Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические воззрения Аль-Фараби

Автореферат по психологии на тему «Психологические воззрения Аль-Фараби», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Чистов, Владимир Владимирович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Психологические воззрения Аль-Фараби"

8 О 3 "

АКАДЕМЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ПШОЛОШИ

На правах рукописи

ЧИСТОВ Владимир Владимирович

УЖ 159.9.019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬ-ФАРАЭД . . Специальность 19.00.01.- общая психология, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой, степени кандидата психологических наук

Москва, 1990

Работа выполнена на кафедре психологии Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. С.М. Кирова.

Научш.;Л руководитель - доктор педагогических наук,

профессор К.Б. Еарикбаев Официальные оппоненты - докто: психологических наук,

профессор В.В. Большакова - кандидат психологических наук . A.A. Никольская Ведущая организация • Московский государственный

университет км. М.В. Ломоносова,

о

■л .. факультет психологии . Защита состоится / I Л _ 1990 г. в_

4

часов на заседании специализированного Совета К 002.31.02 по защите диссертаций на соискание учено'' степени кандидата психологических наук при Институте психологии АН СССР.

.....С диссертацией моано ознакомиться в библиотеке Института

п^лхологии АН СССР.

. .. . Отзывы на автореферат в двух экземплярах, .заверенные.печатью, просим направлять по адресу: 129366, Москва,.И-366, .. ул.".Ярославская, д. 13. Институт психологии АН СССР, ученому секретарю. .. ... . , ,

Автореферат разосла . ""У » г.

*-" • Ученый секретарь специализированного Совета,

кандидат философских каук Н.В. Кучевская

'I 1

' . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуально сть_теми. Богатое духовное наследие советского народа, побравшее в себя многовековые самобытные идеи мыслителей презлого, существенно пополняет психологическую науку, обеспечивал её поступательное движение вперед к более глубокому позна -низ природы психического.

В своих работах В.И.Ленин, указывая на огромную роль освоения достижений предаествувщих поколений, подчеркивал, что мировая наука и культура являптся "закономерным развитием тех запасов знаний, кг -орые человечество выработало".*

В речи Генерального секретаря ЦК КПСС П.С.Горбачева на февральском Пленуме (198В) отмечалось, что "обращение к напей истории продиктовано не просто интересом к прошлому. Оно нам жизненно необходимо для сегодняшней работы, для реаения,задач пера -о

стройки". В Политическом докладе ХХУП съезду КПСС им подчеркивалось, что "когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время'переломное, о. - всегда выдвигает лп-

3

дей, для которых ото становится внутренней потребность*)".

В великой п.'.зяде мыслителей эпохи раннего средневековья, переломного периода, связанного с зарождением феодальных отнове-ний на арабояэычном Востоке, особо выделяется имя выдающегося ученого-энциклопедиста Абу Насра аль-Фараб!Г (870-950), богатое v. многоплановое наследие которого представляет ецй недостаточно изученную область как в советской так и в зарубежной ориента-

■ Г."ЛёнРГнТЗТИГ ЗаЯа7и~совТо5 йолодежи. // Поли.собр. соч., - Ь-е изд. - Т.4Г. - С.304. ^

2. Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеология обновления: Речь на Пленуме ЦК КПСС 16 февр. 198£ г. - М.: Политиздат, 1968. - С.12. д

3. Горбачев М.С. Политический доклад ХХУП съезду КПСС // Каге-ииалч ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1987. - С'.90.

4. Исторические данные подтверждают, что а.'.ь-Фарабн внхпдец

из тюркского племени, родился в округе Отрара (Фараб). Нкно Чимкентс/.ая область КазССР.

листике.

Выбор теми диссертации. обусловлен, необходимостью более полного. ^сведения роли ученого в развитии и становлении психологической мысли средневекового Востока. Объективная оценка его на учло го вклада представляет сегодня несомненный интерес для современной истории психологии, ибо, ка.. отмечал Л.С.Выготский, "мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним: даже отрицая его,, мы опираемся, на него".*

Актуальность данной: работы определяется также возможностью опровергнуть нигилистические суждения. А.Арберри, В.Мсльмана, Kappa де Во и ряда других буржуазных исследователей, считавших аль-Фпраби лишь комментатором учений античных философов (Аристотеля, Платона и др.), проповедовавших расис- ~?кие теории о неспособности тюркских народов к самостоятельному научному мышлению.

!

Степень_из^ченности_п£облемы._ Трактаты Абу Насра аль-Фа-раби на протяжении многих веков привлекали к себе внимание перловых ученых всего мира. Однако целенаправленное изучение их начинается с работ видного немецкого ученого-арабиста Ф.Г.Дите-рици (XIX в.), который, на основе перевода берлинских, лейденских и лондонских рукописей мыслителя, впервые опубликовал в о Германии свои монографические работы^, характеризующие средневекового ученого как основоположника арабоязычной философии Востока.

В XX в. к трудам аль-$араби обратились видные советские

1. Выготский Л.С. Соч. в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - T.I. г С.487.

2. Bieterici F. Die Logik und Fsycologie der Araben. - Leiden, 1858 J Die îlaturscbanung und Naturphilosophie der Araben in X-Jehrhundert. - Berlin,1861.

у-йныз; A.C.Крымский, З.В.Бартол'ьД, •Э»В-.Бер*ей4Л5> ЙА.Крачков -сг.кя, й.М.Муминов, С.Н.Григорян, Б.Г.Гафуров, М.МДайруллаев, А.В.Сагадезв, которые раскрыла существенные стороны его философского -наследия. О все возрастающее интересе к tpaxtaíaM мыслителя свидетельствует международная конференция (Алйа-Ата, 1975), посвященная 1100-летнему юбилею ученого и тот факт» что в современном востоковедении ныне выделилось специальное направление -фарабиеводение, в многоаспектном плане изучающее различные во -просы его научного творчества^

Фарабиеве. j Казахстана А-.Х.Каск&яанОЬ» М.С.Еурабаеэ, А.Mama-нов, А.Кубесов, С.К.СатиЗекова и другие также КОСйЯТили свои труды освоений многогранного и весомого вклада средневекового ученого в мировую науку»

Проблемы познания душевных процессов человека* прослекивапт-ся го многих трактат"х аль-Фараби*, которые ещё недостаточно изучены. Отдельные психологические воззрения мыслителя отмечены на фоне ''ллософских и педагогических лсследовашй М.М.Хайрул-лаева, А.С.Иванова, К.Б.Жарикбаейа, в ряде статей А.А.Абдусат -тарова, М.Вахидова, А.К.Закуева, а также в отдельных публикациях зарубежных ориенталистов А.Кортабарии, М.Хортена, М.Плесоно-ра, И.Мадкура, Ф.Рахмана, Н.Решера, Вали-ур-Ра*мана> которые

нацеливают нас на дальнейшее изучение богатого психологического

?

наследия, отраженного в многочисленных трактатах средневеково-

1. Аль-Фараби. Книга о душе. - Док> № 1683} 0 достижении бла -женства, вытекающего из знания и самосовершенствования человека. - Док. ¡¿ 1903. О духовных образах, о дуве, её деятельности, её силе и способностях. - Док. К 191Л» Рассуждения о понятии "разум". - Док. ¡fe ÍS02 и др. // Собр.БОй^рукописей ин-та востоковедения АЛ УзССР /Под ред. А.А.С-ййбНова. - Таи-кент, 1955. - Т.III.

2. По мнению академика Ь.Г.Гафурова, число тоактагой аль-Фара-би достигает 200 наименований // Гафуров Ь^Г. - ЙаОр.тр. -- и.: Наука, 1985. - С.5IÜ. 1

- к -

го мыслителя.

Объектом_иссдвдо.»аыия является психологическое учение аль-Фараби о душевных садах человека, а также отдельные стороны его воззрений, связанные с некоторыми проблемами психологии обуче -ния, воспитания, искусства и медицины.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что аль-Фараби является создателем арабоязычной психологической терминологии*, основоположником учения, положившего начало глубокому постиженив внутреннего мира человека в эпоху раннего средневековья»

Предмет исследования^составляет систематизация и анализ воззрс ий мыслителя, представляющих основу его психологического наследия.

Цель_работы состоит в том, чтобы обобщая разрозненные идеи и научные выводы ученого, отметить их ^заимосвяз! и единство, проявляющиеся в его концепции о душевных силах, оказавшей значительное влияние на становление психологической мысли.

В соответствии с целью работы были определены следующие конкретные задачи исследования:

- раскрыть исторические предпосылки и идейные истоки дея -тельности ученого; '

- выделить и охарактеризовать существенные стороны его психологических воззрений;

- проследить последующее развитие и значимость наследия аль-Фараби для современной психологии.

I. Как подчеркивает академик Э.В.Бертельс, "только работы оль-Фараби обеспечили правильное понимание древней науки // Бер-тельс Э.В. История персидско-таджикской литературы. - М.: . Наука. 1960; - С.112/

J-^то до логической основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма, материалы ХХУП съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, а также ряд работ крупнейших советских психологов, з которых нашли глубокую разработку основные положония и принципы подхода к оценке научного наследия прошлого, базирующиеся на данных объективного исследования, предпола-гакгего детальный анализ динамики становления психологических знании сквозь призму истории науки.

_Источники_и_методы исследования^ Основой для изучения психологических во: рений аль-Фараби послужили .историко-философские, социально-этические, логические, математические, естественнонаучные и другие трактаты мыслителя, изданные в СССР ц за ру -безкон, архивные материалы и рукописи, находящиеся в фондах Института востоковедения им.Бируни, ЦГИА КазССР, ЦГИА УзССР, Ali КазССР, АН УзССР, *х>сударственной библиотеки ик.А.С.Пушкина (Алма-Ата), государственной библиотеки им.А.Навои (Ташкент) и др., а такж'- работы советских и зарубежна авторов, в которых нашли отражение отдельные аспекты психологического наследия средневековых мыслителей Востока.

В ходе исследования использовались методы логического и исторического анализа, синтеза разрозненных материалов и фактов, сопоставления, сравнения с учетом взаимодействия основополагающих принципов историзма, развития и конкретизации.

Достоверность полученных результатов, выводов определяется постоянной опорой автора на исторические источники, труды советских психологов и востоковедов, логическое осмысление и доказательство непротиворечивости фактов, подтверждающих-выдви -нутую гипотезу.

Научная новизна даннод работы заключается в слодуюкен: на-

- б -

ми впервые в целостном плане подвергнуты систематизации и анализу психологические воззрения аль-Фараби; выявлены прогрессивные стороны его учения; отмечена преемственность научных традиций предшественников и последователей мыслителя; составлен психологический словарь терминов и схема классифи: щии душевных сил согласно концепции ученого; указан его неоценимый вклад в арсенал мировой психологической мысли.*

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение наследия аль-Фараби дает возможность выявить основные этапы зарождения и развития учения о душе в арабояэычном мире средневекового Востока, покасать несостоятельность высказываний отдельных зарубежных ориенталистов, п' ^аищихся фальсифицировать и умалить роль ученого в становлении и формироьании научной мысли тсркоязычных народов.

Практическая_ценность работы заклвчается в то.., что результаты исследования дают богатый материал для лекционной, пропагандистской и учебно-воспитательной работы среди учащихся и студентов и могут быть использованы при чтении спецкурсов и прове-

I. До сих пор в исгорико-психологической литературе господствует мнение о том, что зарождение психологической мысли на ара-боязычком Востоке связано с именем Абу Али Ибн Сины. Между ^ прочим, в книге "Жизнеописание" Ибн Сины мы нс-.одик утверждение о том, что труды античных авторов стали ему более по -нятны благодаря изучению трактатов аль-Фараби (См.: Абу Али Ибн Сина. - Избр. произв. - Душанбе: Ирфон. - 1980. - Т.1. -- С.56). Нами обращен^ внимание на своеобразие и самобыт -ность психологического учения аль-Фараби, сложившегося на Востоке задолго до появления психофизиологических исследований Ибн Сины, в то время как проф. Н.Г.Ярошевский даже не упоминает имени великого мыслителя (Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд. пэрераб. - М.: Мысль, 1985. - С.92--58). Тем не менее, в советской историко-философской, научной и учебной литературе, а также в работах зарубежных иссле дователей аль-Фараби {Второй учитель) давно занимает место видного ученого-энциклопедиста Востока. (М.М.Хайруллаев, В.Б.Соколов, О.В.Трахтенберг, В.А.Роменец. О.Фаррух, ы.Плес-снер, М.Фахри и др.).

дении семинаров, посвяценных наследию великого мыслителя сред -невековья, в университетах, педагогических институтах,•педучи -лицах и общеобразовательных школах, а такие при подготовке психологической энциклопедии и книг по Антологии истории психологической мысли народов СССР и в частности Средней Азии и Казахстана. Выдвинутые нами предложения и рекомендации обогатят арсенал истории психологической науки и послужат основой для дальнейшего детального изучения наследия аль-Фараби.

Положения, выносимые на защиту:

1. Аль-Фа^дби - основоположник прогрессивной психологической мысли Востока.

2. Учение о внешних и внутренних душевных силах - ядро психологической концепции мыслителя. ^

3. Вопросы обучения и воспитания в трудах аль-Фараби - первоначальное применена практической психологии на Востоке.

Лп£обация саботи_. Материалы исследования докладывались на Республикам сих научных конференциях 1990), обсуждались

на методологических совещаниях и заседаниях кафедры психологии КазГУ км.С.М.Кирова, использовались при проведении лекций и бесед со студентами КазГУ, учащимися общеобразовательных пкол к городского педагогического училища )« 2 (Алма-Ата).

Диссертация обсуждена и одобрена членами кафедры психолопн КазГУ им.С.М.Кирова, лаборатории методологии, теории и истории психологии Института психологии АН СССР. Материалы исследования нашли отражение в пяти'публикациях автора.

'Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения «• двух приложений. Список использованной «ттарод^рр .сод^рэдт 230 наименований работ, из ко.тормс .на даод'гр^цц;* ^здяя.х,. диссертации сос,тавляо,т ¿ЭЬ ,о,^ранни ,нзацио;гшско-го ^агцуй,*, »пх^о-

чая приложения. Основной текст 155 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, цели и 'задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы и методологическая )Снова диссертации, положения, выносимые на защиту, результаты апробации.

Пе£вая_глава_"Кстоки формирования научной мысли средневекового Востока" посвящена характеристике объективных предпосылок, способствовавших возникновение и развитию науки арабоязычного халифата.

В педвом_параг£а^о_ "Со циРльно-э ко комические черты эпохи раннего с^дневековья" отмечается, что в силу сложившихся исторических условий народы Ближнего и Среднего Востока и, в частности Средней Азии, оказались под власть» династии Аббасидов, создавшей крупное и сильное государство - Арабский х-лифат, ставший важнейшим центром науки и культуры. Этому способствовало его выгодное географическое положение, развитие сельского хозяйства и ремеоленичества. Становление феодальных отношений было обусловлено развивающейся торговлей, введением единой арабоязыч-ной письменности и религии ислама, что помогло более полно освоить культурные и научные достижения различных : уродов и обобщить накопленный ими опыт.

Правящая династия всячески поощряла научный поиск ученых-энциклопедистов, которые переводили рукописи античных мыслителей и, переосмысляя их наследие, стремились к достижению истин на основе научных достижений своего времени. И хотя их естест-воиспытательская деятельность все же была ограничена догматами ислама, тем не менее даже среди сторонников религии выделилось течение мутазилитов (отделившихся), прогрессивно мысля —

г,их учоних, признающих авторитет научных знаний, вступивших в борьбу с мутакаллимами, представителями реакционного богословия. Несмотря на притеснения со стороны мусульманского духовенства в УШ-Х вв., в Арабском халифате выделилась целая плеяда видных учених, таких как аль-Кинди, ар-Рази, аль-Фараби и других, спо-собстЕозаЕдих становление арабоязычной науки.

■ Зо_ето|юм ла£аграфе "Возникновение психологических учений на арабоязычком Востоке" подчеркивается, что в условиях раннего средневековья особенно возрос интерес к постижении душевного мира человека.

Одним из первых ученых-энциклопедистов арабоязнчного мира, заинтересовавшихся природой психических явлений, был Абу Юсуф

ибн Ксхак аль-Кинди (800-879), который перевел и прокомментиро-

*

вал труды античных авторов, указал на значимость важнейших психологических идей, з. тронутых в них. Он дал своеобразное толкование понятии "душа", отмечая, что именно она придает завершенность телу .. служит необходимой субстанцией для разума. Следуя воззрениям Платона, аль-Кинди выделил три составные части ду -шевной деятельности человека: разумнуп (мышление), раздражиталь-но-гневную (эмоции) и склонную (чувственную). Свои суждения он тесно связывал с религиозными традициями и непоколебимым авторитетом древнегреческих мыслителей. Пытаясь примирить науку и религию, согласовать её с догматами ислама, аль-Кинди всячески стремился к синтетическому изучению богатого наследия греков, арабов, персов, сирийцев, тюрков и созданию единой философской системы, включающей в себя некоторые аспекты педологических исследований.

Не менее ценны и интересны воззрения известного врача и ео-тествоизпытателя Абу Бакра ар-Рази ;сЧ55-525), современника адь-

Фараби. Во многих его работах были рассмотрены вопросы душ и её состояний, в частности любовь, привычки, акт галл шнациЛ. Выводы ученого основывались на житейских наблюдениях, богатом опыте предшественников и неразрывной связи душевных процессов с физиологической деятельностью организма челове. .

Психологические искания аль-Кинди и ар-Рази несомненно подготовили благодатную почву для дальнейшего становления научной мысли Востока. Несмотря на идеалистическое понимание ими ряда явлений, их труды послужили рациональным зерном для более полного воплощения в трактатах Абу Насра аль-Фараби, значительно углубившего и более подробно проанализировавшего сущность проявлений душевных сил человека в теорвпг ском и практическом плаие. Трактата ученого явились закономерным продолжением развития основ античной и средневековой науки и способствовали более объективному подходу к оценке научных фактов с ьозиций естественных наук, экспериментальному подтверждению смелых гипотез предшественников, освобождению научной мысли от религиозных наел.-¿кий.

В третьем па£аграфе "Основы философской концепции аль-Фа-раби" подчеркивается, что объективная оценка психологического учения мыслителя невозможна без анализа его философ .сих воззрений. В отличие от своих предшественников, аль-Фараби впервые в арабоязычном мире провел четкую грань между верой и научным знанием, получаемый из практического наблюдения. Пытаясь объяснить истоки возникновения душевных 1 сил, мыслитель почти пол -ностью смог отойти от ряда положений довлеющей исламской религии, хотя к решению основного вопроса философии он также подходил с идеалистических позиций, признавая Первопричину-Первого Суще-

го (бога).

ВакксЯсики принципами философской концепции аль-Фараби явта-ются его идеи о вечности мира, детерминизме и всемогуществе чэ -лозеческого разума.

Выдвинув гипотезу о том, что мир существует вечно и имеет иерархическую организованность, ученый указал на постоянное развитее природы по принципу усложнения форм, т.е. от неживой материи (минералов) -к наиболее сложным видам: растениям, животным, и далее к человеку, наделенному мыслящей силой души. Согласно его теории, развк.ле всех живых существ после'первого толчка от Первого Сущего (ТЕорца) далее строго детерминировано и происходит по естественным законам, которые возможно познать. Предвосхищая идею эволюционного развития, он определил понятие "человек" как "разумное животное", которое никто но превосходит/ В основе его гносеологической тег т лежит глубокое убеждение об отсутствии врожденного разума и понимание процесса мышления как Еажнейпей познавател! ой способности человека. Ученый указывал, что ребенок не рождается зееэнающим и мудрым, а лишь предрасполокон к совершенствовании интеллекта и накоплению практического опыта. И хотя мыслителю были присущи теологические утверждения о Пер -вом Сущем, Мировом (деятельном) разуме, возможности существования отдельных дуй после смерти тела, тем не менее "в доктрине аль-Фараби мистический элемент все же подчинен интеллектуальному".'1' Наметившаяся в его трудах материалистическая тенденция послужила "отправнол точкой новой эры и с течением времени пре-

и?

терпела только развитие, но не изменение сути , что явилось

j

1. Соколов В.В. Средневековая философия.: М.: Высы.шк., 1979.- С,226.

2. biodkour I. Ls pieco d'el-Farebl dano l'eeola philoäopbiquö susul=8na. ~ Poris, - P. 9-10.

прогрессивным шагом вперед в развитии средневековой науки.

_Вто£ая глава "Психологическое учение аль-Фар'ч'и". В ней раскрываются представления мыслителя о сути и значении душев -ных сил, механизме их возникновения и путях развития в процессе обучения и воспитания.

_В_первом па£аграфе "Концепция о душе в трудах античных авторов и аль-Фараби" прослеживается взаимосвязь воззрений средневекового ученого с психологическими идеями древнегреческих философов. Критически переосмысляя их наследие, аль-Фараби отметил, что все выдвинутые ими теоретические положения должны бить подвергнуты проверке и Научному доказательству, опирающемуся Ьч два основных метода исследова-'чя: наблюдение и опыт (эксперимент). Подвергая сомнению теорию анамньзиса Платона и его идеалистические суждения о чувственном познании, ученый был более склонен к материалистическим сторонам воззрений Аристотеля, которые он углубил и дополнил. Понимая дуйу как нематериальную форму, мыслитель полагал, что тело является условием её существования. Душа, являясь естественным свойством организма, не привносится извне и не существует в готовом чиде. Ей присуще умопостижение и постоянное развитие. Опираясь на анатомо-физио-логическое учение Галена, аль-Фараби указал на и. .ную связь психических процессов с органами тела, подчеркнув, что уравновешенность душевных сил достигается, пульсацией пневмы в сосудах, регуляцией теплоты сердца, деятельностью нервов и мозга. И хотя средневековый мыслитель, также как и его предшественники, в силу объективных причин ещё не смог полностью понять роль нервной системы в регуляции психических функций организма, тем не менее он, не взирая на авторитетные мнения, считал необходимым изучать Есе душевные явления с естественнонаучных позиций, подвергая ■

критике все неубедительные доводы, что позволило ему разработать свою качественно новую, оригинальную и самобытную концепции ду-пи и её сил на основе логического обоснования фактоз и творческого подхода к решении актуальных проблем своей эпохи.

Во_второн параграфе "Общая характерного л душевных сил", отмечено, стремление мыслителя классифицировать психические процессы и состояния в определенную систему. В своем учении аль-Зара-би выделил две большие группы душевных сил: движущие и познай -щие. К движущим он относил растительную, животную и чэловэчес -кую силы, ибо они обеспечивают движение и ответную реакцию организма на либыз воздействия со стороны окружаемого мира. Мстительные силы представляют собой суть жизни, её изначальную основу. Ученый ввел з научний оборот понятие стремящейся силы ду~ 1-й, вырезающей такие эмоциональные состояния (аффекты души) как гнев, страдание, радость и другие, а также отдельные проявления темперамента и воли человека.

К познающим аль-Фараби относил внешние и внутренние душевные силы, олицетворяющие познавательные психические процессы, которые возникают лишь на уровне диво гной и человеческой сил и тесно связаны с главенствующими органами - сердцем и мозгом. К внешним - мыслитель отнес ощущающую силу, характеризуя ощуще ? ния и восприятия как единое целое (чувственную силу). К внутренним - воображение, память, мышление, делая оговорку, что последнее присуще лишь человеку. В отличие от своих предпест -венников, ученый подчеркивал, что мозг является важнейшим органом, -связанным объединением нервов или протоков, соединяющим сг.лы души с телесными органами, осуществляющими ответную реакцию. При этом он указывал, что все душевные силы едины как у

- Vi -

мужчин, так и у женщин. V.ro же касается силы чувственней, воображавшей и мыслящей, то в их проявлениях нет существенного различия, лотя возможно, что "среди оихических свойств те, кото -рые склонны к силе, - такие, как гнев и суровость, - у женщин слабее, а у мужчин - сильнее. Между тем, это не препятствует встретить мужчин, свойства которых похожи на свойства женщин".^ Утверждая, что человеческие индивиды от природы наделены различными силами и разнообразными способностям:!, которыо постоянно развиваются и совершенствуются, аль-Фараби подчеркнул единство психических и физиологических процессов, объяснял ..рироду и значимость душевных сил человек. , откатил ряд паталогических наруше- " Н'/Л их функций.

Б третьем параграфе "Учение о внекних и внутренних душевных силах - ядро психологического наследия аль-Фараби" анализируется суть познавательных психических процессов, эмоциональных состояний, понятийный аппарат и своеобразие отдельных психологических категорий, выдвинутых мыслителем.

Характор'.'-уя внешнюю ощущающую дугаевнуз силу, ученый убедительно доказал, что она тесно связана с реакцией организма на объекты окружающего мира, состоит из двух существенных элементов: тохосного и психического, объединенных в господствующей чувственной сило, собирающей данные от пяти воспринимающих органон, Хотя теория аль-Фараби и близка воззрениям Аристотеля, том и«-- мзное он более детально вскрыл природу ощущений и зос-прппг.й, основываясь на законах физики и физиологии, подкрэп- """

1. .':!.- vari Трактат о взглядах жителей добродетельного го -р?дл /7 Фклосо 'екг.о трактаты.-Ллма-Л:а:Наука,1972.-С.262.

1- l-l'C'i-tbi. Ido _ s dea Habita nts 'do la Cite Vortuoao. -Cairo, 'l^.-.', -7.1л.

ляя свои исследования многочисленными математическими расчета ~ ми. Большое значение имел его вывод о том, что чем сильнее раздражение, получаемое от источника ощущений, тем дольае будут сохраняться образы. Анализируя процесс чувственного' псприятия, мыслитель заключил, что человек не должен слепо доверять сеоим ощущениям, ибо они недостаточны для получения истинных знания об окружающем мире. Он описал случаи патологических нарушений восприятия, при которых "чувство вкуса может воспринять сладость там, где нормальный (здоровый) человек ощутит горечь"^и т.п.

Серьёзное внимание аль-Фараби уделил влиянию музыкального искусства на "чувственное сердце" человека, отметив, что во о -приятие "чарующих звуков музыки" способно благотворно воздействовать на самочувствие че .века, ибо "удовольствие, радость и блаженство происходят и достигают своей полноты только через восприятие красивейшего, наиболее законченного и совершенного"?

Ученый указал на геснуэ взаимосвязь чувственного восп^я -тия с внутренними душевными силами (воображающей, стремящейся и мыслящей), проявления которых не зависят от наличия объекта и контакта с ним.

Характеризуя воображающую силу, аль-Фараби отмечал, что она объединяет ощущения между собой и делит их на различные сочэ -. тания. В составе воображения он также дифференцировал и ввел в научный оборот понятия "формообразующей и сохраняющей сил", посредством которых закрепляются образы, полученные в результа -те чувственного восприятия. Сущность понимания этих с*л близка современным категориям кратковременной и долговременной памяти.

1, Аль-Фараби. О музыкальной гармонии. // Естественно'-' научные трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1987. - С.215.

2. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей... Указ.соч. -- С.222.

Особое внимание ученый уделил дальнейшей разработке и анализу процесса сновидений, справедливо полагая, что все виденное и ощущаемое во сне является резул. :атом воображения. Поэтому снам нельзя доверять, т.к. они возникают лишь тогда, когда "воображающая сила становится одинокой и лишается ощущаемых форм. Она перестает обслуживать мыслящую и стремящуюся .силы к возвращается к чувственным формам".''' Физиологическую основу сновиде- • ниЛ аль-Фараби видел в несоответствии внешних и внутренних реак-щь': организма.

Рассматривая акт галлюцинаций, он указал, i..o данное патологическое состояние связано j дисбалансом процесса воображения,

при котором "человеке, лобеждает внутре: юе опасение или им овла-

?

девает страх, он начинает слышать голоса и видеть людей".

Исследуя процесс воображения, аль-Фараби отмечал, что он" наиболее хоросо развит " у тех людей, которые занимаются искусством. В этой связи он подчеркивал, что "все поэтические произведения сочинены только для того, чтобы нечто отлично представ-

3

лять в вообра—энии", что играет неоценимую роль в художественном (музыкальной и поэтическом) творчестве, а также в медицинской и педагогической практике.

Стремящаяся сила души служит связующим звеном между внешними и внутренними душевными силами. "Благодаря ей желания переходят в стремления или позволяют отклонить то, что было восприняв чувством или воображением, или мыслящей силой".^

Г.~АЯь-Ф£рабй. "ТраКт ат~о"взглядах жителей... Указ.соч. - С.292.

2. Аль-Фараби. Основы мудрости (Фусус ал-хикам).//Естественнонаучные трактаты. - Алма-Ата: Паука, 1987.-С.266; Daa Buch

1or Kin^atoine.s Ob. f.l.Horten. -Aiünchan,1906. -Bd 5,'Hefe J

3. "I-Fnrabi. f'usul al Eadani. Aphorismo оГ tha atatesmans Tr. by Й.^ДчгДор. - CaabridfM! Univ.prass, 196,1, „ лЛ1-.'араои. Афоризмы государс!Г,енного деятеля //Социально-этические трактаты. - Алма-Ата, 1973. - С.216.

't. Лль-iapaoi:. Трактат о взглядах жителей...Указ.соч. - С.268.

Проявления этой силы и её побудительные мотивы ученый рассмат -ривал в тесном единстве с физиологическими процессами и телесными органами. Так, вслед за ощущениями, полученными через органы чувств часто изменяется окраска кожных покровов. Анализируя высшие чувства, мыслитель отметил, что для человека объект страстной любви - это совершенство и красота, способствующие тому, что люди "сзязываются и гармонизируются друг с другой".* В стремящейся силе проявляется нрав человека, который ео многом зависит от чувства меры. Так, "избыток в наслаждениях приводит

2

к алчности, а недостаток - к отсутствию чувства удовольствия". Осмысливая значение музыкального искусства в развитии эмоцио -нальных состояний человека, он подчеркивал, что "звуки музыки

являются завершением определенной страсти и определяют состоя -j

ние дупи". В практическом плане представляет интерес учение аль-Фараби о трех видах музыки, способной улучшить настроение, разжечь страсть, заставить забыть об усталости и болезнях, пленить воображение так, чтобы полученное впечатление надолго сохранилось в душе, что ведет к укреплению здоровья, обретению умеренности в действиях и улучшению жизнедеятельности всего организма.

Волевые процессы мыслитель рассматривал в терной связи с • эмоцио налью-двигательными реакциями и деятельностью всех ду -иевных сил человека, определяющих его поведение. В составе стремящейся силы аль-Фараби выделил три разновидности волевых качеств. Воля первого порядка, спонтанно возникающая стремящаяся

1. Al-Fsrabi. Der Uueterataats Üb. F.Dietariol. - Leiden, 2-> 1Аль-Фараби. Указание пути к счастью//Сйциально-эткчоские

J. nuaique: Tr. ■ d'Erlengeг //

La nusique eraba. - Paris,1930. -1.1. - Р.2.

сила, порождающая те ил!. иные стремления человека; она непроизвольна и эмоционально окрашена. Её побуждающими МО1ивами явля -ются: . ;ечение, страх, восторг, красть. Воля второго порядка связана с воображавшей силой. Она основана на представлениях памяти и фантазии. Воля третьего порядка - это желание, исходящее из мыслящей силы. Благодаря наличию этого вида воли человек приобретает знания, прилагая усилия, постигает искусства и науки. Он может отказаться от дурного и приобретать прекрасные нравственные качества, что способствует, в конечном счете, достижению счастья.

Исходя из особенностей проявления воли, ученый охарактеризовал три типа людей Лишь обладающие чолей высшего порядка достигают своих желаемых целей на основе развитой мыслящей силы, наличия рассудительности и других важнейших качеств разума. Те, которые находятся во власти страстей к инстинктов, довольствуются достижением малого и с трудом преодолевают препятствия. Мыслитель ососо отметил безвольных людей, называя их "рабами" и "звероподобными", так как они полностью покорны судьбе и не прилагают никаких усилий для достижения желаемых целей.

Особо важное значение аль-Фараби придавал мыслящей силе душ», посредством которой че. эвек овладевает науками и искусст-в-лни. Исходя из того, что ребенок при рождении имеет лииь зачаток разума, который он назвал потенциальным, ученый отметил, что в процессе накопления опыта мыслящая сила совершенствуется и развиваются следующие ступени разумной деятельности: актуальней , приобретенный, и деятильный интеллект.

Актуальный разум (интеллект) формируется при постижении 51!.|Н;'.Я. Приобретший.'! - итог уче,;'ля в познании глубоких сущностей Деятельный (мировой) - абстрактный вид мшлония, не

связанный ни с ощущениями, ни с воображением. Благодаря ему человек приобретает счастье, приближаясь к совершенству.

Анализируя составные элементы мыслящей силы ученый выделял говорящую силу, т.е. речь, которая является средство! выражения мысли. Она имеет две основные формы проявления: внешнюю и внутреннюю. Посредством внешней речи человек "гилосом выражает свои мысли", в то время как осноеой внутренней речи является "олово, заключенное в дупе".^

Указывая на особенность речи человека, аль-Фараби подчеркивал, что она является продуктом мыслящей (человеческой) душевной силы, в то время как потребность животных к общению поссед-ством звуков относится к проявлениям воображающей (животной) силы. Рассматривая разумную -.еягельность человека как высшую ступень ого филогенетического развития, ученый отметил её тесную связь с основами логики, которая обеспечивает последовательность

рассуждений, являясь "орудием для проверки з объектах инт^лек-

2

ции того, что не гарантировано от ошибок", ибо именно логика, присущая лишь человеку, "исправляет разум с тем, чтобы мышление протекало правильно". Аль-Фараби также проанализировал две существенные стороны мыслительной деятельности человека: теоретический и практический разум. Первый совершенствуется при освоении основ наук, второй - в процессе формирования умений, навыков, приобретении привычек в выполнении какой-либо деятельности. Мыслитель подробно охарактеризовал профессиональный ра-

1. Аль-Фараби. Слово о классификации наук.///философс"ир трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1972. - С.127-130.

2. Та,м же, с.119.

3. Аль-Фараби. Вводный трактат в логику// Естественнонаучные трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1987. - С.435.

О ¿l-Farebi. Introductory sections on logic: Tr. by D.M.Dun-lop. // Islamic Quarterly,1975' - Vol.2.

зум, основанный на приобретении практического опыта ц сове раен-ства и науке, искусстве и в ремеслах.

Кес. тря на некоторые идеалис'-ческие толкования мировою (деятельного) разума, психологическая концепция аль-Фарабн л целом имела конструктивное значение, так как главный вывод мыслителя указывал на необходимость постоянного развития и совершенствования душевных сил человека. Идеализация и абсолютизация разума провозглашала доступность познания, противопоставляя его слепому подражанию догмам ислама.

•_В_четвв£том_параг£аФв_ "Проблемы обучения к воспитания в психологическом учении аль-'араби" рассмотрены цели обучения, которые состоят в "уп; жнении мышления посредством трудности поиска" и задач воспитания, способствующих "наделению нардов этическими добродетелями и искусствами". Ученым разработан ряд методов обучения и воспитания, в основе которых лежит глубокий анализ душевных сил человека. Так, мыслитель указывал, что теоретическим вещам следует обучать методами убеадеш1я и воображения, широко применять метод наглядности, т,е. "начинать с ощущаемого тела, а затем переходить к изучений абстрактных понятий". Аль-Фараби отмечал необходимость развития способностей в про -цеесо деятельности и подчеркивал роль формирования ьраьов (характера) в ходе подготовки к профессиональной деятельности ■

Сопоставляя облик учителя - наставника.(имама) с образом государственного деятеля, учителя всего нарда, аль-Фараби отпоил зьачоииа наличия присущих ему двенадцати врожденных и кс!.. приобретенных личностных качеств, таких как справедли -.у.пл!>, остроумие, честность, память, доброта, гордая душа, лисель к познанию, детям, смелость и другие. Существенную роль

он отводил его профессиональным умениям "побуждать другого к совершению соотвествуюцих действий в познании того, что он знает сам",^ основанным на глубоком понимании индивидуальных осо -бенностеЯ учащихся, что не утрачивает своей актуальности и сегодня.

_Т£етья глава "Влияние наследия йль-Фараии на дальнейшее становление психологической мысли" посвящена анализу претворения основных психологических выводов ученого в трудах его последователей.

_В_первом параграфе "Развитие учения о душе в трудах арабо-язычных мыслителей (Х1-Х1У вв)" показано, что психологические воззрения аль-Фараби были существенно дополнены и углублены его преемниками, учеными-энциклопедистами средневекового Востока Абу Райханом Бируни (973-1048) и Абу Али ибн Синой (980-1039), экспериментально подтвердившими многие смелые гипотезы мыслителя по вопросам души, её сил, деятельности человека, формирования его способностей и характера на основе изучения психофизиологической основы душевных процессов, выявления путей совершенствования интеллекта (разума) и достижения умеренности в действиях. Материалистические тенденции в познании нашли свое преломление и в работах Омара Хайяма (1040-1123)", продолжившего прогрессивные традиции своих предшественников и смело выступившего против реакционных нападок со стороны видного представителя ортодоксального ислама аль-Газали (I058-IIII) и его сторонников, призывавших к постижению души лишь через мис-тико-юуфистические формы откровения.

В Х11-Х1У вв. определенную поддержку и развитие поихологи-

П Аль-фараби. Гражданская полити/.а. // Социально-этические

трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - С.122.

чб«кса учбккв &яь-§араби яояучяиа а З&яэдкой част« хаягфат* и аоабоязычкой Копании и назло отражений в трудах Кбн Еаджи (ЮЛ -1Ьс5), Ибн Туфейля 7,1X0-1181.), йбн 'Рушда (1126-1158), а так» Ибя Хялдуиа (1333-1'; 08) в Северной Африке. Принимая и :ю.реосмы< ляя передовые идеи средневекового ученого и подвергая детальному анализу отдельные положения его теории, они способствовали их практическому применению и широкому распространению. Через посредство Ибн Рушда (аверроизм) и коисея Маймонида учение о д} ше получило большую гэпулярность в Европе, цитировалось в энциклопедиях и было положительно воспринято такими учеными как Po^ жер Еохои (Англия), Сигор Брабантский (Франция), йкколетто Взр-яйл х др^лши. Имеется сведения, что воззрения аль-Фа-

раби также явились достоянием русской интеллигенции (ХУ е.).

Бо втором па^аг"Преемственность психологических идей в творчестве глркояаычных последователей аль-Фараби (Х1-Х1Х вв.! отмечается, что на протяжении многих веков соотечественники мыо лителя, населявшие обширные степные просторы, развивали многие прогреосит 'ые элементы его учения, Еоплоцая их в новую образно-художественную форму, доступную пониманию широких народных масс В философско-поэтических произведениях Юсуфа Баласагунского, Ахмеда Югнаки, Махмуда Кашгарского постоянно прослеживаются идеи аль-Фараби, связанные с проблемами совершенствования мышления, речи, воспитания характера и высоких нравственных качестз сг собствувщих достижению счастья.

В ХУ в. отдельные стороны психологического учения аль-Фа -раби были использованы Тафтазани и Давани для •• «здания учебных пособий, служивших важнейшим источником знаний для учащихся медресе, а также нашли отражение в творчестве народнчх мысли -толей Асан Кааги, Ьукара-жирау, Ахтамберди-жирау, Махамбета,

Дулата .и др. (ХУ-Х1Х вв.) и в работах казахских народных просветителей XIX в. Ч.Валиханова, И.Алтынсарина. Наиболее созвучны они были великому казахскому мыслителю Абаю Кунанбаеву, который в своем философско-психологическом наследии уделил бг ьсое внимание дальнейшей разработке многих проблем, затронутых средне -вековым ученым , углубив их размышлениями о сознании, трудовой деятельности и- значении музыкального искусства. Он наметил новые пути преодоления отрицательных душевных качеств, отводя ведущую роль в этом совершенствованию мыслительной деятельности и стремлению к умеренности.

На протяжении тысячелетий прогрессивные стороны психологического наследия аль-Фараби постоянно развивалиоь, находя живой отклик в сердцах новых по: • лений передовых ученых не только Востока, но и Запада, что в определенной мере подготовило "Европейский ренессанс" и послужило основой для дальнейшего становления научной мысли, имеющей свои д^екие корни з трудах древне: ^е -ческих и средневековых арабояэычных мыслителей.

В зшслючении_ диссертации сделана, вывода о> самобытности и оригинальности психологических воззрений аль-Фараби, их значимости для последующих поколений; даны рекомендации по использованию полученных материалов в учебно-воспитательной и пропагандистской работе; намечены пути дальнейших исследований в области педагогической, медицинской и социальной психологии, а также психологии искусства и музыкального творчества, широко представленных в многочисленных и малоизученных трактатах средневекового мыслителя.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

I. Эмоционально-волевая сфера человека в трудах аль-Фара -

6ч // Проблемы истории психологии в Казахстане: Сб.науч.тр. КазГУ. - Алма-Ата, 1986. - Вып.1. - С.62-71.

2. Развитие психологии спорта и медицинской психологии с Казахстане // Таи же. - С.17-31 (В соавт. с В.Ф.Соповым).

3. Великий мыслитель из Отрара // Простор, - 1967. - 3. -- С.171-175 (В соавт. с К.Б.Жарикбаевым).

4. Психологическое учение аль-Фараби // Материалы научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане". - Алма-Ата: КазГУ, 1990. - Ч.З. - С.502--504.

5. Вопросы психологии музыки в научном наследии аль-Фараби // Там же. - С.504-505.