Темы диссертаций по педагогике » Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Павалаки, Ирина Федоровна
Ученая степень
 кандидат педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.03
Диссертация по педагогике на тему «Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников», специальность ВАК РФ 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников"

РГ6 од

-7 ОПТ 1996 8 / ^

На правах рукописи

ПАВАЛАКИ Ирина Федоровна

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Специальность 13.00.03 - коррекционная педагогика (логопедия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1996

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина на кафедре логопедии.

Научный руководитель:

доктор медицинских наук, профессор БЕЛЯКОВА Л.И.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ВИЛЕНСКИЙ М.Я.,

кандидат педагогических наук, профессор ОГАНЕСЯН Е.В.

Ведущее учреждение — НИИ Коррекционной Педагогики РАО,

Защита диссертации состоится х/^^Т^^Т^тГП 1996 г

в ..ТР.. часов на заседании Диссертационного Совета К 053.01.13 в Московском педагогическом государствешюм университете имени 3-Й. Легаша (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. .1?/$..).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И.Лешша: 119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационного Совета

КОЖАНОВА Н.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Речь - сложная форма психической деятельности человека,которая занимает особое положение в системе жизненных функций. Рассматривая речь с позиций психологии, лингвистики, медицины/физиологии/, исследователи придают важное значение изучению речевого онтогенеза.

Известно, что развитие речи неразрывно с развитием тем-по-ритмической способности. Обнаруживается тесная связь между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и поведением человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений,деятельности и поведения ребенка /Л.Т.Жур-ба, Е. М. Мастюкова/.

Развитие чувства темпо-ритма положительно влияет на речевой онтогенез,в частности координирует деятельность речевого периферического аппарата.

Развитие моторики,зрительно-двигательной координации , эмоциональной сферы и речи тесным образом связаны с процессом становления чувства ритма. Чувство ритма способствует гармонизации психического развития детей/Г. А. Волкова, 0. П.Гаврилушки-на, Л. С. Медникова и др. /.

Генетические корни чувства ритма уходят в младенческий воз-раст/Н. Bloch/. Основы для формирования сложного чувства ритма закладываются на самых ранних этапах онтогенеза,когда происходит формирование сложных функциональных связей в мозговых структурах, обеспечивающих адекватную интегративную деятельность мозга/А. Р. Лурия, М. Н. Фишман, Е. Д. Хомская/.

В целом ритм играет важную роль в жизнедеятельности организма: в сохранении гомеостаза, поддержании его на оптимальном уровне,в координировании деятельности всех органов, сохранении синхронности их работы по отношению друг к другу.

Психолого-педагогические исследования, связанные с изучением онтогенеза чувства ритма,/Л.А. Венгер и др. / показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивавшимися детьми дои-

кольного возраста.

В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развиваю-щую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи,в частности для детей с заиканием, так как это расстройство прежде всего связано с координацией речевых движений переферического аппарата в процессе высказывания.

Параметры темпо-ритма являются весьма информативными показателями состояния человека как в норме,так и при патологии.

Наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание.Эта речевая паталогия представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается ритм,темп,мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата,в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

Исследования темпа речи,проведенные Ю.И. Кузьминым/1980/, выявляют замедление темпа речи у взрослых заикающихся по сравнению с темпом речи здоровых испытуемых. Сходные результаты получены Г.А.Коробковым/1983/. Т.С.Когновицкая/1930/ отмечает замедление речевых артикуляций по сравнению с нормой у заикающихся школьников.

В то же время во многих работах,посвященных описанию речи заикающихся обращается внимание на ускорение темпа их речи /P.E.Левина,0.В.Правдина,В.И.Селиверстов,М.Е.Хватцев и др./

На связь выраженности судорожных речевых запинок и скорости речи указывают многие авторы. Традиционно в логопедической работе с заикающимися для достижения плавной речи используется резко замедленный темпо-ритм речи /иногда скандированная речь/А.Либ-ман, Г. Д, Неткачев,И.А.Сикорский, Н.П.Тяпугин.М.Е.Хватцев и др./.

В работах Howie P.M.,Jänner S..Andrews Y./1981/ указывается на то,что оптимальная скорость,с которой надо начинать обучение заикающихся, должна быть в четыре раза медленнее нормального темпа. По данным этих авторов .при такой скорости речи судорожные запинки практически исчезают.

Для выработки плавности речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь: проговаривание слов, фраз под музыку, пение, тренировка речи в процессе логопедической ритмики, сихронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т. д. Было обращено внимание,что ритмизация движений приводит к плавное-

ти речи/Л.3.Арутюнян,Л.И. Белякова, Г. А. Волкова, Е. В. Оганесян и др/.

В то же время в доступной нам литературе мы не нашли работ, посвященных выявлению оптимальных темпо-ритмов, способствующих выработке ритмической речи заикающихся.

В связи с необходимостью оптимизации коррекционного процесса, а также отсутствием специальных иследований, рассматривающих темпо-ритмические особенности движений и речи у детей дошкольного возраста с заиканием сформулирована проблема нашего исследования: каковы особенности темпо-ритмических характеристик движения и речи детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания и без него.

Решение данной проблемы определяет цель исследования, которая была сформулирована в двух аспектах:диагностическом и кор-рекционном:

1. Разработка специальных проб для диагностики оптимальных темпо-ритмических характеристик общих и речевых движений; сопоставление темпо-ритмических характеристик движения и речи детей с разными клиническими формами заикания и тех же характеристик у детей без заикания.

2.Разработка специальных приёмов коррекционной работы по формированию саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Объект исследования представляют дети дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания и дети с нормальной речью.

Предметом исследования служат показатели темпа и ритма речевых и неречевых движений детей дошкольного возраста.

Гипотезой исследования является предположение о том,что темпо-ритмические характеристики движений и речи заикающихся детей имеют как общие для всех заикающихся, так и специфические для детей каждой клинической группы черты и характеризуются существенным своеобразием по сравнению с нормой; регуляция темпо-ритма речи заикающихся связана с формированием чувства темпо-ритма.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

-провести дифференциально-диагностическое исследование детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания

и детей с нормальной речью по следующим направлениям: логопедическое обследование, обследование общей и мелкой моторики, мимических и речевых движений; выявить состояние темпо-ритма движений рук и ног; выявить состояние темпо-ритма речи; провести анализ взаимосвязи темпо-ритма движений и темпо-ритма речи; выявить особенности восприятия собственного темпо-ритма речи, восприятия темпо-ритма речи других детей и темпо-ритма речи взрослых; изучить особенности восприятия и воспроизведения темпо-ритма музыкальных произведений; выявить особенности восприятия и воспроизведения ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера; разработать специальные приёмы коррекционного воздействия,способствующие формированию плавной речи с учетом оптимального темпо-ритма неречевых и речевых движений для детей разных клинических групп.

Теоретическая значимость:

-впервые выделены показатели темпо-ритмических характеристик речевых и неречевых движений у детей дошкольного возраста;

-выявлены отличительные особенности темпо-ритма неречевых и речевых движений у детей дошкольного возраста в норме и при разных клинических формах заикания;

-изучены особенности восприятия и воспроизведения собственного темпо-ритма речи,темпо-ритма речи других детей и темпо-ритма речи взрослых; особенности восприятия и воспроизведения темпо-ритма музыкальных произведений и ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера;

-представлены оптимальные темпо-ритмические программы,способствующие развитию механизов саморегуляции речевой функции при заикании.

Данное исследование показывает значимость проблемы формирования чувства темпо-ритма у детей с разными клиническими формами заикания, подтверждает необходимость развития темпо-ритмических характеристик неречевых и речевых движений , учитывает их взаимосвязь и взаимовлияние,что позволяет осуществить наиболее дифференцированный подход в целях комплексного коррекционно-педаго-гического воздействия на заикающихся детей дошкольного возраста.

Учет и формирование темпо-ритмических характеристик движений и речи способствует коррекцинно-развивающему влиянию на различные виды деятельности и эмоциональное развитие ребенка.

Практическая значимость;

-разработана и экспериментально обоснована методика исследования темпо-ритмических характеристик движения и речи;

-разработаны специальные приёмы по формированию саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений;

-обоснована необходимость проведения специальных занятий, направленных на формирование регуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений заикающихся.способствующих выработке плавности экспрессивной речи и обеспечивающих повышение эффективности всего коррекционного процесса.

Материалы исследований могут быть использованы: -для работы в условиях дошкольных учреждений.в центрах психолого-педагогической и медицинской помощи при индивидуальном консультировании и в ходе коррекционных занятий; -при диагностическом изучении детей; -в дальнейших научных исследованиях;

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались реализацией комплексных методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования; всесторонним углубленным изучением речевого и моторного развития; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов статистики/критерий Стьюдента, корреляционный анализ/.

Методы исследования были подобраны с учетом специфики предмета и объекта,соответствовали целям,задачам и гипотезе исследования:

-теоретический анализ медицинской,психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме;

-изучение педагогической и медицинской документации детей; -экспериментальный метод, включающий логопедическое обследование, констатирующий психолого-педагогический эксперимент;

-количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики;

Организация исследования.Исследование, посвященное тем-по-ритмической организации речи и движений детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания и детей с нормальной речью проводилось с 1992 по 1995 г. г. на базе ясли-сада N 122 г.Сургута; Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г.Сургута и ясли-сада N 820 г. Москвы. В .обследовании

принимали участие 54 ребенка, из них с нормальной речью /21 ребёнок/ и с заиканием /33 ребёнка/.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии,на научной конференции МПГУ им.В.И.Ленина(апрель1996), на 3 Международной конференции по нарушениям плавной речи(Нидерланды,июнь 1996г.),в ходе методических семинаров-практикумов для логопедов и воспитателей г.Сургута.

Специальные приёмы работы,содержащиеся в диссертации, внедрены в практику логопедической работы с заикающимися дошкольниками в Центре реабилитации г.Сургута и в детском саду N 820 г.Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Темпо-ритмические характеристики речи и психомоторики у детей дошкольного возраста недостаточно коррелируют между собой.

2.Дети с нормальной речью и дети с заиканием имеют как общие, так и специфические черты темпо-ритмических характеристик речи и движений.

3.Диапазон усвоения темпо-ритма движений и речи у заикающихся детей сужен по сравнению с нормой.

4.Введение специальных приёмов по выработке самоконтроля за темпо-ритмом речи в логопедической работе с заикающимися дошкольниками оптимизирует процесс коррекции.

Структура и объём диссертации.Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов и списка литературы, включающего 178 отечественных и 28 зарубежных работ. Общий объём диссертации содержит 175 страниц, машинописного текста.Работа иллюстрирована 4 приложениями.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы,проблема исследования, его цель,объект и предмет,Формулируются задачи исследования, раскрываются научная новизна,теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения,выносимые на защиту.

В первой главе "Проблема темпа и ритма" представлен обзор и анализ литературных данных по проблеме исследования, связанной с особенностями темпо-ритмических характеристик движения и речи в норме и при заикании.

Известно, что любой живой организм и каждый орган в отдель-

ности функционируют в определенном темпе и ритме.

К.С.Станиславский, обращая внимание на тесное сочетание двух рассматриваемых явлений, впервые ввёл понятие "темпо-ритм". Теш и ритм - качества,присущие движению и проявляются как в движении неорганической материи,так и в движении материи органической/Б. С. Алякринский, В. И. Вернадский, А. И. Опарин, Е. Е.Сельков и др./

Основы для исследования психофизиологических механизмов движения были заложены И.М.Сеченовым /1873/, и И.М.Павловым /1932/. Вопросы центральной организации движений получили дальнейшее развитие в трудах П.К.Анохина, Н. А.Берншейна, А.Р.Лу-рия и др.

В последние годы всё большее значение для понимания психофизиологических механизмов изучаемых явлений отводится роли меж-полушарной ассиметрии. По мнению ряда учёных, функциональные ас-симетрии опосредуются пространственно-временными факторами,и именно пространственно-временная организация составляет наиболее Фундаментальную характеристику целостной нервно-психической деятельности человека /Н.Н. Братина,Т.А.Доброхотова, и др./.

Одним из важных факторов, влияющих на темпо-ритм движений, является возраст.Уже на самых ранних этапах онтогенеза закладываются основы для постепенного формирования у ребенка чувства ритма. В процессе онтогенеза происходит формирование сложных функциональных связей в мозговых структурах, что связано с формирующейся межполушарной асснметрией. проявляющейся в специфичности функций левого и правого полушарий и их взаимодействии /А.Р.Лу-рия, М. Н. Фишман, Е. Д. Хсмская/.

Выявлены темповые характеристики движений у детей дошкольного возраста/Д. П.БукрееЕа, Э. С. Вильчковский, Л.Е.Любомирский. Т. С. Попова/.

Многочисленными исследованиями Физиологов и психологов доказано, что состояние движений в дошкольном возрасте оказывает определенное влияние на формирование речи / М. М. Кольцова, В. И. Лу-бовский.А.Р. Лурия.Е.М. Мастюкова/. На важную роль ритма в производстве речи указывали М.М.Кольцова,Ю.Г. Шевченко и др.

Еопрос о временной организации речевых движений является наиболее сложным и важным в теоретическом плане.

Согласно исследованиям Л.И.Чистович с соавт. в нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные

ритмы различных конкретных движений. Следовательно, ритмический рисунок слова существует как отдельная часть артикуляторной программы;ритм - это основа,"скелет" слова,который играет существенную роль как в организации внутреннего программирования словесного высказывания, так и в процессах опознавания слов.

Во многих работах обосновано предположнение о том, что минимальным элементом восприятия речи является слог / Н.Н.Бехтерева, Н. И. Жинкин, В. А. Кожевников, Л. И. Чистович и др.

По мнению нейропсихологов артикуляторная программа высказывания, как правило, объединяет 7+2 слога /Т.Н.Ахутина, и др./,что подтверждается современными нейрофизиологическими исследованиями /Н.Н.Бехтерева, И.А. Вартанян/.

Подавляющее число авторов считают необходимым различать три вида темпа:нормальный /средний,естественный для говорящего/, быстрый /превышающий средний,ускоренный/, медленный /ниже среднего,замедленный/,/Grosjeant ,Collins., Picckett, Pol-

lack. ,A.M.Антипава;Б.Б. Здоровова/.

Ю.И. Кузьмин,Л.Н. Ильина обнаружили, что оценки скорости речи существеннно различаются в зависимости от того, какой показатель темпа подвергается усреднению:число слогов,произнесенных в единицу времени или время чтения текста.Различия также могут зависеть от процедуры измерения /С.М.Гайдучик,М.Н.Дешевицин/.

Были выявлены особенности стихотворного и прозаического текстов с точки зрения их темпо-ритмической организации: темп стихотворной речи замедлен по сравнению с темпом речи прозаической /А.М. Антипова, Л. В. Златоустова, Н. В. Черемисина/.

Таким образом,исследователи разных областей подчёркивают все более важную роль темпо-ритмов в жизнедеятельности организма. При попадании организма в непривычные для него условия,может наступить рассогласование темпо-ритмов /десинхроноз/, с чем связываются в настоящее время многие виды патологии.

Данная проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о различных отклонениях в развитии:нарушении интеллекта,речи.

Как известно,такое нарушение речевой деятельности как заикание представляет собой сложный симптомокомплекс,при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, наблюдается дискоординация в работе мышц речевого аппарата,в связи с чем возникают речевые

судорожные запинки.

Ещё в конце XIX века возникло представление о том,что заикание является следствием расстройства координации речевых движений /Э.А.Андрее,Н. Гутцман,А.Куссмауль/.

В рекомендациях по коррекции заикания большое значение придавали четкому,медленному и ритмичному произношению /А.Либ-ман,Г.Д. Неткачев, И.А. Сикорский и др./

На нарушения моторики, изменения теша и ритма движений при заикании указывали В.А.Гиляровский,Н.С.Самойленко,Ю.А.Флоренская, . Б. И. Шостак и др.

В 70-х годах ,на базе экспериментальных и клинических наблюдений было разработано представление об объективной дифференцированное™ клинических форм заикания - невротической и невро-зоподобной /Н.М.Асатиани,Л.И.Белякова,В.В.Ковалёв и др./.

В рамках этого направления было проведено дифференцированное изучение моторики взрослых заикающихся /Е.В.Оганесян/ и заикающихся дошкольников /Н. А. Рычкова/.

Во многих работах,посвященных описанию речи заикающихся, указывалось на ускорение их темпа речи /Р.Е.Левина, 0. 8.Прав-дина,М.Е.Хватцев и др. /. В то же время,исследования.проведенные Ю.И.Кузьминым, выявили замедление темпа речи у взрослых заикающихся по сравнению с темпом речи здоровых испытуемых. Сходные данные получил Г.А. Коробков.Он констатировал, что темп речи у взрослых заикающихся в два раза медленнее, чем у здоровых.При исследовании темпа речи у заикающихся школьников Т. С. Когновицкая также отмечала замедление их артикуляций по сравнению с нормой.

Сведения о темпе речи заикающихся дошкольников приводятся лишь в зарубежных источниках/Kloth S.A.М..Jansen Р. .Kraaimaat F.W..Brutten G.J.,1995;Sim H.-S.,Zebrowski P., 1995;Yarus S. .Logan K..Conture E.,1995/.

Многие исследователи обращали внимание на положительное влияние музыки, музыкально-ритмических занятий с заикающимися, так как ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях,что является особенно важным при заикании /Н. А. Власова. Г. А. Волкова, В.А.Гиляровский, В. А. Гринер, В.И.Дресвянников, Е. В. Оганесян, H.A.Рычкова, Н.С.Самойленко, Н. А. Тугова, Ю. А.Флоренская/.

Таким образом, изучение темпо-ритмических характеристик речи

- 1 и -

и движений заикающихся дошкольников позволит уточнить и расширить представления об одном из важных компонентов речи:тем-по-ритме и будет способствовать осуществлению наиболее дифференцированного подхода в целях комплексного коррекционно-педагоги-ческого воздействия на заикающихся детей дошкольного возраста.

Во второй главе "Организация, материал и основные методы исследования" содержится описание организации и методов исследования, краткая характеристика испытуемых и методы статистической обработки полученных данных.

В соответствии с задачами исследования было проведено экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с нормальной речью/21 ребенок/ и с заиканием/33 ребенка/.

После клинического'и психолого-педагогического обследования дети с заиканием были распределены на две группы:в группу с невротической формой заикания вошел 21 ребенок,в группу с неврозо-подобной формой заикания вошло 12 человек.

Изучались анамнестические сведения о протекании пренаталь-ного.натального и постнатального периодов,данные о раннем периоде речевого и психомоторного развития. Проводилось обследование звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.Обследование моторных функций проводилось с помощью методики Н.И.Озерецкого в нашей модификации.

Исследовались темпо-ритмические характеристики речи и движения. Использовались приборы:метроном,магнитофон,секундомер.

Было изучено состояние оценки детьми собственного темпа речи, темпа речи других детей, темпа речи взрослого; особенности восприятия и воспроизведения темпо-ритма музыкальных произведений и фраз разного стихотворного размера.

Материал был статистически обработан с помощью методик для количественного и качественного анализа.Сопоставление выборок проводилось с использованием критерия Стыодента и корреляционного анализа.

В третьей главе "Анализ результатов исследования темпо-рит-мической характеристики моторики и речи дошкольников в норме и при заикании" анализируются данные темпо-ритмических характеристик движений и речи; особенности оценки детьми собственного темпа речи, темпа речи других детей и темпа речи взрослого наряду с данными о состоянии общей моторики,тонкой моторики пальцев

рук,мимической и речевой моторики.

Резюмируя результаты исследования, можно отметить.что дети контрольной группы/норма/ имели уровень развития статической и динамической координации,соответствующий возрастной норме,одновременные движения рук и ног были согласованы по темпу и ритму; тонкая моторика рук у большинства детей имела хороший уровень развития; обследование произвольных мимических движений и артикуляционной моторики не выявило сколько-нибудь значительных отклонений в развитии,хотя и были отмечены индивидуальные различия (табл. 1).

Сравнительные данные темпо-ритма речевых и неречевых движений детей дошкольного возраста Табл.1.

Показатели темпо-ритма речи(сл/сек)

пробы Дети с нормальной речью Дети с невротич. форм.заик. Дети с неврозопод. форм.заик.

фраза простая фраза сложная стих. зад. стих.своб. пересказ 4, 16+0,38 2, 77+0, 38 3, 59±0, 35 3,84*0,49 3,00+0, 29 3,65+0.33 2,62+0,33 3,01±0, 38 3, 32±0, 38 2, 58±0, 30 2,86+0,46 2,61*0,39 2,34+0,42 2,61+0,60 1,77±0,26

Показатели темпо-ритм движений(движ/сек)

хлопки в лад./произ/ шаги на мес те/пооизв. / хлопки Е лад./усн./ шаги на мес те /ускор./ 2,3 +0,29 2,2 ±0,08 3,9 +0,39 2,8 +0,21 2,1 +0,17 2,4 +0,27 4,1 ±0,26 4,3 ±0,58 2.0 .±0,17 2.1 +0,17 3,3 +0,39 2,9 +0,33

В норме, как видно из таблицы 1, у дошкольников средние показатели теша произвольных движений рук несколько опережают средние показатели темпа произвольных движений ног (р<0,8). Дети легко переключались на движения в ускоренном темпе,при этом тенденция ускоренного темпо-ритма движений рук сохранялась.Движения рук и ног под удары метронома осуществлялись без затруднений.

Темп речи существенно зависел от того, какую речевую задачу выполнял ребенок: средние показатели темпа произнесения хорошо

знакомой фразы был быстрее средних показателей темпа произнесения сложной фразы; темп речи при чтении стихотворения, выбранного ребёнком самостоятельно был быстрее темпа чтения заданного стихотворения; средние показатели при произнесении прозаического текста/перессказа/ были медленнее средних показателей темпа чтения стихотворных текстов; общий средний темп речи детей без заикания по всем показателям составил 3,46 слога в секунду и был быстрее общего теша движений.

Для выявления зависимости между показателями темпо-ритми-ческих характеристик речевых и неречевых дзижений проводился корреляционный анализ:показатели произвольного темпо-ритма хлопков в ладоши коррелировали со следующими показателями темпо-ритма речи(фраза простая, г=0,60; стихотворение заданное,г=0,63; пересказ, г=0, 63) ¡показатели произвольного темпо-ритма шагов на месте находились в наиболее тесной взаимосвязи с показателями темпо-ритма пересказа(г=0, 57) и заданного стихотворения(г=0,42),однако коэффициенты корреляции были невысоки.

Одновременная реализация движений и речи была синхронна; при чтении стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома дети усваивали одинаково хорошо быстрый,умеренный и медленные темпо-ритмы, переключаясь с одного темпо-ритма на другой.

Воспроизведение ритмического рисунка стихотворной фразы в размере хорея в основном не вызывало затруднений,большее количество ошибок возникало при воспроизведении ритмического рисунка стихотворной фразы в размере дактиля.

Дети контрольной группы правильно и самостоятельно оценивали быстрый и умеренный темпо-ритм музыки,незначительные затруднения возникали при оценке медленного темпо-ритма;движения под музыку в заданном музыкальном темпо-ритме осуществлялись легко и свободно.

Большинство детей правильно оценивали собственный темп речи, оценка темпа речи других детей была более самостоятельна,при этом дети лучше и быстрее оценивали быстрый и медленный темпо-ритм, при оценке нормального темпо-ритма речи возникало большее количество ошибок,как в прозаических,так и в стихотворных текстах; оценка темпо-ритма речи взрослого была более правильной. Легче воспринималась "жиЕая" речь. Записанная на магнитофон, оценивалась с большим количеством ошибок.

Обобщая результаты исследований детей с невротической формой заикания(табл.1) можно отметить,что у них выявился достаточный уровень развития динамической координации движений, вместе с тем уровень статистической выносливости был недостаточный;одновременные движения рук и ног были согласованы по темпу и ритму у большинства детей; обследование тонкой моторики, произвольных мимических и артикуляционных движений не выявило грубых отклонений в развитии, однако имелись нарушения точности,скорости переключаемых движений.

В отличие от нормы средние показатели темпо-ритма произвольных движений ног опережали средние показатели темпо-ритма произвольных движений рук(р<ОД). При переключении на ускоренный тем-по-ритм движений по инструкции тенденция по опережению тем-по-ритма движений ног сохранялась (р<0,8).

Двигаясь з заданных темпо-ритмах под удары метронома дети лучше выполяли задания в ускоренных и умеренных темпах/2, 7уд./сек;2уд./сек; 1,Зуд./сек/,переключение движений в заданном диапазоне не вызывало затруднений,при переходе же на медленный темпо-ритм движений/О.буд./сек/,они недолго удерживали его и переходили на более быстрый.

Темп речи детей был медленнее темпа речи детей с нормальной речью,но также как и в норме зависел от того какую речевую задачу выполнял ребенок:хорошо знакомую фразу они произносили быстрее фразы более сложной в артикуляторном плане; стихотворение, выбранное самим ребёнком, читали быстрее,чем заданное;темп перессказа был медленее темпа чтения стихотворных текстов.Общий средний темп речи детей с невротической формой заикания составил 3,04сл/сек и был быстрее общего среднего темпа движений.

Чтение стихотворений в заданном темпо-ритис под удары метронома удавалось большинству детей:они свободно читали стихотворение в быстрых и умеренных темпо-ритмах, при- переходе на медленные темпы,они недолго удерживали их и через некоторое время начинали ускорять темп чтения стихотворения.Однако у 3 детей из 21 был отмечен замедленный темпо-ритм речи и движений.

Одновременная реализация движений и речи в основном была сохранна,хотя в некоторых случаях синхронизация движений и речи происходила в более быстрых темпо-ритмах.Основная часть детей правильно воспроизводила ритмический рисунок стихотворной фразы

в размере хорея,некоторые затруднения вызывало воспроизведение ритмического рисунка стихотворной фразы в размере дактиля:не выделяли ударные акценты, отхлопывали меньшее количество ударов,то есть ритм повторности был более легким по сранению с ритмом чередования.

Дети правильно оценивали темпо-ритм музыкальных произведений; движения в заданном музыкальном темпо-ритме более ритмично выполнялись в быстром темпо-ритме и темпо-ритме марша, удержание более медленного темпс-ритма вызывало затруднения.

Оценка собственного темпа речи в стихотворных текстах вызывала меньше затруднений,чем оценка собственного темпа в прозаических текстах; дети лучше воспринимали и оценивали быстрые темпы, меньше чувствовали разницу при оценке нормальных и медленных темпов; более легко оценивали темп речи других людей,чем собственный; речь взрослого.не записанная на магнитофон,ими воспринималась лучше.

Анализ результатов обследования детей с неврозоподобной формой заикания показал, что у них отмечался недостаточный уровень развития статической и динамической координации, тонкой и артикуляционной моторики, наблюдалось рассогласование темпо-ритмов при одновременных движениях рук и ног(табл.1).

Средние показатели произвольного темпо-ритма движений ног были немного быстрее средних показателей произвольного среднего темпо-ритма движений рук(р<0,8). При ускорении движений по инструкции наблюдалась обратная картина:темпо-ритм движений рук был быстрее темпо-ритма движений ног(р<0,2).

Двигаясь в заданных темпо-ритмах под удары метронома, дети лучше выполняли задания в умеренных и медленных темпо-ритмах /2уд./сек; 1, Зуд./сек: 0, буд. /сек/, но переключаемость была нарушена.

Темп речи при неврозоподобной форме заикания был медленнее темпа речи детей с невротической формой заикания и детей без заикания; темп речи незначительно зависел от того, какую речевую задачу выполнял ребенок;существенные трудности вызывал быстрый темпо-ритм речи.Одновременная реализация движений и речи, чтение стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома,воспроизведение ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера /хорей, дактиль/ были затруднены.

Общий средний темпо-ритм речи детей 2, бсл/сек и был быстрее общего среднего темпо-ритма движений.

Дети правильно оценивали быстрый и медленный темпо-ритм музыки, затруднялись в оценке темпо-ритма марша;движения в заданном музыкальном темпоритме более ритмично выполнялись в медленном темпе.Оценка собственного темпа речи была затруднена; при оценке темпо-ритма речи других детей меньшее количество ошибок было при оценке быстрого темпо-ритма. Речь взрослого, не записанная на магнитофон, оценивалась более правильно.

Учитывая то, что в методиках логопедической работы с заикающимися обязательно включается регулирование темпо-ритма речи, нами были разработаны специальные приёмы, способствующие поэтапной выработке навыка саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений. Коррекционная работа состоит из 4 этапов.

Так как необходимым условием для выработки навыка саморегуляции является осознанная оценка темпо-ритма, то на первом и втором этапах детей обучают возможности воспринимать и оценивать темпо-ритм музыкальных отрывков,движений и речи окружающих.

Третий этап работы направлен на обучение регулированию собственного темпо-ритма. Лля этого используются приёмы синхронных (совместно с логопедом) движений рукамж'хлопки в ладоши),движений ногами(шаги на месте),синхронного проговаривания отдельных слов,коротких стихотворных и прозаических фраз; выполнение движений руками/ногаш/ и проговаривание вслед за логопедом несложных речевых заданий. Постепенно речевые задачи усложняются.Все виды заданий выполняются с использованием метронома.

При невротической форме заикания можно начинать занятия с темпо-ритмов, близких к нормальным(1, Зуд. /сек-2уд./сек).При нев-розоподобной форме заикания рекомендуется начинать работу с медленных темпо-ритмов(0,буд./сек).Оптимальным условием для нормализации темпо-ритма при неврозоподобной форме заикания является приём "татакирования"(воспроизведение темпо-ритма слов,стихотворных и прозаических фраз с помощью слоговых рядов-"та-та").

На четвёртом этапе дети обучаются сценке собственного темпо-ритма речи,что имеет большее значение для развития навыков самоконтроля.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем более углубленном изучении темпо-ритмической организации произвольной

деятельности у детей как в норме, так и при речевой патологии, так как ритм имеет общебиологическое значение для развития адаптационных механизмов организма в целом.

В заключении дано обсуждение полученных данных,на основании которых сделаны следующие выводы:

1.В возрасте 6-7 лет у детей с нормальной речью и с заиканием темпо-ритмические характеристики речевых и неречевых движений слабо коррелируют между собой.

2.В норме темпо-ритмическое программирование движений и речи у детей 6-7 лет имеет следующие характеристики:

-темпо-ритм речевых артикуляций опережает темпо-ритм движений рук и ног в изолированных пробах;

-изолированные движения рук и ног осуществляются в разном темпо-ритме:средние показатели темпо-ритма движений рук опережают средние показатели темпо-ритма движений ног; при ускорении темпа движений по инструкции эта тенденция сохраняется;

-совместная реализация движений рук,ног и речевой деятельности точно координируются по темпу и ритму у большинства детей;

-темпо-ритм речевых артикуляций существенно зависит от того, какую речевую задачу выполняет ребёнок:более простая в арти-куляторном отношении фраза произносится быстрее фразы более сложной в артикуляторном плане; темп перессказа медленнее темпа чтения стихотворных текстов;

З.Для детей с невротической формой заикания характерные для нормы черты темпо-ритмического программирования сохраняются. Отличием от нормы являются следующие характеристики: -средние показатели темпо-ритма движений ног опережают средние показатели темпо-ритма движений рук;при ускорении тем-по-ритма движений по инструкции эта тенденция сохраняется;

-совместная неализация движений рук,ног и речевой деятельности недостаточно точно координируются по темпу и ритму;

-общий средний показатель темпа речевых артикуляций детей с невротической формой заикания медленнее темпа речевых артикуляций детей без заикания.

4.Для детей с неврозоподобной Формой заикания характерны еле дующие особенности, отличающие эту группу от нормы и детей с невротической формой заикания:

-средние показатели темпо-ритма движений ног незначитель-

но опережают средние показатели темпо-ритма движений рук при ускорении темпо-ритма движений по инструкции наблюдается обратная картина: средний темпо-ритм движений рук несколько опережает средний темпо-ритм движений ног;

-одновременная реализация движений рук,ног и речи затруднена;

-темпо-ритм речевых артикуляций зависит от речевой задачи в меньшей степени, чем у детей с нормальной речью и у детей с невротической формой заикания;

-общий средний показатель темпа речевых артикуляций детей с неврозоподобной формой заикания существенно медленнее темпа речевых артикуляций детей контрольной группы,также как и темпа речевых артикуляций детей с невротической Формой заикания.

5.У детей с разными клиническими формами заикания диапазон усвоения темпо-ритмов движения и речи сужен:

-у детей с невротической формой заикания он сужен за счёт трудностей реализации медленных темпов;

-у детей с неврозоподобной формой заикания сн сужен за счёт невозможности реализации быстрых темпов.

6.Использование специальных приёмов, направленных на формирование саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений, включенных в традиционную логопедическую работу,ускоряет процесс выработки плавной речи у заикающихся дошкольников.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1.Некоторые закономерности формирования речевой функции у заикающихся //Материалы конференции.Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров.

М.:МГПУ,1996. С.65. (в соавт. с Л.И.Беляковой, Л.М.Крапивиной, С.В.Леоновой).

2.Методика обследования и характеристика темпо-ритма общих и речевых движений у детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - М.:МПГУ,М0СУ,1996. С. 27-28.

3.The tempo characteristics of the motor- and speech activity of the stutterers //Journal Speech Motor Production and Fiue-cy Disorders,3rd Intern.C,infer., iune 5-8,1996.P.13.(в соавт. с Л.И.Беляковой).

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Павалаки, Ирина Федоровна, 1996 год

Введение диссертации по педагогике, на тему "Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников"

Заключение диссертации научная статья по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)"

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Павалаки, Ирина Федоровна, Москва