Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Марсакова, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ульяновск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Марсакова, Надежда Николаевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1 Генезис педагогического знания об изобразительном творчестве обучаемых.

1.2 Структурно-функциональная характеристика изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

1.3 Модель развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности как дидактическое условие.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1 Методика и процедура экспериментального исследования.

2.2 Выявление возможностей дидактической технологии урока развития изобразительного творчества учащихся.

2.3 Обоснование дидактических условий развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности"

Основные тенденции совершенствования образовательного процесса связаны со сменой парадигмы образования и постепенной заменой системы адаптации развивающейся личности к условиям обучения на систему адаптации педагогических условий к индивидуальным потребностям, запросам и возможностям учащихся. В наше время в образовании со всей очевидностью и глубиной выявились существенные противоречия, присущие как образовательному процессу в целом, так и процессу обучения изобразительному искусству в частности:

- между технологичностью (присущей любому образовательному процессу) и творчеством (необходимым развивающейся личности на современном этапе и трудно алгоритмизируемым в рамках технологий);

- между степенью ожидания учащихся, связанной с раскрытием своих личных возможностей, и требуемым усвоением определенного объема знаний по всем изучаемым в средней школе наукам;

- между степенью мотивации изучения художественных дисциплин и развивающей возможностью этих дисциплин;

- между потребностью современной личности в приобретении опыта творчества и отсутствием возможности получения такого опыта в процессе обучения.

Для разрешения этих противоречий актуальной становится сфера деятельности, дающая опыт творчества, а именно: художественная деятельность, представленная в образовательном процессе такими учебными дисциплинами, как литература, изобразительное искусство, музыка. Из перечисленных дисциплин наиболее продуктивный в креативном плане характер в силу своей специфики носит изобразительное искусство, предоставляющее в рамках своих учебных занятий возможность приобретения опыта творчества.

Однако, есть противоречия, присущие непосредственно самому процессу обучения изобразительному искусству.

- между спонтанным характером детского изобразительного творчества и жесткой регламентацией, свойственной обучению;

- между качественным своеобразием изобразительного творчества детей в каждом возрастном периоде и однотипными условиями организации образовательного процесса на протяжении всего обучения в школе;

- между необходимостью оценивания изобразительного творчества в учебной деятельности как результата и самоценностью его как процесса;

- между выбором современными школьниками активных, творческих форм изобразительной деятельности и репродуктивным характером этой деятельности в реальном учебном процессе.

Следовательно, сложившаяся практика обучения изобразительному искусству не в полной мере соответствует современным потребностям развития личности. Причинами такого положения являются: сложность алгоритмизации обучения творчеству; отсутствие разработанных дидактических условий, способствующих развитию изобразительного творчества в учебной деятельности; ограниченные материально-технические средства; недостаточный объем времени, отводимый изобразительной деятельности в образовательном процессе.

Научная разработанность проблемы. Исследование творчества стало приобретать рамки научной дисциплины на рубеже XIX - XX столетий. Эта проблема всегда была интересна для педагогики искусства, и диапазон подходов к ней был достаточно широк. Однако, опираясь на научные положения конкретных исторических периодов, педагоги искусства отделяли творческие задачи от учебных. Современная теория и методика обучения изобразительному искусству основывается на научных достижених Р.Арнхейма, Д.Б.Богоявленской, Л.И.Божович, М.А.Верба, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.А.Деркача, О.М.Дьяченко, В.В.Кузина, В.С.Кузина, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, Р.В.Паранюшкина, И.П.Подласого, Н.Н.Ростовцева, Л.Б.Рыловой, А.Г.Сайбетдинова, М.Н.Сокольниковой, Н.Ф.Талызиной, Л.А.Харламовой, Т.Я.Шпикаловой.

На современном этапе существуют три основных направления, обусловленные опорой на три концепции художественного образования:

- концепцию, разработанную под руководством Б. П. Юсова, стержнем которой является целостный подход к полихудожественному развитию школьников;

- концепцию, созданную под руководством Н.Н. Ростовцева и B.C. Кузина, в которой заложены идеи овладения школьниками основами изобразительной грамоты;

- концепцию, разработанную под руководством Б.М.Неменского, нацеленную на приобщение школьников к художественной культуре как неотъемлемой части духовной культуры.

Сопоставительный анализ показывает, что все учебные программы, созданные на основе этих концепций, предполагают формирование творческой личности и определяют главным условием развития изобразительной деятельности активное воздействие на ребенка средствами искусства. Однако, на практике они реализуют, в основном, репродуктивный подход в обучении изобразительному искусству.

Особенность сегодняшнего этапа российской педагогики искусства - в многообразии образовательных подходов. В распоряжении педагогов имеются инновационные программы, служащие художественному и общему творческому развитию детей, например, программа Ю.А.Полуянова, основанная на принципах развивающего обучения. В данной программе в комплексе учебных задач также обозначено развитие изобразительной деятельности, но в соответствии с психическими особенностями личности. По Полуянову, условием развития ребенка является руководство взрослого: «Зависимость между развитием детей и руководством взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети».

Анализ существующих в психолого-педагогической литературе исследований по проблемам изобразительной деятельности отчетливо выявляет две основные тенденции. Во-первых, в большинстве исследований уровень развития творчества в изобразительной деятельности рассматривается как индивидуальная особенность ребенка, и во главу угла при изучении данной проблемы поставлены психологические особенности детей; сама же изобразительная деятельность рассматривается как материал для психологических исследований, направленных на изучение детского рисунка как показателя общего психического развития. Как правило, в этих исследованиях больше внимания уделяется генезису рисунка, спонтанной изобразительной деятельности детей и содержательной стороне рисунка (Т.Г.Казакова, В.С.Мухина, Ю.А.Полуянов, Н.П.Скакулина, Е.А.Флерина и др.). Вторая тенденция в изучении изобразительной деятельности, непосредственно связанная с педагогикой и направленная на определение условий, средств и методов развития изобразительной деятельности, прослеживается в исследованиях Б.Д.Богоявленской, Л.А.Венгер, И.П.Волкова, Б.Джефферсон (США), Е.Н.Игнатьева, В.И.Кириенко, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, Л.Тедд (США) и др.

В приведенных исследованиях много ценного, полезного. Однако, анализ проблемы выявил отсутствие совокупности единых дидактических условий, обеспечивающих развитие изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности, вследствие чего процесс обучения изобразительному искусству носит, в основном, репродуктивный характер. С учетом этих и других противоречий сделан выбор темы исследования, научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

Предмет исследования: дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся начальных классов в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие изобразительного творчества учащихся будет эффективней, если на основе уточнения сущностной и структурнофункциональной характеристики изобразительного творчества учащихся начальных классов будет построена его модель, определены критерии, показатели и уровни сформированности, выявлены и обоснованы дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. На основе обобщенного педагогического знания об изобразительном творчестве в его генезисе, выделенных этапов его развития в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, провести теоретический анализ исследуемой проблемы творчества, уточнить сущностную и структурно-функциональную характеристики развития изобразительного творчества учащихся начальных классов в учебной деятельности.

2. Разработать модель развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности изобразительного творчества у учащихся в учебной деятельности.

4. Выявить и обосновать дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

Методологической основой исследования являются современная теория обучения и научные труды о творчестве личности (Г.Ю.Айзенк, Р.Арнхейм, Д.Б.Богоявленская, А.Бине, Л.И.Божович, М.А.Верб, Л.С.Выготский, А.А.Деркач, О.И.Донина, В.НДружинин, Н.И.Калаков, Л.Г.Лаптев, Л.Д.Лебедева А.М.Матюшкин, В.А.Михайловский, Н.Д.Никандров, Н.Н.Никитина, М.А.Петухов, И.П.Подласый, С.Д.Поляков, Я.А.Пономарев, А.З.Рахимов, Н.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Б.М.Теплов, Э.П.Торренс, Н.В.Хазратова, Л.Н.Ховрина, Н.Б.Шмелева, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская), положение о ведущей роли деятельности в развитии личности (А.А. Вербицкий). В основу исследования положен системно-структурный подход и его проявления в развитии и обучении учащихся (В.В. Давыдов). Важную методологическую роль выполняли общенаучная концепция развития акмеологического творчества (Н.И. Калаков) и психодидактика творческого развития (А.З. Рахимов), а также основные положения концепции целостного подхода к организации учебного процесса и формированию личности (В.В.Краевский, И.П.Подласый, В.Д.Шадриков). В исследовании также используется теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование); методы математического анализа (корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ); опросные методы (интервьюирование, беседа); диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, шкалирование, ранжирование, экспертные оценки, самооценки); обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности); экспериментальные методы (констатирующий, уточняющий и формирующий эксперименты).

Основные этапы исследования охватывают шестилетний период:

1 этап (1996-98 г г.) - изучение научно-педагогической литературы по теме исследования, анализ состояния преподавания изобразительного искусства в средних школах г. Ульяновска и Ульяновской области, выявление противоречий и определение проблемы исследования, формулировка темы, основных параметров и рабочей гипотезы исследования.

2 этап (1998- 2000 г.г.) - создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Уточнение сущности и структурных компонентов изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности. Разработка и внедрение модели развития учебно-изобразительного творчества учащихся начальных классов в учебной деятельности. Теоретическое обоснование и практическая реализация дидактических условий развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности. Определение критериев, показателей и уровней сформированное™ изобразительного творчества у учащихся начальных классов.

3 этап (2001-2002 г.г.) - диагностика развития изобразительного творчества у учащихся в учебной деятельности, проверка выдвинутой гипотезы, обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Эмпирическая база исследования: средние общеобразовательные школы г.Ульяновска № 9, 44, 59, средние общеобразовательные школы №1, 5, 28 г.Димитровграда, детская школа искусств №5 г.Ульяновска, Училище культуры г.Ульяновска.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

- обобщено педагогическое знание об изобразительном творчестве в его генезисе, выделены этапы его развития в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике;

- уточнены сущностная и структурно-функциональная характеристики развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности;

- определены и обоснованы основные содержательные компоненты структуры изобразительного творчества у учащихся начальных классов, критерии и показатели развития изобразительного творчества у учащихся начальных классов, научно обоснована их связь с используемыми в исследовании диагностическими методиками;

- разработаны дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся, обеспечивающие положительный учебно-воспитательный эффект, развитие познавательных интересов школьников и стимулирующие их активность в учебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем.

- проведен теоретический анализ проблемы развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности;

- разработана модель развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности в тесной взаимосвязи ее основных компонентов;

- выявлены и обобщены основные характеристики уровни развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности;

- разработаны средства и способы диагностики уровней развития изобразительного творчества учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявленные дидактические условия послужат основанием для создания регулятивов деятельности по развитию изобразительного творчества учащихся;

- предложенный в исследовании метод комбинаторного поиска апплика-тивным способом, применяемый при создании композиции детского рисунка, ориентированный на развитие творчества, позволяющий более успешно изучать категории композиции и использовать композиционные навыки в учебной деятельности успешно используется в массовой практике обучения изобразительному искусству в средних общеобразовательных школах, и учреждениях дополнительного образования детей в практике специального обучения в школах искусств, в начальном, профессиональном художественном образовании, при изучении композиции студентами средних специальных и высших учебных заведений художественного профиля;

- практические рекомендации и научно-методическое обеспечение, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в педагогических университетах, на курсах и семинарах в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, его выводов и рекомендаций обеспечивается методологией и логикой исследования; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования; тщательным количественным и качественным анализом полученных данных; сравнением результатов разных вариантов обучения; достаточным объемом выборки; продолжительностью исследования, а также непосредственной практической педагогической деятельностью автора (17лет - учителем изобразительного искусства в средней школе №9 г.Ульяновска, 7 лет - преподавателем и заведующей художественным отделением школы искусств №5, а также 2 года - методистом по изобразительному искусству Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Полученные научные результаты и экспериментальные данные нашли отражение в монографии, учебно-методическом пособии, статьях, тезисах и докладах опубликованных в г.г.: Москва, Смоленск, Самара и Ульяновск.

Основные идеи и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на научных и научно-практических конференциях международного республиканского, регионального и межвузовского уровня: на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях» (Москва-Ульяновск, 2000г.); II региональной научно-практической конференции «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона» (г.Ульяновск, 1999г.), августовском зональном семинаре руководителей учреждений образования (г.Ульяновск,1999г.), научно-практическом семинаре «Образовательные технологии вузовской, довузовской и профессиональной подготовки» (г.Ульяновск,2000г.), научно-практическом семинаре «Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы» (г.Ульяновск,2000г.), региональной электронной научно-практической конференции «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона» (г.Самара,2001 г.), научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания современного школьника» (г.Ульяновск,2001г.), IX всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России. Бытие творческой личности» (г.Ульяновск,2001г.), международной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование, проблемы и перспективы развития» (г.Смоленск,2001г.), научно-практическом семинаре «Педагогика в системе наук в XXI веке. Проблемы и перспективы (г.Ульяновск,2002г.). Они также обсуждались на учебно-методических совещаниях руководителей методических объединений и учителей изобразительного искусства г.Ульяновска и Ульяновской области, на заседаниях кафедры педагогики высшей школы и социальной работы и кафедры психологии Ульяновского государственного университета, кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, на методических семинарах преподавателей школ искусств г.Ульяновска, педагогических советах школы искусств №5 и средней школы №9.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изобразительное творчество учащихся в учебной деятельности является сложной системой и имеет определенную структуру, включающую в себя группу компонентов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; учебно-изобразительное творчество рассматривается как специфический вид учебной деятельности, в процессе которой происходит восприятие и творческая переработка учебной информации в новые образцы учебных действий и творческое применение полученных знаний при выполнении учебно-познавательных заданий высокого уровня проблемности.

2. Модель развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности, отражает учебно-деятельностный процесс, в котором педагог обеспечивает объективно востребованные субъект-субъектные отношения и оптимальность обучающего взаимодействия. Содержание каждого компонента модели определяется целями, задачами, реальным положением дел и потребностью образования в конкретной ситуации.

3. В своем развитии изобразительное творчество учащихся в учебной деятельности проходит через четыре последовательных уровня: первый -уровень нереализованных возможностей; второй - уровень готовности к развитию творчества; третий - уровень импульсивного творчества; четвертый -уровень творчества как стиля деятельности. Критерии и показатели сформированности изобразительного творчества нашли отражение в структуре изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.

4. Дидактические условия, обеспечивающие развитие изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности, включают в себя внешние, объективные условия и внутренние или собственно дидактические условия.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. В тексте 211 страниц (с приложениями), 15 таблиц, 82 рисунка; список использованной литературы содержит 261 наименование, из них - 7 на иностранном языке.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

В результате обобщения данного исследования констатируем следующее: развитие творчества учащихся в учебной деятельности будет протекать более эффективно, при условии, что в целях учебного процесса развитие творчества учащихся будет проектироваться как развитие целостной системы качеств личности учащихся. На первом этапе развития художественного изобрази тельного творчества учащихся в учебной деятельности система педагогиче ских средств должна быть целенаправленна, в основном, на развитие мотива ционного компонента творчества, на втором этапе - на развитие коммуника тивного компонента, на третьем этапе - на развитие содержательно оперативного компонента, на четвертом этапе - на развитие операционпо двигательного (мануального) компонента художественного изобразительного творчества.Разноуровневый характер развития изобразительного творчества уча щихся в учебной деятельности доказан в исследовании методами математи ческого анализа результатов диагностики 102 респондентов, что позволяет применить данную методику к исследованию изобразительного творчества любого учащегося и далее осуществлять применительно к нему дифференци рованное обучение, предъявляя к выполнению учебно-творческие задания в соответствии с разработанной классификацией по типам, видам и развивае мым компонентам.Система учебно-познавательных заданий, обоснованных и предлагаемых нами в исследовании, состоит из трех типов, соответствующих уровням твор чества: с «жестким» алгоритмом рещения - I уровень; с «размытыми» прави лами - 2 уровень; высоко проблемные учебно-познавательные задания - 3,4 уровень творчества. В соответствии с уровнем выполненного задания повы шается общая оценка работы, что позволяет оценивать не только аккурат ность и технику исполнения, как это чаще всего происходит на практике, но и поощрять проявления творчества, создавая тем самым «ситуацию успеха» для каждого учащегося. Изменение уровня задания выбираемого и выполняемого учащимся, а также изменение уровня творчества, фиксируемое в исследова нии предлагаемыми нами методиками диагностики, свидетельствует о разви тии изобразительного творчества учащихся.Нами выявлены также критерии оценки художественной ценности твор ческих работ учащихся, определяемые визуально: вариативность тематиче ского содержания и композиции, наличие в изобразительных творческих ра ботах учащихся основных свойств композиции (выразительность, целост ность, законченность, уравновешенность), оригинальность композиции, соот ветствие выбранных средств выражения художественному замыслу, эффек тивность выбранной техники исполнения для передачи замысла.Дидактические условия развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности, выявленные в процессе исследования, подразделяем на внешние, объективные условия, и внутренние или собственно дидактиче ские условия. Именно внутренние дидактические условия непосредственно обеспечивают развитие изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности. Они включают в себя:

1. соответствие форм, методов, приемов, средств, технологий, применяе мых в процессе развития изобразительного творчества, основным педагоги ческим принципам и подходам;

2. гибкость и вариативность структуры изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности, обеспечивающие целостность и скоорди нированность ее компонентов;

3. интеграцию в образовательном процессе идей педагогической науки, искусства как компонента культуры, опыта изобразительной деятельности;

4. целеполагание, наилучшим образом прогнозирующее развитие изобра зительного творчества на разных этапах дидактического процесса;

5. формирование содержания предметной области «Изобразительное ис кусство», объединяющего когнитивный опыт, опыт практической деятельно сти, опыт творчества и опыт отношений личности младшего школьника;

6. полноту состава действий, необходимых и достаточных для достиже ния поставленных целей, обеспечивающих взаимодействие педагогов и обу чаемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности;

7. контролируемость, определяемую операциональностью промежуточ ных целей и рефлексивно-оценочной деятельностью;

8. обоснование критериев, показателей и уровней развития изобразитель ного творчества учащихся для осуществления мониторинга результативности дидактического процесса;

9. сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, организационным, научно-методическим, материально-техническим, санитарно-гигиеническим, темпо-ритмическим и т.д.);

10. соответствие объема нагрузок в изобразительной деятельности воз растным и индивидуальным особенностям младших школьников;

11. практическое и технологическое обеспечение процесса развития изо бразительного творчества учащихся в учебной деятельности.Данные дидактические условия, построенные на базе применения моде ли, алгоритма и технологии позволили повысить успешность развития изо бразительного творчества учащихся. Таким образом, эксперимент показал, что реализация выделенных и обоснованных нами дидактических условий способствует развитию изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности.Результаты исследования позволили сформулировать следующие выво ды:

1. Теоретически обоснованные и экспериментально подтвержденные ди дактические условия, необходимые и достаточные для развития изобрази тельного творчества учащихся начальных классов в учебной деятельности, обеспечивают формирование личности с высоким уровнем творческих спо собностей.2. Построенная в ходе исследования модель развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности создает возможность организа ции этого процесса другими пользователями в соответствии со спецификой образовательного учреждения

3. Организационно учебный процесс должен представлять собой сочета ние различных форм поисково-эвристической деятельности учителя и уча щихся по анализу результатов индивидуальной и совместной работы учащих ся на уроке. При отборе дидактических средств развития изобразительного творчества учащихся необходимо сочетать средства, направленные на разви тие творчества учащихся в целом, и средства, направленные на развитие от дельных его компонентов. Структурообразующими средствами в общей сис теме педагогических средств развития художественного изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности на каждой стадии развития яв ляются дидактические средства с ориентацией на разноуровневый характер развития в учебной деятельности.4. На первом этапе развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности система педагогических средств должна быть целена правленна, в основном, на 1 этапе - на развитие мотивационного компонента творчества, на II этапе - на развитие коммуникативного компонента, на III этапе - на развитие содержательно-оперативного компонента, на J V этапе - на развитие операционно-двигательного (мануального) компонента изобрази тельного творчества.5. Анализ результатов эксперимента показал, что развитие изобразитель ного творчества учащихся в учебной деятельности может быть сформировано на разных уровнях: I - низком (уровень - нереализованных возможностей); II -

удовлетворительном (уровень готовности к развитию творчества); III - хоро шем (уровень - импульсивного творчества); IV - высоком (уровень - творче ства как стиля деятельности).Результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития изобразительного творчества в учебной деятельности. Актуальным представляется поурочное методическое обеспечение в помощь учителям изобразительного искусства, а также разра ботка применения метода комбинаторного поиска для обучения предмету «Композиция» в ВУЗе.Полученные теоретические и экспериментальные данные позволяют сформулировать конкретные практические рекомендации: в целях повыше ния динамики развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности целесообразно активизировать процесс руководства учебной деятельностью с учетом предложенных структуры изобразительного творче ства и модели его развития; для обеспечения дифференцированного подхода в обучении изобразительному искусству рекомендуется диагностировать уровни развития изобразительного творчества учащихся, применяя предло женные в диссертации критерии и показатели; предлагается включить в учеб ные программы и тематические планы по дисциплине «изобразительное ис кусство» изучение категорий композиции, применяя метод комбинаторного поиска аппликативным способом.Нам представляется, что настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов развития изобразительного творчества учащихся в учебной деятель ности. В дальнейшем углубленном изучении нуждается исследование этой проблемы в учреждениях дополнительного и профессионального образова ния.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Марсакова, Надежда Николаевна, Ульяновск

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности /Г.Ю. Айзенк. М.: Педагогика-пресс, 1992. 173с.

2. Айзенк Г.Ю. Универсальные тесты профессора Айзенка /Т.Ю. Айзенк. СПб.: Стелла, 1996. 142, [1]с.

3. Айзенк Г.Ю. Энциклопедия психологических тестов: Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка: [Пер с англ.] /Г.Ю. Айзенк, Д. Эванс. М.; Назрань: ACT, 1997. 185, [3]с.

4. Алексеенко Е В Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обзения в процессе преподавания народного искусства: Дне... канд. пед. наук /Е.В. Алексеенко. М., 1994. 180с.

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник /А.Д. Алехин. М., 1993.-160с.

6. Алехин А.Д. Система подготовки учителей изобразительного искусства: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук /А.Д. Алехин. М., 1993.-32с.

7. Анализ результатов образовательного процесса в школах Ульяновской области. 1998 -1999 учебный год. Вып.4 /Под общ. ред. Т.Ф. Есенковой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. 148с. 8. 9.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания Андрианова Т.М. Урок творчества /Т.М. Андрианова /Б.Г. Ананьев. М., 1977. 56с. //Вопросы психологии. 1989. №1. 182

9. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. /Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. -736с.

10. Арнхейм P. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитаангл. /Р. Арнхейм. М.; Прометей, 1994. 352с. ние: Опыт исследований на материале пространственных искусств /А.В. Бакушинский. М.: Культура и просвещение, 1922. 66с.

11. Балл Г.А. Анализ педагогических воздействий и его педагогическое значение /Г.А. Балл, М.С. Бургин //Вопросы психологии. 1990.-№4.-С.56-66.

12. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности /Г.А. Балл, М.С. Бургин //Вопросы психологии. 1990. №6.-С.25-37.

13. Барташников А.А. Учись мыслить /А.А. Барташников, И.А. Барташникова. Харьков: "Фолио", 1998 428с.

14. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика /B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во "Деловая книга", 1996. 344с.

15. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей: Автореф. дис. ...канд. пед. наук /Б.С. Белов. М., 1981. 22с.

16. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учапщхся: Из опыта работы /Т.Ф. Беляев. М.: Просвещение, 1983. 189с.

17. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.-126с.

18. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. Изд. подг. В.А. Луков. СПб.: Союз, 1999. 432с.

19. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис. ...докт. пед. наук /П.С. Боголюбов.

20. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.-173с.

21. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности /Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. 1971.-№1.-С.144 —146.

22. Богоявленская Д.Б. Опыт построения методики исследования активности в изобразительной деятельности /Д.Б. Богоявленская, П.Т.Тюрин //Вопросы психологии. 1987. 1. 156 157.

23. Богоявленская Д.Б. Ответ Адамару /Д.Б. Богоявленская Число и мысль. М., 1983. Вып. 6. 158—172.

24. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству /Д.Б. Богоявленская. -М., 1981.-136с.

25. Богоявленская Д.Б. Определение и исследование творческих способностей /Д.Б. Богоявленская //Психологический журнал. 1995.-Т.16, 5 0 4 9 5 9

26. Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании /Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Г. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1989. №1. 174 177. 29.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего возрасте /Л.И.Божович. М.: Просвещение. 1968. 492с. школьного возраста /Л.И.Божович //Очерки психологии детей (младший школьный возраст). М.: Просвещение, 1950. 247с.

28. Божович Л.И. Психолого-педагогические критерии эффекобучения и принципы построения контрольнотивности диагностических заданий /Л.И. Божович //Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Сб. научн. трудов /Под ред.

29. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности /П. Вас И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию для уит. /В.А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. 95с. Вайнцванг. М.: Прогресс, 1990. 192с. творческого мышления /И.А. Вас //Вопросы психологии. 1991. №3.-С.103-104. 38. 39. 40.

30. Василев Теория отражения и художественное творчество: Василевский А.К. Искусство и школа; Кн. для учит. /А.К. Василюк Ф.Е. Структура образа /Ф.Е. Василюк //Вопросы Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: КонПер. с болг. /С. Василев. М., 1970. -295с. Василевский. М.: Просвещение, 1981. 228с. психологии. 1993. №5. 5 19. текстный подход: Метод, пособ. /А.А. Вербицкий М.: Высш. шк., 1991.-207 с. 42. 129. 43.

31. Волохова Е. Шестое чувство: Художественная педагогика. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возКострома: Изд-во "ДиАр", 1999. 96с. расте: Психол. очерк: Кн. для учителя /Л.С. Выготский. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции /Л.С. Выготский. 5-е изд., испр. и доп. М.: Лабиринт, 1998.-415с.

33. Гальперин П.Я. Современная теория поэтапного формирования умственных действий /П.Я. Гальперин, П.Ф. Талызина. М., 1979.-185с. 49.

34. Гиргинов Г.П. Наука и творчество /Г.Н. Гиргинов. М., Глинский В.В. Статистический анализ: Учебное пособие 1979.-144с. В.В. Глинский, В.Г. Ионин 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инф. изд. дом Филинь, 1998. 164с.

35. Голицин Г.А. Показатели межполушарной ассиметрии творческого процесса в изобразительном искусстве /Г.А. Голицин //Вопросы психологии. 1986. №5. 6 17.

36. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. канд. пед. наук /И.Л. Голованова М., 1995. 24с. 53. 54.

37. Горальски А. Об изучении творчества /А. Горальски Горальски А. Пути изучения творчества /А. Горальски Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития //Вопросы психологии. 1988. №3. 153 154. //Вопросы психологии. 1986. №5. 175 176.

38. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащ. пед. Давыдов В.В. Развивающее обучение /В.В. Давыдов. М., Давыдов В.В. Виды общения в обучении /Ъ.В. Давыдов. Давыдов ВВ. Проблемы развивающего обучения /В.В. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное уч.-щ. М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987.-128с. 1991.-270с. М.: Педагогика, 1972. 128с. Давыдов. М 1986. -214с. развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности /А.А.Деркач. М., РАГС. 329с.

39. Донина О. И. Организация и методика мониторинга результатов педагогической деятельности учреждения дополнительного образования: Пособие для рук. и пед. учрежд. доп. образ./ О.И. Донина. Ульяновск, 1999. 56с.

40. Донина О. И. Показатели результативности деятельности учреждения дополнительного образования аэрокосмического профиля: Пособ. для рук. и пед. учрежд. доп. образ. /О.И. Донина. Ульяновск, 1999. 88с. 63.

41. Дружинин В.И. Психология общих способностей /В.И. Дружинин В.И. Экспериментальное исследование формиДружинин. СПб.: Изд-во "Питер", 1999. 368с. рующего влияния микросреды на креативность /В.И. Дружинин, Н.В. Хазратова Психологический журнал. 1994. №4. 83-93. 65.

42. Дудецкий А. Я. Психология воображения: [Фантазия] /А.Я. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном Дудецкий, Е.А. Юлустина. М., 1997. -389с. способе учеб. работы: Кн. для зрителя. М.: Просвещение, 1991.

43. Дьяченко О.М. Образно-схематическое мышление детей в решении пространственных задач /О.М. Дьяченко //Новые исследования в психологии. 1975. №2. 36 38.

44. Зверева М.В. О понятии дидактические условия /М.В. Зверева //Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. №1. 269 320. 69.

45. Зейгарник Б. В. Патопсихология мышления /Б.В. Зейгарник. Иванова Е.В. Развитие профессиональной педагогической М.: Изд-во МГУ, 1987. 207с. направленности учителей в области освоения изобразительного искусства: Автореф. дис. ...канд. пед. наук /Е.В. Иванова. М., 1988. 20с.

46. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека /Е.И. Игнатьев. М.: Знание, 1986. 32с.

47. Игнатьев Е.И. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятии живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. ...канд. пед. наук /Е.И.Игнатьев. М., 1995. 24с.

48. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) /B.C. Ильин. М., 1984. 153с. 74.

49. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Изд-во "Питер", Исследование проблем психологии творчества /АН СССР, 2000.-512с. Ин-т психологии. М.; Наука, 1983. 336с.

50. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников /Т.Г. Казакова. М.:Педагогика, 1983.-1]2с.

51. Калаков Н.И. Общенаучная концепция развития военно52. Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики /З.И. Калмыкова //Проблемы диагностики умственного развития учащихся /Под ред. 3. И. Калмыковой. М., 1975.-СЮ-38.

53. Каневская М.Е. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей /М.Е. Каневская //Вопросы психологии. 1990. №3. 69 75. 80. 81.

54. Кедров Б.М. О теории научного открытия /Б.М. Кедров. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной Клименко В.В. Психологические тесты таланта /В.В. КлиМ.: Научное творчество, 1969. 126с. деятельности /В.И. Кириенко. М.: АПН РСФСР, 1959. 303с. менко. Харьков: Фолио, 1996. 430с.

55. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности /А.Г. Ковалев //Проблемы способностей /Под ред. В.Н.Мясищева. М.: АПН РСФСР, 1962. 68 75. 84. 85. 86. 87. 88.

56. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь /Г.М. КоджасКозырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчеКолков А.И. Гармония и творчество /А.И. Колков пирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 1999. 219с. ства/А.Ю. Козырева. Пенза, 1994. 344с. //Вопросы психологии. 1989. №1. 83

57. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для пед. дошк. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творКонцепция модернизации российского образования на пеучрежд. /Т.е. Комарова. М.: Мнемозина, 1995. 160с. чества /Т.е. Комарова. М., 1994. 34с.

58. Костерин Н.П. Учебное рисование: [Пособ. для пед. уч-щ] Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагоКрупенин А.Л. Эффективный учитель: Практ. психол. для /Н.П. Костерин. М.: Просвещение, 1980. 272с. гического исследования /В.В. Краевский. Волгоград, 1994. 324с. педаг. /А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. Ростов н/Д; Изд-во "Феникс", 1995.-480с. 93. 94. 95.

59. Кудрявцев В.Г. Творческая природа человека /В.Г. КудрявКузин B.C. Изобразительное искусство и методы его преКузьмина И.В. Способности, одаренность, талант учителя Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональцев //Вопросы психологии. 1990. №3. С 1 1 3 1 2 1 подавания в начальных классах /B.C. Кузин. М., 1984. 319с. \ф /И.В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. 32с. ной деятельности учителя ЯО.Н. Кулюткин //Вопросы психологии. 1986.-№2.-С.21 -30. 97. 98. 99. 100. 101.

60. Личностно ориентированное обучение: Теории и технологии: Учеб. пособ. /Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск; ИПК ПРО, 1998. -104с. 104. 105. Лук А.Н. Мышление и творчество /А.Н. Лук. М.: ПолитМарсакова Н.Н. Изобразительное искусство региональный содержания образования ЯТН. Марсакова издат, 1976. 144с. компонент //Региональный компонент содержания образования: программнометодическое обеспечение. Ульяновск: ИПКПРО, 1998. 68 69.

61. Марсакова Н.Н. Изобразительное искусство /Н.Н. Марсакова //Анализ результатов образовательного процесса в школах Ульяновской области 1998-1999 учеб. год. Ульяновск: ИПКПРО, 1999. Вып.4.-С.139-141

62. Марсакова Н.Н. Изобразительное искусство /Н.Н. Марсакова Рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 1999-2000 учеб.год: Начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Ульяновск: ИПКПРО, 1999. 97 100

63. Марсакова Н.Н. Материалы для размышления: каким быть

64. Марсакова Н.Н. Некоторые аспекты проблем развития изобразительного творчества в учебной деятельности Л1.Н. Марсакова //Проблемы творческого развития личности в системе образования: Матер межвуз. науч.-практ. конф. 4.

66. Марсакова Н.Н. Некоторые аспекты формирования творческой личности Я1.Н. Марсакова //Актуальные проблемы педагогики образовательных учреждений: Труды межфак. науч.-практ. семинар. УлГУ/УлГУ. -Ульяновск, 1998. 79 81.

67. Марсакова Н.Н. Организация коллективной художественнотворческой деятельности детей с ограниченными возможностями /Н.Н. Марсакова //Информационно-методический вестник. Ульяновск, 2000. №3. 7 10. 114. вития Марсакова Н.Н. Педагогический рисунок как средство разхудожественного творчества /FI.H. Марсакова //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы /Под ред. Н.Б. Шмелевой, Т.З. Биктимирова, Н. Митина; УлГУ. Ульяновск, 2001. 78 79.

68. Марсакова Н.Н. Проблемы развития учебного изобразительного творчества в художественном образовании /Н.Н. Марсакова //Культура. Искусство. Образование: Проблемы и перспективы развития: Матер, межд. науч.-практ. конф. Смоленск: СГИИ, 2001. -С.141 -146.

69. Марсакова Н.Н. Проблемы развития учебного изобразительного творчества в контексте формирования творческой лично70. Ульяновск, 2002. 57 59.

71. Марсакова Н.Н. Развитие изобразительного творчества в учебной деятельности как традиция /Н.Н. Марсакова //Традиция в истории культуры: Матер. III науч. конф., поев. 210-лет. со дня рожд. СТ. Аксакова. Ульяновск: УлГУ, 2001. 119 123.

72. Марсакова Н.Н. Развитие изобразительного творчества учащихся в учебной деятельности: Монография /Н.Н. Марсакова. М.: РИЦ; СПб., 2002. 116с. 119. витии Марсакова Н.Н. Роль изобразительной деятельности в разкреативности личности школьника /Н.Н. Марсакова //Актуальные проблемы воспитания современного школьника: Сб. науч.-практ. материалов. Ульяновск, 2001. 25 26.

73. Марсакова Н.Н. Специальные творческие задания по построению светотени и алгоритмы их выполнения: Учеб.-метод, пособ. /УлГУ. Ульяновск, 2002. 61с.

74. Марсакова Н.Н. Художественное творчество в учебной деятельности как ступенька на пути гуманизации школы Я1.Н. Марсакова //Актуальные проблемы современного образования: Учен. зап. Ульян, гос. ун-та. Сер. Образование. Вьш.2 /Под общ. ред. Л.И. Петриевой; УлГУ. Ульяновск, 1999. 199 202 122.

75. Маслова Л.П. Педагогика искусства: Теория и практика Маслоу А. Самоактуализация /А. Маслоу //Психология /Л.П. Маслова. Новосибирск, 1997. 136с. личности: [Тесты]. М.: Изд-во МГУ, 1982. 108 118. 124.

76. Матюшин А.И. Концепции творческой одаренности /А.И. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и Матюшин //Вопросы психологии. 1989. №6. 35 46. обучении /A.M. Матюшкин. М., 1972. 148с.

77. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству /А.А. Мелик-Пашаев //Вопросы психологии. 1998. №1. 76 82. 127.

78. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетичеспособности /А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. 196с. ского воспитания и художественного развития школьников. /А.А. Мелик-Пашаев //Вопросы психологии. 1989. №1. 15 23.

79. Мелик-Пашаев А.А. Ступени к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье /А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М., 1995. 144с. (Искусство в школе).

80. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр./ Н.А.Менчинская -АПН ССР. М: Педагогика. 1989. -274с. 131.

81. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуМерлин B.C. Психология индивидуальности: избранные альности /В.С.Мерлин. М.: Педагогика, 1986. 52с. психологические труды /B.C. Мерлин; Под. ред. Е.А.Климова. М.; Воронеж: Мод ЭК, 1996. 448с.

82. Миславский Ю.А. Самореализация и творческая активность личности /Ю.А. Миславский //Вопросы психологии. 1988. №3. 109-124.

83. Михайловский В.А. Творчество в военно-педагогической деятельности советского офицера /В.А. Михайловский. Харьков: ВИР-ТА, 1995.-194 с.

84. Михалюк О.С. Социально-психологические проблемы производственного коллектива /О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыго. М., 1983- 128с.

85. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач /В.А. Моляко. Киев: Рад. шк 1983. 87с.

86. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. ...канд. пед. наук /Ю.В. Науменко. Волгоград, 1992. 18с. 138. 139. 140. 141.

87. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника //Педагогика. 1996. №3. 19

88. Неменский Б.М Искусство. Культура. Образование /Б.М. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский М.: Никандров Н.Д. Перспективы образования в России /Н.Д. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической Неменский. М 1993. 78с. Просвещение, 1987. 254с. Никандров //Гуманизация. -1998. №1. З 13. деятельности: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования /Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. М.: Мастерство, 2002.- 288 с. 143. 144.

89. Никифоров Б.М. Путь к картине /Б.М. Никифоров. М.: ИсНикифорова О.И. Исследование психологии художественОрловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его кусство, 1971 185с. ного творчества/О.И. Никифорова. М., 1972. 106с. работы: Некоторые размышления о профессии /Г.И. Орловский. М.: Просвещение, 1972. 119с. 146. 159с. 147.

90. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Паранюшкин Р.В. Композиция /Р.В. Паранюшкин. Ростов Векслера/А.Ю. Панасюк. М., 1979. 156с. н/Д: Изд-во "Феникс", 2001. 80с. (Серия "Школа изобразительных искусств") Основы комбинаторики в художественном конструировании: Учеб. пособие /И.Т. Волкотруб. Киев: Вища школа, 1986.

91. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. д-ра пед. наук проф. Перов В.Г. Наши учителя /В.Г. Перов //Художественный Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский А.В. Способности и труд /А.В. Петровский. Петухов М.А. Научные основы профессионально- технолоП.И. Пидкасистого. М., 1996. 604с. журнал, 1881. 10. 193 -

92. Петровский. М., 1982. 164с. М., 1966. 249с. гической системы обучения специальным предметам /М.А. Петухов; Под на>. ред. А. П. Беляевой. СПб.; Ульяновск, 2000.- 167с. 154. 155. 156. 157.

93. Поляков Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе /С.Д. Поляков, А.И. Резник, Г.В. Морозова.-М., 1999.-228с.

94. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса /Я.А. Пономарев //Исследование проблем психологии творчества /АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1983. 124 139.

95. Пономарев Я.А. Закономерности общения в творческом коллективе /Я.А. Пономарев, У.М. Гаджиев //Вопросы психологии. 1986.-№6.-С.77-86.

96. Пономарев Я.А. Психология творчества /Я.А. Пономарев; АН СССР, Ин-т психолог. М.: Паука, 1976. 303с. 163.

97. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика /Я.А. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. 280с. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство /Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.; В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов. В.Д. Синюков. М Большая Российская энциклопедия, 1999. 447с.

98. Пособие по рисованию /Под ред. Д.И. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. М., 1967. 349с. 166.

99. Поташник М.М. Педагогическое творчество: Проблемы Принципы рефлективной психологии педагогического развития и опыт /М.М. Поташник. Киев: Рад. шк., 1988. 87с. творчества /СЮ. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.В. Фролова, Т.Ю. Колошина //Вопросы психологии. 1991. №5. 5 15.

100. Психология и педагогика: Учеб. пособ. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во Института психотерапии 2002. 585с.

101. Психология и педагогика: Учеб. пособ. /Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во "Совершенство", 1998. 320с. 170. 171. 137с. Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В.И. ДруРазвитие одаренности у детей из социально уязвимых слоев жинин, В.Д. Шадриков. М Наука, 1991. 181с. населения Под ред. Н.В. Шмелевой. Ульяновск: УлГУ 2001.

102. Развитие творческой активности школьников /A.M. Ма- тюшкин, И.С. Аверина, Т.Д. Чистякова и др.; Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. 155с. 173. 174.

103. Рассел К. Улучши свой интеллект: Тесты для 14—16 лет /К. Рахимов А.З. Психодидактика: Учеб. пособ. /А.З. Рахимов. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1-4 кп. в Рассел. Минск, 1997. 156с. Уфа: Изд-во "Творчество", 1996. 191с. процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис. ...канд. пед. наук /О.В. Резанова. М., 1994. 19с. 176. 177. 529с. 178.

104. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Роджерс Н. Творчество как усиление себя /Н. Роджерс /К. Роджерс. М.: Прогресс: Универс., 1994. 108с. //Вопросы психологии. 1990. №1. 164 168.

105. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения /Т. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в Рибо.-СПб., 1901.-113с. образовании: Учеб. пособие /Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1

106. Русская и советская школа рисунка /Н.Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982. 240с. 181. 192с.

107. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов. /Н.Н. Ростовцев. 2 изд., доп. и перераб.- М., 1980. 239с.

108. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на заняРостовцев Н.Н. История методов обучения рисования: Зарубежная школа рисунка /Н.Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1981.

109. Рубинштейн Л. Основы обшей психологии /С.Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1996. 704с.

110. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших школьников /М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. Обнинск, 1993. 60с.

111. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра /М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. Обнинск, 1993. 56с.

112. Рылова Я.Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика: Учеб. пособие /Л.Б. Рылова. Ижевск: Изд-во Удмур. ун-та, 1992. 310с.

113. Сайбетдинов А.Г. Изобразительное искусство в школе: Методы и формы организации учебного процесса /А.Г. Сайбетдинов. Томск, 1992.-112с. 189.

114. Сапожников А.П. Курс рисования /А.П. Сапожников. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: СПБ., 1875.-328с. Учеб. пособ. М Народное образование, 1998. 256с.

115. Скакулина Н.П. Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию /Н.П. Скакулина, Т.С. Комарова М., 1979-127с. 192.

116. Скаткин М.Н. Современный урок /М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер //Народное образование. 1985. №1. 24

117. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности /В.А. Сластенин, Н.Е.Можар. М.: Просвещение, 1991. 128с.

118. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя /В.А.

119. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 368с.

120. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учеб. для уч-ся 5-8 кл. Ч.1: Основы рисунка /Н.М. Сокольникова. Обнинск: "Титул", 1996.-95с.

121. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учеб. для уч-ся 5-8 кл. Ч.2: Основы живописи /Н.М. Сокольникова. Обнинск: "Титул", 1996. 79с.

122. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учеб. для 3-ся 5-8 кл. Ч.З: Основы композиции /Н.М. Сокольникова. Обнинск: "Титул", 1996. 79с.

123. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учеб. для уч-ся 5-8 кл. 4.4: Краткий словарь художественных терминов /Н.М.

124. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов: /Г.В. Суходольский. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. унта, 1998. 464с. 207. 208.

125. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночноТалызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности Тедд Д.Л. Новый путь для художественного воспитания го теста /С.С. Степанов. М.: Магистр, 1994. 61с. младших школьников /Н.Ф. Талызина. М., 1988. 256с. юношества и детей /Д.Л. Тедд. М,:Типо-литограф. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1911. 175с. 210. 211. 212. 213. 214. 215. 216. 840с.

126. Теплов.-М., 1961.-168С. ской деятельности /А.К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. 252с. ник. СПб., 1997. 140с. /Р.К. Уилсон М.-. Планета, 1990 198с. зе. М.: Наука, 1966. 452с. ковский. М.: Просвещение, 1980. 128с. Ильичев, П.Н. Федосеев

127. Хибнере В.A. Детская визуальная деятельность. ПедагогиХолодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исслеческая психология /В.А. Хибнере. Рига: Звайгзне, 1986. 129с. дования /М.А. Холодная; Ин-т психолог. РАН; Межвуз. центр по проблемам интеллект, разв. личности. М.: Барс; Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 391с.

128. Собкин B.C. Художественное образование и эстетическое воспитание /B.C. Собкин, В.А. Левин Вопросы психологии. 1989.-Ко1.-С.24-31. 221. 222. 223. 28с. 224. 278с. 225. 752с.

129. Чистякова Т.J\. Творческая одаренность и развитие познавательной структуры /Т.Д. Чистяков //Вопросы психологии. 1991. №6.-С.103-111. 227. 228.

130. Шадриков В.Д. Введение

131. Цветкова Л. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности /Л.С. Цветкова. М., 1

132. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. ВетлуФлерина Е.А. Детский рисунок /Е.А. Флерина. М.: Новая Художественное образование и эстетическое воспитание: гиной. -М.: Педагогика, 1972. 116с. Москва, 1924. 20с. Проблемы и перспективы /Госком СССР по нар. образ. М.,1989.

133. Шадриков В.Д. Проблемы системного анализа прфессиоШадриков В.Д. Психологический анализ деятельности Шадриков В.Д. Способности в структуре психики нальной деятельности В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. 185с. //В.Д.Шадриков. Ярославль: ЯГУ, 1979. 90с. В.Д.Шадриков //Диагностика познавательных способностей: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1986. 152с. 233.

134. Шадриков В.Д Философия образования и образовательные Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические предпосылки политики /В.Д.Шадриков. М., 1993. 181с. развития творческой активности учащихся в условиях непрерывного образования /Ю.В. Шаронин, Г. Везлюева //Школа. 1997. №2. 43 48. 235. 236.

135. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном об136. Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты: Метод, пособ. для Эдварс Б. Откройте в себе художника: Пер. с англ. П.А. Штерн В. Умственная одаренность /В. Штерн. СПб., 199 учит, и рук. шк. Я1.Е. Щуркова. Смоленск, 1995. 103с. Самсонов /Б. Эдварс; Худ. обл. Б.Г. Клюйко. Минск: ООО "Попурри", 2000.-256C. 244. 245. 246. 247.

137. Эдварс Б. Художник внутри вас: Пер.с англ. /Б. Эдварс; Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного Юон К.Ф. Учите детей рисовать /К.Ф. Юон //Вожатый. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность Юсов Б.П. Психология изобразительной деятельности и Худ. обл. Б.Г. Юпойко. Минск: ООО "Попурри", 2000. 256с. подхода /Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. 135с. 1954.-№1 -С.23-26. /.С. Юркевич. М., 1996. 136с. детское рисование /Б.П. Юсов //Вопросы психологии. 1963. №2. 37-42.

138. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса: Научная гипотеза //Взаимодействие и интеграция искусств в художественном развитии школьников; Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий /Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. М.: Просвещение, 1990. 180с. 250.

139. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в Якобсон П.М. Психология художественного творчества современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. 229с.

140. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста /Е.Л. Яковлева //Вопросы психологии. 1994. №5. 77 98.

141. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника /Е.Л. Яковлева //Вопросы психологии. 1996. №3. 112-125. 254. 183 p.

142. Guilford J. P. Measurement of creativity /J. P. Guilford //Exploration in creativity. -N. Y., 1967. P.281 287.

143. Spearman C. The abilities of man. C. Spearman Psychol. Bono Е. The five-day course of thinking /Bono E. N. Y., 1967. Rev. N.Y., 1927. -Vol. 69, N 3. P.220 223.

144. Personalitu Psicholoqi in Europe.V.

145. Tibbure Universitetu Press,1993.-572p.

146. Thurstone L.L. Fartorial studiens of intelligence /L.L.Thurstone, L.G. Thurstone //Psuchometric Monographs. 1941. 2. P.37 39.

147. Taylor C.W. Perspectives of creativity: The intelligence quotient of F. Gallon in childhood, 1917 /C.W. Taylor, L.M. Terman //Studies in individual differencies. N.Y., 1961. P. 134 139.

148. Torrance E.P. ToiTance tests of creative norms: Technical manual: (Res. ed.) /E.P. Torrance. N.Y., 1966. 251 p.

149. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Directions manual and scoring guide /E.P. Torrance. Lexington, 1974. 174 p.