Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств

Автореферат по педагогике на тему «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мхитарян, Ольга Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств"

На правах рукописи

МХИТАРЯН ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

7 НОЯ 2073

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

005537382

Москва-2013

005537382

Работа выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре педагогики и психологии

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент,

Булдина Галина Ивановна

Официальные оппоненты: Кузнецов Вячеслав Георгиевич

доктор педагогических наук, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», кафедра педагогики и психологии

Сахнова Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», кафедра пения и хорового дирижирования

Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение «Российская академия музыки имени Гнесиных»

Защита состоится » 2013 года в часов на заседании

диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств на сайтах: Министерства образования и науки РФ ЬИр://минобрнауки.рф

Московского государственного университета культуры и искусств www.music.org.

Автореферат разослан ,> 2013 г.

/

Учёный секретарь диссертационного совета ^

кандидат педагогических наук, доцент /'/%> Булдина Г.И.

/ /

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная система высшего профессионального образования ставит задачу подготовки специалистов, способных к непрерывному совершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, способных развиваться на протяжении всей своей жизни, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры как главного показателя профессиональной деятельности. Один из возможных вариантов решения данной задачи -целенаправленное формирование у студента готовности к профессиональному саморазвитию в процессе обучения в высшей школе как одной из ключевых компетенций, позволяющих эффективно реализовывать потенциал специалиста как в настоящем, так и в будущем.

Проблема формирования готовности к саморазвитию демонстрирует особую актуальность в системе высшего профессионального музыкального образования. Современные тенденции профессиональной реализации в сфере культуры и искусства определяют для музыкального образования необходимость формировать профессиональную мобильность будущего специалиста, готовность к поливариативному развитию карьеры и способность к реализации творческого потенциала, повышать его конкурентоспособность на рынке труда. Реализация новых ориентиров не является залогом эффективной профессиональной реализации молодых музыкантов, которые должны внести свой вклад в этот процесс не только успешным освоением основных образовательных программ, но постоянной работой над собой, развитием своего творческого и личностного потенциала, непрерывным освоением новых знаний и умений на протяжении всей своей жизни. В этих условиях готовность к саморазвитию должна стать одним из наиболее значимых результатов подготовки музыканта в системе высшего профессионального образования.

Формирование у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию обладает перспективной ориентацией, что требует учета не только современных особенностей профессиональной деятельности, но и тенденций их развития в конкретных социокультурных условиях. Информатизация культуры как один из наиболее значимых трендов современного социального развития, может оказать значительное воздействие не только на педагогический инструментарий, но и на музыкальное искусство в целом и, в частности, на музыкальную деятельность как художественный феномен современного мира. В этой связи особую целесообразность приобретает формирование готовности студентов-музыкантов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в том числе и формирование готовности к саморазвитию как фактору эффективности профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Осмысление высказанного и проведенные исследования диагностики современного состояния музыкального образования позволили диссертанту выявить ряд научно-педагогических противоречий, стоящих на пути реализации представленных выше ориентиров:

- между социальной потребностью и отсутствием теоретико-педагогического осмысления готовности к саморазвитию будущего музыканта в условиях информационного общества;

- между необходимостью формирования у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и неразработанностью педагогических условий, отражающих гуманитарную ориентацию и творческие приоритеты студентов-музыкантов, специфику музыкальной информатики, постоянную динамику условий будущей профессиональной реализации в информационном обществе.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему диссертационного исследования: формирование готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов получает теоретическое осмысление на стыке теории и методики профессионального образования с другими областями гуманитарного научного знания: философии, культурологии, психологии, социологии, общей и музыкальной педагогики.

Специфика высшего профессионального образования в теоретико-педагогическом русле исследовалась в работах П.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина. Проблемы компетентностного подхода исследуются в работах многих ученых, в первую очередь В.И. Байденко, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимней, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и др. Для решения поставленных в данном исследовании теоретических задач принципиальное значение имели исследования в области теории профессиональной педагогики С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой.

Современная теория и методика профессионального музыкального образования основывается на трудах Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, О.А.Блоха, Н.И.Ефимовой, Л.С.Зориловой, Д.Б. Кабалевского, В.Г.Кузнецова, Л.С. Майковской, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой, Е.Р.Сизовой, Г.М.Цыпина, А.И.Щербаковой и др. Специфика художественного, в том числе, музыкального образования в вузах культуры и искусств изучалась, Т.И.Баклановой, Л.С.Зориловой (теория духовной основы музыкального образования в условиях вузов культуры и искусств) и др. Для изучения значения творческого развития личности в профессиональной становлении музыканта особую значимость имели акмеологические теории развития профессионала (Н.В. Кузьмина, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.Е. Паутова, С.Д. Пожарский и др., теории, рассматривающие студента-музыканта как "творческую личность с полифоничностью внутреннего мира (О.А.Блбх).

Проблема готовности будущих специалистов к саморазвитию активно изучается отечественной и зарубежной педагогикой. Изучению психологических условий формирования и развития потребности к саморазвитию посвящен ряд работ К. Изарда, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма и др. В рамках деятельностной сущности личности готовность к саморазвитию рассмотрена в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского,

A.НЛеонтьева, С.Л.Рубинштейна. Процесс формирования саморазвития личности отражен в работах П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой (в аспекте педагогической поддержки саморазвития), В.И.Андреева,

B.А.Сластенина (в аспекте ориентированной на саморазвитие учебно-профессиональной деятельности студентов); О.А.Конопкина, В.И.Моросановой, А.К.Осницкого, Д.И.Фельдштейна (в аспекте осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности).

Большое влияние на наше исследование, на его теоретико-методологические ориентиры оказали положения гуманистической психологии (К.Гольдштейн, К.Роджерс, А.Маслоу); труды отечественных психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, А.НЛеонтьева, В.Н.Мясищева,

C.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др., а также психология профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер, Л.В.Черемошкина). Психолого-педагогическим проблемам формирования личности специалиста, его профессионально важных качеств посвящены исследования Г.М.Андреевой, Л.И.Анцыферовой, Н.К.Баклановой и др.

Уточнению понятий «готовность к профессиональному саморазвитию», его структуры и механизмов формирования способствовали теоретико-методологические труды по психологическим основам образовательного процесса системы профессионального образования таких авторов: К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, Е.Д.Божович,

Л.С.Выготского, ПЛ.Гальперина, Е.И.Гарбера, И.А.Зимней, В.Г.Казакова, А.НЛеонтьева, Р.С.Немова, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной.

Понятие готовности исследовали А.А.Деркач, Н.Н.Дьяченко, В.Г.Зазыкин, А.М.Новиков и др., в русле личностного подхода готовность рассмотрена Ю.К.Бабанским, Н.А.Батчаевой, В.Д.Шадриковым.

Проблемам профессионального саморазвития посвящены работы Е.А.Власовой, В.Г.Маралова, Ф.Г.Мухаметзяновой, Л.Н.Куликовой, С.А.Куличковой, З.Ш.Яхиной и др. Исследования Н.М.Борытко, Е.Е.Чудиной, Д.М.Марочкиной, Л.М.Митиной и др. позволяют определить структуру и содержание процесса профессионально-личностного саморазвития. В числе новых и наиболее серьезных теоретико-педагогических исследований саморазвития в русле теории и методики профессионального образования выступает исследование А.С.Чурсиной (2011), посвященное формированию готовности к профессиональному саморазвитию в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Проблемы формирования у студентов готовности к творческому саморазвитию подробно изучаются М.Ю.Разноглядовой (2007). Вместе с тем, предмет данных исследований не демонстрирует четкого определения направления профессиональной подготовки. Опираясь на специфику" саморазвития творческого работника, можно предположить недостаточную эффективность представленных в данной работе выводов и материалов для формирования аналогичной компетентности у студентов-музыкантов.

Готовность к саморазвитию музыкантов рассматривалась в рамках теоретико-педагогических исследований в следующих аспектах:

профессиональное саморазвитие будущего музыканта-педагога в условиях вокальной подготовки (Т.И.Назарова), саморазвитие в контексте формирования методологической культуры современного музыканта (Э.Б.Абдуллин и др.) и профессиональной культуры педагога-музыканта (Грибкова О.В., 2010). Между тем, данные исследования не ставили целью рассмотрение, во-первых, готовности к профессиональному саморазвитию как особой компетентности музыканта в аспекте будущей профессиональной деятельности и динамики ее социокультурных условий, во-вторых, процесса ее целенаправленного формирования в системе ВПО, в частности - в специфических условиях вузов культуры и искусств.

Неизученность данной проблематики потребовала обращения к работам, позволяющим выявить влияние конкретных социокультурных условий на содержание компетентностной структуры и профессиональной культуры музыканта, в частности, исследованию системы подготовки специалистов творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций И.О.Елеференко (2011), концепции творческой деятельности как условия предотвращения «шока будущего» (А. Тоффлер, И.А. Колесникова, В.Д. Шадриков, В.И. Шукшунов, П.Г. Щедровицкий), работам А.В.Калянова по проблеме влияния социально-культурного пространства-времени на развитие личности, на деятельность учреждений культуры и образования как сферы профессиональной деятельности исследуется в работах. Особое значение для понимания динамики музыкальной деятельности имели работы Г.А.Голицына и В.М.Петрова, посвященные социальной и культурной динамике, а также методам прогнозирования искусства.

Для осмысления специфики профессиональной деятельности музыканта в информационном обществе основополагающую роль играли работы Т.В.Ершовой, М.Кастельса, А.И.Ракитова, Э.Тоффлера, А.Д.Урсула, А.А.Чернова и др., а также специальные исследования, посвященные информатизации культуры К.К.Колина, Н.ВЛопатиной и др.

Многочисленные исследования, посвященные формированию информационной компетентности музыканта позволяет выявить наиболее актуальные направления межотраслевого характера, которые нашли отражение в работах многих авторов, например, Е.А.Ложаковой (2012), О.Б.Грибковой (2010) и др.

Учитывая то, что наша работа исследует процесс формирования не информационной компетентности, а готовности к саморазвитию в будущем в ходе изучения информационных дисциплин. В этой связи в контексте нашего исследования особое значение приобретают педагогические разработки в области социальных аспектов информатизации, гуманитаризации информационной подготовки специалистов "и" формирования информационной культуры как комплексной компетенции специалиста XXI века, в том числе работы Ю.С.Зубова (ст.), Н.И.Гендиной, Н.Б.Зиновьевой, М.Н.Капрановой, Н.В.Лопатиной, Т.А.Поляковой, Н.А.Слядневой и др. Исследованием информационной культуры современного музыканта занимались А.А.Алферов, Н.Р.Туравец, Л.Пилавова-Слюсарева (Украина). Однако в данных работах специфика готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в

условиях информационного общества и педагогические условия формирования ее в вузах культуры и искусств также не были затронуты.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает, что педагогическая проблема формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества не была предметом специального рассмотрения. Анализ публикаций не выявил теоретико-педагогических или практико-ориентированных работ, определяющих целесообразность, теоретико-методологические основы и педагогические условия формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, следовательно, выбранная тема диссертационного исследования является оригинальной и неразработанной.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Предметом исследования является процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Цель исследования - выявить теоретико-методические основы формирования готовности к профессиональному саморазвитию студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств, разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику, направленную на реализацию решаемой проблемы.

Задачи исследования:

- уточнить сущность и содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию»;

разработать модель формирования готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств;

- выявить особенности формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин

- апробировать и внедрить методику формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию

В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что качество профессиональной подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств будет выше, если в структуру профессиональных компетенций, формируемых в вузе, будет включена готовность к профессиональному саморазвитию. Декомпозиция гипотезы в соответствии с целью и задачами данного исследования позволяет выдвинуть предположение о том, что процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств будет эффективным, если:

- он будет реализован в рамках научно-обоснованной модели, построенной в русле гуманитаризации информационной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств;

- будет применена авторская методика формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств в ходе изучения информационных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили философские гносеологические идеи Аристотеля, Гераклита, Декарта, Платона, И.Канта, а также современные философские взгляды (В.И.Вернадский, А.И.Ракитов, В.С.Стёпин, И.Т.Фролов и др.), развитие философской герменевтики (Дж.Ферерр); проблема соотношения чувственного и художественного познания (Х.Г.Гадамер); концепция личностного познания (М.Полани); деятельностный подход в педагогике (Л.С. Выготского, СЛ.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева); общенаучные принципы системного подхода к изучению педагогических явлений (В.Г.Афанасьев, В.И.Байденко, В.П.Беспалько, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева и др.); концептуальные положения, разработанные ведущими учеными в области психолого-педагогического анализа личности Б.Г.Ананьевым, А.А.Бодалевым, И.С.Коном, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым и др.; идеи Л.С.Выготского и его последователей (А.Г.Асмолова и др.) в русле взаимодействия системного подхода и историко-эволтоционного представления личности как постоянно эволюционного образования в зависимости от эволюционирующего общества; труды по теории и методике профессионального образования в вузе культуры и искусств Н.К.Баклановой, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой и др.

Теоретической основой исследования выступили гуманистические теории личности (А.Бандура, Дж.Келли и др.); практико-ориентированный подход (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); компетентностный подход (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Н.А.Селезнева, А.В.Хуторской).

Цель, гипотеза и задача решаемой проблемы определили комплекс используемых теоретических (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др. методы), эмпирических (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение и т.д.) и общелогических (анализ, систематизация, обобщение, индукция, аналогия, сравнение, моделирование, диалог, тестирование и т.д.) методов исследований. Группа теоретических методов включала теоретический анализ проблемы и определение исходных положений исследования, анализ целей и содержания исследования; системно-структурный, историко-логический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; моделирование процесса формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств. Группа эмпирических методов включала: мониторинг учебной деятельности, в том числе наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование; педагогический эксперимент, при обработке результатов которого использовались методы математической статистики и графического представления полученной информации.

Этапы и базы исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2013 гг. и осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2010-2011) включал теоретический анализ педагогической и психологической научно-методической литературы. На данном этапе были определены исходные параметры работы: ее объект, предмет, цель, задачи,

гипотеза, методы, базовые понятия и другие составляющие научного аппарата. Выявлена актуальность и состояние проблемы формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию. Второй этап (2011 г.) носил поисково-экспериментальный характер и был посвящен определению форм, предмета и содержания диагностики, а также механизмов их реализации, выбору направления исследования. В этот период было проведено пилотажное исследование с целью разработки и апробации опросных листов, подбора методического инструментария; в соответствии с целью, задачами и методами исследования модифицировались методики. Выявлялись проблемы формирования и необходимость совершенствования готовности к профессиональному саморазвитию в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств. Третий этап (2011-2012 гг.) проектировочный - включал поиск решений исследуемой проблемы. Была разработана модель формирования готовности студентов-музыкантов к саморазвитию в условиях информационного общества, результаты исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях.

Четвертый этап (2012-2013 гг.) был ориентирован на проведение констатирующего и формирующего эксперимента, реализацию авторской методики, обработку полученных результатов. На данном этапе уточнялись пути подтверждения научной гипотезы, оформлялась рукопись диссертации, а также проводилось внедрение научно-методических рекомендаций по проблеме исследования в процесс подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Базы исследования. Исследование проводилось на базах Московского государственного университета культуры и искусств и Академии хорового искусства имени B.C. Попова. Общее количество респондентов, принявших участие в диагностическом исследовании, составило 438 человек. В констатирующем эксперименте приняли участие 2 группы студентов МГУКИ (28 и 31 человек), а также 25 студентов Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Для формирующего эксперимента были выбраны экспериментальная группа, состоящая из 31 студента, и контрольная группа, состоящая из 28 студентов. Для обработки статистических данных применялась информационная система SPSS (Statistical Package for the Social Sciences, пер. с англ. - статистическая обработка данных в социальных науках).

Проведение комплексного педагогического эксперимента в ходе нашей работы позволило изучить причинно-следственные связи, педагогические условия успешного формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов. Преобразующий характер нашего эксперимента обусловлен разработкой и внедрением авторской модели формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов, разработкой критериев, необходимых для оценки результативности проводимой работы, выявлением педагогических условий ее успешности.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию», которое представляет собой сложную структуру, объединяющую профессиональные знания, умения и навыки, музыкально-творческие и педагогические способности, профессиональные компетенции, направленные на самосовершенствование.

разработана концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов, которая представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные компетенции, учитывающие высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской).

- выявлены особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин, связанные со способностью к рефлексивному анализу «Я-прошлого» в понимании прогнозирования условий профессиональной деятельности, способности к многоуровневой оценке «Я-настоящего» в русле активно-деятельностного подхода, а также к экстрагированию значимого опыта и способности к многоуровневой оценке в русле активно-деятельностного подхода к информатизации («Я-будущее»)

- апробирована и внедрена экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию, которая включает в себя авторскую программу, объединяющую в своём содержании цикл общепрофессиональных дисциплин - синтез которых позволил укрепить межпредметные связи, применение заданий, позволяющих активно формировать профессиональные компетенции, творческие способности, информационную культуру, современные знания, умения и навыки в условиях экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении содержания понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию», психолого-педагогических особенностей процесса его формирования; в научно-обоснованном доказательстве целесообразности формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества; в обосновании такой возможности посредством внедрения специально разработанной авторской модели.

В исследовании теоретически обоснована и разработана авторская модель формирования у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества посредством совершенствования содержания и методики преподавания Информационных дисциплин в русле гуманитаризации.

Данное исследование и его внедрение поможет преобразовать педагогическую действительность.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов теоретического анализа и разработанной методики формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях

информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

В процессе экспериментальной работы выявлено современное состояние готовности студентов-музыкантов в вузе культуры и искусств к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, где научно обоснованы и апробированы оригинальное содержание и методы обучения, используемые в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к саморазвитию.

Предложена экспериментальная методика формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию и разработаны критерии сформированное™ данной компетентности в вузах культуры и искусств путем их обучения по специально разработанной и апробированной программе. Определены педагогические условия внедрения авторской модели.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов как в системе вузов культуры и искусств, так и других вузов, при подготовке/переподготовке педагогов высших учебных заведений, что может быть рассмотрено как решение одной из практических проблем, отмеченных в исследовании как актуальные и перспективные для разработки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены системным подходом к исследованию поставленной проблемы, целесообразностью теоретико-методологической основы, совокупностью использования современных методов теоретического анализа научной, методической литературы, нормативных документов, в том числе основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Особое значение для получения достоверных результатов исследования имело использование методов педагогической диагностики, соблюдение общепедагогических условий эксперимента, группы социологических методов, методов анализа статистических данных. Положения, выносимые на защиту:

1. «Готовность музыканта к профессиональному саморазвитию» как необходимое условие его профессиональной подготовки в вузе, имеет сложную структуру, опирающуюся на ФГОС третьего поколения, учитывающая непрерывное профессиональное формирование необходимых компетенций музыканта, его личностно-творческое развитие в изменяющихся условиях.

2. Концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию, которая отражает высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской), оказывает влияние на взаимообусловленные компетенции в процессе обучения в вузе.

3. Педагогические особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в ходе изучения информационных дисциплин определяются организацией профессиональной подготовки, учитывающей опыт прошлых поколений - «Я-прошлое», в области современной музыкальной педагогики - «Я-настоящее», и прогнозирование новых

информационных технологий - «Я-будущее», направленных на активизацию процесса самосовершенствования будущих музыкантов в вузе. 4. Экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию имеет уникальное содержание, включающее синтез дисциплин (общепрофессиональных, музыкальных, информационных), которые повышают качество и создают необходимые предпосылки для формирования готовности профессиональной подготовки, формируют необходимые компетенции, творческие способности, информационную культуру и создают необходимые предпосылки для формирования готовности к саморазвитию будущего музыканта. Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования апробировались:

- в публикациях, в том числе три статьи - в изданиях, редактируемых ВАК;

- в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности»; Международной научно-практической конференции «Наука, техника и высшее образование» (Канада, 11-12 декабря, 2012); V Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (г. Москва, 24-25 декабря 2012 г.) и др.

- в ходе экспериментальной работы и педагогической практики при проведении занятий в Московском государственном университете культуры и искусств.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется обогащением процесса профессиональной подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств, составлением анкет, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкой модели формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, непосредственным участием в экспериментальной работе.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 6 приложений.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы; определяется объект, предмет, цель и задачи исследования; представляются гипотеза, теоретико-методологическая основа и методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая"'значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, описываются основные итоги апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе диссертационной работы «Теоретико-методологические основы формирования готовности к саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств» исследуется современное состояние теоретического осмысления проблемы исследования,

рассматривается структура современной профессиональной компетентности современного музыканта и позиция в ней готовности к профессиональному саморазвитию; уточняется психолого-педагогические особенности понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию»; описывается авторская модель формирования у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества.

В первом параграфе первой главы «Система профессиональной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств» рассматривается специфика современного этапа развития музыкального образования, для которого характерен переход от модели «высокообразованный специалист» к модели «человек высокой профессиональной культуры».

Опираясь на анализ теоретико-педагогических исследований (Э.Ю.Абдуллин, Л.С.Зорилова и др.) и нормативной базы, выявляется стратегическая ориентация современного музыкального образования на формирование творческой, духовно развитой и психологически устойчивой личности, мотивированной к музыкальной деятельности, обладающей индивидуальной системой нравственных убеждений и ценностных ориентации, готовой к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Компетентностное проектирование профессиональной культуры музыканта опирается на диалектическое противоречие устойчивости и изменчивости личности музыканта как в процессе педагогического воздействия, так и в процессах динамики социокультурных условий профессиональной деятельности, и предполагает моделирование профессиональных ситуаций, которые ожидают студента-музыканта в будущем, в которых он должен быть готов осознанно и целенаправленно действовать. Ставится проблема подготовки специалиста, способного адаптировать свой личностный и творческий потенциал, сформированные в вузе компетентности к актуальным социокультурным условиям профессиональной деятельности и другие формы социальной активности.

Опора на гуманистические теории личности (А.Бандура, Дж.Келли и др.) выявляет диалектику саморазвития и самосохранения личности музыканта в ходе профессиональной деятельности и ставит необходимость ее отражения в процессе компетентностного проектирования музыкальных специальностей и профессиональной подготовки студентов-музыкантов. Обосновывается необходимость для музыканта как адаптации и саморазвития к изменяющимся условиям деятельности (главным образом, овладением новыми образцами поведения на основе нового знания и совершенствованием умений и навыков, в том числе посредством нового инструментария - методик, технологий и т.д.), так и самосохранения творческой личности с ее собственной уникальностью и свободой От нивелирующих стандартов, моделей, клише.

На основании выше сказанного ставится задача формирования специалистов, способных к непрерывному совершенствованию, постоянному овладению новыми знаниями и умениями, готовых к самовоспитанию на протяжении всей своей жизни, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и профессиональной культуры, также предлагается один из возможных

вариантов решения данной проблемы - формирование у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию.

Во втором параграфе первой главы «Сущность и содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию» уточняются психолого-педагогические особенности понятия «готовность к профессиональному саморазвитию музыканта».

Процесс саморазвития представляется в диссертации как поступательное полипроцессуальное циклическое явление, включающее самосознание и потребность в саморазвитии, постановку цели и выработку стратегии саморазвития, поиск и выбор инструментов саморазвития, саморазвитие как организованная и самоуправляемая деятельность (конкретные действия), самоанализ эффективности достижения цели.

Для определения сущности готовности студента-музыканта к саморазвитию как интегративной компетентности произведена ее декомпозиция путем выделения отдельных процессуальных компонентов: готовность студента-музыканта к самосознанию, готовность студента-музыканта к самооценке, готовность студента-музыканта к самореализации, готовность студента-музыканта к самообразованию, готовность студента-музыканта к самоуправлению, готовность студента-музыканта к самоорганизации. Особенности содержания данной компетентности для музыканта определяется спецификой профессиональной деятельности, ее творческого характера, диалектического слияния ее профессионально-нормативной и личностно-смысловой составляющих.

В результате проведенного исследования, готовность студента-музыканта к профессиональному саморазвитию определяется как профессиональная компетентность, целенаправленно формируемая системой профессионального образования, интегральное образование профессионально значимых качеств личности, имеющее сложную структуру, которая включает ряд компонентов: мотивационно-ценностный, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивный.

Формирование у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию представляется как процесс формирования целенаправленного, мотивированного комплекса самостоятельных действий личности, позволяющих ей продуктивно осуществлять различные виды социально-профессиональной деятельности и постоянно самосовершенствоваться в определенных социокультурных условиях. Новизна предлагаемого в работе решения заключается в формировании у студента-музыканта готовности к опережающей корреляции самосознания «Я-будущего» и знания прогнозируемых социокультурных условий профессиональной деятельности. Эффективность данных процессов предполагает способность к рефлексивному анализу «Я-прошлого» и экстрагированию значимого опыта, а также способность к многоуровневой оценке «Я-настоящего» в русле активно-деятельностного подхода.

Результатом формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию рассматривается саморазвивающаяся личность творческого работника, обладающая устойчивой внутренней

потребностью и способностью к профессиональному и личностному самосовершенствованию, осуществляющая рефлексию особенностей собственного профессионального и личностного развития, а также готовностью к построению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития. В настоящем исследовании профессиональная готовность к саморазвитию рассматривается, в первую очередь, в контексте ее перспективной реализации в будущей профессиональной деятельности, что позволяет вложить в ее смысл способность адаптировать профессиональную деятельность музыканта к постоянным изменениям социокультурной среды посредством самоизменения на когнитивном, функциональном, личностном уровне.

Основываясь на идеях Л.С.Выготского и его последователей (А.Г.Асмолова и др.) в русле взаимодействия системного подхода и историко-эволюционного представления личности как постоянно эволюционного образования в зависимости от эволюционирующего общества, ставится задача компетентностного проектирования готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в контексте исторического периода и конкретных условий социокультурного пространства. В настоящее время компетентностное проектирование и моделирование условий будущей профессиональной музыкальной деятельности не может не учитывать информатизации как глобальной тенденции общественного развития.

Параграф третий первой главы «Модель формирования у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию в вузах культуры и искусств» представляет авторскую модель, разработанную с учетом теоретико-педагогических изысканий и диагностики современного состояния формирования у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию в условиях информационного общества, которая в соответствие с гипотезой позволит совершенствовать процесс формирования готовности к саморазвитию как интегральной компетентности музыканта в вузах культуры и искусств.

Модель формирования готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества включает социальный заказ, компетентностную модель музыканта; систему профессиональной подготовки музыкантов; условия внедрения модели (вузы культуры и искусств).

Социальный заказ в творческом работнике, способном социализироваться и организовывать свою профессиональную культурную деятельность в условиях динамики условий и инструментов, обусловленной информатизацией, находит отражение в нормативных основах ВПО. Готовность студента-музыканта к саморазвитию в условиях информационного общества выступает как интегративная компетентность, основу содержания которой составляет информационная культура музыканта. Информационная культура современного музыканта включает: устойчивое осознанное понимание роли информации и информационных технологий в профессиональной деятельности музыканта; осознание значения саморазвития в профессиональной и личностной реализации музыканта в условиях информационного общества и устойчивая направленность на саморазвитие, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха; осознание необходимости активного

участия в формировании и использовании современной информационной среды (в том числе, музыкальной информационной среды); знания, умения и владения ИТ для организации профессиональной деятельности музыканта; знание правовых и аксеологических норм в процессах интерпретации и трансляции музыкальной информации; психологические установки к работе и творчеству в условиях глобального информационного пространства; личностную мотивацию и способность к непрерывному саморазвитию информационной культуры, в том числе рефлективного компонента и способностей к самоконтролю.

Теоретико-методологическими основаниями формирования у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию в условиях информационного общества выступают гуманистические теории личности, которые ориентируют в рамках модели на достижение согласия личности и окружающей среды, поддержание сбалансированного, устойчивого развития личности музыканта в условиях социокультурных изменений; личностно-деятельностный подход, практико-ориентированный подход, компетентностный подход и принципиальная теоретико-методологическая ориентация на полифоничность внутреннего мира музыканта и необратимость границ психологической природы студента-музыканта как творческой личности (О.А.Блох и др.)

Это позволило сформулировать основные принципы формирования готовности студента-музыканта к саморазвитию в условиях информационного общества: 1) принцип гуманизации (приоритет гуманитарного над технологическим в содержании педагогического процесса); 2) принцип непрерывности (невозможность ограничения единичным курсом; постоянная актуализация); 3) принцип индивидуальной вариативности содержания и методики в зависимости от личностных (в том числе, психологических) особенностей студента, его профессионального опыта и траектории профессионального образования; 4) принцип интегративности универсальных и профессиональных компонентов; 5) принцип профессиональной коммуникативности (расширение цепочки «педагог - студент-музыкант» в русле педагогической самоорганизации профессионального сообщества музыкантов).

В модели организационные условия локализуются посредством выбора в основной образовательной программе конкретной дисциплины - «Современные информационные технологии», которая отвечает следующим параметрам: а) включенность в ФГОС ВПО; б) потенциалом гуманитаризации содержания. Педагогические условия включают: 1) характеристики студентов-музыкантов, детерминирующие успешность процесса формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов (понимание содержания понятия «саморазвитие», мотивацию к изучению информационной дисциплины, единообразие соответствующих компетенций выпускников средних и средне специальных учебных заведений, позитивную личностную направленность на обучение); 2) характеристики педагога (компетентность в области прикладной информатики в музыке и способность к гуманитаризации информационной подготовки музыканта); 3) непосредственные обстоятельства формирования данной компетентности (межличностные отношения, общение в студенческой группе, отношение педагогов и студентов: включенность

студентов в образовательную деятельность); 4) специфика внутренней среды образовательного учреждения, в том числе - ресурсное обеспечение (материально-техническое, нормативно-правовое, - программно-методическое обеспечение); 5) внешняя среда по отношению к вузам культуры и искусств, обусловленная информатизацией культуры.

Представленное в модели содержание педагогического процесса предполагает особую авторскую концепцию, логическую и тематическую структуру включенного в ФГОС курса «Современные информационные технологии», введение в него специализированных гуманитарно-ориентированных сквозных содержательных линий и тематических занятий, направленных на формирование информационной культуры музыканта как содержания компетентности «готовность к профессиональному саморазвитию музыканта в условиях информационного общества».

Авторская методика основывается на идеях гуманитаризации информационного образования и воспитывающего обучения, на понимании профессионально-ценностных ориентации, эмоциональной и психологической направленности студентов-музыкантов при изучении информационных дисциплин, учете индивидуальных особенностей информационного поведения. Доказывается целесообразность применения личностно-ориентированных, активных, проектных, индивидуальных, практико-направленных технологий обучения.

Вторая глава диссертационной работы «Методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств» освещает ход, содержание и представляет результаты экспериментальной работы по реализации авторской методики формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию посредством информационных дисциплин в вузах культуры и искусств.

В первом параграфе второй главы «Диагностика современного состояния сформированности готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов» излагаются результаты диагностического исследования современного состояния сложившейся системы формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и выявления направлений ее совершенствования.

Методика исследования включала группу практических методов (наблюдения, бесед, опросов, экспертных оценок, специализированных практических заданий-кейсов/создания педагогических ситуаций, измерения), группу методов аналитико-синтетической обработки педагогической и социологической информации, в том числе методов, "позволяющих осуществить специализированный «срез» на предмет выявления положительного опыта и имеющихся в сложившейся практике недостатков.

Исследование проводилось на базе Московского государственного университета культуры и искусств (Институт музыки, Институт информационных коммуникации и библиотек), Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Общее количество респондентов, охваченных

диагностическим исследованием (2 опроса, экспертные интервью), составило 438 человек. Для обработки статистических данных применялась информационная система SPSS (Statistical Package for the Social Sciences, пер. с англ. - статистическая обработка данных в социальных науках).

Характер выборки определялся целевыми ориентирами исследования и, следовательно, спецификой основы выборки; выборочная совокупность должна позволять судить о характере реализации уже сформированной готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, что сузило круг респондентов для удовлетворения требованиям адекватности выборки (специалисты и студенты 3-4 курса). Несмотря на то, что предмет нашего исследования ограничивается рамками вузов культуры и искусств как важнейшего организационно-педагогического условия, мы посчитали не только возможным, но и необходимым привлечение для констатирующего эксперимента респондентов, не являющихся студентами, аспирантами и выпускниками вузов культуры, поскольку однородным условием в базах эксперимента в данном случае являлся профиль подготовки. Специфика образовательных учреждений, таким образом, выступает тем разнородным условием, которое придает нашей экспериментально-педагогической работе универсальный дидактический характер. Также при проведении опроса №1 респондентами выступили студенты, обучающиеся по различным направлениям ВПО в Институте музыки и Институте информационных коммуникаций и библиотек. Выбор разнообразных направлений подготовки правомерен, поскольку однородными условиями в совокупности респондентов в данном случае выступают демографические признаки, в том числе принадлежность к одному поколению, а также выбранная сфера деятельности (культура и искусство), уровень сформированное™ общекультурных компетенций, степень личностной зрелости и т.п.

С целью получения информации об осознанном характере саморазвития у студентов-музыкантов было проведены диагностические интервью (23 респондента) и опрос, раскрывающий понимание студентами вуза культуры (174 респондента) сущности, содержания и направленности процессов саморазвития.

Опрос позволяет констатировать низкий уровень понимания содержания процесса саморазвития студентами вуза культуры и искусств, что, однако, не означает, что респонденты не осуществляют готовность к саморазвитию и не обладают готовностью к ней. Контрольные интервью показали, что для студентов представляет сложность артикуляция знаний и умений, составляющих компетентность «готовность к профессиональному саморазвитию», при фактическом владении ими, что ставит задачу овладения соответствующим тезаурусом, позволяющим всем выпускникам вуза культуры и искусств обсуждать гуманитарную проблематику и проблемы личностного развития в профессиональной и непрофессиональной коммуникации.

Методом глубинных интервью изучалось мнение экспертов (всего 46 специалистов - 17 музыкантов-исполнителей и 29 педагогов-музыкантов) о социально-профессиональной значимости, содержании и структуре компетентности «готовность к профессиональному саморазвитию в

информационной обществе». Большая часть респондентов (14 музыкантов-исполнителей и 22 педагогов-музыкантов) отметила важнейшим современным условием саморазвития, адаптации' к изменяющимся условиям профессиональной (творческой) деятельности способность использовать актуальные информационные технологии в самообразовании и самосовершенствовании и умения организовывать собственную социально-профессиональную деятельность в Интернет, не отставать от постоянной динамики профессиональной информационной среды.

Анализ интервью позволил выделить широкий спектр важных знаний, умений и владений, которые, с одной стороны, реализуют готовность музыканта к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, и, с другой, демонстрируют сформированность информационной культуры музыканта. Это нашло отражение в смоделированной автором структуре компетентности «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества», которая включает 4 группы компоненты: когнитивные, функциональные, личностные, этические и нравственные и представлена с помощью специальной таблицы «Структура готовности музыканта к саморазвитию в условиях информационного общества» (название проектируемого компонента, код и название соответствующей компетенции в ООП, содержание проектируемого компонента, характеристика порогового и дифференцирующего уровней сформированное™ компонента).

Оказалось, что в настоящее время в основных образовательных программах и учебных планах по всем направлениям подготовки фактически отсутствует нацеленность на формирование у будущих специалистов готовности к саморазвитию. Вместе с тем, удалось выявить опыт формирования в вузах культуры готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества в дисциплине «вузовского компонента» «Информационная культура личности», в том числе дифференцированный подход к ее преподаванию, предложенный московской школой. В условиях перехода на образовательные стандарты ВПО 2 и 3 поколения данная дисциплина была заменена стандартизированными информационными дисциплинами («Информатика», «Современные информационные технологии» и их эквиваленты) вне учета специфики музыкального образования. Выработанные кафедрой прикладной информатики МГУКИ теоретические основы и прикладные разработки в русле гуманитаризации информационной подготовки специалистов вузов культуры и искусств не внедрены в практику подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств.

С целью получения информации о современном состоянии системы формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества проведен опрос (анкетирование) студентов МГУКИ и Академии хорового искусства имени B.C. Попова. (218 респондентов).

Проведенный в ходе диагностического исследования анализ позволил автору сделать вывод о том, что формирование целенаправленного, мотивированного комплекса самостоятельных действий личности, позволяющих ей продуктивно осуществлять саморазвитие и постоянно самосовершенствоваться в условиях

информационного общества может быть эффективным лишь в том случае, если в ходе изучения студентами-музыкантами информационных дисциплин наряду с формированием когнитивных компетенций, заявленных в ООП соответствующих направлений профессиональной подготовки, будут сформированы специальные функциональные, личностные, этические и нравственные компоненты готовности к саморазвитию.

Во втором параграфе второй главы «Экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях профессиональной подготовки» представляется описание, ход и результаты формирующего эксперимента, содержанием которого явилось стремление совершенствовать формирование в вузе культуры и искусств у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в будущем посредством информационных дисциплин в вузах культуры и искусств.

Для установления экспериментальным путем состояния изучаемой педагогической системы и выявления актуального состояние и уровня сформированное™ готовности к профессиональному саморазвитию, для проверки адекватности предлагаемой методики формирующему эксперименту предшествовал констатирующий эксперимент в 2 группах студентов-музыкантов МГУКИ (28 и 31 человек) и 25 студентов Академии хорового искусства имени В.С.Попова.

Основной этап констатирующего эксперимента позволил, во-первых, оценить готовность студентов-музыкантов выбранных групп к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества согласно критериям и показателям, выделенным в ходе пилотажного исследования; во-вторых, выявить результаты самодиагностики студентами-музыкантами выделенных групп собственной готовности к саморазвитию на основании специально разработанной методики, которая была апробирована в ходе специального пилотажного исследования.

Анализ хода и результатов проведенного исследования на основании представленной в 2.1. системе критериев и показателей демонстрирует, что студенты исследуемых групп реализуют готовность к профессиональному саморазвитию в ситуациях изменений условий будущей профессиональной деятельности (в условиях информационного общества) преимущественно на низком и среднем уровне. Полученные данные позволяют судить о проблемах в самосознании и конструировании «Я-будущего», об отсутствии понимания изменчивости условий профессиональной деятельности, в том числе ее организации, и неготовности (как когнитивной, так и эмоциональной) к трудностям самореализации музыканта в новых информационно-коммуникационных режимах.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет предположить эффективность формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию (в условиях информационного общества как будущих условиях профессиональной деятельности) в ходе изучения информационных дисциплин на основе авторской методики, что является целью формирующего эксперимента.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: апробировать авторскую методику формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества; разработать элементы совершенствования программы курса в русле вышесказанного; апробировать эти нововведения в экспериментальных группах и выяснить с помощью специально разработанных критериев ее эффективность; провести повторную диагностику компетентности у студентов и осуществить с помощью представленных выше критериев сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.

В качестве экспериментального преобразующего элемента выступила авторская методика формирования у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, в первую очередь такие ее элементы, как постановка задачи формирования данной компетентности в информационных дисциплинах; реализации в ходе обучения информационным дисциплинам принципов гуманизации, непрерывности; индивидуальной вариативности содержания и методики; интегративности универсальных и профессиональных компонентов готовности; профессиональной коммуникативности; введения в их содержание специализированных гуманитарно-ориентированных сквозных содержательных линий и тематических занятий, направленных на воспитание информационной культуры музыканта; включения в педагогический процесс авторской методики, основанной на идеях воспитывающего обучения, на понимании профессионально-ценностных ориентации, эмоциональной и психологической направленности студентов-музыкантов при изучении информационных дисциплин, учете индивидуальных особенностей информационного поведения; применения личностно-ориентированных, активных, проектных, индивидуальных, практико-направленных технологий обучения. Констатирующий эксперимент позволяет говорить о том, что данные элементы формирующего эксперимента носят инновационный характер, который придает педагогическому процессу характер преобразования.

Апробация авторской модели проводилась в специально смоделированных педагогических условиях на базе Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств в 2012 году. Для получения достоверных результатов эксперимент проводился в экспериментальной (31 чел.) и контрольной группе (28 чел.). Эксперимент строился в ходе обучения студентов-музыкантов информатике на основе параллельного отслеживания результатов в этих группах, при этом в экспериментальной группе в программу были включены преобразующие элементы, в контрольной же группе обучение велось традиционным способом (лекционные и практические' занятия, направленные на получение теоретического знания об ИКТ и их освоение). Выбор методов и форм экспериментального обучения был обусловлен его задачами, направленными на формирование всех показателей изучаемой компетентности.

Оценка результатов формирующего эксперимента производилась посредством методик, использовавшихся в констатирующем эксперименте, что дало возможность получить сопоставимые данные. Были определены критерии

эффективности формирующего эксперимента: знаниево-ориентированный, функционально-практический, мотивационно-ценностный и профессионально-рефлексивный (уровень теоретических знаний и функциональных знаний, умений, навыков в области информатики, необходимых для саморазвития музыканта в будущем; направленность личности на саморазвитие и реализация «этики саморазвития» в новых информационных условиях; сформированность способности к самооценке и самоанализу).

Педагогический эксперимент позволил обосновать, что основным критерием сформированности у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию является его продвижение от низкого уровня (неосознанной некомпетентности) к среднему (осознанной некомпетентности), а от него к высокому уровню (осознанной компетентности). Сравнение достигнутых уровней сформированности информационно-технологической компетентности студентов по отношению с показателями в начале формирующего исследования было проведено по трем критериям: мотивационно-ценностному, познавательно-практическому и профессионально-рефлексивному. Повышение уровня сформированности рассматриваемой компетентности было отмечено по всем диагностируемым показателям. В результате повторной диагностики посредством специальных заданий студентов экспериментальных и контрольной групп первые демонстрировали более высокие показатели.

Заключение диссертации обобщает полученные данные теоретической и практической части. Формулирует основные выводы и рекомендации, подтверждая актуальность, гипотезу исследования, решение поставленных задач.

Таким образом, поставленная перед исследователем цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая в работе гипотеза подтвердилась.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Мхитарян, О.В. Профессиональная готовность к саморазвитию как приоритетная общекультурная компетенция в условиях информатизации общества / О.В.Мхитарян// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №4. -С. 173-176.

2. Мхитарян, О.В. Модель формирования у студента-музыканта готовности к саморазвитию в условиях информационного общества в вузах культуры и искусств / О.В.Мхитарян// Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2012. - №4. -С.22-29.

3. Мхитарян, О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной готовности к саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств/ О.В.Мхитарян// Культурная жизнь Юга России - 2013.- №1. — С.99-103.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Мхитарян, О.В. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов / О.В.Мхйтарян // Пути реализации культурного потенциала России: Сборник статей / Науч. ред. В.А. Тихонова, Г.А. Смирнов, Д.А. Сторублёвцева. М.: МГУК, 2011. - С.108-112.

5. Мхитарян, О.В. Направление современного образования в информационном обществе / О.В.Мхйтарян// Путь к мастерству: Научно-методическое пособие / Под общей научной редакцией проф. А.Г. Казаковой. - М.: Экон-информ, 2011. - С.126-130.

6. Мхитарян, О.В. Особенности воспитания и обучения будущих педагогов-музыкантов / О.В.Мхйтарян// Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 20-ти летнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / Под науч. ред. В.А. Есакова, J1.C. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 175-179.

7. Мхитарян, О.В. Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке музыкантов в вузах культуры и искусств / О.В.Мхйтарян// Тенденции и перспективы развития современного научного знания [Текст] : материалы V Международной научно-практической конференции, г. Москва, 24-25 декабря 2012 г. В 2 т.: т. 2 / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — Москва : Изд-во «Спецкнига», 2012. - С.321-326

8. Mkhitaryan О. Current theoretical teaching problems of professional training of musicians in the universities of culture and arts / Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the international research and practice conference, Vol. II, Westwood, December 11th—12th, 2012 / publishing office Accent Graphics communications - Westwood - Canada, 2012. - 112-115 p.

9. Mkhitaryan O. Theoretical and pedagogical analysis of the concert «professional readiness for self-musician» as a burning issue of scientific support music education / Science and Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Munich, December 18th - 19th, 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg - Munich -Germany, 2012. - 355-357 p.

Подписано в печать: 24.10.2013 Тираж: 100 экз. Заказ № 996 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект д.74 (495)790-47-77 www.reglet.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мхитарян, Ольга Викторовна, Москва

Московский государственный университет культуры и искусств

На правах рукописи

МХИТАРЯН ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ , В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -кандидат педагогических наук, доцент Г.И.Булдина

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования готовности к саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств .......................................................15

1.1. Система профессиональной подготовки студентов-музыкантов

в вузах культуры и искусств...........................................................15

1.2. Сущность и содержание понятия

«готовность музыканта к профессиональному саморазвитию».................31

1.3. Модель формирования у студентов-музыкантов готовности

к саморазвитию в вузах культуры и искусств.......................................52

Глава 2. Методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств.....................................................................................85

2.1. Диагностика современного состояния сформированности готовности

к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов................85

2.2. Экспериментальная методика формирования

у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях профессиональной подготовки .......................................119

Заключение.............................................................................. 161

Список литературы...................................................................166

Приложения..............................................................................191

Введение

Актуальность исследования. Современная система высшего профессионального образования ставит задачу подготовки специалистов, способных к непрерывному совершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, способных развиваться на протяжении всей своей жизни, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры как главного показателя профессиональной деятельности. Один из возможных вариантов решения данной задачи -целенаправленное формирование у студента готовности к профессиональному саморазвитию в процессе обучения в высшей школе как одной из ключевых компетенций, позволяющих эффективно реализовывать потенциал специалиста как в настоящем, так и в будущем.

Необходимость формирования готовности к профессиональному саморазвитию демонстрирует особую актуальность в системе высшего профессионального музыкального образования. Современные тенденции профессиональной реализации в сфере культуры и искусства определяют для музыкального образования необходимость формировать профессиональную мобильность будущего специалиста, готовность к поливариативному развитию карьеры и способность к реализации творческого потенциала, повышать его конкурентоспособность на рынке труда. Реализация новых ориентиров не является залогом успешной профессиональной карьеры молодых музыкантов, которые должны внести свой вклад в этот процесс не только благодаря эффективному освоению основных образовательных программ, но постоянной работой над собой, развитием своих творческого и личностного потенциала, непрерывным освоением новых знаний и умений на протяжении всей своей жизни. В этих условиях готовность к саморазвитию должна стать одним из наиболее значимых результатов подготовки музыканта в системе высшего профессионального образования.

Формирование у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию позволяет осуществлять перспективную ориентацию, что требует учета не только современных особенностей профессиональной деятельности, но тенденций их развития в конкретных социокультурных условиях. Информатизация культуры как один из наиболее значимых трендов современного социального развития, может оказать значительное воздействие не только на педагогический инструментарий, но и на музыкальное искусство в целом и, в частности, на музыкальную деятельность как художественный феномен современного мира. В этой связи особую целесообразность

приобретает формирование готовности студентов-музыкантов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в том числе и формирование готовности к саморазвитию как фактору эффективности профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Осмысление высказанного и проведенные исследования диагностики современного состояния музыкального образования позволили диссертанту выявить ряд научно-педагогических противоречий, стоящих на пути реализации представленных выше ориентиров:

- между социальной потребностью и отсутствием теоретико-педагогического осмысления готовности к саморазвитию будущего музыканта в условиях информационного общества;

- между необходимостью формирования у студента-музыканта готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и недостаточной разработанностью образовательного инструментария, отражающего гуманитарную ориентацию и творческие приоритеты студентов-музыкантов, специфику музыкальной информатики, постоянную динамику условий будущей профессиональной реализации в информационном обществе.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему диссертационного исследования: отсутствие концепции формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов получает теоретическое осмысление на стыке теории и методики профессионального образования с другими областями гуманитарного научного знания: философии, культурологии, психологии, социологии, общей и музыкальной педагогики.

Специфика высшего профессионального образования в теоретико-педагогическом русле исследовалась в работах П.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина. (254, 289) Проблемы компетентностного подхода исследуются в работах многих ученых, в первую очередь, В.И.Байденко, В.П.Беспалько, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимней, А.К.Марковой, Н.Ф.Талызиной и др. (27, 43, 109, 114, 200, 296). Для решения поставленных в данном исследовании теоретических задач принципиальное значение имели исследования в области теории профессиональной педагогики С.Я.Батышева, В.П.Беспалько, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой (43, 123, 136).

Современная теория и методика профессионального музыкального образования основывается на трудах Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, ОА.Блоха, Л.С.Зориловой, Д.Б.Кабалевского, В.Г.Кузнецова, Л.С.Майковской, В.В.Медушевского, Л.А.Рапацкой, Е.Р.Сизовой, Г.М.Цыпина и др. (1, 15, 18, 45, 123, 133, 173, 195, 206, 272, 287, 322) Специфика художественного, в том числе, музыкального образования в вузах культуры и искусств изучалась Т.И.Баклановой, Л.С.Зориловой (теория духовной основы музыкального образования в условиях вузов культуры и искусств) и др. (31, 122) Для изучения значения творческого развития личности в профессиональном становлении музыканта особую значимость имели акмеологические теории развития профессионала (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Л.Е.Паутова, С.Д.Пожарский и др. (175, 97, 108, 248, 256), теории, рассматривающие студента-музыканта как творческую личность с полифоничностью внутреннего мира (О.А.Блох (45)).

Проблема готовности будущих специалистов к саморазвитию активно изучается отечественной и зарубежной педагогикой. Изучению психологических условий формирования и развития потребности к саморазвитию посвящен ряд работ А.Маслоу, В.Франкла, Э.Фромма и др. (204, 307, 310). В рамках деятельностной сущности личности готовность к саморазвитию рассмотрена в трудах Б.Г Ананьева, Л.С.Выготского,

A.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна (72, 183, 279). Процесс формирования саморазвития личности отражен в работах П.И.Пидкасистого, Н.А.Половниковой, Т.И.Шамовой (в аспекте педагогической поддержки саморазвития) (254, 255), В.И.Андреева, В.А.Сластенина (в аспекте ориентированной на саморазвитие учебно-профессиональной деятельности студентов) (13, 289); О.А.Конопкина, В.И.Моросановой, А.К.Осницкого, Д.И.Фельдштейна (в аспекте осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности) (305).

Большое влияние на наше исследование, на его теоретико-методологические ориентиры оказали положения гуманистической психологии (К.Гольдштейн, К.Роджерс, А.Маслоу) (262, 276, 204); труды отечественных психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева,

B.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др. (262, 72, 183, 279, 298), а также психология профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер) (111). Психолого-педагогическим проблемам формирования личности специалиста, его профессионально важных качеств посвящены исследования Г.М.Андреевой, Л.И.Анцыферовой, Н.К.Баклановой и др.

Уточнению понятий «готовность к профессиональному саморазвитию», его структуры и механизмов формирования способствовали теоретико-методологические труды по психологическим основам образовательного процесса системы профессионального образования таких авторов: К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, Е.Д.Божович,

Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Е.И.Гарбера, И.А.Зимней, В.Г.Казакова,

A.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной. (12, 54, 49, 72, 74,118,137, 183, 279, 296)

Понятие готовности исследовали А.А.Деркач, Н.Н.Дьяченко,

B.Г.Зазыкин, А.М.Новиков и др. (96, 103, 108, 239), в русле личностного подхода готовность рассмотрена Ю.К.Бабанским, Н.А.Батчаевой, В.Д.Шадриковым (26, 36, 332).

Проблемам профессионального саморазвития посвящены работы Е.А.Власовой, В.Г.Маралова, Л.Н.Куликовой, С.А.Куличковой, и др. (68, 199, 177, 178) Исследования Н.М.Борытко, Е.Е.Чудиной, Д.М.Марочкиной и др. позволяют определить структуру и содержание процесса профессионально-личностного саморазвития (52, 328, 203). В числе новых и наиболее серьезных теоретико-педагогических исследований саморазвития в русле теории и методики профессионального образования выступает исследование А.С.Чурсиной (329), посвященное формированию готовности к профессиональному саморазвитию в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Проблемы формирования у студентов готовности к творческому саморазвитию подробно изучаются М.Ю.Разноглядовой (271). Вместе с тем, предмет данных исследований не демонстрирует четкого определения направления профессиональной подготовки. Опираясь на специфику саморазвития творческого работника, можно предположить недостаточную эффективность представленных в данной работе выводов и материалов для формирования аналогичной компетентности у студентов-музыкантов.

Готовность к саморазвитию музыкантов рассматривалась в рамках теоретико-педагогических исследований в следующих аспектах: профессиональное саморазвитие будущего музыканта-педагога в условиях вокальной подготовки (Т.И.Назарова (232)), саморазвитие в контексте формирования методологической культуры современного музыканта (Э.Б.Абдуллин и др. (1)) и профессиональной культуры педагога-музыканта (О.В.Грибкова (87)). Между тем, данные исследования не ставили целью рассмотрение, во-первых, готовности к профессиональному саморазвитию как особой компетентности музыканта в аспекте будущей профессиональной

деятельности и динамики ее социокультурных условий, во-вторых, процесса ее целенаправленного формирования в системе ВПО, в частности - в специфических условиях вузов культуры и искусств.

Неизученность данной проблематики потребовала обращения к работам, позволяющим выявить влияние конкретных социокультурных условий на содержание компетентностной структуры и профессиональной культуры музыканта, в частности, исследованию системы подготовки специалистов творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций И.О.Елеференко (104), концепции творческой деятельности как условия предотвращения «шока будущего» (А.Тоффлер, И.А.Колесникова, В.Д.Шадриков, В.И.Шукшунов, П.Г.Щедровицкий (301, 101, 331, 337, 338)), работам А.В.Калянова по проблеме влияния социально-культурного пространства-времени на развитие личности. Особое значение для понимания динамики музыкальной деятельности имели работы Г.А.Голицына и В.М.Петрова, посвященные социальной и культурной динамике, а также методам прогнозирования искусства (84).

Для осмысления специфики профессиональной деятельности музыканта в информационном обществе основополагающую роль играли работы Т.В. Ершовой, М.Кастельса, А.И.Ракитова, Э.Тоффлера, А.Д.Урсула, А.А.Чернова и др. (121, 125, 153, 291, 301), а также специальные исследования, посвященные информатизации культуры К.К.Колина, Н.В.Лопатиной и др. (154, 189)

Многочисленные исследования, посвященные формированию информационной компетентности музыканта позволяют выявить наиболее актуальные направления межотраслевого характера, которые нашли отражение в работах многих авторов, например, Е.А.Ложаковой (187), О.В.Грибковой (87) и др.

Учитывая то, что наша работа исследует процесс формирования не информационной компетентности, а готовность к саморазвитию в будущем в ходе изучения информационных дисциплин. В этой связи в контексте нашего исследования особое значение приобретают педагогические разработки в области социальных аспектов информатизации, гуманитаризации информационной подготовки специалистов и формирования информационной культуры как комплексной компетенции специалиста XXI века, в том числе работы Ю.С.Зубова (ст.), Н.И.Гендиной, Н.Б.Зиновьевой, М.Н.Капрановой, Н.В.Лопатиной, Т.А.Поляковой, Н.А.Слядневой и др. (124, 78, 121, 140, 190, 257, 291) Исследованием информационной культуры современного музыканта занимались А.А.Алферов, Н.Р.Туравец, Л.Пилавова-Слюсарева (Украина) (11, 312). Однако в данных работах специфика готовности музыканта к

профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества и педагогические условия формирования ее в вузах культуры и искусств также не были затронуты.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает, что педагогическая проблема формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества не была предметом специального рассмотрения. Анализ публикаций не выявил теоретико-педагогических или практико-ориентированных работ, определяющих целесообразность, теоретико-методологические основы и педагогические условия формирования готовности студентов-музыкантов к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества, следовательно, выбранная тема диссертационного исследования является оригинальной и неразработанной.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Предметом исследования является процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию в условиях информационного общества у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Цель исследования - выявить теоретико-методические основы формирования готовности к профессиональному саморазвитию студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств, разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику, направленную на реализацию решаемой проблемы.

Задачи исследования:

- уточнить сущность и содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию»;

разработать модель формирования готовности музыканта к профессиональному саморазвитию в вузах культуры и искусств;

- выявить особенности формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин;

- апробировать и внедрить методику формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию.

В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что качество профессиональной подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств будет выше, если в структуру профессиональных компетенций, формируемых в вузе, будет включена готовность к профессиональному саморазвитию. Декомпозиция гипотезы в соответствии с целью и задачами

данного исследования позволяет выдвинуть предположение о том, что процесс формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств будет эффективным, если:

- он будет реализован в рамках научно-обоснованной модели, построенной в русле гуманитаризации информационной подготовки студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств;

- будет применена авторская методика форми