Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий

Автореферат по психологии на тему «Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Есин, Илья Борисович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий"

На правах рукописи

Есин Илья Борисович

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИВНОСТИ РЕЧИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ

ПРОФЕССИЙ

специальность 19.00.01 -общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва - 2006

Работа выполнена на кафедре общих закономерностей развития психики Института психологии, им. Л.С, Выготского Российского государственного гуманитарного университета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Люсин Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор А.Н. Поддьяков кандидат психологических наук Т.О. Гордеева

Ведущая организация: Психологический институт РАО

Защита состоится » .2006 года в часов на заседании

диссертационного совета Д 212.19S.10 РГГУ по адресу: 125267, Москва, Миусская площадь, дом б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ.

Автореферат разослан ««¿¿Г » 2006 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук

О.И.Мотков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Диссертационное исследование посвящено изучению места эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных профессий. Под эмоциональным слухом мы понимаем способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Эмоциональная экспрессивность речи - это способность к выражению эмоционального состояния через звучание голоса. Эти два понятия были введены В.П.Морозовым в 1985 году. В отношении эмоционального слуха проведен ряд исследований, посвященных изучению его особенностей у художественных и мыслительных типов личности, связи эмоционального слуха с функциональной асимметрией мозга и физиологическими показателями, динамика эмоционального слуха в онтогенезе. Эмоциональная экспрессивность речи остается почти не изученной.

Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи играют важную роль в повседневном общении. Если они развиты достаточно высоко, то процесс коммуникации протекает более успешно, так как человек более адекватно понимает эмоции других и может выразить свое собственное эмоциональное состояние. Но, кроме этого, мы предполагаем, что в некоторых сферах человеческой деятельности эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи- приобретают особое значение, а именно в определенных видах профессиональной деятельности, в которых голос является орудием, с помощью которого человек решает профессиональные задачи.

В связи с этим особый интерес представляют представители художественных профессий, а именно те, для которых голос является средством художественной выразительности. Это актеры и вокалисты. У актеров существует широкий спектр профессионального самовыражения, но, несомненно, голос для них является одним из важнейших средств передачи эмоционального состояния. К голосу вокалистов выдвигается ряд особых требований. Несомненно, на первом месте стоит качество его звучания, но вместе с тем художественный вокал включает в себя не только узкие вокальные характеристики ■ голоса, но и эмоциональную выразительность. В связи с вышесказанным, можно предположить, что эмоциональная экспрессивность речи является для вокалистов и актеров профессионально важным качеством.

Другая профессиональная группа, которая привлекла наше внимание, это психологи. При всем разнообразии сфер деятельности психолога, он всегда взаимодействует с человеком

и должен хорошо понимать как его психические особенности, так и его эмоциональное состояние. Звучание голоса является одним из важнейших источников определения эмоционального состояния человека, поэтому мы предполагаем, что для психологов эмоциональный слух является одним из профессионально важных качеств. Эмоциональная экспрессивность речи имеет также большое значение в работе психолога, так как она является необходимым компонентом успешной коммуникации.

В качестве контрастной профессиональной группы мы выбрали представителей технических профессий, которые не используют голос в своей профессиональной деятельности. Для данной группы эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи важны только для повседневной жизни и бытового общения. Никаких специальных требований к этим способностям в рамках технических профессий не выдвигается.

Целью исследования является выявление и изучение особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий. Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи в контексте исследований невербальной коммуникации.

2. Анализ связи между эмоциональным слухом и эмоциональной экспрессивностью речи.

3. Анализ роли эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в различных видах профессиональной деятельности.

4. Исследование особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

5. Исследование связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с индивидуальными характеристиками, такими как эмпатия, экстраверсия, нейротизм и эмоциональный интеллект у представителей различных профессий.

Объект исследования: эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи.

Предмет исследования: особенности эмоционального слуха и эмоциональной

экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных

профессий.

Гипотезы исследования:

1. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками не зависимо от профессии.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше развиты у представителей художественных и психологических профессий по сравнению с представителями технических профессий.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий.

Методический инструментарий исследования:

1) Тест на эмоциональный слух В.П. Морозова;

2) Методика на оценку эмоциональной экспрессивности речи;

3) Опросник А. Меграбяна на эмпатию;

4) Опросник Д.В. Люсина «Эм Ин» на эмоциональный интеллект;

5) Личностный опросник Г.Айзенка EPI.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в исследовании, показывают, как связана структура индивидуальных характеристик с профессиональной деятельностью. Индивидуальные характеристики, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, оказываются более тесно интегрированы с другими психологическими свойствами.

Новизна исследования состоит в том, что получены новые данные об уровне эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей художественных, психологических и технических профессий. Выявлены связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками. Показана специфика этих связей в зависимости от профессии человека.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволяют усовершенствовать профессиональный отбор лиц художественных и психологических профессий на стадии ранней профессиональной ориентации, а также разработать методы оценки эффективности профессионального художественного и психологического образования и методы диагностики продвижения человека в обучении по профессиональному профилю.

Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась объемом и репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа литературных источников и экспериментальных материалов, количественной и качественной обработкой полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи имеют более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики являются необходимыми для их профессиональной деятельности.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками независимо от профессиональной принадлежности человека.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными характеристиками, как эмпатия и нейротизм; в то же время у представителей технических профессий не наблюдается различий в связях эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками.

Апробация материалов исследования: проводилась на заседаниях лаборатории невербальной коммуникации ИП РАН (2004-2005), заседаниях кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГТУ (2006), на 9-ой всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы измерений», МГТУ им. Н.Э. Баумана (2004), на семинаре «Теоретические проблемы психологии» кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГТУ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы выбор темы исследования, ее актуальность; определены предмет, объект, цель, задачи исследования; сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрыта новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе работы «Голос как средство эмоциональной экспрессии и перцепции» мы рассматриваем три вопроса: голос как один из каналов невербальной коммуникации; эмоциональная экспрессия и перцепция; возможность идентификации эмоций человека через его голос. Такой круг вопросов обусловлен тем, что тема диссертационного исследования лежит на стыке этих трех проблем. В отечественной и западной психологии отсутствуют аналогичные исследования и подходы. Даются определения изучаемых феноменов и понятий, определяются подходы к их изучению, рассматриваются механизмы и направления исследований, а также проводится анализ некоторых конкретных исследований.

Невербальная коммуникация - важнейшее средство общения и взаимопонимания людей. Проблема исследования феномена невербальной коммуникации является одной из основных в психологии, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук. Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Поэтому различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. В отечественной психологии Г.М. Андреева определяет «процесс коммуникации как процесс обмена информацией» (Андреева, 2004). В.П. Морозов определяет «невербальную коммуникацию» как «систему неязыковых (несловесных) форм и средств передачи информации» (Морозов, 1998). В.П. Морозов отмечает, что невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения. В рамках данного исследования эта трактовка подходит нам больше всего.

Существуют принципиальные отличия невербальной от вербальной коммуникации. Особенности эти следующие: полисенсорная природа невербальной коммуникации, т.е. реализация ее одновременно через разные органы чувств; эволюционно-историческая древность по сравнению с вербальной речью; независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса — другое); значительная непроизвольность и подсознательность; независимость от языковых барьеров. (Морозов, 1998).

В области речи невербальная коммуникация имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая (Колшанский, 1974) или экстралингвистическая коммуникация (Горелов, 1980). Разные специалисты вкладывают несколько различный смысл в вышеупомянутые термины. В то же время не существует даже единого взгляда на модальность информационного экстралингвистического канала. По Дж. Трайгеру (Trager, 1964) - это информация, передаваемая только голосом. А в работах Т. Себеока (Sebeok, 1976) - это голос плюс кинесика. В. П. Морозов пишет: «Что касается терминов «невербальная» и «экстралингвистическая» коммуникация, то второе понятие, означая практически то же, что и первое, характеризует все формы невербального поведения человека не вообще, а в процессе речевого общения» (Морозов, 1998). В данной работе мы будем использовать термин экстралингвистический, подразумевая под ним неязыковые аспекты речи - интонация, высота голоса, темп, ритм, наличие пауз и звуков, не являющихся словами, отдельные гласные, заикания, запинания и другие неречевые звуки. Известно, что в речи человека, помимо ее логической, вербальной составляющей, выражается и психологическое состояние говорящего: усталость, раздражительность, гнев, в общем, любые эмоциональные состояния. ЖЭта информация передается через экстралингвистический (неязыковой) канал. В отношении

языковой, опосредованной речи, человек, используя вербальный ее компонент, может, например, говорить одно, а экстралингвистический компонент речи будет «звучать» совсем по иному. Часто, обращая внимание на экстралингвистический аспект речи, мы больше узнаем о том, что человек хочет скрыть, поэтому нам интересно исследовать способность человека вычерпывать информацию, находящуюся именно в экстралингвистическом компоненте его речи.

Возникает вопрос, что же именно можно узнать о человеке по звучанию его голоса. В отечественной психологии существует ряд работ посвященных данной проблеме (например, Гранская, 1998; Манеров, 1990). В лаборатории В.П.Морозова определялись эмоциональные состояния говорящих путем записи и компьютерных исследований спектральных и интонационно-динамических особенностей голосов людей, находящихся в определенных эмоциональных состояниях (Морозов, 1998, 2001). Было показано, что различные эмоциональные состояния отражаются не только в изменении амплитудного спектра голоса, но и в перераспределении частотных положений обертонов. Этот феномен, названный «квазигармоничностью», лежит в основе различения слухом человека эмоций радости, печали, гнева, страха и других состояний. Таким образом, в голосе человека имеется целый комплекс акустических признаков, указывающих на различные психофизические свойства и состояния говорящего. Кроме того, В.П. Морозовым и его сотрудниками был предложен метод построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Структуру психологического механизма распознавания слушателем личностных свойств и психологического состояния говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков, связывающих говорящего со слушателем (Морозов 1998).

Блок 1 - объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего.

Блок 2 - объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпо-ритмические и др.).

Блок 3 - это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия - слушателя. Этот образ, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей его слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.).

Блок 4 - субъективный образ самого говорящего человека, т.е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок также, как и третий, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (его жизненного опыта,

знания людей, ассоциативных свойств его мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса).

В связи с тем, что в цепи передачи информации о личностных свойствах говорящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й и 3-й), естественно возникает проблема соответствия объективных реальных свойств говорящего субъективным портретным характеристикам, которыми наделяет говорящего слушатель. Проведенные с этой целью исследования показали достаточно высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональных характеристик говорящего.

В зарубежных исследованиях, при анализе речевых высказываний, порожденных сразу после успеха или неудачи, было выявлено что в голосе проявляется увеличение уровня эмоционального возбуждения (Bachorowski, Owren, 1995). Результаты, связанные с валентностью, были более неопределенными и зависящими от пола говорящего и характерных различий в эмоциональной возбудимости. Вокальные различия, согласно уровню эмоциональной возбудимости и валентности, согласуются с измеренной оценкой эмоции. В исследованиях Грегори и Вебстера делались попытки индуцировать эмоцию в лаборатории, а не имитировать ее с помощью актеров. Анализировались записи, сделанные вне лаборатории: на радио и телевидении, во время интервью, на лошадиных скачках (Gregory, Webster, 1996). Эти исследования также подтвердили связь вокальной экспрессии с уровнем эмоционального возбуждения человека, и, что важно, иногда показывают паттерны, отличные от тех, которые получают при имитации эмоций актерами (Streeter et al, 1983).

В нашей работе мы акцентируем свое внимание на эмоциональной экспрессии, на распознавании и восприятии эмоций по голосу человека. Эмоциональная перцепция является важнейшей составляющей «социальной перцепции», под которой обычно понимается восприятие человека человеком. В более широком смысле «социальная перцепция» это восприятие социальных объектов: личность, группа, социальная общность. Это также формирование знаний о ближайшей социальной среде; о поведении и внутреннем мире других людей и различных формах взаимосвязей с ними; поведении и внутреннем мире самого субъекта восприятия и его взаимосвязях с другими.

Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году в рамках «нового взгляда» на восприятие. В свою очередь, под восприятием человека человеком понимается «процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения». Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. При восприятии человеком другого человека формируется не только его перцептивный образ со своими пространственно-временными характеристиками, но и понятие о нем как о личности, как о члене социальной

группы, как индивиде, обладающем определенным характером, интеллектуальными способностями, типом темперамента, личностными особенностями.

Несколько подробнее хотелось бы остановится на эмпатии и эмоциональном интеллекте, как психологических характеристиках наиболее способствующих социальной перцепции. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин "эмпатия" введен в психологию Э.Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т.Липпса. Первый из признаков эмпатии (так называемое условие «как если бы») появилось в работах К. Роджерса в 50-е гг.: «Ощущать личный мир клиента, как если бы он был вашим собственным, но без какой-либо утраты этого качества «как если бы» — вот что такое эмпатия. Ощущать гнев, страх или смущение клиента, как если бы они были вашими собственными и, однако же, без привнесения вашего собственного гнева, страха или смущения» (Rogers, 1956). Существуют еще и другие трактовки эмпатии. Т. Липпс, описывает эмпатию, как неосознанное «в чувствование» в состояние другого человека (Lipps, 1970). Кроме того, различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания является замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов (Головин, 1998).

Эмоциональный интеллект (далее - ЭИ), то ЭИ - способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Люсин, 2000). На сегодняшний день существует несколько моделей ЭИ, а сама идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк (Thomdike, 1920), Дж. Гилфорд (Guilford, 1967), Г. Айзенк (Айзенк, 1995). Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей ЭИ вызвало необходимость в их классификации. В наибольшей степень заслуживают внимания две попытки такого рода. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей (Mayer, Caruso, Salovey, 1999) предложили различать модели способностей и смешанные модели, К

первому типу относится их собственная модель, трактующая ЭИ как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие ЭИ как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. К.В. Петридес и Э. Фёрнхем (Petrides, Fumham, 2000) провели несколько иное различение, которое они считают более широким: ЭИ как способность (ability EI или information-processing EI) и ЭИ как черта (trait EI). Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. ЭИ как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. ЭИ как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов. Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предлагает свою модель ЭИ, в которой выделяются две его составляющие: внутриличностный и межличностный. Эта модель ЭИ принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. В отечественных и зарубежных источниках литературы отсутствуют данные о связи эмпатии и ЭИ с такими характеристиками как, эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи, что и будет выяснено в нашей работе в ходе экспериментального исследования.

Центральными понятиями диссертационного исследования являются эмоциональный слух (ЭС) и эмоциональная экспрессивность речи (ЭЭР). Под эмоциональным слухом мы понимаем способность к определению эмоционального состояния говорящего по звучанию его голоса. Данный термин ввел в отечественную психологию В.П. Морозов (Морозов, 1998). Эмоциональная экспрессивность речи - это способность к выражению эмоционального состояния через звучание голоса. ЭС является важнейшей частью экстралингвистической коммуникации человека, обуславливающей возможность передачи голосом без участия слов разнообразной информации.

По мнению В.П. Морозова эмоциональный слух филогенетически более древняя способность, чем фонематический слух. Эмоциональный слух рассматривается как один из критериев художественной одаренности и стал использоваться на приемных экзаменах в консерваторию. Но важно не то, насколько эмоциональный слух пригоден для профотбора, а насколько он помогает опознавать эмоции человека. (Морозов, 1998). В нашем исследовании нас интересует специфика ЭС и ЭЭР у представителей разных профессий.

Во второй главе работы «Связь эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с профессиональной принадлежностью» рассматриваются психологические основы типологии профессий, психологические особенности представителей

художественных и психологических профессий, а также исследования особенностей эмоционального слуха у представителей художественных профессий.

В отечественной психологии наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым (Климов, 1988). Он выделяет пять типов профессиональной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга: 1) человек - человек, 2) человек - техника, 3) человек - знак, 4) человек - природа, 5) человек - художественный образ.

Вышеизложенное выделение автором типов профессий носит условный характер, поскольку каждый из выделенных типов может содержать в себе индивидуальные особенности другого, а в каких-то областях профессиональной деятельности данные типы могут пересекаться своими психологическими качествами. Основываясь на вышеизложенной типологии, в качестве представителей художественных профессий тип «человек -художественный образ» в нашем исследовании принимали участие абитуриенты по классу вокала и студенты режиссерского и актерского факультетов. В качестве представителей технических профессий тип «человек-знак» профессий: программисты-компьютерщики и студенты физического факультета. Кроме того, в нашем исследовании принимали участие и психологи тип «человек-человек», студенты психологического факультета.

Проведенные Центром «Искусство и Наука» Института психологии РАН обширные комплексные исследования позволили установить ряд отличительных особенностей людей художественных профессий по разным критериям (Морозов, 1998). Для художественных профессий по сравнению с нехудожественными профессиями в целом является характерным:

а) повышенный уровень, лабильность и более разнообразная палитра эмоционального

фона;

б) повышенный эмоциональный слух (по тестам В.П. Морозова);

в) повышенные коэффициенты уверенности при тестировании эмоционального слуха;

г) высокий уровень тревожности, эмпатии и экстраверсии.

Особенности ЭС и ЭЭР у психологов пока не изучались. Однако можно предположить, что они играют существенную роль в их профессиональной деятельности. Среди профессионально важных качеств психологов часто отмечаются коммуникативная компетентность, умение понять как психологические особенности, так и эмоциональное состояние другого человека (Годфруа, 1996). Звучание голоса является одним из важнейших источников определения эмоционального состояния человека, поэтому мы предполагаем, что для психологов эмоциональный слух является одним из профессионально важных качеств. Эмоциональная экспрессивность речи имеет также большое значение в работе психолога, так как она является необходимым компонентом успешной коммуникации.

Таким образом, уже существуют исследования особенностей ЭС у представителей художественных профессий, однако особенности ЭЭР у них пока не изучены. Специфика ЭС и ЭЭР у представителей других профессий пока не изучена совсем, кроме этого мало известно о том, как ЭС и ЭЭР связаны с другими индивидуальными характеристиками и зависит ли эта связь от профессиональной принадлежности человека. В связи с этим возникает необходимость экспериментального исследования этих вопросов.

В третьей главе работы «Эмпирическое исследование специфики эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий» описывается эмпирическое исследование ЭС и ЭЭР и обсуждаются его результаты.

В предыдущих главах было показано, что в процессе речевого высказывания говорящего по интонации, тембру, громкости, пространственности, объемности, высоте и другим характеристикам его голоса через слуховой канал слушателям передается некоторая часть невербальной информации, в которой отражаются многие психические, физические свойства и состояния, что является основой для построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи. В связи с этим можно выделить две задачи: определение по голосу устойчивых личностных характеристик человека и определение по голосу человека его эмоционального состояния. Для нашего исследования наиболее актуальной является именно вторая задача.

Целью нашего исследования является выявление и изучение особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

Для более детального исследования мы выбрали представителей трех разных профессий, а именно технических, художественных и психологических. Для представителей художественных и психологических профессий ЭС и ЭЭР предположительно являются профессионально важными качествами, а для представителей технических профессий не являются.

Испытуемыми были студенты соответствующих специальностей, а в случае вокалистов также и абитуриенты. Этих испытуемых нельзя отнести к зрелым профессионалам, однако они уже находятся на ранних стадиях профессионализации. Вокалисты и актеры в этом смысле представляют особую группу, так как подавляющие большинство из них начинает заниматься различными формами профессиональной деятельности еще в школьном возрасте.

На основании результатов предыдущих исследований и проведенного теоретического анализа можно ожидать, что ЭС и ЭЭР будут выше развиты у представителей художественных профессий и психологов. Кроме того, можно предположить, что ЭС и ЭЭР будут связаны с другими индивидуальными психологическими характеристиками у представителей разных

профессий, потому что тот или иной тип интеграции индивидуальных свойств в определенной степени зависит от профессиональной деятельности человека.

На основании литературных данных можно составить список психологических характеристик, которые должны быть связаны с ЭС и ЭЭР и влиять на уровень их сформированное™. К таким характеристикам можно отнести эмпатию, экстаравсрсию-интроверсию, нейротизм и эмоциональный интеллект.

Было выдвинуто три гипотезы:

4. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками не зависимо от профессии.

Д. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше развиты у представителей художественных и психологических профессий по сравнению с представителями технических профессий.

3. V представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий.

Испытуемые. В качестве представителей художественных профессий в исследовании принимали участие абитуриенты Московской государственной консерватории, по классу вокала и студенты 1-го и 3-го курса режиссерского и актерского факультетов Государственного института театрального искусства - 145 человек, 53 юноши и 92 девушки, в возрасте от 18 до 22 лет. В качестве представителей психологических профессий в исследовании принимали участие студенты третьего курса психологического факультета Государственного университета гуманитарных наук - 69 человек, 8 юношей и 61 девушка, в возрасте от 19 до 22 лет. В качестве представителей технических профессий: программисты-компьютерщики и студенты 1 и 3 курса физического факультета Московского государственного университета - 102 человека, 76 юношей и 26 девушек в возрасте от 17 до 26 лет.

Методики. Для измерения эмоционального слуха нами был применен тест В.П. Морозова, который состоял в предъявлении слушателю серий эмоционально окрашенных речевых фраз, предварительно произнесенных актером О.В. Басилашвили, и, записанных на аудиокассете, в котором разные эмоции (радость, печаль, гнев, страх, а также нейтральное состояние) чередуются в случайном порядке. Испытуемому предлагалось прослушать три серии по десять утверждений, в которых он должен был определить характер эмоции и записать свой ответ в специальный бланк. В дальнейшем ЭС вычисляется как процент правильных ответов испытуемого по отношению ко всем предъявленным ему эмоционально-

окрашенным фразам. Было установлено, что у нормального человека уровень эмоционального слуха составляет в среднем 60-70 баллов. Но встречаются люди с уровнем эмоционального слуха всего лишь 10-20 баллов, что можно характеризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обнаруженную, в частности, у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией (Серебрякова, 1995). В то же время, имеются обладатели сверхвысокого эмоционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета (Фетисова, 1991).

Для определения эмоциональной экспрессивности речи мы использовали экспертные оценки. Суть методики заключалась в следующем: в начале испытуемый должен был прослушать серию из десяти утверждений, произнесенных артистом О.В. Басилашвили, предварительно записанном на аудиокассете. После каждого утверждения испытуемый должен был определить эмоцию, а затем как можно точнее воспроизвести собственным голосом эту же фразу с той же эмоциональной интонацией. Так происходило с каждой из десяти заданных тестовых фраз. Каждая из произнесенных испытуемым фраз записывалась на аудиокассету. В дальнейшем проводилась оценка этих магнитофонных записей группой экспертов-аудиторов с высоким ЭС (больше 80 баллов). Эксперт, прослушивая записи, должен был определить, какую эмоцию воспроизвел испытуемый. ЭЭР вычислялась как доля правильно выраженных испытуемым эмоций по отношению ко всем заданным ему эмоционально окрашенным фразам.

Для измерения эмпатии был применён опросник А. Меграбяна. Испытуемый должен выразить степень согласия с 33 утверждениями по четырехбалльной шкале на специальном бланке.

Для измерения эмоционального интеллекта был применён опросник Д.В. Люсина «ЭмИн», который содержит шкалу М - межличностный ЭИ, включающую в себя три субшкалы: М1 - интуитивное понимание чужих эмоций; М2 - понимание чужих эмоций через экспрессию; МЗ - управление чужими эмоциями, а также шкалу В - внутриличностный ЭИ, включающую в себя три субшкалы: В1 - осознание своих эмоций; В2 - управление своими эмоциями; ВЗ - контроль экспрессии. Испытуемый должен выразить степень согласия с 40 утверждениями по четырехбалльной шкале.

Для измерения экстраверсии, интроверсии и нейротизма был применён личностный опросник Г.Айзенка. Испытуемый должен выразить степень согласия с 60 утверждениями по двухбалльной шкале.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов был начат с проверки предположения о том, что эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими

характеристиками не зависимо от профессии. Для этого мы вычислили коэффициент корреляции Пирсона между ЭС и ЭЭР по всем испытуемым. Коэффициент корреляции оказался равен 0,62 (р < 0,001), что свидетельствует о высокой положительной связи между этими характеристиками. Далее мы вычислили коэффициенты корреляции между ЭС и ЭЭР в трех профессиональных группах по отдельности (см. табл. 1), а также подсчитали достоверность различий между этими коэффициентами корреляции с помощью Ъ-прсобразования Фишера (см. табл. 2). В трех группах получены статистически значимые положительные корреляции между ЭС и ЭЭР. У представителей художественных профессий г = 0,62 (р < 0,001), у представителей технических г = 0,66 (р < 0,001), а у психологов г = 0,49 (р < 0,001).

Таблица 1. Коэффициенты корреляции Пирсона между ЭС и ЭЭР.

Вся выборка Технические профессии Художественные профессии Психологи

0,62 0,66 0,62 0,49

Таблица 2. Уровень значимости различий между коэффициентами корреляции, представленными в таблице 1.

техн./худ. техн. / псих. худ.! псих.

ЭС/ЭЭР р=0,59 р=0,46 р=0,24

Таким образом, подтверждается первая гипотеза о том, что эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками не зависимо от профессии.

Для проверки второй гипотезы мы сопоставили средний уровень ЭС и ЭЭР по трем группам испытуемых. Статистическая значимость проверялась с помощью ^критерия Стьюдента. Представители художественных профессий показали более высокий ЭС (среднее 70,0) по сравнению с представителями технических профессий: ЭС (среднее 64,0). Эти различия статистически значимы (1 = 4,429, р < 0,001). У психологов ЭС немного выше, чем у представителей художественных профессий (среднее 71,4), но эти различия не являются статистически значимыми (I = 0,997, р = 0,319). Кроме того, у психологов более высокий ЭС, чем у представителей технических профессий, между этими группами выявлено значимое различие (1 = 4,059, р < 0,001) (см. таблицу 3)

Представители художественных профессий в среднем имеет немного более высокий показатель также и по ЭЭР (среднее 66,6), по сравнению с представителями технических

профессий, (среднее 64,3). Эти различия не являются статистически значимыми (I = 1,837, р = 0,067). У психологов же, ЭЭР более высокий, чем у представителей технических и художественных профессий (среднее 71,1), причем получены значимые статистические различия между психологами и представителями технических профессий (I = 4,335, р < 0,001); психологами и представителями художественных профессий ^ = 4,241, р < 0,001).

Показательно, что и для ЭС и для ЭЭР наблюдается одна и та же картина: эти показатели выше всего у психологов, а ниже всего у представителей технических профессий.

Таблица 3. Средние значения ЭС и ЭЭР в различных профессиональных группах.

Серым цветом выделены статистически значимые различия.

Таким образом, подтверждается вторая гипотеза, то есть эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше развиты у представителей художественных и психологических профессий по сравнению с представителями технических профессий.

Кроме того, мы вычислили средние и стандартные отклонения по дополнительным индивидуальным характеристикам: эмпатии, экстраверсии-интроверсии, нейротизму и эмоциональному интеллекту (см. таблицу 4). Статистические различия между средними проверялись с помощью г-критерия Стьюдента. Полученные результаты можно обобщить следующим образом. Представители художественных и психологических профессий имеют статистически значимые более высокие показатели эмпатии (46,4 у художников и 46,5 у психологов) по сравнению с представителями технических профессий (среднее 18,4). У представителей художественных профессий межличностный эмоциональный интеллект и отдельные его компоненты выше, чем у представителей технических и психологических профессий. Контроль собственной экспрессии больше выражен у представителей технических профессий, чем у психологов и представителей художественных профессий.

Таким образом, выраженность исследованных психологических характеристик связана с профессиональной принадлежностью испытуемых.

Таблица 4. Средние значения других индивидуальных характеристик в различных профессиональных группах. Статистически значимые различия выделены серым цветом,

различия с тенденцией к значимости (р < 0,1) подчеркнуты.

средние значения значимость различий между проф. группами

Критерии: техн. худ. псих. техн./худ. техн./лсих. худ./псих.

Эмпатия Станд.откл. 18,4 22,7 46.4 22.5 46,5 23,4 ЯбВКяВШВвВВВЯЯВ^Е. 1=0,026; р=0,979

Экстрав. Станд.откл. 16,7 4,5 17 4,5 16,7 3,7 1=0,282; р=0,778 Т=0,301; р=0,763 1=0,471; р=0,638

Нейротизм Станд.откл. 13,7 4,7 13,9 0,7 13,6 3,5 1=0,366; р=0,715 1=0,254; р=0,710 1=0,496; р=0,620

М1 Станд.откл. 11,8 3,0 13,9 2,7 12,8 1,8 1=0,749; р=0,455 1=1,807; р=0,764

М2 Станд.откл. 9,8 2,3 10,9 4,4 10,2 1,4 ¡=1.086: в-0.064 1=0,235; р=0,814 1=1,516; р=0,135

мз Станд.откл. 13,7 3,5 15,8 4,1 14,6 2,9 1=1,869: и^О.ОбЗ 1=0,382; р=0,703 1=1,113; р=0Д71

В1 Станд.откл. 15,0 3,7 15,6 4,1 14,8 3,8 1=0,655; р=0,513 1=0,403; р=0,688 1=0,817; р=0,418

В2 Станд.откл. 11,3 3,0 11,0 3,2 10,7 2 1=0,249; р=0,804 1=1,838; р=0,404 1=0,445; р=0,658

вз Станд.откл. 12,9 3,4 9,4 16,4 10,7 2,6 /=1.742: р-0.083 /=7,748:р=0.086

М Станд.откл. 35,1 7,3 40,5 6,6 37,5 5,3 ЯтаИмЯивБюИвивНВИш 1=0,658; р=0,511 1=1.868: р=0.067

В Станд.откл. 39,4 7,5 36,0 16,2 36,1 6,4 1=1,578; р=0,116 1=1,441; р=0,152 1=0,068; р=0,946

Согласно третьей гипотезе у представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий. Для ее проверки мы вычислили коэффициент корреляции Пирсона между эмпатией, эмоциональным интеллектом, экстраверсий и нейрогизмом - у всех испытуемых и у каждой из групп в отдельности (см. таблицы 5, 6, 7, 8). Кроме того, была подсчитана достоверность различий между этими коэффициентами корреляции с помощью X-преобразования Фишера (см. таблицы 9 и 10).

Таблица 5. Корреляции ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками по всей

выборке.

эмп экст НЕЙ М1 М2 мз В1 В2 ВЗ М В

ЭС 0,48** 0,42** 0,37** 0,15 0,18* 0,23** -0,18* 0,26**

ЭЭР 0,30** 0,31** 0,24** 0,14 0,17* 0,19* -0,18* 0,21**

Обозначение уровня значимости в таблице: ** - р <0.01; * - р < 0.05; курсивом, тенденция - р < 0.1

Таблица 6. Корреляции ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками у представителей технических профессий.

ЭМП ЭКСТ НЕЙ М1 М2 МЗ В1 В2 ВЗ М В

ЭС 0,43** 0,36** 0,30** 0,19* 0,23*

ЭЭР 0,40** 0,21* 0,34**

Обозначение уровня значимости в таблице: ** - р < 0.01; * - р < 0.05; курсивом, тенденция - р < 0.1 Таблица 7. Корреляции ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками у

ЭМП ЭКСТ | НЕЙ М1 М2 МЗ В1 В2 ВЗ М В

ЭС 0,45** 0,45** 0,44**

ЭЭР 0,22** 0,38** | 0,29**

Обозначение уровня значимости в таблице: ** - р<0.01; * - р < 0.05; курсивом, тенденция - р< 0.1

Таблица 8. Корреляции ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками у

психологов.

ЭМП ЭКСТ НЕЙ М1 М2 МЗ В1 В2 ВЗ М В

ЭС 0,47** 0,51** 0,44**

ЭЭР 0,25* 0,32** 0,88**

Обозначение уровня значимости в таблице: ** - р<0.01;*- р < 0.05; курсивом, тенденция - р < 0.1

Таблица 9. Различия между коэффициентами корреляции в трех профессиональных группах.

Коррелируемые переменные техн./худ. техн./псих. худ./псих.

ЭС/ЭМП р=0,75 р=0,92 р=0,80

ЭС/ЭКСТ Р=0,5 р=0,15 р=0,6

ЭС/НЕЙ р=0,34 р=0,28 р=0,94

Таблица 10. Значимость различий между коэффициентами корреляции ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками.

Сравниваемые коэффициенты корреляции Техн. Худ. Псих. Все вместе

ЭС/ЭМП и ЭЭР/ЭМП р=0,73 р=0,00 р=0,08 р=0,00

ЭС/ЭКСТ и ЭЭР/ЭКСТ Р=0,25 р=0,48 р=0,19 р=0,08

ЭС/НЕЙ и ЭЭР/НЕЙ р=0,78 р=0,14 р=0,97 р=0,05

ЭС/МЗ и ЭЭР/МЗ - р=0,65

ЭС/М и ЭЭР/М - - - р=0,51

Представлены результаты сравнения только значимых коэффициентов корреляции.

Проанализировав данные по всем группам вместе, мы получили положительные корреляции ЭС и ЭЭР с такими показателями, как эмпатия, экстраверсия, нейротизм и по двум субшкалам ЭмИн (М2 и МЗ), и одной основной шкале (М), но достоверности различий между этими корреляциями обнаружено не было.

В каждой группе по отдельности паттерн связей примерно одинаков, ЭС и ЭЭР коррелируют с эмпатией, экстраверсией, нейротизмом. У представителей художественных профессий и психологов ЭС и ЭЭР не коррелируют с ЭИ, а у представителей технических профессий с основной шкалой ЭИ (М), и субшкалой (МЗ) коррелирует только ЭС. Достоверности различий между этими коэффициентами корреляции обнаружено не было (см. табл. 9), Таким образом, третья гипотеза не подтвердилась.

Однако было выявлено, что корреляция ЭС с индивидуальными личностными характеристиками более тесная, чем с ЭЭР. На основании таблицы 10 видно, что Эмоциональный слух более тесно связан с некоторыми личностными характеристиками (эмпатия, нейротизм), в отличие от ЭЭР. Причем более тесная связь видна у представителей художественных профессий, но не видая у представителей технических профессий.

Мы выяснили, что существуют связи между ЭС и ЭЭР с другими индивидуальными характеристиками и что сила этих связей зависит от профессиональной принадлежности испытуемого. Для дальнейшей анализа различий между профессиональными группами в плане этих связей был проведен факторный анализ. Факторизации были подвергнуты следующие переменные: ЭС, ЭЭР, эмпатия, экстраверсия, нейротизм и следующие шкалы опросника ЭмИн АП, М2, МЗ, В1, В2, ВЗ.

Факторный анализ проводился методом главных компонент с вращением по методу варимакс отдельно для каждой профессиональной группы. Для определения количества

факторов, подвергавшихся вращению, использовался критерий отсеивания Кеттела (визуальный анализ графика собственных значений). Для всех профессиональных групп оказалось допустимым двух - и трехфакторное решение, но для последующего анализа было выбрано двухфакторное решение, так как оно лучше поддавалось интерпретации. Результаты факторного анализа представлены в таблицах 11,12,13.

Таблица 11. Факторные нагрузки после варимакс-вращения у представителей технических профессий. Представлены только факторные нагрузки, большие, чем 0,6.

Фактор 1 Фактор 2

эс ,761

ЭЭР ,728

Эмпатия ,751

Экстраверсия

Нейротизм

М1 ,697

М2 ,717

МЗ • ,743

В1 ,691

В2 ,715

ВЗ

Собственные значения фактора 2,767 25

Процент объясняемой дисперсии 2,683 24

Таблица 12. Факторные нагрузки после варимакс-вращения у представителей психологических профессий. Представлены только факторные нагрузки, большие, чем 0,6.

Фактор 1 Фактор 2

ЭС ,924

ЭЭР ,728

Эмпатия ,749

Экстраверсия ,694

Нейротизм ,635

М1 ,710

М2 ,844

МЗ ,833

В1

В2

ВЗ

Собственные значения фактора 3,188 29,24

Процент объясняемой дисперсии 2,622

Таблица 13. Факторные нагрузки после варимакс-вращения у представителей художественных профессий. Представлены только факторные нагрузки, большие, чем 0,6.

Фактор 1 Фактор 2

ЭС ,943

ЭЭР ,867

Эмпатия

Экстраверсия ■ ,608

Нейротизм ,630

М1

М2 ,813

МЗ

В1

В2

ВЗ

Собственные значения фактора 2,870 26

Процент объясняемой дисперсии 1,779 16

Из таблиц видно, что в целом факторная структура в трех группах сходна. В один фактор попадает то или иное количество шкал опросника ЭмИн, в другой фактор - ЭС, ЭЭР и некоторые другие психологические характеристики. Можно дать следующую приблизительную интерпретацию этим факторам: «оценки ЭИ, основанные на самоотчете» (фактор 1 у представителей технических профессий и фактор 2 у представителей психологических и художественных профессий) и «ЭИ в области речевой экспрессии» (фактор 2 у представителей технических профессий и фактор 1 у представителей психологических и художественных профессий). В контексте нашего исследования представляет интерес то, с какими именно психологическими характеристиками объединяются в один фактор ЭС и ЭЭР. У представителей технических профессии ЭС и ЭЭР объединяются в один фактор с эмпатией. У представителей психологических профессий ЭС и ЭЭР объединяются с эмпатией и экстраверсией, а у представителей художественных профессий ЭС и ЭЭР объединяются с экстраверсией и нейротизмом. Таким образом, видно, что ЭС и ЭЭР объединяются с разными психологическими характеристиками в зависимости от профессиональной принадлежности испытуемых.

Итак, полученные результаты не подтверждают третью гипотезу. Нельзя сказать, что у представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с. другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий. Вместе с тем, удалось показать, что паттерны связей ЭС и ЭЭР с другими психологическими характеристиками разнятся в зависимости от профессиональной принадлежности испытуемых. У представителей художественных и психологических профессий, эмоциональный слух связан более тесно, чем

ЭЭР, с такими индивидуальными особенностями, как эмпатия и нейротизм. У представителей технических профессий такой закономерности не обнаружено.

В заключении настоящей работы сформулированы следующие выводы:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи, имецг более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики необходимы в профессиональной деятельности для представителей художественных и психологических профессий.

2. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

3. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивностью речи с одной стороны и эмпатией, экстраверсией, нейротизмом и межличностным эмоциональным интеллектом у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

4. У представителей художественных и психологических профессий, эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными особенностями, как эмпатия и Нейротизм.

Наше исследование показало, что ЭС и ЭЭР являются психологическими характеристиками, связанными с профессиональной принадлежностью человека. Они больше развиты в том случае, когда являются средством профессиональной деятельности. Кроме этого в зависимости от профессиональной деятельности человека меняется характер интеграции ЭС и ЭЭР с другими индивидуальными характеристиками. Дальнейшие исследования позволят раскрыть психологические механизмы, определяющие интеграцию такого рода и приводящие к высокому уровню развития ЭС и ЭЭР в определенных видах профессиональной деятельности.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Сопоставление эмоционального слуха и эмпатии у представителей художественных и мыслительных профессий // Вопросы гуманитарных наук №3 (24), ООО «Компания Спутник +» М. 2006 г. С. 408-414.

2. Восприятие эмоциональной экспрессивности речи и эмоциональный интеллект // Труды международной конференции «Функциональные стили звучащей речи», МГУ, М. 2005. С. 91-93.

3. Эмоциональный слух у представителей разных профессий // 9-я всероссийская научно-техническая конференция «Состояние и проблемы измерений», М. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004 г., С. 132-133.

4. Разновидности эмоционального слуха, их измерение и практическое использование // Материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков / Под. ред. А.Н. Сукманюк, М. 2006. С.74-80.

5. Экстралингвистические и паралингвистические аспекты коммуникации // материалы межвузовской конференции, М. МОСУ, 2005. С. 347-352.

6. Сравнительная оценка эмоционального слуха и эмпатии у представителей художественного и мыслительного типов людей // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции, ФПОР, М. 2005 г., С. 93-95.

к исполнению 25/09/2006 Исполнено 25/09/2006

Заказ № 675 Тираж: 100 эк

ООО «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Варшавское ш., 36 (495) 975-78-56

www.autoreferat.ru

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Есин, Илья Борисович, 2006 год

Введение.

Глава 1. Голос как средство эмоциональной экспрессии и перцепции.

1.1. Голос как один из каналов невербальной коммуникации.

1.2. Эмоциональная экспрессия и перцепция.

1.3. Возможность идентификаций эмоций человека через голос.

Глава 2. Связь эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с профессиональной принадлежностью.

2.1 Психологические основы типологии профессий.

2.2 Психологические особенности представителей художественных и психологических профессий.

2.3 Исследования особенностей эмоционального слуха у представителей художественных профессий.

Глава 3. Эмпирическое исследование специфики эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

Введение диссертации по психологии, на тему "Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий"

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Диссертационное исследование посвящено изучению места эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных профессий. Под эмоциональным слухом мы понимаем способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Эмоциональная экспрессивность речи - это способность к выражению эмоционального состояния через звучание голоса. Эти два понятия были введены В.П.Морозовым в 1985 году. В отношении эмоционального слуха проведен ряд исследований, посвященных изучению его особенностей у художественных и мыслительных типов личности, связи эмоционального слуха с функциональной асимметрией мозга и физиологическими показателями, динамика эмоционального слуха в онтогенезе. Эмоциональная экспрессивность речи остается почти не изученной.

Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи играют важную роль в повседневном общении. Если они развиты достаточно высоко, то процесс коммуникации протекает более успешно, так как человек более адекватно понимает эмоции других и может выразить свое собственное эмоциональное состояние. Но, кроме этого, мы предполагаем, что в некоторых сферах человеческой деятельности эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи приобретают особое значение, а именно в определенных видах профессиональной деятельности, в которых голос является орудием, с помощью которого человек решает профессиональные задачи.

В связи с этим особый интерес представляют представители художественных профессий, а именно те, в которых голос является средством художественной выразительности. Это актеры и вокалисты. У актеров существует широкий спектр профессионального самовыражения, но, несомненно, голос для них является одним из важнейших средств передачи 3 эмоционального состояния. К голосу вокалистов выдвигается ряд особых требований. Несомненно, на первом месте стоит качество его звучания, но вместе с тем художественный вокал включает в себя не только узкие вокальные характеристики голоса, но и эмоциональную выразительность. В связи с вышесказанным, можно предположить, что эмоциональная экспрессивность речи является для вокалистов и актеров профессионально важным качеством.

Другая профессиональная группа, которая привлекла наше внимание, это психологи. При всем разнообразии сфер деятельности психолога, он всегда взаимодействует с человеком и должен хорошо понимать как его психические особенности, так и его эмоциональное состояние. Звучание голоса является одним из важнейших источников определения эмоционального состояния человека, поэтому мы предполагаем, что для психологов эмоциональный слух является одним из профессионально важных качеств. Эмоциональная экспрессивность речи имеет также большое значение в работе психолога, так как она является необходимым компонентом успешной коммуникации.

В качестве контрастной профессиональной группы мы выбрали представителей технических профессий, которые не используют голос в своей профессиональной деятельности. Для данной группы эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи важны только для повседневной жизни и бытового общения. Никаких специальных требований к этим способностям в рамках технических профессий не выдвигается.

Целью исследования является выявление и изучение особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи в контексте исследований невербальной коммуникации.

2. Анализ связи между эмоциональным слухом и эмоциональной экспрессивностью речи.

3. Анализ роли эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в различных видах профессиональной деятельности.

4. Исследование особенностей эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий.

5. Исследование связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с индивидуальными характеристиками, такими как эмпатия, экстраверсия, нейротизм и эмоциональный интеллект у представителей различных профессий.

Объект исследования: эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи.

Предмет исследования: особенности эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи в структуре индивидуальных свойств у представителей различных профессий.

Гипотезы исследования:

1. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками не зависимо от профессии.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше развиты у представителей художественных и психологических I профессий по сравнению с представителями технических профессий.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи больше интегрированы с другими психологическими характеристиками, чем у представителей технических профессий.

Методический инструментарий исследования:

1) Тест на эмоциональный слух В.П. Морозова;

2) Методика на оценку эмоциональной экспрессивности речи;

3) Опросник А. Меграбяна на эмпатию;

4) Опросник Д.В. Люсина «Эм Ин» на эмоциональный интеллект;

5) Личностный опросник Г.Айзенка EPI.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в исследовании, показывают, как связана структура индивидуальных характеристик с профессиональной деятельностью. Индивидуальные характеристики, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, оказываются более тесно интегрированы с другими психологическими свойствами.

Новизна исследования состоит в том, что получены новые данные об уровне эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей художественных, психологических и технических профессий. Выявлены связи эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками. Показана специфика этих связей в зависимости от профессии человека.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволяют усовершенствовать профессиональный отбор лиц художественных и психологических профессий на стадии ранней профессиональной ориентации, а также разработать методы оценки эффективности профессионального художественного и психологического образования и методы диагностики продвижения человека в обучении по профессиональному профилю.

Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась объемом и репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа литературных источников и экспериментальных материалов, количественной и качественной обработкой полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи имеют более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики являются необходимыми для их профессиональной деятельности.

2. Эмоциональный слух и эмоциональная экспрессивность речи являются тесно связанными психологическими характеристиками независимо от профессиональной принадлежности человека.

3. У представителей художественных и психологических профессий эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными характеристиками, как эмпатия и нейротизм; в то же время у представителей технических профессий не наблюдается различий в связях эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи с другими индивидуальными характеристиками.

Апробация материалов исследования: проводилась на заседаниях лаборатории невербальной коммуникации ИП РАН (2004-2005), заседаниях кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГГУ (2006), на 9-ой всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы измерений», МГТУ им. Н.Э. Баумана (2004), на семинаре «Теоретические проблемы психологии» кафедры общих закономерностей развития психики ИП им. Л.С. Выготского РГГУ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

В заключение настоящей работы сформулированы следующие выводы:

1. Представители художественных профессий (актеры и вокалисты) и психологи, имеет более высокий эмоциональный слух, эмоциональную экспрессивность речи и эмпатию по сравнению с представителями технических профессий. Это связано с тем, что данные характеристики необходимы в профессиональной деятельности для представителей художественных и психологических профессий.

2. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

3. Между показателями эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивностью речи с одной стороны и эмпатией, экстраверсией, нейротизмом и межличностным эмоциональным интеллектом у представителей всех профессий, принимавших участие в исследовании, существует статистически значимая положительная связь.

4. У представителей художественных и психологических профессий, эмоциональный слух связан более тесно, чем эмоциональная экспрессивность речи, с такими индивидуальными особенностями, как эмпатия и нейротизм.

Наше исследование показало, что ЭС и ЭЭР являются психологическими характеристиками, связанными с профессиональной принадлежностью человека. Они больше развиты в том случае, когда являются средством профессиональной деятельности. Кроме этого в зависимости от профессиональной деятельности человека меняется характер интеграции ЭС и ЭЭР с другими индивидуальными характеристиками. Дальнейшие исследования позволят раскрыть психологические механизмы, определяющие интеграцию такого рода и приводящие к высокому уровню развития ЭС и ЭЭР в определенных видах профессиональной деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Есин, Илья Борисович, Москва

1. Абульханова Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М., 1986.

2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С.111-131.

3. Альтман Я.А. Локализация звука. Л., Наука, 1972.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - С. 339.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1978. - С.380.

6. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 288.

7. Андреева Г.М., Авдеева B.C. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984.-С. 104.

8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 376.

9. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2004. С. 365. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В. О роли профессионального и полового фактора в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии.-М., 1977.-Т.34.-С. 293.

10. Барабанщиков В. А., Мал ков Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. 1988. - №5. - С. 131-140.

11. Бару A.B. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л., Наука, 1977. - С. 85 -114.

12. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

13. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение / Пер. с англ.1. М., Мир, 1988.

14. Бодалев A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. -М., Педагогика, 1981. С. 4-16.

15. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. С. 198.

16. Бодалев A.A. Личность и общение. Избранные труды. М., Педагогика, 1983. -С 273.

17. Бодалев A.A. Психология общения. М., 1996.

18. Бодалев A.A., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека. // Психологический журнал. Т.4. - 1983. №6., С.20 -30. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.

19. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А.Кузнецова.- СПб.: Норинг, 1998.-С. 1517.

20. Борисова A.A. Восприятие эмоционального состояния человека поинтонационному рисунку речи // Вопросы психологии. №1, - 1989.

21. Брушлинский A.B., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.

22. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

23. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. СПб.,1880-С.216.

24. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2000. - С. 1008. Галунов В.И., Манеров В.Х., Тарасов И.В. Слуховой анализ речи, полученный при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Л., 1975.

25. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1: М.: Мир, 1996.

26. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса. // Психологический журнал. 1977, Т.9, №2. - С. 128 -136.

27. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск, Харвест, 1998г. с 784 -785.

28. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

29. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980. - С.104.

30. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений. СПб., 1896.

31. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.

32. Додонов Б.И. Потребность в «эмоциональном насыщении» как сторонанаправленности человека // Вопросы психологии. -№1, 1970.

33. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, Питер, С.П., 2000. С. 78.

34. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокальносценического мастерства. М., 1996.

35. Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тона голоса человека для автоматической идентификации личности. М., 1988.

36. Журавлев A.JI. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дис. докт. психол. наук. М.: ИПРАН, 1999. - 132 с.

37. Зиндер JI.Р. Общая фонетика. М., Высшая школа, 1979.

38. Златоустова JI.B., Потапова Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладнаяфонетика. / Под ред. Р.К.Потаповой М.: МГУ, 1986.

39. Изард К. Эмоции человека: пер. с англ. М.: МГУ, 1980. - С. 439.

40. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

41. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. - С. 752.

42. Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Кахиани Д.З. Экспрессивность эмоций человека.1. Тбилиси, 1985.-С. 66.

43. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. JL: Прибой, 1927.

44. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. - С. 81. Колымба И.Г. Экспериментальные методы исследования интонации эмоциональной речи // Новые исследования в психологии. - 1974. - №3. - С. 1516.

45. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально- перцептивный подход). -Ростов н/Д: РГУ, 1986. С. 136.

46. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.

47. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 608.

48. Ланге К.Г. Аффекты. СПб., 1980.

49. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997. С. 406.

50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- С. 445.

51. Манеров В.Х. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук -Л., 1975.-С. 20.

52. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушающего // Вопросы психологии. 1990. №1. -С. 30-38.

53. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика (сборник научных статей). Вып. 20. М.,1983. С. 3 -31.

54. Матюхина О.И. Перцептивная значимость невербальных характеристик человека в малых группах с разным уровнем совместимости. Дис. канд. психол. наук. -М.: ИПРАН, 2003.-С.179.

55. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь.2001. -С. 256.

56. Медведев В.И., Савина JI.H., Суханова Н.В. Физиологический анализ колебания голосовых связок (к вопросу о теории Юссона). // Проблемы физиологической акустики. -Т.4,1959, С.208-215.

57. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986.

58. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. JL: Музыка, 1965, С. 83 84. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - M.-JL, Наука, 1977. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. -№6,1985.-С.568-607.

59. Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи // Труды Института психологии РАН. Т.1.Кн.2. М., 1995.

60. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997. №3. - С.234 - 243.

61. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические и психоакустические основы. М., Изд. ИП РАН, 1998. - С. 72.

62. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. -М., Наука, 1991. С.134-148.

63. Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие таланта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов. музыка. №1,1989.

64. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Феномен квазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса // Художественный тип человека. Комплексные исследования. -М., 1994.-С.154-163.

65. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Эмоциональная окраска голоса и феномен квазигармоничности обертонов: Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем». М., 1999.

66. Никонов A.B. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояниячеловека-оператора во время полета по его речевым сообщениям // Речь и эмоции. Л., 1974. - С. 7-11.

67. Ольшанникова А.Е., Ямпольский JI.T. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа) // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. - С. 155164.

68. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. №3,1992. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности человека по голосу на основе его инвертированного во времени звучания // Психол. журн. - Т.П. - №3, 1990., С. 70-78.

69. Петров В.М. Эта таинственная цикличность // Число и мысль. Вып.9. М., 1986. -С. 86-112.

70. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.-С. 158.

71. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. - С. 660.

72. Рамишвили Д.И. Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. JL, 1974. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М., 1972.

73. Рубинштейн C.JI. К психологии речи / Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. - С. 115 - 130.

74. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. М., 1979. - С. 352.

75. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. - С. 215.

76. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука,1962.

77. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., Мир, 1982. - С. 279. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. - С. 318. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947. Теплов Б.М. Избранные труды. - М., 1985.

78. Уайт Э., Браун Д. Возникновение человека. Первые люди / Пер. с англ. М, Мир, 1978.

79. Фант Г. Акустическая теория образования речи. М., Наука, 1964.

80. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2000.

81. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональнойдеятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1993.

82. Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету артистов Балета //

83. Психологический журнал. Т. 12. №3,1991.

84. Фресс П. Внешние проявления эмоций // Экспериментальная психология. М., Вып.5,1970.

85. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987.

86. Цуканова Е.В. Психология социальных коммуникаций. МГСУ, М., 1996. Шафранская К.Д. Экспрессивные движения как индикаторы эмоционального состояния человека // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. - С. 69-78.

87. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. с англ. М., 1983.

88. Экман П. Психология лжи. / Пер. с англ. М., 2000.

89. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. С. 104.

90. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины 20 века. М.:

91. Издательский центр «Акадкемия», 1997.

92. Arnold M. B. AEmotion and Personality. V.l. Psychological aspects. -N.Y., 1960. Atkinson R.L., Atkinson R.C., Smith E.E., Bern D.J. Introduction to psychology. 10th ed. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1990.

93. Bachorowski J-A. Vocal expression and perception of emotion. 1999. Cur. Dir. Psychol. Sci. pp. 53- 57.

94. Bachorowski J-A., Owren MJ. Vocal expression of emotion: Acoustic properties of speech are associated with emotional intensity and context. 1995. Psychol. Sci. pp. 219-224.

95. Banse R., Scherer K.R. Acoustic profiles in vocal emotion expression. 1996. J. Pers.Soc. Psychol., pp. 614-636.

96. Bryden M., Laterality. Functional asymmetry in the intact brain. New York-London, 1982.

97. Claparede E. Feeling and emotion // Reymert M.L. (ed.) Feelings and Emotions. -Worcester, 1928.- pp. 124-138.

98. Dewey J. The theory of emotion: I.Emotional Attitudes. II. The significance ofemotions // Psychol Rev. 1894. - V.l. - P.553 - 569; 1985 - V. II. - pp. 13 - 32.

99. Dittmann A.T. Interpersonal messages of emotion. -N.Y.: Springer, 1972.

100. Dufour Ph. Essai sur l'etude le l'homme considere sous le double point de vue de lavie animale et de la vie intellectuelle. 2 vol. Paris: Person, 1883.

101. Duncan S.J. Nonverbal communication // Psychological bulletin 1969, V.72, №2.

102. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MC. Graw Hill. 1967. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior, 1986. Herbart J.E. Lerhbuch der Psychologie. Königsberg, 1834.

103. Johnstone T., Scherer K.R. Vocal communication of emotion //Hand book of Emotion, eds. Lewis & Haviland-Jones. 2000, pp. 220-235.

104. Kappas A., Hess U., Scherer K.R. Voice and emotion. In Fundamentals of Nonverbal Behavior. Eds. B Rime, R Feldman. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. pp. 200-238.

105. Klineber O. Emotional expression in Chinese literature // J. of Abnormal Social Psychology.- 1938. №33.-pp. 517-520.

106. Mahl G.F. The Lexical and Linquistic Levels in the Expression of Emotions //

107. Expressions of the Emotions in Man. N.Y., 1963. - pp. 77 - 105.

108. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development andemotional intelligence: Implications for educators. New York: Basic Books. 1997, pp.3.31.

109. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Competing models of emotional intelligence. Handbook of intelligence. U.K.: Cambridge University Press. 2002. Nierenberg G., Calero H. How to read a person like a book. New York, Hawthorn book, 1971.

110. Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction

111. Lang and Commun. 1983. V.3 . №2. pp. 129 140.

112. Rogers C. R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

113. Rogers C. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality.1. Change №2.1956.

114. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, cognition, and personality. 1990,9, pp. 185-211.

115. Sebeok Th. A Studies in Semiotics. Contribution to the doctrine of sings. Lisse, Indiana University, 1976.

116. Scherer K.R. Appraisal considered as a process of multilevel sequential checking. In Appraisal Processes in Emotion, eds. K.R. Scherer, A. Schorr, T. Johnstone, New York: Oxford Univ., 2001. pp. 92-120.

117. Streeter L.A., Macdonald N.H., Apple W., Krauss R.M., Galotti K.M. Acoustic and perceptual indicators of emotional stress. 1983. J. Acoust. Soc. Am. pp. 1354-1360.

118. Thorndike R.L., Stein S. An evalution of the attempts to measure social intelligence. Psychological Bulletin. 1973, 37, pp. 275-285.

119. Trager G. Paralanguage: A first approximation // Language in culture and Society.-NewYork, 1964.-P.274-288.

120. Tomlinson T. M., Whitney R. E. Values and strategy in client-centered therapy: «A means to an end». Eds J. H. Hart, T. M. Tomlinson. New directions in client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1970.

121. Zaitz R.L. Handbook of gestures: Colombia and the United States. The Hague Paris, Mouton, 1972.-pp. 164.

122. Weits Sh. Nonverbal communication. -N. Y., 1974.