Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона

Автореферат по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хайманов, Маирбек Афанасьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона"

На правах рукописи

Хайманов Маирбек Афанасьевич

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 6 ЯН8 2012

Владикавказ — 2012

005009720

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JT. Хетагурова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Гадзаова Людмила Петровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хатаев Еристау Елканович, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им К.Л.Хетагурова»; кандидат педагогических наук Городецкая Юлия Александровна, ФГБОУ ВПО «Государственный университет Минфина РФ», Владикавказский филиал

Ведущая организация: Северо-Осетинский республиканский

институт повышения квалификации работников образования

Защита диссертации состоится « /6 » 2012 г. вл£_ ча-

сов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, PCO-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Автореферат разослан « /-У » ¿7 У_2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, до

Н.М. Мкртычева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования связана с реальными процессами и изменениями в нашем обществе: разноплановым проявлением кризиса духовности, обусловленного радикальными социальными, экономическими и политическими изменениями, к которым общество и, в частности, существующая система образования, оказались не готовы.

Негативный вклад в обострение данной проблемы Республики Северная Осетия - Алания внесли западные ценностные ориентации, связанные с внешней материальной атрибутикой и массовой культурой, открывающей простор для мифологических конструкций; рост безработицы; вынужденная миграция и социальная напряженность. В стране оказалась фактически разрушенной, хорошо отлаженная в советский период общественная система воспитания, основанная на разнообразных детских, подростковых, молодежных общественных организациях и объединениях. Все это спровоцировало кризис семьи и семейного воспитания, традиционно выполнявших важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. «У общества нет иного пути для развития: либо начало духовно-нравственного возрождения, либо движение к гуманитарной катастрофе, в которой не останется ни социальных лидеров, ни аутсайдеров, ни первых, ни последних» (В.И. Слободчиков).

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу наиболее фундаментальных проблем педагогической науки, где накоплен огромный опыт теоретической рефлексии и практического применения разнообразных подходов к духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений. Философские и методологические основы духовно-нравственного воспитания получили глубокое развитие в трудах Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Р. Бернса, B.C. Библера, П.П. Блонскош, Дж. Брунера, С.Г.Ваниевой, Л.С. Выготского, И.Г. Гердера, Ф.А. Дистерве-га, М.С. Кагана, П.Ф. Каптерева, J1.H. Когана, Я.А. Коменского, Я. Корчака, А.Ф. Лазурского, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, A.B. Луначарского, А.А.Магометова, A.C. Макаренко, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, Г. Ол-порта, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Н.И. Пирогова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Л. Франка, В. Франкла, X. Хекхаузена, Г.Г. Шпета, Э. Эрик-сона, К.Г. Юнга и др. В последние годы духовно-нравственное воспитание все чаще рассматривается в контексте личностного развития и субъектного становления учащихся в образовательной среде (А.Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.П.Гадзаова, Ю.А.Городецкая,

A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Крупина, Л.М. Митина, Н.Д. Ни-кандров, В.И. Панов, A.A. Реан, В.П. Рубаева, В.В. Рубцов, В.В. Сериков,

B.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А.Тахохов, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.).

Современная ситуация приводит к возрастанию значимости духовно-нравственного воспитания, преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Учитывая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом; ограничение развития личности в период кризиса духовной культуры, ведущее к безответственному ее поведению, был выявлен ряд сложившихся объективных противоречий между:

— усилением внимания к национальному вопросу, способному привести к националистическим воззрениям и шовинизму, и необходимостью повышения адаптации личности к межнациональным взаимодействиям;

— наличием большого количества научных философско-психологических и социологических исследований о сущности и структуре национального самосознания и недостаточностью педагогической интерпретации проблемы вообще и в сфере высшего педагогического образования, в частности;

— потребностью современного школьника быть востребованным обществом и повышенным риском вступить с ним в конфликт;

— декларируемым социальным заказом на духовно-нравственную разносторонне образованную, высококультурную личность и несовершенной гуманистической составляющей школьного образовательного процесса;

— заинтересованностью школьника в активном самовыражении, приобщении к национальным и мировым ценностям и несформированной у него способностью воспринимать и переживать эти ценности; недостатком соответствующих знаний, и умений, сочетающихся с его завышенной самооценкой.

С учетом этих и других противоречий был сделан выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона», концептуальные подходы к ее рассмотрению определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования - разработать инновационную системную педагогическую модель духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания школьников в образовательной среде.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона будет наиболее эффективным, если:

— на основе исторического подхода провести ретроспективный анализ организации данного процесса в системе школьного образования; выявить используемые при этом в теории методики обучения и воспитания положительные моменты, подходы и методики;

— созданы в образовательном учреждении психолого-педагогические условия, способствующие формированию социально и личностно значимых качеств и развитию духовно-нравственной культуры учеников;

— разработать инновационную модель и теоретическую концепцию воспитания, учитывающие социально-экономические, общественные и ментальные требования к процессу воспитания, его психолого-педагогические основы и особенности протекания в сельской школе;

— на основе методологии структурно-функционального, системного, исторического, личностно ориентированного, деятельностного, интегрированного, культурологического, аксиологического и этнопедагогического подходов спроектировать систему воспитания;

— предложить методики и определить цели, содержание, условия, формы, методы и методические приемы, педагогические технологии и систему диагностики данного процесса.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить методологические основы воспитания (философские, педагогические и психологические идеи, общенаучные и конкретно-педагогические подходы).

2. Определить основы духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе (сущность понятий, основные функции, взаимосвязи, принципы) и психолого-педагогические условия, необходимые для успешного осуществления данного процесса.

3. Разработать инновационную модель духовно-нравственного воспитания личности в системе школьного образования, взяв за основу методологию структурно-функционального, системного, интегративного, личностно ориентированного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов.

4. Выявить особенности, фазы и стадии процесса духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона, способствующего формированию личностно и социально значимых взглядов, отношений и убеждений.

5. Предложить методику организации данного процесса в условиях сельской школы-интерната (определить цели, содержание, условия, формы, методы, методические приемы, педагогические технологии), реализующую концептуальные идеи воспитания в системе школьного образования; экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования стал структурно-функциональный подход, позволяющий оценить влияние общественной системы и психолого-педагогических условий на духовно-нравственное воспитание школьников в сельской школе-интернате, обосновывающий роль личности как

творца своих ценностей; философско-методологические принципы теории образования и воспитания, получившие глубокое развитие в истории педагогической мысли и отобранные в качестве приоритетных в рамках разрабатываемой инновационной педагогической модели духовно-нравственного воспитания школьников: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности; народности и поликультурности.

Теоретической базой исследования стали фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался структурно-функциональный комплексный подход: научно обоснованная концепция социально-этического, интеллектуального и интернационального воспитания школьников на основе духовных, гуманистических и общечеловеческих ценностей; процесс формирования культуры межнационального общения школьников в поликультурной среде.

В исследовании был апробирован следующий комплекс методов, соответствующих его цели, задачам и предметной области: логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; психолого-педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, интервьюирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, приемы и методы организации обучения и психолого-педагогического общения; методы психодиагностики; статистические методы анализа и обработки экспериментальных данных (дескриптивный анализ, методы проверки статистических гипотез). Были использованы: полуструктурированное интервью О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности младших подростков; методика Дж. Финни для определения выраженности этнической идентичности; шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации O.JI. Романовой для выявления этнических установок подростков; модифицированный вариант шкалы социальной дистанции Э. Богардуса; методика Г.У. Солдатовой, C.B. Рыжовой «Типы этнической идентичности»; методика В.Ф. Сопова, J1.B. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей»; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (система ценностных ориента-ций определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу ее отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, концепции и «философии жизни», любые формы проявления этих отношений в деятельности).

Для обработки данных применялись электронная таблица MS Excel и статистический пакет SPSS for Windows v. 11.5.

Экспериментальная база исследования и его организация. Исследование проходило на базе МОУ сельской школы-интерната им. генерал-лейтенанта артиллерии В.А. Гацалаева (село Мацута, Республика Северная Осетия-Алания) в период с 2007 по 2010 годы. В эксперименте по апробации инновационной модели духовно-нравственного воспитания приняли участие 67 школьников и 22 педагога школы-интерната, оно включало три взаимосвязанных этапа:

1этап (2007-2008 гг.) - теоретический - состоял из изучения философской, эстетической, акмеологической, аксиологической, педагогической и психологической литературы по теме исследования, анализа степени разработанности исследуемой проблемы, основных параметров выдвинутой рабочей гипотезы исследования.

II этап (2008-2009 гг.) - поисковый - включал создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования духовно-нравственного развития личности школьников, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялась логика, структура, содержание, специфика создания психолого-педагогических условий для проведения эксперимента. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в практику обучения в сельской школе.

IIIэтап (2009-2010 гг.)-эксперименталъный-вкточдл организацию и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На этапе констатирующего эксперимента разрабатывалась инновационная педагогическая модель, соответствующая ей комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях высокогорной сельской школы-интерната. В ходе формирующего этапа эксперимента проводилась апробация этой программы, анализировались результаты исследования, формулировались выводы, шел процесс оформления исследовательских материалов, подготовки их к публичной защите. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.

Научная новизна:

- рассмотрено и проанализировано состояние духовно-нравственного воспитания в сельской школе-интернате на основе структурно-функционального подхода;

- проведено кросскультурное исследование ряда базовых принципов духовно-нравственного воспитания школьников, развитых в истории педагогической мысли и актуальных для современной российской действительности: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; реф-

лексивности; социализации; духовности; нравственности; народности и поликультурности;

- исследовано противоречивое влияние условий, вызванных трансформацией российского социума, на духовно-нравственное воспитание нового поколения россиян;

- выявлена специфичность духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона, обусловленная рядом факторов: национальным составом учащихся, значительным по времени нахождением детей в условиях интерната, особенностями современного сельского социума и разработкой определенных механизмов адаптации учащихся в условиях ценностных трансформаций современного общества;

- разработана инновационная модель духовно-нравственного воспитания школьников, позволившая улучшить ряд показателей их многоуровневой социальной идентичности и толерантности: уменьшить выраженность негативных типов этнической идентичности (этнофанатизма и этноизоляционизма); увеличить выраженность позитивной этнической идентичности; конкретно-этнической идентичности и общероссийской социальной идентичности; межэтнической и межкультурной толерантности на общероссийском и общемировом (общечеловеческом) уровнях; повысить значимость таких ценностей, как духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности; расширить сферы образования и физической активности.

Теоретическая значимость. Представленные в работе материалы свидетельствуют об обогащении теории и методики разноуровневого образования новыми знаниями:

- систематизированы, обобщены и расширены известные в истории педагогической мысли базовые принципы духовно-нравственного воспитания школьников;

- показано, как эти принципы продолжают трансформироваться и развиваться в современных теоретико-педагогических исследованиях;

- обоснованы возможности широкой вариативности представленной педагогической модели духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона;

- обеспечена и реализована на практике интеграция в образовательно-воспитательный процесс принципов народности и поликультурности образования и воспитания;

- разработаны и апробированы методы формирования многоуровневой социальной идентичности и толерантности школьников, особенно важные для развития педагогической теории в современных российских условиях;

- проблема исследования рассмотрена с позиций социальной и психолого-педагогической наук, через толерантное сознание развивающейся личности школьников с учётом региональных особенностей.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

- разработанная и апробированная в образовательном процессе инновационная модель и сопровождающая ее комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона могут быть применены в подобных образовательных учреждениях национальных регионов России;

- оригинальная методика может найти применение в научных педагогических исследованиях процесса духовно-нравственного воспитания школьников, при подготовке и переподготовке педагогических кадров в педагогических вузах и институтах повышения квалификации;

- разработанные научно обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить эффективность протекания данного процесса, могут быть полезны как учителям и воспитателям подобных образовательных учреждений, так и методистам вузов, руководителям педагогической практики, классным руководителям, организаторам летних лагерей труда и отдыха детей.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена его логикой; выбором и обоснованием исходных методологических принципов; эффективной организацией опытно-экспериментальной работы; комплексным применением количественных и качественных методов, адекватных целям и задачам исследования; корректным применением методов математической статистики для анализа полученных данных; положительными результатами формирующего педагогического эксперимента и экспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений; широкой апробацией и практическим внедрением полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту;

1. Духовно-нравственное воспитание учащихся - часть общепедагогического процесса влияния на личность, в структуру которого входят мотиваци-онный, содержательный и деятельностный компоненты, включающие ряд базовых принципов: 1уманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности; народности; поликультурности. Для обоснования методологической основы развития духовно-нравственного воспитания школьников все эти принципы являются необходимыми; они взаимосвязаны и реализуются совместно на комплексной и интегративной основе.

2. Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона имеет свою специфику, определяемую рядом факторов: национальным составом учащихся; значительным по времени нахождением детей в условиях интерната; особенностями современного сельского социума.

3 Основными механизмами, способствующими духовно-нравственному воспитанию школьников в сельской школе-интернате, выступают психолого-

педагогические условия приобщения их к ценностям национальной духовной культуры и воспитание в них национального самосознания, рассматриваемые в качестве культурологического феномена. Специфика воспитательного процесса обусловливает целесообразность разработки на основе принципов народности и поликультурности модели духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

4. Инновационная модель духовно-нравственного воспитания в сельской школе-интернате на основе структурно-функционального подхода обладает определенным потенциалом для решения ряда важнейших задач гуманизации образования: стимулирования познавательного интереса и расширения кругозора школьников о национальном и региональном своеобразии условий их жизни; этнической и гражданской идентификации обучаемого, формирования общечеловеческих ценностей, общей культуры растущей личности, создания условий для её самоопределения и самореализации; выполнения заказа общества на воспитание активной и социально-адаптированной личности.

5. Комплекс психолого-педагогических условий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию готовит учащихся к активной деятельности, соединяющей воедино знания, жизненный опыт, позицию гражданского долга и сопричастность с судьбой Родины; личные интересы - с общественными; формирует у них убеждения, что только гармоничные и устойчиво развивающиеся межличностные и общественные отношения, следование национальным традициям и ценностям могут обеспечить реализацию индивидуальных интересов, будут способствовать личностному духовно-нравственному и карьерному росту.

Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на ХХХ-ых психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах» (Ростов-на-Дону, 2011), Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в XXI в.: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты)» (Пенза-Ереван-Прага, 2011), докладывались на коллегии Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания, заседаниях кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».

Разработанная модель и комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона внедрена в учебный процесс сельской школы-интерната села Мацута (Ирафский район, Республика Северная Осетия - Алания).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (313 наименований) и приложений.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулирована ее цель и задачи, объект и предмет; раскрыты гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, их апробация и внедрение; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «История и актуальное состояние проблемы духовно-нравственного воспитания школьников» дается подробный анализ концепций, теорий, методов и методик, ключевых принципов духовно-нравственного воспитания личности.

Отсутствие в теченне продолжительного времени стабильности в экономической и социальной сферах общества привели к появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на весь воспитательный процесс в школе; среди них наиболее существенными следует считать:

- размывание и девальвация системы традиционных ценностей, появление в обществе новых ценностных ориентации и требований со стороны него к духовно-нравственной личности;

- разрушение создаваемого десятилетиями механизма социализации поколений, и, как следствие, разрыв связей и нарушение преемственности между ними;

- усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения;

- переоценка роли обучения в образовании и явное пренебрежение задачами воспитания.

Как известно, педагогическое знание о духовно-нравственном воспитании включает множество концепций, теорий, методов и методик; основу всего этого составляют методологические знания, которые в рамках исследования представлены в виде методологических принципов. Рассматривая принципы воспитания, отметим, что принцип — это «общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах» (П.И. Пид-касистый)

В педагогической литературе выделяют следующие 12 базовых принципов духовно-нравственного воспитания, актуальных для современной российской действительности: гуманизм; педагогическая аксиология; экологичность; единство обучения, воспитания и развития; личностное самосовершенствование; субъектное становление; рефлексивность; социализация; духовность; нравственность; народность; поликультурность. Все они взаимосвязаны, их реализация возможна лишь на комплексной и интегральной основе.

Данные принципы реализуются и интенсивно развиваются в практике общественного воспитания; составляют основу современных подходов к образованию и воспитанию: гуманистического (принцип гуманизма), антропологического (принцип педагогической антропологии), экологического (принцип экологичности), личностно-ориентированного (принципы гуманизма и личностного развития), рефлексивного (принцип рефлексивности), этнопедагоги-ческого (принцип народности), поликультурного (принцип поликультурности), а также компетентностного и структурно-функционального, обеспечивающих формирование компетентности межэтнического и межкультурного общения учащихся, столь необходимой для организации воспитательной работы в образовательных учреждениях сегодня.

Бездуховность и переоценка нравственных ценностей в молодежной среде послужили толчком к развитию педагогических исследований в области воспитания, вскрыли дискуссионный характер таких ключевых понятий, как духовность и нравственность. Многое изменилось с приходом «поколения Windows»: объективной необходимостью стала реализация поликультурного образования, основанного на принципах межкультурной, межэтнической и межрелигиозной толерантности; профилактика различных проявлений ксенофобии и национализма; развитие у учащихся межкультурной и межэтнической компетентности, умений и навыков ведения межкультурного диалога и взаимодействия. Проведенная в стране реформа образования не решила существующих в системе воспитания проблем, лишь сделала акцент на организационно-управленческие решения, игнорируя существующий в данном направлении исторический опыт.

Используемые в наши дни информационные технолог™ существенно интенсифицировали информационное взаимодействие, которое привело к более частому проявлению симптома потерянности; возрастанию воздействия на индивида и его культурно-территориальную самоидентификацию; потере им своей культурно-территориальной идентичности.

При рассмотрении вопроса о состоянии и развитии духовно-нравственного воспитания мы осветили еще ряд сторон этой многогранной проблемы - формирование межкультурной толерантности, развитие культуры межличностных и межнациональных отношений.

Состояние нашего общества сегодня требует конструктивного поиска решений современных проблем, среди которых исключительно важное место для нашего многонационального государства занимают проблемы межнационального общения, назревающего противоречия во внутренних сферах общественного и национального сознания, о чем свидетельствуют события, происходящие в последние годы на постсоветском пространстве и России.

Как известно, локальный культурный уровень играет роль механизма, противодействующего возникновению различного рода деструктивных экстре-

мистских организаций в зонах повышенных культурно-этнических контактов. Его снижение приводит к возникновению большого количества культурных, этнических, лингвистических и иных идентификационных границ, выполняющих роль фильтра, стоящего на пути экстремизма. Одним из наиболее опасных современных культурно-политических проявлений в наши дни является этно-конфессиональный терроризм, который, с одной стороны, по своей сути не имеет ничего общего с традиционными локальными идентичностями (он лишь формально использует их символику), а с другой - проявляет себя избыточно деструктивно, воздействуя разрушающим образом на духовно-нравственный уровень в целом. Справиться с подобным явлением только с помощью силовых структур современным национальным государствам не возможно: «идеологически терроризм базируется на проблеме доминирования двухсот национальных государств над четырьмя тысячами этнокультурных регионов с развитой идентичностью» (В. Штепа). Только духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения приведет к устранению идеологической составляющей этого явления, без которой экстремизм просто не сможет существовать, идея терроризма перестанет быть привлекательной и изживет себя.

Во второй главе «Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся сельской школы-интерната национального региона» рассматриваются разнообразные методы, применяемые педагогами при реализации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Используемый структурно-функциональный подход лег в основу авторской модели духовно-нравственного воспитания (рис. 1), основанной на принципах педагогической антропологии; гуманизма; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; духовности; нравственности; социализации; народности и поликультурности; определил формы воспитательной работы с учащимися сельской школы-интерната; позволил сформировать многоуровневую социальную идентичность и толерантность, включающие следующие уровни: конкретно-этнический (местный), региональный, общероссийский и общемировой.

Для каждого из указанных уровней были сформулированы педагогические условия и средства, задачи, требующие незамедлительного решения, с учетом специфики данного образовательного учреждения (учли национальный состав учащихся; значительное по времени нахождение детей в условиях интерната; особенности современного сельского социума).

Разделяя мнение A.M. Кондакова о том, что «многообразие нашей страны по этническому, конфессиональному, культурно-региональному, социальному составу составляет одно из национальных богатств и открывает дополнительные возможности по модернизации России», соединили в данной модели воедино федеральное воспитательное пространство в многообразии его этнокультур-

Рис. 1. Модель духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона

ных, конфессиональных и иных проявлений. Интеграцию в образовательном процессе сельской школы-интерната принципов народности и поликультурности посчитали возможным обеспечить посредством использования общих фундаментальных философско-антропологических принципов (принципов гуманизма и множественности, равноценности и диалога культур; принципа приоритета общечеловеческих ценностей); знаний фундаментальных представлений об идеале человека в разных культурах; организации межкультурного диалога.

Кроме того, посчитали важным развить профессиональное совершенствование у педагогов сельских школ через педагогическую рефлексию — необходимого свойства профессионального мышления.

Представленная модель духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях сельской школы интерната решала ряд задач:

- способствовала посредством интеграции принципов народности и поликультурности формированию у них системы духовных, нравственных ценностей и экологического сознания; развитию многоуровневой социальной идентичности (этнической, культурной и т.д.) и толерантности (межэтнической, межкультурной, межконфессиональной и т.д.);

- ставила личность школьника в центр воспитательных отношений и воздействий (реализация принципа личностного развития и соответствующего личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию); развивала у него субъектную жизненную позицию, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, учила брать на себя ответственность за совершаемые поступки, планировать свою дальнейшую жизнь (реализация принципа субъектного становления);

- создавала педагогические условия, обеспечивающие единство в образовательном процессе их обучения, развития, воспитания (реализация принципа единства обучения, воспитания и развития образовательном процессе) и социализации в соответствии с потребностям современного общества (реализация принципа социализации).

Кроме того, методическая основа модели предполагала внедрение и создание разноплановых методов, методик и приемов духовно-нравственного воспитания детей, соответствующего поставленным целям и задачам.

Подобное моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников позволяет, на наш взгляд, раскрыть его воспитательные цели и задачи; развить духовное восприятие — особенность человеческой психики, нацеленная на высшие ценности, обогащающей мир чувств и мыслей, эмоциональных реакций и волевых действий; проследить за динамикой развития данного процесса на всех его этапах; объективно разобраться в существующей актуальной проблеме формирования культуры нравственных отношений коллектива учащихся, охватить связи и взаимодействия отдельной личности, этнической группы и нации в целом.

Однако данная модель могла быть реализована только посредством модифицированных вариативных программ организации воспитательного процесса, учитывающих специфику данного образовательного учреждения, Республики Северная Осетия - Алания и России. При их разработке мы исходили из необходимости применять разнообразные педагогические средства, основываясь на том, что все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам: игра, учение и труд. Ее реализация в образовательном процессе охватывала два направления, соответствующих ведущим тенденциям модернизации духовно-нравственного воспитания в современной российской педагогике: интеграцию духовно-нравственного воспитания в содержание учебных дисциплин традиционного учебного плана общеобразовательной школы; разработку и внедрение новых, факультативных учебных дисциплин, внешкольных мероприятий, форм дополнительного образования и т.п., отвечающих цели и задачам предложенной модели.

Важная ключевая роль в реализации рассматриваемой программы, в том числе - в осуществлении многоуровневой интеграции принципов народности и поликультурности, была отведена педагогам и воспитателям сельской школы-интерната: «учитель — это не просто профессия, это — мироощущение, это - определенное состояние ума и сердца, это - образ жизни, а жизнь создается любовью» (Д.А. Белухин).

В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка модели и программы духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона» представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента.

Для оценки эффективности представленной модели и комплексных программ духовно-нравственного развития школьников в условиях сельской школы интерната у нас не было возможности сформировать полноценные контрольную и экспериментальную группы (малочисленность контингента учащихся сельской школы-интерната), исследованием было охвачено 67 человек. В ходе эксперимента фиксировались показатели духовно-нравственного развития учащихся в начале и в конце учебного года.

В процессе формирующего эксперимента (2009-2010 гг.) на учащихся оказывалось целенаправленное педагогическое воздействие в соответствии с инновационной комплексной программой духовно-нравственного воспитания школьников в условиях национально-региональной сельской школы-интерната. При этом в начале учебного года были дополнительно определены показатели духовно-нравственного развития у первоклассников, пришедших в школу-интернат, у остальных учащихся в качестве начальных показателей духовно-нравственного развития были использованы показатели, полученные в конце предыдущего учебного года. Духовно-нравственное воспитание основывалось на единстве эпохи, социума и образовательной среды школы.

По окончании учебного года были проведены повторные измерения показателей духовно-нравственного развития. Эффективность применения авторской модели и построенных на ее основе комплексных программ оценивалась (для средних и старших школьников) с помощью непараметрического критерия сдвига Вилкоксона, реализованного в статистическом пакете программ SPSS for Windows v.11.5. Для младших школьников дополнительно был проведен качественный анализ результатов формирующего эксперимента с помощью повторного применения полуструктурированного интерью O.JI. Романовой, который показал, что уже в этом возрасте происходит процесс формирования духовно-нравственной и этнической идентичности, патриотизма, чувства гордости за свой народ и т.д. (он, правда, выявил единичные случаи несформи-рованной этнической идентичности, которые можно объяснить моноэтнично-стью образовательной среды).

Еще на этапе констатирующего эксперимента удалось установить, что у многих школьников (около 50%) слабо представлена общероссийская идентичность, а у 30% школьников - региональная идентичность с народами Кавказа. Беседы с ними показали, что причины данных тенденций лежат в их социальным окружении: на местном (конкретно-этническом) уровне - это размытая или негативная этническая идентичность со своим народом, негативные проявления гиперидентичности (этнофанатизма и этноизоляционизма); на региональном уровне - это дистанцирование от ряда кавказских народов, отказ признать общность всех народов Кавказа; на общероссийском уровне - это распространенное мнение о том, что Россия - что-то такое далекое, имеющее малое отношение к осетинскому народу.

Конечно, все эти негативные тенденции отражались на эмоциональном мышлении, поведении и поступках ребят, объясняли истоки многоуровневой социальной толерантности.

Первый уровень (местный) соответствовал национальной культуре конкретной этнической общности, к которой принадлежит ученик; местной национальной культуре, соответствующей территории непосредственного его проживания. На этом уровне формировались этническое самосознание, социальная идентичность и толерантность.

Второй уровень (региональный) соответствовал исторической общности людей, проживающих в данном регионе. На нем, независимо от изначальной этнической принадлежности ученика, формировалось уважение к культуре народов региона, понимание и принятие их базовых духовных ценностей, толерантное отношение к представителям всех народностей, проживающих на территории региона.

Третий уровень (общероссийский) соответствовал исторической общности российской нации. Здесь истоки понимания и принятия школьниками общей исторической судьбы всех народов, проживающих на территории России, осо-

знание необходимости сохранения уникальности и взаимообогащения всех культур, представленных в российском обществе.

Четвертый уровень (открытый, мировой) соответствовал общемировой культуре, представленной множеством разнородных культур разных стран, народов, цивилизаций и т.д. На данном уровне обеспечивалось понимание взаимосвязи всех предыдущих уровней с общемировой культурой, ее обратное влияние на развитие общероссийской, региональной и конкретно-этнической (местной) культур.

На каждом из указанных уровней в образовательном процессе осуществлялась интеграция принципов народности и поликультурности. Ее механизмы, условия и средства имели не только общие черты, но и уровневую специфику,

В рамках данной учебно-воспитательной программы выбор наиболее подходящих форм осуществлялся с учетом возрастных и личностных особенностей конкретного детского коллектива. В состав рекомендуемых педагогам и воспитателям форм и методов, реализуемых при осуществлении задач нравственного воспитания в рамках нашей модели, вошли такие формы, как классные часы («Культура народов Северной Алании» - национально-региональный уровень предлагаемой инновационной модели), диспуты и конкурсы на лучшие сочинения («Россия - наш общий дом», «Моя родина -Северная Алания», «Человечество - семья народов мира»), «круглые столы», беседы на этические и нравственные темы, акции милосердия и социальной поддержки, литературно-музыкальные композиции (фольклорный фестиваль «Песни и танцы народов мира») и концертные выступления (фестиваль искусств «Культура народов Северной Алании»), экологические акции («Сады народов мира»), иллюстративно-интерактивные упражнения и спартакиады («Национальные виды спорта народов Северной Алании», «Национальные виды спорта народов России», «Национальные виды спорта народов мира»), ролевые игры, конференции, интервью, тематические дискуссии, лекции и практические занятия, деловые игры и метод проектов (выставка художественных и декоративно-прикладных работ учащихся «Культура народов России»), экскурсии и совместная работа на пришкольном участке и т.д. Заметим также, что мы применяли широкий спектр экскурсионных мероприятий: культурно-исторические, историко-патриотические, экологические, фольклорные, краеведческие и т.д. Для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся использовали такие формы, как организация встреч, контактов и взаимодействия со сверстниками - представителями других народов и этнических групп (например, телевидеоконференции, участие через интернет в различных детских и молодежных форумах и проектах и т.д.); викторины, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п. Чем разнообразнее и богаче по содержанию были применяемые формы

организации воспитательного процесса, тем он протекал более эффективно. Комплексные программы затронули и ряд учебных дисциплин; изучение культуры, истории, духовных традиций осетинского и других народов, проживающих на территории республики - уроки истории, географии и обществознания; изучение духовного наследия различных народов республики, России и мира - уроки литературы, русского, осетинского и иностранных языков; изучение художественного наследия различных народов республики, России - уроки изобразительного искусства; знакомство с основами здорового образа жизни, играми и развитием спорта в республике и за ее пределами - уроки физического воспитания; рассмотрение вклада в науку представителей различных народов республики, России и мира - уроки математики, физики и химии; изучение географических, климатических, экологических особенностей стран мира, России и республики - уроки географии. В школе-интернате были организованы и функционировали факультативы «Юный историк», «Юный математик», «Юный географ», «Мир шахмат», «Мир растений», «Химия и мы» и др. Необходимо также отметить, что при подготовке школьных и внешкольных мероприятий широко использовались материалы тренинга развития этнокультурной компетентности (Т.Г. Стефаненко).

Так как экспериментальная часть нашего исследования выполнялась на базе высокогорной сельской школы-интерната с. Мацута Республики Северная Осетия — Алания, территория которой входит в состав национального парка «Алания», имеющего уникальные природные и исторические объекты, данное обстоятельство также нашло свое отражение в апробации комплексных программ по духовно-нравственному воспитанию школьников: реализована программа создания парка-сада в с. Нар; создано высокогорное хозяйство при школе по выращиванию овощей и фруктов (после переработки собранный урожай пополнял запасы столовой школы-интерната), были организованы занятия по ведению фермерского хозяйства с учетом местных природно-климатических условий, включающие такие направления, как животноводство, кролиководство, пчеловодство, овощеводство; организован сбор лекарственных трав.

Широкое распространение в школе-интернате получило обучение народным промыслам (вязание шалей, платков и носок, резьба по дереву и кости).

Члены клуба «Юный историк» в летнее время принимали участие в археологических раскопках, проводимых археологами из Владикавказа, Москвы, Санкт-Петербурга. Работа чередовалась проведением силами ученых летних семинаров. Ребята из клубов «Юный географ» и «Мир растений» в летнее время помогали в работе сотрудникам Национального парка и работникам турбаз, расположенных в районе села. Все воспитанники овладели приемами оказания первой помощи, получали необходимые навыки и знания, позволяющие вести себя адекватно в случае чрезвычайных ситуаций (схода снежных лавин, селей, камнепада и т.д.).

Совместно с Комитетом по делам молодежи республики лучшие спортсмены проводили мастер-классы со школьниками, занимающимися в школьных спортивных секциях.

Итоговое сравнение результатов на различных этапах эксперимента показало: уровень духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона на завершающем этапе значительно вырос по сравнению с начальным;, в результате проведения исследования удалось добиться продуктивного изменения в системе духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната (таблица).

Причем, в этой системе нет односторонности: учащиеся принимают как индивидуально-личностные ценности и свою культуру, так и ценности представителей других национальностей и культур.

Таблица

Статистически достоверные сдвиги в исследуемых показателях (в %)

До После

Национальный воспитательный идеал 9,9 24,0

Владение основами историко-культурного и этно-педагогического наследия своего народа 10 51,0

Стереотипизации 5,0 12,6

Сохранение собственной индивидуальности 4,5 25,0

Сфера образования 5,0 8,4

Интериоризация 4,2 10,0

Конкретно-этническая идентичность 17,0 27,0

Общероссийская социальная идентичность 13,0 33,0

Общероссийская толерантность 6,1 15,0

Общемировая толерантность 8,6 55,0

Все это позволяет говорить об эффективности проведенного процесса духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната, организованного и проведенного на основе разработанной модели и авторских комплексных программ.

В заключении излагаются основные результаты исследования, делаются выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание учащихся - часть общепедагогического процесса влияния на личность. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается интенсивное развитие педагогических исследований в этой области, ряд вопросов остается недостаточно изученным. В частности, оста-

ются дискуссионными ключевые понятия духовности и нравственности, нет единого мнения по поводу эффективности ключевых принципов духовно-нравственного воспитания и т.д., практически отсутствуют педагогические модели духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях национально-региональной сельской школы-интерната. Наше исследование показало, что в структуру духовно-нравственного воспитания учащихся входят: мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, включающие ряд базовых принципов: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности; народности и поликультурности. Для обоснования методологической основы развития духовно-нравственного воспитания школьников все эти принципы являются необходимыми; они взаимосвязаны и реализуются совместно на комплексной и интегративной основе.

2. Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона имеет свою специфику. Основными механизмами, способствующими духовно-нравственному воспитанию школьников в сельской школе-интернате, выступают психолого-педагогические условия приобщения их к ценностям национальной духовной культуры и воспитание в них национального самосознания, рассматриваемые нами в качестве культурологического феномена. Специфика воспитательного процесса определяется рядом факторов: национальным составом учащихся; значительным по времени нахождением детей в условиях интерната; особенностями современного сельского социума, что обуславливает целесообразность разработки на основе принципа народности и поликультурности модели духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

3. Разработанная в рамках исследования инновационная модель духовно-нравственного воспитания школьников в условиях регионально-национальной сельской школы-интерната опирается на базовые принципы духовно-нравственного воспитания, выработанные в истории педагогической мысли, и рассматривает в качестве главой цели духовно-нравственного воспитания формирование у них многоуровневой социальной идентичности и толерантности, включающей следующие уровни: конкретно-этнический (местный), региональный, общероссийский и общемировой.

4. Комплекс психолого-педагогических условий и мероприятий для каждого из указанных уровней готовит учащихся к активной деятельности, соединяющей воедино знания, жизненный опыт, позицию гражданского долга и сопричастности с судьбой Родины; личные интересы - с общественными; формирует у них убеждения, что только гармоничные и устойчиво развивающиеся межличностные и общественные отношения, следование национальным традициям и ценностям реально обеспечат реализацию индивидуальных интере-

сов, будут способствовать личностному и духовно-нравственному карьерному росту.

Выводы, полученные в ходе исследования, не претендуют на исчерпывающее решение проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Хайманов М.А. Интеграция принципов народности и поликультурности в образовательно-воспитательный процесс сельской школы-интерната//ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт: Материалы региональной научно-практической конференции, 2009. - Владикавказ: СОГУ, 2009. - С.52-55.

2. Хайманов М.А., Гадзаова Л.П. Культура — язык — общество//Вестник Владикавказского института экономики управления и права,- Владикавказ: ВИЭУП. - 2010, № 9. - С. 136-144 (авт. вклад 60%).

3. Хайманов М.А. Педагогические средства формирования духовно-нравственной культуры учащихся школы-интерната//Вестник СевероОсетинского государственного университета им К.Л.Хетагурова, 2011. -№2.-С. 110-114.

4. Хайманов М.А., Гадзаова Л.П. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях высокогорного села//Развитие личности в образовательных системах: Материалы докладов XXX психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д, 2011.- С. 175-181 (авт. вклад 70%).

5. Хайманов М.А. Основные подходы в анализе духовно-нравственного воспитания молодежи/ЯТроблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции, 10-11 апреля 2011. - Пенза-Ереван-Прага, 2011,- С.94-97.

6. Хайманов М.А. Интеграция духовно-нравственных ценностей в систему школьного образования//Вестник Северо-Осетинского государственного университет им КЛ.Хетагурова, 2011. 3. - С.154-157.

7. Хайманов М.А. Современное развитие социально-педагогических принципов воспитания//Современное исследование социальных проблем. -№ 2 (06). Периодическое научное издание. Красноярск: НИЦ, 2011. - С. 134-137.

8. Хайманов М.А. Инновационная педагогическая модель духовно-нравственного воспитания школьников/ТВ мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. Т.21, № 9,5 (проблемы науки и образования). - С. 1407-141'

Подписано в печать 10.01.2012. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 25. Издательство Северо-Осетинского государственного университета и\1ени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46. ' ч

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хайманов, Маирбек Афанасьевич, Владикавказ

61 12-13/619

ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени

К.Л. Хетагурова»

На правах рукописи

Хайманов Маирбек Афанасьевич

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и

образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, / доцент Гадзаова Людмила Петровна

, У

О ч,

с/

Владикавказ 2012

Содержание

Введение.................................................................................................................4

Глава I История и актуальное состояние проблемы

духовно-нравственного воспитания школьников

1.1 Ключевые принципы духовно-нравственного воспитания, развитые в истории педагогической мысли ................................. 16

1.2 Актуальное состояние проблемы духовно-нравственного воспитания российских школьников ............................................ 63

1.3 Основные подходы к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных российских условиях ..................... 86

Краткие выводы по главе I........................................................................ 112

Глава II Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию в условиях национально-региональной сельской школы-интерната

II. 1 Специфика современных условий духовно-нравственного

воспитания в национально-региональной сельской школе-интернате ........................................................................... 117

11.2 Инновационная модель духовно-нравственного воспитания в условиях национально-региональной

сельской школы-интерната.......................................................... 128

11.3 Комплексная программа духовно-нравственного воспитания в условиях национально-региональной

сельской школы-интерната.......................................................... 150

Краткие выводы по главе II ...................................................................... 163

Глава III Опытно-экспериментальная проверка программы духовно-нравственного воспитания в условиях национально-региональной сельской школы-интерната

III. 1 Экспериментальная база, программа,

и методический инструментарий эксперимента........................ 166

III.2 Апробация инновационной комплексной программы

духовно-нравственного воспитания школьников ..................... 176

Краткие выводы по главе III..................................................................... 186

Заключение ....................................................................................................... 188

Список литературы ......................................................................................... 194

Приложения

Приложение 1 Описание природных, территориальных

и социальных условий сельской школы-интерната им. В.А. Гацалаева (село Мацута республики Северная Осетия)..............219

Приложение 2 Методический инструментарий

экспериментального исследования..............................230

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования связана с реальными процессами и изменениями в нашем обществе: разноплановым проявлением кризиса духовности, обусловленного радикальными социальными, экономическими и политическими изменениями, к которым общество и, в частности, существующая система образования, оказались не готовы.

Негативный вклад в обострение данной проблемы Республики Северная Осетия - Алания внесли западные ценностные ориентации, связанные с внешней материальной атрибутикой и массовой культурой, открывающей простор для мифологических конструкций; рост безработицы; вынужденная миграция и социальная напряженность. В стране оказалась фактически разрушенной, хорошо отлаженная в советский период общественная система воспитания, основанная на разнообразных детских, подростковых, молодежных общественных организациях и объединениях. Все это спровоцировало кризис семьи и семейного воспитания, традиционно выполнявших важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. «У общества нет иного пути для развития: либо начало духовно-нравственного возрождения, либо движение к гуманитарной катастрофе, в которой не останется ни социальных лидеров, ни аутсайдеров, ни первых, ни последних» (В.И. Слободчиков).

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу наиболее фундаментальных проблем педагогической науки, где накоплен огромный опыт теоретической рефлексии и практического применения разнообразных подходов к духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений. Философские и методологические основы духовно-нравственного воспитания получили глубокое развитие в трудах Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Р. Бернса, B.C. Библера, П.П. Блонского, Дж. Брунера, С.Г.Ваниевой, JI.C. Выготского, И.Г. Гердера, Ф.А. Дистервега, М.С. Кагана,

П.Ф. Каптерева, Л.Н. Когана, Я.А. Коменского, Я. Корчака, А.Ф. Лазурского, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, A.B. Луначарского,

A.А.Магометова, A.C. Макаренко, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, Г. Олпорта, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Н.И. Пирогова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Л. Франка, В. Франкла, X. Хекхаузена, Г.Г. Шпета, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и др. В последние годы духовно-нравственное воспитание все чаще рассматривается в контексте личностного развития и субъектного становления учащихся в образовательной среде (А.Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.П.Гадзаова, Ю.А.Городецкая, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Крупина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, В.И. Панов, A.A. Реан, В.П.Рубаева,

B.В. Рубцов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А.Тахохов, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.).

Современная ситуация приводит к возрастанию значимости духовно-нравственного воспитания, преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Учитывая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом; ограничение развития личности в период кризиса духовной культуры, ведущее к безответственному ее поведению, был выявлен ряд сложившихся объективных противоречий между:

— усилением внимания к национальному вопросу, способному привести к националистическим воззрениям и шовинизму, и необходимостью повышения адаптации личности к межнациональным взаимодействиям;

— наличием большого количества научных философско-психологических и социологических исследований о сущности и структуре национального самосознания и недостаточностью педагогической интерпретации проблемы вообще и в сфере высшего педагогического образования, в частности;

— потребностью современного школьника быть востребованным обществом и повышенным риском вступить с ним в конфликт;

— декларируемым социальным заказом на духовно-нравственную разносторонне образованную, высококультурную личность и несовершенной гуманистической составляющей школьного образовательного процесса;

— заинтересованностью школьника в активном самовыражении, приобщении к национальным и мировым ценностям и несформированной у него способностью воспринимать и переживать эти ценности; недостатком соответствующих знаний, и умений, сочетающихся с его завышенной самооценкой.

С учетом этих и других противоречий был сделан выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона», концептуальные подходы к ее рассмотрению определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования - разработать инновационную системную педагогическую модель духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания школьников в образовательной среде.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что духовно-нравственное воспитание учащихся сельской школы-интерната национального региона будет наиболее эффективным, если:

— на основе исторического подхода провести ретроспективный анализ организации данного процесса в системе школьного образования; выявить используемые при этом в теории методики обучения и воспитания положительные моменты, подходы и методики;

- созданы в образовательном учреждении психолого-педагогические условия, способствующие формированию социально и личностно значимых качеств и развитию духовно-нравственной культуры учеников;

- разработать инновационную модель и теоретическую концепцию воспитания, учитывающие социально-экономические, общественные и ментальные требования к процессу воспитания, его психолого-педагогические основы и особенности протекания в сельской школе;

- на основе методологии структурно-функционального, системного, исторического, личностно ориентированного, деятельностного, интегрированного, культурологического, аксиологического и этнопедагогического подходов спроектировать систему воспитания;

- предложить методики и определить цели, содержание, условия, формы, методы и методические приемы, педагогические технологии и систему диагностики данного процесса.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить методологические основы воспитания (философские, педагогические и психологические идеи, общенаучные и конкретно-педагогические подходы).

2. Определить основы духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе (сущность понятий, основные функции, взаимосвязи, принципы) и психолого-педагогические условия, необходимые для успешного осуществления данного процесса.

3. Разработать инновационную модель духовно-нравственного воспитания личности в системе школьного образования, взяв за основу методологию структурно-функционального, системного, интегративного, личностно ориентированного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов.

4. Выявить особенности, фазы и стадии процесса духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната

национального региона, способствующего формированию личностно и социально значимых взглядов, отношений и убеждений.

5. Предложить методику организации данного процесса в условиях сельской школы-интерната (определить цели, содержание, условия, формы, методы, методические приемы, педагогические технологии), реализующую концептуальные идеи воспитания в системе школьного образования; экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования стал структурно-функциональный подход, позволяющий оценить влияние общественной системы и психолого-педагогических условий на духовно-нравственное воспитание школьников в сельской школе-интернате, обосновывающий роль личности как творца своих ценностей; философско-методологические принципы теории образования и воспитания, получившие глубокое развитие в истории педагогической мысли и отобранные в качестве приоритетных в рамках разрабатываемой инновационной педагогической модели духовно-нравственного воспитания школьников: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности; народности и поликультурности.

Теоретической базой исследования стали фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался структурно-функциональный комплексный подход: научно обоснованная концепция социально-этического, интеллектуального и интернационального воспитания школьников на основе духовных, гуманистических и общечеловеческих ценностей; процесс формирования культуры межнационального общения школьников в поликультурной среде.

В исследовании был апробирован следующий комплекс методов, соответствующих его цели, задачам и предметной области: логико-

исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; психолого-педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, интервьюирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, приемы и методы организации обучения и психолого-педагогического общения; методы психодиагностики; статистические методы анализа и обработки экспериментальных данных (дескриптивный анализ, методы проверки статистических гипотез). Были использованы: полу структурированное интервью O.J1. Романовой для исследования этнической идентичности младших подростков; методика Дж. Финни для определения выраженности этнической идентичности; шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации O.JI. Романовой для выявления этнических установок подростков; модифицированный вариант шкалы социальной дистанции Э. Богардуса; методика Г.У. Солдатовой, C.B. Рыжовой «Типы этнической идентичности»; методика В.Ф. Сопова, J1.B. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей»; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича (система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу ее отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, концепции и «философии жизни», любые формы проявления этих отношений в деятельности).

Для обработки данных применялись электронная таблица MS Excel и статистический пакет SPSS for Windows v. 11.5.

Экспериментальная база исследования и его организация. Исследование проходило на базе МОУ сельской школы-интерната им. генерал-лейтенанта артиллерии В.А. Гацалаева (село Мацута, Республика Северная Осетия - Алания) в период с 2007 по 2010 годы. В эксперименте по

апробации инновационной модели духовно-нравственного воспитания приняли участие 67 школьников и 22 педагога школы-интерната, оно включало три взаимосвязанных этапа:

I этап (2007-2008 гг.) - теоретический - состоял из изучения философской, эстетической, акмеологической, аксиологической, педагогической и психологической литературы по теме исследования, анализа степени разработанности исследуемой проблемы, основных параметров выдвинутой рабочей гипотезы исследования.

II этап (2008-2009 гг.) - поисковый - включал создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования духовно-нравственного развития личности школьников, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялась логика, структура, содержание, специфика создания психолого-педагогических условий для проведения эксперимента. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в практику обучения в сельской школе.

III этап (2009-2010 гг.) - экспериментальный - включал организацию и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На этапе констатирующего эксперимента разрабатывалась инновационная педагогическая модель, соответствующая ей комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях высокогорной сельской школы-интерната. В ходе формирующего этапа эксперимента проводилась апробация этой программы, анализировались результаты исследования, формулировались выводы, шел процесс оформления исследовательских материалов, подготовки их к публичной защите. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.

Научная новизна:

- рассмотрено и проанализировано состояние духовно-нравственного воспитания в сельской школе-интернате на основе структурно-функционального подхода;

- проведено кросскультурное исследование ряда базовых принципов духовно-нравственного воспитания школьников, развитых в истории педагогической мысли и актуальных для современной российской действительности: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности; народности и поликультурности;

- исследовано противоречивое влияние условий, вызванных трансформацией российского социума, на духовно-нравственное воспитание нового поколения россиян;

- выявлена специфичность духовно-нравственного воспитания учащихся сельской школы-интерната национального региона