Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Игнатьева, Татьяна Станиславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза"

На правах рукописи

ИГНАТЬЕВА Татьяна Станиславовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 6 МАЯ Ш

Чебоксары-2013

Л

005059665

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Ковалев Василий Петрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Шукшина Татьяна Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных наук Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Максимова Ольга Григорьевна

Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

Защита состоится 30 мая 2013 г в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.ru и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» chgpu.edu.ru.

Автореферат разослан 29 апреля 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор

Лавина Т. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Коренные преобразования всех сторон жизнедеятельности человека и общества пробудили повышенный интерес к разработке проблемы нравственной культуры личности. Современное российское общество оказалось в сложной ситуации, когда прежние ценности нравственного характера подверглись идеологической критике, а новые еще не получили достаточного научного обоснования и общественного признания. Данная ситуация негативно отразилась на всех сферах общества, в том числе и системе здравоохранения, что выразилось в возрастающей неудовлетворенности граждан качеством оказываемой медицинской помощи, а также имеющимися в последнее время в медицинской практике откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, не соответствующего нормам медицинской этики.

Поэтому очевидно, что сегодня профессиональная деятельность врачей требует существенных' изменений в их духовно-нравственном облике. В связи с этим вопросы развития нравственной культуры будущих врачей в контексте их личностно-профессионального становления являются на сегодняшний день как никогда актуальными.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития нравственной культуры молодежи рассматривались в работах психологов и педагогов: Л. М. Архангельского, А. С. Запесоцкого, И. И. Зарецкой, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др.

В работах А. М. Багаутдинова, Н. Б. Крыловой, В. Т. Лисовского, Л. И. Недели, Л. И. Рувинского, И. Э. Ярмакеева на основе анализа современной нравственной культуры личности исследуются проблемы ее формирования в студенческие годы.

Процессы гуманизации, гуманитаризации высшего образования освещаются в трудах А. Ю. Белогурова, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревской, А. П. Ва-лицкой, И. С. Иткиной, Е. Н. Шиянова и др.

Проблемам современного высшего медицинского образования посвящены работы И. Н. Денисова, И. И. Косарева, М. А. Пальцева, Н. С. Туриной и др.

Исследования ученых А. А. Кирпиченко, Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой посвящены поиску путей формирования и развития нравственного пространства медицины, Е. А. Андрияновой, А. А. Грандо, Л. А. Лещинского, М. Я. Яровинского и др. - нравственным аспектам профессиональной деятельности медицинских работников.

Значимыми для нашей работы стали диссертационные исследования последних лет, рассматривающие проблемы формирования профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы (М. А. Тарарышкиной), развития культуротворческих

ценностей в системе образовательной подготовки высшей медицинской школы (М. А. Мартыновой), формирования биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза (О. А. Семеновой), технологии развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (Н. А. Жуковской), формирования деонтологической компетенции в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (И. П. Слюсаревой).

Несмотря на неоспоримую теоретическую значимость и практическую ценность данных исследований, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически не разработан вопрос о развитии нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза. Решение данной проблемы требует организации целенаправленной подготовки специалистов в этом направлении, разработки критериев и показателей нравственной культуры врачей, а также педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Необходимость поиска и разработки теоретических и методических основ развития нравственной культуры будущих врачей предопределена рядом противоречий:

- между возрастающими требованиями современного общества к нравственному облику врача и уровнем нравственной культуры выпускников медицинских вузов, не соответствующих этим требованиям;

- между стоящей перед медицинскими вузами задачей совершенствования работы по развитию нравственной культуры будущих врачей и неразработанностью теоретических и методических основ ее решения.

Данные противоречия определили проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза?

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Актуальность проблемы и необходимость теоретического и практического ее решения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза».

Объект исследования: воспитательный процесс в медицинском вузе.

Предмет исследования: развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза будет эффективным, если:

- раскрыта сущность нравственной культуры врача;

- разработаны критерии, показатели и охарактеризованы уровни ее развития;

- реализованы следующие педагогические условия:

• конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности;

• разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс;

• усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием;

• подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей;

• осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Из целевой установки, объекта и предмета исследования вытекает ряд теоретических и прикладных задач:

- раскрыть сущность понятия «нравственная культура врача»;

- разработать критерии и показатели, охарактеризовать уровни развития нравственной культуры будущих врачей;

- выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза;

- экспериментально проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики о личности и роли деятельности в ее развитии; основные положения теории нравственности, разработанной в философско-этиче-ских исследованиях (С. Ф. Анисимов, В. А. Блюмкин, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Л. Н. Коган, И. Кант, А. И. Титаренко и др.); системный (В. А. Караковский, А. Г. Кузнецова, Л. И. Новикова и др.), аксиологический (Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.) и культурологический (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) подходы к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составляют: теория формирования всесторонне развитой личности, разработанная классиками отечественной педагогики (А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, С. Т. Щацкий и др.); теория личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); теория творческого развития и саморазвития личности (В. И. Андреев, В. П. Зинченко, И. Ф. Харламов и др.); концепции гуманизации образования (М. Н. Берулава, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова и др.); исследования в области организации педагогического процесса в вузе (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. В. Загвязинский, Г. И. Железовская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.); теоретические аспекты врачебной этики и медицинской

деонтологии (Е. А. Андриянова, А. А. Грандо, Л. А. Лещинский, Б. В. Петровский, В. Д. Трошин, М. Я. Яровинский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ научной литературы и нормативной документации по теме исследования; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование, оценка экспертов, самооценка; анализ педагогического опыта воспитания студентов и деятельности студентов; педагогический эксперимент; математическая обработка данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 22 преподавателя, 164 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе - ориентировочно-поисковом (2008-2009 гг.) - осуществлялся теоретический и практический анализ проблемы; определялись проблема, цель, задачи, гипотеза исследования; разрабатывался план проведения экспериментальной работы; подбирался комплекс методов исследования; проводился констатирующий эксперимент в целях изучения исходного уровня нравственной культуры будущих врачей; выявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2009-2011 гг.) - проводился формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; осуществлялась диагностика уровня развития нравственной культуры будущих врачей и своевременная корректировка организуемого процесса.

На третьем этапе - аналитико-обобщающем (2011-2012 гг.) - обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась математическая обработка экспериментальных данных; систематизировались и уточнялись основные научные положения исследования; оформлялись материалы исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыта сущность понятия «нравственная культура врача» как уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию на основе знаний норм нравственности и медицинской этики, системы нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении, что расширяет научные представления о профессиональной культуре врача, данные Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой, М. А. Тарарышкиной и другими исследователями;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития нравственной культуры будущих врачей: мотивационно-ценностный (наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки); когнитивный (наличие знаний основ нравственности и медицинской этики); личностный (гуманность, милосердие, ответственность); деятельностный (умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики);

- определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе обоснована необходимость построения воспитательного процесса, направленного на развитие нравственной культуры врача, на основе общих (гуманизации, культуросообразности, интеграции, эффективности духовных и нравственных ценностей, контекстности и детерминированности будущей деятельности, социального развития и саморазвития личности, акмеоло-гической ориентации) и специфических (следованию нравственному примеру, врачебной этики, доверия и поддержки) принципов; раскрыты сущностные характеристики нравственной культуры врача; разработаны критерии и показатели их нравственной культуры; выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в воспитательный процесс модели развития нравственной культуры будущих врачей, диагностического инструментария для определения уровня развития нравственной культуры будущих врачей. Материалы исследования, в том числе программа спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей», могут быть использованы организаторами воспитательного процесса образовательных учреждений медицинского профиля в целях эффективного решения задач развития нравственной культуры будущих врачей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются полнотой изучения научной литературы и диссертационных исследований по проблеме; единством использования методологических подходов к проблеме развития нравственной культуры будущих врачей; непроти-

воречивостью гипотезы и сформулированных задач; выбором комплекса методов, соответствующих цели, задачам, предмету исследования; математической обработкой результатов эксперимента; положительной динамикой уровня развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; успешным практическим использованием результатов исследования, о чем подтверждает справка о внедрении в воспитательный процесс медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». Основные положения исследования докладывались и обсуждались в виде научных докладов и сообщений на международных научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2012 г.), II Международной научной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (Ставрополь, 2012 г.), III Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012 г.); межвузовских конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Пути совершенствования подготовки педагогических кадров в современных условиях» (Чебоксары, 2011 г.), Научной конференции аспирантов, докторантов, соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Чебоксары, 2011, 2012 гг.); заседаниях кафедры педагогики и методологических семинарах аспирантов и докторантов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, заседаниях кураторов студенческих групп на медицинском факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» и т. д.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных работах автора, включая 3 статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (общим объемом — 5,48 пл.).

Положения, выносимые на защиту:

- нравственная культура врача представляет собой уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию. Основой нравственной культуры врача является знание норм нравственности и медицинской этики, система нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении;

- критериями и показателями уровня нравственной культуры будущих врачей являются: мотивационно-ценностный (наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и про-

фессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки); когнитивный (наличие знаний основ нравственности и медицинской этики); личностный (гуманность, милосердие, ответственность); деятельностный (умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики);

- педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза являются: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (205 наименований), трех приложений, включающих программу спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей», дидактические материалы и методический инструментарий к занятиям по развитию нравственной культуры будущих врачей (образец), диагностический инструментарий. Объем основного текста - 164 страниц, общее число иллюстраций — 37 (3 схемы, 14 таблиц и 20 рисунков).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность исследования; определены его цель, объект и предмет; сформулированы гипотеза и задачи исследования; представлены методологическая и теоретическая основы и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов; выдвинуты положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза» рассмотрены сущность и содержание понятия «нравственная культура личности», проанализирована специфика профессиональной деятельности врача; уточнено и конкретизировано содержание понятия «нравственная культура врача»; разработаны критерии и показатели, охарактеризованы уровни нравственной культуры будущих врачей; сделан анализ современного состояния проблемы развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Исследование показало, что проблема формирования нравственной культуры является одной из важнейших задач в исследовании проблем современ-

ного образования и его важнейших институтов. В научной литературе изучены различные ее аспекты и накоплен большой опыт по поиску путей ее решения.

Анализ научных работ С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, Е. М. Ба-босова, В. И. Бакштановского, В. Л. Бачинина, В. А. Блюмкина, Л. Г. Гринберга, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. С. Зубры, А. С. Лаптенка, Н. В. Рыбаковой, А. И. Титаренко и других позволил нам сделать вывод, что нравственную культуру личности можно рассматривать как уровень нравственного развития человека, отражающий степень освоения им морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Особенности нравственной культуры личности заключаются, во-первых, в том, что она носит «всепроникающий характер», пронизывая своим содержанием все сферы жизнедеятельности человека; во-вторых, что она органически связана со свободой личности; в-третьих, что она во многом зависит от уровня мировоззрения личности, от воспитания чувства личной ответственности. В структуре нравственной культуры личности, соглашаясь с точкой зрения Л. М. Архангельского, мы выделяем три компонента: нравственное сознание, нравственные отношения, нравственную деятельность.

Нравственная культура имеет специфические проявления в профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Специфика профессиональной деятельности врача определяется уникальным нравственным пространством медицины. Нравственными основаниями врачевания являются общечеловеческие моральные ценности, принципы и нормы. По нашему мнению, именно нравственность является основным регулятором эффективности профессиональной деятельности, ориентируя и ограничивая применение медицинских знаний и навыков в конкретных случаях.

Профессиональное поведение врачей и их деятельность определяют следующие нравственные принципы: принцип «непричинения вреда», ограничивающий медицинские вмешательства; принцип «делай добро», выступающий направляющей активности врача, позволяющий расставить приоритеты в процессе выбора среди возможных вмешательств; принцип «автономии личности», уравнивающий роли врача и пациента в сфере принятия решений и опирающийся на право выбора и самостоятельность человека; принцип «справедливости», гарантирующий равный доступ всех слоев и групп населения к получению медицинских услуг, а также равное распределение ресурсов здравоохранения. Вне зависимости от социально-общественных формаций условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение вышеперечисленных нравственных принципов медицинской профессии, соответствующих ее гуманной сущности - облегчения страдания и помощи больному человеку. Если эта первичная обязательная основа врачевания отсутствует, нельзя говорить о соблюдении нравственных норм.

Из всего вышеизложенного в рамках нашего исследования нравственная культура врача рассматривается нами как уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию. Основой нравственной культуры врача является знание норм нравственности и медицинской этики, система нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении.

Исходя из цели и реальных условий проведения исследования, нами разработаны следующие критерии нравственной культуры будущих врачей:

1. Мотивационно-ценностный критерий: наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования, развитость эмпатической установки.

2. Когнитивный критерий: наличие знаний основ нравственности и медицинской этики, полнота и объем нравственных представлений и понятий, которыми владеет будущий врач.

3. Личностный критерий: сформированность нравственных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности (гуманность, милосердие, ответственность и др.).

4. Деятельностный критерий: умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики, принимать нравственные решения в ходе преодоления проблем, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.

Принимая во внимание то, что развитие нравственной культуры у буду- " щих врачей имеет различный уровень, нами такими уровнями установлены: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень: не развиты ценностные ориентации, отсутствует нравственная мотивация, низкий уровень эмпатии; представления о нравственных понятиях правильные, но недостаточно четкие и полные, слабое знание основ медицинской этики; основные профессионально-нравственные качества развиты крайне слабо, хотя не исключена определенная сформированность наиболее распространенных; отсутствует инициатива в построении отношений и деятельности в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики, наблюдается неумение принимать нравственные решения в ходе преодоления проблем, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения. Средний уровень: сформировано полное представление о нравственных ценностях, наблюдается наличие нравственных ориентиров, моральных норм и принципов, характерны неустойчивость нравственной мотивации и мотивации профессиональной деятельности, средний уровень эмпатии; знания основ нравственности и медицинской этики достаточные для профессиональной деятельности; основные профессионально-нравственные качества развиты, но проявляются в зависимости от личных интересов студентов; проис-

ходит становление студента из пассивного наблюдателя в участника процесса нравственного развития, в разрешении нравственных проблем руководством являются принятые в обществе нравственные требования, нормы и правила поведения без критического их осмысления. Высокий уровень: присутствует устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям, развита нравственная мотивация, которая носит устойчивый характер, высокий уровень эмпа-тии; сформированы глубокие и полные знания о нравственных понятиях, об основах медицинской этики и нравственном облике врача; основные профессионально-нравственные качества развиты и проявляются постоянно; наличие стремления к непрерывному самовоспитанию, самостоятельность в нравственном выборе на основе принятых в обществе нравственных требований, норм и правил поведения.

В современных условиях актуализации нравственных ориентиров профессиональной деятельности врача и нравственных ценностей медицины повышается роль воспитательной работы, призванной повысить качество профессиональной подготовки будущих врачей. Целью современной системы вузовского воспитания должна стать подготовка духовно-нравственной, профессионально и культурно ориентированной, а также саморазвивающейся личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды.

Проведенный анализ современного состояния проблемы показал, что развитие нравственной культуры будущего врача, формирование его нравственного потенциала являются очень ценным компонентом в профессиональной подготовке и вместе с тем далеко не просто достигаемым. Работу по нравственному воспитанию в медицинском вузе можно оценить как сложную, что связано с поиском новых ориентиров в воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний нравственный кризис. Воспитание будущих врачей осложняется противоречивостью современной ситуации. С одной стороны, оно происходит в условиях ослабления идеологического влияния, изменения потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях, которые формируют кризисное состояние лечебных учреждений, на базе которых студенты проходят обучение. Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, но не может найти соответствующих форм самоутверждения и самореализации.

Все это ведет к падению нравственно-этической культуры будущих врачей, к дефициту таких качеств, как честность, чувство долга, ответственность, уважение к людям, толерантность, альтруизм, милосердие и др.

Одной из серьезных проблем в нравственном воспитании будущих врачей, на наш взгляд, является недостаточная разработанность новых технологий нравственного воспитания студенчества, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится современное общество, а также этическим и нравственным качествам врачебного искусства.

Результат - высокий уровень развития нравственной культуры будущих врачей

Схема 1. Модель развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

В ходе теоретического исследования нами выявлены следующие педагогические условия: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс (схема 1); усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза» описаны организация, содержание и анализ результатов экспериментальной работы по проверке эффективности вводимых педагогических условий.

Целью опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с 2008 по 2012 год, явилась реализация перечисленных педагогических условий.

Экспериментальной базой исследования явился медицинский факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». В эксперименте приняли участие студенты б групп по специальности «Лечебное дело» (набор 2008 г.), которые соответственно по годам проведения исследования составили: экспериментальные группы - ЭГ| (9 человек), ЭГ2 (8 человек), ЭГ3 (9 человек) и контрольные группы - КП (8 человек), КГ2 (8 человек), КГ3 (9 человек).

Для определения уровня развития нравственной культуры будущих врачей по выделенным нами критериям использовались следующие методики: по мотивационно-ценностному - «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной и «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко; когнитивному — модифицированные методики «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана, «Как поступать» И. Б. Дермановой и тестовые задания по основам биомедицинской этики (на формирующем этапе эксперимента); по личностному - разработанный нами опросник, где эксперты (преподаватели и кураторы студенческих групп) должны были отметить из предложенного перечня нравственных качеств их наличие по 5-бальной шкале; по деятельностному (на формирующем этапе эксперимента) - разработанная нами шкала для определения степени включенности будущих врачей в нравственный процесс в ходе проведения воспитательных мероприятий. Результаты констатирующего этапа эксперимента, который был проведен со студентами исследуемых групп, показали, что в экспериментальных и контрольных группах исходный уровень развития нравственной культуры был почти одинаковый. Для упрощения обработки и интерпретации полученных результатов данные по воспитуемым трех экспериментальных групп были объединены в одну - ЭГ (26 человек), данные по воспитуемым трех контрольных групп также были объеди-

нены в одну - КГ (25 человек). Исходный уровень развития нравственной культуры оказался приблизительно одинаковый у студентов экспериментальной и контрольной групп. Данные, представленные на рис. 1 демонстрируют, что большинство опрашиваемых студентов имеют низкий уровень развития нравственной культуры, что подтвердило необходимость научного решения проблемы нравственного воспитания будущих врачей.

Рис. 1. Уровни развития нравственной культуры будущих врачей в ЭГ и КГ до эксперимента (%)

Формирующий этап эксперимента предполагал реализацию выявленных

нами педагогических условий.

Первое педагогическое условие - конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их будущей профессии - предполагало внесение корректировки в план нравственного воспитания медицинского факультета, которая заключалась в реализации во внеаудиторное время спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей», в содержание которого входили занятия, развивающие нравственную культуру

студентов медицинского факультета.

Целью разработанного спецкурса явилось повышение уровня развития нравственной культуры, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.

В результате реализации спецкурса будущие врачи овладевали знаниями: о специфике профессии врача, обусловленной общественной значимостью его профессии; об основных правилах и принципах профессиональной врачебной этики; о профессиональном этикете врача как внешнем проявлении его нравственной культуры. У студентов формировались умения: соотносить моральные принципы со своей будущей профессиональной деятельностью, доказывать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии; навыки изложения са-

»Экспериментальная группа

¿¡Контрольная группа

мостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.

В ходе прохождения данного курса было уделено внимание формированию нравственных жизненных и профессиональных ценностей, рассмотрению характера моральных взаимоотношений врача и общества, врача и пациентов, а также морально-этических проблем медицины. Рассмотрение этих вопросов способствовало развитию культуры морально-этического мышления, умению принимать нравственные решения, укреплению профессионально-нравственной позиции будущих врачей, уточнению их ценностных ориентации, расширению их личностного опыта.

Содержание спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей» явилось информационно-дидактическим дополнением таких предметов, как «Биомедицинская этика» и «История медицины». Спецкурс предназначался для студентов 1-Ш курсов медицинского факультета, включал 24 темы и был рассчитан на 48 часов. Спецкурс реализовывался кураторами во время кураторских часов (1 раз в месяц).

В план духовно-нравственного воспитания медицинского факультета нами также были внесены следующие мероприятия: диагностические мероприятия, встречи с кураторами и студентами, проведение методического семинара для кураторов студенческих групп.

В целях совершенствования воспитательной работы по нравственному воспитанию нами была разработана модель развития нравственной культуры будущих врачей, которая была внедрена в воспитательный процесс медицинского факультета и явилась вторым педагогическим условием.

При конструировании модели развития нравственной культуры будущих врачей подразумевалось комплексное использование возможностей воспитательной системы медицинского вуза с учетом требования государственной социальной политики в области нравственного воспитания будущих специалистов и специфики профессиональной деятельности врачей. Стратегия развития нравственной культуры будущих врачей, применяемая в разработке авторской модели, базировалась на основных положениях личностно ориентированной парадигмы образования.

Для создания модели использовались такие параметры, как цель, задачи, принципы, содержание, формы организации воспитательного процесса, методы и средства воспитания.

Целью воспитательного процесса в данной модели было определено развитие нравственной культуры будущих врачей.

Для достижения поставленной цели были определены задачи: вооружение студентов системой нравственных знаний, представлений, понятий, убеждений; развитие позитивного отношения к жизненным и профессиональным ценностям, способности к эмпатии, нравственных качеств; формирование умений и навыков нравственного поведения; формирование умений и навыков нравственного поведения.

Основными принципами процесса развития нравственной культуры будущих врачей явились принципы: гуманизации, культуросообразности, интеграции, эффективного социального взаимодействия, приоритетности духовных и нравственных ценностей в профессиональной направленности будущего врача, контекстности и детерминированности будущей деятельности, социального развития и саморазвития личности, акмеологической ориентации, а специфическими - принципы следования нравственному примеру, врачебной этики, доверия и поддержки, творчества и успеха.

Содержательной основой модели явился спецкурс «Развитие нравственной культуры будущих врачей». Основными направлениями содержания деятельности по развитию нравственной культуры личности будущего врача определены: теоретическое, подразумевающее нравственное просвещение студентов; практическое, полагающее формирование умений и навыков нравственного поведения, и социально-личностное, предполагающее активизацию работы студентов по нравственному самосовершенствованию.

В ходе реализации данного спецкурса активно использовались методы беседы, дискуссии, вовлекающие студентов в свободный диалог, обмен мнениями, спор, затрагивающие важнейшие нравственные и профессиональные проблемы. Наиболее эффективными оказались следующие методы воспитания: анализ, конструирование, прогнозирование и организация конкретных ситуаций, которые позволяли успешно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности студента. При рассмотрении ряда морально-этических проблем медицины применялся метод «круглого стола», связанный со столкновением различных взглядов, убеждений, ценностных отношений, с поиском истины.

Кроме того, была предпринята целенаправленная работа по формированию устойчивой мотивации студентов на дальнейшее профессионально ориентированное и духовно-нравственное развитие и саморазвитие с помощью методов убеждения, внушения и примера. Со студентами были проведены беседы о сущности нравственной культуры и ее проявлении в профессиональной жизни и деятельности врача, специфике профессиональной деятельности врача. При этом особое внимание уделялось проблеме гуманизма и милосердия в медицине.

Наибольший интерес у студентов вызвали занятия, посвященные истории развития здравоохранения в Чувашии, героизму и мужеству врачей, в том числе и врачей из Чувашии, во время ВОВ 1941-1945 гг.

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что эффективность воспитательной работы по развитию нравственной культуры студентов медицинского факультета во многом обеспечивается реализацией третьего педагогического условия - усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности по развитию у будущих врачей нравственной культуры путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием.

При проведении опытно-экспериментальной работы особое внимание уделялось пониманию преподавателями и кураторами студенческих групп того, что внеаудиторная работа имеет свой особый потенциал в решении задач нравственного воспитания личности. Мы пришли к выводу, что наиболее существенный духовно-нравственный потенциал имеет в себе общественно полезная деятельность, связывающая развитие личности будущего врача с интересами учебного заведения, с жизнью родного города, региона, страны. Привлекая студентов к общественно полезной деятельности, поощряя их самостоятельность и общественную инициативу, мы способствовали их личностно-профессиональ-ному развитию и формированию у них духовно-нравственных ориентиров.

Нравственное воспитание в процессе внеаудиторной работы на медицинском факультете включало: активную реализацию воспитательного потенциала Кодекса чести студента, гимна Университета; укрепление имиджа Университета; воспитательную работу с использованием достойных примеров учебно-научной деятельности студентов и преподавателей Университета; формирование и использование культурной среды вуза, представляющей собой совокупность образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, информационных, кадровых и материальных обеспечений организации нравственного развития студентов.

Все это потребовало постоянного совершенствования и обновления форм и методов организации воспитательной деятельности факультета, таких как всевозможные встречи с известными медицинскими работниками; беседы со специалистами по проблемам наркомании и алкоголизма, вреде курения; проведение праздничных вечеров, экскурсий по музеям, коллективные посещения спектаклей с последующим обсуждением; знакомство с бытом студентов и воспитательная работа в общежитиях; участие в спортивных мероприятиях и в общественно полезном труде; проведение мероприятий, направленных на выявление и развитие у будущих врачей творческих способностей.

Для расширения возможностей развития личности студента - будущего врача, его духовных интересов, для повышения общей культуры на медицинском факультете организованы творческие коллективы: КВН, танцевальная студия и др. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе. Студенты СНО медицинского факультета активно участвуют в научных конференциях региональных и всероссийских уровней: студенческих научных конференциях, открытых фестивалях науки «Человек. Гражданин. Ученый», «Юность Большой Волги», «Гордоновские чтения» и других мероприятиях. Активная творческая деятельность студентов, имеющая нравственную направленность, была организована в различных формах волонтерской деятельности и благотворительных акциях (Неделя Добра, День Донора). Благотворительная деятельность заключалась в сборе вещей, книг, канцтоваров с последующим выездом студентов в детские дома и дома престарелых с концертными программами. Одной из форм внеаудиторной работы явилось шефство будущих врачей над детским домом «Малютка».

В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что эффективность воспитательной работы по развитию нравственной культуры будущих врачей во многом обеспечивается комплексом целевых программ, разработанных в вузе: по первичной профилактике наркомании и СПИДа, развитию студенческой науки, гражданско-патриотическому воспитанию. Целью разработки данных программ на медицинском факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», явилась координация усилий администрации, коллектива преподавателей, органов студенческого самоуправления, руководителей научных и творческих студенческих коллективов по воспитанию выпускников медицинского факультета как граждан и патриотов России, высоконравственных и профессионально подготовленных специалистов, способных к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию с целью достижения наилучших результатов в своей профессиональной и общественной деятельности, по укреплению здоровья и развитию нации.

Проведенная работа позволяет утверждать, что добровольное участие студента во внеаудиторной деятельности свидетельствует о его жизненных, профессиональных, культурных намерениях и притязаниях; желании достичь более высокого уровня собственного развития, занять достойное место в социуме.

Третьим педагогическим условием решения исследуемой проблемы явилась подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей.

К основным направлениям работы кураторов студенческих групп по развитию нравственной культуры будущих врачей мы отнесли: проведение комплексной педагогической работы по развитию нравственной культуры отдельных студентов и студенческих коллективов в воспитательном процессе; реализацию и совершенствование модели развития нравственной культуры будущих врачей; создание условий для реализации профессионально значимых нравственных качеств студентов; оказание комплексной педагогической помощи студентам с низким уровнем развития нравственной культуры, испытывающим трудности в нравственном саморазвитии.

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что воспитательная работа кураторов медицинского факультета по нравственному становлению и самовоспитанию личности студента медицинского факультета должна заключаться в решении ими следующих задач: содействие формированию морально-этического мышления, профессионально-нравственной позиции будущих врачей; оказание помощи в самоопределении будущего врача в профессиональном пространстве; стимулирование процессов профессионально-личностного самовоспитания, саморазвития и самореализации будущих врачей.

Наше исследование подтвердило, что значительное воспитательное влияние на развитие нравственной культуры будущих врачей оказывает не только

профессиональное мастерство, но и моральный облик, общая культура педагога-куратора.

Для успешной деятельности кураторов по развитию нравственной культуры будущих врачей в рамках нашего эксперимента мы разработали научно-методическое обеспечение для проведения диагностики уровня развития нравственной культуры студентов, отслеживали динамику развития нравственной культуры студентов, провели методический семинар «Развитие нравственной культуры будущих врачей».

Результатом нашего эксперимента явилось усиление роли куратора в развитии нравственной культуры студентов медицинского факультета.

В ходе эксперимента мы доказали, что для эффективности воспитательной работы по развитию нравственной культуры студентов медицинского факультета необходима реализация четвертого педагогического условия — осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Организационно-содержательной составляющей нашего эксперимента стала работа по проведению диагностического исследования, выявлению уровня развития нравственной культуры будущих врачей в экспериментальных и контрольных группах. По итогам диагностики мы составили диагностические карты студентов и студенческих групп. Для обеспечения единства и взаимосвязи диагностики и управления мы добивались, чтобы результаты нашего исследования были доступны всем заинтересованным лицам: студентам, преподавателям, кураторам групп, заместителям декана по воспитательной и учебной работе, декану медицинского факультета.

Результаты нашего исследования показали, что осуществление диагностики уровня нравственной культуры будущих врачей позволяет принимать обоснованные решения по управлению процессом развития нравственной культуры студентов медицинского факультета, дает возможность постоянно корректировать данный процесс и совершенствовать способы работы со студентами.

Для доказательства эффективности реализации педагогических условий мы провели диагностическое исследование в экспериментальной и контрольной группах, которое позволило определить, что основной контингент студентов экспериментальной группы переместился на более высокий уровень нравственной культуры. Количество студентов с низким уровнем развития нравственной культуры в экспериментальной группе на 24,3 % меньше, чем в контрольной группе, со средним уровнем - на 1,7 % выше, с высоким уровнем - на 22,6 %.

Результаты формирующего этапа экспериментальной работы представлены на рис. 2.

Полученные результаты были подтверждены данными математической обработки с использованием статистического критерия Пирсона {X2).

Так как X2-шп_ = 6,62 > Х20 П5 = 5,99, то достоверность различий данных контрольной и экспериментальной группы после окончания эксперимента составляет 95%.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность предлагаемого нами подхода к организации воспитательного процесса по развитию нравственной культуры будущих врачей в рамках реализованных педагогических условий.

В заключении подведены итоги исследования, подтвердившие его гипотезу и положения, выносимую на защиту. Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Развитие нравственной культуры студентов-медиков является одним из основополагающих аспектов формирования личности будущего врача. Нравственная культура врача представляет собой уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию. Основой нравственной культуры врача является знание норм нравственности и медицинской этики, система нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении.

2. Определение уровня (низкого, среднего, высокого) развития нравственной культуры будущих врачей может быть осуществлено по следующим критериям: мотивационно-ценностному, показателями которого являются наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки; когнитивному, показателем которого является

наличие знаний основ нравственности и медицинской этики; личностному, показателем которого является наличие нравственных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности (гуманность, милосердие, ответственность); деятельностному, показателем которого является умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики.

3. Эффективности развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза способствует реализация следующих педагогических условий: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Проведенное исследование и полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Настоящей работой не ограничивается круг научных исканий по проблеме развития нравственной культуры будущих врачей. Более подробного рассмотрения требуют вопросы, связанные с нравственной адаптацией будущих врачей к новым социокультурным условиям осуществления профессиональной деятельности в качестве специалиста медицинского профиля, обладающего устойчивой профессионально-нравственной позицией и высоким нравственным потенциалом. Эти и другие проблемы обозначили перспективы для научного поиска и дальнейших исследований.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Игнатьева, Т. С. Диагностика уровня нравственной культуры у студентов I курса медицинского факультета / Т. С. Игнатьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2011. -№ 3 (71). Ч. 2. - С. 95-99 (0,3 пл.).

2. Игнатьева, Т. С. Педагогические условия развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов / Т. С. Игнатьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. -№ 4 (72). Ч. 2. - С. 51-56 (0,38 пл.).

3. Игнатьева, Т. С. О проблеме развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов / Т. С. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. — 2012. —№5, —С. 106-109(0,25 пл.).

Публикации в других научных изданиях:

4. Игнатьева, Т. С. Об особенностях развития нравственной культуры у будущих врачей в процессе изучения иностранных языков / Т. С. Игнатьева // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. -№ 1 (17). - С. 60-63 (0,25 пл.).

5. Игнатьева, Т. С. О проблемах гуманизации высшего медицинского образования / Т. С. Игнатьева // Теоретические и методические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к двухуровневой модели образования : сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - С. 42-46 (0,3 пл.).

6. Игнатьева, Т. С. К вопросу о формировании нравственной культуры студентов-медиков на уроках иностранного языка / Т. С. Игнатьева // Традиции и инновации в лингвистике и лингвообразовании : сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Арзамас : АГПИ, 2011. — С. 204-207 (0,25 пл.).

7. Игнатьева, Т. С. Формирование нравственной культуры у будущих врачей - важнейшая составляющая высшего медицинского образования / Т. С. Игнатьева // Теоретические и методологические проблемы современного образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., состоявшейся 3-4 апреля 2012 г. Т. 1 / Науч.-инф. изд. центр «Институт стратегических исследований». -М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. - С. 171-173 (0,25 пл.).

8. Игнатьева, Т. С. Развитие нравственных качеств у будущих врачей как одна из важнейших стратегий нравственного воспитания в медицинских вузах / Т. С. Игнатьева // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2012. - № 1 (18). - С. 70-73 (0,25 пл.).

9. Игнатьева, Т. С. Научно-исследовательская работа студентов как одно из средств формирования всесторонне развитой, творческой личности врача / Т. С. Игнатьева, Е. А. Соленова // Актуальные вопросы современного образования : материалы II Междунар. науч. конф. - Ставрополь : Центр научного знания «Логос», 2012. - С. 57-60 (0,25/0,125 пл.).

10. Игнатьева, Т. С. Уточнение и конкретизация содержания нравственного воспитания как одно из педагогических условий, обеспечивающее эффективность процесса развития нравственной культуры у будущих врачей / Т. С. Игнатьева // Научная дискуссия : вопросы педагогики и психологии : материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. II. - М., 2012. - С. 82-87 (0,38 пл.).

11. Игнатьева, Т. С. Развитие нравственной культуры будущих врачей : программа / сост. Т. С. Игнатьева. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та. 2013. -44 с. (2,75 пл.).

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 17.04.2013 г. Подписано в печать 25.04.2013 г. Формат 60X84/16. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ. № Ь /3■

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» 428015, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский просп., д.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Игнатьева, Татьяна Станиславовна, Чебоксары

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

На правах рукописи 04201357509 С/

Игнатьева Татьяна Станиславовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ковалев В. П.

Чебоксары - 2013

г

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

1.1. Сущность и содержание понятия «нравственная культура врача», основные показатели и критерии, определяющие уровень ее развития ... 15

1.2. Современное состояние проблемы развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза............ 39

1.3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе

медицинского вуза..................................................................... 58

Выводы по первой главе.............................................................. 89

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

2.1. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза......................................................................... 92

2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.................................. 109

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы................ 129

Выводы по второй главе.............................................................. 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 161

БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................... 165

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................ 183

ВВЕДЕНИЕ

Коренные преобразования всех сторон жизнедеятельности человека и общества пробудили в настоящий момент повышенный интерес к разработке проблемы нравственной культуры личности. Современное российское общество оказалось в сложной ситуации нравственного кризиса, когда прежние ценности нравственного характера подверглись идеологической критике, а новые еще не получили достаточного научного обоснования и общественного признания. Такое кризисное состояние нравственности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов воспитания молодежи в их новой постановке, максимально соответствующей духу времени.

Решению проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения способствует ряд важнейших законодательных и нормативных актов Правительства Российской Федерации в области образования, культуры, социальной и молодежной политики: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные целевые программы «Молодежь России» (2011-2015 гг.), Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. и другие. В них отражены основные направления образовательной политики государства в области нравственного воспитания современной молодежи, поставлены задачи совершенствования воспитательного аспекта профессиональной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.

Подготовка специалистов нового типа, отличающихся не только высоким уровнем профессиональной компетенции, но и высоким уровнем нравственной культуры, может существенно ускорить процессы восстановления социальной стабильности и духовно-нравственного развития общества. В связи с этим для решения данных задач наряду с усилением научного и технологического уровня профессиональной подготовки

специалистов не меньшее значение имеет воспитание студентов, способных впоследствии детерминировать процессы духовно-нравственного оздоровления общества, формирование и развитие у них социально-нравственной направленности, нравственных идеалов и нравственных принципов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа ситуации, связанной с возрастающей неудовлетворенностью общества качеством оказываемой медицинской помощи, а также откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, не соответствующего по своей гуманистической сути медицинской деятельности. В связи с этим с новой силой актуализировались вопросы гуманизации медицинского образования, вопросы личностно-профессионального развития будущего врача, особенно развития его нравственной культуры.

Сегодня уровень развития общества предъявляет новые высокие требования к высшему профессиональному медицинскому образованию, связанные с его содержательным и структурным обновлением, в условиях присоединения России к Болонскому процессу.

Данные обстоятельства требуют выработки новой системы формирования нравственной культуры студентов - будущих врачей как важной составляющей процесса их профессионального становления.

Нравственная культура является важнейшей составляющей процесса становления будущего специалиста-профессионала, ибо профессия и нравственность - это органически взаимосвязанные феномены.

В работах Л. М. Архангельского, Е. М. Бабосова,

B. И. Бакштановского, В. Л. Бачинина, В. А. Блюмкина, Л. Г. Гринберга, Г. К. Гумницкого, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. С. Зубры,

C. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, А. С. Лаптенка, Н. В. Рыбаковой, А. И. Титаренко был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры.

Проблемы воспитания нравственной культуры молодежи рассматривались в работах психологов и педагогов: А. С. Запесоцкого, И. И. Зарецкой, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Е. М. Рангеловой, И. Ф. Свадковского, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др.

Среди работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы, можно выделить работы А. М. Багаутдинова, Н. Б. Крыловой, В. Т. Лисовского, Л. И. Недели, Л. И. Рувинского, И. Э. Ярмакеева, в которых рассматриваются отдельные аспекты нравственной культуры студенчества.

Процессы гуманизации, гуманитаризации высшего образования освещаются в работах А. Ю. Белогурова, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. С. Иткиной, Е. Н. Шиянова и др.

Проблемам современного высшего медицинского образования посвящены работы И. Н. Денисова, И. И. Косарева, М. А. Пальцева, Н. С. Туриной и др.

Пути формирования и развития нравственного пространства медицины рассматриваются в работах А. А. Кирпиченко, Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой и других ученых; нравственные аспекты профессиональной деятельности врачей - в работах Е. А. Андрияновой, А. А. Грандо, Л. А. Лещинского, Ю. М. Лопухина, М. Я. Яровинского и др.

Значимыми для нашей работы стали диссертационные исследования последних лет, рассматривающие проблемы формирования профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы (М. А. Тарарышкиной), развития культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки высшей медицинской школы (М. А. Мартыновой), формирования биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза (О. А. Семеновой), технологии развития

нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (Н. А. Жуковской), формирования

деонтологической компетенции в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (И. П. Слюсаревой).

Несмотря на неоспоримую теоретическую значимость и практическую ценность данных исследований, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически не разработан вопрос о развитии нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза. Решение данной проблемы требует организации целенаправленной подготовки специалистов в этом направлении, разработки критериев и показателей нравственной культуры врачей, а также педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Необходимость поиска и разработки новых теоретических и методических основ развития нравственной культуры будущих врачей предопределена рядом противоречий:

- между возрастающими требованиями современного общества к нравственному облику врача и уровнем нравственной культуры выпускников медицинских вузов, не соответствующим этим требованиям;

- между стоящей перед медицинскими вузами задачей совершенствования работы по развитию нравственной культуры будущих врачей и неразработанностью теоретических и методических основ ее решения.

Данные противоречия определили проблему настоящего исследования, заключающуюся в определении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Актуальность проблемы и необходимость теоретического и практического ее решения обусловили выбор темы настоящего исследования

«Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза».

Объект исследования: воспитательный процесс в медицинском вузе.

Предмет исследования: развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза будет эффективным, если:

- раскрыта сущность нравственной культуры врача;

- разработаны критерии, показатели и охарактеризованы уровни ее развития;

- реализованы следующие педагогические условия:

• конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности;

• разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс;

• усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием;

• подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей;

• осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Из целевой установки, объекта и предмета исследования вытекает ряд теоретических и прикладных задач:

- раскрыть сущность понятия «нравственная культура врача»;

- разработать критерии и показатели, охарактеризовать уровни нравственной культуры будущих врачей;

- выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза;

- экспериментально проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики о личности и роли деятельности в ее развитии; основные положения теории нравственности, разработанной в философско-этических исследованиях (С. Ф. Анисимов, В. А. Блюмкин, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Л. Н. Коган, И. Кант, А. И. Титаренко и др.); системный (В. А. Караковский, А. Г. Кузнецова, Л. И. Новикова и др.), аксиологический (Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.) и культурологический (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) подходы к воспитанию.

Теоретические основания исследования составляют:

- теории личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев и др.);

- теория личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

- теория формирования всесторонне развитой личности, разработанная классиками отечественной педагогики (А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, С. Т. Шацкий);

- теория творческого развития и саморазвития личности (В. И. Андреев, В. П. Зинченко, В. М. Соколов, И. Ф. Харламов и др.);

- концептуальные подходы к общей теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Вербицкий, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.);

- концепции гуманизации образования (М. Н. Берулава, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Е. И. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.);

- методологические и дидактические представления о современном образовательном процессе (Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, В. В. Загвязинский, Г. И. Железовская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и

др.);

- теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии (Е. А. Андриянова, А. А. Грандо, Л. А. Лещинский, Б. В. Петровский, В. Д. Трошин, М. Я. Яровинский и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.);

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011 г.);

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 - «Лечебное дело».

Для решения поставленных задач и проверки истинности гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ научной литературы и нормативной документации по теме исследования; прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, оценка экспертов, самооценка; анализ педагогического опыта воспитания студентов и деятельности студентов; педагогический эксперимент; математическая обработка данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 22 преподавателя, 164 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2008 по 2012 г.

На первом этапе - ориентировочно-поисковом (2008-2009 гг.) -осуществлялся теоретический и практический анализ проблемы;

определялись проблема, цель, задачи, гипотеза исследования; разрабатывался план проведения экспериментальной работы; подбирался комплекс методов исследования; проводился констатирующий эксперимент в целях изучения исходного уровня нравственной культуры будущих врачей; выявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2009-2011 гг.) -проводился формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; осуществлялась диагностика уровня развития нравственной культуры будущих врачей и своевременная корректировка организуемого процесса.

На третьем этапе - аналитико-обобщающем (2011-2012 гг.) -обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась математическая обработка экспериментальных данных; систематизировались и уточнялись основные научные положения исследования; оформлялись материалы исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - раскрыта сущность понятия «нравственная культура врача» как уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию на основе знаний норм нравственности и медицинской этики, системы нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении, что расширяет научные представления о профессиональной культуре врача, данные Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой, М. А. Тарарышкиной и другими исследователями;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития нравственной культуры будущих врачей: мотивационно-ценностный критерий (наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки); когнитивный критерий (наличие знаний основ нравственности и медицинской этики); личностный критерий (гуманность, милосердие, ответственность); деятелъностный критерий (умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики);

- определены и научно обоснованы пед