школе на основе деятельности ого подхода к развитию учащихся. Учитель мировой художественной культуры должен уделять внимание художественно-творческой деятельности (творческие работы по освоенному материалу в виде сочинений разнообразных жанров, рецензий, газетных выпусков, сценариев школьных тематических вечеров, разработок различных проектов и т.п.) Опьгг показывает, что взаимосвязь классной и внеурочной работы по предмету мировая художественная культура является совершенно необходимым условием, так как помогает «вжиться» в эпоху, «увидеть» и «услышать» время, почувствовать его и понять проблемы другой эпохи и человека - творца этой эпохи. Особое место в методике преподавания мировой художественной культуры занимает итоговое занятие, которое может проходить в различных формах. В настоящее время получили распространение такие формы итогового контроля, как зачет или экзамен в творческой форме, которые предполагают проведение турнира знатоков, защиты проекта, создания видеопособия или мультимедиапродукта и т.п.

Усиление медиаобразовательной аспектности в преподавании мировой художественной культуры приводит к успешной реализации как целей самого предмета, так и задачи полноценной подготовки школьника к жизни на современном этапе развития информационного общества.

По результатам педагогического исследования сделаны следующие выводы:

1. Разработаны психолого-педагогические подходы к включению медиаобразова-ния в учебно-воспитательный процесс преподавания мировой художественной культуры; в ходе педагогического эксперимента уточнено, что наиболее важными являются не только деятельностно-продуктивный и личностно-ориентированный, но и инфор-мологический подходы к формированию медиаобразовательных умений и навыков учащихся.

2. На основе собранных данных была разработана методика включения медиаоб-разования в учебный курс мировой художественной культуры, ее уточненный вариант заключается в следующем:

• активное освоение образовательной среды нового типа на основе широкого использования информационных технологий и информационных ресурсов современного общества;

• формирование медиаобразовательных навыков и умений при изучении мировой художественной культуры на основе комплекса заданий и упражнений с учетом стандарта интегрированного медиаобразования, активизация подготовки школьников к жизни в новом информационном обществе.

3. Необходимым условиями реализации модели включения медиаобразования в изучение мировой художественной культуры в общеобразовательной школе являются синтез социокультурного и интегрированного медиаобразования и аналогичная методика подготовки учителя в системе курсов повышения педагогической квалификации.

4. Научно и методически обоснован процесс формирования медиаобразовательных умений и навыков учащихся при изучении мировой художественной культуры (наиболее важны принципы открытого информационного пространства, вариативности, диалога, реализации художественно-творческого потенциала учащихся через поисковую и проектную деятельность).

Критериями эффективности включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры, в свою очередь, являются:

• выбор формы итоговых занятий по предмету (преобладание творческо-поисковых форм, ориентированных не на замер объема знаний, а на умения ориентироваться в содержательном материале, самостоятельно мыслить и применять полученные знания и навыки в реальной практической деятельности);

• уровень творческих работ учащихся, анализ который демонстрирует сформированные медиаобразовательные навыки, проявленные в творчески-продуктивной деятельности (создание собственных медиатекстов на основе авторских сценарных разработок, интерпретация полученной информации, развитый художественный вкус, основанный на умении "грамотного прочтения" языка художественного образа и т.д.).

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подтверждают эффективность включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры. Формирование и развитие медиаобразовательных навыков и умений учителей на курсах повышения квалификации способствуют их профессиональному росту и позволяют спроецировать эти знания и умения на педагогическую практику.

Заключение и практические рекомендации

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что интеграция медиаобразования с учебно-воспитательным процессом освоения предмета «Мировая художественная культура» и курсом повышения квалификации учителей мировой художественной культуры стимулирует активное освоение новых педагогических технологий с проекцией принципов и приемов медиаобразования на педагогическую практику современной школы.

Уточнены принципы формирования медиаобразовательных умений и навыков учителя мировой художественной культуры и ученика, осваивающего курс мировой художественной культуры (наиболее важны принципы открытого информационного пространства, возможность получения информации по различным каналам связи и умение критического осмысления ее, вариативности, диалога, реализации художественно-творческого потенциала учащихся через поисковую и проектную деятельность).

На основе собранных данных была разработана и экспериментально апробирована модель интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс предмета «Мировая художественная культура» и систему курсовой подготовки учителей мировой художественной культуры, ее уточненный вариант заключается в следующем: а) условия реализации - освоение образовательной среды нового типа на основе широкого использования информационных технологий и информационных ресурсов современного общества; б) формирование медиаобразоватеяьных навыков и умений в процессе освоения курса мировой художественной культуры и повышения квалификации учителей мировой художественной культуры на основе Стандарта медиаобразования определяет активизацию подготовки школьников к жизни в новом информационном обществе; в) оптимизация структуры и содержания предмета «Мировая художественная культура» на основе синтеза социокультурного и интегрированного медиаобразования приводит к эффективной проекции методики формирования знаний и умений в педагогическую практику современной школы; г) критериями эффективности интеграции медиаобразования с курсом мировой художественной культуры и профессиональной подготовкой учителя, работающего по этому предмету, являются:

- выбор формы итоговых занягтий по предмету (преобладание творческо-поисковых форм, ориентированных не на замер объема знаний, а на умения ориентироваться в содержательном материале, самостоятельно мыслить и применять полученные знания и навыки в реальной практической деятельности);

- анализ творческих работ учащихся, демонстрирующих сформированные медиа-образовательные навыки, проявленные в творчески-продуктивной деятельности (создание собственных медиатекстов на основе авторских сценарных разработок, интерпретация полученной информации, развитый художественный вкус, основанный на умении «грамотного прочтения» языка художественного образа и т.д.).

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подтвердили эффективность включения медиаобраэования в преподавание мировой художественной культуры. Для педагога медиаобразовательные навыки и умения способствуют профессиональному росту и позволяют спроецировать эти знания и умения на педагогическую практику,

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фоминова, Мария Нафтуловна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1992.

3. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация: философские очерки. Иркутск, изд-во Иркутского университета, 1988.

4. Алексеева В В. Что такое искусство. М.: Просвещение, 1991.

5. Андроникова М. Сколько лет кино? М.: Искусство, 1968.

6. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Учебное пособие в 4-х книгах. М.: Просвещение, 1997.

7. Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 1. М., 1995.

8. Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 2. М., 1995.

9. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. М„ 1992.

10. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

11. Белова О.Ю. История искусств. Краткий курс лекций для средней школы. М.: Аквариум, 2000.

12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

13. Библер В С. Мышление как творчество. М., 1975.

14. Библер В С. Школа "диалога культур". М. : Советская педагогика, 1989, № 2.

15. Бирич И.А., Ломоносова МТ. Основы художественной культуры. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов ВУЗов. В двух книгах. М.: Владос, 1999.

16. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

17. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

18. Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы. Алтореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997.

19. Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры. Программа для 5-6 классов в сб. Основы экранной культуры (под ред. Ю.Н.Усова). М.: Просвещение, 1994.

20. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для 5-6 кл. М.: Аргус, 1994.

21. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для 7 класса. М., Аргус, 1994.

22. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск, 2000.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во политической литературы, 1981.

24. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М: Флинта, 1997.

25. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. М.: Первое сентября, 2000.

26. Буланкина Н.Е. О некоторых творческих функциях педагога в условиях разработки и применения игровых форм и методов обучения. Новосибирск, 1992.

27. Бурлина Е Я. Путь, длиною в века: беседы о преподавании художественной культуры. М., Просвещение, 1994 г

28. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю. "Мировая художественная культура. Век Просвещения" Рабочая тетрадь для 9 класса. С-Пб,: СМИО-Пресс, 1999.

29. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. М., 1978.

30. Видеозапись в школе. Сб. статей под ред. Л.П.Прессмана. М.: Институт средств обучения РАО, 1993.

31. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1996.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Феникс, 1998.

33. Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997.

34. Георгием Т.С. Образование как сфера культуры. Информационно-технологическая революция в подготовке кадров в США. М., 1992.

35. Гендина Н И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности. Новосибирск, 2001.

36. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. М.: Учебная литература, 1998.

37. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая JI.A. Как учить работать с книгой М.: НПО "Образование", 1995.

38. Гузик М.А. В поисках золотого руна. Мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. М., Просвещение, 1997.

39. Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры. М., Просвещение, 1998.

40. Гузик М.А., Кузьменко Е,М. Культура средневековья: занимательные игры. Учебный путеводитель по МХК: 6-9 классы. М.: Просвещение, 1999.

41. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. 1996 г. Тверь.

42. Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: материалы российско-французского семинара, проходившего 6.10.92 г. в Москве (под общей редакцией А.В Шарикова). М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.

43. Дидактические основы использования средств обучения и воспитания. Сборник научных трудов (Под ред. Л.П.Прессмана и Л.Коубы). М., АПН СССР, 1982.

44. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе (под ред. Л.П.Прессмана). М.: Педагогика, 1987.

45. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.

46. Дневник Читателя, Зрителя, Слушателя. Рабочая тетрадь (под ред. Л.МПредтеченской). М: ООО Фирма "МХК", 2000.

47. Донин А Н. Введение в искусствознание. Нижний Новгород, 1996.

48. Дулова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учебное пособие. М.: Флинта Наука, 1998.

49. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1993.

50. Емохонова Л.Г Мировая художественная культура. Учебное пособие для старшейшколы. М., Academia, 2000.

51. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990,

52. Женщина и визуальные знаки. Сб. статей под общ. Редакцией А.Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000.

53. Зазнобина Л.С. Меднаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ? М., 1999.

54. Зазнобина Л.С. Меднаобразование: новая реальность? Стандарты и мониторинг в образовании, № 3U998.

55. Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. Современная техника и экранно-звуковые средства обучения. Советская педагогика, 1985, № 9.

56. Ильев В А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замыслов школьного урока. М., 1993.

57. Информационное обеспечение учебного процесса в высшей школе (обзор зарубежной литературы) Чурсин Н.Н., Нейман Е.М., Демидович Е.П. М., 1984.

58. Инновационное движение в российском школьном образовании (сб. научных статей под ред. Э.Днепрова, А Капспаржака, А,Пинского), М., Парсифаль, 1997.

59. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001.

60. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд-во Ленинградского университета, 1971.

61. Кашекова Н.Э. От античности до модерна. Стили в художественной культуре. М.: Просвещение, 2000.

62. Кирнарская Д.К. Классическая музыка для всех. М,: Слово, 1997.

63. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

64. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4, Липецк, 1993.

65. Копылова А.В. Мировая художественная культура. Планирование уроков. М. МСК Издательство "Аз", 1999.

66. Кошкина И В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 1998.

67. Кричевская Л.И. Портрет героя. М. АО "Аспект Пресс", 1994.

68. Кузнецов Г,В. ТВ-журналист. М.: Изд-во Московского университета, 1980.

69. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: ОЦ "Педагогический поиск", 1999.

70. Лисичкина О Б. Мировая художественная культура. Учебное пособие для старших классов средней школы. 4.1, 2. С.-Пб.: Специальная литература, 1998 -1999.

71. Литература. Программа для 5-11 классов (под редакцией А.И.Княжицкого), М., Просвещение, 2000.

72. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

73. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С-Пб. Искусство СПб, 1998.

74. Маранцман В.Г, Человек и культура. Введение в курс "Мировая художественная культура". С-Пб, Специальная литература, 2000.

75. Медиакультура. Программа для 1-11 кл. //Основы экранной культуры. Медиакуль-тура / Сб. программ под ред. Усова Ю.Н., М.: МИПКРО, 1996.

76. Медиаобразование. М.: МИПКРО, 1996.148

77. Медиаобразование, интегрированное с базовым (Сб. статей. Выпуск 1). М., 1998.

78. Медиаобразование, интегрированное с базовым (Сб. статей. Выпуск 2). М., 1999.

79. Медиаобразование, интегрированное с базовым (Сб. статей. Выпуск 3). М., 2000.

80. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара 15.02.2000 г. М. МИПКРО, 2000.

81. Мейлах Б.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества. М,, Вопросы литературы, 1964.

82. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

83. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

84. Мелик-Пашаев А.А. Проблемы эстетического воспитания и педагогика творчества. Сб. статей. М., 1989.

85. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1994.

86. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М., Прогресс-Традиция, 2000.

87. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству, М., Искусство в школе, 1995.

88. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. М., Титул, 1996.

89. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Просвещения. М., Просвещение, 1996.

90. Мировая художественная культура. Сб. программ: 9-11 классов под ред. Л.М. Пред-теченской. М.: Просвещение, 1994.

91. Мировая художественная культура. Программа для 9 класса под ред. Н.И.Киященко. М.: Просвещение, 1995.

92. Мировая художественная культура. 9 кл. Эстетика жизни. 9-11 классы. Сб. программ / Под ред. Н.И.Киященко. М.: Дрофа, 2000.

93. Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов /Под ред. Ма-ранцманаВ.Г. М.: Интербук, 1998.

94. Мировая художественная культура. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. (Научный редактор -Л.М Предгеченская). М.: ООО Фирма "МХК", 2000.

95. Моисеева М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средней школы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М, 1996.

96. Московский региональный базисный учебный план: методические рекомендации,1. М., 2000.

97. Мосолова JIM. Проблемы преподавания МХК в педагогическом вузе. Л., 1990.

98. Муштаев В.П. Уроки искусства. Очерки об учебном телевидении. М.: Педагогика,1985.

99. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М,, 1987.

100. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование. Цикл бесед. М., 1993.

101. Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. М , Книголюб, 2000.

102. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. М., 1995.

103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е С Полат). М., 1999.

104. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Методическое пособие для учителя по курсу "Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток". ООО "Фирма МХК".

105. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

106. Основы художественной культуры. Программа для 10-11 классов школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла / Под ред. И. А. Химик. М.: Просвещение, 1995.

107. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1983.

108. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2000.

109. Пешикова Л.В. Минимум содержания образования по предмету МХК. Методические рекомендации в помощь учителю, Рекомендации по аттестации учителей МХК. М., 2000.

110. Пилиповский ВЛ. Поиски новой модели школьного образования в США. Советская педагогика, № 3, 1996.

111. Погружение методика будущего. Пособие для творческого учителя. (Отв. редактор и составитель А.Н.Тубельский). М., Парсифаль, 1999.

112. Погосян Г С. Роль искусства в условиях информационных ограничений. М., 1996.

113. Предгеченская Л.М. Мировая художественная культура. М., 1995.

114. Предгеченская Л.М. Формирование эстетического идеала школьников на уроках МХК. Сб. статей. М., 1989.

115. Предтеченская Л.М., Щербаков Н.Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе. Пособие для учителя., М., НИИ Школ Министерства просвещения РСФСР, 1987.

116. Проблема интеграции языкового образовательного пространства в коммуникативное пространство. Коллективная монография. Под ред. Н.Е.БуланкиноЙ. Новосибирск, 1999.

117. Психологический словарь (под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова). М., Педагогика-Пресс, 1996.

118. Психология процессов художественного творчества. Сб. статей (под ред. Б.С.Мейлаха). Л., 1980.

119. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. М., Просвещение, 1997.

120. Рябцев Ю.С. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры 11-19 веков. М., Владос, 1998,

121. Рябцев Ю.С. История русской культуры 11-17 веков. М.: Владос, 1997.

122. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и бьгг 11-17 вв. М: Владос, 1998.

123. Рябцев Ю.С. История русской культуры 17-19 веков. М.: Владос, 1997.

124. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт 18-19 вв. М.: Владос, 1998.

125. Самоненко Ю.А Психология и педагогика. М,, 2001.

126. Себар Т В. Уроки мировой художественной культуры. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ "Сфера", 1998.

127. Селевко Г.К Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.

128. Селевко Г.К., Маркова H.H., Левина О.Г. Научи себя учиться. М. "Народное образование", 2001.

129. Семенов A.J1. Образование. Информатика. Компьютеры. М., Информатика и образование, № 5,1995.

130. Сергеева Г,П. Содержание и организация повышения квалификации учителей музыки в системе непрерывного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995.

131. Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету "Музыка" (с методическими материалами). М.: МИРОС, 1995.

132. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность, Учебное пособие для преподавателей. М., 1998.

133. Современный словарь-справочник по искусству (научный редактор и составитель Мелик-Пашаев A.A.). М.: Олимп, 1999.

134. Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР (аннотированный библиографический указатель). М.: АПН СССР, 1991.

135. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.

136. Солодовников ЮЛ. Человек в мировой художественной культуре. Учебник-хрестоматия для 6 класса. М.: Просвещение, 1998.

137. Солодовников. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Человек в мировой художественной культуре. 6 класс". М.: Просвещение, 1998.

138. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Учебник-хрестоматия для 7 класса. М.: Просвещение, 1999.

139. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Человек в мировой художественной культуре. 7 класс". М.: Просвещение, 1999.

140. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Учебник-хрестоматия для 8 класса. М.: Просвещение, 2000.

141. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Человек в мировой художественной культуре. 8 класс". М.: Просвещение, 2000.

142. Солопова Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тамбов, 1997.

143. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка (под общей редакцией А В.Шарикова). М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.

144. Столичное образование-3. Московская целевая городская программа развития образования. М., 2001.

145. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе (методическое пособие для учителя). Под ред. Полат Е.С. М., АПН СССР, 1993.

146. Технические средства обучения. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях / Под ред. Зазнобиной JI.C.), М.: УЦ "Перспектива", 2000.

147. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции. М.: Флинта, 1999.

148. Требования к уровню подготовки выпускников. М., 2001,

149. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., Гранд, 1999.

150. Угринович H.Д., Морозов B.B. Основы Интернет. М., ЗАО "Московские учебники -СиД пресс" 1999.

151. Урсул АД Становление информационного общества и модель опережающего образования . НТИ. Сер. 1 , 1997 №2 -С. 1-11.

152. Урсул А. Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты. НТИ. Сер. 2 1994. j № 12 - С. 1-8.

153. Усов Ю Н. Формирование эстетической оценки кинофильмов у старшеклассников. Сб. . Основы киноискусства школьникам. М., Педагогика, 1974.

154. Усов Ю.Н.О принципе формирования аудиовизуальной грамотности. Сб. тезисов: Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. М.: Педобщество РСФСР, 1975.

155. Усов Ю.Н. О формировании аудиовизуальной грамотности, навыков вербального типа мышления. Сб. Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Тбилиси, 1980.

156. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств М.: Аргус, 1995.

157. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1988.

158. Федоров A.B. Эстетическое воспитание средствами киноискусства. Методические рекомендации. Таганрог, 1983.

159. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между разными видами искусств. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1996.

160. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982.

161. Фохт-Бабушкин Ю.У. Изучение художественных предпочтений школьников. М., 1967.

162. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.

163. Химик ИЛ. Как преподавать мировую художественную культуру. 1994 г. Просвещение.

164. Фрейлих С. Золотое сечение экрана. М., Искусство, 1976.

165. Хассард Дж. Уроки естествознания. Обучение в малых группах сотрудничества (из опыта работы педагогов США). М,, Центр 'Экология и образование", 1993.

166. Хоруженко К.Г. Структурно-логические схемы по мировой художественной культуре. M., Владос, 1999.

167. Художественная культура Древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. Программа для 6-8 классов. (Ю.С. Солодовников, под ред. Л.М.Предтеченской)

168. Художественное восприятие. Сб. (под ред. Б.С.Мейлаха). Л., Наука, 1971.

169. Художественное образование. Состояние и перспективы. Материалы симпозиума. М., 1998.

170. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., Народное образование, 1996.

171. Шариков A.B. Концепция медиаобразования во П ступени средней общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1991.

172. Шариков A.B. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, 1991.

173. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК Петрополис, 1998.

174. Эльконин Д Б. Психология игрыМ.: Владос, 1999.

175. Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В.Стахорского). М., Вагриус, 1998,

176. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников.

177. Дисс.докг. педаг.н., М,,1984.

178. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., Новая школа. 1996 г.

179. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 1997.

180. Ястребцева Е , Быховский Я. Моя провинция центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999.

181. Ястребцева Е.Н. Школьная медиатека. М., 1993.

182. Литература на иностранном языке (английский)

183. L. Masterman, " The development of media education in Europe in 1980s", Strasbourg,1988.

184. L. Masterman, F. Mariet, "Media education in 1990s Europe", Strasbourg, 1994