Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Булгакова, Алина Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства"

На правах рукописи

Булгакова Алина Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.05 - теория, методика и организация социально - культурной деятельности

3 т 2015

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Казань-2015

005569680

005569680

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель-. Сироткин Лев Юрьевич

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Жаркова Любовь Сергеевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методическому объединению и филиалам ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Рязанцева Ирина Михайловна доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И-ЯЛковлева»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Волгоградский

государственный институт искусств и культуры»

Защита состоится «19» июня 2015 года в «13.00» часов на заседании диссертационного совета Д210.005.03, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г.Казань, Оренбургский тракт, д. 3, зал диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах: www.kazguki.ru и http://www.vak2ed.gov.ru.

Автореферат разослан «19» мая 2015 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Р.И. Турханова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменение современного культурного ландшафта влияет на статус видов культуры в общей иерархии социальных и индивидуальных предпочтений. В современном обществе доминируют экранные культуры, которые формируют субъекта, отличающегося определенными эстетическими предпочтениями. Эстетические ценности определяют содержание художественной культуры. Российское общество стремится к сохранению традиционных ценностей, которые интегрированы в художественную культуру. Намеченная стратегия культурной политики государства подтверждена рядом правительственных документов [статья 12 часть вторая Закона Российской Федерации от 5 мая 2014 N 102-Ф 3 «Право на приобщение к культурным ценностям» и т.д.]. Субъектом художественной культуры является личность, умеющая понимать, ценить и создавать прекрасное. Личность формируется в образовательном пространстве, имеющем эстетическое содержание. Эстетическая культура относится к числу базовых культур личности.

Изобразительное искусство как компонент художественной культуры содержательно наполняет образовательное пространство; его понимание связано с системообразующими признаками личности: с субъективным восприятием окружающего мира, развитием образного мышления, эмпатией, эмоциональными состояниями и коммуникативными способностями.

Изобразительное искусство относится к личностно-креативному типу культуры. Жанры и виды изобразительного искусства формируют нелинейную траекторию эволюции эстетического пространства, в котором сосуществует темпоральная динамика и сакральные ценности; их выбор определяется свободным целополаганием субъекта. Усложнение общественной организации обусловливает полифонизм художественной культуры и способствует ценностному разнообразию эстетического пространства.

Эстетическое пространство музея изобразительного искусства обогащает художественную культуру подростков и задает ей вектор развития. Вместе с тем, образовательно-воспитательная практика свидетельствует о недостаточном внимании к эстетическому пространству музея изобразительного искусства как универсальному средству формирования художественной культуры подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема художественной культуры и её формирования имеет междисциплинарный характер, что предполагает различные подходы к её решению.

История мировой художественной культуры, её современное состояние проанализированы в исследованиях Л.ВЛамыкиной, Л.М.Предте-ченской, М.А.Соколовой, Б.А.Эренгросса и др.

Историю отечественной художественной культуры, этапы эволюции, содержание рассматривают Л.Г.Волкова, В.И.Жуковский, И.НЛисаковский, А.А.Мелик-Пашаев, О.В.Сальдаева, Е.СЛхонтова и др.

Теоретические основы художественной культуры, её природа, содержание и развитие нашли отражение в исследованиях Л.Н. Когана,

В.С.Леденева, И.П. Никитиной, Ю.В. Осокина, Л.А. Сатаровой, Н.С. Стенина и др.

Феномен изобразительного искусства, его структура, виды, этапы эволюции раскрыты в работах Е.В.Квятковского, В.С.Кузина, Е.О. Марченко, Б.М.Неменского, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Проблематике психологии искусства и художественного творчества посвящены исследования Е.В.Белоноговой, Л.С.Выготского, Р.Р.Гарифул-лина, Е.П.Крупника, Д.А.Леонтьева, А.Н.Малюкова, Ю.Н.Протопопова, В.М.Розина, A.B. Толстых и др.

Возрастную специфику психологии подростков, обеспечивающую предрасположенность к восприятию произведений изобразительного искусства раскрыли Б.Б.Айсмонтас, Б.П.Бархаев, Л.Ф.Бурлачук, О.Б.Дарвиш, В.Н.Дружинин, И.Ю.Кулагина, И.Н.Носс, А.И.Савенков и др.

Художественной педагогики и педагогики искусства уделено внимание в работах Ю.Б. Алиева, Е.П.Ильиной, Е.С.Полата, М.Н.Фроловской, Б.П. Юсова и др.

Проблемам формирования художественной культуры подростков на основе изобразительного искусства посвящены диссертационные исследования Э.Г.Ахметшиной [2000], Е.В.Белоноговой [2004], А.А.Дмитриевой [1984], М.В.Долгашевой [2009], И.Ф.Парамонова [2008], Т.Н.Суминовой [2006], Л.АЛруллиной [1994] и др.

Несмотря на пристальное внимание к проблемам художественной культуры и ее развитию у различных возрастных групп молодежи, в том числе и средствам изобразительного искусства, остается не раскрытым эстетический потенциал музея изобразительного искусства в формировании художественной культуры подростков.

На основе анализа философской, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, изучения опыта формирования художественной культуры подростков, нами были выявлены противоречия между:

- тенденциями современного общества к нарушению иерархии культур и стремлением человека к её сохранению на основе развития художественной культуры;

- существующим педагогическим потенциалом художественной культуры, педагогическим ресурсом социальных и культурно-досуговых учреждений и недостаточным их использованием в деятельности социокультурных институтов по формированию художественной культуры подростков;

- формирующими возможностями эстетического пространства музея изобразительного искусства и недостаточной разработанностью учебно-методического инструментария по организации социокультурных практик.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: каковы педагогические условия формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства?

Решение выявленных противоречий, важность и значимость определенной нами проблемы, обусловило выбор темы исследования: «Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и социокультурную модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

В исследовании выдвигается рабочая гипотеза, согласно которой процесс формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства будет эффективным, если:

- предложено понятие «художественная культура подростков»;

- раскрыт педагогический потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства;

- выявлена специфика восприятия изобразительного искусства подростками;

- разработаны критерии сформированности художественной культуры у подростков;

- определены и обоснованы педагогические условия и социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач:

1. Уточнить понятие «художественная культура подростков».

2. Обосновать формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства.

3. Выявить специфику восприятия изобразительного искусства подростками.

4. Разработать критерии сформированности художественной культуры у подростков.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и социокультурную модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания [А.А.Гусейнов, К.А.Шварцман, А.К.Судаков и др.], системный подход [А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, Е.Н.Елисеев, В.П.Кузьмин,

B.Н.Садовский и др.], теории эстетического развития [В.В.Бычков, О.Б.Гордиенко, Р.И.Ягудина и др.] и восприятия [Е.В.Белоногова,

C.М.Даниэль, В.М. Розин, И. Рок и др.], психологические теории личности,

деятельности и общения [В.ПАнаньев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Ю.Сироткин, Д.И.Фельдштейн и др.].

Теоретической основой исследования явились:

- труды по теории социально-культурной деятельности (А.Д.Жарков, Е.И.Григорьева, Ю.Д.Красильников, В.М.Рябков, Т.Э.Мангер, Д.В.Шамсутдинова и др.);

- исследования личности как субъекта социально-куртурной деятельности (Т.В.Берестова, Р.С.Гарифуллина, Л.С.Жаркова, Т.Г.Киселёва, БГ.Мосалев и др.);

- полипарадигмальный подход, предполагающий интеграцию культурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических и художественно-педагогических знаний по формированию художественной культуры подростков. Культурологический подход позволил: изучить ценностные составляющие художественной культуры (А.А.Белик, В.П.Большаков, Г.В.Драч, Н.Д.Ермишина, А.С.Кармина, А.В.Костина, А.И.Кравченко, Д.С.Лихачев, АЛ.Флиер, К.М.Хоруженко и др.); искусствоведческий подход выявить динамику эволюционного развития изобразительного искусства как составного элемента художественной культуры (А.В.Бакушинский, Е.В.Белоногова, И.Э.Кашекова, Е.В.Квятковский, В.С.Кузин, Л.М.Макарова, Б.М.Неменский, И.М.Рязанцева, Н.М.Сокольникова, Н.А.Яковлева и др.); психолого-педагогический подход определить механизм культуры восприятия изобразительного искусства (Б.Б.Айсмонтас, Б.П.Бархаев, Л.Ф.Бурлачук, Р.Р.Гарифуллин, А.Н.Малюков, В.И.Петрушин, А.А.Реан, А.И.Савенков и др.); художественно-педагогический подход проанализировать теорию и практику воспитания художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства (Ю.Б.Алиев, АА.Мелик-Пашаев, Е.С.Полат, Т.Я.Шпикалова, М.Н.Фроловская и др.).

Методы исследования: теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, педагогическое моделирование, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, различные виды опросов и экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперимент); статистические (статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Международного института антиквариата (г.Казань) и музея Большого собрания изящных искусств АЭС (г.Казань). В исследовании принимали участие 72 подростков школы-интерната «Лицей имени Н.И.Лобачевского» (г.Казань) и МБОУ «СОШ №18» (г.Казань) и 12 сотрудников музея и педагогов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2010 по 2015 год и проходило три этапа.

На первом (поисково-аналитическом) этапе (2010-2011 гг.) изучалось современное состояние проблемы формирования художественной куль-

туры подростков, проводился анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, обобщался практический опыт работы по подготовке сотрудников и педагогов музея к воспитанию художественной культуры подростков, определялась тема и исходные параметры исследования, его гипотеза, методологические и теоретические основы, экспериментальная база, разрабатывалась программа и методики исследования.

На втором (организационно-экспериментальном) этапе (20122013гг.) проводился констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась и конкретизировалась гипотеза исследования, проводились и корректировались педагогические условия формирования художественной культуры подростков на основе эстетического пространства музея изобразительного искусства.

На третьем (обобщающем) этапе (2014-2015 гт.) осуществлялось теоретическое обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, проверка их достоверности, формулировались и конкретизировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения, осуществлялась научная и литературная редакция текста диссертации, внедрялись в практику результаты исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Уточнено понятие «художественная культура». Художественная культура — это совокупность созданных в данном обществе художественных ценностей, их восприятие, усвоение и распространение отдельным человеком и обществом, протекающим в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, которое существует и аккумулируется в социокультурном пространстве.

2. Обоснован формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства, который включает: эстетический компонент, представленный артефактами, выражающими определенную ступень чувственного познания прекрасного, которое возникает у подростков при восприятии произведений искусства; ценностный компонент, в основе которого лежат ценностные установки; познавательный компонент, предполагающий знакомство с новыми сюжетами в интерпретации неизвестных подросткам художников.

3. Определена специфика восприятия подростками изобразительного искусства в соответствии с фазами восприятия художественных произведений.

4. Выделены критерии и показатели сформированности художественной культуры подростков (когнитивный, отношение к изобразительному искусству, художественно-ценностный, мотивационно-деятельностный) и оценочные уровни (высокий, средний, низкий), отражающие изменения в художественной культуре подростков.

5. Выявлены и обоснованы педагогические условия, разработана и экспериментально апробирована социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом про-

странстве музея изобразительного искусства, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевой блок, определяющий цели и задачи исследования; теоретико-методологический блок, содержащий в себе подходы и принципы, социально-педагогические условия формирования художественной культуры подростков; содержательный блок, включающий в себя основные направления педагогической работы; процессуальный блок, представляющий собой совокупность методов и форм воспитательной работы по формированию художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства; диагностико-результативный блок, предполагающий выделение критериев (когнитивный, отношение подростков к изобразительному искусству, художественно-ценностный, мотива-ционно-деятельностный) и уровней сформированное™ (высокий, средний, низкий) художественной культуры подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она вносит определенный вклад в теорию и методику социально-культурной деятельности. Полученные результаты обогащают научные представления о формировании художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства. В ходе исследования уточнено понятие художественная культура и раскрыто понятие художественная культура подростков; разработаны критерии формирования художественной культуры подростков; определен формирующий потенциал художественной культуры; выявлена специфика восприятия изобразительного искусства подростками; установлены и обоснованы педагогические условия, разработана и экспериментально апробирована социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в социально-педагогическом процессе эстетического пространства музея изобразительного искусства, центров дополнительного образования и других образовательно-воспитательных учреждениях различного типа. Полученные результаты, изложенные в учебных и учебно-методических пособиях, обеспечивают педагогов и сотрудников музея научно-обоснованными выводами и рекомендациями по формированию художественной культуры подростков.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» общеобразовательной школы; в системе повышения квалификации сотрудников музея и педагогов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена целостностью методологических позиций, непротиворечивостью исходных теоретических положений, комплексным применением апробированного исследовательского и аналитического аппарата; обусловлена использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, экспериментальным подтверждением гипотезы ис-

следования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом полученных данных, обработкой результатов исследования статистическими методами, опорой на личный опыт работы соискателя в качестве директора Международного института антиквариата (г.Казань) и ведущего искусствоведа музея Большого собрания изящных искусств ASG (г.Казань).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы и докладывались на научно-практических конференциях различного уровня: на международных [«Здоровье как социокультурный феномен» (Казань, 2010); «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (Казань, 2011); «Евразийство и проблемы современной науки» (КазГУКИ, 2012); «Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы» (Чебоксары, 2013)] и всероссийских [«Педагогика художественного образования: история, методология, практика» (Казань, 2010)].

Выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, социально-культурной деятельности, философии, культурологии и педагогики ФГЪОУ ВПО КазГУКИ (2011-2015 гг.).

Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, учебно-методических программах, 32 опубликованных статьях, грех работах в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования внедрены в деятельность музея Большого собрания изящных искусств ASG Международного института антиквариата (г.Казань), а так же школы-интерната «Лицей им. Н.И. Лобачевского» (г.Казань) и МБОУ «СОШ №18» (г.Казань), о чем свидетельствуют акты о внедрении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественная культура подростков - это интегративное качество личности, которое включает: ценности художественной культуры, основанные на особенностях исторического развития художественных школ и сюжетах произведений изобразительного искусства; на эстетическом чувстве прекрасного, восприятие которого определяется психологическими особенностями подростков (мышление и т.д.) и формируется в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, осуществляется подростком в социокультурном пространстве посредством диалоговых форм общения.

2. Формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства содержит: эстетический компонент, содержащий представление о чувстве прекрасного, о световых эффектах, цвете, композиции, средствах выразительности и пропорциональности; ценностный компонент, который включает общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности; познавательный компонент, аккумулирующий знания об окружающих человека предметах и их художественной красоте; о красоте

животного мира в анималистическом жанре; об образцах французского аллегорического портрета; о национальном своеобразие немецкой классической пейзажной школы; о жизненном пространстве русского купеческого дома в губернском городе.

3. Специфика восприятия подростками произведений изобразительного искусства заключается в мобилизации их к неосознанному переживанию художественного образа; во влиянии артефактов на ценностные ориентации; в стремлении уяснить место художника в обществе; в аналитической основе культуры восприятия. Восприятие подростком изобразительного искусства в эстетическом пространстве музея проходит три фазы. На каждой фазе локализован специфичный для нее механизм воздействия произведений искусства на подростков: для первой фазы — общий настрой на произведение (информационное сообщение педагога); для второй фазы — контакт с произведением (молчаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек-произведение»); для третьей фазы — словесное выражение того, что подросток увидел (пафосная отзывчивость, художественный образ произведения, оценка).

4. Критериями сформированное™ художественной культуры подростков выступают: когнитивный (знание искусства, понятий и эстетических норм); отношение подростков к изобразительному искусству (интерес к художественному произведению, трудности в практическом применении изобразительных средств); художественно-ценностный (установка на духовные ценности, ориентация на содержание и значимость произведений искусства, на художественные средства выразительности); мотивационно-деятельностный (наличие потребности в эстетическом общении с изобразительным искусством, навыки понимания, опыт восприятия, участие в беседах и дискуссиях об искусстве).

5. Эффективное формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: использование эстетического пространства музея изобразительного искусства как средства формирования художественной культуры подростков; формирование художественной культуры в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков; формирование художественной культуры подростков на основе материала из Большого собрания изящных искусств АБв Международного института антиквариата (г. Казань); формирование художественной культуры как результат деятельности Международного института антиквариата (г.Казань) по развитию художественной культуры подростков средствами приобщения к музейному собранию.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 237 источников и 29 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 22 таблицами. Объем диссертации 168 страниц основного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируется объект, предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования, определяются методологические основы и теоретические позиции, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы и основные этапы исследования, обозначаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов экспериментальной работы.

В первой главе «Теоретические проблемы формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства» раскрываются исходные понятия по теме исследования, анализируется формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства, рассматривается психолого-педагогический механизм и специфика восприятия изобразительного искусства подростками.

Изучение художественной культуры как системы началось сравнительно недавно. Теоретический анализ проблемы показывает, что авторы [В.В. Селиванов, Е.С.Яхонтова, Ю.В.Осокин, О.В.Сальдаева, Т.Н.Суминова, Л.Н. Коган и др.] понимают художественную культуру как часть эстетической культуры. В результате анализа научной литературы уточнено понятие «художественная культура». Художественная культура — это совокупность созданных в данном обществе художественных ценностей, их восприятие, усвоение и распространение отдельным человеком и обществом, протекающим в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, которое существует и аккумулируется в социокультурном пространстве.

На основе теоретического анализа литературы по теме исследования и обобщения автором работ педагогов и сотрудников музея изобразительного искусства, раскрыто понятие «художественная культура подростков». Художественная культура подростков - это интегративное качество личности, которое включает: ценности художественной культуры, основанные на особенностях исторического развития художественных школ и сюжетах произведений изобразительного искусства; на эстетическом чувстве прекрасного, восприятие которого определяется психологическими особенностями подростков (мышление и т.д.) и формируется в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, осуществляется подростком в социокультурном пространстве посредством диалоговых форм общения, что задает импульс к актуализации творческих возможностей личности.

Художественная культура подростков и искусство взаимосвязаны. Искусство центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Как феномен, искусство выражает себя в художественной культуре. Тем не менее, сфера художественной культуры шире, чем искусство, и включает в себя социокультурное взаимодействие, в процессе которого создаются, потребляются, сохраняются, творчески развиваются ценности искусства.

Формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства состоит из следующих компонентов: эстетический,

ценностный, познавательный. Данные компоненты художественной культуры подростков реализуются в ходе включения в музейное эстетическое пространство изобразительного искусства. Эстетический компонент способствует формированию визуально-пространственных и цветовых ощущений подростков, развивает способность чувствовать, сопереживать красоте природы и искусства; г¡енностный компонент формирует суждения подростков о художественных ценностях исторической эпохи и значимости творчества отдельных мастеров; понимание художественной ценности натюрмортного, анималистического, портретного, пейзажного жанров, столичных и провинциальных интерьерах прошлого и необходимости бережного к ним отношения; познавательный компонент художественной культуры заложен в содержании изобразительного искусства, в восприятии его как определенной ступени чувственного познавательного процесса.

Расширение интереса подростков к эстетическому пространству музея обеспечило переход к аналитическому подходу в восприятии изобразительного искусства, к средствам художественного языка, вербальным способам выражения сюжетов произведений изобразительного искусства. Подростки более углубленно начинают интересоваться изобразительным искусством; занятия по ИЗО приобретают искусствоведческий характер (сведения о видах изобразительного искусства, их характерные особенности, анализ художественных форм, жанров, композиционных и цветовых решений).

Формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства осуществляется посредством адаптированного психолого-педагогического механизма, состоящего из следующих узлов: художественные образы, рассматривающиеся как результат познавательной деятельности. В культуре, как и в искусстве, образ основан на чувственном обобщении, поэтому образ концентрирует объективное содержание и личностное сопереживание, иначе говоря, он эмоционален; символы, возникающие в изобразительном искусстве на основе представлений о неком внутреннем соответствии предметов, не имеющих видимого сходства. В отношении человека данное соответствие может быть основано на фактах биографии, физиологических или душевных особенностях; языки, рассматривающиеся как средства и способы создания художественного образа с целью передачи информации о нем. Языки всегда подчинены главенствующему стилю эпохи; знаки, характеризующиеся как условные изображения-олицетворения каких-либо иных предметов или явлений. Они несут богатую информационную и смысловую нагрузку; коды, являющиеся, отчасти, теми же знаками, использующимися для передачи и хранения информации. Однако, их существенное отличие состоит в том, что информация эта в закодированном виде приобретает завуалированный, скрытый характер.

Специфика восприятия изобразительного искусства в эстетическом пространстве музея, которая положительно влияет на формирование художественной культуры подростков, заключается: в поиске подростком художественного образа произведения, на его ценностные ориентации, на стремление уяснить место художника в обществе, в повышении аналитичности вое-

приятия. Восприятие подростком изобразительного искусства в эстетическом пространстве музея проходит три фазы. На каждой фазе локализован специфичный для нее механизм воздействия произведений искусства на подростков: для первой фазы — общий настрой на произведение (информационное сообщение педагога); для второй фазы - контакт с произведением (молчаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек-произведение»); для третьей фазы — словесное выражение того, что подросток увидел (пафосная отзывчивость, художественный образ произведения, оценка).

Социокультурная практика музея изобразительного искусства концентрирует внимание подростков на эмоциональный контекст, художественный замысел, стиль и на манеру автора художественного произведения. Предметы изобразительного искусства воздействуют на подростков своими средствами (композиция, цвет, пространство) и лишь опосредственно выражаются словом. Целостный художественный образ произведения возникает на основе взаимодействия чувственного и рационального восприятия.

Во второй главе «Организация педагогической деятельности по формированию художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства» разработаны и экспериментально проверены педагогические условия и социокультурная модель эффективного формирования художественной культуры в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Нами определены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования художественной культуры подростков.

Первое условие — использование эстетического пространства музея изобразительного искусства как средство формирования художественной культуры подростков.

Эстетическое пространство музея ИЗО обладает информационно-развивающим потенциалом (языки искусства, художественные знаки, образы), который используется с целью формирования художественной культуры подростков и выступает как средство ее развития. Информационный потенциал пространства музея ИЗО осваивается подростками в процессе восприятия художественного произведения. Восприятие произведений ИЗО, как акта познания, объективируются подростками в саморазвитии. Процесс формирования художественной культуры подростком осуществляется как акт присвоение содержания эстетического пространства. В основе деятельности по усвоению содержания эстетического пространства лежит активность подростка, реализующаяся через постижение и усвоение содержания эстетического пространства музея и проявляющаяся как эвристическая потребность, удовлетворяемая в акте познания. Процедура освоения эстетического пространства музея ИЗО обеспечивается дидактической последовательностью познавательного поиска и способствует формированию художественной культуры подростков.

Второе условие — формирование художественной культуры в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков.

Использование следующих возрастных и индивидуальных особенностей оптимизирует процесс формирования художественной культуры подростков: расширение познавательных интересов, к месту в коллективе, к себе; снижение интереса к практической изобразительной деятельности переходит к аналитическому подходу в восприятии изобразительного искусства: попытка прочтения сюжета, исторического фона; определение средств художественной выразительности, жанров и цветовых решений.

Образ «Я - концепция» (образ своих качеств) для формирования художественной культуры подростков непосредственно соотносится с художественным образом в изобразительном искусстве, т.к. в осознании принадлежности к изобразительному искусству для подростков важно: приобщение к изобразительному искусству, которое ассоциируется у подростков с собственной взрослостью и уникальностью, поиск эмоциональных ощущений, развитием познавательной сферы. Переключение на восприятие изобразительного искусства связано с преобладанием речемыслительной основы подсознания.

Третье условие - формирование художественной культуры подростков на основе материала из Большого собрания изящных искусств АБС Международного института антиквариата (г. Казань).

Специфика собрания, где представлены произведения XVII - XVIII вв. Западной Европы, а также русского интерьерного искусства XIX в. определило выбор тем для занятий с подростками в эстетическом пространстве музея.

Голландский натюрморт XVII в., из собрания музея, познакомил подростков со специфическим художественным образом в натюрморте как универсальном жанре изобразительного искусства, его способностью рассказать о глубоком смысле окружающих человека предметов и их художественной красоте. В собрании были представлены картины Мартинуса Неллиуса (активен с 1674 по 1706 гг.) «Натюрморт с фруктами и устрицами» (XVII в.), как характерный образец голландского натюрморта, и Яна Питера ван Бредаля (1654 - 1745) «Натюрморт с зайцем и бекасами» (XVII в.), как жанр охотничьего натюрморта.

Подростки получили знания и научились видеть красоту животного мира в анималистическом жанре фламандской живописи XVII в. На примере Франса Снайдерса (1579 - 1657) «Собаки на кухне» (XVII в.) и Яна Фейта (1611 - 1661) «Нападение на птичий двор» (XVII в.) зрители в художественной форме познакомились с жизнью животных, их миром, натуралистическими деталями, свойственные фламандской живописи.

На примере картины Франсуа де Труа (1645 - 1730) «Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе «Юноны» (XVIII в.) и картины Марианны Луар (ок. 1715 - 1769) «Женский портрет в образе Святой Агнессы» (XVIII в.) подростки познакомились с образцами французского аллегорического портрета XVIII в.

В Большом собрании изящных искусств АБв Международного института антиквариата (г.Казань) полотна позволяют усвоить национальное

своеобразие немецкого искусства, его отличие от искусства Голландии. На примере картин Иоганна-Кристиана Воллердта (1708 — 1769) «Вид долины Рейна» (XVIII в.) и «Итальянский пейзаж» посетители познакомились с творчеством немецкого живописца, как последователя классической пейзажной школы.

Русский интерьер как синтетическая форма изобразительного искусства, органично сочетающая в себе возможности архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с характерным национальным содержанием, представлена городской усадьбой Урванцева (г.Казань). Посетители узнали о жизненном пространстве русского купеческого дома в губернском городе, эстетических вкусах, царящих в салоне четы Фуксов: культ А.С.Пушкина, рациональность и античность интерьеров в сочетании с близостью к народным традициям.

Четвёртое условие — формирование художественной культуры как результат деятельности сотрудников Международного института антиквариата (г.Казань) по развитию художественной культуры подростков средствами приобщения к музейному собранию.

Деятельность сотрудников музея Международного института антиквариата по развитию художественной культуры подростков средствами приобщения к музейному собранию осуществлялась в следующих направлениях: подготовка экспозиций, организация экскурсий, научно-исследовательская деятельность по атрибуции; создание эстетического пространства.

В результате комплексной деятельности сотрудников музейное пространство наполнилось подлинными произведениями искусства, имеющими мощную эстетическую составляющую. Визуальные впечатления, полученные от просмотра картин западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., предметов мебели и декоративно-прикладного искусства изменяют отношение подростков к искусству, способствуют возникновению потребности в художественном творчестве. Изысканные цветовые сочетания, продуманное построение композиции, легкость штриха — на все это было обращено внимание подростков и укреплено в их сознании. Деятельность сотрудников по хронологической организации экспозиции и ее стилистическому соответствию, представленным эпохам, позволила проследить Большие европейские стили в их непрерывной эволюции. Зрительные впечатления, дополненные богатыми фактическими сведениями, изложенными во время занятий-экскурсий, помогли сформировать понимание содержательного аспекта искусства; осознать, что в художественном творчестве не бывает случайностей, оно живет и развивается по своим законам. Созерцательная и информационная составляющая дополнена тактильным восприятием, поскольку в музее Международного института антиквариата предоставляется возможность прикоснуться к предметам искусства. Осязательная деятельность посетителей музея помогает понять важность бережного отношения к артефактам и соблюдения правил поведения в музее. Созданию эстетически организованного пространства способствуют ярко бордовые стены экспозиции и классическая западноевропейская музыка, звучавшая фоном во время занятий-экскурсий. Деятельность

по эстетической организации пространства музея, способствовавшая интеграции видов искусства, позволяет эффективно формировать художественную культуру подростков средствами приобщения к музейному собранию.

Реализация рассмотренных педагогических условий потребовала разработки социокультурной модели формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства (Приложение 1).

Целевой блок модели определяет цель и задачи исследования. Цель -формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства. Задачи — формирование культуры восприятия изобразительного искусства; усвоение искусствоведческих знаний; овладение ценностями изобразительного искусства.

Теоретико-методологический блок модели содержит в себе общие подходы (культурологические, искусствоведческие, психолого-педагогические, художественно-педагогические), а также общие (принцип историзма в изложении материала, принцип тематического и синхронного изложения материала, принцип интеграции курсов художественного цикла) и частные принципы, (принцип субъективности, принцип движения от эмоционального к рациональному, принцип создания потребности в творческом саморазвитии) и педагогические условия формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Содержательный блок модели включает в себя организационно-педагогическую деятельность по внедрению в образовательный процесс элективного курса «Подросток в мире изобразительного искусства» (2012 г.), курса «Формирование художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства» (2012 г.), разработанного для сотрудников музея, педагогов общеобразовательных школ и системы дополнительного образования, учебного пособия «Подросток в мире изобразительного искусства» (2014 г.).

Процессуальный блок модели представляет собой совокупность методов и форм работы. Среди методов выделяются: художественный, визуальный, вербальный; и формы работы (групповые: конкурсы, викторины, встречи с художниками, просмотры фильмов, и индивидуальные: работа над творческими композициями, выступления, самостоятельная работа).

Диагностико-результативный блок модели на основе выделения критериев (когнитивный, отношение подростков к ИЗО, художественно-ценностный, мотивационно-деятельностный) и уровней сформированности (высокий, средний, низкий) художественной культуры подростков определяет и планирует результаты данного исследования.

С целью проверки эффективности разработанной социкультурной модели и педагогических условий формирования художественной культуры подростков в Международном институте антиквариата (г. Казань) на базе Большого собрания изящных искусств АЗв было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование включало констатирующий, формирующий и аналитико-обобщающий этапы.

В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 72 подростка школы №18 (г. Казань), и школы-интерната «Лицей имени Н.И.Лобачевского» (г.Казань) при Казанском (Приволжском) Федеральном Университете, а также 12 сотрудников музея и педагогов. Организация экспериментальной работы осуществлялась в двух направлениях: 1) подготовка сотрудников музея и педагогов ИЗО к работе по формированию художественной культуры подростков; 2) формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Первое направление экспериментальной работы реализовано в рамках профессиональной подготовки сотрудников музея и педагогов ИЗО и включало в себя несколько этапов.

На первом, теоретическом этапе, предполагалось внедрение авторского спецкурса «Формирование художественной культуры старших подростков средствами ИЗО». Сотрудники и педагоги приобретали знания по проблемам художественной педагогики, искусствоведению и психологии. На втором этапе подготовки основное внимание было сосредоточено на развитие у сотрудников музея и педагогов ИЗО практических умений. На заключительном этапе сотрудники музея и педагоги ИЗО совместно с диссертантом принимали участие в формирующем эксперименте.

Для того чтобы определить уровень готовности сотрудников музея и педагогов ИЗО к формированию художественной культуры подростков, нами было проведено тестирование (по В.П.Беспалько) сотрудников музея и педагогов, касающихся различных аспектов искусствоведческих, педагогических и психологических знаний. В Таблице 1 приведены результаты уровня готовности сотрудников музея и педагогов изобразительного искусства по формированию художественной культуры подростков на основе тестирования.

Итоговая таблица готовности сотрудников музея и педагогов к формированию художественной культуры подростков в эстетическом простран-

стве музея изобразительного искусства

__Таблица 1

Уровни Разделы тестирования

Часть А Часть Б Часть В

1 ср. 2 ср. 1 ср. 2 ср. 1 ср. 2 ср.

Высокий - 83 - 41,7 . 41,7

Средний 83,3 91,7 75 58,3 75 58,3

Низкий 16,7 - 25 - 25 -

Обработка итоговых результатов свидетельствует, что высокий уровень готовности сотрудников музея и педагогов ИЗО к формированию художественной культуры подростков по части А показали 83% сотрудников и педагогов (до эксперимента 0%), средний - 91,7% (до эксперимента 83,3%), низкий - 0% (до эксперимента 16,7%). По части Б высокий уровень готовности показали 41,7% сотрудников и педагогов (до эксперимента 0%), средний - 58,3% (до эксперимента 75%), низкий - 0% (до эксперимента 25%). По ча-

ста В высокий уровень готовности 41,7% (до эксперимента 0%), средний -58,3% (до эксперимента 75%), низкий - 0% (до эксперимента 25%). После внедрения авторского спецкурса в тестировании наметилась положительная динамика средних значений по части А опросника для сотрудников и педагогов (с 83%, до 91,7%), исчезли низкие результаты и появились высокие в ответах по всем разделам, особенно в части А и Б.

Полученные данные подтвердили, что сотрудниками музея и педагогами художественных дисциплин приобретён достаточный уровень готовности к формированию художественной культуры подростков.

Констатирующий этап позволил выявить ряд существенных барьеров и трудностей у сотрудников музея и педагогов при организации процесса формирования художественной культуры подростков (отсутствие мониторинга воспитанности, затруднение в выборе методов формирования художественной культуры), которые следовало устранить в ходе формирующего эксперимента.

Формирующий этап включал: разработку, апробацию и определение эффективности авторской программы для подростков; реализацию педагогических условий формирования художественной культуры подростков; осуществление контроля за ходом экспериментальной работы; проведение анкетирования и тестирования; определение уровней сформированности художественной культуры подростков; обработка и анализ полученных результатов; подведение итогов эксперимента.

При завершении формирующего эксперимента был осуществлен второй срез по апробированным диагностикам, чтобы определить динамику уровней сформированности художественной культуры подростков.

Сопоставление результатов до и после формирующего этапа эксперимента в целом подтвердили эффективность разработанной нами социокультурной модели и педагогических условий формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства. В Таблице 2 представлена динамика уровней сформированности художественной культуры подростков.

Итоговая таблица динамики уровней сформированности художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства (в %)

Таблица 2

Критерии Уровни

низкий средний высоким

ЭГ кг ЭГ КГ ЭГ КГ

1 ср. 2 ср. 1 ср. 2 ср. 1ср. 2ср. 1ср. 2 ср. 1ср. 2ср. 1 ср. 2 ср.

Когнитивный 30,5 0 39 30,5 69,5 69,5 61 69,5 0 25 0 0

Отношение к изобразительному искусству 22,5 0 47 36 77.5 69,5 53 64 0 30,5 0 0

Мотивационно-деятельностный 47 3 66,5 47,5 56 97 33,5 52,5 0 0 0 0

Художественно-ценностный 28 6 19,5 25 69,5 91,5 66,5 63,5 5,5 25 14 8,5

Обработка итоговых результатов позволила определить подростков экспериментальной группы по уровням сформированности художественной культуры следующим образом: высокий уровень по когнитивному критерию имели 25% подростков (до эксперимента 0%), средний уровень - 69,5% (до эксперимента 69,5%), низкий - 0% (до эксперимента 30,5%). По критерию отношения подростков к ИЗО высокий уровень сформированности показали 30,5% подростков (до эксперимента 0%), средний - 69,5% (до эксперимента 77,5%), низкий - 0% (до эксперимента 22,5%). По мотивационно-деятельностному критерию высокий уровень сформированности показали 0% подростков (до эксперимента 0%), средний - 97% (до эксперимента 56%), низкий - 3% (до эксперимента 47%). По художественно-ценностному критерию высокий уровень сформированности показали 25% подростков (до эксперимента 5,5%), средний - 91,5% (до эксперимента 69,5%), низкий - 6% (до эксперимента 28%).

Следует сказать, что повышение уровня сформированности художественной культуры подростков в экспериментальных группах проходило более интенсивно, чем в контрольной. Так, если на начальном этапе исследования подростки не обладали высоким уровнем формирования художественной культуры по когнитивному критерию в экспериментальной группе, то на заключительном этапе высокий уровень по данному критерию имели уже 25% подростков. Подобные изменения уровня сформированности художественной культуры подростков наблюдались и по другим критериям. Тем не менее, ни один участник экспериментальной группы не соответствовал высокому уровню.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента подтвердили обоснованность выдвинутой гипотезы, доказали эффективность педагогических условий и социокультурной модели формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы:

1. Уточнено понятие «художественная культура» - это совокупность созданных в данном обществе художественных ценностей, их восприятие, усвоение и распространение отдельным человеком и обществом, протекающим в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, которое существует и аккумулируется в социокультурном пространстве. Предложено понятие «художественная культура подростков» - это интегра-тивное качество личности, которое включает: ценности художественной культуры, основанные на особенностях исторического развития художественных школ и сюжетах произведений изобразительного искусства; на эстетическом чувстве прекрасного, восприятие которого определяется психологическими особенностями подростков (мышление и т.д.) и формируется в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры, осуществляется подростком в социокультурном пространстве посредством диа-

логовых форм общения, что задает импульс к актуализации творческих возможностей личности.

2. Формирующий потенциал эстетического пространства музея изобразительного искусства содержит: эстетический компонент, содержащий представление о чувстве прекрасного, о световых эффектах, цвете, композиции, средствах выразительности и пропорциональности; ценностный компонент, который включает общечеловеческие, национальные и индивидуальные ценности; познавательный компонент, аккумулирующий знания об окружающих человека предметах и их художественной красоте в натюрморте как универсальном жанре изобразительного искусства; о красоте животного мира в анималистическом жанре фламандской живописи XVII в; об образцах французского аллегорического портрета XVIII в.; о национальном своеобразие немецкой классической пейзажной школы; о жизненном пространстве русского купеческого дома в губернском городе.

3. Специфика восприятия подростками изобразительного искусства состоит в: мобилизации их к неосознанному переживанию художественного образа, влиянии на ценностные ориентации, стремлении уяснить место художника в обществе, повышении аналитичности восприятия. Восприятие подростками изобразительного искусства в эстетическом пространстве музея проходит три фазы: для первой фазы - общий настрой на произведение (информационное сообщение педагога); для второй фазы — контакт с произведением (молчаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек-произведение»); для третьей фазы — словесное выражение того, что подросток увидел (пафосная отзывчивость, художественный образ произведения, оценка).

4. Критериями художественной культуры подростков являются: когнитивный, отношение к изобразительному искусству, художественно-ценностный, мотивационно-деятельностный, и оценочные уровни (высокий, средний, низкий), отражающие изменения в художественной культуре подростков.

5. Осуществление эксперимента доказало эффективность обоснованных и определенных педагогических условий и разработанной социокультурной модели, реализация которой обеспечила сформированность художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Настоящее исследование не исчерпывает всех проблем формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства. Дальнейшая разработка требует решения прикладных проблем: механизма восприятия произведений изобразительного искусства подростками и углубленная проработка эстетико-просветительских и социально-культурных технологий формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора, общим объемом 26,9 п.л.:

Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей Аттестационной Комиссией Министерства Образования и науки Российской федерации:

1. Булгакова A.B. Культура восприятия изобразительного искусства старшими подростками/А.В.Булгакова//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань.— 2013. -№ 2. - С. 112-115. (0,5 п.л.)

2. Булгакова A.B. Педагогическая модель формирования художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -Казань. -2013. -№ 4. - Часть 1. -С. 82-86. (0,62 п.л.)

3. Булгакова A.B. Формирующий потенциал художественной культуры развития старшего подростка средствами изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.-Казань,-2014.-№ 1. -С. 75-77. (0,37 п.л.)

Учебные пособия

4. Булгакова A.B. Подросток в мире изобразительного искусства: учебное пособие ¡A.B. Булгакова. —Казань: «Алгоритм плюс», 2014. — 104 с. (6,5 п.л.)

Учебно-методические материалы

5. Булгакова A.B. Подросток в мире изобразительного искусства: программа элективного спецкурса. —Казань: «Астория и К», 2012. — 28 с. (1,75 п.л.)

6. Булгакова A.B. Формирование художественной культуры старших подростков средствами изобразительного искусства: программа спецкурса. — Казань: «Астория и К», 2012. — 40 с. (2,5 п.л.)

Публикации в других научных изданиях

7. Булгакова A.B. Нравственная составляющая живописи эпохи Возрождения и ее реализация на уроках изобразительного искусства / А.В.Булгакова // Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия: материалы Международной научно-практической конференции 28 апреля. - Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011,— Часть 1. — С. 226-231. (0,37 п.л.)

8. Булгакова A.B. Эстетическое восприятие учащимися красоты тела: средства изобразительного искусства как фактор духовного здоровья/ А.В.Булгакова // Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1-ой электронной Международной научной конференции 15 мая — 15 октября. — Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2011.— С. 70-76. (0,43 п.л.)

9. Булгакова A.B. Технологии проблемного обучения на уроках ИЗО/ А.В.Булгакова // Научный потенциал: Научный журнал НИИ педагогики и психологии. -Чебоксары. - 2011. - № 1. - С. 25-29. (0,62 п.л.)

10. Булгакова A.B. Эстетизация творческой деятельности учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства/ А.В.Булгакова // Педагогика художественного образования: история, методология, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции 9—10 декабря. — Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 418-422. (0,31 п.л.)

11. Булгакова A.B. Евразийский аспект художественной культуры/ А.В.Булгакова // Евразийство и проблемы современной науки. - Казань: ИИЦ «Культура», 2012. -Ч. 2. - С. 150-152. (0,18 п.л.)

12. Булгакова A.B. Обзор зарубежной и отечественной литературы по профилю вузов культуры и искусства. «Класс, культуры и образование». Гарольд Эн-

твисл/ A.B. Булгакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань. - 2012. -№ 1. - С. 132-133. (0,25 п.л.)

13. Булгакова A.B. Художественный образ в изобразительном искусстве и образ «Я» подростка (опыт соотносительного анализа)/ A.B. Булгакова // Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции 25-27 апреля. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2013. - С. 239-244. (0,37 п.л.)

14. Булгакова A.B. Атрибуция: Pro&Contra. На примере исследования работы Жана Нокре «Портрет неизвестной в образе Аллегории Надеж-ды»/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 1. - С. 83-85. (0,37 п.л.)

15. Булгакова A.B. «Пир у Есфири» и «Выезд Артаксеркса»/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань.

- 2013. - № 2. - С. 174-175. (0,25 п.л.)

16. Булгакова A.B. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG/A.B-Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 2. - С. 154-158. (0,62 п.л.)

17. Булгакова A3. Реконструкция авторского замысла карганы круга испанского живописца XVII в. Хуана де Вальдеса Леатя «В мпювешге окг» ш Большого собрания изящных искусств ASG/АИБулгакова //Мир искусств: Весшик Международного инсппуга ангаквариага ASG. -Кшань-2013.-№1.-С. 110-113. (0,5 пл.)

18. Булгакова A.B. Реставрация портрета Луизы Аделаиды Орлеанской кисти Пьера Гобера/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 2. - С. 150-151. (0,25 п.л.)

19. Булгакова A.B. Работы братьев Лагрене в Большом собрании изящных искусств ASG. Опыт исследования и атрибуция/ A.B. Булгакова, М.К. Яо //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. — 2013. — № 1. - С. 72-78. (0,5 п.л./0,37 п.л.)

20. Булгакова A.B. «Святой Себастьян» итальянской школы живописи нач. XVII в.: проблемы иконографии, атрибуции и датировки/ A.B. Булгакова, М.К. Яо //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань.

- 2013. - № 1. - С. 86-90. (0,37 п.л./0,25 п.л.)

21. Булгакова A.B. Живопись братьев Ленен. Проблемы авторской атрибуции полотен из Большого собрания изящных искусств ASG/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. -2013. -№3,- С. 150-153. (0,5 п.л.)

22 Булгакова AB. Святой ДоминикАВБупгакова //Мир искусств: Весшик Международного инсппуга анпжвариахаА80.-Казань.-2013.-№ З.-С. 154-155. (025 пл.)

23. Булгакова A.B. Художник Франческо Джузеппе Казано-ва/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного инсппуга антиквариата ASG. - Казань. -2013. - № 3. - С. 175-177. (0,37 п.л.)

24. Булгакова A.B. Анализ декоративного оформления сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящных искусств ASG/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. -№4.-С. 108-111.(0,5 пл.)

25. Булгакова AB. Смерть Порции'АВБулгакова //Мир искусств: Весшик Международ-югошлшуга антиквариата ASG.-Ka3a]n,.-2013.-№4.-C. 138-139. (0,25 пл.)

26. Булгакова A.B. Скульптор Николай Иванович Либернх/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. -2013.-№ 4.-С. 140-141. (0,25 п.л.)

27. Булгакова A.B. Мастер классицистического пейзажа Джованни Баггиста Чимароли/А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG.-Казань.-2014.-№ 1 (05).-С. 186-187. (0,25 п.л.)

28. Булгакова A.B. Образцы декоративно-прикладного искусства в БСИИ ASG/A-В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 1 (05). - С. 188-190. (0,37 п.л.)

29. Булгакова A.B. Новые поступления. Представитель династии Франкен. Последователь Караваджо. Нубийский мальчик/А.В.Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2013. — № 4. — С. 148-149. (0,25 п.л.)

30. Булгакова A.B. Искусство Германии XVII — XVIII вв. в Большом собрании изящных искусств ASG/A.B-Булгакова //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2013. - № 1. - С. 134-139. (0,75 п.л.)

31. Булгакова A.B. Ты смотришь на меня со старого портрета/ А.В.Булгакова, М.К. Яо II Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG.-Казань.-2013,-№ 1.-С. 123-131. (0,62 п.л./0,5 п.л.)

32. Булгакова A.B. «Спасенная красота...» единство исторической и эстетической цельности реставрационной политики Международного института антиквариата (МИА) ASG/ A.B. Булгакова, A.A. Черепанова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2013. — № 2. — С. 180187. (0,5 п.л./0,5 п.л.)

33. Булгакова A.B. «Часы и бронза на столе...» Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных искусств ASG/A-В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2014.-№ 1 (05).-С. 138-150. (1,62 п.л.)

34. Булгакова A.B. Франс Снейдерс/А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2014. — № 4. — С. 184-187. (0,5 п.л.)

35. Булгакова A.B. Предметы жьенского фаянса в Большом собрании изящных искусств ASG/ A.B. Булгакова, А.М. Нургаязова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2014. - № 4. — С. 188193. (0,5 п.л./0,25 п.л.)

36.Булгакова A.B. «Зарисовки усадебного быта». Каталог выставки/А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. - Казань. - 2014. - № 4. - С. 198-203. (0,75 п.л.)

37. Булгакова A.B. Новые поступления живописи и мебели из Большого собрания изящных искусств ASG. Итоги летнего сезона 2014 г./А.В.Булгакова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. -2014. -№ 4. - С. 206-212. (0,87 п.л.)

38. Булгакова A.B., Новости искусства. Михаил Пиотровский: «Я слежу за событиями, которые происходят в МИА»/ А.В.Булгакова, A.A. Ершова // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата ASG. — Казань. — 2014. — № 4. - С. 214-217. (0,25 п.л./0,25 п.л.)

Приложение 1

Социокультурная модель формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства_

Целевой блок

Цель: формирование художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства Задачи:

1 .Формирование культуры восприятия изобразительного искусства.

2. Усвоение искусствоведческих знаний.

3. Овладение ценностями изобразительного искусства

Теоретико-методологический блок

Подходы

Культурологический подход_

Искусствоведческий _подход_

Психолого-педагогический подход

Художественно-педагогический подход

Общие принципы

Принцип историзма > изложении материала

Принцип тематического и синхронного изложения материала

Принцип интеграции курсов художественного цикла

Частные принципы

Принцип субъективности

Принцип движения от эмоциональ-_ного к рациональному_

Принцип создания потребности I творческом саморазвитии

Использование эстетического пространства музея изобразительного искусства как средство формирования художественной культуры подростков Формирование художественной культуры в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Формирование художественной культуры подростков на основе материала из Большого собрания изящных искусств Айв Международного института антиквариата (г. Казань). Формирование художественной культуры как результат деятельности Международного института антиквариата (г.Казань) по развитию художественной культуры подростков средствами приобщения к музейному собранию.

_Содержательный блок_

Организационно-педагогическая деятельность по внедрению в образовательный процесс эстетического пространства музея изобразительного искусства элективного авторского курса «Подросток в мире изобразительного искусства», спецкурса для просветительской деятельности сотрудников музея «Формирование художественной культуры подростков средствами изобразительного искусства)), и учебного пособия «Подросток в мире изобразительного искусства». Просветительская деятельность сотрудников музея Большого собрания изящных искусств АБО

Процессуальный блок

Методы Формы

Художественный Визуальный Вербальный Групповые (уроки, конкурсы, викторины, экскурсии, встречи с художниками, просмотры фильмов) Индивидуальные (работа над творческими композициями, выступления, самостоятельная работа)

Диагпостико-результативный блок

Критерии Уровни

Когнитивный Отношение подростков к ИЗО Художественно-ценностный Мотивационно-деятельностный Высокий Средний Низкий

Результат: Повышение уровня художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея ИЗО_

Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО ПК «Астор и Я» 420021, г. Казань, ул. Ахтямова, 4-3 тел.: 212-21-40, 260-44-40

Заказ №241 от 15.05.15 г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,75. Бумага офсет 80 г. Печать ризографическая. Тираж 100 экз.