Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Концепция воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка

Автореферат по педагогике на тему «Концепция воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Хаустова, Надежда Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Концепция воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Концепция воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка"

На правах рукописи

ХАУСТОВА Надежда Михайловна

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Л. ФРАНКА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005544731

Белгород-2013

005544731

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования заключается в том, что наше время — время глобальных и стремительных социальных перемен - требует осмысленного развития не только общества в целом, но и его отдельных сфер, в том числе образования. В свою очередь, это диктует необходимость как разработки принципиально новых педагогических учений, способных дать более глубокое понимание существующего образования, так и переосмысления тех педагогических учений, в которых были обоснованы принципиально новые подходы к пониманию воспитания и образования.

Поэтому заметным направлением современных педагогических исследований становится изучение исторического опыта теоретического и практического решения фундаментальных проблем воспитания и образования, в котором особенно значим опыт русской педагогической мысли второй половины XIX - первой половины XX в. Значительную роль в её развитии сыграли представители религиозной философии и педагогики: H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.Н. Лос-ский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, B.C. Соловьёв, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, A.C. Хомяков, П.Д. Юркевич и др., а также богословы: Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, епископ Фадцей (Успенский), Феофан Затворник, митрополит Филарет (Дроздов).

И хотя исследование творчества большинства из них стало возможно только в современной России, тем не менее педагогические взгляды этих мыслителей системно изучены во многих работах, в том числе и диссертационных: И.Н. Ванина, З.В. Видякова, архимандрит Георгий (Шестун), П.А. Гагаев, Н.Н.Гатилова, Ю.В. Головина, A.A. Игнатов, А.Б. Хохлова, Н.Л. Шеховская, О.Л. Янушкевичене и др., что позволило осознать специфику решения этими учеными значимых теоретических и практических педагогических проблем.

Выдающимся представителем русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX в. является Семён Людвигович Франк. Поэтому необходимы специальные исследования, систематизирующие педагогические воззрения философа. В этой связи представляется весьма актуальным обратиться к научно-историческому изучению его философско-педагогического наследия, в котором нашло бы осмысление решение им фундаментальных проблем воспитания и образования, в своей совокупности представляющих значимое теоретико-педагогическое явление.

Степень разработанности проблемы. Творчество С.Л. Франка анализировалось уже при его жизни в трудах таких выдающихся мыслителей, как H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.И. Несмелое, архимандрит Иоанн Шаховской и др. К настоящему времени можно выделить следующие направления изучения творчества великого мыслителя. Изучению философско-методологических проблем творчества С.Л. Франка посвящены исследования Г.В. Аляева, Ф. Буббайера, А.П. Глазкова, C.B. Никулина, Т. Оболевич, Б. Хал-ленслебена и др. Взгляды С.Л. Франка на сущность человека исследуются в трудах A.A. Быстрова, Е.К. Карпенко, И.С. Киселёвой, И.М. Невлевой, В.Н. Поруса, Н.Б. Татенкова и др. Социальные идеи мыслителя получили отра-

жение в трудах И.И. Евлампиева, В.К. Кантора, Н.В. Моторошиловой, П. Элена и др. Духовная и нравственная проблематика отражена в работах Е.М. Амелиной, A.A. Гаппоненкова, М.М. Рогожи, В.К. Чернусь, П. Элена и др.

Однако, хотя педагогические идеи C.JI. Франка и стали предметом философских и научных исследований (Е.В. Мареева характеризует антрополого-педагогическое пространство философии C.JI. Франка; И.М. Невлева рассматривает учение С.Л. Франка о творчестве как важнейшей характеристике развития и воспитания человека; Г.В. Аляев определяет виды и возможности знания в учении C.JI. Франка; А.Е. Крикунов анализирует проблему памяти в философии С.Л. Франка и её значение для совершенствования процесса обучения;

B.В. Бычков осмысливает взгляды СЛ. Франка на эстетический опыт человека как основу художественного познания мира и формирования мировоззрения; A.A. Остапенко обосновал особенности реализации воспитания детей в практике современной школы на основе идей C.JI. Франка о соборности), но до настоящего времени отсутствует их системное изучение и осмысление.

Таким образом, актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость и вместе с тем её недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данной диссертации - «Концепция воспитания в философско- . педагогическом наследии CJI. Франка».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы концептуальные принципы обоснования воспитания в трудах СЛ. Франка?

Решите этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: философско-педагогическое наследие

C.JI. Франка.

Предмет исследования: концептуальные положения фиЛософско-педагогического наследия СЛ. Франка.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать научно-педагогическое содержание философии СЛ. Франка и теоретико-методологическую основу его изучения;

- проанализировать антропологическую основу его педагогической концепции;

- выявить социальное основание его педагогических идей;

- реконструировать педагогическую концепцию в философско- педагогическом наследии СЛ. Франка.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические подходы: системный, культурологический, аксиологический и деятельно-стный; историко-социалыю-антропологический педагогический подход; общефилософские и общенаучные принципы историзма, объективизма и целостности. Основополагающие идеи исследования: понимание определяющей роли философии образования в решении фундаментальных педагогических проблем; важнейшее значение духовности и нравственности в развитии общества и человека, воспитания и образования; понимание образования как неотъемлемого условия развития общества.

Теоретическую основу исследования составляют: философско-педагогические идеи русской религиозной философии (A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, B.C. Соловьёв, И.А.Ильин, П.Б. Струве, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Н. и E.H. Трубецкие и др.); фундаментальные положения философии образовании (Е.П. Белозерцев, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, И.Ф. Исаев, A.A. Корольков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, Н.И. Пирогов, СЛ. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.); труды, посвященные изучению истории российского образования и воспитания (В.Г. Безрогов, А.Н. Джуринский, З.В. Видяко-ва, П.А. Гагаев, H.H. Гатилова, Ю.В. Головина, В.М. Богуславский, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, В.М. Меньшиков, Н.П. Краснова, А.Б. Хохлова, H.JI. Ше-ховская и др.); психолого-педагогические исследования, посвященные изучению целостного развития личности (А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лифинцева, В.В.Рубцов, В.А. Сухомлин-ский, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдштейн и др.); идеи отечественных мыслителей о приоритете духовно-нравственного воспитания в образовании (В.В. Зеньков-ский, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и др.); современные исследования теории и практики духовно-нравственного воспитания (B.C. Безрукова, В.А. Беляева, М.Я. Дворецкая, Б.И. Додонов, М.В. Захарченко, епископ Зиновий (Корзинкин), И.В. Метлик, Н.Д. Никандров, Т.И.Петракова, Т.В. Склярова и др.).

Источники исследования: философские и публицистические труды С.Л. Франка; воспоминания и исследования современников; современные труды по философии и философии образования С.Л. Франка; философско-педагогическая и историко-педагогическая литература.

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературных источников, их систематизация, а также сравнительно-сопоставительный, теоретико-исторический, ретроспективный анализ фило-софско-антропологического наследия С.Л. Франка; научный анализ философ-ско-педагогических источников и трудов; логико-теоретический анализ философских, педагогических и методологических трудов по исследуемой проблеме; систематизация и обобщение полученных результатов, позволяющих реконструировать педагогическую концепцию С.Л. Франка.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2008 - 2009) был осуществлён поиск источников и материалов, анализировалась степень научной разработанности проблемы, оценивалось её современное состояние, обосновались теоретико-методологические подходы и методы исследования. На втором этапе (2010 - 2011) изучались философские труды Франка по обозначенной проблеме, шло теоретическое осмысление, обобщение, отбор материала, его анализ. На третьем этапе (2011 - 2012) произведена систематизация полученных результатов, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучен жизненный путь философа как непрерывный поиск решения фундаментальных проблем бытия человека и общества, развития воспитания и образования и определены теоретико-методологические основы изучения его педагогического наследия; обосновано значение антропологического и социологического принципа в

ного, умственного, эстетического в учении С.Л. Франка и принципов соборного характера организации воспитания в педагогике С.Л. Франка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается верностью исходных методологических подходов и принципов исследования; использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования; доказательностью выводов, полученных в ходе фило-софско-педагогического анализа теоретического наследия С.Л. Франка.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Знание жизни, теоретической и практической педагогической деятельности С.Л. Франка, изучение его антропологического и социального учения, осмысление возможностей человека в совершенствовании себя и общества, а также понимание всего континуума решения им педагогических проблем даёт возможность реконструировать его концепцию воспитания и лучше осмыслить фундаментальные проблемы современной педагогики и образования, что может оказать влияние на современное педагогическое мировоззрение, а также внести вклад в развитие философии образования и совершенствование теории и практики воспитания.

2. Педагогическая концепция С.Л. Франка выстраивается на антропологическом и социологическом принципах. Антропологический принцип базируется на антропологии, которая является основной частью его философской системы - она входит в его онтологию, теорию познания, социальную философию, этику. В то же время она является теоретической основой его педагогической концепции. Исходным для антропологии С.Л. Франка является монодуалистическое представление о человеке, предполагающее единство материального и духовного начал в нём. Жизнь человека представляется им как постоянно нарушаемое и восстанавливаемое равновесие между природной (естественной) и духовной сферами бытия, между эмпирической действительностью и реальностью. Центральным философским понятием системы С.Л. Франка является категория реальности, означающая «духовную сущность». Реальность - основа духовности и духовного бытия человека в мире. Средоточием духовного бытия, его глубиной и первоисточником является Бог. Представления С.Л. Франка о природе человека концентрируются вокруг двух основных идей: души (психической жизни) и духа, вводящего человека в мир сверхиндивидуальной абсолютной реальности. Тайна духа заключается в способности выходить за границы нашего внутреннего «я», возвышаться над собой. Человек, будучи личностью, уникален в составе всеединства мира и органично включен в универсальное бытие. Понятие личности философ определил как «непостижимое, сверхрациональное, ни в какие внешние рамки не укладывающееся, свободно-спонтанное существо человека». Личность - тот глубочайший корень души, который сам человек сознаёт как некую абсолютно ценную, несказанную и непередаваемую тайну и подлинную реальность своего «я», ищущего Бога в глубинах своей внутренней-духовной жизни.

3. Социологический принцип обоснования педагогической концепции С.Л. Франка заключается в его понимании общества как целостного живого организма, что проявляется в единстве и нераздельность человека и общества. Это

единство философ раскрывает через единство понятия «Я — Ты» — «Я - Мы». Понятие «Мы» — это не множество «Я», а коллективное «Я». Соборная человеческая жизнь является выражением и продуктом личной духовной жизни каждого отдельного члена общества. Через духовно-нравственную сферу регулируется соборная жизнь общества. Поэтому каждый человек ответственен не только за развитие своей личности, но и за совершенствование общества. Ключевая социальная идея философии С.Л. Франка — идея всеединства человека, общества и Бога. Последняя цель бытия общества — осуществление самой жизни во всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии и свободе ее Божественной первоосновы, во всем, что есть в жизни истинно сущего. Из этой цели вытекает иерархическая структура тех отдельных начал, которые в своей совместности ее выражают. Наиболее общими и первичными из них является триединство начал служения, солидарности и свободы.

4. Изучение и осмысление решения всего пространства фундаментальных педагогических проблем философии С.Л. Франка даёт возможность реконструировать его концепцию воспитания.

Опираясь на антропологический принцип, он понимает воспитание как сущностную родовую творческую свободную деятельность человека. С точки зрения социума он видит воспитание как орган и процесс сохранения и передачи от одного поколения другому всей полноты предшествующей культуры. Воспитание несёт в себе атрибутивные характеристики — свободу и творчество. Свобода воспитания позволяет осуществляться самовоспитанию, и в то же время, поскольку воспитание изначально есть социальный процесс, оно не вырождается в анархию. Творчество является важнейшей характеристикой человека, основой его развития и залогом его нравственного поведешы. Бог определяет бытие человека как «свободное самобытие», благодаря чему продолжает творение мира, так как именно творческая активность человека вносит нечто новое в бытие. Поэтому забота о творческом возрастании своей личности является долгом человека.

Цель воспитания СЛ. Франк выводит из смысла жизни человека — достижения вечной жизни и определяет её как формирование всесторонне развитой творческой личности, способной к постоянному совершенствованию и самосовершенствованию.

Целостная система воспитания выстраивается из отдельных видов воспитания. Исходно-фундаментальным видом воспитания он считает духовное воспитание. Цель духовного воспитания - достижение человеком святости; содержание — религиозные ценности; технологии — духовное творчество человека; институты — семья, школа, Церковь.

Нравственное воспитание направлено на развитие и внесение добра в человеческие души и мир. Нравственное воспитание социума философ определяет как коллективное самовоспитание человечества, состоящего из духовно-развитых личностей, стремящихся к жизни по христианским заповедям, способных творить добро и противостоять злу. Важной стороной духовно-нравственного воспитания является формирование воли человека.

Идея умственного воспитания строится на учении «живого знания», которое заключается в том, что «истинное образование» есть путь не внешнего, а внутреннего постижения истины, путь обретения «живого человеческого знания», путь формирования целостного мышления, которое С.Л. Франк определяет как традиционное русское интуитивное мышление.

Значение эстетического воспитания Франк видит в том, что в его процессе человек приобщается к высшему идеальному миру, к образцам эстетического переживания и благодаря этому лучше понимает красоту и гармонию земного мира. Эстетическое воспитание - важнейшее средство спасения мира от «деэс-тетизации». Цель эстетического воспитания - постижение красоты во всём её многообразии и формирование эстетического иммунитета; содержание — классическая художественная культура.

С.Л. Франк разработал идею организации воспитания на принципе соборности, определяемого системой традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования получили отражение в публикации научных статей, тезисов докладов, представлены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2008 — 2011 гг.), Курск (2008 — 2013); обсуждались -¡¡а заседаниях кафедр педагогики и психологии развития, теологии и религиоведения КГУ. Материалы исследования используются в преподавании ряда предметов: религиозная этика, религиозная педагогика, религиозная антропология и др. на факультете теологии и религиоведения КГУ, на курсах повышения квалификации учителей ОРКиСЭ Курской области.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 320 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определяются его проблема, цель, объект, предмет и задачи; описывается методология и методы исследования, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; определены достоверность и обоснованность полученных результатов.

В 1-й главе «Философско-антропологические и социальные основы педагогических взглядов СЛ. Франка» охарактеризован педагогический путь и педагогическое содержание трудов С.Л. Франка, определены теоретико-методологические основы их изучения, исследованы антропологические и социальные основы его педагогических идей.

В 1-м параграфе «Теоретико-методологические предпосылки изучения педагогического наследия С.Л. Франка» описан творческий путь СЛ. Франка, охарактеризованы с точки зрения наличия в них педагогического содержания и проблематики его основные труды: «Предмет знания», «Душа человека», «Смысл жизни», «Духовные основы общества», «Непостижимое», «Реальность и человек» и др. Изучение жизни и творчества философа позволяет утверждать, что его жизнь была самым непосредственным образом связана с образованием,

а в его трудах важное место заняли педагогические идеи. В целом его педагогическое творчество можно определить как философию образования.

В данном параграфе также охарактеризованы совокупность методологических подходов, сложившихся в современной философии и науке: системного, антропологического, деятельностного и аксиологического, применительно к изучению педагогического содержания трудов С.Л. Франка. Поскольку эти подходы, в том числе и их понятийный аппарат, в настоящее время глубоко разработаны, то в нашем исследовании используются их основные положения и принципы: системность, целостность, историзм, приоритет человеческой личности, самоценность культуры и т.д. без их подробного описания. Применительно к нашей работе они конкретизированы как историко-социально-антропологический педагогический подход, позволяющий изучать воспитание как родовую творческую деятельность и как важнейшую социальную сферу и условие целостного развития социума и человека. Конкретизацией этого подхода применительно к изучению педагогического наследия СЛ. Франка является понимание метода исследования, который философ использует в своих работах, как философского способа постижения мира. Как философ он позиционировал себя как представитель русской религиозной философии и русской православной культуры в целом, и в то же время сознательно ориентировался на философию Плотина и Николая Кузанского. Поэтому на осмысление христианства он выходит в рамках философского, а не богословского дискурса.

Логика нашего исследования требует понять теоретические основы, опираясь на которые происходит обоснование педагогической концепции С.Л. Франка. Чаще всего содержание педагогических учений и отдельных категорий выводится из двух оснований: представление о человеке и представление о социуме. С.Л. Франк, в обосновании своих педагогических идей также опирается на два основания: на видение человека и на видение общества в их единстве с Богом. Поэтому в нашей работе раскрываются основы антропологического и социального учения С.Л. Франка.

Поскольку в европейской педагогике, начиная с эпохи Просвещения исходным принципом обоснования педагогических идей и решения педагогической проблематики является антропологический принцип, то во 2-м параграфе «Антропологическое обоснование педагогических идей С.Л. Франка» были раскрыты взгляды С.Л. Франка на сущность человека.

Философская антропология С.Л. Франка является частью созданной им целостной философской системы: она входит в его онтологию, теорию познания, социальную философию, этику и служит теоретической основой и исходной точкой для философского познания мира. Главной задачей антропологии Франка, является познание целостной личности человека, определение места человека в общей системе сущего, его отношение к иным областям бытия. Человек, по определению философа, существо изначально двойственное, принадлежащее к двум мирам одновременно и соединяющее между собой эти миры. Он, с одной стороны, «природен», связь с миром осуществляется через тело и душу и во многом определяется телесно-душевными процессами. С другой стороны, человек - духовное существо. Поскольку человек двуединое существо,

сочетающее и соединяющее в себе две природы, он участвует в эмпирической действительности и он становится сопричастным духовной реальности. Данный нам, наличный мир С.Л. Франк называет «объективной» или «эмпирической» действительностью. Объективная действительность для человека — бытие вне его, бытие, существующее независимо от него. Встреча с ним составляет опыт человека. Человек является частью объективной действительности. Здесь он формируется средой, воспитанием, отчасти наследственностью.

Эмпирическая действительность является лишь частью реальности, но мир не исчерпываетсяею. За материальным бытием находится духовное бытие, которое он называет реальностью. Реальность включает в себя не только духовное пространство, но и эмпирическую действительность как свою часть. Реальность за пределами мира объектов не дана нам извне, её можно только открыть в себе самом. Подлинная реальность — реальность самого субъекта, его внутреннего «я», это тайна, которую можно понять через духовную жизнь человека. Франк определяет духовную реальность как то, что человек получает от Бога Его собственное бытие. Через внутреннюю, глубинную жизнь, человек принадлежит к «сверхмирной первичной реальности», в которой укоренена и сама объективная действительность. Двойственность человека — не дуализм, который выражается в противоборстве начал, но гармония, некое органичное единство, которое Франк раскрывает через понятие монодуализма и который, в отличие от дуализма, утверждающего противоположность начал в человеке, утверждает их единство - в душе совпадает материальное и идеальное, естественное и сверхъестественное. Полнота бытия человека проявляется лишь через нераздельное соучастие в разнородных мирах: материальном и духовном. Человеческая личность реальна в бытии, но идеальна по природе, и это основополагающее противоречие между наличным материальным существованием и безусловным характером его личности, этот дуализм существования человека даёт ему возможность придти к осознанию идеи Бога, так как только в этой двойственности раскрывается его сверхэмпирическое происхождение и значение его как образа и подобия Божия, что является непосредственным утверждением «объективного существования Бога как истинной Личности». Одной из главных идей творчества С.Л. Франка является доказательство того, что имманентное есть трансцендентное. Это означает, что человек должен искать Бога не вовне, а в собственном «я».

С.Л. Франк определяет устроение человека, как триединство тела, души и духа. Его учение о душе осмысливает тот круг явлений, который описывает психология. Свою философскую психологию он постулирует не как смену одних концепций души другой, а как факт устранения этих концепций и замену их учением о закономерностях душевных явлений. Философ выстраивает учение о природе душевной жизни в её целостном единстве. Под душой философ понимает то единство, которое объединяет множество сменяющихся душевных состояний, весь временной поток душевной жизни человека от его рождения до смерти. С.Л. Франк рассматривает душу человека как общую природу мира душевного бытия, своеобразное целостное единство. Душевная жизнь представляется живым процессом внешнего самоопределения личности человека в

условиях её физического существования, и в то же время - это живой процесс внутреннего самоопределения личности, которое от физических условий совершенно не зависит. С.Л. Франк различает в составе душевной жизни мышление, чувствование и хотение. Исследуя душу, он говорит о двух видах единства, двух формирующих центрах единства её жизни. Это так называемые «низшее» единство, которое зависит от тела, и «высшее» единство — сверхчувственно-волевое. Воля здесь понимается как одоление и противоборство проявлениям факторов низшего единства. Наивысшей инстанцией данной иерархии является идеально-разумное, или духовное, начало, где нравственность является его показателем. С.Л. Франк также анализирует феномен сознания и самосознания. Сознание формирует сложные представления о мире. Следствием развития сознания является развитие самосознания через самоопределение. Он выделяет три стадии самоопределения человека: 1) самоопределение в условиях внешнего мира и в конечном итоге противопоставление себя внешнему миру как личности, отличной от всего остального; 2) освобождение человеческой личности от необходимого подчинения миру, вследствие чего происходит переход человеческого Я к самоопределению себя как сверхчувственной личности; 3) осознание своего личностного бытия в мире. Само существо человека составляет , живой человеческий дух. Тело связано с духом динамически. «Духовное» философ определяет понятием «реальности» и фактически мыслит его как надмате-риальное, субстанциональное. Реальность имеет несколько уровней: 1) «бесформенная», экстенсивно неограниченная, хаотически подвижная душевная жизнь; 2) сознание, которое Франк называл «субъективным «предметным мирком»; 3) самосознание, или «трансцендентальное мышление». Высшим проявлением духовности является любовь. Любовь — это некое таинство, некая положительная творческая сила, выражающаяся в служении другим людям. Любовь к ближнему - это нравственная активность, которая направлена на противоборство злу, на ограждение мира от зла и творение добра. Одной из важнейших характеристик бытия человека является время. Поскольку реальность имеет сверхвременной характер — она существует в вечности, а эмпирическая действительность находится во времени, то человек пребывает и там, и здесь, так как он принадлежит и реальности, и миру сему. В этом и заключается метафизика человеческого бытия, его включенность в два потока времени.

Своей концепцией личности С.Л. Франк открывает новый этап её понимания в русской философии. Его главной идеей является то, что личность является тем корнем души, той абсолютно ценной первоосновой, на которую наслаивается всё, что приносится извне, всё, что заполняет жизнь человека. Это «всё», утверждает философ, личностью же держится и ей же нетождественно. Личность философ мыслит как то интегральное качество, которое, объединяя в человеке душевное и духовное, позволяет ему взаимодействовать с миром. Духовная жизнь вводит человека в мир сверхиндивидуальной абсолютной реальности, в мир, который является основой душевной жизни, её центром и сосре-двточием. Связь душевного как непосредственного самобытия с духом проходит через центральную в пределах субъективного бытия инстанцию, которую Франк определяет как самость. Поскольку каждый человек в любом духовном

состоянии имеет эту инстанцию, что проявляется в его самосознании, а также в скрытом стремлении к высшей духовной основе своего бытия, то каждый человек является личностью. Конкретный состав личности не может быть исчерпан логическим анализом или комплексом отвлеченных признаков; само существование личности в реальности превосходит все человеческие понятия. Непостижимость личности объясняется тем, что человек как личность является по своему существу чем-то большим и иным, чем та законченная определенность, которая внешне составляет его существо. В способности возвышения человека над самим собой СЛ. Франк видит тайну души как личности. В нашем «я» следует различать простое (эмпирическое) я и сверх-я - «я» идеальное, которое приравнивается к самой личности. Философ также постулирует личность как «единство раздельности и взаимопроникновения». В таком единстве непостижимость является её сущностью. Поэтому само её существование, её реальность есть чудо, которое превосходит всякое человеческое понимание. Мы благоговейно относимся к личности, осознавая, что в ней открывается образ и подобие Божие. Эта тайна непосредственно дана нам в глубине духа, в сфере трансцендентального. СЛ Франк говорит об индивидуальности личности как о том, что является нам в безусловной единственности, незаменимости, неповторимости. Но это не означает обособления человека от общества и замкнутости, поскольку человек есть «индивидуальность» в той мере, в какой он значим для других. В обособленности же от людей проявляется утрата личности.

Таким образом, сущность человека, согласно СЛ. Франку, состоит в том, что человек является не только телесным и психическим, социальным существом, но и существом духовным. Соответственно, этот образ человека становится определяющим и для его понимания воспитания.

Не менее важным в мировой педагогике является социологический принцип обоснования педагогической проблематики, выводимый из тех или иных представлений об обществе. Уже со времён Аристотеля, показавшего, что «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю», этот принцип является основополагающим во многих педагогиках, и даже в европейской, поскольку обоснование всех фундаментальных положений европейской педагогики реально раскрывается исходя не только из понимания человека как такового, но из понимания человека данного конкретного общества, страны, государства. Поэтому в 3-м параграфе «Социальные основы воспитания в философии С.Л. Франка» анализируются его теоретические принципы понимания общества.

В осмыслении общества он исходил из того, что социум — это органично целостный организм, а социальная жизнь - это некая единая сущность, некое первичное целое, раскрывающееся в системе отношений, которую он назвал отношением «Я - Ты» - «Я - Мы». Общество представляет собой не механические отношения многих «я», а органичную совокупность индивидов, многих «я», и эту совокупность философ определяет термином «Мы». «Я» невозможно без его противоположности «ты», эта противоположность преодолевается в «мы», то есть «я» и «мы» являются первичными категориями как личного, так и общественного бытия. «Мы» возможно благодаря духовной жизни. Истинное

общение происходит тогда, когда человек как «я» открывает себя «другому», а другой открывает себя мне. «Мы», объединяющее в себе «я» и «ты», как и «я», отграничено от всех других, пребывающих вне его; однако эти другие могут входить в сообщество «мы» — вплоть до человечества. Поэтому в общении возможно «мы», возможна соборность. В общении люди имеют внутреннюю связь между собой посредством быта, нравов, нравственных навыков, духовных традиций. Поскольку эти категории соотносительны, то их подлинное единство может быть достигнуто только через восхождение к ещё более высокому, абсолютно первоначальному принципу — Богу. Истинная соборность и единение личностей в обществе возможны только в Боге. Понятие всеединства выражает глубинное единство, проявляющееся через форму общественной жизни, начиная с семьи и заканчивая её высшими духовными формами. Из сложившихся отношений между людьми складываются культура, нравственность, весь духовный мир. Поэтому человек может существовать только как член общества по самому своему существу, а не только потому, что люди находят жизнь в объединении с другими наиболее удобной.

Общество имеет два аспекта своего развития — наружный и внутренний, которые Франк называет общественностью и соборностью. Наружное - это механическое объединение. В результате появляется власть, право, направляющая воля, дисциплина. Но всё это имеет устойчивость и силу, если основывается на духовной и нравственной связи людей. Органичная общность людей не может быть создана искусственно, как нельзя искусственно создать жизнь. Объединение людей в обществе как органической целостности, единения в духе и живой вере получило название «соборность». Соборность характеризуется, и это самое существенное, своим сверхвременным единством. Слагающаяся общность языка, нравов, искусства превращается, по выражению философа, в духовно-кровное «сродство». Она может иметь разные формы своего проявления в качестве объединяющего начала. Это либо брачно-семейное единство, либо религиозная жизнь, либо чувство общности судьбы и жизни всякого объединённого множества людей. Высшим видом соборности является объединение людей в любви, которая является важнейшим выражением духа. Последняя цель общественной жизни - осуществление самой жизни во всей всеобъемлющей полноте и гармонии ее Божественной первоосновы, во всем, что есть в жизни истинно сущего. Из этой цели общественной жизни вытекает иерархическая структура тех отдельных начал, которые в своей совместности ее выражают. Первичными из них является триединство начал служения, солидарности и свободы.

Таким образом, С.Л. Франк, поставивший проблему изучения общества как целостного социального явления, доказывает, что подлинной основой органичного единства общества является его духовно-нравственное начало. Соответственно, именно это основание детерминирует развитие воспитания.

Во 2-й главе «Реконструкция концепции воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка» изучается педагогическая концепция философа, в которой нашло своё место решение фундаментальных проблем воспитания и образования.

В 1-м параграфе «Воспитание как "родовая" творческая деятельность» раскрывается исходное понимание воспитания, показывается, что с антропологической точки зрения воспитание - это фундаментальная, «родовая» форма деятельности, аналогичная труду, познанию, речи. Предназначение воспитания - в отличие от всех других форм деятельности - формирование человека; вне воспитания невозможно развитие человека. Воспитание, понимаемое с социальных позиций, - это орган и процесс, направленный на передачу от одного поколения к другому предшествующей культуры, что служит сохранению всего запаса предшествующей культуры человечества. Это коллективное самовоспитание человечества есть результат усилий всего общества.

В воспитании С.Л. Франк выделяет две важнейшие атрибутивные характеристики: свободу и творчество. Он определят свободу как спонтанную глубину человеческой личности, как единственную точку человеческого бытия, в которой возможна непосредственная связь человеческого с Божественным, и как условие подлинно человеческой жизни. Свобода же даёт возможность осуществления воспитания, потому что воспитание возможно только как самовоспитание. Это предполагает принятие человеком необходимости его формирования в процессе воспитания, и особенно на первых этапах его жизни, когда воспитание является внешним по отношению к нему. Ребёнок должен принять этот процесс, сделав его самовоспитанием, благодаря чему «свобода не вырождается в свою противоположность — порабощающую духовную анархию».

Творчество - это экзистенциальная родовая характеристика человека. Бог творит человека, определяя его бытие как «свободное самобытие». Хотя человек существо не самодостаточное, а подчиняющееся необходимым реалиям мира, но, благодаря тому что он является проводником божественных творческих сил свободы и разума, он исходно является творческим существом. Человек, как свободно-разумная личность, познаёт идеал истинного бытия и через это познание стремится осуществить его через свою жизнь. Франк рассматривает творчество как жизнь, активность, процесс неустанного становления и в то же время как процесс, приближающий человека к вечной жизни. Поэтому не важно, осознаёт себя каждый конкретный человек Образом безусловного бытия, что со временем может прийти, или нет, он уже есть Образ безусловного бытия, так как через свою деятельность существует как свободно-разумная личность. В человеке присутствует то деятельностное стремление, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность, даже если при этом есть опасность для его жизни, а не только внешнюю полезность. Данный факт оценки достойных и недостойных действий характеризует человека как разумное существо. А через способность к творчеству, учитывающему такую оценку, человек обнаруживает и развивает свободную волю и развивает себя как нравственное существо. Человек творит не только в специальной «творческой» деятельности, но и во всякой деятельности, по крайней мере там, где он остаётся свободным. Напротив, потеря творческого характера деятельности человека свидетельствует о неблагополучии его бытия. Франк определяет творчество как «нечто», которое принадлежит не к объективной действительности, а частично берёт начало в реальности как сущей потенциальности, которую он

определяет как бытие в форме самотворчества. Человек как личность самостоятелен и свободен, но при этом он укоренён в превышающей его трансцендентной реальности и зависим от неё. При действии благодати творчество человека становится частной формой реализации абсолютного творчества, человек не просто «выявляет» в эмпирическом мире те формы бытия, которые уже пред-существовали в Абсолюте, а соучаствует в подлинном творении, обогащающем само Абсолютное бытие. При этом Бог вкладывает в человека Свою творческую силу, по выражению Франка, творит творцов. Философ также говорит о том, что в творческом процессе прослеживается общее соотношение между Богом и человеком, которое обнаруживается в явлении, проходящем в составе космической природы. Но творческая сила в природе сверхлична или безлична, напротив, творчество человека индивидуально. Поскольку творчество коренится в отношениях между человеком и Богом, то любое творчество должно быть подчинено началу святости и нравственности. Без этого человек может свою творческую силу направить в русло разрушения.

Творчество относится не только к внешней стороне жизни человека, но и к внутренней. Человек творит не только внешние вещи, не только культуру в самом широком смысле этого слова, но самое главное — человек по Образу истинного бытия творит и развивает самого человека, его духовную жизнь. Поэтому С.Л. Франк пишет, что «всякий воспитатель детей есть уже творец».

Творчество присуще не' только индивиду, но и социуму. Общество является подлинным творцом: от коллективного творения до создания необходимых условий для творческой деятельности отдельных людей. Общество, основанное на творчестве, - это для Франка общество, основанное на любви к ближнему и к себе как носителю духовной составляющей.

Идеи свободы и творчества в воспитании, разработанные С.Л. Франком, имеют важное значение для современной педагогики, так как ориентирует её на создание таких форм воспитания и образования, которые направлены на целостное развитие свободной творческой личности человека.

Цель воспитания, которую Франк выводил из понимания смысла жизни человека - достижение вечной жизни, он видел в евангельском завете «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5: 48). Именно стремление к совершенствованию — определяющий признак жизни человека. Поэтому целью воспитания является целостное всестороннее развитие человека, способного к постоянному совершенствованию и самосовершенствованию.

Во 2-м параграфе «Общее пространство и смысл воспитания в педагогике СЛ. Франка» рассматриваются представления СЛ. Франка о структуре воспитания в целом, характеризуются его отдельные виды и организация воспитания.

Поскольку духовность является исходной фундаментальной характеристикой человека, а поэтому степень совершенства и благополучия человека и общества зависит от степени их духовно-нравственного развития, то воспитание должно начинаться с духовного формирования человека, которое является подлинной основой формирования личности. В этой связи философ обращает внимание на то, что именно христианство сформировало личность, хотя этот

факт начинает пониматься «после того, как многовековое христианское воспитание привело к созреванию его основного плода — сотворило из человека личность, само существо которой состоит в сознании себя свободным, богоподобным, непосредственным причастником Божией правды и Божией реальности».

Самое важное, что может сделать сам человек, вступая на путь духовного развития, — это осознать свою принадлежность не только к миру материальному, но и духовному, осознать свою духовную жизнь как живое состояние своего же сознания, которое говорит о сохранении духа, об идеале разумного мышления, о свободе, что становится началом и условием его духовного развития. В результате духовного воспитания человек становится именно тем, чем он себя осознаёт, - свободно-разумной личностью. В духовном воспитании С.Л. Франк выделяет внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона состоит в том, чтобы сформировать в человеке первоначальную религиозную культуру, потому что «опыт показывает, что люди, лишенные религиозного воспитания, лишь в редких случаях обретают веру и что, напротив, верующие часто теряют веру или навсегда, или по крайней мере надолго». Внутреннюю же сторону духовного воспитания, его смысл и природу философ усматривает в восхождении человека к высшему духовному источнику, а общества — в коллективном самовоспитании человечества, как результате усилий общества, состоящего из духовно развитых личностей, стремящихся к жизни по христианским заповедям. Духовное воспитание призвано сформировать то ценностное ядро, без которого немыслима духовная целостность человека, которую С.Л. Франк определяет как святость, заключающуюся в полном отрицании греха и следовании заповедям Божиим, потому что «во всех областях и на всех путях осуществления веры и христианской правды надо одновременно ценить, охранять, сознавать и лелеять саму святыню нашей сущностной связи с Богом, нашей непосредственной жизни в Боге — и оберегать, утверждать, развивать всю полноту педагогических, воспитательных форм жизни, помогающих нам преодолевать нашу человеческую слабость и постепенно, в меру наших сил, приближаться к Богу». Конкретным выражением святости являются такие качества, как любовь, милосердие, справедливость, солидарность. Наиболее полно и зримо путь достижения святости можно увидеть на примере жизни людей, которые целиком посвятили себя служению Богу. В них осуществляются земные образцы святости. Но святость - это не исключение, присущее редким натурам — святым, а норма, которая характеризует духовное здоровье каждого человека, подобно тому как физическое здоровье является нормой телесного развития, а болезнь — его патологией. Поскольку душа человека подвержена духовным болезням, порождаемым грехами, то воспитание призвало сформировать человека, способного противостоять им во всех их формах.

Богопочитание обретается посредством реальной религиозной жизни и духовного воспитания. Поэтому основой содержания духовного воспитания является религиозная культура. С.Л. Франк предлагает своеобразную методику духовного развития и воспитания, следуя которой человек может обратиться к Богу для того, чтобы соучаствовать в творчестве идеального бытия и благодаря этому по-настоящему служить ближнему, становясь в этом процессе более со-

вершенным духовно. Восхождение человека по «лествице святости» - это духовное возрастание, достижение вечной жизни посредством духовного усовершенствования по вечному образу совершенного Отца. Духовное воспитание должно осуществляться и в семье, и в школе. Особое значение в организации этого процесса имеет Церковь, потому что «коллективная сила церковного предания, в котором хранится память о великих и ценных достижениях творческих эпох жизни Церкви, имеет огромное и систематическое, и педагогическое значение, и особенно е эпохи духовной смуты и религиозного упадка».

Таким образом, духовное воспитание необходимо каждому человеку, какой бы деятельностью он ни занимался. Оно призвано сформировать человека к жизни по идеалам святости, своему сознательному духовному развитию, умению творить любое дело согласно с христианскими заповедями, и в то же время умению преодолевать грех. Вместе с тем понимание сущности духовного воспитания даёт возможность науке разработать систему духовно-нравственного воспитаиия как основополагающей подсистемы современного воспитания.

В самой тесной связи с духовным воспитанием находится нравственное воспитание, которое С.Л. Франк определил как путь и способ формирования человека, способного к обретению добра и преодолению зла. Философ понимает нравственность как уникальную единственную сущность, которую в физический мир может внести только человек. Истинная нравственность не выводима из интересов земной жизни человека и не сводима к ней. Нравственные искания и интересы человека направлены на высшее. В своих нравственных исканиях С.Л. Франк приходит к выводу, что наиболее истинной является христианская мораль. Евангельская мораль — не закон, повелевающий или запрещающий определенные действия, а указание пути к совершенствованию внутреннего строя души и отношений между людьми. Франк определяет две стороны нравственного воспитания: внешнюю и внутреннюю. Внешнее направлено на совершенствование порядка жизни общества, увеличение добра в нём. Поскольку природа человека несёт в себе не только доброе начало, но и зло, то философ, говорит о нахождении средств противодействия ему. Он указывает на необходимость поиска внешних средств противодействия злу, в том числе и дисциплиной. Ими можно оградить человека и общество от зла и даже привнести добро, поэтому такое воспитание абсолютно необходимо, но ими нельзя развить добро. Главное - человеку надо противодействовать злу прежде всего внутри себя, а это достигается культивированием добра внутри самого человека, поскольку нравственное совершенствования является «сущностно-нравственным внесением добра в самые человеческие души, иначе говоря, нравственным воспитанием и духовным исправлением и обогащением жизни». Так как добро возрастает изнутри человека, изнутри общества путём их постепенного совершенствования, то оно есть результат долгого внутреннего самосовершенствования. Нравственное воспитание непосредственно направлено на формирование нравственного сознания и поведения человека. С.Л. Франк определяет источник и содержание нравственного воспитания: источник нравственности он видит в Боге, в нравственном евангельском учении, а способ её формирования - в сознательном следовании, сознательном исполнении христианских заповедей. По-

этому содержанием нравственного воспитания является всеобъемлющая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему. И на этой основе покоится система нравственных понятий, норм поведения и отношений с миром и человеком. Такую позицию Франк называет «христианским реализмом», который как жизненная практика основан на признании двойственности нравственной жизни: сочетании необходимости нравственной борьбы в реальной жизни и использовании несовершенных средств, применяемых в этой борьбе. Нравственные обязанности утверждаются самосознанием человека, действующего из самого себя через самопознание себя. Самопознание предполагает умение отличить истину от лжи, добро от зла, волю Божию от человеческой. Человек осознаёт высшее и божественное и уверен в его достижимости, что составляет его природную религиозность, питающую истинную нравственность. Именно потому, что человек сознаёт себя как свободно-разумную личность, он считает себя достойным жизни только в осуществлении своего нравственного идеала. Нравственный закон становится приоритетом в выборе действий, мыслей, направления жизни вообще. Нравственным законом является присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести, внутреннее требование правды и справедливости. И даже если нравственность не заставляет человека жить по истине, то хотя бы является той мерой, по которой он судит свои действия, соотнося их с идеей истинной жизни. Такое воспитание СЛ. Франк определяет как положительное духовно-нравственное творчество.

Понимание нравственности как необходимого условия существования человека и социума ставит перед современными педагогами проблему развития нравственного воспитания как базового вида воспитания в современной системе образования не только с точки зрения организации внешнего воспитания (набор воспитательных мероприятий), но прежде всего как организацию внутреннего творческого непрерывного процесса нравственного возрастания и самосовершенствования человека. Важная задача духовно-нравственного воспитания - формирование волевой сферы личности, которое достигается как внешней дисциплиной, практической деятельностью, где важное место отводится трудовому воспитанию, которое должно начинаться с приучения ребёнка уже с раннего детства к самообслуживанию, так и путём внутреннего воспитания, благодаря осуществлению деятельности в соответствии с нравственными заповедями, творению добра в силу потребности самой человеческой души.

С. Л. Франк разработал оригинальную концепцию умственного воспитания, построенную на учении о познании, получившем название «живого знания». Он выделяет две формы образования: внешнюю и внутреннюю. Образование «во внешнем смысле» есть «простое знание данных внешнего мира». Внутреннее образование есть постижение культуры, её духовных значений и смыслов, постижение духовных основ мира, потому что «подлинное образование есть такое интимное обладание духовной реальностью, выходящей за пределы моего «я», которое означает внутреннее овладение ею, включение ее в состав моей личной жизни». Принципиальные положения дидактической концепции СЛ. Франка: познание не только субъективно предметно — в нём есть ощущение, образ, представление, понятие, но и объективно предметно - в по-

знании представлено реальное содержание мира; познание не ограничивается эмпирическим и рациональным уровнем, но в нём есть и духовный способ познания - это «первичный тип знания», направленный на постижение духовной реальности, который призван «воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно-сущего»; познаёт не субъект чистого познания, но живой человек со своими потребностями и интересами, поэтому «первая задача умственного воспитания - заставить человека вообще думать о чем-либо, развить в нем "умственный интерес", "внимание", т.е. в этом смысле сделать человека сознательным существом: кто имеет привычку или склонность обращать внимание на вещи, познавательно направляться на них, тот уже стоит на пути знания, все равно, сколько бы ему ни удалось актуально познать».

Опираясь на эти исходные принципы, С.Л. Франк описывает своеобразную лестницу познания. Доказав, что важнейшей характеристикой всякого познания является предметность реального содержания, он анализирует его ступени, начиная с чувственного познания. От ощущения познание поднимается на уровень восприятия. Особенность человеческого познания состоит в том, что уже на уровне чувственного познания оно определяется творческой активностью человека. Философ подробно анализирует внимание, как важнейшую ха- . рактеристику живого знания, потому что от него во многом зависит, насколько успешным будет освоение знания. Следующей ступенью познания является память. Более высокий уровень познания — мышление. При этом основное внимание он концентрирует на предметности этого познания, характеризующегося объективным содержанием реальности. В отличие от европейской философии, СЛ. Франк не считает рациональное мышление высшей формой познания и доказывает, что познание имеет ещё один, более высокий и подлинно фундаментальный уровень - духовный, направленный на постижение духовной реальности. Успех познания зависит не только от интеллектуальных способностей человека, но и от самого человека, нужности знания ему. Поэтому развитие каждой ступени познания должно быть сопряжено с личностью человека, с его интересами, со смыслом его жизни.

В целом, его идею умственного воспитания можно определить как систему обучения, направленную на формирование живого развивающегося знания самого ученика, соединяющего его с самой жизнью. Теория живого знания нацеливает на формирование целостного интуитивного мышления, где самое важное заключается не в обретении только знаний, но в его развитии. А для этого нужно целостное развитие познавательной сферы человека, в том числе и её духовной составляющей, дающей возможность познания духовной реальности. Такое мышление СЛ. Франк усматривал в русском интуитивном способе мышления. Его идеи построения обучения на основе учения о «живом человеческом знании» могут стать теоретическим фундаментом создания системы инновационного образования в современной России, направленной на развитие творческих способностей человека.

• Представления С.Л. Франка об эстетическом воспитании выстраиваются на идее, что художественное освоение мира ближе к духовному, нежели к интеллектуальному его познанию. Его исходная идея эстетического воспитания

состоит в том, что произведения искусства, отражающие духовное начало в мире и человеке, являются «хранилищем заложенной Богом информации». Поэтому каждый человек, обращаясь к искусству, и в первую очередь к духовному искусству, открывает для себя образ идеального бытия через символы, заложенные в нём. В душе человека таится что-то незримое, и он стремится это выразить. Искусство, проявляясь в «форме», является воплощением в материи потаённого души, является «выражением», через которое нечто незримое становится зримым, запечатлеваясь в чём-то ином, и благодаря этому оно становится доступно и понятно человеку. Главное значение эстетического воспитания заключается в том, чтобы научить ребёнка понимать красоту духовного и земного мира, чувствовать красоту мира, сформировать в нём понимание, что красота не есть нечто постороннее для него или какая-то внешняя красивость и тем более проявление какого-то случайного состояния человека, а есть нечто объективно существующее и значимое в мире, нечто внутренне сродное душе человека, что красота - объективная характеристика мира, которую он должен научиться постигать во всех её проявлениях, и самое главное — научиться её творить. Эстетическое воспитание важно не только тем, что оно является средством художественного развития человека, - оно важное средство его духовно-нравственного и умственного воспитания.

Для современного эстетического воспитания этот подход, нацеливающий человека на постижение красоты как освоение и сопряженность человека с чем-то очень значимым, объективно существующим в мире и сущностно необходимым для него, важен тем, что требует его целостного системного построения. Для современного эстетического воспитания важна и другая идея мыслителя: преодоление деэстетизации мира. Философ понял главную причину этого явления: в силу сущностной связи искусства с духовным миром, оно может нести в себе не только светлое, но и тёмное начало, а значит, оно может стать проводником тёмных энергий и разрушать саму красоту. Поэтому важнейшую роль искусства он видел в том, чтобы через постижение высших образцов искусства сохранить всю полноту прекрасного в мире. Поэтому эстетическое воспитание должно сформировать своего рода эстетический иммунитет человека, позволяющий ему противостоять стихиям разрушения и утрате красоты.

В 3-м параграфе «Соборность как определяющий принцип организации воспитания» рассматривается понятие соборности как главного принципа организации воспитания в педагогической концепции С.Л. Франка. Поскольку в основе организации воспитания лежит система отношений субъектов воспитания, то без нахождения оптимальных условий их осуществления невозможно оптимальное функционирование воспитания. Организацию воспитания он обосновывает, опираясь на своё понимание общества, согласно которому возможны два её способа: внешний - коллективизм, и внутренний - соборность. Эта идея восходит к его пониманию двух аспектов устроения общества: наружный и внутренний. Двойственность между наружным и внутренним слоем общества вытекает из двойственности человеческой природы. С одной стороны, человек - явление внешне телесное и «рационально-предметное», с другой - он «слит с духовным бытием и изнутри его переживает». Франк описывает эти два

слоя общественного бытия терминами «внешняя социальность» или «коллективизм» и «соборность». Суть коллективизма состоит в том, что это форма организации социальных отношений между людьми на основе социальных и культурных интересов и ценностей, применительно к воспитанию - между субъектами воспитания, основанных на решении социально-педагогических задач. Такой подход даёт возможность определённого развития индивидов и коллектива, потому что развивающийся коллектив есть условие развития индивида, а развитие каждого индивида есть условие развития коллектива.

Однако коллективизм, в силу того что людей при такой организации объединяет только решение социально-педагогических задач, развивает внешнюю сторону отношений субъектов воспитания. Внутренняя же организация образовательного сообщества, которую он называет соборной, возможна только тогда, когда отношения людей связаны с Богом, что даёт возможность выстраивать их отношения на фундаменте духовно-нравственных ценностей. Важнейшие принципы соборных отношений в воспитании: 1) Соборность — отношения между людьми, в основе которых исходно лежит их отношение с Богом; 2) «Соборность есть органически неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее из первичного единства "мы"»; 3) «Соборное единство образует жизненное содержание самой личности. Оно не есть для неё внешняя среда, но как бы духовное питание, которым внутренне живёт личность, её богатство, её достояние». Школьный уклад может считаться соборным, если ученики в школе не только учатся, а учителя не только работают, а и те и другие проживают там жизнь; 4) «Соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуальным, как сама личность. <...> Истинное "мы" столь же индивидуально как "я" и "ты"». Только школа с собственным, индивидуальным лицом способна воспитывать и развивать учащихся как личностей; 5) Школьное соборное единство - это не только те люди, которые в настоящее время пребывают в школе, но и ушедшие из неё, а также будущие; 6) Соборный характер отношений характеризуется особым характером отношений между субъектами воспитательных отношений: между учителями и учениками — это отношения родители-дети, между учениками - отношения братьев и сестёр.

Следовательно, идея соборных отношений в воспитании, обоснованная C.JI. Франком, задаёт принципиально иной подход к пониманию организации воспитания, нежели в существующей педагогике. Она может использоваться в организации современного воспитания, способствуя построению отношений в воспитании на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

В заключении подводятся итога проведённого исследования, которые можно свести к следующему: жизнь СЛ. Франка показана как жизнь философа, теоретика, педагога, учителя и просветителя, в научно-философских трудах которого поставлены и решены фундаментальные педагогические проблемы, в совокупности составляющие его оригинальную педагогическую концепцию; выявлена сущность антропологического и социологического принципов обоснования его педагогической концепции: показано, что личность, поскольку человек есть пересечение двух миров, должна быть понята как духовное явление;

исследовано его учение об обществе, где важнейшая идея — единство человека и общества, определяемое единством понятий «Я - Ты» - «Я - Мы», а степень совершенства общества зависит от степени его духовно-нравственного совершенства. В диссертации реконструирована и проанализирована педагогическая концепция С.Л. Франка. Воспитание исследовано как родовая свободная творческая деятельность человека, что позволяет понять его как непрерывное творение человека и как творческий процесс по своему существу; выявлено, что творчество является онтологической родовой характеристикой личности, и потому личность может быть личностью только в её творческом раскрытии, поэтому развитие творческой личности является важнейшей задачей воспитания; изучены отдельные виды воспитания: духовное воспитание как исходно-основополагающее воспитание; нравственное воспитание как внутреннее саморазвитие и самосовершенствование человека; умственное воспитание как процесс всестороннего «живого познания» истины; эстетическое воспитание как способность восприятия многообразия красоты мира; изучен соборный принцип организации воспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, а положения, выносимые на защиту, доказаны.

Перспективы нашей работы мы видим в более глубоком изучении социально-антропологического учения С. Л. Франка и его концепции воспитания; исследовании способов формирования творческих способностей человека; в анализе его фундаментальных идей воспитания: воспитание как свободный творческий процесс; духовное воспитание как фундаментальный вид воспитания; нравственное воспитание как процесс нравственного самосовершенствования; проблема развития умственного воспитания на основе учения о «живом знании» и эстетического воспитания как постижения многообразия красоты мира, разработка соборного принципа организации воспитания.

Результаты исследования, опубликованные автором в рецензируемых научных журналах Перечня ВАК РФ:

1. Хаустова Н.М. Проблема личности, её развития и воспитания в философ-ско-педагогическом наследии С.Л. Франка [Текст] / Н.М. Хаустова // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. -2011. -№ 1. - С.91-97 (0.4 пл.).

2. Хаустова Н.М. Учение С.Л. Франка о закономерностях душевных явлений [Текст] / Н.М. Хаустова // «Известия Смоленского государственного университета», - Смоленск, 2012. - № 3. - С.503-510 (0.4 пл.).

3. Хаустова Н. М. Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-иедагогическом наследии С. Л. Франка [Электронный ресурс] / Н. М. Хаустова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 2 - Режим доступа: ЬЦр://\\^у.5с1епйГ1С-по1ез.га/Мех.рЬр?ра§е=6<§ше\у=30.

В других изданиях:

4. Хаустова Н.М. Проблема личности в трудах В.И. Несмелова и С.Л. Франка / Н. М. Хаустова // Материалы докладов XV Международной конференции

студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев [Электронный ресурс]. -М.: Изд-во МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. - С.144-145. Режим доступа: http://loraonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2008/23.pdf.

' 5. Хаустова Н.М. Развитие личности как 0CH0Bá духовно-нравственного воспитания в трудах С.Л. Франка [Текст] / Н. М. Хаустова // Православие, образование и воспитание молодежи: Духовные основы взаимодействия: Материалы V Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». (27 - 28 ноября 2009 г.; г. Липецк - Задонск). - Липецк, 2010. - С.49-51(0.25 пл.).

6. Хаустова Н.М. Творчество как аспект духовного развития личности в трудах С.Л. Франка и В. И. Несмелова / Н. М. Хаустова // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С.133-135. Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2008/23 .pdf.

7. Хаустова Н.М. Понятие души человека в православной традиции и учение о закономерностях душевных явлений С.Л. Франка / Н. М. Хаустова // Мате- • риалы Международной научно-практической конференции «Философско-религиозная антропология святоотеческого наследия» 15-16 декабря 2009 года [Электронный ресурс]. - Курск: Курск, гос. ун-т, 2010.

8. Хаустова Н.М. СЛ. Франк о духовно-нравственном развитии личности / Н.М. Хаустова // Духовные ценности российского общества в XXI веке [Электронный ресурс]: материалы VI научно-образовательных Знаменских чтений. 22 марта-25 марта2010 г.-Курск: Курск, гос. ун-т, 2010.

9. Хаустова Н.М. Ориентиры на пути развития личности в трудах В.И. Несмелова и СЛ. Франка / Н. М. Хаустова // Молодежь. Общество. Религия: Современная модель взаимодействия [Электронный ресурс]: материалы V Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений. 16 марта - 20 марта 2009 г. - Курск: Курск гос. ун-т, 2010.

10. Хаустова Н.М. Душа человека как целостное единство в трудах С.Л. Франка / Н. М. Хаустова // История перспективы церковно-общественного сора-ботничества в России [Электронный ресурс]: материалы VII научно-образовательных Знаменских чтений. — Курск: Курск, гос. ун-т, 2011.

11. Хаустова Н.М. Личность как духовный центр человеческого существа в философско-педагогическом наследии СЛ. Франка / Н. М. Хаустова // Образование и воспитание гражданина в контексте церковно-общественного сотрудничества [Электронный ресурс]: материалы VIII научно-образовательных Знаменских чтений. - Курск: Курск, гос. ун-т, 2012.

12. Хаустова Н.М. Учение о закономерностях душевных явлений в философской психологии СЛ. Франка / Н. М. Хаустова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / отв. ред.

• А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова [Электронный ресурс]. — М.: МАКС Пресс, 2011. Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1339/5420_174c.pdf.

Напечатано с готового оригинал-макета Сдано в набор 14.11. 2013 г. Подписано в печать 13.11.2013 г. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Объем 1.0 усл. печ. л. Тираж 120 экз. Заказ №2617 Лицензия ИД №06248 от 12.11.2001 г. Издательство Курского государственного университета 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хаустова, Надежда Михайловна, Курск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

и^и! 450620

На правах рукописи

Хаустова Надежда Михайловна

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С. Л. ФРАНКА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Меньшиков В.М.

КУРСК 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ С.Л. ФРАНКА.....................16

1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.Л. ФРАНКА..................................17

1.2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Л. ФРАНКА.................................................................................34

1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

С.Л. ФРАНКА..................................................................................79

ГЛАВА 2. РЕКОНСТРУКЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Л. ФРАНКА........100

2.1. ВОСПИТАНИЕ КАК «РОДОВАЯ» ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 100

2.2. ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО И СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ С.Л. ФРАНКА.........................................................................................................127

2.2.1. Духовное воспитание: сущность и содержание............................127

2.2.2. Смысл нравственного воспитания в философии С.Л. Франка..........137

2.2.3. Учение «живого знания» как теоретическая основа построения умственного воспитания.................................................................147

2.2.4. Эстетическое воспитание как постижение многообразия красоты мира........................................................................................160

2.3. СОБОРНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ....................................................................................164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................178

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................185

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Наше время — время глобальных и стремительных социальных перемен - требует осмысленного развития не только общества в целом, но и его отдельных сфер, в том числе образования, что в свою очередь, диктует необходимость не только разработки принципиально новых педагогических учений, способных дать более глубокое понимание существующей сферы образования, но и переосмысление тех педагогических учений, в которых были обоснованы принципиально новые системы воспитания. Поэтому, заметным направлением современных теоретических исследований воспитания становится изучение исторического опыта теоретического и практического решения проблем разработки фундаментальных педагогических учений. Среди исследований, посвященных данной проблеме, можно назвать работы B.C. Безруковой [15], Е.П. Белозерцева [16], Б.М. Бим-Бада [23], В.М. Богуславского [26, 27], П.А. Гагаева [46], Ю.В. Громыко [57], М.Я. Дворецкой [60, 61], А.Н. Джуринского [64], С.Ю. Дивногоцевой [65], О.В. Долженко [67], И.Ф. Исаева [89,90], Г.Б. Корнетова [115], A.A. Королькова [117, 119], В.М. Меньшикова [143, 144, 145], Н.Д. Никандрова [159, 160, 161], А.Г. Пашкова [170], И.М. Подушкиной [183, 184], В.В.Рубцова [194], Т.В. Скляровой [201, 202], В.И. Слободчикова [204, 205, 206], Н.Л. Шеховской [306] и др. В их трудах раскрывается сущность и процесс поиска и обоснования новых педагогических систем.

Поэтому заметным направлением современных педагогических исследований становится изучение исторического опыта теоретического и практического решения фундаментальных проблем воспитания и образования, в котором особенно значим опыт русской педагогической мысли второй половины XIX - первой половины XX в. Значительную роль в её развитии сыграли представители религиозной философии и педагогики: H.A. Бердяев [18, 19], С.Н. Булгаков [34], Б.П. Вышеславцев [44], В.В. Зеньковский [77,78], И.А. Ильин [84], И.В. Киреевский [133], В.Н. Лосский [133], К.П. Победоносцев [182], С.А. Рачинский [191],

B.C. Соловьёв [210], К.Д. Ушинский [217], П.А.Флоренский [223], A.C. Хомяков

[293], П.Д. Юркевич [313] и др., а также богословы: Игнатий Брянчанинов [80, 81], Иоанн Кронштадский [87], епископ Фаддей (Успенский) [218], Феофан Затворник [220], митрополит Филарет (Дроздов) [222].

И хотя исследование творчества большинства из них стало возможно только в современной России, тем не менее педагогические взгляды этих мыслителей системно изучены во многих работах, в том числе и диссертационных: И.Н. Ванина [37], З.В. Видякова [41], П.А Гагаев [45], архимандрит Георгий (Шестун) [304], Н.Н.Гатилова [49], Ю.В. Головина [55], A.A. Игнатов [82], А.Б. Хохлова

[294], H.JI. Шеховская [306], O.J1. Янушкевичене [315] и др., что позволило осознать специфику решения этими учеными значимых теоретических и практических педагогических проблем.

Выдающимся представителем русской религиозной философии конца XIX -первой половины XX в. является Семён Людвигович Франк. Поэтому необходимы специальные исследования, систематизирующие педагогические воззрения философа. В этой связи представляется весьма актуальным обратиться к научно-историческому изучению его философско-педагогического наследия, в котором нашло бы осмысление решение им фундаментальных проблем воспитания и образования, в своей совокупности представляющих значимое теоретико-педагогическое явление.

Степень разработанности проблемы. Творчество С.Л. Франка анализировалось уже при его жизни в трудах таких выдающихся мыслителей, как H.A. Бердяев [19], В. В. Зеньковский [75], В.И. Несмелов [157, 158], архимандрит Иоанн Шаховской [302] и др.

К настоящему времени можно выделить следующие направления изучения творчества великого мыслителя:

- Изучению философско-методологических проблем творчества С.Л. Франка посвящены исследования Г.В. Аляева [4,5], Ф. Буббайера [31], А.П. Глазкова [54], C.B. Никулина [162, 163], Т. Оболевич [165], Б. Халленслебена [292] и др.;

- взгляды C.JI. Франка на сущность человека изучаются в трудах A.A. Быст-рова [35], В.Ю. Даренского [59], Е.К. Карпенко [100], И.С. Киселёвой [106], И.М. Иевлевой [156], В.Н. Поруса [185, 186, 187] и др.;

- социальные идеи мыслителя получили отражение в трудах И.И. Евлампие-ва [70], В.К. Кантора [94, 95], Н.В. Моторошиловой [151], П. Элена [308, 309, 310] и др.

- духовная и нравственная проблематика отражена в работах Е.М. Амелиной [6], A.A. Гаппоненкова [48], М.М. Рогожи [192], В.К. Чернусь [297], П. Элена [308,309, 310] и др.

Однако, хотя педагогические идеи С.Л. Франка и стали предметом философских и научных исследований (Е.В. Мареева [137, 138] характеризует антро-полого-педагогическое пространство философии С.Л. Франка; И.М. Невлева [156] рассматривает учение С.Л. Франка о творчестве как важнейшей характеристике развития и воспитания человека; Г.В. Аляев [4,5] определяет виды и возможности знания в учении СЛ. Франка; А.Е. Крикунов [121, 122] анализирует проблему памяти в философии С.Л. Франка и её значение для совершенствования процесса обучения; В.В. Бычков [36] осмысливает взгляды С.Л. Франка на эстетический опыт человека как основу художественного познания мира и формирования мировоззрения; A.A. Остапенко [167, 168] обосновал особенности реализации воспитания детей в практике современной школы на основе идей С.Л. Франка о соборности), но до настоящего времени отсутствует их системное изучение и осмысление.

Таким образом, актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость и вместе с тем её недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы данной диссертации - «Концепция воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы концептуальные принципы обоснования воспитания в трудах С.Л. Франка?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: философско-педагогическое наследие C.JI. Франка.

Предмет исследования: концептуальные положения философско-педагогического наследия C.JI. Франка.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать научно-педагогическое содержание философии

C.JI. Франка и теоретико-методологическую основу его изучения;

- проанализировать антропологическую основу его педагогической концепции;

- выявить социальное основание его педагогических идей;

- реконструировать педагогическую концепцию в философско- педагогическом наследии C.JI. Франка.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические подходы: системный, культурологический, аксиологический и деятельностный; историко-социально-антропологический педагогический подход; общефилософские и общенаучные принципы историзма, объективизма и целостности. Основополагающие идеи исследования: понимание определяющей роли философии образования в решении фундаментальных педагогических проблем; важнейшее значение духовности и нравственности в развитии общества и человека, воспитания и образования; понимание образования как неотъемлемого условия развития общества.

Теоретическую основу исследования составляют:

- философско-педагогические идеи русской религиозной философии: A.C. Хомяков [293], И.В. Киреевский [105], B.C. Соловьёв [210], И.А.Ильин [84], П.Б. Струве [212], П.А. Флоренский [223], С.Н. Булгаков [34], С.Н. и E.H. Трубецкие [215] и др.;

- фундаментальные положения философии образовании: Е.П. Белозерцев [17], Ю.В. Громыко [57], О.В. Долженко [67], И.Ф. Исаев [89], A.A. Корольков

[118], Н.Д. Никандров [159, 160, 161], А.Г. Пашков [170], Н.И. Пирогов [179], C.JI. Рубинштейн [193], К.Д. Ушинский [217] и др.

- труды, посвященные изучению истории российского образования и воспитания: В.Г. Безрогов [14], А.Н. Джуринский [64], З.В. Видякова [40,41], П.А. Гага-ев [46], H.H. Гатилова [49], Ю.В. Головина [55], В.М. Богуславский [26, 27], С.Ф. Егоров [71], Г.Б. Корнетов [115], В.М. Меньшиков [143, 144, 145], Н.П. Краснова [197], А.Б. Хохлова [294], Н.Л. Шеховская [306] и др.

- психолого-педагогические исследования, посвященные изучению целостного развития личности: А.Г. Асмолов [11], Б.М. Бим-Бад [23], Б.С. Братусь [30], Л.С. Выготский [44], А.Н. Леонтьев [127], Н.И. Лифинцева [128, 129], В.В.Рубцов [194], В.А. Сухомлинский [213], В.Д. Шадриков [300, 301], Д.И. Фельдштейн [219] и др.

- идеи отечественных мыслителей о приоритете духовно-нравственного воспитания в образовании: В.В. Зепьковский [77], H.A. Ильин [84], Н.И. Пирогов [179], К.П. Победоносцев [182], С.А. Рачинский [191], К.Д. Ушинский [217] и др.

- современные исследования теории и практики духовно-нравственного воспитания: B.C. Безрукова [15], В.А. Беляева [17], М.Я. Дворецкая [60, 61], Б.И. Додонов [66], М.В. Захарченко [74], епископ Зиновий (Корзинкин) [114], И.В. Метлик [146, 147, 148], Н.Д. Никандров [159, 160, 161], Т.И.Петракова [175, 176, 177], Т.В. Склярова [201, 202] и др.

Источники исследования: философские и публицистические труды С.Л. Франка; воспоминания и исследования современников С.Л. Франка; современные труды по философии и философии образования С.Л. Франка; философско-педагогическая и историко-педагогическая литература; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников второй половины XIX - первой половины XX в.; современные работы, посвященные историко-педагогическим, теоретико-педагогическим, философским вопросам; издания периодической печати; материалы научно-практических конференций, образовательных чтений.

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературных источников, их систематизация, а также сравнительно-сопоставительный, теоретико-исторический, ретроспективный анализ философ-ско-антропологического наследия С.Л. Франка; научный анализ философско-педагогических источников и трудов; логико-теоретический анализ философских, педагогических и методологических трудов по исследуемой проблеме; систематизация и обобщение полученных результатов, позволяющих реконструировать педагогическую концепцию С.Л. Франка.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2008 - 2009) был осуществлён поиск источников и материалов, анализировалась степень научной разработанности проблемы, оценивалось её современное состояние, обосновались теоретико-методологические подходы и методы исследования.

На втором этапе (2010 - 2011) изучались философские труды Франка по обозначенной проблеме, шло теоретическое осмысление, обобщение, отбор материала, их анализ.

На третьем этапе (2011 - 2012) произведена систематизация полученных результатов, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- изучен жизненный путь философа как непрерывный поиск решения фундаментальных проблем бытия человека и общества, развития воспитания и образования и определены теоретико-методологические основы изучения его педагогического наследия;

- обосновано значение антропологического и социологического принципа в построении его педагогической концепции;

- осуществлен целостный анализ его антропологических исследований, позволивший выявить фундаментальное значение духовно-нравственной сферы человека и необходимость её развития в процессе воспитания;

- проанализировано учение С.Л. Франка об обществе и показана определяющая роль духовно-нравственного фактора в его развитии;

- реконструирована педагогическая концепция С.Л. Франка и её основополагающие идеи, позволяющие представить концепцию в целом: воспитание представлено как родовая творческая деятельность и показаны условия, способствующие воспитанию творческой духовно-нравственной личности;

- раскрыты взгляды философа на духовное, нравственное, умственное, эстетическое воспитание;

- изучена сущность соборного принципа организации воспитания.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

- реконструирована педагогическая концепция С.Л. Франка, что вносит вклад в развитие философии образования;

- раскрыта сущность антропологического и социологического принципов в обосновании его педагогической концепции, что способствует развитию методологии и теории педагогики;

- научный анализ понимания философом отдельных видов воспитания может стать теоретической основой дальнейших исследований духовного, нравственного, умственного и эстетического воспитания;

- понимание воспитания как творческой деятельности будет способствовать развитию педагогики творчества;

- концепция воспитания С.Л. Франка представлена как важная часть педагогических поисков русской философии конца XIX - первой половины XX века, что способствует развитию истории педагогики.

Практическое значение исследования состоит в следующем:

- концептуальные положения педагогики С.Л. Франка, выявленные в ходе исследования, могут способствовать существенному совершенствованию воспитания в целом и его отдельных видов;

- созданию систем формирования творческих способностей человека;

- материалы исследования, обогащают учебные курсы философии образования, философии религиозного воспитания, истории педагогики и общей педагогики, религиозной педагогики и религиозной антропологии;

- идеи исследования могут использоваться при подготовке специалистов религиоведов и теологов, переподготовке и повышении квалификации учителей основ православной культуры, а также в практике работы школьных учителей и преподавателей высшей школы, ведущих курсы духовно-нравственного содержания;

- изучение педагогических идей С.Л. Франка может стать основой для организации межличностного общения воспитателей и воспитанников на основе принципа соборности, предполагающего восстановление традиционной системы родительско-детских отношений между учителями и учащимися.

Личный вклад автора заключается в анализе, осмыслении философско-педагогической проблематики С.Л. Франка, позволившей реконструировать его концепцию воспитания. Важнейшими моментами этого процесса стали: выявление антропологических и социальных основ педагогической концепции С.Л. Франка; обоснование идеи воспитания личности как родового творческого процесса; характеристика творчества как атрибутивной характеристики воспитания; выявление сущности главных видов воспитания: духовного, нравственного, умственного, эстетического в учении С.Л. Франка и принципов соборного характера организации воспитания в педагогике С.Л. Франка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается верностью исходных методологических подходов и принципов исследования; использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования; доказательностью выводов, полученных в ходе философ-ско-педагогического анализа теоретического наследия С.Л. Франка.

Положения, выносимые на защиту.

1. Знание жизни, теоретической и практической педагогической деятельности С.Л. Франка, изучение его антропологического и социального учения, осмыс-

и

ление возможностей человека в совершенствовании себя и общества, а также понимание всего континуума решения им педагогических проблем даёт возможность реконструировать его концепцию воспитания и лучше осмыслить фундаментальные проблемы современной п