Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах

Автореферат по психологии на тему «Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Шамонина, Татьяна Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах"

На правах рукописи 005048884

ШАМОНИНА Татьяна Геннадьевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ, СЕМЕЙНО-РОДОВОМ И ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история

психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

з 1 ЯНВ 2013

Москва-2012

005048884

Работа выполнена на кафедре психологии образования факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» и на кафедре психологии образования Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Обухов Алексей Сергеевич

Официальные оппоненты:

Березина Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», факультет психологии и управления человеческими ресурсами, кафедра общей и практической психологии, профессор

Толстых Наталья Николаевна, доктор психологических наук, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», факультет социальной психологии, кафедра социальной психологии развития, заведующий кафедрой

Ведущая организация:

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

Защита состоится «18» февраля 2012 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.12 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_»_2013 г.

И.о. Ученого секретаря

диссертационного совета [/^Цг,..^ Тарабаьсина Людмила Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Осмысление собственной жизни в контексте семьи и рода как неотъемлемой части истории народа способствует выстраиванию целостного и непротиворечивого образа себя в социальном времени, социальной и личностной идентичности. Оно является основой истинного патриотизма как переживания причастности и ответственности человека не только за себя, но и за жизнь и память рода и народа.

В настоящее время связи отдельного человека с родом и целостность исторической памяти народа в большинстве случаев нарушены. В недавнем прошлом многие люди были вынуждены скрывать информацию о предках и вычеркивать неблагонадежных родственников из своей семейно-родовой памяти. Часто линия рода ограничивалась теми, кого люди знали лично. История Отечества преподносилась фрагментарно и в отрыве от ее личностного переживания. Все это в совокупности с другими факторами сформировало целые поколения, которые переживают свой жизненный путь изолированно, не соотнося его с историей семьи и рода, не чувствуя себя продолжателями истории народа.

С 1990-х годов наблюдается хаотичный, а где-то и целенаправленный интерес людей к собственным родословным и к истории страны через жизнь конкретных людей. В этом контексте актуализируется вопрос о том, как человеку выстраивать связи со своей семьей и родом, историей народа. Становится необходимым изучение особенностей интеграции и обособления событий собственной жизни, истории семьи и рода и истории народа в осмыслении жизненного пути в зависимости от общественно-исторических условий.

Научная разработанность проблемы исследования. В отечественной психологии накоплено значительное количество исследований, связанных с изучением жизненного пути личности: в философском ключе (С.Л. Рубинштейн), в рамках изучения организации времени жизни (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина), психологического времени личности (B.C. Мухина), временной перспективы и трансспективы (В.И. Ковалев, H.A. Логинова, H.H. Толстых), событий и межсобытийных связей (Е.И. Головаха, A.A. Кроник, P.A. Ахмеров), смысла и осмысленности жизни (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, A.B. Серый), автобиографической памяти (В.В. Нуркова), нарратива как личной истории (Е.С. Жорняк, Е.Е. Сапогова). В зарубежной психологии жизненный путь был предметом исследования Ж. Нютгена, Ф. Зимбардо, Д. Макадамса, М. Уайта и др. Эта проблема приобретает новое звучание в контексте изучения осмысления жизненного пути человеком как отдельной личности, члена семьи и рода, представителя народа в изменяющихся общественно-исторических условиях.

Методологическую основу исследования составили идеи К.Маркса и Ф. Энгельса о том, что «история отдельного индивида отнюдь не может быть

оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею» .

В качестве теоретической опоры выступили идеи:

• о человеке как о субъекте жизненного пути (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская);

• об общественно-исторической и социокультурной обусловленности развития личности (JI.C. Выготский, А.Г. Асмолов);

• о человеке как о развивающейся личности посредством парного механизма идентификации-обособления, являющейся одновременно социальной единицей и уникальной индивидуальностью (B.C. Мухина);

• о регуляторной роли смысла во взаимодействии человека с миром (Д.А. Леонтьева).

Проблема исследования - каковы психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола?

Цель исследования - выявить психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола.

Объект исследования - смысловая сфера личности.

Предмет исследования - автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты осмысления жизненного пути личности.

Общая гипотеза исследования: психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности будут специфичны в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Частные гипотезы:

1. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности будут проявляться в насыщенности, масштабе, выраженности способов осмысления и тем в описании значимых событий собственной жизни, истории семьи и рода, истории народа.

2. Тендерные особенности осмысления жизненного пути личности будут специфичны в зависимости от включенности людей в семейную жизнь и типичное социальное функционирование.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать идеи и эмпирические исследования смысловой сферы, жизненного пути личности и его осмысления в психологии;

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 440.

2) дать содержательную характеристику принадлежности к поколению и полу как факторам осуществления и осмысления жизненного пути личности;

3) разработать схему исследования психологических особенностей осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах;

4) собрать, обобщить эмпирические данные и сделать выводы о психологических особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособленности автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления в зависимости от поколения и пола.

Методы исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся в форме полуструктурированного интервью, содержание которого определялось следующими методами: модификация методики «Линия жизни» A.A. Кроника; модификация методики «Оценивание столетий истории народа» (ОСИН) P.A. Ахмерова; авторская методика «Описание членов родословной». Для обработки данных были применены сравнительный и качественный анализ, контент-анализ и U-критерий Манна-Уитни.

Выборка исследования составила 120 человек, среди которых было выделено 6 групп по 20 человек: мужчины и женщины младшего, среднего и старшего поколения. Отправной точкой для формирования выборки было младшее поколение. Младшее поколение составили юноши и девушки от 18 до 21 года. Возраст представителей среднего поколения - 43-55 лет. Возраст представителей старшего поколения - 63-79 лет.

Всего в ходе исследования было изучено и проанализировано при помощи контент-анализа 34 000 смысловых единиц и 7 400 единиц счета. Смысловыми единицами были категории в описании событий жизненного пути, родословной, истории народа. Единицей счета была характеристика в описании события жизненного пути и истории народа, члена родословной.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; эмпирической проверкой выдвинутых гипотез; сравнительным, качественным и контент-анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики. Для получения достоверных и надежных результатов по методам исследования применялся метод экспертного оценивания (с привлечением трех экспертов помимо исследователя). При этом основные требования, предъявляемые к экспертной оценке, были соблюдены.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осмысление жизненного пути личности - особая сознательная деятельность человека по построению отношения к миру, другим людям и самому себе через наделение смыслом фактов и событий жизненного пути, истории семьи и рода, истории народа. В осмыслении жизненного пути личности происходит интеграция и обособление событий и фактов собственной

жизни, истории семьи и рода, истории народа (автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов).

2. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют возрастно-поколенческие особенности.

В осмыслении жизненного пути личности представителями младшего поколения интеграция автобиографического и семейно-родового аспектов происходит через интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно.

В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как обособленное знание, так как семья для них в первую очередь - это круг ближайших родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи.

В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизнью и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо - чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

3. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют тендерные особенности.

В осмыслении жизненного пути девушками собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интереса к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников.

В осмыслении жизненного пути у женщин среднего поколения их собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у женщин старшего поколения - через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни членов родословной. У мужчин среднего поколения интеграция их жизни с историей рода происходит через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. В осмыслении жизненного пути личности женщинами среднего и старшего поколения их собственная жизнь, история семьи и рода интегрируются с историей народа как с условием их жизни и жизни их близких.

Научная новизна исследования заключается в том, что выработан подход к исследованию осмысления жизненного пути личности во взаимосвязи

с историей семьи и рода, историей народа. Выявлены и описаны способы осмысления жизненного пути личности в автобиографическом (хронологизация событий, фиксация и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживаний), семейно-родовом (обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценка) и общественно-историческом аспектах (определение значения для широкой или локальной общности, для респондента лично и его семьи). Выявлено, что в зависимости от поколения осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется событийно, через доминирующий способ интерпретации, выделение эпох, периодов и поворотных событий жизни, опыта, который необходимо передать последующим поколениям. Изучены и раскрыты особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола, которые осуществляются в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Теоретическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования расширяют существующие знания: о смысловой сфере личности; о возрастно-поколенческих и тендерных особенностях осмысления жизненного пути; об особенностях интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личности; о современном состоянии семейно-родовой памяти; об особенностях восприятия истории семьи и рода и истории народа в зависимости от поколения и пола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что наличие научно обоснованных знаний об особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособления собственной жизни, истории семьи, рода и народа в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола может существенно повысить эффективность работы педагогов, психологов и сотрудников социальных служб. Полученные данные открывают новую перспективу в понимании сути межпоколенческих отношений. Показывают современное состояние семейно-родовой и исторической памяти. Результаты исследования могут быть использованы для создания программ, направленных на актуализацию семейно-родовой и исторической памяти и на коррекцию взаимоотношений между представителями разных поколений.

Результаты исследования были обсуждены и опробованы на III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, МПГУ, 2008); научном семинаре по проблемам психолого-педагогической антропологии МГЛУ (2009); научном семинаре кафедры психологии образования МПГУ (2010); Юбилейной конференции «125 лет Московскому Психологическому Обществу» (2011); XVIII Международной научной

конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011»; IV международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» (2011); III всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления» (2011), VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, Mi 11 У, 2012).

Результаты исследования используются в проведении курсов «Историческая психология» и «Социокультурная психология» на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Основные результаты диссертации изложены в 9 научных статьях и тезисах общим объемом 3,3 п. л., в том числе 3 в журналах, включенных в перечень ВАК (1,9 п. л.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 204 страницы, из них основной объем - 195 страницы. Библиография содержит 221 источников, в том числе, 28 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, представлена методологическая и теоретическая основа исследования, формулируются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, выдвигаются гипотезы, определяется комплекс методов. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту, указаны сведения о достоверности результатов и опробировании работы.

Первая глава «Проблема осмысления жизненного пути личности в психологии» посвящена анализу и систематизации теоретических воззрений на проблему общественного и индивидуального в развитии личности. Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути личности, факторы его осуществления и осмысления. Проводится анализ понимания смысла и осмысления в гуманитарных науках.

Первый раздел посвящен проблеме общественного и индивидуального в развитии личности. Личность, следуя идеям К. Маркса, понимается как индивидуальное бытие, общественных отношений. Можно говорить о бытии общественных отношений в личности и об индивидуальном бытии личности (В.С.Мухина). Бытие общественных отношений заключается в присвоении человеком общественно значимых ценностей и социальных норм через отношения с другими людьми (Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). В своеобразии личности проявляются особенности общественно-исторических условий ее существования (А.Г. Асмолов, A.B. Толстых). Индивидуальное бытие личности состоит в построении и отстаивании собственного отношения к себе, другим и миру на основе

внутренней позиции и системы личностных смыслов. Человек становится субъектом собственного жизненного пути, осознанно формируя и реализуя в деятельности отношение к себе, другим и миру.

Развитие личности осуществляется посредством парного механизма идентификации-обособления. Действие этого механизма обеспечивает осознание человеком себя одновременно как отдельного уникального индивида, как члена семьи и рода, представителя народа и позволяет ему углублять связи со своей семьей, родом и народом (B.C. Мухина).

Развитие личности происходит по линии осознания и выстраивания целостной идентичности (Л.Б. Шнейдер). Она включает в себя личностную идентичность, подразумевающую создание своего позитивного образа, и социальную идентичность, характеризующуюся принадлежностью к тождественной социальной группе.

Во втором разделе проводится анализ подходов к пониманию жизненного пути личности в психологии, выделенных на основании их классификации A.A. Бочавер. В этих подходах жизненный путь рассматривается как:

• предмет биографического метода (Ш. Бюлер, H.A. Рыбников, H.A. Логинова);

• возрастно-психологическое развитие (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Л. Колберг);

• субъективный опыт личности (К. Левин, Ж. Нюгген, H.H. Толстых, В.И. Ковалев);

• жизнедеятельность субъекта (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина);

• последовательность событий (Е.И. Головаха, A.A. Кроник, P.A. Ахмеров);

• история жизни (В.В. Нуркова, Д. Макадаме, М. Уайт, Е.С. Калмыкова, Э. Мергенталер).

Жизненный путь понимается нами как процесс жизнедеятельности личности во времени, который представляет собой последовательность событий и разворачивается в определенном социальном контексте. Человек переживает события своего жизненного пути в целостности прошлого, настоящего и будущего, выделяя в своей жизни значимые события и определенные периоды. Человек может выступать субъектом своего жизненного пути. Важными для становления человека как субъекта являются рефлексия, опора на собственную субъективность и осознанность своего жизненного пути. Человек как субъект жизненного пути формируется и проявляется во взаимодействии с миром. Он действует в соответствии со своими смыслами и организует время своей жизни.

Третий раздел посвящен анализу понимания смысла и осмысления жизненного пути личности в психологическом знании. В психологии смысл рассматривался в контексте регуляции поведения, вершинных образований личности, переструктурирования внутреннего мира личности, перестройки

смысловой сферы личности, соотношения социального и уникального в личности. Нами были сформулированы возможные подходы к пониманию осмысления жизненного пути личности:

• осмысление как поиск и обретение смысла жизни (А. Адлер,

A.M. Лобок, А. Лэнгле, В. Франки, К.Г. Юнг);

• осмысление как переструктурирование восприятия ситуации (М. Вертгеймер, Ф. Перлз);

• осмысление как наделение личностным смыслом (А.Ф. Лазурский,

B.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);

• осмысление как внутренняя деятельность переживания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк);

• осмысление как интеграция и обособление различных аспектов опыта (Б.Г. Ананьев, B.C. Мухина, Л.Б. Шнейдер, К. Левин, В.И. Ковалев);

• осмысление как конструирование нарратива (Т.Р. Сарбин, Д. Макадаме).

Смысл связывает субъекта с действительностью. Вслед за Д.А. Леонтьевым мы считаем, что смысловые структуры формируются, проявляются и изменяются в процессе деятельности субъекта в мире. Они отражают место объекта (или явления) действительности в жизни субъекта, определяют положение этого объекта (или явления) в образе мира и участвуют в регуляции поведения субъекта по отношению к этому объекту (или явлению) и в регуляции жизнедеятельности субъекта в целом. Смысловая сфера обеспечивает смысловую регуляцию жизнедеятельности, которая подразумевает, что человек действует, опираясь на всю систему своих отношений с миром, а не только на то, что дано в ситуации или предписано социумом. Содержание смысловых структур обуславливается культурой и общественно-историческим контекстом жизни людей. Смысловая сфера представителей разных поколений одного народа будет иметь сходство в своем основании (общем смысловом поле) и различия, связанные со спецификой условий их жизни.

Осмысление понимается нами как особая сознательная деятельность человека по построению отношения к миру, другим людям и самому себе через наделение смыслом фактов и событий жизненного пути, истории семьи и рода, истории народа. В осмыслении жизненного пути личности интегрируются и обособляются различные аспекты жизненного опыта личности: времени (прошлое, настоящее и будущее) и социального пространства (собственная жизнь, история семьи и рода, история народа). Таким образом, осмысление жизненного пути личности осуществляется через интеграцию и обособление трех аспектов: автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического. Автобиографический аспект осмысления жизненного пути личности включает субъективное отражение опыта собственной жизни человека во временном континууме прошлого и настоящего, планирования своих жизненных перспектив в будущем. Семейно-родовой аспект -представление о членах своей семьи и рода, осмысление своего отношения к

ним, осознание собственного места в истории семьи и рода, перспектив развития семьи и сохранения рода. Общественно-исторический аспект — представление и осмысление своего отношения к событиям прошлого и настоящего, осознание перспектив будущего своего народа в соотношении со своей жизнью и жизнью рода.

Обособление и интеграция в осмыслении жизненного пути личности рассматривается в русле идей B.C. Мухиной об идентификации-обособлении. Интеграция представляет собой частный случай идентификации. Интеграция и обособление действуют парно, обеспечивая, с одной стороны, социальную опору, устойчивость и целостность личности во времени и социальном пространстве, с другой стороны - осознание личностью своей уникальности и самобытности.

Осмысление как обращение к собственным смысловым структурам оказывает благотворное воздействие на развитие личности и способствует поддержанию целостности идентичности личности.

В четвертом разделе рассматриваются принадлежность к поколению и полу как факторы осуществления и осмысления жизненного пути личности. Раскрывается понимание поколения и пола в рамках данной работы, дается характеристика постперестроечному, доперестроечному и околовоенному поколениям, к которым относятся представители соответственно младшего, среднего и старшего поколений выборки исследования.

Поколение соединяет в себе конкретное историческое время и время индивидуальной жизни человека, включая его статус, роли и актуальные возрастно-психологические задачи. Поколение вслед за A.M. Безгрешновой2 понимается в данной работе как совокупность сверстников и современников, представляющую собой особую социально-историческую и социально-психологическую общность (судеб, умонастроений, ценностных ориентаций и переживаний), которая выделяется под влиянием определенных общественно-исторических событий, идей и ценностей. В нашей работе учитывается, что поколение соединяет в себе специфику исторического времени и возрастного этапа, который переживают его представители. В связи с этим изучаются возрастно-поколенческие (а не только поколенческие) особенности осмысления жизненного пути личности.

В психологических теориях прослеживается уход от крайних точек зрения (исключительно биологической или социальной) на обусловленность различий между мужчинами и женщинами. На данный момент признаются как биологические, так и социокультурные факторы в существовании тендерных различий (B.C. Мухина, Е.П. Ильин, И.С. Кон). Принадлежность к биологическому полу запускает в обществе систему тендерных стереотипов и предполагает определенную включенность в типичное социальное функционирование. В данной работе, следуя традициям современных

2 Безгрешнова A.M. Смена поколений как социокультурная проблема (к истории изучения вопроса) // Поколение в социокультурном контексте XX века. — М.: Наука, 2005. — С. 214.

гуманитарных исследований, тендерные различия связываются с социокультурно обусловленными ролями мужчины и женщины в обществе. Измерение маскулинности и фемининности не входило в рамки исследования, критерием для дифференциации выборки был биологический пол.

Во второй главе «Психологические особенности осмысления жизненного пути личности» обосновываются методы исследования, описываются его организация и выявленные особенности осмысления жизненного пути в зависимости от поколения и пола.

Выборка исследования составила 120 человек, среди которых было выделено 6 групп по 20 человек в каждой - мужчины и женщины младшего, среднего и старшего поколений. Отправной точкой для формирования выборки было младшее поколение. Младшее поколение составили юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года. Возраст представителей среднего поколения - 43-55 лет. В большинстве случаев они были родителями представителей младшего поколения. Возраст представителей старшего поколения - 63-79 лет. В большинстве случаев они были бабушками и дедушками представителей младшего поколения. Все респонденты постоянно проживали в г. Москве. У большинства из них на момент исследования было высшее или незаконченное высшее образование. У всех представителей среднего поколения была постоянная работа, среди представителей старшего поколения были как работающие люди, так и вышедшие на пенсию. Все респонденты идентифицировали себя как русских.

Методы исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся в форме полуструктурированного интервью. Полуструктурированное интервью представляет собой беседу, которая имеет определенную структуру и цель (С. Квале). С каждым респондентом обсуждались условия использования материалов исследования. Их согласие на участие в исследовании было информированным. Цели полуструктурированного интервью определялись целями исследования, а его структура была обусловлена используемым комплексом методов. В его состав вошли следующие методы: модификация методики «Линия жизни» A.A. Кроника, авторская методика «Описание членов родословной», модификация методики «Оценивание столетий истории народа» (ОСИН) P.A. Ахмерова.

Модификация методики «Линия жизни» A.A. Кроника предназначена для изучения особенностей осмысления жизненного пути личности в автобиографическом аспекте и его интегрированности и обособленности относительно других аспектов осмысления жизненного пути личности. Авторская модификация методики состояла в изменении целей, процедуры проведения и интерпретации результатов методики. Респонденту предлагалась описать наиболее значимые события своего прошлого, настоящего и будущего, дать им эмоциональную оценку.

Авторская методика «Описание членов родословной» предназначена для изучения особенностей осмысления жизненного пути личности в семейно-родовом аспекте и его интегрированности и обособленности относительно

других аспектов осмысления жизненного пути личности. В рамках этой методики респонденту предлагалось рассказать о своей родословной. Ему необходимо было указать фамилию, имя и отчество родственника, обозначить, кем он ему приходится, затем рассказать о нем. Респондент сам выбирал, кому и какое описание давать.

Модификация методики ОСИН P.A. Ахмерова предназначена для выявления особенностей осмысления жизненного пути личности в общественно-историческом аспекте и его интегрированности и обособленности относительно других аспектов осмысления жизненного пути личности. В методике ОСИН P.A. Ахмерова респондентам необходимо было оценить по 10-балльной шкале степень насыщенности важными событиями столетия в истории своего народа, начиная с первого столетия нашего летоисчисления до 4000-го года. В нашем исследовании был сделан акцент на смысловой составляющей осмысления истории народа. В связи с этим респондентам предлагалось посмотреть на историю своего народа в целом и описать значимые события истории своего народа (с их точки зрения) в прошлом, настоящем и будущем.

Для обработки данных были применены сравнительный и качественный анализ, контент-анализ и U-критерий Манна-Уитни.

1. Сравнительный анализ проводился с целью определения насыщенности, масштаба и эмоциональной оценки в описании событий собственного жизненного пути, родословной и истории народа.

Насыщенность отражает подробность и детальность описания значимых событий собственной жизни, родословной и истории народа. Насыщенность определялась по количеству названных респондентом событий своего жизненного пути и истории народа и по количеству людей в описании родословной.

Масштаб показывает временную протяженность в содержании описания событий жизненного пути, родословной и истории народа. В автобиографическом аспекте масштаб осмысления определялся по тому, какое самое раннее воспоминание и самое отдаленное событие будущего были озвучены респондентом. В семейно-родовом аспекте масштаб определялся по тому, какое самое старшее поколение родственников упомянуто в описании родословной. В общественно-историческом аспекте масштаб определялся через временные периоды, к которым относились названные респондентом значимые события истории народа.

Эмоциональная оценка показывает отношение респондента к событиям своей жизни, родственникам и событиям истории народа. Оно определялось на основании оценки респондентов по шкале от -5 до +5. Мы различали позитивное, нейтральное и негативное отношение.

2. Качественный анализ описаний событий жизненного пути, родословной и истории народа использовался для выявления тем и способов осмысления жизненного пути в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах мужчинами и женщинами трех

поколений. Качественный анализ осуществлялся при помощи процедур «конденсации смысла» и категоризации (С. Квале) с участием трех экспертов.

Под темой в осмыслении жизненного пути личности понималось несколько значимых событий жизненного пути и истории народа, характеристик родственников, объединенных общим смыслом. В результате качественного анализа описаний событий собственной жизни и истории народа и родословной был сформирован перечень тем для каждого аспекта осмысления жизненного пути личности, который представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Темы в осмыслении жизненного пути личности_

Автобиографический Семейно-родовой аспект Общественно-

аспект исторический аспект

Детские воспоминания География жизни Военные события

Обучение Время жизни Общественно-

Будущее Семейная жизнь экономические

Семья Межличностные изменения

Межличностные отношения Политические

отношения Личностные особенности изменения

Профессиональный Профессиональный путь Научно-технический

путь Хобби прогресс

Хобби Здоровье Культурные события

Внутренний мир Общественно- Катаклизмы

Здоровье исторический контекст Этнические события

Общественно- Случаи

исторические события

Случаи

Способ осмысления жизненного пути личности - то, каким образом осуществляется наделение смыслом событий собственной жизни, характеристик родственников и событий истории народа. В результате качественного анализа описаний событий собственной жизни и истории народа, а также родословной был сформирован перечень способов осмысления жизненного пути личности, который представлен в Таблице 2.

Таблица 2.

Способы осмысления жизненного пути личности_

Автобиографический аспект Семейно-родовой аспект Общественно-исторический аспект

Хронологизация событий Фиксация и планирование достижений Осознание изменения себя в жизни Выделение сильных переживаний Обращение к фактам Выявление сходства, использование в качестве образца для подражания Выражение личного отношения, оценка Определение значения для широкой общности Определение значения для локальной общности Определение значения для респондента лично и его семьи

3. Контент-анализ описаний событий жизненного пути, родословной и истории народа использовался для определения выраженности тем и способов осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах. Суть этого метода состояла в выявлении частоты упоминания смысловой единицы через подсчет единиц счета. Смысловыми единицами были категории в описании событий жизненного пути и истории народа и членов родословной. Единицей счета была характеристика в описании события жизненного пути и истории народа, члена родословной.

Основные результаты исследования

1. Анализ возрастно-поколенческих особенностей осмысления жизненного пути личности

1. Результаты, полученные посредством сравнительного анализа

У представителей младшего поколения насыщенность и глубина описания родословной оказалось выше, в сравнении с представителями двух других поколений. Также у них описание родословной было более эмоциональным, в сравнении с представителями старшего поколения. Это косвенно свидетельствует о том, что младшее поколение не имеет социальных ограничений в познании истории своего рода и народа, которые были у старших поколений в советский период.

У представителей младшего поколения среди значимых событий истории народа, в сравнении с представителями двух других поколений, больше представлены события отдаленного прошлого; в сравнении с представителями старшего поколения - события, относящиеся к периоду с конца XX в. по настоящее время, и события будущего.

Представители старшего поколения в осмыслении собственной жизни упоминали значительно больше значимых событий, в сравнении с представителями двух других поколений, что отражает их богатый жизненный опыт. Насыщенность событиями разных временных отрезков жизненного пути у них оказалась различной. У некоторых представителей старшего поколения значимые события заканчивались в 50 лет. Наблюдался феномен «сжатия времени»: «Пришел в этот институт. В этом году - юбилей - 60 лет. Институт после войны организовали. По указанию Сталина. Сейчас выпустил 16 книг. За время моей работы сменилось 15 директоров. А я все тут» (м., 86 лет).

У представителей старшего поколения среди значимых событий жизненного пути больше неприятных событий, в сравнении с представителями младшего и среднего поколений.

2. Результаты, полученные посредством качественного анализа и контент-анализа

Представители разных поколений по-разному переживают и осмысляют одни и те же события, что наиболее ярко было видно при изучении текстов полуструктурированных интервью респондентов, которые были членами одной семьи. Например, для представителей младшего поколения переезды и время адаптации являются сложными периодами, связанными в первую очередь с

изменением круга общения: «Тогда мы переехали с Урала в Московскую область. Эта была и смена места жительства, и смена друзей, школы. Новое место не понравилось, дети в школе были жестоки. Через несколько лет мы переехали из военного городка в Д. Тогда негативная обстановка сменилась на позитивную, очень благоприятную» (ж., 21 год). Представителями среднего поколения переезды воспринимаются как факт жизни семьи, который влечет за собой изменения в профессиональной сфере. Представителями старшего поколения переезды воспринимаются как начало или окончание периода жизни, используются для упорядочивания других событий жизни. Таким образом, одни и те же факты переживаются и осмысляются представителями младшего, среднего и старшего поколения по-разному: в соответствии с их актуальными возрастно-психологическими задачами, которые заданы ролями в семье и социуме, а также ценностями и личностными смыслами.

Для представителей младшего поколения в осмыслении собственной жизни, в сравнении с представителями двух других поколений, наиболее значимыми являются события, связанные с их будущим, профессиональным самоопределением, межличностных отношениями и внутренним миром: «Это было первое личное разочарование от предательства» (ж., 20 лет).

У представителей младшего поколения доминирует осмысление собственной жизни событийно, через осознание изменений себя в жизни и выделение сильных переживаний: «Понимаю, что теперь я уже совсем вырос, принимаю взрослые решения» (м., 21 год). В сравнении с представителями старшего поколения, у них выражено осмысление событий собственной жизни через фиксацию и планирование достижений: «Стану кандидатом наук» (ж., 21 год), «В этом возрасте у меня будет повышение по карьерной лестнице» (ж., 18 лет).

У представителей младшего поколения, в сравнении с представителями среднего и старшего поколений, превалирует осмысление родословной через внимание к личностным особенностям и увлечениям родственников: «Очень хороший и добрый человек, мама, она и есть мама. Работает и содержит семью, особых достижений или нет, или не говорит. Самый любимый человек на свете. Деда со стороны мамы я никогда не знал, но мы его часто вспоминаем. Он был полковником милиции, начальником в ЦАО Москвы. Знаю, что он был очень добрым, по крайней мере, в кругу семьи» (м., 21 год). Это позволяет предположить, что интерес представителей младшего поколения к особенностям личности родственников способствует накоплению ими информации о членах своего рода.

Представители младшего поколения, в сравнении с представителями двух других поколений, преимущественно оценивали события истории народа через их значение для широкой социальной общности без переживания их влияния на жизнь членов семьи и рода («кровавый рубец», «сплочение народа», «гибель миллионов», «тема творчества», «крупнейшая в истории война»).

Представители младшего поколения среди значимых событий истории народа больше, чем представители двух других поколений, упоминали

политические изменения (правление Екатерины II, правление и реформы Петра I, восстание декабристов, революции 1905 и 1917 гг. и т. д.). В сравнении с представителями старшего поколения, они чаще упоминали среди значимых событий истории народа события культуры, науки, искусства (получение Ж.И. Алферовым Нобелевской премии, признание Николая II святым и т. д.).

Для представителей среднего поколения, в сравнении с представителями младшего поколения, особую значимость имели детские воспоминания («В четыре года, когда мы еще жили в Средней Азии, тетушка мне прислала красивую шубу. Я была гордая. Одела ее и отправилась показывать подружкам. А по дороге провалилась в канаву. Долго потом переживала» (ж., 55 лет)), события собственной семьи и ее членов («Сделал дома ремонт, поменяли мебель и сделали ремонт у мамы. Отремонтировал дачу» (м., 48 лет)), события профессионального пути и общественной жизни.

У представителей среднего поколения, в сравнении с представителями младшего поколения, доминирует осмысление событий собственной жизни через их хронологизацию и упорядочивание. Некоторые представители среднего поколения осмысляют свою жизнь через доминирующий способ интерпретации, например интерпретации жизни как несбывшихся ожиданий или череды новых возможностей: «Переезд в другую республику - новые возможности. Закончил службу - появилась возможность отрыть свое дело» (м., 53 года).

Представители среднего поколения, в сравнении с представителями младшего поколения, чаще определяли значение исторических событий с точки зрения их последствий для себя и близких людей: «Когда родилась дочь, первые два-три года жили хорошо, кормили ее разными вкусностями. А потом стало очень сложно. Время дефицита. Вставали в 5 утра, чтобы занять очередь. Были талоны, карточки» (ж., 55 лет).

У представителей старшего поколения среди значимых событий жизненного пути, в сравнении с представителями двух других поколений, больше представлены события, связанные с жизнью семьи, изменением содержания и места работы, и общественные события. У них среди значимых событий собственной жизни, в сравнении с представителями младшего поколения, больше выражены события профессионального пути, события собственной семьи и ее членов.

У представителей старшего поколения в описании событий собственной жизни часто встречались упоминания исторических деятелей: «Сталин покровительствовал, а Жуков стал организовывать - так появилась лаборатория «Гидропроект», которую мой папа возглавлял, где мама была инженером. Нас эвакуировали в Куйбышев» (ж., 74 года). Вероятно, это позволяет им связать собственную жизнь с историей народа, тем самым повысить ее значимость и, возможно, придать ей смысл.

У представителей старшего поколения, в сравнении с представителями двух других поколений, осмысление событий собственной жизни преимущественно осуществляется через их хронологизацию и упорядочивание.

У них более выражено осмысление событий собственной жизни через выделение сильных переживаний, в сравнении с представителями среднего поколения. У некоторых представителей старшего поколения описание значимых событий собственной жизни структурировано через выделение вех и периодов жизни, поворотных моментов, а также жизненного опыта, который необходимо передать последующим поколениям.

Представители старшего поколения чаще, чем представители среднего поколения, описывали родственников через даты их рождения и смерти. Для них это способ хранить память о родственниках. Эти даты показывают продолжительность жизни родственников, вопрос о которой является актуальным для человека в старости. Также знание исторического периода, в который жил родственник, позволяет им представить его образ жизни.

Для представителей старшего поколения значимыми были связи их родственников с важными историческими фигурами: «Дед был биографом A.A. Блока, он 17 раз упомянут в собрании его сочинений. Дед был управляющим делами Академии наук. Его В.И. Вернадский упоминает в своих мемуарах. Деда посадили в тюрьму. Его жена «подхватилась» и поехала в Москву к Н.И. Бухарину. Он на просьбу о помощи ответил так: «Помогу, но и подо мной табуретка шатается». В тюрьме деда спасли воры в законе. За то, что он им рассказывал интересные истории, они его опекали. Дед в тюрьме не сломался. Когда он вернулся домой с каторги, то встретил И.П.Павлова, с которым они жили в одном доме. И.П. Павлов воскликнул: «Что эти мерзавцы с вами сделали?». Даже за одну эту фразу тогда могли посадить» (ж., 74 года). Подчеркивание связи с историческими деятелями для представителей старшего поколения может становиться основанием для гордости своими предками и укрепления связи с ними.

Наибольшее количество различий в осмыслении жизненного пути личности было выявлено между представителями младшего и двух других поколений, наименьшее количество - между представителями среднего и старшего поколений.

2. Анализ тендерных особенностей осмысления жизненного пути личности

1. Результаты, полученные посредством сравнительного и качественного анализа

Девушки обладали более подробным и насыщенным знанием собственной родословной, чем юноши. Девушки проявляли больше эмоций по отношению к членам родословной, чем юноши. Среди значимых событий истории народа у девушек чаще встречались позитивные события, тогда как у юношей -нейтральные.

2. Результаты, полученные посредством качественного анализа и контент-анализа

Девушки, в сравнении с юношами, осмысляли события собственной жизни преимущественно через выделение сильных переживаний: «В 18 лет у меня случилась глобальная любовь, а в 19 лет была депрессия после любви»

(ж., 21 год). Для них, в сравнении с юношами, особую значимость среди событий собственного жизненного пути имеют события, связанные с семейной жизнью (родительской семьи и собственной семьи в будущем), а также события будущего. Представление о будущем у девушек, в сравнении с юношами, было более детализованным. У некоторых из них оно охватывает значительный период жизни, вплоть до 80 лет: «Придумываю план по решению проблем, связанных с детьми без родителей. Возможно, организую свой дом-интернат, составляю уникальную программу их воспитания. Со временем выявляются способности моих воспитанников. Участвую в конференциях, пишу свою книгу по этому поводу. Становлюсь профессором в этой области» (ж., 18 лет). Девушки, в сравнении с юношами, более склонны в качестве значимых событий жизненного пути называть события с негативной эмоциональной окраской (относящиеся в большинстве случаев к прошлому).

Девушки, в сравнении с юношами, преимущественно осмысляли свою родословную через интерес к семейной жизни, межличностным отношениям, личностным особенностям родственников и общественно-исторический контексту их жизни, чем юноши. Вероятно, значимость семейных ценностей и включенность в жизнь семьи позволили девушкам интегрировать максимально полное знание о своих родственниках.

Женщины среднего поколения осмысляли события собственной жизни преимущественно через выделение сильных переживаний: «С переездом на новую квартиру совпал переходный возраст М., которая превратилась в сатану и ежедневно изводила нас с мужем. Сложные взаимоотношения с дочерью» (ж., 52 года).

У мужчин среднего поколения, в сравнении с женщинами этого же поколения, среди значимых событий жизни больше представлены события, относящиеся к профессиональной деятельности (изменение места и содержания работы): «Устроился в канадскую компанию (с гордостью), много ездил за рубеж, когда еще все это было под запретом» (м., 51 год).

Мужчины и женщины среднего и старшего поколений по-разному осмысляли события, связанные с профессиональной деятельностью и семейной жизнью.

Некоторые мужчины среднего поколения подходили к описанию своих родственников избирательно и пристрастно: они называли лишь нескольких членов родословной, а не всех известных им. Они описывали родственников не хронологически или по степени родства, а по степени значимости. Например, мужчина 49 лет упомянул только бабушку, хотя по материалам интервью с членами его семьи стало понятно, что он знал о других родственниках и предках. Особую избирательность мужчин среднего поколения иллюстрирует пример, когда респондент в числе родственников и предков рассказал о своей умершей собаке Панде: «Заходила к нам в комнату и если видела, что мы еще спим, то тихо уходила, была большим другом нам» (м., 50 лет). Также для мужчин среднего поколения было характерно обращение к теме малой родины: «Отец родился в деревне под Тулой. Половина деревни родственники. Так было

раньше. Был там лет пять-десять назад. Помню соломенные крыши, чернозем, свежие яйца, картошку, молоко и доброту родственников. Он работал на заводе после Севера. Рано ушел из жизни» (м., 49 лет). Мужчины среднего поколения чаще, чем другие респонденты, обращались к началу своего рода: «Наш род пошел от Екатерины II, когда она приглашала механиков к нам сюда» (м., 52 года).

Женщины среднего поколения чаще, чем мужчины этого же поколения, определяли значение событий истории народа через влияние этих событий на их жизнь и жизнь их близких.

У женщин старшего поколения среди значимых событий собственной жизни, в сравнении с мужчинами этого же поколения, больше выраженность событий, связанных с их интересами и увлечениями. В описании своей родословной для женщины старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, особо значимой была семейная жизнь родственников. Женщины старшего поколения больше, чем мужчины, осмысляли жизненный путь в общественно-историческом аспекте через определение значения событий истории народа для себя и своих близких. Особую значимость для них, в сравнении с мужчинами этого же поколения, имели социально-экономические изменения, которые определяли условия жизни членов их семей. Они чаще, чем мужчины этого поколения, называли негативно окрашенные события среди значимых событий истории народа.

Гендерные особенности осмысления жизненного пути личности наиболее выражены у представителей младшего поколения, наименее выражены - у представителей среднего поколения. Сглаживание тендерных различий происходит при схожести возрастно-психологических задач и значительной включенности в типичное социальное функционирование.

В заключении диссертации подведены основные итоги и намечены перспективы исследования. В целом эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности специфичны в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

2. Осмысление жизненного пути личности осуществляется через интеграцию и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов. Автобиографический аспект осмысления жизненного пути личности включает субъективное отражение опыта собственной жизни человека во временном континууме прошлого и настоящего, планирования своих жизненных перспектив в будущем. Семейно-родовой аспект - представление о членах семьи и рода, осмысление своего отношения к ним, осознание собственного места в истории семьи и рода, перспектив развития семьи и сохранения рода. Общественно-исторический

аспект - представление и осмысление своего отношения к событиям прошлого и настоящего, осознание перспектив будущего своего народа в соотношении со своей жизнью и жизнью рода.

3. Осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется через хронологизацию событий, фиксацию и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживаний; в семейно-родовом аспекте - через обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценку; в общественно-историческом аспекте -через определение значения событий истории народа для широкой и локальной общности, для людей лично и их семьи.

4. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути проявляются в выраженности способов осмысления, структурированности описания значимых событий жизни (событийное осмысление, доминирующий способ интерпретации, выделение вех и периодов, выделение поворотных моментов жизни и жизненного опыта для передачи другим поколениям); в темах значимых событий собственной жизни, народа и характеристик в описании родословной; специфике интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов.

5. Представители младшего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь событийно, через выделение сильных переживаний, осознание изменения себя в мире, фиксацию и планирование достижений. Особую значимость для них имеют события внутреннего мира, взаимоотношения со значимыми людьми и события будущего. Они осмысляют родословную через интерес к личности родственников. Представители младшего поколения осмысляют историю своего народа через определение значимости ее событий для широкой социальной общности, в основном без опоры на семейно-родовую память.

В осмыслении жизненного пути личности представителями младшего поколения интеграция автобиографического и семейно-родового аспектов происходит через интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно.

6. Представители среднего поколения осмысляют свою жизнь через хронологизацию и упорядочивание ее событий, в том числе при помощи доминирующего способа интерпретации. Среди событий жизни особое значение для них имеют детские воспоминания, события семейной жизни, а также события, связанные с профессиональной деятельностью и жизнью общества. Они преимущественно осмысляют историю народа через влияние исторических событий непосредственно на их жизнь и жизнь членов их семьи.

В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как

обособленное знание, так как семья для них в первую очередь - это круг ближайших родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи.

7. Представители старшего поколения осмысляют свой жизненный путь через выделение вех и периодов, поворотных моментов в собственной жизни, того опыта, который необходимо передать последующим поколениям. Осмысление событий собственной жизни у них происходит путем упорядочивания событий и обращения к сильным переживаниям (часто негативным). Среди событий жизни для них особую значимость имеют события профессионального пути, общественной жизни и собственной семьи. События членов семьи переживаются ими как лично значимые события. Некоторым из них важно зафиксировать не только свою причастность к. историческим событиям, но и связь с историческими деятелями. В осмыслении родословной они особенно внимательны к времени жизни родственников. Для некоторых представителей старшего поколения важно утвердить связь собственной жизни и жизни родственников с важными историческими деятелями.

В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизнью и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо - чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

8. Выраженность тендерных особенностей осмысления жизненного пути личности снижается при схожести актуальных возрастно-психологических задач и включенности в типичное социальное функционирование.

9. Женщины в целом, в сравнении с мужчинами, более склонны осмыслять события собственной жизни через выделение сильных переживаний, а также относиться к событиям членов своей семьи как к значимым событиям собственной жизни.

Ю.Девушки, в отличие от юношей, склонны давать подробные описания значимых событий своей жизни, тогда как юноши предъявляют результаты осмысления своей жизни в более лаконичном виде. Девушки преимущественно осмысляют события своей жизни через выделение сильных переживаний. Для девушек особую значимость имеют темы семьи и будущего. Они осмысляют свою родословную через интерес к семейной жизни, межличностным отношениями, личностным особенностям родственников и их связи с историческим контекстом. Личностный интерес, эмоциональная включенность в жизнь семьи и нацеленность на создание собственной семьи в будущем во многом обусловили более детальное знание девушками своей родословной, в сравнении с юношами.

У девушек в осмыслении жизненного пути, в сравнении с юношами, собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их большей

эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интереса к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников.

11 .Женщины среднего поколения преимущественно осмысляют свою жизнь через выделение сильных переживаний. Для мужчин этого поколения особую значимость имеют события, связанные с изменением содержания и места работы. Мужчины проявляют избирательность в осмыслении своей родословной, им важно прослеживать линию своего рода. У женщин этого поколения превалирует осмысление истории народа через влияние ее событий на их собственную жизнь и жизнь их близких.

У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у мужчин - через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. У женщин среднего поколения в осмыслении жизненного пути личности собственная жизнь интегрируется с историей народа условием их жизни и жизни их близких.

12.В осмыслении жизненного пути личности для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, особую значимость имеет реализация собственных интересов и увлечений. В осмыслении истории семьи и рода для женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого поколения, важной оказывается семейная жизнь родственников. У женщин старшего поколения, в сравнении с мужчинами этого же поколения, превалирует осмысление истории народа через влияние событий истории народа на их собственную жизнь и жизнь их близких, вызванное социально-экономическими изменениями.

У женщин старшего поколения связь собственной жизни и жизни рода осуществляется через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни предков. В осмыслении жизненного пути история народа интегрируется с их собственной жизнью, выступая в качестве условия их жизни и жизни их близких.

По теме диссертации опубликовано 9 работ (общим объемом 3,3 п.л.):

1. Шамонина, Т.Г. Психологические особенности осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах / A.C. Обухов, Т.Г. Шамонина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №11. — С. 108-111. (0,4 п.л.) (50% личного участия).

2. Манакова (Шамонина), Т.Г. Психологические особенности осмысления жизненного пути личности / Т.Г. Манакова// Актуальные проблемы психологического знания. — 2012. №2. С. 19 - 38. (1 п.л.).

3. Манакова (Шамонина), Т.Г. Особенности исторического самосознания жителей мегаполиса и деревни / Т.Г. Манакова (Шамонина)

// Вестник МГПУ. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2012. - № 1. - С.126-133. (0,5 пл.).

Публикации в сборниках:

4. Манакова (Шамонина), Т.Г. Психологические особенности осмысления жизненного пути личности во временном контексте / Т.Г. Манакова (Шамонина) // Психологические исследования: Выпуск 6. / Под ред. A.JI. Журавлёва, Е.А. Сергиенко - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.-С.110-125. (0,7 пл.).

5. Манакова (Шамонина), Т.Г. Осмысленность жизненного пути личности во взаимосвязи с содержательной наполненностью автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического сознания / Т.Г. Манакова (Шамонина) // Электронный сборник тезисов XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011», секция «Психология [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2011 // http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov 2011/1450/34028 8285.pdf. (0,1 пл.).

6. Манакова (Шамонина), Т.Г. Осмысление человеком жизненного пути в семейно-родовом и историческом контекстах / Т.Г. Манакова (Шамонина) // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 2/ Отв. ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. - М.: Макс Пресс, 2011. - С.279-281. (0,2 пл.).

7. Манакова ((Шамонина), Т.Г. Социокультурные основания для психологической помощи / Т.Г. Манакова (Шамонина) // Психология - наука будущего. Сборник по результатам II Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, A.C. Обухова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 278-281. (0,2 пл.).

8. Манакова (Шамонина), Т.Г. Особенности исторического самосознания жителей мегаполиса и деревни / Т.Г. Манакова (Шамонина) // На пороге взросления. Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М.: МГППУ, 2011. - С. 109-111. (0,1 пл.).

9. Манакова, (Шамонина) Т.Г. Осмысление жизненного пути в контексте истории народа разными поколениями / Т.Г. Манакова (Шамонина) // Сборник III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, дедагогики, социокультурной антропологии / Ред.-сост. A.C. Обухов. - М.: Издательский отдел Центра развития исследовательской деятельности учащихся REDU, 2008. - С. 18-21. (0,1 пл.)

Подписано к печати 11.01.2013 Объем 1,5 Заказ № 1 Тираж 100 экз.

ГУ Т.МПГУ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Шамонина, Татьяна Геннадьевна, Москва

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

04201355014 На правах рукописи

ШАМОНИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ, СЕМЕЙНО-РОДОВОМ И ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ

АСПЕКТАХ

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности,

история психологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель

кандидат психологических наук, доцент

А.С. Обухов

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ......................................................12

1.1. Проблема общественного и индивидуального в развитии личности...... 12

1.2. Проблема жизненного пути личности в психологическом знании.........21

1.3. Проблема смысла и осмысления в психологии.................................46

1.4. Принадлежность к поколению и полу как факторы осуществления и

осмысления жизненного пути...........................................................71

Выводы по первой главе.................................................................90

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ..............................................93

2.1. Обоснование выборки, методов и процедуры исследования психологических особенностей осмысления жизненного пути личности.....94

2.2. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности....................................................................................112

2.3. Тендерные особенности осмысления жизненного пути личности........143

Выводы по второй главе................................................................164

Заключение...........

Список литературы Приложения..........

176 196

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Осмысление собственной жизни в контексте семьи и рода как неотъемлемой части истории народа способствует выстраиванию целостного и непротиворечивого образа себя в социальном времени, социальной и личностной идентичности. Оно является основой истинного патриотизма как переживания причастности и ответственности человека не только за себя, но и за жизнь и память рода и народа.

В настоящее время связи отдельного человека с родом и целостность исторической памяти народа в большинстве случаев нарушены. В недавнем прошлом многие люди были вынуждены скрывать информацию о предках и вычеркивать неблагонадежных родственников из своей семейно-родовой памяти. Часто линия рода ограничивалась теми, кого люди знали лично. История Отечества преподносилась фрагментарно и в отрыве от ее личностного переживания. Все это в совокупности с другими факторами сформировало целые поколения, которые переживают свой жизненный путь изолированно, не соотнося его с историей семьи и рода, не чувствуя себя продолжателями истории народа.

С 1990-х годов наблюдается хаотичный, а где-то и целенаправленный интерес людей к собственным родословным и к истории страны через жизнь конкретных людей. В этом контексте актуализируется вопрос о том, как человеку выстраивать связи со своей семьей и родом, историей народа. Становится необходимым изучение особенностей интеграции и обособления событий собственной жизни, истории семьи и рода и истории народа в осмыслении жизненного пути в зависимости от общественно-исторических условий.

Научная разработанность проблемы исследования. В отечественной психологии накоплено значительное количество исследований, связанных с изучением жизненного пути личности: в философском ключе

(С.JI. Рубинштейн), в рамках изучения организации времени жизни (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина), психологического времени личности (B.C. Мухина), временной перспективы и трансспективы (В.И. Ковалев, H.A. Логинова, H.H. Толстых), событий и межсобытийных связей (Е.И. Головаха, A.A. Кроник, P.A. Ахмеров), смысла и осмысленности жизни (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, A.B. Серый), автобиографической памяти (В.В. Нуркова), нарратива как личной истории (Е.С. Жорняк, Е.Е. Сапогова). В зарубежной психологии жизненный путь был предметом исследования Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо, Д. Макадамса, М. Уайта и др. Эта проблема приобретает новое звучание в контексте изучения осмысления жизненного пути человеком как отдельной личности, члена семьи и рода, представителя народа в изменяющихся общественно-исторических условиях.

Методологическую основу исследования составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею»1.

В качестве теоретической опоры выступили идеи:

• о человеке как о субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская);

• об общественно-исторической и социокультурной обусловленности развития личности (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов);

• о человеке как о развивающейся личности посредством парного механизма идентификации-обособления, являющейся одновременно социальной единицей и уникальной индивидуальностью (B.C. Мухина);

• о регуляторной роли смысла во взаимодействии человека с миром (Д.А. Леонтьева).

Проблема исследования — каковы психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и

1 Маркс К., Энгельс Ф Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. —2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — С. 440.

общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола?

Цель исследования — выявить психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении человеком своего жизненного пути в зависимости от поколения и пола.

Объект исследования — смысловая сфера личности.

Предмет исследования — автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты осмысления жизненного пути личности.

Общая гипотеза исследования: психологические особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности будут специфичны в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Частные гипотезы:

1. Возрастно-поколенческие особенности осмысления жизненного пути личности будут проявляться в насыщенности, масштабе, выраженности способов осмысления и тем в описании значимых событий собственной жизни, истории семьи и рода, истории народа.

2. Тендерные особенности осмысления жизненного пути личности будут специфичны в зависимости от включенности людей в семейную жизнь и типичное социальное функционирование.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать идеи и эмпирические исследования смысловой сферы, жизненного пути личности и его осмысления в психологии;

2) дать содержательную характеристику принадлежности к поколению и полу как факторам осуществления и осмысления жизненного пути личности;

3) разработать схему исследования психологических особенностей осмысления жизненного пути личности в автобиографическом, семейно-родовом и общественно-историческом аспектах;

4) собрать, обобщить эмпирические данные и сделать выводы о психологических особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособленности автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления в зависимости от поколения и пола.

Методы исследования. Сбор эмпирических данных осуществлялся в форме полу структурированного интервью, содержание которого определялось следующими методами: модификация методики «Линия жизни» A.A. Кроника; модификация методики «Оценивание столетий истории народа» (ОСИН) P.A. Ахмерова; авторская методика «Описание членов родословной». Для обработки данных были применены сравнительный и качественный анализ, контент-анализ и U-критерий Манна-Уитни.

Выборка исследования составила 120 человек, среди которых было выделено 6 групп по 20 человек: мужчины и женщины младшего, среднего и старшего поколения. Отправной точкой для формирования выборки было младшее поколение. Младшее поколение составили юноши и девушки от 18 до 21 года. Возраст представителей среднего поколения — 43-55 лет. Возраст представителей старшего поколения — 63-79 лет.

Всего в ходе исследования было изучено и проанализировано при помощи контент-анализа 34 ООО смысловых единиц и 7 400 единиц счета. Смысловыми единицами были категории в описании событий жизненного пути, родословной, истории народа. Единицей счета была характеристика в описании события жизненного пути и истории народа, члена родословной.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; эмпирической проверкой выдвинутых гипотез; сравнительным, качественным и контент-анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики. Для получения достоверных и надежных результатов по методам исследования применялся метод экспертного оценивания (с привлечением трех экспертов помимо исследователя). При этом основные требования, предъявляемые к экспертной оценке, были соблюдены.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осмысление жизненного пути личности — особая сознательная деятельность человека по построению отношения к миру, другим людям и самому себе через наделение смыслом фактов и событий жизненного пути, истории семьи и рода, истории народа. В осмыслении жизненного пути личности происходит интеграция и обособление событий и фактов собственной жизни, истории семьи и рода, истории народа (автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов).

2. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют возрастно-поколенческие особенности.

В осмыслении жизненного пути личности представителями младшего поколения интеграция автобиографического и семейно-родового аспектов происходит через интерес к внутреннему миру человека и стремление создать свою семью. Общественно-исторический аспект осмысляется ими достаточно обособленно.

В осмыслении жизненного пути личности представителями среднего поколения собственная жизнь и история рода интегрируются через их заботу

о членах своей семьи. История родословной воспринимается ими как обособленное знание, так как семья для них в первую очередь — это круг ближайших родственников. Собственная жизнь и история народа в осмыслении жизненного пути личности интегрируется через восприятие истории как условия их жизни и членов их семьи.

В осмыслении жизненного пути представителями старшего поколения собственная жизнь и история семьи интегрируется с историей народа за счет личной или семейной сопричастности к историческим событиям и связи со значимыми историческими деятелями. Обобщенная история народа (без связи с собственной жизнью и историей рода) воспринимается ими как обособленное знание. Собственная жизнь и история рода интегрированы слабо — чаще всего через память и заботу о родственниках, которых знают или знали лично.

3. Интеграция и обособление автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов осмысления жизненного пути личности имеют тендерные особенности.

В осмыслении жизненного пути девушками собственная жизнь и жизнь рода более интегрированы за счет их эмоциональной включенности в жизнь семьи, нацеленности на создание собственной семьи и интереса к личности родственников. У девушек жизнь рода и история народа интегрированы частично, через внимание к историческому контексту жизни родственников.

В осмыслении жизненного пути у женщин среднего поколения их собственная жизнь интегрируется с историей семьи и рода через заботу о близких родственниках, у женщин старшего поколения — через включенность в собственную семейную жизнь и внимание к семейной жизни членов родословной. У мужчин среднего поколения интеграция их жизни с историей рода происходит через избирательность в определении значимых родственников и прослеживание линии своего рода. В осмыслении жизненного пути личности женщинами среднего и старшего поколения их

собственная жизнь, история семьи и рода интегрируются с историей народа как с условием их жизни и жизни их близких.

Научная новизна исследования заключается в том, что выработан подход к исследованию осмысления жизненного пути личности во взаимосвязи с историей семьи и рода, историей народа. Выявлены и описаны способы осмысления жизненного пути личности в автобиографическом (хронологизация событий, фиксация и планирование достижений, осознание изменения себя в жизни и выделение сильных переживаний), семейно-родовом (обращение к фактам, выявление сходства, использование в качестве образца для подражания, выражение личного отношения, оценка) и общественно-историческом аспектах (определение значения для широкой или локальной общности, для респондента лично и его семьи). Выявлено, что в зависимости от поколения осмысление жизненного пути личности в автобиографическом аспекте осуществляется событийно, через доминирующий способ интерпретации, выделение эпох, периодов и поворотных событий жизни, опыта, который необходимо передать последующим поколениям. Изучены и раскрыты особенности интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола, которые осуществляются в соответствии с актуальными возрастно-психологическими задачами и личностными смыслами, эмоциональной включенностью в жизнь семьи и рода, ощущением причастности к истории народа.

Теоретическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования расширяют существующие знания: о смысловой сфере личности; о возрастно-поколенческих и тендерных особенностях осмысления жизненного пути; об особенностях интеграции и обособления автобиографического, семейно-родового и общественно-исторического аспектов в осмыслении жизненного пути личности; о современном состоянии

семейно-родовой памяти; об особенностях восприятия истории семьи и рода и истории народа в зависимости от поколения и пола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что наличие научно обоснованных знаний об особенностях осмысления жизненного пути личности, интеграции и обособления собственной жизни, истории семьи, рода и народа в осмыслении жизненного пути личности в зависимости от поколения и пола может существенно повысить эффективность работы педагогов, психологов и сотрудников социальных служб. Полученные данные открывают новую перспективу в понимании сути межпоколенческих отношений. Показывают современное состояние семейно-родовой и исторической памяти. Результаты исследования могут быть использованы для создания программ, направленных на актуализацию семейно-родовой и исторической памяти и на коррекцию взаимоотношений между представителями разных поколений.

Результаты исследования были обсуждены и опробованы на III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, МПГУ, 2008); научном семинаре по проблемам психолого-педагогической антропологии МГПУ (2009); научном семинаре кафедры психологии образования МПГУ (2010); Юбилейной конференции «125 лет Московскому Психологическому Обществу» (2011); XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «JIomohocob-2011»; IV международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» (2011); III всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления» (2011), VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, МПГУ, 2012).

Результаты исследования используются в проведении курсов «Историческая психология» и «Социокультурная психология» на факультете

педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Основные результаты диссертации изложены в 9 научных статьях и тезисах общим объемом 3,3 п. л., в том числе 3 в журналах, включенных в перечень ВАК (1,9 п. л.).

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОСМЫСЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГ