Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Саляева, Татьяна Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Саляева, Татьяна Владимировна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (5-11 КЛАССЫ) НА ЗАНЯТИЯХ "ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКОЙ". п.1. Сущность творчества и его роль в процессе формирования личности. п.2. Творческие способности школьников в системе общих и специальных способностей. п.З. Возрастные психофизиологические особенности развития школьников (5-11 класс). п.4. Дидактические основы развития творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО

УДбШСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ.:. п.1. Искусство керамики в системе формирования эстетических представлений и творческой активности учащихся. п.2. Народные традиции изготовления глиняных игрушек в структуре занятий по художественной керамике. п.З. Формы организации занятий по художественной керамике. п.4. Содержание и методические основы занятий по художественной керамике. п.4.1. Теоретическая часть программы занятий по художественной керамики.:. п.4.2. Практическая часть программы занятий по художественной керамике.

Глава 111. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

ПУТЕЙ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (5-11 КЛАСС) НА ЗАНЯТИЯХ "ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КЕРАМИКОЙ". п.1. Организация и проведение поискового эксперимента. п.2! Организация форм и методов занятий по художественной керамике, направленная на развитие творческих способностей школьников.

Обучающий эксперимент). п.З. Анализ и сравнительные результаты экспериментального исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей школьников (5-11 класс) на занятиях художественной керамикой"

Коренные изменения, происходящие в социально-экономической и гуманитарной сферах, определяют новое понимание личности в ее взаимодействии с общественной средой. В последнее время утверждается приоритет личностных интересов, Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни, наблюдается активизация человеческого фактора во всех звеньях социальной структуры. Общество нуждается не в пассивном исполнителе чужой воли, а в личности, способной к активному, творческому преобразованию социальной среды, к производству новых материальных и духовных ценностей.

Интенсификация личностного начала общественной жизни, приводит к перестройке всей системы обучения, к переориентации целей и задач образовательной и воспитательной деятельности. Главной их целью на современном этапе становится не только передача общечеловеческого опыта, развитие социально значимых умений и навыков, но прежде всего формирование способности мыслить и действовать инициативно и самостоятельно, создание условий для активизации творческого потенциала личности и его реализации в процессе деятельности.

Вопросы творчества и его места в системе формирования 1 личности, проблемы развития творческих способностей, (активизации личностного потенциала в процессе деятельности интересуют философов, психологов, педагогов. В общеметодологическом плане мы опирались на исследования О.В.Афанаеьева(11), Л.С.Выготского (37), Д.И.Говоруна (40), Е.С.Громова (41), В.В.Давыдова (43), ВЛ.Дранкова (47), Л.Б.Ермолаевой-Томиной (50), Е.И.Игнатьева (53, 54), В.М.Киреенко (62), И.С.Кон (65, 66), А.Н.Леонтьева (87), Б.ТЛихачева (90), А.Н.Лук (92), В.С.Мейлаха (99), ААМелик-Пашаева (100), Р.С.Немова (114), Я .А.Пономарева (122), А.Б.Потапова (124), С.Л.Рубинштейна (140), Л.М.Фридмана (163) и др.

Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий освещаются в работах

A.С.Белкина (16), Н.С.Боголюбова (19-23), С.Е.Игнатьева (55),

B.В.Корешкова (71, 72), В.С.Кузина (80, 81), Р.И.Кругликова (77), А.З.Рахимова (134), Н.Н.Ростовцева (139), А.С.Хворостова (166, 167), Е.В.Шорохова (175, 176) и др.

Неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности является традиционное народное искусство. Изучение истории и основ народного искусства способствует воспитанию у учащихся патриотизма, чувства сопричастности с национальной историей, а следовательно, стимулирует инициативу, творческую активность, направленную на сохранение и возрождение культурных традиций и народных промыслов. Вопросы народной культуры, истории старинных промыслов и их современного состояния поднимаются в исследованиях ЮААрбата (6,7), Н.В.Воронова (32), ИАКрюкова (79), А.С.Миловского (102), МАНекрасовой (109), Т.Я.Шпикаловой (177, 178), З.С.Федорова (162) и др.

Освоение и сохранение традиций, их преломление в свете современных требований немыслимо без творческого отношения к делу, поэтому для нас было особенно важно обратиться к тем исследованиям, в которых рассматриваются проблемы активизации творческих способностей, творческого отношения и деятельности, в процессе изучения народного искусства. Среди них можно отметить работы В.С.Бадаева (12), Н.В.Ефремичевой (51),

Е.С.Лыковой (94), Л.В.Неретиной (115), М.С.Соколовой (155), Е.Н.Хохловой (168, 169) и др.

Важное место в системе формирования творческих способностей школьников, средствами народной культуры, занимает работа по изучению искусства керамики как одной из разновидностей традиционного декоративно-прикладного искусства. Важнейшие факты из истории развития керамической культуры, народных промыслов по изготовлению глиняной игрушки мы почерпнули в работах Н.С.Александровой (5), Н.Д.Бартрама (14), Г.Блинова (17), И.Я.Богуславской (25,26), Г.Л.Дайн (44), Л.А.Динцес (46), Г.П.Дурасова (49) и др. О технологии и особенностях керамического производства писали А.И.Августиник (2), Л.Ф.Акунова (3,4), Г.Е.Лукич (93), Р.М.Миклашевский (101), И.П.Уварова (158).

Но к сожалению, явно недостаточно работ посвященных исследованию проблем формирования и развития творческих способностей школьников при работе с глиной. Близкие по проблематике диссертационные исследования Р.М.Варцавы (29), А.Н.Насыровой (111), А.М.Хашхожева (165) посвящены анализу общих методических основ организации занятий по художественной керамике в средней и высшей школе.

Таким образом актуальность темы данного исследования определяется недостаточным уровнем и степенью разработки вопросов, связанных с развитием творческих способностей школьников среднего и старшего возраста в процессе занятий художественной керамикой. Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью наиболее полной реализации творческого потенциала учащихся и развития их творческих способностей в процессе художественно-декоративной деятельности.

Цель исследования - практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования и развития творческих способностей школьников среднего и старшего возраста на занятиях художественной керамикой.

Теоретические положения, материалы и выводы содержащиеся в исследованиях по проблемам общей и возрастной психологии, педагогики и дидактики, истории народного искусства и производства керамических изделий сконцентрированы и конкретизированы в исследовании определенного объекта -творческой деятельности школьников среднего и старшего возраста на занятиях художественной керамикой.

Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала учащихся при работе с глиной.

Гипотеза исследования. Занятия художественной керамикой могут стать эффективным средством развития творческих способностей школьников среднего и старшего школьного возраста, если:

- будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности;

- сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к субъективно непознанному, а основой творчества выступают раннее освоенные знания, практические умения и навыки;

- занятия по художественной керамике будут содержательно основываться на изучении народных традиций лепки глиняных изделий и на ознакомлении с основами технологии керамического производства.

Стремление к достижению поставленной цели и доказательству выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

- изучить существующую научно-теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;

- обосновать общетеоретические подходы к проблеме превращения задатков в способности, формирования творческих способностей и их реализация в деятельности личности;

- проанализировать психолого-физиологические и общедидактические основы развития творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста;

- изучить современное состояние учебно-воспитательной работы на занятиях по художественной керамике; определить содержание, формы и методы организации в объединениях, занимающихся художественной керамикой;

- разработать экспериментальную программу, направленную на развитие творческих способностей школьников среднего и старшего возраста;

- экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики и практическом ее применении в системе дополнительного образования.

Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов:

- анализ существующей литературы;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;

- обобщение результатов, анализов и наблюдений и синтезирование их в рамках экспериментальных программ;

- педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных программ и обработка полученных результатов.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (1990 - 1994 гг.) была изучена специальная литература по проблемам общей и возрастной психологии, а также истории керамического искусства и народных промыслов. В это время осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью школьников среднего и старшего возраста. Одновременно проводились контрольные исследования уровня творческих способностей школьников, тщательно анализировались детские работы. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики проводился на базе студии "Керамика" (г. Магнитогорск, ДКС им. Мамина-Сибиряка, рук. Н. Г. Боч карева), кружка "Художественная керамика" (г. Магнитогорск, КЮТ МКЗ, рук. Т.В.Саляева), кружка "Умелые руки" (г. Магнитогорск, Дом творчества, рук. Т.В.Попова). Нами были проанализированы применяемые в кружках и студиях гг. Москвы, Магнитогорска, Южноуральска, Кунгура программы занятий по художественной керамике и на их основе были составлены:

1. Универсальная базовая программа по курсу художественной керамики.

2. Экспериментальные программы, скорректированные с учетом психологических и физиологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста.

На втором этапе (1995 - 1998 гг.) проводился обучающий эксперимент в г.Москве на базе филиала МДАНХТ "Россия". Его целью являлась экспериментальная проверка эффективности программы занятий по художественной керамике, направленной на развитие творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Затем были проанализированы результаты эксперимента, проведены аналитические сравнения и обобщения полученных результатов, а также были сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на пункты и подпункты, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 184 наименования. Приложение содержит программы занятий по художественной керамике, тест определения уровня творческого мышления, разработанные карточки-задания, описания технологических процессов изготовления керамических изделий, примеры творческих работ учащихся.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей. Занятия в системе дополнительного образования и, в частности, изучение основ керамического искусства, имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности.

Исследование психолого-педагогоческой литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся и экспериментальная проверка разработанной методики занятий по художественной керамике позволили получить следующие результаты и сформулировать основные положения:

1) формирование творческих способностей происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития;

2) осуществляется выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения, происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность учащихся стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности;

3) базой экспериментальных программ занятий по художественной керамике стало изучение традиционного керамического искусства, основных способов лепки и декорирования глиняных изделий, что, в свою очередь, способствовало активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.

Успех педагогической деятельности определяется самим характером изучаемого материала, так как:

- ознакомление с традиционным керамическим искусством и народными промыслами по изготовлению глиняных изделий находится в русле изучения общенациональной культуры и способствует развитию патриотизма, чувства сопричастности с историей О Отечества, гордости за культурное наследие, что в свою очередь является важнейшим стимулом повышения познавательной и творческой активности;

- декоративность, гармоничность керамических изделий (и особенно глиняных игрушек) оказывает большое воздействие на формирование у учащихся художественного вкуса, умения разбираться в прекрасном, что стимулирует творческий поиск в стремлении к эстетическому совершенству;

- освоение умений и навыков обработки глины и декорирования глиняных изделий создает прочную основу для развития художественных способностей;

- пластические свойства сырья разнообразие приемов и методов его декорирования создают большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся.

Была разработана универсальна базовая программа, в теоретической части которой в концентрированном виде содержатся сведения об основных этапах развития керамического искусства, технологии керамического производства и истории народных промыслов по изготовлению глиняных игрушек. Практическая часть программы включает ряд упражнений направленных на выработку умений и навыков изготовления и декорирования глиняных изделий; важнейшее место в программе занимают творческие задания выполнение которых должно способствовать развитию творческих способностей школьников среднего и старшего возраста.

Экспериментальная проверка данной программы показала, что использование предложенной методики на занятиях художественной керамикой способствует поддержанию стойкого интереса учащихся к изучению народного искусства, к повышению уровня общекультурных знаний, содействуют развитию художественного вкуса, приобретению умений и навыков изготовления глиняных изделий. С помощью психологического тестирования было доказано, что в результате занятий по предложенной методике, повышается уровень творческого мышления школьников среднего и старшего возраста.

Дальнейшее исследование может идти по пути исследования возможностей применения данной методики в различных возрастных группах и должно быть направлено на разработку единой (сквозной) программы занятий по художественной керамике от дошкольников до студентов. Большой интерес представляет исследование возможностей керамики как одного из важнейших видов декоративно-прикладного искусства в деле развития других форм личностной активности - в частности, формирования эстетических представлений в процессе деятельности по преобразованию окружающей Среды.

150

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Саляева, Татьяна Владимировна, Москва

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М.: МПИнформполиграф, 1994. - 323 с.

2. Августиник А.И. Керамика. М.: Стройиздат, 1975. - 591 с.

3. Акунова Л.Ф., Крапивин В.Л. Технология и декорирование художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1984. - 230 с.

4. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979. - 210 с.

5. Александрова Н.С. Детское эстетическое отношение к дымковской народной игрушке. Киров: ВПГУ, 1997. - 67 с.

6. Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье. Рассакзы о мастерах русского народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1964. - 89 с.

7. Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. М.: Гослистпроиздат, 1962. -176 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 168 с.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

10. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельностиучащихся 5-6 классов (на материале хохломской росписи): Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1995. - 16 с.

11. Бандуристый Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.

12. Бартрам Н.Д. Игрушка, ее история и значение. М., 1912. -245 с.

13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

14. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: 1995. - 149 с.

15. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о народной игрушке. М.: Детская литература, 1977. - 190 с.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

17. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. Методическое руководство для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешних учреждений. М.'. Просвещение, 1979. - 143 с.

18. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве / Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М.: МПГУ, 1990. - с. 3-9.

19. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 127 с.

20. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства сучетом индивидуального подхода: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. - . с.

21. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание. - 1981.

22. Богуславская И.Я. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве (Дымковская игрушка): Дисс. .д-ра искусствоведения. П., 1986. - 410 с.

23. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. П.: Искусство, 1975. - 29 с.

24. Бруно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. - 304 с.

25. Ванислов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. - 118 с.

26. Варцава P.M. Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно графических факультетах педагогических институтов : Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1989. - 230 с.

27. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. - 30 с.31 .Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

28. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 86 с.

29. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов и учителей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 146 с.

30. Восприятие и действие. /Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1967, - 323 с.

31. Зб.Восприятие и деятельность. /Под ред. А.Н.Леонтьева. М.: МГУ, 1976, - 320 с.

32. Зб.Выгодский Л.С. Психология искусства. /Под ред, М.Г. Ярошев-ского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967. 71 с.

34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986. 90 с.

35. Давыдов В.В. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.- 448 с.

36. Дайн ГЛ. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX начало XX вв.) Ав-тореф. дис. .канд. искусствоведения. - М., 1977. - 16 с.

37. Деньшин А.И. Вятская глиняная игрушка в рисунках. М., 1917. - 27 с.

38. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 109 с.

39. Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991. - 77 с.

40. Дулькина Т.И. Русская керамика и стекло 18-19 веков: Собрание Гос. Ист. музея. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 326 с.

41. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 245 с.

42. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение. М.: МГПИ, 1963. -365 с.

43. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

44. Искусство керамики. Сборник статей / Под ред. Н. С. Степа-нян. М.: Сов. художник, 1971. - 325 с.

45. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности.- М.: МГУ, 1983.

46. Калошина И.П. Структура и формирование интеллектуального компонента в творческой деятельности учащихся: Автореф. дисс. .докт. псих. наук. М., 1987. - 38 с.

47. Качалова Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. -Якутск: ИСКО, 1995. 94 с.61 .Кильгевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.:

48. Наука, 1968. 206 с. 62.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: АПН РСФСР, 1959.- 304 с.

49. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Способности. Л.: ЛГУ, 1957. - 27 с.

50. Ковалевская Н.М. Тавологская глиняная игрушка. Екатеринбург: Свердловский обл. Дом фольклора, 1995. - 16 с.

51. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.- 225 с.

52. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 205 с.

53. Концевой Ю.А. Изучение личности учащегося: Методические рекомендаций. Ростов н/Дону: облИУУ, 1995. - 18 с.

54. Копалов В.И., Копалова Л.Г. Социальная детерминация развития способностей: Формирование творческих способностей: сущность, условия эффективность: Сб. Науч. тр. / Свердловский инженер, пед. институт. Свердловск., 1990. с. 9-23.

55. Корешков В.В. Декоративная деятельность средство формирования и развития личности. // Совершенствование художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе: Сб. науч. трудов. - Уфа: БашГПИ, 1992. - с. 5-7.

56. Корешков В.В. Эстетическая среда школы и личности учащегося. М.: МПГУ им В.И.Ленина, 1994. - 75 с.

57. Крамаренко Л., и др. Ленинградский фарфор синоним качества // Декоративно-прикладное искусство СССР. - 1984. - №3.- с. 3-18.

58. Краткйй психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985, - 431 с.

59. Краткий словарь по эстетике. Кн. для учителя /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983, - 223 с.

60. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М: ИНТОР, 1995. - 48 с.

61. Кругликов Р.И. Творчество и память // Интуиция. Логика. Творчество / под. ред. док. фил. наук М.И.Панов. М.: Наука, 1987. - 20-25 с.

62. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 58 с.

63. Крюкова И.А. Русская скульптура малых форм. М.: Наука, 1969. - 150 с.

64. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.81 .Кузин B.C. Психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: АГАР, 1997. - 304 с.

65. Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1981. - 16 с.

66. Лантери Э. Лепка. М.: Академия художеств СССР, 1963. -335 с.

67. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 52 с.

68. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М.: Учпедиз-дат, 1955. - 215 с.

69. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 259 с.

70. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. - 304 с.

71. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.89Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

72. ЭО.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.91 .Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 295 с.

73. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126 с.

74. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979. - 182 с.

75. Лыкова Е.С. Развитие декоративной деятельности в изобразительной деятельное™ младших школьников: Автореф. дис. .канд: пед. наук. М., МПГУ им. Ленина, 1996. - 16 с.

76. Люблинская А.А. Вопросы мышления детей Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 245 с.

77. Эб.Максимов Ю.В. Родник творчества. М.: Просвещение, 1988. ~ 124 с.

78. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Просвещение, 1983. -159 с.

79. Мглинская игрушка. Брянск: Метод, центр, нар. творчества и культ, просвет работы, 1988. - 12 с.

80. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного воспитания. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

81. ЮО.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика и творчество. М.: Знание, 1981, - 96 с.101 .Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. -Л.: Издательство литературы по строительству, 1971. 250 с.

82. Миловский А.С. Народные промыслы. М.: Мысль, 1994 -298 с.

83. ЮЗ.Моляко В.А. Психблогия творческой деятельности. Киев: Мистецево, 1978. - 47 с.

84. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. - 577 с.

85. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 110 с.

86. Юб.Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

87. Народное искусство. Киев: Мистецево, 1967. - 27 с.

88. Народное искусство: Художественные промыслы. Фотоальбом. /Сост. Б.М.Носик. М.: Планета, 1987. - 237, с.

89. ЮЭ.Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сборник статей / Под ред. М. А. Некрасовой. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 296 с.

90. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- 2-е изд. М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

91. Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М.: МПГУ им. В.ИЛенина, 1994. - 17 с.

92. Иб.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. - 141 с.

93. Носик Б.М. Путешествие за дымковской игрушкой. М.: Знание, 1966. - 87 с.

94. Перминова Н.И. Дымковская рассписная. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. - 127 с.

95. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1979. 288 с.

96. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.121 .Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

97. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.

98. Попова О.С, Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. М.: КОИЗ, 1957. - 131 с.

99. Потапов А.Б. Технология творчества. М.: Радио и связь, 1992. - 120 с.

100. Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества. М.: Просвещение, 1989. - 82 с.

101. Пруслина К.Н. Русская керамика (конец XIX начало XX вв.). - М.: Наука, 1974. - 135 с.

102. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб и доп. М.: Педагогика -Пресс, 1997. - 440 с.

103. Психология процессов художественного творчества. М.: Изд-во АПН СССР, 1980. - 285 с.

104. Психология творчества / Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1990. - 222 с.

105. Психология. /Под ред. Б.Ф.Ломов, М.: Высшая школа, 1982,- 256 с.

106. Развитие творческих возможностей подростков в процессе занятий изобразительным искусством. /Под ред. Г.К.Королевич.- Минск : НИИ Педагогики, 1985. 44 с.

107. Развитие творческих способностей школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И. Ленина; под ред. Н.Н. Ростовцева. М., 1983. 173 с.

108. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - 156 с.

109. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа: БГПИ, 1989. -168 с.

110. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

111. Розенталь Р., Рацтка X. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971. - 223 с.

112. Розенфельд P.M. Керамика и керамическое производство Москвы в 12-17 вв. Автореф. дисс. .канд. искусствовед. М., 1972. - 19 с.

113. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 206 с.

114. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. М.: Просвещение, 1987. - 174с.

115. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1979. - 416 с.

116. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

117. Русский фарфор. М.: Планета, 1993. - 240 с.

118. Русская игрушка. Фотоальбом. М.: Прогресс, 1974. - 78 с.

119. Русская игрушка: Из коллекции худож. пед. музея игрушки АПН СССР, г, Загорск. Альбом. /Авт. сост. Г.Л. Дайн. - М.: Сов. Россия, 1987. - 195 с.

120. Русская народная керамика. М.: Внешторгиздат, 1979. - 44 с.

121. Русская народная керамика: Альбом. М.: Сов. художник, 1960. - 166 с.

122. Русские игрушечные кони: Фотоальбом / Сост. и автор текста И.Я.Богуславская. М.: Советская Россия, 1976. - 127 с.

123. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея: Альбом / Ред., сост. И.Я.Богуславская. Л: Художник РСФСР, 1984. - 295 с.

124. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X XIII вв. - Л.: Аврора, 1971. - 128 с.

125. Савицкий С. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. М.: Просвещение, 1975. - 55 с.

126. Силяева Е.Г. Возрастная психология. М.: МЭГУ, 1993. - 155 с. ~

127. Скаткин М.Н. Методология и дидактика педагогических исследователей. М.: Педагогика, 1986 - 152 с.

128. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 95 с.

129. Словарь иностранных слов. 15-е изд. М.: Русский язык, 1988. - 608 с.

130. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приуралья: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 243 с.

131. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М.: Политиздат, 1985. - 475 с.

132. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. - 264 с.

133. Уварова И.П. Глина, вода и огонь. М.: Детская литература, 1973. - 172 с.

134. Т59.Украинская игрушка. Киев.: Мистецтво, 1973. - 57 с.

135. Управление творческим мышлением и воображением. Маг-ниторск: МГПИ, 1992. - 33 с.

136. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. -Т.11.-156.

137. Федорова З.С. Основные этапы развития художественной керамики и современная практика. Автореф. дисс. .канд. искусствоведения. М., 1966 - 18 с.

138. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. 224 с.

139. Харламов Л.А. Формирование творческого воображения учащихся IV VI классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1986. -175 с.

140. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Дис. .канд. пед. наук /МГПИ. М., 1984. - 201 с.

141. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.

142. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-пркладным искусством: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1983. - 29 с.

143. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. М.: Легкая индустрия, 1978. - 93 с.

144. Хохлова Е.Н. Русское гончарство: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. - 16 с.

145. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог. Л.: Искусство, 1987. -150 с.171 .Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. / Под ред. А.С.Хворостова. Орел: ОГПУ, 1995. - 231 с.

146. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - 189 с.

147. Художественные промыслы Подмосковья: Альбом. М.: Московский рабочий, 1982. - 184 с.

148. Чижова И.Б. Нина Павловна Славина. Л.: Художник РСФСР,1988. 235 с.

149. Шорохов Е.В. Композиция: /Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

150. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для пед. инс-тов. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: илл.

151. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

152. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.

153. Эстетика. Словарь. / Под ред, А.А.Беляева. М.: Политиздат,1989. 447 с.181 .Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1984. - 32 с.

154. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Знание, 1971. 118 с.

155. Яновский В.Н. Вторая молодость древнего материала. Стройиздат, 1967. 107 с.