Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Олешкевич, Кирилл Игоревич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход"

На правах рукописи

{

Олешкевич Кирилл Игоревич

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

7 АВГ 2014

Москва 2014

005551633

Диссертация выполнена в федерхтьном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» на кафедре культурно-досуговой деятельности

Официальные оппоненты - Степанова Людмила Анатольевна,

Защита состоится « 22 » сентября 20)4 г. в «10:00 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 но защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал зашиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.msiic.org и на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « 22 » июля 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета -

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент, Тихоновская Галина Станиславовна

Ведущая организация

доктор педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, кафедра педагогики и психологии, профессор Ерофеева Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, научно-образовательный центр инновационно-педагогических технологий, заместитель директора Казанский государственный университет культуры и искусств

доктор педагогических наук, профессор

В.С. Садовская

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается резкое снижение использования различных культурных форм для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с этим такая деятельность учреждений культуры, как внедрение в практику инновационных культурно-досуговых программ, насыщенных художественным, интеллектуальным и педагогическим содержанием, оказывающим влияние на эстетическое воспитание детей младшего возраста, становится наиболее значимой.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, нарастающего духовного вакуума. По мнению ученых-педагогов, это обусловлено следующими причинами:

- навязчивой пропагандой и активным распространением массовой культуры, способствующей созданию «общества тотального отчуждения» и соответствующего ему «рыночного типа» человеческого характера, лишенного внутренних культурных ориентиров, которому присущи ложные эмоции, искаженные чувства и богатый набор бессмысленных, бездуховных форм;

- широким распространением новейших компьютерных технологий, при которых опасность поглощения техникой и виртуальной реальностью охватывает не только «физическую» жизнь индивида, но и процессы его мышления, а также внутренней психологической жизни.

Кроме этого, современное российское общество столкнулось с так называемыми специфическими проблемами эстетического и социального характера, к которым следует отнести:

недооценку в социальной практике роли эстетического воспитания, художественной культуры как влиятельных факторов духовного

развития общества;

этико-эстетический нигилизм значительной части современных

детей;

усиление в деятельности учреждений культуры разрыва между художественно-педагогическими технологиями и задачами эстетического воспитания детей.

В этих условиях эстетическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей современной России, так как, не обогащая воспитательный процесс духовностью, мы теряем не только личность, но и человека.

Для устранения этих негативных тенденций Министерством образования Российской Федерации была разработана «Концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2025 года, которая нацеливает на повышение значимости художественной культуры в воспитании и образовании, в формировании на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере

з

человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества.

Опираясь на этот документ, в ходе исследования был сделан вывод о том, что в процессе эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать определенные задачи, которые ставятся перед учреждениями культуры, а именно:

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и эстетических идеалов личности и общества;

широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального и эстетического совершенствования, способствующих развитию творческого потенциала детей и юношества;

использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения;

привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества.

Следовательно, обозначенные в Концепции актуальные задачи требуют теоретического осмысления и практического решения.

Художественно-педагогические технологии являются важнейшим фактором эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях проведения детских культурно-досуговых программ. Являясь методологическим, теоретическим и технологическим основанием организации содержания детских культурно-досуговых программ, они обеспечивают оптимальный уровень эстетического и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Однако наши наблюдения показали, что в практической деятельности учреждений культуры, в процессе организации детских культурно-досуговых программ недооценивается роль художественно-педагогических технологий, не учитываются их преемственная и органическая взаимосвязь, базовая сущность и содержание, в результате чего задачи эстетического воспитания детей младшего школьного возраста не находят своего должного решения.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе вопросы эстетического воспитания детей рассматривались многими авторами.

В контексте нашего исследования наиболее близкими являются работы о духовном развитии личности средствами искусства авторов A.B. Бакушинского, П.П. Блонского, A.B. Луначарского, JT.H. Толстого, В.А. Сухом линского.

Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности

4

ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.В. Гавриловен, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического развития детей средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджанян, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других.

В XX веке сложился ряд методик массового эстетического воспитания художественными средствами, например, работы Э. Жак-Далькроза; Д.Б. Кабалевского; 3. Кодая; К. Орфа; М. Монтессори; Ш. Судзуки.

Система отечественного эстетического воспитания детей, сложившаяся в 60-х - 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития художественного восприятия детей С. М. Беляевой-Экземплярской, И.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С. М. Шоломович.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Глинкмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного и эстетического воспитания детей средствами театра посвящены работы - A.A. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, Н.И. Сад.

Социально-культурная деятельность как область художественно-педагогической деятельности рассмотрена в работах: А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, H.H. Ярошенко, М.А. Ариарского, О. И. Маркова, В. Н. Гагина, Д. М. Генкина, А. А. Коновича, Е.И. Григорьевой, A.C. Каргина, М.И. Долженковой, Т.В. Христндис, С.Н. Иконниковой, В.В. Туева, Ю.Д. Красильникова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина.

Особую ценность представляют научно-теоретические изыскания А. Д. Жаркова, в которых всесторонне обосновывается целостный технологический подход к деятельности учреждений культуры.

Однако, в настоящее время, в научной литературе нет теоретических разработок реализации художественно-педагогических технологий в плане эстетического воспитания детей младшего возраста, не определены организационно-педагогические и методические условия реализации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В процессе исследования нами были выявлены противоречия между:

- потребностью педагогической практики в повышении уровня эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью ее методологических, организационно-методических и технологических основ;

- потребностями общества в эстетическом воспитании детей младшего возраста в учреждениях культуры и отсутствием на практике сбалансированной системы органичной связи художественных и

5

педагогических технологий, способствующих процессу оптимизации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

Выявленные противоречия и не разработанность проблемы обусловили выбор темы и постановки цели диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход».

Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Предмет исследования — процесс эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода.

Цель исследования — теоретически обосновать сущность и содержание художественно — педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, выявить и экспериментально проверить условия оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей в учреждениях культуры.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать понятие «эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры»;

2. Раскрыть сущность и содержание художественно-педагогических технологий, определить их роль и место в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры;

3. На основе концепции целостного технологического подхода к деятельности учреждений культуры разработать и обосновать условия оптимизации художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры;

4. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественных технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

5. На основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

6. На основе реализации концепции целостного технологического подхода выявить эффективность синтеза и преемственной связи художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в процессе деятельности учреждений культуры, а также выработать практические рекомендации по совершенствованию эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Гипотеза исследования: Совершенствование процесса оптимизации художественно-педагогических технологий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры будет достигнуто при условиях, если:

б

• в процессе проведения детских культурно-досуговых программ будет создана эстетически организованная культурно-досуговая среда, обеспечивающая как репродуктивные, так и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в учреждениях культуры;

. в процессе проведения детских культурно-досуговых программ будет осуществлено педагогическое взаимодействие детей младшего школьного возраста и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры;

• в процессе организации детских культурно-досуговых программ будет реализована концепция целостного технологического подхода, обеспечивающая методологические и методические основания синтеза художественно-педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Методологическую основу исследования составили:

- концепции эстетического развития и воспитания (И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, JI.M. Фридман);

- концептуальные идеи личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, Ю.А. Кустов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И. С, Якиманская);

- концепция доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова

о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры;

- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Г.Г. Гадамер, A.M. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, A.A. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);

- основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Г.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Геилов, Д.Б. Эльконин, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон).

Теоретическую основу исследования составили:

- вопросы специфики влияния театрального искусства на формирование духовной культуры личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (A.A. Брянцев, C.B. Образцов, К. Орф, Н.И. Сац);

- сценарно-режиссерские основы технологии создания культурно-досуговых программ в учреждениях культуры (В.Н. Гагин, А.Д. Жарков, A.A. Конович, О.В. Марков, Г.С. Тихоновская);

- концепция развивающей социально-культурной деятельности А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы

использовалась совокупность следующих методов исследовании: общетеоретические (теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение включенное и невключенное, беседы с детьми, специалистами учреждений культуры; опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности оптимизации художественно-педагогических технологий в деятельности учреждений культуры, собеседование, анкетирование). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлено на базах: Дворец культуры «Зодчие» (г. Москва) — экспериментальный. Дворец культуры «Родина» (г. Химки, Московская область) — контрольный.

В исследовании в качестве апробации, также были задействованы и другие учреждения культуры: детские клубы, социальные центры для детей и родителей муниципальных районов и городских округов Москвы и Московской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов с 2008 по 2014 год.

На первом этапе (2008 - 2009 год") осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, методических разработок учреждений культуры; определилось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучалась практика работы методистов, специалистов учреждений культуры; накапливался эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.

На втором этапе (2009-2012 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных программ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры, формулировались и корректировались первичные выводы; осуществлялся поиск путей решения проблем, выявленных в процессе практической работы; разрабатывались методические рекомендации. В течение трех лет (с 2009 по 2012 год), 1 раз в месяц под руководством диссертанта проводились культурно-досуговые программы для детей. В каждой культурно-досуговой программе участвовали не менее 200 детей. В общей сложности в опытно-экспериментальную работу было вовлечено 7000 человек, а 700 детей младшего школьного возраста стали непосредственными участниками опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию в процессе деятельности учреждений культуры.

Целью опытно-экспериментальной работы стала реализация условий оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий,

8

препятствующих оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

При изучении эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры использовались различные комплексы диагностических методик, наиболее приемлемыми из которых, на наш взгляд, были наблюдение (включенное и не включенное), беседа, опрос, анкетирование.

На третьем этапе исследования (2012 - 2014 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры, а также осуществлялся процесс подведения итогов и завершение оформления диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- предложены инновационные подходы к эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры с учетом современных требований к духовному развитию и становлению подрастающей личности;

- выявлены и конкретизированы сущность и содержание художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

- обоснована взаимосвязь эффективного использования художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;

- определены педагогические условия птимизации деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста на основе концепции А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостном технологическому процессу в учреждениях культуры;

- выявлены пути совершенствовнаия эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе проведения детских культурно-досуговых программ.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в уточнении понятийно-терминологического аппарата посредством определения понятия «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры»; в расширении общепедагогических представлений о возможностях использования художественно-педагогических технологий как эффективного (оптимального) средства эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры; в разработке теоретической модели инновационной художественно-педагогической технологии на основе концепции о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры и обосновании ее эффективности; в выявлении комплекса психолого-педагогических условий

успешного функционирования разработанной технологии.

Практическая значимость исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений и выводов к условиям реальной педагогической практики учреждений культуры; во внедрении инновационной модели художественно-педагогической технологии эстетического воспитания детей младшего возраста в практику учреждений культуры г. Москвы, Московской области и других регионов России.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования, а также в процессе учебно-творческой деятельности студентов высших учебных заведений — институтов и университетов культуры и искусств по профилю «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ».

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов статистической обработки материалов; личным участием автора в опытно-экспериментальной и практической работе и положительными результатами внедрения исследования в практику; актами о внедрении результатов диссертационного исследования в учреждениях культуры.

Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных городских конференциях «О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства» (2010-2012 г.), на научном круглом столе, проведенным отделом аспирантуры МГУКИ совместно с кафедрой социально-философских наук «Как взаимодействует искусство и рынок?» (2010 г.), на IV Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука» (2009 г.), на конференции, проведенная отделом аспирантуры МГУКИ, совместно с кафедрой звукорежиссуры «Оптимизация учебного процесса в школьных учебных заведениях» (2011 г.), на методических семинарах и педагогических советах заведующих, методистов, педагогов, художественных руководителей и специалистов учреждений культуры г. Москвы.

Автор использовал материалы исследования в процессе преподавания курса «Социально-культурная деятельность» на кафедре культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 6 публикациях автора.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств «20» февраля 2014 года, протокол №6.

ю

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическое воспитание является важнейшие составляющей целостного духовного развития и становления личности младшего возраста, активно влияющего на её ценностные мировоззрения, нравственные, в том числе, и эстетические ориентации эстетического воспитания детей младшего возраста в условиях деятельности учреждений культуры. Это социокультурный процесс, в котором под воздействием социальных и художественно-педагогических факторов происходит перманентные изменения в познавательной, эмоциональной, волевой сферах детей, ведущих к формированию ценностно-эстетических ориентации, способностей видеть и понимать в окружающем мире прекрасное, отличать его от безобразного, стремления жить и творить по законам красоты.

2. Художественно-педагогические технологии являются родовым свойством деятельности учреждений культуры. Их базовые сущность и содержание, выступая в органическом единстве и тесной взаимосвязи предопределяют методологические и технолого-методические основания эстетического воспитания детей младшего возраста, способствуют наиболее полной оптимизации этого процесса в учреждениях культуры. Художественно-педагогические технологии, находясь в единстве и взаимодействии, образуют целостную воспитательно-формирующую систему, объектом которой являются дети младшего школьного возраста, их продуктивная деятельность в учреждениях культуры. Оптимизация художественных и педагогических технологий в процессе создания культурно-досуговых программ для детей младшего возраста, заключается в нахождении между ними таких связей и отношений, которые бы в результате реализации привели бы к совершенствованию процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

3. Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий, ее ценностно-ориентированное содержание обеспечивает теоретико-методические подходы к процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Выявленные на основе данной концепции и теоретически обоснованные условия совершенствования процесса оптимизации художественно — педагогических технологий обеспечивают системно образующие связи -организационно-методические, содержательные, процессуальные, которые в наибольшей степени соответствуют целостности технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Условиями оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста являются:

• создание эстетически организованной культурно-досуговой среды, обеспечивающей репродуктивные и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговых программ;

• педагогическое сопровождение специалистов учреждения культуры

11

эстетической деятельности детей младшего возраста на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения и взаимодействия в процессе проведения детской культурно-досуговой программы;

• реализация концепции целостного технологического подхода, обеспечивающей методологические и методические основания синтеза художественно-педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в процессе проведения детской культурно-досуговой программы.

4. Эффективность оптимизации художественных технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры достигается при условии создания эстетически организованной культурно-досуговой среды в процессе проведения детской культурно-досуговой программы, привнесение в организацию и содержание программы элемента художественности (введение в программу системы художественных образов, использование выразительных средств искусства и литературы) способствующих формированию ценностных эстетических ориентации, а также использование методов интерактивного общения, позволяющих вовлекать детей младшего школьного возраста как в репродуктивную, так и продуктивную художественно-эстетическую деятельность в различных формах самовыражения — индивидуальных, групповых и массовых предопределяющих эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

5. Эффективность оптимизации педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры достигается при условии органичного взаимодействия детей младшего возраста и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений предполагающих, в первую очередь, учета специалистами учреждения культуры возрастных особенностей детей, заключающихся в потребности к активной творческой деятельности в процессе проведения детской культурно-досуговой программы, в целенаправленном выборе форм, средств, методов удовлетворения данной потребности, в организации ценностно-ориентированного содержания программы (мировоззренчески и эмоционально привлекательная тема и идея программы, нравственные, общественно-значимые поступки героев, обладающие эстетическими свойствами красоты, побуждающие к подражанию), а также художественное обеспечение программы внешней зрелищной выразительностью и визуальной привлекательностью.

6. Синтез художественно-педагогических технологий обеспечивает реализацию концепции целостного технологического подхода к оптимизации процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, является высшей оптимальной точкой в процессе проведения детских культурно-досуговых программ и выступает одним из главных условий достижения эффективности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры. Организационно-методической основой данного процесса выступает принцип коммерческого

12

подхода к организации детских культурно-досуговых программ, определяющий и обеспечивающий качество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

Структура диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность и раскрыта степень разработанности исследуемой проблемы, определены объект и предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза, охарактеризована методологическая база, описаны методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту, определена опытно-экспериментальная база апробации теоретических основ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выведены факторы, обусловливающие достоверность исследования.

В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры» определяется понятие «эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры», анализируется сущность и содержание художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры, аргументируется концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

В первом параграфе первой главы «Понятие «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры» проведен анализ теоретических основ эстетического воспитания на основе работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих вопросы данной проблемы.

В определениях понятия «эстетическое воспитание» первой половины XX века подчеркивалось воспитание способности «целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства», развитие способности к самостоятельному творчеству в области искусства, то сейчас это определение стало несколько иным.

Так, Н.И. Киященко выявил способность ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве. Он особенно выделяет развитие способности к творчеству у детей младшего возраста по законам красоты.

И.Ф. Гончаров характеризует эстетическое воспитание как систему

13

воздействий, направленных на выработку и совершенствование у детей младшего возраста способностей воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.

В.А. Разумный и Ю.Б. Борев считают, что помимо выработки желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, необходимо развитие художественно-творческих способностей и эстетически-ценностных ориентаций (эти две основные функции, составляющие единство противоположностей - формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развития ее эстетико-творческих потенций).

Б.Т. Лихачев рассматривал эстетическое воспитание как инструмент, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Исходя из анализа вышеприведенных научных источников можно сделать вывод о том, что эстетическое воспитание представляет собой составную часть воспитания, направленного не только на всестороннее развитие личности, но и на формирование и воспитание эстетических качеств, востребованных современным обществом. Другими словами, это воспитание, связанное с развитием способностей целенаправленно воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей жизни, труде, творчестве.

Определение эстетического воспитания в настоящее время предполагает, наряду со способностью воспринимать, тонко чувствовать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, развитие способности к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности.

В нашем исследовании доказывается, что одним из важнейших способов приобщения детей младшего возраста к культуре и искусству является посещение и активное участие в культурно-досуговых программах, проводимых учреждениями культуры. Данный вид деятельности основывается на использовании формируемых и развивающихся интересов и творческих увлечений детей младшего возраста, что влечет за собой изменения в эстетическом воспитании личности.

Важнейшим фактором эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры является эмоциональное восприятие культурно-досуговых программ, которое является одним из основных моментов при осуществлении любой деятельности, основывающейся на художественных технологиях.

Признавая значимость всех исследований по данной теме, и учитывая проведенный анализ научной литературы, был сделан вывод о том, что эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры необходимо рассматривать, как социокультурный процесс, при котором под воздействием социальных и художественно-педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной, эмоциональной и волевой сферах детей младшего возраста, ведущие к формированию ценностных эстетических ориентации (представлений, восприятий, отношений, чувств, поведения), которые являются необходимыми для полноценного формирования подрастающего поколения.

14

Во втором параграфе первой главы «Сущность и содержание художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры» определяются важнейшие теоретические приоритеты работы, связанные с процедурой эстетического воспитания детей младшего возраста.

Эстетическое воспитание детей всегда являлось одним из наиболее важных вопросов при становлении и развитии личности. Многолетний опыт отечественных и зарубежных исследований показал, что исследование проблем эстетического воспитания детей и их жизненных путей может быть систематическим, т.е. его необходимо осуществлять на разных возрастных этапах ее развития.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для эстетического воспитания, является младший возраст. Это объясняется тем, что:

1. В данном возрастном периоде дети являются наиболее впечатлительными и восприимчивыми к различным примерам поведения (нормативного /ненормативного), художественным произведениям, культурным, нравственным и духовным ценностям общества, в котором они находятся. Поэтому при эстетическом воспитании детей в учреждениях культуры необходимо не только обогащать детей эстетическими идеалами, но и давать представления о нарушениях норм или последствий того или иного поступка.

2. Развитие устойчивых эстетических свойств у детей младшего возраста связано с решением задач диагностирования и корректирования личности, способной самостоятельно оценивать происходящее, планировать и проектировать построение своей деятельности в соответствии с интересами окружающих.

3. В младшем возрасте дети не только познают сущность эстетических категорий, но и учатся оценивать их знание в художественных произведениях и окружающем мире, собственной деятельности. В детском возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для эстетического воспитания в контексте культуры.

Одним из главных видов деятельности для детей младшего возраста является творчество во всех его проявлениях, поскольку оно занимает одно из главных позиций в их сознании. Специалисты учреждений культуры, напрямую связанные с творчеством, стремятся научить детей младшего возраста через творчество подчинять свое поведение определенным правилам, формировать внимание, умение сосредоточиться. Следовательно, через творческую составляющую личности ребенка, специалисты учреждений культуры стремятся развить у детей младшего возраста способности, которые особенно важны для успешного эстетического воспитания, а также которые будут необходимы в дальнейшей жизнедеятельности.

В данном диссертационном исследовании, художественно-педагогические технологии рассматриваются как одно из наиболее эффективных средств эстетического воспитания детей младшего возраста, потому что их применение возможно адаптировать и приспосабливать к

15

разным целям и задачам, решение которых способствует положительному влиянию на эстетическое воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В третьем параграфе первой главы «Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры» рассматривается целостный технологический подход к эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры, как один из инструментов оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры.

Анализ фундаментальной концепции доктора педагогических наук А. Д. Жаркова о целостном технологическом подходе к деятельности учреждений культуры позволяет спроецировать модель системного процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры в условиях проведения культурно-досуговых программ. Кроме этого, её ценностно-ориентированное содержание обеспечивает методологические и методические подходы к процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, способствует его максимальной оптимизации и совершенствованию.

Для того, чтобы понять, насколько оптимальными являются художественно-педагогические технологии, используемые в современных учреждениях культуры в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста, нами было осуществлено проектирование интерактивной среды детской культурно-досуговой программы в условиях эстетического воспитания детей младшего возраста, которое было продиктовано необходимостью: актуализации роли зрителя, как полноценного субъекта театрального действия; развития у детей младшего возраста качеств самоорганизующихся субъектов интерактивной деятельности: самостоятельности в целеобразовании, планировании, осуществлении и оценивании собственной деятельности; способности к выбору средств, способов, форм (индивидуальных и групповых) для самовыражения в художественной практике, проявления инициативы, внесения в культурно-досуговую программу свободной деятельности, позволяющей наиболее точно, установить меру педагогической помощи и поддержки индивидуально для каждого участника программы; преодоления излишней информационности культурно-досуговой программы, устремление к художественно-эстетической практике.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, ее ценостно-ориентированное содержание обеспечивает методологические и методические подходы к процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Выявленные на основе данной концепции и теоретически обоснованные условия оптимизации художественно -

16

педагогических технологии обеспечивают системно образующие связи — организационно-методические, содержательные, процессуальные, которые в наибольшей степени соответствуют целостности технологического подхода к оптимизации художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Условиями оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры являются:

• создание эстетически организованной культурно-досуговой среды, обеспечивающей репродуктивную и продуктивную формы художественно-эстетической эстетической деятельности детей младшего возраста в учреждениях культуры в процессе проведения детской культурно-досуговой программы;

• педагогическое взаимодействие специалистов учреждения культуры и детей младшего возраста на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения в процессе проведения культурно-досуговой программы;

• реализация концепции целостного технологического подхода, обеспечивающей методологические и методические основания синтеза художественно-педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры в процессе проведения культурно-досуговой программы.

Во второй главе «Совершенствование процесса оптимизации художественно-педагогических технологий по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры» экспериментально проверены условия оптимизации художественно-педагогических технологий, обоснованы критерии эффективности реализации оптимальных художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В первом параграфе второй главы «Оптимизация художественных технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры» определяются основные компоненты художественных технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, показана эффективность их реализации.

Для того чтобы культурно-досуговая программа могла играть важную роль в эстетическом воспитании детей младшего возраста, необходимо, чтобы, дети, являясь объектом воздействия, находились не в роли пассивного зрителя, а в роли активного участника во взаимоотношениях со зрелищной культурой. Иными словами, детская аудитория может стать субъектом, а ее взаимодействие с культурно-досуговой программой должно носить характер интерактивного межсубъектного общения.

Технология организации экспериментальных детских культурно-досуговых программ предусматривала включение в их структуру зрелищных,

информационно-просветительских, интерактивных и деятельностно-практических компонентов, которые обеспечивали детской аудитории такие виды художественной деятельности, как художественно-отражательную, художественно-регулятивную, и художественно-практическую.

Особенность оптимизации художественных технологий в культурно-досуговых программах состояла в том, что детям младшего школьного возраста были предоставлены условия для разнообразной эстетической деятельности. В программах выделялось время, когда дети младшего школьного возраста имели возможность самостоятельно устанавливать контакт с миром зрелищного искусства. Если традиционно они сводились к наблюдению и сопереживанию, то в наших программах детям предоставлялось право самостоятельно выбрать вид деятельности, ее цель, форму.

Таким образом, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка, на его способность влиять на ход программ, дети могут стать активными участниками культурно-досуговой программы любого типа.

Эффективность оптимизации художественных технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры была достигнута реализацией условий создания личностно-деятельностной эстетически организованной среды в процессе проведения детских культурно-досуговых программ, технологии которых опирались на методы интерактивного общения, позволяющие вовлекать детей младшего возраста, как в репродуктивную, так и продуктивно-творческую деятельность в различных формах самовыражения — индивидуальных и групповых, предопределяющих эстетическое развитие и воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Во втором параграфе второй главы «Оптимизация педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры» рассматривается эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях педагогического сопровождения специалистами учреждений культуры процесса проведения детских культурно-досуговых программ.

Автор диссертации считает, что эффективность процесса педагогических технологии культурно-досуговых программ, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры зависит от:

1) знаний специалистов учреждений культуры технологических основ моделирования содержания программы, направленных на формирование у детей младшего возраста ценностно-эстетических ориентаций в процессе проведения культурно-досуговой программы;

2) знаний специалистов учреждений культуры методических основ субъектно-субъектных взаимоотношений с детьми младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговой программы;

3) умений специалистов учреждений культуры использовать методы, способы и приёмы интерактивного общения с детьми младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговой программы.

18

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы можно утверждать, что эффективность оптимизации педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры будет достигнута при условии организации взаимодействия детей и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений, предполагающих формирование мотиваций детей младшего возраста на участие в культурно-досуговых программах; учета специалистами учреждения культуры возрастных психологических особенностей детей младшего возраста заключающихся в потребности к активной творческой деятельности в процессе проведения детской культурно-досуговой программы, в целенаправленном выборе форм, средств, методов удовлетворения данной потребности, а также в организации ценностно-ориентированного содержания программы, направленного на эстетическое воспитание детей младшего возраста.

В третьем параграфе второй главы «Синтез художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры» рассматривается зависимость эффективности реализации художественно-педагогических технологий культурно-досуговых программ для детей младшего возраста от внедрения коммерческих принципов в процесс организации и постановки культурно-досуговых программ, а также проводится сравнительный анализ эффективности оптимизации художественно-педагогических технологий по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что художественные и педагогические технологии детских культурно-досуговых программ, находясь в органическом единстве и взаимодействии, представляют собой целостный технологический процесс, обеспечивающий высокую эффективность эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. При этом ценностно-ориентированное и художественно-оформленное содержание программ, насыщенное интерактивными компонентами, выступает главным фактором, формирующим ценностные эстетические ориентации и представления детей младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговой программы. Организационно-методической основой данного процесса выступает принцип коммерческого подхода к организации детских культурно-досуговых программ, обеспечивающий качество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

В целях обеспечения качества художественно-педагогических технологий детских культурно-досуговых программ были применены следующие компоненты коммерческих принципов к оптимизации технологий организации культурно-досуговых программ для детей младшего возраста: бизнес-планирование, финансирование, маркетинг и управление.

Соблюдение основных четырех коммерческих принципов в организации культурно-досуговых программ для детей младшего возраста позволяло

19

усовершенствовать не только административный процесс организации, но и помогло оптимизировать и художественно-педагогические технологии в процессе эстетического восшгтания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Диссертантом были исследованы возможности использования художественно-педагогических технологий воздействия на детей младшего возраста в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры. Для этого были проведены беседы с детьми младшего возраста, и для подтверждения результатов - анкетирование родителей.

Анализ общих результатов исследования показывает, что большее внимание дети младшего возраста уделяют художественному наполнению культурно-досуговой программы (50%), интерактивным элементам (30%), содержательному компоненту (20%).

Также дети младшего школьного возраста отмечали художественные компоненты, которые на них произвели наибольшие впечатления - 35% отметили внешние характеристики образов героев (костюм, грим, реквизит), 27% опрошенных детей младшего возраста обратили внимание на технические специальные эффекты, 23% выделили культурную среду программы (декоративное оформление, раус, музыкальное оформление), остальные художественные элементы равномерно распределились между 15% опрошенных детей младшего возраста.

Результаты параллельного опроса родителей показали следующее: 40% отметили образы героев, 15% - технические эффекты, 30% - культурную среду и 15% - другие художественные элементы программы.

Кроме этого, беседы, проведенные с детьми младшего школьного возраста, показали, что их привлекают поступки героев, выразили желание им подражать.

Дети младшего возраста высоко оценили своё активное участие в программе. Это вызвало положительную оценку у 70% детей и 80% родителей, оставшаяся часть (30% и 20%) опрошенных не отметила этот компонент программы.

Педагогический компонент - содержание культурно-досуговой программы было отмечено родителями как нравственно формирующее и эстетически воспитывающее (75%), и детьми как поучительное и познавательное (65%).

Также необходимо отметить, что 40% родителей выделили качественную рекламную кампанию программы (афиши, видео-ролик и фотосессия), которая побудила их к посещению учреждения культуры.

Таким образом, после анализа результатов опросов родителей и бесед с детьми младшего школьного возраста, был сделан вывод, что синтез художественно-педагогических технологий обеспечивает реализацию концепции целостного технологического подхода к оптимизации процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, является высшей оптимальной точкой в процессе проведения детских культурно-досуговых программ и выступает одним из главных условий

20

достижения эффективности эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Организационно-методической основой данного процесса выступает принцип коммерческого подхода к организации детских культурно-досуговых программ, определяющий качество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Итак, в процессе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: гипотеза подтверждена, цель реализована, задачи решены.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны теоретические обобщения, сформулированы практические рекомендации, намечены перспективные направления дальнейшей работы по оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.

Решение вопроса эстетического воспитания детей средствами шоу-программ потребовало проведения историко-педагогического анализа проблемы, который показал, что — эстетическое воспитание личности, возникнув в античности, развиваясь и обогащаясь на протяжении всей последующей истории человечества, привела в настоящее время к сращиванию, интеграции эстетического и художественного в единое целое;

- важное значение в эстетическом воспитании, начиная с античности, придавалось зрелищам, что связано с особым ее свойством - возможностью воспитания души, развития общечеловеческих духовных качеств и потребностью общества в активизации этого развития.

Анализ ключевых понятий диссертации позволил нам уточнить определение эстетического воспитания детей — это сложный, социально-культурный обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию эстетических представлений, чувств и качеств.

Теоретический анализ проблемы показал, что шоу-программы для детей являются важнейшими средствами эстетического воспитания: шоу-программа обладает познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое и катарсическое воздействие.

Проанализировав основные особенности психофизиологического развития детей, мы пришли к выводу, что использование художественно-педагогических технологий в культурно-досуговых программах очень важно для эстетического воспитания детей, так как именно в этом возрасте они способны оказывать наибольшее воздействие. Органичное объединение в одной культурно-досуговой программе музыки, танца, вокала, театра, литературы приводит к более эффективному эстетическому воздействию каждого из этих видов искусства.

Анализ содержательного аспекта организации эстетического воспитания школьников в учреждениях культуры на основе традиционной и новых

21

методик позволил нам сделать вывод о том, что их реализация в современной социокультурной ситуации достаточно сложна и не дает требуемых результатов.

Поэтому, опираясь на теоретические и практические достижения в этой области, а также на основе оптимизации художественного и педагогического компонентов мы разработали технологию эстетического воспитания детей в учреждениях культуры и выявили комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешности реализации разработанной технологии.

Для проверки эффективности технологии эстетического воспитания детей в учреждениях культуры было проведено экспериментальное исследование, состоящее из двух этапов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были выделены контрольная и экспериментальная группы, диагностировано состояние распространенной педагогической практики по эстетическому воспитанию детей, разработаны критерии и уровни эстетического воспитания детей.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована технология эстетического воспитания детей в учреждениях культуры на основе синтеза художественных и педагогических компонентов, произведены ее анализ и коррекция и подведены итоги.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику эстетического воспитания в обеих группах, но в экспериментальной группе, где была использована технология на основе синтеза художественных и педагогических компонентов, эта динамика выражена особенно рельефно, что подтверждает правомерность оптимизации и способствует повышению эффективности разработанных технологий.

Выводы данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы поиска путей и средств эстетического воспитания детей.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,

рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Олешкевич К. И. Модель эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами шоу-программ // Вестник МГУКИ. — 2012. - № 2. — С. 157- 160.

2. Олешкевич К. И. Формирование эстетического воспитания детей в учреждениях культуры // Вестник МГУКИ. — 2012. - №6. — с. 167 — 170.

3. Олешкевич К. И. Внедрение коммерческого подхода в организа-ции культурно-досуговых программ для детей // Вестник МГУКИ. — 2014. - №3. С. 138-144.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Олешкевич К. И. Культурный импорт (франшиза западных шоу-программ)// IV Московская межвузовская научно-практическая конференция «Студенческая наука»: Материалы конференции (26 ноября 2009 г. Москва). — М.: МГУКИ, 2009.

5. Олешкевич К. И. Искусство как заменитель аутентичных чувств // Как взаимодействует искусство и рынок: Материалы круглого стола (2 апреля 2010 г. Москва)/Под науч.ред. Е. В. Мареевой. - М.: МГУКИ, 2010.

6. Олешкевич К. И. Обзорный взгляд на истоки происхождения шоу-программ // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2011.

7. Олешкевич К. И. Оптимизация художественно-педагогических технологий шоу-программ по эстетическому воспитанию детей и подростков // Вторая городская конференция «О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства в 2011-2012 годах»: Материалы конференции (15 сентября 2011 года)/ под науч.ред. Ильинского И. M. —М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2011.

8. Oleshkevich K.I. Optimization process of preparation of entertainment programs for children during the process of realization of commercial principles // Science and Education: materials of the V international research and practice conference, Vol. II, Munich, February 27th - 28th, 2014 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg — Munich — Germany, 2014. — 408 p.

9. Олешкевич К.И. Культурная среда как интерактивный метод обучения // Оптимизация образовательного процесса в современном университете: Сборник статей международной учебно-методической конференции / Под общей научн. ред. проф. А. Г. Казаковой. - М.: МГУКИ, 2014.-329 с.

Подписано в печать 01.07.2014 г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

_ Заказ №_

Типография МГУКИ Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7.