Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе

Автореферат по педагогике на тему «Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Карев, Борис Анатольевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе"

МИНИСТЕРСТВ) ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИОСЕРТАЦЮННЙ СОВЕТ 113. 39.01 ------;--*-------------

■46 ОД на яравах РУКОПШИ

- 5 ИЮН 1995

КАРЕВ Борис Анатольевич

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОЕЪШНОМУ РИСОВАНИЮ В ОБЩЮБРАЗОВАГЕЯЫЮЙ ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 - методика преподавания изобразительного искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени; кандидата педагогических наук

Москва - 1995

Работа заполнена в Институте общего образовав® Министерства Образования Российской Федерации.

Научный руководитель: заслуженный деятель науки РСФСР,

член-корреспондент Академии педагогических наук,доктор педагогических наук, профессор В. 0. Кузин.

Официальные оппонента: доктор педагогических наук,

профессор Т. С. Комарова,

кандидат педагогических наук, Н. М. Сокольникова

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

// '-иуЦЦ^ //

Защита состоится ----1995 года в ——ча-

сов на заседании специализированного совета 113.39.01 ш> присуждению ученой степени кандидата наук в Институте общего обрразовавия Российской федерации по адресу: Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института /адрес института: Ю9044, Москва, Е-44, Крутицкий вал, 24 /.

Автореферат разослан —1995 г.

ШБЬШЮША Э. й.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ренным преобразованием всех сфер жизни нашего общества особую важность приобретает необходимость духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями , что понимается нами как гармония человека с природой, обществом,людьми , знание законов, по которым идет эта взаимосвязь. это те основы, которые должны быть переданы детям.

Эстетическое., нравственное совершенствование личности осуществляется средствами природы, искусства, труда и через общение. Наиболее важным для нас является путь.нравственного становления личности средствами изобразительного искусства. Это тот путь, который позволяет сформировать нового человека, обладающего убежденностью, духовным богатством и нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться.

Подчеркивая это,имеется в виду повседневное применение комплекса учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы с ними при изучении того или. иного учебного предмета. Содержание учебных программ по изобразительному искусству.четко выраженная ориентация на реалистическую художественную школу, оказывают воспитательное воздействие на учащихся.

Учитель должен научить школьников понимать и чувствовать форму окружающих.предметов, уметь передавать объем и пространство при изображении на плоскости, что расширяет возможности учащихсяв их творческом самовыражении, повышает интерес к обучению за счет овладения способами изобразительной деятельности, развивает художественную культуру.

Следует указать, что зтн задачи связаны с развитием внимания, зрительного .восприятия, воображения, чувств и других психологических .особенностей рисующих, пониманием учебных задач, глубоким-усвоением изобразительной грамоты.

Создание объемного.изображения в работах учажихся зависит не только от' техники и приемов рисования, но и от

уровня мышления и понимания принципов строения изображаемых объектов,методов их трактовки в работах.Сказанное ставит на повестку дня вопрос о разработке научно-обоснованных методик и методических рекомендаций для школ и просто для тех,кто хочет заниматься изобразительной деятельностью.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на трудах и учебнвх пособиях ведущих соэремен-- ных ученых в области теории и методики художественной педагогики .эстетического воспитания и художественного образова-ния-Н. Н. Ростовцева,Г. В. Беды,В. С. Кузина,В..П. Зинченко, В.Г. Волкова,А, Д, Алехина,?. Смирнова, В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.А. С. Хворостота, К .П. Сакулиной.Э. и. Ку-бышкиной,Н. А. Унковского,С. £. Игнатьева,А. Терентьега, Я. Я, Чернецкого.А.П. Яшухина.Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения.

Отдельные вопросы.по интересующей нас проблеме затра -тивались в трудах Н.. й. Волкова, й. А. Волкова,Л. А. %ход-цевой и других специалист о в. Вопросам теории'и методики изучения изображения окружающего мира при объемном рисовании уделялось, внимание такими известными художниками как Аль-берти,Леонардо да Винчи,Микеланджело,А.Дюрер,Л.Комбеазо,3. Шони»А.Ашбе,Холоши;П.Сезаня,П.П.'Остяков, Д.И.Кардовский и др. ...

Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых в области дидактики С. И. Архангельского, В.К.%банского',П. Я. Гальперина,И. Я. Лернера,М. Н. Скатки*-. на,М. А. Данилова,и других.0. Л. Выготского,В.В.Давьгдова, й.И. Йг-натьева, С, Рубинштейна,Г. а. Щукиной и других -по вопроса^ общей,возрастной и педагогической психологии, I. Гибсона,П."И. Лазарева,А. А.Лргвиненко,С, В. Кравкова и др.-по вопросам обучения учащихся объёмному рисованию. • ..

. Адад^з трудов перечисленных авторов - убедительно свиде- ...:' тельствует- культура изобразительной грамотн,проникновение .. в сущность изображаемого и познанйе гармонии- это то,что позна-

ется в процессе объемного рисования.

• Однако вопросы формирования эстетических, нуанствек-кых, интеллектуальных основ личности при объемном рнеов-гнин ей в недостаточно освевена в научны:: работах. Акту'зльностг и недостаточная разработанность проблемы обусловил:'. Е«*-;-р т*-мы данного исследования - "Методика обучения объемному рисованию общеобразовательной акоде"

Проблемой исследования является разработка , экспериментальная прозерка и научное обоснование -методики обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию. Данная гроблена является одновременно и цель» исследования.

Объект исследования: процесс обучения изобразительному искусству в 3-7 классах общеобразовательной вколи.

Поедает исследования; педагогические пути, метода 1: средства, обучения учащихся .3-7 классов объемному рисований. " Гипотеза исдлед'ррания: процесс обучения объемному ри-

сованию учащихся'3-7 классов становится более з-ффектквник. если: методы обучения; ^объемному.рисованию-теоретически •?•>'--г ";-<тукентирЬваниг подтверждена,-экспериментально и нацелены на ■-.г .. лоеишениё. эффективности.'процесса /обучения; объемное рисова- . . " ние являться средством формирования у учащихся отношения к окружающей действительности;будет вычленено содержание воспитательных. целегЧ, реализует« средствами объемного рисования,. будет обеспечено условие.единства приобретения изобразительных' знаний и умений, : как, части.. художегственного творчества-. о= формированиемнравственных.основ личности ребенка.

В.. соответствии4ьс=:целья>-„и'; выдвинутой, гипотезой были определены - задачи исследования1-

■.'Г....... ~ " . . ' " " ~ ' .. г--'-..-.:,.-...■. -

- 1 :Изучение® исторниад,: о&учения объемному . рисованию.

2. Раскрытие, научно-теоретических, основ объемного ри сования.' _ - -:■ . , ' -

з; Установление; е.бзрас^н'йх^й" индивидуальных особенностей в усвоении; теорий'; . объемного; . рисования учащимися 3-7 -

. классов. ■ - .........

4- Разработка..эффективна средств, не- .

•годов:и'приемов обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию.

5. Анализ . особенностей визуального восприятия при объемном рисовании.

:в)"г'-Разработка системы поэтапного формирования. умений объемного рисования необходимых для обучения.

Ийтадсдогнч.еской, .основой исследования является труды классиков по философии, социально-методологическим проблемам, 'психологии, педагогике, методике рисунка, документы 5 области образования, а также методы системного подхода.

. Для;рекения поставленных задач были использованы еле-, ующие' методу исследования: изучение и анализ литературы, теоретический анализ по проблеме, анализ накопленных к настоящему времени выводов и практических рекомендаций по педагогике, психологии и методике преподавания изобразительного искусства', обобщение практики, обучения объемному рисованию, в: проялом и настоящем, индивидуальные и групповые бе-, седы .с" учителями,, методистами, и другими специалистами... а ' также,, анализ учебных работ школьников, проведение-, педагоги-ческогс»*эксперимента, констатирующий эксперимент, экспери- • ментальное обучение и фиксиру:-мций .эксперимент.

Исследование проводилось в. три этапа на базе средних ыкоя номер 50, 24, .2, 71-, 51, 73, города Хабаровска.

Первый этап <-1990-1992 г. > ,.■'.' .

1. 1. Изучение литературы, поогоамм«'-• -учебников"/;-- ''статей по .Объемному рисованию» теории систем; ., теорию;социального Г. управления, теории воспитания, -г;, дидактике" общеобразова- • .тельной школы,. психологии-^ : педагогике, методике препо- • .-давания изобразительного, искусства/: . 1. '.Наблюдение за" деятельностью учителей и учащикся, .изуЧе'^'; " нйе'.'опыта работы по преподаванию а .' .'обучению/Уобъемному; рисованию в аколах номер 13,. 18, 30, 50, 24, 2 города

.Хабаровска. '.: " ......

1. 3. проведение занятий по изобразительному искусству для £ся.3-7 классов во время работы-учителем в средних

. школах-номер 2, 77, 50 города Хабаровска.

1. 4. Разработка и проведение уроков по обученм» ©**емноху

рисованию учащихся 3-7 классов в средней ег.олзх 50, 51 города' Хабаровска. Втсрой эт.ап.. (1992-1994 г. )

2. 1. Опытно-экспериментальная работа. 2. 2.первичная проверка гипотеза.

2. 3. определение возможности реализации модели обучения с помощью выбранной методики и технологии при обучении объёмному рисованию при проведении эксперимента^на баге акол 24, 50, 51 города Хабаровска. 2. 4. Корректировка методики и технологии по методам, приемам ' и формам. •'.•

2. 5. Эксперимент.

третий этап < 1994-1995 г. )

3. 1. Проведение фиксирующего эксперимента на базе зкол нокер

24, 50, 51 города Хабаровска. 3. З^Осучествление систематизации . полученного материала, а . такхе-проверка-отдельных положений и выводов и методических рекомендаций,. разработанных .в.. ходе, исследования. Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается .в том,--что: .

1. На основе разнообразных источников и- экспериментальных данных^ систематизирован и обобщен опыт по .объемному рнсов-а-

нию. ..........л;

2.< "сформированы конкретные методические-рекомендации по объемному рисованию классах средней школы.;.

3;-:..-; Выявлены-,«педагогические закономерности ; в организации, учебного.процесса.

.4, Раскрыты научно-теоретические основа . объемного' рисования.-, -

в процессе; обучения икольникое. Л:, ;

5. Установлены.:--возрастные-и индивидуальные особенности - в;;> - • ............... .-■■- - >*

обучении объемному-Грисованию учащихся-3-7. классов.

84 ",Разработаны н':применены на'практике дели', ;модели обуче-.''

ния/'объемноку1рисовании учапихся 3-7классов; определившие-

■..■у.;"^::■ - .ч;' ^V

X'- . -. '■ . ' ".'■ - . -."' . . ' .С

■ ■ -• ? -

- ¿собой"' эффективную методику обучения школьников изобраз:;-. тельному искусству.

'Практическое значена дзн^сго исследования- заключается "' . . '}.гв. том, что разрзботзка, современная методика процесса обучения'объемному рисованию учащихся 3-7-.классов , составной \ часть» этой методики является " система- .наглядных пособий ,;> ■методических рекомендаций .по. объемному рисованию ка,.> : Уроках ; и;во внеклассной работе.;

...... . ..... ;. ■

Результаты исследования, могут " быть использованы /.при

■ составлении учебных планов и программ;для общеобразсватель-них школ, . при разработке.учебных'планов, уроков и кружков!,;' кабине'тов--изобразительного искусства институтов, усовераекс-' '• '•".■': гвоваиня учителей, при. написании; учебников и • у_чебн.ых"пбсо-:

.'бИЙ. - ....... . -. '

Достоверность и обоснованность поведенного' исследоеа- ; •"ния определена методологией, подтверждена объективным анализом результатов личным участием автора в зксперикенталь-' ном обучении и работе., в которых приняло участие свыше ты-.

сячи двухсот учеников и акольных '.-учителей,- обеспечивается ..;..-.; . • научным анализом 'большого количества' ученических, работ /- .базируется на научная трудах по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства и системном анализе.

Апюоваиня и внеас-ение результатов исследования.

Результат;! исследования получили одобрение на нзуч- . . ног теоретических, практических ; ; конференциях?:. профессоре-," V ко-преподаватеяьского коллектива Хабаровского : педагогичес-' кого университета на второй научно-практической межвузовской конференции "Новые ценности в образовании/ культуре и политике" города Биробиджана 1992 год; Всероссийской научно-практической конференции '-'Личность в воспитательной снс- .' ■ теме учебного заведения" 1993 год, а также-на 41.,научной; ' ■ '. -конференции Хабаровского Государственного Педагогического •' университета 1595 год, на заседаниях лаборатории эстетичес- .\ кого боепитания средствами изобразительного искусства ;.инс-

титута сбяего образования Российской Федерации.

Основные итоги: результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ 50, 24, 78, .51 города Хабаровска, центральные положения исследования отраже- . ни в публикациях авторы.

Структура-я объем пиооертаиии- Диссертация состоит из =ведения, двух глав,'заключения, библиографии и приложения.

Приложение включает методические рекомендации к составлении программ по обучению объемному рисованию по годам обучения, примеры составления конспектов уроков по обучению объемному рисованию учащихся 3-7 классов.

Работа содержит . страниц основного текста, .7 таблиц, ■5 графиков, 2 диаграммы, список литературы насчитывает 201 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ введен;;;' обосновывается актуальность исследования, проблема, формируются объект и предмет, раскрыты цель и задачи, сформулирована гипотеза, определены методология и методика исследования,.показана научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

= -ет?вг-д "Научно-теоретические основ и обучения

учаенгся 3-7 клэссов объемному рисованию", освещается история зарождения и развития. методов объемного изображения, как основы графической грамоты в западноевропейском, русском, искусстве, рассматриваются основы.изучения объемного рисования в системе эстетического воспитания и художествен- . кого образования школьников и его роли в нравственном и духовном формировании личности, учитываются возрастные, индивидуальные особенности повышения эффективности , обучения и воспитания учащихся средствами, изобразительного искусства;

Специалисты по., изобразительному /"искусству осознают педагогическую значимость разработки методики обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию, " но з то же время этот важнейший аспект проблемы в эстетическом воспитании и художественном образовании остается малоизученным.

В теоретической и учебно-методической литературе по вопросам объемного 'изображения отрахека его многоурогк4= ая структура, но хочется обратить внимание на особенности и специфику объемного рисунка с точки зрения проблем. возникающих в курсе' объемного рисования. Такое выделение проблемы диктуется как объективными потребностями худозествен-

. л. ■ -. -

но-педагогиче'ской'практики, так и логикой развития самой теории изображения объема на плоскости.

Из истории известно, что.познать способы изображения окружающего мира -на плоскости человечество стремилось всегда. 'Способы изображения осознавались, и йо-омиоовались постепенно и имеют многовековую историю....'; ' ; ' Первоначальные изображения-были плоскими. Постепенно

мастера прошлого овладевали искусством изображения объема, накапливаемый опыт постепенно обогащался и обобщался.

Первые дошедшие . до нас теоретические исследования в этой области были у художников Древней Греции. Много нозого внесли в понимание объемного изображения выдающиеся художники эпохи Возрождения. Всзоих: исследованиях они опирались на' опыт античности и-обогатили его и'- практику объемного рисования разработками по 1 искусству- светотеневой моделировки Формы, линейной и воздушной перспективе, -утверждением метода рисования с катурц. . Известно, что последний является основным в обучении . изобразительной грамоте.-.- Они -стремились привлечь достижения, естественных, .-. нау'^'-на-.-.пользу- нскусстэу. Ху-. V. дожинки обращались к изучению анатомии, закладывали основы ,' -теории .линейной, апоэднее и-. воздушной перспективы.

Параллельно с;, развитием теории ^объемного рисования со-вериенствоваласй* и практика передачи • этого опыта молодому • поколению. Процесс .обучения.'начинает. строиться на кауч-. но-теоретической - основе.--. ,'..:;;■ - 'Анализ истории 'преподавания 'иэобра-г.гтельнсго искусства

г ."- в общеобразозат^ьных í ^учебных .заведениях -позволяет говорить,-что осознание. " необходимости преподавания изобразительного искусства происходит vse .во-.-времена Древней Гре-

ими. Задачи преподавания изобразительного искусства определяются как средство познания окружающего мира, его красоты и гармонии, как средство формирования к совершенствования человека, его интеллекта и духовности. Как общеобразовательная предмет в России рисование вводится в XVIII .веке. . Совершенствование методики . преподавания- . изобразительного искусства потребовало от педагогов не, только совершенствования способов изобразительной деятельности, но знания основ- психологии восприятия, детской психологииметодов обучения и воспитания. - ...

Развитие-научно-теоретических основ изображения предметов на плоскости оказывало непосредственное!.влияние на преподавание его в общеобразовательных школах. 'Отход-'от научных основ в. изображении приводил к тому, что. изобразительное искусство как общеобразовательный предмет исчезало из массовой школы.

Обучение изобразительному искусству предполагает овладение как опытом репродуктивной так и., опытом творческой де-ягельности. Оно дает бол ¿вне возможности для.;.непосредствен-ного совершенствования личности, учащихся, формирования отношений любви,. свободы, гуманизма, долга., что дает возможности ориентации личности к категориям добра и зла. :

В ходе исторического развития сложились .. следующие принципы обучения изобразительному искусству - систематичность, системность, научность, последовательность, .активность, сознательность,.доступность, : г !•'

• При обучении изобразительному- искусству и разработке программ необходимо учитывать положительные стороны как "геометрального" .'так и "натурального" методов обучения.

Обучение объемному, - рисованию, " как. .основе ®;йзобрази-тельной, грамоты- начинается в!.общеобразовательнойЛвколе - с

3-4 классов,' что !обусловлено ;психологичес'кими. особенностями

К;!'- - '- ■■"' ■-.'"'"■■- -.-■." ■ формирования мыслительной деятельности, . т,-к'.- .'.изображение

объема основывается не.-. - только'на образном восприятии его,

но и на аналитической деятельности требующей таких операций

- 1С -

как .анализ ,. синтез,, конкретизация, .обобкение, -т. е.. - формирован::.?. логического мывления, что возможно с 10-11 лет.

Научение теоретических основ объемного изображения предметов (фронтальная, угловая, воздуаная перспектива) исполнен акиё~'различных средств для передачи ©съема (втрих, тон, цвет) знание., основ анал'иза конструктивной формы пред-, мета ягляется основой для грамотного выполнения изображений с натуг;:, по памяти, представлению, воображению-, .а также выполнен«») набросков, зарисовок, эскизов. Обучение объемному изс":раженик> способствует развитию памяти, мпзления, творческого мышления.учащихся.

Обучение изображению объемных предметов . на плоскости . требует знания психологических, закономерностей восприятия оеъемикх тел, соотношения восприятия и индивидуальных, и всзра:ткых особенностей учащихся.

Процесс обучения объемному рисованию должен основываться ка современных подходах к теории восприятия, согласно которой процесс восприятия поверхности есть целостный, а не дискретный (прерывистый). Сущность процесса восприятия заключена не в различении,.а.в.восприятии постоянности, ин-• диЕидуэльности объекта.. Воспринимаюаая система реагирует на инвариантные структуры, настроена на них.

При разработке системы обучения объемному рисованию' ..необходимо учитывать как закрывающие так к закрываемые. по/ .верхнссти, что позволяет.видеть не глубину как.таковую, а •один предмет позади другого, при изображении'.фигуры чедове- -■■. ка, натюрморта и т. п. . Большинство признаков глубины (линей-. - ' . нал и воздушная перспектива, аккомодация, конвергенция

др. >яз ляются стимулами', ;:;'^а-у- глубина постоянно зависит от ее •' величики, - т. е. . можно:.оценить-.на сколько ближе ; иди дальше, находится-один объект относительно другого. . ' ' •

Система обучения ..объемному .рисованию' должна обеспечить'-', поникание учащимися того, что все признаки взаимодействуют," между собой. Восприятие может состояться, а может, и не состояться. так как восприятие зависит от возраста воспринимаю-

• 'щего, от'/того, как он научился' воспоинимать' и- насколько у -него сильна мотивация к восприятию.

Поэтому для повышения эффективности обучения объемному .'рисованию, нужно учитывать7 возрастные и индивидуальные ос-о-. бенн'ости учащихся. Возрастные особенности у детей предполагают развитие всехиндивидуальных особенностей личности, .поэтому е^жен учет реальных условий, в которых развивается -■ •■>;■* личность/Необходимо с помощью различных средств" и видов творчества добиваться^эмоционального подъема, стимулирующе-" го мыслительную деятельность и способствующего формированию ..нравственных оценок и чувств. Во время рисования с натуры у -учащихся появляются технические навыки, наблюдательность, " интерес к анализу предметов/.- происходит глубокое познание действительности. Все это повывает эффективность обучения и воспитания' и помогает в достижении высоких результатов.

Во ртогой главе "Методические условия, приемы и средства обучения учащихся 3-7 классов объемному рисованию" раскрывается методика обучения, .метода к путл реализации ¿образовательных и воспитательных задач при обучении школь; ; ./;никрв 3-7 классов: 'объемному рисованик- на урс-ках изобразительного искусства;. описано осмысление задач. предстоящей учебной деятельности, плакирование рае оты, построение системы, излагаются способы обучения объемному рисс-гання учащихся 2-7. классов общеобразовательных е кол. , .....,- На уроках по обучению объемному рисованию дается покя-'.""':■:',-тие об опыте отношений человек-человек, человек-обзество, : г .что является выражением воспитательных целей в формировании личности. Достижение цели оптимальным путем при обучении учащихся и разумное руководство этим 'обучением предполагает постановку изначально цикла целей,включающих стратегический уровень целей, оперативный и тактический. .. . На стратегическом уровне - зто« всестороннее развитие

- ' личности. '

Оперативный уровень предполагает .реализацию-' обрззонз-тельных, воспитательных развивающих целей. Эти цели реглизу-

ются при обучении. ,"

Цели программами четко не определены и не дается способ их достижения, цикл достижения цели оптимальным . путем остается незавершенным,следовательно .говорить с- руководстве процессом не' предстагляется. воз'мохкым. .

Оценивая состояние проблемы в вкольной практике на ос-: нове констатирующего эксперимента,проведенного ка базе школ города Хабаровска, мо.тно отметить, что учителя s большинстве своем не задумываются, над тем,что обучение идет от простого к сложному я должно быть целенаправленным, хотя эта кон-? статация есть в учебных программах.

Обучение происходит •' без ., выделения последовательности выполнения объемного изображения и реализации образовательных, воспитательных и развит =кцн;-: ^елей. При этом не соединяются объемное изображение с техникой его выполнения и с. видам:; познавательной деятельности; не соотносятся с индивидуальными м возрастными особенностями, с упорядочением понятий кого аппарата..

Для рассмотрения проблемы обучения объемному рисованию"^ и формирования личности ребенка., мы' принимаем для обоснова-.: ' ния точку зрения, в которой образовательные цели определяются как уровни усвоения знаний (X yy,II уу.ЦТ уу)с теми или : иными качествами знаний,' методы- обучения выбирается в соответствии. с росток по зн аз ат ел ьн ой деятельности (объяснительно-иллюстративный , репродуктивный, , проблемное изложение,.. частично-поисковый, исследовательский и. т.д."). •.-■.',..-.-■ ■'."..-■.'."■■.-v..-".-•••'•• Процесс обучения необходимо вести по следующим этапам . цикла социального управления - цель,"" модель, технология, анализ результата. Такой алгоритм применим для школы, так как- обучение. - это социальный процесс. Для обучения " нами разработаны: цели обучения объемному изображению на опера-

"-■¿'¿i.

- . ■Щ

тивном уровне; технология обучения объемному■ рисованию -плоскости; модели обучения, где все. параметры ка'ходятся-; в:... тесной взаимосвязи и взаимозависимости (по целях); что поз-' золяёт преподавателю увидеть и проанализировать весь п?о-

■чГ?;

цесе обучения в целом, то есть руководит;: им.

в рамка» определенных з программе, наиа' задача '- рз--вива:- личность ребенка при объемном рисовании сделать обучение целенаправленным но образовательным целям:

I уровень усвоения - знание понятийного аппарат? и алгоритма (способов выполнения);

II уровень усвоения - применение вышеперечисленных знаний при рисовании на темы н 'с натуры;

III уровень усвоения - выполнение творческим работ з применением : а)собственннх техник выполнения: б) постановки и отражении в объемном изображении объектов собственного отношения в соответствии с нравственными, принципами; в) выражение собственного.отношения к изображаемым моделям в собственной технике.

Это позволяет реализовать следующие возможности:

- составлять алгоритм своей деятельности з соответствии с усваиваемыми научными понятиями изображения объема:

- применить на практике знания об объемном изображении. отражая в своих работах нравственные понятия на III уровне усвоения:

- реализовать мыслительную деятельность в работах нэ исследовательском уровне;

- работать в автономном режиме и проводить анализ и самоанализ своей деятельности, что позволяет сделать вывод. что сформированы такие качества как сознательность (опора на знаний.".теории.' и' умения' изображения), • самоконтроль < необходимость .осуществления" анализа результата по выбранным целям), Ощущение обязательности выполнения цели ( осознание и.выработка целей деятельности), то есть в деятельности реализован*:. категории.;, дол га -'.и^. свободы.

От учителя такая деятельность требует: .

- осмысления:;-выбор целей обучения на всех уроёнях:/(стратегическом, оперативном, тактическом);

- разработка: моделидеятельности ;

- выбора^'.технологии реализации целей и моделей, обуче-

якя:, работы по реализации в'технологическом режиме;

- реализация модели и технологии по алгоритму, составленному на основе теория объемного изображения;

- формирования знаний'по объемному .изображению на I уровне усвоения;

- обучения технологии выполнения задачи на II и III уровнях;

- разработки методических пособий, позволяющих организовывать и направлять работу учасихся.

дг.я более объективной оценки эффективности проведения уроков по объемному рисованию нами было проведено анкетирование учащихся. ДнаЛиз результатов опроса позволяет сделать следующие выводы: ' ' . .

1)100 процентов учащихся положительно оценивают форму занятий по объемному рисованию по составленному алгоритму;

2)91 процент отмечает, что такие занятия лучке помога-»т организовывать свою работу на уроке;

3)41 процент учащихся считают, что составление и рабо- . та по.алгоритму - это III уу, 37 процентов- -• как II уу, 16 . процентов - I уу; .

4)53 процентов.учакихся оценивают сформированность та- ; ких знаний у себя на III уу, 31 процентов - на II уу, 16 процентрз -.1 уу; •. .

5) 100 процентов. учащихся пользовались, при работе ке- .-.••• тодачоским пособием;. -...; .-•-...

'..-.'■ 6) • 78 процентов . учащихся-,, отмечают недостаточность ceo-'l^-.c их знаний теоретических знаний по предмету. •'■ ■'.- :;..:,

Таким, образом, можно сделать выводы, что-обучение'уча-Л щкхся объёмному рисованию, по данной модели-. Формирует- навыки :: и умения> по изображению на7-11,1 Ш .уу, а также. позволяет-, . получать..систематизированные знания по теории.

' «Гипотеза исследования.полностью, подтверждена- результатами экспериментальной -г проверки. Иными словами,: процесс обучения объемному - рисованию осукествляетея. при выбранной технологии' как непосредственно, так и опосредованно с по-

к-м-ь» сред о те- обучения.

Разработанный нами комплекс мер по ссузеггЕлени» и о-в-йрв^нстЕовгнн» обучения объемному рисования позволил при обучении условия для формирования у учащихся уме-

ний , как для академической работк.то -есть применение способов. -изображения в жизни, так и эстетической направленности, художественного вкуса, условия для формирования личности.

Р заключении диссертации подведен« осногные- итоги работы.

1. Анализируя современное состояние нэучкнх основ обу-. чения объемному рисованию в школьной практике, мы пришли к выводу - существующий в педагогической практике подход к обучению объемному рисованию не является соеерэенкнм. Это пг-н&оаит к току, что цели не реализуется. следовательно, можно говорить об элементах обучения, ко не о процессе & целом. При этом отсутствуют спеинальние методические пособия / разработки алгоритмов выполнения объемных изображений в школьной практике.

2. В- результате анализа умений учащихся выполнять объемные изображения определены возможности научить их, рационально используя методические пособия и алгоритмы построения изображения, управлять процессом своей. деятельности и с наименьшей затратой времени достигать поставленных целей. К ним относятся: осознание последовательности выполнения объемного изображения; изучение теоретического материала; большое количество тренировочных работ, выполняемых с натуры, по памяти и т. п. .

Установлено, что требуется специальный подход к разработке целей обучения (образовательных, воспитательных и развивающих). Каждая из указанных целей нэ оперативном уровне представляет комплекс целей, .который разработан для обучения учащихся по курсу объемного рисования в цикле изобразительного искусства.

3. Принципиально новум- характеризующим научную новизну и теоретическую ценность, нашего исследования является:

использование нами, системного подхода к методам и путям реализации ос-разоЕ зтельн-ых и воспитательных целей при обучении объемному рисе-«чниад в рамг.зх учебкой дисциплины общеобразовательной вгколы, для чего разработаны составь? целей < образовательных, воспитательных. развивающих >; разработана и научно -обоснована модель обучения объемному рисованию: применена на практике технология реализации целей, выраженная в создании эффективной методики обучения объемному рисованию, при усвоении курса изобразительного искусства.

4. Предложены технологии обучения учащихся умениям составлять последовательности выполнения, объемных изображений и анализировать результат по целям;

5. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, а именно, процесс обучения учащихся объемному рисованию будет более эффективным.если в учебном процессе он осуществляется в соответствии с технологиями обеспечивающими реализацию целей, направленных на -формирование интеллектуального и духов-, ного мира учащикся:

3. Исследование проблемы обучения объемному рисованию ' . при изучении изобразительного искусства может быть продолжено по следу»щим направлениям':

1) формирование других специальных способностей при изучении объемному рисованию; .

2) обучение школьников объемному рисованию во внеклассной деятельности.

Основные положения диссертации отражены в"публикациях:

1. Нравственно-экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе. // Новые ценности в образовании, культуре и политике. Тезисы 2-й научно-практической межвузовской конференции. - Бирабиджан, 1392. - С. 62-63. - 2. Нравственное воспитание на уроках изобразительного

искусства в средней иколе.-//:Личность в воспитательной сис-'теме-: учебного заведения: Межвузовский сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции.- Хабаровск, 1993. -. С. 188-163.. .

3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-3 классы трзхлетнея начальной школы,Программа средней . общеобразовательной, школы-.-М.гЦИУУ, 1989.-48 с./в соавторстве/.

Подписано в печать 22.05.95г. Заказ 54. Оъем In.л. Тираж 100 экз. Ротапринт HUG МОРФ.