Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Системно-уровневый подход в преподавании курса "музыкальная информатика"

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ситникова, Жанна Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Системно-уровневый подход в преподавании курса "музыкальная информатика"», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ситникова, Жанна Юрьевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА».

1.1. Роль и место курса «Музыкальная информатика».

1.2. Формирование понятийного аппарата курса «Музыкальная информатика».

1.3. Системно-уровневый подход при проектировании содержания курса

Музыкальная информатика».

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМНО-УРОВНЕВОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА».

2.1. Диагностика формирования у студентов системно-уровневого подхода при изучении курса «Музыкальная информатика».

2.2. Содержание методики экспериментального обучения.

2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов системно-уровневого подхода при изучении курса «Музыкальная информатика».

Введение диссертации по педагогике, на тему "Системно-уровневый подход в преподавании курса "музыкальная информатика""

Актуальность исследования. Становление информационного общества, в котором, как отмечает Д.Белл [10], телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями, приводит к использованию новых информационных технологий в различных сферах человеческого знания. Информатика и информационные технологии, проникая во все сферы деятельности человека, стали обязательными предметами в вузе любой направленности. В практику образовательных учреждений вводятся дисциплины, связанные с освоением новых информационных технологий. Введение в практику общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля информационных технологий создает потребность в создании особых учебных курсов по информатике для студентов-гуманитариев в силу специфики данного профиля.

Требования общества начала XXI века сводятся уже не просто к компьютерной грамотности, а к формированию у студентов целостной информационной картины мира. В связи с появлением информационных технологий искусства возникает задача осмысления взаимодействия активно развивающего информационного пространства и функций музыки как одной из подсистем общей информационной системы. Необходимость изучения курса музыкальной информатики в высшем музыкальном учебном заведении диктуется тем, что информатика и информационные технологии, проникая во все сферы деятельности человека, стали обязательными для изучения в вузе любой направленности. Для решения такой задачи необходимо обеспечить достаточный уровень овладения теоретическими знаниями и опытом информационной деятельности, которые бы позитивно соотносились с профессиональной подготовкой студентов в системе высшего музыкального профессионального образования.

Учебный курс музыкальной информатики является составной частью подготовки специалистов в системе высшего музыкального профессионального образования и входит в цикл обязательных общепрофессиональных дисциплин. Помимо обязательного минимума, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, содержание данного курса должно быть построено таким образом, чтобы студенты получили представление о возможностях музыкальной информатики и ее связях с традиционными музыкально-теоретическими и музыкально-историческими дисциплинами — сольфеджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, историей музыки, анализом музыкальных произведений, - причем такой курс должен быть нацелен на решение конкретных и актуальных для музыканта задач.

В общетеоретическом и методологическом планах к проблемам компьютеризации и информатизации образования обращалось большое число педагогов и ученых. Содержательные аспекты образования отражены в трудах B.C. Леднева, С.А. Бешенкова. Содержательные и методологические вопросы обучения информатике и информационным технологиям исследовали А.И. Бочкин, Ю.С. Брановский, А.Г. Гейн, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко. Смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленная переходом к информационному этапу развития общества является концептуальной основой проектирования содержания обучения информатике. «Если вначале курс информатики был ориентирован на изучение алгоритмов, программирования и информационных технологий, — пишет С.А. Бешенков, - то теперь важнейшей составляющей курса информатики становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе, а также освоение метода моделирования как способа научного познания, освоение принципов формализации и подходов к построению компьютерных моделей» [135, с. 91]. В частности, это отражено в Федеральном компоненте

Государственного стандарта образовательной области «Информатика» под редакцией академика А.А. Кузнецова.

Терминология общеобразовательного курса «Информатика» формировалась усилиями целого ряда исследователей; она нередко отражала концептуальные взгляды разработчиков соответствующего курса. Для наших целей использовалась терминологическая база, разработанная С.А. Бешенковым [17, 18] и А.Г. Гейном [39]. Особенности информатики и информационных технологий для гуманитариев исследовали Л.И. Алешин, С.А. Бешенков, В.П. Демкин. Музыковедческой терминологии посвящена работа Е.В. Назайкинского [86]. Вопросы содержания курса музыкальная информатика рассматривали А.П. Ментюков, Ю.Н. Pare, Н.С. Сушкевич, А.В. Харуто.

Взрывное развитие информатики и информационных технологий, начавшееся во второй половине XX века, не только привело к возникновению самого курса информатики, но и определило высокую динамичность содержания этого курса. Тем самым, в содержании курса информатика, в том числе в системе высшего музыкального профессионального образования, наблюдается несоответствие между постоянным обновлением информационных технологий и требованием дидактической устойчивости курса, определяемой необходимостью (в соответствии с ГОС по информатике) формирования современного научного мировоззрения и развития системного видения мира.

Рассматривая особенности профессиональной подготовки музыкантов, многие исследователи Л.Г. Арчажникова [6], В.В. Медушевский [75], Е.Н. Назайкинский [84], Ю.Н. Pare [103, 104], В.Г. Ражников [105] отмечают потребность современной музыкальной культуры и образования в профессионально грамотных специалистах, обладающих системными представлениями о музыкальном искусстве и процессах его развития. Это означает, что в процессе музыкального профессионального образования необходимо вооружить студентов методологией и методикой анализа музыкального произведения, сформировать комплексное историческое мышление, создать системные представления о музыкальной культуре путем изучения структуры и взаимосвязей в музыкальной системе, что является компетенцией соответствующих теоретических музыкальных дисциплин. Нужно отметить, что здесь возникает основа для интеграции с курсом «Музыкальная информатика», который нацелен на освоение студентами основных закономерностей в системах различной природы, в том числе музыкальных, и протекающих в них информационных процессах. Поэтому при изучении курса «Музыкальная информатика» студентами естественно делать акцент на тех ее аспектах, которые позволяют, с одной стороны, осуществить указанную интеграцию системных подходов, изучаемых в курсе «Музыкальная информатика» и применяемых в теоретических музыкальных дисциплинах, а с другой, сформировать у студентов целостную информационную картину мира. Компетентность студентов в указанных аспектах называют их информационной образованностью. Этот взгляд на курс «Музыкальная информатика» выводит его из разряда технологических дисциплин и придает ему общеобразовательный и общекультурный контекст.

В силу указанных причин курс «Музыкальная информатика» должен проектироваться так, чтобы реализовалась возможность усвоения студентами таких общих знаний и умений, которые способствовали бы формированию у них представлений о системах и системном подходе вообще и об использовании этих понятий и методов при анализе музыкальных систем в частности. Центральным моментом здесь является рассмотрение информационной модели музыкального объекта, понимаемой как совокупность взаимообусловленных характеристик музыкального объекта, описывающих его с информационной точки зрения, основанной на выделении синтаксического, семантического и прагматического уровней информации.

Чтобы выполнить стоящие перед курсом «Музыкальная информатика» образовательные задачи, он должен содержательно ориентироваться на ту методологическую базу, которая давно сложилась в музыкознании — от специфических подходов (анализ мелодии, формы [7], гармонический анализ - М.Г. Арановский, JI.A. Мазель, И.В Способин) до подходов системного характера (целостный анализ - JI.A. Мазель, А. Сохор, В.А. Цуккерман [69]).

О важной роли системного подхода применительно к теории музыки в целом говорил Л.А. Мазель. «Разумеется, тот факт, что теория музыки состоит из ряда относительно самостоятельных дисциплин - гармонии, контрапункта (полифонии), инструментовки, учения о формах, ритмики, мелодики, - дает возможность, независимо от того, все ли названные дисциплины преподаются в качестве отдельных консерваторских курсов, детально изучить средства и закономерности каждого элемента и компонента музыки. Однако разобщенность этих дисциплин мешает уяснить всю совокупность средств соответствующей музыкальной культуры (имеется в виду европейская профессиональная музыка приблизительно от конца XVII до середины XX в.) как единую, целостную систему. А это, в свою очередь, не позволяет достаточно глубоко понять ни каждый элемент музыки в отдельности, поскольку остается неясным его место в системе, ни взаимодействие средств в контексте конкретного художественного произведения, так как это взаимодействие тоже связано с закономерностями целостной системы» [70, с.З].

Рассмотренные аспекты, определяющие место курса музыкальной информатики в высшем музыкальном учебном заведении, позволили выявить следующие противоречия: между необходимостью формирования целостной информационной картины мира и недостаточно полным ее представлением в рамках профессиональной подготовки студентов в системе высшего музыкального профессионального образования;

- между необходимостью формирования у студентов системно-уровневого подхода к изучению музыкальных явлений и слабой представленностью данного подхода в содержании курса «Музыкальная информатика»; между целями изучения курса «Музыкальная информатика», в основе которого лежит освоение студентами методологии информационного моделирования, и недостаточной разработанностью методики его преподавания, обеспечивающей достижение этих целей.

Проблема исследования: определение направлений реализации методологических и методических подходов в преподавании курса «Музыкальная информатика».

Недостаточная разработанность указанной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Системно-уровневый подход в преподавании курса «Музыкальная информатика»».

Объект исследования: курс «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования как составляющая профессиональной подготовки.

Предмет исследования: направления реализации системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика».

Гипотеза исследования:

Реализация системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика» будет способствовать развитию информационной образованности студентов, если:

- проектирование содержания курса «Музыкальная информатика» предусматривает интеграцию музыкально-теоретических дисциплин и курса «Музыкальная информатика» на основе системного представления музыкальных явлений;

- содержание курса «Музыкальная информатика» строится на основе системно-уровневого подхода, обеспечивающего представление информационной модели музыкальных объектов; системно-уровневый подход в преподавании курса «Музыкальная информатика» представлен в двуединой форме: с одной стороны, он является предметом изучения как теоретического компонента курса и освоения студентами в проектной деятельности, с другой, он служит основой для проектирования содержания курса.

Цель исследования: обоснование системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика» и разработка направления его реализации в системе высшего музыкального профессионального образования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ педагогической, дидактической, музыковедческой, музыкально-педагогической литературы, а также литературы по теоретическим основам и методике преподавания информатики;

2. Рассмотреть теоретические аспекты системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика»;

3. Разработать направления реализации системно-уровневого подхода при изучении курса «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования, его основные учебные блоки и дидактические материалы; экспериментально подтвердить разработанные направления реализации.

В основу исследования положены следующие теоретико-методологические основания и источники: исследования ученых в области формирования содержания образования (Ю.Б. Бабанский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер и др.); основные положения о технологизации учебного процесса, тесно связанные с семиозисом (В. А. Сластенин, Ф.Т. Терегулов и др.); исследования различных подходов к обучению информатике и информационным технологиям в области гуманитарного образования (С.А. Бешенков, А.А. Веряев, В.П. Демкин, Г.В. Можаева и др.); содержательные и методологические основы обучения информатике и информационным технологиям (Ю.С. Брановский, А.Г. Гейн, А.Г. Кушниренко, Ю.Н. Pare); метод проектов (Дж. Дьюи, Е.С.Полат); основные положения музыкальной психологии о воздействии музыки на развитие личности (В .И. Петрушин, Б.М.Теплов); работы ученых, посвященные различным аспектам теории музыкальных систем (М.Ш. Бонфельд, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский); исследования различных подходов системного характера в области музыкознания (JI.A. Мазель, В.А. Цуккерман).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретические: сравнение и обобщение достижений отечественной и зарубежной литературы, анализ и синтез, моделирование процесса преподавания;

- эмпирические: наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок, статистические методы обработки данных, педагогический эксперимент.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе - ориентационно-подготовительном (2000-2001) -изучалась и анализировалась литература по проблеме, на основе которой уточнялись теоретические положения исследования, систематизировался комплекс значимых для исследований терминов, формулировалась тема, определялся предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

На втором этапе - постановочно-преобразующем (2002-2005) — определены теоретические основы системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика». В соответствии с ними были разработаны содержание курса «Музыкальная информатика» и методика формирования у студентов системно-уровневого подхода при изучении указанного курса, ее основные учебные блоки и дидактические материалы, ориентированные на такое усвоение системно-уровневого подхода, который обеспечит интеграцию музыкально-теоретических дисциплин и курса «Музыкальная информатика». Для изучения основных особенностей предлагаемой нами методики и выявления критериев ее эффективности был проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе — итоговом (2005-2006) - проводился контрольный педагогический эксперимент. Он был направлен на проверку сформированности у студентов системно-уровневого подхода при обучении музыкальной информатики. В рамках этого этапа осуществлялся анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования; формулировались выводы; осуществлялось литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В применении системно-уровневого подхода к построению содержания курса музыкальной информатики, проявляющемся в блочной структуризации содержания, определяющей этапы освоения студентами аналитической, аналитико-синтезирующей и проектной деятельности по построению информационных моделей музыкальных объектов.

2. Обоснована целесообразность применения системно-уровневого подхода- в преподавании курса «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования, проявляющаяся в формировании у студентов системно-уровневого подхода к изучению музыкальных объектов;

3. Определены основные аспекты интеграции предложенной методики формирования у студентов системно-уровневого подхода в системе высшего музыкального профессионального образования, выделены блоки содержательного характера, подчиненные требованиям системно-уровневого подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- уточнено понятие системно-уровневого подхода применительно к явлениям музыкального искусства, в частности, указаны основные информационные уровни и системы, позволяющие строить информационные модели музыкальных объектов (система «Звук», система «Интонация», система «Композиция»), сформулированы основные положения системно-уровневого подхода применительно к музыкальной информатике;

- проанализированы теоретические аспекты системно-уровневого подхода в курсе «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования: рассмотрение информационного объекта как совокупности связанных другом с другом систем, характеризация каждого информационного уровня собственным системным эффектом, обеспечивающим целостность объекта, причем целостность объекта является главным условием придания информационному объекту свойства прагматичности.

- дидактическая устойчивость содержания курса «Музыкальная информатика» в условиях постоянной обновляемости информационных технологий обеспечивается блочной организацией содержания, поэтапной организацией деятельности студентов, гибкостью в реализации учебно-проектной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе создан комплекс материалов, определяющих содержание занятий по курсу «Музыкальная информатика», направленный на формирование у студентов системно-уровневого подхода, создана программа курса «Музыкальная информатика».

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование системно-уровневого подхода при проектировании содержания курса «Музыкальная информатика» обеспечивает интеграцию музыкально-теоретических дисциплин и курса «Музыкальная информатика».

2. Построение содержания курса «Музыкальная информатика» на основе системно-уровневого подхода обеспечивает представление информационной модели музыкальных объектов и реализацию ее средствами компьютерных технологий.

3. Реализация системно-уровневого подхода обеспечивается:

- структурированием содержания курса «Музыкальная информатика» в соответствии с указанным подходом;

- проектированием блочных содержательных структур в соответствии с выделением музыкальных систем согласно уровневой иерархии;

- выделением этапов аналитической, аналитико-синтезирующей и проектной деятельности студентов по построению информационных моделей музыкальных объектов и решении прикладных задач.

4. Блочно-уровневая структура курса «Музыкальная информатика» обеспечивает поэтапную деятельность студентов, посредством которой ими осваивается системно-уровневый подход, а именно:

- в первом блоке студентами осваиваются базовые понятия музыкальной информатики, идет накопление первичных знаний о системном подходе и даются представления об уровнях информации;

- во втором блоке осуществляется формирование системно-уровневого подхода и его усвоение, системно-уровневый подход осознается студентами как инструмент для их аналитической деятельности при рассмотрении конкретных музыкальных явлений и предъявляемых им информационных моделей;

- в третьем блоке системно-уровневый подход осваивается как методология аналитико-синтезирующей деятельности студентов, что позволяет им самостоятельно строить информационные модели музыкальных объектов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в учебном процессе Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского при изучении студентами курса «Музыкальная информатика». Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях и семинарах: Всероссийская научная конференция «ИТО-ОЗ» (Н.Тагил, 2003 г.), Региональная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2003г.), Межвузовская научно-практическая конференция (Воронеж, 2004 г.), XVI Международная научная конференция «Байтик» (Троицк, 2005 г.), V Научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2006 г.), Международная интернет-конференция (Екатеринбург, 2006 г.), VI Международная конференция «PSI-06» (Новосибирск, 2006 г.).

Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проблемы позволяет сделать следующие выводы.

1. Анализ педагогической, дидактической, методической, специальной литературы, государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по музыкальной информатике, а также проведенная опытно-поисковая работа показали, что основное назначение курса «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования состоит в том, чтобы в органичном взаимодействии отразить три важнейших аспекта его общеобразовательной значимости:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира;

- научно-теоретический аспект, позволяющий сформировать необходимый понятийный аппарат информатики и раскрыть общие закономерности протекания информационных процессов;

- технологический аспект, связанный с подготовкой студентов к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий; и обеспечить интегрированность музыкально-теоретических дисциплин с курсом «Музыкальная информатика», которая позволяет рассматривать музыкальные объекты с позиций системно-уровневого подхода, что способствует формированию у студентов представлений о системах и системном подходе вообще и об использовании этих понятий и методов при анализе музыкальных систем в частности.

2. Рассмотрение теоретических аспектов системно-уровневого подхода для проектирования содержания курса «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования показало, что к основным положениям системно-уровневого подхода, можно отнести следующие положения: информационный объект рассматривается как совокупность генетически связанных друг с другом систем; каждая система реализует соответствующий уровень информации и в рамках этого уровня исчерпывающе описывает информационный объект; каждый информационный уровень характеризуется своим системным эффектом (эмержентностью существующей на данном уровне системы); иерархия уровней определена системно-генетическими связями и обеспечивает целостность информационного объекта; целостность объекта является главным условием наличия у данного информационного объекта свойства прагматичности.

3. Методика формирования у студентов системно-уровневого подхода при изучении курса «Музыкальная информатика» в системе высшего музыкального профессионального образования обеспечивает достижение дидактических целей данного курса, если она реализуется в виде блочной структуры: в первом блоке осуществляется знакомство с базовыми понятиями музыкальной информатики и статистическим уровнем информации; во втором блоке осваивается системно-уровневый подход, который применяется для изложения синтаксического и семантического уровней информации; третий блок осуществляет знакомство с прагматическим уровнем и завершает освоение системно-уровневого подхода.

4. Предложенная методика поддержана программой курса, методическим и учебным пособиями, методическими рекомендациями, электронными материалами для теоретических и практических занятий, а также разработанным лабораторным практикумом и системой контроля качества обучения студентов музыкальной информатике. Апробация данной методики в опытно-экспериментальной работе, проведенной со студентами Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, показала, что реализация системно-уровневого подхода в преподавании курса «Музыкальная информатика» способствует развитию информационной образованности студентов и тем самым подтвердила гипотезу исследования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ситникова, Жанна Юрьевна, Екатеринбург

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации Текст. : учеб. пособие / Р. Ф. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

2. Алдошина, И. А. Слух и речь Текст. : ч. 2 / И.А. Алдошина // Звукорежиссер. 2002. - № 8. - С. 45 - 50.

3. Алдошина, И. А. Слух и речь Текст. : ч. 6 / И. А. Алдошина // Звукорежиссер. 2003. - № 2. - С. 44 - 49.

4. Алябьев, С. И. Радиовещание и электроакустика Текст. : учеб. для вузов / С. И. Алябьев, А. В. Выходец, Р. Гермер. М. : Радио и связь, 2000. - 792 с.

5. Арчажникова, Л. Г. Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы Текст. : сб. науч. тр. / Л. Г. Арчажникова [и др] ; Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 142 с.

6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1971.-375 с.

7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения Текст. : общедидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

8. Беленкова, И. О некоторых возможностях рассмотрения музыки как семиотического объекта Текст. / И. Беленкова // Украинское музикознавство. Киев, 1977. - Вып. 12. - С. 76-90.

9. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество Текст. : опыт социал. прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. - 956 с.

10. Белунцов, В. О. Музыкальные возможности компьютера Текст. / В.О. Белунцов. СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

11. Белунцов, В. О. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов Текст. / В.О. Белунцов. М.: ДЕСС КОМ, 2001. - 512 с.

12. Берталанфи, фон JI. Общая теория систем: обзор проблем и результатов Текст. / JI. фон Берталанфи // Системные исследования: ежегодник. — М., 1969.-250 с.

13. Бешенков, С. А. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие для гуманит. фак. Педвузов Текст. / С.А. Бешенков, А.Г Гейн, С.Г. Григорьев Екатеринбург, 1995. - 144 с.

14. Бешенков, С. А. Гуманитарная информатика в начальном обучении Текст. / С.А. Бешенков, A.JL Давыдов, Н.В. Матвеева // Информатика и образование. 1997. - № 3. - С. 96 - 106.

15. Бешенков, С. А. Гуманитарная информатика в начальном обучении Текст. / С.А. Бешенков, A.JI. Давыдов, Н. В. Матвеева // Информатика и образование. 1997. - № 4. - С. 62 - 64.

16. Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс Текст. : учеб. для10 кл. / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. М.: Лаб. базовых знаний, 2001. -432 с.

17. Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс Текст. : учеб. для11 кл. гуманитар, профиля / С.А. Бешенков, Н.В. Кузьмина, Е.А. Ракитина. -М.: Бином : Лаб. базовых знаний, 2002. 200 с.

18. Бешенков, С. А. Развитие содержания обучения информатике на основе понятий и методов формализации Текст. : автореф. дис. д-ра пед. наук / Бешенков Сергей Александрович. М., 1993. - 48 с.

19. Блюменау, Д. И. Информационный анализ и синтез для формирования вторичного потока документов Текст. : учеб.-практ. пособие / Д.И. Блюменау. СПб.: Профессия, 2002. - 240 с.

20. Бондаренко, А. В. Грамматическое значение и смысл Текст. / А.В. Бондаренко. —Л.: Наука, 1978. 96 с.

21. Бонфельд, М. Ш. Музыка : Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного анализа музыкального искусства) Текст. : тезисы / М.Ш. Бонфельд. М.: МГЗПИ, 1991.-Ч. 1.-125 с.

22. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики Текст. : учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов / А. И. Бочкин. Минск: Вышэйш. шк, 1998.-431 с.

23. Бриллюэн, JI. Квантовая статистика Текст. / JI. Бриллюэн. Харьков: ОНТИ, 1934.-511 с.

24. Брукс, Ф. П. Опыт по сочинению музыки Текст. / Ф.П. Брукс [и др.] // IRE Trans. On Electron. Comput. EC-6. 1957. - C. 175 - 182.

25. Будилов, В. Музыкальный кристалл Текст. / В. Будилов // Компьютер Price: еженедельник. 2001. - № 13. - С. 5-30.

26. Будилов, В. Работаем с Finale 2001 Текст. / В. Будилов; под ред C.JI. Корякина-Чернаки. СПб.: Наука и техника, 2001. - 240 с.

27. Буякас, Т. М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании Текст. / Т.М. Буякас, О.Г. Зевина // Вопр. психологии. - 1997. - № 5. - С. 44-56.

28. Велихов, А. В. Основы информатики и компьютерной техники Текст. : учеб. пособие / А. В. Велихов. М.: COJIOH-Пресс, 2003. - 544 с.

29. Веряев, А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе Текст. : монография / А.А. Веряев; Барнаул, гос. пед. гос. ун-т. -Барнаул : [б. и.], 2000. 126 с.

30. Ветров, А. А. Семиотика и ее основные проблемы Текст. / А.А. Ветров. -М.: Полит, лит., 1968. 96 с.

31. Гаспаров, Б. М. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальнойсемантики Текст. / Б.М. Гаспаров // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1977. - Вып. 414. - С. 120 - 137.

32. Гейн, А. Г. Восприятие гармонии и музыкального метра Текст. / А. Г. Гейн, В. М. Цеханский // Вопр. психологии. 1976. - № 6. — С. 17-22.

33. Гейн, А. Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла Текст. : дис. д-ра пед. наук / Гейн Александр Георгиевич. М., 2000. - 248 с.

34. Гейн, А. Г. К вопросу о понятии «музыкальная информация» Текст. / А.Г. Гейн, Ж.Ю. Ситникова // Ученые записки НТГПИ. Естественные науки. Ниж. Тагил, 2003. - Вып. 5. - С. 46- 60.

35. Гейн, А. Г. Система понятий информатики и ее отражение в школьных учебниках и пособиях Текст. / А.Г. Гейн // Информатизация образования'94: тез. докл. науч.-практ. конф., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1994. С. 117 -118.

36. Гейн, А. Г. Системно-уровневый подход к понятию "информация" в музыкальном искусстве Текст. / А.Г. Гейн, Ж.Ю. Ситникова // Перспективы систем информатики: Сб. материалов VI межд. конф. / ИСИ СО РАН -Новосибирск, 2006. С. 25 - 31.

37. Глушков, В. М. Введение в кибернетику Текст. / В. М. Глушков. Киев: Акад. наук УССР, 1964.-324 с.

38. Демкин, В.П. Гуманитарная информатика или информатика для гуманитариев: постановка проблемы Текст. / В. П. Демкин, Г.В. Можаева // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 2002. -№29.-С. 258-264.

39. Долинер, JI. И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты Текст. / Л.И. Долинер, Рос. гос. проф.-пед. ун-та Екатеринбург, 2003. - 344 с.

40. Дубровский, Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов Текст.: практ. пособие / Д. Дубровский. М.: ТРИУМФ, 1999. - 400 с.

41. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

42. Ершов, А. П. Избранные труды Текст. / А.П. Ершов. Новосибирск : Наука, 1994.-416 с.

43. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.

44. Задоенко, Т. П. Основы китайского языка Текст. : ввод, курс / Т.П. Задоенко, Хуан Шуин. 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1993. - 270 с.

45. Заморин, А. П. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию Текст. / А.П. Заморин, АС. Марков; под ред. М.Р. Шура-Буры. М.: Рус. яз., 1988. - 221 с.

46. Зарипов, Р.Х. Кибернетика и музыка Текст. / Р.Х. Зарипов. М.: Музыка, 1976.- 178 с.

47. Иванов, В. В. Структурно-типологический подход к семантической интерпретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте Текст. /В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1977.-Вып. 8.-С. 103 119.

48. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

49. Килпатрик, У. X. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе Текст. / У.Х. Килпатрик. Д.: Брокгауз-Эфрон, 1925.-56 с.

50. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. : анализ зарубеж. опыта / М.В. Кларин. М.: Знание, 1989. - 80 с.

51. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века Текст. / Ц. Когоутек. М.: Музыка, 1976 — 267 с.

52. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание: аксиологический подход Текст.: монография / Г. Г Коломиец. Оренбург : ООИПКРО, 2001. -240 с.

53. Кон, Ю. О некоторых общих основах языка тональной музыки XX века Текст.: автореферат / Ю. Кон. М.: ВНИИИ, 1987. - 41 с.

54. Краевский, В. В. Общие основы педагогики Текст. : учеб. для студентов пед. вузов / В. В. Краевский. М.: Академия, 2000. - 256 с.

55. Кузнецов, А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе Текст. : автореф. дис. д-ра пед. наук / Кузнецов Александр Андреевич М., 1988. - 48 с.

56. Кушниренко, А. Г. Информационная культура. Новые информационные технологии. 11 кл. Текст. : пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко [и др.]. М.: Дрофа. 2000. - 160 с.

57. Лазутина, Т. В. Процесс символизации в музыке Текст. : автореф. дис. канд. филос. наук / Лазутина Татьяна Владимировна ; Тюмен. гос. ун-т. -Тюмень, 2003. 20 с.

58. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик и др.. М.: Академия, 2001. - 624 с.

59. Лебедев, Д. С. О возможности увеличения скорости передачи телеграфных сообщений Текст. / Д. С. Лебедев, В. А. Гармаш // Электросвязь. 1958. - № 1. - С. 68 - 69.

60. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 1991.-224 с.

61. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2004. - 352 с.

62. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И.Я. Лернер — М.: Педагогика, 1981. 186 с.

63. Лотман, М. Ю. Семиосфера Текст. / М.Ю. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2001.-704 с.

64. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм Текст. : учеб. для музык. вузов / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - Ч. 1. - 752 с.

65. Мазель, Л. А. Статьи по теории и анализу музыки Текст. / Л.А. Мазель -М.: Сов. композитор, 1982. 274 с.

66. Мазель, Л. А. Музыкознание и достижения других наук Текст. / Л.А. Мазель // Сов. музыка. 1974. - № 4. - С. 24 - 35.

67. Медников, В. В. Основы компьютерной музыки Текст. : самоучитель / В.В. Медников. СПб.: БХВ - Петербург, 2002. - 336 с.

68. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки Текст. / В.В. Медушевский. М. : Композитор, 1993. - 270 с.

69. Медушевский, В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект Текст. / В.В. Медушевский // Сов. музыка. 1979. - № 3. - С. 30 - 39.

70. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. /В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

71. Ментюков, А. П. Музыка, электроника, интонирование Текст. / А. П. Ментюков, А. А. Устинов, С. А. Чельдиев ; Новосиб. гос. консерватория. — Новосибирск. : [б. и.], 1993. 312 с.

72. Минаев, Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства Текст. : автореф. дис. д-ра искусстоведения / Минаев Евгений Анатольевич. М., 2000. - 51 с.

73. Михайлов, М. К. Стиль в музыке Текст. / М.К. Михайлов. JI.: Музыка, 1981.-264 с.

74. Моль, А. Теория систем и эстетическое восприятие Текст. / А. Моль. -М.: Мир, 1966.-351 с.

75. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. - 672 с.

76. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

77. Назайкинский, Е. В. Музыка звуковой мир Текст. / Е.В. Назайкинский // Сов. музыка. - 1986. - № 11. - С. 82 - 88.

78. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 384 с.

79. Назайкинский, Е. В. О системе музыкально теоретических дисциплин Текст. / Е.В. Назайкинский // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М., 1978. - С. 34 - 36.

80. Назайкинский, Е. В. Понятия и термины в теории музыки Текст. / Е.В. Назайкинский // Методологические проблемы музыкознания: сб. ст. — М.: Музыка, 1987.-С. 151 177.

81. Назайкинский, Е. В. Термины, понятия, метафоры Текст. / Е.В. Назайкинский // Сов. музыка. 1984. - № 10. - С. 70 - 81.

82. Немыкина, И. Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки Текст. / И.Н. Немыкина; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 1997. - 65 с.

83. Новипкая, Л. П. Психофизиологическое исследование эффективностивоздействия музыки как сложного звукового коммуникативного сигнала Текст. : автореф. дис. канд. психол. наук / JI. П. Новипкая; Моск. гос ун-т. -М., 1987.-24 с.

84. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов. М.: Рус. яз, 1983.-816 с.

85. Орлов, Г. Древо музыки Текст. / Г. Орлов. 2-е изд., испр. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

86. Очеретовская, Н. Содержание и форма в музыке Текст. / Н. Очеретовская. JL: Музыка, 1985. - 112 с.

87. Петелин, Р. Ю. Музыка на PC. Cakewalk Текст. / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. СПб.: БХВ-Петербург, 1999. - 512 с.

88. Петелин, Р. Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства Текст. / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. СПб.: БХВ-Петербург : Арлит, 2001. - 608 с.

89. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия Текст. : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

90. Пинкертон, Р. Теория информации и мелодия Текст. / Р. Пинкертон // Scient. Amer., 194. 1956. - № 2. - С. 77 - 86.

91. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. : учеб. пособие / Е.С. Полат. 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2005.- 272 с.

92. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов Текст. / Е.С. Полат // Наука и школа. 1997. - № 4. - С. 82 - 88.

93. Полетаев, И. А. Сигнал Текст. : о некоторых понятиях кибернетики / И.А. Полетаев. М.: Сов. радио, 1958. - 404 с.

94. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / Д. К. Кирнарская [и др.] ; под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. - 368с.

95. Pare, Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства Текст. : дис. в виде науч. докл. д-ра искусствоведения / Ю.Н. Pare; Моск. гос. консерватория. М., 1998. - 80 с.

96. Pare, Ю. Н. Интонация в системе музыкально-художественной информации Текст. / Ю.Н. Pare // Воспитание музыкального слуха. М., 1999.-Вып. 4.-С. 3-10.

97. Pare, Ю. Н. Перспективы и принципы информатизации музыкального образования Текст. / Ю.Н. Pare // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. - Вып. 4. - С. 5-12.

98. Pare, Ю. Н. Теоретическое музыкознание Текст. : учеб. пособие / Ю.Н. Pare. — М.: ГМПИ, 1983.-63 с.

99. Ражников, В. Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Ражников. М.: Знание, 1980. - 96 с.

100. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст. : практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.

101. Ситникова, Ж. Ю. Информационный взгляд на музыкальные системы. Музыкальное образование детей и юношества: проблема и поиски Текст. / Ж.Ю. Ситникова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 2006. - С. 52 -58.

102. Ситникова Ж.Ю. Программа по дисциплине «Музыкальная информатика» Текст. / Ж.Ю. Ситникова // Урал. гос. консерватория -Екатеринбург, 2005.- 24 с.

103. Интернет-конференции, Екатеринбург, 3-23 апреля, 2006 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2006. - С. 22 - 27.

104. Ситникова, Ж. Ю. Музыкальная информатика Текст. : метод, рекомендации к курсу / Ж.Ю. Ситникова; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2006. 23 с.

105. Ситникова, Ж. Ю. Музыкальная информатика Текст. : учеб.-метод. пособ. по курсу музык. информатики / Ж.Ю. Ситникова ; Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: б. и., 2006. 86 с.

106. Сластенин, В. А. Педагогика Текст. : учеб. пособ. / В. А Сластенин [и др.]. 4-е изд. - М. : Школ, пресса, 2002. - 512 с.

107. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров.- М.: Сов. энцикл., 1981. 1600 с.

108. Соссюр, де Ф. Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр. 2-е изд., стер. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 256 с.

109. Сушкевич, Н. С. Основы информационных технологий Текст. : программа для аспирантов и соискателей музык. вузов / Н.С. Сушкевич. -Минск: Белорус, гос. акад. музыки, 2003. 14 с.

110. Сушкевич, Н. С. Основы музыкальной информатики Текст. : программа для студентов музык. вузов / Н.С. Сушкевич. Минск: Белорус, гос. акад. музыки, 2003.- 10 с.

111. Тараева, Г. Р. Общие проблемы теории музыкального языка. Система музыкального языка Текст. / Г.Р. Тараева. М.: ГБЛ, 1988. - 36 с.

112. Теплов, Б. М. О музыкальном переживании Текст. / Б.М. Теплов // К 35-летию научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945. С. 427—447.

113. Терегулов Ф. Ш. Образование третьего тысячелетия Текст. / Ф. Ш. Терегулов, В. Э. Штейнберг // Школ, технологии. 1998. - № 3. - С. 24 - 48.

114. Терентьев, Ю. Ю. Музыкальная информатика Текст. : учеб. пособие / Ю.Ю. Терентьев. Краснодар : Эоловы струны, 2001. - 132 с.

115. Терентьев, Ю. Ю. Структура и содержание музыкальной информатики в системе музыкального профессионального образования Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук / Терентьев Юрий Юрьевич. Краснодар, 2003. - 22 с.

116. Тимофеев, Л. И. Стих как система Текст. / Л.И. Тимофеев // Вопр. лит. -1980.-№7.-С. 158-189.

117. Тэрнер, В. Символ и ритуал Текст. / В. М. Тэрнер. М.: Наука, 1983. -278 с.

118. Шидишкис, Б. Интервалы, как знаки музыки, передающие информацию о натуральных звукорядах Текст. / Б. Шидишкис // Математические методы в социальных науках. Вильнюс, 1973. - Вып. 2. - С. 113 - 127.

119. Штофф, В. А. Моделирование и философия Текст. / В.А Штофф. Л.: Наука, 1966.-301 с.

120. Хакен, Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. - 178 с.

121. Харевич, А. А. Очерки общей теории связи Текст. / А.А. Харевич. М.: Гостехиздат, 1955. - 84 с.

122. Харуто, А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук Текст. : учеб. пособие по теорет. курсу для студентов и аспирантов музык. вуза / А.В. Харуто; Моск. гос. консерватория. М.: [б. и.], 2000. - 393 с.

123. Холопов, Ю. Н. Композиция Текст. / Ю.Н. Холопов // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М., 1991. - С. 264 - 265.

124. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм Текст. : учеб. пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

125. Фарбштейн, А. А. Музыкальная эстетика и семиотика Текст. / А.А. Фарбштейн // Вопросы музыкального мышления : сб. ст. М., 1969. -С. 75 -80.

126. Федорович, Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов Текст. : монография / Е.Н. Федорович; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2001. 254 с.

127. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе Текст. / С.А. Бешенков [и др.] // Информатика и образование. 2000. - № 4. - С. 91 - 93.

128. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике Текст. / К. Шеннон М.: Иностр. лит., 1963. - 829 с.

129. Урсул, А. Д. Проблема информации в современной науке Текст. / А.Д. Урсул. М.: Наука, 1975. - 279 с.

130. Успенский Б. А. Семиотика искусства Текст. / Б.А. Успенский. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995. - 360 с.

131. У. Эко. К семиотическому анализу телевизионных сообщений Текст. / У. Эко; пер. с англ. А.А. Дерябин 1998 // http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/eco.htm

132. Элективные курсы в профильном обучении Текст. : образоват. обл. «Информатика». М.: Вита-Пресс, 2004. - 112 с.

133. Эшби, У. Р. Введение в кибернетику Текст. / У.Р. Эшби ; пер. с англ., предисл. А. Н. Колмагорова. М.: Иностр. лит., 1959. - 432 с.

134. Яглом, А. М. Вероятность и информация Текст. / A.M. Яглом, И.М. Яглом . М.: Физматгиз, 1960. - 315 с.

135. Bristiger, М. Problem zwiazkow slowa i muzyki Текст. / M. Bristiger // Zalozenia wstepne. Muzyka, 1979. - № 4. - S. 17 - 34.

136. Eco, U. A theoiy of semiotics Текст. / U. Eco. — Bloomington : Indiana University Press, 1976. 404 s.

137. Kulka, J. Semiopsychologicka koncepce komunikowani hudbou Текст. / J. Kulka // Ceskoslovenska psychologie. 1981. - R. 25, C. 2. - S.l 62 - 172.

138. Mache, F.B. Langage ey musique Текст. / F.B. Mache // Novelle Revue Franc aice. 1969. - № 196. - S. 586 - 592.

139. Gitt, W. Information: The Fundamental Quantity Текст. / W. Gitt // Siemens Review. 1989. - Vol. 56. - № 6.

140. Jiranek, J. Semanticka analyza hudby Текст. / J. Jiranek. Hlasova vychova. - 1981. -№ 4. — S. 291 -302.146