Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальная составляющая культурно-образовательной среды города Ельца

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Макаров, Владимир Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Елец
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальная составляющая культурно-образовательной среды города Ельца», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макаров, Владимир Викторович, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЕЛЬЦА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

§1. Понятие «Культурно-образовательная среда»: сущность и

§2. Особенности культурно-образовательной среды города Ельца

§3. Становление и развитие музыкальнойставляющей культурно-образовательнойеды города Ельца.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЕЛЬЦА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧНСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

§1. Народная музыкальная культура:циальные истоки и педагогические последствия.

§ 2. Музыкально-педагогичие традиции прававной церкви

§3. Любителое музицирование как компонент музыкальнойставляющей культурно-образовательнойеды города Ельца

§ 4. Профиональный компонент музыкальнойставляющей культурно-образовательнойеды:щнь, овные направления

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальная составляющая культурно-образовательной среды города Ельца"

Актуальность темы исследования. Для России внимание к особенностям региональной культуры и образования имеет особое значение, поскольку она исторически формировалась как государство, объединяющее территории, далеко отстоящие друг от друга, разнообразные по природно-географическим, национально-этническим, экономическим, культурным характеристикам, по образу жизни населения и его деятельности.

Произошедшее в конце XX — начале XXI вв. самоопределение регионов России обусловило появление понятия «региональное образование», которое закрепилось в общественном сознании российского общества и нашло свое отражение в нормативных актах и документах.

Одну из причин нашего обращения к данной теме определили традиции гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в ЕГУ им. И.А. Бунина. В рамках этого направления все чаще говорится об уникальности историко-культурного наследия города Ельца. Это положение обстоятельно доказывается в научных работах посредством использования понятия «культурно-образовательная среда».

Именно в культурно-образовательной среде происходит усвоение существующих ценностей, норм культуры и адаптация отдельного человека к социуму, в котором он живет. Сущность культурно-образовательной среды Ельца находит свое отражение в различных составляющих: педагогической, правовой, экономической, религиозной и ряде других. Можно выделить также музыкальную составляющую культурно-образовательной среды, способствующую художественно-творческому освоению окружающей действительности.

На протяжении всей истории человеческой культуры музыка являлась значимой стороной окружения человека, представляя собой специфическую «звуковую реальность», оказывающую комплексное воздействие на человека и обеспечивающую воспитание и формирование многочисленных качеств личности. Эмоциональные переживания, вызываемые музыкой, врезаются в память индивида на уровне подсознания, поэтому музыкальное искусство раскрывает пласты культуры, не навязывая убеждений.

Для нас представляет интерес музыкальная составляющая культурно-образовательной среды Ельца, сложившаяся в конце XIX - начала XX вв., т.е. в то время, когда развитие социальной сферы в городе происходит особенно интенсивно.

Степень разработанности проблемы. Тема исследования потребовала обращения к трудам отечественных ученых, так или иначе отражающим современные подходы к изучению феноменов культурно-образовательной среды, музыкальной культуры и музыкального образования.

Среда, с точки зрения ее педагогического потенциала, изучается в работах JI.M. Бирюковой, Ю.С. Бродского, А.Т. Куракина, Ю.С. Мануйлова, П.Г. Щедровицкого и др.

Культурно-образовательная среда рассматривается современной наукой в следующих ракурсах: философско-педагогическом (Е.П. Бело-зерцев, JI.H. Голубева, А.И. Павленко, Л.П. Печко, А.В. Усачев), исто-рико-педагогическом (Н.А. Белканов, Е.П. Белозерцев, А.Е. Крикунов, В.Н. Мезинов, Д.А. Пряхин, И.Б. Стояновская), литературно-краеведческом (Н.В. Борисова, Г.П. Климова, С.В. Краснова, A.M. Стрельцов).

Социокультурные особенности городской среды освещаются в исследованиях А.С. Ахиезера, Н.С. Галушиной, B.JI. Глазычева,

Т.М. Дридзе, JI.C. Могутовой; специфика культурной среды малого города раскрывается Г.Н. Баженовой, С.Г. Корниенко, А.В. Мудриком, М.В. Никитским и др.

Анализ научных источников свидетельствует о том, что в истори-ко-педагогической и музыковедческой литературе накоплен определенный материал, характеризующий отдельные аспекты, стороны и институты музыкального образования, бытующие в России конца XIX - начала XX вв.

История становления системы музыкального образования в России отражена в работах Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, JI.F. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, А.С. Базикова, H.JI. Гродзенской, И.В. Кошминой, Н.А. Терентьевой и др.

В ряде исследований отражается роль музыкальных обществ (E.JI. Березовский, О.И. Великанова, Н.Н. Емельянова, И.В. Жданов, Г.В. Копытова, Б. Котляров, Е.В. Майбурова, И.Ю. Харкеевич и др.), частных и государственных музыкальных учебных заведений (Н.С. Афанасьева, В.А. Васильев, Ю.Л. Елфимов, Б.И. Загурский, Я.И. Зак, Ю.В. Келдыш, Ю.А. Кремлев, А.В. Свешников и др.), краткосрочных летних музыкально-педагогических курсов (В.И. Адищев, Ю.П. Гнути-кова, Г. Рогожникова) в становлении и развитии музыкального образования.

Воззрения отдельных педагогов-музыкантов конца XIX - начала XX вв. (А.Д. Городцова, Н.М. Данилина, А.Д. Кастальского, М.Г. Климова, B.C. Орлова, С.В. Смоленского, С.И. Танеева, Б.Л. Яворского), развивающих в дореволюционной России музыкально-образовательные традиции, рассматриваются в диссертационных исследованиях В.И. Адищева, Т.Н. Батуринской, В.Д. Булгакова, JI.B. Глухова, JI.3. Ко-рабельниковой, С.Н. Морозовой, В.Ф. Шевлягиной и др.

Часть исследователей анализирует проблему взаимодействия общества и музыкальной культуры, а также роль последней в формировании музыкального сознания отдельного индивида (О.В. Гусева, Г.С. Корниенко, О.В. Немиро, В.П. Саранин, Г.С. Харламова). Однако музыкальная составляющая культурно-образовательной среды как целостное явление, ее структура, становление, функциональные особенности, педагогический потенциал изучены недостаточно.

Объект исследования: культурно-образовательная среда малого города России.

Предмет исследования: сущность и компоненты музыкальной составляющей культурно-образовательной среды города Ельца конца XIX - начала XX вв.

Цель исследования: выявить состояние, структуру и особенности развития музыкальной составляющей культурно-образовательной среды города Ельца в конце XIX - начале XX вв. Задачи исследования:

• проанализировать сущность понятия «культурно-образовательная среда» в контексте исторического, системного, культурологического и средового подходов применительно к малому городу России;

• рассмотреть музыкальную составляющую культурно-образовательной среды, определить ее основные компоненты и характеристики;

• раскрыть сущностные особенности каждого из компонентов музыкальной составляющей культурно-образовательной среды Ельца конца XIX -начала XX вв.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования служат принципы познания, отраженные в системном, историческом, культурологическом и средовом подходах. Использование данных методологических оснований в совокупности позволяет исследовать феномен музыкальной составляющей культурно-образовательной среды конкретного региона в определенный исторический период и показать особенности ее структуры, развития и функционирования.

Исторический подход (В.В. Иванов, В.А. Кудинов, Б.Г. Могиль-ницкий и др.) позволяет проследить ход развития культурно-образовательной среды города Ельца во временных координатах, с точки зрения определенных исторических условий и эпохи.

Эффективен при изучении социокультурной реальности и человеческого бытия системный подход (И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.Н. Садовский, А.И. Уемов и др.), который дает возможность рассматривать культурно-образовательную среду города Ельца конца XIX - начала XX вв. в трех взаимосвязанных ракурсах - структурном, функциональном и динамическом.

Одним из методологических ориентиров нашего исследования выступает культурологический подход, (JI.K. Антощук, Т.В. Безменова, И.Ф. Исаев, В.И. Муляр и др.) который рассматривается в качестве обобщенной методологической базы при изучении проблем педагогики, психологии, социологии и др. наук. Культурологический подход позволяет рассматривать проблемы образования в общекультурном контексте, как интеграцию личности с окружающей ее культурой, как активное освоение ею определенных ценностей и традиций. Этот подход базируется на тезисе, согласно которому педагогика по своей сути культуросооб-разна, т.е. в разные периоды развития общества она способна отражать определенный уровень культуры. Педагогические факты и явления при таком подходе возможно анализировать с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем.

В концепции средового подхода (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова и др.) понятие «среда» рассматривается как мир человека, мир общества и мир природы, сосуществующие во времени и пространстве. При таком подходе «среда» одновременно и материальна, и идеальна, поскольку она включает не только природу, общество, человека, но и его представления о самом себе и о среде. В соответствии с этим «средовой подход» является методологией рассмотрения индивидуального, общественного и природного в их единстве и взаимосвязи.

В процессе исследования были использованы следующие методы: сравнительно-исторический; ретроспективный анализ исторической, педагогической, методической, краеведческой литературы; критическое осмысление и обобщение литературных, архивных и публицистических источников; анализ, обработка и систематизация выявленных исторических фактов.

Хронологические рамки исследования обусловлены особенностями развития музыкальной культуры в России. Нами в исследовании рассматривается период, который условно можно определить как конец XIX - начало XX вв. Исходной точкой можно считать 70-е годы XIX века, т.е. время которое характеризуется функционированием всех направлений музыкальной культуры в совокупности — народного, церковного, любительского и профессионального. Кроме того, в это время для России характерны глобальные социально-экономические и политические реформы, повлиявшие особым образом и на систему образования. Завершающей точкой являются 20-е годы XX века, когда некоторые направления музыкальной культуры (народное и церковное) начали свое угасание в связи с рядом социально-исторических изменений.

Источниками исследования являются: философская, историко-педагогическая, культурологическая, художественная и музыковедческая литература, отражающая тенденции культурного развития России конца XIX - начала XX вв.; диссертационные исследования; документы из Государственных архивов Липецкой и Орловской областей, фондов Елецкого краеведческого музея; периодические источники, изданные в

Ельце исследуемого нами периода; кино- и видео-материалы; материалы личных бесед со старейшими деятелями культуры Ельца.

Работа выполнялась в русле идей и научных разработок лаборатории «Культурно-образовательная среда Липецкой области» (руководитель - Е.П. Белозерцев) Липецкого института развития образования.

Организация исследования. Работа над исследованием состояла из следующих этапов:

На первом этапе (1999-2001 гг.) - изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка теоретических основ исследования, сбор архивных материалов, исследование опыта изучения культурно-образовательной среды Ельца.

На втором этапе (2001-2003 гг.) - анализ, систематизация, обобщение архивных материалов, определение структуры и логики изложения диссертационного исследования.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) - уточнение основных положений исследования, определение содержания и оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

• в контексте системного, исторического, культурологического и сре-дового подходов город Елец конца XIX - начала XX вв. представляет собой средоточие природного, социального и духовного, характеризующееся самобытной культурно-образовательной средой. Культурно-образовательная среда Ельца - целостное явление, которое проявляется в различных сферах социальной реальности, функционирует и развивается, способствует самоопределению человека;

• музыкальная составляющая культурно-образовательной среды Ельца конца XIX - начала XX вв. представляла собой конкретную сферу бытия выступавшую как способ познания окружающей действительности благодаря системе музыкального образования. Становление и функционирование музыкальной составляющей культурнообразовательной среды во многом обуславливалось наличием определенного историко-культурного наследия. Вследствие этого индивид, вступающий во взаимодействие с музыкальной составляющей культурно-образовательной среды, может рассматриваться: как объект ее художественного воздействия; как носитель и выразитель музыкально-культурных ценностей; как субъект музыкального творчества, создающий музыкальную культуру; музыкальная составляющая культурно-образовательной среды Ельца конца XIX - начала XX вв. объективируется в четырех взаимосвязанных компонентах: этно-музыкальном, религиозно-музыкальном, любительском и профессиональном, которые позволили музыкальному образованию в Ельце приобрести такие важнейшие характеристики как всеобъемлющая природа, полифоничность, полифункциональность. Становление и функционирование компонентов, каждый из которых в своей мере способствовал инкультурации личности, было обусловлено особенностями развития музыкального сознания.

Научная новизна исследования заключаются в том, что: выделена и систематизирована категория «музыкальная составляющая культурно-образовательной среды», которая способствует изучению музыкальной культуры и образования отдельного региона, как в историческом, так и в современном аспекте; определены, изучены и описаны основные компоненты музыкальной составляющей: этно-музыкальный, религиозно-музыкальный, любительский, профессиональный; выявлен педагогический потенциал компонентов, и раскрыта степень их влияния на становление музыкального сознания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• проанализировано понятие «культурно-образовательная среда» в контексте исторического, системного, культурологического и средо-вого подходов;

• раскрыта сущность музыкального образования через компоненты музыкальной составляющей культурно-образовательной среды, которые в свою очередь обуславливаются видами музыкального сознания.

• изучена связь этно-музыкального, религиозного, любительского и профессионального компонентов музыкальной культуры, с музыкальным сознанием горожан через образовательные традиции, сложившиеся к концу XIX - началу XX вв. в Ельце.

Практическое значение исследования связано с возможностью использования его результатов для изучения культурно-образовательной среды как в историческом, так и в современном аспектах.

Получена ценная для историко-педагогической науки система представлений об особенностях осуществления музыкального образования в России конца XIX - начала XX вв. (на примере города Ельца), базирующегося на четырех основных компонентах (этно-музыкальном, религиозно-музыкальном, любительском и профессиональном) музыкальной составляющей культурно-образовательной среды.

Результаты исследования могут использоваться при подготовке специалистов музыкально-педагогического и культурологического профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; привлечением разнообразных документальных и архивных источников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Основные положения диссертации обсуждались: на V Рождественских чтениях, посвященных теме «Православие и молодежь» (январь 2003 года, Елец); на Всероссийской научно-практической конференции «Становление и развитие образовательного комплекса в условиях малого города России» (17-19 апреля 2003 года, Елец); на V Международной летней культурно-антропологической школе молодых ученых «Культура-образование-человек» (1-7 июля 2003 года, Курск); на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (февраль 2004 года, Курск); на ежегодных научно-практических конференциях ЕГУ им. И.А. Бунина (апрель 2002, 2003, 2004 гг.). Различные аспекты содержания диссертации нашли свое отражение так же в публикациях автора.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список использованных литературных и архивных источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования статистических данных по городу Ельцу Орловской губернии, говорят о том, что период начинающийся с 80-х годов XIX века до революции 17-го года, характеризуется увеличением количества общеобразовательных учебных заведений различного типа, ростом статусов этих учреждений, увеличением наполняемости учебными дисциплинами. В качестве учебных дисциплин во многие общеобразовательные заведения вводятся рисование, гимнастика и пение. Начиная с 1880-х годов, проводятся статистические исследования преподавания музыки в школах губернии, изучается штат учителей пения, их сословная принадлежность, уровень профессиональной образованности.

По данным однодневной переписи, проходившей 18 января 1911 года в общеобразовательных учреждениях Орловской губернии различных видов и уровней, число школ с преподаванием пения к общему числу школ в процентном отношении составляло 53,3 %. Из статистических сведений видно, что в елецких общеобразовательных учреждениях предмет «пение» присутствовал в казенных (министерских) и частных гимназиях, а так же имел место в церковно-приходских и городских училищах (77).

В елецких мужской и женской Министерских гимназиях первоначально предмет пения входил в число необязательных предметов (наряду с рисованием и черчением, гимнастикой, французским и немецким языком), т.е. за возможность посещения занятий учащиеся должны были вносить дополнительную плату (136, 50). Как свидетельствуют многочисленные отчеты о состоянии Елецких женской и мужской гимназий число занимающихся пением в разные годы было различным и составляло в среднем 20-25 % от общего числа учащихся (130; 134-139; 144-153).

Преподавателями пения, в учреждениях этого типа, чаще всего были лица, получившие церковное музыкальное образование. Например, учитель пения Елецкой женской гимназии Василий Родионович Ман-ченко окончил музыкальные курсы при Придворной певческой капелле в Петербурге, а учитель пения Елецкой мужской гимназии - Гавриил Яковлевич Соколов, получил музыкальное образование в Орловской духовной семинарии (134). Огромную известность и поддержку со стороны горожан получила музыкально-просветительская деятельность регента И.М. Зизюкина, преподававшего музыку с 1913 года в мужской гимназии и, после революции, в первых советских школах (153).

Предмет «пение» представлял собой весьма важный элемент в структуре гимназического образования. Его целью было «развитие художественного и эстетического вкуса у учащихся, а так же получение умственного и нравственного образования» (120, 1). Задачей предмета «пение» было не только овладение навыками хорового исполнительства, а еще и получение гимназистами основ музыкальной грамоты. Задача по овладению каким-либо музыкальным инструментом не ставилась, т.к. решением этой проблемы занимались специализированные музыкально-образовательные учреждения, о деятельности которых уже упоминалось выше. у

На уроках пения развивалось умение чисто интонировать, для чего разучивались песни разнообразные по жанровым и стилевым особенностям. Можно отметить, что уроки пения в гимназиях носили интегрированный характер. Они состояли из нескольких структурных элементов, каждый из которых решал определенную образовательную задачу. Эти структурные элементы были тесно взаимосвязаны между собой, гармонично дополняя друг друга.

Одним из важнейших компонентов урока пения было изучение религиозной музыки. Изучаемые песнопения, «возбуждая в учащихся живые религиозные чувства, делали их восприимчивее к истинам и тайнам христианской религии» (120, 2). Приоритет в изучении отдавался русскому духовно-хоровому искусству, хотя для разнообразия репертуаpa иногда включались духовные произведения зарубежных композиторов.

Вслед за произведениями духовно-религиозными, на уроках пения в гимназиях разучивались «сочинения патриотического содержания, которые сообщая воспитанию и образованию национальный характер, соединяли школу с жизнью народа и развивали у учащихся любовь к отечеству . и уважение к славным деяниям предков, возвысивших и свое имя и славу своего отечества» (120, 3). Чаще всего это были государственные, гражданские и военные гимны, патриотические произведения русских композиторов, солдатские и военные песни.

Следующий структурный элемент гимназического урока пения представляли произведения народной музыки, а так же «произведения искусственной русской поэзии, иллюстрированные музыкой наших композиторов» (120, 4).

Народные песни разучивались общеизвестные, которые содержались в регулярно издаваемых нотных сборниках, составляемых специально для общеобразовательных учебных заведений (Бессонов П. «Детские песни» (1868); Мамонтова М. «Детские песни на русские и малороссийские напевы» (1872); Фаминцын А. «Русский детский песенник» (1875), и др.). В гимназическом репертуаре было представлено все жанровое многообразие русских народных песен - лирические, трудовые, хороводные, плясовые и др.

В мужской и женской Елецких гимназиях была организована очень разнообразная концертная деятельность. К крупным государственным юбилеям здесь устраивали целые тематически-выдержанные концертные программы и музыкально-вокально-танцевальные вечера. Например, очень ярко в обеих гимназиях проходило празднование 300-летнего юбилея дома Романовых. В женской гимназии был устроен грандиозный литературно-музыкальный вечер, первое отделение которого открывалось гимном в исполнении хора воспитанниц. Далее была показана постановка драмы «Жизнь за царя» (переделанная из либретто к опере Глинки) в трех действиях, которая заканчивалась молитвой и апофеозом в исполнении хора. Во втором отделении концерта прозвучали хоровые, фортепианные произведения, а также ансамблевое исполнение на мандолинах. После этого для гимназисток и приглашенных по поводу праздника гимназистов мужской гимназии были устроены танцы (138, 23-28). В мужской же гимназии к этой круглой дате была осуществлена постановка оперы Глинки «Жизнь за Царя», которая исполнялась под аккомпанемент фортепиано, под руководством регента И.М. Зизю-кина (151).

Так же в обеих гимназиях устраивались концерты Елецких и заезжих музыкантов, целью которых было приобщение гимназистов к классической музыке. Так, «4 октября в зале женской гимназии состоялся концерт скрипача К.М. Думчева с участием пианистки А.К. Городец

J Л кой.» . «В лице Думчева Елецкая публика встретила уже давно знакомого ей талантливого скрипача, в совершенстве владеющего инструментом. Программа концерта преимущественно состояла из произведений, дающих исполнителю возможность блеснуть техникой. Пианистка г-жа Городецкая, как аккомпаниаторша г. Думчеву, заслуживает всякой похвалы, как солистка она менее понравилась»31.

Кроме урока пения и организации концертов музыка в гимназиях присутствовала в других формах учебной деятельности. Например, гимназисты обучались разнообразным танцам, которые разучивались и исполнялись под музыку русских и зарубежных композиторов. Обучение гимназистов танцам было обязательным. Танцевали обычно под аккомпанемент фортепиано или духового оркестра, основными участниками

30 Елецкая жизнь, № 3, за 29 сентября 1909 года (с. 4)

31 Елецкая жизнь, № 5, за 6 октября 1909 года (с. 4) которого были сами гимназисты. На старых афишах и программах гимназических вечеров очень часто упоминается об участии духового оркестра мужской гимназии.

Таким образом, музыка в гимназическом образовании представленном в Ельце присутствовала на значительном уровне и проявлялась в различных формах и видах деятельности. На уроках пения решались важные музыкально-образовательные задачи, прежде всего вокально-исполнительские. Несмотря на то, что гимназические уроки пения посещала примерно четверть учащихся, практически все гимназисты так или иначе были включены в музыкально-образовательную практику — занятия в оркестрах, хоровых кружках, музыкальных постановках и пр. Поэтому в гимназиях наряду с развитием интонационной сферы, учащиеся воспитывались как зрители и слушатели художественных произведений, способные различать особенности различных стилей, жанров и направлений, владеющие элементарной музыкальной грамотой. Важнейшим средством музыкального образования в гимназиях являлась исполнительская деятельность, при опоре на знание основ элементарной теории музыки.

Мы уже говорили о том, что музыкальные занятия были распространены не только в министерских гимназиях, но и в других общеобразовательных учреждениях — частных гимназиях, городских и церковноприходских училищах. Причем уроки пения в церковно-приходских училищах имели статус постоянного предмета и чаще всего были наполнены хоровыми музыкальными произведениями духовного содержания. В других же типах учебных заведений музыка преподавалась как дополнительный учебный предмет, имеющий статус необязательного.

Так же во всех этих общеобразовательных учреждениях воспитывали умение культурно слушать и понимать музыку посредством организации литературно-музыкальных концертов. Практически в каждом номере многочисленных Елецких газет можно найти объявления и рецензии о таких формах концертной деятельности. Приведем в качестве примера лишь некоторые из этих объявлений. «23 ноября очень оживленно прошел литературно-музыкальный вечер в местном техническом железнодорожном училище, устроенный по случаю исполнившегося сорокалетия со дня открытия училища. . Гости ,и молодежь с большим удовольствием выслушали литературное, музыкальное вокальное отделение, исполненное учениками техниками32.

Аргамаченской женской воскресной школе 28 ноября исполнилось 10 лет со дня ее открытия (28 ноября 1897 года). Готовится скромный праздник, на котором после молебна будет прочтен отчет школы за 10 лет ее работы, а вечером для учениц будет устроено чтение с музыкальным и вокальным отделением»33.

Так же широкую распространенность в частных гимназиях и городских училищах получили ученические оркестры (как струнные, так и духовые). Вообще оркестры обеспечивали проведение балов, маскарадов, торжеств, литературно-музыкальных вечеров и пр. Основной положительной чертой оркестров было то, что они решая проблему приобщения гимназистов к инструментальному музыкальному искусству, позволяли овладеть навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте.

Сегодня, 25 ноября в городском училище состоится литературно-музыкальный вечер, устраиваемый инспектором г. Киселевым. В вечере примет участие ученический духовой оркестр под управлением преподавателя оркестровой игры Я.М. Шулькина34.

Таким образом, мы можем констатировать, что в условиях культурно-образовательной среды города Ельца конца XIX - начала XX ве

32 Елецкая жизнь, № 23, за 8 декабря 1909 года (с. 3)

33 Елецкий вестник, № 3, за 2 декабря 1907 года (с. 4)

34 Елецкий вестник, № 1, за 25 ноября 1907 года (с. 3-4) ков была выстроена своеобразная система профессионального музыкального образования, в которую была включена не только деятельность специализированных музыкально-образовательных учреждений (музыкальные школы, музыкальные курсы), но и такие виды деятельности как занятия музыкой с педагогом на дому, получение музыкального образования в гимназиях и училищах.

В целом профессиональному музыкальному образованию в Ельце конца XIX начала XX вв. была присуща реализация следующих требований:

- систематичность и последовательность, проявлявшиеся в логическом построении как содержания, так и процесса музыкального образования от простого к сложному;

- доступность, заключавшаяся в открытости музыкально-образовательных учреждений для представителей любых сословий;

- прочность, требующая чтобы полученные учащимися знания, закреплялись в памяти, становясь частью их сознания;

- связь музыкального образования с практикой (изученные на занятиях музыкальные произведения систематически использовались учениками: произведения духовной музыки - на службах в церкви, светская вокальная и инструментальная музыка - в программах литературно-музыкальных вечеров и концертов и т.д.);

- сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Стоит отметить, что в России исследуемого нами периода не было четко сформированной государственной системы учреждений музыкального образования. Музыкальные учебные заведения открывались и существовали благодаря стараниям и энтузиазму отдельных личностей, чаще всего профессиональных музыкантов, которые понимали всю важность всестороннего музыкального образования и осознавали влияние его уровня на уровень развития музыкальной культуры российского общества в. целом. Кроме того, отдельную роль музыкально-образовательных учреждений часто выполняли гимназии и другие учебные заведения, в которых происходило приобщение к классическому, народному и православному музыкальному искусству, посредством применения различных форм музыкально-просветительской деятельности. Эти общероссийские тенденции несомненно нашли свое отражение в музыкально-образовательной системе Ельца.

Благодаря применению в данных формах учреждений новаторских подходов к содержанию и организации учебного процесса, использованию различных форм и методов обучения, жители города получали основательное, разностороннее музыкальное образование. В Елецком дореволюционном обществе был очень высоким процент людей, знающих и любящих музыку, умеющих ее слушать и исполнять.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Обязательной и важнейшей частью любой культурно-образовательной среды является ее музыкальная составляющая, которая представляет собой конкретную сферу бытия и может выступать как способ познания окружающей действительности. Заключая в себе все элементы музыкальной культуры, свойственные определенному социуму, музыкальная составляющая культурно-образовательной среды обуславливается имеющимися в конкретном обществе устоями и традициями, наличием определенного историко-культурного наследия.

Музыкальную составляющую культурно-образовательной среды можно рассматривать как явление исторически обусловленное, как результат культурно-исторического развития, особенного для каждой отдельной местности, и, тем не менее, подвергающееся воздействию общероссийских тенденций. Выделенное и обоснованное нами понятие «музыкальная составляющая культурно-образовательной среды» может выступать в качестве инструмента, способствующего изучению особенностей музыкального образования конкретного региона в исторической ретроспективе.

Исследуя музыкальную составляющую культурно-образовательной среды Ельца конца XIX - начала XX вв., мы выявили особенности ее структуры, которая представляет собой переплетение четырех основных компонентов - этно-музыкального, религиозного, любительского и профессионального.

Каждый из компонентов музыкальной составляющей культурно-образовательной среды города Ельца конца XIX - начала XX вв. представляет собой целостную художественно исполнительскую и музыкально-образовательную систему, со свойственными ей закономерностями и особенностями развития, эстетикой, средствами выразительности, набором музыкально-образовательных традиций, способствующих ретрансляции музыкального опыта последующим поколениям.

Этно-музыкальный компонент музыкальной составляющей культурно-образовательной среды Ельца конца XIX - начала XX вв., представлен традициями музыкального фольклора; религиозный - деятельностью православной церкви по организации музыкального образования. Любительский компонент находит свое выражение в самодеятельных традициях музыкального творчества, способствующих внедрению музыкального искусства в широкие массы. Профессиональный компонент музыкальной составляющей, характеризуется наличием конечной художественной цели и специально разработанных для ее достижения методов, отображается не только в системе учреждений музыкального образования, но и в специально организованных занятиях под руководством музыканта-профессионала (занятия на дому, музыкально-образовательные курсы и пр.).

Именно такое разнообразие компонентов музыкальной составляющей культурно-образовательной среды Ельца конца XIX - начала XX вв., существующих с одной стороны обособленно, а с другой взаимосвязано, позволяет музыкальному образованию приобрести всеобъемлющую природу, полифоничность, полифункциональность.

В контексте Болонского процесса тема культурно-образовательной среды приобретает новое звучание. Изучение отечественных образовательных традиций и внедрение их в современную систему образования, позволит сохранить самобытность нашей культуры, не раствориться в общеевропейском образовательном пространстве.

Перспективы дальнейшего изучения состоят в более детальном исследовании выделенных компонентов музыкальной составляющей культурно-образовательной среды, в определении их диалектической взаимосвязи, а также в установлении динамики их развития в другие периоды развития российского общества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макаров, Владимир Викторович, Елец

1. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных классов школ России конца XIX начала XX века: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Т.Н. Абросимова. - Самара, 1999.

2. Адищев В.И. Музыка в женских институтах России конца XIX -начала XX века. (Теория и практика образования): Монография / В.И. Адищев М.: ИТОП РАО, 2001. - 116 с.

3. Адищев В.И. Из истории музыкального воспитания в Перми. Певчие курсы А.Д. Городцова / В.И. Адищев // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О. Апраксина. Вып. 12. - М.: Музыка, 1977.-С. 62-74.

4. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира / A.JI. Андреев. -М.: Политиздат, 1980. 255 с.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. -М., 1976.-165 с.

6. Анисимова И.А. Из истории фортепианного преподавания в русских учебных заведениях/ И.А. Анистмова // Русская музыкальная педагогика кон. XIX нач. XX века и современные проблемы муз. образования: Межвуз. сб. науч. трудов.-Пермь: ПГПИ, 1984.-54 с.

7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. - 608 с.

8. Ахиезер А.С. Город и диалог / А.С. Ахиезер // Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. М., 1996. - С.23 - 29.

9. Баженова Г.Н. Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема: Автореф. дис. . канд. философ. наук / Г.Н.Баженова. М., 1998.

10. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /А.А.Банин. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.- 248 с.

11. П.Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М., 1994.- 255 с.

12. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования / Е.П.Белозерцев. Волгоград, 2000. -461 с.

13. Белозерцев Е.П. Липецкая область уникальная духовная и культурно-образовательная среда / Е.П.Белозерцев // Педагогическое краеведение Липецкой области: Учеб. пособие. Под ред. Кузовле-ва В.П. и Белозерцева Е.П. - Елец, ЕГПИ, 2000. - С.10 - 22

14. Белозерцев Е.П. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа: Монография / Е.П.Белозерцев, Л.А.Черных // Серия «Земляки о земляках». Вып. 3. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 307 с.

15. Белозерцев Е.П. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» / Е.П.Белозерцев, А.В. Усачев // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. — № 9. - С.ЗО - 36.

16. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е.П.Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 704 с.

17. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте.эволюции отечественной педагогики конца XIX первой трети XX в.) / В.И.Беляев. - М.: МНЭПУ, 1999.-224 с.

18. Бестужев-Лада И.В. Философский энциклопедический словарь / И.В. Бестужев-Лада. М.: Советская энциклопедия, 1989.

19. Блонский П.П. Педология / П.П.Блонский. М., 1934 г.

20. Борисова Н.В. Тихон Николаевич Хренников / Н.В.Борисова // Педагогическое краеведение Липецкой области: Учеб. пособие. Под ред. Кузовлева В.П. и Белозерцева Е.П. Елец, Е111И, 2000. -С.369 - 382

21. Булгаков В.Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф. дис . .д-ра пед. наук / В.Д. Булгаков. — Казань, 2002.

22. Бунин И.А. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1988.

23. Васильева М.Н. Культуросообразность как принцип образования в Российских гимназиях XIX века: Автореф. дис. .канд. пед. наук М.Н. Васильева. Ростов н/Д, 2002.

24. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Ю.В. Ва-силькова, Т.А. Василькова. М.: Академия, 2001. - 440 с.

25. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: заметки журналиста / З.П. Васильцова. М.: Педагогика, 1998. - 160 с.

26. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров. -М., 1987.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высь. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. - 176 с.

28. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е.В. Волкова. М.: Искусство, 1988. - 240 с.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский / Под ред. В.В, Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

30. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2-х т. / И.А. Гарднер. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998.

31. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен / Ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.

32. Глазычев B.JI. Культурный потенциал городской среды: Автореф. дис. . .д-ра искусствоведения / B.JI. Глазычев. М., 1991. - 44 с.

33. Горлов В.П. Елец веками строился / В.П. Горлов, А.В. Новосельцев. Липецк, 1993. - 440 с.

34. Григорьев Л. Его выбрало время / Л.Григорьев, Я. Платек. М.: Советский композитор, 1983. - 280 с.

35. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е.Гусев. Л.: Наука, 1967. -320 с.

36. Гусева О.В. Культуротворческий потенциал музыкального образования в условиях индустриального региона: Автореф. дис. .канд. культурологии / О.В. Гусева. Кемерово, 2003. - 23 с.

37. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: Учеб. пособие / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М., 2000. - 224 с.

38. Даненова Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема: Автореф. дис. .канд. псих, наук / Д.Б. Даненова. Барнаул, 2001. - 21 с.

39. Елецкие корни. Елец: Елецкие куранты, 1996. - 272 с.

40. Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып. 1. — Липецк, 1994. -233 с.

41. Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет / Н.Н.Емельянова. Воронеж, 1977.-172 с.

42. Жданов И.В. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX начале XX вв.: Автореф. дис. .канд. пед. наук / И.В. Жданов. - Саранск, 2003.

43. Завадский С.А. Искусство и цивилизация / С.А.Завадский, Л.И.Новикова. М.: Искусство, 1986. - 271 с.

44. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е.Ю. Захарченко// Педагогика. 1999. - №3. - С. 69-73

45. Зильберквит М. Тихон Хренников (страницы из детства и юности) / М. Зильберквит // Музыка и ты: Альманах. Вып. 4 - М.: Советский композитор, 1984. - С. 3-8

46. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

47. Ильичков М.З. Социология воспитания / М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов. М., 1996. - 114 с.

48. Имханицкий М.И. У истоков народной оркестровой культуры / М.И. Имханицкий. М.: Музыка, 1987. - 190 с.

49. История и культура Ельца и Елецкого уезда. Материалы краеведческой конференции. Вып. 2. - Елец, 1994. - 102 с.

50. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие / Л.Г.Ионин. — М.: Логос, 1996. 280 с.

51. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф. Кап-терев / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. - С. 163-179

52. Калтат Л. Тихон Николаевич Хренников / Т. Калтат. М.-Л., 1946.

53. Киященко Н.И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

54. Коргинская М.В. Социальное пространство монопрофильного города европейского севера: проблемы гуманизации: Автореф. дис.• .канд. философ, наук / М.В .Коргинская. Архангельск, 2003. 18 с.

55. Корниенко С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: Автореф. дис.канд. пед. наук / С.Г. Корниенко. Кемерово, 2002. - 24 с.

56. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2-х кн. / И.В. Кошмина М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: История. Стиль. Жанры. - 224 с.

57. Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. М.: Высшая школа, 1983. — 448 с.

58. Кремлев Ю. Тихон Хренников. / Ю.Кремлев М.: Советский композитор, 1963. - 47 с.

59. Крылова В.В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в сочинском округе конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. .канд. пед. наук / В.В.Крылова. Сочи, 2002.

60. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография. / Под. ред. проф. Исаева И.Ф. Белгород: БГУ, 1999. - 151 с.

61. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. 1997. - №2. - С.3-12.

62. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. -М., 1998.-584 с.

63. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование / Т. Левая. М.: Музыка, 1991. -166 с.

64. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. - Т. II. - С. 232-239.

65. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. Костанай, 1997. - 244 с.

66. Мартынов И.И. Тихон Николаевич Хренников. Творческий портрет / И.И. Мартынов. М.: Советский композитор, 1967. - 47 с.

67. Мартынов И.И. Тихон Николаевич Хренников / И.И.Мартынов. -М.: Музыка, 1987. 144 с.

68. Матвеев Н.В. История русского церковного пения. / Н.В. Матвеев / Сост. Филатова А.Н. Электросталь: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. - 288 с.

69. Мезинов В.Н. Народная педагогика Елецкого края / В.Н. Мезинов // Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития: Сб. материалов научно-практической конференции вузов России. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. - 199 с.

70. Методология исследования истории, экономики и культуры Российской провинции: Сб. науч. тр. участников IX науч. конф. Кострома, май 2001 г. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.-Т.1. -93 с.

71. Мироносицкий П. Дневник учителя церковно-приходской школы (приложение к журналу «Народное образование») / П. Мироносицкий. Спб.: Синодальная типография, 1896. - 92 с.

72. Миропольский С. О музыкальном образовании народа в России и в западной Европе / С. Миропольский / Изд. 2-е, вновь переработанное. Спб.: 1882. - 256 с.

73. Морозова С. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский / С. Морозова // Музыкальное воспитание в школе:

74. Сб. статей / Сост. О. Апраксина. Вып. 12. - М.: Музыка, 1977. -С. 75-85.

75. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В.Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 200 с.

76. Музыка // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1897. - Т. XX (39). - С. 127-145.

77. Народное образование Орловской губернии за 1910-1917, 19201923 гг. (Статистические материалы) Орел: 1924. — 120 с.

78. Немиро О.В. Художественная среда праздничного города как явление отечественной культуры (Теория. История. Современность.): Автореф. дис. . д-ра философ, наук / О.В. Немиро. — СПб., 1992.-37 с.

79. Нечаев В.Я. Социология образования / В.Я. Нечаев. М.: МГУ, 1992.-197 с.

80. Никитский М.В. Малый город как фактор социализации учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук /М.В. Никитский. М., 2002.

81. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Минск: Книжный дом, 2003.

82. Обухова Н.Г. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина / Н.Г. Обухова, Н.Н. Леев // Педагогика. 1993. - №3.

83. Общества // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1887. - Т. ХХ1а(42). - С. 607-633.

84. Овчинников М.А. Творцы русского романса / М.А. Овчинников. — М.: Музыка, 1988. 160 с.

85. Осовский Е.Г. Педагогика российского зарубежья / Е.Г.Осовский //Хрестоматия. М., 1996.

86. Отчет Орловской Губернской Земской Управы XLVIII-му очередному Губернскому Земскому Собранию по обследованию кустарных промыслов в Орловской губернии. Орел, 1913.

87. Отчет Елецкой сельской ремесленной учебной мастерской за 1910 год. Елец, 1911.

88. Павлов Н.Е. Внеурочная деятельность учащихся в наследии педагогов русской провинции второй половины XIX начала XX вв. (Вяземский уезд и Вязьма): Автореф. дис . канд. пед. наук / Н.Е. Павлов. - Смоленск, 2003.

89. Павленко А.И. «Региональность» и/или «провинциальность»: к вопросу о терминологии описания культурно-образовательной среды / А.И.Павленко // Alma mater (Вестник высшей школы). -1999. №11.-С. 26-29.

90. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М.: Владос, 1997.-384 с.

91. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика / В.И. Петрушин. М.: Владос, 2000. - 176 с.

92. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, Д.К. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.

93. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. // Восприятие музыки: Сб. статей. / Ред. сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-С. 244-255.

94. Пропп В.Я. О русской народной песне / В.Я. Пропп // Вступительная статья к книге «Народные лирические песни». Д.: Советский писатель, 1961. - С. 5-68.

95. Прыскина Е.А. История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков: Автореф. дис. . канд. пед. наук/Е.А.Прыскина. - Самара, 2001.

96. Пряхин Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи): Автореф. дис. .канд. пед. наук / Д.А.Пряхин. Елец, 2000. - 19 с.

97. Пузыревский А.И. Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний / А.И. Пузыревский. Спб.: 1903. -303 с.

98. Разумный В.А. Интеграция культуры и образования / В.А. Разумный // Педагогика. 1998. - №8. - С. 16-17.

99. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов -М., 1993. В 2-х т.

100. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000. 712 с.

101. Руднев В.Н. Духовно-нравственная ориентация молодежи в философии образования России во второй половине XIX века: Автореф. Дис. . канд. пед. наук / В.Н.Руднев . М., 2002. - 18 с.

102. Саранин В.П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека: Автореф. дис. .канд. философ, наук / В.П. Саранин. Тамбов, 2003. - 21 с.

103. Сборник статистических сведений по начальному народному образованию в Орловской губернии (за 1896/97 уч. год). Орел: 1898., стр. 136-156.

104. Сизов П.В. Музыкальная Орловщина / П.В. Сизов. Тула, 1980.- 253 с.

105. Сизов П.В. Музыкальные были Орла / П.В. Сизов. Тула. 1985. -227 с.

106. Синявер Л. Тихон Хренников / Л. Синявер. М.: 1947. - 30 с.

107. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки / А.Н. Сохор. Изд. 2-е, дополненное. Л.: Музыка, 1975. - 63 с.

108. Социальная философия / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995.-240 с.

109. Средовой подход в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, 9-11 января 2003 г. Ч.: I, II. -Н.-Новгород: НФ УРАО, 2003.

110. Статистический сборник Орловской губернии 1920-1923 год. -Орел: 1924 г.-450 с.

111. Статистика Российской Империи. Ч. 8 Специальные учебные заведения мужские и женские (50 губерний Европ. России и 10 губерний Привислянских) по переписи 20-го марта 1880 года под. Ред. А. Дубровского. - Спб.: 1890. - 214 с.

112. Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Б. Стояновская. - Елец, 2002. — 21 с.

113. Стрельцов А.С. Интегральная взаимосвязь русской философии и культуры: Автореф. дис. .д-ра философ, наук / А.С. Стрельцов. -М., 2003.-46 с.

114. Так это было. Тихон Хренников о времени и о себе. / Запись и обработка диалогов В. Рубцовой. М.: Музыка, 1994. - 207 с.

115. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис . .д-ра пед. наук / Л.А.Тарасова. М., 1997. - 52 с.

116. Тихон Хренников / Статьи о творчестве композитора / Под ред. Мартынова И.И. М.: Советский композитор, 1974. - 189 с.

117. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н.Толстой. М., 1989.

118. Фетис. Исторические достопримечательности музыки, необходимо нужное дополнение к книге: Музыка понятная для всех. Пер. с франц. П. Беликова. Спб.: 1835. - 308 с.

119. Харламова Г.С. Музыка и власть в контексте культуры: Автореф. дис. .канд. философ, наук / Г.С. Харламова. Ростов-на-Дону,1997.-26 с.

120. Цыбульский С.О. Музыка и пение в гимназиях / С.О. Цыбуль-ский // Журнал министерства народного просвещения. 1891. -№3, (Спб) стр. 1-18.

121. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Л.В. Шамина. М., 1996. - 48 с.

122. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. Соч.: В 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 1980.

123. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. Соч.: В 4-х т. / Под ред. И.А. Таирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой.-М., 1962.

124. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения. Автореф. дис. .канд. пед. наук /Г.Г. Шек. -Елец, 2001.-14 с.

125. Шехонина И. Творчество Т.Н. Хренникова: Исследование / И. Шехонина. — М.: Советский композитор, 1985.-336 с.

126. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование / В.М. Щуров. М.: Советский композитор, 1987. - 320 с.

127. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М. Щуров. — М.: Московская государственная консерватория,1998.-464 с.

128. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.1. Архивные источники:

129. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 1. Отчет о состоянии женского училища и переписка учителя Леонова.

130. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 3. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1872 год.

131. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 89. Свидетельство об окончании гимназии Хренниковой, Гревцевой и протоколы заседания комиссии для производства испытания.

132. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 103. Протоколы педагогического совета. Аттестаты об окончании полного курса в 1895 году. Сведения о нравственных качествах и политической благонадежности учениц.

133. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 118. Список преподавателей Елецкой женской гимназии за 1898 год и их свидетельства об образовании и требовательная ведомость на выдачу жалования служащим гимназии за 1898 год.

134. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 128. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1898 год.

135. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 143. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1899 год.

136. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 270. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1905 год.

137. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 503. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1912 год.

138. ГАЛО, ф. 42, on. 1, д. 561. Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии за 1913 год и список преподавателей состоящих на службе в Елецкой гимназии в 1913-1914 гг.

139. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 10. Отчеты о состоянии Елецкой гимназии и других учебных заведений в г. Ельце и сведения о народных училищах за 1872 г.

140. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 16. Историческая книга воспитанников Елецкой гимназии (197 л.)

141. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 81. Отчет о состоянии народного образования в г. Ельце за 1877 год.

142. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 147. Отчет о состоянии учебно-воспитательной работы гимназии на I полугодие 1883 уч. года, списки учеников переведенных в следующие классы. (143 л.)

143. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 157. Журналы педагогического совета Елецкой гимназии за 1884 год. (49 л.)

144. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 222. Списки учеников за вторую половину 1899 года и списки учеников выбывших из гимназии в 1888-1889 году. Распределение уроков в Елецкой гимназии на 1889-1890 г.

145. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 334. Отчет о состоянии Елецкой гимназии за 1898 год. (11 л.)

146. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 351. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии и списки преподавателей состоящих в Елецкой гимназии за 1899 год. (145 л.)

147. ГАЛО, ф. 119, on. 1, д. 377. Отчет о состоянии Елецкой гимназии и списки лиц состоящих на службе в гимназии за 1901 год

148. ГАЛО, ф. 119, on. 1, д. 391. Отчет о состоянии Елецкой гимназии и список преподавателей состоящих на службе в гимназии. 19021903 гг. (172 л.)

149. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 414. Отчет о состоянии Елецкой гимназии на 1904 год и другие документы.

150. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 491. Отчет о состоянии Елецкой гимназии за 1910 год.

151. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 520. Циркуляр министерства народного просвещения о праздновании 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых.

152. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 523. Отчет о состоянии Елецкой гимназии за 1912 год и списки преподавателей гимназии в 1912-1913 гг.

153. ГАЛО, ф. 119, оп.1, д. 538. Отчет о состоянии Елецкой Гимназии в 1913 году.

154. ГАЛО, ф. 138, on. 1, д. 21. Журналы о состоянии народного образования по Елецкому уезду. (54 л.)

155. ГАЛО, ф. 138, on. 1, д. 39. Проект сметы расходов Елецкого Уездного Земства на 1903 год. (42 л.)

156. ГАЛО, ф. 138, on. 1, д. 55. Журналы о постройке больницы в Суходоле, об открытии в ельце реального училища и др. учебных заведений, смета по капитальному ремонту Народного Дома в Ельце. (102л.)

157. ГАЛО, ф. 138, on. 1, д. 57. Инструкция пользования народным Домом в г. Ельце. (23 л.)

158. ГАЛО, ф. 162, оп. 2, д. 3. Книга Елецкой городской Управы «Благотворительные капиталы». (42 л.)

159. ГАЛО, ф. 162, оп. 2, д. 4. Смета доходов и расходов по специальным капиталам, находящимся в заведении Елецкого городского Управления за 1901, 1902 и 1903 гг.

160. ГАОО, ф. 580, on. 1, д. 2636. Отношение Департамента общих дел о разрешении основать в Ельце общество любителей музыки и драматического искусства; уставы Ярославского и Елецкого обществ.

161. ГАОО, ф. 580, оп.1, д. 2976. Устав Елецкого общественного собрания, утвержденного для развлечения жителей и переписка с МВД о его утверждении.

162. ГАОО, ф. 580, оп.1, д. 2990. Журналы собраний уездных Дум, отчеты уездных земских управ о своей деятельности за 1889 год.

163. ГАОО, ф. 580, on. 1, д. 3588. Сведения о числе учебных заведений и количестве учащихся в Орловской губернии в 1894-99 гг.

164. ГАОО, ф. 580, оп. 2, д. 1895. Циркуляры Департамента полиции Орловского губернатора и рапорты уездных исправников о количестве театров, клубов, собраний и др. в губернии и сборах с них в пользу увечных.

165. ГАОО, ф. 580, оп. 2, д. 3143. Переписка с уездными исправниками о доставлении губернатору уставов всех существующих в уездах губернии собраний (клубов).

166. ГАОО, ф. 580, оп. 2, д. 3287. Дело об открытии О.В. Скуридиной музыкальной школы в Ельце.

167. ГАОО, ф. 580, оп.2, д. 3433. Переписка с московским градоначальником в отношении Маслова A.JI., о разрешении ему открыть в городе Ельце музыкальные курсы на время летних месяцев.

168. ГАОО, ф. 580, оп. 2, д. 3836. Дело об открытии в Ельце летних общеобразовательных курсов для преподавателей земских школ Елецкого уезда (1911 г.)

169. ЕКМ, НВ 2117/1 - 17 Папка №8. Гимназии.

170. ЕКМ, 11244. Дневник (рукопись) Афанасьева Николая Александровича гимназиста Елецкой мужской гимназии, на 70 листах (1895-1903 гг.)

171. ЕКМ, ВСП -531. Часть личного архива Е.Н. Лаврова. Папка № 1. Принятые сокращения:

172. ГАЛО Государственный архив Липецкой области ГАОО - Государственный архив Орловской области ЕКМ - Елецкий краеведческий музей