Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах

Автореферат по педагогике на тему «Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ли, Николай Геннадьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах"

На правах рукописи

Ли Николай Геннадьевич

СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Москва 2005

Работа выполнена в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки

Российской Федерации

Научный руководитель:

действительный член РАО, Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор КУЗИН Владимир Сергеевич

Официальные оппоненты:

член-корр. Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Борис Георгиевич

кандидат педагогических наук, доцент ПЬЯНКОВА Нина Ивановна

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

I

Защита диссертации состоится 19 декабря 2005 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд.

№551).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_»

2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Игнатьев С.Е.

»

Ш16С0

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. В современном состоянии архитектурно-строительного образования в стране, в его структуре и специфике со всей очевидностью проявляются существенные противоречия, препятствующие полноценному развитию профессиональных качеств средствами рисунка в подготовке будущих архитекторов.

Рисование фигуры человека представляет собой многоплановый процесс, включающий в себя:

- развитие творческой личности как главного фактора профессиональной деятельности архитектора;

- развитие профессиональных технических навыков в аспекте единства художественного языка рисунка и архитектуры;

- развитие объемно-пространственного, художественно-творческого и композиционного мышления.

Наиболее важным моментом в этом процессе мы считаем именно формирование творческой личности, поскольку образ человека является одним из наиболее приоритетных в мировом искусстве и особенно в архитектуре.

Вся архитектурная деятельность и практика проектного творчества базируются на графической технике, посредством которой будущий специалист выражает свои творческие идеи и замыслы.

В формировании профессиональных навыков и в дальнейшем -графической культуры - большую роль играет, в первую очередь, курс учебного рисунка и, особенно, раздел, посвященный изучению и рисованию фигуры человека.

Роль учебного рисунка в архитектурно-строительном образовании является основополагающей. В процессе практики рисования при создании необходимых условий происходит активное формирование духовно-творческой личности, что является одним из ценностных качеств будущего специалиста. Одновременно развиваются не менее важные профессиональные качества: художественно-графические навыки, без чего невозможно представить архитектора в реализации творческой деятельности. Уровень художественно-графической подготовки в вузах напрямую зависит от уровня качества обучения рисунку, а качество обучения - от качества и обеспечения методических средств и технологии обучения, направленных на профессионально-ориентированную специфику образования. Отсюда следует, что специфика образования предопределяет специфику методики обучения рисунку фигуры человека.

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА

...........—*

В архитектурном образовании рисунок призван обеспечивать качество профессиональной подготовки, которое должно отвечать требованию квалификации данной специальности 270301 «Архитектура». В этой связи, считаем, что при наличии эффективных методических разработок и психолого-педагогических условий, с учетом направленности образования, откроются большие возможности для проявления творческих способностей в решении профессиональных задач архитектурного творчества. На сегодняшний день приходится констатировать, что в современной практике обучения рисованию фигуры человека в специфике архитектурного образования, учитывая сложность строения человеческого тела и разного рода закономерностей, практически отсутствуют четко отработанные на научной основе эффективные меюдические разработки по многим положениям в рисунке. Это в значительной степени осложняет процесс обучения студентов рисованию фигуры человека, который в свою очередь мог бы стать формирующим фактором в их учебно-творческой и профессиональной деятельности. Изучению вопросов профессиональной подготовки специалистов-архитекторов посвящены исследования A.B. Степанова, Б.Г. Бар-хина, Н.Ф. Метленкова, А. Гутнова, В.А. Киселевой и др. Для будущих архитекторов, помимо других профессиональных качеств (логического, аналитического, объемно-пространственного и творческого мышления), свободное владение графическими приемами является одним из ключевых моментов в аспекте профессионализма архитектора.

Теоретические и психологические основы профессиональной подготовки специалистов средствами изобразительного искусства, на которых базируется обучение, отражены в научных трудах H.H. Ростовцева, Г.Б. Беды, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, В.П. Зинченко, Н.К. Шабанова, А.П. Яшухина, Ю.В. Новоселова и др. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в современной образовательной среде рассмотрены в трудах М.И. Махмутова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконина, И.А. Зимней и др.

Исследования и опыт практической работы позволяют констатировать, что проблема повышения качества обучения посредством методики рисования, в частности фигуры человека, требует дополнительного изучения. Поскольку именно этот раздел (методика построения изображения) является наиболее уязвимым звеном в цепи общей теории и практики обучения рисунку и его реализации в системе архитектурно-строительных вузов, особую актуальность приобретает проблема разработки современной ме-

тодики обучения рисованию фигуры человека в рамках специфики общего и профессионального образования.

Актуальность проблемы исследования вызвана существующими противоречиями между:

- требованиями специфики архитектурно-строительного образования в интеграции междисциплинарных связей архитектурного и изобразительного циклов и дезинтегрированностью этих связей;

- существующей традиционной методикой обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном образовании и современными

1 требованиями специфики архитектурно-строительного образования;

- существующей на практике традиционной методикой и уровнем ка-| чества обеспечения теоретических и методических разработок. Данные

противоречия послужили основаписм для выбора темы нашего исследования.

Цель исследования

- разработать эффективную для данной специфики образования методику обучения рисованию фигуры человека, направленную на успешное формирование основ профессионально-творческой компетентности будущих специалистов - архитекторов;

- оценить эффективность использования разработанной методики в процессе обучения рисунку, учитывая специфику архитектурных дисциплин.

Объект исследования. Процесс обучения рисунку студентов 3-4-х курсов архитектурно-строительного вуза.

Предмет исследования. Теоретические основы и методика обучения рисунку фигуры человека в архитектурно-строительном вузе.

Гипотеза исследования. Разработать эффективную методику обуче-г ния рисунку фигуры человека в процессе художественно-графической

подготовки студентов архитектурно-строительных вузов возможно при условиях:

- учета специфики направленности образования и формирования профессионально-творческой компетентности будущих архитекторов;

- учета и реализации саморазвития личности студента в учебно-познавательном, в учебно-творческом и учебно-преобразовательном процессах;

- разработки, теоретического обоснования и внедрения принципов методической последовательности и системности применения методики обучения в ходе всего учебного цикла, для повышения качества знаний, умений и навыков в области рисунка и архитектурного проектирования.

Задачи исследования

1. Осветить историю проблемы обучения рисованию в профессиональных высших учебных заведениях.

2. Изучить теоретические и психологические закономерности учебного рисунка и сформулировать основные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке архитекторов средствами рисунка.

3. Определить наиболее современные эффективные способы обучения рисованию фигуры человека и на этой основе разработать методику обучения рисованию фигуры человека. Оценить эффективность использования предлагаемой методики

4. Выбрать критерии оценки способов обучения.

5. Устранить выявленные недостатки в существующей методике обучения рисованию фигуры человека.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- Теоретико-методологический анализ специальной (педагогической, методической, психологической, искусствоведческой) литературы.

- Изучение и обобщение педагогического опыта.

- Эмпирические методы - текущий мониторинг (наблюдение, собеседование, анкетирование).

- Праксиометрические методы - оценка результатов деятельности.

- Психолого-педагогический эксперимент.

- Статистические методы обработки данных.

В основу работы положены следующие теоретико-методологические принципы:

1. Формирование и развитие личности средствами изобразительного искусства в общей профессиональной подготовке (H.H. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, и др.).

2. Саморазвитие личности в процессе деятельности - теории профессиональной педагогики (Л.С. Выгодский, Б.Д. Богоявленская, O.A. Артемьева, В.А. Сластенин, А.Л. Денисова и др.).

3. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся и развитие их мыслительных процессов (И.Я. Лернер, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.Д. Леднев, В.П. Беспалько, П.Р. Ату-тов и др.).

База и этапы исследования

Исследование проводилось на кафедре рисунка, живописи и скульптуры архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства с 1989 по2005 год и включало три этапа:

1. Формирующий и обучающий.

2. Обучающий и развивающий.

3. Контролирующий.

На первом этапе (1989-1994 гг.) изучалось состояние методики обучения рисованию фигуры человека, его теории и практики профессиональной подготовки архитектора, анализировался характер учебного процесса архитектурно-строительного образования, изучались теоретические и психологические закономерности учебного рисунка. В результате были сформулированы гипотеза исследования, уточнены цели и задачи, разработана последовательность проведепия опытно-экспериментальной работы, определены методы и сроки. Проведен констатирующий эксперимент. Сформулирована программа обучающего эксперимента.

На втором этапе (1995-1999 гг.) определялась специфика методики процесса обучения рисования фигуры человека, была выполнена корректировка и усовершенствована система интеграции изобразительных средств и архитектуры, произведен отбор наиболее эффективных методов, форм и средств обучения рисунку, повышающих качество обучения, формирования художественно-графических навыков и профессиональную компетентность будущих специалистов. Отрабатывались приемы активизации учебно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки. Были сформулированы требования к разработке и использованию специальных заданий по рисованию фигуры человека; разработаны и внедрены в образовательный процесс методические принципы построения изображений фигуры человека.

На третьем этапе (2000-2005 гг.) подводились итоги контролирующего эксперимента, определялись количественно-качественные результаты, оформлялись выводы и итоги проделанного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- разработана эффективная модель методики построения изображений фигуры человека, основанная на геометрическом, конструктивно-структурном, анатомическом анализе и графической передаче форм человеческого тела и его деталей.

- обоснована целесообразность и необходимость использования разработанной методики в учебном процессе, направленном на эффективность обучения рисунку фигуры человека и формирование художественно-графических навыков у студентов архитектурно-строительных вузов;

- определена количественно-качественная характеристика методических разработок для повышения эффективности обучения рисованию фи-

гуры человека с учетом требований подготовки архитекторов как основы активизации профессиональной деятельности обучающихся;

При этом опорой послужили теоретически и практически важные для учебного рисунка закономерности - пропорция, перспектива, анатомия, механика, динамика, статика, ритм, законы света и тени и др. Разработанная методика способствует формированию и развитию объёмно-пространственных и конструктивных представлений, в том числе совершенствованию художественно-графических навыков у студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном образовании, обеспечивающей повышение качества обучения рисунку, формирование основ профессионально-творческой компетентности у будущих специалистов - архитекторов.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплектов, при обновлении Государственных стандартов, а также в системе повышения квалификации специалистов -преподавателей художественно-графических дисциплин.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного исследования обеспечиваются использованием предшествующих научно-обоснованных результатов психолого-педагогических и методических разработок; выбором взаимодополняющих методов художественно-педагогического исследования, соответствующих поставленным задачам; применением статистических методов обработки данных педагогического эксперимента, а также результатов эксперимента, нашедшими применение в конкретном образовательном процессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная автором методика обучения рисованию фигуры человека в специфике архитектурно-строительных вузов, направленная на повышение качества обучения и формирование профессионально-творческой компетентности будущих архитекторов;

2. Методика и результаты оценки эффективности внедрения в учебный процесс методов обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе, проведенного в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства.

3. Предложения по практическому применению разработанной методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на кафедре «Рисунок, живопись и скульптура» архитектурного факультета

Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в 1989-2005 гг. и в лицее архитектуры и дизайна №3 г. Пензы. Теоретические и методические разработки и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры "Рисунок, живопись и скульптура", на заседаниях архитектурного факультета и на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» университета, на кафедре «Рисунок, живопись и скульптура» архитектурного факультета Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии (2004 г.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (1998-2005 гг.), на кафедре «Рисунок, живопись и скульптура» Самарского государственного архитектурно-строительного университета (2004 г.), на кафедре «Архитектура» Уфимского государственного нефтяного технического университета (2005 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается степень ее разработанности, формулируются цель исследования и задачи работы, определяются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические и психологические основы обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах» рассматриваются теоретические и психологические основы обучения рисованию фигуры человека и особенности его преподавания в архитектурно-строительных вузах. В главе анализируются исторические и современные тенденции развития методов обучепия рисунку в системе архитектурно-строительных вузов, выявляющие его структуру и специфику, а также теоретические и психологические закономерности учебного рисунка, определяются основные противоречия в структуре образования, препятствующие качественной подготовке будущих архитекторов, рассматриваются теоретические и практические возможности совершенствования профессиональной подготовки специалистов средствами рисунка.

Проведенный исторический анализ методов обучения рисунку в вузах в период с 1930-х годов по настоящее время показал, что:

- обучение рисунку в 30-х годах происходило в обстановке противоборства двух направлений, так называемых «левых» и «правых». В такой ситуации обучение носило двойственный характер. Одни обучали по

принципу так пазываемого «свободного воспитания», другие - следуя традициям реалистического рисунка. Несмотря на это, методика обучения имела тенденцию к развитию;

- довоенный период характеризуется становлением развития советской школы рисунка, базирующейся на лучших традициях дореволюционной русской школы рисования П.П. Чистякова. К плеяде лучших художников-педагогов этого периода относятся В.Е. Савицкий, Д.Н. Кардовский, И.Н. Крамской, В.Н. Яковлев, К.Н. Корнилов, К.Ф. Юон, И.И. Бродский и многие другие;

- в послевоенные годы работа в области обучения рисунку велась по двум основным направлениям - изучения наследия русской академической школы и активного поиска наиболее эффективных методов и способов обучения. В их разработке участвовали такие педагоги, как К.Ф. Юон, К.Н. Корнилов, A.M. Соловьев, A.A. Дейнека и многие другие;

- в постперестроечный период перехода к рыночным отношениям произошло упрощение методов обучения.

Проведенный анализ теоретических и психологических закономерностей обучения рисунку показал, что:

- основные теоретические закономерности учебного рисунка заключаются в освоении законов композиции, перспективы, пропорции, анатомии, закономерностей света и теней, равновесия, статики, динамики, ритма, пластики, формо- и структурообразования, конструктивных закономерностей и

др.;

- психологические закономерности учебного рисунка заключаются в усвоении законов восприятия предмета и воспроизведении его изображения;

- данные закономерности являются базовыми при обучении рисунку фигуры человека. Однако их изучению в существующей методике обучения рисунку уделяется недостаточное внимание.

Проведенный анализ традиционной методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах показал, что дисциплина «Рисунок» является базовой для подготовки архитекторов. Изучение дисциплины построено на принципе «от простого» к «сложному» и осуществляется на 3—4 курсах, общим объемом 386 часов.

Обратная связь степени усвоения этапов обучения осуществляется оценкой аудиторных, домашних, пленэрных, факультативных и самостоятельных занятий. Относительный уровень подготовки студента должен оцениваться согласно программе по десятибалльной шкале. Итоговая оценка усвоения материала осуществляется в конце каждого семестра.

Двадцатипятилетний авторский опыт преподавания рисунка в архитектурно-строительном вузе показывает, что:

- существующая методика обучения рисованию фигуры человека в целом удовлетворяет требованиям архитектурного образования, однако не лишена ряда недостатков;

- современное состояние методов обучения рисунку в системе архитектурно-строительных вузов находится в противоречии между специальными архитектурными дисциплинами и циклом изобразительных дисциплин и в частности, рисунка - в отсутствии в образовательной структуре междисциплинарного взаимодействия (интегрированного) и отсутствии единой общеобразовательной и методической концепции;

- главными особенностями курса «Рисунок» в архитектурно-строительных вузах, в отличие от художественных, являются его краткость (ус-коренность), отсутствие методических основ обеспечения занятий (отсутствие единого учебника, пособий и разработок для занятий), нерациональность распределения времени на разделы учебной дисциплины, низкая активизация в процессе обучения, субъективизм в оценке знаний, недостаточный учет связей с решением задач специальных архитектурных дисциплин.

Во второй главе «Методика и пути повышения эффективности обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе» анализируются место и роль рисования фигуры человека в системе художественно-графической подготовки будущих специалистов в архитектурно-строительных вузах, рассматриваются пути повышения эффективности обучения рисунку фигуры человека с целью устранения недостатков, выявленных при анализе существующей методики обучения. Автор представляет наиболее оптимальную и рациональную методику обучения рисованию фигуры человека в системе архитектурно-строительного образования, разработанную и апробированную им.

Материал главы содержит анализ и интеграцию результатов педагогического эксперимента: описание процесса проведения констатирующего эксперимента, результаты проверки и определения исходного уровня освоения изобразительной грамоты, а также развития профессиональных навыков и творческого мышления.

Место и роль рисования фигуры человека в системе художественно-графической подготовки будущих специалистов в архитектурно-строительных вузах определяется тем, что данная дисциплина дает базовую под-

готовку для успешной работы студентов по всем специальным дисциплинам.

Существующая традиционная методика обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах имеет ряд недостатков, с целью устранения которых автором разработан ряд предложений, вошедших в авторскую методику.

Многолетний опыт преподавания (25 лет) позволил автору сформулировать и экспериментально отработать в течение 16 лет основные положения методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе:

- рациональное распределение объема учебного материала и времени обучения; рациональные методы обучения;

- теоретические закономерности учебного рисунка (подходы к изображению деталей фигуры человека):

- тестовые оценочные варианты заданий для рубежного контроля знаний обучаемых;

- оценочный материал заданий (аудиторные, домашние, факультативные, пленэрные);

- единый учебник по рисунку (бумажный и электронный носители информации).

Основные положения этой методики были разработаны и представлены автором в учебнике «Рисунок. Основы учебного академического рисунка», вышедшем в издательстве «Эксмо» в 2003 г. С грифом Министерства образования «Допущено». Его содержание посвящено методу геометрического анализа, который является основой понимания сущности строения форм. Именно этот способ автор считает наиболее современным, доступным и эффективным для обучения рисунку.

Автором разработаны методические принципы построения деталей головы человека, основанные на обобщении распространенных ошибок, допускаемых студентами во время выполнения учебных заданий, в частности, методика построения формы носа со всеми вытекающими конструктивно-анатомическими закономерностями (особенно, основания носа (структурное строение ноздревой области)), уточнен уровень расположения переносицы относительно уровня слезников глаза; правильно определен угол носа (между линией спинки носа и вышеупомянутой поверхностью носа).

Структурная схема авторской методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе

Также автором по-новому разработана методика конструктивно-анатомического построения формы губ и близлежащей ко рту поверхности и выявлены их закономерности. Исследованы и разработаны:

- конструктивно-анатомическое построение формы глаза с учетом его особенностей;

- конструктивно-анатомическое построение формы уха;

- параметры формы головы человека и ее деталей;

- конструктивно-анатомические принципы построения изображений формы туловища человека и его деталей (верхние и нижние конечности, кисти, стопы), в том числе по ряду известных фундаментальных для учебного рисунка закономерных положений - «контрапост» (опора на одну ногу) в более усовершенствованпом варианте со всеми подробностями.

Также разработаны более сложные механико-конструктивные закономерности положения фигуры человека в «контрапосте» т.е. с дополнительной точкой опоры в верхней части тела. Определены и уточнены пропорциональные параметры строения фигуры человека и ее деталей. Разработаны конструктивно-аналитические и конструктивно-структурные принципы построения изображения фигуры человека и ее деталей.

Профессиональная подготовка будущею архитектора на занятиях по рисунку состоит из трех этапов:

1. Формирующий и обучающий. Разработка вариантов заданий в единой обучающей и формирующей концепции, а также критериев оценки развития профессиональных навыков и уровня мышления будущих архитекторов.

2. Обучающий и развивающий. Определена специфика методов обучения рисунку, откорректирована программа, усовершенствована система интеграции изобразительных и архитектурных дисциплин, произведен отбор эффективных методов, форм и средств обучения рисунку, нацеленных на развитие профессиональных навыков; отработаны приемы по активизации учебно-творческой деятельности; разработаны специальные задания по рисованию фигуры человека.

3. Контрольный. Определение уровня профессионального понимапия и умения выполнять учебные задания.

Обучение осуществлялась в рамках обычных традиционных занятий по рисунку, что позволило быть максимально объективными в оценке учебно-творческой ситуационной деятельности студентов.

Контрольные задания разработаны с учетом специфики образования. В качестве объекта изображения служила фигура человека и ее детали. Зада-

ниц включали как рисование с натуры, так и по намята, и по представлению. Каждое из перечисленных заданий способствовало раскрытию необходимых качеств, которые в совокупности определили профессиональный уровень знаний, умений и навыков в рисовании.

При проведении занятий использовались следующие методы исследования:

1. Изучение учебных и контрольных заданий в процессе выполнения в рамках аудиторпых занятий, а также самостоятельных работ в качестве домашних заданий.

2. Анализ студенческих работ с целью выявления наличия графических навыков применительно к архитектурной специфике.

3. Подготовка к выполнению экспериментальных заданий (беседа).

4. Выполнение контрольных заданий.

5. Выполнение практических экспериментальных заданий.

Основные формы проверки педагогического руководства занятиями:

1. Вербальная.

2. Невербальная.

Качество работ студентов определялось тремя уровнями: высоким, средним, низким.

В соответствии с видом учебных заданий (рисунок с натуры, по памяти, по представлению) были найдены критерии определения уровня профессиональных знаний, умений и навыков, творческого мышления и смекалки, как общие для всех видов заданий, так и характерные для конкретного вида.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства со студентами 3-4 курсов архитектурного факультета с 1989 по 2005 год. Это позволило провести сравнительный анализ результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента.

В данном эксперименте была поставлена задача исследования степени эффективности разработанной методики по изучению и освоению изобразительной грамоты и по развитию профессиональных навыков у студентов. С целью объективного анализа результатов к эксперименту были привлечены различные группы, обучающиеся у разных педагм ов.

Все показатели оценивались по десятибалльной шкале:

Высокий уровень - 8-10 баллов;

Средний уровень - 5-7;

Низкий уровень - 2-4.

Для проведения педагогического эксперимента были отобраны студенты 3-4-х курсов. Количество студентов в каждой группе составило 15 человек. Общее количество - 30 человек. Выявленный по результатам констатирующего эксперимента недостаток уровня развития профессиональных навыков и усвоения изобразительной грамоты приблизительно одинаков.

Осуществлен отбор необходимых контрольных заданий по рисунку в соответствии с каждым видом учебной деятельности: изображения с натуры, по памяти и но представлению, что, в конечном счете, определяет уровень сформированное™ профессионально-творческого и логического мышления студентов. Установлены критерии оценок результатов выполнения этих заданий.

Итоги проведенного обобщенного анализа результатов обучения по существующей традиционной методике приведены в табл. 9. Оценка результатов производилась по 10-балльной шкале. В эксперименте участвовало 15 человек.

Таблица 9

Годы

Результаты экзамена, баллы 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Кол-во сту-! дентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов | Кол-во студентов, чел. Сумма [ баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов

10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10

9 1 9 1 9 1 9 1 9 2 18 2 18

8 1 8 1 8 1 8 1 8 1 6 1 8

7 1 7 1 7 1 7 2 14 1 7 2 14

6 2 12 2 12 3 18 2 12 2 12 2 12

5 4 20 5 25 4 20 4 20 4 20 3 15

4 5 20 4 16 4 16 4 16 4 16 4 16

Средний балл 5,7 5,8 5,86 5,9 6,1 6,2

Результаты проведенного обобщенного анализа обучения рисованию фигуры человека по предлагаемой автором методике за период 2000-2005 гг. приведены в табл. 10. Оценка результатов производилась по 10-балльной шкале. В эксперименте участвовало 15 человек.

Таблица 10

Годы

Результаты экзамена, баллы 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Кол-во студентов, чел. I Сумма 1 баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов ! Кол-во сту-| дентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов, чел. Сумма баллов Кол-во студентов. чел. Сумма баллов

10 1 10 1 10 1 10 1 10 2 20 2 20

9 1 9 1 9 1 9 2 18 1 9 3 27

8 1 8 1 8 2 15 3 24 4 32 3 24

7 3 21 3 21 3 21 3 21 3 21 3 21

6 3 18 3 18 2 12 2 12 3 18 2 12

5 2 10 3 15 3 15 2 10 1 5 1 5

4 4 16 3 12 3 12 2 8 1 4 1 4

Средний балл 6,1 6,2 6,3 6,86 7,3 7,5

Обобщенная динамика эффективности обучения по традиционной методике (1989-2005 гг.) и по методике, предложенной автором (2000-2005 гг.), приведена на рисунке.

Средний балл

1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Годы

| —»—По традиционной методике —По авторской методике |

Рисунок. Обобщенная динамика эффективности обучения по традиционной методике (1989-2005 гг.) и по методике, предложенной автором (2000-2005 гг.)

Проведенные экспериментальные исследования подтверждены актом внедрения и выявили следующие преимущества:

- выигрыш во времени усвоения учебного материала в среднем составляет 1,6 академических часов;

- балльная оценка (по 10-балльной шкале) качества изучения материала показала рост итоговых оценок на 1,3 балла.

Данные результаты подтверждают эффективность применения авторской методики и целесообразность применения ее в архитектурно-строительных вузах. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили основные положения гипотезы нашего исследования, однако учитывая актуальность проблемы, есть необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

В заключении работы подводятся итоги диссертационного исследования, делаются выводы и теоретические обобщения.

Основные публикации по теме диссертации

1. Ли Н.Г. Рисование натюрморта: Методические рекомендации к практическим занятиям. - Пенза: Пенз. ИСИ, 1982. - 16 с. (1 п.л.).

2. Ли Н.Г. Рисование фигуры человека: Методические рекомендации к практическим занятиям. - Пенза: Пенз. ИСИ, 1984. - 16 с. (1 п.л.).

3. Ли Н.Г. Анализ построения фигуры человека: Методические указания к практическим занятиям. - Пенза: Пенз. ИСИ, 1988. - 16 с. (1 п.л.).

4. Ли Н.Г. Анализ строения черепа человека: Методические указания к практическим занятиям. - Пенза: Пенз. ИСИ, 1992. - 16 с. (1 п.л.).

5. Ли Н.Г. Методика рисования и конструктивный анализ строения фигуры человека: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Ли, A.B. Алешков. - Пенза: ПГАСА, 1998. - 40 с. (2,5 п.л.).

6. Ли Н.Г. Конструктивный анализ строения конечностей. Кисти рук, стопы ног: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Ли. - Пенза: ПГАСА, 1998.-28 с. (1,75 п.л.).

7. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. -М.: ЭКСМО, 2003-2005.-479 с. (55,8 п.л.)

•I

1 *

\

Подл, к печ. 10.11.2005 Объем 1 п.л. Заказ №. 426 Тир 100 экз.

Типография МПГУ

^ iL X. J Wik^^i 4j

2006-4 23265

Í24007

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ли, Николай Геннадьевич, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ.

1.1. Из истории обучения рисованию в высших учебных заведениях.

1.2. Теоретические и психологические закономерности учебного рисунка.

1.2.1. Теоретические закономерности учебного рисунка.

1.2.3. Психологические закономерности учебного рисунка.

1.3. Особенности преподавания учебного рисунка в архитектурно-строительном вузе.

1.3.1. Традиционная методика обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах.

1.3.2. Анализ содержания разделов курса преподавания рисунка в архитектурно-строительных вузах.

1.3.3. Выработка направлений исследований по улучшению (совершенствованию) методик обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

Глава 2 МЕТОДИКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ.

2.1. Место и роль рисования фигуры человека в системе художественно-графической подготовки будущих специалистов в архитектурно-строительных вузах.

2.2. Методика и пути активизации обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах.

2.2.1. Описание экспериментальной методики.

2.2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах"

Проблема исследования и ее актуальность. В современном состоянии архитектурно-строительного образования в стране, в его структуре и ! специфике со всей очевидностью проявляются существенные противоречия, 1 "1 Препятствующие полноценному развитию профессиональных качеств

1, ,'средствами рисунка в подготовке будущих архитекторов. 1 ' ' Рисование фигуры человека представляет собой многоплановый процесс, i включающий в себя:

- развитие творческой личности как главного фактора профессиональной I деятельности архитектора;

- развитие профессиональных технических навыков в аспекте единства художественного языка рисунка и архитектуры;

- развитие объемно-пространственного, художественно-творческого и композиционного мышления.

Наиболее важным моментом в этом процессе мы считаем именно формирование творческой личности, поскольку образ человека является одним из наиболее приоритетных в мировом искусстве и особенно в архитектуре.

Вся архитектурная деятельность и практика проектного творчества базируются на графической технике, посредством которой будущий специалист выражает свои творческие идеи и замыслы.

В формировании профессиональных навыков и в дальнейшем -графической культуры - большую роль играет, в первую очередь, курс учебного рисунка и, особенно, раздел, посвященный изучению и рисованию фигуры человека.

Роль учебного рисунка в архитектурно-строительном образовании является основополагающей. В процессе практики рисования при создании необходимых условий происходит активное формирование духовнотворческой личности, что является одним из ценностных качеств будущего специалиста. Одновременно развиваются не менее важные профессиональные качества: художественно-графические навыки, без чего невозможно представить архитектора в реализации творческой деятельности. Уровень художественно-графической подготовки в вузах напрямую зависит от уровня качества обучения рисунку, а качество обучения - от качества и обеспечения методических средств и технологии обучения, направленных на профессионально-ориентированную специфику образования. Отсюда следует, что специфика образования предопределяет специфику методики обучения рисунку фигуры человека.

В архитектурном образовании рисунок призван обеспечивать качество профессиональной подготовки, которое должно отвечать требованию квалификации данной специальности 270301 "Архитектура". В этой связи, считаем, что при наличии эффективных методических разработок и психолого-педагогических условий, с учетом направленности образования, откроются большие возможности для проявления творческих способностей в решении профессиональных задач архитектурного творчества. На сегодняшний день приходится констатировать, что в современной практике обучения рисованию фигуры человека в специфике архитектурного образования, учитывая сложность строения человеческого тела и разного рода закономерностей, практически отсутствуют четко отработанные на научной основе эффективные методические разработки по многим положениям в рисунке. Это в значительной степени осложняет процесс обучения студентов рисованию фигуры человека, который в свою очередь мог бы стать формирующим фактором в их учебно-творческой и профессиональной деятельности. Изучению вопросов профессиональной подготовки специалистов-архитекторов посвящены исследования A.B. Степанова, Б.Г. Бархина, Н.Ф. Метленкова, А. Гутнова, В.А. Киселевой и др. Для будущих архитекторов, помимо других профессиональных качеств логического, аналитического, объемно-пространственного и творческого Мышления), свободное владение графическими приемами является одним из кдючевых моментов в аспекте профессионализма архитектора. I I ' ', Теоретические и психологические основы профессиональной подготовки Специалистов средствами изобразительного искусства, на которых базируется обучение, отражены в научных трудах H.H. Ростовцева, Г.Б. Беды, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, I

В.П. Зинченко, Н.К. Шабанова, А.П. Яшухина, Ю.В. Новоселова и др. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в современной образовательной среде рассмотрены в трудах М.И. Махмутова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконина, И.А. Зимней и др.

Исследования и опыт практической работы позволяют констатировать, что проблема повышения качества обучения посредством методики рисования, в частности фигуры человека, требует дополнительного изучения. Поскольку именно этот раздел (методика построения изображения) является наиболее уязвимым звеном в цепи общей теории и практики обучения рисунку и его реализации в системе архитектурно-строительных вузов, особую актуальность приобретает проблема разработки современной методики обучения рисованию фигуры человека в рамках специфики общего и профессионального образования.

Актуальность проблемы исследования вызвана существующими противоречиями между:

- требованиями специфики архитектурно-строительного образования в интеграции междисциплинарных связей архитектурного и изобразительного циклов и дезинтегрированностью этих связей;

- существующей традиционной методикой обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном образовании и современными требованиями специфики архитектурно-строительного образования;

- существующей на практике традиционной методикой и уровнем качества обеспечения теоретических и методических разработок. Данные противоречия послужили основанием для выбора темы нашего исследования.

Цель исследования

- разработать эффективную для данной специфики образования методику обучения рисованию фигуры человека, направленную на успешное формирование основ профессионально-творческой компетентности будущих специалистов - архитекторов;

- оценить эффективность использования разработанной методики в процессе обучения рисунку, учитывая специфику архитектурных дисциплин.

Объект исследования. Процесс обучения рисунку студентов 3^4-х курсов архитектурно-строительного вуза.

Предмет исследования. Теоретические основы и методика обучения рисунку фигуры человека в архитектурно-строительном вузе.

Гипотеза исследования. Разработать эффективную методику обучения рисунку фигуры человека в процессе художественно-графической подготовки студентов архитектурно-строительных вузов возможно при условиях:

- учета специфики направленности образования и формирования профессионально-творческой компетентности будущих архитекторов;

- учета и реализации саморазвития личности студента в учебно-познавательном, в учебно-творческом и учебно-преобразовательном процессах;

- разработки, теоретического обоснования и внедрения принципов методической последовательности и системности применения методики обучения в ходе всего учебного цикла, для повышения качества знаний, умений и навыков в области рисунка и архитектурного проектирования.

Задачи исследования

1. Осветить историю проблемы обучения рисованию в профессиональных высших учебных заведениях.

2. Изучить теоретические и психологические закономерности учебного рисунка и сформулировать основные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке архитекторов средствами рисунка.

3. Определить наиболее современные эффективные способы обучения рисованию фигуры человека и на этой основе разработать методику обучения рисованию фигуры человека. Оценить эффективность использования предлагаемой методики

4. Выбрать критерии оценки способов обучения.

5. Устранить выявленные недостатки в существующей методике обучения рисованию фигуры человека.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- Теоретико-методологический анализ специальной (педагогической, методической, психологической, искусствоведческой) литературы.

- Изучение и обобщение педагогического опыта.

- Эмпирические методы - текущий мониторинг (наблюдение, собеседование, анкетирование).

- Праксиометрические методы - оценка результатов деятельности.

- Психолого-педагогический эксперимент.

- Статистические методы обработки данных.

В основу работы положены следующие теоретико-методологические принципы:

1. Формирование и развитие личности средствами изобразительного искусства в общей профессиональной подготовке (H.H. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, и др.). 2. Саморазвитие личности в процессе деятельности - теории про-■ фессиональной педагогики (JI.C. Выгодский, Б.Д. Богоявленская, O.A. Артемьева, В.А. Сластенин, A.JI. Денисова и др.). ' 3. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся и ч ', '

I „; развитие их мыслительных процессов (И.Я. Лернер, И.А. Зимняя, 1 С.Л. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.Д. Леднев, В.П. Беспалько, П.Р. Атутов и др.). I

База и этапы исследования

Исследование проводилось на кафедре рисунка, живописи и скульптуры ' архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства с 1989 по2005 год и включало три этапа:

1. Формирующий и обучающий.

2. Обучающий и развивающий.

3. Контролирующий.

На первом этапе (1989-1994 гг.) изучалось состояние методики обучения рисованию фигуры человека, его теории и практики профессиональной подготовки архитектора, анализировался характер учебного процесса архитектурно-строительного образования, изучались теоретические и психологические закономерности учебного рисунка. В результате были сформулированы гипотеза исследования, уточнены цели и задачи, разработана последовательность проведения опытно-экспериментальной работы, определены методы и сроки. Проведен констатирующий эксперимент. Сформулирована программа обучающего эксперимента.

На втором этапе (1995-2004 гг.) определялась специфика методики процесса обучения рисования фигуры человека, была выполнена корректировка и усовершенствована система интеграции изобразительных средств и архитектуры, произведен отбор наиболее эффективных методов, форм и средств обучения рисунку, повышающих качество обучения, формирования художественно-графических навыков и профессиональную компетентность будущих специалистов. Отрабатывались приемы активизации учебно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки. Были сформулированы требования к разработке и использованию специальных заданий по рисованию фигуры человека; разработаны и внедрены в образовательный процесс методические принципы построения изображений фигуры человека.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) подводились итоги контролирующего эксперимента, определялись количественно-качественные результаты, оформлялись выводы и итоги проделанного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- разработана эффективная модель методики построения изображений фигуры человека, основанная на геометрическом, конструктивно-структурном, анатомическом анализе и графической передаче форм человеческого тела и его деталей.

- обоснована целесообразность и необходимость использования разработанной методики в учебном процессе, направленном на эффективность обучения рисунку фигуры человека и формирование художественно-графических навыков у студентов архитектурно-строительных вузов;

- определена количественно-качественная характеристика методических разработок для повышения эффективности обучения рисованию фигуры человека с учетом требований подготовки архитекторов как основы активизации профессиональной деятельности обучающихся;

При этом опорой послужили теоретически и практически важные для учебного рисунка закономерности - пропорция, перспектива, анатомия, механика, динамика, статика, ритм, законы света и тени и др. Разработанная методика способствует формированию и развитию объёмно-пространственных и конструктивных представлений, в том числе совершенствованию художественно-графических навыков у студентов.

•» ,

I •

V Практическая значимость исследования заключается в разработке Методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном образовании, обеспечивающей повышение качества обучения

Г г рисунку, формирование основ профессионально-творческой компетентности ; у будущих специалистов - архитекторов.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплектов, при обновлении Государственных I стандартов, а также в системе повышения квалификации специалистов -преподавателей художественно-графических дисциплин.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного исследования обеспечиваются использованием предшествующих научно-обоснованных результатов психолого-педагогических и методических разработок; выбором взаимодополняющих методов художественно-педагогического исследования, соответствующих поставленным задачам; применением статистических методов обработки данных педагогического эксперимента, а также результатов эксперимента, нашедшими применение в конкретном образовательном процессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная автором методика обучения рисованию фигуры человека в специфике архитектурно-строительных вузов, направленная на повышение качества обучения и формирование профессионально-творческой компетентности будущих архитекторов;

2. Методика и результаты оценки эффективности внедрения в учебный процесс методов обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе, проведенного в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства.

3. Предложения по практическому применению разработанной методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе. и

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на кафедре "Рисунок, живопись и скульптура" архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в 1989-2005 гг. и в лицее архитектуры и дизайна №3 г. Пензы. Теоретические и методические разработки и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры "Рисунок, живопись и скульптура", на заседаниях архитектурного факультета и на заседаниях лаборатории "Информационные технологии в обучении" университета, на кафедре "Рисунок, живопись и скульптура" архитектурного факультета Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии (2004 г.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (1998-2005 гг.), на кафедре "Рисунок, живопись и скульптура" Самарского государственного архитектурно-строительного университета (2004 г.), на кафедре "Архитектура" Уфимского государственного нефтяного технического университета (2005 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

выводы для решения современных задач, и на этой основе выработать свою Педагогическую и методическую систему.

1 I 2. Проведенный анализ теоретических и психологических закономерI ностей обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных I вузах показал:

- основные теоретические закономерности учебного рисунка включают в i себя законы композиции, пропорции, перспективы, анатомии, света и теней, равновесия, статики, динамики, ритма, формообразования, конструкции и др-;

- психологические закономерности учебного рисунка включают в себя законы восприятия предмета и воспроизведения его изображения на плоскости.

Данные закономерности являются базовыми для обучения рисунку фигуры человека. Однако на практике их изучению уделяется недостаточно внимания.

4. Проведенный анализ существующей методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах показал, что дисциплина "Рисунок" является базовой в подготовке архитекторов. Его изучение построено на методическом принципе "от простого - к сложному" и осуществляется на 3-4-м курсах в объеме 386 академических часов.

Обратная связь осуществляется оценкой аудиторных, Домашних, самостоятельных и пленэрных занятий. Относительный уровень подготовки студента согласно программе курса определяется по десятибалльной шкале. Итоговая оценка усвоения материала проводится в конце каждого семестра.

5. Двадцатипятилетний опыт преподавания рисунка в архитектурно-строительном вузе показывает:

- главной отличительной особенностью изучения курса "Рисунок" в архитектурно-строительных вузах по сравнению с художественными является его ускоренность;

- в целом существующую методику обучения рисованию фигуры человека можно считать удовлетворительной, соответствующей требованиям архитектурного образования, однако она не лишена ряда недостатков;

- отсутствуют методические основы обеспечения занятий (единого учебника, учебных пособий и разработок), нерациональность распределения времени на разделы учебной дисциплины, низкая активизация в процессе обучения, субъективизм в оценке знаний, недостаточный учет связи с архитектурными дисциплинами.

5. Основной задачей исследования является устранение выявленных недостатков в существующей методике обучения рисованию фигуры человека. С целью устранения этих недостатков автором представлен целый ряд предложений, которые вошли в разработанную им методику.

6. В течение 16 лет автором были сформулированы и экспериментально отработаны основные положения методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительном вузе:

- рациональное распределение объема учебного материала и времени обучения;

- рациональные методы обучения;

- теоретические закономерности учебного рисунка (подходы к изображению фигуры человека и ее деталей):

- тестовые оценочные варианты заданий для рубежного контроля знаний обучаемых;

- оценочный материал заданий (аудиторные, домашние, факультативные, пленэрные);

- единый учебник по рисунку (бумажный и электронный носители информации).

- выигрыш во времени усвоения учебного материала в среднем составляет 1,6 академических часов;

- балльная оценка (по 10-балльной шкале) качества изучения материала показала рост итоговых оценок на 1,3 балла.

Данные результаты подтверждают эффективность применения авторской методики и целесообразность ее использования в системе архитектурно-строительных вузов. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили основные положения гипотезы нашего исследования, однако учитывая актуальность проблемы, есть необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный рисунок является основополагающим курсом в архитектурном образовании, так как призван обеспечить качество профессиональной подготовки, отвечающее требованиям квалификации специальности 270301 "Архитектура".

С целью устранения недостатков в теории и практике обучения рисунку в системе архитектурно-строительных вузов автором изучена ее специфика и разработана методика обучения рисованию фигуры человека.

1. Проведенный исторический анализ методов обучения рисунку в период с 30-х годов по настоящее время показал:

- обучение рисунку в 30-е годы происходило в обстановке противостояния сторонников свободного метода обучения и традиционной академической школы реалистического рисунка. Несмотря на сложную обстановку того времени, вопросам развития методики уделялось большое внимание;

- довоенный период характеризуется становлением советской школы рисунка, базирующейся на лучших традициях дореволюционной русской школы. К плеяде лучших художников-педагогов этого периода относятся В.Е. Савицкий, Д.Н. Кардовский, И.Н. Крамской, В.Н. Яковлев, К.Н. Корнилов, К.Ф. Юон, И.И. Бродский и др.;

- в послевоенные годы развитие методики обучения рисунку велось по двум направлениям: изучение наследия русской академической школы и активного поиска наиболее эффективных методов и способов обучения. В их разработке участвовали такие педагоги, как К.Ф. Юон, К.Н. Корнилов, A.M. Соловьев, A.A. Дейнека и др.;

- в постперестроечный период произошло упрощение методов обучения, выраженное в бессистемности, пренебрежении историческим наследием. ' . Знание истории методов обучения и преподавания рисунка - это, прежде йсего, история развития педагогических идей и взглядов, которые помогают I работать целостное представление о своем предмете, делать правильные 11 I

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ли, Николай Геннадьевич, Москва

1. Альтшуллер Г.С. О психологии изобразительного творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. 1956. - №6. ;; 2. Анисимов В.А. Десять уроков педагогического мастерства. 2-е изд. -М., 1989.

2. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп. М.: Высш. шк., 1982.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

4. Арнхейм Р. Визуальное мышление. Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. -М, 1981.

5. Арнхейм И. Динамика архитектурных форм / Пер. В.Л. Глазычева. -М., 1984.

6. Аронов В,Р. Художник и предметное творчество. М.: Сов. художник, 1987.

7. Архитектурная бионика. -М.: Стройиздат, 1990.

8. Бабанский Ю.К. Введение в научные исследования по педагогике: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. В.И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.

9. Байчаров К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998.

10. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. 3-е изд., доп. -М.: Стройиздат, 1993.

11. Барщ А. Рисование в средней художественной школе. М., 1963.

12. Барщ А. Наброски и зарисовки. М., 1970.

13. Баухауз /1919 1933 //Курьер. - 1980.-№5.

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981.

15. Берулава М.И. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1996. - №5.

16. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. -М.: Знание, 1971.-4.2.

17. Боголюбов Н.М. О диагностике художественного творчества: Сб. художественного творчества. JL: Наука, 1983.

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

19. Борисовский Г.Б. Красота и польза в архитектуре. М., 1975.

20. Брупшинский A.B. Соображение и творчество // Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симп. М., 1967.

21. Вазари Дж. Жизнеописание, наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. M., 1991.

22. Венгер JI.A. Роль двигательного моделирования объемной формы при восприятии и изображении предмета. Киев, 1964.

23. Вербитский A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.

24. Взаимодействие искусств как проблема гуманизации образования художников и архитекторов: Сб. по учеб.-метод, вопросам / Акад. художеств СССР; Ин-т живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина; науч. ред. О.В. Василенко. М., 1989.

25. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. -М., 1950.

26. Волкотруб И.Г. Основы художественного конструирования: Учеб. для художеств, учеб. заведений. Киев: Вища школа, 1988.

27. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры / Под ред. И.А. Крюковой. М.: Сов. художник, 1975.

28. Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. — JL, 1973. Вып. 6,7; 1974. - ВЫП. 9,10; 1976. - Вып. 15.

29. Выгодский Л. С. Психология искусства.-М., 1968.• > ,

30. Гагарин Б.Г. Спецкурс для учителей ИЗО // Техническая эстетика. -1:987- №9.

31. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие. -М.: Учеб. лит., 1998.

32. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: СПб.-М, 1965.

33. Гильдебрант. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1974.

34. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1985.

35. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. JL, 1940.

36. Глазычев B.JI. Эксперимент и его осмысление в художественном проектировании // Художественное и научное творчество. 1972.-№ 6.

37. Глазычев B.JI. Организация архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1977.

38. Голубкина A.C. Несколько слов о ремесле скульптора. M.-JL, 1937.

39. Гордиенко В.Н. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: автореф. . дис. канд. техн. наук. Киев, 1984.

40. Горбатюк E.JI. Возможности личногстного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению: дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.

41. Грегори P.J1. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Под. ред. А.Р. Лурия, В.П. Зинченко. М., 1970.

42. Грегори Р. Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972.

43. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Мир, 1971.

44. Гутнов А. Мир архитектуры. М.: Молодая гвардия, 1985.

45. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

46. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990.

47. Дейнека А. Учитесь рисовать. -М., 1961.

48. Дмитриева H.A. Существуют ли критерии художественного? // Творчество. 1984.-№11.

49. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. М., 1957.

50. Жолтовский И.В. Пропорция архитектуры // Архитектура СССР. -1933,-№5.

51. Жуков К.В. О функциональных основах формообразования в архитектуре // Архитектурная композиция. М., 1970.

52. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. М., 1979.

53. Зайцев Ю.А. Наглядное изображение /Ю.А. Зайцев, B.C. Иванов. -Саратов: СГТУ, 1993.

54. Занков Л.В. К вопросу о методах научно-педагогических исследований // Советская педагогика. 1956. - № 12.

55. Запорожец A.B. Восприятие и действие / A.B. Запорожец, Л.А. Вен-гер, В.П. Зинченко, А.П. Рузовская. М.: Просвещение, 1967.

56. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

57. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов на начальных этапах обучения рисунку: дис. . канд. пед. наук. М., 1980.

58. Ительсон JI. Психология теории научения и модели процесса обучения // Советская педагогика. -№3. 1973.

59. Кабанова-Меллер E.H. Анализ развития пространственного мышления, Советская психотехника, 1934.

60. Кардовский Д.Н. Рисование фигуры человека // Юный художник. -М., 1940.-№5.

61. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию. M.-JL, 1938.

62. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись, 2-е изд. М.; Высшая школа, 1998.

63. Клыгин JI.M. Проблема образного мышления и его операционных структур в современной психологии // Вопросы математического моделирования и структурного исследования психической деятельности. -Владимир, 1972.

64. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование. М., 1983.

65. Костин В.И. Язык изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981.

66. JC.B. Кудряшов, Л. Байзетцер. М., 1985.1 80. Кудряшов К:В. Средства и приемы изображения в архитектурной школе / К.В. Кудряшов, Е. Катышев. М.: МархИ, 1988.

67. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. 3-е изд., перераб. М.: Академия, 2003.

68. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности: Пособие для учителей изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1969.

69. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1981.

70. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1982.

71. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1988.

72. Кулисевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. М., 1986.

73. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интег-ративном деятельном поле курса "Основы дизайна": дис. . канд. пед. наук. М., 2000.

74. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. -М., 1980.

75. ЛеКорбюзье.АрхитектураXXвека.-М., 1970.

76. Ле Корбюзье. Модулор: Пер. с фр. М., 1978.

77. Ле Корбюзье. Творческий путь.-М., 1970.

78. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

79. Лернер И.Я. О построении логики диалектического исследования // Советская педагогика. 1970. - №5.

80. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/. М., 1992.

81. Ложкарева H.A. О понятиях и видах межпредметных связей // Советская педагогика. 1972. - №6.

82. Лук А.И. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.

83. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах: Постановка проблемы и поиск путей ее разрешения: дис. . канд. пед. наук. -Тернополь, 1993.

84. Мамугина В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе пед. фак. пед. ин-тов): дис. . канд: пед. наук наук. М., 1985.

85. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.

86. ЮО.Мелик-Пашаев А А. Педагогика, искусство и творческие способности.-М.: Знание, 1982.

87. Мер дер А.П. Эстетика архитектуры // Теоретические проблемы архитектурного творчества. М., 1988.

88. Метленков Н.Ф. Архитектура: Учеб. для общеобраз. школ / Н.Ф. Метленков, A.B. Степанов. М.: МП "Ладья", 1994.

89. ЮЗ.Молева Н. П.П. Чистяков теоретик и педагог/ Н. Молева, Э. Белютин - М.: Акад. худ. СССР, 1953.

90. Молоткова Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя: дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2000.

91. Неменский Б.Н. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981.

92. Непомнящий В.М. Практическое применение правил перспективы в станковой картине / В.М. Непомнящий, Г.Б. Смирнов. М.: Просвещение, 1978.

93. Николаев И.С. Профессия архитектора. М., 1984.

94. Сборник. нормативно-правовых и методических документов в сфере доп. : проф. образ. М., 2000.

95. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов / А.В.Сте1.(панов, В.И. Иванова. М.: Стройиздат, 1993.I; 112. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великиеи зобре-тения. М.: Знание, 1980.

96. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2000.

97. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-пресс, 2000.

98. Петровский В.А. Субъективность: Новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. - №3.

99. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

100. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1970.

101. Порет А. Объективный метод // Панорама искусств-12. М.: Сов.художник, 1989.

102. Примерная программа по дисциплине "Рисунок" для специальности 270301 "Архитектура". Утверждена учебно-методическим объединением по архитектурному образованию Минобразования РФ. 10.03.2000.

103. Проблемы композиции: Учеб. пособие/Под ред. В.В. Ванслова. -М.: Изобразительное искусство, 2000.

104. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.

105. Рабинович В.И. Художественные проблемы в архитектуре. М. 1972.

106. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978.

107. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. - М.: Советский художник, 1978.

108. Раппопорт А. Художественность в искусстве // Творчество 1983. — №10.

109. Раушенбах Б.В. Система перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.

110. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художеств, граф. фак. пединститутов. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1980.

111. Ростовцев H.H. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия./ H.H. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989.

112. Ростовцев H.H. Рисунок как учебный предмет // Материалы науч.-метод. конф. преподавателей худ. граф. фак. пед. институтов РСФСР. -Краснодар, 1964.

113. Ростовцев H.H. Академический рисунок. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1995.

114. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.

115. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. Русская советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982.

116. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразительное искусство, 1983.

117. Ростовцев H.H. Рисование головы человека. М.: Изобразительное искусство, 1989.

118. Рунин Б. Что такое художественность // Творчество. 1983. - №4.• » , I ' ,1

119. V 1 . 136. Савостьянов E. Единство познания и творчества в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1977./ Î37. Савостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. i 'i, i

120. Щ1.: Изобразительное искусство, 1970.' 138. Сапего И.Г. Предмет и форма. М.: Сов. художник, 1984.

121. Сапрыкина H.A. Архитектурная форма: Статика и динамика. М.: Стройиздат, 1995.• ' ; 140. Сидоренко В. Форма постижения мира // Творчество. -1984. №4.

122. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.I

123. Соколова Е.И. -Фигура человека в живописи: Учеб. пособие для художеств.-пром., вузов. М., 1988.

124. Соловьева Б. А. Искусство рисунка. Л., 1989.

125. Степанов A.B. Архитектура и психология.: Учеб. пособие для вузов. -М.: Стройиздат, 1993.

126. Творчество как фактор формирования личности: Материалы II международной научно-практической конференции, 18-20 мая 2001 /Отв. ред. Р.К. Ильясова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001.

127. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. 1947. - Вып. 2.

128. Тихонов C.B. Рисунок / C.B. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Под-ресков.-М., 1983.

129. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

130. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика /Т.П. Щедровицкий и др. -М, 1993.

131. Шембель А.Ф. Основы рисунка. М.: Высшая школа, 1994.

132. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 152.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Под. ред.

133. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Высшая школа, 1994.

134. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции". 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1983.

135. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.

136. Якиманская И.С. Об использовании наглядности в процессе обучения //. Среднее специальное образование. М., 1971. - № 10.

137. Яковлев В.Н. О рисовании фигуры человека // Искусство/ 1939.4.

138. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

139. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994.

140. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М., 1965.

141. Bieri J. Cognitive complexleiti and personality development / J.Bieri// Harvey OJ. (Ed.) Experience structure and adoptability.N.Y., 1966.161 .Gotfried Bammes. Figurliehes Gestalten. Voile und Wissen en Votkseigener Verlag. Berlin. -1988.

142. Gotfried Bammes. Der naelite rnenczh hand und lehrbuch der anatomie for kunstler,. Dresden. - 1987.

143. Ли Н.Г. Рисование натюрморта: Методические рекомендации к практическим занятиям. Пенза: Пенз. ИСИ, 1982. - 16 с.

144. Ли Н.Г. Рисование фигуры человека: Методические рекомендации к практическим занятиям. Пенза: Пенз. ИСИ, 1984. - 16 с.

145. Ли Н.Г. Анализ построения фигуры человека: Методические указания к практическим занятиям. Пенза: Пенз. ИСИ, 1988. - 16 с.

146. Ли Н.Г. Анализ строения черепа человека: Методические указания к практическим занятиям. Пенза: Пенз. ИСИ, 1992. - 16 с.

147. Ли Н.Г. Методика рисования и конструктивный анализ строения фигуры человека: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Ли, А.В. Алешков. -Пенза: ПГАСА, 1998. 40 с.

148. Ли Н.Г. Конструктивный анализ строения конечностей. Кисти рук, стопы ног: Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГАСА, 1998. - 28 с.

149. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: ЭКСМО, 2003-2005 .-479 с.