Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению

Автореферат по педагогике на тему «Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тхитлянова, Аминет Заурбечевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению"

РГ6 од

- - АВГ 199В

На правах рукописи

ТХИТЛЯНОВА Аминет Заурбечевна

АДЫГСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА О ВОСПИТАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

13.00.01 - Общая педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Майкоп ■ 1998

Работа выполнена в Адыгейском государственном университете.

Научный руководитель - Заслуженный деятель науки Республики

Адыгея, доктор педагогических наук, профессор И.А. Шоров

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук России В.Е. Гурин

кандидат педагогических наук, доцент Ю.С. Кимов

Ведущее учреждение - Карачаево-Черкесский государственный

университет

Защита состоится 16 июня 1998 г. на заседании диссертационного совета Д.063.89.01. по специальности 13.00.01 "Общая педагогика" при Адыгейском государственном университете (352700, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан 19.01. 1998 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат^ педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Необходимость формирования у учащихся ответственного отношения к учению обусловлена задачами повышения познавательной активности. В современной школе отношение учащихся к учению стало одним из важных факторов, определяющих их познавательную активность, напряжение воли, стремление отдать силы на усвоение знаний.

Знания часто сравнивают со светом, пламенем, факелом. На протяжении всей человеческой истории люди отождествляли их с тем, что освещает дорогу в грядущее, помогает найти истину и использовать ее на благо человека. Именно знаний требует от человека наше время, с его стремительностью и темпами преобразований, ускоренной поступью научно-технического прогресса и остротой социально-экономических проблем. Знаний глубоких, прочных, современных. Сегодня, когда наука становится производительной силой общества, они создают материальные ценности. Вот почему жизнь требует, чтобы человек учился, неустанно и постоянно, взбираясь по тернистым и крутым подъемам к вершине знаний.

Воспитание ответственного отношения к учению - это один из путей воспитания ответственности как важнейшей черты личности в таком важном для ее развития деле, как учебная деятельность. Без повышения ответственности самих учеников за результаты своего учения очень трудно осуществлять оптимизацию процесса обучения, воспитания и развития школьников.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует создать для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей и престиж духовных ценностей.

Изучением проблемы ответственного отношения к учению занимались всегда.

Проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению в педагогике возникла с первых дней становления и развития системы народного образования.

Как научная проблема ответственное отношение к учению начинает разрабатываться с 50-х годов. В настоящем исследовании учитывалось, что проблема нашла отражение в трудах А.Д. Алфе-

рова, И.П. Нечаевой, А.Я. Розенберга, Н.Б. Елисеевой, A.A. Гусевой, В.Н. Павловской, А.П. Медведицковой, В.Д. Сазоновой, В.И. Горо-венко. Однако ни одно исследование не охватывает всего комплекса вопросов изучаемой проблемы.

Термин "ответственное отношение к учению" не употреблялся до недавнего времени. Как указывает А.Д. Алферов, "под ответственным отношением к учению" следует понимать осознаваемую и нравственно переживаемую обязанность до конца выполнить свой долг в учении"1.

Ответственное отношение к учению - это нравственное отношение. Его фундаментом является ответственность как моральная черта личности, благодаря которой отношение связывается с такими категориями морали, как долг, совесть.

На данный момент, в условиях рыночной экономики, с новой силой заявляет о себе общественный смысл и значение усвоения знаний, получения образования. Поэтому проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, как и прежде, важна и актуальна сейчас.

Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа, без этого прошлого не было бы настоящего. В современном воспитании важное значение приобретает использование педагогических идей народа.

На данном этапе развития нашего общества, когда одной из важнейших задач является воспитание нового человека, обладающего высокими интеллектуальными, нравственными и физическими достоинствами, во весь рост встал вопрос о путях, средствах и методах его формирования, поэтому обращение к народным традициям воспитания подрастающего поколения приобретает огромное значение. Народы нашей страны создали за свою долгую историю множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых немыслима жизнь современного человека. Они накопили немало житейского опыта, разумных обычаев, традиций, которые могут служить прекрасной школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений. Люди прошлого оставили в наследие разнообразные по форме поучительные образы поведения человека. Народные традиции, обычаи донесли до нас мудрую орга-

1 Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1984. С. 33.

низацию воспитания подрастающего поколения, подготовку его к практической жизни. Поэтому было бы большим упущением не пользоваться этим богатством.

Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение посредством произведений устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, песни являются выдающимися памятниками народной педагогики.

Пословицы и поговорки - проявление народного ума, мудрости, составляют важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры. В них содержатся оригинальнейшие педагогические мысли.

Педагогической сокровищницей адыгов является героический эпос адыгов (черкесов) "Нартхэр" ("Нарты")- В нем каждый эпизод, каждая строфа несет воспитательную и образовательную нагрузку.

Педагогические идеи народа не потеряли своего значения в наше время, они бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры.

Идеи ответственности, долга, чести, призыва к знаниям, к образованию, получившие отражение в адыгском народном творчестве, являются нравственной основой адыгской народной педагогики. Большие воспитательные возможности, заложенные в адыгском устном народном творчестве, позволяют оказывать активное воздействие на воспитание ответственного отношения к учению.

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы народной педагогчки нашли свое отражение в трудах К.И. Бул рова, Г.П. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов, отметим, что вопрос воспитания ответственного отношения к учению в народной педагогике в их работах не рассматривался, так как авторы не ставили своей задачей исследование названной проблемы.

Учитывая значимость названного вопроса для современной педагогической науки и отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике мы избрали темой своего исследования: "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению".

Проблема исследования - выявление идей адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

Объект исследования - умственное воспитание в адыгской народной педагогике.

Предмет исследования - формирование ответственного отношения к учению как аспект умственного воспитания в адыгской народной педагогике.

Цель исследования: выявить идеи и особенности воспитания ответственного отношения учащихся к учению в адыгской народной педагогике и обосновать условия использования их в современном воспитании.

Задачи исследования:

1. Проанализировать материалы адыгского народного творчества, в которых отразились идеи и опыт народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

2. Выявить созданные адыгским народом содержание, средства и методы формирования ответственного отношения к учению.

3. Показать возможности использования традиций адыгской народной педагогики в области воспитания ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе и во внеклассной воспитательной работе.

Методологические основы исследования:

- признание философского и гносеологического плюрализма, использование различных методологических ориентиров;

- объективность в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве и взаимосвязи;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного, исторического и современного;

- идей о гуманизации образования и демократизации педагогического процесса;

- положение о приоритете общечеловеческих ценностей в историческом опыте народной педагогики;

- идея о роли национальных духовных ценностей в возрождении национальной школы.

В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов А.Д. Алферова, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, З.И. Васильевой, B.C. Ильина, В.Н. Максимовой, A.C. Макаренко , И.О. Рута, В.Д. Сазоновой, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и других, психологов Л.И. Божо-

вича, А.Т. Ковалева, А.И. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна.

В теоретическом осмыслении положений, традиций и закономерных связей народной педагогики автору большую помощь оказали исследования К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.С. Смирновой, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова, а также работы A.M. Гадагатля.

Использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, отражающих современное состояние проблемы; изучение и анализ памятников адыгской народной педагогики, отражающих идеи и опыт народа в области умственного и нравственного воспитания; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; опытно-экспериментальная работа; наблюдение; анкетирование; обобщение и систематизация полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

„Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем на основе анализа материалов адыгского народного творчества впервые получены новые знания об идеях и опыте воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике, чего не было сделано в этнопедагогических исследованиях по проблеме умственного воспитания в народной педагогике; определены основные условия использования идей и опыта адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению в учебном процессе и во внеклассной работе в адыгской национальной школе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты дополняют, развивают и конкретизируют существующие теоретические представления по проблемам умственного и нравственного воспитания в этнопедагогической отрасли педагогической науки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы

представляют интерес для учителей и родителей в их учебной и воспитательной работе.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Адыгейского государственного университета. Результаты исследования находили практическое приложение в личном опыте работы диссертанта. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на методических объединениях школ Красногвардейского района Республики Адыгея; на республиканской научно-практической конференции по национальным традициям народов Адыгеи, проведенной Министерством науки и образования Республики Адыгея (Майкоп, 1993); на межвузовской научно-практической конференции по проблеме "Семейная этнопедагоги-ка и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996).

Основные этапы исследования. На первом этапе (1990-1992) осуществляется теоретический анализ истории возникновения и развития проблемы ответственного отношения учащихся к учению; изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, научных трудов по этнопедагогике, методологии и методов педагогического исследования. Были определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи исследования. Разработан план диссертации.

На втором этапе (19РЗ-1995) проводился анализ материалов адыгской народной педагогики с целью выявления в ней и систематизации идей и опыта воспитания у детей ответственного отношения к учению.

На третьем этапе (1995-1997) осуществлено научно-педагогическое обобщение материалов исследования, сделаны соответствующие выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики.

2. Идеи и опыт воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

3. Характеристика созданных народной педагогикой средств, методов воспитания ответственного отношения к учению.

4. Возможности использования народных идей и опыта воспитания ответственного отношения к учению в современном школь-

ном образовании и семейном воспитании.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов и положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики" анализируются взгляды педагогов прошлого и настоящего времени по данной проблеме.

Во второй главе "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению" рассматриваются общие вопросы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике, исследуются созданные народной педагогикой средства и методы воспитания ответственного отношения к учению. Раскрывается роль родителей в воспитании детей, освещаются особенности адыгской семьи/ обусловливающие специфику семейного воспитания, раскрываются средства и методы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской семье.

В третьей главе "Использование народных идей и опыта по воспитанию ответственного отношения к учению в современном воспитании" обобщен опыт передовых учителей по данной проблеме, проведено исследование состояния проблемы воспитания ответственного отношения к учению младших школьников средствами народной педагогики, даны рекомендации.

В заключении обобщены-основные результаты исследования, подчеркнута их актуальность для современной педагогики и школ.

Список использованной литературы включает 140 наименований.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучением проблемы ответственного отношения к учению педагоги занимались всегда. Большой вклад в разработку проблемы ответственного отношения к учению внесли А.Д. Алферов, В.Г. Белинский, П.П. Блонский, З.И. Васильева, А.И. Герцен, А. Дистер-вег, H.A. Добролюбов, А.Я. Коменский, A.C. Макаренко, И.Г. Песта-лоцци, А.Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, И.О. Рута, JI.H. Толстой, К.Д.

Ушинский, Г.И. Щукина. Предпосылкой теоретической разработки в педагогике проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению были и труды психологов: JI. Божовича, А.Т. Ковалева, А.И. Леонтьева, B.C. Мерлина, Б.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. В 60-80-е годы педагоги предприняли попытку углубить теоретическое понимание сущности процесса воспитания ответственного отношения к учению. Проблема воспитания ответственного отношения и учению приобрела качественно новое содержание и стала рассматриваться как самостоятельная педагогическая проблема. Сохраняется тесная взаимосвязь проблем ответственного отношения к учению и формирования познавательного интереса (В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина), духовных познавательных потребностей (А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, H.A. Беляева, B.C. Ильин, Ю.В. Шаров). Упрочился взгляд на проблему как одной из сторон нравственного воспитания (З.Н. Васильева). Ответственное отношение к учению является результатом воспитания и развития личности школьника в целом. Поэтому А.Д. Алферов указывает, что отношение к учению он рассматривает " как один из видов отношения человека к действительности"1. Отношение к учению несет в себе черты общего, целостного, личностного отношения. Поэтому "отношение к учению нельзя рассматривать в отрыве от. общей характеристики личности"2. Отношение к учению связано с рядом в^ цущих компонентов личности, зависит от них, проявляет себя в них:

а) отношение к учению и мировоззрение личности;

б) отношение к учению и нравственная воспитанность; . в) отношение к учению и мотивы;

г) отношение к учению и познавательные интересы;

д) отношение к учению и волевая активность.

Наш исследовательский интерес также связан с идеями адыгской народной педагогики. В связи с этим отметим, что идеи адыгской народной педагогики нашли развитие в работах К.И. Бузаро-ва, Ю.К. Намитокова, И.А. Щорова. Однако, работы названных авторов при всех их положительных сторонах не затрагивают про-

1 Алферов А.Д., Молодцова Т.Д. Воспитание ответственного отношения к

учению как проблема исследования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов н/Д, 1974. С. 13.

2 Там же. С. 14.

блемы ответственного отношения к учению.

В современных условиях гуманизации и демократизации нашего общества, проблема использования народных традиций воспитания приобретает огромное значение. Решить задачу улучшения работы по воспитанию у учащихся ответственного отношения к учению считаем возможным путем использования идей и опыта адыгской народной педагогики. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, загадки) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития"1.

Из памятников народной педагогики мы узнаем, что "уже в глубокой древности у народа были известные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные цели и задачи воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение, чтобы формировать его в том направлении, в каком более всего были заинтересованы трудящиеся массы"2.

Одним из определяющих приемов в воспитании ответственного отношения к учению, считаем, показ того, как следует относиться к учению. На материалах.адыгских пословиц и поговорок, сказок, сказаний учащимся сообщаются факты, примеры, идеи, характеризующие отношение народа к учению, умственным способностям человека.

Особое место в воспитании детей адыги отводили развитию умственных способностей, ибо еще с древнейших времен они высоко ценили в человеке ум, знания, мудрость. Подтверждение этому мы находим в пословицах: "Акъыл зи1эм имы1э щы1эп" ("У кого есть ум, у того есть все"), "Акъылыр сыдрэ 1офи илъапс" ("Ум

1 Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 6 т. Т.1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.:

Педагогика, 1988. - С. 253.

2 Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 41.

- основа всего")1. Эти же мысли встречаются во многих сказках, преданиях, легендах, например в предании "Что сделали с татарским ханом"2, где говорится о том, как ум и мудрость человека помогли людям справиться с ненавистным ханом.

Особым уважением в адыгском эпосе "Нартхэр" ("Нарты") пользовались мудрецы. В эпосе мудрость (губзыгъагъ) предстает как высший идеал знаний и поведения человека. Разумные и мудрые решения принимаются на хасе - высшем нартском совете. На этот совет приглашались наиболее уважаемые в роду нартов. Среди них была Сатанай-гуащэ, которая показана в эпосе женщиной высокого ума и дальновидности. Она умными советами оказывала помощь нартам в их борьбе за счастье людей. По нартским обычаям ни одна женщина не могла появиться на хасе нартов, а Сата-най-гуащэ, благодаря своему уму, имела право присутствия3.

Выше приведенные примеры показывают, как высоко почитали адыги человека за его ум. Народ утверждал: "Акъылыр бы-лымк1э ащэфырэп" ("Ум купить невозможно"), т.е. народное убеждение гласит, что родители должны воспитать детей, дать им ум, а не копить им богатство.

Адыги понимали, что основой разума являются знания и придавали им огромное значение в жизни человека. Они призывали: "Ш1эныгьэр тыдэ щы1эми лъык1у" ("Где бы ни были знания, иди за ними")4. Адыги утверждали, что познания человека безграничны, учение не имеет предела. Эта мысль нашла отражение в пословице: "Акъылым уасэ и1эп, гъэсэныгъэм гъунэ и1эп" ("Ум не имеет цены, а учение - предела")5.

Мудрый сердцем и умом адыгский народ учит подрастающее поколение вечному стремлению к знаниям: "Дунаир зыгъэнэфы-рэр тыгьэ, дунаир зэзыгъэзафэрэр ш1эныгь" ("Мир освещается солнцем, а в порядок приводится знанием"), "Акъыл зи1эм еджэныр ригъэкъурэп" ("У умного нет преДела в учении")6, "Гъэсэныгъабэ уи1эмэ, лые хъущтэп" ("Лишних знаний не бывает")7.

1 Адыгэ гущы1эжъхэр. Мыекъуапэ, 1978. С. 30-31.

2 Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989. С. 54.

3 Нартхэр. Т.1. Мыекъуапэ, 1971. С. 442, 445.

4 Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп, 1992. С. 111.

6 Адыгэ гущы1эжъхэр. С. 30-31.

в Там же. С. 30.

7 Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. С. 45.

Адыги указывали, что умственные способности зависят от усилий самого человека, от его отношения к учению. Важно воспитывать с детства ответственное отношение к учению. В адыгских сказаниях и сказках есть множество образцов ответственного отношения к делу, которые вызывают у учащихся желание следовать им, рассматривать их как норму своего отношения к учению. Например, в сказке "Л1ыжъым икъо нахьыкГ' ("Младший сын старика") герой удостаивается счастья, благодаря ответственному отношению к выполнению своего долга.

Адыги высоко ценили в людях такие качества, как ответственность и нравственный долг. Про ответственного человека они говорят: "Ащ ы1уагъэмэ ыцэ удэмыплъэжь" ("Если он сказал, то обязательно сдержит свое слово"), "И1орэ иш1эрэ зэтет" ("Его слово с делом не расходится")1.

В образах героев адыгского эпоса "Нартхэр" ("Нарты") - Сау-сырыко, Шабатыныко, Ащэмэз на первом плане выступают большая ответственность, верность слову и обязательствам, отсюда в народе появились утверждения: "Нарт 1уагъэ - ш1агъэ фэд" ("Сказал нарт - считай сделал"), "Нарт ы1о епц1ыжьи хабзэп" ("Нарт верен своему слову"), "Саусырыкъо п1алъэ т1о ыт ихабзэп" ("Не в привычке нарта Саусырыко дважды назначать срок")2.

Беседы и рассказы о героях адыгского эпоса оставляют глубокий след в памяти учащихся, эти примеры становятся для них основой воспитания ответственного отношения к учению, собственной программы самовоспитания.

Адыги считали важнейшими методами воздействия на личность ребенка общественное мнение,положительный пример окружающих его людей. Не было для адыгов ничего дороже доброго мнения и ничего страшнее худого мнения. Мысли народа о влиянии окружающих людей на личность получили отражение в пословице: "Шы фыжьым утесмэ иц щыщ къыптенэ" ("Если ты на белом коне, то от него хоть шерстинка да пристанет"), т.е. "Если с хорошем человеком подружишься, то от него чего-нибудь да возьмешь", "Узыготым фэдэу охъу" ("Становишься похожим на того, с кем рядом стоишь")3. Эти народные афоризмы требуют знания того, с кем дружат дети, т.е. какими индивидуальными особен-

1 Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. С. 69.

2 Нартхэр. Т.7. Мыекъуапэ, 1971. С. 207-209.

3 Адыгэ гущы1эжъхэр. С. 128.

ностями обладают товарищи и друзья. Например, дети, ответственно относящиеся к учению, имеющие успехи в учении, оказывают положительное влияние.

В адыгской народной педагогике семья выступает первой школой жизни, решающим фактором формирования личности. Первыми воспитателями ребенка являются родители. На основе народных традиций, обычаев, народной морали в адыгской семье вырабатывается определенный стиль жизни, труда, складываются твердые и строгие семейные устои. Педагогическая ценность семейных традиций заключалась в том, что они выступали по отношению к молодежи в форме конкретных требований родителей, старших и регулировали ее поведение. Народная мудрость предупреждает: "К1алэм ебгъэлъэгъурэр игъогу" ("Что будет видеть ребенок, то его путь")1. Адыги высоко почитали честь семьи, рода. Родители внушали детям: "Тыкъэмыгъэук1ытэжь" ("Не допускай, чтобы нам пришлось стыдиться") или "Тынапэ тэпхыкъон" ("Смотри, не посрами нас").

Вышеприведенные примеры показывают значение семейной чести в воспитании детей, оно, на наш взгляд, может служить воспитанию чувства ответственности к учению.

Родители формируют нравственные качества, поведение, мир ценностей детей. Ответственное отношение ребенка к учению зависит от гражданских качеств родителей, от глубокого осознания ими целей и значения образования, осознания своего долга за формирование ответственного отношения к учению.

Одним из методов педагогического воздействия родителей является целенаправленное педагогическое общение. С помощью него дети усваивают жизненно необходимую информацию. Большую роль играют беседы родителей с детьми о значении знаний, образования в жизни человека, показ важности знаний, образования. Такие беседы убеждают детей в необходимости ответственного отношения к учению.

Самый убедительный пример для детей - пример родителей. Этот пример у ребенка постоянно перед глазами, он впитывает в себя образцы поведения, свойственные отцу и матери. Дети все видят, все подмечают, всему учатся у родителей. Они должны давать детям пример ответственного, добросовестного отношения к ТРУДУ> не тяготиться работы. Видя такое отношение родителей к

1 Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. С. 73.

ТРУДУ. дети начинают ответственно относиться к своему учебному труду.

Как метод воспитания адыги издавна используют авторитет родителей, старших членов семьи. Факты использования авторитета родителей в воспитании молодого поколения очень часто встречаются в адыгском эпосе "Нартхэр" ("Нарты"), например в сказаниях об Ащэмэзе, Чэчаныкъо Чэчане1.

В адыгских семьях родители имеют огромный авторитет. Дети гордятся авторитетом родителей и стараются нигде не подорвать его.

Вышесказанное показывает, что пример и авторитет родителей имеют большое значение в воспитании детей и являются одними из методов воспитания ответственного отношения к учению.

Очень важную роль в воспитании детей играют поощрения и наказания. В адыгской народной педагогике поощрение является очень распространенным методом воспитания. Поощрение ценно тем, что оно помогает закрепить хорошие формы поведения у человека. Поощрение вызывает у детей чувство радости, удовлетворения, уверенности в своих силах и желание поступать еще лучше. Поощрения бывают в виде одобрения, похвалы и награды. Одобрительные замечания старших по поводу поступков молодых людей: "Тэрэз" ("Правильно") ."Уигъаш1э к1ахьы охъу" ("Пусть долгой будет твоя жизнь"), "Укъэхъу" ("Чтобы ты вырос") имеют большое педагогическое значение. Адыги в качестве поощрения применяли награду. За хорошее поведение дарили игрушки: чын (волчок), лъэрычъ (коньки), щабзэ (лук) и другие.

В то же время адыги указывали, что чрезмерная и частая похвала может оказать отрицательное влияние на детей. Эта мысль четко прослеживается в пословице "Угцымытхъущэ - пфэубыты-жьынэп" ("Не очень хвали - потом трудно будет осуждать")2, т.е. нужно соблюдать меру, применяя похвалу, иначе человек может зазнаться, возомнить себя непогрешимым.

Другим методом воспитания в адыгской народной педагогике является наказание. Наказание применялось в различных видах: осуждение, ограничение. Народная педагогика исключала подавление, окрики и телесные наказания. Мысль о нецелесооб-

1 Нарты. Адыгский эпос / Составитель A.M. Гадагатль. Майкоп, 1970. Т. 6,

С. 58; Т.З. С. 268.

2 Адыгэ псалъэжьхэр. Я 1-нэ тхылъ. Налшык, 1965. С. 148.

разности и вредности телесного наказания выражена в пословице: "Утын зытэпщэрэр джэгъогъуныгъэм фэощэ" ("Телесное наказание рождает злобу")1. Осуждение в адыгской народной педагогике очень часто содержит в себе элементы иронии, с помощью которой она добивается осознания неправильного поведения. Ирония способствует возникновению у провинившегося чувства стыда, желания исправиться.

Поощрение и осуждение являются одними из методов воспитания ответственного отношения к учению. Поощрение детей, которые учатся хорошо, и осуждение плохо успевающих воспитывает у учащихся ответственное отношение к учению.

В настоящее время, в условиях возрождения национальной школы, произведения устного народного творчества как средства воспитания у учащихся ответственного отношения к учению нужно шире использовать.

В исследовании на конкретном материале показано, как передовые учителя школ Адыгеи на уроке и во внеклассных занятиях подбирают и используют произведения адыгского устного народного творчества в воспитании у младших школьников ответственного отношения к учению.

Огромное значение имеют разнообразные формы работы по воспитанию ответственного отношения учащихся к учению с использованием средств адыгского устного народного творчества. Особое внимание заслуживают такие формы внеклассной работы как вечера, праздники, диспуты, инсценировки, конкурсы, олимпиады; уроки в виде КВН, ролевых игр, кружковая работа по сбору и анализу материалов адыгского устного народного творчества.

Реализация целевой установки исследования по воспитанию ответственного отношения учащихся к учению средствами адыгского народного творчества в большой степени зависит от изучения существующего состояния дел в этой области, положительного опыта и устранения выявленных недостатков. При изучении состояния проблемы воспитания ответственного отношения к учению у младших школьников средствами народной педагогики мы использовали в качестве методов научно-педагогического исследования анкетирование, опрос, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, интервьюирование, изучение документации педагогов, опрос педа-

1 Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. С. 52.

гогов, родителей. Перечисленные методы исследования позволили решить следующие задачи: определить знания младших школьников в области адыгского устного народного творчества, выявить уровень знания младшими школьниками произведений устного народного творчества о значении знаний, ума в жизни человека, выявить уровень понимания младшими школьниками категорий ответственности, его роли в учении, выявить уровень использования педагогами средств народной педагогики в воспитании ответственного отношения к учению, установить, существует ли преемственность между школой и семьей по воспитанию ответственного отношения младших школьников к учению. В ходе исследования было выявлено, что из обследуемых учащихся младшего школьного возраста только 2% знакомы с адыгским народным эпосом "Нарты"; уровень знаний сказок, пословиц и поговорок о знаниях и уме составил 0%. Учащиеся 1 класса, которые смогли назвать адыгские народные сказки, составили 5,8% , учащиеся 2 класса - 12,5%, учащиеся 3 класса -17,8%, учащиеся 4 класса - 32,5%. При выявлении мотивов, побуждающих младших школьников к учению, из предложенных мотивов 11,2% учащихся выбрали ответственность, 88,8% учащихся не придают значение ответственности, как мотиву, побуждающему к учению. Следующим направлением в нашей экспериментальной работе стало определение степени готовности педагогов к работе по данному направлению и выявление преемственности в работе между школой и семьей. В ходе письменного опроса 75% педагогов признались, что не используют в своей работе средства адыгской народной педагогики, так как не и::еют полного представления о средствах народной педагогики, 73,5% педагогов не определяет на занятиях задач по воспитанию у учащихся ответственного отношения к учению в ходе ознакомления с произведениями адыгского народного творчества. Исследование показало, что готовность педагогов к работе по данному направлению находится не на должной высоте. Среди основных причин, приводящих к сложившемуся положению, на наш взгляд, являются следующие: отсутствие учебных пособий, методических рекомендаций по использованию идей народной педагогики в воспитании ответственного отношения к учению младших школьников, отсутствие у педагогов продуманной системы работы по воспитанию у младших школьников ответственного отношения к учению на материале адыгской народной педагогики.

Для выявления отношения родителей к произведениям адыгского устного народного творчества как к средствам воспитания ответственного отношения детей к учению провели беседы, опрос, анкетирование. Анализ анкет показал, что 60% родителей не имеют полного представления о возможностях использования сказок в целях воспитания ответственного отношения детей к учению и не учитывают их соответствие возрасту и пониманию детей; 93% родителей не учат пословицы и поговорки с детьми и не используют в своей речи. Результаты исследования показали отсутствие у родителей необходимых знаний. В связи с этим необходимо организовать лекторий, в программы которых следует включить тематику адыгских народных традиций воспитания, включать родителей в учебный процесс путем привлечения их к индивидуальной помощи своим детям в овладении знаниями по устному народному творчеству. Считаем целесообразным организовать клуб молодых родителей, в работе которой использовать различные формы. Например, конкурсы по знанию адыгских пословиц и поговорок, обрядовые праздники, драматизация адыгских народных сказок, индивидуальные и групповые консультации и другие.

В заключении диссертации отмечено, что умелое использование идей адыгской народной педагогики оказывает неоспоримо большое положительное воздействие на процесс формирования ответственного отношения младших школьников к учению. Объединение воспитательных усилий школы и семьи даст положительные результаты в развитии умственных способностей детей и воспитании ответственного отношения младших школьников к учению.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Использование адыгского фольклора и народных традиций в воспитании молодежи // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп, 1994. С. 161-174.

2. Роль адыгского фольклора в системе воспитания молодежи в семье // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 8. Майкоп, 1995.

3. Роль адыгского фольклора в воспитании // Проблемы ады-

гейской литературы и фольклора. Выпуск 9. Майкоп, 1996. С.69-87.

4. Идея воспитания ответственного отношения к учению в педагогическом творчестве адыгского просветителя С. Сиюхова. Тезисы доклада / / Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Материалы II республиканской научно-теоретической конференции. Карачаевск, 1996.

5. Идея воспитания ответственного отношения к учению в педагогическом творчестве адыгского просветителя С. Сиюхова / / Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск, 1997. С. 92-97.

Сдано в набор 12.01.98. Подписано в печать 15.01.98. Формат 60 х 84 1 / . Усл. тип. отт. 1,2. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз.

Издательство Адыгейского государственного университета 352700, Майкоп, ул. Первомайская, 208.

Отпечатано в типографии МП "Качество", г. Майкоп, ул. Крестьянская, 221/2. Тел./факс (87722) 2-36-87.