Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины

Автореферат по педагогике на тему «Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Строков, Вячеслав Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имеин В. И. ЛЕНИНА

Специализированный ссвет Д 053.01.12.

На правах рукописи

СТРОКОВ Вячеслав Петрович

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

(на материале народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона)

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканне ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1992

Работа; выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент КОРЕШКОВ В. В.

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель искусств, доктор ¡педагогических наук,

профессор ХВОРОСТОВ А. С.

кандидат искусствоведения, профессор АЛЕХИН А. Д.

Ведущая организация — Московский педагогический университет.

Защита состоится «... Ж. .»1992 г. в ча-

сов на заседании специализированного совета Д 053.01.11 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина но адресу: пр. Вернадского, д. 88, ауд. 526.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., дом 1, МПГУ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан «.

./ЗгГ..

Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент

Актуальность исследования. Декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни каждого народа, оно связано с его историей, обычаями и обрядами, с хозяйственной и промысловой деятельностью, постройкой жилья и изготовлением одеяды, утвари, орудий труда. Это искусство, хотя и может выполняться одним мастером, создается многовековьм коллективным творчеством, где технологические тонкости и приемы обработки материала передаются из поколения о поколение. Оно является копилкой народного опыта, формирующего свое отношение к восприятию мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на земле. Народное искусство ближе всего к природе, так как народный мастер свое творчество связывает с ее красотой, о землей с во тс предков, с традиция?.; и, живуцкми в коллективной памяти.

Изучение народного искусства а процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимость» сегодняшнего дня. Оно уходит смимн корнями в глубь веков и выступает фундаментом современной культуры, источником нравственной сиял 15 духовности народа.

Актуальность народ1!ого искусства для развитиз современной культур" заключается в его родовой функции, исторических корнях, опито поколений. Следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенство насего общества несозшгко без усвоения народной культурп, без жизнелюбия и оптимизма народного искусства. Оно способствует рогзкиэ труднейпзпе задач в области эстетического воспитания подрастзахого поколения - расширения и развития у мо-лэдееп худог'сствемьг-к представлении, духозкх: потребностей, зо-оСг'.'.'они.я, нз'.-г.ков оценки произведений искусства, становления гудо::?стггл"ого г.т.-уса, роста сгорчсскоП активности.

3 г.:-отэ::дсе громя мцросн раннего приобщения студентов и тяольияков 1:с:род::сму искусству привлекает к себе внимание ис-с";доЕг.тлгсй, сакммхгдпхся проблема;.:!! народного искусства, я пр:'Го;г\Г1т^Л'";Г; ::^с:хсегг0!!г;0--гр:ф!ческ;п: факультетов. Зтя миро си р^гема-рлголцеь :?.?. Всесоюзной ¡пуяпо-тгорчёсксп конференции з "оекгп а 1С?!) голу. Ез тема "Народное искусство и со ременная культура, %обдс»:ч сохранения и развития традиций". Материалы В;!?росс:;."ссго-Л п^^го-практглсской конференции преподавателей, ".'"од^г'.'яг: к'ф^ф, деканов ХГФ (г.Уфа, 1991г.; подтверждает глч'уллмюоть пэусеняя народного искусства и его роли э развитии зхслгг.ос?а студентоз.

Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов и психологов Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой.,. Я»А.Пономареват И.Н.Ростовцева, Е.И.Йорохова,- Т.И.Шамовой- и др. В них раскрываит1-ся общетеоретические подходы к сущности художественного творчест'-ва, выявляются средства к методы развития творческой активности' обучаемых, рассматриваются проблемы процесса обучения в целом к изучения народного искусства в частности.

Основателем теории народного искусства можно считать В.С.Вороноза, который одним из первых поднимает вопросы й щгиаз ; и формах развития народного искусства. Проанализировав', осмйшаг видь: художественных ремесел, он делает- вывод, ,таэ. нгфо-дноа юлсдест-! во имеет все потенциальные возможности, дда сзс-е-го дальнейшего, развития. ;

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли' рабо>-ты И.Я.ВогуслаБской, Г.К.Вагнер, ВЛ.Василенко» М.А.Ильина^ М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной,. А.Б.Салтыкова, Т„Я..Сёмешвой и дрс.

Наряду с общими законами развития народного- искусства, старая ны, тюрчество народов Дальневосточного региона, имеет- свои; спе" цифические особенности. По художественному ур-шта оно не-уступает идентичным культурам мира,, особенно в. теяусетве орнаментики.

К настоящему времени национальное шродно© искусство Дальнего Востока, в частности,, декораяадш-прикладное, изучалось многими учеными, искусство ведами*:: КГЛ^Велобородо вой, Л.С.Букатовой, А.Я.Чадаевой, В.А. Шишкиной- и',др»;: этнографами, археологами и историками С. В. Ивановым,. К Л «Окладниковым, И.П.Лавровым,А.П.Деревян- ; ко, Ю;А.Сем, А .В .Смоляк,. Ч. !,1. Таксами, Н.В.Кочеаковым и др. Изучение народного творчества в его многообразных проявлениях по- | зволило исследователям рассмотреть национальное искусство в единстве природных,, этнических, исторических и культурных связей, определить его место в современной культуре общества.

Историко-теоретический анализ проблемы Дальневосточного декоративно-прикладного искусства показал, что изучение данных вопросов началось с 19 века. Это связано с'экономическим и-культурным освоением Дальнего Востока. Особенно интересны работы Л.И.Гренка, Л.Я.Штернберга,. ПЛ.Шимкевича,. Б.Лауфера,, И'ЛЛопатина. Эти исследователи оставили описание культурного' наследия- и быта народов Дальнего Востока.

Изучение дальневосточной нарвдной резьбы; по дереву посвящены

работы ученых-исследователей Т.Б.Митлянской, Н.И.Хаплан, П.Я.Гонтмахера и др. Ими отмечается, что одним из видов художественного творчества народов, населяющих Дальнеюсточный регион, является резьба по дереву, которая по своей сущности - уникальное явление в общенациональной культуре нашей страны. Подобный подход к отражению действительности в ритуально-культовых и бытовых изделиях заслуживает особого внимания потому, что это настоящее ■большое искусство. В этой связи интересным представляется введение з учебно-воспитательный процесс элементов национального художественного образования.-

Безусловно, использование народного искусства з учебном процессе способствует формированию профессиональных нашков и умэ-еий, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств лич-ксегя -студентов. Многие исследования (А.С.Хворостов, А.А.Сарбагьт-сез, Т.Д.Давидова и др.; посвящены вопросам совершенствования, восютагая и развития творческой активности студентов и школьнике з средстиаж народного искусства различных регионов накой страны.

Проблема использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе разрабатывается в методическом плане (Т. Я. Ш'пика-гоза, Е.С„Асшвсаноз, З.И.Наздникова, В.'!.Тьз.ясиез и

др. и ■

Анализ научкс-Гг лэтэсаг^ря кокаоивае?, что к проблеме использования народного глзЕуеегза з аздггеютэской практике обрадаготся многие авторы, Имосд-з с тем, сдогм.йтпеся в конкретном регионе народнее зсудожестгснккэ срадпея :г.:езг срое ксторотеское развитие, спец!флзскке культурс-э-д-'лпзгрг^'^зсг:::^ сссЗешюсти. Поотому результат!,: яссяс?;028ня8, ер::::* рспэков страны, нельзя механически переносить ка сосййггйггокйгслмг» скола и яуап других регионов.'

Народное декоратпакз-дргдгг.? дгло '.•ед.усстгс- Дальне го его чет го региона з системе лрехгодаг-гжд п ергдисй тезло я кгкзже г.гдагогй-псскжс учебна: запедоккях нсгдчдоз?.;:о ^здосаатомг-з, П5&жглчас£а отгутступг методические расрг.-:з*:д:т прэподатм;;;:

5 обргбо'лш дгзвеепш. Нсдосгаго^гсо гнпганио уделяете:; сэзда'лко материалов, •¡:о.пра'л:Ъ;'--!"^: га разгптпо тзорчеекмг- пое-момдесто:; студе.г.'оз средствами народгоН рэзьба по дереву.

В данном ^следовании оая создог! у":ггЧ:о-мзтзд;г:оский ко:жс:гз (У—согзтаггз'З э себе разносора$^:з дидактические материалы, сэогэл.дугпз подзгогу реализовать згдапя Ьосгаяагсш, развития •гдзрутесгж качеств л!рп-:ост:г.

Анализ и отбор тех или иных компонентов УШ по художественной обработке дерева обусловлен прежде всего содержанием учебного материла, целью и задачами учебной деятельности, дидактическими свойствами материала, особенностями контингента студентов ХГ£>, необходимостью использования возможностей каждого элемента учебно-методического комплекса, направленного и на гуманизацию обучения.

УЖ состоит из следуюсшх элементов: директивные документы по организации обучения; методические материалы для преподавате- \ лей; печатные пособия для студентов; наглядные к технические ,

средства обучения. |

Анализ практики освоения художественной резьбы по дереву, I основанной на национальных традициях, выявил трудности, с которыми I встречаются студенты в процессе творческой деятельности. Это слабое овладение приемами и навыками обработки материала, недостаточные знания технико-художественных особенностей дальневосточной резьбы по дереву, поверхностное знание орнамента, принципов формообразования, композиционных закономерностей организации фронтальных и объемных художественных предметов (изделий;, способы создания образцов, характерных для народного искусства Дальнего Востока. Необходимость решения данных вопросов определяет актуальность выбранного наш направления исследования.

Таким образом, противоречия между.потребностями общества в сохранении народного искусства Дальнею сточного региона и нодоб- I таточной практической разработкой активизирующих средств обуче- ; ния студентов на основе национальных традиций позволило определить ' п^обле^у исследования, которая состоит в изучении развития, нацко- ! нального декоративно-прикладного искусства коренных жителей Даль- ! него Востока, в поиске средств развития творческой активности сту- I дентов в процессе художественной обработки древесины и разработке). ' учебко-методического комплекса по этому предаю ту, направленного на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности студентов ХГФ.

Цель исследования заключается в том, "Чтобы на основе специальной литературы выявить особенности художественной обработки дере-' ва в национальной культуре малых народностей Дальнего Востока, провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам развития творческой ак ти внех.у студентов и на отой основе разработать научно обоснованный учсбно-методическиЙ

комплекс по художественной обработке дерева, направленный на развитие творческой активности студевтов и способствующий интенсификации учебно-воспитательного процесса по этому предмету.

Объект, исследования: учебно-творческая деятельность в процессе обучения художественной резьбе по дереву студентов художественно-графических факультетов педагогических учебных заведений, расположенных в Дальневосточном регионе.

Предмет исследования: творческая активность студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины на материале народного искусства Дальнего Востока.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности студентов будет более эффективным', если:

- процесс обучения будет обеспечен необходимым УМК (учебно-методическим комплексом), который разработан на основе народного искусства Дальнего Востока и с учетом национальных, самобытных традиция;

- в процессе освоения народной худо ?ке с таенной резьбл по дереву будут целостно и Еза!п.:освязано изучаться и друте виды народного творчества;

- народно о декоративно-прикладное искусство будет ву.ступатъ одним кз средств поптаеняя творческой активное?;: студентов ХГ1>.

На осноиз гипотезы и поставленной цели, которые будут спо-собсУЕогать разаитют творческой активности, сояраногою и развития народного кскусстгл Дальнего Востока были определена золями ясслелоппяпя:

Провести анмпз педагогической и специальной литературы по лроб.тс::з рловп'лш 'Творческой активности студентов ерэдегкега ху-деггс'псшюЯ оС'ряботкп дрспэс::ш но. материале Дальнего Востока.

Рпграбокнъ учобно-методэтоскнЛ комплекс по художественной сбр^отао с учетом нацкоиллыгас традиций маяих народно-

Лгяьиосесгопного региона, изпрззлежЛ иа развитие творческой студентов ХГ'>.

Экспериментально пропорить сфузксксшсгь разработанного учс5::о-::'2тод:?-:ас1:ого комплекса. в оргш^задкя и прЗЕвдснкп' зашагкХ г.з нудогсо'ггсг.г.ой обработке дзрзва.

11э?ОПОГОГ"'-'СС^П ОСНОВУ ПССЛОГ,ОВ,у1ПП состпвлдат ПОЛО;:'.С-Н;!Я !!::осг;;:-л, гскусст^огнакнл, криологии, педагогики о тзорческо-,~зп"ол*:>:остпоП сучкаста личности, закономерностях ее £ор»:кр>эв?«тя я ргтгт-к:, об искусствэ как специфической форме обквегсенкого

Методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме народного художественного творчества, по педагогике, психологии, этнографии, истории культуры Дальневосточного региона. Фотографирование, зарисовки, сбор полевого материала по народному искусству. Педагогический эксперимент. Анализ программных, курсовых и дипломных работ по декоративно-прикладному народному искусству студентов. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы с профессиональными и народными резчиками, преподавателями и студентами ХГФ.

Научная новизна исследования состоит в обосновании сущности творческой активности, выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования народного искусства как средства развития творческой активности студентов; изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с ооус-ловливающей их природно-социальной средой. Практические выводы могут быть использованы не только на ХГФ, ко (с некоторой адаптацией; и в различных педагогических училищах, общеобразовательных и художественных школах Дальневосточного региона, а также в других местах развития народных промыслов. Основной подход к созданию учебно-методического комплекса, его структура по аналогии могут быть применены в различных регионах нашей страны.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций, учебно-методических . посооий по использованию народного декоративно-прикладного искусства в практике преподавания художественной обработки древеси-1ы на ХГФ, применение которых существенно повышает уровень развития творческой активности студентов. :

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теорети- | ческие положения философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы в творческом развитии личности, художестЕенно-оОразном освоении действительности; экспериментальной проверкой основных теоретических положений, объективным анализом полученных результатов, проверкой эффективности ш- . явленных: принципов организации занятий по художественной обработке древесины с применением УМК.

Апробация исследования проводилась на ХХХУШ научной конференции в ХГШ (г.Хабаровск, 1989), Ленинских чтениях в ШГУ им.В.И.Ленина (Москва, 1990, 1991,1992), Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 1991), на заседании Совета факу-

льтета ХГФ !Ш1У ш.В.И.Ленина (Москва, 1991), на заседаниях кафедры декоративного искусства МШУ им.В.И.Ленина.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Оседай объем диссертации составляет 153 страницы основного машинописного текста. Он содержит 4 таблицы» 23 рисунка (в им числе 4 диаграммы;. Список литературы насчитывет 219 наименований.

ОСНОВНОЕ ООДЕРаКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, опрз-деяеш цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Декоративно-прикладное искусство в процессе изучения национальной культуры малых народностей Дальнего Востока" изложена история развития декоративно-прикладного искусства малых народное;^ Дальнего Востока па основе анализа литературных источников, Выявлено, что резьба по дереву является одн.м из основных видов художественной обработки древесины в Дальневосточной национальной культуре. Ршпзлеш художественные и технологические особенное?:» дальневосточной резьбы по дерзну.

На сеново проведенного анализа в диссертации показано, что история раояится дзгеоратипно-прикладного ::скуссгза кародот», па-седклспс Дальний Восток, некз?ленно привлекао? вигаание русских •л гзтг/бетлчке учэкых п исследователей.

Падало оиого^ноского и культурного освоения Дальневосточного р';!':ГО!-;а п ССрОДГ'ПО ХШ-Х1Х по коз псслута.о толчком для ИЗУМЛЯЯ псюп^л п;:ого'глзте,.-г.итх племен I! пародов. Благодаря оитузглг^ зс::-л^пр^гсодглзв-го'тг^гст'лоынпков :тг.:гэтся довольно цс-пьтлс о

¡•"-к.глор".-;: •//.;' ::у;;ьтурп ьаседеппя о то го рег;:о;;", с> хооя:! етвонпой "0!1Тй.П!-":-с"п и гуль'."ог:п обряда:-;. Эти материала логл1; з осмогу 2-'да гослэдога-шй, сосзздвккнх историк Дальнего Во сто кг.

-'.'/И В та :.:о ~рз::я с.тодус? ок,'8?::'Лэ, что е?ет:;!НЯ от:: .ззсь:::л

:: };•:; дат/,; гчдпзго прздетй'ътагл о до;;орс.?:ал:а-прг,:;.г:адно:*

С со С о проявился пнтсрос путоозстсзигчЕО» и. "сслодоцсл'злз^ к ".ргу^цг деятельное":! п культура народов Дальнего Востока поело пр^сое.тлгошя! оюго края к Рос г.гл, Период, оятцеаякй ррглм с езрздшп -;,Лл езка до качала XX пе <а» характерен многими гаучп«.'п; пссдедоггг.илмп (В.Г.Бэгораз, Ф.К.Волков, Р.К.Маок;

С.И.Руденко, Л.И.Шренк, Д.Я.Штернберг и др.). Серьезно изучается культура дальневосточных народов в историко-этнографическом, ар-, хеологическом, антропологическом и филологическом планах.

Из многих работ иностранных авторов большую ценность представляет монография видного американского востоковеда Б.Лауфера "Декоративное искусство амурских племен". Взгляды ученого важны прехде всего как одна из первых попыток осмысления этого искусства, его структуры и содержания.

Планомерное, систематическое и глубокое изучение народного декоративного искусства коренного населения Дальневосточного региона продолжалось и в советскую эпоху (С.В.Иванов, А.П.Окладников, А.П.Деревянко, И.П.Ларов, Ч.М.Таксами, Н.И.Каплан, Т.Б.Миланская, Н.В.Кочешков и др.) Исследователями отмечалось, что традиционное народное декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков и является фундаментом со временно ¡1 культуры, источником нравственной силы, духовности народа.. Теоретическое и практическое освоение народного искусства может служить своего рода камертоном для выработки" самостоятельных оценок современной художественной жизни.

Исследователи и практики единодушны в необходимости использования народного искусства в процессе обучения, встетического и нравственного воспитания и развития у молодежи художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведения искусства.

В диссертации показано, что народное искусство, как неотъемлемая часть материальной культуры Дальневосточного региона, должно не только изучаться студентами ХГФ, но и по возможности развиваться и широко пропагандироваться на занятиях в школе.

Знание этноса - ото часть культуры и творческого развития молодежи. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда сгаяь остро стоят вопросы национальной политики ооцества.

Приооиение студентов к народному искусству изг.ст осуществляться различными средствами. Наиболее интересной областьо народного творчества являетсядекоративно-прикладное искусство, которое включает в себя художественную обработку как мягких, ты: и тврдых материалов. К тверды:.! материалам относятся разлкедыо породы дерева. Основным видом художественной обработки дроьесиш в дальневосточной национальной культуре является резьва.

В диссертации рассматриваются различные предметы утилитарно-

бытового и религиозно-культового назначения, выполненные народными мастерами, инструменты для их изготовления, раскрываются свойства древесины различных пород, даются ооразпы изделий из дерева с резьбой (ложки, коепи, блюда, игрушки).

В работе отмечается, что главным в национальной резьбе является декорирование изделий неповторимым орнаментом, имеющим свой выразительный образ, свое назначение. Сравнивая некоторые изделия, которые описывали исследователи в конце XIX века-с более позднимии находя, что они мало чем отличаются друг от друга, можно сделать вывод, что народные традиции имеют глубокие корни в сознании людей и обладают большой ценностью в их внутреннем . • духовном мире. ■

Эти традиции живы. Они в сердцах людей вызывают эмоции, ко-: горые делают духовно богаче, пробуждают желание познать их и юпользовать в повседневной жизни. Они развивают художественные -тотребпости н активизируют творческий порыв.

Резьба по дереву у народов, населяющих Дальний Восток,- тлеет ;вой язык и свои характерные законы. Народные резчики по дереву фнменяли много еидов художественной обработки древесины. В дис-¡ертации рассматриваются разнообразные приемы резьбы, -основные ■руппы орнамента и его эволюция в развитии. -

Рассмотрев художественные н технолоигческие особенности даль-ювосточноЯ розьбц по дереву, в работе сделан'вывод, что мастера пали розлнчше породи древесины, особенности ее микро- и макро-труктурп, физико-механические и декоративные свойства. Они обладай богаагм технически.? арсеналом средств, приемов резьбы по ереву, 1":-зли гасокий художественный вкус. Овладевая техническими / рисками, нзродшю мастера использовали опыт старших поколений мельцев, сохраняли и раз писали в своем творчестве лучгзие нацио-альнтм трад:з?!п1. '

Во второй г лаге "О сноп то принципы развития творческой актив-остн студентов ХГО в процессе обучения резьбе по дереву" опреде-ястея сутулость творческой активности н принципы ее развития в рзцсссз сбучо::"',7. Рас с? гатр] I псе тс л учебно-методический комплекс э художественной обработка дерева как средство развития творче-яоП сдлчшюстн студентов ХГЗ. Определяется методика проведения ^дагог:г:сс::ого окспор:мснта с использованием УМК и даются резу- • ьтап проведенного эксперимента.

Проблема теортзетга и разпиия творческой актнгности личности

является одной из сложных для исследования как в философии, психологии, так и в дидактике, педагогике. Однако рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в нас то шее время. Сложной отой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих возникновение природы творчества и активности личности. К таким факторам относят природные задатки и индивидуальные особенности личности, творческие особенности личности, творческие способности и проявления активности индивида в процессе деятельности. Особое внимание уделяется деятелькостно-практической стороне творчества и указывается на необходимость активности субъекта в творческом процессе, поэтому исследователи применяют термин "творческая активность" личности.

Прежде всего творческая активность понимается как активность человека в том или ином виде творчества: научном, техническом, художественном и т.д. В зависимости'от отого активность приобретает существенные признаки и специфические особенности творчества.

В диссертации указывается на неоднозначность взглядов многих ученых на сущность творчества, на содержание его логических .этапов, рациональных элементов, что позволяет специалистам строить обобщенные модели творческого процесса. Рассматривается взгляды Б.Л.Левина, Я.А.Пономарева, ¡Д.С.Кагана, связанные с творческой деятельность«, даются первичные' признаки творческого каиавш по Л .Б. Ермоласвой-Тоыиной.

В работе показано, что учебна;! процесс шикмагсся как ел,а или род шонашш, а деятельность студентов в эначигельшП »ерэ моьоу быть организована и интерпретирована, как деятельность 'ееор-ческап. Па атом основании деятельнооть съ'удшгс., иск ¿удуасго учителя, направленная на профессиональное сатаео1кр:пе;;е'Г1ош.;:е, приравнивается п созидательной рвяшыаеяи, гдгра>;е:."-:)й ь р^.уль-татах творчества.

На основании ашшюа псьтолого-аодагох^токои л;пй|.гд;фк ко проблемам развития творчески:-: спосоокосУйЯ обучао;.е.:х ;; -дол.:.'; наиболее обвдео прпкцввд рс&вя^зд сдесоо:-.остой егдаии-лв з хсашжноЯ деягияыюсы: лрлнцк; диаде пгзма; го оп-.зй^-

ния к окружающим; принцип со*руд;л;чостт; разек-^лл досгактоя высокой самооценки У «гудонул; принцип юетшатм подлгого': с,л'; тсорчсской' активности.

'Дается характеристика приаджос реэшгаш тпор-кс.с,::: сг.ессб-ностей студентов, которая в полной мэре соотдокптсй с развитее..:

творческой активности обучаемых в процессе изобразительной деятельности.

В данном исследовании, исходя из его цели и задач, под творческой активностью понимается качество деятельности студента в процессе создания Объективно нового продукта (будь то элемент резьбы или целая композиция), в который студент вложил свои зна-. ния, применил усвоенные на занятиях умения и навыки в новой для него ситуации, проявил эмоциональное отношение (мотивы, интерес) к продукту деятельности.

Определено, что эффективность процесса развития творческой активности зависит от применяемых средств активизации учения и от организации познавательного процесса. При этом учебный'мате-риал становится предметом активных действий каждого субъекта обучения на разных уровнях (репродуктивно-подршхательном, поисково-исполнительском, творческом). Казднй уровень активности обучаемых проявляется при выполнении художественной деятельности.

Анализ литературы показал, что для определения уровней развития творческой активности студентов в процессе деятельности можно, вццелить следующие компоненты: мотивационный,содержательный, операционный и оценочный. Эти компоненты выделены условно, поско-" льку в реальном процессе обучения все они взаимосвязаны, хотя и имеют сбой специфику.

Выявлено, что одним из действенных средств активизации учения является самостоятельная работа, требующая различного характера деятельности. В связи с этим з методическом плане исследователями разрабатывается содержание заданий и упражнений, которые служат средством развития творческой активности обучаемых при целенаправленном использовашт народного искусства (Е.А.Асьш-ханэв, Д.М.Бетнарь, Л.Н.Лвбарская, З.И.Паздникова, Г.М.Тымкиев ■ и др.). Ими отмечается, что содержанке заданий, изучение национальных трад!ядиП и культуры, использование самобытных объектов для наглядности в обучении создают ситуации интереса и способствует активизации процесса обучения. .

В диссертации рассматриваются теоретические основы сушюсти . самостоятельной работы, дана классификация ее видов по задания,), которые организуют познавательную деятельность студентов, определены требования к проведения работ творческого характера.

Раскрытие сущности творческой активности студентов в щоцессе обучения дало основание для определения основных принципов ее раз-

вития: принцип целеполагания, доступности, принцип наглядности, -индивидуализации, принцип диагностичности результатов самостоятельной работы.

Реализация выделенных принципов развития творческой активности студентов ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусст ву обеспечивается при взаимодействии преподавателя и студента через учебно-методический комплекс (УМК).

УМК - это система учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой, которая позволяет успешно решать учебно-воспитательные задачи современной школы. При отборе элементов учебного комплекса необходимо учитывать следующие обстоятельства: научность и современность; педагогические аспекты; взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования; психологические требования; физиолого-гигиешческне требования; эстетические аспекты; оптимальное соотношение элементов комплекса; дополнение элементов комплекса.

УМК по художественной обработке древесины, разработанный на материале народного искусства Дальневосточного региона, должен отвечать принципам единства и многообразия в обучении. Единство 'предполагает усвоение студентами материальных к дудеялых ценностей, созданных народом, а многообразие определяется и обусловливается этническим самосозданием и религиозными традициями.

Выявлено, что соблюдение этих обстоятельств и принципов в построении содержания учебно-методического комплекса по художественной обработке хровескш дает возможность прешдпвслел» ХГФ более эффективно ровнвать творческую шстегшосяь и са'.юсюя-тельиост!» студентов в процоесо обучения рзоьбе но допову т теркало народшго искусства. В диссертации дапа схруигура ШС, которая представлена схематично в вндо блоков и пэсле-

довательно раскрывается содержание отдельных одоментоа, иэ'юр-лз подразделены на более молкни единица.

Особое внимание отшдитсп опкешнго содержания ачясадгдг;«»-них работ, где опродедеш цель, задачи, фораа в^регдшг.к результата задания, инструмента дли ого наложения, т?зргку;а, ния к изготовлению изделия у. образец работы и •¿■озашог^чоская карта. Представлены два шут карг: ко ошюшкро; по иагдлрдакс' изображения. Они содеркат предварительные сведения ш оСри1о-~.№ и отделке изделия, а так-ш правило по безопасном приемам тзаосч;.' с рокуарм инструыеиюм.

В исследовании сделано предположение о том, что'использование элементов УМК в системе на разных этапах учеоно-воспитательного процесса (в зависимости от целей) даст возможность активизировать познавательную деятельность студентов ХГФ, повысит их потребность в познании, и, следовательно, будет выступать в ка-' честве средства развития творческой активности обучаемых. На основании этого предположения был проведен педагогический эксперимент который позволил исследовать процесс развития творческой активности студентов ХГФ в процессе занятий резьбой, по дереву.

Необходимость педагогического эксперимента состояла в том, чтобы показать, какие результаты ооучения могут быть достигнуты ■ при использовании учебно-методического комплекса (УМК), раэра-' ботанного на основе национальных традиций мастеров Дальневосточного региона» п процессе развития творческой активности студентов. С этой цель» были поставлены следующие задачи:

- выявить начальный уровень активности студентов (репродук-тивно-дадражательный» поисково-исполнительский, творческий), принимавших участие в экспериментальном исследовании; •

- определить целесообразность использования УМК в процессе занятий резьбой'по.дереву и его влияние на развитие творческой' активности студентов ХГ5; •' -

- определить, меняется ли отношение студентов к декоративно-прикладному искусству в целом и к занятиям по'художественной обработке древесины» й частности, при экспериментальном обучении.

Для проведения констатирующего эксперимента были разработаны задания для самостоятельной работы, содержание которых оценивалось по пяти показателям: К01Я103ИЦИЯ, аккуратность, использование литература, самостоятельность, оригинальность.

Было принято, что репродуктивно-подрачательная активность . студента поражается в правильном пользовании инструментом при иеполнсмп! задания по образцу. Поисково-исполнительская активность проявляется в большей степени 0,самостоятельности исполнения задания» требующего частично-поисковой деятельности. Творческая активность достигаемся з' Процессе полностью самостоятельногп поиска к Егтолне1П1Я задания с конкретно поставленной целью, а такяо при работе с литературными источниками.

На. основании этих показателей был получен начальный уровень активности студентов й контрольных и экспериментальных группах.

Результаты констатирующего эксперимента и наблюдения за

деятельностью студентов в процессе выполнения заданий показала, • что студенты первого курса имеют репродуктивно-лодражательную активность и готовы к самостоятельным работам по образцу. Второкурсники - к поисково-исполнительской деятельности, имеющей большую степень самостоятельности.

Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сложности содержания заданий и предположить, что применение технологических карт и методических рекомендаций позволит активизировать познавательную самостоятельность студентов. Кроме того, если разработать содержание самостоятельной работы на основе национальных традиций искусства малых народностей Дальневосточного региона, то они будут способствовать развитию познавательного интереса, эмоционального отношения к деятельности и, следовательно, повысят творческую активность обучаемых. На основании этого была разработана методика проведения обучающего эксперимента.

• В обучающем эксперименте было принято, что творческая активность может быть представлена тремя уровнями:

1 уровень (низкий) - определяется качеством выполнения самостоятельной работы по образцу, которая требует ¡репродуктиьно-'подражателыгой активности;

2 уровень (средний) - требует лоисково-исполнитсльской активности и достигается в результате выполнения работ частично-поискового характера;

3 уровень (высокий) - определяется при выполнении работ творческого характера, которые требуют полной самостоятельности б исследовательской деятельности.

В эксперименте считалось, что заданный уровень достигается, если студент самостоятельно выполняет задание, умело попользует литературные источники, ошибок при совершении действ;:;: операций не делает, но допускает нозпачителыие неточности, которые мэ.т.ет исправить самостоятельно.

Результаты обучавшего оксперимзп^а показыва»?, что все студенты окспориментальшх групп достигли высокого уроки •ггорческой активности, а в контрольных группах - лизь половина обучсс:*«: (53$). Это объясняется тем, что в окспорписняалмод обученда ис- \ пользовался У'¿К, разработан;д:л ¡¡а оспосз народного пскуос-гва Дальневосточного региона. Зто подтверждается и анкьгк^л опросом респондентов, где отмечалось по вишенке ¡н-псреса к худо:.:ослз1г2:о;'1 обработке древесины у большинства студзнтоз (87,3) окспер5£.:ош:ал1шз£

групп. Респонденты отвечали, что они узнали много нового и интересного об обычаях и обрядах народов Дальнего Востока (83%). При работе над изготовлением того или иного предмета, при поиске его формы и декоративного орнамента ил приходилось обращаться к литературе (92%), а затем самостоятельно разрабатывать эскизы изделия, т.е. у студентов возникала потребность в приобретении новых, знаний самостоятельно.

Респондентами контрольных (91%) и экспериментальных (98%) групп подчеркивалось, что методические рекомендации и технологические карты заданий очень помогали юл освоить операции и действия по обработке древесины, что с их использованием быстро запо--минается последовательность работы над заданием и приемы работы ' _ режущим инструментом. • ,

Организация проведения занятий и оборудование учебной мастерской не вызывало замечаний у большинства студентов (68%) как контрольных, так и экспериментальных групп.

Проведенное исследование- подтвердило целесообразность.предложенной методики использования народного декоративно-прикладного, искусства Дальнего Востока как средства развития творческой активности студентов».

Полученные результаты' свидетельствуют об увеличении количества студентов с высоким уровнем развития творческой активности 3' экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила го предположение, согласно которому народное декоративно-приклад-:о& искусство- монет выступать эффективным средством развития твор-геской активности студентов ХГЗ.

В заключении подведены итоги исследования.

Выполненное исследование является одним из аспектов указаний проблемы. Ее дальнейшее раскрытие может быть связано с иэу-гонием влияния народного декоративно-прикладного искусства Даль-;его Востока на развитие творческой активности студентов на за-ятиях по изобразительной деятельности.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы.

I. Совершенствование обучения студентов ХГО резьбе по дере-у.//Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического зспитания./Межвузовский сборник научных трудов.-М.:Изд-во Прометей"' ИПГУ им.В.И.Ленина,. 1990, - С.121-130.

2. Выбор объектов труда и учеоных заданий как средство по- . вышения творческой активности студентов на занятиях резьбой па-дереву (на материале Дальневосточного региона)//Совершенствование ' психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов художественно-графического факультета к работе в школе. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, зав.кафедрами, деканов ХГФ, - I том. - Уфа, 1991« -

С.122-124.

3. Условия развития творческой активности студентов в процессе обучения резьбе по дереву на материале Дальневосточного региона.//Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1990 г. Тезисы докладов, часть П, - М.: Иод-во "Проме-ч тей" ШШ им.В.ИДенина. К91. - СД12.

4. Некоторые особенности подготовки учителя основам декоративно-прикладного искусства (на материале народного искусства . Дальневосточного региона). //Проблемы педагогического образования. Семинар аспирантов и молодых учених психолого-педагогических ' кафедр ШГУ, Тезисы докладов. - М,: Изд-ю "Прометей" ЫПГУ

■ имени В.И.Ленина. 1991. С,37-38.

5. Об использовании кароднш традиций на занятиях по декоративно-прикладному искусству в процессе подготовки учителя ИЗО, (На материале народного цскусства Дальневосточного региона;.// Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы ЛГ1ГУ им.В.И.Ленина за 19Э1 г., посвященной 120-до'лгэ основ:»- . ния университета. Серия: Гуыанитарше науки. - И."Изд-во "Прометей" КГЙУ и,5,В.И.Ленина, 1992. - С.189-191.

6. Народное искусство в системе подготовки по 1.:33.//Материалы научно-исследовательской работы «ШГУ км.В.И.Лонинс. за 1991 г., посвященной 120-лоу;м основания университета. Серия: Гуманитарные науки. - П.: Нзд-во "Прометей" МПГУ цл.В.И.Дскина, 1992. - С.168-170. В соавторство.