Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи

Автореферат по педагогике на тему «Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Ромах, Ольга Викторовна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

РОМАХ Ольга Викторовна

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГА РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность: 13.00.05 "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Санкт-Петербург 1992

Диссертация выполнена на кафедре теории и социологии культуры Тамбовского государственного института культуры.

Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, профессор В.Т. Лисовский

- лауреат государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АПН России, доктор педагогических наук, профессор B.C. Кузин

- доктор педагогических наук, профессор ЮЛ. Стрельцов

Ведущая организация - Челябинский государственный

•институт культуры

Защита состоится "М1" frU^ipJ^- 1992 г. в /У* часов на заседании Специализированного Совета Д.092.01.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном институте культуры по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д.2.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке института

Автореферат разослан «/¿г.. 1992 г.

Ученый секретарь Up

Специализированного Совета А.А. Сукало

Р0С0К»'»Г.ГАМ I дтд—1 СУД/,' " }|;К58:,;тгдз||

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальности темы. Исследование посвящено проблеме определения воздействия культурной среда региона, населенного пункта на вапшй компонент образа кпзнп - дооуг. Обладая весомым.воспитательным потенциалом, сегодня он оказался за границей внимания общества, которое не только переставило социальные анцвнтц, по п смзстпло ценности о их привычных мест. Целесообразность духовной, интеллектуальной зрелости, получения профессиональных знаний п умений стали подвергаться сомнениям, На передний план выдвинулись другие проблемы. Ориентация на коммерциализацию стала ведущей линией среды,' подчиняющей своему влиянию все структурные компоненты.

Направленность воздействия культурной ореды тем не менее, различна в разных регионах. "Глубинка" специфично трансформирует ее, выявляя ранее приглушенное своеобразие и выступает, о одной стороны, хранительницей ценностей общеотва, где велика роль • исконной провинциальной интеллигенции, пытающейся сберечь и восстановить духовное богатство; а о другой, создает совершенно иной их ракурс, свойственный сроднообразованным,но многочисленным слоям населения - преимущественно мигрантам, тяготеющим к потреблению современных суррогатов культуры. Удивительный сплав негативных обычаев и сегодняшних форм подавляет п приводит к утрате продуктивных традиций и, одновременно с это,!, бурному разрастанию коренных деструктивных стереотипов,

Особенно сильно атот процесс затрагивает молодояь. Ее социальная . незащищенность, ломка идеалов, материальная и бытовая неустроенность делают ее легкой добычей региональной вульгаризации досуга. Более всего это проявляется у рабочей молодежи, пе-ренивагацей и социальную и профессиональную корректировку, значи-" тельнее других подверженной влиянию окружающего. Должная оставаться объектом воспитательных воздействий, она оказалась выключенной из влияния микросреды (трудового коллектива, общественных организаций, культурно-просветительных учрендений), вводившей ее в общую культурную ореду города и отала приобретать прочный статус группы "риска" (распространение преступности, пьянства и др.) Досуг, разврчающий творческие способности при доляной его организации й культура личности, и ставший в реальности полем "свобода самоопределения", приобретает выраженшй криминогенный ха-

рактер, полностью подпадая под воздействие негативов окружаю -щего.

Поэтому исследование специфики региональной культурной среда, определанке параметров влияния на досуг молодежи требует изучения еэ направленности, выявления узловых блоков, тенденций затухания позитивных и роота негативных традиций, и становится ванной научно-практической задачей. Приоритет культурной среды над личностью и сферами ее жизни актуализирует поиск штиыаль -них путей замещения негатива позитивными ценностями, благопри -ятнызс условий их распространения и эффективных форм воздействия па социальные группы. Эта острая: социально-педагогическая проблема монет быть решена на стыке культурологии, социологии, педагогики, прикладной культурологии досуга.

Степень разработанности проблемы. Исследование философской социологической, психологической, педагогической, культурологи -ческой литературы показало, что для решения проблемы определения влияния культурной среды на досуг молодежи, есть определенные предпосылки.

Разработка основных позиций исследования потребовала проработки методологических и теоретических положений: о сущности, структуре, воздействии культурной среды на сферы кизни населения (Бархин Ю.Б., Буева Л.П., Зе-ленецхий Ы.Н.,Коган I.H., Нич -ков П.,Перцик E.H., Соколов Э.В.,,ЭфроЕысон В.П., Яницкий О.Н.); о становлении и-развитии понимания идеи досуга в обществе н его изменении в разю:е исторические периоды (Аристотель, Платон,Далi Маркс К.,Ленин В.И..Луначарский А.В.,Двмазедье Д., Маркович Д., Спрай Э.,Гордон Л.А..Клопов Э.Ф.,Соколов Э.В.); о деятельност-пой осноье досуга, ее качестве и роли и процессе формирования личности (Васильева 3.И.,Гордин Л.Ю.,Лукич Р. .Мальковская Т.Н., Шпан 3.); о степени включенности молоде ей в неформальные объединения, их характере, направленности, соотношений с организованными формами досуга (Позюрешсо Ю.И., Попов П.Л., Синецкий CJ Соковиков С,С.,Сундаев И.Ю..Шаронов В.П.); о специфике различна направлений деятельности : рабочей молодеки (Афанасьев М.Д Банк Б..Вершловский С.Г..Вилешаша А.,Каган Б., Коган Л.Н.,Лосо-хина Л.Н., Лутанский В.Д., Соколов А.Г.); о возможностях замены сформированных стереотипов поведения новыми, психологических резервах личности в процессе' целенаправленной деятельности (Ан-

дреева Г.М., Гршак JI.H.,Выготский Л.С..Донцов А.И..Лутошшн A.C. Теплоп Б.М.,Лук Э..Шибутшш Т..Ярошевский М.Г.); о теоротичос-

• газх концепциях и возможностях развития интересов и потрэбиостзй личности в культурно-досуговой сфера (Ариарский М.А..Болотников И.М.,Иконникова С.Н.,-Яарков А.Д.,Евтзева Г.А.,Смирнова Е.И., Стрельцов Ю.А..Триодан В.Е.)

Однако исследование специфики культурной среди центральной России п определенна оо влияния на образ кизил населения - неизученная проблема. Ее теоретическая значимость, недостаточная разработанность к определили выбор теш диссертационного исследования "Культурная срэда как фактор формирования досуга рабочей молодеет".

Целъя исследования стала выработка стратегии п тактики преодолеют стихийного воздействия негативных компонентов культурной среди на досуг рабочей молодегл:, представленная программой целенаправленного освоения ее цошюстей, формирования ориэнта -

• цпй, адаптирующих зту социальную группу к лизни в города.

Задачи исслояопшптя:

- изучение специфики культурной среди, сложившейся в процессе социально-исторического становления, предполагающего опрэде-лешш направленности наиболее ярких региональных традиций к параметров их взаимодействия;

- изучение влияния культурной среди на досуг как часть образа стогга и определения его развивавдэй культуротворческой основы;

- пзучекпэ параметров дооуговой деятельности рабочей молодз-пи, с выделением социального статуса "коренной горожанин", "мигрант" ;

- разработка программы поотупоиного включения молодел! в структурное компонент» городской культурной срэдк, основанной на использовании привычных позитивных стереотшов и ценностей; •

- выявление социально-педагогичаскпх условий оптимального занесения негативных традиций позитивными, их распространения л эф^ектпвного футшциотшровахшя в 1сультурнсй среде.

Гипотезы исслодопания. Основной гипотезой стало предположение, что приоритет негативных традиций в социальной орздэ подавляет продуктивный творческий потенциал досуга рабочей молодежи, выводит ее из процесса освоения сущэствуюдих ценностей а

способствует повороту в криминогенную сферу, где реализуется п широко варьируется активность этой части населения. Для вооота-новления духовной основы досуга, вытеснения деструктивных фора необходимо использование привычных стереотипов о позитивным со-дор^апЕСы, трансформирующих творчество ыолодэжл в сторону продуктивных культурных традиций о введением всего объема технологии' культурно-просветительной деятельности.

Влияние культурной среда как формирующего досуг фактора ыо-г.от стать конструктивным, если позитивные формы станут расширяться в объема, заполнять пространство н витосиять негативные. При этом само содержание позитива додано опираться на известные ценности, узнаваемые населенном (традиции,обряда,сформированию ориентации), вводимые в блоки-компоненты культурной средн.

Трансформация вклиненности молодепи из бяаздвааших в "отстающие" сферы среда (из заполненности досуга СЫН до вгедения в творческие формы и изучение ценностей высокой культуры) зависит от согласованности действий ее структурных компонентов. Регулятором зтого мо:ют стать общая заинтересованность в восстановлении региональной матрицы культуры, мраченная в распространении ее продуктивных образцов.

Это может стать возмошшм, если досугозая деятельность рабочей молодеет будот профессионально выстроена, заполнит большую часть свободного времени к представит собой систематическое целенаправленное развитие культуры досуга, в рамках которой монет быть обеспечено самоопределение личности. Обучение досуговой де-птольностп с использаванием рационально-иррациональных стереотипов, форм кекличпосишх отношений долшш начаться в первый адаптивный профессиональный период, которое способно салояить основу грамотных оценочных ориентации усвоения ценностей культурной сроды и обеслочить поступенное включение в ее сферы.

Востребованность ценностей зеультуры широкими слоями населения мо;кзт быть обеспечена созданием модели городской организации иосуга с мноюством подпрограмм, соответственных демографическим, социальны:,! характеристикам, которая прогностически способна восстановить позитивное своеобразие культурной среда центральной России.

Обт-октси исследования стала культурная среда областных городов среднерусского региона - Липецка, Понзн, Тамбова - опродэ-

ляющая направленность досуга рабочей молодежи.

Предметом идоледрвацтщ стало изучение процесса влияния специфичной провинциальной культурной среда на досуг молодеет н определение возможностей восстановления его культуротворчес-кой основы.

Методологической основой исследования стали положения о социально-исторических особенностях формирования культурной среда среднерусского региона; о социальной сущности культурной среда п параметрах еа воздействия на сферы образа визнп населения, в частности досуга; о приоритетности среди над социальными группами (личностью) и возмокности свобода самопроявления в ней; о диалектике взаимодействия различных компонентов культурной среды в разные исторические эпохи; о возможностях замены негативных стереотипов позитивными; о целенаправленном формировании культу-, ры досуга и его воздействии на социальную среду; о способах адаптации рабочей молодежи в новых социальных условиях; о возможностях управления и самоуправления последней в сфере свободного врано зга.

Meтодн исследования.СпецкФика культурной среды, определение взаимосвязи и зависимости разных видов деятельности в ней, новизна проблемы потребовали привлечения разнообразных методов исследования. В них вошло изучение архивных материалов, анализ теоретической, историко-культурной, социологической, философской, психологической литературы. Значитолынг место занята социологические исследования и их последующая обработка. Создание программы и проведение формирующего эксперимента привлекли комплекс необходимых здесь методов (наблюданка, самонаблюдение, анализ, социометрия и др.). Двукратнооть социологического исследования позволила обнаружить тенденции, свойственные духовному миру рабочей молодета, которые можно рассматривать как стабильные, определяющие общие и частные характеристики досуга исследованной группы. В процессе изучения было опрошено около 5000 человек рабочей молодежи, 150 культпросветработников, 40 воспитателей рабочих общежитий, около 300 сельских кителей - родителей ■ мигрантов. Это позволило более четко определить оценочные орион- ' тации, процесс их формирования, тенденции внутренних соподчи-ненностей.

Первый этап исследования проходил в 19ЯЗ-1987 г. Объединен-

1шй обдай комплексной темой "Клуб и досуг рабочей молодежи", он был направлен на выявление досуговых интересов, культурных запросов, степени удовлетворенности молодежи деятельностью культурно-просветительных учревдений г.Тамбова. Данные исследования позволили разработать программу организации досуга рабочей молодежи и внедрить ее в деятельность заводов и культурночпросвети-тельных учреждений. На втором этапе исследования (1987-1991 гг) программа организации досуга, переросшая в "школу досуга рабочей молодежи", подвергалась корректировкам и подтвердила эффективность своего существования. Рассчитанная на два года, наиболее елок -ньгх в адаптивном отношении, она включала молодежь в социальную, творческую деятельность. К настоящему времени через нее прош-~ ла вся рабочая молодежь экспериментального завода. Третий этап исследования проходил в 1989-1991 г. и был направлен на выяв -ление степени духовного наполнения досуга рабочей молода га:. Так как цели,и задачи его были более обширны и предполагали выявление специфики досуга молодежи региона, то в качестве социоло -гического поля были избраны три типичных города средней полосы России - Липецка, Тамбова, Пензы, сходные по всем показателям, с одношкальной численностью населения, родственные по структуре, истории, географическим условиям, связанные промышленными отраслями. Миграционные процессы потребовали данных о прожнем месте жительства и определения мотивационных установок на жизнь в городе. Для этого проводился опрос сельских жителей - родителей мигрантов.

В целом исследование дало возможность изучить: количественные параметры свободного времени; структуру досуга и его качество; определить принадлежность рабочей молодежи к качеству "кк-тель города"; выявить влияние уровня развития личности на сферы жизнедеятельности; показать, как миграция влияет на-формирование оценочных ориентаций городского досуга; опроделить специфику адаптации к новому социальному статусу; выявить принадлежность молодежи к разным типам досуговых объединений и их включение в блоки-уровни городской культурной среды; определить соотношения провозглашаемых и реальных ценностей и видов деятельности; прогнозировать дальнейшее развитие досуговой деятельности, выстроенной в виде единой сквозной программы организации до-

суга я ее'влияние на заполнение культурной среды позитивными компонентами; определить эффективность ее внедрения в практику; установить параллелизм личностных проявлений в различных сферах епзни.

Базами исследования были промышленные предприятия среднерусского региона: тракторный завод, трубный завод, новолипецкий металлургический комбинат (Липецк); велосипедный завод, производственное объединение "Заря",завод вычислительно-электронных ма-иш1 (Пенза); заводы "Комсомолец","Ревтруц", "Тамбовагщарат"(Тамбов) .Под руководством диссертанта к исследованию привлекались студенты стационара и заочного отделения ТГИК.

Научная новизна исследования.

Впервые исследуется специфика культурной среды сбластних городов Центральной России и определяется ее влияние на досуг рабочей молодеет.

1. Она проявилась з:

■ - определении "закрытости" культурной среды, в которой домп-:шрупт рэгиональнкэ культурные традиции, отторгающие нововводе— • шя, что определяет характер функциошрования всех ее блоков, ка-lecrBo и направленность межличностных отношений горо;;сан - выходов в недавней прошлом из окрестных сел;

- определении характера" и баланса региональных культурных традиций, приоритетными и широко распространенными в которых стали негативные, имеющие прочные исторические корни (развитие алкоголизма на базе традиционного пьянства; распространение крпминогенностн'на осноЕе молодецких кулачных боев и бандитизма; повсеместное распространение суеверий, участие населения, в особенности женщин-, в колдовских действиях, начиная с карточных гаданий и заканчивая слонными многоэтапными ритуалами,основанное на традиционной религиозной эклектичности, стало нормой лизни) ;

- определении особенностей взаимодействия блоков культурной среды, направленности основных связующих компонентов и установлении примата культурной среды над личностью и социальной группой.

2. Определении досуга рабочей молодежи как "среза" культурной среды, в котором наиболее значимыми становятся привычные фо-

р:.ш, кзгативние региональные культурные традиции, суррогат доступных их пониманию духовных ценностей, что усиливается коллективны:«! характером их использования, слабой коммуникацией с другими слоями горожан, спецификой расселения, в том числе и в общежитиях - своеобразных землячествах, в которые переносятся деревенские формы жизни;

- определении досуга как триединой сферы с выделением поля-простракотза, способа организации - деятельности, уровня последней - культуротворчества, дозволяющего определить характер включенности рабочей молодежи в досуг;

- выделении культуротворчоской основы досуга, рассматриваемой как длительный стадиальный процесс развития культуры молодежи, которая в изучаемом регионе должна опираться на региональные позитивные традиции, органично . .вливающиеся в' культурную среду и соответствующие сложившимся формам мышления-поведения;

- исследована модель поступенного ввода рабочей молодежи в блоки культурной среды как педагогически обоснованной системы развития этой социальной группы;

- на основе экспериментальной деятельности даны научно-пра-ктичеекке рекомендации по развитию ценностных ориентаций, адаптации рабочей молодежи к социальной среде города;

- вьявлзны прогностические возможности разработанной модели досуга, трансформирующегося из формируемого в формирующий "сро культурно;: среди, замещающего негативные традиции позитивными.

3. В рамктх исследовательской цели выделены противоречия, лежащие в основе отчуждения молодежи от культуротворчества. К нем откосятся: доятзльносткая динамичность рабочей молодежи и: — ее нонужаость обществу; - направленность осваивающих досуг социальных институтов, не предусматривающих включение ценностей традиционной народной культуры; - культурная среда, лишь внешне ориентированная на ценности европейского города, приш нающая региональное культурное достояние и отторгающая из саб; молодежь; - условия места жительства, в особеннсти мигрантско! молодежи (рабочие общежития) ¡-процесс производства, развращающий молодежь в моральном, профессиональном, материальном плат

Ш?5|кгпчоская ^нах^-О-СУ-Ь. исследования. Выводы исследован: могут Сыть использованы для составления схемы-программы культ;

>отворческой деятельности различных слоев горожан. На ооновз их объединения возмокно составление единой комплексной программы организации досуга населения. Ввделенная структура культурной зреды, определение приоритетных направлений в ней позволит цоле-таправленно влиять на систему л динамику ее составляющих. Внедрение единой сквозной программы организации досуга подтверэда-эт возможность вывода молодени из духовного кризиса. Полученные цаннкэ имеют и региональное и универсальное значение, что позволяет использовать их в разных местностях.

Данные, собранные в диссертации, могут быть использованы при проработке вопросов, связанных с исследованием региональных, $орм культуры; традиций, особенностей их преемственности, проблем управления досугом молодени. Результаты имеют значение для развития теоретических позиций прикладной культурологии, социологии культуры и досуга и использоваться в учебном процессе вузов культуры и искусства.

Апробация работы. Материалы исследования послужили основой для выступлений на Всесоюзных, меквузовсккх, региональных научных и научно-практических конференциях (Барнаул, 1985; Пермь 1986; Тамбов, 1988,1989,1990; Москва, 1991 г.г.), посвященных проблемам образа лизни молодеют, социологии культуры, прикладной культурологии досуга; региональных и областных семннарах-совэщанлях культпросветработников; внедрению на ряде заводов региона "школы досуга рабочей молодени"; в введении курса "Социология молодежного досуга" на художественных специализациях Тамбовского государственного института культуры; публикациях по теме диссертации.

На защиту выносятся:

I. Полонение о сущности культурной среды провинциальные городов, рассмотренной как диапазон и уровень существующих ценностей, освоенных локальными социальными институтами, выраженных огэпеныо их усвоения населением, представленной в типах и формах гизнедеятельности. Особенности исторического развития, благоприятные географические условия создали уникальную структуру культурной среды и выделили как основной компонент традиции, которые и стали определяющим Фактором эе направленности и плотности. Их

позитивный пласт, создавший славу богатых русских городов, стал вытесняться негативным, который в наотояцее время вышел на передний план, увеличился в объеме.

Специфика культурной среды усиливается структурой населе -ния, представляющего собой на 87$ мононациональный слой, со значительным числом выходцев из окружающих сел, попавших в города вследствие распада деревенской общины. Слоишо адаптируясь к условиям города, они сохранили прежние устои, формы межличностных связей, характер отношения к нововведениям, большая часть которых рассматривается как инородная к, следовательно, ■аукдая. 8а-' полнение пространства культурной среды прочными традициями, приобретшими негаишный оттенок и ставшими приоритетными, затруд -няет возможность саморазвития и ставит его в зависимость от окружавшего.

2. Положение о сходстео проявлений рабочей молодей;:, зависимой от воздействия культурной сроды, в разных сферах. Профессиональный труд с несбалансированность» его звеньев, фрагментарностью и анонимностью самого процесса, вредными экологическими условиями, ограниченными возможностями для самопроявления, гасит готовность к творческой деятельности. Длительное пребывание, в особенности з первый адаптивный период, в этих условиях затормаживает интеллектуальное и профессиональное развитие. Сформиро -ванное отношение переносится в досуг, усугубляясь отсутствием культуры его организации, слабой ориентацией в культурной среде. К корреные горо;^ане и мигранты используют лишь малую часть городского достояния, слабо контактируют с другими слоями населения, что еше более сузхает ракурс продуктивного внерабочего времени и способствует его повороту в криминогенность. Это позволяет рассматривать досут как потенциальную специфическую культурно-вос-тштательную сферу, призванную восстановить и сохранить личност -ную целостность, стимулировать саморазвитие и перенести сформированные ориентиру на остальные части образа жизни.

3. Положение о стратегии вывода рабочей молодеет! из-под стихийного воздействия негативных стереотипов социальной макро-и-микросредн города, предполагающей оптимальную реализацию функций профессионально выстроенного досуга.

4. 3 качестве ведущего направления Евода рабочей молодежи в культурней среду выступает система освоения истории, архптек-

туры, культуры, традиций и других ценностей региона, выраженная в интеграции социального, творческого, рекреативного, физкультурно-оздоровительного видов досуговой деятельности. Научно-сракти-чаской основой стратегии и тактики выступает концепция культуро-творческой основы досуга, представленная процессом взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с программированными параметрами. Являясь длительным стадиальным процессом (наличие далекоогстащей цели, внотроенность в систему, необходимость применения волевых уоилий, длительность, высокая привлекательность результата), она обеспечивает концентрацию усилий индивида, создание прочного духовного фундамента, ощущение полноты бытия, связи о остальными горожанами.

Культуротворческая досуговая деятельность выступает как внешнезаданное средство включение рабочей молодеяп в высокие сферы культурной среды и является единой сквозной программой организации досуга, обеспечивающей творчество как внутри своей социальной группы, так и других слоев населения. Выстроенность на основах позитивных культурных традиций, привычных форм ускоряет экстенсивно-интенсивный режим вхождения в нее, уменьшает елок - • ность адаптации молодени к новой социальной среде, выравнивает ориентации горожан и мигрантов.

5. Полонение о двойственном воздействии программы культуро-творческой досуговой деятельности рабочей молодежи. Осваиваемая в первый.адаптивный период, она расширяет культурные ориентиры, поворачивает их в сторону позитивных культурных традиций, здорового образа лизни, ввода и творчества в ракурсе высоких ценностей и усиливает противоречия личности и производства, приводит к неудовлетворенности нетворческим профессиональным трудом. Движение к рынку, необходимость изменения характера и процесса производства позволяет прогнозировать возможность реализации молодежи и в труде, и в досуге. Параллельно с этим нужно создание о датой сквозной программы организации досуга всех слоев горожан' с множеством подпрограмм, пркомллмых для кителей. Активность позитивно выстроенного досуга трансформирует его положение из формируемого в формирующий "срез" культурной среды, в котором досуговая деятельность горожан может создать разновариантные узнаваемые культуротворческие досуговш навыки, восстановить своеобразие культурной среды центральной России.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении раскрывается актуальность теш, определяется реальная ситуация, породившая противоречия сегодняшнего дня, выявляются исторические причины духовного кризиса современности, дефицита креативной деятельности, возможности ее реализации в условиях конкретной культурной средн. Во введении определены предмет, объект, цели, задачи исследования , научная новизна, практическая значимость, методы, формы, этапы исследования, гипотезы, степень разработанности проблемы.

В первой главе "Культурная среда среднерусского региона" исследуется проблема ее становления в историко-культурном ракурсе, для чего привлекается исторический, краеведческий материал, научные работы, созданные в основном в конце XIX-начале XX веков. Эта часть исследования опирается на труды Гераклитова A.A., Ба-галая Д.И. .Куфтина Б.А,, Пискарева П.И., Сташука Н.И..Холодно -го Г.М., Черменского П.Н. и других, внесших значительный вклад в изучение истоков и формирования культурной среды региона.

В главе определяются особенности, подчеркивающие ее уникальность, анализируются теоретические концепции феномена культурной среды; рассматриваемой в социальном, психологическом, архитектурном, культурно-просветительном и других ракурсах. Проблема культурно-исторического становления среды региона изучается на материалах трех областных городов России — Липецка, Тамбова, Пензы. Существующие как города сравнительно недавно, они вобрали в себя культурные традиции коренного населения (мордвы, мокшей, русских переселенцев, казаков) и сформировали нынешнюю ее модель. Благоприятные географические условия способствовали сохранению костяка населения в сложных исторических периодах (войны,'эпидемии, голод) и укрепили широко распространенные и преемственно передаваемые традиции. Сама структура населения (на 87$ мононационального) представляет собой в настоящее время выходцев из окрестных сел, ставших горожанами в 1-3 поколениях, принесших с собой ценности, формы мекличностных отношений распавшихся деревенских общин. Наполнение всех слоев населения мигрантами, :tx преобладание в областных и городских эшелонах власти создают особый колорит культурной среда, в которую с трудом проникают

нововведения. Как правило, ош отторгаются ш потому, что ценность их невелика, а потому, что они непривычны и не укладываются в привычные психологические схемы. Ош легча вводятся, если походят от авторитетных известных личностей, но и в этом случае цолго остаются негармоничными элементами. Проникновение традп-ХгтЗ во все слои населения и пх разделение ими создает особую по 1ЛОТПОСТП культурную среду п специфические отношения среды и лпч-тостн и социальных групп. Среда приобретает черты приоритетное-си над жителями и фактически определяет их мировоззрение, формы шзпэдаятелшоотп. Личность, обладающая известной автономностью, юаэт творить и совершенствоваться лишь в рамках заданной темы. ¡ том случае, оели среда позитивна, насыщена творческими композитами, как ото неоднократно бывало в истории (Золотой вок драв-[пх Афин, эпоха Возрождения, и др.), и требует от личности соответствия высоким позитивным образцам, это следует приветствовать : развивать, но в случао преобладания негативных традиций, чело-9IC так ice из может преодолеть создавшихся стереотипов.

Выявленные тенденции потребовали исследования направленное— и и качества самих традиций, которыми так богат среднерусский эгпон. Выяснилось, что в послевоенное время позитивные традиции сз более вытесняются негативными, которые распространяются в объ-

поддерживаются значительным числом населения и становятся рпоритетннмя в культурной средо. На основе традиционного пьянс-за вкросла высокая алкоголизация населения; распространение itpn— шогешшх форм питалось традиционными молодецкими кулачными бо~ si, которые как необходимый атрибут входил»в обряды и празднн-1 и горожан и селян; повсеместное распространение суеверий, сосанное на традиционной религиозной эклектичности, стало нормой 13НИ. В настоящее время интерес и распространение "чудесного " ?оль велики, что перекрывают интерес к политически! событиям по сути дела, замещают его. Негативные традиции пронпзываэт ;е слои населения и являются тем связующим звеном, терминологи-ским словарем, выступающим как средство коммуникации. Все это упляет и деформирует население, угрожает физическому существенна россиян (в регионе 11,2$ детей рождается с генетическими клонениямп, смерность превышает рождаемость на 1,1%, растет ело дотэй-пнвалидов, количество людей с тяжелыми соматически-

ми и ПСИХ0Ч9СКШИ заболеваниями), В особенном полонешш оказывается молодеяь, зависимая от направленности культурной среды. Поэтому пэреведение культурных традиций в позитивное русло", сохранение. и возрождение испытанных здоровых форм требует исследо-. ванш структуры и особенностей этого феномена.

Изучение литературы показывает, что понятие "культурная среда" является сегодня одним из раиболее абстрактных, полиморфных понятий, которые мозшо разделить на несколько направлений. Ее исследуют с точки зрения пространственной решенности (До Корбюзье, М.Г.Бархин, А.Э. Гутман, Л.Б. Коган, В.Г.Перцик, Л.А.Яро-шэвский и др) и рассматривают как необходимость создания пспхо-лого-фпзпологических условий, рождающих состояние чувства города-дома. Коган Л.Н. предлагает трактовку культурной среда как доятельностцой основы и устойчивой совокупности наличных культурных ценностей. Соколов Э.В., Зеленецкий МЛ1.,Ничков П. полагают, что она представлена всем окружением человека (пространственной решеныостыо, мощностью шумового фона, нормами социальных институтов, характером взаимоотношений).

Понятие "культурная среда" рассматривается и более узко -как совокупность социальных институтов, организующих досуг населения. Многомерность самой культурной среды и порожденные ею многочисленные подходы, но решают, однако, ее проблемы применительно к данной постановке вопроса. Поэтому ее предлагается рассматривать как диапазон и уровень существующих ценностей, освоенных локальными социальными институтами, выравненных степенью кс овладения и усвоения населением, представленной в типах и формате ншнадеятельности.

Исследование структуры культурной среды позволило выделить составляющие ее блоки-компоненты, сходные в избранных городах по основным параметрам (одношкальнок численности и слоям населения, роду промышленности, сельского хозяйства, экологии, историческим корням, географическому полоконив). Население - определя-юагай параметр среды, и зависящий и одновременно автономный от остальных ее компонентов, к каковым относятся локализованные и сквозные. Локализованные компоненты (предприятия и учрекдзния с условно закрыгшм производственным циклом) по-разному включаются во взаимодействие друг с другом. Йго общение на уровне: рабочие-рабочие, студенты-студенты, интеллигенты-иитоллигенты к др. Од-

нородныа слои населония", пользуясь сходным терминологическим' словарем, могут лагко найти общий язык. Второй уровень общения -выборные представители, в котором чрезвычайно актуализируется личностный параметр, идентичность уровней их культуры, способной повлиять на отбор необходимых для развития предприятий цэн-посгей. Контакты выборных представителей - одна из острых и не до конца решенных проблем взаимодействия блоков среды, в значительной степени определяющих уровень, направленность и качество последней. Третий уровень коммуникаций локализованных блоков -контакты на уровне взаимодействия предприятий о разный производственным процессом (вуз - завод, театр - вуз и др.) более сложны п делана сопровождаться созданием единой основы для общения -деятельности, которая могла бы создать сходный терминологический оловарь и облегчить процесс понимания друг друга. В противном случав непонимание друг друга может вырасти в неприятие целой сферы-отрасли со всеми вытекающими последствиями. Анализ взаимодействия блоков позволяет одэлать вывод, что их локализованная часть достаточно родко вступает в коммуникацию друг с другом, в большинство случаев коммуникация - редана эпизоды, не могущие' стать системой, что приводит к существованию закрытых слоев -блоков, разделяющих свои установки, ориентации, обычаи, связанных действием сквозных блоков-номпоненгов.

Сквозные компоненты подразделяются на сквозные обслуживающие (торговля,транспорт, бытовая сфера,медицина а др.) п сквозные формирующие. К последним отнесены духовные ценности общества, региональные культурные традиции, общественное мнение, мода, работа локальных социальных институтов, которые по роду деятельности включают в себя представителей всех слоев населения (средства массовой информации, учреждения культуры и искусства л др.) При этом духовные ценности общества моано рассматривать как субстанциональную основу; региональные культурные традиции (позитивные и негативные, но ставшие генетически прочными) как базу оценочны* оризнгаций; общественное мнение, моду, выросшие на традициях, пнтерпритащш продукции средств массовой информации, и став-иие программой восприятия и поведения - как двигатель, включающий личность-группу в конкретную деятельность в. сферах жизни. И, если в крупных городах европейского космополитического типа более значимыми и распространенными становятся ценности социума,

выступая единым связующим все-группы населения эвеном, то в городах и населенных пунктах провинции более значимыми и разделяемыми всеми становятся региональные культурные традиции.

Таким образом, культурная 'среда представляет собой многопластовое образование, где кавдый блок находится по отношению к другому в рааной степени активности. На передний план в каа-дый конкретный исторический период выдвигается тот, который более всего отражает характер эпохи и сейчас таковым стал негативный спектр традиций, который в значительной степени определяет образ жизни населения, в том числе и такую его часть как досуг.

Досуг зависит от всех компонентов культурной среды, но не адекватен ни одному из них. Направленность ^его - производное от культурных ориентиров, оценочных установок, готовности и умения личнооти использовать наличные ценности. При этом высокоразвитая личность (социальная группа) способна насытить его соответствующими своему уровню ценностями, видами досуговой деятельности, низкоориентированная личность и группа - своему. Поэтому, живя в одном населенном пункте при использовании разных по уровню ценностей, слои населения не вступают друг с другом в коммуникацию, а при возникновении таковой, не находят общего языка. И чем менее развита личность, тем в большей зависимости от среды она находится, но не замечает этого. Высокоразвитая личность постоянно чувствует давление среды, так как ее деятельность часто направлена на преобразование последней, что вызывает противодействие. Разная Направленность досуговой деятельности позволяет определить, к какому уровню развития можно отнести ивдивида.

Исследования показали, что рабочая молодежь имеет значительный объем свободного времени, в среднем 1190,8 час. в год, что на 717,8 час. меньше, чем в 1986г. Это связано с изменением в социальной, бытовой сферах.В 1992 г. это положение изменяете* за счет непланируемого и непредвиденного появления свободного времени, связанного с простоями промышленных предприятий, дополнительными отпусками рабочих. Однако это не изменило значительно структуру свободного времени. Большая его часть {67,2%) проводится дома, где оно в основном распределяется следующим образом: 84$ молодежи большую часть времени читает, 78$ - смотрит телевизор, 56% слушают радио, 44$ обсувдают текущие события, 38$ принимают и посещают гостей, сопровождая это выпивками; 22,3$ участвуют в маги-

чоских, религиозных действиях (гадание, ворожба и прочее). Все эти домашние формы "наслаиваются" друг на друга, что Я дает большую, чем 100$ сумму.

Второй круг досуговых занятий - природно организованный, который проводится в прогулках по городу, тусовках, пребывании на природе, работе на приусадебных учаотках, туризме. Разнго возрастные группы, семейные пары ориентировали на разшэ формы его организации. Если юнспга проводят его в основнса в прогулках по городу, почти обязательно в штрэзвом виде, что приводят к перерастанию его в девиантпыо формы, то дэвухпкп более охотно участвуют в ритуальных действиях. Их ровесники в парных раэнспо-ловых группах ориентированы па уединенные прогулки; семейная по— лодекь - на работу на приусадебных учаотках, что актуализируется по мере взросления молодежи. 30$ молодежи посещает культурпо-просв8тительню учреждения, что, по-разному предотавленноэ в группа рабочих, в среднем составляет 97,2 часа л год на человека, или 1,8 часов в неделю. Активная часть посещает мероприятия: то-ргественнне акты, праздничные гуляния, развлекательные мероприятия, пропагандпстско-популяряне, учебно-творческие, спортлвБПэ и другие коллективы, что ранзлроваво по интересам молодозп.20,7^ молодежи посещает кинотеатры, что снизилось в 2,7 раза по сразпэ-юто о 1986 годом. Высокие духовные ценности используют в досур 12,3$ рабочей молодежи.

Замеры позволили определять "кольца дзсута" (средства массовой информации, поглощение ее продукции - первое кольцо; гзрэ-гламзитированные формы - второе, культурно-просветительные уч — реадэния - третье, посещение кинотеатров,'развлекательных мероприятий - четвертое, использование и усвоенло высоких ценностей - пятое) и сделать вывод о прэойладании в досуге ценностей первого кольца, которые не позволяют личности включиться в другие и затрудняют отнесение этой группы к полноценный в культурно?! отношении жителям города. Рабочая молодежь включается в городо-куэ среду посредством анонимной фрагментарной профессиональной деятельности, в которой сложно выделить вклад определенного человека и ликвидировать частичность его самоощущений; в досуге -пребывание в иллюзорной и девиантной сфере, где сведена к минимуму творческая деятельность; в бытовой включается в общио проблемы обнищания, оскудения, озлобления. Все это усиливает лич-

воотнуо расщепленность, невозаокность полноценного существования, усугубляет зависимость от онругагщзго.

Вторая глава "Духовная сущность дооуга" раскрывав? ретроспективное развитие кдеи-понятия "досуг", определения ого духовной основа, которая первоначально осмыслялась в уолошях ра-бовдадельчэского общества и ассоциировалась со всш видами свободной интеллектуальной деятельности. Аристотель, Платон прямо связывали его наличка с приобретением бысокого уровня иастарст-ва в известности в творчестве.

Второй sтал понимания досуга рассмотрен применительно к русской действительности, где он воспринимался всаш слоями сб-щэства как особые свойства, ловкость, ыастерство в избранное личностью деле, основанной на высокой духовной шштфорьэ - под-виЕпзчэстве, Только нравственная основа делала досуг действительно ценным, без нее он становился утилитарной сферой. Дворянские крути полагали, что он - возможность аанятий творческой деятельностью, совершенствования окружающего и полностью отделяли его от отдыха, тем самым разграничивая два понятия по значимости и степени распространенности. В русокой молодежной среде разных слоев населения досуг традиционно выполнял множество взаимосвязанных функций: осуществлял подготовку к взрослой семейной еизни; позволял "проигрывать" необходимые варианты поведения; укреплял культурные ориентиры; включал молодей, в творческие соревновательные формы; осуществлялся под руководством наставников; распространял престишша формы поведения и вытеснял негативные;, формировал общественное мнение, которое становилось равным закону. Досуг бнл необходимым нолем распространения и материализации нравственного духовного стержня, который наблюдался к контролировался обществом.

Дальнейшее развитие понимания дооуга позволило теоретически изучить его ценность и рассмотреть как "пола развития способностей" (Маркс), где личность формируется во всем многообразии своих способностей и в обновленном виде вступает в процесс производства, обогощая последнее. Наиболее интенсивное развитие понимания досуга началось в двадцатом веке, особенно во второй его половине, что привело к выделению его из общего контекста и провозглашению особой эры "цивилизации досуга". (Ж.Дюмазедье), резко разграничив поле профессиональной и досуговой деятельности.

Перлсэ стало рассматриваться как принудительное, погзлательпеэ, втереэ кап привлекательное п нег>бходпмое для существования человека. Насыщение его развлекательными ворспямп гшзпи создало певпй ого стереотел п стало выменять духовную сущность, еппзать ценность саморазвития. Это постепенно устранило из досуга творческую деятельность и преобразовало его в коммерческую сферу. Признание безусловного блага досуга стало пересматриваться, так г.ак из могло решить многочисленных личностных проблем. Обилие свободного времени стало вызывать "страх пустоты", что приводит к критическому пересмотру позиций "щгвилизации досуга", прпзна-шк его частью образа гл;знл цивилизованного общества и пэвез-мо7лсстьгз наступления эта "цивилизация досуга" (Д.Маркович,- Э.Соколов, Э.Спрай). Он и профессиональная сфера - части образа пгз-пя, исходящие из конкретных условий общества, не могупсо рассматриваться отдельно от личности. Чем более услолнснт:! и дорогостоящим становится потребительский досуг, тем более усиливается процесс расслоения общества, расцепленпе индивида. ilpornociiriee-кез раевктие досуга предполагает трансформирование его в сг.мо-долгельпуз сЬэру на основе сглообоспочеипости л сетлоокупаоноЗ простоты (Э.Спрай.) .

Б связи с эти*л досуг мохно рассматривать как триединую сферу: поло-пространство, где возмогло саморазвитие, зависящее от скругвхппх условий, дглностннх устремлений; способ организация -деятельность или времяпрепрологдонпе, пассивное потребление окружающего; уровень деятельности - культуротворчество, которое становятся духовной основой досуга, главным стимулом человеско-го разгптпя. Саг,ш деятельность в сфере досуга исследовалось раз-шггл учеными, полагающими, что в основном она представляет собоЛ развлоченпо, так как из нее исключен главный развигающий компонент - принудительность (Р.Лукич), в результате чего она деструктивно влияет на индивида. Э. Шпан считает, что деятельность в сфере досуга должна быть привлекательной и развлекательной,так как. п сам досуг и главное средство его наполнения - искусство -прежде всего развлечение для непрофессионалов. Поэтому развлекательная основа досуга - здоровая основа.-

'.'сследовянпе этой проблемы позволяет сделать епвод, что любгя деятельность, нозйр;*с::мо от ciepu ее осуществления, не

ногат быть окрашена единым эмоциональным цветом. Она проходит этапы становления в трансформируется от астатической привлекательности к необходимому самопринувдаяиз. В результата атого она долкна обладать рядом особенностей: целеполагащшм, пркмо-кением волевых усилий, эстетически привлекательным результатом, даяекоотставдей целью, превышающей уровень развития человзка, стремлением к высокому идеалу. Волешэ движения к привлекатальной цели, выстроенные 2 виде.- систематических длительных усилий, позволяют реализовать стадиальную деятельность, где кандая отадпя решает свой задачи и сменяется более высокой по уровню.

Но не вся досуговая деятельность равноценна в своем формирующем аопекте. Она выполняет ряд функций: самореализации, предполагающей при своей гуманистической направленноотк возмоглость преодоления расщепленности личности; самовоспитания-самообразования, направленное на оовершенствованиэ в избранном направлении, деле; рекреации. В разное время эти функции играют разню роли. II, если в 50-60 г.г. ведущой была функция самовоспитания-самообразования и выросшая на зтой основе самореализация в творческих сферах, то в настояшоо время гиперболизация развлечений привела к потребительству, высокой краманогопности, где последние выступают шшо в роли развлечений и острых ощущений и яркой возможности самоутверждения. Рекреативные п дзБпантнш формы вытеснили из досуга необходимость позитивного развития и сузили круг досуга, переведя его в восприятие продукции С.'.П, В связп о этим в досуге целесообразно выделение нескольких уровней. Преобразовательный (саморазвитие и изменение окрукающзго) мокно рассматривать как качество и как совокупность творческих индивидуальных или узколокальньос мероприятий - видов деятельности. Репродуктивный - усвоение уже созданного, такюэ представленного уровнем и видами деятельности. Развлекательный, выступая как качество, установка личности на деятельность п блок мероприятий, включается в развлекательные и девиантные направления. При этом уровни-виды тесно переплетены друг с другом н . становятся ступенью другого уровня.

В итоге делается бывод, что, признавая за преобразовательным уровнем приоритет личностного развития, нужно исходить из рояльных условий. При гиперболизации релродуктивно-развлокателъ-ншс и рпзвлоквтелыю-деииантных форм, охватывающих прояде всего

Етевыспкоразвйтыэ группы нолодехш, целесообразно постепенно переводить их в преобразовательные виды деятельности.

Характеризуя досуг рабочей молодо яд, анализируется реаль— зая включенность псслздшй в культуротлорчосзпэ вида доятэль — юстл, что в значительней степвнв зависит от пола, возраста," _-эста ютзльства (квартира, собственное гялье, рабочээ вбщзгз-гиэ), статус (горожанин - мигрант), образоватэльпо-прсфэссгспа-иьноэ раэдвлониэ. Прсаиалэппая рабочая молодежь сосгсаззгэз до 20-26$ от общзго числа работшнез прэлприятпй. Еа про-Тоссп-гз-иьный уровень тосно связан о отраслью хозяйства. Прс^есетять-гая. структура прошшлвниоЗ работай молодеет (24$ малеттагпJrr^-?ованной, 11$ гоквалпфпцировшзпоЗ, 54,3$ квалифицированно:!!, 9,1$ высококвалифицированной колодези л 0,8$ - груша рабочзх-глтэл-нигеятов) в среднем равна соотношении квалификаций.парсаотргз зримэнктельно к иолодвзтоЗ среде. Ввделенныэ юазп^змзцзонЕГЭ гарачетрн молпдпгги предполагают разную степень творческой паез-зенностп профессиональной деятельности п соответствэнпо этому -цосуга. Параллельное профессиональной деятельности пзучониэ до-зуга позволяет сделать вывод о равной включенности в творчосхуп деятельность в обоих изучаемых аспектах и говорить о сходстве, личностных проявлений в них, основанных на насыщенности этих :фер творчэскими костонентами. Рабочая глолодегь первой возрастной группы показывает самый пирокпй спектр выборов досуговоЗ деятельности, что длиться 1-3 года пребывания на предприятия, затем досуговая деятельность сузавгся в объема а у группы малоквалифицированных и квалифицированных рабочих, чей профессиональный труд анонимен, монотонен, фрагментарен, свободное время па-знщаэтея поглощенном продукции СЛИ, где процесс восприятия осуществляется ради самого процесса восприятия л приобретает черты фрагментарности, анонимности, бессистемности. Высококвалифицированные группы рабочих, чей профессиональный труд связан с принятием творческих решений, соответственной подготовки к этому, творчески насыщают п свободное время. 90,3$ этой группы занижаются разными видами технического, научного творчества, самостоятельным изучением литературы, целенаправленным просмотром передач л т.д. Но в целом исследованные уровни и характеристики досуга показали, что приматом" в них стал репродуктивио-развлека-

тельный уровень о девиантным оттенком (69,3$), преобразовательный ваншает незначительное место, поэтому считать, что досуг сохраняет свою духовную сущность крайне затруднительно. Еепошь-ыаниэ ценности свободного времени, низкая культура его организации, нетворческая профессиональная деятельность формируют бездуховную личность-потребителя малоценной продукции, атрофируют способность в отрешение к саморазвитию.

Третья глава "Досуговая деятельность рабочей молодежи в культурной среде среднерусского региона" представляет ообой социологический анализ этого отдельно в группе молодежи-горокак и ыолодеки-Ашгрантов.

Досуг ыолодеки-горожан подразделяется на традиционные, свойственные основному массиву рабочей молодею! репродуктивно-разв-лекательцые и инновационные формы. Первые выбирает ядро рабочей ыолодеки, вторые - переферийнне слои - эпизодическая и когнитивная группа. Весь досуг по мере взросления молодежи претерпевает существенные изменения, связанные со стабилизацией профессиона-' льно-семайвых параметров, адаптации в городской среда.

Наиболее разнонаправлен он у ыолодеки первой возрастной группы, которая "проигрывает" разные версии жизни в доступной ей сфера и тяготеет к духовно-насыщенному,/ творческому, развлекательному его ракурсу. Этот возраст еще не полностью потерял свою сопричастность с окружающими, веру в идеалы, свою миссию, чувство связанности со всом миром. Вторая возрастная груша стабилизует досуг на уровне параметров своей профессиональной деятельности, которая расслаивается на два направления. Квалифицированная рабочая молодежь остается верной сформированным репродукгивно-ра-звлекательным мероприятиям, круг которых сужается по сравнению с первой возрастной группой; вторая часть этого возраста - высококвалифицированная молодежь и часть рабочих-интеллигентов -ориентирована на строго избирательные творческие формы, которые о течением времени становятся все более профессионально направлены (занятия техническим гворчесгвсм1рационализаторством, изобретательством).

Важным направлением в досуте молодежи-горожан становятся репродуктивно-утилитарные формы, к которым обретается 27,1$ исследуемой группы, преимущественно второй-третьей. Здесь спэциа-

лпзируются не обходами о утилитарные способности-навыки, нужные, для битовой деятельности. Важность этого невозможно нерооцоннть в настоящее вромя. Приобретение мастерства в данной области мо-жпо рассматривать как мостик к занятиям индивидуальной трудовой деятельностью.

Сформированным пластом выступают занятия рптуальшг.тп, пэ-гическимп действия?,™ разннх уровпей п направлений, в которых принслает участие вся молодежь. С возрастом понимание ее значимости усиливается п, если в первых возрастных группах запятая □мл утаиваются, а в случае обнарэдывания квалифицируются как лочто пеобязательпо-привлекателыю-элнзодпческие, то в ссталь-ешх возрастах с появлением детей, заболеванием кого-либо из коиоз семьи, эти рптуаты стабильны, нормальны, известии. 87,1 эпрошенлой молодеяи-родителей зпает и систематически псппльоу-5Т ритуальные действия. С течением времеш! она становится таправленной, навыки в ней постоянно развиваются, увелпчпгггат-;я в объема. Остальная молодо™, если и пэ участвует з зге зколько пз сомневается в высокой действенности ритуалов. При этом молодежь вериг л в светлые, и в темные силы, л обратятся с светлил (религии) лишь в крайних случаях, что позволяет трпк-?огэть религиозность такого плана кате вульгарную, второстепоппуп, упгопиую одухотворенности и возвпиешостл.

Сочетание а досуге молодажк-горокан ссмеГшых и нэфорг'.алкпе: [аправлений позволяет заметить высокую значимость семерых г^орм, >ргептири которых переносятся на неформальную сферу, к'.'эшт со-гейно-бытовые формы проведения свободного времени, основанные ;а своих традициях, включая в себя минимум чисто городских цэн-:остэй, становятся стабильны:.«! направления;,га досуговой деятель-:сст*л. Поло досугового общения расширяется в основном за счет емейпого круга знакомых, что позволяет сохранять благоприятный синологический настрой и бить готовы:.! к разноуровневому ебще-та. Из всего слоя молодежп-горо^аи лппь 28$ не потеряли строчения и способности к творческой деятельности. Только огу часть oT7.no считать готовой к воссозданию личностной целостности, ос-алыше довольствуются расщепленным досугом, в 20 лет полностью станавливая процесс дневного самосовершенствования. Однако достаточный потенинач гашпястпа позволяет прогнозировать поворот

ыолодежи-гороган к восприятию и усвоению высоких духовных ценностей.

Досуг рабочих-мигрантов в значительной мере выступает как возможность и способ формирования девиантного поведения. Квалификационная структура этой группы ниез по параметрам, чем городская (24^ неквалифицированной, 52$ малоквалифицированной, 24£ квалифицированной рабочей ыолодаки, более высокой квалифшсацЕП здесь нет, переход в них осуществляется позже, неезди в группах гороган). Как и у их городских сверстников здесь более всего распространен репродуктивно-развлекательный блок досуга, в которой он представлен следующим образом: радиослушапиэ - 37$, толесмотра низ - 54,3$, чтение периодики - 50,1$, литературы - 47,6$. Усвоение их рашшруется: использование духовных ценностей для приобретения преотика - 4.1%, удовлетворения гедонистической направленности - 36,2$, самосовершенствования - 12,1%. Характерным для молодеки-ыигрантов является коллективный характер данз индивидуальных форы досуга. Обязательное обсуждение прочитанного, коллективный выбор телепередач, коллективное посещение развлекательных мероприятий - основа существования а городской незнакомой среде. Б ней кизнь мигрантов приобретает черты своеобразных землячеств, где поддергиваются сельские нормы и правила, но с претензией на версии городской ешзни. Само пребывание в городе рассматривается на как стабильное существование, а как эпизоды ыоЕду поездками домой в выходные дни, где возможно преодоление анонимности городской кизни, возвращения гармонии бытия.

Вместе с тем мигранты пытаются включиться в городские (по их мнению) формы досуга. К последним, в чзстности, она относят прогулки по городу. 80% мол ода ни считает, что их совершают "от нечего делать".нужно гулять "потому, что они теперь горокане". Поэтому данная форма и необходима в условиях общекития, и одновременно лишена смысла. Понимание, что можно сочетать их с изучением города, его достояния, не сформирована. Город воспринимается как бессистемное образование, где все незнакомы друг с другол!, где сложно вступить в контакт и поэтому для общения совершенно необходимо использовать "дополнительные" меры. £7,2% мигрантов на понимает прогулки без выпивок и считает, что благодаря ил приобретается "смелость и хорошее настроение". Но результатом этого чаще всего становятся ссоры, драки, в 12случаев с сильными телесными повгогдеиилмн. Инициаторами 71,2% драя

зарегистрированных милицией, становится именно мигрантская молодеть в состоянии опьянения.

Для небольшой части мигрантов (18,2^) свойственно включение в творческие органпзовашше виды деятельности, в которнэ она попадает, руководимая на внутренними побуждениями, а вноп-пенаправленными действиями, в качестве какогнх выступает развлекательный мотив, присутствие па развлекательных мероприятиях в культурно-просветительных учреждениях. В первоначальны! период адаптации к городской гшзнп КПУ является одним пз пе.'гпогнх социальных шстптутоз, который па доступном уровне способен развить культурные ориентиры, хотя и нэ выводит потребности моло-депн-мзграитов на уровень городской культурней сгэды. Более того: сами КПУ не заинтересованы во включение этой группл в творческие организованные виды, так как с повпчкамя много хлопот, п ."оллзптвв, ориентированный на предметную деятельность, пэ мешот езбо этого позволить. Развлекательные мероприятия такгэ посещаются в нетрезвом виде. Это позволяет сделать вшзод, что весь досуг окрещен совершенно определенным цветем. В результате около 18,2% мигрантов совершают преступления разной степени апэсто (га учитывая драки). Н0 са.^л спаонхгл становится то, что в зтс:~ среде присутствует постоянная психологическая готовность к сгону, усиленная пребыванием з неформально:,"; сфере, которая упретс-всет в ссзпакпл жизнеспособность, а подчас и обязательность деструктивных форм поведения, которые в большинстве случаев вос-принпмавтея как варианты "героических" версий епзнп.

Более распространены, чем в досуге горотлн, колдовехпэ п магпческЕЭ формы. Мигранты, етвупие в сбсэсттпях, пополняв? зпэ-ш1я, обцачсь друг с другом. Е-гекэделыше поездки домой способствуют этому. Ритуалы совершаются с целью "отвестп от себя и знакомых зло", часто за счет других. Участие в подобных действиях создает уникальную ситуацию: необходимость объединения в небольшие группы для совершения указанных действий и одновременно полное недоверие к тем, кто был в этом задействован. Эта позиция чрезвычайно усиливает личностную отчужденность, напряженность и заставляет искать психологическую'нишу, которая воспринимается как возможность "выпить и забыться, расслабиться".

В целом сфера досуга молодежи-мигрантов крайне скудна и напрятана. Избыток креативного времени, потребность личности насытить его "городским*: в -чепямл ^.лзнл" и неумейке это сделать, фс

- '¿Ь -

ршрует негативное отноиашэ к городу, усиливает фрагментарность личностного существования и отчужденна от культуры. Единственный параметром творчества становится творчество в области су-евэрий. Н0 направленность ее но укрепляет отношений, а насильственно навязывает, . что придает им негативный оттенок, который усиливает восприятие друг друга 1<ак недоброжелателей, под-чергшвает зыбкость городского существования. Разделяя аэстккэ регламентации своего окружения, индивиды не могут избавиться от слоившихся стереотипов и вынувдены их разделять. Поэтому про -цэсс адаптации к городу бесконечно затягивается и по своей длительности может намного превышать кизнь одного поколения мигрантов.

В результате этого досуговая и профессиональная деятелышет. всей рабочей молодеки становится средством позитивной и девиан-тной рзализации личности. Молодекь первого возраста, проявляя большую активность в досуге, реализует себя достаточно полно в ропутствующих профессиональным видам деятельности (социальное творчество, экономическая и коммерческая деятельность), к которым чаще всего обращаются представители социально-преобразовательного досуга, социально-индивидуализированного направления (соответственно по 31,3$). Молодежь, включенная в репродуктивно-ра-звлекателыша виды, участвует в них в количестве 17,1%, утилитарно-репродуктивные - 10$, репродуктивно-развлзкательные - 6,3$ в развлекательном виде она отсутствует.

Творческие склонности проявляются и в отношении к труду,что сказывается на наличии информации о деятельности предприятия в целом, своего первичного коллектива и ее адекватном оценивании, осознании своего реального включения в общую деятельность, осо-•знанного участия в новых ввдах производственного процесса. Данные исследования подтверждают, что с ростом квалификации-уровня увеличивается участие в активные формы производства (коммерческая деятельность, аренда, хоздоговоры, акционерные отношения и т.д.) и, соответственно в продуктивные формы досута, в частности самостоятельного изучения экономических теорий и рекомендаций. Но в то ке время у подавляющего большинства рабочих формируется понимание того, что качественно работать нет необходимости и возможности. Угроза закрытия предприятия, одновременно с этим нехватка квалифицированных раоочнх, несбадансиппЕгошость произвол-

! тв энного-процесс а вынувдает администрацию всеми с ила;,m уцеряш-)ать [меющихся рабочих на предприятиях, о качества квалификации [асто не приходится далэ вспоминать, nyzoji сам факт физического рисутствия. Если в I985-I99I г.г. несбалансированность производственного процесса проявлялась в простоях, обхтап перекуров, вралах, но рабочие проводили весь рабочий день па предприятиях, о сейчас срывы поставок сырья приводят к тому, что их Еыыуэдэ-ы отпускать с заводов в начале смэш, или устраивать г.ратхогрэ— енпые отпуска без указания конкретного срока выхода на работу, то выбивает человека из пузного ритма, формирует привычку л бэ-дельи, заставляет искать повые места работы. Нэ случайно отток абочих из предприятий военно-промышленного комплекса достиг в S9I г 22-30$ (в IS86-I990 г - 2-5$). Высококвалифицированные абочпе, рабочая элита, мастера уходят в кооперативы, малые пре-приятия, аде занимаются в основном посреднической, торговой.детальностью и, естественно, дасявалицифируются. В пастоядза ~ро-я многие промшленпые предприятия не останавливаются потому, то рабочие места заполнены солдатами срочной слугбн, которгм латят символическую зарплату за условную квалификацию. Поэто-у всех оставшихся рабочих независимо от их уровня пытаются зэ-ерглть на предприятиях. Эта ситуация мошт привести к потере газифицированной части рабочих, что будет иметь многолетние по-ледствия.

На этом фоке стремление молодежи к самореализации в пози-ивных направлениях очень усложнено, однако она находит себе гы-од. Интересна взаимосвязь ев в разных сферах. Молодежь, проявившая себя в активной досуговой деятельности, пытается перэпэ-ти это и в профессиональную, считая это своим долгом перед об-еотвом, родителями, собой п проявляет беспокойство по поводу едостатков производства. Индифферентно настроенная молодекь рас-матриЕает свою жизнь как возможность ничегонеделания. Поэтому ывод о том, что производственная деятельность разлагает моло -ежь и морально и физически (экология) становится реальностью.

Сооткояение позиций профессиональной и досуговой деятель-ости показывает предпочтение свободного времени, сокращаемое по ере взросленгш молодежи,; дает представление о сходстве лично-тных проявлений в обэих .сферах и требует активизации хотя бы одой из них, которая в'дпльнеПшем бы способствовала подъему остп-

льных. Но сделать ею самостоятельно рабочая молодежь на в си -лах, что требует профессионально грамотной организации данной сферы.

В четвертой главе "Научно-методические предпосылки управления досугом молодежи в культурной среде города" рассматриваются возможности управления досугом в воссоздания его целостности, Основой его должна стань свобода самоопределения, которая крайне ограничена у этой части населения. Пребывание в ситуации постоянной зависимости затрудняет саморазвитие и одновременно обесценивает его с точки зрения оамой личности, удаляет готов -ность к нему. Поэтому более действенным становится внешнее влияние, организованное включение в культуротворчество, способное выработать привычку к нему. Следовательно, создание определенных условий, благоприятствующих этому, становится чрезвычайно важным. Для разработки необходимых условий использовалиоь положения психологов, в которых предпочтение отдано работам Л.П.Гри-ирка, определившего комплекс специальных мер, способствующих преодолению сложившихся стереотипов и созданию новых привычек,Он указывает, что для изменения их и стабилизации нервной системы необходимо целенаправленно формировать культуротворчеокие досу-говш навыки. В них входят: I - принятие твердого решения для движения к цели; 2 - на первых порах избегание тех условий, кото рыа могут поколебать принятое решение (нахождение в комфортных датя реализации цели условиях); 3 - постоянная тренировка в совершении новой деятельности, ни упуская ни одного дня, пока это не станет потребностью; 4 - использование каждого благоприятного мо мента для демонстрации результатов новой привычки, не позволяя себе "сбоев" в морально-нравственных изменениях. Эти позиции накладываются на существующие взгляды общества на организованный г суг в разные исторические периоды. В главе приводятся разные варианты программ, дается используемый на предприятиях исследуемого региона вариант программы организации досуга, представляющий систему методов включения в наго молодежи. Она представлена двз мя уровнями; включением в разные направления социального,'художе огненного, физкультурно-оздоровительного,научно-технического и ; направлений творчества, что можно рассматривать как горизонтальный ракурс программы досуга; поступеашшй ввод указанных видов досуговой деятельности молодежи в разные блоки-компоненты культурной среды (первичный, вторичный трудовой коллектив, м'зсто жи-

гельства, культурно-просветительное учреждение, учреждения ку-чьтури н искусства, изучение архитектуры, культуры, традиция,лс~ горг.п города и др.) что можно рассматривать кал пертвкялэйшЗ ра-сурс программы. - '

Творческая включенность в досуг (по горизонтали) оргашяуэт-•л по разработанным для каядой профессиональпо-квалпфЕктпзоппой •руппн (включая категории горожанин-мигрант) схемам, з которых пязшпп:э блекл обязательных и свободных форм варьируются в 2400 арпаптах. Обязательными водами становятся сбалансировашшз в до-пчзстгекншс параметрах поправления: социальное (гуманистическое, кологзчзсксо, историко-культурное); творческое (выбор рэзлпч-

пгпрэвхоппЗ творчества, соответствующих интересам лпчюсгл); "опкультурно-оздоровительная деятельность (прп сохрапешш сво-одн з:;бора направлений); культурно-развлекательная. Программа родставяяет собой гармоничное соотношение креативпо-рзкреатст-и норм с спорой на региональные культурные традиции. Она внед-зпа в пракижу промышленных предприятии ч трансформировалась г гг.олу досуга молодо"!", которую к настоящему времени прещлп всэ ,:?дз~авптели рабочей мслодеш экспериментальных предприятпЯ.Рсс-л гагат на два года сястекатпческгас занятий, сна создала пгат-включения молодого поколения в социально-позитивную дол — льпоогь с сохранением психологических параметров благоприятен— саяпя. ^веденная в первый адалтнвтгй период адаптации к позо-■ социальному статусу, она сразу включила молодеет в позитиглшэ р:.:н деятельности, заполнила 67$ свободного времена разЕПпзгт-ноправлениямп л способствовала вытеснений а предупреждению явления в нем девиантшге форм. Програтла организации досуга лютела в себя в качестве консультантов, организаторов, пастпв-¡соз, исследователей студентов вузов культуру, за камдым из г.о-рнх били закреплены 2-3 рабочих загода, что позволило составить атэльпо првдумагашэ пнднвэдуальнке варианты прогргммп. Под воз-';стви9м ее реализации значительно изменились параметры досуго-'[ деятельности в сторону увеличения преобразовательных форм, г'сения пх. качества,!! мотквацпоннке установки, в частности цокание ориентации на городскую культуру, преетташо формы само-)явлений. Так, общий объем преобразовательного досуга повнелл-до 47,£;» объема свободного времени, сократив на 26,1$ область гродуктнвлого досуга. Молодежь, включенная в"Еколу досуга" в

в 1986 г. и позкэ почти всяс стала участниками организованных видов творчества (93,3$), объединения "утилитарного" направления вбирают в себя 22,1$ молодесп, худокественно-исполнитэльсккз направления - 28,7$, спортивные и физкультурные - 14,2$, научно-технические - 17,3$, художественные (авторские направления) -7$, другие - 10,7?, при этом около 15$ молодеки одновременно занимается в коллективах разного направления. Включение в -данности "отстающего" кольца (театры, музеи, концертные залы, библиотеки, архивы) повысилось до 39,3$, контрольная группа - 8$. Измерение молодеки, прошедшей школу досуга, показывает закрепляе-ыость привычки к культуротворчаству. П0 всем направланяс; е расчете на весь возрастной состав ее активность увеличилась в 2,7 раза. Параллельно с ней уменьшилась девиантная сфэра п иставащл окрашенные ею. Если в контрольной группа 67,2$ считает необходимым алкогольный фок, то в экспериментальной 20,1$ считает ого возможным, остальные рассматривают его как недопустимый. В цело:, в 3,6 раз уменьшились случаи пьянства, в 6,8 раз случая драк, правонарушения снизились вдвое. Включенность в культуротворчас-кий досуг способствовала более быстрому адаптированию молодеш к городской кшзни, выравниванию различий культурного уровня горожан н мигрантов, что проявилось р изменении отноезнпя к городскому образу жизни, восприятию его как осмысленного, ценностного, специфичного. Это сказалось и на производственной сфзрЗ', в частности, более быстрому прохождению по квалификационные нараг-з-трам. Но последнее лишь усиливает существующие противоречия лич ности и производства. Молодежь, быстрое получая профессиональны знания и опыт, но имеет возможности реализовать это в практике. Поэтому в 3,6 раз повысилась текучесть кадров молодаек 19-20 ле (в контрольной повышение в 2,1 раза), но одновременно с этпи-сп зилась текучесть молодеки 17-18 лет (на 39,3$) Мы полагаем, что определенную роль в этом сыграла и двухлатняя программа досуга. В целом ее внедрение и проведение исследований позволяют сделат вывод, что интенсификация досуга способна восстановить его духе вную основу, сохранить личностную целостность, включить молодых людей в высокие сферы культурной среды, но одновременно с этим, наглядно демонстрирует несоответствие, ее локализованного блока (предприятия) сформированным уровням. Особенно страдает от это!

неквалифицнрованная в малоквалифицированная молодежь. Быстрее, чем прежде получая новые знания, она не тлеет возможности выполнять соответственную ил работу, что становится тормозом дальнейшего развития. Одновременно с этим Енсококвалпфицировашшо группы отмечают большую гармонизация образа жизни, пасппэппя ое гворческшя компонентами,-лучшее понимание городской культуры.

Б заключении приводятся общие итоги исследования в глэтодо-зоглческом, социологическом, методическом аспектах, коннрэтгап-зузтся основные позиции, излагаются прогностические выводы о необходимости внэдрения единой сквозной программы организации до-;угз, основанной на региональных культурных традициях. Создаете ¡е мпогоуровнэвой осповн, пал озонной на специфику культурной срэ-;ы населенного пункта, позволит гармонизовать действия всех ксм-юнентов последней и создаст базу для возрождения уникальных го-)одских форм, народных ремесел, позитивного творчества, гптэллн-^ентности и уважительности, свойственных русскому пароду. На' ¡той основе возможно осуществление своеобразного культурного одттн-:тва, создания узнаваемых разноварпантнше форм творческой дэяте-.ыюстп, по которым вптелп города смогут воспринимать его код дзпзствепно возможный дом, относить друг друга к одной поселенчоо-:ой общности, активизировать коптазстн друг с другом, цэланаараз-енно п систематически улучшать скругаггре.

Основные положения диссертация лапши отражение в следующих ублззкацллх:

. Социология молодежного досуга.-М.,?.!П1К,1991.- 156 с. . Клуб и досуг рабочей молодежи,- Т..ТФIJTIÎR, 1937.- 132 с. (з соавт.)

. Досуг s культурной среде нас еле ;ш ого пункта //Досуг молодепп: проблемы, перспективы совершенствования. - M., 1991,- I п.л. . Городской досуг рабочей нолодожп. //Досуг молодежи: проблемы,

перспективы совершенствования. — !Л., 1991,- I п.л. . Бездуховность досуга молодежи п театр //Режиссоры театральных самодеятельных коллективов в инновационном моделировании.-J.1., 1992.- 2 п.л.

. Противоречия духовного развития молодеет //Азстуальзше проблемы возрождения духоензсти, развития народного музыкального творчества и подготовки кадров в вузах культуры.- П.,1991.- 0,4 п.л . Организация володегногт> досуга.- Т.,Т<5 МГКК, IS87.- 1,7 п.л.

8. Начнем с развлечений. //Клуб и художественная самодеятельность.- 1987," Jê 23,- 0,6 п.л.

9,, Организация молодежного досуга.- Т., ТФИШК,- 1988.- 0,8 п.л,

10. Структура досуга рабочей молодежи. //Актуальные проблемы организации досуга населения на современном втапе.- Т.,ТФ ШИК, 1988,- 0,3 п.л.

11. Некоторые проблемы усиления атеистической направленности организации досуга рабочей молодежи //Проблемы атеиотическо-го воспитания молодежи в современных условиях,- Т., Тф ЩК.-1989.- 0,3 п.л.

12. Предает обсуждения. //Культурно-просветительная работа.-1987, И II,- 0,2 п.л.

13. Сельский культурный комплекс как фактор формирования культурной среды // Библиотеки Тамбовщины в воспитании трудящихся в период научно-технического прогресса.-Т., ТФ ЫШ, 1984 0,3 п.л,

14. Специфика концертной деятельности сельских коллективов художественной самодеятельности.- Т., ТФ ЩЖ, 1987,- 1,7 п.л.

15. Роль социологически* исследований в работе культурно-просветительных учреждений. //Информатика и науковедение.- Т., ТФ ШЖ, 1986.- 0,3 п.л.

16. Проблемы развития технического творчества детей, подростков, молодежи. // История и современное состояние науки и техники на Тамбовщиве,- Т., ТФ МГИК.- I98&.- 0,3 п.л.

17. Культурная среда среднерусского региона в процессе формирования молодежного досуга,-М.-Т.,1992, 144 с. (в печ).

СПб1ЦК.Зак.223.Т.Ю0. 2.06.92.