Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гасанова, Жасмина Тимуровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора"

На правах рук<

ГАСАНОВА Жасмина Тимуровна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 9 АВГ

005532274

МАХАЧКАЛА - 2013

005532274

Работа выполнена на кафедре общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Раджабов Исманл Магомедович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий и методик ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Рамазанова Эльмира Алиевна

Ведущая организация — ГУ ДПО «Дагестанский институт повышения

квалификации педагогических кадров»

Защита диссертации состоится «19» сентября 2013 г. в 1200 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» «19» августа 2013 года. Адреса сайтов: http://vak.ed.gov.ru: \vvvw. dgpu.ru; Автореферат разослан «19» августа 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук профессор

Мирзоев Ш.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность исследования. В настоящее время духовное, эмоциональное, художественное развитие подрастающего поколения непосредственно связано с их эстетическим воспитанием, которое можно обозначить как формирование определенного эстетического отношения индивида к реальной действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в бескрайнем мире эстетических ценностей в строгом соответствии с представлениями об их характере, который сложился в конкретном обществе, приобщение к этим культурным, художественным ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает глубину мышления школьника, а также все сферы его жизнедеятельности, характер избирательности, тонкость чувств, способность к восприятию народного художественного творчества.

Основную роль целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося сегодня выполняет народное художественное творчество и, в первую очередь, фольклор. Именно в фольклоре концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному, народному оригинальному своеобразию предметного мира. Яркий художественный поэтический язык фольклора воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям и истории своего народа, формирует отношение к национальным обычаям и обрядам.

В последние годы научный интерес к проблеме фольклора в эстетическом воспитании учащихся школ существенно возрос.

Прогрессивные педагоги Я. А. Коменский, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев в разное время были собирателями и пропагандистами детского фольклора и всегда считали, что в основе воспитания детей должны лежать национальная культура и традиции народа

Изучению и анализу воспитательной роли фольклора посвящены работы таких специалистов, как Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, О. И. Капица, В. Г. Бойко, А. Ш. Гашимов, В. Ф. Афанасьев, Э. И. Литвин и др.

Возможности фольклора как источника воспитания раскрыли в своих исследованиях А.Ф.Назаревич, С.М. Хайбулаев, А.Г. Булатова, В.Е. Гусев, Ф.И. Буслаев, B.C. Гудков, С.Г. Лазутин и др.

Значительный вклад в освещение проблемы и разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности, внесли в свое время ученые-педагоги А. В. Бакушинский, Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, Б. М. Неменский и др.; психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. С. Кузин, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев и др., по эстетике: М. Г. Каган, Н. И. Киященко. Они рассматривали народное искусство и творчество как важный компонент в жизни подрастающего поколения и как действенное воспитательное средство.

При этом мы в основном опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания различных методов эстетического воспитания средствами изобразительного и народного художественного творчества, которые были разработаны достаточно полно в трудах H.H. Ростовцева, В. С. Кузина, Н. В. Сокольниковой, М. М.Байрамбекова, Т. С. Комаровой, И. М.

Раджабова, З.М. Магомедовой, A.M. Магомедова, С.Р. Дамадановой, Ш.А. Мирзоева, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

В свете сказанного надо признать, что эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора в; школе находится еще на начальном этапе изучения и испытывает определенные трудности. Безусловно, сказывается длительное забвение темы, • отсутствие публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта учителей, призванных использовать возможности эстетического воздействия на школьника с помощью произведений фольклора.

Приходится также признавать, что фольклор не осознается в достаточной мере как специфическое явление художественной культуры, которое может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира в эстетическом воспитании школьников. Кроме того, недостаточно учитывается стабильность его многовекового культурного развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций. Сказывается также не в полной мере теоретическая подготовленность учителей и отсутствие учебно-методического комплекса для приобщения учащихся к произведениям фольклора, системы консультаций с фольклористами. Педагогический потенциал фольклора в эстетическом воспитании школьников еще недостаточно изучен и исследован. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания, позволило нам выявить существующие противоречия между достаточно разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему. В практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по воспитанию эстетической культуры путем использования средств народного творчества.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к произведениям фольклора и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы. в науке.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• потребностью современного общества в учителе, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание школьников, и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на произведениях фольклора;

• высокой социальной значимостью произведений фольклора в эстетическом воспитании школьников и неадекватными современными условиями, интеграции этих двух областей культуры народа в школе;

• наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного воспитания учащихся путем использования средств фольклора;

• большим потенциалом средств фольклора в эстетическом воспитании школьников и отсутствием методических средств их реализация в школе.

Это противоречие позволило выделить проблему исследования, которая заключается в интеграции эффективных условий и средств фольклора и эстетического воспитания школьников, что определило тему исследования.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами фольклора.

Объект исследования: эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования - содержание и условия использования средств фольклора в эстетическом воспитании школьников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами фольклора будет наиболее весомым и эффективным при:

- изучении и анализе особенностей произведений фольклора с учетом национально-художественных традиций;

- обеспечении в учебно-воспитательном процессе эстетического воспитания школьников на основе использования традиций фольклора народов Дагестана.

- использовании эстетического потенциала произведений фольклора в учебно-воспитательном процессе как средства воспитания школьников;

обеспечении процесса эстетического воспитания школьников учителями с этнокультурной подготовкой.

Задачи исследования:

1. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, определение перспективы эстетического воспитания школьников.

2. ВыяЕление и оценка эстетического потенциала фольклорных произведений и возможностей их использования в эстетическом воспитании школьникоь

3. Разработка системы занятий и учебно-методических комплектов с учетом традиционных особенностей фольклора народов Дагестана, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

4. Обоснование условий реализации педагогического потенциала фольклора в эстетическом воспитании школьников и проверка их эффективнссти экспериментальным путем.

Методологическую основу исследования составили:

- идея воспитания человека в контексте культуры (Е.В. Ильин, Е.В. Бондаревскгя, Н.И. Киященко, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Т.П. Малькова, А.И. Разумный. И.Б. Котова, В.Я. Нечаев);

- принципы и подходы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских ученых (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Л.Ф. Флоренский), которые рассматривают культуру как антрополопческий феномен, где индивид выступает в качестве эпицентра.

Теоретической основой исследования являются труды в области педагогики и психологии:

- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства ЮБ. Алиева, Б.Т. Лихачева, B.C. Кузина, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Н.П. Сакулиной, Г.П. Новиковой, Т.Н. Дорониной, U.M. Раджабова;

- по вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, культуру и быт дагестанцев (А.К. Алиев, A.M. Магомедов, И.И. Асланов, P.M. Магомедов и др.), содержание этнопедагогики и методические основы реатации различных народных художественных традиций в

воспитании детей (В.Ф. Афанасьев, И.А. Богданова, Б.О. ].адыров, А.Л. Бугаева, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмгомедов, Б.Б. Шейхова, И.М. Раджабов, И.А. Шоров и др.);

Для решения поставленных в работе задач и проверки нпотезы были использованы следующие методы исследования:

- анализ педагогических явлений;

- изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме;

- опрос (беседа, интервью, анкетирование, тестирование);

- экспертная оценка;

- наблюдение;

- моделирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической и статистической обработи результатов экспериментального исследования.

Базой исследования были определены средние ипэлы № 12 г. Махачкалы, лицей № 35 п. Ленинкент и общеобразовательны* школы с. Ахты и Джаба Ахтынского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) в ходе теоретиеского анализа психолого-педагогической, философской и специальной штературы были уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи экс;ериментального исследования, обоснована тема, выявлены интерес и нучный уровень учащихся к народному творчеству, а также роль фолылора в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2006-2007 гг.) подготовлена научю-методическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее весомые и эффективные форш и методы, дидактические условия, способствующие приобщению учацихся к культуре средствами народного фольклора.

На третьем этапе (2007-2013 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы и разработаны условия приобщения к народн му творчеству с учетом специфики произведений традиционного фольклор;, осуществлены систематизация, анализ и обобщение результатов настоящей исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении и оценке эстетического воспитательного' потенциала фольклора, в совершенствовании эстетического воспитания школьников;

-создании и экспериментальной проверке условий и педагогических средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников средствами фольклора;

- создании учебных пособий, методических разра5оток уроков, комплекта учебно-методических наглядных пособий, способствующих эстетическому воспитанию школьников с использованием материала фольклора Дагестана.

Теоретическая значимость исследования:

- дано научно-теоретическое обоснование 5еобходимости

использования средств фольклора в практике эстетического воспитания школьников;

- выявлен педагогический потенциал фольклора, раскрывающий смысл и значение эстетических свойств его произведений, являющихся неотъемлемой частью педагогического процесса.

Практическая значимость исследования состоит в:

- возможности организации эстетического воспитания школьников на фольклорных традициях;

- возможности способов отбора фольклорных материалов для эстетического воспитания на уроках литературы, изобразительного искусства, во внеклассной работе;

- распространении выявленных условий использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся в дагестанских школах и в условиях других регионов России, где широко и полно представлено культурно-истор1гческое и художественно-творческое фольклорное наследие народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования

обеспечиваются аргументированностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетический потенциал произведений фольклора, выражающий художественно-эстетический смысл народного творчества.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность эстетического воспитания школьников с помощью творческого потенциала фольклора:

изучение и творческий анализ художественно-эстетических особенностей произведений фольклора;

- использование в учебном процессе элементов различных видов традиционного художественного творчества;

вовлечение школьников в самобытный творческий процесс художественно-эстетической самореализации средствами фольклора;

выявление связи тематики художественных произведений и фольклорных исследований с актуальными проблемами современности;

- изучение культуры, быта, особенностей жизненного уклада и художественных традиций народа на примере этнографических, фольклорных, художественных произведений.

3. Комплект учебно-методических пособий.

4. Критерии и уровни, оптимально обеспечивающие весомость и эффективность эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к произведениям фольклора, раскрывающие художественно-эстетический смысл и значение народного творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в образовательно-воспитательном процессе Даггоспедуниверситета, на научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития художественного и педагогического образования в г. Махачкале, а также в

ходе чтения лекций в Даггоспедуниверситете.

Материалы исследования внедрены в практику обучения в лицее № 35 п. Ленинкент, школах № 12 г. Махачкалы, сел Ахты и Джаба Ахтынского района Республики Дагестан.

Автором разработано и подготовлено к изданию учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графических факультетов «Фольклор как средство эстетического воспитания школьников».

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, характеризуется научный аппарат, выделены объект и предмет, цель и задачи, соответствующие гипотетическим положениям, описаны методологические и теоретические основы и использованные методики и методы, сформулированы основные научные положения, их новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты эстетического воспитания школьников средствами народного творчества» осуществляется психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников средствами фольклора, раскрывается эстетический потенциал фольклора народов Дагестана в воспитании школьников.

В приобщении школьников к эстетике народного творчества особое значение имеют раскрытие внутреннего творческого потенциала фольклора и отражение в нем общечеловеческих ценностей: доброты, любви, красоты, гармонии. Знания о ценностях культуры народного творчества в период школьного обучения особенно необходимы для детей, которые проходят психологически сложный период развития чувств.

Педагогические исследования убедительно свидетельствуют о положительном развивающем влиянии использования народного творчества в преподавании изобразительного и декоративно- прикладного искусства соответствующего регионального компонента художественной педагогики.

Что касается педагогического аспекта, то, как свидетельствуют теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни детей и подростков. Естественно и логично, что самая приоритетная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно- эстетическомуобразованию, т.е. циклу учебных дисциплин соответствующего профиля. Проблемы эстетического воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Существуют работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач решаемой проблемы, таких авторов, как А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.

Фольклор отражает духовно-нравственные, эстетические процессы через человека, что и определяет их возможности воспитательного воздействия на школьников. Воспитывая у них уважительное отношение к

традициям фольклора, имеющим художественную эстетическую значимость,формируемнравственное отношение к культурному наследию своего народа. Важно отметить, что под эстетическим воспитанием понимается, прежде всего, пробуждение в учащихся творческого начала, формирование эстетического отношения к явлениям жизни, системе общечеловеческих ценностей. Роль фольклора в современной жизни и использование его потенциала в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делают проблему изучения фольклора в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его специфических возможностей считаются первоочередными в процессе эстетического воспитания школьников.

Однако на настоящий момент приходится с глубоким сожалением констатировать, что фольклор не осознается в полной мере как специфическое явление культуры. Он не стал неотъемлемым органическим элементом системы как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования учащихся средней общеобразовательной школы, тогда как воспитательный потенциал фольклора безграничен. В процессе приобщения школьников к эстетике народного творчества видим источник развития деятельности учащихся через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, отражение общечеловеческих ценностей: доброты, любви к красоте, гармонии.

В процессе приобщения школьников к произведениям фольклора необходимо учитывать психологические, индивидуальные особенности восприятия детьми окружающего мира, так как для них важны в этом возрасте сиюминутные образные впечатления. Поэтому необходимо сформировать у учащихся чувство истории конкретного периода с помощью произведений фольклора, опираясь прежде всего на чувства, мир эмоций и впечатлений. Учащиеся хорошо воспринимают и усваивают лишь ту конкретную наглядную, образную информацию, которая выражена через их впечатление, если они не имеют к этому непосредственного отношения, плохо воспринимают и быстро забывают. Психологи утверждают, что дети младших классов не способны к длительному занятию одной и той же художественной деятельностью. Необходимо варьировать, импровизировать, менять задания,ставить задачи творческого характера. Как творчество народного мастера и его талант проявляются в неожиданной интерпретации, так варьируя традиционное, всегда поражает свежестью и непосредственностью. Изменчивость образа имеет свою динамику то в цветовой композиции, то в ее ритмах и в пластическом строе произведения. Все эти качественные образования в создании образа ассоциируются с богатством форм предметного мира, приводят к преобразованию идеи, содержания образа. Процесс этот в народном изобразительном искусстве аналогичен устному фольклору. И здесь очень важно в создании художественного образа использовать творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровизации).

Развитие памяти ребенка повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является

началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится более творческим, логичным и богатым.

Сказанное приводит нас к очень важному выводу о том, что все принципы изучения искусства, фольклорного материала должны соответствовать особенностям творческой структуры народного искусства. И это существенно отличает народное искусство от творчества академического, народного мастера как творца от художников индивидуализированного творчества.

Изучение фольклора народов Дагестана в

образовательно-воспитательной деятельности также имеет свои специфические особенности, связанные прежде всего с различными жанрами в культуре многочисленных народностей.

В фольклоре народов Дагестана отражаются не только специфика исторического развития народа, состояние его культурного уровня, особенности традиционной экономики и социальных отношений, взаимосвязь и контакты с ближними и дальними соседями, но и вырабатывавшиеся веками концепции художественных традиций, обычаев, обрядов, категории этики и морали, ценностные ориентации. Являясь носителем бытовой традиции, фольклор не может не составлять части целого, призванного рассматривать, изучать и анализировать традиционно-бытовую культуру народов-этносов.

Несмотря на то, что фольклорные произведения включены в программы, учебники, надо отметить, что изучение фольклора в школе и его роль в эстетическом воспитании находятся не на должном уровне. Несомненно, как предмет школьного обучения фольклор — явление специфическое.

Ярко и образно выражено в пословицах и поговорках горцев Дагестана веками кристаллизовавшееся эстетическое сознание народа. Судя по пословицам и поговоркам, на первый взгляд кажется, что горцы недоверчиво относятся к красоте, бессильной и беспомощной в удовлетворении их насущных материальных потребностей. Внешняя красота всегда привлекательна, если она является проявлением внутренней гармонии — равновесия сил и здоровья в сочетании с душевной красотой.

Фольклор народов Дагестана занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции: эстетическую, воспитательную, познавательную.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у школьников художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства школьника с окружающим миром и приемами эстетического восприятия и творчества.

Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации, разнообразной художестВенно-эстетическойдеятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Во второй главе «Экспериментальное исследование эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к фольклору Дагестана» раскрываются содержание, условия, цели и средства эстетического воспитания школьников средствами фольклора, экспериментально рассматривается приобщение учащихся школ к произведениям фольклора в процессе эстетического воспитания школьников, анализируется эффективность реализации потенциала фольклора в эстетическом воспитании школьников. С учетом специфики фольклора народов Дагестана, используя результаты анализа недостатков, имеющихся в эстетическом воспитании по рассма!риваемой проблеме, нами разработаны условия, пути, формы и методы воспитания художественной культуры школьников в процессе учебной деятельности. В процессе создания условий, путей и форм работы мы опирались на принципы общей дидактики: систематичность и последовательность, индивидуальный подход в эстетическом воспитании. Рассматриваемые нами принципы связаны, прежде всего, со спецификой особенностей фольклора, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности. К ним мы относим следующие положения:

• тесная взаимосвязь всех жанров фольклора, способствующего образному художественному познанию окружающей действительности;

• целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса, формирование и развитие у школьников эстетических чувств и убеждений в процессе изучения произведений народного творчества;

• отношение к фольклору как важному средству эстетического воспитания школьников.

Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора на уроках изобразительного искусства следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств нравственно-эстетического воспитания и художественно-педагогического образования школьников.

Изучение и анализ деятельности школ в городах и селениях Дагестана, а именно анкетирование, беседы, систематическое наблюдение, карточки-задания, учебно-методические наглядные пособия, организация образовательно-воспитательной работы показывают эффективность использования народного творческого материала на уроках изобразительного искусства. Педагогическое исследование, в котором принимали участие более 300 учащихся школ, проводилось в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан: МОУ № 12,35 г. Махачкалы,а также общеобразовательных школах сел Ахты и Джаба Ахтынского района. При этом следует назвать главные, с нашей точки зрения, недостатки в работе учителей в области изучения фольклора:

-низкий удельный вес материала по народному творчеству в процессе эстетического воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях.

-эпизодическое и бессистемное использование фольклорных произведений на уроках дисциплин художественно-эстетического цикла;

-узко-осведомительный, преимущественно-развлекательный характер форм фольклорной работы, недостаточное освещение видов и жанров фольклора.

Средств, путей, методов эстетического воспитания в практике школы немало. Этой цели служит народный фольклор. Осуществление эстетического воспитания средствами фольклора происходит различными путями: вызвать интерес у учащихся к произведениям народного творчества путем изучения произведений различных жанров фольклора; использование на уроках изобразительного искусства конкретного фольклорного материала; вовлечение учащихся в творческую созидательную работу и др.

На основе изучения и обобщения опыта работы по рассматриваемой проблеме мы предлагаем три основных методических этапа для достижения указанной цели.

Первый этап. Приобщение школьников к фольклору, к эстетическим ценностям, произведениям устного народного творчества народов Дагестана. Создание условий и педагогических средств, а также использование системы занятий, способствующих эстетическому воспитанию школьников с помощью произведений фольклора.

Второй этап заключается в привитии школьникам интереса к национально-эстетической культуре посредством приобщения их к произведениям устного народного творчества.

Третий этап- этап закрепления навыков поведения школьников, сообразно со смыслом разных жанров фольклора, усвоение национальных обычаев и традиций, и развитие в воспитанниках национального самосознание. На основе изучения и анализа деятельности школ по рассматриваемой проблеме мы предлагаем системы занятий, в частности планы-конспекты уроков, приобщения учащихся школ к народному творчеству с помощью фольклорных произведений. Основная задача состоит в том, чтобы расширить интерес и систематизировать знания школьников о фольклоре как предмете эстетического цикла, показать возможность воспитательного воздействия на развитие эстетического воспитания школьников. При этом очень важно развить их творческое воображение, память, стимулируя этот процесс демонстрацией наглядных пособий, слайдов, фотоиллюстраций, а также разработкой эскизов, различных декоративных композиций, с использованием стилизованных форм произведений фольклора. Основной целью занятий при этом является эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к произведениям фольклора.

Опыт приобщения к фольклору на основе интеграции всех видов народного искусства, вариативности, импровизации позволит школьникам понимать национальное и общечеловеческое в. культуре народа. Важно в содержание учебных предметов художественно-эстетического цикла включать фольклор народов Дагестана как необходимую часть знаний школьников о жизни. Созданные нами условия эстетического воспитания школьников на основе использования педагогического потенциала фольклора Дагестана экспериментально апробированы в процессе проведения

констатирующего и формирующего экспериментов на базе городских и сельских общеобразовательных школ, а также образовательных учреждений различного типа.

Технология и методика реализации основных этапов педагогического эксперимента в школе предполагает, прежде всего, определение целей и задач констатирующего эксперимента, каковыми являются:

• выявление и диагностирование степени эффективности существующих условий, путей, форм и методов, способствующих эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества;

• разработка критериев, определяющих уровень знаний учащихся в области народного творчества и выявляющих степень их интереса и уважения к традиционным культурным ценностям;

• разработка системы занятий, теоретических и практических заданий, наглядно методических пособий, комплекта карточек заданий, способствующих эффективной реализации художественно-педагогического потенциала произведений народного творчества, более углубленному освоению школьниками знаний в области фольклора, развитию их художественной культуры и др.

• определение закономерностей и возможностей использования эстетического потенциала фольклора в воспитании школьников.

Констатирующий эксперимент, в котором принимали участие более 300 учащихся школ 4-7 классов, проводился в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан: №№ 12, 35, г. Махачкалы, а также в сельских школах Республики Дагестан — с. Ахты и с. Джаба Ахтынского района. В качестве диагностических заданий респондентам было предложено на примере этнографических, фольклорных, художественных произведений изучить культуру, быт, особенности жизненного уклада и традиции народного творчества, вспомнить названия произведений народного творчества Дагестана, в чем их специфика и особенности, выполнить серию практических работ (сделать с натуры наброски натюрморта, составленного из сюжета произведений фольклора Дагестана, зарисовки по памяти и по представлению, отобразить жанровые сцены и т.д.). Первоначальный уровень подготовленности школьников городских и сельских школ разный, и в результате констатирующего эксперимента выявлена картина подготовленности учащихся разных районов.

Результаты анализа позволили выделить три уровня знаний учащихся.

Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний о народно-художественной культуре и интереса к фольклору.

Средний уровень выражается фрагментарными знаниями о фольклоре и без целенаправленного использования фольклора в практической деятельности.

Высокий уровень школьников отражает глубокие знания и активный интерес к народным традициям, обычаям, фольклору. Школьники, живо ответившие на вопросы анкеты, продемонстрировали хорошие знания фольклора.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить проблемы, такие как слабое использование материала по фольклору, эпизодическое бессистемное использование фольклорных произведений в познании обучающего потенциала фольклора.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что большинство школьников не имеют полного представления об особенностях фольклора. Главной причиной слабых знаний школьников является недостаточное использование преподавателями целенаправленной системы педагогической деятельности в сфере изучения фольклора, привития чувства прекрасного.

Экспериментальные занятия проводились при непосредственном участии автора педагогического исследования, а также при помощи учителей-предметников, опиравшихся на разработанную нами методику экспериментального обучения, предоставленные нами виды уроков, учебно-методические пособия.

Новыми факторами, способствующими эстетическому воспитанию фольклором, являлись: новые педагогические условия, влияющие на активизацию творческого потенциала и развитие эстетического сознания учащихся на уроках изобразительного искусства; экспериментальная система занятий, уроков-бесед, уроков практического рисования, раздаточные материалы в виде карточек-заданий, способствующие эффективному эстетическому воспитанию школьников с помощью произведений фольклора; методы, способствующие усвоению традиционных нравственно-эстетических понятий на основе анализа произведений фольклора; использование в качестве объектов изображения образов из произведений фольклора Дагестана, традиционного быта горцев, а также фотоиллюстраций, репродукций, способствующих эффективному ознакомлению учащихся с произведениями народного творчества; сводные таблицы, определяющие в процентных соотношениях высокий, средний и низкий уровни работ учащихся, в констатирующих и формирующих классах. Необходимо отметить, что в формирующем эксперименте базовыми являлись уроки-беседы, с нашей точки зрения, наиболее полно способствующие выработке у младших школьников интереса к национально-художественной культуре и эстетическому воспитанию в процессе изучения произведений фольклора Дагестана.

Основной критерий оценки зффективности экспериментального обучения - повышение общего уровня эстетического воспитания средствами произведений фольклора, формирующего эксперимента, определяемого ростом количества практических творческих работ, выполненных на более высоком уровне по сравнению с контрольными классами, а также наличие более качественных теоретических и искусствоведческих знаний, проявление осознанного, ярко выраженного интереса к народному творчеству. Исследование уровня сформированное™ художественно-эстетических знаний и способностей в процессе проведения констатирующего и формирующего экспериментов определило результаты, представленные ниже в таблицах, выраженные в процентно-цифровом соотношении.

Таблица 1

Сводная таблица критериев и уровней оценки работ учащихся _СШ с. Джаба_ ■

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

4 класс Констатирующий эксперимент 63 24 13

Формирующий эксперимент 56 25,6 18,4

5 класс Констатирующий эксперимент 60 25 15

Формирующий эксперимент 41 27,5 31,5

6 класс Констатирующий эксперимент 58 26 16

Формирующий эксперимент 27,5 34 38,5

7 класс Констатирующий эксперимент 52 30 18

Формирующий эксперимент 22 30 48

Таблица 2

Сводная таблица критериев и уровней оценки работ учащихся

СШ № 12 г. Махачкала_

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

4 класс Констатирующий эксперимент 68 23 9

Формирующий эксперимент 62,5 23 14,5

5 класс Констатирующий эксперимент 61 23,5 15,5

Формирующий эксперимент 47,1 25,1 2827,8

6 класс Констатирующий эксперимент 50 24 26

Формирующий эксперимент 34,2 27,3 38,5

7 класс Констатирующий эксперимент 46 26 28

Формирующий эксперимент 22 31 47

Таблица 3 Сводная таблица критериев и уровней оценки работ учащихся СШ с. Ахты

Респонденты Уровни, %

низкии средний высокий

4 класс Констатирующий эксперимент 63 26 11

Формирующий эксперимент 49,3 27,2 23,5

5 класс Констатирующий эксперимент 58 26,5 15,5

Формирующий эксперимент 36 30,5 33,5

6 класс Констатирующий эксперимент 53 29 18

Формирующий эксперимент 25 33,7 41,3

7 класс Констатирующий эксперимент 46 31 23

Формирующий эксперимент 13,8 39 47,2

Таблица 4

Сводная таблица критериев и уровней оценки работ учащихся СШ № 35 г. Махачкалы _ _

Респонденты Уровни, %

низкий средний высокий

4 класс Констатирующий эксперимент 65 24,5 10,5

Формирующий эксперимент 58,7 26,3 15

5 класс Констатирующий эксперимент 63 25 12

Формирующий эксперимент 51,5 26,2 22,3

6 класс Констатирующий эксперимент 60 27 13

Формирующий эксперимент 36,2 27,5 36,3

7 класс Констатирующий эксперимент 53 28 19

Формирующий эксперимент 21,2 30 48,8

Сравнительный анализ рисунков экспериментальных и контрольных классов «до» и «после» проведения обучающего исследования наглядно показывает, что учащиеся экспериментгшьных групп по всем предложенным критериям превзошли младших школьников из контрольных групп.

Таким образом, результаты педагогического исследования, выявление и экспериментальная апробация новой методики, способствующая эстетическому воспитанию учащихся средствами произведения фольклора на уроках изобразительного искусства, свидетельствуют о несомненной эффективности предложенных нами новых педагогических условий художественно-педагогического образования учащихся школ.

Проведенное педагогическое исследование позволило изучить и определить закономерности развития художественной культуры и эстетического воспитания учащихся посредством систематизированного приобщения к фольклору, экспериментально подтвердить эффективность разработанных в работе условий, форм и методов обучения и воспитания школьников на уроках изобразительного искусства.

В заключении были сделаны выводы:

1. Содержательно значимая совокупность различных жанров фольклора, их устность, вариативность и синкретизм проявления, органичное соотношение в них коллективности и индивидуальности, позволившее сформировать в каждом ученике лучшие человеческие качества: человеколюбие, честность, трудолюбие, стремление к красоте, целеустремленность и т.п., определены нами как эстетические ценности фольклора.

2. Фольклор является ценным дидактическим материалом в духовно-нравственном воспитании школьников, образовательно -воспитательные возможности которого заключаются: в их доступности для школьников; в том, что знакомство школьников с фольклором ведет к их эмоциональному раскрепощению и психическому оздоровлению; в развитии художественного, ассоциативного мышления детей благодаря своей образности и др.

3. Разработанные автором уроки, их проведение, результаты констатирующего и формирующего экспериментов ускорили процесс эстетического воспитания школьников; способствовали развитию их творческого потенциала; содействовали целостному оптимистическому мироощущению школьников, привили бережное отношение к культурным традициям народа.

4. В процессе исследования определены критерии эстетического воспитания школьников средствами фольклора: информационно-знаниевый -наличие представлений о прекрасном и безобразном в жизни, в природе, искусстве; эмоционально-волевой — активность самовыражения в художественно-эстетической деятельности: деятельностно-поведенческий -желание сотворения добра, проявления бескорыстия при взаимодействии с людьми после знакомства с народным искусством.

5. Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальном классе увеличилось количество детей с эмоционально-ценностным отношением к природе, повысилась

познавательная активность школьников, заметен существенный рост показателей сформированное™ избирательного отношения к эстетическим ценностям фольклора. Результаты" исследования уровней эстетического воспитания школьников подтвердили целесообразность использования эстетических ценностей фольклора на уроках в общеобразовательной школе.

Опытно-экспериментальная работа по реализации эстетических ценностей фольклора в образовательном процессе подтвердила правильность ^выдвинутой гипотезы и позволила определить оптимальные условия эстетического воспитания школьников:

- духовность признана важнейшим ценностным приоритетом, пронизывающим все стороны образовательного процесса по формированию и развитию всех сфер (интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой) личности младшего школьника;

- четко обозначен образовательно-воспитательный, эстетический потенциал фольклора, с помощью которого педагог осуществляет специальный отбор фольклорных произведений, стимулирующих духовное становление школьника;

- использована специальная программа по изо, содержащая систему знаний о традициях дагестанских народов и соответствующие инновационные педагогические технологии с учетом эмоционально-психологических особенностей развития ребенка;

- совместная деятельность педагога и школьников основана на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.

Исследование показало, что у школьников при целенаправленном использовании фольклора достаточно быстро повышается эстетическое воспитание. Динамика показателей сформированности основ духовности школьников явилась своеобразным индикатором эффективности педагогических усилий по их формированию.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении эстетического воспитания школьников средствами фольклора, поставленные проблемы требуют дальнейшей детализации и уточнения. Мы полагаем, что предметом дальнейшего исследования может стать изучение эстетического воспитания школьников на примере традиций и обычаев народов Дагестана, подготовка к процессу эстетического воспитания школьников средствами народного фольклора.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Гасанова Ж.Т. Дагестанский фольклор в эстетическом воспитании школьников / Гасанова Ж.Т.// Искусство и образование. 2006. №1 (51).С. 125-130 (0,4и.л.) (входит в перечень рекомендуемых изданий ВАК РФ).

2. Гасанова Ж.Т. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников средствами произведений фольклора Дагестана/ Гасанова Ж.Т.// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - М.,2013. (0,6 п.л.) (входит в перечень рекомендуемых изданий ВАК РФ).

3.Гасанова Ж.Т., Раджабов И.М. Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников / Гасанова Ж.Т., Раджабов И.М. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 1(22). С. 32-35. (0,3 пл.)(входит в перечень рекомендуемых изданий ВАК РФ).

4. Гасанова Ж.Т. Фольклор в образовательно-воспитательной деятельности школьника / Гасанова Ж.Т. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития». Махачкала: ДГПУ, 2006. С. 107-109 (0,2п.л.).

5. Гасанова Ж.Т. Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора / Гасанова Ж.Т.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития». Махачкала: ДГПУ, 2006. С. 110-111 (0,1 пл.).

6. Гасанова Ж.Т. Эстетика народного творчества Дагестана в воспитании школьников/ Гасанова Ж.Т.// Сборник статей Международной научной практико-ориентированной конференции «Педагогика и психология формирования личности профессионала» (29-30 апреля 2010 г.). М., 2010. С. 200-203 (0,2 п.л.).

7. Гасанова Ж.Т. Приобщение учащихся школ к произведениям народного фольклора в процессе эстетического воспитания в школе/ Гасанова Ж.Т. // Гуманизация художественно-педагогического образования: региональный подход. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 12-13 ноября 2010 г./ под ред. И.М. Раджабова, П.Н. Магомедовой, С.Р. Дамадановой. М., 2010. С. 161-164 (0,2 п.л.).

8. Гасанова Ж.Т. Народный фольклор Дагестана в эстетическом воспитании школьников / Гасанова Ж.Т. // Гуманизация художественно-педагогического образования: региональный подход. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 12-13 ноября 2010 г. / под ред. И.М. Раджабова, Г.Ш.Маго медовой, С.Р. Дамадановой. М., 2010. С. 164-166 (0,1 п.л.).

9. Гасанова Ж.Т. Эстетическое воспитание и художественное образование школьников средствами фольклора Дагестана / Гасанова Ж.Т. // Методология художественно педагогического образования в глобальном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов. М., 2012. С. 217-222 (0,4 п.л.).

10. Гасанова Ж.Т., Раджабов И.М. Народный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся школ / Раджабов И.М., Гасанова Ж.Т. Махачкала: ЯгеО-РКЕБЗ, 2011.130 с. (10,8 п.л.).

Подписано в печать 19.08.2013г. Формат 60x841/16. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. 367000, РД, г.Махачкала, ул. С.Стальского 50 Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164 E-mail: alefgraf@mail.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гасанова, Жасмина Тимуровна, Махачкала

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201361328

ГАСАНОВА Жасмина Тимуровна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель —

доктор педагогических наук, профессор И.М. Раджабов

МАХАЧКАЛА - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА...........................................................................12

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников средствами фольклора.........................................12

1.2. Эстетический потенциал фольклора народов Дагестана в воспитании школьников.........................................................................28

Выводы по первой главе............................................................63

ГЛАВА 2. ЭКСПРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ФОЛЬКЛОРУ ДАГЕСТАНА.............65

2.1. Содержание, условия, пути и средства эстетического воспитания школьников средствами фольклора............................................................65

2.2. Приобщение учащихся школ к произведениям фольклора в процессе эстетического воспитания школьников.......................................................75

2.3. Анализ эффективности реализации потенциала фольклора в эстетическом воспитании школьников............................................................115

Выводы по второй главе.......................................................... 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................132

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................135

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................145

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время духовное, эмоциональное, художественное развитие подрастающего поколения непосредственно связано с их эстетическим воспитанием, которое можно обозначить как формирование определенного эстетического отношения индивида к реальной действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в бескрайнем мире эстетических ценностей в строгом соответствии с представлениями об их характере, который сложился в конкретном обществе, приобщение к этим культурным, художественным ценностям. В педагогической деятельности эстетическое воспитание пронизывает глубину мышления школьника, а также все сферы его жизнедеятельности, характер избирательности, тонкость чувств, способность к восприятию народного художественного творчества.

Основную роль целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося сегодня выполняет народное художественное творчество и, в первую очередь, фольклор. Именно в фольклоре концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному, народному оригинальному своеобразию предметного мира. Яркий художественный поэтический язык фольклора воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям и истории своего народа, формирует отношение к национальным обычаям и обрядам.

В последние годы научный интерес к проблеме фольклора в эстетическом воспитании учащихся школ существенно возрос.

Прогрессивные педагоги Я. А. Коменский, Ф. Фребель, К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Каптерев в разное время были собирателями и пропагандистами детского фольклора и всегда считали, что в основе воспитания детей должны лежать национальная культура и традиции народа.

Изучению и анализу воспитательной роли фольклора посвящены работы таких специалистов, как Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, О. И. Капица, В. Г. Бойко, А. Ш. Гашимов, В. Ф. Афанасьев, Э. И. Литвин и др.

Возможности фольклора как источника воспитания раскрыли в своих исследованиях А. Ф. Назаревич, С. М. Хайбулаев, А. Г. Булатова, В. Е. Гусев, Ф. И. Буслаев, В. С. Гудков, С. Г. Лазутин и др.

Значительный вклад в освещение проблемы и разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности, внесли в свое время ученые-педагоги А. В. Бакушинский, Д. Б. Кабалевский, В. С. Кузин, Б. М. Неменский и др.; психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. С. Кузин, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев и др., по эстетике: М. Г. Каган, Н. И. Киященко. Они рассматривали народное искусство и творчество как важный компонент в жизни подрастающего поколения и как действенное воспитательное средство.

При этом мы в основном опирались на педагогические исследования, касающиеся содержания различных методов эстетического воспитания средствами изобразительного и народного художественного творчества, которые были разработаны достаточно полно в трудах Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Н. В. Сокольниковой, М. М. Байрамбекова, Т. С. Комаровой, И. М. Рад-жабова, 3. М. Магомедовой, А. М. Магомедова, С. Р. Дамадановой, Ш. А. Мирзоева, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

В свете сказанного надо признать, что эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора в школе находится еще на начальном этапе изучения и испытывает определенные трудности. Безусловно, сказывается длительное забвение темы, отсутствие публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта учителей, призванных использовать возможности эстетического воздействия на школьника с помощью произведений фольклора.

Приходится также признавать, что фольклор не осознается в достаточной мере как специфическое явление художественной культуры, которое может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира в эстетическом воспитании школьников. Кроме того, недостаточно учитывается стабильность его многовекового культурного развития, преемственность позд-

них и ранних художественных эстетических традиций. Сказывается также не в полной мере теоретическая подготовленность учителей и отсутствие учебно-методического комплекса для приобщения учащихся к произведениям фольклора, системы консультаций с фольклористами. Педагогический потенциал фольклора в эстетическом воспитании школьников еще недостаточно изучен и исследован. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания, позволило нам выявить существующие противоречия между достаточно разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему. В практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по воспитанию эстетической культуры путем использования средств народного творчества.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к произведениям фольклора и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы в науке.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• потребностью современного общества в учителе, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание школьников и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на произведениях фольклора;

• высокой социальной значимостью произведений фольклора в эстетическом воспитании школьников и неадекватными современными условиями, интеграции этих двух областей культуры народа в школе;

• наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного воспитания учащихся путем использования средств фольклора;

• большим потенциалом средств фольклора в эстетическом воспитании школьников и отсутствием методических средств их реализация в шко-

ле.

Это противоречие позволило выделить проблему исследования, которая заключается в интеграции эффективных условий и средств фольклора и эстетического воспитания школьников, что определило тему исследования.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами фольклора.

Объект исследования - эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования - содержание и условия использования средств фольклора в эстетическом воспитании школьников.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора будет наиболее весомым и эффективным при:

- изучении и анализе особенностей произведений фольклора с учетом национально-художественных традиций;

- обеспечении в учебно-воспитательном процессе эстетического воспитания школьников на основе использования традиций фольклора народов Дагестана.

- использовании эстетического потенциала произведений фольклора в учебно-воспитательном процессе как средства воспитания школьников;

- обеспечении процесса эстетического воспитания школьников учителями с этнокультурной подготовкой.

Задачи исследования:

1. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, определение перспективы эстетического воспитания школьников.

2. Выявление и оценка эстетического потенциала фольклорных произведений и возможностей их использования в эстетическом воспитании школьников.

3. Разработка системы занятий и учебно-методических комплектов с учетом традиционных особенностей фольклора народов Дагестана, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

4. Обоснование условий реализации педагогического потенциала

фольклора в эстетическом воспитании школьников и проверка их эффективности экспериментальным путем.

Методологическую основу исследования составили:

- идея воспитания человека в контексте культуры (Е. В. Ильин, Е. В. Бондаревская, Н. И. Киященко, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Т. П. Малькова, А. И. Разумный, И. Б. Котова, В. Я. Нечаев);

- принципы и подходы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских ученых (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, П. Ф. Флоренский), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где индивид выступает в качестве эпицентра.

Теоретической основой исследования являются труды в области педагогики и психологии:

- по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Ю. Б. Алиева, Б. Т. Лихачева, В. С. Кузина, Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Н. П. Сакулиной, Г. П. Новиковой, Т. Н. Дорониной, И. М. Раджабова;

- по вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, культуру и быт дагестанцев (А. К. Алиев, А. М. Магомедов, И. И. Асланов, Р. М. Магомедов и др.), содержание этнопедагогики и методические основы реализации различных народных художественных традиций в воспитании детей (В. Ф. Афанасьев, И. А. Богданова, Б. О. Кадыров, А. Л. Бугаева, 3. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, А. Н Нюдюрмагомедов, Б. Б. Шейхова, И. М. Раджабов, И. А. Шоров и др.);

Для решения поставленных задач в работе и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- анализ педагогических явлений;

- изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме;

- опрос (беседа, интервью, анкетирование, тестирование);

- экспертная оценка;

- наблюдение;

- моделирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической и статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Базой исследования были определены средние школы № 12 г. Махачкалы, лицей № 35 п. Ленинкент и общеобразовательные школы с. Ахты, Джаба Ахтынского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) в ходе теоретического анализа психолого-педагогической, философской и специальной литературы были уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлены интерес и научный уровень учащихся к народному творчеству, а также роль фольклора в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2006-2007 гг.) подготовлена научно-методическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее весомые и эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к культуре средствами фольклора.

На третьем этапе (2007-2013 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы и разработаны условия приобщения к народному творчеству с учетом специфики произведений традиционного фольклора, осуществлены систематизация, анализ и обобщение результатов настоящего исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении и оценке эстетического воспитательного потенциала фольклора, в совершенствовании эстетического воспитания школьников;

- в создании и экспериментальной проверке условий и педагогических

средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников средствами фольклора;

- создании учебных пособий, методических разработок уроков, комплекта учебно-методических наглядных пособий, способствующих эстетическому воспитанию школьников с использованием материала фольклора Дагестана.

Теоретическая значимость исследования:

- дано научно-теоретическое обоснование необходимости использования средств фольклора в практике эстетического воспитания школьников;

- выявлен педагогический потенциал фольклора, раскрывающий смысл и значение эстетических свойств его произведений, являющихся неотъемлемой частью педагогического процесса.

Практическая значимость исследования состоит в:

- возможности организации эстетического воспитания школьников на фольклорных традициях;

- возможности способов отбора фольклорных материалов для эстетического воспитания на уроках литературы, изобразительного искусства, во внеклассной работе;

- распространении выявленных условий использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся в дагестанских школах и в условиях других регионов России, где широко и полно представлено культурно-историческое и художественно-творческое фольклорное наследие народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются аргументированностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетический потенциал произведений фольклора, выражающий художественно-эстетический смысл народного творчества.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность эстетического воспитания школьников с помощью творческого потенциала фольклора:

- изучение и творческий анализ художественно-эстетических особенностей произведений фольклора;

- использование в учебном процессе элементов различных видов традиционного художественного творчества;

- вовлечение школьников в самобытный творческий процесс художественно-эстетической самореализации средствами фольклора;

- выявление связи тематики художественных произведений и фольклорных исследований с актуальными проблемами современности;

- изучение культуры, быта, особенностей жизненного уклада и художественных традиций народа на примере этнографических, фольклорных, художественных произведений;

3. Комплект учебно-методических пособий, интегрирующих эстетический потенциал фольклора и способы эстетического воспитания школьников.

4. Критерии и уровни, оптимально обеспечивающие весомость и эффективность эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к произведениям фольклора, раскрывающие художественно- эстетический смысл и значение народного творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в образовательно-воспитательном процессе Даггоспедуниверситета, на научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития художественного и педагогического образования в г. Махачкале, а также в ходе чтения лекций в Даггоспедуниверситете.

Материалы исследования внедрены в практику обучения в лицее № 35 п. Ленинкент, школах № 12 г. Махачкалы, сел Ахты, Джаба Ахтынского района Республики Дагестан.

Автором разработано и подготовлено к изданию учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графических факультетов «Фольклор как средство эстетического воспитания школьников».

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО