Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Казакова, Марина Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Казакова, Марина Сергеевна, 2002 год

Глава 1. Проблема двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста (по литературным источникам).

1.1. Ритм как атрибут моторики человека.

1.1.1. Системообразующая функция ритма в социально-биологических системах.

1.1.2. Ритмический характер двигательной деятельности человека.

1.2. Ритмические способности и их диагностика.

1.2.1 Характеристика ритмических способностей.

1.2.2. Диагностика ритмических способностей.

1.3. Двигательно-ритмическое воспитание на занятиях физическими упражнениями.

1.3.1. Воспитание ритмических способностей у юных спортсменов.

1.3.2. Воспитание ритмических способностей у детей младшего школьного возраста.

1.3.3. Воспитание ритмических ' способностей у детей дошкольного возраста.

Резюме.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2.2.2. Педагогические наблюдения.

Ф 2.2.3. Анкетирование.

2.2.4. Контрольные испытания (тестирование).

2.2.5. Компьютерное тестирование.

2.2.6. Педагогический эксперимент.

2.2.7. Метод экспертных оценок.

2.2.8. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования.

Глава 3. Факторы, определяющие особенности методики двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.

3.1. Динамика развития ритмических способностей у детей

4-7 лет.

3.1.1. Компьютерное тестирование ритмических способностей.

3.1.2. Исследование ритмических способностей детей дошкольного возраста.

3.1.3. Исследование ритмических способностей воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

3.2. Исследование взаимосвязи ритмических способностей с обучением двигательным действиям.

3.2.1. Ритмические способности и способность к обучению упражнениям циклического характера.

3.2.2. Ритмические способности и способность к обучению упражнениям вращательного характера.

3.2.3. Ритмические способности и способность к обучению упражнениям ациклического характера.

Резюме.

Глава 4. Двигательно-ритмическое воспитание детей дошколь-• ного возраста средствами гимнастики gq

4.1. Использование музыкально-ритмических упражнений в занятиях с детьми дошкольного возраста (по результатам конкретного социологического исследования).

4.2. Структура и содержание экспериментальной программы двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.

Резюме.

Глава 5. Эффективность двигательно-ритмического воспитания дошкольников (по результатам педагогического эксперимента). ^

5.1. Динамика физической подготовленности.

5.2. Изменение уровня ритмических способностей.

5.3. Развитие способности к обучению музыкально-ритмическим упражнениям.

Ч Резюме.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой"

• Актуальной проблемой, существующей системы общего среднего образования, является преемственность его дошкольного и начального школьного этапов в области физической культуры. Одно из важных направлений решения данной проблемы - усиление образовательной направленности занятий физическими упражнениями, проводимыми в дошкольных образовательных учреждениях. Среди использующихся с этой целью видов физических упражнений, одно из ведущих мест занимают упражнения с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением - так называемые, музыкально-ритмические упражнения. Упражнения этой группы благодаря своей доступности, избирательности воздействия на функциональные системы организма, высокой эмоциональности, в последнее время стали содержанием не только физкультурных занятий, но и секционной и соревновательной деятельности дошкольников.

Научно-методическая литература, посвященная использованию музыкально-ритмических упражнений в занятиях с дошкольниками, прежде всего ориентирует специалистов на улучшение показателей физических кондиций детей. При этом главным критерием успешности освоения детьми двигательного материала, является его самостоятельная демонстрация, которая обеспечивается многократным, и, как правило, однообразным повторением разучиваемой двигательной композиции. (С.Б. Шарманова, 1995; Н.А. Фомина, 1996; Н.А. Евстратова, 1997).

Однако, такой методический подход, определяющий заданность ф структуры и содержания работы по типу тренировочных занятий, характеризуется одноплановостью двигательного содержания, однообразием используемых средств и методов педагогических воздействий. Это, в свою очередь, ограничивает возможности формирования у дошкольников достаточно разнообразного индивидуального двигательного опыта и мало стимулирует познавательные интересы и интеллектуальную активность детей.

В связи с этим, в настоящее время актуальна разработка программы двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста, которая не только решала бы основную задачу формирования привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, но и позволяла бы обогащать индивидуальный моторный опыт детей разнообразными формами музыкально-ритмических упражнений, развивая способности к обучению ритмически организованным двигательным действиям.

В качестве рабочей гипотезы было сформулировано предположение, согласно которому, в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста целесообразно комплексное использование музыкально-ритмических упражнений и двигательных заданий, развивающих способности к дифференцированию и воспроизведению темпо-ритмической компоненты двигательных действий и позволяющих, не снижая уровня физического состояния, повышать способности детей к обучению музыкально-ритмическим упражнениям.

Объект исследования - процесс развития моторики детей 4-7-и лет, определяемый качественными изменениями способности дифференцировать и воспроизводить ритмику двигательных действий.

Предмет исследования - методика преподавания упражнений основной и ритмической гимнастики детям старшего дошкольного возраста в занятиях по физической культуре.

Новизна работы определяется впервые полученным фактическим материалом, позволяющим уточнить возрастные особенности развития ритмических способностей детей 4-7 лет и определить возрастные периоды, наиболее благоприятные для целенаправленного развития способностей к дифференцированию и воспроизведению ритма двигательных действий. Экспериментально изучено влияние комплексного использования упражнений основной и ритмической гимнастики, структурированных на основе принципа опережающего развития двигательных функций, на способность старших дошкольников обучаться музыкально-ритмическим упражнениям, и определена их эффективность по отношению к традиционной методике. Отработана методика компьютерного тестирования, позволяющая объективно оценивать уровень развития ритмических способностей детей дошкольного возраста и оперативно вносить коррективы в методику их совершенствования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке двигательного материала и методических приёмов его усвоения, повышающих эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста; опробована и разработана в условиях массового обследования методика компьютерного тестирования ритмических способностей детей 4-7-и лет; полученные результаты использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений; результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса начальной подготовки в технико-эстетических видах спорта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастные особенности развития ритмических способностей детей 4-7-и лет и их отражение в процессе обучения музыкально-ритмическим упражнениям.

2. Структура двигательной активности дошкольников и её компоненты, позволяющие эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать способность к овладению новыми формами движений с ритмической доминантой.

3. Классификация средств основной и ритмической гимнастики, используемых в процессе двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Методика и организация проведения занятий двигательно-ритмическим

4 воспитанием с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

5. Методика компьютерного тестирования ритмических способностей детей дошкольного возраста.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа изложена на 170 страницах машинописного текста, содержит 2 рисунка, 18 таблиц и состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 166 источников. Дополнительный материал, не

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что в исследованиях последних лет отмечается важная роль развития ритмических способностей, как одного из ведущих факторов формирования и совершенствования индивидуального моторного опыта. Вместе с тем, в практике физического воспитания детей дошкольного возраста широкое распространение получили методики двигательно-ритмического воспитания, основанные принципах оздоровительной тренировки и ориентирующие педагога на совершенствование физических кондиций детей, путём повторения однотипных двигательных программ. При этом проблема разработки методических подходов, обеспечивающих приоритетное решение образовательно-развивающих задач в процессе двигательно-ритмического воспитания дошкольников не нашла должного отражения в специальной литературе.

2. Установлено, что возрастной период с 5-и до 7-и лет является благоприятным для целенаправленного развития ритмических способностей индивида. Начиная с пятого года жизни у мальчиков и шестого - у девочек, наблюдается интенсивный рост показателей, характеризующих способность дифференцировать и воспроизводить ритмическую структуру двигательных действий, при этом у девочек 7-и лет темпы развития данного признака в 1,5 раза выше чем у мальчиков.

Тенденции возрастных изменений данного признака указывает на то, что в младшем школьном возрасте развитие ритмических способностей стабилизируется, достигая максимальных для данного индивидуума значений.

3. Доказан избирательный характер взаимосвязи ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с быстротой и прочностью формирования у них двигательных навыков различной биомеханической организации, при этом достоверная корреляция отмечена в процессе обучения упражнениям ациклического характера, выполняемых в темпе 80-100 акцентов в минуту. Отмеченные особенности проявления ритмических способностей определяют у старших дошкольников возможность овладения широким репертуаром ритмически организованных двигательных действий общеразвивающего характера, выполняющихся с звуколидирующим сопровождением постепенно усложняющейся ритмической структуры.

4. В результате исследования факторов, определяющих особенности методики двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста, можно заключить следующее.

4.1. В подготовительной части занятий двигательно-ритмическим воспитанием с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать двигательные задания, направленно формирующие способности сначала дифференцировать, а затем и воспроизводить темпо-ритмические характеристики двигательных действий;

4.2. Основное содержание занятий с детьми дошкольного возраста должны составлять упражнения основной гимнастики - разновидности передвижений и комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением, при этом методика их использования в педагогическом процессе должна развёртываться в логике поэтапного замещения упражнений с двигательно-образовательной доминантой, структурно идентичными упражнениями с выраженной функционально-развивающей направленностью.

4.3. Активизации педагогического процесса способствует использование сюжетно-игрового метода, основанного на объединении сюжетной линией двигательного содержания цикла из 6-8 занятий, а также проведением музыкально-ритмических игр, стимулирующих творческую активность детей в процессе игровой деятельности.

5. Результаты педагогического эксперимента позволили убедиться в том, что занятия по экспериментальной программе в основу которой было положено использование музыкально-ритмических упражнений с функционально-развивающей доминантой, двигательных заданий, целенаправленно развивающих ритмические способности, а также музыкально-ритмических игр, активизирующих творческие способности дошкольников, позволило не снижая уровня физической подготовленности, добиться повышения темпов развития ритмических способностей, обеспечив лучшую обучаемость упражнениям музыкально-ритмического характера.

6. Установлено статистически недостоверное различие основных показателей, характеризующих динамику уровня физической подготовленности испытуемых контрольных и экспериментальных групп.

6.1 У детей 5-6-и лет, занимавшихся по экспериментальной программе превышение исходного уровня показателей тестирования силовой выносливости мышц рук на 1,8 с (в контрольной - на 1,6 с), динамика показателей прыжка в длину с места - на 7,0 см (в контрольной - на 9,0 см), показатели быстроты увеличились на 0,4 с (в контрольной - на 0,2 с), гибкости - на 1,5 см (в контрольной - на 3,5 см), способность к сохранению равновесия на 1,2 с (в контрольной - на 2,3 с), прирост показателей силы мышц туловища составил 6 раз (в контрольной - 4 раза).

6.2. У детей 6-7-и лет, занимавшихся по экспериментальной программе отмечается превышение исходного уровня показателей тестирования силовой выносливости мышц рук на 1,0 с (в контрольной - на 2,1с), динамика показателей прыжка в длину с места - на 16,0 см (в контрольной - на 12,0см), показатели быстроты увеличились на 0,1 с (в контрольной - на 0,5 с), гибкости - на 1,0 см (в контрольной - на 5,0 см), способность к сохранению равновесия на 2,0 с (в контрольной - на 4,1 с), прирост показателей силы мышц туловища составил 3 раза (в контрольной - 6 раз)

7. Установлено статистически достоверное преимущество в динамике показателей тестирования ритмических способностей у детей, занимавшихся по экспериментальной программе.

7.1. Дети 5-6-и лет, занимавшиеся по экспериментальной методике, имеют достоверно более высокие темпы роста показателей тестирования ритмических способностей, чем их сверстники в контрольной группе, составляющие соответственно 32,5% и 21,1% к исходному уровню.

7.2. У детей 6-7-и лет наблюдается ещё более выраженное различие в показателях тестирования, составляющее соответственно 12,3% и 8% к исходному уровню, при этом, динамика показателей тестирования девочек почти в два раза выше. В экспериментальной группе девочки улучшили свои результаты в среднем на 19,6%, а в контрольной - на 7,3%, в то время, как мальчики соответственно на 9,8% и 8,6% .

8. Отмечено положительное влияние экспериментальной методики на способность детей 6-7-и лет ритмично и согласованно с музыкальным сопровождением выполнять «по памяти» разученную двигательную композицию, составленную из 10-и упражнений общеразвивающего характера. Средняя оценка тестирования этого признака у детей в экспериментальной группе составляет 8,4 балла, тогда как в контрольной -только 7,6 балла.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Двигательно-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста целесообразно начинать, со второго полугодия учебного года в младшей группе дошкольного образовательного учреждения - с детьми 3-4лет. Одним из доступных средств в этот период являются разновидности передвижений имитационного характера и подвижные игры, выполняемые под музыкальное сопровождение. Подбор музыкальных фрагментов должен соответствовать характеру движений демонстрируемого образа.

2. В средней группе детского сада, с детьми 4-5 лет, на физкультурных занятиях вводятся двигательные задания на различение частоты и громкости ритмических сигналов, самыми распространенными среди них являются хлопки. Кроме того, возможно использование специальных упражнений с ритмической доминантой в разновидностях передвижений, таких как ходьба под ритмичный счет, с произнесением слов, с выполнением хлопков на каждый шаг, а также разновидности передвижений под музыку. Помимо этого, во второй половине учебного года можно усложнить выполнение упражнений общеразвивающего характера, использованием музыкального сопровождения, добавлением хлопков и изменением темпа упражнений.

3. В 5-6 летнем возрасте, в старшей группе детского сада разнообразие упражнений двигательно-ритмического характера достигает своего максимума. На протяжении следующего учебного года, в период 6-7 лет, эти упражнения продолжают использоваться, значительно усложняясь в качественном аспекте. Основными средствами двигательно-ритмического воспитания в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) являются специальные двигательные задания, упражнения в разновидностях передвижений, упражнения общеразвивающего характера, а также музыкально-ритмические игры.

4. Двигательные задания, в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет), направленные на развитие ритмических способностей объединяются в структурный блок, продолжительностью 2-4 минуты в подготовительной части занятия. Они включают в себя задания для определения количества акцентов в ритмической композиции, задания для обучения раскладки ритмической композиции на составные части, а также упражнения для развития способности воспроизводить композиции ритмических сигналов по памяти.

5. Специальные упражнения в разновидностях передвижений в старшей и подготовительной группе детского сада включают в себя ходьбу, бег и подскоки с изменением темпа, с добавлением движений рук в различном темпе, а также использование подсчета и музыкального сопровождения во время выполнения упражнений. Для составления композиций из сочетания прыжков и подскоков можно использовать мини-батут.

6. Общеразвивающие упражнения, по мере их освоения на занятиях в старшем дошкольном возрасте, могут объединяться в комплексы ритмической гимнастики, где упражнения выполняются поточным способом в течении 20-25 мин под музыку и включают в себя специальные задания и варианты усложнения упражнений для развития ритмических способностей детей: похлопывание музыкальных фрагментов перед выполнением упражнения, добавление хлопков в упражнение, самостоятельное выполнение отдельных упражнений, а также изменение темпа движений.

7. Комплекс ритмической гимнастики, который может использоваться с детьми старшего дошкольного возраста, состоит из упражнений различной направленности и включает в себя упражнения разминочного характера, упражнения с образовательной доминантой, упражнений с функциональной доминантой, а также танцевальные упражнения. Подбор музыкальных фонограмм комплекса, осуществляется в соответствии с упражнениями, включенными в него. Смена упражнений, входящих в состав комплекса, а также музыкальных фрагментов должна проходить каждое 4-6 занятие.

Изучение данных упражнений, не ставит перед собой задачу разучивания и самостоятельной демонстрации детьми комплекса ритмической гимнастики, а включает различные варианты усложнения и изменений упражнений для развития способности детей согласовывать движения с темпо-ритмом музыкального сопровождения.

8. Одним из средств двигательно-ритмического воспитания в старшем дошкольном возрасте являются подвижные игры специальной направленности - музыкально-ритмические. Они помогают детям развивать способность выполнять ритмичные движения под музыку в игровых ситуациях, значительно повышая эмоциональный фон занятия.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казакова, Марина Сергеевна, Москва

1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. М., 1924. - С. 7.

2. Алексеев М.А., Козловская И.Б. Исследование сенсорного обеспечения программ произвольных движений. // Физиологические основы управления движениями при спортивной деятельности. М., 1978. - С. 9.

3. Апанасюк Н.И. Темпо-ритмовая структура движений высококвалифицированных бегунов на 3000м с препятствиями и методы ее совершенствования: Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. — 203с.

4. Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Дис. . канд.пед.наук. Волгоград, 1996. — 156с.

5. Артемьева Т. А. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-С.111.

6. Артюшенко А.Ф. Исследование основных параметров движений в барьерном беге на 110 метров и специальных беговых упражнений с барьерами: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1973.- 18с.

7. Аскназий А.А. Исследование двигательного анализатора спортсмена во время динамической работы различной интенсивности и продолжительности // Теория ипрактика физической культуры. 1960. -№23. - С.58-59.

8. Асташина М.П., Трещева O.JI. Использование русских танцевальных упражнений в работе по физическому воспитанию с детьми старшегодошкольного возраста // Физкультурное образование Сибири. 1995. -№2.-С. 9-11.10.Б.С.Э. Т.22, С.33.

9. И.Бальсевич В.К. Ваши дети: Книга для родителей. М: Физкультура и спорт, 1985. - 157с.

10. Берган А.А. Роль движений в процессе восприятия ритмических раздражений //Вопросы психологии. 1971. - №1.

11. З.Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. //Вопросы психологии. 1982. - № 5.

12. Берштейн Н.А. Координация движений // Физиология человека. / Под ред. М.Я. Маршака. М.: Физкультура и спорт, 1946. - С. 115-348.

13. Богданова Т.К. Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр: Дис. . канд. пед. наук. М., 1984.-144 с.

14. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики, М.: Наука, 1983. 416 с.

15. Букатина С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: Дис. . канд .пед. наук. М., 1998. -207с.

16. Васильева З.Н. и др. Разновидности передвижений. Упражнения и методические рекомендации к их применению. М.-1992.-25с.

17. Васютина А.И., Тамбиева А.П. Развитие ритма движений у детей //Материалы У1 науч. конф. М.: АПН РСФСР, 1963. - С.286.

18. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. - 248с.

19. Воробьев А.Н. О взаимодействии тренировочной нагрузки и техники выполнения тяжелоатлетических упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1972. - № 2. - С.60-62.

20. Воскресенская Л.П. К методике воспитания чувства ритма. В кн.

21. Тезисы докладов 6 Всесоюзного совещания по психологиифизического воспитания и спор та. М., 1967. - С.21-22.

22. Воскресенская Л.П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов.: Дис. . канд. пед. наук. -М.,1969

23. Гавердрвский Ю.К. Исследование общих основ техники и построения естественной классификации маховых упражнений на гимнастических снарядах.: Дис. д-ра. пед. наук. М.,1968.

24. Галибин К.В. Исследование техники основных оборотов наперекладине в связи с выбором рациональной методики обучения.: Дис. канд. пед. наук. М.,1961.

25. Галстян Р.В. Исследование ритма гимнастических упражнений и значение формирования представлений о нем в процессе обучения гимнастов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1971. - 193с.

26. Головина Л.Л. Исследование ритма опорных движений в легкоатлетических упражнениях // Проблемы спортивной тренировки:

27. Матер, международн. конф. М., 1983. - С.53-54.

28. Гончаров Н.С. Пути повышения эффективности процесса обучения в спортивной гимнастике (по материалам исследования некоторых упражнений на перекладине).: Дис. канд. пед. наук. М.,1962.

29. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастики с музыкальным сопровождением: Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК., 1980 - 29с.

30. Гуревич М.О., Озерский Н.И. Психомоторика. М.; Л.: Медгиз., 1930. -340с.

31. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996. - 160с.

32. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни, для искусства//2-е изд. журн. «Театр и искусство». 1914. - 120с.

33. Демени Г. Научные основы физического воспитания. М., 1905.

34. Дмитров К.Г. Проблемы ритма в барьерном беге.: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1967.

35. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 287с.

36. Дритина А.Г., Шевцова Л.Ф. К проблеме оптимизации соревновательной деятельности путем перестройки ее темпо-ритмовой структуры под индивидуальный нейродинамический ритм // Теория и практика физической культуры. 1993. - №2. - С.10-11.

37. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта // Совершенствование технического мастерства: Сб. науч. трудов ВНИИФК. М., 1972. - С. 77-131.

38. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1967.-С. 14.

39. Евгеньев А. А. Формирование оптимальной структуры бега с максимальной скоростью по повороту и методика ее развития на этапе высшего спортивного мастерства.: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1992 - 136с.

40. Евстратова Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду.: Дис. . канд. пед. наук Самара, 1997. - 190с.

41. Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5 и 6 лет в детском саду.: Дис. . канд. пед. наук. М.,1963

42. Иванов И.Ю. О причинах неосознанного изменения заданного ритма движений. // Вопросы психологии. 1967. - №13. - С.82-83.

43. Иванов Ю., Петров В., Шалимов А. Ловкость, координированность, ритмичность. // Спортивные игры. 1985. - № 4. - С. 37-39.

44. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1984. - 248с.

45. Индлер Г.В. Исследование методов срочной информации о длительности движений при обучении в гимнастике: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М.,1964. - 168с.

46. Истоки: Базисная программа / Т. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арпаутова и др. М: Карапуз, 1997. - 288 с.

47. Казакова М.С. Музыкально-ритмическое воспитание детей 4 -7 лет // Материалы конф. мол. ученых и студентов РГАФК. (15-16 апреля 1999г). М.: ФОН, 1999.-С.27.

48. Казакова М.С, Лагутин А.Б. Исследование возрастной динамики ритмических способностей детей 4-7 лет. // Тезисы докладов на XXXIX Международной научно-практической конференции (17-20 апреля 2001 г). 4.1.-Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001-С.84.

49. Казакова М.С. Двигательно-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста. Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - С.75.

50. Клобоук Т. Ритмические способности детей 9-10 лет и методика их развития.: Дис. . канд. пед. наук. Спб., 1992. - 131с.

51. Ковалев А.Г. Способности // Общая психология. М.: Просвещение, 1981.-С. 361-362.

52. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учеб-метод, пособие для педагогов / Г.А. Колодницкий. М.: Гном-Пресс, 2000. - 61с.

53. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.:Советская Россия, 1979. - 192с.

54. Конорова Е.В., Андреева М.П. Первые шаги в музыке / Методическое пособие. -М.: Советский композитор, 1991. 151с.

55. Костенкова С.В. Анализ развития физических качеств у детей дошкольного возраста // Сборник научных трудов молодых ученых / Смоленск. ГАФК. Смоленск, 1996. - Вып.З. - С.31 - 32.

56. Кручинин В.А. Возрастные изменения чувства ритма у школьников 717 лет // Воспитание детей и подростков: Тез. докл.науч. конф. М., 1972.

57. Кручинин В.А. Воспитывая чувство ритма // Физическая культура в школе. 1974. - № 12. - С. 18-19.

58. Крылов И.Н. О регуляции ритма простых ритмических движений // Материалы X научной конференции. М., 1968. - С.75-76.

59. Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. Минск: Полымя, 1987. -158с.

60. Куду Э.А. О влиянии музыки на образование двигательных навыков в художественной гимнастике: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М., 1963.-26с.

61. Курамшин Ю.Ф. Исследование ритмической структуры попеременного двухшажного хода и методики обучения ему подростков // Сб. научных трудов Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1972. - С.48.

62. Лунева Л.С. Ритм в действительности и в искусстве: Дис. . канд. филос. Наук. Л., 1982. - 206с.

63. Лагутин А.Б. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики :Дис. . канд. пед. наук.: М., 1997. 245 с.

64. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.:Физкультура и спорт, 1984.- 176с.

65. Логинов А.А. Методические приемы оптимизации ритмо-скоростных характеристик структуры движения квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1982. - 23с.

66. Лях В. И. Понятие "координационные способности" и "ловкость" // Теория и практика физической культуры. !983. - №8. - С.44-46.

67. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. - 169с.

68. Лях В.И. Факторная структура ловкости с позиций многоуровневой системы управления произвольными движениями // Теория и практика физической культуры. 1979. - № 5. - С.51-53.

69. Лях В.И., Вишняков А.В. Для более эффективного контроля. // Физическая культура в школе. 1998. - №3. - С.37-38.

70. Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет). Дис. . канд. пед. наук. Омск, 1988.

71. Мануйлова Т.П. Ритмическая гимнастика для дошкольников. // Дети и здоровье: Сб. материалов научно-практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания. Омск, 1993. — СЛ 00—102.

72. Мартовский А.Н. Особенности формирования двигательных навыков в зависимости от биомеханической структуры движения.: Дис. . канд пед наук. М., 1962.

73. Медянников А.И. Особенности развития зауковысотного и ритмического слуха первоклассников различных типологических групп.: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1980. 142с.

74. Менькова С.В. Формирование ритма спортивных движений. // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта. Сб. науч. трудов. Волгоград, 1993. - С. 115-117.

75. Минаева Н.А. Приемы определения координационных способностей юных гимнасток // Гимнастика: Ежегодник. М., 1974. - Вып. 1. - С. 2932.

76. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей /сост. Раевская и др. 3-е изд, дораб. - М.: Просвещение, 1992. - 222с.

77. Новиков А.Д. и др. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976.

78. Новикова М.А. Динамика результатов тестирования физических качеств у детей 3-7 лет // Сборник научных трудов молодых ученых / Смоленск. ПЛФК. Смоленск, 1997. - Вып.4. - С. 76 - 78.

79. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов./ Под ред. Д-ра филос. наук, поф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип - М.: Рус. яз., 1982-С.16.

80. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая огранизация движений и речи заикающихся дошкольников.:Дис. .канд. пед. наук. М.,1996. - 175с.

81. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: Медгиз, 1951. - Т. 3. -4.2.-С.136.

82. Палавандишвили М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет (на занятиях по ритмике в детском саду): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1972. 18с.

83. Петров A.M. Мозг и движения (аспект совершенствования). М.: Изд-во В.П.К., 1997-300 с.

84. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Медицинская пед. академия, 1994. - 674с.

85. Плотникова С.С. Оптимизация ритмовой структуры бега на основе повышения скоростно-силового потенциала (на примере бега женщин на средние дистанции).: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995. - 144с.

86. Подарь Г.К. Звуковая информация о ритме и темпе бега конькобежцев // Теория и практика физической культуры. 1969. -№3. -С.17-21.

87. Познавательные процессы у спортсменов: Труды / Под ред. Б.Б. Косова. -М: ВНИИФК. Т1. Сенсорная основа спортивного мастерства. - 1973. -134с.

88. Попова Т. А. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1998. - 23с.

89. Примерные программы начального общего образования Мин. образования Российской Федерации. М.:Дрофа, 1999.

90. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Изд. 2-е, доработанное. -М: Просвещение, 1987.

91. Раду га: программа воспитания и обучения отЗ-х доб-ти лет в детском саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 1991. 136с.

92. Ритмика, игры, танцы: основа музыкально-ритмического воспитания детей: Учеб.-метод. Пособие /С.Н. Бегидова, О.В. Соловьева, Н.К. Куприна, А.К. Баете: М-во образования Россиской Федерации Адыг. гос. ун-т. Майкоп: Адыг.гос.ун-т., 1999. - 94,с.

93. Рубенштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С.219.

94. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1964. - С.81.

95. Руднева С.Д. Ритмика. М.: Просвещение, 1972.

96. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

97. Румер И.С. с соавтор. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М.Д930.

98. Самойлова Н.А. Возрастные изменения чувства ритма и методика его воспитания у школьниц на уроках физической культуры.: Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1985. - 152 с.

99. Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. 18с.

100. Семенова И.Е. Музыкально-ритмическая игра—одна из составных частей занятий бальными танцами с детьми 6-9 лет. // Спортивные танцы: Бюллетень ГРАФК. М., 1998. - №2. - 50с.

101. Сидоренко С.П. Экспериментальное обоснование методики совершенствования ритма разбега прыгунов в тройном прыжке.: Дис. .канд. пед. наук. Л.,1981. - 184с.

102. Сиротин О.П. Методология и теория спортивных способностей. // Теория и практика физической культуры. 2000. - №4. - С.60-63.

103. Советский энциклопедический словарь./Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600с.

104. Соколов Л.Н. О ритме подъема штанги с помоста при выполнении тяжелоатлетического троеборья // Теория и практика физической культуры. 1960. - №8. - С. 575-580.

105. Сомкин А.А. Ритмическая структура техники опорных прыжков с переворотами в разбеге и методика обучения им.: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1990. - 203с.

106. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации. // Теория и практика физической культуры. 1998. - №6. - С.8-12.

107. Сулиев Л.Г. К вопросу о ритме движения легкоатлета // Теория и практика физической культуры. 1954. - №8. - С.601-607.

108. Суханов В.И. Восприятие времени и психологическая устойчивость личности // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. МЮдесса, 1984. -С. 180-182.

109. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.

110. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. -М.:Советский спорт, 1992.-192с.

111. У кран М.Л. Гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 195 6.

112. Ульрих Е.С., Дорофеев В.Ф., Трубач Е.К. Начальное обучение подростков технике академической гребли // Теория и практика физической культуры. 1963. - №8. - С.23-27.

113. Ухтомский А.А. Очерки физиологии нервной системы // Собр. соч. Т.4. Л.: ЛГУ, 1945. - 221с.

114. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. // Собрание сочинений. Л: Изд-во Ленинградского ун-та, 1952. Т.З.

115. Фомина Н. А., Щепкин С. А. Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста. //Материалы научно-методической конференции. ВГИФК, 1994. - с.27.

116. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики: Дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996. - 205с.

117. Франко Г., Лифиз И. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка., 1987.

118. Хампель Ф., Рончетти Э., Рауссеу П., Штаэль В. Робатоспособность в статистике. М.: Мир, 1989. - 512 с.

119. Холлендер М., Д. А. Вулф Непараметрические методы статистики. М.: Финансы и статистика, 1983. - 518с.

120. Христов Г.А. Исследование ритма гимнастических упражнений на перекладине в связи с совершенствованием методики обучения им.: Дис. .канд. пед. наук. М., 1968. - 176с.

121. Цейханский В.Н., Гей А.Г. Восприятие гармонии и музыкального метра. // Вопросы психологии. 1976. - № 6.

122. Чебураев B.C., Минаева A.M., Чернышенкр Ю.К. Методы комплексного контроля и модельные характеристики подготовленности юных гимнасток 7-10 лет: Метод, рекомендации -М., 1984.-С. 16-19.

123. Чеверников А.Ф. Повышение эффективности технической подготовки гимнастов на основе биодинамической характеристики ритма движений. Л., 1980. - 163с.

124. Черникова О. А. Вариативность двигательного темпа у спортсменов различной специализации // Теория и практика физической культуры. -1973. №4. - С.25-27.

125. Чернобай В.И. О регистрации ритмов легкоатлетических упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1964. - №9. -С.36.

126. Шайков Ю.Т. О ритме и темпе движения гребцов при академической гребле. // Теория и практика физической культуры. -1964. №8. - С.40

127. Шальтяняне О. Особенности чувства ритма у спортсменов разной специализации. В кн.: Основы спортивного мастерства тренеров по физической культуре. - Тартау. - 1980. -С.92-98.

128. Шапиро Т.Н. Ритмический двигательный рефлекс у детей и взрослых.: Автореф дис. . канд. биол. наук. М., 1968.-18с.

129. Шапков Ю.Т. Темп, ритм и вариативность циклических сложнокоординированных движений.: Дис. .канд. биол. наук. Д., 1965.

130. Шарманова С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие /Под ред. А.И. Федерова. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. - 89с.

131. Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Дис.канд.пед.наук. СПб., 1995. - 202с.

132. Шарманова С.Б., А.И. Федоров Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников. /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. - №7

133. Шлемин A.M. Значение ритма при обучении и тренировке гимнастов. // Теория и практика физического воспитания. 1962. - №2. -С. 38-40.

134. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Концерн-Универсал, 1998.-С 21.

135. Шурба Т.Т., Мастюкова Е.М. Развитие психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981 - 272с.

136. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. -М: Физкультура и спорт, 1962. Т. 2.

137. Якубенок B.C. Основы методики обучения опорным прыжкам. Дис. . канд. пед. наук.: М.-1951.

138. Янанис С.В. Техника физических упражнений. // Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов ин-тов физич. культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1967. Т.1. - С.397.

139. Bloch Н. There is more in our movements than in your theory // Coh. Psychol. Cognitive, 1987. V. 7. 2 .p.

140. Bucher K. Arbeit und Rhythmus. Leipzig, 1896.

141. Henri F.M. Variable and constant performance errors within a group of individuals. // J. Mot. Behav. 1974. - № 6. - P. 149 - 154.

142. Hirtz P., Tomas S. Zur Entwiclung und Struktur koordinativ-motorischer Lestungvoraussetzungen von Teilnehmern amausserumterrichtlichen Sport // Theorie und Praxix der Kolperkultur. -1977. N. 3. - S.219-222.

143. Holz D. Zur Entwicklung und Vervollkommung der Rythmusfahigkeiten bei Schulkindern (Thesen).// Theor. Prax. Korperkult. -1980. № 29. - S. 669-703.

144. Kos B. Metodica vizkumu rythickych schopnosti sportovce // Teor. Prax. Tel. Vich. 1975. -№23. - S.666-673.

145. Kubu A. Rozvijeni smyslu pro rytmus. // Tel. Vych. Mlad. № 32. -S.151-157.

146. Kubu A. Obsah a metodika vycviku smyslu pro rytmus.// Ibid. -S.249-254.

147. Mala ceskoslovenska encyklopedie. Praha: Academia, 1987.

148. Mala encyclopedic telensne kultura. Praha: Supraphon, 1983.

149. Meinel K., Schnabel G. et.al. Bewegungslehre. Berlin: Volk und Wissen, 1976.

150. Mihule J. К nekterym psihofyziologickym aspektum rutmu // Koordinacni schoopnosti a pohibove dovednosti: Met. Dopis / Mecota K. (red.). Praga: UV CSTV, 1983.-S.143-145.

151. Oxandine L.B. Psichologi of motor learning I I New York: Appleton Centure Grofts, 1968.

152. Pohlmann R. Der motorische: 1-4 // Theor. u. Prax. Korperkult. -1972.-21.

153. Seashore R.A. Work and motor perfomance // Handbook of experimental psycholoqie / Stevens S.S. New York : John Viley and sons, 1951.

154. Seashore S.E. Psychologie of music. New York: McGraw-Hill Co. Inc. - 1938.

155. Simpson S.E. Development and validation of the objective measure of locomotor response to auditori rhythmic stimulus // Res. Quart. 1958. -Vol.29.-P.342-348.

156. Smith O. Relationship of rithmus discrimination to motor rhythm perfomance // J. Appl. Psychol. 1957. - Vol. 41, № 12. - P.365-369.к1. АНКЕТАвоспитателей по физической культуре дошкольных образовательныхучреждений г. Москвы1. Уважаемый коллега!

157. Обращаемся к вам за помощью и убедительно просим ответить на вопросы предлагаемой анкеты.1. Несколько сведений о Вас.1. Ваша должность

158. Стаж работы в дошкольном учреждении (зачеркните необходимое)1. До 1 года

159. От 1 до 3 лет От 3 до 5 лет Свыше 5-ти лет

160. Ваше педагогическое образование:11. среднее специальное12. неполное высшее13. высшее1. Теперь о главном

161. Какие из перечисленных разновидностей музыкально-ритмических упражнений и двигательных заданий с ритмической доминантой Вы считаете целесообразно использовать на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста?

162. Двигательное содержание Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

163. Двигательные задания, выполняемые на месте. 1.1.1 2.1.1. 3.1.1.

164. Серии упражнений с ритмической доминантой продолжительностью 3-5 минут, выполняемые под счёт или музыкальное сопровождение в сочетании с хлопками или речетативами.

165. Упражнения танцевального характера. Простейшие двигательные композиции продолжительностью 2-3 мин, составленные из танцевальных па: шагов, подскоков, движений рук и т.п. 1.1.3. 2.1.3. 3.1.3.

166. Если в перечне не учтены используемые Вами разновидности МРУ,пожалуйста, допишите их:

167. Каким образом, по Вашему мнению, наиболее эффективно • использовать музыкально-ритмические упражнения в занятиях сдетьми различных возрастных групп?1. Средняя Старшая Подгото

168. Двигательное содержание группа группа вительная группа

169. В подготовительной части занятия в виде двигательных заданий на месте и разновидностей передвижений, с це- 1.2.1. 2.2.1. 3.2.1.• лью повышения уровня внимания и подготовки организма к предстоящей двигательной деятельности.

170. В основной части занятия в виде ритм -блоков, с целью двигательного образования и воспитания координационных способностей 1.2.2. 2.2.2. 3.2.2.

171. В заключительной части занятий в ви- 1.2.3. 2.2.3. 3.2.3.• де танцевальных упражнений и музыкальных игр, с целью оптимизации эмоционального состояния детей

172. В отдельных занятиях ритмической гимнастикой и «музыкальными сказками», с целью комплексного решения воспитательно образовательных за- 1.2.4. 2.2.4. 3.2.4.ф дач.

173. Дайте свой вариант ответа 1.2.5. 2.2.5 3.2.5.12.5. 2.2.5, 3.2.5.

174. Как часто, на Ваш взгляд, в недельном цикле физкультурных • занятий необходимо использовать музыкально-ритмическиеупражнения?

175. Двигательное содержание Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

176. На одном из занятий, выделяя для этого от 10% до 30% времени. 1.3.1. 2.3.1. 3.3.1.

177. На каждом физкультурном занятии, выделяя для этого от 10% до 30% времени. 1.3.2. 2.3.2. 3.3.2.

178. Выделить музыкально ритмические упражнения в отдельное занятие продолжительностью 20-30 минут. 1.3.3. 2.3.3. 3.3.3.

179. Дайте свой вариант ответа 1.3.4. 2.3.4. 3.3.4.13.4. 2.3.4, 3.3.4.

180. Методические указания по проведению компьютерного тестирования ритмических способностей детей дошкольного возраста.

181. После утвердительного ответа ребенка, программа настраивается на режим «ОПРОБЫВАНИЕ», в котором выполняются 2-3 пробных попытки. Роль «Колобка» берет на себя исследователь.

182. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: «А сейчас ты сам будешь играть с Колобком. Если ты с первого раза не расслышишь «звонок», то можешь прослушать еще раз, Колобок повторит его снова. Ты готов?»