Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тулепов, Лесбек Абдешович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения"

На правах рукописи

ТУЛЕПОВ ЛЕСБЕК АБДЕШОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

у янв т

ДУШАНБЕ-2013

005544963

Работа выполнена в Институте развития образования Академии образования Таджикистана

Научный руководитель: Исломов Озод Азимович-

доктор педагогических наук, профессор, декан художественно-графического факультета ХГУ им. акад. Б. Гафурова

Официальные оппоненты: Зубайдов Убайд -

доктор педагогических наук, академик АОТ, профессор, главный специалист отдела политики образования Академии образования Таджикистана

Дододжанов Акрам Ахмеджанович

кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра науки и инновации Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни

Ведущая организация: Курган-Тюбинский государственный

университет им. Носира Хусрава

Защита состоится «28» декабря 2013 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук при Академии образования Таджикистана по адресу: 734024, Республика Таджикистан, г. Душанбе, улица Айни, 45.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (www.aot.tj).

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ ууууу/.геГега! vak@mon.gov.ru 27 ноября 2013 г.

Автореферат разослан «27» ноября 2013 г.

Ученый секретарь УаА^

д.п.н., профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Новая концепция образовательной системы Республики Казахстан и стран постсоветского пространства, в том числе Таджикистан, предполагает качественно иной подход к достижению гарантированного уровня образования. В соответствии с переменами, происходящими в обществе, меняются цели и задачи образования, выдвигаются идеи культуросозидающей и поликультурной школы, решающей проблемы воспитания личности самобытной, целостной, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной саморегуляции поведения и принятия культур живущих рядом народов.

На необходимость совершенствования образования, повышения качества обучения, целенаправленного развития творческих способностей учащихся указывается в «Законе об образовании» Республики Казахстан.

Смена образовательной парадигмы привела к построению разных форм профессионального развития, связанных с переосмыслением самого содержания образования, его структуры и форм организации.. Именно активная творческая сторона учения недостаточно актуализирована традиционной организацией обучения. Реализуя новые принципы содержания образования, начальная школа сталкивается с необходимостью внедрения в процесс обучения инновационных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства.

В настоящее время в Казахстане и других стран содружества идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в единое образовательное пространство. Большое внимание уделяется именно образованию, так как качественное обучение и воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире.

Проблема воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. При этом главной задачей системы образования Республики Казахстан является создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и становления личности ребёнка. Реализация этой задачи зависит от образовательных учреждений, педагогического коллектива, педагогических систем и технологий обучения, внедрённых в учебный процесс.

Социально-экономические изменения, произошедшие в "обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Задача школы - создать такие условия обучения и воспитания каждого ребёнка, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально - теоретическим, художественно -эстетическим, нравственным и эмоциональным развитием личности.

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения всё настойчивей звучит призыв к переходу на педагогические технологии. Любая технология обладает свойствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Педагогическим коллективам учебных заведений дана возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Изменилась и роль ребёнка в учебном процессе. Если в традиционной педагогике ребёнку отводилась роль объекта, то в современной педагогике к ребёнку обращаются как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Формированием творческих способностей личности посредством обучения изобразительному искусству занимались многие педагоги: И.Сманов, З.Ш.Айдарова, М.Ашуров, К.Ералин, М.Н. Дадобоева, Х.А.Джалилова, М.В.Кадирова, А.А.Азизов, М.Ж.Танирбергенов, Б.А.Нурмагамбетова, А.В.Павловский,

К.Т.Тасгимиров, С.К.Бейсенбаев, Ж.Кошенов, Л.Г.Дирксен и мн. др.

В трудах А.И.Крупнова, К.А.Славской, Д.Б.Богоявленской, А.Н.Леонтьева, О.А.Исломова, А.Исоева и др. рассматриваются структура и динамика, связанных с этим психических процессов, а так же основные аспекты развития данной проблемы в процессе обучения и воспитания. Большое значение в исследовании выбранного нами направления имеют также труды Д.Б.Кемешева, Ж. Бейсенбекова, С. Матаевой, М.Д Ашурова, Б.А. Нурмагамбетоаой, в которых рассматриваются движущие силы, условия и механизмы детского творчества.

Обществу в современных условиях нужна творческая личность с системным, творческим мышлением. Превращение ребёнка в творческую личность зависит, как уже указывалось выше, от технологии педагогического процесса и мастерства педагога. В «модели современного учителя», которую предлагает д.п.н., профессор М.Н.Сарыбеков, одним из пунктов содержательного подхода её построения является и нравственная позиция учителя, которая неизбежно должна отражаться на методике его воспитательной работы. Это, в свою очередь, связано с тем, что учителю важно располагать профессиональными качествами, отвечающими способностям целей его деятельности, так и тем, что ему необходимо усвоить и иной взгляд ученика, вытекающий из современных теоретических исследований, - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности. Правильно организованный урок изобразительного искусства в начальной школе может помочь решить проблему формирования творческих способностей ребёнка.

Сегодня встаёт вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию и развитию подрастающего поколения, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой. Поэтому научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве, способствовать развитию творческого потенциала учащихся является чрезвычайно важной задачей.

Изучение практики работы в общеобразовательных школах показывает, что характер обучения и воспитания средствами изобразительного искусства отмечен недостатками в художественном образовании самих педагогических кадров. Большинство педагогов испытывают трудности в осуществлении поиска организационных форм на уроках изобразительной деятельности не только для повышения эффективности усвояемости знаний и умений, но и для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

Феномен человеческого разума требует постоянной подпитки для оптимизации творческого поиска, который обеспечивается такой технологией как мозговой штурм. Дети не являются исключением. Поэтому проблема в формировании творческих способностей, является одной из главных и актуальных задач общеобразовательной школы. Самое важное - ещё со школьного возраста привить у ребёнка любовь к искусству, что является основной сутью его природы.

Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью организации учебного процесса на уроках изобразительной искусства в начальной школе по формированию творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике.

Преодоление противоречия между учебным процессом и теорией, а также выявление педагогических условий, которые могут исправить существенные недочёты, сложившиеся в педагогической практике, обусловили выбор темы исследования - «Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения».

Разрешение противоречия и выявление педагогических условий для методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий как средство формирования творческих способностей младшего школьника составляют проблему нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке структуры организации уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей учащихся.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников изобразительному искусству по формированию их творческих способностей.

Предмет исследования - методика организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей детей начальной школы.

В основу исследовательской работы была положена следующая гипотеза - если разработать методику и систему организации и проведения уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий, то всё это позволит обеспечить формирование творческих способностей учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1.Уточнить сущность понятий «творческий потенциал», «инновационные технологии».

2.Раскрыть педагогические условия и методику организации уроков изобразительного искусства в развитии творческого и эстетического потенциала учащихся.

3.Выявить условия формирования творческих способностей школьников начальных классов с использованием инновационных технологий при анализе содержания предмета изобразительного искусства.

4.Разработать модель системного подхода к организации уроков изобразительного искусства и методику проведения уроков с использованием инновационных технологий как основы формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

5.Составить научно-обоснованные рекомендации учителям общеобразовательных школ по формированию творческих способностей учащихся начальной школы средствами методики изобразительного искусства.

Ведущая идея исследования: Хорошо отлаженная методика организации уроков изобразительного искусства в сочетании с элементами традиционной системы обучения и инновационных технологий способствует формированию творческих способностей учащихся начальных классов, обеспечивая повышение качественного результата процесса обучения и сохранение их творческого потенциала.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения, раскрывающие сущность творческого развития ребёнка в условиях школы значимости искусства в её духовно-творческом формировании и философском аспекте; современные концепции и теории обучения в формирование творческих способностей детей; теория личностно - ориентированного подхода в обучении; теория воспитывающего и развивающего обучения; учение о всестороннем и гармоничном развитии личности, теория поэтапного формирования знаний и умений у школьников и пр.

Источники исследования: труды философов, психологов, художников — педагогов по проблеме исследования. Закон РК «Об образовании» РК (1999г.), «Концепция развития образования Республики Казахстан (20042005гг.), программа по изобразительному искусству общеобразовательных школ (2003г.), учебники по изобразительному искусству для начальных классов, передовой педагогический опыт учителей - новаторов, методистов, а также опытно-экспериментальная работа автора.

Этапы и методика исследования:

На первом эг?пе (2005-2007 гг.) проводилось изучение состояния условий развития творческих способностей ребёнка, развитие и сохранение творческого потенциала через уроки изобразительного искусства, анализ литературы по проблемам художественного обучения учащихся, определение методологической базы исследования, гипотезы и организации исследования. На данном этапе осуществлен анализ

философской, психолого-педагогической литературы, учебных и творческих работ учащихся, эмпирическое наблюдение, сравнение и моделирование обучающего процесса путём анализа педагогической литературы, наблюдаемого и организуемого в процессе художественного обучения и воспитания. Начало исследовательской работы положено в начальной школе №35 г. Павлодара.

На втором этапе (2008-2010 гг.) - проводилось уточнение заложенных в гипотезе условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей детей, разработка методики экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся с развитием и сохранением их творческого потенциала. Использования методов анкетирования, бесед, оценочных суждений, наблюдения, самооценки, отработки экспериментальных оценок и определенных заданий.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по теме исследования, проводилось обобщение результатов эксперимента, вносились необходимые корректировки и исправления, формулировались выводы, разрабатывались научно-метоДические рекомендации по изобразительной грамоте. Использовались методы сравнения и обобщения.

Базы исследования: СШ №№ 8, 20, 34, 37 г. Шымкента ЮКО, СШ №№21,27 г. Павлодара в параллелях с первого по четвёртые классы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -теоретически уточнена сущность понятий «творческий потенциал», «творческие способности», «инновационные технологии»; -на научно-теоретической основе определены роль и задачи художественного обучения и воспитания в формировании творческих способностей учащихся начальных классов;

-определены и экспериментально обоснованы педагогические условия организации и поведения уроков изобразительного искусства по формированию творческих способностей учащихся начальных классов при использовании инновационных технологий;

-изучены показатели по развитию творческих способностей учащихся в содержании учебных предметов изобразительного искусства в начальных классах;

-разработана структурная модель организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников; -с научно-теоретических позиций определена методологическая система организации уроков изобразительного искусства в начальных классах с использованием инновационных технологий как фактор формирования творческих способностей младшего школьника.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и теоретико-практическом обосновании психолого-педагогических условий внедрения в процесс преподавания изобразительного искусства инновационных технологий обучения, выявлении объективных и субъективных факторов, обуславливающих динамические закономерности роста качества знаний, умений и практических навыков учащихся начальных классов. На основании проявления общих законов

диалектики обоснованы закономерности создания и функционирования системы уроков с использованием интегрированных, игровых и этнокультурных технологий обучения. Раскрыта зависимость эффективности системы от условий, созданных для усвоения образовательной программы всеми обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, склонностей и познавательных интересов.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке и апробации практического курса изобразительного искусства для начальных классов, разработке методических рекомендаций по использованию инновационной технологии;

- в разработке и внедрении в практику обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов системы уроков в целях развития их творческой компетенции, представленной в виде тематического планирования;

- в разработке и апробации на практике сценариев уроков изобразительного искусства для учащихся начальных классов с использованием игрозой технологии обучения;

Практический курс и методические рекомендации по формирования творческой самостоятельности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием игровой и этнокультурной технологий обучения могут быть широко использованы учителями в практике работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Уточнение сущности понятий «творческий потенциал», «творческие способности», «инновационные технологии».

2,Обоснование создания педагогических условий для системы и методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных педагогических технологий для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

3.Теоретико-экспериментальное обоснование структурной модели организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников;

4.Теоретическое и практическое обоснование формирования творческих способностей младших школьников через методику организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий.

Достоверность научных результатов подтверждаются методоло-гической обоснованностью проведённого исследования, логичностью научного аппарата, целью и задачами исследования, опытной проверкой теоретических положений в ходе эксперимента, использованием апробированных методов исследования и обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём: -обсуждения на республиканских и международных конференциях (Павлодар, Новосибирск, Пенза, Шымкент, Омск, Семипалатинск 20032008гг.); - публикации методических разработок по теме исследования; -подготовки и обсуждение докладов на международных научно-практических конференциях: «Наука и образование в 21 веке: динамика развития в Евразийском пространстве» (Павлодар, 2006), «Актуальные проблемы педагогического образования» (Шымкент, 2006), «Новое в искусстве и дизайне» (Павлодар, 2006), «Цивилизация и глобализация

духовных ценностей Средней Азии и Казахстана» (Шымкент, «Отырар», 2007), Международная научно - практическая конференция (Пенза, декабрь, 2007), «Социально - гуманитарное направление в парадигме современного образования» (Павлодар, 2007), «Инновационные технологии в системе педагогического образования» (Шымкент, 2007); «Инновации в педагогическом образовании» (Омск, 2008), Материалы международной научно-практической конференции - «Приоритетные направления науки, технологии и техники (2009 г.), Университеты XXI века: инновационные и новые технологии (Алматы, 2012).

Структура диссертации определена логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена её проблема; определены характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методика и база исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе - «Теоретические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - раскрываются философские, социальные и психолого-педагогические обоснования проблемы исследования, мировоззренческая и воспитательная роль искусства в становлении творческой личности учащихся. Рассмотрены педагогические условия и принципы методологической системы организации уроков ИЗО как источника творческого потенциала школьников начальных классов. Определены особенности условий организации уроков в развитии творческих способностей учащихся через национально-прикладное и изобразительное искусство, намечены пути и средства формирования творческих способностей младшего школьника.

Во второй главе - «Опытно - экспериментальная работа по формированию творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - дан анализ педагогического эксперименталпо формированию творческих способностей учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства. Раскрыта и проанализирована программа по «Изобразительному искусству» в начальной школе и учебники по рисованию для начальных классов. Представлено содержание опытно - экспериментальной работы, методологическая система организации уроков изобразительного искусства, динамика роста и методические рекомендации по формированию творческих способностей младшего школьника средствами изобразительного искусства. Обобщены основные результаты опытно - экспериментальной работы.

В заключении подведены итоги исследования, раскрыты основные положения, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы, намечены перспективы исследования.

В приложении представлены отдельные материалы экспериментальной работы, даны разработки уроков по изобразительному искусству.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, цель и задачи исследования, выделена теоретико-методологическая основа исследования, дана характеристика основных этапов работы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования творческих способ-ностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства. В главе дается определение сущности творческих способностей, педагогических инноваций, указываются типы инновационных подходов к обучению, раскрываются специфика и особенности инновационного обучения, смысл понятия «нововведения в педагогической системе», такие пути ее совершенствования на уроках изобразительного искусства в начальных классах, способы оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Автор отмечает, что в современных условиях социально-экономического развития общества, реформирования системы начального образования происходит переосмысление пройденного пути, переос-мысливаются также и устаревшие методы, ведётся поиск новых решений. Общественный прогресс выступает, прежде всего, как процесс активного усвоения и преумножения человеком культурных ценностей, а также возрождения гуманизации общества. Важную роль в решении всех этих проблем играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, и особенно в младшем звене общеобразовательной школы, где закладываются основы мировоззрения и миропонимания малышей. Встаёт вопрос о переоценке ценностей в художественном детском творчестве. Расширяя круг Новых ценностей в художественном детском творчестве, а так же, в области живописи, с применением различных техник, способов й приёмов.

Одной из самых актуальных тем современной школы на сегодняшний день - это проблема творческих способностей и общего развития школьника, где первоосновой база начальной школы. Всё это нуждается в теоретическом анализе и практическом обосновании, где, прежде всего надо рассматривать понимание самой проблемы творческих способностей, а также общего развития младшего школьника

Рассматривая пути и возможности использования педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в начальных классах, обосновывается актуальность их использования в преподавании изобразительного искусства, как одного из эффективных путей решения поставленных задач, формулируются соответствующие педагогические условия. Диссертантом предлагается модель обучения изобразительному искусству с использованием инновационной технологии в целях формирования когнитивной компетенции учащихся младшего школьного возраста.

В главе автор отмечает, что для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание его нравственному и физическому совершенствованию, уделить внимания на развитие эмоциональной сферы, художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста. Именно начальная школа закладывает в ребёнке то бесценное зерно творческой осмысленной активности, которое мы привыкли называть «творческим мышлением».

Отвечая на вопросы - что такое творчество, как проявляются творческие способности, автор исходит из положения о том, что эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой атмосферы в школе. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. При использовании на уроках изобразительного искусства инновационных технологий обучения осуществляется содержательный анализ понятия «изобразительная деятельность» и систематизируется педагогический опыт формирования творческих способностей учащихся средствами изобразительной деятельности. В ходе рассмотрения важной роли изобразительной деятельности в психологическом развитии ребёнка убедительно показанной многими исследователями: А.В.Запорожцем, В.С.Мухиной, Т.В.Назаровой, Д.Н.Узнадзе, В.А.Левина, Е.А.Рожковой, О.А.Исломовым.

В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения изобразительной деятельности, которое давало бы дополнительное представление об её специфике, задачах, функциях и средствах. Наиболее содержательным в этом отношении можно считать такое определение, где изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своих отношений к изображаемому. Изобразительная творческая деятельность - это процесс объективизации человеком с помощью разнообразных средств, мнений, эмоций (чувств) и намерений, как элементов сложившегося в сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа.

В работе предлагается следующее определение понятия «творческие способности»: наследственно обусловленные художественные задатки непрерывно изменяются в процессе социализации ребенка в начальной школе и развиваются при определенной методической системе в творческие способности. В понятие «творческие способности» включены понятия «творчество» и «творческий потенциал».

Исследование подтверждают предположение о том, что каждый ребенок одарен всеми психофизиологическими качествами, и, при создании определённых условий, может развивать их в себе. При благоприятных условиях, каждый ребенок может проявить себя как одаренная, творческая личность. Поэтому задача современного начального образования состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей природной способности младших школьников, создать методику работы не только с ярке заявляющими о

себе талантами, но и обеспечить педагогические условия для творческого их проявления.

В главе отмечается, что развитие творческих способностей и мышления детей представляется в следующей последовательности:

1. Ребёнок наследует от рождения остроту зрения, различие цветов и оттенков, а также художественные задатки (природные предпосылки развития способностей). Поэтому источником развития задатков и формирования способностей является деятельность, в которой ребенок включается с самого раннего детства. Необходимо уже в раннем возрасте ребенка обратить внимание на художественные задатки, так как они способствуют развитию творческого начала, и приложить все усилия на дальнейшее развитие способностей.

2. Активность развития и формирования способностей школьников определяется целенаправленностью обучения и воспитания детей в школе, в процессе чего открываются широкие возможности в развитии творческого мышления. Обеспечить формирование творческих способностей младшего школьника возможно лишь при пересмотре координат в их художественно-эстетическом воспитании и образовании с целью формирования определенной системы в развитии его творческих способностей на основе задатков, заложенных природой.

В качестве педагогических условий формирования творческой способности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства отмечается следующее:

1) Надо исходить из уже проявленных ребенком способностей. Выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, т.е. уже заметен достигнутый уровень развития. Если ребенок располагает определенными знаниями, то еше нельзя судить о том, будет ли он в будущем великим специалистом в этой области. Знание уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа, оно позволяет составить суждение по поводу дальнейшего развивающего стимулирования способностей.

2) Максимально использовать золотой ключик - интерес.

Развитие творческих способностей обязательно связано с самостоятельной деятельностью младшего школьника. Поэтому, чтобы добиться определенных успехов и приобрести некоторые навыки, он должен^ отождествлять себя с поставленной этой деятельностью целью. Данный пример уникального поведения детей в раннем возрасте очень убедителен. Чем сильнее интерес, тем, как правило, интенсивнее, шире и глубже творческое развитие. Следовательно, силу интереса надо уделять особое внимание. Средняя заинтересованность в лучшем случае может привести к развитию способностей.

3) Для достижения больших успехов необходима мотивация.

Цель каждого действия, развивающего или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиться в определенной области необычайных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия. С детства надо постоянно расширять мотивацию к большим достижениям. Младший школьник привыкает на основе уже

достигнутого успеха, постоянно стремиться к все более важным целям. Для этого можно использовать развитую систему соревнований, например творческие кружки, небольшие конкурсы по изобразительному искусству, детские ярмарки работ. Существующее разнообразие таких соревновании делает возможным стимул развития способностей по многим направлениям.

4) Осторожно направлять процесс развития творческих, способностей.

Формирование творческих способностей требует от учителей терпеливой и упорной работы. В течение полного времени начальной школы ученика надо готовить к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться лишь в отдаленном будущем. Необходимо проследить, чтобы энергетический творческий потенциал

ребёнка тратился умеренно.

В главе особое место занимает проблема внедрения инновационной технологии на уроках изобразительного искусства. Известно, что представление об «инновационной модели» обучения в педагогике сформировалось к концу 70-х годов прошлого века. «Взрыв» новаций в области образования стал «ответом на социокультурную потребность обновляющегося общества в подготовке учащихся к самостоятельной творческой деятельности». Инновационный подход - это гуманизация обучения, преодоление формализма, авторитарного стиля, попытка учить школьников по-новому, за раскрепощение ученика (А.Адамский), свободного учителя (С.Лысенкова, В. Шаталов), превращение традиционной школы в школу развития (А.Тубельский),^ ученика в целостного человека, способного к самоорганизации (Ф.Михайлов).

В работах ряда авторов определение инновации как педагогической категории сводится к понятию новшества, новации, нововведения, а в более широком смысле - всякого изменения в системе. По мнению С.Д.Ильенковой, на практике зачастую понятия «новшество», «новация», «нововведение» отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

По мнению В.А.Сластенина под инновационными процессами принято понимать процессы создания педагогических новшеств, их освоение педагогическим сообществом и использование в практике обучения и воспитания. Ш.Т.Таубаева и С.Н.Лактионова отмечают, что адаптивность образования и учителя к современным реалиям может быть достигнута лишь переводом школы в инновационный режим развития, адекватного задачам, целям и ритму научно-технического прогресса, так как «инновационное обучение» - особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к нормативному обучению».

Диссертант придерживается определения инновации, данного И.П.Подласым: инновации (от англ. Innovation - нововведение, новация) -это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической

системе, улучшающее течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

В главе анализируется работа ряда исследователей. Автор констатирует, что основоположниками исходных понятий теории инноваций в научном мире принято считать немецких ученых В.Зомбарта, В. Метчерлиха и австрийского экономиста Й.Шумпетера. А социокультурные проблемы инноваций, социальные факторы нововве-дений, структура инновационных процессов, условия их ускорения, возможности системного подхода в их изучении рассмотрены в работах A.C. Ахнезера, В.С.Дубченко, С.В.Макарова, Е.Мухановой, Б.В. Сазонова, В.В.Сквор-цова, Н.И.Лапина, А.И.Пригожина, Н.П.Степанова, В.С.Толстого, Э.Г.Юдина и других, а также в работах ряда зарубежных авторов: Е. Мансфилда, Дж. Кларка, Ч.Фримена, Е.Роджерса, Дж.Паркера, Л.Соута, В.Брауна, К.Мюллера и др. Однако, в них определения сущности педагогических инноваций весьма противоречивы.

По справедливому замечанию Н.Р.Юсуфбековой, терминологическая неопределенность понятия инновация указывает на его теоретической не разработанности. Несмотря на растущий интерес к инновационным процессам и широту распространения понятия инновация, до сих пор не создана общая теория инновационных процессов, хотя попытки и подходы к созданию общей теории уже имеются в научной литературе.

Для успешного использования инновационных технологий обучения в преподавании изобразительного искусства в начальных классах необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать реализацию учебных задач, обозначенных диссертантом. Автором доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования».

По нашему мнению, педагогические условия также будут способствовать успешному внедрению инновационных технологий обучения в процесс преподавания изобразительного искусства. Под педагогическим условием мы понимаем внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

В главе отмечается, что современные игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных игр. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — конкретно поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и не только выделен в явном виде, но и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Под педагогическими условиями подразумевается совокупность

взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного процесса обучения изобразительному искусству с использованием инновационных технологий. В конечном счете, все это обеспечивает повышение у детей внутренней мотивации и интереса к изучению данного предмета, что существенно скажется на улучшении качества обучения, создании благоприятных условий для проявления способностей и интересов учащихся начальных классов.

Вместе с изучаемыми информационными технологиями и современной системой школы обеспечивается деятельностный подход к обучению, который позволяет быстрее и легче выполнить сверхзадачу: перевод обучающегося в режим саморазвития. Этот метод может прекрасно использоваться на уроках изобразительного искусства, особенно в разделе по дизайнобразованию.

Мы считаем, что для эффективного использования инновационных технологий обучения в преподавании изобразительного искусства в начальных классах необходимо создание педагогических условий в трех направлениях: 1-повышение квалификации учителей изобразительного искусства; 2- научно-методическое обеспечение; 3 - организация учебного процесса.

Во второй главе диссертации - «Опытно - экспериментальная работа по формированию творческих способностей учащихся на чальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - подвергается рассмотрению и анализу содержание обучения изобразительному искусству по формированию творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства. В ней дана также подробное описание опытно-экспериментальной работы по внедрению инновационных технологий обучения в практику преподавания изобразительного искусства в начальных классах в целях формирования творческой компетенции учащихся. Указываются цели и задачи констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, описываются методы и приемы проведения экспериментальной работы, приводятся результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, дается анализ динамики роста знаний теоретического материала и практических навыков учащихся начальных классов.

В главе отмечается, что в работе по художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников Казахстана на данном этапе имеется ряд существенных недостатков:

1.Традиционный путь обучения младших школьников изобразительному искусству предусматривает первоначальную отработку умений и навыков реалистического изображения вне связи с формированием художественной культуры, опирающимся на национальные и культурные особенности народа. Этот путь неизбежно ограничивает возможности влияния изоискусства на тзорческое развитие, эстетическое воспитание и культурное становление личности.

2.На практику обучения школьников изобразительному искусству механически переносится методика работы, не учитывающей специфики национальных особенностей, исторической культуры различных регионов Казахстана.

3.В новых программах достаточно отчётливо просматривается единая линия, подчиняющая себе всё многообразие содержания теоретического,

искусствоведческого видов занятий с практической деятельностью школьников, направленной на освоение конкретного художественного образа. Однако не всеми учителями улавливается эта линия, вследствие чего работа по развитию творческих способностей учащихся утрачивает целенаправленность и соответственно дидактическую и методическую ценность.

Специфика освоения любого вида искусства заключается в том, что кроме усвоения теоретических сведений важны и практические упражнения. Без регулярных целенаправленных занятий невозможно формирование чувственного восприятия, передавать свои эмоциональные и эстетические оценки того или иного явления. Здесь, на наш взгляд, необходимо:

1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством овладения образным языком изоискусства и декоративно - прикладного искусства.

2.Формировать утилитарные знания, умения, необходимые для творческого самовыражения учащихся и выражения ими эстетической оценки окружающей действительности.

3.Развивать потенциальные творческие способности учащихся посредством активизации их творческой деятельности.

^Формировать у учащихся чувство национальной гордости, патриотизма и интернационализма на основе изучения художественной культуры своего народа.

Процесс формирования эстетического восприятия состоит из следующих одно за другим звеньев, конкретно реализующих определённые изобразительные задачи, ведущие к осуществлению неразрывного единства эмоциональных и рациональных задач. Поэтому в процессе художественного обучения необходимо определить оптимальную нагрузку на младших школьников и соотносить это с конкретными психологическими особенностями каждого ребёнка. В это время необходимо давать детям чёткие установки на решение изобразительных задач, поскольку целевые установки активизирую восприятие, повышают его мобильность и избирательность, способствуют формированию изобразительных представлений.

При разработке программы «Изобразительное искусство» мы исходили из учета того, что распределение учебной нагрузки и учебного материала должно носить рекомендательный характер и не ограничивать учителя в творческом решении поставленных задач. Обращаем внимание на разделы и количество часов.

Содержание и структура предмета (всего 51 ч. по 1,5 ч. в неделю)

Учебный материал Часы по классам

1 2 3 4

Живопись 18 18 15 18

Графика 8 8 8 8

Декоративно-прикладное искусство 17 17 12 14

Лепка 8 8 8 7

Архитектура - - 8 4

Всего часов 51 51 51 51

Так, программа по курсу «Декоративно-прикладное искусство» рассчитана на формирование у детей умений, навыков в работе с разнообразными художественными материалами, получения профессиональных начальных знаний законов стилизации в декоративной композиции. Она предусматривает поэтапное знакомство с законами декоративной композиции и применение их на практических занятиях при изображении творческих композиций. Надо помнить, что принцип обучения композиции тесно связан с принципами других предметов (рисунка, живописи, скульптуры), поэтому эффективность его зависит от всей системы обучения. Это, прежде всего, знакомство с национально-прикладным искусством. Главное в развитии национального искусства в детском творчестве является, на основе обучения декоративной композиции и народного прикладного творчества, развитие способностей понимать различные формы творческого воплощения к умение применять их в декоративных композициях.

Именно в декоративной композиции осуществляется творческое развитие художественных задатков, заложенных самой природой, которые выражаются в непосредственной стилизации окружающего мира. Происходящий у детей своеобразный творческий кризис, когда изображенный ими мир, не соответствующий реальности, должен разрешиться в развитии отвлеченного мышления - анализе, синтезе, абстрагировании и обобщении изображаемых мотивов в декоративной композиции.

Или раздел по курсу «Лепка» рассчитана на формирование у детей умений, навыков в работе с художественными материалами пластилин, глина. Уроки лепки способствуют развитию творческого мышления. Работа с трехмерном пространстве способствует развитию образного мышления. Программа предусматривает поэтапное знакомство с рельефной, баральефной и объемной творческой композицией.

Раздел «Архитектура» рассчитан на формирование у младших школьников 3 и 4 классов понятий о стиле, материалах, изобразительно-выразительных средствах архитектуры. Младшие школьники должны знать памятники мировой архитектуры, архитектурные памятники Казахстана, современную архитектуру.

Для ознакомления учащихся начальных классов с профессией художника, программой предусмотрено ознакомление с произведениями отечественных и зарубежных художников, с понятием «Дизайн», посещение художественных музеев,выставок, встречи с художниками, организация конкурсов детских работ, викторин, вечеров, посвященных Творческому наследию выдающихся казахстанских и зарубеЖНых художников. ■

Новая программа по изобразительному искусству Значительно усложнила работу учителя, когда ввела беседы: по изобразительному искусству в общие разделы по живописи,'графики и т.д. Ведь теперь учитель должен успеть, за оставшееся прежним, учебном времени и объяснить новую тему с новой учебной задачей, но и познакомить ребят с произведениями искусства и их авторами. Это действительно довольно сложная задача. Кроме того, в новой программе нет всех перечисленных тем, что опять таки усложняет работу учителя, так как теряется единая

система организации уроков. В новой программе рабочие учебные задачи повторяются из класса в класс практически полостью. Это тоже не совсем удобно при организации единого учебного процесса, так как сложно определить их усложнение в зависимости от паралели.

Во второй главе подробному анализу подвергается опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства.

Отмечается, что процесс обучения изобразительному искусству, согласно программе, начинается для детей младшего школьного возраста на уроках предмета «Рисование». Дети в этом возрасте как чувствуют, так и изображают реальный мир. Но при всей своей непосредственности детский рисунок должен быть грамотным, что сделает его ещё интереснее, научит мыслить, рассуждать, анализировать.

В экспериментальной работе мы применили технологию критического мышления относительно возраста младшего школьника и обосновали предположение о том, что ребят следует направлять, не навязывая своего мнения, побуждать их к желанию поиска, рассуждать, обосновывать и обосновывать свою мысль. Уверенность в себе, хорошая база знаний, в свою очередь, побуждают младшего школьника мыслить творчески и творить прекрасное.

В экспериментальных школах мы применили вариативность аналитической формы по определению интеллектуального уровня детей. Экспериментальные исследования проходили на базе СШ №№ 8, 20, 34, 37 г. Шымкента ЮКО, СШ №№21, 27 г. Павлодара. Мы остановились на технологии критического мышления, так как данная методика не требует изменения содержания программы обучения. Ее можно внедрить на основе материала действующих учебников.

В эксперименте принимали участие все параллели по два класса в каждой. Всего 400 человек, из расчёта в среднем по 25 человек на каждый класс параллели.

Для того чтобы определить общий уровень логического мышления и творческой активности, мы провели констатирующий эксперимент, где прежде использовали методику «Четвёртый лишний» и матрицу Равенна. Кроме того, одновременно с матрицей во 2-4-х классах, мы в 1 классе давали рисунки, которые имели схожие и различные черты в своих композициях, дали задание по рисованию на тему «Сказочная птица».

Данные методики мы использовали потому, что считаем, что именно абстрактно - образное мышление играет немаловажную роль в развитии творческих способностей младшего школьника. Кроме этого, для того, чтобы решить данные нами задания, ребята должны были уметь рассуждать, обосновывать свои суждения в образном сравнении. На первой ступени исследования наша задача заключалась в определении этого уровня и, как рефлексия — передача мысли при помощи композиции «Сказочная птица».

Для того чтобы наглядно показать, что представляет на констатирующем эксперименте, и как изменяется во время методической организации и проведении урока изобразительного искусства абстрактно -

образное мышление младшего школьника, мы представили все в таблицах в процентном соотношении по отношению к количеству учащихся, по уровням и по параллелям.

На каждое задание было дано определённое количество времени, за которое ребята должны были справиться с заданием. В таблицах, представленных ниже каждый проверяемый уровень, в зависимости от степени выполненности и законченности, а так же от количественного коэффициента ребят, справившихся с заданием. Всё выражено в процентном соотношении. Для удобства восприятия, мы просчитали и представили каждую параллель в отдельные таблицы.

Параллель 1 классов:

Таблица - уровень проверяемых данных на констатирующем этапе

---------- Задание А(ш.№21) Б(ш.№21) В(ш.№28) Г(ш.№28)

I II III I II Ш I II 1И I II III

«четвёртый лишний» 18% 75% 7% 15% 77% 8% 18% 70% 12% 20% 74% 6%

Рисунок Образных композиции 25% 72% 3% 20% 74% 6% 27% 67% 6% 30% 67% 3%

Композиция «Сказочная птица» 40% 60% 0% 35% 64% 1% 40% 60% 0% 45% 55% 0%

СРЕДНИИ % 28 69 3% 13,3 71,6 5 28,3 65,6 6% 31,6 65,3 3

Параллель 2 классов

Таблица - уровень проверяемых данных на констатирующем этапе

Задание А(ш.№21) Б(ш.№21) В(ш.№28) Г(ш.Я228)

I II III I II III I II 1П I II III

«четвёртый лишний» 25% 71% 4% 17% 79% 4% 25% 73% 2% 19% ■ = 76% 5%

Матрица Равена 20% 77% 3% 17% 79% 4% 25% 72°/о' 3% 20% : 78% 2%

Композиция «Сказочная птица» 41% 56% 3% 40% 55% 5% 50% 48% 27о ЭЗГо 63% 2Уо

СРЕДНИИ % 28,6 68% 3,3 24,6 71% 4,3 33,3 64,3% 3% 24,6% 72,3% 3%

Параллель 3-х классов Таблица - уровень проверяемых данных на констатирующем этапе

Задание А(ш.№21) Б(ш.№21) В(ш.№28) Г(ш.№28)

I II III I II III I II III I II III

«четвертый лишний» - 25% 74% 2% 19% 78% 3% 30% 68% 2% 19% 77% 4%

Матрица Равена 25% 72% 3% 19% 77% 4% 25% 72% 2% 22% 76% 2%

Композиция «Сказочная птица» 41% 58% 1% 43% 55% 3% 52% 46% 2% 38% 60% 2%

СРЕДНИЙ % 30,3 68 2 27 70 3.3 35 62,3 2 26,3 71 2,6

Параллель 4-х классов

Таблица - уровень проверяемых данных на констатирующем этапе

Задание А(ш.№21) Б(ш.№21) В(ш.№28) Г(ш.№28)

I II III I II III I II III I II III

«четвёртый лишний» 28% 70% 2% 20% 77% 3% 28% 70% 2% 21% 77% 2%

Матрица Равенна 20% 79% 1% 19% 80% 1% 24% 73% 3% 23% 75% 2%

Композици я «Сказочная птица» 41% 58% 1% 41% 56% 3% г52 % 46% 2% 38% 60% 2%

СРЕДНИЙ % 29.6 69 1.3 26.6 71 2,3 33,3 63 2,3 27,3 70,6 3%

Из таблиц 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 видно, что уровень абстрактно - образного мышления и логического рассуждения по каждому уровню в процентном соотношении в контрольных и экспериментальных классах примерно одинаковый, в основном - средний (А-69%, Б - 71%, В - 63%, Г - 70,6%). Очень хорошо ребята справились с третьим заданием, так как в начальной школе дети более раскрепощены, их мысль более свободна, и, следовательно, творческое развитие выше.

Данные эксперимента наглядно показывают, что использование учителем традиционной технологии в обучении не всегда дает высоких результатов и в классах необходимо повышать качество знаний учащихся по предмету, а гак же проводить работу над развитием логического мышления, для того, чтобы создать условия для формирования творческих способностей учащихся.

Для этого мы стали строить процесс обучения изобразительного искусства с использованием методик технологии критического мышления. В выбранных базовых школах мы использовали предложенную нами систему организации и проведения уроков при использовании

инновационных технологий. Мы прослеживали не только уровень эффективности усвояемости, но и сохранение, а так же и развитие энергетического и творческого потенциала младшего школьника, так как считаем, что именно эта базовая основа будет способствовать формированию творческих способностей младшего школьника.

Для того чтобы отследить, систематизировать и проанализировать проведённый по параллелям эксперимент, мы определились в критериях оценок и направлениям работ, в которых будут организованы уроки изобразительного искусства, которые применяли ко всем параллелям соответственно возрастного уровня. Мы определились в двух направлениях: усвоение цветоведения и усвоения композиции. Так как именно в этих направлениях ребёнок должен уметь рассуждать, анализировать в сравнении и обосновывать. Таблицы с критериями мы представили по направлениям изучения, предложенными программой.

Соотношение балов и уровней:

-10 баллов - очень высокий;

-8-9 баллов - высокий;

-5-7 баллов - средний;

-3-4 балла — низкий;

-0-2 балла - очень низкий.

Таблица - Критерии оценок усвоения законов цветоведения (показывает степень усвоения элементарной грамоты по цветоведения)

Баллы Критерии оценок

10 Познакомился с основными и составными цветами, увеличил экспериментально палитру цветов до 10 холодных оттенков и 10 теплых, справился с колористическим заданием. Нарисовал оригинальную композицию, основную фигуру в композиции выделил с помощью контрастов, работа оказывает эмоциональное впечатление, детали тщательно проработаны.

8-9 Познакомился с основными и составными цветами, их светлотой и насыщенностью, увеличил палитру цветов до 10 холодных оттенков и 10 теплых, справился с колористическим заданием. Нарисовал интересную композицию, основную фигуру в композиции выделил с помощью контрастов, детали проработаны неплохо.

5-7 Познакомился с основными и составными цветами, увеличил палитру цветов до 6-8 холодных оттенков и 6-9 тёплых, справился с колористическим заданием. В композиции есть элементы фантазии. Производит определённое впечатление. Центр композиции тонально слит с фоном. Детали композиции проработаны средне.

3-4 Познакомился с основными и составными цветами, увеличил палитру цветов до 4-5 холодных оттенков и 4-5 теплых, с трудом справился с колористическим заданием, нарисовал простую композицию, не очень хорошо проработаны детали.

0-2 С трудом справился с основной палитрой цветов, по композиции так и не сумел ничего придумать конкретного, а нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Таблица - Критерии оценок степени усвоения законов композиции (показывает степень усвоения элементарной грамоты по композиции).

Баллы Критерии оценок

10 Усвоил элементарную грамоту закона композиции. Нарисовал оригинальную композицию, детали композиции тщательно проработаны оказывают большое впечатление на зрителя

8-9 Усвоил элементарную грамоту закона композиции, нарисовал интересную композицию. Детали проработаны неплохо, оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление

5-7 Познакомился с элементарной грамотой закона композиции. Композиция является не новой, однако несет в себе явные элементы творческой фантазии. Оказывает на зрителя

определенное эмоциональное впечатление. Детали же рисунка проработаны средне

3-4 Познакомился с элементарной грамотой закона композиции. Нарисовал очень простую композицию, неоригинальную, на рисунке слабо просматривается фантазийное решение, а так же - не очень хорошо проработаны детали.

0-2 С трудом осмыслил элементарную грамоту закона композиции. По композиции так и не сумел ничего придумать конкретного, а нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

В ходе эксперимента мы работали со всеми параллелями начальной школы. Применяя технологию критического мышления, мы использовали их в соответствии с возрастным уровнем и возможностями обучения изобразительному искусству в начальных классах для формирования творческих способностей. Поэтому, мы сочли необходимым раскрыть содержание программ по изобразительному искусству в начальных классах. Диаграммы по результатам эксперимента мы íaк же выставили отдельно по параллелям для того, чтобы наглядно продемонстрировать процентный уровень формирования творческих способностей школьников младшего звена.

Мы также проанализировали уровень сформированное™ творческого развития младшего школьника. Результаты оправдали наши ожидания. Все полученные результаты для более чёткого представления мы распределили по параллелям в четком цветовом разграничении и представили всё в диаграммах. Диаграмма 1 - параллель первых классов

коне, форм контр.

коне, форм контр.

Диаграмма 3 - параллель третьих классов

100 во 69 40 20 0

I

■коне, форм контр.

Диаграмма 4 - параллель четвертых классов

коне, форм контр.

Диаграммы наглядно показывают, что в контрольным классе качество формирования творческого мышления имеет уровень повышения, но не столь яркий как в экспериментальных. Обычно это связывают с усложнение учебного материала. А так же недостаточность базозых знаний, в контрольных классах.

Приведем данные таблицы в диаграммах 1-4, которые показывают результаты диагностики нулевого и контрольного среза диагностики мышления.

Диаграмма 5 - параллель первых классов

О срез

80 60 40 20

о

О срез

Диаграмма 7 - параллель третьих классов

100

80 60 40 20 0

ш

О срез

Диаграмма 8 - параллель четвертых классов

100

80

60

40 "{Т^рТГ 20 ^ ||

0 ■А"™

1

О срез

Результаты экспериментальной работы подтверждают, что использованная в процессе обучения изобразительной грамоте технологии развития критического мышления способствует развитию когнитивного потенциала младшего школьника, что непосредственно влияет на повышение качества знаний и формированию его творческих способностей.

Следовательно, при использовании в процессе обучения изобразительной деятельности данной технологии повышается уровень развития мышления, следствием чего повышается качество знаний

учащихся по предмету, что влечёт формировании творческого развития младшего школьника.

Результаты мониторинга качества знаний учащихся начальных классов, уровня их творческого," практических умений и навыков по изобразительному искусству (экспериментального) и (контрольного) классов, а также оценка оптимальности осуществленной системы мер свидетельствуют об эффективности внедрения инновационных технологий обучения в практику преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

В заключение отмечается, что для эффективного использования инновационных технологий в преподавании изобразительного искусства в начальных классах необходимо создание педагогических условий в трех направлениях:

1. Повышение квалификации учителей изобразительного искусства.

2. Развитие информационных связей и каналов, способствующих обеспечить учителей изобразительного искусства научной, учебной и методической литературой.

Организация учебного процесса в инновационном режиме, стимулирование поиска оригинальных и эффективных технологий обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству, разработка, внедрение и апробация учебных и методических программ, элективных курков, методических рекомендаций, а также отдельных уроков по изобразительному искусству с использованием современных педагогических технологий обучения.

Результаты проведенных исследований на контрольном этапе эксперимента позволили сделать следующие выводы:

- после проведения эксперимента на уроках изобразительного искусства повысился уровень когнитивного интереса учащихся начальных классов;

- произошли изменения в отношениях учащихся к данному предмету, пониманию его значения и места среди изучаемых школьных дисциплин;

- уроки с использованием инновационных технологий обучения повысили эмоциональный настрой учащихся, способствовали созданию обстановки доброжелательности и взаимного доверия, а также благоприятных условий для проявления индивидуальных творческих способностей младших школьников;

- у учащихся экспериментальных классов повысился уровень, развития воображения, сравнения и анализа зрительных представлений;

- дети стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, заметно повысился уровень активности;

- использование инновационных технологий обучения способствовало повышению объема и качества знаний учащихся, уровня их интеллектуального развития.

Таким образом, настоящее исследование доказало эффективность формирования творческого потенциала учащихся начальных классов путем внедрения инновационных технологий обучения в практику преподавания изобразительного искусства.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

1. Особенности применения инновационных технологий на уроках изобразительного искусства для развития творческого потенциала учащихся начальных классов // Вестник Таджикского национального университета. №3/6 (121), 2013. - С.167-175 ISSN 2074 - 1847.

Статьи в других различных изданиях:

2. Тулепов Л. Анализ художественного произведения и его методология // Шьштент, 2008. - С.274-279

3. Тулепов Л. Методические рекомендаций по рисунку для студентов первного курса (натюрморт). Шымкент, Казахстан 2010. -С 186-189

4. Тулепов Л., Кошенов Ж. Основы формирования профессиональных конструктивно-графических умений будушего специалиста дизайнера». ТарГУ им.Дулати, г.Шымкент. 2010. - С. 42-47

5. Тулепов Л. Психологические новообразования в подростковом возрасте». Евразийский университет. Астана. 2010. -С. 247-250

6. Тулепов Л.А. К вопросу о внедрении инновационных технологий на уроках изобразительного искусства // Художественное образование и эстетическое воспитание в Евразийском образовательном пространстве // ЕНУ им Л.Н.Гумилева, Астана, 2013. -С. 215-220

7. Тулепов Л.А. Воспитание средствами изобразительного искусства. Шымкент, 2011. - С. 215-220

8. Тулепов Л.А, Усманов Б.Ю, Аханов Б.Ф. Психолого-педагогические основы процесса формирования образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Педагогические науки. Журнал «Международный журнал экспериментального образования», Алматы, №7,2013. - С. 61-63.

Сдано в печать 22.11.2013г. Подписано в печать 23.11.2013г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Тираж ЮОэкз. Отпечатано в типографии «Сифат» г. Душанбе, ул.Айни 45

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тулепов, Лесбек Абдешович, Душанбе

На правах рукописи

04201456004

Тулепов Лесбек Абдешович

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор ИСЛОМОВ ОЗОД АЗИМОВИЧ

Душанбе - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.............. 14

1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства......................................................................................... 14

1.2.Педагогические условия формирования творческих способностей

учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства......... 37

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.......................................................... 70

2.1. Совершенствование содержания обучения изобразительному искусству в начальных классах для развития творческих способностей учащихся с использованием средств................................................................. 70

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием

инновационных технологий на уроках изобразительного искусства............. 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................................174

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 181

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................... 195

а

ВВЕДЕНИЕ

Проблема методической организации уроков рисования в начальных классах в поиске средств и приёмов формирования творческих способностей учащихся через предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе всегда являлась актуальной на всех этапах её исторического развития. В настоящее время в Казахстане и других стран содружества идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в единое образовательное пространство. Большое внимание уделяется именно образованию, так как качественное обучение и воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире [1].

Проблема воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. При этом главной задачей системы образования Республики Казахстан является создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и становления личности ребёнка [2]. Реализация этой задачи зависит от образовательных учреждений, педагогического коллектива, педагогических систем и технологий обучения, внедрённых в учебный процесс.

Социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Задача школы - создать такие условия обучения и воспитания каждого ребёнка, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально - теоретическим, художественно -эстетическим, нравственным и эмоциональным развитием личности [3].

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения всё настойчивей звучит призыв к переходу на педагогические

технологии. Любая технология обладает свойствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Педагогическим коллективам учебных заведений дана возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Изменилась и роль ребёнка в учебном процессе. Если в традиционной педагогике ребёнку отводилась роль объекта, то в современной педагогике к ребёнку обращаются как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации [4]. Формированием творческих способностей личности посредством обучения изобразительному искусству занимались многие педагоги: И.Сманов, З.Ш.Айдарова, М.Ашуров К.Ералин, М.Н. Дадобоева, Х.А.Джалилова, М.В.Кадирова, А.А.Азизов, М.Ж.Танирбергенов, Б.А.Нур-магамбетова, А.В.Павловский, К.Т.Тастимиров, С.К.Бейсенбаев, Ж.Кошенов, Л.Г.Дирксен и мн. др.

В трудах А.И.Крупнова, К.А.Славской, Д.Б.Богоявленской, А.Н.Леонтьева, O.A. Исламова рассматриваются структура и динамика, связанных с этим психических процессов, а так же основные аспекты развития данной проблемы в процессе обучения и воспитания. Большое, значение в исследовании выбранного нами направления имеют также труды Д.Б. Кемешева, Ж. Бейсенбекова, С. Матаевой, М.Д Ашурова, Б.А. Нурмагамбетовой и т.д., в которых рассматриваются движущие силы, условия и механизмы детского творчества.

Нашему обществу в современных условиях нужна творческая личность, с системным, творческим мышлением. Превращение ребёнка в творческую личность зависит, как уже указывалось выше, от технологии педагогического процесса и мастерства педагога. В «модели современного учителя», которую предлагает д.п.н., профессор М.Н.Сарыбеков, одним из пунктов содержательного подхода её построения является и нравственная позиция учителя, которая неизбежно должна отражаться на методике его воспитательной работы. Это, в свою очередь, связано с тем, что учителю

важно располагать профессиональными качествами, отвечающими способностям целей его деятельности, так и тем, что ему необходимо усвоить и иной взгляд ученика, вытекающий из современных теоретических исследований, - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности. Правильно организованный урок изобразительного искусства в начальной школе может помочь решить проблему формирования творческих способностей ребёнка.

XXI век - эпоха передовых педагогических технологий, научных открытий, время формирования и развития нового мировоззрения общества. В условиях суверенного Казахстана реформирование образования осуществляет переход от традиционной авторитарной педагогики к гуманитарно - личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащихся [5,6].

Сегодня встаёт вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию и развитию подрастающего поколения, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой. Поэтому научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве, способствовать; развитию творческого потенциала учащихся является чрезвычайно важной задачей [7].

Изучение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах показывает, что характер обучения и воспитания средствами изобразительного искусства отмечен недостатками в художественном образовании самих педагогических кадров. Большинство педагогов испытывают трудности в осуществлении поиска организационных форм на уроках изобразительной деятельности не только для повышения эффективности усвояемости знаний и умений, но и для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

На уроках творческих дисциплин программой предлагается много тем, направленных на творческое развитие ребёнка. Однако, как показывает

многолетняя практика в организации таких уроков, не используется врождённый творческого потенциал ребёнка.

А ведь природа человеческого разума требует постоянной подпитки для оптимизации творческого поиска, который обеспечивается такой технологией как мозговой штурм. И дети не являются исключением. Поэтому проблема в формировании творческих способностей, является одной из главных и актуальных задач общеобразовательной школы [8].

Самое важное - ещё со школьного возраста привить у ребёнка любовь к искусству, что является основной сутью его природы.

Таким образом, возникают противоречия между объективной необходимостью организации учебного процесса на уроках изобразительной деятельности в начальной школе по формированию творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.

Преодоление противоречия между учебным процессом и теорией и выявление педагогических условий, которые могут исправить существенные недочёты, сложившиеся в педагогической практике, обусловили выбор темы исследования: «Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения».

Разрешение противоречия и выявление педагогических условий для методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий как средство формирования творческих способностей младшего школьника составляют проблему нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке структуры организации уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей учащихся.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников изобразительному искусству по формированию их творческих способностей.

Предмет исследования - методика организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей детей начальной школы.

В основу исследовательской работы была положена следующая гипотеза - если разработать методику и систему организации и проведения уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий, то всё это позволит обеспечить формирование творческих способностей учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятий «творческая способность», «инновационные технологии».

2. Раскрыть педагогические условия и методику организации уроков изобразительного искусства в развитии творческой деятельности учащихся.

3. Выявить условия формирования творческих способностей школьников начальных классов с использованием инновационных технологий при анализе содержания предмета изобразительного искусства.

4. Разработать модель системного подхода к организации уроков изобразительного искусства и методику проведения уроков с использованием инновационных технологий как основы формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

5. Составить научно-обоснованные рекомендации учителям общеобразовательных школ по формированию творческих способностей учащихся начальной школы средствами методики изобразительного искусства.

Ведущая идея: Хорошо отлаженная методика организации уроков изобразительного искусства в сочетании с элементами традиционной системы обучения и инновационных технологий способствует формированию творческих способностей учащихся начальных классов, обеспечивая повышение качественного результата процесса обучения и сохранение их творческого потенциала.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения, раскрывающие сущность творческого развития ребёнка в условиях школы значимости искусства в её духовно-творческом формировании и философском аспекте; современные концепции и теории обучения в формирование творческих способностей детей; теория личностно-ориентированного обучения; теория воспитывающего и развивающего обучения; учение о всестороннем и гармоничном развитии личности, теория поэтапного формирования знаний и умений у школьников.

Источники исследования: труды философов, психологов, художников - педагогов по проблеме исследования. Закон РК «Об образовании» РК (1999 г.), «Концепция развития образования Республики Казахстан (2004-2005гг.), программа по изобразительному искусству общеобразовательных школ (2003 г.), учебники по изобразительному искусству для начальных классов, передовой педагогический опыт учителей - новаторов, методистов, а также опытно-экспериментальная работа автора.

Этапы и методика исследования:

На первом этапе (2002- 2005 гг.) проводилось изучение состояния условий развития творческих способностей ребёнка, развитие и сохранение творческого потенциала через уроки изобразительного искусства, анализ, литературы по проблемам художественного обучения учащихся, определение методологической базы исследования, гипотезы и организации исследования. Ведущими на данном этапе стали методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, учебных и творческих работ учащихся, анализ эмпирического наблюдения и личного опыта, методы сравнения и моделирования обучающего процесса путём анализа материалов философской и педагогической литературы, наблюдаемого и организуемого процесса художественного обучения и воспитания. Начало исследовательской работы положено в школе-саду № 35 г.Павлодара.

На втором этапе (2005-2008 гг.) - проводилось уточнение заложенных в гипотезе условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей детей, разработка методики экспериментальной работы по

развитию творческих способностей учащихся с развитием и сохранением их творческого потенциала. Использования методов анкетирования, бесед, оценочных суждений, наблюдения, самооценки, отработки экспериментальных оценок и определенных заданий.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по теме исследования, проводилось обобщение экспериментальной работы, анализ полученных результатов исследования, вносились необходимые корректировки и исправления, формулировались выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации по изобразительной грамоте. Мы использовали методы сравнения и обобщения.

Базы исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СП! №№21, 27 г. Павлодара, в параллелях с первого по четвёртые классы.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования

заключается в следующем:

- теоретически уточнена сущность понятий «творческий потенциал», «творческие способности», «инновационные технологии»; -на научно-теоретической основе определены роль и задачи художественного обучения и воспитания в формировании творческих способностей учащихся начальных классов;

- определены и экспериментально обоснованы педагогические условия организации и поведения уроков изобразительного искусства по формированию творческих способностей учащихся начальных классов при использовании инновационных технологий;

- изучены показатели по развитию творческих способностей учащихся в содержании учебных предметов изобразительного искусства в начальных классах;

- разработана структурная модель организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников;

- с научно-теоретических позиций определена методологическая система организации уроков изобразительного искусства в начальных

классах с использованием инновационных технологий как фактор формирования творческих способностей младшего школьника.

Практическая значимость исследования состоит в разработанных научно-методических и практических выводах, в методике организации урока изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения для формирования творческих способностей учеников начальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточнение сущности понятий «творческая способность», «творческие способности», «инновационные технологии».

2. Обоснование создания педагогических условий для системы и методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных педагогических технологий для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

3. Теоретико-экспериментальное обоснование структурной модели организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников;

4. Те