Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции

Автореферат по педагогике на тему «Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Алиев, Юсуф Магомедович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции"

МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗПАМЕНП ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ГОСУДАРСТГ.ЕННЫИ УНИВЕРСИТЕТ имени И. И. Л МИША

Специализированны!! Совет Д 053.01.12

На правах рукоппеп

АЛИЕВ Юсуф Маголедопнч

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КОМПОЗИЦИИ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москпа 1992

Работа выполнена в Московском ордена Леппна и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор педагогических паук, профессор Е. В. ШОРОХОВ

Официальные оппоненты:

Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических паук, профессор В. С. КУЗИН

Заслуженный деятель культуры РСФСР, кандидат искусствоведения, доцепт Л. Д. АЛЕХИН

Ведущая организация — Владимирский государственный педагогический институт им. 1Т. И. Лебедева-Полянского.

Защита состоится ч...(.7.....л.СШТЯё.^.?.......1992 года в ./..§...... часов на заседании специализированного Совета Д 053.01.12 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: пр. Вернадского, д. 88, нуд. 520.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: НМЗБ, Москва, Малая Пироговская ул., дом 1, МПГУ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан .....1992 года.

Ученый секретарь специализированного Совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях развития и преобразования общества перед нашей школой, как высшей так и средней, наиболее остро стоит проблема подготовки нового, широко образованного поколения, способного творчески решать эадачи, выдвигаемые жизнью. Основная роль в решении этой проблемы отводится . средней общеобразовательной школе-, поскольку, известно, что творческую активность необходимо развивать с ранних лет. Решение задач развития творческой активности школьников презаде всего стоит перед учителем изобразительного искусства, который непосредственно вводит детей в мир художественного творчества и эстетических переживаний. Но побудить у детей потребности к активной художественно-творческой деятельности и определить пути воспитания у них высокого эстетического вкуса способен только творчески активный художник-педагог, имевший высокую профессиональную подготовку. И поокольку этими педагогами должны стать сегодняшние студенты художественно-графических факультетов педагогических институтов, проблема эффективности художественно-творческой деятельности обучавшихся на ХГФ требует к себе особого внимания. Методика же повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов относится к числу наиболее важных вопросов художественной педагогики и нуждается в постоянном изучении с целы) выявления наиболее оптимальных методов и средств ое совершенствования.

Наряду о другими дисциплинами изобразительного цикла, особую роль в развитии у студентов Х1Ф творческой активности играют занятия по композиции. Однако в ныне существующем учебном плане на данную важнейшую художественную дисциплину отведено крайне малое количество учебного времени. Поэтому некоторые теоретические вопросы и практические задания обучв» ния композиции остаются за пределами академических занятий» Это, несомненно, оказывается пробелом в профессиональной подготовке художников-педагогов. Восполнить этот пробел в образовании студентов художественно-графичеоких факультетов возможно, если повысить эффективность методов активизации худо» жественно-творчейкой деятельности по композиции.

Этой потребностью и социальной необходимостью соЬершен» ствовать вузовскую подготовку будущих преподавателей нзобра-

зительного искусства определяется актуальность темы диссертации.

В ходе исследования мы опирались на основные теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: В.Г.Асеева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Б.М.Тепло-ва, Р.Арнхейма, Я.Реиковского и др.

Проблема развития творческой активности и эстетического воспитания, общие и частные ее аспекты рассмотрены в трудах современных исследователей, как Г.Л.Ермаш, Б.И.Додо'нов, В.Г.Злотников, В.Л.Слободова, И.П.Короленко, Н.В.Рождественская, А.А.Мелик-Пашаев, Г.В.Фролова и др.

Вопросы активизации художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания студентов ХГФ, рассматриваются в работах Г.В.Беды, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Ь'.'Герентьева, Е.В.Горохова, А.П.Лшухина и других, где поставлена и исследуется проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса, рассмотрены методы стимуляции познавательной и художественно-творческой деятельности, большое внимание уделено воспитанию у учащихся эстетического отношения к' деятельности, формированию художественного икуса и развитию у них творческих способностей.

Вопросы повышения эффективности преподавания посредством использования технических средств обучения освещены в исследованиях И.И.Дрига, Л.П.Прессман, Г.И.Рах, Б.Г.Сладкевич и др.

Вместе с тем надо отметить, что специальных работ, посвященных проблемам повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов ХП& в учебном процессе по композиции, еще не было и нет. Нет также и методических разработок и рекомендаций по активизации процесса художественно-творческой деятельности на занятиях по композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов, что обусловило выбор темы данного исследования: "Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции".

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов ХГ£ в учебном процессе по композиции.

Предметом исследования является повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции.

Цэль исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические пути повышения качества профессиональной подготовки студентов в учебном процессе по композиции.

В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто следующее предположение: для повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции необходимо:

- использовать в учебном процессе по композиции различные формы и методы активизации творческой деятельности;

- осуществлять педагогическое руководство эмоционально-чувственной и потребностно-иотивационной сферами и использовать их в активизации познавательной и художественно-творческой деятельности студентов;

- включить в учебный процесс специальную систему упражнений для развития творческой активности;

- установить дифференцированный подход к студентам в решении задач обучения и воспитания, т.е. учитывать уровень теоретической и практической подготовленности студентов к решении композиционных задач, склонности к видам изобразительной деятельности.

Эффективность обучения студентов композиции будет наиболее плодотворной, если предлагаемые методы обучения и воспитания будут научно обоснованы и проверены практикой.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены основные задачи исследования.

- определить педагогические условия для формирования профессиональных знании, умений, навыков и развития композиционно-изобразительных способностей и эстетического вкуса студентов;

- дать научно-теоретическое обоснование и экспериментально проверить наиболее эффективные методы повышения художественно-творческой активности и на этой основе разработать систему упражнений по активизации композиционной деятельности студентов;

- разработать методические рекомендации по активизации композиционной деятельности студентов на занятиях по композиции;

- найти наиболее рациональные методы использования ТСО,

проверить их стабильность и на этой основе дать научно-теоретическое обоснование использования технических средств обучения в учебном процессе по композиции.

Методологической основой исследования явились учение о сознании как отражении объективной действительности, о сущ-цости материалистического восприятия мира; положения о специфике эстетического отношения к действительности, художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ теоретических трудов по педагогике, психологии, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы;

- изучение практического опыта преподавания композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов;

- наблюдения за художественно-творческой деятельностью студентов;

- анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композиции;

- опросы;

- анкетирования;.

- беседы со студентами и преподавателями ведущими занятия по композиции;

- педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в следующем: определены методы и средства обучения и воспитания, которые можно использовать для повышения эффективности протекания процессов художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции; разработаны на этой основе методы посылания эффективности згой деятельности; составлены и внедрены в учебны»! процесс специальные упражнения по композиции с целью развития творческой активности студентов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студен- ' тов. в разработке программы занятий по композиции и методических рекомендаций для организации факультативных занятий и кружков по композиции.

Апробация. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры живописи Карачаево-Черкесского госпединститута и на кафедре живописи МИГУ им.В.И.Ленина; на научно-теоретических конференциях Карачаево-Черкесского госпединститута, на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МОГУ им.В.И.Ленина за 1991 год. Особое место материалам нашего исследования было уделено на учебных занятиях по композиции и во время прохождения полевой практики (пленэр) со студентами Карачаево-Черкесского госпединститута.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечании и комментариев, списка литературы и приложений.

Общий объем диссертации 175 страниц машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определена основная цель, объект, предмет, задачи, выдвинута рабочая гипотеза, охарактеризована методологическая основа и методы исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе "Научно-теоретические основы повышения эффективности художестввнно-творческои деятельности студентов в учебном процессе по композиции" рассматриваются основные научно-теоретические положения активизации процесса худо-жественно-творческол деятельности на занятиях по композиции.

Теоретически обосновывая повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции, мы прежде всего опирались на положения психологической науки, проблемы восприятия и познания реальной действительности, эмоционально-эстетическое освоение этой действительности, потребностно-мотивационная сфера личности и много других психологических моментов.

Важным условием повышения эффективности художественно«» творческой деятельности студентов является эмоциональн'о-чуЕственнал организация занятш! по композиции! Следовательно, задания, которые даются студенту для выполнения композиционно» работы, дэл.'нш содержать определенное эмоциональное и

эстетическое воздействие. Студент должен не только формально создавать изображение на плоскости, но и выражать свое эмоциональное отношение к теме композиции, заниматься поисками наиболее выразительных средств воплощения своих идей, мыслей и чувств.

Композиционная деятельность художника, начинаясь с определения общего замысла композиции, проходит стадию эстетического осмысления и завершается ее графической или живописной материализацией. Эмоции здесь служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения художника и направлены на удовлетворение художественно-остетических потребностей.

Процесс работы над композицией также сопряжен с процессом эстетичеокого переживания художником изображаемого материала. Эстетическое чувство, возникающее в процессе творческой работы, становится активной творческой силой в поиске путей решения композиционной задачи. Эмоционально-эстетические моменты здесь играют роль своеобразного побудителя к творческой деятельности.

В процессе работы над композицией необходимо заботиться о создании и сохранении положительной эмоциональной атмосферы во взаимоотношениях между самими студентами и между педагогом и студентами. Это должна быть атмсофера творчества, взаимопонимания и взаимоуважения. Здесь немалую роль играет авторитет преподавателя, его личностные и профессиональные ' качества, которые побуждает студентов к активной изобразительно-творческой деятельности.

Композиционная деятельность студентов сопровождается' различными эмоционально-чувственными переживаниями, которые находятся в зависимости от успешности решения ими композиционной задачи. Успешное решение конкретной композиционной -задачи вызывает у студентов положительный эмоциональный тон, что еще более активизирует их творческую деятельность. И наоборот, неудачное реаение композиционной задачи сопровождается негативными эмоциональными реакциями.

Наряду с этим, на процесс художественного творчества • студентов оказывает влияние степень активности их познавательной деятельности, их способности к восприятию, переосмыслению окружающей действительности и умение выражать вое-

принятое через призму собственного эстетического мироощущения. Таким образом, процесс художественно-творческой деятельности студентов опирается на восприятие художником реальной действительности, на познание законов этой действительности, на освоение явлений действительности и художественно-творческое воплощение этого в своем произведении. Отсюда ясно, что педагогическая практика в области методов преподавания композиции должна базироваться на таких науках, как психология, педагогика, теория познания правил и законов изображения формы на плоскости.

Процесс художественно-творческой деятельности невозможно вообразить без участия познавательных процессов. Причем, все эти процессы рассматриваются в единстве, поскольку все они теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены и объяснить природу одного из них без учета остальных невозможно. Так, например* в процесса работы воображения художника предметы или явления действительности извлекаются им из памяти путем мысленного представления образов этих предметов или явлений. В свою очередь, образы этих предметов запечатлеваются в памяти художника посредством их восприятия и осмысления. Далее эти образы в зависимости от поставленной задачи проходят стадию мыслительной переработки и в воображении художника предстают уже измененные образы этих предметов или явлений. Таким образом, в процессе художественно-творческой деятельности все познавательные процессы работают одновременно. Здесь необходимо подчеркнуть, что в соответствии с задачами этого творческого процесса один из них доминирует над остальными.

Определяющим условием повышения эффективности деятельности студентов в решении композиционных задач, мы считаем наличие высокого уровня у них теоретических знаний, которые выражаются пониманием закономерностей построения композиций, путей и способов решения тех или иных композиционных задач; осведомленности в различных областях науки, культуры и искусства; широкого кругозора; высокого уровня изобразительных умений и навыков; а также высокой степени сформиро-ванности потребностно-могивационной сферы личности студента, ценностной ориентации, направленности и целеустремленности.

В процессе формирования потребностно-мотивационной сис-

теми студентов важное место в исследовании отводится педагогическому воздействию на них со стороны преподавателя. Педагог. хорошо зная потенциальные творческие возможности студентов, исходя из уровня их профессиональной подготовки и поихологических особенностей, может оказать положительное влияние на формирование потребностей и мотивов композиционной деягельности.

Потребности влияют на учебную и творческую деятельность студента через соответствующие мотивы. Потребность в достижениях причинно обусловливает и побуждает творческую деятель-ностьность студента через мотивы достижения в этой деятель-, ности. Поэтому для исследования,движущих сил художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать потребности совместно с мотивами деятельности, в которых эти потребности проявляются.

Побуждающая роль мотива проявляется как в успешности , процесса художественно-творческой деятельности, в удовлетворенности этой деятельностью, так и в ее трудности и в отношениях студентов к этой деятельности.

Мотив обладает побуждающей функцией благодаря прошлому, опыту удовлетворения потребностей к творческой деятельности. Потребности к художественно-творческой деятельности, лежащие в основе мотива этой деятельности и прошлый опыт их удовлетворения связаны друг с другом посредством ассоциаций. И чем сильнее эти ассоциации, тем сильнее влияние мотива на эффективность этой деятельности, Сила мотива проявляется в деятельности, в уровне активности студента в выполнении этой деятельности. Отсюда, чем сильнее мотив, тем больше энергии вовлекается в исполнение художественно-творческой деятельности, обусловленной этим мотивом.

Художественно-эстетическая потребнооть студента выразить в композиции глубокие эмоциональные чувства и потребность в достижениях) совместно с соответствующими мотивами, заставляют его по-новому подходить к решению учебно-композиционных задач. Здесь активизируется его стремление понять и уовоить закономерности тональных и цветовых отношений, понять и ус-' вонть закономерности композиционного решения сюжета и темы композиции.

Теоретически обосновывая методы повышения эффективности

художественно-творческой деятельности студентов на замятиях по композиции, необходимо иметь ввиду, что эффективность их возрастет тогда, когда используем научно доказанные и проверенные практикой разнообразные способы, приемы и средства учебно-воспитательной работы. Таким образом, искусство преподавания, прежде всего, заключается в умении педагога применять самые различные кетоды, приемы и средства воздействия ' на студентов, которые формируют их как творчески активнее личности.

Кроме того, в нашем исследовании немаловажная роль отводится использованию в учебном процессе по композиции технических средств обучения в плане предъявления наглядной'инфор- ' мации, в плане воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности отудентов и побуждения у них потребностей к худо-кественно-творчеокой деятельности. Также активизации познавательной и творческой деятельности, на наш взгляд, будет способствовать и использование в учебном процессе по композиции специальных упражнений.

Во второй глава "Методы повышения эффективности, художественно-творческой деятельности студентов в процеосе обучения композиции" описывается содержание, методика и результаты экспериментальной части нашего исоледования.

Для определения уровня сформированности профессиональных качеств студентов нами были использованы такие методы, как наблюдения за изобразительной и кокпозиционно-творческоА деятельностью студентов, анализ их самостоятельных творческих работ и работ, выполненных под непосредственным руководством педагога, собеседования со студентами и преподавателями, ведущими занятия по композиции, ^тестирования, опросники по ключевым вопросам композиции, также знакомились с условиями организации учебного процесса по композиции,и самостоятельной работы студентов.

По результатам анализа практических работ и собеседований со студентами мы разделили их условно на три группы: высокий, средний и низкий уровни профессиональной подготовки.

Здесь нам представлялось важным установление степени взаимосвязи, взаимозависимости сформированности композиционных знаний, умений, навыков и потребностно-нотивэционной базы, эмоционально-чувственного склада студентов. Для этого

необходимо было выявить степень сформированности мотивов и потребностей у студентов различных уровней профессиональной подготовки, степень влияния эмоционально-чувственного склада, его направленности, ценностной ориентации 1.з протекание процесса художественно-творческой деятельности.

Предметом нашего прикладного исследования являлись соци-■ альные потребности - потребность в достижениях, в художественно-эстетической деятельности и соответствующие им мотивы. Именно эти потребности, на наш взгляд, формируют мотивы худо-жеотвенно-творческой и познавательной деятельности.

Потребность в достижениях - это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, соревнование с самим собол иго с другими в этом. Она проявляется как тенденция человека к улучшению результатов, к переживанию успеха в любой значимой и даже не значимой для личности деятельности, в стремлении при включении в работу закончить ее. Потребность в достижениях проявляется также в тенденции увеличивать притязания после успеха и сохранять данный уровень притязаний после неудачи. Потребность в достижениях в композиционной деятельности заставляет-студента тщательно обдумывать различные варианты решения композиции, выполнять множество различных поисковых эскизов, зарисовок и т.д. Чем"выше у студентов сформированность этой потребности, тем старательнее и скурпулезнее они в композиционной и изобразительной деятельности, тем устойчивее желание добиваться улучшения результатов учебно-творческой деятельности.

Художественно-эстетическая потребность рассматривается как потребность воспринимать и усваивать произведения искусства, приобщаться к художественным ценностям, создавать их .самим по законам прекрасного. Эта потребность проявляется в самостоятельном стремлении личности к художественно-эстетической деятельности, в чувстве удовлетворения, наслаждения как от восприятия произведений искусства, так и от деятельности по их созданию.

Для удобства анализа сформированности потребностей у . различных групп студентов мы использовали сравнительную шкалу для оценки результатов психодиагностического обследова-ч ния. Последняя предполагает выделение уровней развития потребностей: низкого, нижа среднего, среднего, выше среднего и

ВЫСОКОГО. '

Респондентскил корпус в психодиагностическом обследовании составили студенты трех уровней профессиональной подготовки - высокого, среднего и низкого, которые были выделены на основе анализа системы знаний, умений и навыков. Это студенты 1,2 и Ч курсов, вошедшие условно в три группы различной степени профессиональной подготовки.

Степень сформированности погребностно-мотивационной базы студентов измерялась косвенным путем. Респонденты отвечали на вопросы о-тех признаках поведения, установках, интересах, желаниях, оценках, наиболее тесно связанных с потребностями и мотивами, которые изучались. Сформированность потребностно-мотивационнои системы •также проявляется в предпочтении объектов или видов деятельности, а также в затратах времени. По результатам измерения сформированности потребностно-мотива-ционной базы у студентов различного уровня профессиональной подготовки было проведено шкалирование данных, выявленных психодиагностическим обследованием. В таблице приведены обобщенные данные результатов обследования (в 0):

Шкалирование художественно-эстетической потребности, мотивации одобрения, потребности в достижениях и мотивации достижения у студентов с различно« степень«) профессиональной подготовки {¡?)

; Степень профессиональной под-« Уровни развития ; готовки студентов_

| Высокий | Средний | Низкий

Художественно-эстетической потребности .......... Низкий - 10,0 61,2

Ниже среднего ч.в 16,0 27,8 .

Средний 27,3 29,8 9.0

Выае среднего 28,9 19,9 2,0

Высокий 39,0 : 24,3

Мотивации одобрения Низкий 29,3 26, е 33,8

Средний 42,3 39,8 37,1*

Высокий гв,ч 31,4 27.8

Уровни развития | Степень профессиональной подготовки студентов

| Высоким Средний Низкий

Я Низкий | 9.5 23,2 38.7

Б X « Нике среднего | 12,4 20,4 23,5

о х х т а и о Ы Р<Н ■ Средний | 21.5 20,5 18,8

Выше среднего | 20,6 16,6 .10,2

о о « Высокий | 36,0 19,3 8,8

1 о и Низкий | 8,7 29,3 53,7

Мотива ции до тижени Средний { 34.0 59,3 37,2

Высокий | 57.3 21.4 9,1

Таким образом, наши экспериментальные исследования и " наблюдения за художоственно-творческол деятельностью студентов показали, чго высокая сформированность потребности в достижениях, художественно-эстетической потребности и составляющих мотивов, влияет на успешность протекания процесса художественно-творческой деятельности студентов, формирует и развивает у них работоспособность, целеустремленность, инициативность и упорство, в достижении поставленное цели.

Экспериментальное исследование также показало, что повышению эффективности художественно-творческой деятельности значительно способствует эмоционально-чувственная организация учебного процесса по композиции.

Результаты наших экспериментов показали, что для повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов и учебном процессе по композиции необходимо использование на занятиях наряду с другими методами, приемами и средствами обучения, обьединенних в единую систему композиционных упражнений, направленных на стимуляцию познавательных и творческих способностей, а также на активизации худо-жесгьонно-тйорческой деятельности студентов. В процессе про« ведения экспериментальной работы мы использовали выработанную нами систему композиционных упражнении. Данная система состояла из отдельных блоков упражнений: игровые упражнении; ■аначигические; аналигико-преобразовательнне и стюстоятэль-

ныв. •

Самостоятельные упражнения, в свою очередь, также разбивались на блоки: композиционная организация картинной плоокости отвлеченными изобразительными элементами; передача равновесия в композиции; контрасты и нюансы в композиции; ритм в композиции; выделение композиционного центра посредством использования приемов "тяготения".

В каждом блоке упражнении предусматривалось по 4-6'- заданий.

В экспериментальном исследовании большое внимание было уделено проблемам использования в учебном процессе по композиции технических средств обучения, возможности которых на- -правлялиоь на лучшую передачу основных, существенных вопросов содержания темы занятий, на эмоциональность и красочность передачи информации и побуждение у студентов интереса к содержанию темы и их художественно-эстетических потребностей.

* Проведенные нами на начальном, промежуточном и заключительном этапе экспериментального исследования срезы по выявлению уровня художественно-творческой активности и степени профессиональной подготовки показали значительный их рост.^.

Результаты формирующего эксперимента показали возросший интерес студентов к художественно-творческой деятельности. Следует отметить, что подавляющее большинство студентов в экспериментальных группах показали высокий уровень работоспособности, целеустремленности и упорства в композиционной-работе. Студентов со слабой творческой активностью в этих группах было немного. Они охотно прислушивались к замечаниям педагога, выполняли вое их указания, но своей инициативы проявляли мало. Основное же болчпинство студентов не только охотно выполняли задания, но и сверх программы, по своей инициативе выполняли дополнительные композиционные работы. У многих студентов композиционные эскизы отличались красочность» и богатой реализацией композиционного замысла, нестандартностью и оригинальностью композиционного решения.

^Результаты исследования показали, что в процессе применения экспериментальной методики были достигнуты поставленные цели, подтверждена правильность выдвинутой гипотезы о том, что повысить эффективность художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции уож-

но, если осуществлять педагогическое руководство эмоционально-чувственном и. потребностно-мотивационнои сферами и использовать их в активизации познавательной и творческой деятельности студентов; включить в учебный процесс по композиции специальную систему упражнений; целенаправленно использовать технические средства обучения и установить дифферен-. цированный подход к студентам в решении задач обучения и воспитания. Экспериментальная проверка показала целесообразность применения предлагаемой методики повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов на художественно-графических факультетах пединститутов.

* В заключении сформулированы основные выводы:

- Методика повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов является важнейшей проблемой художественной педагогики и требует к себе постоянного вни-

. мания педагогов с целью выявления наиболее оптимальных методов и средств ее совершенствования./'

- Эффективность методов учебно-воспитательной работы со студентами на занятиях по композиции, будет получать определенное развитие только в том случае, если они будут реали-зовываться в определенной закономерности и систематичности. Осуществляться система повышения эффективности учебно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции должна начинаться с эмоционального настроя на решение основных задач и цели композиционного задания.^

- Эмоционально-чувственное начало в творческой деятельности порождает и активизирует эстетическое отношение к жизни и к процессу художественного творчества. Чем сильнее у студента-художника его эстетические переживания действительности, тем осмысленнее и глубже осуществляется его композиционный замысел. Здесь задачей педагога является умелое руководство эмоциями и чувствами студентов для активизации творческого действия в основном разрешении учебно-творческой

'композиции, •

- В активизации художественно-творческой деятельности, и пбвышения ее эффективности особое место отводится глубокому осознанию студентом сути композиционной идеи. Здесь преподавателю необходимо следить за процессом активизации познавательной деятельности, приучать студентов глубже и раэносто-

ронне осознавать все тонкости наблюдаемого в жизни акта, развивать у студентов способности активного восприятия реальной действительности и умения выражать воспринимаемое через призму субъективного эстетического мироощущения.

В повышении эффективности художественно-творческой деятельности большую роль игра<рг сформированность потреб-ностно-мотивационнол базы студентов_/Мотивация занимает ве- ■ дущее место в структуре личности и пронизывает ее основные структурные образования как направленность, характер, эмо-ционаяьно-чувственная сфера, способности и т.д. Главным в. . мотивации являются мотивы, которые побуждают человека к деятельности и ради которых эта деятельность совершается.•Мотивы, как побудители к деятельности, связаны с удовлетворением тех или иных потребностей и связывают их с окружающей действительностью благодаря определенному опыту регуляции поведения.

Высокая сформированность потребности в достижениях, художественно-эстетической потребности и соответствующих им мотивов влияют на успешность художественно-творческой деятельности студентов, способствует формированию и развитию у них таких качеств, как работоспособность, целеустремленность, инициативность и упорство в достижении успеха в" художественно-творческой деятольности/'Наличие перечисленных качеств предпола^ет возбуждение у студентов устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности, что в свою очередь, побуждает студентов к деятельности по совершенствованию своих изобразительных и композиционных знаний, умении и навыков.

- Результаты наших исследовании показали, что эффективность художественно-творческой деятельности значительно повышается тогда, когда педагог в своел педагогическол практике использует наряду с другими методами, приемами и средствами обучения, технические средства;обучения. Использование в учебном процессе по композиции технических средств обучения будет более эффективным, если их применение будет направлено как на красочность предъявления наглядной информации, так и на воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности студентов и побуждение у них потребностей к художественно-творческой деятельности.

¿■¿^Проблема повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции требует, помимо четко разработанной программы и методики • учебно-воспитательной работы, еще и системы тренировочных упражнений, направленных на активизацию процессов восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления^'Ьтсюда и проблема повышения эффективности методов преподавания композиции требует систему методически последовательных упражнений по композиции.

.-«-"¿'Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов во многом зависит и от умения преподавателя создавать в аудитории атмосферу взаимопонимания, доброжелательности, от его способности побуждать у студентов заинтересованности к композиционное работе. Здесь от педагога , требуется исключительный педагогический такт, знание индивидуальных психо-физиологических особенностей каздого из своих студентов, наклонностей, способностей, уровень теоретической и практической подготовленности, готовности к выполнению композиционных задании и умелое использование всего этого в учебном процессе./

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

I. Использование ТОО на уроках изобразительного искусства в школе. /Методические рекомендации студентам-практикантам/. -Карачаевок, 1990.

2: Основные положения кандидатской диссертации "Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции". - М., 1992.

3. К вопросу об измерении уровня сформированное™ потребностей и мотивов художественно-творческой деятельности студентов. - Черкесск: изд-во "Истоки", 1992.

4. Упражнения по композиции. - Черкесск: изд-во "Истоки", , 1992.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алиев, Юсуф Магомедович, 1992 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава !♦ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО КОМПОЗИЦИИ . II

Глава П. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ¿ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЙССЛЕ

• ДОВАНИЕ)

Введение диссертации по педагогике, на тему "Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции"

Актуальность исследования. В современных условиях развития и преобразования общества перед нашей школой* как высшей так и средней, наиболее остро стоит проблема подготовки нового, широко образованного и активного поколения, способного творчески ре» шать задачи, выдвигаемые жизнью. Основная роль в решении этой проблемы отводится средней общеобразовательной школе, поскольку творчески активную личность необходимо воспитывать с ранних лет. Решение задач развития творческой активности школьников прёжде всего отоит перед учителем изобразительного искусства, который непосредственно вводит детей в мир художественного творчества и эстетических переживаний♦ Но побудить у детей потребности к активной художественно-творческой деятельности и определить пути воспитания у них высокого эстетического вкуса способен только творчески активный художник-педагог имеющий высокую профессиональную подготовку. И поскольку этими педагогами должны стать сегодняшние студенты художественно*графических факультетов пединститутов, проблема эффективности художеотвенно«»твор-ческой деятельности обучающихся на ХГФ требует к себе особого внимания» Методика же повышения эффективности художественно«* творческой деятельности студентов относится к числу наиболее важных вопросов художественной педагогики и нуждается в посто* янном изучении с целью выявления наиболее оптимальных методов и средств ее совершенствования.

Наряду с другими дисциплинами изобразительного цикла в развитии у студентов творческой активности особую роль играют занятия по композиции. Но поскольку учебным планом на данную важнейшую художественную дисциплину отводится крайне малое количество учебного времени, проблема повышения эффективности мето~ дов активизации художественно-творческой деятельности в учебном процессе по композиции приобретает особую остроту.

Одним из наиболее эффективных способов ведения занятий по композиции является сочетание словесно-логического и наглядно«« образного способов передачи информации.

Исходя из особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанного на них человеческого восприятия, наука дока* зывает, что наибольшей эффективности в преподавании можно дос« тигнуть при сочетании вербально-речевых, зрительно-образных и других методов наглядного обучения. Все это говорит о необходимости научного обоснования методов преподавания и активизации художественной-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции. Отсюда вытекает и актуальность избранной нами темы исследования.

Если вопросам композиции и методам преподавания ее в худо« жественных учебных заведениях и отводилось должное внимание в нашей литературе, то методами повышения эффективности художественно-творческой деятельности на занятиях по композиции в пединститутах еще не уделялось должного внимания.

Вопросы теории композиции и методики ее преподавания в художественных учебных заведениях поднимали известные советские художники и педагоги» такие как Е.А.Кибрик, А.А.Дейнека, К.Ф.Юон, В.А.Фаворский, Н.Н.Волков и другие, которые отмечали возможность и необходимость обучения композиции в условиях целенаправленного педагогического руководства.

В последнее время усилилось внимание исследователей не только к общим теоретическим и методическим проблемам композиции, но также и к проблемам теории композиции отдельных видов и жанров изобразительного искусства и методика их преподавания на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Это прежде всего работы таких авторов, как Г.В.Беда, Е.В.Шорохов, Н.Г.Козлов, А.С.Пучков, А.В.Триселев, Л.А.Панова и других.

Однако вопросы художественно-творческой деятельности студентов и использование для повышения ее эффективности комплекса мер воздействия на студентов в процессе обучения композиции в существующей литературе по проблемам теории и методики ее преподавания, еще не нашли до сих пор своего должного отражения. Специальных исследований и методических разработок по проблемам повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции на художественно* графических факультетах в настоящее время нет. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность избранной нами темы исследования.

Научное обоснование методов активизации творческой деятельности на занятиях по композиции особенно необходимо в средних общеобразовательных школах, где уроки композиции преследуют об-щеобразовательные цели, а не специальные. Между тем, методической литературы по активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках по композиции до сих пор не существует.

Естественно, что научно-методическое обоснование повышения эффективности методов преподавания композиции необходимо начинать с педагогических институтов, с художественно-графических факультетов, которые готовят кадры учителей для средней общеоб-разовательной школы.

В решении задач, связанных с повышением эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения композиции, наряду с другими средствами обучения и воспитания, известную роль мы отводим также и техническим средствам обучения. Однако в существующей литературе вопросы методики использования технических средств обучения на занятиях по изобразительному искусству, и, в частности, в учебном процессе по композиции, не нашли до сих пор своего должного отражения.

Повышение эффективности художественной-творческой деятельности в исследовании рассматривается как одна из важнейших проблем психологии и художественной педагогики.

Отсюда, в нашем исследовании использовались основные теоретические положения известных советских психологов, как В.Г.Асе-ев, Л.С.Выготскии, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др., а также зарубежных • Р.Арнхейм, Й.РеШсовскиЙ.

При рассматривании вопросов художественной-творческой деятельности и эстетического воспитания мы опирались на труды таких ученых, как ГЛ.Ермаш, Б.И.Додонов, В.Г.Злотников, В.П.Сло-* бодова, И.П.Короленко, Н.В.Рождественская, АД.Мелик-Пашаев, Г.В.Фролова и других, которые в своих работах освещают различные общие и частные аспекты художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания.

Ориентировочной базой исследования послужили теоретические и практические установки представителей художественной педагоги» ки, как Г.В.Беда, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Е.ВЛорохов и других, в исследованиях которых большое внимание уделяется вопросам активизации учебно-воспита-тельного процесса, воспитанию у студентов эстетического отношения к действительности и развитию у них творческих способностей, методам стимуляции познавательной и художественно-творческой деятельности, а также работы И.ИДрига, Л.П.Прессман, Г.И.Рах, Б.Г.Сладкевич, посвященные использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.

Социальная значимость проблемы повышения эффективности художественно-творческой деятельности и ее недостаточная разработанность в художественно-педагогической науке обусловили выбор темы данного исследования: "Повышение эффективности художествен* но-творческой деятельности студентов в учебном процессе по ком» позиции".

Объект исследования - художественно-творческая деятельность студентов ХГФ в учебном процессе по композиции.

Предметом исследования является повышение эффективности художественно^творческой деятельности студентов в процессе обубиения композиции*

Цель исследования теоретически обосновать и эксперимент тально проверить наиболее эффективные педагогические пути повы* шения качества результатов художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто следующее пред** положение - для повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции не*, обходимо:

- использовать в учебном процессе по композиции различные формы и методы активизации творческой деятельности;

- включить в учебный процесс специальную систему упражнений для развития творческой активности;

- установить дифференцированный подход к студентам в решении задач обучения и воспитания, т.е. учитывать уровень подготовленности студентов к решению композиционных задач, индиви-дуально**психически£ свойствен оклонности к видам изобразительной деятельности; осуществлять педагогическое руководство эмоционально-чувственной и потребноотно*»мотивационной сферами и использовать их в активизации познавательной и художественно^ворческой деятельности студентов.

Эффективность обучения студентов композиции будет наиболее плодотворным, если предлагаемые методы обучения и воспитания будут научно обоснованы и проверены практикой.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены основные задачи исследования:

- определить педагогические условия для формирования профессиональных знаний, умений, навыков и развития композиционно« творческих способностей и эстетического вкуса студентов;

- дать научно-теоретическое обоснование и экспериментально проверить наиболее эффективные методы повышения художествен-но^творческой активности и на этой основе разработать систему упражнений по активизации композиционной деятельности;

- разработать методические рекомендации по активизации творческой деятельности студентов на занятиях по композиции;

- найти наиболее рациональные методы использования ТСО, проверить их стабильность и на этой основе дать научно-теорети-ческое обоснование использования технических средств обучения в учебном процессе по композиции.

Методологической основой исследования явились: учение о сознании как отражении объективной действительности; о сущности материалистического восприятия мира; положения о специфике эстетического отношения к действительности, художественно-образного восприятия и художественно^творческой деятельности.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ теоретических трудов по психологии, пе-дагогике, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы;

- изучение практического опыта обучения композиции выдающимися художниками-педагогами прошлого и современными; наблюдения за художественно-творческой деятельностью студентов;

- анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композиции; опросы;

- анкетирование;

- беседы со студентами и преподавателями ведущими занятия по композиции;

- педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в анализе методов и средств обучения и воспитания, которые можно использовать для повышения эффективности процессов протекания художественно«* творческой деятельности студентов на занятиях по композиции и выработке на этой основе методики повышения эффективности этой деятельности, в разработке системы упражнений по композиции и наглядно-дидактического материала, в том числе кодослайды, зпи-фильмы, диафильмы, кинофильмы и пр.

Практическая значимость исследования» Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов, в выработке программы занятий по композиции и методических рекомендаций для организации факультативных занятий по композиции. Составлены и внедрены в учебный процесс упражнения с целью раз« вития творческой активности.

Апробация. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры живописи Карачаево-Черкесского госпединститута и на кафедре живописи ШГУ им.В.И.Ленина; на научно-теоретических конференциях Карачаево-Черкесского госпединститута, на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им.В.И.Лени на за 1991 год. Особое место материалам нашего исследования было уделено на учебных занятиях по композиции и во время про** хождения полевой практики (пленэр) со студентами Карачаево«

Черкесского госпединститута.

На защиту выносятся следующие положения исследования: ** повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов в процессе занятий по композиции; методы воздействия на эмоционально-чувственную и потреби ностно-мотивационную сферы личности студентов, стимулирующие активизацию процессов художественного восприятия объектов действительности и произведений изобразительного искусства, представлений, творческого воображения и образного мышления, а также побуждающие в них устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности, целеустремленность, работоспособность и инициативность;

- серия тренировочных упражнений по активизации процесса художественно^творческой деятельности, а также отдельные методы и приемы повышения эффективности художественно^творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и комментариев, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Одним из наиболее популярных видов ТОО, применяемых в учебном процессе по композиции, является аппаратура для статичной проекции, которая включает в себя различные виды диапроекторов, графопроекторов (кодоскопов), эпипроекторов и дает возможность просматривать в затемненном Са некоторые аппараты и в незатемненном) помещении отдельные кадры диапозитивов, диафильмов, проецировать на экран в увеличенном виде транспаранты для кодоскопа, эпифильмы, рисунки, репродукции и другие прозрачные и непрозрачные изообъекты.

Разнохарактерность учебного процесса по композиции во многом предопределяет многообразие форм и приемов использования статичных экранных средств обучения на занятиях» Статичные экранные средства обучения, при условии рационального их использования, с успехом могут применяться при разъяснении учебного материала, закреплении, повторении ранее пройденного, проведении различных бесед, диспутов и в процессе практической изобразительной деятельности.

Одним из наиболее распространенных экранных средств обучения являются диапозитивы. Как правило диапозитивы используют на занятиях по композиции в форме иллюстрации к изложению педагогом учебного материала. Такая форма изложения учебного материала включает в себя ряд методических приемов, которые связаны с конкретными задачами занятий по композиции:

- подборка или серия диапозитивов используется как основа изложения учебного материала. Педагог в своем рассказе опирается на содержание кадра диапозитива, извлекая из него максимум учебной информации;

- кадры диапозитивов выступают как наглядное подтверждение словесных объяснений педагога. Педагог преподносит учебный материал в форме словесного рассказа и время от времени закрепляет сказанное наглядной демонстрацией кадров диапозитивов;

- кадры диапозитивов используются как часть комплекса ТОО. Неоценимую помощь преподавателю может оказать, к примеру, творческое сочетание диапозитивов с известных картин с методическими разработками по разъяснению некоторых законов и правил построение изображения на плоскости выполненных на транспарантах к кодоскопу или же сопровождение демонстрации диапозитивов текстовым или музыкальным произведением с помощью звуковоспроизводящих средств, о чем мы подробно говорили во второй главе нашего исследования 1стр. ).

Важную роль при подготовке и проведении занятий с использованием диапозитивов могут сыграть сопроводительные тексты, которые прилагаются к диапозитивам и коротко раскрывают содержание иллюстративного материала.

Следующее экранное средство, часто используемое в учебном процессе - диафильм. Методически правильно построенный диафильм способен значительно облегчить работу педагога и содействует активизации художественно-творческой деятельности студентов. Здесь;

- необходимо учитывать то обстоятельство, что важнейшим условием плодотворного усвоения знаний является наличие у обучающихся познавательного интереса. И поэтому нужно найти такие методы, приемы работы не только с изобразительным рядом диафильма, но и с текстовым, которые способствовали бы возбуждению у студентов интереса к предъявляемой информации и поддерживали бы этот интерес в течении всего процесса занятий;

- как показывают практика и наши исследования, некоторые преподаватели демонстрируя кадры диафильма, ограничиваются лишь чтением готового текста субтитра. Такой подход к демонстрации диафильма вряд ли будет способствовать появлению у студентов интереса к изучаемой проблеме. В демонстрируемых кадрах заложен немалый объем разносторонней информации как цветовые, колористические, композиционные качества изображения, так как в них заложен очень широкий круг художественно-выразительных средств и ограничиваться лишь чтением субтитра крайне нежелательно;

- во время демонстрации диафильма необходимо придерживаться определенного интервала подачи кадров, так как излишняя задержка кадра тормозит заданный диафильму ритм, нарушает логическую связь между отдельными кадрами диафильма. В то же время чрезмерно быстрая смена изображений придает занятиям спешность и как следствие, неполную усвояемость студентами учебного материала;

- существенную роль во время демонстрации кадров диафильма играет речь преподавателя. Речь преподавателя, ведущего анализ содержания кадров, должна отличаться живостью, эмоциональностью, последовательностью. Гармоническое сочетание словесно-логического и наглядного способов передачи информации - одно из наиболее общепризнанных условий эмоционального воздействия на студентов.

Транспаранты или же кодослаиды, особенно накладывающиеся друг на друга, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед диапозитивами и диафильмом в тех учебных ситуациях, когда необходимо объяснить студентам вопросы поэтапного построения изображения на картинной плоскости, разборе композиционного строения произведения и уступает им при иллюстрировании последовательного развития действия, связанного определенной сюжетной линией.

Преподавателю, применяющему в своей педагогической практике кодоскоп, необходимо обладать солидным изобразительным мастерством, так как от качества выполненных рисунков на транспарантах зависит и их восприятие. Транспаранты, выполненные на высоком методическом и изобразительном уровне, способствуют активизации внимания студентов и их изобразительно-творческой деятельности, тогда как плохо и неряшливо выполненные транспаранты подрывают, в какой-то мере, веру студентов в профессиональную подготовку преподавателя.

При разработке и исполнении транспарантов мы предлагаем учитывать следующие требования:

- содержание и объем транспарантов должны соответствовать конкретным образовательным задачам, выносимым на каждый этап занятий;

- транспаранты должны быть выполнены с учетом возможностей их использования в комплексе е другими средствами обучения;

- на рабочем поле транспаранта необходимо оставлять место для дополнений и уточнений, которые могут возникнуть в ходе за нятий.

Материалом для изготовления транспарантов могут служить всевозможные прозрачные полиэтиленовые, лавсановые, целлофановые, фотографические пленки, так же прозрачные пластмассы и стекло.

Перед нанесением изображения на транспарант необходимо предварительно обезжирить поверхность пленки. Для этого можно использовать чистый ватный тампон смоченный на спирту или же на ацетоне, в зависимости от рода материала на котором изготовляется транспарант. Можно промыть пленку зубным порошком или пастой. Затем, для обеспечения лучшей сцепляемости изобразительного материала с поверхностью пленки, лицевую сторону пленки необходимо покрыть специальным прозрачным раствором, в состав которого входят пищевой желатин, глицерин и вода.

Изображение желательно наносить тушью, так как тушь дает возможность использования при работе чертежные инструменты. Свойство туши трескаться и коробиться при высыхании легко устранить. Для этого достаточно во флакон с тушью насыпать чайную ложку сахара и хорошо размешать. Изображение, нанесенное таким раствором туши, достаточно эластично, обладает лучшей сцепляемостью с пленкой, что дает возможность многократного использования транспаранта.

На уроках изобразительного искусства педагог часто сталкивается с необходимостью работы с цветными изображениями. В этих случаях можно использовать цветные транспаранты, для изготовления которых необходимо знать, как приготовить красящие растворы. Приведем несколько способов получения красящих растворов:

1. Красящий, раствор на желатиновой основе

Для приготовления такого раствора в приведенный нами выше раствор Стабл. I) добавляются прозрачные анилиновые красители. Можно использовать акварельные краски "Нева", выпускаемые в тюбиках.

2. Красящий раствор на спиртовой, основе

Состав раствора :Масса, объем: Технология приготовления

Анилиновый краситель 4 г Растворить измельченный

Этиловый спирт 100 мл краситель в спирте, долить ацетон и профильтрован 10 мл вать через марлю

3. Красящий раствор на лаковой основе получают добавлением в ЦАПП0Н-1АК пасты из шариковых ручек различных цветов либо анилиновых красителей. До необходимой кондиции лак доводят добавлением в него ацетона или растворителя*

Сам по себе цаппон-лак имеет слегка желтоватый оттенок, но это ни б коей мере не отражается на чистоте цвета, полученном добавлением в него названных красителей.

Можно изготовить транспаранты и фотографическим способом. Для этого изображение нужно выполнить на белом листе бумаги, переснять и с полученного негатива проекционным способом на технической фотопластинке печатать позитивные изображения.

В случаях, когда при проецировании транспортанта необходимо получить светлые линии на темном фоне, пользуются негативными транспарантами. Негативный транспарант можно получить следующим образом: неэкспонированную фотопластинку {техническую или рентгеновскую) засвечивают, затем проявляют как обычную фотографию и высушивают. Затем на эмульсионную сторону проявленной пленки наносят изображение 30^-ным раствором красной кровяной соли. При высыхании пленку погружают на 10 минут в 20#-ный. раствор гиппосульфита, а затем хорошо промывают в проточной воде и высушивают.

Одним из методов активизации художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по композиции может служить первый вариант работы с транспарантом - прием кэширования (частичной маскировки). Прием кэширования допускает возможность дополнительных действий на бумажном экране. На готовом транспаранте дается незавершенное изображение предмета, а недостающие элементы или части изображения дорисовываются студентами на экране или же самим педагогом при непосредственном и посильном участии студентов.

Второй вариант - прием наложения транспарантов - наиболее полезный в методическом отношении. При такой работе с транспарантом создается иммитация последовательного развития действия, т.е. процесс поэтапного выполнения изображения.

При изложении учебного материала педагогу нередко приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда возникает необхо димость возвращения от общей картины изображения к его частям, стадиям выполнения, к изображению отдельных деталей, картины и т.д. В таких случаях используется прием обратный наложению -прием снятия транспарантов. Зтот путь трудно переоценить в пла не сосредотачивания внимания студентов на отдельных деталях, частях изображения. Так, например, для разбора композиционного содержания картины А.А.Дейнека "Оборона Петрограда" можно использовать серию траспарантов с изображением частей этого произведения, которые в сборе дают характеристику данной картины. Снятие из серии транспарантов траспаранта с изображением возвращающихся с передовой раненых бойцов нарушает главную идею произведения, согласно которой на смену раненым встают на защи ту города новые ряды бойцов. Если же снять транспарант с изображением опоры моста и стволов винтовок, связывающих верхний и нижний ярусы композиции, эта связь нарушается и оба яруса на' чинают работать независимо друг от друга, т.е. нарушается основной закон композиции - целостность. Снятие транспаранта с изображением идущей девушки нарушается ритм, динамика движения связь между группами идущих в нижнем ярусе, образуется "дыра" в композиции/Таким же образок данный прием можно использовать и при разборе других композиционных произведений.

Используя транспаранты в своей педагогической практике, пре подаватель должен привлекать студентов к объяснению, анализу демонстрируемого изображения, находить способы для активизации мыслительной деятельности студентов так, чтобы они могли строить предположения, гипотезы и предлагать свои ответы. Транспаранты или саму работу с ними нужно строить так, чтобы в них бы ло место для самостоятельного или коллективного домысливания.

Использование на занятиях по композиции эпипроекторов дает возможность педагогу наглядно демонстрировать различные методы компановки изображения. Для проведения занятий с использованием эпипроекторов предлагаем готовить эпифильмы. Для этого серию иллюстраций-или рисунков, последовательно раскрывающих содержание темы занятий, наклеивают на матерчатую ленту. Эпифильм можно сделать и в форме детской книжки-раскладушки.

Относительно большая площадь рабочего столика эпипроектора "ЗП-1М позволяет демонстрировать эскизы студентов, выполненные на школьных рисовальных альбомах, что позволяет педагогу анализировать их в процессе занятий, указывать на достоинства и недостатки работ студентов. Разумеется, в таких случаях педагог должен быть предельно тактичен.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алиев, Юсуф Магомедович, Москва

1. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. - 152 е., ил.

2. Айзенк Г.Ю, Проверьте свои способности. М.: Мир, 197 2. -176 е., ил.

3. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Советская Россия, 1977. - IXX с.

4. Аксенов Ю.Г. "Загадки" изобразительного поля // Художник, 1982, К 7. С.62-63.

5. Аксенов Ю.Г., Левидова М.Н. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976. - Вып.1. - ЗОХ с.

6. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга дл#. чтения. М.: Просвещение, 1984. - 160 е., ил.

7. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. -М.-Л.: Искусство, 1940. 132 е., ил.

8. Алякринский B.C. О таланте и способностях. М.: Знание, 197I. - 176 е., ил.

9. Анисимов H.H. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Дисс. . кандидата пед. наук. М., 1969. - 371 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

11. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение, 1980. - 198 с.

12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.368 с.

13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.:

14. Асмолов А.Г, Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979. - X5I с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, I97X. - 128 с.

16. Еакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 240 с. ХХП л.табл.ил.

17. Барш А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -167 с.

18. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. - 186 е., ил.

19. Беда Г.В, К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им,В.И.Ленина, 1983. - С.46-51.

20. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, I98X. - 239 е., ил, 4 л.ил.

21. Беляев Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы учителя рисования. Л.: Просвещение, 1962. - 69 с.

22. Благой Д.д., Егоров Б.Ф. и др. Психология процессов художественного творчества. 1.: Наука, 1980. - 285 с.

23. Богачевский К.О. О композиции в пейзаже. М.: АХ СССР, 1963. - 114 с.

24. Ванслов В.В. О сюжете в живописи. Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1974. - С.76-92.

25. Васильев С. Теория отражения в художественном творчестве. . М.: Прогресс, 1970. - 496 с.

26. Васильев И.А., Поплужный В.А., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, IS80. - 192 с.

27. Вегнер Я.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 е., ил.

28. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. М.; Знание, 1973. -96 с.

29. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство МГУ, IS90. 283 с.

30. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. -591 с.

31. Волков A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Издательство МГУ, 1987. - 215 с. ил.

32. Волков H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -32 с.

33. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. - 507 с.

34. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -263 с.

35. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. -М.: Знание, 1976. 64 с.

36. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведем ния. М.: Знание, 1974. - 46 е., ил.

37. Вопросы психологии личности и деятельности студентов: Сборник статей / Иркутский гос. пед, ин-т (отв. редактор д-р психол. наук проф. В.Г.Асеев). Иркутск, 1976. - 112 с.

38. Вопросы психологии способностей // Сб. статей под ред. В.А.Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. - 216 с.

39. Вопросы художественного образования // Тематич. сборник тру дов. Л.: Педагогика, 1973. - Вып.27. - 216 е., черт.40» Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. - 363 с.

40. Восприятие и деятельность /Под ред. А.Н.Леонтьева. М.; Издательство МГУ, 1976. - 319 с.

41. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. М.; Просвещение, 1967. - 323 е., ил.

42. Выготский Л,С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. - М.; Просвещение, 1967. - 93 е., ил.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

44. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, № 6. - С.58-70.

45. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Издательство ЛГУ, 1974. - 152 с.

46. Ганзен В.А., Кудин П., Ломов Б. О гармонии в композиции //Техническая эстетика. 1969, $ 4. - С.1-3.

47. Гете Й.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.

48. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. -М.-Л.: Искусство, 1940. 204 е., ил.

49. Гиппиус Г,А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. Санкт-Петербург, 1844. - 368 с.

50. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. -365 с.

51. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического- творчества. М.: Издательство МГУ, 1966. - 241 с.

52. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 269 е., ил.

53. Григорян К.К., Никифорова О.И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач // Вопросы психологии. -1974, »2. C.I4I-I44.

54. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 230 с,

55. Громов E.G. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. - 261 с.

56. Громов E.G. Художественный замысел и его претворение // Искусство. 1965, №5. - G.45-50.

57. Даниэль С.М. Искусство видеть: 0 творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л.: Искусство, 1990. 223 с.

58. Дейнека A.A. Еизнь, искусство, время. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 342 е., ил.

59. Дембинский С.И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству. М.: Просвещение, 1969. - 79 е., ил.

60. Демин М.В. Природа деятельности. М.: Издательство МГУ, 1984. - 168 с.

61. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность, М.: Наука, 1976. - 191 с.

62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.

63. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. - 184 с.

64. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции: Дисс. . кандидата пед. наук. М., 1986. - 255 с.

65. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158 е.: ил.

66. Закин P.M. На пути к творчеству. Л.: Художник РСФСР,68,69.