Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки

Автореферат по педагогике на тему «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кишкашбаев, Тлеугали Аширбекович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕНШЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ К 113.03.02

На правах рукописи

КИШКАШБАЕВ ТШГШ АШРБЕКОВЙЧ

ЫУЗЫКМЬНО-ЭСТЕ'ШЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАШ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ЖЛРУЬЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

13.00.01 - теория и история педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Алма-Ате.» 19%

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского государственного педагогического университета имени Абая.

Научный руководитель - нандидат педагогических наук,

доцент УЗД СьАЕБА С-А.

Официальные оппоненты - доктор -педагогических наук,

профессор ФАЙЗУЛ'ЕА С.Х. • каадидат педагогических наук, ХАЛ НОВА И. Г.

Ведущая организация - Восточно-Казахстанский педагогический университет.

Защита диссертации состоится .¿¿■/¿¿¿¿С-- 1992 г.

в У^ —' часов на заседания специализированного совета К 113.03.02» по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Казахской государственном педагогическом университете имени Абая (480100, г.Алма-Ата, уд .Ленина, 13).

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке университета.

Автореферат разослан * 19эг т.

Ученый секретарь /л

специализированного совета Стцрга*£~ НУРГАПИЕВА Г .К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

Актуальность исследования. Современный этап развития школы связан с новым вариативным подходом к определению содержания обучения и воспитания школьников. В полной мере это относится и к музыкальному образованию. При всем многообразии учебных программ школа должна обеспечить приобщение детей к традиционной художественной культуре своего народа и мировому искусству как непреходящей ценности человеческой цивилизации.

Педагогическая науна и практика накопила достаточно большой опыт широкого эстетического воспитания школьников. Обоснование его задач и путей совершенствования на различных этапах развития школы содержится в трудах классиков советской педагогики: Н.К.Крупской, А.Луначарского, С.Т.Шацного, А.С.Макаренко, В.Н. Шацкой.

В истории развития школы Казахстана и становления теории эстетического воспитания школьников существенный вклад внесли ученые педагогической науки и деятели культуры республики, как Т.Жургенев, К.Кубанов, С.Кобеев, С.Мендешев, А.И.Сембаев, А.С.Сытдыков, Т.Таджибаев и др.'

В обосновании концептуальных положений музыкально-эстети-'ческого воспитания значительную роль сыграли труды известных композиторов А.К.1убанова, Д.Кабалевского, Д.Д.Шостаковича; фольклористов - этнографов В .Г .Ерэаковича, Б.Ш.СарыбаэваД.Ф. Тифтикиди; музыковедов-социологов А.Сохора и Н.Шахназаровой.

Однако в практике работы школы в области музыкально-эстетического воспитания есть еще много нерешенных проблем и недостатков. Среди них самым существенным является отсутствие программы музыкально-эстетического воспитания школьников.

ориентированной на национальную культуру. Б последние десятилетия школы работали по программа, разработанной академиком, композиторов Д.Б.Кабалевским. При всей ее прогрессивности, колосальных педагогических возможностях она не могла удовлетворить потребности.региональной практики. Несмотря на попытки адаптации данной программы к национальной шкапе, она вместе с тем не до конца исчерпывала богатейшие возможности казахской культуры.

В настоящее время учеными Казахстана ведутся интенсивные поиски новых учебно-образовательных музыкальных систем. Группой исследователей НИИ иы.й.Алтынсарина под руководством КТЖарикёаёва и С.И.Калиева изучение проблемы осуществляется в рамках этно-педагогики. Другая группа под руководством С.А.Узакбаевой изучает педагогические возможности устного казахского музыкального творчества. Данное исследование проводится в русле исследовательской программы "Елим-ай* в система непрерывного музыкально-эстетического образования. Инициатива создания которой принадлежит профессору М.Х.Балтабаеву.

•Особенностью программы "Елим-ай" является ее обращенность к основным канраы Казахсиого национального искусства: эн, куй, би, ою-орнек, доыбра. Системообразующий является инструментальная домбровая ыузьжа.

Доыбыра - самый распространенный инструмент казахского

народа. Народный певец» акын-ишровизатор, сказитель эпических

о

поэм все свои программы исполняют в сопровождении домбры. На струнах этой незатейливой спутница кочевья сохранились "страницы" истории казахского народа. О роли и месте домбры в жизни казахов много писали русские и зарубежные путешественники,

этнографы, искусствоведы.

Однако в педагогической науке нет ни одной работы, исследовавшей воспитательное влияние домбровой музыки на становление эстетических вкусов и потребностей молодежи, на формирование их ценностного отношения к национальной и мировой культуре. Вместе с тем современная школа остро нуждается в научно-обоснованных рекомендациях и конкретных учебных программах музыкально-эстетического воспитания школьников, ориентированных на националькуэ си стеку образования. Таким образом отчетливо проявляется противоречие мевду потребности!.« шкальной практики и уровнем научно-методического обеспечения музыкально-эстетического воспитания школьников. Проблема заключается в поиска путей, обеспечивающих воспитание школьников с ориентацией на национальную культуру.

Все это обусловило выбор теш нашего исследования: "Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской инструментальной народной музыки."

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание младших школькивов в казахской общеобразовательной школе.

Предметом исследования - влияние народной инструментальной музыки на совершенствование музыкально-эстетического воспитанля младших школьников.

В исследовании мы определили цедыэ - теоретическое обоснование и практическая разработка дидактического комплекса, обеспечивающего музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза. Педагогическое влияние народной инструментальной музыки будет в наибольшей степени реализовано, если:

- программа обучения инструментальной музыке будет осуществляться в тесном единстве с другими жанрами казахского народного искусства: эн, куй, би, ою-орнек;

- процесс обучения будет направлен на формирование единства осознанной необходимости пригбщния к музыке как национальному достоянию и реального мотивированного овладения игрой на инструментах.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы цузыкально-эстетичес-кого воспитания младших школьников средствами казахской домбровой цузыли (теоретический этап).

2. Изучить состояние музыкально-эстетической воспитанности младших школьников казахских общеобразовательных школ (констатирующий этап).

3. Разработать дидактический комплекс цузыкально-эстети-ческого воспитания младших школьников в процессе обучения инструментальной музыке (программу, хрестоматию, методические рекомендации для учителей ыузыки.9

Методы исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблеме; анализ методической литераторы, действующих школьных программ по музыке; изучение' и обобщение передового педагогического опыта работы школ; метода математической обработки статистической няфэрмации; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

первый этап (1981-1987) связан с обоснованием ведущих иь.-.оаэний исследования, анализом проблемы в теории и практике» с педагогической деятельностью г школе.

Второй этап (19Ьб-1991) направлен на разработку дидактического комплекса по разделу "Игра на домбра" программы "Елим-ая"; апробацию и внедрение ее в практику работы школ Республики.

Третий этап С1992) посвящен анализу результатов опытно-экспериментальной работа, обобщению полученных рекомендаций.

Научная новизна заключается в том, что

- теоретически обоснсраны педагогические возможности казахской народной инструментальной музыки;

- выявлены критерии и показатели, уровни музыкально-эстетической воспитанности млапшйх школьников; 0

- определены воспитательные основы дидактического комплекса обучения игре на национальных музыкальных инструментах.

Практическая значимость заключается в том, что создана научно-обоснованная учебная программа по музыкально-эстетическому воспитанию для школьников 1-4 классов; разработана мето-"дика обучения народной инструментальной цуэыке для учителей музыки з начальной школе; подготовлена хрестоматия по домбровой музыке.

Ведущая идея. Восхоздениа к'мировой общечеловеческой культуре тесно связано с приобщением личности к искусству' •своего народа. Региональное решение музыкально-эстетического воспитания младших школьников возможно с опорой на казахское националЕное искусство, в котором системообразующим выступает инструментальная домбровая музыка.

На защиту выносятся:

I. Содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе их обучения игре на национальных инструментах.

2. Характеристика дидактического комплекса обучения младших школьников, направленного на музыкально-эстетическое воспитание.

Достоверности полученных результатов исследования обеспечена реализацией комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; определена статистической значимостью диагностического материала; включенным педагогическим экспериментом.

База исследования. По внедрению программы "Елим-ай" рабо-тавт сейчас 46 общеобразовательных школ и 21 дошкольное учреждение в 17 регионах Республики Казахстан. Б настоячее время завершен первый этап реализации комплексной программ музкка-дьно-эстетического воспитания "Елим-ай" в системе начальной школы. Последующие этапы предполагают внедрение программы в системе общеобразовательной и высшей школы. Опытно-эксперимек-талькая по данному исследовании проводилась в Сь)? 2 и школе-интернате г.Балхаша.

Апробация и внедрение.-

Основные положения и результаты исследования доложены на республиканских семинарах (Кзыл-ОрдО1990 г., Актюбинск 1Э91 г., Талды-Курган 1991 г., Алма-Ата 1989 г., 1991 г.); на внутри-вузовских научко-кетодических и практических конференциях (Алма-Ата, КазГПУ им.Абая, 1989 г., 1990 г., 1991 г., 1992 г.); на НУМКе кафедры педагогики (Алма-Ата.КазГПУ им.Абая, 1992 г.); на совместной конференции делегатов МНР и учителей Бурановской средней школы (с.Буран, 1991 г.).

Диссертация обсувдена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики, протокол № 8 от 2 марта 1992 г.

Структура диссертации определяется логикой исследования к его задачами; состоит из введения, двух глав, шести параграфов,

заключения, библиографии и приложения; содержи* 2 схем, 3 таблиц. Дяссергнция нялясана на казахском языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЩ.

Во введении обосновываются исходные положения исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, психолого-педагогические методы, ведущие идеи и новизна.

В первой главе "Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки" раскрыта социально-педаго-гичзская сущность казахского домбрового искусства; сделан историко-хроналогический анализ проблемы музыиально-эстети-ческого воспитания школьников; даны результаты констатирующего эксперимента по изучению музыкально-эстетической воспитанности младших школьников.

Методологическую основу нашего исследования составляет музыковедение как область специального научного знания. Анализ {музыкально-этнографических, музыкально-исторических, собственно музыкальных работ позволил нам'осмыслить ценность казахской домбровой музыки, богатый воспитательный его потенциал, проявляющийся не только через содержание песен и кюев, но и богатство музыкального языка.

В специальной музыковедческой научной литературе анализ казахской инструментальной домбровой музыки делится на дореволюционный и послереволюционный этапы. _

Первые работы доводят до нас сведения о народном музыкальном творчестве. Среди них путешественники, ученые Российской академии наук, представитати казахской просветительской

интеллигенция: И.Г.Георги, И.Г.Андреев, С.Бользой, А.ИЛевишн, Р.А.Пфенкиг, Ч.Ч.Балиханов, Август Эйхгорн, С.Г.Рыбаков. Г.И. Гизлер и др. К этоцу времени относятся исследования, впервые характеризуюсь музыкальные инструменты по их устройству звукоиряду, тембрах и способах игры, научный анализ музыкального языка, его генезиса и эволюции. Особенно важным является факт записи первых шести казахских народных песен.

В работах более поздних последователей Р.А.Пфеникга, Ч.Ч. Балихаиова, А.Эйхгорна, С.Г.Рыбакова, Г.И.Гизлера мы находим более важный в педагогическом смысле исследовательский материал. Авторы передают если еще не сам текст песен, то их смысловое содержание. Впервые отмечается функциональная направленность песен, тематика песенного творчества. Отмечается огромное значение песни в жизни народа. Каждое событие в семье: свадьба, ролдение сына (но не дочери), похороны - вообще, всякая радость или горе отмечается у казахов в песне, которое в большинстве случаев прочувствовано и подчас производит глубокое впечатление на слушателей. °

В прудах Ч.Валиханова освещены многие моменты истории развития музыкальных инструментов. Например, из его сообщений можно выяснить причины исчезновения или распространения того или иного инструмента, развитие музыкального жанра в быту народа. Причину постепенного исчезновения кылкобыза Чокан видел в том, что в народной музыке стали преобладать песни и инструментальные кои, в связи с чем возросла популярность домбры. Чкким образом, по сравнению с началом исследований казахской народной музыки мы наблюдаем качественное наполнение их последователями. Однако, особенность народного песенного

творчества (неустойчивость текстов песен, юс импровизация) н вставляет казахскую народно-инструментальную музыку малоизвестной не только всему миру, но и своим соотечественникам. Кая 5ы ни была сильна память народа, но все же многие песни уши зместе с их исполнителями, не передаваясь другим формам <х носителей.

Советский период исследований характеризуется многоаспект-юстыо, глубиной анализа содержания казахского анструмеиталь-юго творчества. Впервые создается антология, казахской народ-юй »музыкальной культуры. Самостоятельную ценность приобретают шдиси песен и мелодии. Число записанных песен исчисляется гае не одной тысячей. Профессиональные специалисты, ученые, сомпозиторы погружаясь не только в море звуков а мелодий, ¡олее пристально вникают в их содержание, классификацию по гемам: былинные, исторические, свадебные, шуточные, бытовые I т.д. • .

Впервые исследуется творческое наследие народных композиторов и исполнителей. Академик А.Жубанов представил ыонографи-геское исследование творчества Курмангазы и Даулеткерея. В юследствии он изучил и' сделал достоянием народа навека жизне-.еятельность еще 15 казахских народных композиторов и певцов. 1ы считаем, что они представляют собой преяде всего педагоги-.ескую ценность, определяемую ролью идеала в воспитании.

В этот период проводилось много исследований собственно о домбровой музыке (Л.Аравин, С.Зарухова.Н.Тифтикиди, •Каракулов, А.Цухамбетова и др.

Следущим аспектом теоретического анализа проблемы музы-ально-эстетического воспитания является обзор научно-педаго-

гкчзсккх исследований по этой проблема. Ыы определяем для себя две задачи анализа: как рассматривалась проблема музыкалько-эствтичвсхого воспитания в Республике Казахстан; какое место занимает национальная домбровая музыка в современных исследованиях?

В Казахыанэ вопросами »музыкально-эстетического воспитания занимается А.Нугманова, С.А.Узакбаева, Ы.-Х.Балтабаев, £,Утвйисоч|М.Р.Жердвыалиева, Б.Омиргазкяа, П.М.Ыомыное и др.

М.Х.Бадтабаев, исследун педагогическое содержание казахской народной музыки, опираясь на теорию фольклора определяет функции: воспитательные, эстетические, идеологические, дидактические, прикладные. Автор отмечает особенности казахской народной ьузыкк: событийность, эмоциональность, демократизм ы патриотизм, отзывчивость, лиризм, созерцательность, философичность, рельефность, масштабность, ясность чувств, изящество и изысканность ритмического рисунка, нмпровизационность. Говоря отдельно о казахской инструментальной музыке он отмечает различные виды кюйев: семейно-бытоСые, трудовые, героические, эпические, портретные, лирические и т.д.

В исследовании С.А.Узакбаевой, посвященной историко-педа-гогическо1*у анализу музыкально-эстетического воспитания школьников стержневым является анализ устного народного творчества. Это - эпос, сказки, пеенк, пословицы, поговорки, айтыс и т.д. Анализируя устное народное творчество она делает вывод о богатстве его педагогических возможностей: дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек; учет постоянно возрастающих особенностей музыкально-эстетического воспитания детей и молодеет в процессе игр, труда и развлечений; ответ-

ственность родителей и старших в формировании высоких, нравственных, музккально-эстетических качеств; бережное отношение к культуре, родной природе, к родному краю, родному языку; раннее приобщение к музыке, труду, песна, импровизации, к изготовлению изделий народного прикладного искусства.

Таким образом, изучение педагогических возможностей -домбры, как основного ¡¿узуального инструмента казахов было вне поля зрения ученых-педагогов. Вместе с тем, анализ исто-рико-этно-музкковедческих работ свидетельствует о той большой роли, которую играла домбра а жизни казахского^арода. По словам Д.Кабалевского это один из тех "китов" на котором дер:яится музыка казахского народа, его национальное музыкальное искусство. Обозначенное противоречие определило ход кашей педагогической экспериментальной работы, замысел исследования превнести в учебный процесс инолы национальный колорит, вести музыкально-эстетическое воспитание школьников, используя неисчерпаемые возюткности домбры как "воспитателя", носителя народных традиций.

В педагогической науке есть собственно педагогическое исследование по национальной народной инструментальной музыке. (И.Р.Халитова, Д.Ю.Рузиев, .тЛГ.КовалйГ).

Следующий параграф диссертации посвящен анализу истории развития"школьного музыкального образования. В педагогической практике казахской школы определяется три этапа музыкального образования, которые отражают своеобразные социально-экономических и историко-географических условий жизни быта казахов.

Первый этап (1920-1930 гг.). Традиционное музыкальное воспитание детой в семье стало сочетаться с организационными

формами государственного обучения. До 1924 года музыки как учебного предмета не существовало. Основные принципы организации музыкально-эстетического воспитания разрабатывались, такими известными деятелями педагогической науки и культуры Казахстана как Т.Жургенов, КДубанов, С.Ыендезов, Г.Тажибаев, А.И.Сембаев, С.Кобеев, А.Жубанов, А.С.Сытдыков.

В 1923-24 учебном году в школах Казахстана была введена комплексная программа ГУСа. Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов, школьным планом предусматривались уроки рисования, рукоделия и пения. Эти занятия именовались "каляы-ан" (общее пенив), "ан-кюй" Спение - кюй) и отводилось им внеурочное время.

Второй этап (1930-1940 гг.). Под влиянием опыта русского музыкального образования наметился коренной перелом в музыкальном образовании детей - казахов. Вышло в свет первое учебное пособие по музыке для казахских общеобразовательных школ "Алип-би" (Музыкальная азбука) Ахмета Жубанова. В диссертации дан анализ его содержания, отмечается практическая значимость.

Третий этап (с начала 50-х годов до 1985 года) характеризуется определенным подьемом в школьном образовании и воспитании. Проявляется ряд качественно ноеых учебных, методических и дидактических трупов Министерствами просвещения. Впервые была издана программа по пению, которая предусматривала изучение народной музыки и произведений советских композиторов. В

о

диссертации представлен анализ программы с выделением позитивных и негативных его отличий.

В экспериментальной программе Д.Б.Кабалевского впервые был поставлен вопрос комплексного подхода к эстетическому и

нравственному воспитанию и намечены пути его практического осуществления. Новым в программе является подход к представлениям о специфике музыкального языка, о связи музыки с жизнью о воспитании эмоционального отношения к музыка, о развитии творческих способностей, о проявлении творческого отношения к восприятию и исполнению музыкальных произведений, об использовании импровизаций. Он полежил в основу своей программы "три кита" - песню, танец, марш - основные сферы ыузыии. Это по его словам, широко распространенные, массовые, демократические области музыки. В то время они являйся тремя коренными основами всей музыки вообще, они дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе.

Программ:! Д.Кабалезского безусловно была рассчитана на русские школы. В школах союзных республик она должны были адаптироваться, т.е. рекомендовалось превнасти родной, национальный материал.

В 1984 году в Казахстане принимается программа, разработанная группой ученых (Б.Гизатов, М.Р.Жердемалиева, Г.Карамол-давЕа). По содержанию авторы программы остаются едиными с Д.Кабалевским. Оставаясь на принципиальных положениях Д.Б. Кабалевского, они определяют ведущими жанрами - АК,ЕИ, КШ, МАРШ, о

В 1989 году группа исследователей под руководством профессора Ы.Балтабаева приступила к разработке комплексной программы музыкально-эстетического воспитания для казахских школ. Автор данного исследования является участником этой группы и возглавляет раздел по изучению домбровой инст^/мен-

тальной музыки и его влияния на музыкально-эстетическое воспитание младших школьников. Мы содте ем, что данный вид искусства является одним из тех "китое", соторые определяют особенность, своеобразие иациональньй колорит казахской культуры.

Для определения показателей и критериев музыкально-эстетической воспитанности младших школьников нами был проведен анализ научно-педагогической и специальной музыковедческой литературы (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Дмитриева, Ы.А.Верб, Г.Г.Найгауэ Н.И.Киященко, В.П.Пропп, Г.С.Тарасов, Н.М.Черноиваненко, Я.Яковлев, О.М.Раджабов).

Среди педагогов и методистов нет единства в понимании педагогической направленности ключевого понятия музыкальной эстетической воспитанности школьника. ..

В исследованиях, посвященных собственно музыкально-эстетическому воспитанию ведущими критериями определяются следующие: умение определять музыкальные инструменты по тембру и типу оркестра; умение различать музыкальные произведения; умение выделять музыкальную тему, определить методы разработки ее, характерные черты формообразования в народной инструментальной музыке; характер прослушиваемого материала и умение связать его с програ>"чной основой.

В нашем исследовании, исходя из анализа теории проблемы,

эго исторического развития мы выделим следующую систему

показателей и критериев, отраженных в диаграмме № I. (см.

о

дкахрамму № I).

Данная система критериев, на наш взгляд, содержательно отража-зт взаимосвязь и взаиаоедкнство трех компонентов: народной музыки вообще; инструментачьной народной музыки; домбровой

музыки в частности.

Осознание народной музыки, инструментальной народной музыки обеспечивает осознание домбры, как носителя национальной музыки казахского народа.

В диаграммах представлены данные экспериментальных классов, с которыми в последующем проводилась опытно-педагогичэсная работа.

Вполне очевидна низкая музыкально-эстетическая воспитанность младших школьников: 65,4% учащихся не умеют анализировать художественный язык; 92,3% не умзют импровизировать музыку; 92,3% не владеют умениями игры на национальных инструментах. Изучение вышеперечисленных умений проводилось с учетом возрастных особенностей и речь шла о первоначальных умениях.

В ходе эксперимента обнаружен низкий уровень мотивов музыкальной активности школьников, определяющих их отношение у исполнителям (61,5%), к содержанию музыкального произведения (57,7$)., к инструментам (46,1%).

Знание младшими школьниками традиций казахской домбровой 1узыки, жанров, истории создания музыки также остаются низкими: 1Т 53,9% до 69,2% школьники не владеют этими знаниями.

Данные массового опроса, в котором приняли участие 120 чащихся 18 обнаружили идентичные данные. В диссертации редставлена их характеристика.

Диагностика осуществлялась нами в двух направлениях: юсовом и экспериментальном. В массовом опросе приняли участие школы республики, что составило 120 опрошенных учащихся.

Таким образом, диагностическое изучение музыкально-

Онаграми« 11* 1

Результаты ♦>онС7»тиру»ш»го »«спе^^ч-ч'г по ьыяелвмим музыкально- эстетической е-сч-гшт*..,«, .с т> нл*дши.к школьнико» »• экспериментальны- • ь %>

Условные оелмаченми:

1. Знание традиций аомсразой музыки

2. Значив хэнроЕ С^мегсьо»! мугыки

3. Знание наросны*. юмпо^кторср'

4. Знание истории сэ^дёин* нарзаной музыки ". Интерес V исполнителен аомЕраваи пузики

Ь. Интерес к содержания муз».ьа/нного произгепения

Интерес к народный ииструпентам Б. Умение анализировать музьлально-ъудокестземнын язык

Умение импровизировать нэрсаную музыку !£■. V не пне исполнять нароонуы музыку

1. Сплошная линия —

2. Волнистая линия ~

3. Пунктирная линия —

Высокий уровень. Средний уровень Низкий уровень

стетической воспитанности учащихся свидетельствует о том, то учащиеся слабо знают национальную народную музыку, основ-ълал компонентами которой являются инструментальная, народная домбровая.

С другой стороны, наблюдается разрыв меяду уровнем осозна-ия учащимися значения национальной народной музыке, и их рактическими умениями и мотивацией поведения.

Все это привело нас к утверждению необходимости построения пециальной учебной программы, обеспечивающей осознание народ-ой музыки и мотивированное овладение зга.

Во второй главе "Характеристика диагностического комплекса 5учения игре на домбре, направленного на ыузыкально-эстетичес-эе воспитание младших школьников" представлен анализ содержа-=льного аспекта программы обучения на игре как составной части оограммы "Елим-ай"; дана методика поэтапного формирования лений игры на домбре; разработаны методические рекомендации ) внедрению программы в процессе музыкального обучения младших сольнихов.

В диссертации представлен содержательный анализ программы,

дана подробная характеристика каждой изучаемой школьниками !ме комплексной программы "Елим-ай™.

Ведущие идеи комплексной программы "Елим-ай" определены

.званиями-четвертных тем: "Сарыарка", "Туяпар", "Акку", "Елим-

1« I .

"Сарыарка" - это родная Земля, символ Родины, который соз-ет картину целостной художественно-эстетической среды. Явления ироды, окружающие человека о детства, оставляют наиболее яьное впечатление и остается надолго в эмоциональной пакгти.

Для казахского народа предметом особой любви была степь. Ее широкие просторы, природные богатства, разнообразный растительный мир были всегда символами гордости. Это отражено в названии - Сарыарка. В первом классе ульминацией I штверти моя стать кюй Курмангазы "Сарыарка". Он наполнен светлой тональностью, рисующей картину бескрайних просторов казахской стеэт Большую роль в создании образа степи играют богатая мелодика, упругая ритмика, душевная бодрость, стремительная динамика и волнующая эмоциональность. Во время прослушивания этого проиэ ведения учитель макет показать репродукцию картины А.Кастеева "Жайдау", С.Мамбетова "Ловля лошади" и т.д.

"Тулпар" - характеризует взаимосвязь музыки и животного мира. У казахов главный источник жизни - животный мир. Поэтом к нему сложилось особое отношение. Оно зафиксировано и в мног численных музыкальных произведениях. Ке случайно эстетические категории героического, прекрасного и других положительных достоинств зачастую раскрываются посредством образов животных Данная тема - новый этап в развитии музыкальной культуры школьников. Содерлсание темы "Тулпар" несет в себе большие воспитательные возмозшости. Особенностью ыировоспитания казахско] народа категории героического, прекрасного раскрывать посредством образов киватдах, Зто отличительная особенность мировосприятия казахов. В их понимании молодое кивотное - существс

прекрасное. Поэтому казахи своих детей ласково называли "бота»

о

"КСЬгШ", "кулыным".

"Акку" - священная белая птица, символ чистоты, символ любви. Через безмолвную толщу веков от поколения к поколению казахи пронесли чудесные предания об Акку - белом Лебеде. Кюи

: названием птиц относятся к ранним образцам домбровой традиции. Удивительные картины могут передавать древние кюи-легевды. ice музыкальные образы и их действия настолько реалистично »Срисованы в кюях, что становятся буквально видимыми и ощути-мми. Ь процессе изучения темы "Акку" ученики знакомятся с роизведекиями народных композиторов посвященный "мир птиц", казахов представление о прекрасном формировалось под влия-иеи окружающей среды. Они запрещали стрелять лебедя, называя го царем птиц. Среди огромного количества кюев посвященный гей теме одним из самых древних следузт назвать кюй "Акку".

"Елнм-ай" - аккумулирует полученный школьниками опыт /зккально-эстетического восприятия инструментальной домбровой гзыки. Осознание школьниками домбры как национальной ценности, шь и значение ее в истории, культуры своего народа - это йтмотив завершающего этапа первого года обучения. Это свое-разный итог и в то же время подготовка к осмыслению новой ракицы домбровой музыки.

Ведущие идеи являются едиными в программе "Елим-ай". Одно, их конкретизация, содержательное наполнение осуществ-зтея в кавдом отдельном разделе. Они и определяют воспитанные цели и задачи, направленные на музыкально-эстетическое ¡питание средствами казахской народной инструментальной >ыки.

В первом классе тема "Сарыарка" объединяет музыкальные взведения Таттимбета "Саржайлау" (3 урока), Коркыта "Ауппай" урока), Д.Нурпеисовой "Той бастар" (3 урока), Курмангазы рыарка" (3 урока).

Тема "Тулпар" включает народные кюи "Аксак кулан" (3 урчка),

"Кара жорга" (3 урока), "Телконыр" (3 урока).

Тема "Акку" знакомит учащихся с творчеством Сугира "Акку" СЗ урока), Таттимбета "Былкылдак" (3 урока), Д.Нурпеисовой "Асеы коныр" (3 урока), Даулеткерел "Косалка" (3 -.-рока).

Тема "Елим-ай" - народные кюк "Ел айрылган" (2 урока), Курмангазы "Серпер" (2 урока), Н.Мевдигалиев "Домбыра туралы аныз" (2 урока).

Во втором классе: тема "Сарыарна" - Курмангазы "Балбырауык1 (2 урока), Ыкылас "Шынырау" (2 урока), Сармалай "Кенес" (2 урока), народный кюй "Сьшкыыа" (2 урока), "Сары озен" С2 урока)

Тема "Тулпар" - Т.Момбеков "Бозинген" (2 урока), Раздан "Сал курен" (2 урока), Ыкылас "Камбар батыр" (2 урока), Сармалай "Кара торга" (2 урока).

Тема "Акку" - Ткленди "Акку" (2 урока), народный кюй "Айжаь ныз" (2 урока), Даулеткерей "Коруглы" (2 урока), Коркыт "Ушар-дын улуы" (2 урока), народный кюй "Ногайлынын коатасуы" (2 урока), Казангап "Кус кайтару" (3 урока).

Тема "Елим-ай" -. Тока "Саржайлау" (2 урока), Даулеткерей "Кудаша" (2 урока), Есжан "Сокыр Есжан" С2 урока), Таттимбет "Склкылдак" (3 урока).

В третьем классе теш "Сарыарка" - Туркеш "Конил ашар" (3 урока), К.Кумисбеков "фьргби сазы" (3 урока), Таттимбет "Косбасар" (3 урока).

' Тема "Тулпар" - Жыр "Алпамыс" (14 уроков).

о

Т ;аа "Акку" ■ - Жыр "Кыз жибек" (20 уроков).

Темь "Елим-ай" - Курмангазы "Кишкентай" (3 урока), Д.Нур-пеисова "16 кьш" (3 урока), М.Койшыбаев "Советтик "Казахстан" ¡3 урока).

Ниже мы приводим в качестве образца анализ нашей программы с целью определения ведущих педагогических идей.

Таблица № I

Анализ содержательного аспекта програымы обучения игре на домбре ( на примере одной темы).

а/а

{ Раздел ; тема

Содержание

¡Ведущие воспитательные ! идеи

I. 1-четверть Кюй "Саржайлау" написал "Сарыарка" Таттимбет (1817-1862). ' " Кюй рисует картину

природы.Он порожден широкими просторами казахских степей, наполнен теплом и щедростью народа. Это жайлау. со всеми своими нехитрыми радостями, с тихо иурчащей рекой»

Кюй "Сатаай-лау" (слушание)

Кюй "Саржайлау" "Золотая летовка* - это радость детей беззаботно играющих на берегу

Еечки.Это девичья песня, оспитывает и пробуждает ласковое и доброе отношение к родной земле, родной.природе.

Следущим этапом реализации дидактического комплекса является методика обучения младших школьников игре на домбре. В параграфе № 2 второй главы диссертации представлена подробная характеристика основных этапов: методики с выделением основных педагогических задач.

Таблица # 2

Поэтапная тюрикч уфтроъиш умений игры на домбре.

Зтап I С одержи и не Педагогическая задача

I г 3

I Беседа о домбре.Слушание яг-родной песни или кюй на инструменте. Вызвать интерес к музыке, дать возможность ученикам воспроизвести хотя бы оди звук на домбре.

И Работа над овладением учащимися элементарными исполня-тельскини навыками. Задача объяснить и показа' нажатаа пальца левой руки "перне" (8, )и штрихи правой руки.

Л Игра учителя на домбре различных ь&родкых песен или отрывки из кюев. Продолжение работы над исполнительскими навыками. Сохранить, развить и углубить отношение учащихся к домбре.

1У Игра различных штрихов. Постепенно перестраивать сознание учащихся на более осмысленное, избирательное отношение к звучащей вокр] них звуков.

У Нахоидение одйо-дзух пропетых звуков на домбре. Работа над упражнением. Дать возможность побольше определить пропетые голосе учеников звуки, находит ш на домбре или наоборот.

У1 Нахождение звука вверх и вниз от заданного. Работа над упражнением. Дать понятие о высоте звуков. Сформировать в coa нании учеников понятия: звук, перпе, нота.

УП Повторение элементарных ритмических фигур на одном звуке. Работа над упражнением. Ученикам нужно дать ощутит и самим играть на домбре различные по длительности звуки.

уш Доигрывание учеником лелодии, начатой педагогом и наоборот. Работа над упражнением. Пробудить интерес к народной музыке, проверить уровень исполнительских навыков учеников.

IX Подбор простейших народных песен. Работа над упражнением. Учитель должен использоват мелодии тех песен, которые хорошо знакомы ученикам.

Тлалии* II* 3

ГЕЭУПЬТАТЫ ОПиТНа-ЗКСПНРИМЕНТйЛЬНОй РАСОТЫ

1 ¡nc>au- ¡ ,1 мм I

l'DdM-l

I тгч |

ЗНАНИЕ

г р 11 > < и *

|«»».jiaif иксии э>слт»

lluciiia-i 11 гм» |

Н» 11

II \ -(I

а Г И 0 1 Е Н*£

/ПЕНИЕ

м мсполжтнии

ypcín.. | В I С ! н н-к—+-

И

-1-<-Ir-.....

i с i н í |7pcbf»4i i в 1с i н i в 1с Ч-1-II-|-1-1-1—н

Шм.экирп» ( Конец ш»/п| I

---н-,-,--,-

i 4млм».>рсмгк иуьнлкно-

t -думпсстмнсия «;кк

|Кач.»«сшр<та| коми i«ci/»j Н—i-1-h

I Н I |У«омм» I В I С I Н I В 1С I Я

1-II-1-1--1-1-1-1—

■ -||жмр. 17.7126.? 1й.»1я.5и».»и1.1 h'MJCC I I I I I I I

-К-,—¡-1-1-1-1-)

5»c«t?.i— i:s.sib9.;i,;.;i:í.ei i.z Ii»tis{p;ii5.4i2;.ii6i.si76.?ia.ii

• «КС lililí IIMUC I . i I I I I -j—I—i—I—I-11-i—I—I—I—I—h

:"ír?.o¡:i.?¡2:.

! I I

«wrp. i7.4!;?.¿iü:.iii3.5i:7.íi4«.3 н.о*тр, na. •me l i I l l I li«uc: l -1—.-----.-1-1,-)..

—f I!—■

,1S«S3J-|

re."» I I I h-

!im.si:: i i

i i » p a i

¡Нач. »»ер/га^анец зтгтг

-h-

¡ lanía-1

II rr-л i +

II I Hl f-

II

ir-

лутиияп

IIMÍCC i i i i i ¡ i -и——i—i—i—>—i—i—i 1! o | |

II-1 I

l|io«H»-U nupiriHiHpgtiTvl

if

_II

!'l1.3ícr?p'nj fgMU ЗКЗ/пЦ

I rcm

np«iíHjes.(i

H-

•it.

I--1-1

|Hi4,atcMp/Tll Кси« им/ral

-f-

-I

ffssa»! í 1С IH IB С I» ПУраинИ S 1С IH |8 1С IH |1Уро№*| В I С IH IB 1С IH |

I.. .1 _ . i . L_ J—ii-1.1. .L- -L.'.í.. J—и-1—!. _ L- A:.!.. I _ <

-Kc>p.in.5i::.iio5.<i4¿.i¡3:.?i - иг»с«р.iu.si:».eu7.7i;a.ii4i.5i

I19CC I I I I I i ll.JKC I I i | I I

H-1-i-1-I-

-i!—

■+■—h

-h

1-1-Ih

tfl Til

ii»rjicii,i—17.7 i72.:i;3.:i5i.ini.4i

ИШСС i f i i i i i

^—,,

н—

-i—

><мтр. li;.ÓK.;i¿3.í|14.GC7.II«.lll«nTp. |U.2i;7.1M?.7a.2l«.5l^.3ll«3HTp, 1—17.4 l?2.4IJ.7-C2.I!7U| iwcc I I I I I I Нмзс- | I i | I I (|мз:с I I I I I I I

-1-1-'---'-1-II-1-'-----'-'-1|-1—«-1-1-

I II I (I I .

-1 HjpciHU* II-í ¡I-1 анакпь

unja-I tlncmu-l » и н с г p ¡r я « н r a и Планам-1

тми I i о • и 1ит 9 м > +

Нач.з»£»£Р/тэ Пои« Sien т

1Иач.з1<«ер/та i Ковд аю/т»||

II тел* |

П +

II I

HI I-

« í i « < f

-II-

Iflai.sscneprtil кгма sscoít»

рСЕЕнь В I С I Н I, I

В IС ¡ it ||Уршш| В je I Н IB 1С I Н пУровенИ В IС ¡113 1С I К

П- .!.. .1

II-

-I—Ь

«cnsp, iacc

7.7 138.4153.? ! !

¡игр. tacc

7.4 IW.7I5U? ! !

7ь.? 125.i»—ii3>cKfp.i;;.u;a.3i«.ii76.9i::..и — имгач>.|- ¡7.7 ¡9i.3U?.7U2.;i I I п..ни 11(111 ||«ЯКС lililí

tr-1-ii-1-1—i--1—i. l ii-1—i-1—i--i-У

J37.»l«.a l>ú»rp. |23.?p.4l44.5rW.6IJ3.3!37.IIUmTp. I— IMISS.ÍI7.4 I22.2l7f.»l J_ ) ii»«cc Г i J ! 1 | Ншсс I j j } I I

м с г а p и •

ci

СО I I Kllt

H y • i » «

Kai.juc.iepíTi Химк мси'та

они» В с {и в (с (н

елгр. acc 3.8 1?.3176.9 «.1 SJ.9Í—

»тр. КС | J.7 а.? ¡7».« 1 14.8137.11(1.1 t i

Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице (см.таблицу № 3). Статистические данные свидетельствуют о прибавке в цузыкально-эстетической воспитанности младших школьников: если на начальном этапе крайне низко fui представлен высокий уровень воспитанности школьников, т.е. в пределах от нуля до 7,7%, то к концу их диапазон значительно повысился от 3,7% до 57,75?.

В заключении диссертации сделаны выводы; обозначены основные методические рекомендации для учителей, внедряющих программу в учебный процесс в начальной школе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях.

I» Программа по музыке для I класса под ред.Балтабаева U.X., раздел игра на домбре, слушание кюй и песни. Алма-Ата, изд. "Рауан" 1990, 40 стр.

2. Программа по музыке для П класса под ред.Балтабаева М.Х., раздел игра на домбре и слушание кюй и песни. Ротапринт Министерства народного образования Республики Казахстан, 1990, 50 стр.

3. Программа по музыке для Ш класса под ред.Балтабаева Ы.Х., раздел игра на домбре и слушание кюй и песни. Ротапринт Министерства народного образования Республики Казахстан. 1991,. 22 стр.

4. Школа игры на домбре. Методические рекомевдации для учиилей начальной шкалы. Ротапринт°Ыинистерства народного образования Республики Казахстан. 1990, 30 стр.

5. "lac урпавда халыц аспаптыц музыкасы арчылы эстети-кялш( тэрбив беруд.'н юн!" Сб.КазГПУ им.Абая, г.Алма-Ата, 1992.

6- "Еле урпаща музьяалы^ - зстетакаяы^ тэрбке берудег! ;азак, куйлер!к!к г>сер!" Бзстнше Науч.Нед.Центра, г.Алма-Ата,

Ш

г~-. Программа ло музыке для 1-11-13 классов иод рзд.Балтабаева ..л. Нурнзл "¿астаута иектеп" & 3, "Д 4, $ 5, Алма-Ата, 13Э0.

Т. ^