Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки

Автореферат по педагогике на тему «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кишкабаев, Тлеугали Аширбекович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки"

У, /

казахский ордена трудового красного знамени

государственный педагогический университет имени абая

специализированные совет к 113.03.02

На правах рукописи

кишкашеаев хдеугш ашрбековмч

нузыкально-эсш'шческое воспитание младших школьников средствами казахской 1ар0дн0й инс'1рументальк0й музыки

13.00.01 - теория и история педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Алма-Ата., 1992

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского государственного педагогического университета имени Абая.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент УЗАхьАЕВА С.А.

Официальные оппоненты - доктор пэда^огических наук,

профгссгр фаПзул:ка с.х. • кандидат -педагогических наук-, ХАЯГГОБА и. г.

Ведущая организация - Восточно-Казахстанский педагогический университет.

Защита диссертации состоится * . 1932 г.

в часов на заседании специализированного совета К ИЗ-03.02.;

по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Казахской государственном педагогическом университете имени Абая (480100, г.Алма-Ата, удЛенина,13).

С диссертацией «окно озкакошгайя. в библиотеке университета.

Автореферат разослан " /г?- 1932 г.

Ученый секретарь специализированного совета

НУРГАЛИЕВА Г.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

Актуальность исследования- Современный этап развития школы связан с новый вариативным подходом к определению содержания обучения и воспитания школьников. В полной мере ото относится и к музыкальному образовании. При всем многообразии учебных программ школа должна обеспечить приобщение детей к традиционной художественной культуре своего народа и мировому искусству как непреходящей ценности человеческой цивилизации.

Педагогическая наука и практика накопила достаточно большой опыт широкого эстетического воспитания школьников. Обоснование его задач и путей совершенствования на различных этапах развития школы содержится в трудах классиков советской педагогики: Н.К.Ярупской, АЛушчарского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.Н. Шацкой.

В истории развития школы Казахстана и становления теории эстетического воспитания школьников существенный вклад внесли ученые педагогической науки и деятели культуры республики, как Т.Жургенев, К.Нубанов, СЛСобеев, С.Ыендешез, А.И.Сембаев, А.С.Сытдыков, Т.Таджибаев и др.'

В обосновании концептуальных положений музыкально-эстетического воспитания значительную роль сыграли труды известных композиторов А.К.1убанова, Д.Кабалевского, Д.Д.1остаковича; фольклористов - этнографов Б.Е.Ерзаковича, Б.Ш.СарыбаеваД.Ф. Гифтикиди; цузыяоведов-социологов А.Сохора и Н.Шахназаровой.

Однако в практике работы школы в области ыузыкально-эете-гического воспитания есть еще иного нерешенных проблей и не-(остатков. Среди них самый существенным является отсутствие грограимы музыкально-эстетического воспитания школьников.

ориентированной на национальную культуру. Б последние десятилетия школы работали по программа, разработанной академиком, композиторов Д.Б.Кабалевским. При всей ее прогрессивности, колосальных педагогических возможностях она не могла удовлетворить потребности региональной практики. Несмотря на попытки адаптации данной программы к национальной школе, она вместе с тем не до конца исчерпывала богатейшие возможности казахской культуры.

В настоящее время учеными Казахстана ведутся интенсивные поиски новых учебно-образовательных музыкальных систем. Группой исследователей НИИ имЛ.Алтынсарина' под руководством КТйарикёаёв и С.М.Калиева изучение проблемы осуществляется в рамках этно-педагогики. Другая группа под руководством С.А.Узакбаевой изучает педагогические возможности устного казахского цузыкаль-ного творчества. Данное исследование проводится в русле исследовательской программы "Елим-ай" в системе непрерывного музыкально-эстетического образования. Инициатива создания которой принадлежит профессору Ы.Х.Балтабаеву. •

■Особенностью программы "Елим-ай" является ее обращенность к основным жанрам Казахского национального искусства: зн, куй, би, ою-орнек, домбра. Системообразующим является инструментальная домбровая музыка.

Домбыра - самый распространенный инструмент казахского

народа. Народный певец, акын-импровизатор, сказитель эпических

о

поэм все свои программы исполняют в сопровоздении домбры. На струнах этой незатейливой спутницы кочевья сохранились "страницы" историк казахского народа. О роли и мэсте домбры в жизни казахов много писали русские и зарубежные путешественники,

этнографы, искусствоведы.

Однако в педагогической науке нет ни одной работы, исследовавшей воспитательное влияние домбровой музыки на становление эстетических вкусов и потребностей молодежи, на формирование их ценностного отношения к национальной и мировой культуре. Вместе с тем современная пнола остро нуддается в научно-обоснованных рекомендациях н конкретных учебных программах музыкально-эстетического воспитания школьников, ориентированных на национальную систему образования. Таким образом отчетливо проявляется противоречие между потребностями школьной практики а уровнем научно-методического обеспечения музыкально-эстетического воспитания школьников. Проблема заключается в поиске путей, обеспечивающих воспитание школьников с ориентацией на национальную культуру.

Все этообусловило выбор теш нашего исследования: "Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской инструментальной народной музыки."

Объект исследования - ьузыкально-эстетическое воспитание младайх школьников в казахской общеобразовательной школе.

Предметом исследования - влияние народной инструментальной музыки на совершенствование музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

В исследовании мы определили целью - теоретическое обоснование и практическая разработка дидактического комплекса, обеспечивающего музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза. Педагогическое влияние народной инструментальной музыки будет в наибольшей степени реализовано, если:

б

- программа обучения инструментальной музыке будет осуществляться в тесном единстве с другими жанрами казахского народного искусства: зн, куй, би, о»-орнек;

- процесс обучения будет направлен на формирование единства осознанной необходимости прип6щ1ния к музыке как национальному достоянию и реального мотивированного овладения игрой на инструментах. ,

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами казахской домбровой музыки (теоретический этап).

2. Изучить состояние музыкально-эстетической воспитанности младших школьников казахских общеобразовательных школ (констатирующий этап).

3. Разработать дидактический комплекс цузыкально-эстети-ческого воспитания младших школьников в процессе обучения инструментальной музыке (программ, хрестоматию, методические рекомендации для учителей музыки .9

Методы исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблеме; анализ методической литературы, действующих школьных программ по музьже;. изучение' и обобщение передового педагогического опыта работы школ; методы математической обработки статистической ияфэрмации; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

Первый этап (1981-1987) связан с обоснованием ведущих иолоаэний исследования, анализом проблемы в теории и практике, с педагогической деятельностью з школе.

Второй этап Ц9ь8-1991) направлен на разработку дидактического комплекса по разделу "Игра на домбра" программы "Елим-ай"; апробаций и внедрение ее в практику работы школ Республики.

Третий этап (1992) посвящен анализу результатов опытно-экспериментально Я работы, обобщению полученных рекомендаций.

Научная новизна заключается в том, что

- теоретически обоснераны педагогические возможности казахской народной инструментальной музыки;

- выявлены критерии и показатели, уровни музыкально-эсте-тичесной воспитанности млалаях. ииольников; 0

- определены воспитательные основы дидактического комплекса обучения игре на национальных музыкальных инструментах.

Практическая значимость заключается в том, что создана научно-обоснованная учебная программа по музыкально-эстетическому воспитанна для школьников 1-4 классов; разработана мето-"дика обучения народной инструментальной музыке для учителей глузыки в начальной школе; подготовлена хрестоматия по домбровой музыке.

Ведущая идея. Восхоздение к'мировой общечеловеческой культуре тесно связано с приобщением личности к искусству,-•своего народа. Региональное решение музыкально-эстетического воспитания младших школьников возможно с опорой на казахское нацноталгаов искусство, в котором системообразующим выступает инструментальная домбровая ?*узыка.

На защиту выносятся:

I. Содержание музыкально-эстетического воспитания мяадпиг школьников в процессе их обучения игре на национальных инструментах.

2. Характеристика дидактического комплекса обучения младших школьников, направленного на музыкально-эстетическое воспитание.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена реализацией комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; определена статистической значимостья диагностического материала; включенным педагогическим экспериментом.

База исследования. Гю внедрению программы "Елим-ай" работает сейчас 46 общеобразовательных школ и 21 дошкольное учреждение в 17 регионах Республики Казахстан. В настоящее время завершен первый этап реализации комплексной программы музыкально-эстетического воспитания "Елим-ай" в системе начальной школы. Последующие этапы предполагают внедрение программы в системе общеобразовательной и выспей школы. Опытко-эксперимен-тальная по данному исследованию проводилась в № 2 и шкале-интернате г.Балхаша.

Апробация и внедрение.

Основные положения и результаты исследования доложены на республиканских семинарах СКзыл-Ордр1Э90 г., Актюбинск 1991 г., Талды-Курган 1991 г., Алма-Ата 1989 г., 1991 г.); на внутри-вузовских научно-методических и практических конференциях (Алма-Ата, КазГПУ им.Абая, 1989 г., 1990 г., 1991 г., 1992 г.); на НУМКе кафедры педагогики (Алма-Ата,КазГПУ км.Абая, 1992 г.); на совместной конференции делегатов МНР и учителей Бурановской средней школы (с.Буран, 1991 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики, протокол № 8 от 2 марта 1992 г.

Структура диссертации определяется логикой исследования и его задачами; состоит из введения, двух глав, шести параграфов,

заклачения, библиографии и приложения; содержит 2 схем, 3 таблиц. Диссертация неписана на казахском языке.

ОСНОВНОЕ ССЩЕРЖАШЕ РАБО'Ш.

Во введении обосновываются исходные положения исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, психолого-педагогические методы, ведущие идеи и новизна.

3 первой главе "Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания мяадаих школьников средствами казахской народноЛ инструментальной музыки" раскрыта соцрльно-педаго-гичзская сущность казахского домбрового искусства; сделан историко-хронологический анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников; даны результаты констатирующего эксперимента по изучению музыкально-эстетической воспитанности младших школьников.

Методологическую основу нашего исследования составляет музыковедение как область специального научного знания. Анализ музыкально-этнографических, музыкально-исторических, собственно музыкальных работ позволил нам'осмыслить ценность казахской домбровой музыки, богатый воспитательный его потенциал, проявляющийся не только через содержание песен и кюев, но и богатство музыкального языка.

В специальной музыковедческой научной литературе анализ казахской инструментальной домбровой музыки делится на дореволюционный и послереволюционный этапы.

Первые работы доводят до нас сведения о народном музыкальном творчестве. Среди них путешественники, ученые Российской академии наук, представители казахской просветительской

Bty^lff'lj I[ 'Д1ЯИ? ELF-Fecsgr«. CJäambaaS, £JSJE;esaaa,

F.AJS§ras№?a Ч.Ч«Ва$аашЕав, Авазретг Еазтврн. С-Г-?ы5ажоз. ГЛ. Гаааер к да- F гтогау вдамятта отнзсвтег ЕссхекэвзЕйн. вэервке хздюгивргазяцг«; ^аиивдшша жаетзщгашкгаг шэ их у^-грлЗпзу asjKffiSffigayar» таяй^кг к oncaíax игр», га^чваа asasz3 геузуталь-вдгв Езвна» ero seasaas» к гшшшцва. öcoöskko датами а?пя»ди ф&хт ю ч^ веузагх шгсга «д«»™«!« трзд°яд сесек.

В geöcrsx бзгеа воэдох ппсягеярзатаггг Р-А-Зфгжжкгв., ЧЛ. Валззжшаа.» CJeOteogaa» CJ" JPtóoraa, FJÈLTtameja ка нззсщцдог

íSOEE®® В&ЛЕНШ21 £ gßKCXffi Ty^tRj^ya^ КЗФйрНЗД»

èssb3çsî еезедеетг еслзв ещв; es ш твежстг isses, та кх obsezobos сздзрлгетг. Вп(?|эдьт! сиззяшзте® ф^магдаггктаьяяа saa^ssaesEocas» вйсш» вию'Ипйв. "«^м» •тщдхетства- ©¡atesaersE crgrasme гиачвяза авсяж в жизее ввщщ^. Йятцдрв сайггиге в сетг&е: свад=®&» рояаевие-сзш. Сю ев дез&^к!» gcs^jicebí — вэайцр, веятач раджа как ixge елмЕяветое у «гжтатг^а ® вштн«?, как^ое в бсашккасзвв «фчаеэ щхя&жасая£ШЕ& к поддеве здстзззяив ее&Ишо® кшчазр-дааяа ее. es^msszsSL О

В Ч.Вйпянаивм «гааарва насmm кинтп» aeasçsas

щзвзалаабсг даетдрЕЕзгон. ВапрЕЯЕгр» из его сэобцршШ мп лнЕ' вьсажгзь ЩЕяаав таз ргеаэоетдеаашш тшпо

КОБ JOBST© HWJg^^jgynggrgg;, рвзаЖЕЕЕ ■лрьявапччЕГ'уд щия^р @ (йищу WEjp^gt. тезЕззгаашо шгэдзЕииеааж шапшйжза Чдааа

нздгд в тавг„ чдаэ в ващщдавй а^зашг сейш щрев/йхадрязь вш ж ииса^ижмиигаюв ЖЗЗЕ, S саяшж с чаш ТГО^ргт»1 ^'»'^"¡рмсть даагбрж. Идой oSpœacec, со с^кжнгвяш) с шшш кгегздшшшв явааияшд япрэдгоЯ tpsn ms. нгеяГаавдшк тав®сяэешое nnmse

KZ :

творчества (неустойчивость текстов песен, их импровизация) и оставляет казахскую народно-инструментальную музыку малоизвестной не только всему миру, но и своим соотечественникам. Как бы ни была сильна память народа, но все же многие пески ушли вместе с их исполнителями, не передаваясь другим формам лх носителей.

Советский период исследований характеризуется многоаспект-юстью, глубиной анализа содержания казахского инструменталь-юго творчества. Впервые создается антология, казахской народ-юй музыкальной культуры. Самостоятельную ценность приобретают (аписи песен и мелодии. Число записанных песен исчисляется гке не одной тысячей. Профессиональные специалисты, учзиыз, :омпозиторы погружаясь не только в море звуков н мелодий, олее пристально вникают в их содержание, классификацию по 'емам: былинные, исторические, свадебные, шуточные, бытовые т.д.

Впервые исследуется творческое наследие народных хомпози-оров и исполнителей. Академик А.Жубанов представил монографи-еское исследование творчества Курмангазы и Даулеткерея. В зследствии он изучил и' сделал достоянием народа кавека жнзне-аятельность еще 15 казахских народных композиторов и певцов. 1 считаем, что они представляют собой прежде всего педагоги-зскую ценность, определяемую ролью идеала в воспитании.

В этот период проводилось много исследований собственно > домбровой музыке Ш.Аравин, С.Зарухова, Н.Тифтикиди, Каракулов, А.Ыухамбетова и др.

Следущим аспектом теоретического анализа проблемы музы-льно-эстетического воспитания является обзор научно-педаго-

гичвсккх исследований по этой проблеме. Мы определяем для себя две задачи анализа: как рассматривалась проблема цузыкалько-встетического воспитания в Республике Казахстан; какое место занимает национальная домбровая музыка в современных исследованиях?

В Казахстана вопросами музыкально-эстетического воспитания занимается А.Нугшнова, С.А.Узакбаева, Ы.Х.Балтабаев, Е.УтвЙисо$,М.Р.1врдеыялиева, Б.Омиргазина, П.Ы.Ь'юмыное м др.

К.Х.Балтабаев, исследуя педагогическое содержание казахской народной музыки, опираясь на теорию фольклора определяет функции: воспитательные, эстетические, идеологические, дидактические, прикладные. Автор отмечает особенности казахской народной музыки: событийность, эмоциональность, демократизм и патриотизм, отзывчивость, лиризм, созерцательность, философичность, рельефность, масштабность, ясность чувств, изящество и изысканность ритмического рисунка, импровизацйонность. Говоря отдельно о казахской инструментальной музыке он отмечает различные виды кюйвв: семейно-бытоОые, трудовые, героические, эпические, портретные, лирические и т.д.

В исследовании С.А.Узакбаевой, посвященной историко-педа-гогическому анализу музыкально-эстетического воспитания школьников стержневым является анализ устного народного творчества. Это - апос, сказки, песни, пословицы, поговорки, айтыс и т.д. Анализируя устное народное творчество она делает вывод о богатстве его педагогических возможностей: дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек; учет постоянно возрастающих особенностей музыкально-эстетического воспитания детей и молодежи в процессе игр, труда и развлечений; ответ-

ственность родителей и старших в формировании высоких, нравственных, муэкнально-эстегических качеств; бережное отношение к культуре, родной природа, к родному краю, родному языку; раннее приобщение к музыка, труду, песне, импровизации, к изготовления изделий народного прикладного искусства.

Таким образом, изучение педагогических возможностей -домбры, как основного музыкального инструмента казахов было вне поля зрения ученых-педагогов. Вместе с тем, анализ исто-рико-этно-музкковедческих работ свидетельствует о той большой роли, которую'играла домбра а жизни казахского народа. По словам Д.Кабалевского это один из тех "китов" на котором держится музыка казахского народа, его национальное музыкальное искусство. Обозначенное противоречие определило ход наяей педагогической экспериментальной работы, замысел исследования превнести в учебный процесс школы национальный колорит, вести музыкально-эстетическое воспитание школьников, используя неисчерпаемые возможности домбры как "воспитателя", носителя народных традиций.

*

В педагогической науке есть собственно педагогическое исследование по национальной народной инструментальной музыка. (И.Р.Халитова, Д.Я.Рузиев, Т7В".Ковалак'").

Следующий параграф диссертации посвящен анализу истории раз ей туя "шх ол ь но г о музыкального образования. В педагогической практике казахской школы определяется три этапа музыкального образования, которые отражают своеобразные социально-экономических и историко-географических условий жизни бита казахов.

Первый этап (1920-1930 гг.). Традиционное музыкальное воспитание детей э семье стало сочетаться с организацион;шми

формами государственного обучения. До 1924 года музыки как учебного предмета не существовало. Основные принципы организации музыкально-эстетического воспитания разрабатывались, такими известными деятелями педагогической науки и культуры Казахстана как Т.Нургенов, К.Жубанов, С.Мендешов, Т.Тажибаев, А.И.Сембаев, С.Кобеев, А.Жубанов, А.С.Сытдыков.

В 1923-24 учебном году в школах Казахстана была введена комплексная программа ГУСа. Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов, школьным планом предусматривались уроки рисования, рукоделия и пения. Эти занятия именовались "налпы-ан" (общее пение), "ан-кюй" (пение -кий) и отводилось им внеурочное время.

Второй этап (1930-1940 гг.). Под влиянием опыта русского музыкального образования наметился коренной перелом в музыкальном образовании детей - казахов. Вышло в свет первое учебное пособие по музыке для казахских общеобразовательных школ "Алип-би" (Музыкальная азбука) Ахмета Жубанова. В диссертации дан анализ его содержания, отмечается практическая значимость.

Третий этап (с начала 50-х годов до 1985 года) характеризуется определенный подъемом в школьном образовании и воспитании. Проявляется ряд качественно новых учебных, методических и дидактических трудов Министерствами просвещения. Впервые была издана программа по пению, которая предусматривала изучение народной музыки и произведений советских композиторов. В

о

диссертации представлен анализ программы с ввделением позитивных и негативных его отличий*

В экспериментальной программе Д.Б.Кабалевского впервые был поставлен вопрос комплексного подхода к эстетическому и

нравственному воспитанию и намечены пути его практического осущэста^ения. Новым в программе является подход к представлениям о специфике музыкального языка, о связи музыки с жизнью о воспитании эмоционального отношения к музыка, о развитии творческих способностей, о проявлении творческого отношения к восприятию и исполнению музыкальных произведений, об использовании импровизаций. Он полоти в основу своей программы "три кита" - песню, танец, мард - основные сферы музыки. Это по его словам, широко распространенные, массовые, демократические области музыки. В то время они являйся тремя коренными основами всей музыки гообще, они дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в шкале.

Программ. Д.Кабалевского безусловно была рассчитана на русские школы. В школах союзных республик они должны были адаптироваться, т.е. рекомендовалось превнасти родной, национальный материал.

В 1984 году в Казахстане принимается программа, разработанная группой ученых (Б.Гизатов, М.Р.Жердемалиева, Г.Карамол-даева). По содержанию авторы программы остаются едиными с Д.Кабалевским. Оставаясь на принципиальных положениях Д.Б. Кабалевского, они определяют Еедузцими жанрами ,- АН,БИ, КШ, МАРШ. . о -

В 1989 году группа исследователей под руководством профессора М.Балтабаева приступила н разработке комплексной программы музыкально-эстетического воспитания для казахских школ. Автор данного исследования является участником этой группы и возглавляет раздел по изучению домбровой инстртмен-

тальной музыки и его влияния на музыкально-эстетическое воспитание младших школьников. Мы считеем, что данный вид искусства является одним из тех "китое1*, которые определяют особен кость, своеобразие национальна колорит казахской культуры.

Для определения показателей и критериев музыкально-эстетической воспитанности младших школьников нами был проведен анализ научно-педагогической и специальной музыковедческой литературы (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Дмитриева, Ы.А.Верб, Г.Г.Найгау: Н.И.Киященко, В.П.Пропп, Г.С.Тарасов, Н.М.Черноиваненко, Я.Яковлев,'О.м.Раджабов).

Среды педагогов и методистов нет единства в понимании педагогической направленности ключевого понятия музыкальной эстетической воспитанности школьника. ,

В исследованиях, посвященных собственно музыкально-эстетическому воспитанию ведущими критериями определяются следующие: умение определять музыкальные инструменты по тембру и типу оркесзра; умение различать музыкальные произведения; умение вьщелять музыкальную тецу, определить методы разработки ее, характерные черты формообразования в народной инструментальной музыке; характер г.рсслуишваемого материала и умение связать его с програглшой основой.

В нашем исследовании, исходя из анализа теории проблемы,

•эго ¡сторического развития да выделим следующую систему

показателей и критериев, отраженных в диаграмме Ii I. (см.

о

диад рамму $ I).

Данная сиетега критериев, на наи взгляд, содержательно отражй-зг взаимосвязь к взаимоединство трех компонентов: народной музыки вообще; инструмент?чьной народной музыки; домбровой

музыки б частности.

Осознание народной музыки, инструментальной народной музыки обеспечивает осознание домбры, как носителя национальной музыки казахского народа.

Е диаграммах представлены данные экспериментальных классов, с которые в последующем проводилась опытно-педагогическая работа.

Вполне очевидна низкая музыкально-эстетическая воспитанность младших школьников: 65,4% учащихся на умеют анализировать художественный язык; 92,3% не умэют импровизировать музыку; 92,3% не владеют умениями игры на национальных инструментах. Изучение вышеперечисленных умений проводилось с учетом возрастных особенностей и речь шла о первоначальных умениях.

В ходе эксперимента обнаружен низкий уровень мотивов гузыкальной активности школьников, определяющих их отношение • исполнителям [61,5%), к содержанию музыкального произведения 57,7j), к инструментам (46,1%).

Знание младшими школьниками традиций казахской домбровой узыки, жанров, истории создания музыки также остаются низкими: т 53,9% до 69,2% школьники не владеют этими знаниями.

Данные массового опроса, в котором приняли участие 120 чащихся 18 обнаружили идентичные данные. В диссертации эедставлена их характеристика.

Диагностика осуществлялась наш в двух направлениях: юсовом и экспериментальном. В массовом опросе приняли участие школы республики, что составило 120 опрошенных учащихся.

Таким образом, диагностическое изучение музыкально-

Диаграмма II* 1

Р«»упьт*ты комствтирующего по

выявлению му»ыь»льно - эстетнчес. * с» 1 Т|.

млавитх шьольнньоь » »ксперимвиталь«**^ ' "••>

Условные овохначения:

Знание традиций домероьои нузыки

2. ЭНа.чие *Э«Р06 ВОМЕРОЬОЙ М)'2МЬИ

3. Знание народны . юмпаг>гторов'

Знание истории создании неровной музыки '• Интерес ь исполнителям яоиеровой нуаыки Ь. ^й^т^рс^ к созерцанию нуг«.сального пронзгепенив

Интерес л нароанын инструментам Б. Умение анализировать муэьта/чно-хуао».ес.тЕемный язык

4. Умение импровизировать иэродн»» иуэыку 1С. Умение исполнить хароонум музыку

1. Сплоена« линия —;—-— Высокий уровень

Г. Волнистая пиний ■■' '"■ ''' ■ Средний уровень

3. Пунктирная линия--1- Низкий уровень

стетической воспитанности учащихся свидетельствует о том, [то уча-^иеся слабо знают национальную народную музыку, основами компонентами которой являются инструментальная, народная домбровая.

С другой стороны, наблвдается разрыв ыевду уровнем осознала учащимися значения национальной народной музыке, и их рзятическими умениями и мотивацией поведения*

Все это привело нас к утверждению необходимости построения пециаяьноЯ учебной программы, обеспечивающей осознание народов г$*зшш и мотивированное овладение зю.

Во второй главе "Характеристика диагностического комплекса бучения игре на домбре, направленного на музыкально-зстетичес-ое воспитание младших школьников™ представлен анализ содержа-еяьного аспекта программы обучения на игре как составной части •зеграмуы "Еяим-ай11; дана методика поэтапного формирования мениз игры на домбре; разработаны методические рекомендации о внздревки программы в процессе музыкального обучения младших юшаннхов.

В диссертации представлен содержательный анализ программы, це дзяа подробная характеристика каждой изучаемой школьниками зкз квшлекеной программы "Елим-ай*.

Ведуне цдеи комплексной программы "Еяим-ай" определены гзвзнкяки-четвертных тем: "Сарыарха", "ТУдпар", "Ахку", "Елнм-Г.

Харнатжз." - это родная Земля, символ Родины, который соз-»ят картину целостной художественно-эстетической среди. Явления Яфэдз, сафуказгр'з человека с детства, оставляю* наиболее твое впечатление в остается надолго в эмоциональной пакчти.

Для казахского народа предметом особой лю6еи была степь. Ее широкие просторы, природные богатства, разнообразный растительный мир были всегда символами гордости. Это отражено в названии - Сарыарка. В первом классз кульминацией I четверти mos стать юой Курмангазы "Сарыарка". Он наполнен светлой тональностью, рисующей картину бескрайних просторов казахской степи Большую роль в создании образа степи играют богатая мелодика, упругая ритмика, душевная бодрость, стремительная динамика и волнующая эмоциональность. Во время прослушивания зтого прслз ведения учитель может показать репродукцию картины А.Кастеева "Жайлау", С.Ыамбетова "Ловля лошади" и т.д.

"Тулпар" - характеризует взаимосвязь музыки и животного мира. У казахов главный источник жизни - животный мир. Поэтом; к нему сложилось особое отношение. Оно зафиксировано и в мноп численных музыкальных произведениях. Ке случайно эстетические категории героического, прекрасного и других положительных достоинств зачастую раскрываются посредством образов животных.

Данная тема - новый этап в развитии музыкальной культуры школьников. Содержание темы "Тулпар" несет в себе большие воспитательные возможности. Особенностью мировоспитания казахског народа категории героического, прекрасного раскрывать посредством образов животных. Это отличительная особенность мировосприятия казахов. В их понимании молодое хивотное - существо

прекрасное. Поэтоцу казахи своих детей ласк шо называли "ботам

о

"roiiu", "кулыныи".

"Акку" - священная белая птица, символ чистоты, символ любви. Через безмолвную толщу веков от поколения к поколению казахи цронесли чудесные предания об Акку - белом Лебеде. Кюи

: названием птиц относятся к ранним образцам домбровой традиции. Удивительные картины могут передавать древние кюи-легенды. се музыкальные образы и их действия настолько реалистично брисованы в ксях, что становятся буквально видимыми и ощути-ыми. Ь процессе изучения темы "Акку" ученики знакомятся с роизведекияки народных композиторов посвященный "мир птиц", казахов представление о прекрасном формировалось под влия-иеы окружающей среды. Они запрещали стрелять лебедя, называя го царем птиц. Среди огромного количества киев посвященный гей теме одним из самых древних следузт назвать кюй "Акку".

"Елим-ай" - аккумулирует полученный школьниками опыт ^зыкально-эстетического восприятия инструментальной домбровой гзыки. Осознание школьниками домбры как национальной ценности, хяь и значение бе в истории, культуры своего народа - это .йтмотив завершающего этапа первого года обучения. Это свое-¡разный итог и в то же время подготовка к осмыслению новой ■рапиды домбровой музыки.

Ведущие идеи являются едиными в программе "Елим-ай". Одно, их конкретизация-, содержательное наполнение осуществ-ется в какдон отдельном разделе. Они и определяют воепита-льные цели и задачи, направленные на музыкально-эстетическое спитание средствами казахской народной инструментальной зыки.

В первом классе тема "Сарыаряа" объединяет музыкальные эизведения Таттимбета "Саржайлау" (3 урока), Коркыта "Ауппай" урока), Д.Нурпеисовой "Той бастар" (3 урока), Курмангазы фыарка" (3 урока).

Тема "Тулпар" включает народные кюи "Аясак нулан" (3 ур->ка),

"Кара жорга" (3 урока), "Тедконыр" (3 урока).

Тема "Акку" знакомит учащихся с творчеством Сугира "Акку" (3 урока), Таттиибета "Былкылдак" (3 урока), Д.Нурпеисовой "Асеы коныр" (3 урока), Даулеткерел "Косалка" (3 -рока).

Тема "Елим-ай" - народные кюй "Ел айрьшган" (2 урока), Курмангаэы "Серпер" (2 урока), Н.Мендигалиев "Домбыра туралы аныз" (2 урона).

Во втором классе: тема "Сарыарка" - Курмангазы "Балбьграукк (2 урока), Ыкылас "Шыиырау" (2 урока), Сармалай "Кенес" (2 урока), народный кюй "Сьшкыма" (2 урока), "Сары озен" (2 урока!

Тема "Тулпар" - Т.Момбеков "Бозинген" (2 урока), Раздан "Сал курен" {2 урока), Ыкылас "Камбар батыр" (2 урока), Сармалай "Кара жорга" (2 урока).

Тема "Акку" - Тиленди "Акку" (2 урока), народный кюй "Айжаь кыз" (2 урока), Даулеткерей "Коруглы" (2 урока), Коркыт "Ушар-дын улуы" С2 урока), народный кюй "Ногайлынын коштасуы" (2 урока), Казангап "Кус кайтару" (3 урока).

Теш "Елим-ай" -. Тока "Саржайлау" (2 урока), Даулеткерей "Кудаша" (2 урока), Есжан "Сокыр Есжан" (2 урока), Таттимбет "Сылкшдак" (3 урока).

В третьей классе тема "Сарыарка" - Туркеш "Конил ашар" (3 урока), К.Куыисбеков "Фиргби сазы" (3 урока), Таттимбет "Косбасар" (3 урока).

Теш "Тулпар" - Жыр "Адпамыс" (14 уроков).

о

7.'.ма "Акку" - Жыр "Кыз яшбек" (20 уроков).

Тема "Елим-ай" - Курмангазы "Кивкентай" (3 урока), Д.Нур-пеисова "16 ш" (3 урока), М.Койшыбаев "Советтик "Казахстан" [3 урока).

Ниже мы приводим в качестве образца анализ нашей программы с целью определения ведущих педагогических идей.

Таблица № I

Анализ содержательного аспекта црограммы обучения игре I» домбре С на примере одной темы).

Я п/п Раздел тема !Содержаяие ¡Ведущие воспитательные ! идеи

I 2 3 4

1-четверть Кюй "Саржайлау" написал "Сарыарка" Таттимбет (1817-1862). Кюй Кшй рисует картину

"Саржай- природы.Он порожден лау широкими просторами

(слуша- казахских степей, на-ние) полнен теплом и щед-

ростью народа. Это жайлау со всеми своими нехитрыми радостями, с тихо журчащей рекой.

Кюй "Саржайлау" "Золотая летовка* - это радость детей беззаботно играющих на берегу речки.Это девичья песня. Воспитывает и пробуждает ласковое и доброе отношение к родной земле, родной.природе.

Следуицим этапом реализации дидактического комплекса является методика обучения младших школьников игре на домбре. В параграфе № 2 второй главы диссертации представлена подробная характеристика основных этапов - методики с выделением основных педагогических задач.

Таблица 0 2

Поэтапная метод иирования умений игры на домбре.

Этап 1 Содержание Педагогическая задача

I 2 3

I Беседа о домбре.Слушание народной песни иди кий на инструменте. Вызвать интерес к музыке, дать возможность ученикам воспроизвести хотя бы один звук на домбре.

П Работа над овладением учащимися элементарными исполнительскими кавыками. Задача объяснить и показат нажатиа пальца левой руки "перне" (fi, )и штрихи правой руки.

.111 Игра учителя на домбре различных народных песен или отрывки из кюев. Продолжение работы над исполнительскими навыками. Сохранить, развить и углубить отношение учащихся к домбре.

1У Игра различных штрихов. Постепенно перестраивать сознание учащихся на более осмысленное, избирательное отношение к звучащей в окру: них звуков.

У Нахождение одно-дзух пропетых звуков на домбре. Работа над упражнением. Дать возможность побольше определить пропетые гол оси учеников звуки, находит их tea домбре или наоборот.

У1 Нахождение звука вверх и вниз от заданного. Работа над упражнением. ^¡дть понятие о высоте звуков. Сформировать в сознании учеников понятия: звук, пеопе. нота.

га Повторение элементарных ритмических фигур на одном звуке. Работа над упрагянением. Ученикам нужно дать ощутить и самим играть на домбре различные по длительности звуки.

УШ Доигрывание учеником .¡елодни, начатой педагогом и наоборот. Работа над упражнением. Пробудить интерес к народной музыке, проверить уровень исполнительских навыков учеников.

IX Подбор простейших народных песен. Работа над упражнением. Учитель должен использовать мелодии тех песен, которые хорошо знакомы ученикам.

Тмлица II» 3

РЕЗУЛЬТАТЫ СПЫТНа-ЗКСПЕИШЕНТйЛЬНОй РАБОТЫ

0ТИ01ЕНИЕ Н«.11»-|

.1 гм* I

-

исоалмтмм 11 1»

(иим-1 I Т5М I I f-

ЗОРИНЕ

tpa»n»«Ä

II II

I I-1-II

) !»л.!кг5ги1гоим seen-TÍ II I-! : i i —I". i * '_ i-II-

I 'верш-1 _jl r»w I

У ft £ И И E

i i et

-r-

-II

MíH.3»cMfiH I ктчц 2«t»/ti|t -)-,-,-j-,-,-

I IHMunfOHTl «»шмлкио-t ->у|ИК1НН1чА KM

I--1-

IKai.Mcntp'Tjl fOHtu i>c«/tj )-_ i _" i-h

l/'pcif*»IBICIHIBICIH I V/fCifi I» К I Я IS 1С IH 11У5СИ« I 8 I С I Я 19 1С I H

h

ч-H

-Ir-

-II-

-t-^r

-H

H-H

I- i:i.8l».:w.4i:».9l 3.3 Ioncecp.'US.4123.lI«I.S 176.? 123.11 • I I I I I I I Unce I , i I I I I i-!-i-í-H-1-11---i---1-!-1-1--b

-1 I3ic«sp. 17.7 ¡26.9143.4138.3 l'J.i 111. S. Иных I I I I I I I -(I-t—I-1-1-1-1-1

i7.4u=.(,it,:.su3.:i".iu«.s н«ситр. i¡3.:iL?.<¡¡;i.?i22.2iw.3í;:.:ii>eMrp. i?.«t:?.ái43.¿i7.4-i".:i3', I I I I I I fK'Kt I ! I I I I lluacc I I I I I ! I

] —" 1 I > 1 ' 1 [ j 11 1 • ■ 1 j

II О I I

» tJJJPHMW I i-1

i a и p a »

ЯртШНЧМ

í ;Ji4.3i>cn?o'ni Кохги з«сл/га||

И»с«аза-и « i р с «ч j«f 11 ' тИ

II ГШ I i

О + I

II I I

■i) I-—1-

IHl4.3»CSäf/rj| «Ct.«; 31СЯ/Г11

-t-

УрсеенИ 3 1С 1» 15 С IH Ilutan»! 8 1С IH I 9 1С 1И (|Уие«)М 8

-1-1-i-1-:-1-II-1-1-1-i-1-1-II-1-

лсс=р.ш.з|::.11о5.4|™.цзг.?| - iisfCj».ui.:i:i.3iJ7.Jia.3i4t.ii —-ИЗКМР.1-iwt I I ! I I I li.nicc I I I I I I Нише !

i с i и la it i н í

-I—I—I—I—i—I ■17.7 i?2.;i;3.3|jj.i 113.41 f I I t 1 I

4—i—i—i—i—i

-17.« m.4i^7-c:.::74.u i t i i i i

-t-H

H--h—f-

-t-H

rlt-

K4T?. ¡l-?.3¡Z2.:;¿3.f II4.CI37.i|-!3.J liKDnt?. III.; 137.114Й.7 Щ.г 144.3133.31 Ьоитр. I-IHCC I I.I I I I iiMäc: I I í I I I ilmuc t

-I-'-'---'-1-!l-1-'-1-'-1-'-II-1-

II I II i

II-1 I-

I

-I трояких

llnoiiii-l t HHCrpyHxTi* ||пзиаз»-| II um I II im I

« . I П t

If I II I

i-II I-1-11 I-

Клч.э»:,îsp/r» (Конец !»c».'ta II IKai.stcnep/Ta I Конец зксп/та11 Irla*

:о«аза-|

те.« ! »a»*ai»Ts»0*

+ '

1С I IM I Т к

н у } к » у

НЬ

-f

-II-

з«гер/таП:г«й мсл/îij

pcîEHil В 1С IH |9 1С U WpsitwIB 1С H 18 1С IK ! Apisen* | В IС I К 13 1С IN I I. I I I. .1—H-lb--\-1; !" I.—I-1-II-h ■>■■■■

»cusp. 17.7 |18.4|53.9|74.?1Я,1|-*aк I I I I I H-1-1-1-1-

-1 Isncntp. ¡13. 1I3Í.6 144.1174.9123.11 --1 ISKCSfp. I— И»мя 1 I I I II ИМ9СС I 41-1---1-1—I-II-1

—!

скгр. 17.4 IW.7l3l.îia.2W.i|4i.a|l>0*Tp. I23.9P.4I44.3R9.4I3Î.3I37.1 llkoní?. I-«acc lililí i ¡««act rit I I I lluacc .l.

17.7 l?2.31*7.7142.31 —I I I I I I I

1-i-1--1-f-1

II.1123.917.4 I22.2l73.4t

.1 ) I f !

-1 и с r it f к я

миН а

пи» [ СО I I IHK

[ н у » и » »

|Ни.а»сдгр/тя

!0i5Hkí 8 f с i H Гз

(Ка«н мен/та

-I-1-h

H I

CBsp.lJ.5 ll9.JI7i.ïI«i,tl3J.9

,,£t 1 s -Cm

«тр. acc

iî.7 123.9179.4114.8(37.1

I ! ! ! !

«3.1

Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в табяице (см. таблицу УЗ). Статистические данные свидетельствуют о прибавке в цузыкадьно-эстетическоЯ воспитанности младаих школьников: если на начальной этапе крайне низко Счл представлен высокий уровень воспитанности школьников, т.е. в пределах от нуля до 7,7%, то к концу их диапазон значительно повысился от 3,7% до 57,755.

В заключении диссертации сделаны выводы; обозначены основные методические рекомендации для учителей, внедряющих программу в учебный процесс в начальной школе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях.

1. Программа по музыке для I класса под ред.Балтабаева М.Х., раздел игра на домбре, слушание кюй и песни. Алма-Ата, изд. "Рауан" 1990, 40 стр.

2. Программ* по музыке для П класса под ред.Балтабаева 11.Х., раздел игра на домбре и слушание кюй и песни. Ротапринт Министерства народного образования Республики Казахстан, .1990, 50 стр.

3. Црограмш. па музыке для Ш класса под ред.Балтабаева Ц.Х.» раздел игра на домбре и слушание кюй и песни. Ротапринт Министерства народного образования Республики Казахстан. 1991, 22 стр.

4. Школа игры на домбре. Методические рекомендации для

о

учи! лей начальной школы. Ротапринт Министерства народного образования Республики Казахстан. 1990, 30 сгр.

5. "Жас урпавда халщ аспаптыц музыка сы арцылы эстети-калыц тарбие беруд.'ц мэн!" Сб.КазГПУ им.Абая, г .Алма-Ата,1992.

о. "/где урпакца музыкальп^ - зстетикалш^ тэрбие берудег! ;аза^ куйлер'н!н, г>сер!" Вестник Науч.Пед.Центра, г.Алма-Ата,

Ш

• Программа по музыке для 1-П-111 классов под ред.Балтабаева |.л. Яурнал "Бастауьп мектеп" № 3, № 4, № 5, Алма-Ата, 1ЭЭ0.