Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития социальной активности участников народно-оркестровой самодеятельности (на материалах Беларуси)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия развития социальной активности участников народно-оркестровой самодеятельности (на материалах Беларуси)», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Широкова, Валентина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития социальной активности участников народно-оркестровой самодеятельности (на материалах Беларуси)"

1Ь

московский ордена' трудового .красного знамени

государственный институт культуры

На правах рукописи

ШИРОКОВА Валентина Ивановна

ЩДЛГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ НАРОДНО-ОРКЕСТРОВОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛАРУСИ /

13.00.05 - теория, 'методика и организация культурно-просветительной деятельности

А'вторе'ферат дисоертащш на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 199Т

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент В.С.Гончарова

• Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Разумный Б.А. кандидат педагогических наук, доцент Лагутин.Ю.А.

Ведущее учреждение: Центральный институт повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры Ж РСФСР

Защита состоится ,1992 г. на заседании

специализированного совета К 092.07.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических на? к в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культуры но адресу: 141400, Московская область, Хкмки-6, . ул. Библиотечная, 7.

С дипсортацвей моино ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института культуры.

Автореферат разослан " 1991 г

Учений секретарь анимализированного совета, ' ^ ■ глндидат педагогических наук О.//-? <-«_— Э.Н.Петрова

5 л

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

¿идеальность гослодопанпгг. Необходимость пзучошш педаго-

гпческнх условий развития социальноЯ активности участников на-родно-оркостровой.самодеятельности определяется рядом Пр1ТЧ!Ш. Бо-первнх, совреиешшо обкоствешшо процессу показывают неоднозначность, порой противоречивость понимания социальной а::— тлвностя, опору на нее но только прогрессивных, по п роапшон-пих спл. С этой топка зронпя необходимо выявить харл'пермтккя соцзалыюЛ активности участников худогтосткотюЗ сашдоятельностя.

Ео-атор;.'х, воздействие музыки, как средства нравственного, духовного ^хзртфосанпя лтшостп, усиливается в тем слугсо, когда человек становится суб-ьоктом ггузпкалъпого творчества. Н ВОДНО ШЛСНОТЬ, какие факторы способствуют этому процессу.

В-трэтытх, проблема развития социальной активности лглнзетя посредством участия в самодеятельных оркестрах л ансамблях народ-ют инструментов'/СОАПИ/^"»" но получила долг.пого ссвсленпл в отлична. от театральной, хоровой и других видов самодеятельности,

Е-чотвортнх, актуальность определяется необходимости! разработки таких методик, которио позволили бк приблизить уровень работ» СОЛЛИ тс требованиям общей и специально! педагогики.. .

Отэдонь разработанности пяоблегль Проблога социальной гл:~ тпвпостп псслсдуется употт разних пробило,!. 0базфплоес?скяо к методологические еэ аспекта лаяли отражение в работах Е.А.Лпуф-риева, В.л.Ролэпького, А.Б.Богомолова, Л. Г1.Гуавой,' Ю.Е.Болнога, П.АЛйллевой, Т.С.Лашшои, Н.СЛаксурэга, Л.Т.ПельпиковоЯ, В.Б. Савэльога и др. Многочисленны исследования о различиях видах трудовоЗ активности /Г.О.Ассонов, С.З.Багроетякоз, ТаП.Богданова, П.!.'.Блинов, Т.Н.Волков, ь'.Е.ЕоропеЗкпп, Т.П.Гречпвяиксп, Л.А.Деттрук, Р.КЛванова, П.С.Лопкарэв, /ьИ.Лнсеп, Н.ВЛ'зрков, Я.Е.Овчпняпков я др./. Вопросы обцоствепно-подитЕческоЗ активности раскрываются з работах П.Й.Алоксосва, Л.Х.Л\?лргслано&а, В.С.Бороиж, Ф.К.Гаттона, Л.Н.Гуляева, В.С.Корабэйнякоза« С.!!» КорчнтсзткноЯ, Л.Т.Кривуг.'пга, О.Д.Гуяслго, В.ГД'ордковяча п др.

Подробило сшдонея о развитии активности в с$оро свободного ирет/эгга содорглт работи В.Г.БоЯковоЙ» Л.Л.Гордона, Г-А.Бпто-евоа, Р.Л.Эготнскоиа, Э.Т!.Клопова, С.ЗЛчУзъктп, С.Б.иордаор'л-■;л, НЛ1.П '¡.".Соколова я др.

АС0Д1«1 — сокра'п-лшая зяпйзь /аббревиатура/ словосочетания'

"сгг.одргтзльш:'; орг.-асцл' и ансамбли пародних ииструпзнгогЛ

- г -

Роль культурно-просветительных учреждений, значение культур-но-досуговой деятельности в развитии социальной активности личности раскрыты в работах М.А.Ариарского, В.Г.Велединского, В.В.Вод-зинской, Р.В.Водопьяновой, Ю.Д.Красильникова, С.Г.Лавлинскопэ, С.Н.Лебедевой, II. А.Малышевой, В,С.Назаровой,. С.В.Тождественской, В.В.СавельоЕи, В.С.Садовской, Е.И.Смирновой, Н.М.Тарасюка, В.Е. Триодина, В.Н.Шкурина в др.

Социальная активность в сфере свободного времени изучалаоь по двум направлениям: I/ влияние социальной активности на характер использования свободного времени,^/ влияние различных факторов на социализацию личнооти и формирование социальной активности. В работах второго направления культурно-просветительная ' деятельность рассматривается как средство развития /Косек-Нита Богумила/ и фактор повыпения социальной активности трудящихоя /В.В.Савельев/, как звено в оиотема формирования общественной активности /В.В.Водопьянова/. Проодехиваетоя текхе влияние системы общественных поручений и общественного самоуправления на повышение общественной активности в условиях шубр /Й.Д.Красидь-ников/ и цроьэсс формирования коллективистских мотивов в клубной работе /С.Н.Лебедева/. Автора отмечают пологлтельное воздействие художественной самодеятельности ва повшекг.а ооциально-культур-ной, трудовой и общественной активности ее участников /И.С.Гончаров, Т.И.Васильева, Д.П.Подоба я др./, а также роль педагоги. ческого стимулирования общественной активности участников коллективов художественной самодеятельности /О.Е.Виноградова/. ¡Рассматривая самодеятельное художественное творчеотво в оиотеие формирования общественной активности, работников производства, отмечая более высокий уровень социальной активности участников художественной самодеятельности в оравненаи о' неучаотвущими в ней, авторы, однако, из выдвигали задачу создания и экспериментальной проверки оптимальных уоловий для такой деятельности. Кроне того, самодеятельные оркэотры и ансамбли народных инструментов пе привлекли внимания ученых как самостоятельная база исследования в качестве средства развития социальной активности ее участников.

Противорёчке мекду потребности) общества в социально-активных дадях, о одной стороны, и недостаточной изученностью факторов погашения социальной активности участников СОАНИ, с другой,

обусловило выбор тема напего исследования.

Предметом исследования определена педагогические условия развития социальной активности учаотнико» СО АНИ. ЛДьоктом исследования — соцнальная активность учаотпихов.

НаЛЬ исследования — теоретическое обосповаппа и экспэрз-нентадышл проворка методики формирования и развития сопяально! активности участников народно-оркестровой самодеятельности.

Была содвинута гипотеза: социально-активная личность з СОАШ! уопекно формируетоя при наличия совокупности подпгогкчоо-1шх условий. Для этого необходим: профессионально граыоттШ и педагогически подготовленннЛ руководитель; положительная мотивация участников к деятельйости в-СОАШ; система стимулов /атрибу-тквйых и дополнительных/ общеотвепно-полезпой деятельности СОАНЛ; высокий уровень организадиоино-деловях, творческих и дру-песких взаимоотношени! в коллективе.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

— уточнить содержание исходного понятия "социальная активность участника самодеятельного коллектива";

— гаучить современное состояние коллективов народно-оркевтровой самодеятельности Беларуси и Учебно-Еоспптательно2 работы в них;

— вшшить взаимосвязь активности учаотнякоз з основнах сферах' отэнедоятелъноетц: профессионально-трудовой /учебе/, общественной и досугово2;

— определить оптимальные педагогические условия формирования социальной активности участников СОАНИ, экспериментально проверить эффективность предлагаемой нетодшш; ,

— выработать практические рекомендации, вапрааланниа ва_формирование соцнально-активноЗ личности участника С0А1Ш;

— наметить пути совершенствования вузово^а подготовка руководителей С0АН11. _

Теоретнко-метолологпчеокоЗ основой исследования явились труды ученых по общефилософским, искусствоведческим п пспхояого-педагогическим аспектам избранной ?екз,4'по теории культурно-^ просветительной деятельности.

Его эмпирическую основу составили материала социологического исследования социальной активности участников СОАШ, архив Министерства культура Беларуси, Белсовггро'ра, Республиканского'

научно-методического центра культуры, опыт работы 90 самодеятельных оркестровых коллективов, данные статистики, публикации местной печати.

Б качество методов исслодое-зния использовались: анализ теоретической, научко-методлческой литературы и документальных источников по проблеме; педагогическое наблюдение за работой СОАНИ; беседы с их участниками и формализованное интервьюирование руководителей коллективов; массовый опроо участников; педагогический эксперимент; анализ письменных работ участников по тема "Учебно-воспитательная работа в самодеятельном оркестре /ансамбле/"; монографическая характеристика коллективов.

Исследование проводилось в 1986 - I9S0 гг. На первом этапе выявлялись к изучались публикации по теме, документация центров управления культури, статистические данные и специальная литература по методике работы с СОАНИ. В результате била составлена программа педагогического исследования.

Bi-otx)3 этап — массовый опроо участников СОАНИ, изучение условий и опита работы коллективов. Базой исследования послузш-ли SO COAiffl Г.оларуса различной ведомственно!! принадлеззгастн. Б 29 кз них приводилось анкетирование. Опросею 411 участников из 5 детских, 14 взрослых и 10 коллективов стланного состава. В роспублкке — 117 районов, 6 областнах цо; гров, один столкчшЗ город. Село и раГюшшэ города представлена соответственно 15,« и 57, fó от числа есох опретенкых, областные города — 12,2,?, сто-;:ица — 14,1?'. Ого отраглот картину размещения оркестров народ-пи инструментов в региона и обеспечивает репрезентативность ез-Сорха. Анкеты обрабатньаяпсь в Республиканское вычислительном центре коллективного пользования г.Шшока. Все ото позволило определить состо.'пшо и выявить проблемы совромзшюй оркестровой самодеятельности.

Па.третьем зтале анализировались результата массового опроса, репертуар народно-оркестровой самодеятельности. На основе иаблддений, бесед, письменных работ участников и интервьюирования руководителей проводился сравнптелышй анализ педагогических уоловий развития социальной активности. В процессе педагогического эксперимента определялась эффективность каздрго из них.

Нттчная новизна и теоретически значта>от;ь исследования: — определены социальная роль и функции СОАНИ как формы оргалк-samin социально-значимой деятельности;

— выявлены объективные и субъективные условия деятельности СОАПИ, а также оптимальные педагогические усло&ия развития социальной активности их участников;

— разработана и экспериментально проверена методика развития социальной активности участников;

— уточнено понятие социальной активности .участников СОАПИ;

— предложены показатели социальной активности участников;

— выявлены мотива социальной деятельности участников СОАНИ и динамика их формирования в зависимости от продолжительности участия в оркеотре /ансамбле/;

— составлен "портрет" руководителя оркестрового коллектива, как центральной фигуры деятельности 00АНИ.

■Практическая значимость исследования заключается в той, что

— дана характеристика современного соотояния и тенденций развит:, тпя пародно-оркестровой самодеятельности Беларуси;

— введены новые факты деятельности СОАНИ в научный оборот и ■практику чтения вузовских курсов "Методика работы о самодеятельным оркестром народных инструментов" и "Оркостровая литература для народных инструментов";

— выработаны и внедрены рекомендации.для руководителей СОАНИ Беларуси, излоаеннне в методических пособиях;

— использована в самодеятельных оркестрах и ансамблях народных инструментов методика повышения ооциалыюй активности участников, позволяющая приблизить качество работы СОАНИ к требованиям общей и специальной педагогики. .' ...

Апробация результатов.исследования проводилась: ,

— при организации опытно-экспериментальной работы в самодеятельных оркестрах /ансамблях/ народных инструментов Беларуси;

— при оказании творческой и методической помощи сельским и городским коллективам оркестровой самодеятельности; ■'

на занятиях пкол повкпеппя квалификации руководителей СОАНИ Беларуси, в пропаганде опыта работы на страйвцах периодачоскоИ печати; ---.•• _ .

— через опубликованныэ автором <тучно-нсоледовательпкие :t. методические материалы;

— в ходе выступлений на меотузовоких научно-практических /,!., МШ, 1979; М., ШК, 1988/ и научных' конференциях Д'н., 1Ш% 1988; Wh., ГИК, 1989; Wh., МИК, 1991; Гродно, 1991/. . „

Использован 17-летнпй опыт преподавательской работы на кафедре оркестрового дирижирования в вузе культуры, практический опыт работы с учебными и самодеятельными оркострами.

На .заиитт выносятся:

1. Социальная роль народно-оркестровой самодеятельности как средства развития социальной активности ее участников путем организации музыкально-исполнительской деятельности, пропагандистской и шефской работы, участия в смотрах, конкурсах, благотворительных акциях и пр.

2. Критерии социальной активности участников СОАНИ, выраженные в показателях их социально-значимой мотивации, общественно-полезной деятельности, зрелости оценочных суждений, творческой активности.

3. Структура мотивов деятельности участников СОАНИ, включающая мотивацию трудовой, общественной и досуговой деятельности, состоящая из позитивных, нейтральных и негативных мотивов; зависимость •направленности мотивации от "стала" участия в СОАНИ и педагогических условий деятельности. ;

4. Саотева социальных и педагогических условий, определящих уровень социальной активности участников и,коллектива в целом, К ним относятся: педагогически направленное содержание занятий; профессионально и педагогически подготовленный руководитель; высокий уровень взаимоотношений участников и руководителя; положительная мотивация социальной деятельности; организация конкурсных выступлений; система поощрений.

5. Характеристика социально-активного СОАНИ, включающая показатели трудовой, общественной, досуговой, познавательной и творческой активности участников, которые достигаются наличием оп-

' ткмалыэтх педагогических условий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме и приложения. В работе тлеется С таблиц в тексте, 8 в приложении, 13 рисунков с графиками и табулограымами.

Вр ^ведении обосновывается Ьктуальность.проблемы, степень ее разработанности, определяется теорети'о-кетодологичоокая и вкп&ркчоская основа исследования, формулируются цель работы, за- ■ дачи, предает, объект, гипотеза, излагается методика исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая -■ значимость, доказывается достоверность полученных, результатов, пал-тго.>гсл положения, виносимна на задлту.

Пергзая глава "Развитие социальной активности личности ерэд-стиадя худогегугвонной самодеятельности" состоит из трех пярагра- ■

(Job. В § I.I "Проблема формирования социальной активности участников худокественной самодеятельности в теоретико-методических исследованиях" на основа анализа литературы показаны аспекты изучения проблемы социальной активности, подходы к трактовке этого понятия. В широком философском ракурсе — это I/ социальная фор.« движения материи, взаимодействие элементов общественной глзпи, 2/ социальная деятельность, включающая все основные вида и элементы ее структуры, или сверхнормативная деятельность /ВЛ.Беленький, Т.П.Вогданова, Ю.Ф.Бухалов, В.В.Водэинская, Ю.Е.Волков, А.С.Капто, "¿.С.Лапина, В.В.Савельев, Е.А.Якуба и др./. Второй аспект связан с подходом к социальной активности как меро, характеристике социальной деятельности /Е.А.Ануфриев,'А.Г.Ковалев, Л.П. Станкевич и др./. В педагогических исследованиях социальная активности изучается в определенной среде и рассматривается как общественное качество человека, его способность к взаимодействию со средой, интегральное качество личности /В.В.Водопьянова, C.B.-Мордкович, Л.П.Подоба и др. /.

В данном исследовании социальная активность рассматривается в двух планах: как характеристика /мера/ общественно-полезной деятельности СОАНИ и как интегральное качество личности участника, выраконное в определенных чертах социально-активной личности. •

В § 1.2 "Современное состоянио народно-оркестровой самодеятельности как средства формирования активности.ее учаотникоа /на ■ опыте Беларуси/" исследуются специфика и тенденции развития самодеятельного народно-оркестрового исполнительства в Беларуси, обусловленные региональными особенностями, историей, Сытом иtобычаями белорусского народа, эволюцией народных инструментов а народно-музыкальной культуры на современной этапе. Отмочен рост числа СОАНИ и их участников /197 — в 1980; 317 — в 1989 году/. Это свидетельствует о значительном интересе населения Беларуси it сёо-га национальном инструментам, народно-инструментальной музыке.

Массовый опрос участников СОАНИ позволял составить пх сопи- ' ально-демографкческую характеристику. Наиболее типична для наррд-по-оркестровой самодеятельности -участники в возрасте 16 - 55 лот /63,45£/, по полу. — г-епщинн /62,3^/, мужчин в полтора раза метке, слугащиэ-специалистн /58,2*/, а такте учгшясл молодояь /ЗЭ':Л по образовании — преобладание среднего специального /52,1?/.. Положительно, что более половины участников составили семайныо люди. Передки случаи, когда вся семья участвует }) художественной самодеятельности. Состав участников СОАПИ по профессиональному

признаку и уровню музыкальной подготовки неоднороден. Немало коллективов, где играют люди самых разных профессий, и таких, где только музыканты.

• По разным основаниям проведена классификация СОАНИ. По количеству исполнителей — это ансамбли и оркестры. По составу инструментов: домрово-бадалаечные, гармоник /баянно-аккордеонные/, циыбальные, народных духовых инструментов, смешанные. Название этих оркестров определяют ведущие группы инструментов, представленные в их полном видовом соотношении. Наибольшее распространение получили оркестры смешанного инструментального состава. Это Объясняется историческими условиями бытования жанра народно-инструментального исполнительства в Беларуси. Инструментальный состав таких коллективов необыкновенно разнообразен, многотембровая палитра национального звучания красочна. ;

Диссертантом отмечена тенденция вое более многообразного использования старинных народных музыкальных1инструментов в коллективах разных творческих направлений. Б основу выделения Фольклорного и академического направлений положены репертуар, исполнительская манера и творческий метод работы. В последнее время народные инструменты находят вое большее применение в творчестве оркестров й ансамблей эстрадного направления. Рассмотрены и специфические особенности деятельности СОАНИ, выделенных по функциональному признаку: I. СОАНИ, выполняющих роль аккомпанирующей • группы /хору, танцевальному коллективу, ансамблю песьи и пляс-•кл/; 2. выступающих самостоятельно с программой, которая включает оркестровые, инструментальные и вокально-инструментальные номера; 3. выполняющих обе функции в равной степени. Функциональная з^ данность СОАНИ влияет на инструментальный состав, репертуар, исполнительскую манеру, .принципы творческой деятельности. .

На фоне многообразия проявлений самодеятельного музыкального творчества наблюдаются-типичные недостатки в работе любительских оркестров: • неблагоприятное положение с музыкальными инструментами, трудности с транспортом для концертных поездок, потребность в помещении для проведения занятий. Большинство руководителей СОАНИ работает на общественных началах или по совместительству, что влечет за собой текучесть кадров руководителей. По статотчатам республики расходы на одного -участника различных кружков составили 6,5 коп. в год. "Остаточный принцип", действующий в культуре, иэ шг ,Н8 Сказаться на состоянии материальной базы культурно-про-

светителышх учреждений и качество - работы круг.коп и коллективов художественной самодеятельности.

§ 1.3."Осознание участниками народно-оркестровой самодеятельности своей социальной роли в обществе" строится на материале конкретного социологического исследования и отрл глот субгактивное восприятие участниками собственной художестьенно-пропаган-дистской деятельности. Вндолеишо исследователями /И.Ю.Гоичаров, ГО.Е.Соколовский, Ф.Й.Прокофьев и др./ социальные функции художественной самодеятельности модно распространить и на C0AIUI. В ' данном случав проблема функций представляла интерес с точки зрения оценки участниками социальной значимости оркестра в.региона.

Соглаоно мнению участников, C0AHII оказывают полокительноо влияние на различные стороны общественной жизни в регионе: повышают интерес населения к музыке /60,62/, поднимают общий культур-рый уровень /49,А%/, способствуют привлечению новых участников в самодеятельность /31,4/5/, повышают активность населения в сфере свободного времени /20,9а/, предоставляют возможность для выбора досуговых занятий /16,12/. Влияние СОАНИ на социальную гшзнь в регионе находится в прямой зависимости от уровня развития коллектива и проводимой им общественно-полезной/деятельности. Ответы . "Никакого влияния не оказывает* получены в большинстве от участников коллективов, находящихся на начальном этапе становления оркестра.

Массовый опрос позволил выяснить реальную картину деятельности коллективов и определить точку зрения участников на социальную значимость оркостровбй самодеятельности. Анализ показал, что СОАРИ — заметное явлолпе в районе, городе, поселкб, селе. Они-выступают с-самостоятельными концертами, являются участниками массовых праздников своего региона, семейных обрядов, различных клубных мероприятий, музыкального оформления спектаклей народного театра, аккомпанируют хоровым и танцевальным коллективам. Частота концертных выступлений СОАНИ колеблется от одного раза в год /0,5*/ до Г раза в неделю /10,72/. В среднем —г один раз в месяц. Самодеятельные оркестры выступают на предприятиях прогшыленгюго производства /47,22/ и сельского хозяйства /40,1!?/, в учебных заведениях /44,5^/, воинских частях /31, If'/, » клубах /91,52/, за продолами региона, республики, за рубежом /10,52/. Отметим добровольность и 'бескорыстно самодеятельных музыкантов. В оркестрах появляются новые социальные ннииигтизн, например, некоторые коллективы выполни-

ют благотворительные акции /перечисления денег от платных концертов для пострадавших при аварии на Чернобыльской АЗС, в фонд мира и т.д./. В последние годы увеличивается возможность заключения договоров о концертном обслуживании с другими,странами.

Материалы исследования дают основание говорить о том, что не все коллективы оркестровой самодеятельности выполняют свои функции. В качестве причин этого участниками отмечены слабая учебно-воспитательная в художественно-творческая работа: несовершенство содержания и форм занятий /7,8$/, недостаточно квалифицированное руководство /5,8?!/, конфликты в коллективе /4,9^/, "избитый" репертуар /4,55/, отсутствие активной концертной деятельности /4,С%/, необходимость более "широкого использования оркестра в культурной жизни" /19,5^/ и "улучпенио информации о деятельности коллектявов"/13,4!5/. Полную удовлетворенность работой СОАНИ выразила только половика опрошенных участников /49.9^/.

Боа ото ь юлугило основанием более глубокого исследования педагогичоекпх условий деятельности СОАНИ с целью выявления факторов, способствующих формированию активности участников.

1Ъ второй главе "Условия становления и развития социально-активной личности участника СОАНИ" три параграфа. В § 2.1 "Постановка и ход экспериментальной работы по изучению педагогических условий развития социальной активности участников народно-оркеотровой самодеятельности" раскрываются цель, этапы эксперимента, обосновывается вид эксперимента, который определен как "естественный, половой", что обусловлено досугошм характером занятий в СОАНИ. На первом этапе были подвергнуты анализу и систематизации условия функционирования СОАНН, необходимые и достаточные для их успешной деятельности. Выявлены три группы условий: I. Объективные, создаваемые обществом: материально-техническая база, наличие помощи методических слугб и государственных учреждений; 2. Субъективные, выполняйте роль общественной оценки и стимулирования: смотры /фестивали/, поощрения; 3. Субъектно-объектныэ, организугщие учебно-ьоспктатолышЯ и творческий процесс в СОАНИ. К ним относятся: а/ личность руководителя, б/ репертуар, в/ содержание и <}ормн учебно-воспитательной работы, г/ оптимизация взаимоотношений участников в коллективе, Их мн вэделлом в качество педагогических условий,, или '} акторов педагогического воздействия на формирование социальной активности участников С0А1Ш в ходе эксперимента.

На втором ьтапе составлена программа, определены контрольная и экспериментальные группы. Iii.ui стали ([ушашонирувдио в условиях районного города.четыре самодеятельных оркестра академического направления, сходные по составу участников и другим параметрам.

Сама экспериментальная работа /третий этап/ носила нетрадиционный характер. Контрольной группой был взят коллектив, который являлся "эталоном" условии и деятельности по формированию социальной активности участников. 3 экспериментальных коллективах условия отличались отсутствием должного влияния лишь одного из факторов при наличии и действии остальных. Предполагалось, что показатели социальной активности участников экспериментальных групп будут отличаться от контрольной более низким уровнем.

Данные эксперимента подтвердили гипотезу. Было определено, что целостность педагогического воздействия обеспечивается всей совокупностью педагогических условий. Игнорирование любого из них •ведет к "перестройке" мотивационной структуры вплоть до появления мотивов негативного свойства и к изменении направленности мотивации. В контрольной группе /& I/ , где созданы оптимальные педагогические уоловия, отмочен высокий уровень социальной активности участников. Приоритетны™ являются мотивы высшего порядка, превалирует мотив самоактуализации, характерп^угапй творческий уровень развития личности, ее стремление к сад»совершенствований. Занятия оказывают положительное влияние на производственно-трудовую деятельность, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, повышают, познавательную и досуговув активность участников. Отмечается высокая удовлетворенность работой руководителя /100%/ и . оркестра /92,3^/. Участниками даотся высокая оценка деятельности коллектива по пропаганде музыкального искусства в полях поийюния интереса населения к музыке /73,1%/ и общего культурного уровня населения /61,55/.

Экспериментальная работа в группе,-'оркестре № 2 показала, что лотностнцв качества руководителя /лолучивлиэ низкую оценку участников при положительной оценке его профессиональных знаний, умо— ний и потенциальных творческих еозмошюстоЯ/ оказывают влияния на морально-психологичоский климат /ого можно определить как ноэдо-ропнй/ и мотившлш участников /высок пропоит негативного мотива "Хожу потому, что заставляют на работе" - 26,и ошст.ен уровень мотига спмояитупляйации/. Отсюда низкая удоглптворпннооть работ!! руководителя /$0,4%/ и оркестра /Г7.4;'/. Имеются та км нпгатилт-'о

и нейтральные оценки влияния занятий в коллективе на производственно-трудовую активность. В группе-оркестре К 3 недостаточное использование системы общественных поручений и межличностных контактов отразилось на отношении участников к руководителю — среди привлекательных сторон оркестра не была названа личность руководителя.»

Экспериментальная работа в оркестре й 4 показала большую роль творческой организация учебно-воспитательного процесса. Выявлена характерная для оркестра ситуация, когда занятия не содержат новых сведений, используются однообразные формы работы. Все это ведет к снижению социальной активности всего коллектива: отмечается недостаточная конпертная деятельность, слабое участие оркестра в культурных мероприятиях, негативная в целом направленность мотивации участия /превалирует ¡лотив "Хону потому, что заставляют на работе" - нет места мотиву самоактуализации/. £ ответах, подчеркивавших связь занятий в СОАНИ о . производственно-трудовой деятельностью, содержатся оценки "Не . помогает, но и но мешают" /40£/ и "Отнимал- много времени и отвлекают от работы" /103>/. Досуговые занятия участников менее разнообразны, чем в других коллективах, к тому же среди них распространен в большей степени созерцательные, "пассивные" формы времяпрепровождения. Изменение уоловий /обогащение содержания занятий и использование в течение года новых форм работы в оркестре К 4/ способствовало формированию общественно-значимой мотивации, развитию способностей и личностных качеств участников, повышению юс социальной активности.

Исследование показало, что уровень социальной актквнооти участников зависит от созданных в СОАНИ педагогических условий. Процесо становления социально-активной личности участника сопровождается изменениями в мотивации деятельности. В связи о этим был поставлен ряд задач по изучению мотивации участников СОАНИ..

В § 2.2 "Мотивы деятельности участников СОАНИ" представлены материалы по изучению мотивации трудовой, общественной и социально-культурной деятельности участников. Было установлено, что участники руководствуются в поступках двумя, иногда трем и более мотивами. Это подтверждает полимотивированность человеческой деятельности. У равных участников отмечена различная иерархия мотивов. Большую роль выполняют ведущие, доминирующие /сильные, уотойчпвне/ мотивы деятельности. Они позволяют прогнозировать направленность их поведения. В то ке время мотивация нал-

более "гибкая", динамичная сфера личности, способная и "перестройке" под влиянием определенных условий.

Исследованием была установлена зависимость социальной ак-тевиооти от направленности мотивации, "стаяа" участия и уолооий деятельности COAIffl. Наглядно это видно при рассмотрении мотивации как динамического процесса. В хода этого анализа отмочена тенденция "перестройки" мотивов от личностно-эначимнх и нейтральных по содержании на начальном этапе занятий в С0А1П1 к общественно-значимым в группах с больЕим "стажем" участия, Гмяв-деш бозмоености СОАНИ в реализации потребностей высшего поряд-iía в разных по "стаду" участил группах. Народпо-оркест^овая самодеятельность способствует реализации мотивов отдыха и совершенствования музыкально-исполнительских навыков. В то ео время слабо реализуется мотив общения и неравномерно - мотив "котоорт-ное обслуаллание населения" /в начальных группах, гдо нродопп-тельность участия до 3 лот, отмечена высокая реализация этого мотива, но я увеличением стага участия до 7 - 10 лот установка на концертную деятельность значительно превышает реалышП уровень. концертных выступлений/. '

Анализ взаимосвязи мотивов трудовой, общественной доятель-пости и сферы досуга показал благотворное влияние занятий в С0А1ГЛ на трудовую деятельность участников /отрицательные снопкп 7,5?» был:; результатом негативной псэтологпчоогой установи:! силу прппудитрльного характера отих заиятиЛ ь С0Л1П1/; положите иоо в целом отношение- к общественной работе /но г.инолняют и на хотят сыполшть общественные поручения только 3,2;.' опрокеккпх/; неоднозначную критическую оценку состояния общественной работи со сторо:ш учло-:инков СОАНИ /при атом гнеказнвяется ряд предложений по еб улучшению/. Шяикевы длаготаерноо влияние участия в самодеятельности на активность з сфере досуга, а такяе зависни-мость Досугс'внх занятий от эффективности учобко-воспитатолыюЛ

творческой работы СОАНИ: '»ач гшо с-Тд^октгаиюсть занятий в СОАНИ, тем Bh'¡, íi досуговая активность участников.

Изучение мотивации участия в С0АШ1 имеет но только теоретическое, но :: практическое значение, так как помогаот руководителям прогнозировать и планировать художествонно-творческую и воспитательнуя»работу по Формировании социальной активности участников и коллектива в целом. Особое внимание в .ходе исследования прилетели группы с низким уровнем сериальной активности,

с нейтральной и негативной мотивацией участил в СОЛНИ. Необходи- • мость выявления источников этого обусловила более глубокий, всесторонний анализ условий функционирования С0А1Ш.

Этому посвящен 5 2.3 "Анализ оптимальных педагогических условий деятельности СОЛНИ". Результаты массового опроса участников показали, что центральной фигурой в СОАЗШ является руководитель коллектива. Однако работа руководителя удовлетворяет только 73,7$ ■■ опрошенных. В качестве причин неудовлетворенности отмечались слабые организаторские способности /б,8$/, недостаточность музыкально-теоретических и дирижёрских знаний /6,3£/, отсутствие педагогических умений и такта /4,9*/. неумение использовать профессиональные знания /4,1,"/, недобросовестное отношение к своим обязанностям /1,5;?/. грубость, невыдержанность /1,515/. В ответах типа "нет творческого горения" /4,<&/ содержалась оценка низкого уровня творческой активности руководителя.

Вдасте с тем, участники СОА1Ш выделяют целый ряд человеческих качеств, необходимых руководителю. На основании их суждений был составлен "портрет" руководителя СОАНИ, в котором отражены эти качества по степени их значимости: чувство юмора, требовательность, честность /справедливость/, инициативность, уважительность, добросовестность, отзывчивость, коллективизм, доброжелательность, аккуратность, чувство долга и др. Анализ полученного материала свидетельствует о том, что личность руководителя, стиль его работы во многом определяют стабильность состава участников и творческие достижения коллектива.

Организация взаимоотношений /деловых,' творческих, дружеских/ • в СОАШ! имеет значение для развития социальной активности, формирования общественно-значимой мотивации и стабилизации художественно-творческих интересов участников. Деловые взаимоотподэкпя необходимы для совместного выполнения деятельности, требующей сотрудничества. Анализ показал, что по мере увеличения "стала" учас-гия, увеличивается число добровольно выполняемых поручений как иоотояшшх, так и временных. Причем "стареГлшо" участники берутся л основном за то виды поручений,-которые требуют большей ответственности и содержат широкий спектр самостоятельных решений при их выполнении. Тьорческие контакта возникают в репетиционном процессе и при создании аранжировок, инструментовок, пьес, несен и т.;;. По мере увеличения "стаха"'участия в СОАНИ увеличивается дол;; занимающихся творческими видаки работ, наблщается повышение уровня креативности /творческой активности/. Др~>' веские ко нт а кт р

особо значимы для тех, кто мотивирован на "чистое" общоние. Исследование показало, что участие в СОАНИ способствует развитии социально-ценных человеческих качеств, презде всего, таких как коллег.?-тивизм, общительность, ответственность, уважительность.

По мнению участников, важныц условием, определяющим содержание деятельности СОАНИ, его творческое лицо, их интерес к занлти- • ям, развитие творческой и социальной активности, является репертуар. Однако "интерес1шм" он стал'лишь для 20,5^' опрошенных. Анализ репертуара 90 СОМ! по стилевым и жанровым признакам показал, что половину его составляют инструментальные произведения, около трети вокально-инструментальные, остальное - музыка для сопровоцдо-ния хореографотеским коллективам. В целом репертуар СОАНИ отличается от ковдертных программ профессиональных коллективов, так nai< •в нем "прижились" лишь определе1шые нанры вокальной и инструментальной музыки: увертюры, фантазии, музыка из кинофильмов, песня, обработки народных мелодий и отдельные пьесы. В.фольклорных ансамблях репертуар ввиду его отсутствия создается руководителями и участниками коллективов.

Изучено мнение участников о функциях' и роли смотров в активизации деятельности СОАШГ, что позволило наметить определенные моры по юс совершенствованию.

Исследование.показало, что участники СОАНИ придают огромное значение поощрениям, которые рассматриваются как факт социального признания и одобрения результатов их деятельности. Поощрения несут психолого-педагогическув нагрузку стимула. В то ке время наблюдается значительная разница в субъективном отношении участников к отдельным видам поощрений в зависимости от возраста, что не всегда учитывалось в существующей практике применения.поощрений.

■ Рассмотренные выие факторы являются необходимыми педагогическими условиями деятельности СОАНИ по формировании социально-значимой мотивации и социальной активности участников,

В заключении содержатся основные выводы исследования. Так, установлено, что социальная активность участников современной im-родно-оркестровоИ самодеятельности проявляется а музнкалыга-ис-полнительской /выступления с самостоятельными концертами, аккомпанирование коллективам хора и танца, музыкальной оформление спектаклей и пр./ и пропагандистской деятельности /локции-копцор-ты по пропаганде народной и классической музыки, участие в праздничных и обрядовых действах я др./, оеТскоЯ работе /помочь я oír-

ладоши игн'Шии:;! иг;«; иячкягшдпм участникам оркестра, в проведении ропетишй детских оркестров, выступление участников в качество руководителей ансамблей/, участие в смотрах н конкурсах, благо-чьорктолышх пкпиях к т.п. Прослеживается тагаке определенная взаимосвязь с мотивации трудовой, общественной и досуговой активности, пэг.киешю общественно-значимо:! мотивации по море увеличения "ста-1л" участ sus ь СОАНИ и.наличия необходимых педагогических условий.

Исследованием штлога; и оксперкмонтавыю проверены педагогический услояил развития социальной активности участников оркостро-Lûîî саидоятельноотг.: педагогшеепп направленное содержание занятий. I фо ï с с о г, о п?и:ы; о и подагогичоош подготовленный руководитель, онг!::;лза!;пл шагмиотнопений участников, формировлнкэ ¡ас сопиадьно-зкнчптай г.'этинлии!:, организация кош:урс;шх выступлений. Больное вшхтшко уделоно гяяаглпеи роли объоктпвннх факторов социальпо'8 активности — гаторпальной базы оркестров.

П дкссертацки солиряагвя предложения по совораенствованпо подготовки руководителой СОАЛИ. Выводы и рекомендации автора подучили шодранно 1) практику. - .

Основное оодсрсаппз диссертации изложено в публикациях:

I. Руководство см.здсятелькыи оркостром народных инструментов:. Обзор специальной литературы за 1917 — IDC0 гг.: Методичного о укмаьил в помоць самостоятельной работе студентов по курсу "Отодика работы с СОАНИ". — ?!н. : WS, 1982, — 47 с.

8. Развитие) кародко-кнотрумоеталькой музыки в БССР: Прклоаэ-нг.о к типовой 1фограи,:е по курсу "Оркестровая лпторату^ для на-]>одш;г инструментов" для студентов специализация "Руководство са-коделтолышм оркоотрои народное инструментов"'. ~ Ми. : WIK, IDÜG. — И с.

8. Н^-родпо-оркгсгровая сапсдэлтолк.осгь гик Доктор развития социально Г. аитшюстл оо участников // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тознсы докладов респ. лауч. коп:. '{.£). "Проблемы музыкальной культуры и художественного творчеств я Сибири". -- Квиорохю, 1990. — С. ПС - TIG.

4. Ппродна-оркестравая самадзоАнпсць Геллруо!. Сучасны cran I тг>"дэп:ги1 рггзв1идЯ: Котадачни дапа.\«ожн1к. — Нн, : культуры, 1950. — 45 с.

5. I лродвд-оркестровы1 самодеятельность Богзруси:* Иодагогк-чос:-:;:о у сломан деятельности самодеятельных оркестров одродккх ин-CTpjffîoiiTo»: îîc-tôi". пособие. — Ми. : КПХ, 1?51.' — 49 с.