Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Будкеев, Сергей Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Барнаул
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Будкеев, Сергей Михайлович, 2000 год

Введение.

Глава 1. Художественное воспитание будущих учителей средствами органной музыки как психолого-педагогическая проблема.

§1. Органная культура как компонент художественного воспитания студентов педагогических вузов.

§2. Анализ состояния проблемы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки.

§ 3. Мотивационное программно-целевое управление как теоретическая и технологическая основа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки.

Глава 2. Содержание и организация художественного воспитания студентов педагогического вуза 'средствами органной музыки на основе мотивационного программно-целевого управления.

§1. Дерево целей и исполняющая программа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки

§2. Управляющая программа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки.

§3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки"

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация российского общества характеризуется углублением кризисных явлений в духовной жизни людей. В этой связи важное значение приобретают исследования, посвященные формированию личности будущего учителя как носителя высоких нравственных и культурных ценностей. Все более актуальной становится проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на формирование общекультурной, музыкально-эстетической сферы личности будущего учителя.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (1992) образовательные системы приобретают большую самостоятельность в поиске и совершенствовании эффективных методик, направленных на разностороннее развитие личности обучаемых. В проекте Национальной доктрины образования в-^Чр (1999) создание основы для духовного становления России на наш взгляд, верно определяется как одна из стратегических задач общества. В дальнейшем формировании образования высшие учебные заведения рассматриваются как центры культуры с высоким духовным и нравственным потенциалом будущих специалистов.

В современных научно-педагогических исследованиях, посвященных проблемам художественной культуры, акцентируется внимание на разработке теоретических и методических аспектов. В данном контексте выполнены работы Н.Г.Ефремовой, Т.В.Кожевниковой, А.И.Купель, Н.А.Полыновой, Л.М.Пред--теченской, С.Н.Токарева, И.А.Химик, П.А.Юхвидина и др.

Воспитанию учащихся и студентов средствами искусства (в частности музыкальными первоисточниками) вне учебного процесса посвящены диссертационные исследования Л.Н.Бобровой/ Н.Н.Ковалдиной, И.Ю.Лыпа, Ю.С.Плыска, Н.А.Самуйловой, Ю.А.Халфина, Д.ВЛДирина и др. Как дополнение к учебным курсам, практические виды искусств рассматриваются в работах С.Н.Орловой, Э. И. Плотицы, Е.Н.Таллин и др.

Вопросы расширения кругозора, самообразования будущих учителей средствами музыкальных и иных видов искусств освещаются в работах В.Ф.Кочекова, Н. Г. Куприной, Л. И. Орешкина и др.

О необходимости разработки новых, эффективных форм художественного-воспитания свидетельствуют факты снижения эстетической культуры среди учащейся молодежи. По данным исследований проблемной лаборатории коммунистического воспитания молодежи МГУ, проведенных в 1970-х годах, музыкой занимались всего 8% из 1100 опрошенных респондентов. Уровень музыкальной компетентности, отраженный в тестах, посвященных наиболее известным образцам классической музыки составлял 28%. В принятой исследователями шкале оценок, знание более 2/3 музыкальных произведений соответствовало относительно высокому уровню, от 1/2 до 2/3 - среднему, менее 1/3 -относительно низкому [61, с. 52]. По данным социологических исследований, проведенных в это же время в вузах Свердловска, на вопрос, обсуждают ли студенты проблемы искусства с преподавателями общественных дисциплин, получены следующие ответы: никогда - 36,5%, часто - 4% [46, с. 90]. Проведенные нами в 1989 году в Барнауле по тем же методикам исследования показали, что уровень музыкальной компетентности студентов вузов составлял 9%, а интерес к обсуждению проблем искусства с преподавателями общественных дисциплин уменьшился.

Снижение эстетической культуры учащихся во многом объясняется отсутствием эффективных методик управления процессом художественного воспитания в концертных организациях. Следует отметить, что одной из важных причин является дисбаланс в диалектической взаимосвязи теории и практики функционирования произведений искусства. В учебной аудитории превалируют репродуктивные методы изложения материала и практически нет "живого" музыкального исполнения. На концерте преобладают мотивационные факторы, но зачастую отсутствует квалифицированное, методически направленное теоретическое изложение материала.

Среди просветительских систем художественного воспитания средствами музыки есть примеры глубокого творческого содержания, эстетического воздействия. Например, исторические симфонические концерты С. Н. Василенко, циклы симфонических концертов, организованные и прокомментированные И. И. Соллертинским, телевизионные передачи Л. Бернстайна и т. д. В них сконцентрированы наиболее действенные мотивационные факторы: талантливая музыка и интерпретация, пояснения крупнейших специалистов, -высокий творческий настрой исполнителей, передающийся слушателям. Однако, такая организация является как правило, традиционным типом поведенческого управления (с его мотивационным началом), который при всей своей эффективности, далеко не полностью реализует воспитательные, суггестивные возможности музыки и слова для учащейся молодежи. Содержательная, насыщенная информацией, несущая высокий образовательный потенциал просветительская система по-разному усвоится "новичком" и подготовленным слушателем. В результате оба в разной степени повысят уровень своей воспитанности, художественной компетентности и приращений знаний. Таким образом, объем усваиваемой посредством традиционных поведенческих технологий художественной информации не всегда достигает искомых музыкантами, искусствоведами уровней, что составляет противоречие между целями и способами их реализации.

Противоположным поведенческим технологиям примером художественного воспитания средствами музыки является перенос содержательного компонента с концертной эстрады в классную аудиторию, где используются преимущественно рационалистические факторы управления. В данном случае созданы условия для планомерного приращения качества знаний (учебные, поурочные планы и т. д.), их учета и измерения в учебном процессе. Использование рационалистических технологий в художественном воспитании приводит к определенным положительным результатам (Опытная школа эстетического воспитания Н. И. Сац, уроки музыки в школе по системе Д. Б. Кабалевского и т. д.). Однако, перенос музыки из концертной среды, с ее жизненно необходимыми . факторами (атмосфера концертного зала, непосредственный контакт слушателей с "живой" музыкой и т. д.) в классную комнату - неизбежно снижает мотивацию из-за использования далеких от идеала технических средств звуковоспроизведения, исключения указанных выше факторов, необходимых для адекватного восприятия. Следовательно, преобладание рационалистических технологий в художественном воспитании средствами музыки входит в противоречие с природой существования и функционирования самой музыки.

Широкие возможности для художественного воспитания (как части эстетического) будущих учителей имеет органная музыка как элемент комплекса органной культуры. Однако, научные исследования, посвященные органной тематике, разрабатываются исключительно в искусствоведческих направлениях науки. Проблемы органного исполнительства исследуются в работах В.Л.Рубахи, Л.И.Мельникаса, Н.Ю.Лусе. Анализу структуры органных произведений посвящены, работы Н.Р.Рязановой, Н.М.Диденко. Проблемы композиции, исполнительства западной Европы прошлых лет рассматриваются в работах И.В.Розанова, Е.В.Бурундуковской, М.Л.Насоновой, В.А.Фролкина, М.Н.Чебуркиной, Н.А.Эскиной.

Анализ научной литературы, посвященной проблематике художественного воспитания будущих учителей, не выявил исследований, сориентированных на использование органной музыки как средства решения данного вопроса. Научные исследования, посвященные органной тематике, разрабатываются исключительно в искусствоведческих направлениях, науки. Важность органной культуры, органной музыки в решении вопросов художественного воспитания молодежи подчеркивали крупные ученые, педагоги и общественные деятели: В.Ф.Одоевский, В.В.Стасов, Б.Л.Сабанеев, Б.В.Асафьев, И.А.Браудо, Л.И.Ройзман и др.

Анализ процесса художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки свидетельствует о недостаточной эффективности использования мотивационного и программно-целевого подходов. Мотивацион-ный подход нацелен на развитие интереса студентов к органной музыке, но не обеспечивает преодоление препятствующих факторов к достижению музыкальной компетентности и соответствующей воспитанности. С другой стороны, программно-целевой подход сориентирован на приоритетность технологических факторов управления, но не предусматривает развития мотивационной сферы восприятия органной музыки.

Решением проблем применения поведенческих и рационалистических технологий управления в сфере художественного воспитания, по нашему мнению, должно стать их интегрирование, результативно означающее новое качество управления педагогическим процессом. Такой технологией является мо-тивационное программно-целевое управление (МПЦУ, автор И. К. Шалаев). В нашем исследовании применение МПЦУ конкретизируется на сфере художественного воспитания средствами органной музыки.

Необходимость обращения к МПЦУ связана со своеобразием и сложностью процесса художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки, требующего их соответствующей психологической и технологической подготовки. Отсюда определяется противоречие между потенциальными возможностями использования органной музыки в процессе художественного воспитания будущих учителей и недостаточной научной разработанностью системы подготовки студентов педагогического вуза в рассматриваемом аспекте'художественного воспитания.

Преодоление этого противоречия составляет проблему нашего исследования, определившую выбор темы "Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки".

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать систему художественного воспитания студентов педагогических вузов средствами органной музыки на основе концепции МПЦУ.

Объект исследования: художественное воспитание студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки на теоретической и технологической основе МПЦУ.

Гипотеза исследования. Художественное воспитание студентов педагогического вуза средствами органной музыки будет эффективным, если для этого разработана и осуществляется система специального обучения студентов в соответствии с технологическим алгоритмом МПЦУ: дерево целей и нормы-образцы учебной деятельности студентов строятся на основе системного анализа проблем психологической и технологической готовности к восприятию органной музыки, а процесс обучения базируется на управляющей программе, включающей традиционный управленческий цикл, социально-психологическую стратегию и тактику.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие "художественное воспитание" как часть эстетического воспитания и дефиниции, связанные с органной тематикой, уточнить понятие "органная культура", сформулировать понятие "органное искусство". 2. Исследовать состояние проблемы в теории и практике учебных заведений, в том числе, педагогических вузов, на основе систематизации примеров художественного воспитания музыкальными средствами.

3. Разработать технологию художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки на основе МПЦУ.

4. Экспериментально проверить целесообразность мотивационного программно-целевого обеспечения системы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки и выявить психолого-педагогические условия эффективности их специальной подготовки.

Методологическая и теоретическая основы исследования: теория социального управления и системный подход (В.Г.Афанасьев, А.И.Берг, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин), культурно-историческая теория (Л.С.Выготский), ведущие положения о деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (Б.Г.Ананьев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др:), методология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), личностно-ориентированный подход (А.Б.Орлов, В.В.Сериков, С.Т.Шацкий, И>С.Якиманская), концепции профессионального становления личности будущего учителя (О.А.Абдуллина, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин,), теория музыкального .воспитания (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л.М.Предтеченская, В.Н.Шацкая и др.), исследования в области эстетического воспитания, эстетической культуры и музыкальной психологии (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, О.Л.Лармин,. С.Х.Раппопорт, В.К.Скатерщиков, Б.М.Теплов и др.), концепция мотивационного:програМмно-целевого управления (И. К. Шалаев).

Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам эстетического, художественного воспитания, обобщение собственного опыта органного концертного исполнительства и лекторско-искусствовед-ческой работы в различных концертах, учебных заведениях (1977-2000гг.), анкетирование, наблюдение, беседы, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обогащено научное содержание художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки, дано авторское определение понятия "Органное искусство" и уточнено понятие "Органная культура";

- выявлены психолого-педагогические условия эффективной реализации системы художественного воспитания средствами органной музыки;

- разработана система художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки на основе теории и технологии моти-вационного программно-целевого управления.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- получила дальнейшее развитие концепция МПЦУ в аспекте художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки;

- разработана система критериев оценки уровня усвоения содержания: курса органной музыки;

- выявлены возможности стймульных ситуаций в процессе художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрена программа курса "Органная музыка в контексте мировой художественной культуры" для студентов педагогического вуза; данная программа может быть использована для обучения студентов других вузов; разработанные методы художественного воспитания студентов педагогического вуза могут быть реализованы преподавателями художественно-эстетического цикла различных: вузов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на методологию диалектико-материалистического познания и системного подхода, использованием адекватных методов исследования, репрезентативностью экспериментального материала, проверкой основных положений исследования в условиях реального педагогического процесса, устойчивыми результатами, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы, математическими методами обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1984-1989гг.) - изучались проблемы функционирования органной музыки как основного компонента органной культуры в различных регионах страны, велся поиск закономерностей влияния органной музыки на молодежную аудиторию. Исследование проводилось в. логике анализа концертов ведущих органистов, а также в ходе организации и проведения собственных органных концертов, лекций-концертов. Параллельно изучалась литература, посвященная органной проблематике, звукозаписи отечественных и зарубежных органистов, примеры организации и пропаганды классической музыки среди молодежи средствами других музыкальных инструментов (без участия органа). На данном этапе накапливался и систематизировался теоретический фактологический материал, определялась концепция введения органной музыки в научный обиход педагогического образования.

Второй этап (1990-1997гг.) - веласьработа одновременно в теоретическом и практическом плане. В ходе поиска оптимальной технологии создания педагогической системы определен алгоритм МПЦУ как наиболее соответствующий специфике предмета исследования. Раскрыты возможности поэтапного обеспечения курса органной музыки необходимой информацией и оптимальными способами ее преподавания. Полученные данные проверялись и корректировались практической организацией курса, в ходе которой определялись конструктивные основания педагогической системы и их содержательное наполнение. Одновременное ведение теоретической и практической разработок позволило проверить эффективность алгоритма МПЦУ и определить критерии этой эффективности.

Третий этап (1998-2000гг.). Уточнялось содержание курса органной музыки, велась опытно-экспериментальная проверка его эффективности, проводились анализ и обобщение полученных результатов, закончено литературное оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации и внедрения в учебный процесс лекций по курсу "Страницы истории российской органной культуры (Х1Х-середина XX столетия)" (Барнаул, 1992). Основные положения диссертации были обсуждены на Международной конференции по программе ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" (Барнаул, 1995), на Международной научно-практической конференции "Язык и культура" (Барнаул, 1997), на Всероссийской конференции "Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования" (Барнаул, 1999), опубликованы в журнале "Педагог" (Барнаул, 1997), в сборнике научных трудов "Культура и текст" (СПб.-Барнаул, 1997), в сборнике научных трудов "Психологопедагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания" (Барнаул, 1999), в сборнике научных статей и материалов к Международной конференции "Управление развитием образования" (Барнаул, 1999). Результаты исследования легли в основу курса органных лекций-концертов "Мировая художественная культура" и используются не только студентами Барнаульского государственного педагогического университета, но и студентами других вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

- теоретической и технологической основой художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки является мотивационное программно-целевое управление;

- художественное воспитание будущих учителей представляет собой целостную систему, включающую в себя последовательную реализацию технологического алгоритма МПЦУ: разработку дерева целей, реализацию исполняющей и управляющей программ;

- эффективность художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки обеспечивается при реализации комплекса психолого-педагогических условий: а) процесс художественного воспитания осуществляется адекватно выстроенному дереву целей; б) нормы-образцы деятельности студентов отражают содержание мотивационного и технологического аспектов художественного воспитания; в) система стимулов и стимульных ситуаций, применяемых в процессе художественного воспитания, учитывает уровень их мотивации, знаний и умений в контексте исследуемой проблемы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы к §3 второй главы.

В связи со спецификой восприятия органной музыки, отсутствием научных разработок проблемы ее включения в учебно-воспитательный процесс вузов и конкретно-педагогических вузов, опытно-экспериментальная работа потребовала ряда исследовательских действий в констатирующем и формирующем экспериментах. Так, в констатирующем эксперименте была проведена серия концертов и лекций-концертов, последовательно учитывающая пожелания студентов и уточняющая технологию, на которой должна была быть основана педагогическая система. Такой технологией явилось МПЦУ. В формирующем эксперименте технология прошла проверку и подтверждение в практике ведения курса органной музыки.

Согласно алгоритму МПЦУ, на каждом этапе развития психологической, технологической подготовки, в процессе целенаправленной деятельности и в ходе получения результатов труда, в экспериментальной группе проводились контрольные срезы с помощью норм-образцов, выработанных компетентными экспертами. Результаты исследования уровней сформированности знаний, умений согласно подцелям исполняющей программы таблично оформлены. Сведение полученных данных воедино и вычисление объективизированного уровня сформированности знаний, умений с помощью формул аттестационных рейтингов МПЦУ показало устойчивый рост музыкальной компетентности, достижение допустимого и оптимального уровней художественного воспитания средствами органной музыки по критериям измерений норм-образцов.

Содержание курса - как музыкально-тематическое, так и лекционное - является научно-теоретической базой для дальнейшей самостоятельной работы по освоению факторов художественной культуры. Системная организация курса с центром "живая органная музыка" в контексте "урок музыки - урок искусства" обусловила единство образовательного и воспитательного компонентов педагогической системы.

133

Заключение

Обобщая итоги предпринятого нами исследования, можно сделать вывод, что проблема включения органной музыки в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих учителей является весьма актуальной.

Органная музыка, являясь важнейшим компонентом органной культуры, ее "языком общения", формирует органную культуру как достаточно самостоятельное структурное образование - подсистему, активно функционирующую в системе художественной культуры. Художественная культура, в свою очередь, является частью метасистемы культуры. Таким образом, системный подход к исследованию компонентов культуры, связанных с органной тематикой, позволил нам осуществлять диалектическую взаимосвязь учебного и воспитательного процессов на всех этапах исследования проблем, обоснования и построения курса органной музыки, подтверждения гипотезы исследования.

Специфика языка органной музыки потребовала выяснения особенностей, по которым органная музыка отличается от музыки для других инструментов и обоснования причин обращения к заявленной теме диссертации. Особенности органа как инструмента, своеобразная история развития органной культуры как в Западной Европе, так и России, обусловили недостаточную разработанность органной проблематики в российской науке. В частности, разработка проблем органной культуры ведется главным образом с искусствоведческих позиций, поскольку наиболее яркие проявления органной культуры связаны с искусством органной композиции, искусством органного исполнительства, искусством органостроения и т. д. Вместе с тем, богатство факторов органной музыки, органной культуры обусловливает необходимость разработки не менее важного научного аспекта - комплекса целенаправленного воздействия органной музыки на слушателей, не имеющих специальной музыкальной подготовки и прежде всего - учащейся молодежи. Благодаря техническим и художественным особенностям органа, слушатели ощущают суггестивное, воспитательное воздействие, не сравнимое с другими музыкальными инструментами.

Именно поэтому познавательная, воспитательная роль органной музыки нуждается во всесторонннем изучении, обосновании технологии введения органной музыки в педагогический процесс высшей школы, и в первую очередь -педагогических вузов.

В теоретической части нашего исследования [глава 1, §§1, 2] осуществлен системный анализ ареала возможностей органа и органной музыки. При ближайшем рассмотрении системообразующего пространства "художественная культура - органная культура - органное искусство", возникла необходимость уточнения дефиниции "органная культура" и формулирования понятия "органное искусство", что и было выполнено. Далее, в эстетическом терминологическом поле главным рабочим термином избрано "художественное воспитание", что на наш взгляд точнее отражает область исследуемых нами проблем, чем термин "эстетическое воспитание".

При многоуровневом анализе существующих систем художественного воспитания средствами музыки произведено их условное разделение по ведущим признакам.

1) Просветительские системы для всех желающих приобщиться к шедеврам музыкального искусства. Как правило, такие системы, функционирующие в концертных залах в обстановке восприятия, "живой" музыки, несут самый мощный духовный потенциал, поскольку все системообразующие факторы, сконцентрированы на мотивационных, поведенческих основах управления. Именно такими факторами в наибольшей степени владеют ведущие деятели искусств - авторы циклов концертов, лекций-концертов, теле-радиопередач и т.д. Однако, богатство мотивационного аспекта в традиционной организации просветительской системы без интеграции с достоинствами рационрмстиче-ского управления не обеспечивает желаемого результата. В просветительских системах не разработаны-обучающие факторы. Следовательно, богатство таких систем может быть в полной мере усвоено и адекватно оценено лишь подготовленными слушателями.

2) Промежуточные системы художественного воспитания, в которых поведенческий и рационалистический подходы противопоставляются или один из них игнорируется, оказываются недостаточно эффективными. При автономном функционировании поведенческого и рационалистического подходов, их потенциалы остаются нереализованными в полной мере. Эффективность таких систем остается в зависимости либо от личной инициативы педагога, либо от личных предрасположенностей слушателя. Поэтому промежуточные системы находят свое применение в клубной, внеклассной работе.

3) Педагогические системы традиционного типа наиболее технологически разработаны. Они имеют развитую систему педагогических коммуникаций с преобладающими рационалистическими факторами. Однако, попытки введения в аудиторный процесс художественного воспитания "живой" музыки лишены важнейшего мотивационного основания - условий полноценного существования "живой" музыки в ее естественной концертной сфере.

Анализ типичных достоинств и недостатков традиционных систем художественного воспитания учащихся позволил выйти на интегративную систему управления, объединяющую поведенческие и рационалистические факторы -технологию МПЦУ. Применение этой технологии в решении проблемы нашего исследования позволило эффективно организовать учебно-воспитательный процесс средствами "живой" органной музыки. Перенос учебно-воспитательной работы в атмосферу концертного зала позволил активизировать процесс восприятия и усвоения учебной информации с помощью слуха, зрения, ассоциативного мышления, художественного общения, эстетического переживания.

Ведущую роль в процессе активизации восприятия сыграли мотива-ционный фактор и процесс погружения в естественную атмосферу существования музыкального произведения. Соответственно скорректированы задачи обучения: музыкальное искусство стало играть на уроке ведущую, объединяющую роль; получаемые знания, умения применялись в непосредственном общении с музыкой. Иными словами, в учебном процессе использованы элементы систем развивающего обучения. Построение самой педагогической системы направлено на развитие художественного воспитания студентов педвуза с помощью активизации их творческих, аналитических возможностей. Это -стремление к самостоятельному творческому поиску не только в общении с органной музыкой, но и в любой сфере культуры, развитие навыков художественной коммуникации, взаимодействия с другими участниками учебно-воспитательного процесса, умение отстаивать свою точку зрения в творческой дискуссии. Для этого активно использовались такие формы, как семинарские занятия, написание отзывов, сочинений и т. д.

Процесс построения и функционирования курса органной музыки был подчинен алгоритму МПЦУ. В экспериментальной части нашего исследования осуществлен многоуровневый анализ фактов, препятствующих достижению генеральной цели исследования [гл. 1, §3], вскрыты причины нестабильного интереса молодежи к органной музыке, создана принципиальная схема построение курса.

В процессе подготовки к отбору содержания курса потребовалась дополнительная перепроверка обоснованности обращения к МПЦУ. Для этого были проведены три эксперимента: традиционный концерт, ознакомительная лекция-концерт, установочная учебная лекция-концерт с использованием технологии МПЦУ и участием группы компетентных экспертов. В результате зафиксирована положительная динамика роста мотивации студентов, что явилось подтверждением правильно выбранного алгоритма построения педагогической системы.

В разработке дерева целей, исполняющей управляющей программы принимали участие компетентные эксперты. Впервые были созданы нормы-образцы компетентности студентов педвуза в органной музыке и необходимых знаний, умений ориентированных на художественное воспитание средствами органной музыки, воспитание системного мышления. Благодаря алгоритму

МПЦУ курс как педагогическая система наполнен на уровне всех компонентов социально значимыми целями, переведенными в мотив педагогической и учебной деятельности, содержанием, адекватным целям и концентрированно выраженным в нормах-образцах, педагогическими коммуникациями, соответствующими содержанию и обогащенными социально-психологической стратегией и тактикой и стимульными ситуациями. Курс реализован в учебно-воспитательной практике педагогом, владеющйм мотивационной технологией интериоризации целей, содержанием учебного материала и педагогическими коммуникациями. Следует особо отметить, что учащиеся, работающие в алгоритме МПЦУ, овладевают способами учебной деятельности, самообразованием, самовоспитанием, самоконтролем, выявляют отклонения от цели, корректируют структуру деятельности. Их энергетические ресурсы направлены на поисковую и практическую деятельность.

Самостоятельная деятельность студентов педвуза может развиваться в алгоритме МПЦУ и вне курса органной музыки благодаря соответствующим нормам-образцам. Самоанализ знаний, умений и слушательского опыта может осуществляться не только при посещении органного, но и любого другого концерта, поскольку реализуется на основе системного анализа всех параметров концерта. Планирование собственной деятельности по дальнейшему овладению знаниями, умениями позволит обеспечивать целенаправленное интеллектуальное развитие с минимальными отклонениями от поставленной цели. Самоорганизация деятельности $ соответствии с планом овладения знаниями, умениями и обогащения слушательским опытом поможет будущему учителю продуктивно усваивать наиболее полезные художественно-эстетические факторы музыкальной среды, в которой он находится. Самоконтроль по критериям оценки саморазвития посредством органной музыки даст возможность постоянно находиться в четких художественно-творческих "координатах" саморазвития относительно постоянно изменяющихся, развивающихся, усложняющихся ориентиров художественных ценностей. Саморегуляция процесса деятельности по овладению знаниями, умениями в сфере органной музыки своевременно внесет коррективы в собственные критерии самостоятельной художественно-творческой работе будущего педагога.

Благодаря технологии МПЦУ, проблемы восприятия музыкальных произведений и художественного воспитания студентов педвуза могут быть приведены сначала в ёдиную систему измеряемых параметров - интегративную систему рационалистического и поведенческого управления с единым понятийным аппаратом МПЦУ, затем в алгоритме МПЦУ может быть создана мо-тивационная база восприятия в параметрах, необходимых определенной педагогической системе с ее целями, содержанием, коммуникациями, педагогами, учащимися, с адекватными критериями оценок необходимых знаний, умений, навыков, затем - уже технологически подготовленный учебный процесс может осуществляться в концертном зале, в необходимой атмосфере "живой" музыки.

Поскольку МПЦУ обладает высоким уровнем системности, его Технология может применяться в различных дидактических системах. Например - органная музыка в художественном воспитании студентов различных вузов, средних учебных заведений, общеобразовательных, школ, что подтверждено практикой как непосредственным критерием истины. Элементы МПЦУ применены нами в практике организации органного абонемента "Мировая художественная культура" для широкого круга слушателей.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы:

1. В процессе исследования осуществлен системный анализ пространства "художественная культура - органная культура - органное искусство" как систем и подсистем с их содержанием и взаимным положением, взаимовлиянием. В результате уточнено понятие "органная культура" сформулировано понятие "органное искусство", что является значимым для теории и методики профессионального образования.

2. Педагогическая система художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки, созданная на основе МПЦУ, интегрирует достоинства рационалистических и поведенческих факторов управления учебным процессом, преодолевая недостатки традиционных систем художественного воспитания средствами музыки с разобщенностью их поведенческих и рационалистических факторов управления.

3. Разработанная система художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки на основе МПЦУ способствует достижению оптимального уровня личностного развития студентов.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили определить психолого-педагогические условия эффективной реализации системы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки: осуществление процесса художественного воспитания адекватно дереву целей, нормам-образцам деятельности, стимульным ситуациям, учету мотивационной сферы личности студентов.

5. Технология МПЦУ может быть результативно использована в циклах органных лекций-концертов, открытых для разных возрастных групп, о чем свидетельствует практика проведения авторского филармонического органного абонемента "Мировая художественная культура".

Данное исследование не претендует на решение всех проблем, связанных с введением органной музыки в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза. Широкий спектр проблематики использования потенциала органной культуры в исследованиях педагогической науки открывает возможности дальнейшей углубленной работы по дифференциации и индивидуализации художественного воспитания студентов средствами органной музыки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Будкеев, Сергей Михайлович, Барнаул

1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 184с.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 138с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 340с.

4. Апраксина О. А. Современные требования к учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982. - С.32-43.

5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 151с.

6. Асафьев Б. В. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыке современности. Л.: Academia, 1926. - 16с.

7. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс (кн. 1,2) Изд. 2-е Л. ^Музыка, 1971.- 376с.

8. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов) Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий / Изд. 2-е. допол. -Ред. Т. Ливанова. М.: Советский композитор, 1978. - 200с.

9. Афанасьев В.Г. Общество -.системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432с.

10. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192с.

11. Бахтин М. М, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е издание М.: Худож. лит., 1990. - 543с.

12. Бернстайн Л. Музыка всем. (Перев. с англ. В. Н. Чемберджи. -М.: Сов. композитор, 1978. - 258с.

13. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.

14. Боброва Л. Н. Взаимодействие культурно-досугового учреждения в музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 1992. - 16с.

15. Борев Ю. Б. Эстетика, в 2-х т. Т.1 5-е изд. доп. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 е., ил.

16. Борев Ю.Б. Эстетика в 2-х т. Т.2 5-е изд. доп. - Смоленск: Русич, 1997. -640 е., ил.

17. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496с., ил.

18. Браудо И.А. Об органной и клавирной музыке. М.: Музыка, 1976. -152с., нот.

19. Буров А.Я. Что такое стиль? // Вопросы литературы. М., 1962, № 11. -С.84-97.

20. Бурундуковская Е.В. Органно-клавирные сочинения Джироламо Фреско-бальди и вопросы их исполнения на органе. Автореф. дис. . канд. искусствоведения.-М., 1993. - 21с.

21. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1963.- 163с.

22. Василенко С.Н. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1979. - 374с.

23. В л. Д. Исторические концерты симфонической музыки. // "Русские ведомости", 1910, 24 февр.

24. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Г.З. Апресяна. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 110с.

25. Воспоминания о Софроницком. М.: Советский композитор, 1970 - 694с.

26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.

27. Гальперин П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 4. - 1965. - С. 15-20.

28. Гандшин Ж. Из истории органа в России // "Музыкальный современник", 1916, №4, с.46-52.

29. Гандшин Ж. Что такое орган? // "Музыкальный современник", 1915, №3, ноябрь, с.53-63.

30. Геварт Ф. А. Новый курс инструментовки / пер. Н.Арса. М.: Юргенсон, 1882. - 363с., нот., схем.

31. Гедике А.Ф. Сборник статей и воспоминаний / Сост. К.Х. Аджемов. М.: Советский композитор, 1960. - 218с., ил.

32. Гей Н.К, Пискунов В.М. Эстетический идеал советской литературы. М.: АН СССР, 1962.-208с.

33. Гуляева JI.M. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. -М.: Знание, 1983.-64с.

34. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. - 256с.

35. Давыдов Ю.Н. Надо мечтать! (Ленин об идеале и фантазии) // Вопросы литературы, М., 1963, № 4. - С. 18-38.

36. Дворецкий,И.Х; Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов. 3-е изд., испр.-М.:-Русск. яз., 1986.-840с.

37. Диденко Н.М. Формирование инструментальной фактуры в органной музыке Германии XV-XVIII веков / Автореф. дис. . канд. искусствоведения.• Ростов н/Д, 1995.-24 с.

38. Дремов Ан.К. Образ нашего современника в советской литературе. М.: Гослитиздат, 1963. - 159с.

39. Ефремова Н.Г. Теоретические основы и методика преподавания интегрированного курса культуры и искусства России в системе исторического образования учащихся старших классов Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1998. - 18с.

40. Закон Российской Федерации "Об образовании" (о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании") // Учитель' екая газета. 1996. - №№5-6. - 30 января - 6 февраля.

41. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Учительская газета, 4 августа 1992г.

42. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. С.11-33.

43. Зись А Л. Искусство и эстетика: традиционные категории и современные проблемы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1975. - 447с.

44. Игорь Глебов (Б.В. Асафьев) Полифония и орган в современности. JL: "Academia", 1926.-24с.

45. Ильин И.А. Одинокий художник /Сост. предисл. и примеч. В.И. Белов. -М.: Искусство, 1993.-348с.

46. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. Свердловск, Уральск. Гос. ун-т им. A.M. Горького, 1978. - 160с.

47. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя, 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1984. - 206 е., ил.

48. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. - 256 е., ил.

49. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расш. и перераб. Л.: Ленинградский университет, 1971. - 766с.

50. Каган М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210с.

51. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Исслед. Л.: Музыка, 1985.- 160 е., табл.

52. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1977. - 160с.

53. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И.А. Константинов, К. Ангелов. -М.: Музыка, 1983.-272с.

54. Ковалдина H.H. Клуб юных искусствоведов как модель системы эстетического воспитания в условиях художественного музея. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 20с.

55. Кожевникова Т.В., Полынова H.A. Средневековое искусство: Материалы к урокам мировой художественной культуры в 7 кл. Самара, 1995. - 107с.

56. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1980'. 312с.

57. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.- 172с.58/: Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. - 166с.

58. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущими учителями (студентами педагогического факультета немузыкального профиля). Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1996. - 23с.

59. Л.С. Исторический концерт // Московская газета, 1913, 7 октября.

60. Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. -М.: Знание, 1976.-64с.

61. Ларош Г.А. Кантаты Баха в Петербурге // Московские ведомости. 1890, 21 апреля/ 4 мая, №109.

62. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.^ Изд-во Московск. ун-та, 1981. -584с.

63. Леонтьев В.Г. Психологичекие механизмы мотивации. Новосибирск: НГПИ, 1992.-216с.65.- Луначарский A.B. О воспитании и образовании / Под ред. А.М.Арсеньева и др. М/. Просвещение, 1976. 341с.

64. Лусе Н.Ю, Домский концертный зал и органное искусство Советской Латвии. Рига.: Лиесма, 1985. - 175с., ил.

65. Македонов A.B. Реальность идеала и реализм искусства // Вопросы философии. М., 1963, № 11.- С.121-131.

66. Макоев Ф.Х. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1995. - 19с.

67. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук., М., 1994 - 18с.

68. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254с., нот.

69. Мельникас Л.И. Основные тенденции развития органного и фортепианного искусства в Литве (Опыт системного анализа). Дис. . канд. искусствоведения. - Л., 1983. - 221с.

70. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256с.

71. Милешина Н. Советское органное творчество в контексте музыки XX века // Московский музыковед. Вып. 2. М.: Музыка, 1991. - С. 184-200.

72. Музыка общение - судьбы: О московском молодежном музыкальном клубе. Статьи и очерки. - М.: Сов. композитор, 1987. - 240 е., ил.

73. Музыка театр - дети. Н. Сац и ее творческая деятельность. - М.: Сов. композитор, 1977. - 3 64с., ил.

74. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.З М.: Советская энциклопедия, 1976. - 1104 стб., ил.4 79. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.6. Окунев-Симович

75. М.: "Советская энциклопедия", 1978. - 976 стб., ил.

76. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. ~ 672 е., ил.

77. Муриан В. Направление спора (эстетический идеал как категория марксистско-ленинской эстетики) Эстетика: категории и искусство. М.: Искусство, 1965. - с.5-38.

78. Назайкинский E.B, Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 е., нот.

79. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Музыка, 1972.-388с.

80. Найн А .Я., Клюев Ф.Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во Чел. ин-та разв. проф. образ., 1998. - 264с.

81. Насонова M.JI. Северогерманская органная школа. Органная композиция как феномен культуры. Автореф. дис. . канд. искусствовед. - М., 1994. -26 с.

82. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Учительская газета №'42, 19 октября 1999г.

83. О происхождении органа: Фельетон. // "Русский инвалид", 1848, 29 июля, № 165.

84. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1955. 154с.

85. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976. - 64с.

86. Органное искусство. Вестник, вып. 3. М.-Томск, 1995.- 134 с, ил.

87. Органное искусство. Вестник, вып. 4. М.-СПб, 1997. - 108 е., ил.

88. Органное искусство. Вестник. М., 1992. T.l №№ 1 - 2. - 70с.

89. Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996, 16 с.

90. Орлов H.H. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика, №2 1997. -с.33-39.

91. Орлова С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 1996. - 16с.

92. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, H.A. Сорокин, и др. Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., допол. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

93. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. - 602с.

94. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А.Каиров и Ф.Н.Петров. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - Т.2. - 912 столб., ил.

95. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А.Каиров и Ф.Н.Петров. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1968. - Т.2. - 912 столб., ил.

96. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17с.

97. Плыска Ю.С. Совершенствование организации культурного досуга старшеклассников на основе приобщения к музыкальной деятельности. Дис. . канд. пед. наук. - Киев, 1990. —146 е., ил.

98. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1978. - 176 е., ил.

99. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы: 1-3 класса / Авторы Э.Б. Абдуллин и др., научн. рук. академик АПН СССР док. иск. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение , 1980. - 112с.

100. Разумный В.А. Проблемы социалистического реализма. М.: Советский художник, 1963. - 89с.

101. Революция искусство - дети. Материалы и документы. - М.: Просвещение, 1966.-295с.

102. Ригер-Клосс органы: Предприятие художественного органостроения. -Крнов-Градец Кралове (Чехословакия), 1982. 64 е., ил.

103. Римский Л. Страницы жизни М.Л.Старокадомского / Из прошлого советской музыкальной культуры: Вып.2, сост. и ред. Т.Н.Ливанова. М.: Советский композитор, 1976. - С.160-212. I1

104. Рождественский Г.Н. Преамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам / Сост. Г. Алфеевская. М.: Сов. композитор, 1989. -304 е., ил.

105. Розанов И.В. Принципы клавирной педагогики и исполнительства Франции и Германии первой половины XVIII века (на материале Французских и немецких трактатов). Дис. . канд. искусствоведения. - Д., 1981. 220 е., нот., прилож.

106. Ройзман Л.И. Некоторые вопросы органного исполнительства. Дис. . канд. искусствоведения. М., 1943. - 87с.

107. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры. М: "Музыка", 1979,-376с.

108. Ройзман Л.И. Советская органная культура и ее своеобразие / Вопросы музыкально-исполнительского искусства: 5 сб. статей. М.: Музыка, 1969.- с.247-312.

109. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, Т. 1: А-М, 608 е., ил.

110. Рубаха ВШ. Развитие и функционирование органного исполнительства в советской музыкальной культуре. Дис. . канд. искуствоведения. Одесса, 1985. - 207х., прилож., табл.

111. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии музыки. М.: Музыка, 1959.-412с.

112. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416с.

113. Рыбакова H.A. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления. -Дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 1997. - 197 е., схем., табл., прилож.

114. Рязанова Н.П. Органные хоральные обработки И.С. Баха, (их композиционно-структурные особенности). Дис. . канд. искусствоведения. - Д., 1979. 178 е., нот.

115. Сабанеев Б.Л. Орган Кавалье-Колля и Московская консерватория. М.: Музыка. - 1911, № 49, 5 ноября. - с. 1069 -1074.

116. Сабанеев Б.Л. Орган Кавалье-Колля и Московская консерватория. М.: Музыка, 1911, № 48, 29 октября, с. 1042-1048

117. Садовский В.Н. Общая психология систем как метатеория // Вопросы философии. 1972. - №4. - С.78-84.

118. Самуйлова H.A. Музыкальное воспитание учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе школы РСФСР, конец 50-х середина 80-х г.г. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1990. - 224с.

119. Сац Н.И. И ее творческая деятельность / М.: Сов. композитор, 1977. -364с.

120. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня: статьи, рецензии, очерки. М.: Сов. композитор, 1985. - 272 е., ил.

121. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд-во Зауралье, 1997. - 464с.

122. Скатерщиков В.К. К изучению основ марксистско-ленинской эстетики. М.: Мысль.- 1965.- 137с.

123. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготвка современного учителя в вузе // Советская педагогика. 1991. -№10. - С. 18-23.

124. Словарь русского языка в 4-х томах 3-е изд. Том I. М.: Русский язык, 1986.-736 с.

125. Словарь русского языка: в 4-т. / АН СССР, Ин-т русск. яз.: Под ред. А.П. Ивгеньевой. 3-е изд. стереотип. М.: Русский язык, 1985-88, Т. 1 А-И. 1985.- 696 с.

126. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР. Ин-т русск. яз. Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., Т. 4 С-Я. 1988. 800 с.

127. Смольянинов И. Прекрасное в человеке. JI. Лениздат, 1962. - 191с.

128. Стасов В.В. Статьи о музыке, Вып. 1: 1847-1859 гг. М., 1974. -435с.

129. Стасов В.В. Статьи о музыке, Вып. 2.: 1861-1879 гг. М., 1976. - 439с.

130. Таллин Ё.Н. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 165с.

131. Талызина Н.Ф. Методика становления обучающих программ. М., 1980. -145с.

132. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 1999. - 336с.

133. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Проблемы индивидуальных различий. М: АПН РСФСР, 1961. - 408с.

134. Токарев С.Н. Особенности подготовки учителя мировой художественной культуры на базе учебного технологического комплекса. -Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПБ, 1995. 25с.

135. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: Советская энциклопедия. Т. 3. Коммунизм - Наука. 1964, - 584 е., ил.

136. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л. Ф.-Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. М.: Сов. Энцйкловедия, 1983. -840с.

137. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе; учебное пособие. Владимир, 1990. - 84с.

138. Фохт-Бабушкин Ю. X. Искусство и духовный мир личности. М.: Знание, 1982. - 109с.

139. Фролкин В. А. Органно-клавирная школа Испании эпохи Ренессанса (композиторское творчество, исполнительская практика, педагогика). Дис. канд. искусствоведения JL, 1982. -235с. приложен. 104с., ил., нот.

140. Халфин Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре. Автореф. дис. . канд. пед. наук в форме научн. доклада. М., 1994.-38с.

141. Химик И. А. Как преподавать мировую художественную культуру книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. -157с.

142. Художественная культура: понятия и термины. М.: Знание, 1978. 208с.

143. Цветаева М. И. Об искусстве. М.: Исскуство, 1991. - 478с.

144. Цуккерман В. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 204с.

145. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления вузом: учебно-методическое пособие. Барнаул, БГПУ, 1999. - 43с.

146. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом: результаты исследования и их использование в школах Алтайского края (методические рекомендации). Барнаул, из-во БГПИ, 1989. -24с.

147. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления: Учебное пособие. Барнаул: БГПУ, 1995. -72с.

148. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: Учебное пособие. Барнаул: БГПУ, 1997. -158с.

149. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом в общеобразовательной школе: Учебн. пос. Барнаул. -М.: МГПИ, 1987. - 136с.

150. Шалаев И.К. Программно-целевые технологии решения» актуальных проблем психологии управления школой: методические разработки по результатам исследования. Барнаул, 1992. - 41с.

151. Шалаев И.К. Учебно-методический комплекс: Программно-целевая психология управления. Барнаул: БГПУ, 1996. - 43с.

152. Шалаев И.К., Березуцкая Ю. П. Морфологический метод анализа в определении сущности процессов управления// Педагог: наука, технология, практика. №2 (3). Барнаул, из-во БГПУ, 1997. -с. 86-88.

153. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200с.

154. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. Л.Н.Скаткин и др. М.: Педагогика, 1980. Т.2. - 402с.

155. Шерман Н. Концерты в Москве // Музыкальное образование. 1926, №1. -с. 75. 4

156. Ширин Д. В. Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.1. СПб, 1992.-17с., схем.

157. Школяр В.-А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы. М.,: из-во Флинта, 1999.- 88с.

158. Энгель Р. Одесса // Русская музыкальная газета, 1913, № 11 стлб. 276-278.

159. Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1992.- 15с.

160. Эскина Н. А. Органное творчество Д. Букстехуде в контексте немецкой культуры XVII века. Дис. . канд. искусствоведения. М., 1983, - 224с., нот.

161. Эстетика: Словарь. / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447с.

162. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М.: Педагогика, 1980. 136с.

163. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. -392с.

164. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века в лекциях, беседах, рассказах. М., 1996. - 288с.

165. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. - 245с.

166. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. —М.: Сентябрь, 1996. 96с.

167. Handschin J. Die Orgel als Konzertinstrument. "Moskauer Deutscher Zeitung", 1908, 14Nov., №263.ямв % от общего числа опрошенных)

168. Город до 17 лет от 18 до 24 лет от 25 до 29 лет от 30 До 39 лет от 40 до 49 лет от 50 до 59 лет 60 лет и старше

169. Калининград 4,5 54,1 16,2 12,2 10,8 1,5 0,7

170. Томск 6,0 59,6 15,3 10,1 8,5 2,1 0,4

171. Одесса 6,4 58,6 13,8 11,2 5,1 3,2 1,7

172. Ужгород 8,0 53,7 12,1 13,5 4,8 5,8 2,1

173. Львов 9,5 43,1 20,1 16,2 6,1 4,3 0,5

174. Минск 7,4 45,6 20,1 18,1 4,3 4,1 0,4

175. Ленинград (зал хоровой капеллы) 7,8 43,1 25,2 12,1 7,6 3,2 1,0

176. Донецк 8,3 48,1 17,9 15,9 8Д 2,3 1,4

177. Ленинград (большой зал филармонии) 9,0 42,9 9,0 20,9 11,8 3,6 2,7156