Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры у студентов педвуза

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Грищенкова, Галина Романовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сургут
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры у студентов педвуза», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Грищенкова, Галина Романовна, Сургут

•■98-й 8

0УР1У1ЖИ КХ^УПАРОтнНЬМ щпагш'яешй шстшт

На правах рукописи пржшова Галина Романовна

вдга^даш условия отшжш

МзК^ЬНБ-ШТ^ТЧЕСгЮИ КЮГОШ У СТУДЕНТОВ ГШУЗА (на материале подготовки студентов музыкально-педагогического отделения гуманитарного б&культета)

13.00.08 - Теория и методика гпххоессионального образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор П.Б. пШАНЫХИН

СУРГУТ - 199?

со/таш

Стр.

ВВЩНИЕ .......................................................... 4

Глава 1. ТЮШМЧсШЮ И ГЙ1К]]ДЛШ ПВДШ1ШОШШФШЯ ИМ-

юг'о миювшя таш^о^е^жкой культуры у ш1ш-

ТОВ ^а^ШУ{ЬШ41ЕЩАГОП1Чи;(Ж)Г0 ОТДОШЬ ГУМАНИТАРНОГО

]ШТА ..................................................... 16

1.1. Высокоэффективное сюшитюванме к^ыкально-эстетической профессиональной культуры воспитателей детских садов как психолого-пе-дагогаческая проблема............................................. 16

1.2. Теоретические и опьггно-экспепиментальные изыскания в области обеспечения аюокоэййективного Нормирования музыкально-эстетической культуты будущих специалистов для дошкольных образовательных учреждений...................................................... 33

1.3. Источники вьюокозйоективного сформирования музыкально-эстетической культуры будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учшкдений ............................. 55

1.4. Характеристика оптимальной совокупности педагогических условий вьюокоэ^йеетивного (Ъшитювания музыкально-эстетической культур)! у будущих воспитателей для детских садов ...................... 79

1.5. Исследование педагогических условий высокоэййективного Формитювания музыкально-эстетической культуря будущих музыкальных руководителей-воспитателей как органическая составная часть коллективного научного поиска в педагогическом учебном заведении...... 96

Глава 2. 01МБ0^ГШ№ШШЕ ЖСЩШШИЕ ПГОШССА ФОШРОВАШ 1У^КАЖК£?ЕТШ(М)Й ШШРЫ СЩЕ4Т0В ГШНИТАШТ) ФА-

ШЬТЕТА ...................................................112

2.1. Особенности реализации исследуемых педагогических условий

в образовательно-воспитательном процессе вуза.................... 112

2.2. Диалектическая борьба противоречивых тенденций в процессе самосовершенствования музыкапьнсьэстетической профессиональной куль-туш студентами дошкольного отделения.............................. 125

2.3. Развитие индивидуального стиля проявления педагогического мастерства студентами в работе по Нормированию у них музыкально-эстетической культуры.............................................. 138

2.4. Методика. (Фиксирования и качественной характеристики проявлений музыкально-эстетичесюй культуш у будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений ........ 147

2.5. Педагогический анализ и профессиональная оценка Фактических результатов опытно-экспериментального поиска................. 166

ЗАЮЮЧЕНИЕ................................................... 174

ШССК МаТОЬЭОВАШШ ЛИТЕРА™ ............................. 179

1РШЮШЙЯ................................................... 207

Примечание: при ссылках на источники по тексту диссертации пеовьм в скобках указывается номер источника по списку использованной литературы, а после двоеточия - номера цитируемых страниц.

ВВЕЩИЁ

Современный этап развития высшей школы в России характеризуется существенными изменениями содержания общения и воспитания специалистов, обусловленными задачами гуманизации и гуманитаризации образования. Важным условием реализации этих задач является усиление внимания к эстетическому и художественному компоненту. Во многих педагогических вузах России открываются гуманитарные факультеты с разветвлённой сетью специализаций, готовящих студентов к педагогической деятельности художественной направленности в дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждениях. Учебные планы и программы таких гоакультетов являются, как правило, экспериментальными, в настоящее время не получившими теоретического обоснования. Спецшика данных сгвдультетов, разнопрофильность выпускаемыз специалистов не позволяют полностью претворять педагогические модели, разработанные для традиционных гуманитарных Факультетов педвузов (например, для музыкальнсн-педагогвдеского, художественно-графь ческого и др.).

Использование традиционных процедур выборочного обследования содержания, сЬорм и методов обучения на гуманитарном йщультете Сургутского государственного педагогического института позволило прийти к выводу о недостаточной подготовленности вырускников к деятельности в области музыкальной культуры. Специалисты гуманитарного гаакультета ориентированы на "классические" методики преподавания музыкальных дисциплин, испытывают значительные затруднения, сталкиваясь с разнопрофильной аудиторией студентов, именцих разный уровень специальной музыкальной подготовки

(а иногда не имегамх её вовсе). Особое беспокойство вызывает отсутствие надёжных методик обучения и воспитания вузовской молодёжи, связанных с ориентацией на работу в альтернативных и нетрадиционных учебно-воспитательных учревдениях. Многие выпускники гуманитарного факультета, получив комплекс (музыкальных знаний, умений и навыков, не могут их применять в работе данных учреждений, в то время, как востребованность в специалистах данного профиля в условиях жизни гтшмышленньк северных городов России остается.

Теоретические основания для проведения исследования в данной стере вьюшего педагогического образования мы находим в трудах отечественных психологов и педагогов O.A. Абдуллиной, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалёва, Н.Ф. Виноградовой, Э.А. Гришина, В.И. Загвязинского, С.А. Козловой, Т.О. Комаровой, A.A. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, в.А. Сластёнина, Л.Ф. Спирина, С.Н. Чистяковой, А.И. Щербакова.

Скептические особенности прелмления общепедагогических установок в к^ыкально-эстетическом воспитании детей, а также школьной и вузовской молодёжи отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Ji.Г. Арчажниковой, Б.В. АсаЙьева, H.A. Ветлугиной, АЛ. Готсджнера, НЛ. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.И. 1%цмахера, Л.А. Рапацкой, Г.й. []ьь пинаТ В.Н. Шацкой, Б.В. Яворского.

Освоение внутренних механизмов процесса становления и совершенствования педагогической деятельности будущих учителей-воспитателей входит в программы исследовании З.Ф. Абросимовой, О.С. Анисимова, A.B. Барабан-шикова, B.C. Грехнова, Е.Ю. Захарченко, A.Ii. Концова, В.Н. Малиновской, Ji.А. Терехиной, А.П. Храмченко, ЛЛ. Шевченко. Комплекс актуальных вопросов предметного освоения содержания и средств музыкально-эстетической ку-

льтухы студентов педвуза рассматривают Н.Е., Агапова, ii. Ахмадалиева, Г.И. Белошапка, Г.А. Глушаков, Ji.B. Дементьева, Н.П. Ляшко, л.П. Новикова, А.Н. Еолодов, Ji.P. Обыскалова, Б.И. ¡\уцмахер, Г.А. Петрова, Е.Б. Па-насюго, T.öj. Рязанова, л.А. Тихомирова, Д.Х. уельдгон, H.H. Шпика.

Оригинальную интерпретацию отдельных аспектов развития у будущих музыкальных рукоюдителей-воспитателей для дошкольных образовательных управлении профессионально значимых личностных к^зыкэльно-эстетических образован® обнародовали H.H. Абутидзе, Д.И. Баран, P.A. Белошапка, Ё.м. Герасимова,, К.Н. Герцензон, Ji.H. у Волгина, E.fi. Кормина, Т'.Ю. Кочкова, Е.Ю. Усанова, Н.М. Фатеева.

Нетривиальные с^шосойские и психологические подходы к объяснению процессов человеческого духовно-культурного самосовершенствования гтсед-лагают зарубежье учёные Р. Берне, к. Йоул, С. Скрибнер, Г. Хакен, П. Шагден, К. кнг и др.

При впечатляшей ишрокомаси1табности проводимых изысканий практически неосвоенным оказалось направление образовательно-воспитательной деятельности дошкольных Факультетов педагогических вузов, связанное с йюталиро-ванием у его студентов, готовящихся стать музыкальными руководителями-воспитателями дошкольных образовательных учреждений, цузыкально-эстети-ческой культуры высоких уровней.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в вузовской педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своей сути, назначению и методическому воплощению в жизнедеятельности отделения педагогические условия высокозокектишого йюрлирования у будущих музыкаль-

кых р^ЕОДИтелей-ЕОСПитателе1" доитлъных образовательных учлеядекий музыкально-эстетической культуры? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - подготовка студентов по специальности "воспи-татель-музыкальнш руководитель детского учреждения" к образовательно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях как целостный процесс , а его предает - сформирование у них музыкально-эстетической. профессиональной культуры как составная часть данного процесса. В нашей интерпретации музыкально-эстетическая профессиональная культура музыкального руководителя-воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения есть интегральное личностное образование квалиМщрованного специалиста, характеризующееся наличием у него достаточного запаса актуальных педагогико-методических обретений в области музыки и сориентированное на профессионально освоенное, эстетично оформляемое и искусно технологически инструментуемое применение такого потенциала в учебных, досуговых и иных обстоятельствах жизнедеятельности дошкольников. Под йормкровани е м такой культуры мы понимаем процесс целеустремлённого и планомерного совершенствования музыкально-эстетического аспекта педагогического профессионализма обучавшегося на специализированном отделении педвуза молодого человека в соответствии с оожциальньш педагогическими стандартами , квалификационными характеристиками и принимаема им общественно ценным идеалом профессионала по работе с воспитанниками детского сада.

Гипотеза исследования содержала предположение о том, что преподава-

тельский состав музыкальных на специализированных отделениях до-

школьных шакультетов педвузов шкет штттно ооормировать у будущих музыкальных руководителей-воспитателек дошкольных образовательных учрел<де-ний ь5/зыкально-эстетшесьу10 гтрсхоессиональную культуру повышенных уровней, если будет при этом научно обоснованно и целеустремлённо создавать и уместно включать в контекст образовательно-воспитательной деятельности совокупность педагогических условий, в которой горный плен составят: проспессионально-педаг'огическое воздействие на, поттюбностно-мотиващон-ную, интеллектуально-^мровоззренческую, эмоционально-волевую и деятель-ностно-поведенческую стада личности; реализация дифференцированного и индивщуально-личностного подходов к проведению этой работы; применение системы творческих задании студентам к аудиторным занятшл и на педагогическую практику, сориентированных на индивидуальные особенности каждого из них; планомерное и последовательное расширение ссоеры деятельности на исследуемом направлении за счёт многообразной досуговой практики студентов; демонстрация подопечным образцов проявления музыкально-эстетической культуры представителями наставнического корпуса; объединение ус»ил!':й преподавателей педвуза, специалистов дошкольных образовательных учрежден®! и ссЬеры культуры в Формировании у студентов специализирован- . ного отделения ^/зыкально-эстетической культуры повышенных уровней; научно-теоретическое монографическое осмысление вузовскими преподавателями генезиса целеустремлённого и последовательного самосовершенствования музьпольно-эстетической культуры и индивидуального стиля пройессиональ-но-педагогического мастерства студентами отделения.

Задачи исследования обусловлены его объектом, предметом, иелью и гипотезой.

1. Выявить и научно поедртавить источники аюшиговгшя музыкально-эстетической культуты будутех ^зыкаиьньос тмюЕолш'елег-роспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2. Охарактеризовать оптимальную совокупность педагогических условий шсокоэотйективного (нормирования музыкально-эстетической культуры у будущих воспитателей для детских садов.

о. Раскрыть методические особенности реализации исследуемых педагогических условий в образовательно-воспитательном процессе вуза.

[предпринять психсшого-педагогический анализ диалектической борьбы противоречивых тенденций в процессе самосовершенствования музыкально-эстетической профессиональной культуры студентами дошкольного отделения.

о. Описать спещйику развития иьупжицгельного стиля проявления педагогического мастерства студента!® в работе по нормированию у них музыкально-эстетической культуры.

Теоретико-методологическая основа проведённых изысканий: теория многогранности и многомерности музыкально-эстетической культуры личности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асайьев, АЛ. Готсдинер, Л.А. Рапацкая, Б.М. Те-плов, Г.М. Цыпин), пратессиограйический подход к сформированию личности учителя-воспитателя (В.й. йуравлёв, Н.В. пузьмина, В.А. Сластёнин), теория педагогически систем (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.П. Симонов, Ю.П. Сокольников, Л.е. Спирин), концепция оптимизации обучения и воспитания молодёжи (Ю.К. Еабанский, М.К Поташник)

Выбор методов исследования детерминирован авторским поисковым замыслом и отюр14улиров8нньм! задачами. Центральное место в изысканиях отводилось наушо-педагогагческщу эксперименту, в русле которого соответственно конкретным ситуациям образовательно-воспитательной деятельности применялись коллективные и индивидуальные беседы, массовые опросы, интервьюирование, длительное наблюдение, изучение непосредственных итогов освоения студентами доступных высот музьпольно-эстетической прос'.тессиональ-ной культуры в ходе аудиторных занятий, домашней самостоятельной работы, досуговой жизнедеятельности и педагогической псактики, другие эмпирические кетсж. .диссертантом достаточно шитхжо поактиновались анелитико-оце-ночное рефлексирование будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений и экспертные процедуры, предпола-гашие выявление и качественную характеристику актуальных состояний искомого личностного образования у занимакзцихся. В обследованиях и экспериментальной деятельности с разной степенью интенсивности были заняты 180 студентов и 45 преподаваталей музыкально-эстетических дисциплин на родственных факультетах и отделениях педвузов. В результате соискателем подучен вполне тепрезентативньй фактический материал. Группу теоретических методов научного поиска составили анализ и синтез, сравнение и обобщение, математическая обработка массовых данных, генерирование информации, бюркмулирование выводов.

Экспериментальная база исследования - Сургутский государственный педагогический институт. Фронтальные обследования проводились также в Нижневартовском педагогическом колледже и в Московском педколледже № 3.

1.1

исследование проведено в три этала.

На первом этале поиска. (1&о8-13&й гг.) соискателем изучалась актуальная для рассмотрения выбранной проблематики етшзсосоская, социологическая, психологическая, обшепедагогическая и методическая литература. Осмысливался, йор^эдровался и практически осваивался поштийно-тешино-логический аппарат предпринятого научного поиска. Выбирались и теоретически обосновывались ведущие идеи и главенствующие позиции развёртываемых изыскан®. Анажтикськритической характеристике подвергался массово-тщШ'!Пкоккь?-: и оркганально-автотекий опыт стимулирования роста будущих ь^/зыкальных руководителеГ^-воспитателей дошкольных образовательных учреждений в музыкально-эстетическом отношении. Проводимый в данньй период констатирущий эксперимент предполагал выявление педагогических условий обеспечения успешности в (горлировании у юношей и девушек с дошкольного отдаления музыкально-эстетической культуры и ранжирование их ради составления перечня авангардных в установленной иерархии.

Второй этап поиска (1992-19% гг.) был целиком подчинён проведению созидательно-преобразующего эксперимента, когда соответственно исходным замыслам диссертанта осуществлялось практическое подтверждение научной состоятельности выявленной ею совокупности педагогических условий, благодаря которым у подопечных студентов с еысокок э:1гектквностью формировалась профессиональная культура в музыкально-эстетической сс^ре. По программе опытно-экспериментальной деятельности выявлялись и целенаправленно включались в образовательно-воспитательную деятельность отаку-льтета и в функционирование музыкально-художественных студенческих коллективов источники интенсивного гоормитовашя у молода людей высокоуроше-

вой музыкально-эстетической профессиональной культуры. При этом планомерно изучались особенности развития у будуишс г/^узыкальных работников индивидуального стиля проявления педагогического мастерства.

На третьем этапе поиска (1996-159? гг.) в контрольном эксперимен