Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Москвина, Ирина Иовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Москвина, Ирина Иовна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования личностного отношения к художественному произведению на уроках литературы в старших классах 13

§ 1. Формирование личностного отношения учащихся к художественному произведению как психолого-педагогическая и методическая проблема 13

§ 2. Особенности старшеклассников как читателей 24

§3. Психолого-педагогическое диагностирование учащихся 10-11 классов как один из аспектов теоретического обоснования проблемы формирования личностного отношения к художественному произведению 31

§ 4. Обоснование выбора видов уроков как одного из наиболее эффективных путей формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведе- 43-64 нию

ГЛАВА П. Методические решения различных видов уроков по формированию личностного отношения -к литературному произведению 65 —

§1. Урок-практикум как этап формирования читательских умений в процессе углубленной работы с текстом художественного произведения 65

§2. Урок-исследование и урок защиты рефератов как обобщающие уроки 96

§3. Урок-эссе как форма эмоционально-образного постижения художественного произведения 118 - 152 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153 -156 БИБЛИОГРАФИЯ 157 -177 ПРИЛОЖЕНИЯ 178

Введение диссертации по педагогике, на тему "Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы"

Современная педагогическая мысль находится в интенсивном поиске новых идей, принципов, подходов, которые бы отвечали реалиям XXI века. Школа будущего ориентирована на такие ценности, как свобода, гуманизм, создание условий для самореализации личности.

Сложившаяся у нас система образования до недавнего времени была основана главным образом на запоминании, воспроизведении, пассивной исполнительности обучаемого, тогда как современным обществом востребована личность, творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению и приобретению знаний.

Авторитарная педагогика уходит в прошлое, открывая дорогу педагогике сотрудничества. Явления гуманизации и гуманитаризации, происходящие в сегодняшней школе, отводят ученику роль не только объекта, но и субъекта процесса обучения. Формирование социально значимых качеств личности во многом определяется не только объемом и глубиной полученных знаний, но и способом их освоения, творческого переосмысления и применений в практической деятельности.

Личностно ориентированное образование открывает простор для глубокого и самостоятельного восприятия и усвоения знаний," критического исследования явлений, то есть создает предпосылки для реализации творческих потенций обучаемого. "Творит человек, то есть приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, что принадлежит ему одному" (206,14).

Все больше сторонников приобретает концепция образования, в основе которой - развитие не только интеллектуального потенциала личности, но и ее эмоционально-ценностного отношения к миру, идея подчиненности всех элементов системы образования (структура, содержание, методы обучения) главной цели - формированию творческой личности. Новая педагогика видит в ученике самостоятельную личность, которая выражает себя в процессе сотрудничества, соучастия, сочувствия, сопереживания. Об этом свидетельствуют работы А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, О.И. Никифоровой, В.А. Кан-Калика.

В гуманистической психологии особое значение придается таким принципам общения взрослого с ребенком, как принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями; эмпатия, то есть сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира; адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого явления.

Роль личностного фактора отмечал выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, указывая на недостаточность заучивания слов и понимания мыслей и чувств, заложенных в них, и подчеркивая возможность того, "чтобы эти мысли и чувства стали внутренне определяющими личность". Психолого-педагогическое обоснование такого подхода дано и в трудах Л.С. Выготского, определяющего художественное произведение как "систему раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию" (51, 24).

Исследователь психологии юношеского возраста И.С. Кон отмечал, что "предметная деятельность и ее (личности) общение должны иметь, помимо объективной целесообразности, какой-то субъективный личностный смысл, переживаться как определенный аспект "Я ".

Целью школьного образования не может быть только получение знаний и умений; школьная методика всегда отрицала обезличенную, безадресную передачу информации. Так, еще Ф.И. Буслаев указывал на необходимость "отличать ученую методу от учебной", видя их принципиальное отличие в том, что "ученый, излагая науку, увлекается ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя", а педагог должен развивать, образовывать и упражнять способность учащихся", так как "наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается" (39, 29).

В.П. Осгрогорский писал о недопустимости игнорирования "в погоне за формальными знаниями" гуманного, сердечного, эстетического воспитания наших детей (178, 5).

Изучение литературы имеет ярко выраженную специфику, заключающуюся в эмоциональной форме освоения материала. И поэтому важной педагогической задачей является учет личностного компонента восприятия, который обусловлен опытом жизни, общением со взрослыми и сверстниками, собственной деятельностью. Такая постановка проблемы находила свое методическое решение еще в трудах В.А. Никольского, который писал о различии методов и приемов "эмоционально-образного постижения произведений художественного слова" и методах и приемах "истолкования этих произведений "ив работах М.А. Рыбниковой, где она рассматривает урок литературы как "явление художественного порядка".

Формирование личностного отношения к литературному произведению осуществляется через самостоятельную читательскую деятельность. • Это единый процесс, результатом которого является достаточно высокий уровень квалификации старшеклассника-читателя, обладающего богатым творческим воображением, запасом литературоведческих знаний, умением адекватно воспринимать художественное произведение и самостоятельно его интерпретировать.

Одна из главных целей урока литературы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку всесторонне раскрыться, дать мощный толчок процессу познания окружающего мира и самопознания.". не столько усвоение, сколько освоение учащимися произведений, обогащение, формирование их личности - задача анализа произведений" (106).

Литературоведение и психология, социология и библиография, эстетика и методика преподавания литературы в последнее время все более активно стремятся к решению проблемы взаимодействия читателя и писателя.

Личное восприятие художественного произведения - процесс индивидуальный, учитель лишь создает условия, помогающие читателям сделать это наиболее эффективно. Учитель в ходе такого процесса обучения становится исследователем, равноправным с учеником. Традиционно построенное обучение литературе отводит учителю роль "передатчика" знаний, готовых результатов собственных читательских открытий и литературоведческих исследований. Такое положение дел формализует процесс обучения, лишает учащихся собственных импульсов к анализу художественного текста, гасит стремление к самостоятельной творческой деятельности на уроке. Последствия такого "безличностного" преподавания обнаруживаются в пассивности значительной части учащихся, потере интереса к изучаемым произведениям, несформированности основных качеств квалифицированного читателя, бедности устной и письменной речи.

Процесс обучения, в ходе которого литературное произведение рассматривается как эстетическое явление, требует сотворчества ученика и учителя в постижении авторского мироощущения. Словеснику необходимо учитывать мир мыслей, чувств, убеждений, взглядов ученика, так как изучение литературных произведений рассматривается современной методикой преподавания предмета как акт сотворчества юного читателя и писателя, обретение школьниками личностного смысла в художественном тексте. Основательный методический анализ этих проблем содержится в работах О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, С.А. Леонова, Г.И. Беленького, М. А. Снежневской, М.Б. Ладыгина, Л. В. Тодорова, 3. С. Смелковой, Ю. И. Лыссого и др.

Однако пути формирования личностного отношения учащихся к художественному произведению разработаны недостаточно.

Потребность в методических поисках, направленных на активизацию у школьников личностного отношения к художественному тексту в процессе преподавания литературы, обусловила выбор темы и актуальность нашего исследования.

Для нас представляет интерес проблема формирования личностного отношения старшеклассников к литературному произведению на специально ориентированных уроках (уроках-практикумах, уроках-исследованиях, уроках-эссе и уроках защиты рефератов), где возрастает удельный вес самостоятельной творческой работы с художественным текстом.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику уроков разных видов, способствующих формированию личностного отношения к художественному произведению на завершающем этапе литературного образования (10, 11 классы.)

Объект - процесс формирования личностного отношения старшеклассников к литературному произведению на специально направленных уроках в старших классах.

Предмет - выявление эффективных видов уроков, методических приемов работы по формированию личностного отношения учащихся к художественному тексту.

Изучение данных вопросов в литературоведении, методике преподавания литературы, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у старшеклассников личностного отношения к произведениям художественной литературы будет наиболее эффективным, если

- учитываются возрастные и индивидуальные возможности старшеклассников, уровень восприятия ими произведений художественной литературы;

- используются определенные виды специально направленных уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок-эссе, урок защиты рефератов);

- методика работы, предлагаемая учащимся, опирается на логико-понятийное мышление и эмоционально-образное восприятие школьников и способствует открытию старшеклассниками новых граней литературного произведения, личности писателя, его стиля, постижению критической литературы, формирует у них готовность к самостоятельному поиску и различным формам самовыражения в творческих и научно-исследовательских работах.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения подходов к формированию личностного отношения к художественному произведению.

2. Определить реальный уровень сформированности личностного отношения старшеклассников к произведениям художественной литературы с целью выявления объективных и субъективных факторов, снижающих эффективность процесса формирования личностного отношения к прочитанному.

3. Разработать и научно обосновать методику уроков разных видов, способствующих эффективному формированию у старшеклассников личностного отношения к произведению художественной литературы.

Методической основой диссертации стали современные исследования по проблемам специфики литературы как искусства слова, содержания и формы художественного произведения, биографии писателей, работы психологов, педагогов и методистов, посвященные различным аспектам читательской культуры учащихся и путям ее формирования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по теме исследования;

- изучение программ средней школы, учебников и учебных пособий для 10-11 классов, анкетирование и беседы с учителями, учащимися, обработка результатов анкетирования, анализ письменных работ школьников;

- педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

- качественно-количественный анализ данных.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1989-1993 гг.), включавший в себя преподавательскую работу автора исследования в 5-11 классах лингвистической гимназии № 6 г. Пензы, был посвящен рассмотрению и уточнению исходных положений ряда наук, выступающих в качестве теоретической основы создания системы работы по формированию-личностного отношения к прочитанному на уроках разных видов, а также изучению педагогического опыта ведущих учителей г. Пензы, Пензенской области, Российской Федерации, ближнего зарубежья, анализу литературы по теме исследования. На данном этапе была сформулирована гипотеза исследования, теоретические основы предполагаемой методики, проведены серии констатирующих срезовых работ, интервьюирование и анкетирование учащихся.

II этап (1993-1996 гг.) - создание системы работы по целенаправленной проверке формирования личностного отношения к прочитанному на уроках в 10-11 классах и проведение обучающего эксперимента. На этом этапе проходила опытную проверку (школы №№ 11, 63, гимназии №№ 6, 42, 44 г. Пензы) система работы по формированию личностного отношения, уточнялась гипотеза, проводился окончательный отбор и корректировка средств и материалов, вырабатывались критерии проверки сформирован-ности личностного отношения к прочитанному, определялись формы работы по проверке эффективности методики. Также были проведены систематизация и обобщение полученных данных.

На итоговом этапе эксперимента (1996-1998 гг.) проходила дополнительная проверка выводов, уточнялась методика формирования личностного отношения к прочитанному на специально ориентированных уроках, осуществлялось внедрение результатов в практику общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена методика различных видов специально направленных уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок-эссе, урок защиты рефератов); определены методические условия формирования у старшеклассников личностного отношения к прочитанному на разных этапах анализа художественного произведения; предложены эффективные приемы анализа литературных произведений с учетом их родо-жанровой специфики и художественного своеобразия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по проведению различных видов уроков, направленных на формирование у учащихся 10-11 классов личностного отношения к художественному произведению. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в средней школе, средних специальных учебных заведениях, в лекционных курсах педвузов, на курсах повышения квалификации учителей-словесников.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы города Пензы и Пензенской области. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов, творческих и научно-исследовательских работ старшеклассников.

Апробация материалов исследования проводилась в условиях учебного процесса в школе, гимназии, в ходе городских и областных семинаров. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории русской словесности Института общего образования РФ, Ученого совета, кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Пензенского ИПКиПРО, кафедры гуманитарных дисциплин лингвистической гимназии № 6 г. Пензы. Основные результаты исследования определили содержание лекций, докладов, выступлений диссертанта на городских и областных конференциях города Пензы, на региональных конференциях (г. Пенза-1997, 1998 гг., Ульяновск-1998 г.). Материалы исследования включены в цикл лекций, семинарские занятия для учителей-словесников на курсах Пензенского ИПКиПРО.

Внедрение результатов исследования в практику школ проводилось в процессе работы с учителями-экспериментаторами, в результате чтения лекций в Пензенском ИПКиПРО и ряде райцентров Пензенской области (г. Кузнецк, г. Сердобск, г. Нижний Ломов, р.п. Мокшан, р.п. Башмаково), проведения авторского семинара и серии открытых уроков для учителей-словесников города и области.

В целом диссертация находится в русле исследований, разрабатывающих формы, методы и приемы активизации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы, направленных на дальнейшее совершенствование литературного образования.

В соответствии с целью диссертации и гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование у старшеклассников личностного отношения к произведениям художественной литературы развивает интеллектуальный потенциал личности, способствует эмоционально-ценностному постижению мира.

2. Одним из эффективных путей формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению являются специально ориентированные уроки литературы (урок-практикум, урок-исследование, урок защиты рефератов, урок-эссе).

3. Системное включение в изучение монографических тем специально ориентированных уроков способствует развитию эмоционально-образного восприятия художественного произведения, формированию читательских умений, возникновению эстетических потребностей и переживаний.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманизация процесса обучения определила внимание к личностному аспекту образования. Принципиально важным для современного преподавания литературы является положение о необходимости формирования личностного отношения школьников к художественному произведению. Формированию такого уровня освоения литературного текста у старшеклассников способствуют изменения в содержании и формах организации деятельности учащихся в процессе обучения литературе.

В ходе эксперимента было доказано, что процесс формирования у старшеклассников личностного отношения к произведениям художественной литературы действительно эффективен, когда учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, уровень восприятия ими литературных произведений при использовании определенных видов специально направленных уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок защиты рефератов, урок-эссе). Система предложенных уроков предполагает процесс деятельности учащихся, опирающийся на логико-понятийное мышление и эмоционально-образное восприятие, способствующий открытию ими новых граней литературного произведения и формирующий у них готовность к различным формам самовыражения в творческих и научно-исследовательских работах.

В ходе констатирующего эксперимента были установлены возрастные особенности старшеклассников-читателей и возможности формирования у них личностного отношения к прочитанному, состоящие, в первую очередь, в изменении подходов школьников данного возраста к восприятию и анализу литературного произведения, их способности к самостоятельной творческой деятельности наряду с эмоциональным, образным осмыслением художественного материала. Определены уровни сформированности личностного отношения учащихся к художественному произведению. Разработаны методические условия организации специально направленных уроков по формированию этого читательского качества.

Использование специально ориетированных видов уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок защиты рефератов, урок-эссе) позволяет увеличить долю самостоятельной творческой деятельности старшеклассников, сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, пробуждает интерес школьников к искусству слова.

Так, урок-практикум - вариант урока углубленной работы над текстом, где главным видом деятельности является самостоятельное наблюдение школьников над художественным словом. Подобная деятельность углубляет эстетическое восприятие текста учащимися, понимание его идейного содержания, то есть помогает обрести самостоятельный взгляд на произведение искусства.

Нами разработана и апробирована методика уроков-практикумов, входящих в систему уроков по изучению монографических тем "И.А.Гончаров", "И.С. Тургенев", "Ф.М. Достоевский" (10 класс), "А. Блок"(11 класс).

Урок-исследование мы относим к урокам, обобщающим изучение произведения. Целью его является развитие у школьников последовательного, логически правильного мышления, умения "обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами" (Н.И. Кудряшев). Урок-исследование - это урок, помогающий учащимся решить для себя серьезную нравственно-философскую проблему на материале сопоставляемых литературных произведений.

В своей работе мы предлагаем две модели урока-исследования: тема первого - "Спор о будущем (по произведениям Н.Г. Чернышевского, Е. Замятина, Д. Оруэлла); второго - "Проблема преступления и наказания в художественной литературе (по произведениям Ф.М. Достоевского, В. Тендрякова, Э. Берджесса).

Урок защиты рефератов также относим к урокам, обобщающим изучение темы, на котором обобщение может проводиться на основе докладов учащихся. Ведущий метод обучения на этом уроке - исследовательский. Учащиеся могут реализовывать свое личностное отношение к литературным произведениям в свободном выборе литературоведческой проблемы, темы, писателя и его произведения для самостоятельного изучения под руководством учителя.

Урок-эссе мы относим к урокам восприятия художественного произведения, задачей которых является формирование ценностных, глубоко эмоциональных впечатлений от общения с произведениями искусства, затрагивающих личностные переживания, воспитание культуры эстетических и нравственных чувств.

Нами разработана и апробирована методика урока-эссе, входящего в систему уроков по изучению монографической темы "А. Блок" ("Моя дорога к Блоку") и урока обобщающего повторения в выпускном классе по произведениям А. С. Грибоедова "Горе от ума", А. С. Пушкина "Евгении Онегин", М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", М. Цветаевой, В. Высоцкого ("Гамлетовский тип-в литературе").

Рассматривая практическую реализацию предложенных видов уроков, мы обращаемся к раду монографических тем, произведениям разных авторов, жанров, чтобы показать не только особенности модели того или иного специально ориентированного урока, но и выявить специфику системы таких уроков в курсе 10-11 классов. Суть предложенной нами системы заключается в том, что присутствие всех видов уроков при изучении одной темы необязательно, но тот или иной вариант специально направленного урока целесообразно включать в каждую монографическую тему.

Мы рассмотрели возможные варианты включения указанных уроков в изучение ряда тем в курсе литературы 10-11 классов. Так, при освоении монографической темы "Ф. М. Достоевский" (10 класс) мы обратились к уроку-практикуму и уроку-исследованию; при изучении творчества А. Блока - к уроку-практикуму, уроку защиты рефератов, уроку-эссе и т. п.

Проверка эффективности предлагаемых методических моделей различных видов уроков проверялась методом срезов, данные которых позволили выявить динамику формирования у старшеклассников личностного отношения к художественному произведению. Так, например, учащиеся 11 класса совершенно самостоятельно (без вспомогательных вопросов и заданий) анализировали рассказ В. Набокова "Рождество". Как главное достоинство следует отметить то, что увеличилось (на 21%) количество работ, в которых личностное отношение старшеклассников основывается на анализе произведения в единстве формы и содержания.

Подтверждением результативности предложенного пути формирования личностного отношения к художественному произведению следует считать увеличение количества творческих работ учащихся, выполненных на "отлично", победы -школьников в городских и областных олимпиадах по литературе, в городских и республиканских научно-практических конференциях (г. Обнинск - 1997 г., 1998; г. Москва - 1998 г.).

Многоаспектность избранной проблемы не вызывает сомнений. Предметом дальнейшего исследования, на наш взгляд, должны стать разработка методических моделей специально направленных уроков по формированию личностного отношения к прочитанному у учащихся 5-9 классов; исследование проблемы эволюции личностного отношения школьников к творчеству конкретного писателя или поэта в связи с особенностями их возрастного развития, а также коммуникативно-речевой аспект изучаемой нами деятельности учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Москвина, Ирина Иовна, Москва

1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст. классах /Р. И. Альбегкова, С. Г. Герке, Л. Г. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбегкова. - М., 1991. - 175 с.

2. Акулова Е. А. Самостоятельная работа по литературе в старших классах ШРМ /Из опыта работы учителей г. Ленинграда. Л., 1947. - 59с.

3. Алферов А. Д. Очерки по истории русской литературы. М., 1915.-С. 263-297.

4. Альбегкова Р. И., Мизина И. Ю. Самостоятельная работа учащихся по литературе в 4-7 классах: Пособие для учителя. М., 1980. -123 с.

5. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя /Е. И. Анненкова, Э. М. Румянцева, М. Л. Семанова и др; под ред. М. Л. Семановой. М., 1987.-176 с.

6. Азаров Ю. П. Преодоление авторитарности //Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. - С. 250-253.

7. Айзерман Л. С. С углубленным изучением литературы //Педагогика и психология. -1990. №11.-80с.

8. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М, 1994 - 591с.

9. Аничкина Н.В. Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

10. Андреев Д.Л. Собр. соч. в 3-х т., Т.1 Русские боги: Поэтический ансамбль. М., 1993. - 463 с.

11. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. Л., 1991. Т.1

12. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика.-М., 1996,

13. Архипова Н.М. О путях изучения поэтических произведений //Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. - С. 78-95.

14. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество //Вопросы теории и истории эстетики. М.,1968. - С. 35-70.

15. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов- на-Дону, 1970.

16. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Биб-лиогр. очерки. М., 1993. - 480 с.

17. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980. Мм -1996. -320 с.

18. Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ.-М., 1912.-230 с.

19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 320с.

20. Барабаш Ю. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М., 1977. - £23 с.

21. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина //Изб. соч. М., 1949.

22. Белинский В.Г. Полн. Собр. соч., т. 1. М., АН СССР, 1953.

23. Белинский В.Г. Полн. Собр. соч., т. 5. Мм АН СССР, 1954.

24. Белинский В.Г, Полн. Собр. соч., т. 8. М., АН СССР, 1955.

25. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова М., 1990 - 192с.

26. Белянин В. П. Психологические аспекты художественного текста. -М., 1988.-121 с.

27. Белкин М. Читая Достоевского и Чехова. Мм 1973.

28. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. М., 1986. - 207 с.

29. Блонский П.П. Избр. психологические произв. М., 1964.

30. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979. -73 с.

31. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. - 347 с.

32. Бодрова Н. А. Организация самостоятельного чтения учащихся старших классов: Учебное пособие. Куйбышев, 1975. - 75 с.

33. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464с.

35. Большаков; А. П. О самостоятельной работе по литературе учащихся 8-10 классов. Хабаровск, 1958.

36. Браже Т. Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы. М., 1986. - 175с.

37. Бурлаченко О. Ю. О-формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы //Активизация преподавания литературы в средней школе. М., 1961. -С. 78-98.

38. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941. -248 с.

39. БЭС, 3 изд., т. 29. М., 1978.

40. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

41. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. -654 с.

42. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах. Спб., 1868. -407 с.

43. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. проф. А.В. Петровского. М., 1973. - 288 с.

44. Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Л.Б. Элькони-на и В.В. Давыдова. М., 1966.

45. Волков К.Н., Фридман Л.М. Психологическая наука учителю. М., 1985.-224 с.

46. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителя /Под ред. А.М. Докусова. М., 1974.-176 с.

47. Воспитание творческого читателя: (Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе). Кн. для учителя. /Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М., 1981. - 240 с.

48. Воспоминание о серебряном веке /Сост. В. Крейд. М., 1993 -559 с.

49. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Литература. М., 1993.

50. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевско-го.-М., 1987. -344 с. "

51. Выготский Л.С. Психология и учитель //Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. - С. 253-258.

52. Гаспаров М.Л. "Снова тучи надо мною." Методика анализа стихотворного текста //Русская речь. 1997. - №1. - С. 5-20.

53. Гегель. Сочинения. Т. 14. Лекции по эстетике. Книга третья. М., 1958.

54. Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова: А.П. Чехов: Урок-мастерская 6 класс //Литература в школе. -1998 . № 4 - С. 129-130.

55. Гинзбург Л, Я. О лирике. Л., 1974.

56. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа. -М., 1991.-160 с.

57. Глинтерщик Р. В. Ученик и учитель на уроке литературы //Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа /Под ред. JI. М. Докусова. М., 1974.

58. Голубков В. В. Пособие к изучению художественных произведений. -М., 1915.

59. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. -495 с.

60. Голубков В. В. Виды уроков по литературе //Роткович Я. А. Методика преподавания литературы в советской школе. М., 1969.

61. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая JI.A. О психологических аспектах изучения литературы в школе. М., 1990. - 38 с.

62. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: педагогические очерки о методике. M.-JL, 1966. - 266 с.

63. Гуревич С. А. Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы /Уроки литературы в старших классах /Под ред. Н.И. Кудряшева. -М., 1959.

64. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения М., 1996. - 544 с.

65. Дайри Н. Г. Об эффективности самостоятельной работы старшеклассников на уроке истории. М., 1963. - 95 с.

66. Данилов В. В. Литература как предмет преподавания. М., 1917. -176 с.

67. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся //Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. - С. 3-23.

68. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции /Сост. В. Крейд. -М., 1994.-383 с.

69. Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учебное пособие.-М., 1989.-97 с.

70. Демидова Н. А. Урок углубленной работы над текстом рассказа А.П. Чехова «Ионыч» //Сб. Урок литературы в средней школе. Методические рекомендации. М., 1984. - С. 19-31.

71. Добрович А.Б. Анатомия диалога //Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. - С. 182-216.

72. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. - 272 с.

73. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991. -75 с.

74. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя. М., 1988. - 176 с.

75. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках М., 1961.

76. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974. - 134 с.

77. Жабицкая Л.Г. Психологический анализ критериев оценки литературного произведения старшими школьниками: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1968. - 21 с.

78. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. М., 1993. - 205 с.

79. Западов А. В. В глубине строки. О мастерстве читателя М., 1972.-280 с.

80. Зацепина М. И. Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1985. 16 с.

81. Зинин С. А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 кл.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. -16 с.

82. Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением в 8 классе: Пособие для учителя /Под ред. Н.Д. Молдавской. М., 1978. - 74 с.

83. И.А. Гончаров в русской критике. Сб. статей. М., 1958 - 360 с.

84. Изучение И.С. Тургенева в школе: Материалы методической конференции /Под. ред. Г.Б. Курляндской. Орел, 1972. - 190 с.

85. Ионин Г. Н. Некоторые проблемы преподавания литературы в школе //Вопросы психологии, 1988, № 1. С. 64-71.

86. Искусство анализа художественного произведения /Сост. Т.Г. Браже. М., 1971. - 237 с.

87. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979. - 48 с.

88. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.

89. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190с.

90. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988. - 225 с.

91. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителя. М., 1996. - 192 с.

92. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Самостоятельная работа учащихся над текстом. -М., 1960.

93. Качурин М.Г. Русская литература: Учеб. для 10 кл. шк. с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев. М., 1997. - 410 с.

94. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. Учеб. пособие. М., 1975.-248 с.

95. Ковалевская Е. Г. Слово в тексте художественного произведения //Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. Меж-вуз. Сб. научн. трудов. Л., 1983. С. 70-87.

96. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982. - 207 с.

97. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. - 176 с.

98. Кондратьев P.P. Содержание образования и воспитания как средство общения. //Философско-психологические проблемы. М., 1981, С. 131.

99. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведениягМ., 1972.-110 с.

100. Корсунский Е. А. Психолого-педагогические условия формирования литературных способностей учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1968.-22 с.

101. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.

102. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьника.-М., 1963.-198 с.

103. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний //Технология эмоций: Те сты. М., 1981.

104. Кудрявцева Г. П. Система домашних заданий по литературе в старших классах средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1980. - 166 с. ' - .

105. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.-М., 1981.-190 с.

106. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. - 110 с.

107. Курдюмова Т.Ф. Изучение прозаических произведений в школе //Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. - С. 43-48.

108. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М., 1974.-174 с.

109. Курдюмова Т.Ф., Громцева С.Н. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 5-10 классах //Литература в школе.-№ 4., 1983.-С. 19-30.

110. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература: учеб. пособие для студентов пединститутов. М., 1980.

111. Кутузов А. Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-нравственном единстве: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1990.-172 с.

112. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. //Учеб. пособ. М., 1996. - 176 с.

113. Лебедева Н.В. Урок-семинар, урок-зачет как эффективная форма организации деятельности старшеклассников в процессе изучения литературного произведения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

114. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 кл. ср. ппс. В 2 ч. ч. 1. М., 1994. - 244 с.

115. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л., 1983. - 354 с.

116. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М., 1955. -215 с.

117. Левицкая Г.Н. Развитие умения учащихся самостоятельно анализировать прочитанное произведение: Автореф. канд. дис. М., 1964.

118. Лейтес Н. С. Умственные способности'и возраст. М., 1971. -280 с.

119. Леонов С. А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы: Методическое пособие. М., 1988. - 127 с.

120. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

121. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.

122. Лесохина Л.Н. Урок-диспутгМ. Л., 1965.

123. Литературное наследство: А.А. Блок. Письма к жене.-М., 1978.

124. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения^ Вопросы литературы г! 968, №8.

125. Лихачев Д.С. Принципы историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. О филологии. М., 1989.

126. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-П., 1996. - 848 с.

127. Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977. - 352 с.

128. Львов М. Р. Школа творческого мышления. М., 1997. - 247 с.

129. Лыссый Ю.И. Композиционный анализ эпического произведения в выпускном классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.

130. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в раннем творчестве А.А. Блока //Русская словесность . ^ 1997., № 2. С. 32-37.

131. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа худ. произведения //Русский язык в школе., 1993., №1. С. 3-7.

132. Максимов Д.Б. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. - 528 с.

133. Мальковская Т.Н. Учитель ученик //Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. - С. 227-248.

134. Маранцман В.Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихотворений в 6 классе //Литература в средней школе. Вып. IV. Л., 1969.

135. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников: Дисс. док. пед. наук. -М., 1979.

136. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературных произведений к анализу. М., 1986. - 128 с.

137. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М., 1977. - 206 с.

138. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.

139. Мастерство русских классиков. М., 1969, - 496 с.

140. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-208 с.

141. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Соб. соч. в 8-ми т. - М., 1968-1972.

142. Махмудов Ш.А. О лабораторных занятиях по филологическому анализу художественного текста //Русский язык в школе. 1933. - № 2. С. 104-108.

143. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977.

144. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.-192с.

145. Машинский М. Гончаров и его творчество //И.А. Гончаров. Собр. соч. в 6 тт. М., 1972.-Т.1.-С.5-22.

146. Медведев В.П. Развитие ассоциативного мышления при изучении лирики //Литература в школе?№ 6, 1983. С. 32-40.

147. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству: Уроки и внекласс. работа по лит.: Кн. для учителя. М., 1991. -128 с.

148. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов /Под. ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана в 2-х частях. - М., 1994.

149. Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. - 368 с.

150. Мещерякова Н. Я., Гришина Л. Я. Пути формирования специальных читательских умений на уроках литературы (к итогам дискуссии) //Литература в школе. 1978. - № 1. - С. 43-54.

151. Мизина Ю.И. Значение и специфика самостоятельной работы учащихся на уроках литературы //Проблемы литературы в средней школе: Пособие для учителя /Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. - С. 150-171.

152. Мизина Ю.И. Самостоятельные творческие работы учащихся и их развивающее обучение //Уроки литературы и проблема литературного развития учащихся /Сб. статей под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1974. - с. 101-115.

153. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М., 1968. -127 с.

154. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьника в процессе обучения. М., 1976. - 244 с.

155. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М., 1964. - 144 с.

156. Московкина И.И. Урок осмысления жанра эссе //Литература в школе,№6., 1995. с. 90-92.

157. Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. - 244-252 с.

158. Мушинская Т.Ф. Формирование личностного отношения старшеклассников к художественному произведению как средство обогащения их идейно-нравственного опыта: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1986. -217 с.

159. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.

160. Никаноров В.В. Лингвостилисгический разбор на уроках литературы в 4-7 классах. Статья первая //Литература в школе, № 5, 1988. с. 6872.

161. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., 1959. - 206 с.

162. Никифорова О.И. Исследования по психологии худ. творчества. -М., 1972.-156 с.

163. Никифорова О.И. О воссоздающем воображении при чтении литературно-художественных произведений //Материалы совещания по психологии. М., 1957.

164. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. - 152 с.

165. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. Пособие для учителя. М., 1963. - 292 с.

166. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976. - 280 с.

167. Новиков JI.A. Художественный текст и его анализ. М., 1988. -300 с.

168. Нянковский М.А. Антиутопия: К изучению романа Е. Замятина "Мы" //Литература в школе, 1998. № 3, С. 97-108; № 4, С. 94-102.

169. Овсянников-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции. Итоги русской художественной литературы XIX века. М., 1906. - 387 с.

170. Овсянников-Куликовский Д. Н. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве, гл. 3 //Соб. соч. в 9 тт., СПб, 1912-1914, т. 6.

171. Огородников И. Т. Сравнительное изучение эффективности отдельных методов обучения в школе //Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М., 1972.

172. Онищук В. А. Типы, структура и методика урока в школе. Киев, 1976.-184 с. • .

173. Организация и проведение уроков-семинаров по литературе в старших классах: Методическое письмо. Росгов-на-Дону., 1987. - 12с.

174. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 287 с.

175. Осгрогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. ОПб, 1885.

176. Острогорский В.П. Выразительное чтение. С-П., 1885.

177. Острогорский В.П. Этюды о русских писателях. М., 1888. - 178 с.

178. Панфилова Т. С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе. М., 1960. - 83 с.

179. Пахомова Т.А. Развитие самостоятельности старшеклассников в соответствии с закономерностями читательской деятельности: Дисс. док. пед. наук. М., 1991. - 358 с.

180. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1994. - 304 с.

181. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.-М., 1980.-140 с.

182. Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М., 1998. - 184 с.

183. Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991. - 164 с.

184. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М., 1994. - 78 с.

185. Половникова Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении //Уче; ные записки Каз. гос. Пединститута. Казань, 1968. - 204 с.

186. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. - 160 с,

187. Попова Е.В. Художественное произведение как эстетическая ценность //Литература в школе, №4., 1998. С. 145-150.

188. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

189. Пранцова Г. В. Что и как читают пятиклассники (к проблеме формирования читательской компетентности читателей-подростков)^ Русская словесность, 1998, № 3. С. 81-84.

190. Пранцова Г. В. Этюд «Мой Пушкин» //Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 кл. -Пенза, 1997.-С. 124-128.

191. Преподавание литературы по новым программам. Методическое пособие /Под ред. Н.И. Кудряшева. М., 1970.

192. Проблемы преподавания литературы в ср. школе: Пособие для учителя /Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. - 192 с.

193. Проклов Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней школе. Канд. дис. М., 1977.

194. Просецкий П.А. Психология творчества. М., 1989. - 82 с.198." Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962. -230 с.

195. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев художник слова. - М., 1987. -301с.

196. Пушнин В. Н. Эвристические науки о творческом мышлении. -М., 1967.

197. Развитие самостоятельности и творческой активности учащегося в обучении /Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1971. - 327 с.

198. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Ма-тюшкина. М., 1991. - 156 с.

199. Решмидг X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 320 с.

200. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр.-М., 1988.-256 с.

201. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. -С.-П., 1995.-270 с.

202. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.

203. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. М., 1959.

204. Роткович Я.А. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. М., 1956. - 415 с.

205. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1929.

206. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. М., 1950. - 214 с.

207. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

208. Рувинский JI. И. Самовоспитание личности. М., 1984. - 140 с.

209. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум /Под ред. Ю.И. Лыссого. М., - 383 с.

210. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. /Под ред. В.В. Агеносова. - М., 1996.

211. Русская литература серебряного века. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий /Под ред. В.В. Агеносова. М., 1997.-352 с.

212. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963.-294 с.

213. Ряпасова К. А. Формирование познавательных умений на уроках литературы в старших классах: Пособие по спец. Курсу. Свердловск, 1985.-62 с.

214. Салтыкова М. Н. Изучение творчества И. А. Гончарова в 9 классе. -Л., 1956.-116 с.

215. Самарин. Очерки психологии ума. М., 1962.

216. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Под ред. Б.П. Ершова. -М., 1960.-159 с.

217. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы / Сост. Н.Я. Мещерякова, Н.А. Соснина. М., 1979. - 83 с.

218. Самостоятельные и индивидуальные задания в процессе анализа литературного произведения: Методические рекомендации. Белгород, 1986.-6 с.

219. Сапир A.M. Индивидуальные задания как путь углубленного анализа литературного произведения в старших классах //Литература в школе. 1976. -№3. -с. 42-53.

220. Сафонова А. М. Проблемные задания на уроках литературы: Пособие для учителя. Киев, 1977. - 151 с.

221. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. — М., 1933. 180 с.

222. Селиванов В. И. Воля и воспитание. М., 1976. - 63 с.

223. Серебряный век. Мемуары /Сост. Т. Дубинская-Джалилова. М., 1990.-672 с.

224. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

225. Симакова Л. А. Самостоятельная работа в процессе анализа художественного произведения на уроках русской литературы: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986. - 227 с.

226. Симонов В. П. Высшая нервная деятельность человека. М., 1975.

227. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. -192 с.

228. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Худ. лит., 1972.-543 с.

229. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. -384 с.

230. Смелкова 3. С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. М., 1997. - 280 с.

231. Снежневская М. А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы: Пособие для учителя. М., 1978. - 312 с.

232. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя /Под ред. Г.И. Беленького. М., 1986. - 191 с.

233. Современный урок литературы и проблемное преподавание: Методические рекомендации. М., 1969. - 92 с.

234. Соколов Н. М. Изучение литературных произведений в школе. -М.-Л., 1928. 160 с.

235. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1968.

236. Сомова Л.А. Формирование у старшеклассников личностного отношения к поэтическому творчеству: Канд. диссертация. Минск, 1992.

237. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. -16 с. .

238. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения /Под. ред. проф. Н.А. Константинова. М., 1954. - 400 с.

239. Твардовский А.Т. Преподавание литературы творческое дело. Собр. соч. т.4, - М., 1960.

240. Творческий путь Тургенева //Сб. статей /Под ред Н. Л. Бродского. -Пб., 1923.

241. Телегина Э. Д. Уровни самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся //Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981. - С. 8-16.

242. Тимерманис Н.В. Формирование представления о личности писателя в сознании школьников в процессе школьного изучения: Канд. дисс. -Л., 1970.

243. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. - 272 с.

244. Тодоров Л. Работа над стихом в школе. М., 1965.

245. Тодоров Л. О закономерностях методики преподавания литературы как науки //Литература в школе. 1971. - №4. - с. 49-53.

246. Толстой Л. Н. Полн. Собр. соч., т. 30. М., 1951.

247. Тургенев И. С. в школе: Пособие для учителя /Сост. Т.Ф. Курдю-мова.-М., 1981.

248. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

249. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

250. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.— Тбилиси, 1961.

251. Урок литературы: Пособие для учителя /Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., 1983. - 180 с.

252. Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 2 М., 194S.

253. Фейнберг Е. Л. Кибернетика, логика, искусство. М., 1988.

254. Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971.

255. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. - 168 с.

256. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности /Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975. - 178 с.

257. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. трудов. М., 1986. - 190 с.

258. Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл.: Кн. для учащихся. М., 1990.-303 с.

259. Франс А. Сад Эпикура. Соб. соч. в 8-ми т. - М., 1957 - 1960, т. 3.

260. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л., 1971. - 293 с.

261. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. - 288 с.

262. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий //Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. - С. 216-227.

263. Харитонова О.Н. "Золотой век мечта самая невероятная из всех, какие были." О русской социальной утопии //Литература в школе, 1998. -№3,с. 108-115; № 4, с. 89-94.

264. Храмский И.Д. Анализ литературного произведения в старших классах. Ульяновск, 1974.

265. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Сост. канд. психол. наук. Л.М. Семенюк. М., 1994. - 254 с.

266. Художественное восприятие/Под ред. Б.С. Мейлаха. Л., 1971.

267. Черкезова М. В. Русская литература в национальной школе. М., 1981.-152 с.

268. Чертов В. Ф. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики): Дисс. . к.п.н. -М., 1984.-175 с.

269. Чуковский К.И. Александр Блок //Современники. Портреты и этюды. М., 1962. - С. 439-493.

270. Шадриков В. Д. Деятельность и способность. М., 1994. - 320 с.

271. Шамова Т. И, Активизация учения школьников. М., 1982.

272. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979. -312 с.

273. Шереметевский В. П. Слово в защиту живого слова. М., 1886.

274. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. -М., 1961.

275. Щукина Г. И. Познавательные интересы актуальная проблема современной дидактики //Материалы семинара методистов-словесников пединститутов. - Л., 1973. - С. 21-33.

276. Эюбов К. X. Роль самостоятельности в развитии творческих способностей учащихся. Баку, 1974.

277. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сб. статей. Л., 1986. - 456 с.

278. Эффективные способы, формы и методы преподавания литературы в старших классах средней школы (из опыта работы). Саратов, 1989. -21 с.

279. Юношеская библиотека и ее читатели: Материалы к международной конференции "Дети. Книга. Библиотека." Росс. гос. библиотека. М., 1994.

280. Язык и стиль художественного произведения. Тезисы докладов IX научно-теоретической и методической конференции /Под общей редакцией проф. А.И. Ревякина. М., 1986. - 168 с.

281. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-86 с.