Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза

Автореферат по педагогике на тему «Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Фролов, Алексей Андреевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижний Новгород
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза"

На правах рукописи

ФРОЛОВ Алексей Андреевич

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык; уровень высшего профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 4 ОПТ

Нижний Новгород - 2010

004610316

Работа выполнена на кафедре лингводидастики и методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Шамов Александр Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Еловская Светлана Владимировна,

доктор филологических наук, профессор Бухаров Валерий Михайлович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Рязанский государственный

педагогический университет им. С. А. Есенина»

Защита состоится «Л » октября 2010 года в ^ ^Цас. на заседании диссертационного совета Д 212.163.02 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова» по адресу: 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31-а, ауд. 3216.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова»

Автореферат размещен на сайте НГЛУ им. Н. А.Добролюбова http://wvyw.lunn.ru

Автореферат разослан ^' сентября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

М. А. Викулина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В реформируемой сегодня высшей школе все большее значение приобретает модернизация гуманитарного образования. Один из ее аспектов составляет идея широкого диалога культур. Обучение в музыкальном вузе изначально базируется на диалогичности, являющейся методологической основой всего современного гуманитарного знания и, в особенности, искусства как области творческой деятельности, способа познания мира и одной из важнейших форм его бытования. Художественное творчество связано с процессами создания, интерпретации и восприятия музыкального иасусства, что само по себе невозможно вне объемного многоканального диалога.

Общение в условиях диалога культур неминуемо предполагает учет специфики инокультурной действительности, внимательное отношение к феноменам иной ментальности и, в результате, к иностранному языку в качестве главного средства межкультурной коммуникации.

Актуальность исследования. Излишне доказывать важность знания иностранных языков, как в научно-образовательном процессе, так и в сфере международных культурных контактов: потребность владения другими языками не только не исчезает, но и многократно усиливается. Это касается музыкантов практически всех специальностей. Оптимальная интерпретация музыки (как классической, так и современной, представляющей разные национальные школы), осуществима лишь при осведомленности и грамотной ориентации в системе художественных и педагогических традиций, технических приемов, соответствующих времени их создания. В этом случае овладение иностранным языком становится способом не только учебно-познавательной, но и практической деятельности музыканта.

Поскольку язык как средство коммуникации существует, прежде всего, в звуковой форме, фонетика является неотъемлемой составляющей стратегии, вырабатываемой с целью адекватного восприятия звучащей речи и ее производства, передачи информации слушающему и реализации прагматического плана высказывания. Кроме того, фонетическая сторона иноязычной речи обусловливает качество и других ее параметров в силу самой специфики фонетического материала, поскольку именно в нем «реализуется вся лексика и грамматика» языка (С. Ф. Шатилов). Нормативное произношение - одно из обязательных условий успеха коммуникативной деятельности. Оно характеризует уровень образованности говорящего, является индикатором его социального положения и профессионального статуса, несет определенную коммуникативно значимую нагрузку (Е. В. Алымова, В. М. Бухаров, Ж. Б. Вере-нинова, Л. Ф. Егорова, С. В. Еловская, Р. К. Потапова, В. В. Рыжоз, А. Н. Хо-мицкая, Д. А. Шахбагова и др.).

Принцип аппроксимации, вполне допустимый в школе, в условиях творческого вуза должен быть сведен к минимуму. Его реализация во многих случаях приводит к снижению эффективности обучения фонетике. В этой связи согласимся с точкой зрения Ю. Г. Лебедевой, полагающей, что «допуск

аппроксимации в одном звене речевой структуры неизменно влечет за собой отклонения и в других звеньях».

Между тем приходится признать, что качество владения иностранным языком студентами неязыкового вуза зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым к специалистам в современных условиях. Студенты оказываются несостоятельными в ситуациях межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка. В результате наблюдаются нарушения межкультурного общения и коммуникативные сбои. Сказанное распространяется как на семантический, смысловой аспект изучаемого языка, так и на фонетическую сторону иноязычной речи.

Вхождение консерватории в международное образовательное сообщество и мировое культурное пространство открывает для студентов и аспирантов новые возможности участия в художественно-образовательных проектах, научно-практических конференциях и стажировках, международных конкурсах и фестивалях. Реальностью стали сегодня международные школы вокального мастерства, специальные семинары, курсы, мастер-классы по проблемам исполнительства. В силу этого высокий уровень владения фонетической стороной иноязычной речи приобретает для музыкантов особую значимость, являясь существенным показателем их профессиональной успешности.

Из широкого спектра психологических механизмов, позволяющих приблизиться к решению поставленной проблемы, выделяем в своем исследовании слуховую дифференциальную чувствительность (далее — СДЧ). Во-первых, данный аспект теснейшим образом связан со спецификой музыкального слуха и, в целом, музыкальных способностей студентов консерватории. Во-вторых, именно такое взаимодействие уже давно, а сегодня особенно, нуждается в целенаправленном изучении. Однако эта проблематика крайне мало исследована и не имеет самостоятельной теоретической разработки.

Кроме того, анализ научной литературы показывает, что не существует также и специальных теоретических трудов, посвященных системному изучению СДЧ и ее широкому включению в учебную прахтику. Можно говорить лишь об отдельных работах, где избранная проблематика затрагивается частично (И. А. Зимняя, В. В. Рыжов, М. С. Старчеус, Б. М. Теплов). Таким образом, заявленная тема по-настоящему не освоена методикой преподавания иностранных языков в высшей школе и, следовательно, требует современного комплексного осмысления, поскольку развитие названного психологического механизма в условиях музыкального вуза имеет позитивные возможности внедрения в образовательный процесс.

Сказанное обосновывает актуальность и перспективность выбранной темы исследования: «Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза».

Таким образом, сегодня мы констатируем ряд противоречий, возникающих между:

- возросшими требованиями к уровню владения выпускниками консерватории иностранным языком (в частности, фонетической стороной ино-

язычной речи) и реально достигаемыми результатами, часто не соответствующими требованиям программы обучения в неязыковых вузах;

- традиционными приемами и способами работы над фонетической стороной иноязычной речи (далее ФСИР) и модернизацией этой сферы обучения с целью развития языковой компетенции студентов-музыкантов в опоре на их профессиональные качества и ведущие механизмы слуха.

Указанные противоречия обусловливают очевидность заявленной проблемы исследования: каковы инновационные стратегии и приемы для достижения адекватного современным требованиям уровня фонетической стороны иноязычной речи на занятиях по немецкому языку в музыкальном вузе?

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики совершенствования ФСИР на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха у студентов консерватории на занятиях по немецкому языку.

Объект исследования: процесс совершенствования ФСИР студентов музыкального вуза.

Предмет исследования: методика совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ и музыкального слуха.

Гипотеза исследования: эффективность совершенствования ФСИР студентов в музыкальном вузе возрастает при соблюдении условий:

- корректирование и совершенствование фонетических навыков должно осуществляться системно на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха студентов как ведущих компонентов их профессиональной деятельности;

- совершенствование ФСИР студентов-музыкантов обеспечивается использованием в учебном процессе специфических стратегий, приемов и специально разработанной системы фонетически направленных упражнений.

Цель исследования и необходимость верификации основных положений гипотезы определили постановку ряда конкретных задач:

1. Проанализировать и обобщить накопленный в психологической, лингвистической, психолингвистической и лингвометодической литературе опыт, связанный с восприятием на слух и производством иноязычной речи, совершенствованием ее фонетической стороны.

2. На основе изучения психофизиологических и психологических компонентов речевого слуха выявить специфику их взаимодействия в контексте музыкальных способностей, и, как результат, конкретизировать понятия речевой и музыкально-речевой слух.

3. Определить понятие «слуховая дифференциальная чувствительность» применительно к формированию и совершенствованию фонетических навыков иноязычной речи, установить ее место и роль в иерархии компонентов речевого слуха.

4. Выделить и охарактеризовать интонацию в качестве основы формирования и развития СДЧ у студентов-музыкантов.

5. Разработать и апробировать стратегии и приемы совершенствования ФСИР, систему упражнений, построенную на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха.

Методологической основой исследования являются:

- системный подход (И. JI. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова, С. Ф. Шатилов);

- личностно-деятельностный подход (JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина);

- коммуникативный подход в методике обучения иностранным языкам (М. А. Ариян, И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. Д. Кпиментенко, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А.

A. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, И. В. Рахманов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, А.

B. Щепилова).

Теоретическую базу диссертации составили: исследования по теории речевой деятельности (Н. Ф. Алефиренко, В. А. Артемов, С. И. Бернштейн, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, В. А. Звегинцев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, H. X. Швачкин и др.); исследования по проблемам порождения и восприятия иноязычной речи (Т. В. Ахутина, В. И. Бельтюков, В. П. Белянин, Б. В. Беляев, А. В. Венцов, Е. Н. Винарская, В. А. Ковшиков, К. А. Мичурина, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Носуленко, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова и др.); исследования по проблемам музыкальных и иноязычных способностей, а также музыкального восприятия (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, M. М. Бахтин, Г. В. Иванченко, Д. К. Кирнарская, Е. В. Назайкинский, Ю. H. Parc, Е. А. Ручьевская, В. В. Рыжов, М. С. Старче-ус, Б. М. Теплов); исследования, освещающие вопросы речевого слуха (П. Д. Журавлева, В. Ф. Занглигер, С. Ф. Иванова, Е. И. Исенина, О. В. Легостаева); работы по специфике использования пения на уроках иностранного языка (Е. А. Аристова, Л. И. Астрова, Н. В. Вязовова, В. Г. Граф, Л. А. Зубарева, Е. П. Карпиченкова, Р. В. Реймер, Е. Н. Соловова, А. И. Чернышов и др.); работы в области теоретической и практической фонетики, фонологии, методики преподавания ФСИР (Т. С. Богомазова, Л. В. Бондарко, В. М. Бухаров, С. М. Гайдучик, Е. И. Григорьев, Е. В. Зарецкая, А. Л. Зеленецкий, Л. Р. Зиндер, Р. Р. Каспранский, Н. А. Милюкова, О. А. Норк, А. Н. Хомицкая и др.).

В процессе работы над диссертацией использовались методы исследо-ваиия:

- аналитический (анализ научной литературы по психолингвистике, лингвистике, психологии и методике преподавания иностранных языков);

социолого-педагогический (наблюдение за процессом обучения фонетической стороне речи, изучение и обобщение опыта преподавания иностранных языков в вузе, анкетирование студентов);

- экспериментальный (проведение диагностического, промежуточного, итогового, отсроченного срезов; опытное обучение; количественный и качественный анализ результатов).

Научная новизна диссертационного исследования:

- впервые слуховая дифференциальная чувствительность рассмотрена как комплексный и системный механизм, определяющий эффективность обучения ФСИР;

- впервые в качестве основы формирования и развития СДЧ у студентов-музыкантов выделена интонация, выступающая ведущим компонентом музыкального и речевого слуха и связующим звеном между ними;

- определены психолого-педагогические и методические условия практического развития и включения исследуемых механизмов в учебный процесс по совершенствованию ФСИР в музыкальном вузе;

- разработаны стратегии и приемы, а также система упражнений для совершенствования ФСИР на основе механизмов СДЧ и профессионального слуха студентов-музыкантов.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнены понятия «речевой слух» и «слуховая дифференциальная чувствительность» применительно к формированию и совершенствованию фонетических навыков у студентов музыкального вуза;

- научно обоснована методика совершенствования ФСИР и система упражнений на базе механизмов СДЧ и музыкального слуха, которая включает два основных раздела: а) супрасегментный уровень (словесное и фразовое ударение, ритмика, паузация, мелодика) и б) сегментный уровень (гласные звуки и дифтонги, согласные звуки).

Практическая значимость: предложенная методика совершенствования ФСИР обеспечена дидактическими материалами, апробированными и проверенными в ходе опытного обучения. Они могут быть использованы в работе со студентами и других вузов гуманитарно-художественного профиля. Материалы исследования могут найти применение при чтении лекционного курса «Методика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе». Практическая часть диссертации может быть адаптирована преподавателями для использования в средних специальных учебных заведениях - музыкальных колледжах и училищах искусств; результаты исследования могут быть включены в учебники, учебно-методические комплексы, а также в спецкурсы и семинарские занятия. Часть материалов может вызвать профессиональный интерес у преподавателей и концертмейстеров музыкальных вузов для работы над вокальным репертуаром на немецком языке. Выводы, обобщения и результаты проведенного исследования могут оказаться полезными при последующих научных разработках, посвященных проблеме СДЧ.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2006-10 гг. в четыре этапа.

Первый этап (2006-2007) — изучение научно-методической литературы по заявленной проблематике; теоретический анализ проблем формирования,

корректирования и совершенствования речевого слуха в процессе овладения иностранным языком.

Второй этап (2007-2008) - разработка принципов создания сйстемы упражнений фонетической направленности.

Третий этап (2008-2009) связан с проведением опытного обучения, анализом полученных результатов, выявлением эффективности разработанной системы совершенствования ФСИР у студентов музыкального вуза. На данном этапе обобщены полученные результаты, скорректирована структура обучающей программы.

Заключительный (четвертый) этап (2009-2010) — продолжение опытного обучения; оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения обсуждались на заседаниях кафедр иностранных языков, теории и истории музыки ГОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки», кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», международных научно-практических конференциях в гг. Нижнем Новгороде (2008,2009, 2010), Кирове (2009, 2010), Тамбове (2010). Результаты работы отражены в 10 публикациях. Одна из них представлена в сборнике ВАК РФ («Вестник Вятского государственного гуманитарного университета»). Результаты исследования внедрялись практику работы гуманитарно-художественных вузов.

Обоснованность и достоверность полученных выводов исследования подтверждаются результатами опытного обучения, осуществленного в ГОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки». В опытном обучении участвовало 112 студентов разных специальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важным условием совершенствования ФСИР студентов-музыкантов является развитие речевого слуха, компонентами которого выступают: а) интонационный слух; б) фонетический слух; в) фонематический слух; г) слуховая дифференциальная чувствительность. Развитие речевого слуха студентов консерватории с опорой на музыкальный слух, являющийся важнейшим компонентом их профессиональной (музыкальной) компетенции, дает ощутимые результаты в совершенствовании фонетических навыков. СДЧ рассматривается как способность человека (при условии достаточного объема памяти) к «языковому кодированию» на интонационно-фонологическом уровне, способность устанавливать различие дифференциальных признаков фонем и их вариантов, интонем, идентифицировать их в потоке речи и адекватно имитировать. СДЧ выступает в качестве важного механизма, определяющего эффективность обучения ФСИР в музыкальном вузе.

2. Методика совершенствования ФСИР включает: а) комплекс профессионально направленных учебно-методических материалов; б) набор стратегий, приемов и способов; в) систему упражнений, организованных с учетом

характера взаимодействия психологических механизмов между собой, что способствует преодолению психологических, лингвистических и дидактических трудностей в совершенствовании ФСИР. В конечном счете, это обеспечивает повышение качества восприятия на слух иноязычной профессиональной информации на супрасегментном и сегментном уровнях и, как следствие, ■ совершенствование произносительных навыков.

Решение поставленных задач определило струшуру исследования. Содержание работы изложено на 209 страницах основного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение и библиографический список (235 источников, из них 38 - на немецком и английском языках). Работа иллюстрирована 5 таблицами, 7 рисунками, 2 нотными примерами, 8 приложениями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы исследования, се актуальность, определяются цели и задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования. Характеризуются методологическая и теоретическая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I «Теоретические основы совершенствования слухопроизно-сительных навыков студентов музыкальных вузов на занятиях по практике немецкого языка на основе механизма слуховой дифференциальной чувствительности» рассматривает исходные научные положения развития СДЧ у студентов музыкального вуза. Раскрывая внутренние закономерности порождения и восприятия иноязычной речи на слух как сложной коммуникативно-когнитивной деятельности, определяем роль речевого и музыкального слуха в совершенствовании иноязычных слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков.

Восприятие иноязычной речи - комплексный и многомерный психофизический процесс, направленный на извлечение смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. В результате такой интеллектуальной деятельности происходит сличение воспринимаемых объектов с уже известными их отображениями, эталонами, хранящимися в памяти обучаемого. В процессе восприятия речи функционируют два механизма - а) речедвига-тельное кодирование; б) декодирование звучащей речи. Процесс кодирования предполагает качественное владение фонологической системой изучаемого иностранного языка.

Работа над восприятием иноязычной речи со студентами консерватории и других музыкальных вузов на первый взгляд вписывается в общие рамки вузовских методик. По крайней мере, нам не удалось найти исследований, посвященных специфике речевосприятия музыкантов. Однако проблема действительно существует. Суть ее заключается в неординарности слуха реципиента.

Отвечая на вопрос о доминировании сенсорной либо моторной стороны слуха в процессе восприятия речи, необходимо объединить собственные педагогические наблюдения и научные представления о музыке как виде искусства. Музыкальный звук, поступая на слуховые анализаторы, воспринимается в первую очередь сенсорно. Сенсорика окрашивает все этапы звуковосприя-тия, а, следовательно, становится доминантой в данном процессе. В сенсорно настроенное слуховое поле попадают естественным образом не только музыкальные, но и немузыкальные звучания, в том числе и речевые. Речевосприя-тие музыкантов концентрируется именно на первичности сенсорных реакций в силу их ранней сформированное™ и чрезвычайной развитости.

Слух и речевосприятие у студентов-музыкантов, развитые целенаправленно, могут функционировать на самом высоком уровне. На практике, однако, часто сталкиваемся с ситуацией, когда слух студентов консерватории остается крайне пассивным. Порой бывает невероятно трудно активизировать процесс восприятия иноязычной речи. По-видимому, мы имеем дело с компенсаторной реакцией на колоссальное напряжение во время длительных занятий музыкой, репетиций, концертных выступлений. Слуховая активность в этом случае как бы блокируется. Восприятие речи (в том числе и иностранной) нередко попадает в поле нервной разгрузки. Этот процесс идет в замедленном режиме. Вместо необходимого напряжения получаем неизбежное расслабление или торможение. Отсюда часто возникает трудность, связанная с недостаточным использованием профессионального слуха студентов-исполнителей в новых условиях функционирования, что вызывает блокирование способностей (знаний, навыков и умений), которыми студенты владеют почти автоматически (на подсознательном уровне).

В результате перед преподавателем возникает комплекс методических и практических задач, направленных: а) на стимулирование речевосприятия студентов; б) на профильное взаимодействие сенсорных и артикуляторных факторов. Методические решения должны быть при этом корректны с учетом профессиональной специфики вуза. Практическая реализация такой деятельности лежит, на наш взгляд, в двух плоскостях.

Во-первых, с учетом сказанного, требуется оптимизировать драматургию и композицию урока иностранного языка. Цель такой оптимизации - постепенное и соответствующее распределение нагрузки по восприятию иностранной речи. Во-вторых, преподаватель должен овладеть приемами «ому-зыкаливания» собственного вербального высказывания, т. е. внесения в вербальную речь элементов музыкального звучания. К ним относятся: а) расширение звукового и тесситурного диапазона; б) выразительная тембризация речи; в) использование интонационного и динамического факторов.

Интенсивное и адекватное восприятие иноязычной речи, узнавание звуковых образов, языковых явлений, процесс понимания их значений студентами консерватории обеспечивается лишь при условии высоко развитого речевого слуха. Суммируя анализ существующих определений и ориентируясь на профиль вуза, мы рассматриваем речевой слух как способность восприни-

мать, различать, осознавать характеристики и свойства звучащей речи в совокупности ее фонетических, орфоэпических и интонационных сторон. Задача речевого слуха - выделять из потока речи релевантные для данного языка звуковые признаки, сделать их доминирующими, одновременно отвлекаясь от тембра и высоты тона произносимого звука.

Чрезвычайно важным оказывается тот факт, что, имея дело с профессиональной подготовкой музыкантов, неизбежно наталкиваемся на теснейшее взаимодействие двух видов слуха - речевого и музыкального. Взаимосвязь можно наблюдать при условии, когда каждый сохраняет свои специфические качества (например, речевой - орфоэпические, а музыкальный - ладо-гармонические). Опора на музыкальный слух студента выявляет резервные возможности в успешном овладении ФСИР. Это способствует усвоению объективной фонологической системы немецкого языка и существенно совершенствует речевой слух обучаемого.

Нами вводится комплексное понятие «музыкально-речевой слух». Он определяется как способность воспринимать речь в расширенном диапазоне ее характеристик благодаря достаточно развитой сформированности музыкального слуха. Для вузовской практики важна степень сформированности речевого слуха с целью различения даже близких звуков и интонации, возможности слышать произносительные ошибки, определять особенности в произнесении гласных и согласных звуков. Степень сформированности слуха характеризуется наличием конкретных слуховых стратегий и потребностью в слуховых рефлексиях. Слуховая рефлексия выявляется в самоанализе как специфическом механизме внутреннего контроля процессов восприятия. Благодаря слуховой рефлексии значительно повышаются возможности решать учебные задачи по совершенствованию СДЧ студента-музыканта.

Таким образом, слуховые стратегии, взаимосвязь слуховых целей, действий, навыков и привычек, при помощи которых осуществляется восприятие речи, приобретают в работе над совершенствованием СДЧ особый методический смысл. Комплексные слуховые установки, организующие речевую активность в целом, оказывают существенное влияние на совершенствование ФСИР.

СДЧ - это исходный психологический механизм в совершенствовании ФСИР. Проблему возможностей студента улавливать фонетический строй иностранного языка, воспроизводить его аутентично и безакцентно предлагается решать с позиций моторной теории восприятия речи (Л. А. Чистович). Один из ее постулатов составляет фонемная классификация, в основе которой лежат не акустические, а артикуляционные признаки речевых элементов. Моторный образ речевой единицы и предполагаемый ее сенсорный образ совпадают друг с другом.

Фонетические способности определяются двумя группами факторов:

1. Свойствами слуховой системы, характеризующими точность описания слухового образа посредством моторных управляющих сигналов, представляющих входную информацию для построения артикуляторных движе-

ний. При этом гарантирована полная адекватность слухового контроля имитации и в целом речевого потока.

2. Свойствами обратных проприоцептивных импульсов, обусловленных точностью речевой кинестезии, идентичностью кинестетического контроля за качеством имитации и порождения речевого сообщения в соответствии с его слуховым и моторным образами.

Развитие указанных свойств, а, следовательно, и развитие СДЧ может быть реализовано путем формирования широкой системы имитационных навыков и умений, эффективно формируемых через использование упражнений в интонировании и вокализации.

Сопоставляя между собой понятия «речевой слух» и «слуховая дифференциальная чувствительность», констатируем, что последнее представляет собой способность выявлять наиболее тонкие акустические дифференцировки как между звуками, так и интонемами. Важно заострить слуховое восприятие до тончайшей интонационной и фонематической нюансировки. На таком уровне развития СДЧ интонационный компонент высказывания, равно как и фонетическая и фонематическая составляющие звука речи, достигают в лингвистическом сознании студента необходимой автономии.

Способность устанавливать едва доступные слуху различия между звуками по множеству самых разных характеристик определяется дифференциальным порогом. По отношению к музыке такой дифференциальный порог представляет собой не количественные границы, а чувственные поля с размытыми границами и плавными переходами внутри них (М. С. Старчеус). Аналогичный подход возможно, на наш взгляд, применить и к работе над ФСИР на основе механизма СДЧ. В этом случае исходим из того, что слуховой порог включает в себя: а) зону различения; б) зону сомнения; в) зону неразличения.

Рассмотрев этот вопрос детально, приходим к выводу, что профессиональные слуховые ресурсы, музыкально-слуховая отзывчивость студента консерватории обеспечивают ему определенные преимущества в процессе совершенствования ФСИР.

Фундамент музыкальности, во многом определяющей возможности студента овладевать фонологической компонентой языка, составляет интонационный слух, нацеленный не только на восприятие эмоционально-смысловых аспектов речи, но и фиксацию деталей ее мелодического рисунка. Интонация выступает в качестве основы формирования и развития СДЧ у студентов-музыкантов. Вопрос об интонации важен в силу целого ряда причин. Во-первых, интонационный строй любого языка (родного или иностранного) составляет важнейшую и специфическую его характеристику. Во-вторых, неизбежно возникает множество параллелей и разного рода пересечений между процессами интонирования, речевого и музыкального. В реферируемой диссертации интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость, темп, ритм, ударение, паузацию и тембр речи.

Студенты музыкального вуза в силу своей профессии готовы и открыты для последовательной, целенаправленной и активной работы над интонированием изучаемого языка. Интонация представляется одним из эффективных стимулов в развитии СДЧ. Опора на профессиональный слух студентов-музыкантов, и, прежде всего, на их способность к дифференцированному восприятию компонентов интонационных систем, как музыки, так и речи является важнейшим фактором совершенствования ФСИР за счет включения в учебный процесс механизма СДЧ.

Последовательное и детальное рассмотрение интонационных аспектов в плане совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ представляется необходимым, поскольку различия между нормативной реализацией и отклонениями от стандарта выявляются носителем языка в первую очередь. При этом единая произносительная норма стандартного немецкого произношения рассматривается не как идеальный конструкт, а лишь как «регулятор распределения фонетических единиц между вариациями» (В. М. Бухаров).

Одна из концептуальных идей заключается в том, что интонация обеспечивает процесс динамического движения как в музыке, так и в речи (Б. В. Асафьев). Интонационный феномен становится в итоге способом передачи содержания и формы речи как родной, так и иноязычной. Развитие интонационного слуха методически значимо и для говорящего, и для воспринимающего.

В работе над нормативной немецкой интонацией в музыкальном вузе предлагается исходить из двух методических установок: 1). Студенты консерватории как гуманитарно-художественного вуза в целом хорошо владеют устной русской речью. В этой связи эффективен и подтвержден практикой метод системного сопоставления интонационных структур родного и изучаемого языков. 2). Позитивным является обращение преподавателя к профессиональному опыту студентов.

Глава II «Методика совершенствования фонетической стороны речи на немецком языке студентов музыкального вуза» рассматривает комплексное совершенствование ФСИР, интегрируемое в систему обучения немецкому языку в музыкальном вузе. Анализируются компоненты, составляющие ее содержательную и структурную основы. С учетом специфики консерватории как музыкального вуза предлагается комплекс специальных стратегий и приемов совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ. Обосновывается, в частности, стратегия использования музыкального слуха, обеспечивающая возможность опоры на резервный потенциал студента-музыканта - его интонационный слух.

На основе специально разработанных стратегий и приемов предлагается подсистема упражнений фонетической направленности с опорой на механизмы СДЧ и музыкального слуха студентов. Описывается ход и результаты опытного обучения немецкому языку с целью совершенствования ФСИР и доказательства эффективности предлагаемой методики.

Содержание обучения ФСИР в консерватории определяется как элемент модели коммуникативного процесса, предполагающего владение необходимыми слухопроизносительными и ритмико-интонационными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, характерными для носителей изучаемого языка. Дополнительную мотивацию для организации обучения немецкому языку как коммуникативной деятельности и сближения учебного процесса с реальным межкультурным общением дает участие студентов консерватории в международных научно-художественных проектах. В этой связи правомерно рассматривать совершенствование ФСИР в качестве одной из основных целей обучения немецкому языку в консерватории.

Компоненты содержания обучения ФСИР соответствуют профессионально значимым потребностям будущих специалистов-музыкантов. При описании лингвистического компонента предпринимается попытка сопоставления фонетических правил произнесения гласных и согласных звуков в устной речи и в пении. При описании психологического компонента обучения ФСИР исходим из того, что структурными элементами иноязычного произносительного опыта являются знания, навыки и умения. В состав произносительного навыка входят две операции: а) операция артикулирования и б) операция интонирования (характеризуемая качеством ситуативности и маркированностью речевой задачи).

Система обучения в применении к ФСИР опирается на принципы опережающего слушания, многократного повторения, расчленения потока речи и паузирования, имитации речевого образца, сравнения, самоконтроля и самокоррекции.

Содержание обучения ФСИР усваивается не механически, а интеллектуально и творчески модифицированно. Оно обусловливает стратегии, приемы и способы развития СДЧ студентов консерватории. В применении к совершенствованию СДЧ стратегии определяем как систему действий и операций, призванных оптимизировать процессы получения и хранения в памяти студента иноязычной фонетической информации, а также последующего воспроизведения памятью языковых единиц фонетической системы и их актуализации в процессе восприятия иноязычной речи.

С учетом профиля вуза и в целях совершенствования учебного процесса по иностранному языку выдвигаются специфические стратегии: 1) формирование перцептивной базы; 2) использование музыкального слуха для совершенствования произносительных навыков на разных уровнях организации фонетического материала; 3) развитие слухового самоконтроля.

Стратегия формирования перцептивной базы диктуется необходимостью создания в лингвистическом сознании студента определенной функциональной схемы, обеспечивающей возможность управления перцептивно-артикуляционной деятельностью с опорой на ритмико-мелодические структуры звучащего аутентичного эталона (Н. С. Евчик). Конечная цель данной стратегии - развитие слухового самоконтроля.

В рамках стратегии формирования перцептивной базы выделяются две субстратегии: а) активного слушания; б) фонетической имитации. Умение произносить и, следовательно, совершенствование говорения предопределяется систематическим, целенаправленным слушанием аутентичной иноязычной речи. Образ-представление фонетического явления, неявный и недифференцированный при первом прослушивании, приобретает в последующем необходимую полноту и завершенность для фиксации его сознанием.

Реализуя указанную стратегию, преподаватель отталкивается от методических положений: 1) соответствие звукового материала слуховым возможностям студентов (дикционная четкость, умеренно сдержанный темп речи); 2) коммуникативная значимость слухового материала, основанная на жизненном, профессиональном и лингвистическом опыте студентов; 3) постепенность в возрастании трудностей для восприятия на слух (сначала дифференцируют просодические элементы, затем - конкретные звуки).

В основе реализации стратегии использования музыкальною слуха для совершенствования произносительных навыков на разных уровнях организации фонетического материала лежит использование слухового потенциала студента-музыканта. Функцию непосредственного катализатора речи (слухо-речевых импульсов) выполняет пение, обеспечивая при этом успешное усвоение ФСИР и развитие СДЧ. Целенаправленное вовлечение студентов на занятиях немецкого языка в иноязычную певческую практику предоставляет им, таким образом, возможность эффективного развития СДЧ и произносительных навыков.

В качестве основных средств совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ рассматриваются аутентичные и полуаутентичные тексты профессиональной направленности. Материалом для развития СДЧ на основе музыкального слуха служат: а) произведения немецкого музыкально-поэтического фольклора; б) речитативы; в) специально созданные в целях развития восприятия на слух и отработки фонем из разных противопоставленных групп музыкальные композиции.

Так, в практику преподавания немецкого языка в ННГК им. М. И. Глинки успешно внедряем формы, позволяющие оживить, активизировать и профилировать решение традиционных дидактических задач. Одним из приемов в работе над ФСИР является использование образцов современного молодежного рэпа. Во-первых, рэп как ритмически строго организованная речитация дает возможность: а) объединить работу над разными аспектами интонации (акцентуацией, паузацией и собственно ритмом); б) способствует овладению фразовой мелодикой, адекватной целям высказывания, соблюдению ритмического построения и синтагматического членения фразы в рамках основных типов предложения. Во-вторых, для адекватного озвучивания рэпа необходима подчеркнуто ясная дикция, а, следовательно, тщательная артикуляционная работа и активный слуховой контроль. В-третьих, текст рэпа (как и стихотворный) позволяет значительно быстрее закреплять знакомые й осваивать незнакомые слова, расширяя, таким образом, словар-

ный запас студентов. И, наконец, будучи продуктом современного молодежного творчества (часто коллективного), рэп, как всякая игра, легко вовлекает в процесс создания и исполнения текста (поочередно сольного и группового, с инструментальным или ритмизованным сопровождением) практически всех студентов. Благодаря этому мы дополнительно мотивируем и активизируем аудиторную и самостоятельную работу, существенно повышая внимание и интерес к самим занятиям.

Использование приема музыкального интонирования дает возможность актуализировать слуховые образы чисто языкового явления в явление условно-коммуникативное, т. е. своего рода музыкальное высказывание. Работа преподавателя по развитию СДЧ, тем самым, не сводится лишь к имитатив-ной работе и механическим упражнениям речевого аппарата.

Стратегия развития слухового самоконтроля за фонетическим оформлением речи обеспечивает: а) при говорении - адекватность своего речевого продукта поставленной задаче, его воздействие на слушателя; б) при аудировании - воздействие чужого речевого продукта на слушающего.

В речи, как и в музыке, полного тождества при повторении нет и быть не может. Даже при идеальной модели слухового анализа и слухового контроля нельзя говорить о полном тождестве повтора, а лишь о его эквивалентности (замещаемости). Работа по слуховому анализу и слуховому контролю как раз и направлена на способность достижения, в частности, интонационного эквивалента. Чаще всего вполне достаточно сходства в каком-либо одном или лишь некоторых отношениях. Интонационный эквивалент, к примеру, может быть успешно получен при имитации общей мелодической линии вверх или вниз, т.е. посредством поступенного или скачкообразного движения. Студенты-музыканты, как показывает опыт, довольно быстро улавливают различия между тонами, имеющие одно общее направление голоса. В результате они достаточно легко и адекватно воспроизводят записанный в интонационной разметке текст, равно как и имитируют звучащий текст в записи носителя языка. Подчеркнем, что отбор и закрепление характеристик, необходимых для создания интонационного эквивалента, обеспечиваются лишь при целенаправленном развитии СДЧ.

Предложенные стратегии, приемы и способы работы по совершенствованию ФСИР на основе механизма СДЧ и музыкального слуха студентов применяются в разработанной нами подсистеме упражнений фонетической направленности, обеспечивающей: а) качественное усвоение фонетического материала; б) прочность и длительность его хранения; в) включение фонетических явлений в разные виды РД; г) осознанное употребление студентами-музыкантами фонетических явлений, их идентификацию и адекватное опознание в речевом потоке; д) определенный прирост профессиональных навыков и умений у студентов музыкальных вузов.

Упражнения призваны актуализировать мотивированное, коммуникативное, ситуативное или контекстное использование фонетического материала, подлежащего отработке. В качестве основных принципов построения под-

системы упражнений, направленных на совершенствование СДЧ, выдвигаются: 1. Адекватность упражнений психологическим и лингвистическим характеристикам воспринимаемых на слух сообщений. 2. Взаимосвязь видов РД в процессе совершенствования СДЧ (в нашем случае - аудирования и говорения). 3. Нормативность речи как на фонетико-фонологическом, так и интонационно-просодическом уровнях. 4. Профессиональная ориентированность материала, используемого для тренировки. 5. Ограничение трудностей: новое фонетическое явление тренируется преимущественно в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале. 6. Опора на музыкальный слух студентов консерватории.

Предлагаемая подсистема фонетически направленных упражнений по совершенствованию одноименных навыков на основе СДЧ включает два раздела с внутригрупповой детализацией, состоящих из самостоятельных комплексов, отражающих фонетическое явление: I. Интонация: а) словесное ударение; б) фразовое ударение и ритмика; в) паузация и мелодика. II. Звуки: а) гласные звуки и дифтонги; б) согласные звуки. Комплексы структурированы по единому принципу. Каждый из них включает тематические упражнения. Подсистема упражнений по совершенствованию ФСИР на основе механизма СДЧ показана на рис. 1.

Опытное обучение, предполагавшее своей целью апробацию стратегий совершенствования ФСИР в сочетании с подсистемой фонетически направленных упражнений и установление степени эффективности между их применением и результатами обучения, проводилось в течение двух учебных лет. При этом отдельные компоненты программы проходили систематическую апробацию, начиная с 1999-2000 учебного года.

На сегодняшний день получены результаты двукратного обучения первокурсников на протяжении целого учебного года. Обучение по предложенной методике принципиально не было различным, хотя и корректировалось в отдельных методико-педагогических деталях. Сходство результатов обучения (на диагностическом, поисково-практическом и обобщающем этапе) позволяет выделить и подробно описать работу на протяжении одного учебного года, а именно 2008-2009-го.

Опытное обучение включало три этапа: 1) диагностический (констатирующий); 2) поисково-практический (формирующий); 3) обобщающий (результирующий). По категории «специальность» группы были представлены следующим образом: две группы - студенты-инструменталисты (И, И|) по 15 чел., две группы — студенты факультетов вокальной специализации: дирижеры (певцы) хора и собственно вокалисты (В, В|) по 13 человек в каждой. Предварительный отбор студентов не проводился. Можно полагать, что такой состав групп является типичным для условий консерватории. В качестве учебного материала использовалась специально созданная подсистема фонетически направленных упражнений. Все мероприятия в рамках опытного обучения проводились в сопровождении корректной фиксации результатов,

Упражнения на восприятие интонации и звуков

Упражнения на воспроизведение интонации и звуков

Слушание слов, слогов, звукосочетаний, звуков. Слушание предложений с разными типами интонации

) 1 к

КУ-1 КУ-2

Упражнения на уровне РО и СФЕ

Упражнения на уровне связанного речевого материала

Построение связанных высказываний с заданным звуком и интонацией

Выразительное чтение аутентичных текстов

Аудирование связанных аутентичных текстов

КУ-7

КУ-8

КУ-п

Контролирующие упражнения на сформированносгь уровня СДЧ

Рис. 1. Подсистема упражнений на совершенствование фонетических навыков на основе СДЧ

которые подвергались затем статистической обработке. Тестирование уровня СДЧ осуществлялось в соответствии с методикой, описанной В. В. Рыжовым. В диагностический срез были включены специально подготовленные тестовые задания с целью проверки имеющихся у студентов фонетических знаний, связанных с ритмико-интонационной организацией текста. Высокий уровень подготовленности общемузыкальных слуховых характеристик, продемонстрированный студентами опытных групп, дает возможность, опираясь на них, проводить опытно-обучающую работу по совершенствованию ФСИР на основе механизма СДЧ именно в рамках уже существующих педагогических условий.

Для измерения степени развития СДЧ были определены критерии (показатели): на супрасегментном уровне (постановка правильного словесного ударения; расстановка пауз; мелодическое оформление фразы); на сегментном уровне (для гласных: дистинктивный признак «открытые - закрытые», твердый приступ, дифтонгоидность; для согласных: «фортисные - ленисные», стечения согласных). Уровень владения навыками слуховой перцепции у студентов определялся на основе коэффициента успешности по формуле: Ку = а : п, где а - количество правильных ответов; п - общее количество предполагаемых ответов (В. П. Беспалько).

В ходе проводившихся срезов (диагностического, промежуточного, итогового и отсроченного) студентам предлагалась система заданий, методически идентичных диагностическому. При этом она была дополнена заданием на проверку произносительных навыков, приобретенных на первом этапе обучения.

Сопоставление результатов срезов продемонстрировало стабильный рост уровня сформированное™ фонетических навыков рецептивного характера как на супрасегментном, так и на сегментном уровнях. Если в начале опытного обучения коэффициент успешности по выполнению операций восприятия на слух единиц сегментного уровня колебался в диапазоне от Ку = 0,41 до Ку = 0,44, то к концу опытного обучения он составил от Ку= 0,82 до Ку = 0,88, превысив значение коэффициента Ку = 0,70, что говорит об устойчивом повышении качества выполняемой работы.

Прогрессивный рост и стабильность показателей значимых перцептивных навыков, свидетельствующий об эффективности и рациональности предлагаемой методики совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ, представлены на рис. 2.

Анализ результатов опытного обучения позволяет сделать вывод о том, что студенты продемонстрировали в итоге прочные фонетические навыки продуктивного характера. Это нашло свое отражение в: а) уверенном различении на слух фонетических оппозиций и их идентификации; б) правильном восприятии расстановки ударения в словах и логического ударения во фразах; в) корректном восприятии фраз с различной ритмико-мелодической организацией речи и паузацией; г) осуществлении верного выбора ритмико-интонационной модели отрабатываемых структур для передачи различных

коммуникативных намерений. Сказанное свидетельствует о выработке устойчивой связи между слуховым анализатором и артикуляцией.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

диагностический промежуточный срез срез

»группа И • группа В

итоговый срез отсрочсиикп! срез

Рис. 2. Рост показателей значимых навыков слуховой перцепции на разных этапах опытного обучения

В Заключении подводятся итоги исследования и опытного обучения. В ходе проделанной теоретической и практической работы доказано, что эффективность совершенствования ФСИР студентов в музыкальном вузе обеспечивается на основе: 1) системного научно-методического подхода; 2) механизмов СДЧ и музыкального слуха как ведущих компонентов профессиональной деятельности; 3) использования специальных стратегий и рациональных приемов, реализующих на практике данные стратегии; 4) специальной подсистемы фонетически направленных упражнений, разработанной в соответствии с выдвинутыми стратегиями совершенствования ФСИР.

В результате работы удалось в значительной степени разрешить обозначенные во введении противоречия, возникающие между необходимым на сегодня уровнем владения выпускниками консерватории иностранным языком (в частности, ФСИР) и реальными результатами обучения. Введенные в практику стратегии и приемы совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ не просто расширили диапазон традиционных методов обучения, но и значительно модернизировали его.

Результаты опытного обучения свидетельствуют о правомерности выдвинутой гипотезы. Положительная динамика обусловлена применением предложенной опытной методики обучения на основе рекомендуемых стратегий, приемов и реализующей их специально разработанной и профессионально ориентированной системы фонетически направленных упражнений. Таким образом, поставленную в исследовании цель можно считать достигнутой.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в методику развития слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Дальнейшая работа по решению поставленной проблемы видится достаточно пер-

спективной. Пути исследования данной проблематики лежат в сфере дидак-тизации более рациональных и эффективных стратегий, приемов совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ, во внедрении основных положений диссертации в теорию и практику обучения студентов других вузов гуманитарно-художественного профиля, а также музыкальных колледжей и училищ искусств. Выводы, обобщения и результаты проведенного исследования могут быть полезны при дальнейших научных разработках, посвященных проблеме ФСИР на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

Статьи в рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК:

1. Фролов, А. А. Слуховая дифференциальная чувствительность как исходный психологический механизм фонетической стороны речи на занятиях по немецкому языку в музыкальном вузе [Текст] / А. А. Фролов // Киров: Вестник ВятГГУ, 2009. - Том 1. Педагогика и психология. - № 3 (3). - С. 124-128.

Статьи в сборниках научных трудов:

2. Фролов, А. А. Работа над интонацией на уроках немецкого языка в музыкальном вузе как актуальная педагогическая проблема [Текст] / А. А. Фролов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы междунар. науч.-метод. конф. аспирантов, соискателей и преподавателей: сб. статей. - Н. Новгород: Изд-во ННГК, 2008. - С. 388-395.

3. Фролов, А. А. Приемы и способы развития слуховой дифференциальной чувствительности на занятиях немецкого языка музыкального вуза [Текст] / А. А. Фролов // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: сб. науч.-метод. трудов - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. -С. 89-94.

4. Фролов, А. А. Роль самоконтроля в совершенствовании слуховой дифференциальной чувствительности [Текст] / А. А. Фролов // Актуальные проблемы образования в высшей школе: сб. науч.-метод. статей. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. - С. 243-248.

Материалы научных конференций:

5. Фролов, А. А. Роль иностранных языков в подготовке музыкантов высшей квалификации [Текст] / А. А. Фролов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы науч.-метод. конф. аспирантов, ассистентов-стажеров и молодых преподавателей 27-28 апр. 1999. - Н. Новгород: Изд-во ННГК, 1999. - С. 9-12.

6. Фролов, А. А. Иностранные тексты и их жанровая специфика в учебной практике студентов художественных вузов [Текст] / А. А. Фролов //

Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы Все-рос. науч. конф. аспирантов, соискателей и преподавателей вузов 24-26 нояб. - Н. Новгород: Изд-во ННГК, 2006. - С. 388-395.

7. Фролов, А. А. Музыковедческий текст на немецком языке как объект изучения в консерватории [Текст] / А. А. Фролов // Актуальные аспекты обучения иностранному языку в современной высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 23 апр. 2007. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 5659.

8. Фролов, А. А. Условия и проблемы актуализации иноязычных музыковедческих текстов в современной консерватории [Текст] / А. А. Фролов // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 14 апр. 2007. - Т. 2. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2007. - С. 364-374.

9. Фролов, А. А. Совершенствование слухопроизносительных и ритми-ко-интонационных навыков и умений у студентов музыкального вуза на уроках немецкого языка [Текст] / А. А. Фролов // Актуальные проблемы обучения культуре русской речи, методике преподавания русского языка и дисциплинам специализации: тез. докл. и статей VI междунар. науч.-практ. конф. 2829 апр. 2009. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. - С. 215-222.

Ю.Фролов, А. А. Роль речевого слуха в совершенствовании фонетической стороны речи на занятиях по немецкому языку у студентов музыкальных вузов [Текст] / А. А. Фролов // Современные проблемы науки, образования и производства: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая 2009: В 2 т. Т. 2. -Н. Новгород: НФ УРАО, 2009. - С. 375-379.

Подписано в печать 21.09.10. Формат 60 х 84 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 568.

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. Типография НГТУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фролов, Алексей Андреевич, 2010 год

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I; ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

§ 1. Восприятие иноязычной речи как сложная когнитивно-коммуникативная деятельность.

§ 2. Речевой слух и его роль в совершенствовании слухо-произносительных навыков на занятиях по немецкому языку.

§ 3. Слуховая дифференциальная* чувствительность V как исходный психологический механизм- совершенствования, фонетической» стороны ^ иноязычной'речи«.

§ 4. Интонация как основа формирования' и развития' слуховой' 69 дифференциальной .чувствительности у студентов-музыкантов.

Выводы по главе I.

ГЛАВА К МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ.

§ 1. ' Система совершенствования фонетических навыков студентов-музыкантов и характеристика ее основных компонентов-.

§ 2. Стратегии и приемы развития! слуховой дифференциальной ^^ чувствительности на занятиях немецкого «языка в музыкальном вузе.

§ 3. Система упражнений по совершенствованию фонетических навыков на основе слуховой дифференциальной чувствительности и музыкального слуха студентов.

§ 4. Опытная работа по совершенствованию фонетической» стороны иноязычной речи и описание ее результатов.

Выводы по главе II

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза"

В реформируемой сегодня высшей школе все большее значение приобретает модернизация гуманитарного образования. Один из ее аспектов составляет идея широкого диалога культур. Обучение в музыкальном вузе изначально базируется на диалогичности, являющейся методологической основой всего современного гуманитарного знания и, в особенности, искусства как области творческой деятельности, способа* познания мира- и одной из важнейших форм его бытования. Художественное творчество связано с процессами создания, интерпретации и восприятия музыкального искусства, что само по себе невозможно, вне объемного-многоканального диалога.

Общение в условиях диалога культур неминуемо предполагает учет специфики инокультурной действительности, внимательное отношение к феноменам иной ментальности и, в результате, к иностранному языку в качестве главного средства межкультурной коммуникации.

Актуальность исследования. Излишне доказывать важность знания иностранных языков, как в научно-образовательном процессе, так и в, сфере международных культурных контактов: потребность владения* другими, языками не только не исчезает, но* и многократно усиливается. Это касается музыкантов практически всех специальностей. Оптимальная интерпретация музыки (как классической, так и современной, представляющей разные национальные школы), осуществима лишь при осведомленности и грамотной ориентации в системе художественных и педагогических традиций, технических приемов, соответствующих времени их создания. В этом случае овладение иностранным языком становится способом не только учебно-познавательной, но и практической деятельности музыканта.

Поскольку язык как средство коммуникации существует, прежде всего, в звуковой форме, фонетика является неотъемлемой составляющей стратегии, вырабатываемой с целью адекватного восприятия звучащей речи и ее производства, передачи информации слушающему и реализации прагматического плана высказывания. Кроме того, фонетическая сторона иноязычной речи обусловливает качество и других ее параметров в силу самой специфики фонетического материала, поскольку именно в нем «реализуется вся лексика и грамматика» языка (С. Ф. Шатилов). Нормативное произношение — одно из обязательных условий^ успеха коммуникативной деятельности. Оно характеризует уровень образованности говорящего, является индикатором его социального положения и профессионального статуса, несет определенную коммуникативно значимую нагрузку (Е. В. Алымова; В. М. Бухаров, Ж. Б. Веренинова,.Л. Ф. Егорова, С. В. Еловская, Р. К. Потапова,В. В. Рыжов, А. Н.Хомицкая, Д. А. Шахбагова и дрО

Принцип* аппроксимации, вполне допустимый; в школе, в условиях творческого вуза«должен быть сведен к минимуму. Его реализация во многих случаях приводит к снижению» эффективности обучения фонетике. В этой связи» согласимся с точкой-зрения Ю. Г. Лебедевой, полагающей; что «допуск аппроксимации , в одном звене речевой структуры, неизменно влечет за; собой отклонения и* в1 других звеньях».

Между тем приходится признать, что качество владения иностранным языком студентами неязыкового вуза зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым к специалистам в современных условиях. Студенты оказываются несостоятельными в ситуациях межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка. В результате наблюдаются, нарушения, межкультурного общения и коммуникативные сбои. Сказанное распространяется как на семантический, смысловой аспект изучаемого языка, так и на фонетическую сторону иноязычной речи.

Вхождение консерватории в международное образовательное сообщество и мировое культурное пространство открывает для студентов, и аспирантов новые возможности участия в художественно-образовательных проектах, научно-практических конференциях • и стажировках, международных конкурсах и фестивалях. Реальностью стали сегодня международные школы вокального мастерства, специальные семинары, курсы, мастер-классы по проблемам исполнительства. В» силу этого высокий уровень владения фонетической стороной иноязычной* речи приобретает для музыкантов особую значимость, являясь- существенным показателем их профессиональной успешности.

Из. широкого спектра психологических механизмов, позволяющих приблизиться* к. решению поставленной проблемы, выделяем в, своем исследовании слуховую дифференциальную чувствительность/далее - СДЧ). Во-первых, данный^ аспект теснейшим образом, связан со- спецификой музыкального- слуха и, в целом; музыкальных способностей, студентов консерватории. Во-вторых, именно* такое взаимодействие уже давно, а сегодня особенно, нуждается в, целенаправленном изучении. Однако,» эта проблематика крайне мало исследована и не имеет самостоятельной теоретической разработки.

Кроме того, анализшаучной литературы показывает, что не существует также И' специальных теоретических трудов, посвященных системному изучению« СДЧ и ее широкому включению в. учебную* практику. Можно говорить лишь об, отдельных работах, где избранная проблематика затрагивается.-частично^(И.А. Зимняя^ В'; В*. Рыжов, М; С. Старчеус, Б. М; Теплов). Таким образом, заявленная тема по-настоящему не освоена методикой преподавания иностранных языков в высшей школе и, следовательно, требует современного комплексного осмысления, поскольку развитие названного« психологического механизма, в условиях музыкального вуза имеет позитивные возможности внедрения в образовательный процесс.

Сказанное обосновывает актуальность и перспективность выбранной темы исследования: «Методика совершенствования фонетической стороны иноязычной речи студентов музыкального вуза».

Таким образом, сегодня мы констатируем ряд противоречий, возникающих между:

- возросшими требованиями к уровню владения выпускниками консерватории иностранным языком (в частности, фонетической стороной иноязычной речи) и реально достигаемыми результатами, часто* не соответствующими требованиям программы обучения в неязыковых вузах;

- традиционными, приемами и способами работы над фонетической стороной иноязычной речи (далее ФСИР) и модернизацией этой сферы обучения с целью развития языковой компетенции студентов-музыкантов в опоре на их профессиональные качества и ведущие механизмы-слуха.

Указанные1 противоречия обусловливают очевидность, заявленной^ проблемы исследования: каковы инновационные стратегии и приемы^ для* достижения^ адекватного > современным- требованиям уровня фонетической стороны! иноязычной речи» на занятиях по немецкому языку в музыкальном вузе?

Цель' исследования: теоретическое* обоснование и- разработка-« методики совершенствования ФСИР" на* основе механизмов. СДЧ и музыкального слуха, у студентов^ консерватории на занятиях по немецкому языку.

Объект исследования: процесс совершенствования ФСИР" студентов музыкального вуза-.

Предмет исследования: методика совершенствования» ФСИР' на, основе механизма СДЧ и музыкального слуха.

Гипотеза' исследования: эффективность совершенствования- ФСИР' студентов в музыкальном вузе возрастает при соблюдении условий:

- корректирование и совершенствование фонетических навыков должно осуществляться системно на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха студентов как ведущих компонентов их профессиональной деятельности;

- совершенствование ФСИР студентов-музыкантов обеспечивается использованием в учебном процессе специальных стратегий, приемов и специально разработанной системы фонетически направленных упражнений.

Цель исследования и необходимость верификации основных положений гипотезы определили постановку ряда конкретных задач:

1. Проанализировать и обобщить накопленный в психологической, лингвистической, психолингвистической и лингвометодической литературе опыт, связанный с восприятием на слух и производством иноязычной речи, совершенствованием ее фонетической стороны.

2. На основе изучения психофизиологических и психологических компонентов! речевого, слуха выявить специфику их взаимодействия* в контексте музыкальных способностей, и, как результат, конкретизировать понятия речевой и музыкально-речевой слух.

3. Определить понятие «слуховая^ дифференциальная чувствительность» применительно' к формированию* и совершенствованию фонетических навыков1 иноязычной' речи, установить ее место и роль в иерархии компонентов .речевого слуха.

4. Выделить и охарактеризовать интонацию в качестве- основы формирования и развития; СДЧ у студентов-музыкантов.

5. Разработать и апробировать стратегии и приемы совершенствования. ФСИР, систему упражнений, построенную на основе механизмов СДЧ и музыкального слуха.

Методологической основой исследования являются:

- системный подход (Иг. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н; И: Гез, Р.* П: Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Г. В'. Рогова, Е. Н: Соловова, С. Ф. Шатилов);

- личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, И. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина);

- коммуникативный подход в методике обучения иностранным языкам (М. А. Ариян, И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. Д. Климентенко, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, И.

В. Рахманов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин).

Теоретическую базу диссертации составили: исследования по теории речевой деятельности (Н. Ф. Алефиренко, В; А. Артемов, С. И. Бернштейн, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, В. А. Звегинцев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, H. X. Швачкин и др.); исследования по проблемам порождения и восприятия иноязычной*речи (Т. В. Ахутина, В. И. Бельтюков, В. П. Белянин, Б. В. Беляев, А. В. Венцов, Е. Н. Винарская, В. А. Ковшиков, К. А. Мичурина, А. А. Залевская; И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев; А. Р. Лурия, В. Н. Носуленко, Ф: М. Рабинович, Г. В. Рогова и др.); исследования» по проблемам музыкальных и иноязычных способностей, а также музыкального восприятия' (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев; M. М. Бахтин, Г. В. Иванченко, Д. К. Кирнарская, Е. В. Назайкинский, Ю.< H. Parc, Е. А. Ручьевская; В. В. Рыжов, M: С. Старчеус, Б. М. Теплов); исследования, освещающие вопросы речевого слуха (П. Д. Журавлева, В. Ф. Занглигер, С. Ф. Иванова, Е. И: Исенина, О. В. Легостаева); работы по специфике использования пения5 на уроках иностранного языка (Е. А. Аристова, Л. И. Астрова, Н; В. Вязовова, В. Г. Граф; Л. А. Зубарева; Е. П. Карпиченкова, Е. Н. Соловова; А. И ; Чернышов и др.); работы в области теоретической-и практической фонетики, фонологии, методики, преподавания* ФСИР (Т. С. Богомазова, Л. В. Бондарко; В. MI Бухаров, С. М. Гайдучик, Е. И.Григорьев, Е. В. Зарецкая; А. Л. Зеленецкий, Л. Р. Зиндер, Р. Р. Каспранский, Н. А. Милюкова, О. А. Норк, А. Н. Хомицкая и др.).

В< процессе работы над диссертацией использовались методы исследования:

- аналитический (анализ научной литературы по психолингвистике, лингвистике, психологии и методике преподавания иностранных языков);

- социолого-педагогический (наблюдение за процессом обучения фонетической стороне речи, изучение и обобщение опыта преподавания иностранных языков в вузе, анкетирование студентов);

- экспериментальный (проведение диагностического, промежуточного, итогового, отсроченного срезов; опытное обучение; количественный и качественный анализ результатов).

Научная новизна диссертационного исследования:

- впервые слуховая дифференциальная чувствительность рассмотрена как комплексный и системный механизм, определяющий эффективность обучения ФСИР;

- впервые в качестве основы формирования и развития, СДЧ у студентов-музыкантов выделена интонация, выступающая- ведущим компонентом музыкального и речевого- слуха и- связующим, звеном между ними;,

- определены психолого-педагогические и методические' условия практического развития и включения* исследуемых механизмов* в учебный, процесс по совершенствованию ФСИР в музыкальном вузе;

- разработаны стратегии и приемы, а также система упражнений? для» совершенствования ФСИР на основе механизмов СДЧ и. профессионального-слуха студентов-музыкантов.

Теоретическая значимость исследования г

- уточнены понятия-«речевой слух» и «слуховая дифференциальная« чувствительность» применительно' к формированию« и-* совершенствованию* фонетических навыков у студентов музыкального вуза;

- научно обоснована методика, совершенствования ФСИР и система упражнений на базе механизмов, СДЧ и музыкального- слуха, которая включает два основных раздела: а) супрасегментный уровень (словесное и фразовое ударение, ритмика; паузация, мелодика) и б) сегментный уровень (гласные звуки и дифтонги, согласные звуки).

Практическая значимость: предложенная методика совершенствования ФСИР обеспечена дидактическими материалами, апробированными и проверенными в ходе опытного обучения. Они могут быть использованы в работе со студентами и других вузов гуманитарнохудожественного профиля. Материалы исследования могут найти применение при чтении лекционного курса «Методика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе». Практическая часть диссертации может быть адаптирована преподавателями для использования в средних специальных учебных заведениях — музыкальных колледжах и училищах искусств; результаты исследования могут быть включены в учебники, учебно-методические комплексы, а также в спецкурсы- и семинарские занятия. Часть материалов может вызвать профессиональный* интерес у преподавателей* и концертмейстеров музыкальных вузов для работы* над вокальным репертуаром, на немецком* языке. Выводы, обобщения» и результаты проведенного- исследования^ могут оказаться полезными при последующих научных разработках, посвященных проблеме СДЧ1

Основные этапы, исследования. Исследование проводилось в,течение 2006-10 г.г. в четыре этапа.

Первый этап (2006-2007) — изучение научно-методической литературы по заявленной проблематике; теоретический анализ проблем- формирования, корректирования и совершенствования речевого слуха в процессе овладения иностранным языком.

Второй этап (2007-2008) — разработка принциповч создания^ системы упражнений фонетической направленности.

Третий этап (2008-2009) связан с проведением опытного обучения, анализом полученных результатов, выявлением эффективности разработанной системы совершенствования ФСИР у студентов музыкального вуза. На данном этапе обобщены полученные результаты, скорректирована структура обучающей программы.

Заключительный (четвертый) этап (2009-2010) — продолжение опытного обучения; оформление текста диссертации, внедрение результатов исследования в практику работы гуманитарно-художественных вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения обсуждались на заседаниях кафедр иностранных языков, теории и истории музыки ГОУ ВПО «Нижегородская государственная; консерватория; (академия)^ им. М. И. Глинки», кафедры, лингводидактики и методики преподавания: иностранных языков« ГОУ ВШ© «Нижегородский государственный- лингвистический университет им: Нг. А. Добролюбова», международных научно-практических конференциях в гг. Нижнем Новгороде (2008; 2009, 2010), Кирове (2009, 2010), Тамбове* (2010). Результаты работы, отражены в 10 публикациях. Одна из них представлена в сборнике ВАК РФ («Вестник Вятского государственного гуманитарного университета»).

Обоснованность, иг достоверность полученных выводовшсследования; подтверждаются* результатами» опытного обучения, осуществленного* в ГОУ ВИ©> «Нижегородская- государственная« консерватория? (академия)шмг, М1 И. Елинки»^, В^ опытном« обучении! участвовало» 1Ш: студентов? разных, специальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ажным условием совершенствования ФСИР студентов-музыкантов является? развитие речевого слухам компонентами; которого выступают:: а) интонационный', слух; б) фонетический слух; в) фонематический*, слух;, г) слуховая« дифференциальная» чувствительность. Развитие: речевого: слуха студентов консерватории с опорой на музыкальный слух, являющийся важнейшим; компонентом.! их профессиональнот(музыкальной)жомпетенции, дает ощутимые результаты, в? совершенствовании фонетических; навыков; СДЧ рассматривается как способность человека (при условии достаточного объема; памяти); к «языковому кодированию» на интонационно-фонологическом уровне, способность устанавливать различие дифференциальных признаков фонем и их вариантов, интонем, идентифицировать их в потоке речи и адекватно имитировать. СДЧ выступает в качестве важного механизма, определяющего эффективность обучения ФСИР в музыкальном вузе.

2. Методика совершенствования ФСИР включает: а) комплекс профессионально направленных учебно-методических материалов; б) набор стратегий, приемов и способов; в) систему упражнений, организованных с учетом характера взаимодействия психологических механизмов между собой, что способствует преодолению психологических, лингвистических и дидактических трудностей в совершенствовании ФСИР. В конечном счете, это обеспечивает повышение качества восприятия на слух иноязычной профессиональной информации на супрасегментном и сегментном уровнях и, как следствие, совершенствование произносительных навыков.

Решение поставленных задач определило структуру исследования. Содержание работы изложено на 209 страницах основного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение и библиографический список (235 источников, из них 38 — на немецком и английском языках). Работа иллюстрирована 5 таблицами, 7 рисунками, 2 нотными примерами, 8 приложениями.

ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУХОПРОИЗНОСИГЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

В данной главе рассматриваются исходные теоретические положения развития- СДЧ у студентов музыкального вуза. Раскрываются внутренние закономерности порождения и восприятия^ иноязычной речи на слух как сложной коммуникативно-когнитивной^ деятельности. Предпринимается попытка сопоставления теорий» восприятия. Рассматриваются' факторы, обеспечивающие кодирование воспринимаемых человеком звуков в сложные системы! слухового восприятия: 1) ритмико-мелодическая, (музыкальная); система-кодов; 2) фонематическая система кодов. При» этом, музыка, и речь сопоставляются как хотя« и- разные, но сходные средства- коммуникации. Исследуется роль речевого4 слуха в совершенствовании иноязычных слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. Сопоставляются разные его виды и формы (абсолютный- - относительный; активный -пассивный; внутренний — внешний). Предлагается^ определение СДЧ. Выявляются коммуникативные возможности кинетической^ речи; в применении к теме настоящего исследования. Обосновывается* подход к развитию иноязычных фонетических способностей и СДЧ с позиций моторной теории восприятия речи. Аргументируется необходимость использования метода имитации в качестве основной технологии формирования фонетических навыков, умений и речевых способностей. Доказывается, эффективность совершенствования СДЧ в опоре на профессиональный слух студентов-музыкантов, и, прежде всего, на их способность к дифференцированному восприятию компонентов интонационных систем, как музыки, так и речи.

Перейдем к рассмотрению первой из заявленных проблем.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

1. Особенности системы совершенствования фонетической стороны речи на немецком языке в музыкальном вузе обусловлены компонентным составом содержания обучения иностранным языкам. Наличие в содержании обучения лингвистического, психологического и дидактико-методического компонентов является интегративным фактором системы развития ФСИР, реализуемой, во1 взаимосвязи^ с основными видами РД. Повышенная восприимчивость музыкального слуха студентов специального вуза создает возможность для- более эффективного усвоения" произносительных норм немецкого языка в сопоставлении, правильного говорения* и- пропевания одних и тех же текстов.

2. Методика совершенствования ФСИР* определяется; стратегиями и* приемами. С учетом специфики консерватории^ как музыкального4 вуза в целях совершенствования ФСИР на немецком языке5 предложены специфические стратегии, используемые в процессе развития^ ФСИР на немецком- языке на основе механизма СДЧ в условиях консерватории: 1) стратегия* формирования перцептивной базы; 2) стратегия использования* музыкального слуха, для- совершенствования« произносительных навыков на разных уровнях организации фонетического материала;. 3) стратегия развития слухового1 самоконтроля. Совокупность, названных стратегий выступает как последовательная система действий, и операций, оптимизирующих процесс совершенствования ФСИР на основе механизма СДЧ.

3. Реализация стратегий, используемых в процессе развития ФСИР на занятиях по немецкому языку в консерватории, обеспечивается подсистемой фонетически ориентированных упражнений. Она строится на основе закономерностей слуховой дифференциальной чувствительности и музыкального слуха студентов. Подсистема упражнений опирается на базовые принципы методической науки: 1) адекватность упражнений психологическим и лингвистическим характеристикам воспринимаемых на слух сообщений; 2) корреляция видов РД в процессе совершенствования СДЧ (в нашем случае аудирования и говорения); 3) нормативность речи как на фонетико-фонологическом, так и интонационно-просодическом уровнях; 4) профессиональная ориентированность используемого для тренировки материала; 5)- ограничение трудностей: новое фонетическое явление тренируется! преимущественно в- знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале; 6) опора на музыкальный слух студентов консерватории:

41 Подсистема фонетически' направленных упражнений соотносится- с содержанием, целям иизадачами обучения немецкому языку в музыкальном вузе, а также с потребностями* профессиональной4 деятельности! студентов-музыкантов.

5. Эффективность разработанной методики подтверждается' результатами, проведенного опытного; обучения на. базе ГОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки». Применение • стратегий, приемов и способов работы по» * совершенствованию- ФСИР, подсистемы упражнений- фонетической направленности обеспечивает: а) качественное усвоение фонетического материала; б) прочность и длительность его хранения; в) включение фонетических явлений в разные виды РД; г) осознанное употребление студентами-музыкантами фонетических явлений, их идентификацию и адекватное опознание в речевом потоке; д) определенный- прирост профессиональных навыков и умений студентов-музыкантов.