Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Казакова, Елена Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования"

На правах рукописи

Казакова Елена Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13. 00. 05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

10 окт ш

Тамбов 2013

005534327

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

ГРИГОРЬЕВА Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

СТРЕЛЬЦОВА Елена Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории народной художественной культуры ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

ШАМСУТДИНОВА Дельбар Валиевна,

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия искусств и культуры»

Защита состоится «1» ноября 2013 г. в. 12 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом — на официальном интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ (http://vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан «1» октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н.Н. Иванова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Перед современным мировым сообществом крайне остро стоят вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Особенно актуальна данная проблема в свете миграционных ' движений, происходящих на территории не только стран Европейского сообщества, но и бывшего СССР.

Социально-политические и общественно-экономические процессы, происходящие в нашей стране, привели к кризису этнической идентичности, что, в свою очередь, привело к росту дезадаптации, межэтнической напряженности, проявлениям агрессии, конфликтности. Все эти явления особенно характерны для подрастающего поколения: наблюдаются трудности формирования позитивной гражданской идентичности.

С одной:стороны, сегодня происходит становление единой «российской» самоидентичности взамен национальной на основе гражданства, а с другой — усиливается интерес к национальной культуре и традициям.

Право гражданина на свободное этническое самоопределение и самоидентификацию, приоритеты национальной политики в сфере культуры и образования; связашше с сохранением и развитием самобытных культур и духовных ценностей граждан'России, межнациональных и межрегиональных культурных связей, гарантируются Конституцией РФ, законодательными актами и нормативными документами, в том числе Законом РФ «Об образовании», «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», а также отражены в федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 20082015 тт.); в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации»; Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. и др.

Вопросы этнической самоидентичности находят постоянный отклик в обществе. От переосмысления данной проблемы во многом зависит возрождение и освоение национального достояния нашей Родины.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей.

Задачи этнокультурного воспитания личности, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, как наиболее важные, провозглашаются авторитетными организациями, таким как ООН и ЮНЕСКО. Важнейшей задачей является помощь подрастающему поколению в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, в формировании этнической самоидентичности, а также в воспитании уважения к другим культурам.

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения этнической самоидентичности.

Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их подростками, является основным фактором, позволяющим успешно осуществлять воспитательный процесс по формированию этнической самоидентичности подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд вопросов связанных с формированием этнокультурной идентичности подрастающего поколения рассматривается различными гуманитарными науками.

Имеющийся богатый опыт научной школы в России, подкрепленный современными исследованиями этнокультурных, этнопсихологических, этнопеда-гогических и этносоциологических аспектов проблемы, создает предпосылки для анализа разработанности поставленной проблематики.

Духовные основы национальной идентичности достаточно подробно рассматривались в трудах таких известных культурологов, как Г.Д. Гачев, JI.H. Гумилев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.

Как социально-философская проблема этническая идентичность широко представлена в научных трудах Д.И. Алексеева, В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, С.Т. Давлиеровой, П.В. Кузнецова, Д.Г. Лавринова, И.В. Малыгиной, В.И. По-номаренко и др.

Проявления этнокультурной идентичности и актухчьность этой проблемы в современном российском обществе отражены в социологических исследованиях Г.У. Кцоевой, О.О. Намлинской, И.А. Снежковой и др. Изучению этнокультурных процессов посвящены труды отечественных этносоциологов: А.Р. Аклаева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевич, Л.М. Сусоколова и др.

Процессы формирования социальной и социокультурной идентичности нашли отражение в работах A.A. Байченко, И.Л. Гринфельд, Е.В. Евмененко,

A.B. Захарова, Ю.А. Идрисовой, И.В. Кожанова, Т.А. Чекрыгиной, С.А. Червин-ской, О.Н. Юденко и др. Определения культурной и национальной идентичности мы находим в работах И.В. Малыгиной, М.А. Полетаевой, Э.В. Соколова,

B.Г. Федотовой, А.Я. Флиера и др.

Проблема связи этнической идентичности и толерантности раскрыта в трудах О.Ю. Гусевой, М.А. Козловой, В.К. Мальковой и др.

Большой вклад в разработку проблемы этнокультурного воспитания как основы этнической самоидентичности внесен Т.И. Баклановой, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Региональные аспекты этнокультурного воспитания и образования были рассмотрены в исследованиях Т.Г. Бортниковой, М.И. Долженковой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, Г.Ф. Хасановой и др.

Особое значение для настоящего исследования имеют научные труды В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, в которых раскрываются проблемы изучения возрождения, сохранения, а также развития этнической культуры, являющиеся важными аспектами формирования личности человека в современном мире.

Специфика формирования и коррекции национального самосознания и этнической идентичности и средствами культурно-досуговой деятельности рассмотрены в исследованиях Ф.М. Мирахмедова, П.А. Новочук, О.Н. Струковой, P.C. Попова и др.

При работе над диссертационным исследованием за основу были взяты труды в области теории и методики социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Триедина, H.H. Ярошенко и др.

Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в работах JI.A. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, A.B. Мудрика, Б.А. Трегубова и др.

Однако имеющиеся достижения в области формирования этнокультурного воспитания подрастающего поколения предполагают необходимость дальнейшего решения ряда существующих проблем в данной сфере.

Исходя из этого, выявлены следующие противоречия между:

- значимостью сохранения этнокультурных традиций в многонациональной России, с одной стороны, и недостаточным вниманием к процессам формирования этнической самоидентичности подрастающего поколения - с другой;

- наличием богатого эмпирического опыта воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей, с одной стороны, и потребностью практики воспитания для обоснования этой проблемы на научном уровне — с другой;

—ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере, с одной стороны, и отсутствием педагогической модели формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования —с другой.

В процессе решения данных противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме диссертационного исследования: каков потенциал учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной идентичности подростков.

Объект исследования: этнокультурное воспитание подрастающего поколения.

Предмет исследования: формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Целью данного исследования является научное обоснование потенциала учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной идентичности подростков, что потребовало определения следующих задач диссертационного исследования:

1. На основе проведенного анализа научной литературы раскрыть сущность формирования этнокультурной идентичности подростков.

2. Определить специфику формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

3. Научно обосновать комплекс оптимальных организационно-педагогических условий формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

4. Разработать и внедрить в педагогический процесс структурно-функциональную модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

5. Определить критериальный аппарат для осуществления оценки сформированное™ этнокультурной идентичности подростков.

6. Разработать и апробировать программу по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Основу диссертационного исследования составляет гипотеза, заключающаяся в предположении, что учреждения дополнительного образования имеют достаточно большой потенциал в формировании этнокультурной идентичности подростков при следующих организационно-педагогических условиях:

- в основе осуществления педагогической деятельности лежит модельное представление, заключающееся в совокупности последовательных и взаимосвязанных компонентов;

- организация в учреждении дополнительного образования особой твор-ческо-педагогической среды, усиливающей стремление подростков к этнокультурной идентичности;

- реализация педагогической программы по формированию этнокультурной идентичности подростков: пониманию тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознанию этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации;

- осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования различных технологий социально-культурной деятельности;

- применение личностно ориентированного подхода в формировании этнокультурной идентичности подростков;

- подготовка кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями которые, основываются на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового куль-туротворчества, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнокультурной идентичности подростков;

- оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Методологической и теоретической основой исследования являются следующие идеи и концепции:

- важное значение для нашего исследования имеют концепции выдающихся русских философов и педагогов, занимавшихся вопросами русской идеи и национального воспитания: H.A. Бердяева, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Н. Лосского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского;

- в области этнологии и этнографии очень важными являются: теория этноса Ю.В. Бромлея, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, концепция этнических констант ментальности C.B. Лурье;

- концепции социальной идентичности П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядо-ва — в области социологии;

-теории личностной, социальной и этнической идентификации личности: психоаналитические (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм), бихевиористские (М. Шериф) и др.; в этнической и кросс-культурной психологии: теории и концепции Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, И.С. Кона, Г.Г. Шпета и др.;

- в области социально-культурной деятельности: концепции этнокультурного образования и воспитания Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой; концепции педагогических, культурно-досуговых и социально-

культурных технологий Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красштьникова, Г.К. Селевко, H.H. Ярошеико и др.

Методы исследования включают в себя: теоретический анализ и обобщение философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; педагогическое моделирование, эмпирические методы (социологический опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); математическую обработку данных.

Базы исследования: МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, МБО-УДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» г. Железногорска Курской области, МБОУДОД «Орловская детская хореографическая школа» г. Орла.

В экспериментальной работе принимали участие 461 человек. Из них — 230 подростков участвовали в социологическом опросе; в педагогическом эксперименте принимали участие 231 человек: 220 подростков, 11 — педагогов и педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования.

Организация исследования. Научное исследование осуществлялось в течение 2009-2013 гг. и включало три последовательных этапа.

Первый этап исследования (2009-2010 гг.) — изучение и анализ научной литературы, материалов всероссийских и международных научно-практических конференций по проблеме исследования. В это время определялись цель, объект, предмет, задачи, осуществлялась формулировка гипотезы. Данный этап позволил выявить организационно-педагогические условия, а также сущность и специфику формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. В его рамках также была разработана модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Второй этап (2011-2012 гг.) — подготовка и проведение констатирующего эксперимента, включающего в себя: определение опытно-экспериментальных баз исследования, разработку анкеты, проведение анкетирования, изучение различных подходов к проблеме формирования этнокультурной идентичности подростков в практике учреждений дополнительного образования.

Третий этап (2012-2013 гг.) - проведение формирующего и контрольного экспериментов, проверка эффективности разработанной программы по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. Проанализированы итоги экспериментального исследования, а именно: проведена проверка предложенной гипотезы и возможности реализации в практической деятельности учреждений дополнительного образования поставленных целей и задач; сделаны выводы, исходя из теоретических и практических результатов исследования. Сформулированы основные положения диссертационного исследования, описаны результаты практического применения разработанной программы «Русь моя».

Научпая новизна исследования заключалась в следующем:

- предложена педагогическая интерпретация сущности и специфики формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования;

- выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности подрост-

ков в учреждениях дополнительного образования, способствующие этнокультурной самореализации и самосознанию, образованию у подростков позитивного восприятия своей и других национальных культур, пониманию тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознанию этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации; эмоционально-ценностному и толерантному отношению к другим этнонациональным группам, совершенствованию навыков межкультурного взаимодействия и толерантности;

- создана структурно-функциональная модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, включающая целевой, содержательно-процессуальный и диагностико-результа-тивный блоки;

- разработан критериальный аппарат для оценки сформированное™ этнокультурной идентичности подростков, включающий критерии, показатели и уровни.

Теоретическая значимость работы заключалась в том, что результаты диссертационного исследования способствуют дальнейшему углубленному анализу, а также поиску новых форм и средств формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Выявленные сущностная характеристика и специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования дополняют теорию социально-культурной деятельности достоверной информацией о потенциале учреждений дополнительного образования в этнокультурном воспитании подрастающего поколения.

Предложенная структурно-функциональная модель, представляющая собой совокупность взаимообусловленных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования, результатом которой будет повышение уровня сформированное™ этнокультурной идентичности подростков, что в итоге поспособствует обеспечению преемственности поколений и целостности этноса.

Разработанный критериальный аппарат позволяет объективно выявить уровень сформированности этнокультурной идентичности подростков и определить эффективность проведенной педагогической работы в учрежданиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретической и экспериментальной части диссертационного исследования, позволяют наиболее эффективно организовать педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования по формированию этнокультурной идентичности подростков.

Разработанная педагогическая программа «Русь моя» по формированию этнокультурной идентичности у подростков в учреждениях дополнительного образования дает возможность осознать этническую самобытность своей культуры, собственную принадлежность к ней; сформировать эмоционально-ценностное и толерантное отношению к другим этнонациональным группам, что приведет к комфортному существования подрастающего поколения в условиях поликультурпости общества. Авторская программа «Русь моя» по формированию этнокультурной идентичности у подростков может быть рекомендована для внедрения в деятельность учреждений дополнительного образования.

Обоснован диагностический ииструментарий, способный обеспечить контроль за управлением процесса повышения уровня сформированиости этнокультурной идентичности с целью его прогнозирования и коррекции; экспериментально обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективности педагогического процесса по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Выводы, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, могут служить ориентиром при разработке педагогических, социокультурных программ для подрастающего поколения; при выработке вектора культурной политики; а также могут быть рекомендованы учреждениям дополнительного образования при организации досуговой деятельности с подростками, учреждениям системы переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечиваются методологическими позициями, использованием различных методов, соответствующих задачам исследования; комплексным подходом к осуществлению опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью полученных в ходе диссертационного исследования результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования этнокультурной идентичности подростка представляет собой целенаправленный педагогический процесс, оирентирован-пый на осозна1ше индивидом общности с этносоциальной группой, этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации; на умение выделять себя из окружающей полиэтнической среды, что позволяет подростку адаптироваться в окружающем мире, обеспечивая преемственность поколений и целостность этноса.

2. Специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что понимание тождественности и целостности со своим народом и культурой, приобретение социально значимого опыта происходит в свободное время на добровольной основе в условиях развития творчества и самовыражения с учетом этнокультурных интересов и потребностей.

3. Организационно-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования:

— нахождение в основе осуществления педагогической деятельности модельного представления, включающего совокупность последовательных и взаимосвязанных компонентов целостного педагогического процесса;

— организация в учреждении дополнительного образования особой твор-ческо-педагогической среды, усиливающей стремление подростков к формированию этнокультурной идентичности;

— реализация педагогической программы по формированию этнокультурной идентичности подростков, способствующей пониманию тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознанию этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации;

- осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования различных технологий социально-культурной деятельности;

- применение личностно ориентированного подхода в формировании этнокультурной идентичности подростков;

- подготовленность кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, массового культуротворче-ства, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнокультурной идентичности подростков;

- оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата, включающего критерии, показатели и уровни сформиро-ванности этнокультурной идентичности подростков.

4. Педагогическая модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, которая включает в себя три блока: концептуальный (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия), организационно-деятельностный (функции, содержание, компоненты, виды деятельности, средства, формы, методы) и критериально-результативный блок (критерии, показатели, уровни, а также результат).

5. Авторская педагогическая программа «Русь моя», способствующая изучению подростками своей истории, культуры и региональных особенностей; формированию положительного эмоционального отношения к этническому самоопределению и национальной культуре, готовности к межкультурному взаимодействию; позиционированию себя как представителя этнонациональной общности; развитию творческой, активной позиции подростка, что обеспечит его успешную дальнейшую адаптацию к жизнедеятельности в условиях полиэтнического общества.

6. Критериальный аппарат, позволяющий оценивать сформированность этнокультурной идентичности подростка, включающий:

1) критерии'.

- когнитивный (этническая осведомленность — знание традиций, истории этноса, правил поведения, особенностей общения, системы ценностных ориентации, способность изучать и анализировать национальный опыт, традиции, знание лучших образцов народной культуры и т.п.);

- эмоционально-мотивационный (желание знакомиться с этническими особенностями своего народа, узнавать историю и ценностные ориентации своего этноса; наличие положительной этнической идентичности; желание подражать и выполнять традиции своего народа);

- деятельностный (осуществление деятельности по сохранению этноса, применение в собственной жизни традиций и правила этноса, построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями);

2) показатели (наличие систематизированных знаний о традициях и истории этноса, правил поведения, особенностей общения, принятых в данном этносе; осознанность системы ценностных ориентации; умение изучать и анализи-

ровать национальный опыт; знание лучших образцов народной культуры; наличие желания знакомиться с этническими особенностями своего народа; сформи-рованпость мотивации к изучению истории своего этноса; наличие положительной этнической идентичности; знание и практическое примените традиций своего народа; осуществление деятельности по сохранению этноса; умение переносить теоретические знания в практическую деятельность; построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями);

3) уровни сформированное™ этнокультурной идентичности подростка (низкий, средшш, высокий).

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы осуществлялись по следующим направлениям:

а) публикация результатов исследования в печати (11 научных статей автора, объемом 4,5 п.л., в том числе в 3 статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований);

б) обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры, научно-практических конференциях и семинарах;

в) внедрение авторской педагогической программы «Русь моя» по формированию этнокультурной идентичности подростков в педагогический процесс МБОУДОД «Орловская детская хоровая школа» и МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве » г. Железногорска Курской области, МБОУДОД «Орловская детская хореографическая школа» г. Орла.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит га введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи диссертации, выдвинута гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены данные об апробации и внедрении результатов работы в практику.

Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования» содержит теоретическое рассмотрение и анализ литературных источников по проблеме исследования.

В первом параграфе первой главы «Формирование этнокультурной идентичности подростков как социокультурная проблема» изложены исторические сведения и современное состояние проблемы формирования этнокультурной идентичности подрастающего поколения, систематизированы наиболее известные концепции, включающие общую оценку различных теорий и их вклада в изучение данной проблемы как социокультурного феномена.

В ходе работы отмечено, что стоящие перед современным российским обществом задачи требуют целостного пониматшя проблем этнического развития народов, сохранения традиций, социокультурной динамики этносов; одной из

центральных является задача этнокультурного воспитания граждан Российской Федерации и, в частности, задача формирования этнокультурной идентичности.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, привлекают, как и в прошлом, внимание ученых из различных научных областей: философии, педагогики, социологии, психологии, культурологии и др.

При раскрытии сущности понятия «формирование этнокультурной идентичности подростков» в диссертации проанализированы значения категорий, являющихся базовыми, а именно: «этнос», «культура», «идентичность». Понятие «этнос» трактуется в работе как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими особенностями культуры, психики, общим самосознанием (сознанием своего единства и отличий от других подобных образований), зафиксированным в самом названии.

Представления об этносах как о сообществах, соединенных, прежде всего, кровными (родственными, биологическими) связями, имеют свои истоки еще в философии Э. Дюрклейма.

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-деятельностным подходом культура представляется способом деятельности, системой внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Основные парадигмы определяют возможность и условия действия человека в мире. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры, являющаяся наиболее значимой из всех ее функций (Г.Т. Тавадов).

Этническая идентичность является еще недостаточно изученным феноменом. В западной философии развитие представлений об идентичности в большинстве случаев связано с рассмотрением не этнической, а личностной идентичности, что вызвано стремлением неклассической и постклассической философии преодолеть дискурс тождества классической философии.

Русская философия, в отличие от западной, в большей степени была ориентирована на рассмотрение этнических проблем, однако акцент делался на изучении специфичности, особенностей русской души, народного духа, что было вызвано стремлением определить место и роль России в евразийском пространстве.

Проблему идентичности рассматривали Э. Гидденс, Ю. Хабермас, 111. Монтескье, Дж". Вико, И.Г. Гердер и др. Понятие идентичности охватывает широкий спектр значений: от тождества до индивидуальности.

Тема русской идентичности имеет длительную историю. При этом ее особенностью является традиция рассмотрения в единстве православия и русской этничности. Русская идея - это идея о неповторимости и самобытности русской культуры, о месте России в мировой цивилизации, о ее миссии.

Философы евразийского направления пришли к выводу, что будущее России заключается в необходимости осознания мысли о том, что русская культура -культура евразийская. Только в случае учета ее особенностей возможно сохранение собственных национальных черт и устоев русской культуры и государственности. В работе подчеркивается, что будущее России и ее культуры неразрывно

связано с возвратом к духовным ценностям, созданным в период многовековой истории русского народа. Этническая культура является средоточием норм и ценностей жизнедеятельности, инструментом выживания и ориентации в мире.

Анализ философской и педагогической литературы позволяет говорить о том, что этническая идентификация является результатом процесса этнической социализации и означает осознание индивидуумом своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие статуса н роли данной этнической общности. На основе изучения литературных источников определена сущность формирования этнокультурной идентичности подростка, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на осознание индивидом общности с этносоциальной группой, этнической самобытности своей культуры, ее отличительности в условиях глобализации; на умение выделять себя из окружающей полиэтнической среды, что позволяет подростку адаптироваться в окружающем мире, обеспечивая преемственность поколений и целостность этноса.

Во втором параграфе первой главы «Специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования» отмечается, что каждый этнос имеет свою традиционную систему образования и воспитания, в которой отражаются его специфические черты и национальные особенности.

Формирование этнокультурной идентичности человека предполагает приобщение его к народной художественной культуре через осуществление национально-этнического диалога, историко-эволюционного и целостного подхода к образованию, адекватного родным народным традициям и учитывающего этнокультурные интересы и потребности; условия для развития творчества и самовыражения; повышение жизненного потенциала; расширение интереса к этническому культурному взаимодействию народов.

Особое значение в этнокультурном образовании н воегштанин подрастающего поколешь имеют учреждения дополнительного образования. В этих заведениях происходит решение наиболее важной задачи: сближение этнокультурного образования с практическими потребностями человека. Этнокультурный компонент дополнительного образования позволяет детям изучать этнокультуру, практически осваивать различные жанры и виды народной художественной культуры. На задачи и необходимость использования дополнительного образования в формировании подрастающей личности указывали многие педагога (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, И.А. Каиров, E.H. Медынский, С.Т. Шацкий и др.).

Особенно важными в контексте настоящего исследования являются работы В.И. Байденко, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, И.В. Калиш, O.E. Лебедева и др., в которых подчеркивается уникальность дополнительного образования, которая заключается: в свободном выборе направления и видов деятельности самими детьми и педагогом, который организует процесс обучения; в организационных формах реализации дополнительных учебных программ, времени и темпе их освоения, способствующих развитию творческого потенциала личности, самоопределению и самореализации подростка.

На основе рассмотрения потенциала учреждений дополшггельного образования в развитии личности подростка определено, что обширность педагогического потенциала дополнительного образования обеспечивает интеграцию педагогического опыта народа и современных достижений теоретической педагогики в развитии этнокультурной идентификации личности подростка. В работе представлена специфика формирования этнокультурной идентичности подростка в учреждениях дополнительного образования, а также определены организационно-педагогические условия осуществления данного педагогического процесса.

В третьем параграфе первой главы «Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования» представлена авторская модель, позволяющая эффективно организовывать педагогическую работу с подростками в учреждениях дополнительного образования.

Учитывая теоретические представления о педагогическом моделировании, нами была разработана модель педагогического процесса по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования (рис. 1), включающая следующие блоки: концептуальный, органи-зационно-деятельностный и критериально-результативный.

Концептуальный блок. При построении модели мы исходили из согц/апь-ного заказа общества - необходимости формирования этнокультурной идентичности подростков.

Целью педагогического процесса является создание этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, достижению которой способствует решение ряда задач: формирование у подростка позиционировать себя как представителя определенного этноса; развитие интереса к своей этнической культуре, ее положительное эмоциональное восприятие, формирование способности чувствовать и понимать родную культуру, нести ответственность за будущее своего народа; углубление знаний в области истории, культуры и языка своего народа; формирование национальных поведенческих особенностей, толерантного отношения, проявление уважения к представителям других этносов.

В модели представлены организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Направленная на это педагогическая деятельность строится с учетом следующих принципов: дополнительности, непрерывности, системности, гуманности, активности, дифференцированного подхода, демократизма, коллективизма.

Организационно-деятельностный блок. В дополнительном образовании выделяется ряд функций, позволяющих обеспечить успешность освоения личностью родной культуры: образовательная функция, креативно-развивающая, адаптивная, рекреативная, коммуникативная, самореализации. Национальный характер представляет собой устойчивые психологические особенности личности, совокупность которых проявляется в ее свойствах и качествах, этнических стереотипах, представлениях о добре и зле, а также в поведенческих особенностях человека.

Мы выделяем следующие компоненты этнокультурной идентичности подростков: познавательный, аффективный, поведенческий.

Цель: формирование этнокультурной идентичности по.тр остков в у чреждениях дополнительного образования

Задачи:

— формирование у подростка позиционирования себя как представителя определенного этноса; — развитие интереса к своей этнической культуре, ее положительное эмоциональное восприятие, формирование способности чувствовать и понимать родную культуру; — углубление знаний истории, культуры своего народа; в области и языка — формирование национальных поведенческих особенностей, толерантного отношения, проявления уважения к представителям других этносов я в

Организационно-педагогические условия: организация в учреждении дополнительного образования особой творческо-педагогнческой среды, усиливающей стремление подростков к этнокультурной идентичности; модельное представление педагогического процесса; реализация педагогической программы по формированию этнокультурной идентичности подростков (понимание тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознание этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации) использование различных технологий социально-культурной деятельности; применение личностно ориентированного подхода в формировании этнокультурной идентичности подростков; подготовка кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового культуротворчества; оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата ♦ нцептуальнын блок

Принципы социально-культурной деятельности

дополнительности; непрерывности; системности; гуманности; активности; дифференцированного подхода; демократизма; коллективизма ▼

Социальио-педагогич » сские функции в О 2 "Е

образовательная креативно-развивающая адаптивная рекреативная коммуникативная самореализации -4 К (• « £ 5

Содержание: педагогическая программа «Русь моя» о с 3 * - ® Z в 5с О 1

Компоненты: познавательный, аффективный, поведенческий.

Виды деятельности: информационно-познавательная, культурно-просветительская, ценностно ориенташюнная, коммуникативная, художественно-творчес кая.

Средства: живое слово; кино; искусство; литература: самодеятельность п др.

Формы

массовые (фестивали, форумы, конференции, народные праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, выставки и т.п.) групповые (любительские объединения, мастер-классы, клубы по интересам, ролевые игры, дискуссии, круглые столы и др.) индивидуальные (беседы, консультации, исследовательская работа, компьютерные развивающие игры и др.)

Методы: объяснительно-иллюстративные; словесные; частично-поисковые; самооценки, анализа и др.

Критерии и показатели этнокультурной идентичности подростков: когнитивный критерий характеризуется знанием истории, культуры и региональных особенностей; аффективный критерий обусловлен эмоционально-окрашенным отношением к этническому самоопределению и национальной культуре, готовностью к межкультурному взаимодействию; леятелышстно-поведенческий критерий — характеризуется позиционированием себя как представителя этнонациональной общности, присутствием народной культуры в повседневной жизни * 3$ В г Л ч "2 к а ч р а 5 я г

Уровни сформированности этнокультурной идентичности подростков (низкий, средний, высокий)

Результат: сформированного. этнокультурной идентичности подростков

Рис. 1. Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования

По справедливому млению Т.К. Солодухиной, логическое подчинение этнокультурного воспитания выглядит следующим образом: духовность - направленность личности человека; народность - отношение человека к своему народу, общественные отношения; открытость культуры - система взаимодействия с культурами других народов.

Для современной личности необходимо определяющее единство чувства принадлежности к своему народу; уважение и любовь к традициям, истории своего народа; умение владеть родным языком, знать свою национальную культуру; принадлежность к многонациональному сообществу народов России и народов мира (В.Ш. Сабиров).

Среди видов педагогической деятельности по формированию этнокультурной идентичности подростков нами выделены: информационно-познавательная, культурно-просветительская, ценностно ориентационная, коммуникативная, художественно-творческая.

Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную часть процесса. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача удовлетворения потребности человека в получении информации. Данный вид деятельности может в себя включать технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности, а также образовательные технологии.

Культурно-просветительная деятельность преследует цель информирования участников творческой деятельности, расширения их кругозора, социальных связей в соответствии с требованиями времени.

Коммуникативная деятельность состоит из связен и взаимодействий между участниками коллектива, возникающих для удовлетворения их разнообразных потребностей; а также развития коммуникативных способностей (передача знаний).

Художественно-творческая деятельность призвана воздействовать па интеллектуальную и эмоциональную сферы личности человека. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т.д., но имеет свою специфику: возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей; использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия; конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и творческие образы.

Среди средств формирования этнокультурной идентичности подростков наиболее важными представляются: живое слово; кино; искусство; литература; самодеятельность и др.

Процесс создания этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования осуществляется в виде различных форм: массовых (фестивали, форумы, конференции, народные праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, выставки и т.п.), групповых (любительские объединения, мастер-классы, клубы по интересам, ролевые игры, дискуссии, круглые столы, семинары и др.) и индивидуальных (беседы, консультации, исследовательская работа, компьютерные развивающие игры и др.).

В процессе исследования нами использовались следующие методы: иллюстративные, словесные, частично-поисковые, практические, методы самооценки и анализа.

Критериально-результативный блок. Главным итогом педагогического процесса является формирование новой личности, характеризующейся возможностями освоения различных сфер, родной культуры, соседствующих культур, а также мирового пространства с общечеловеческими ценностями.

Цивилизованное «Я» - это формирование и доминирование гуманистических, нравственных общекультурных мировых ценностей, развитие духовности, с одной стоны, и понимание собственной неповторимости, этнокультурная самоидентификация, социальная значимость — с другой.

Для выявления уровня сформированное™ этнокультурной идентичности подростков мы определили ряд критериев, под которыми мы понимаем признаки, позволяющие оценивать и классифицировать какое-либо явление и показатели, отражающие проявление выше обозначенных критериев.

Когнитивный критерий характеризуется знанием культуры и региональных особенностей, традиций, правил поведения, истории, особенностей общения, системы ценностных ориентации, принятой в конкретном этносе; способностью изучать и обобщать национальный опыт и традиции; умением сравнивать этнокультурные традиции различных народов, выявлять противоречия между ними, определять лучшие образцы национальной культуры.

Аффективный критерий характеризуется эмоционально-окрашенным от-ношетгем к этническому самоопределению и национальной культуре, желанном подражать лучшим традициям своего народа, проявлением интереса к этнической принадлежности, готовностью к межкультурному взаимодействию.

Деятельностно-поведенческий критерий характеризуется позиционированием себя как представителя этнонациональной общности, деятельностью по сохранению национальных традиций, имеющихся в данной национальной культуре, использованием этих традиций в собственной жизнедеятельности, построением деятельности в повседневной жизни в соответствии с данными образцами.

Исходя из описанных выше критериев и их показателей, мы выделили три уровня сформированное™ этнокультурной идентичности подростков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сфор.мированности этнокультурной идентичности подростков характеризуется достаточным знанием своей истории, культуры и региональных особешюстей, способностью изучать и обобщать национальный опыт и традиции, умением сравнивать этнокультурные традиции различных народов, выявлять противоречия между ними, определять лучшие образцы национальной культуры; четким осознанием себя как представителя определенной этнокультурной общности, подкрепленным положительным эмоционально-окрашенным отношением к этническому самоопределению и своей национальной культуре, присутствием народной культуры в повседневной жизни, полной готовностью к межкультурному взаимодействию; деятельностью по сохранению национальных традиций, имеющихся в данной национальной культуре, их использованием в собственной жизнедеятельности.

Средний уровень сформированности этнокультурной идентичности подростков характеризуется недостаточным знанием своей истории, культуры и региональных особенностей, нечетким осознанием себя представителем определенной этнокультурной общности, не всегда положительным отношением к этническому самоопределению, недостаточным уровнем знаний своей национальной культуры, присутствием лишь элементов народной культуры в повседневной жизни, недостаточной готовностью к межкультурному взаимодействию.

Низкий уровень сформированности этнокультурной идентичности подростков характеризуется незнанием своей истории, культуры и региональных особенностей, отсутствием осознания себя как представителя определенной этнокультурной общности, отсутствием этнического самоопределения, отсутствием использования народной культуры в повседневной жизни, неготовностью к межкультурному взаимодействию, незнанием своей национальной культуры.

Результатом является сформированноеть этнокультурной идентичности подростков.

Таким образом, разработанная нами модель этнокультурной идентичности подростков способствует эффективной организации педагогической деятельности по решению данной проблемы в учреждениях дополнительного образования.

Полученные в первой главе теоретические результаты легли в основу экспериментально-практической части настоящего исследования.

Во второй главе «Опытно-экспернментальная работа по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования» представлены результаты практической работы, полученные в ходе констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В первом параграфе второй главы «Изучениеуровня сформированности этнокультурной идентичности подростков» представлены результаты социологического опроса, а также описание и полученные результаты констатирующего этапа эксперимента.

Проверка эффективности разработанной модели формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение 2011-2013 гг. на базах: МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» г. Железно-горска, МБОУДОД «Орловская детская хореографическая школа» г. Орла.

В экспериментальной работе принимали участие 461 человек. Из них: 230 подростков участвовали в социологическом опросе; в педагогическом эксперименте принимали участие 231 человек: 220 подростков, 11 — педагогов учреждений дополнительного образования.

В соответствии с предметом и задачами исследования нами была определена следующая последовательность проведения опытно-экспериментальной работы:

I этап эксперимента — проведение социологического опроса. С помощью анкеты, состоящей из 30 вопросов и заданий, касающихся проблемы изучения этнокультурной идентичности на этом этапе проводился социологический опрос подростков. В анкетировании принимали участие 230 подростков — учащихся средних школ г. Орла.

Отвечая на вопросы анкеты, мы смогли составить впечатление об отношении подростков к своему этносу, об их понимании национальной принадлежности, осознание роли национальных традиций, обрядов и пр. Так, большая часть опрошенных подростков (80%) гордятся, что являются представителями своего этноса; стараются не афишировать свою национальную принадлежность — 5,2%, для 14,8% респондентов национальность не имеет большого значения. На вопрос: «Хотели бы Вы жить в другой стране?» большинство опрашиваемых ответили «скорее нет, чем да» — 64%; останутся здесь в любом случае - 23%; положительно ответили 6,5%; затруднились ответить» — 4,8%. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что Россия и ее народ имеют особое значение в истории человечества?» 65% испытуемых ответили, что «в прошлом Россия оказала огромное влияние на развитие истории», 32% считают, что «Россия является одной из ведущих мировых держав», а меньшинство респондентов (3%) придерживаются мнений: «Россия ничем не выделяется среди других государств» и «на сегодняшний день Россия не играет значительной роли в мировой политике». Отвечая на вопрос «Имеет ли значение при общении с людьми их национальная принадлежность», большинство ответило отрицательно — 85%, национальность представляется важной для 15% опрошенных подростков.

Таким образом, в результате социологического опроса было выявлено, что многие подростки некомпетентны в вопросах национальной культуры, она не является близкой современным подросткам. Не все из них знакомы с национальными обрядами, традициями, знания их в этой области недостаточны.

В соответствии с полученными данными, было заключено, что в работе по формированию этнокультурной идентичности подростков роль школы оказывается недостаточной; семья не в полной мере выполняет функции передачи этнокультурных знаний от поколения к поколению. То же самое касается и социально-культурных институтов.

Проведенный социологический опрос показывает также необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию толерантности подростков в процессе межнационального общения. Таким образом, на основании результатов социологического опроса можно заключить, что учреждения дополнительного образования не в полной мере выполняют функцию по формированию этнокультурной идентичности у подрастающего поколения.

Далее нами был выполнен педагогический эксперимент, в котором принимали участие: 220 подростков и 11 педагогов учреждений дополнительного образования.

Констатирующий этап эксперимента проводился в 2011 г.

Экспериментальную группу составили 73 подростка — учащиеся МБО-УДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, в контрольную группу вошли 147 подростков — учащихся МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» г. Железногорска Курской области. Обе группы являлись идентичными по социальному статусу и возрастным параметрам.

Для решения задач констатирующего эксперимента нами использовались следующие методы: анкетирование с целью выявления уровня сформированности этнокультурной идентичности подростков, математическая обработка данных. Анкета состояла из 28 вопросов, которые оценивались от 1 до 4 баллов. Каждый подросток мог набрать суммарное количество баллов: от min — 28 до max — 112.

Индивидуальная оценка выявленного уровня сформированное-то этнокультурной идентичности каждого участника осуществлялась следующим образом: низкий уровень - от 28 до 55 баллов; средний уровень - от 56 до 84 баллов; высокий уровень - от 85 до 112 баллов. После проведения анкетирования все участники условно были распределены по группам в соответствии с суммарным количеством набранных баллов.

Проведенное анкетирование показало: в экспериментальной группе -12,33% (9 чел.) респондентов имеют низкий уровень сформированности этнокультурной идентичности; 71,23% (52 чел.) респондентов имеют средний уровень; лишь 16,44% (12 чел.) респондентов - имеют высокий уровень. В контрольной группе нами были получены следующие показатели: 17,7% (26 чел.) респондентов имеют низкий уровень сформированности этнокультурной идентичности; 68% (100 чел.) респондентов имеют средний уровень; 14,37% (21 чел.) респондентов имеют высокий уровень.

В результате проведенного анкетирования нами был сделан вывод: уровень сформированности этнокультурной идентичности у респондентов обеих групп идентичен, является недостаточным и необходимо рассмотреть возможные пути его повышения (рис. 2).

Высокий уровень

Средний уровень

3 Экспериментальна я группа -констатирующий этап эксперимента □ Контрольная группа•

констатирующий этап эксперимента

Низкий уровень

Рис. 2. Распределение подростков экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнокультурной идентичности (данные констатирующего эксперимента)

Во втором параграфе второй главы «Реализация модели по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования» представлены ход и результаты формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы.

Формирующий эксперимент был осуществлен в 2012-2013 гг. В процессе его проведения осуществлялась разработка и апробирование педагогической программы в экспериментальной группе по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения формирующего этапа эксперимента являлась МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла.

В формирующем эксперименте приняли участие 73 подростка - учащихся МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, 11 - педагогов этой школы. С другой группой подростков, составивших контрольную группу, экспериментальная работа по авторской программе не проводилась.

Прежде всего, нами была создана педагогическая программа по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования «Русь моя». Разрабатывая ее, мы опирачись на богатый и разносторонний опыт, исследования и практику, которые накоплены в области социально-культурной деятельности в нашей стране (М.А. Ариарский. Т.И. Бакланова, Т.Г. Бортникова, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, М.И. Долженкова, Т.К. Солодухина, Е.Ю. Стрельцова В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).

В неделю проводилось 2 занятия по 45 мин. в некоторых случаях, при проведении фестивалей, концертов и т.д., время увеличивалось. К подросткам не предъявлялось особых требований — они посещали занятия по желанию.

Программа была построена с учетом народных праздников, знаменательных дат, что позволяло на практике усваивать народные обряды, обычаи, традиции и т.п. В течение всего периода эксперимента задания постоянно усложнялись. требования к подготовке подростков менялись.

Цель педагогической программы — формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Задачами программы являлись: развитие у подростков позиционирования себя как представителя определенного этноса; пробуждение интереса к своей этнической культуре, ее положительное эмоциональное восприятие, развитие способности чувствовать и понимать родную культуру; углубление знаний в области истории, культуры и языка своего народа; формирование национальных поведенческнх особенностей, толерантного отношения, проявления уважения к представителям других этносов.

В теоретические занятия были включены беседы, знакомство с новым материалом, наглядная демонстрация объектов. В практические занятия -музыкальное оформление, а также непосредственное участие в обрядах, праздниках, театрализациях и пр. Осуществлялся также ряд мероприятий, направленный на удовлетворение потребностей подростков в признании национальной самобытности и ку льтурных ценностей: проводились фольклорные праздники, театрализованные представления, концерты, празднование юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и пр.

Особое внимание при реализации программы «Русь моя» обращалось на взаимодействие субъектов педагогического процесса: воспитанников, их наставников, товарищей, значимых взрослых (членов семьи, окружающих педагогов и т.п.), в котором особое место занимал педагог — ему отводилась главная роль. Пристальное внимание при реализации программы отводилось подготовке педагогов к деятельности по формированию этнокультурной идентичности подростков. С ними проводился ряд занятий, на которых в ходе диспутов, сообщений и бесед рассматривались проблемы по данному вопросу: «Этнос - явление,

определяемое общностью происхождения?» и т.п. Осуществлялся цикл лекций-бесед и семинаров на темы: «Гражданин мира - наше будущее» и пр.

Реализация педагогической программы происходила в различных видах деятельности: информационно-познавательной, культурно-просветительской, ценностно ориентационной, коммуникативной, художественно-творческой. Использовались и различные формы деятельности: массовые (фестивали, народные праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, выставки и т.п.); групповые (мастер-классы, ролевые игры, дискуссии, круглые столы и др.); индивидуальные (беседы, консультации, исследовательская работа и др.).

После реализации (в течение 10 месяцев) экспериментальной программы было проведено повторное изучение сформированное™ этнокультурной идентичности подростков с целью оценки результативности разработанной педагогической программы «Русь моя» с помощью анкеты, которая использовалась на констатирующем этапе эксперимента. Результаты анкетирования показали, что подростков с низким уровнем сформированное™ этнокультурной идентичности не оказалось (0%); 44% (32 чел.) респондентов имеют средний уровень сформированное™ этнокультурной идентичности, и 56% (41 чел.) респондентов имеют высокий уровень.

На контрольном этапе эксперимента проводился качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщались результаты исследования (рис. 3).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

--те ,23%

56%

9 АЛ ПП%

16,449

"" ■ Мш 0% , ЙШ) ,

В Экспериментальна я группа -констатирующий этап эксперимента □ Экспериментальна я группа -формирующий этап эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 3. Сравнительная диаграмма оценки уровня сформированности этнокультурной идентичности подростков, вошедших в экспериментальную группу (контрольный эксперимент)

Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что уровень сформированности этнокультурной идентичности, после проведенной педагогической работы по авторской программе значительно повысился: количество подростков с низким уровнем сформированности этнокультурной идентичности понизилось до 0%; 44% (32 чел.) респондентов стали иметь средний уровень,

количество подростков с высоким уровнем сформированное™ этнокультурной идентичности повысился до 56% (41 чел.).

Кроме того, мы сравнили результаты сформированное™ этнокультурной идентичности подростков, полученные в экспериментальной и контрольной группах на момент окончания экспериментальной работы, и увидели значительную разницу (рис. 4).

7054 60% 50% 40/4 3054 20% 10% 054

65,3054

-5634—

; 2,00%

44,00%

0,00%'

2,7%

Высокий уровень Средний уромнь Низкий уровень

О Экспериментальная групп» • контрольный этап зксперимента

О Контрольна* группа ■ контрольный этап эксперимента

Рнс. 4, Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение

подростков с различными уровнями сформированности этнокультурной идентичности в экспериментальной и контрольной группах (контрольный эксперимент)

Таким образом, проанализировав данные, полученные нами в результате констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы смогли сделать вывод: проведение педагогической работы с подростками по разработанной нами педагогической программе «Русь моя» способствовало повышению уровня этнокультурной идентичности.

Отсюда следует, что ее применение в соответствии с разработанной нами моделью целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации разработанных организационно-педагогических условий, а также правильность выдвинутой первоначально гипотезы.

В заключении диссертационного исследования подведены итоги проделанной научной работы, определены перспективы дальнейших изысканий.

Таким образом, теоретический анализ и результаты опытной работы позволили сформулировать итоговые выводы исследования:

1. Огромный потенциал в формировании этнокультурной идентичности подрастающего поколения имеют учреждения дополнительного образования.

2. Формирование этнокультурной идентичности подростка представляет собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на осознание индивидом общности с этносоциальной группой, этнической самобытности сво-

ей культуры, ее уникальности в условиях глобализации, на умение выделять себя из окружающей полиэтнической среды, что позволяет подростку ориентироваться в окружающем мире, обеспечивая преемственность поколений и целостность этноса.

3. Специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что понимание тождественности и целостности со своим народом и культурой, приобретение социально значимого опыта происходит в свободное время на добровольной основе в условиях развития творчества и самовыражения с учетом этнокультурных интересов и потребностей.

4. Предложенная в работе модель позволяет плодотворно организовать педагогический процесс по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

5. Эффективность формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования обеспечивается совокупностью ряда разработанных в диссертации организационно-педагогических условий.

6. Критериальный аппарат, предложенный в исследовании, даег возможность объективно оценить сформированиость этнокультурной идентичности подростков.

Вместе с тем, в работе отмечаются дальнейшие перспективные направления научных исследований: внедрение разнообразных средств и форм досуго-вой деятельности с использованием технологий социально-культурной деятельности, разработка содержания, методов и форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования; разработка специальных программ, ориентированных на формирование этнокультурной идентичности подрастающего поколения и пр.

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Казакова Е.И. Сущность и специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 8. (0,5 п.л.)

2. Казакова Е.И. Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 9. (0,5 п.л.)

3. Казакова Е.И. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 9. (0,5 п.л.)

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Казакова Е.И. Противоречия и преемственность в контексте традиций н инноваций в художественном образовании отрасли культуры // Реализация принципов преемственности в художественно-эстетическом образовании в начальной, средней и высшей профессиональной школе: сб. мат-лов Междунар. научн.-практ. конф. Орел: Изд-во Орловского государственного университета. 2011.(0,4 пл.)

5. Казакова Е.И. Влияние дополнительного образования на формирование креативного мышления у детей // Непрерывное социокультурное образование в современном российском обществе: проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов Всерос. научн.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел, 14-15 февраля 2011 г. Орел: Горизонт, 2011. (0,3 п.л.)

6. Казакова Е.И. Дополнительное образование в России вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарный вестник: сб. ст. Краснодар: Изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2011. Вып. 10. (0,5 пл.)

7. Казакова Е.И. Проблемы и перспективы развития школ искусств // Перспективы работы образовательных учреждений искусства в условиях модернизации художествешюго образования: мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. 26 ноября 2012 г. Белгород: ИП Данилкж Л.П., 2012. (0,4 пл.)

8. Казакова Е.И. Детская школа искусств в эпоху перемен // Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве: сб. мат-лов Всерос. научн.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей (I -5 марта 2012 г. Орел). Орел: Горизонт, 2012. (0,4 п.л.)

9. Казакова Е.И. Танец, как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом // Танец в современном образовательном пространстве: мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. 25-28 марта 2013 г. Орел: Горизонт, 2013. (0,4 пл. )

10. Казакова Е.И. Формирование ценностных ориентации подростка в учреждениях дополнительного образования // Формирование ценностных ориентации молодежи в процессе взаимодействия социально-культурного института общества: мат-лы Всерос. научн.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Февраль 2013 г. Орел: Горизонт, 2013. (0,3 пл.)

11. Казакова Е.И. Организационно-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. на-учн. трудов кафедры социально-культурной деятельности. Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013. Вып. 7. (0,3 пл.)

Подписано в печать 30.09.2013 г. Формат 60*84/16. Объем 1,45. Тираж 100 экз. Заказ № 0318.

392000 г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Казакова, Елена Ивановна, Орел

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры»

На правах рукописи

0420136333?

КАЗАКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор Григорьева Елена Ивановна

Орел 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.................

1.1. Формирование этнокультурной идентичности подростков как социокультурная проблема...................................................

1.2. Специфика формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.............

1.3. Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования...........

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования..................

2.1. Изучение уровня сформированности этнокультурной идентичности подростков........................................................

2.2 Реализация модели по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования....................................................................

Заключение....................................................................

Список литературы...........................................................

Приложение...................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Перед современным мировым сообществом крайне остро стоят вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Особенно актуальна данная проблема в свете миграционных движений, происходящих на территории не только стран Европейского сообщества, но и бывшего СССР.

Социально-политические и общественно-экономические процессы, происходящие в нашей стране, привели к кризису этнической идентичности, что, в свою очередь, привело к росту дезадаптации, межэтнической напряженности, проявлениям агрессии, конфликтности. Все эти явления особенно характерны для подрастающего поколения: наблюдаются трудности формирования позитивной гражданской идентичности.

С одной стороны, сегодня происходит становление единой «российской» самоидентичности взамен национальной на основе гражданства, а с другой - усиливается интерес к национальной культуре и традициям.

Право гражданина на свободное этническое самоопределение и самоидентификацию, приоритеты национальной политики в сфере культуры и образования, связанные с сохранением и развитием самобытных культур и духовных ценностей граждан России, межнациональных и межрегиональных культурных связей, гарантируются Конституцией РФ, законодательными актами и нормативными документами, в том числе Законом РФ «Об образовании», «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», а также отражены в федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 2008-2015 гг.); в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации»; Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. и др.

Вопросы этнической самоидентичности находят постоянный отклик в обществе. От переосмысления данной проблемы во многом зависит возрождение и освоение национального достояния нашей Родины.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей.

Задачи этнокультурного воспитания личности, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, как наиболее важные, провозглашаются авторитетными организациями, таким как ООН и ЮНЕСКО. Важнейшей задачей является помощь подрастающему поколению в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, в формировании этнической самоидентичности, а также в воспитании уважения к другим культурам.

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения этнической самоидентичности.

Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их подростками, является основным фактором, позволяющим успешно осуществлять воспитательный процесс по формированию этнической самоидентичности подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд вопросов связанных с формированием этнокультурной идентичности подрастающего поколения рассматривается различными гуманитарными науками.

Имеющийся богатый опыт научной школы в России, подкрепленный современными исследованиями этнокультурных, этнопсихологических, этнопедагогических и этносоциологических аспектов проблемы, создает предпосылки для анализа разработанности поставленной проблематики.

Духовные основы национальной идентичности достаточно подробно рассматривались в трудах таких известных культурологов, как Г.Д. Гачев, JI.H. Гумилев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.

Как социально-философская проблема этническая идентичность широко представлена в научных трудах Д.И. Алексеева, В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, С.Т. Давлиеровой, П.В. Кузнецова, Д.Г. Лавринова, И.В. Малыгиной, В.И. Пономаренко и др.

Проявления этнокультурной идентичности и актуальность этой проблемы в современном российском обществе отражены в социологических исследованиях Г.У. Кцоевой, О.О. Намлинской, И.А. Снежковой и др. Изучению этнокультурных процессов посвящены труды отечественных этносоциологов: А.Р. Аклаева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевич, Л.М. Сусоколова и др.

Процессы формирования социальной и социокультурной идентичности нашли отражение в работах A.A. Байченко, И.Л. Гринфельд, Е.В. Евмененко,

A.B. Захарова, Ю.А. Идрисовой, И.В. Кожанова, Т.А. Чекрыгиной, С.А. Червинской, О.Н. Юденко и др. Определения культурной и национальной идентичности мы находим в работах И.В. Малыгиной, М.А. Полетаевой, Э.В. Соколова, В.Г. Федотовой, А.Я. Флиера и др.

Проблема связи этнической идентичности и толерантности раскрыта в трудах 0.10. Гусевой, М.А. Козловой, В.К. Мальковой и др.

Большой вклад в разработку проблемы этнокультурного воспитания как основы этнической самоидентичности внесен Т.И. Баклановой, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Региональные аспекты этнокультурного воспитания и образования были рассмотрены в исследованиях Т.Г. Бортниковой, М.И. Долженковой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, Г.Ф. Хасановой и др.

Особое значение для настоящего исследования имеют научные труды

B.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, в которых раскрываются проблемы изучения возрождения, сохранения, а также развития этнической культуры,

являющиеся важными аспектами формирования личности человека в современном мире.

Специфика формирования и коррекции национального самосознания и этнической идентичности и средствами культурно-досуговой деятельности рассмотрены в исследованиях Ф.М. Мирахмедова, П.А. Новочук, О.Н. Струковой, P.C. Попова и др.

При работе над диссертационным исследованием за основу были взяты труды в области теории и методики социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, JI.C. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.

Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в работах JI.A. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, A.B. Мудрика, Б.А. Трегубова и др.

Однако имеющиеся достижения в области формирования этнокультурного воспитания подрастающего поколения предполагают необходимость дальнейшего решения ряда существующих проблем в данной сфере.

Исходя из этого, выявлены следующие противоречия между:

- значимостью сохранения этнокультурных традиций в многонациональной России, с одной стороны, и недостаточным вниманием к процессам формирования этнической самоидентичности подрастающего поколения - с другой;

- наличием богатого эмпирического опыта воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей, с одной стороны, и потребностью практики воспитания для обоснования этой проблемы на научном уровне - с другой;

- ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере, с одной стороны, и отсутствием педагогической модели формирования

этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования - с другой.

В процессе решения данных противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме диссертационного исследования: каков потенциал учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной идентичности подростков.

Объект исследования: этнокультурное воспитание подрастающего поколения.

Предмет исследования: формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Целью данного исследования является научное обоснование потенциала учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной идентичности подростков, что потребовало определения следующих задач диссертационного исследования:

1. На основе проведенного анализа научной литературы раскрыть сущность формирования этнокультурной идентичности подростков.

2. Определить специфику формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

3. Научно обосновать комплекс оптимальных организационно-педагогических условий формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

4. Разработать и внедрить в педагогический процесс структурно-функ-циональную модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

5. Определить критериальный аппарат для осуществления оценки сформированности этнокультурной идентичности подростков.

6. Разработать и апробировать программу по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Основу диссертационного исследования составляет гипотеза, заключающаяся в предположении, что учреждения дополнительного образования имеют достаточно большой потенциал в формировании этнокультурной идентичности подростков при следующих организационно-педагогических условиях:

- в основе осуществления педагогической деятельности лежит модельное представление, заключающееся в совокупности последовательных и взаимосвязанных компонентов;

- организация в учреждении дополнительного образования особой творческо-педагогической среды, усиливающей стремление подростков к этнокультурной идентичности;

- реализация педагогической программы по формированию этнокультурной идентичности подростков: пониманию тождественности и целостности со своим народом и культурой, осознанию этнической самобытности своей культуры, ее уникальности в условиях глобализации;

- осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования различных технологий социально-культурной деятельности;

- применение личностно ориентированного подхода в формировании этнокультурной идентичности подростков;

- подготовка кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями которые, основываются на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового культуротворчества, преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнокультурной идентичности подростков;

- оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Методологической и теоретической основой исследования являются следующие идеи и концепции:

- важное значение для нашего исследования имеют концепции выдающихся русских философов и педагогов, занимавшихся вопросами русской идеи и национального воспитания: H.A. Бердяева, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Н. Лосского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского;

- в области этнологии и этнографии очень важными являются: теория этноса Ю.В. Бромлея, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, концепция этнических констант ментальности C.B. Лурье;

- концепции социальной идентичности П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядова - в области социологии;

- теории личностной, социальной и этнической идентификации личности: психоаналитические (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм), бихевиористские (М. Шериф) и др.; в этнической и кросс-культурной психологии: теории и концепции Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, И.С. Кона, Г.Г. Шпета и др.;

- в области социально-культурной деятельности: концепции этнокультурного образования и воспитания Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой; концепции педагогических, культурно-досуговых и социально-культурных технологий Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Г.К. Селевко, H.H. Ярошенко и др.

Методы исследования включают в себя: теоретический анализ и обобщение философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; педагогическое моделирование, эмпирические методы (социологический опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); математическую обработку данных.

Базы исследования: МБОУДОД «Детская хоровая школа» г. Орла, МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» г.

Железногорска Курской области, МБОУДОД «Орловская детская хореографическая школа» г. Орла.

В экспериментальной работе принимали участие 461 человек. Из них -230 подростков участвовали в социологическом опросе; в педагогическом эксперименте принимали участие 231 человек: 220 подростков, 11 -педагогов и педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования.

Организация исследования. Научное исследование осуществлялось в течение 2009-2013 гг. и включало три последовательных этапа.

Первый этап исследования (2009-2010 гг.) - изучение и анализ научной литературы, материалов всероссийских и международных научно-практических конференций по проблеме исследования. В это время определялись цель, объект, предмет, задачи, осуществлялась формулировка гипотезы. Данный этап позволил выявить организационно-педагогические условия, а также сущность и специфику формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. В его рамках также была разработана модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Второй этап (2011-2012 гг.) - подготовка и проведение констатирующего эксперимента, включающего в себя: определение опытно-экспериментальных баз исследования, разработку анкеты, проведение анкетирования, изучение различных подходов к проблеме формирования этнокультурной идентичности подростков в практике учреждений дополнительного образования.

Третий этап (2012-2013 гг.) - проведение формирующего и контрольного экспериментов, проверка эффективности разработанной программы по формированию этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования. Проанализированы итоги экспериментального исследования, а именно: проведена проверка предложенной гипотезы и возможности реализации в практической

деятельности учреждений дополнительного образования поставленных целей и задач; сделаны выводы, исходя из теоретических и практических результатов исследования. Сформулированы основные положения диссертационного исследования, описаны результаты практического применения разработанной программы «Русь моя».

Научная новизна исследования заключалась в следующем:

- предложена педагогическая интерпретация сущности и специфики формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования;

- выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, способствующие этнокультурной самореализации и самосознанию, образованию у под�