Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тхитлянова, Аминет Заурбечевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тхитлянова, Аминет Заурбечевна, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К

УЧЕНИЮ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 12

Глава 2. АДЫГСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА О ВОСПИТАНИИ

ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ 48

2.1. Общие вопросы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике 48

2.2. Роль семьи в воспитании у детей ответственного отношения к учению 77

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИДЕЙ И ОПЫТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ 113

Введение диссертации по педагогике, на тему "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению"

Актуальность темы. Необходимость формирования у учащихся ответственного отношения к учению обусловлена задачами повышения познавательной активности. В современной школе отношение учащихся к учению стало одним из важных факторов, определяющих их познавательную активность, напряжение воли, стремление отдать силы на усвоение знаний.

Звания часто сравнивают со светом, пламенем, факелом. На протяжении всей человеческой истории люди отождествляли их с тем, что освещает дорогу в грядущее, помогает найти истину и использовать ее на благо человека. Именно знаний требует от человека наше время. С его стремительностью и темпами преобразований, ускоренной поступью научно-технического прогресса и остротой социально-экономических проблем. Знаний глубоких, прочных, современных. Сегодня, когда наука становится производительной силой общества, они создают материальные ценности. Вот почему жизнь требует, чтобы человек учился, неустанно и постоянно, взбираясь по тернистым и крутым подъемам к вершине знаний.

Воспитание ответственного отношения к учению - это один из путей воспитания ответственности как важнейшей черты личности в таком важном для ее развития деле, как учебная деятельность. Без повышения ответственности самих учеников за результаты своего учения очень трудно осуществлять оптимизацию процесса обучения, воспитания и развития школьников.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует создать для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей и престиж духовных ценностей.

Изучением проблемы ответственного отношения к учению занимались всегда.

Проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению в педагогике возникла с первых дней становления и развития системы народного образования.

Как научная проблема ответственное отношение к учению начинает разрабатываться с 50-х годов. Начиная с 1958 г. выполнен ряд исследований по проблеме воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Это кандидатские диссертации Нечаевой Н.П.(1958), Розенберга

A.Я. (1969), Елисеевой Н.Б. (1970). Гусева A.A. (1972), Павловской В.Н. (1973), Медведицкого А.П. (1975), Сазонова

B.Д. (1976), Горовенко В.Н. (1977). Каждая из них посвящается анализу воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, однако ни одно исследование не охватывает всего комплекса вопросов изучаемой проблемы.

Более подробно изучением данной проблемы занимается профессор Алферов А.Д. и Ростовская проблемная общественная лаборатория под его руководством. Алферовым А.Д. рассмотрены история вопроса, структура отношения к учению, система мер по совершенствованию процесса, опыт школ по данной проблеме. Работы Алферова А.Д. «Воспитание ответственного отношения к учению как проблема исследования" (1974), "Формирование ответственного отношения к учению" (1984) имеют большую теоретическую и практическую направленность.

Термин "ответственное отношение к учению" не употреблялся до недавнего времени. Как указывает Алферов А.Д. "под ответственным отношением к учению следует понимать осознаваемую и нравственно переживаемую обязанность до конца выполнить свой долг в учении" 1. Ответственное отношение к учению - это нравственное отношение. Его фундаментом является ответственность как моральная черта личности, благодаря которой отношение связывается с такими категориями морали, как долг, совесть.

На данный момент, в условиях рыночной экономики, с новой силой заявляет о себе общественный смысл и значение усвоения знаний, получения образования. Поэтому проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, как и прежде, важна и актуальна сейчас.

Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа, без этого прошлого не было бы настоящего. В современном воспитании важное значение приобретает использование педагогических идей народа.

Проблема использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения привлекает к себе внимание с каждым годом все большего числа исследователей. О возросшем интересе к ней говорят многочисленные журнальные статьи, монографии и диссертации, посвященные изучению различных ее аспектов2.

1 Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1984. С.ЗЗ.

2 См. об этом: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1969; Его же. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974; Его же. Созвездия земли. Чебоксары, 1979; Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967; Кальювеэ Г.Я. Воспитание трудолюбия в эстонской народной педагогике. Тарту, 1968; Муминов А. Роль узбекского народного творчества в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Ташкент, 1969.

Появление в печати этих работ, равно как и повышенное внимание общественности к вопросам народной педагогики, вызваны не одними только познавательными интересами людей. Это обусловлено более важными причинами. Дело в том, что на данном историческом этапе развития нашего общества, когда одной из важнейших задач является воспитание нового человека, обладающего высокими интеллектуальными, нравственными и физическими достоинствами, во весь рост встал вопрос о путях, средствах и методах его формирования. Потому обращение к народным традициям воспитания подрастающего поколения приобретает огромное значение.

В прошлом народные обычаи, традиции, нормы поведения бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Молодые люди перенимали образ жизни и традиции своих отцов так же, как они перенимали их ремесленные, трудовые навыки и умения.

Другое дело теперь. Современная молодежь живет совсем в иных социальных, материальных и культурных условиях, чем юноши и девушки минувшей эпохи. Это и порождает порой неверное мнение, будто нравы и обычаи, равно как и моральные ценности, созданные в прошлом, неприемлемы для современного человека. Такое релятивистское отношение объясняется рядом обстоятельств: непрерывным обновлением окружающей среды, быстрыми переменами жизненных условий, в которых современный человек живет и работает и т.д. Недооценка значения народных нравов, традиций и обычаев в жизни современных людей часто приводит к чрезмерному увлечению людей не только в области предметов домашнего быта и одежды, но и в поведении. Народы нашей страны создали за свою долгую историю множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых немыслима жизнь современного человека. Они накопили немало житейского опыта, разумных обычаев, традиций, которые могут служить прекрасной школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений. Люди прошлого оставили в наследие разнообразные по форме поучительные образы поведения человека. Народные традиции, обычаи донесли до нас мудрую организацию воспитания подрастающего поколения, подготовку его к практической жизни. Поэтому было бы большим упущением не пользоваться этим богатством. щ Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение посредством произведений устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики. Ф Пословицы и поговорки - проявление народного ума, мудрости, народной жизни, народного характера, его психологии, образа мышления и восприятия окружающего мира, составляют важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры.

Пословицы и поговорки отличаются от произведений других жанров тем, что они лаконично, кратко и образно выражают мудрость, многовековой опыт народа. В них содержатся оригинальнейшие педагогические мысли.

Педагогической сокровищницей адыгов является героический эпос адыгов (черкесов) "Нарты". В нем каждый эпизод, каждая строфа несет воспитательную и образовательную нагрузку. Эпос носит ярко выраженный педагогический характер.

Педагогические идеи народа не потеряли своего значения в наше время, они бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры.

Идеи ответственности, долга, чести, призыва к знаниям, к образованию,

I, получившие отражение в адыгском народном творчестве, являются нравственной основой адыгской народной педагогики. Большие воспитательные возможности, заложенные в адыгском устном народном творчестве позволяют оказывать активное воздействие на воспитание ответственного отношения к учению.

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы народной педагогики нашли свое отражение в трудах К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова,

А.Ш.Гашимова, Я.Я. Ханбикова, И.А. Шорова. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов отметим, что вопрос воспитания ответственного отношения к учению в народной педагогике в их работах не рассматривался, так как авторы не ставили своей задачей исследование названной проблемы.

Учитывая значимость названного вопроса для современной педагогической науки и отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике обусловил выбор темы исследования: "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению".

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление идей адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - умственное воспитание в адыгской народной педагогике.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование ответственного отношения учащихся к учению как средства умственного воспитания в адыгской народной педагогике.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: раскрыть особенности воспитания ответственного отношения учащихся к учению в адыгской народной педагогике. Задачи исследования:

1. Выявить особенности и идеи воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

2. Проанализировать созданные адыгским народом основные средства и методы педагогического воздействия на детей и их использование в воспитании ответственного их отношения к учению.

3. Показать актуальность традиций адыгской народной педагогики в области воспитания ответственного отношения учащихся к учению в современных условиях.

Методологические основы исследования: признание философского и гносеологического плюрализма, использование различных методологических ориентиров;

- объективность в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве и взаимосвязи;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного, исторического и современного;

- гуманистическая направленность развития педагогических идей;

- вскрыть исторические условия возникновения и развития проблемы воспитания ответственного отношения учащихся к учению;

- выявить пути, средства, методы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

Использованы следующие методы исследования: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; теоретический анализ и синтез; наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе впервые на материале адыгского фольклора производится исследование проблемы воспитания ответственного отношения к учению.

В известной степени наше исследование восполняет пробелы в изучении вопроса воспитания ответственного отношения к учению.

Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Апробация и внедрение в практику.

Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Адыгейского государственного университета. Результаты исследования находили практическое приложение в личном опыте работы диссертанта. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на методических объединениях школ Красногвардейского района Республики Адыгея, на межвузовских научно- практических конференциях по проблемам "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996), "Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания" (Майкой, 1994); нашли отражение в тезисах и научных статьях.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1990-1992) осуществлялся теоретический анализ истории возникновения и развития проблемы ответственного отношения учащихся к учению; изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, научных трудов по этнопедагогике, методологии и методов педагогического исследования. Были определены объект и предмет исследования, сформированы шаги и задачи исследования. Разработан план диссертации.

На втором этапе (1993-1995) проводился анализ материалов адыгской народной педагогики с целью выявления в ней и систематизации идей и опыта воспитания у детей ответственного отношения к учению,

На третьем этапе (1995-1997) осуществлено научно-педагогическое обобщение материалов исследования, сделаны соответствующие выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики.

2. Идеи и опыт воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

3. Характеристика созданных народной педагогикой средств, методов воспитания ответственного отношения к учению.

4. Возможности использования народных идей и опыта воспитания ответственного отношения к учению в современном школьном образовании и семейном воспитании.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав (первая глава -"Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики"; вторая глава - "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению"; третья глава -"Использование народных идей и опыта по воспитанию ответственного отношения к учению в современном воспитании"), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тхитлянова, Аминет Заурбечевна, Майкоп

1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывает скуку.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но и посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

6. Отсутствие учебных пособий, методических рекомендаций по использованию идей народной педагогики в воспитании младших школьников.

7. Отсутствие у педагогов продуманной системы работы по формированию у младших школьников ответственного отношения к учению на материале адыгской народной педагогики.

8. Что такое народная педагогика и ее значение в современном воспитании.

9. Воспитательное значение адыгских пословиц и поговорок.

10. Роль сказки в умственном воспитании младших школьников.

11. Адыгский героический эпос энциклопедия воспитания адыгов.

12. Роль адыгского устного народного творчества в воспитании ответственного отношения учащихся к учению. Темы рефератов:

13. Устное народное творчество как средство народной педагогики.

14. Роль адыгского устного народного творчества как средства умственного воспитания детей.

15. Адыгское устное народное творчество как энциклопедия народных знаний.

16. Адыгейские сказания и сказки / Сост. М.К.Хуажев. Майкоп, 1963.

17. Адыгейские сказки / Пер. с адыгейского Т. Керашева. Майкоп, 1957.

18. Адыгейские сказки / Пер. и лит. обработка П. Максимова, Т. Керашева. Майкоп, 1946.

19. Адыгские народные сказания и сказки. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1993.

20. Адыгейские народные сказки / Пер. и сост. М.К.Хуажев. Краснодар,1974.

21. Адыгейские сказки. Майкоп, 1956.

22. Адыгейские пословицы и поговорки / Сост. М.К.Хуажев, Ш.Х.Хут. Майкоп. 1978.

23. Азаров Ю.П . Семейная педагогика. М.: ИПЛ, 1982.

24. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1984.

25. Алферов А.Д. Воспитание ответственного отношения к учению. Ростов н/Д. 1976.

26. Адферов А.Д. Проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Автореф. докт.дисс., 1979.

27. Алферов А.Д. К вопросу об основных компонентах ответственного отношения к учению // Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов н/Д. 1974.

28. Алферов А.Д., Молодцова Т.Д. Воспитание ответственного отношения к учению как проблема исследования. Там же.

29. Аникин И.П. Русская народная сказка. М.: Учпедгиз, 1959.

30. Аникин В.П. Фольклорное коллективное творчество народа. М., 1969.

31. Аутлева С.Ш. Традиции и общественные функции адыгских историко-героических песен // Ученые записки АНИИЭЯЛИ. Майкоп, 1964.

32. Бабанский Ю.К., Победоносцев Т.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980.

33. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М.,1973.

34. Бардин К.В. Как научить детей учиться. Минск, 1973.

35. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.

36. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф.Смирнова. М.: Педагогика, 1982.

37. Бешуков Б.Г. О прогрессивных традициях адыгейской народной морали // Первая научная конференция молодых ученых Адыгеи. Майкоп, 1970.

38. Блонский П.П. Избранные сочинения: В 2-х т. М.:Педагопгка, 1992.

39. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп, 1992.

40. Божович Л.И. Психологический анализ формализма усвоения школьных знаний // Советская педагогика, 1941. № 11.

41. Божович Л.И. Отношение к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР, 1951, вып.36.

42. Бондаревская Е.В. Об изучении отношения к учению как нравственного качества // Совершенствование учебно воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов н/Д, 1974.

43. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987.

44. Васильев Е.В., Перфильевская Д.И. Из народно педагогической мудрости // Вопросы нравственного воспитания в национальной школе. М., 1981.

45. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Докт.дисс. Д., 1973.^ 31. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.:Педагогика, 1988.

46. Венгер А.А, Родители просят совета, М. .'Знание, 1981.

47. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

48. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

49. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

50. Волков Е.И. Отец и мать как воспитатели. М., 1968.

51. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" и его генезис. Краснодар, 1967.

52. Гадагатль A.M. Героический эпос адыгских (черкесских) народов "Нарты". Майкоп, 1987.

53. Гадагатль A.M. Об адыгском эпосе "Нарты" // Учен. зап. АНИИЭЯЛИ.ФМайкоп, 1964.

54. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты" адыгских народов // Адыгский фольклор в 2-х книгах. Книга 1.

55. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. Ш 42. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания. М., 1951.

56. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967.

57. Гусейнов A.A. Нравственность: источник и специфика // Высшие ценности. М., 1957.

58. Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи // Советская педагогика, 1981. № 1.

59. Григорьева А.Г. воспитание дисциплины подростков в семье. Минск, 1975.

60. Даль В. Пословицы русского языка. М., 1957.

61. Дистервег А. Избранные Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

62. Добролюбов М.Н. Избранные педагогические высказывания. М.: Учпедгиз, 1939.

63. Дубровин Н. Черкесы (Адыге). Краснодар, 1927.

64. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа // Ученые записки АНИИЭЯЛИ. -Майкоп, 1968. Т.8.

65. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск, 1974.

66. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.

67. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1988. Выпуск 7.

68. Кучухидзе Ш. Педагогика и психология в службе родителей. -Тбилиси: Знание, 1981.

69. Краткий словарь по этике. М., 1965.

70. Лавров A.C., Лаврова O.A. Воспитание чувств. М., 1967.

71. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. М., 1977.

72. Лихачев Б.П. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.

73. Макаренко A.C. Сочинения. Т.5.- М.: Издательство АПН СССР, 1968.

74. Макаренко A.C. Сочинения в 7 т. Т.4. М., 1957.

75. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов // Ученые записки АНИИЭЯЛИ. Этнография. Майкоп, 1968. Т.8.

76. Матвеев П.П. Мировоззренческая направленность изучения народной педагогики // Идеология обновления и мировоззренческая подготовка студентов. Даугавпилс, 1989.

77. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Выпуск 1.

78. Мудрые слова. Пословицы народов Кавказа / Сост. А.П. Куцко. Нальчик, 1970.

79. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970.* 67. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.: Издательство ЛГУ, 1969.

80. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитаниидетей // Сб.статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957. Выпуск 1.

81. Нарты. Адыгский героический эпос. М.: Наука, 1974.

82. Нарты. Адыгский эпос. Собрание текстов в 7 т. / Сост. А.М.Гадагатль. Майкоп, 1971.

83. Наумов Б.И. Поощрение и наказание в семье. М., 1962.

84. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск, 1969.

85. Никитина Ф.Г. Эстетическое воспитание младших школьников на элементах народного творчества // Проблемы обучения и воспитания в сельской национальной школе. Ростов н/Д: РГПИ, 1976.

86. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1947.

87. Овчинникова И.Г. Родители просят совета. М., 1974.

88. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей? М., 1967.

89. Ореховский А.И. О гражданственности и чести. М., 1975.

90. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемывоспитания // Советская педагогика, 1989. № 7.

91. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю.К.Бабанского. М.: Педагогика, 1984.

92. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. Т.2-3.

93. Пинчук Л.Р. Власть примера. М., 1970.

94. Пирлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: Учебное пособие. Ашхабад, 1976.

95. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки// Педагогика, 1995. № 5.

96. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965.

97. Помощь родителям в воспитании детей: Перевод с англ. / Общ. ред. и предисл. Пилиповского В.Я. М.: Прогресс, 1992.

98. Пословицы и поговорил народов Востока. М.: Изд-во восточной литературы, 1961.

99. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. 1984. Выпуск4.

100. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. М.: Новая школа, 1994.

101. Сидоренко Ю.И. Нравственные чувства, их место и роль в системе морали. М., 1972.

102. Скаткин М.Н. Учение и творческий труд детей // Советская педагогика, 1949. № 6.

103. Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. М., 1970.

104. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993.

105. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1938. Т.1.

106. Радищев А.П. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1941. Т.2.

107. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. М., 1940.

108. Русские народные пословицы и поговорки /Сост. А.И. Жигулев. -М.: Московский рабочий, 1965.

109. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика. 1981.Т.1.

110. Рута И.О. Основы методики формирования нравственных убеждений учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959.

111. Рута И.О. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981.Т.2.

112. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика, 1984. № 9.

113. Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Очерки на русском и адыгейском языке / Составление и комментарии К.И. Бузарова, Аз.К. Бузарова. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1991.

114. Семейно-бытовая культура / Под ред. Д.И. Водзинского. Минск: Народная асвета, 1987.

115. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников., Л.В.Ковинько. М.: ИПЛ, 1990.

116. Сказания и сказки адыгов. М., 1987.

117. Сказки адыгских народов / Составление, вступительная статья и примечания А.И. Алиевой. М.: Наука, 1978.

118. Сказки народов Азии. Л.: Детгиз, 1959.

119. Сказки народов СССР. Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1958.

120. Сказки народов Северного Кавказа. Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1959.

121. Скаткин М.Н. Учение и творческий труд детей // Советская педагогика, 1949. № 6.

122. Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. М., 1970.

123. Словарь по этике. М., 1981.

124. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Учение записки АНИИЭЯЛИ. Т.8. Этнография. Майкоп, 1968.

125. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. Избр. произведения в 5 т. -Киев: Радянске школа, 1980. Т.З.

126. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду: опыт воспитательной работы в сельской школе. М.: АПН РСФСР, 1959.

127. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

128. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск, 1978.

129. Студенецкая E.H. Быт и культура кабардинского народа. М., 1954.

130. Сявавко Е.И. Украинская этнопедагогика в ее историческом развитии. Киев, 1974.

131. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль. 1987.

132. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953.

133. Тхитлянова А.З. Использование адыгского фольклора и народных традиций в воспитании молодежи // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1995.

134. Тхитлянова А.З. Роль семьи в воспитании молодежи // Проблема адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1995.

135. Тхитлянова А.З. Идея воспитания ответственного отношения к учению в педагогическом творчестве адыгского просветителя Сефербия Сиюхова // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1997.

136. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М., 1946.

137. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч.: В 6 т.-М.: Педагогика, 1988. Т.1.

138. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагоика,1988. Т.2.

139. Ушинский К.Д. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.Т.2.

140. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. M.-JL, 1958. Т. 1-2.

141. Фурутан A.A. Отцы, матери, дети. Практические советы родителям. -М.: Прогресс, 1992.

142. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971.

143. Хан-Гирей С. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Избр. произведения. Нальчик, 1974.

144. Хуажев М.К. Адыгэ гущы1эжъхэр // Учен. зап. АНИИЯЭЛИ. Майкоп,1964.

145. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989.

146. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп, 1981.

147. Шестакович A.B. Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. Минск: Народная асвета, 1979.

148. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989.

149. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.

150. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д: РГПИ, 1977.

151. Шоров И.А. Народная педагогика адыгов о факторах, влияющих на формирование личности // Проблемы обучения и воспитания в сельской национальной школе. Ростов н/Д: РГПИ, 1976.

152. Щукина Г.И. Проблема интереса в педагогике. М.: Педагогика,1971.