Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова

Автореферат по педагогике на тему «Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Блейх, Надежда Оскаровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова"

РГВ од

f: ~ г» Г"', г

^ ^ V , .

На правах рукописи

Блейх Надежда Оскаровна

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г.И.ДЗАСОХОВА

13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Владикавказ, 2000

Работа выполнена на кафедре педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова

Наунпып руководитель: доктор педагогических наук, профессор Хатаев £.£.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сунрунова Л. Л.

кандидат педагогических наук, доцент Тпмошкнна Н.В.

Ведущая организация: Кабардино-Балкарский государственный университет

й

Защита диссертации состоится I декабря 2000 года в часов на заседании диссертаци01Ш0Г0 совета К 064.37.04 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и.образования» при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Ватутина, 46, корпус № 4, ауд. 154.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан ноября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцег

____' „Г) Л . ¿/

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Знаменем нашего времени является духовное обновление общества, повышение его культуры, определенный дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история - это память человечества, ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, по и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.

Это важно, прежде всего, потому, что в период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества.

С присоединением Северного Кавказа к России, интерес русских ученых к его истории, этнографии, этиопедагогнке и культуре резко возрос. Вместе с позитивными переменами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.

Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии кавказоведения и просвещения и крае принадлежала русский науке в лице ее передовых ученых-кавказоведов, к которым следует отнести историков: II.Ф. Дубровина, Н.И.Надеждина, М.М.Ковалевского; этнографов и языковедов: П.К.Услара, В.Ф.Миллера, Ф.И.Леонтовича, а также видных русских педагогов-кавказоведов: Д.Д. Семенова, Я.М. Неверова, JI.II. Модзалевского и того же П.К.Услара.

Достижения современной северокавказской школы являются результатом развития педагогической мысли и образовательно-всспита-телыгого опыта народов пашей страны и, в частности, самих северокавказских народов.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было появление среди горцев этого региона своей народной интеллигенции, наиболее видные представители которой обучались в российских учебных заведениях и формировались под влиянием освободительного движения и передовой русской культуры; одним из ярких представителей передовой горской интеллигенции был и Г.И.Дзасохов (1880-1918 гг.).

Общественно-политические взгляды и революционная деятельность Г.И.Дзасохова изучены достаточно хорошо. Что касается его просветительско-педагогического наследия как наследия видного педагога горских народов конца XIX и начала XX веков, то оно до сих пор не подвергалось специальному исследованию.

Первые отзывы об общественно-политической деятельности Г.И. Дзасохова относятся к 1926 году, когда в московском журнале "Новый Восток" появилась статья В.Лпухшша "Революционное движение 1905 года среди горцев Северного Кавказа", в том же году имя Дзасохова упоминается в сборнике документов " 1905 год на Северном Кавказе", изданном совместно в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В этом сборнике дается высокая оценка общественно-политической и публицистической деятельности Г.И.Дзасохова.

Попытку же рассмотреть просветительско-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова в самых общих чертах предпринял профессор М.С.Тотоев в работе "Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии" (Орджоникидзе, 1962). Но в ней этому вопросу посвящен лишь один небольшой параграф-

Важной источешковой базой для решения проблемы нашего исследования является сборник статей и очерков Г.И.Дзасохова, выпущенный в издательстве "ИР" Северной Осетии в 1970 году под редакцией Х.С.Булацева, что дает нам возможность проанализировать и привести 13 систему педагогические воззрения педагога-просветителя. При этом гштор указанного сборника не ставил своей целью сделать предметом исследования просветительско-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Частично вопросы, касающиеся педагогическо-просветптельской деятельности Г.Дзасохова, затронуты в докторской диссертации профессора Е.Е.Хатаева "Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. - 1917 г.) (М., 1996), в которой в рамках одного параграфа дана краткая характеристика педагогической деятельности педагога-публициста.

Вышеприведенные статьи и очерки М.С.Тотоева, Х.С.Булацева, Е.Е.Хатаева не решают проблему научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Анализ указанных трудов показывает, что их авторы не ставили своей задачей раскрытие педагогических воззрений Г.И.Дзасохова, который являлся одним из крушилх и талантливых педагогов северокавказских народов, и, несмотря на это до сих пор в Северной Осетин о нем нет защищенных диссертаций, нет и опубликованных монографий, в которых так или иначе бы была раскрыта его разносторонняя научно-публицистическая и просиетительско-педагогическая деятельность. Вне поля зрения исследователей остаются педагогические воззрения Г.И.Дзасохова, его общепедагогические и дидактические положения, не выявлены его творческие контакты с северокавказскими просветителями по созданию народных школ для детей горцев и не обозначен его вклад в дело воспитания и образования северокавказских народов. Все вышеизложенное и побудило нас избрать темой исследования "Научно-педагогическую деятельность и педагогические воз зрения Г.И.Дзасохова".

Педагогическое наследие Г.И.Дзасохова многогранно. Будучи видным просветителем прогрессивной северокавказской интеллигенции начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением г. системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.

В своих публицистических выступлениях Г.И.Дзасохов отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования па Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовпого ведомства, призванных, по выражению Г.Дзасохова, "заботиться о маленьких народностях", о воспитании и обучешш детей этих народностей.

Педагогические воззрения Г.И.Дзасохова адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием по пен монографий или учебных пособий. Григорий Иванович Дзасохов был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, и внес п ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования. ] 1икга до настоящего времени не шлтался систематизировать его научно-педагогическую биографию и педагогические воззрения полномасштабно. Эти вопросы требу ют своего научного подхода и неотложного решения.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX веков.

Предмет исследования - научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Проблема исследования - особенности научпо-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова, обусловленные характером общественно-педагогического движения пародов Северокавказского региона в конце XIX - начале XX веков. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом н целыо исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность просветительской политики царского правительства, проводимой им на Северном Кавказе;

- показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.Дзасохова и проанализировать его взгляды на роль и назначение народной школы;

- произвести анализ педагогической публицистики Г.И. Дзасохова;

- на основе историко-педагогичсского анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-просветительскую значимость выводов и положении диссертации для современной северокавказской народной школы и практики вузовского обучения.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, учение о диалектике и принципе историзма, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого. Ангор исходит из того принципа, что при оценке духовного наследия недопустимо какое бы то ни было перечеркивание исторического прошлого и заслут осетинского народа.

В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных источников;

- теоретический анализ историко-педагогических, историко-отпо-графических, философских, литературных трудов до и послереволюционных авторов о культуре и просвещении народов Северного Кавказа;

- изучение и теоретический анализ учебных планов и программ дореволюционных церковно-приходских школ и гимназий Северного Кавказа;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы и педагогической мысли народов Северной Осетии.

Оснопиыми источниками исследования являются:

- архивные материалы и документы Огдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонда 11, 12, 19, 102), Центрального архива республики Северная Осетия-Алания (фонды 49,102,150,802). В них отображается научно-публицистическая и педагогическая деятельность Г.И. Дзасохова, его участие в общественно-политическом и педагогическом движении и революциях 1905 и 1917 гг. Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые;

- педагогические и другие периодические издания России и Кавказа дореволюционной поры об истории школы и педагогической мысли горских народов;

- учебшиси, учебные планы и программы школ дореволюционной Северной Осетии;

- печатные труды по истории педагогию!, диссертационные иссле-

дования, посвященные проблемам истории генезиса и развития народного образования Северной Осетии и Северного Кавказа;

- очерки и статьи Г.И.Дзасохова.

Организация м этапы псслсдопанмя:

1. 1997- 1998 гг. - предварительное ознакомление с проблемой развития народно)! школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.

2. 1998-1999 гг. - определение методологии, методов, задач, источнико-вой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках.

3. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей и историко-педагогических пособий по результатам исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.И.Дзасохова стали влияние прогрессивной русской культуры и педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX века.

- Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.И. Дзасохова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.

- В своей деятельности Г.И.Дзасохов, как педагог н тблицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа.

- В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-по -литической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.И.Дзасохов изобличал произвол, учиняемый чиновниками Кавказской администрации и учебно-двойного ведомства над простыми тружениками, народными учителями.

-Г.И. Дзасохов настаивал на необходимости создания для горцев подлинно демократической системы школьного образования, в которой преподавание предметов велось бы на родном и русском языках. Педагог-гуманист выступал против оторванности школы от жизни, от народа. Он был за внедрение в практику активных методов обучения.

- В своих педагогических статьях и очерках он писал о засилье духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы священнослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении.

- Г.И.Дзасохов писал о тяге горцев к свету, образованию, по вместе

с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших

прогрессивному развитию горцев.

- Г.И.Дзасохов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев и была на страже интересов имущих граждан.

- Для начального периода об>чения горских народов Г.И. Дзасохов намечал широкую общеобразовательную программу, предусматривающую изучение горцами родного и русского языков, арифметики, истории, письмоводству, педагогики, греческого и иностранных языков. Важнейшим условием успешности школьного обучения Г.И.Дзасохов считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обобщенные и систематизированные понятия, идеи, характеризующие научно-педагогическую биографию Г.И. Дзасохова расширяют и углубляют наши представления и знания о прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX - начала XX веков.

В диссертационной работе раскрыты прогрессивно-педагогические взгляды Г.И.Дзасохова на школу и просвещение многонационального Северокавказского региона в рассматриваемый период.

В работе проанализирована педагогическая публицистика Г.И. Дзасохова, исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания подрастающих поколений, определяюпрш факторы всестороннего их формирования.

Обобщены взгляды педагога-публициста на систему школьного образования, его высказывания о желательных типах учебных заведений для горских народов Северного Кавказа.

Охарактеризованы средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в школе, выявлен вклад Г.И. Дзасохова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы, способствующие устранению пробелов в педагогической биографии Г.И. Дзасохова.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы автора могуг быть использованы в современной северокавказской школе, при чтении спецкурсов но истории школы и педагогической мысли северокавказских народов, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы студентами при написании ими курсовых и дипломных работ. Они расширяют наши представления об истории просвещения и педагогической мысли народов дореволюционного Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач пели исследования.

Апробаипя п внедрение п практику осуществлялось по мере подготовки и издания материалов исследования в печати. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии ''Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова" (Нла;цшавказ: СОГУ, 2000), в учебно-методических разработках и автореферате, общий объем которых составляет 25 с.

Результаты исследования регулярно обсуждались на межвузовских и региональных конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Во введении дается постановка проблемы, ее актуальность, определены объект, предмет, цель, задачи, метода исследования, проанализирована степень изученности проблемы, показана ее научная новизна, практическая значимость, сформулированы основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе "Г.И.Дзасохов — активный участник демократического и педагогического движения на Северном Кавказе в концеXIX - началеXX вв. " раскрываются факторы формирования Г.И.Дзасохова как публициста-просветителя и педагога, анализируются его выступления по общественным и педагогическим вопросам, коротко рассматриваются его литературные стаи,и.

Во второй главе "Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И. Дзасохова " говорится о его отношении к роли и значению передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев, рассматривается его критика просветительской политики правительства па Кавказе, всячески способствующая развитию на Кавказе сет духовных школ, сказано о его практических рекомендациях школьным учителям о рациональной постановке обучения детей в школах.

В третьей главе "Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова" анализируются его взгляды на организацию и постановку обучения горских детей в национальных школах. Большое место отводится в ней конкретным практическим шагам по коренному улучшению деятельности народных начальных школ и средних учебных заведений, определению содержания и характера в них образования, характеристике принципов и методов обучения.

В заключении даны общие выводы и резюмируются основные результаты исследования, приводится список литературы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ГЕрвсЙ ТХБЕе'Т. И.Дзасохов - активный участник демократического и педагогического движения на Северном Кавказе в конце XIX-началеXX вв."

раскрываются истоки общественной, просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Родился будущий видный педагог 14 августа 1880 года в селении Георгиевско-Осетинском, Кубанской области1. В 16-летнем возрасте Г.Дзасохов окончил местную церковно-приходскую школу, а в 1901 году - Ардонскую духовную семинарию, где по его выражению "не столько ценили способности молодых людей, сколько их смиренность и церковность"2. По окончании семинарии Г.Дзасохов поступил в Казанскую духовную академию (1901-1905 гг.), определившую его идейные позиции на всю последующую жизнь. В Казани он становится активным участником революционных студенческих кружков и попадает под полицейский надзор.

Будучи студыггом академии, Г.Дзасохов открыто высказывал недовольство существовавшими в ней порядками. Он публикует в "Волжском вестнике" "Открытое письмо инспектору академии", в котором пишет: "Высшую духовную школу Вы превратили в иезуитскую коллегию. Ваше место, мнлостливый государь не там, а в управлении сыскной полиции"3.

Вернувшись на родину в 1905 году, Г.Дзасохов начинает спою научно-педагогическую деятельность и показывает себя талантливым педагогом, выступает с многочисленными статьями в печати по вопросам школы, которые, но мнению историка В.Авие, "не проходят незамеченными для читающей публики"4. Вскоре Г.Дзасохов становится создателем и редактором первой социал-демократической газеты на Северном Кавказе "Искра", которая из-за своей революционной направленности была спешно разгромлена полицией, а он посажен в тюрьму, замененную ему впоследствии ссылкой в Астраханскую губернию.

Вся последующая деятельность Г.И.Дзасохова (до Февральской революции 1917 г.) проходит в учебных заведениях Азова, Ростова-на-Дону, Харькова, Курска и других городов России, в чьих печатных органах он публикует свои статьи и очерки, посвященные школьным проблемам, состоит членом научно-просветительских организаций, ведет просвепггельскую работу среди взрослого населения.

После 1917 года Г.Дзасохов возвращается в родное село Георгиевское, где заведует высшим начальным училищем, активно способствуя созданию и развитию подлинно-демократической школьной системы образования на Северном Кавказе. Став жертвой нападения контрреволюционных бандформирований на его родное село, 18 октября 1918 года, он скончался5.

Следуя педагогическому учению К.Д.Ушннского, Н.И.Пирогова и других

видных русских педагогов России, Г.И.Дзасохов до конца дней своих пропагандировал их идеи среди населения Северного Кавказа.

Г.И.Дзасохов, беззаветно любя свой народ, жил его чаяниями, ему чужды были узко националистические тенденции; поэтому в своих многочисленных выступлениях он критиковал тех, кто замыкался в своей национальной скорлупе, кто хотел ограничить мир духовных и материальных интересов своего народа рамками только своей нации. При этом он прекрасно понимал, что уровень народного образования является одним из важнейшие показателей культурного развития народа, настойчиво боролся за развитие просвещения. Особенно принципиальных позиций Г.Дзасохов придерживался в школьном вопросе, требуя от правительства развивать на Северном Кавказе народные демократические школы, распространить здесь грамопюсть населения на основе родного и русского языков.

Осваивая педагогическое наследие великих русских классиков педагогики и педагогов-просветителей кавказских народов, он особое предпочтение отдавал Коста Левановичу Хсгагурову, которого заслуженно называл "народным поэтом", "борцом за свободу", но и "выдающимся народшлм просветителем, на чьих произведениях воспитывались целые поколения горских народов"1"'.

Во второй главе "Вопросы организации школ и школьного образовании северокавказских пародов в педагогических трудах Г.И. Дзасохова" исследуются педагогические взгляды педагога-гуманиста на школу, образование и воспитание подрастающих поколений. В своей научно-просветительской деятельности Г.Дзасохов огромное значение придавал роли передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев. Подчеркивая эту мысль, он шкал: "Входа в общую семью народностей Ру сского государства, население Кавказа скорее воспримет блага завоевания человеческого ума"7.

Но было бы ошибочным полагать, что он слепо воспринимал этот исторический процесс. Г.Дзасохов, как и другие передовые люди Кавказа, четко различал две России: Россию крепостническую и Россию демократическую, характеризуемую именами ее передовых людей. Вот почему он ориентировал горцев на сближение с передовой демократической Россией, изучая и пропагандируя ее культуру.

Полемизируя с авторами, которые считали, что горцам присуща национальная обособленность, Г.Дзасохов пишет: "Нечего затемнять народное сознание толками о желании окраин якобы отделиться от русского государства. Автономия не есть отложение ог государства, а лишь необходимое средство для каждой напии к полному развитию"".

Г.И.Дзасохов критиковал правительственных чиновников на Северном Кавказе, которые, взявшись за попечение "маченьких народов", так мало делали для mix. Он писал: "Обиднее всего то, что именно такой райский утолок, как

Кавказ, и представляет из себя "'мерзость запустения"'.

В своих выступлениях, изобличая консерваторов-чиновников царской администрации па Кавказе, отмахивающихся от школьных нужд горцев ссылками на якобы их отрицательное отношение к образованию, он говорят, что '"судьба Кавказа в руках русского государства и кртыура европейская может сделаться достоянием населения Кавказа только через русскую школу"10.

Важной особенностью педагогической деятельности Г.И.Дзасохова является защита им гуманистической идеи общечеловеческого воспитания, которой он придавал первостепенное значение в становлении личности ребенка в семье и школе, по педагог не сбрасывал со счетов также и социальную среду".

Г'.И.Дзасохов был уверен в том, что основы воспитания в России находятся в совершенном разладе с господствующим направлением в обществе. Отстаивая эти идеи, он требовал от учебного ведомства общедоступности, всеобщности школ и усиления в них всесторонней общеобразовательной подготовки детей, счшая 'но обязательным элементом во всестороннем воспитании подрастающих поколений.

Понимая величайшее значение женщины в семье, в воспитании будущих поколений, ¡'.Дзасохов особое внимание уделял вопросам постановки женского образования в Кавказском крае. Он шкал о необходимости создания специальной гимназии для горянок Кавказского региона, одновременно ставя вопрос и об открытии для них высшего учебного заведения. Подчеркивая остроту и неотложность решения проблемы, он еще в 1905 году оптимистически утверждал: "Я верю в богатую высокими дарованиями натуру нашей женщины и думаю, что она при возможности развития удивит нас своим высоким полетом мысли и чувства»12.

Показывая несоответствие современного образования требованиям жизни, педагог высказывал ряд соображений относительно проводимых Министерством народного образования школьных реформ, призванных по его мысли, покончить с формализмом обучения и воспитания детей. Он хотел, чтобы школа не отставала от насущных потребностей общества, двигалась в ногу со временем, использовала достижения прогрессивной педагогической мысли как России, гак и Западных стран. "Между тем, - отмечал Г.Дзасохов, - она намного отставала от жизни н передового педагогического опыта, была суха, строга, мало давала жизненных знаний, но зато запрещала вводить новейшие методики преподавания"13.

Исходя из лучших побуждений о рациональной постановке школьного дела на Кавказе, Г.И.Дзасохов настаивал на проведении здесь разумных школьных реформ, но говорит об их непродуманнссти правительством России, поэтому настаивает на прекращении всяческого рода "экспериментов над многострадальной русской средней школой"ы .

Отмечая желательный тип школы для северокавказского населения, Г.И.Дзасохов требовал от учебного ведомства вместо церковноприходских школ, тормозящих умственное развитие детей, организовывать школы народные и гимназии, где бы каждый воспитанник "мог свободно выявлять свои природные

эд^тм и шпуягь нсрлальше средазе сфаэсеаниз^5.

Народная школа мыслилась педагогу школой, основанной на демократических началах, где бы происходило не элементарное обучение детей грамоте и счету, не вдалбливание религиозных догм, а осуществлялось умственное и нравственное их развитие. Он ратовал за то, чтобы такая школа была школой общедоступной, обязательной для всех и бессословной.

В третьем'! главе "Дидактические взгляды Г. И. Дзасохов а" приводятся высказывания ГЛ.Дзасохова о постановке обучения и образования в школах горских пародов Северного Кавказа.

В своих выступлениях Г.Дзасохов неоднократно указывал, что приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, воспитания, где развитие - конечная цель обучения, которое вкупе с воспитанием является условием и основой развития, имеющего свои уровни, линии и направления. Он же считал, что самым естественным и целесообразным методом обучения горских детей является тот метод, который предусматривает использовашге в обучении разнообразных способов изложения материала с применением широкой наглядности на основе родного языка, в особенности в период начального обучения.

Г.Дзасохов высоко ценил роль и значение живого слова, живой занимательной беседы и лекции, а также полезность различных форм самостоятельной деятельности, проявляющихся в творческой активности воспитанников и в педагогическом поиске по совершенствованию всей учебной работы в школе.

Для реализации этих задач Г.Дзасохов предлагал начинать обучение ребенка с родного (материнского языка), на котором тот привык говорить, думать, а затем переходить к русскому языку что, по мнению педагога, исключит механическое его зазубривание и, следовательно, "громадной потери драгоценного учебного времени"'16.

Ратуя за разумное использование в обучении родного и русского языков, он рекомендовал готовить для осуществления этой задачи необходимые педагогические кадры. Высоко оценивая роль материнского языка в первоначальном обучении горских детей, Г.И.Дзасохов па одном из учительских съездов Северного Кавказа говорил, что со смертью родного языка "инородцы должны умереть духовно, должны потерять свою народную личность"17.

Г.И.Дзасохов ратовал за укрепление связи школы с жизнью,

общественностью и семьей. Он находил "корень зла" духовной бедности учащихся "в удушливой атмосфере семейной жизни"15. Педагог-гуманист верил, что только с оздоровлением условий общественной и семенной жизни обновится и настроение молодежи. Из всего сказанного видно, что Г.Дзасохов своими публичными выступлениями как бы хотел обратить внимание широкой общественности па важность и неотложность решения проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания.

Г.И. Д засохов показал в теории и доказал на практике, что основной фигурой в школе является учитель, которого в воспитании детей не могут заменить никакие школьные программы, учебные планы и учебники. В условиях, когда творческая деятельность учителя сковывалась невежественными чиновниками учебно-духовного ведомства, когда за ним устанавливали полицейскую слежку и надзор, просветитель поднял голос в его защиту, пробуждал его самосознание и показал его неоценимую роль в жизни общества".

Назначение педагога, равно как и школы в целом, Г.Дзасохов видел, прежде всего, в том, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе гуманизма, любви к своем}' отечеству, чтобы каждый ребенок мог получить не только широкое образование, но и стать человеком, полезным для себя и общества. Что могло произойти, но мысли педагога, "если бы учителя употребили все усилия к тому для правильной и разумной постановки школьного дела среди населения"20.

Г.Дзасохов в творческом содружестве с Х.Уруймаговым, Г. Цаголовым, М.Гардановым и другими горскими просветителями, придерживался гуманистических позиций в общении с ребенком, рекомендовал педагогу проявлять к нему максимум уважения и любви, пробуждать в нем пытливость к знаниям и желание учиться. Он трактовал вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в духе идей общечеловеческого воспитания, желая тем самым сделать школу подлинно демократической и народной, отвечающей задачам всестороннего формирования детей.

120 лет прошло со дня рождения талантливого педагога, выдающегося просветителя северокавказских народов и оригинального литературного критика, оказавшего позитивное влияние па развитие общественно-педагогической мысли этих народов.

Будучи приверженцем бессмертных идей К.Д.Ушинского, Н.И. Пирогова и других видных русских педагогов, Г.И.Дзасохов творчески развивал эти идеи применительно к горской действительности. Он выступал в периодической печати с серией интересных статей, в которых высказывал свои гуманистичесгаш взгляды на школу и воспитание.

Эти выступления видного педагога являются важной составной частью

общественно-педагогической мысли северокавказских народов дореволюционного периода. Они отражают взгляды передового северокавказского учительства и, следовательно, представляют несомненный интерес и для истории культуры осетинского народа.

Научно-просветительская и педагогическая деятельность Г.И. Дзасохова имела важное значение для развития прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа в конце XIX - начале XX вв. На Северном Кавказе расширялась сеть народных, воскресных, министерских, женских и других школ, в которых так нуждались горцы.

В целом, в рассматриваемый период продолжала совершенствоваться вся система народного образования в Северокавказском регионе, и в особенности Осетии, открывались средние учебные заведения, хотя следует сказать, что этого еще было далеко недостаточно, чтобы удовлетворить школьные потребности горцев.

Веда борьбу с церковниками Осетии за развитие народных школ, Г.И.Дзасохов требовал от духовно-учебного ведомства учитывать особешюсти быта, языка, традиции и нравов горцев Кавказа, покончить с сословными пережитками в существующей системе образования.

Будучи выпускником духовной академии, Г.Дзасохов тем не менее своим педагогическим подвижническим трудом способствовал развитию грамотности, светского образования среди горцев Северного Кавказа, формированию их прогрессивно-общественно-духовного сознания. Изучение и анализ его педагогической деятельности показывают, что важнейшие проблем!,I, которые поднимала в конце XIX - начале XX веков прогрессивно-педагогическая мысль Запада и России, были предметом и в центре внимания и Г.И.Дзасохова.

Г.И.Дзасохов критиковал противоречивость школьной правительственной политики на Кавказе, выраженной в стремлении правительственных чиновников сделать приоритетным направлением здесь духовно-православное просвещение горцев. Е! своих выступлениях он осуждал порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, механистическую зубрежку, отрыв обучения от жизни и многое другое.

Важной особенностью педагогической деятельности Г.Дзасохова является защита им идеи общечеловеческого воспитания. Отстаивая эту идею, он требовал от учебного ведомства общедоступности, всеобщности и усиления всесторонней общеобразовательной подготовки детей и школах. Исключительно важное значение придавал он совершенствованию содержания и методов обучения.

Ему принадлежат также полезные педагогические рекомендации относительно обучения горских детей сначала на родном, а затем на русском языках, о назначении школы в обществе, о подборе и воспитании учительских кадров дтя национальных школ, о женском образовании.

Много внимания уделял Г.Дзасохов постановке гармонически развитой личности, гражданина-патриота своей страны и совершенствованию методов воспитания.

Г.И.Дзасохов также являлся одштм из видных осетинских профессиональных критиков. На высоком литературоведческом уровне он анализировал в своих литературно-критических статьях творчество А. Чехова, Л.Толстого, И.Тургенева, Н.Достоевского К.Хегагурова и других российских писателей.

Педагогические и просветительские идеи Г.И.Дзасохова носили прогрессивно демократический характер и потому сыграли важную роль в развитии общественно-педагогического движения на Северном Кавказе в конце XIX -начале XX веков.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И.Дзасохова: Монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 180 с.

2. Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГ'У, 2000. 11 с.

3. Григорий /Дзасохов о Коста Хетагуровг как прогрессивном деятеле: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 15 с.

4. Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских пародов is педагогических трудах Г.И.Дзасохова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 44 с.

5. Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова: Учебно-методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 48 с.

6. Григорий Дзасохов - видный педагог-просветитель кавказских народов //Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: материалы V Республиканской научно-теоретической конференции. 21-22 октября 1999 г. Карачаевок: КЧГТ1У, 1999. С70-73.

1 ЦГА РСО-Л. Ф. 102 (Учащиеся и учителя в революции 1905-191)7 гг) - оп 1 898. Д.З. Ч. 26 Л 4-16 ! ЦГА РСО-А. Ф.49 (Отдел народного образования исполнительного комитета Владикавказского округа в 1917-1920 гг.) - ол 1. Д 644. Л 1-14.

'Дзасохов ПИ. Открытое письмо инспектору академии //Волжский вестник, 1905, 13 ноября 4 Авне В. Памятные дни //Исторический вестник, 1911, 9 апреля 1 СОИГ СИ Ф.102 (Г.И.Дзасохов) - оп 1 Д.2. Л 8-10 " Дзасохов ПИ. Коста Хетагуров. Р-н-Д , 1909. С. 10

7 Дзасохов ПИ. О просвещении мусульманского населения //Терек, 1911, 15 февраля.

1 Дзасохов ПИ. Из\,ена//К:1збек, 1905, 8 ноября.

'Дзасохов ПИ. 71ело довольно скучное /'/Терек, 1910, 4 августа

10 Дзасохов Г И. О просвещении- мусульманскою населения //Терек, 1911, 15 февраля " ДзасоховГИ. Школа ижизньЛТСаюек, 1905, 15 ноября. Дзасохов Г И О -л:: не ком образовании в Осетии//Казбек, 1905, 20 июня

13 Дзасохов ГИК вопросу о реформе средней школы //Терек, 1915, 6 декабря.

14 Дзасохов ГИ К ролросу о реформе средней школы //Терек, 1915, б декабря

15 Дзасохов Г.И К вопросу о переводе Ард энской семинарии во Владикавказ /'Казбек, 1905, 28 июля

16 Дзасохов ГИ. О просвещении инородцев //Терек, 1912, 12 июня.

17 Дзасохов ГИ. Образовательное и воспитательное значение отечественного языка //Антология педагогической мысли Северной Осетии -'Сост Э К.Каргнев. С РЧеджемов, Владикавказ, 1993. С 298

18 Дзасохов ГИ. Школа и жизнь //'Донская волна, 1913, 3 марта

19 Дзасохов Г И. Дне зник педагога/7Г Дзасохов Статьи почерки Орджоникидзе, 1970 С. 165-202.

13 Дзасохов Г И. К вопросу о кандидате на должность наблюдателя начальных школ //"Казбек, 1905. -4 августа

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Блейх, Надежда Оскаровна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Г.И.ДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

1.1. Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце XIX - начале XX в.

1.2. Жизненный путь просветителя - педагога и общественного деятеля

1.3. Первые выступления Г.И.Дзасохова в печати по педагогическим и общественным вопросам.

1.4. Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях 1905-1907 гг.

1.5. Литературно-публицистические статьи педагога.

1.6. Г. Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле.

ГЛАВА II. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В ПЕ -ДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ Г.И.ДЗАСОХОВА.

2.1. Г. Дзасохов о роли и значении передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев.

2.2. Критика Г.Дзасоховым просветительской политики правительства на Кавказе и сословно-классовой и духовной школ.

2.3. Выступления Г.Дзасохова против ранней специализации образования и защиты им идеи общественного воспитания.

2.4. Воззрения Г. Дзасохова на проблему национальной народной школы.

2.5. Вопросы женского образования в творчестве Г.Дзасохова.

2.6. Г.Дзасохов о насущных задачах реформирования школы.

2.7. Взгляд Г.Дзасохова на желательный тип школы и систему образования для горских народов Северного Кавказа.

ГЛАВА III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г.И.ДЗАСОХОВА.

3.1. Дидактические положения Г.Дзасохова.

3.2. Г.Дзасохов о совершенствовании форм и методов обучения.

3.3. Воззрения Г.Дзасохова на роль двуязычия (русского и родного языков) в обучении горских детей.

3.4. Взгляд Г.Дзасохова на проблему учебника.

3.5. Высказывания Г.Дзасохова о связи школы с жизнью, с семейным воспитанием.

3.6. Выступления Г.Дзасохова по проблеме педагога.

3.7. Творческое содружество Г.Дзасохова с видными прогрессивными педагогами Северного Кавказа.

3.8. Вклад Г.И.Дзасохова в современную педагогику.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова"

Актуальность исследования. Знаменем нашего времени является духовное обновление общества, повышение его культуры, определенный дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история - это память человечества, ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования, и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.

Это важно, прежде всего, потому, что в период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества.

С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными неременами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.

Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии кавказоведения и просвещения в крае принадлежала русской науке в лице ее передовых ученых-кавказоведов, к которым следует отнести историков: Н.Ф. Дубровина, Н.И.Надеждина, М.М.Ковалевского; этнографов и языковедов: П.К. Ус-лара, В.Ф.Миллера, Ф.И.Леонтовича, а также видных русских педагогов-кавказоведов: Д.Д. Семенова, Я.М. Неверова, Л.Н. Модзалевского и того же П.К.Услара.

Достижения современной северокавказской школы являются результатом развития педагогической мысли и образовательно-воспитательного опыта народов нашей страны и, в частности, самих северокавказских народов.

Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было появление среди горцев этого региона своей народной интеллигенции, наиболее видные представители которой обучались в российских учебных заведениях и формировались под влиянием освободительного движения и передовой русской культуры; одним из ярких представителей передовой горской интеллигенции был и Г.И.Дзасохов (1880 -1918 гг.).

Общественно-политические взгляды и революционная деятельность Г.И.Дзасохова изучены достаточно хорошо. Что касается его просвети-тельско-педагогического наследия как наследия видного педагога горских народов конца XIX и начала XX веков, то оно до сих пор не подвергалось специальному исследованию.

Первые отзывы об общественно-политической деятельности Г.И. Дзасохова относятся к 1926 году, когда в московском журнале «Новый Восток» появилась статья В.Апухнина «Революционное движение 1905 года среди горцев Северного Кавказа», в том же году имя Дзасохова упоминается в сборнике документов «1905 год на Северном Кавказе», изданном совместно в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В этом сборнике дается высокая оценка общественно-политической и публицистической деятельности Г.И.Дзасохова.

Попытку же рассмотреть просветительско-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова в самых общих чертах предпринял профессор М.С.Тотоев в работе «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии» (Орджоникидзе, 1962). Но в ней этому вопросу посвящен лишь один небольшой параграф.

Важной источниковой базой для решения проблемы нашего исследования является сборник статей и очерков Г.И.Дзасохова, выпущенный в издательстве «ИР» Северной Осетии в 1970 году под редакцией Х.С.Булацева, что дает нам возможность проанализировать и привести в систему педагогические воззрения педагога-просветителя. При этом автор указанного сборника не ставил своей целью сделать предметом исследования просветительско-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Частично вопросы, касающиеся педагогическо-просветительской деятельности Г.Дзасохова, затронуты в докторской диссертации профессора Е.Е.Хатаева «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. - 1917 г.) (М., 1996), в которой в рамках одного параграфа дана краткая характеристика педагогической деятельности педагога-публициста.

Вышеприведенные статьи и очерки М.С.Тотоева, Х.С.Булацева, Е.Е.Хатаева не решают проблему научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Анализ указанных трудов показывает, что их авторы не ставили своей задачей раскрытие педагогических воззрений Г.И.Дзасохова, который являлся одним из крупных и талантливых педагогов северокавказских народов, и несмотря на это до сих пор в Северной Осетии о нем нет защищенных диссертаций, нет и опубликованных монографий, в которых так или иначе бы была раскрыта его разносторонняя научно-публицистическая и просветительско-педагогическая деятельность. Вне поля зрения исследователей остаются педагогические воззрения Г.И.Дзасохова, его общепедагогические и дидактические положения, не выявлены его творческие контакты с северокавказскими просветителями по созданию народных школ для детей горцев и не обозначен его вклад в дело воспитания и образования северокавказских народов. Все вышеизложенное и побудило нас избрать темой исследования «Научно-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова».

Педагогическое наследие Г.И.Дзасохова многогранно. Будучи видным просветителем прогрессивной северокавказской интеллигенции начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.

В своих публицистических выступлениях Г.И.Дзасохов отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению Г.Дзасохова, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.

Педагогические воззрения Г.И.Дзасохова адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием по ней монографий или учебных пособий. Григорий Иванович Дзасохов был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, и внес в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования. Никто до настоящего времени не пытался систематизировать его научно-педагогическую биографию и педагогические воззрения полномасштабно. Эти вопросы требуют своего научного подхода и неотложного решения.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.

Проблема исследования - особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов Северокавказского региона в конце XIX начале XX вв. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность просветительской политики царского правительства, проводимой им на Северном Кавказе;

- показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.Дзасохова и проанализировать его взгляды на роль и назначение народной школы;

- произвести анализ педагогической публицистики Г.И.Дзасохова;

- на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-просветительскую значимость выводов и положений диссертации для современной северокавказской народной школы и практики вузовского обучения.

Методологические основы диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, учение о диалектике и принципе историзма, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого. Автор исходит из того принципа, что при оценке духовного наследия недопустимо какое бы то ни было перечеркивание исторического прошлого и заслуг осетинского народа.

В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ архивных источников;

- теоретический анализ историко-педагогических, историко-этнографических, философских, литературных трудов до и послереволюционных авторов о культуре и просвещении народов Северного Кавказа;

- изучение и теоретический анализ учебных планов и программ дореволюционных церковно-приходских школ и гимназий Северного Кавказа;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы и педагогической мысли народов Северной Осетии.

Основными источниками исследования являются:

- архивные материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды 11, 12, 19, 102), Центрального архива республики Северная Осетия-Алания (фонды 49, 102, 150, 802). В них отображается научно-публицистическая и педагогическая деятельность Г.И. Дзасохова, его участие в общественно-политическом и педагогическом движении и революциях 1905 и 1917 гг. Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые;

- педагогические и другие периодические издания России и Кавказа дореволюционной поры об истории школы и педагогической мысли горских народов;

- учебники, учебные планы и программы школ дореволюционной Северной Осетии;

- печатные труды по истории педагогики, диссертационные исследования, посвященные проблемам истории генезиса и развития народного образования Северной Осетии и Северного Кавказа;

- очерки и статьи Г.И.Дзасохова.

Организация и этапы исследования:

1. 1997 1998 гг. - предварительное ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.

2. 1998-1999 гг. - определение методологии, методов, задач, источ-никовой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках.

3. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей и историко-педагогических пособий по результатам исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.И.Дзасохова стали влияние прогрессивной русской культуры и педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX веков.

- Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.И. Дзасохова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.

- В своей деятельности Г.И.Дзасохов, как педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа.

- В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.И. Дзасохов изобличал произвол, учиняемый чиновниками Кавказской администрации и учебно-духовного ведомства над простыми тружениками, народными учителями.

- Г.И. Дзасохов настаивал на необходимости создания для горцев подлинно демократической системы школьного образования, в которой преподавание предметов велось бы на родном и русском языках. Педагог-гуманист выступал против оторванности школы от жизни, от народа. Он был за внедрение в практику активных методов обучения.

- В своих педагогических статьях и очерках Г.И.Дзасохов писал о засилье духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы священнослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении.

- Г.И.Дзасохов писал о тяге горцев к свету, образованию, но вместе с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших прогрессивному развитию горцев.

- Г.И.Дзасохов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев и была на страже интересов имущих граждан.

- Для начального периода обучения горских народов Г.И. Дзасохов намечал широкую общеобразовательную программу, предусматривающую изучение горцами родного и русского языков, арифметики, истории, письмоводства, педагогики, греческого и иностранных языков. Важнейшим условием успешности школьного обучения Г.И.Дзасохов считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обобщенные и систематизированные понятия, идеи, характеризующие научно-педагогическую биографию Г.И. Дзасохова расширяют и углубляют наши представления и знания о прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX -начала XX вв.

В диссертационной работе раскрыты прогрессивно-педагогические взгляды Г.И.Дзасохова на школу и просвещение многонационального Северокавказского региона в рассматриваемый период.

В работе проанализирована педагогическая публицистика Г.И. Дзасохова, исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания подрастающих поколений, определяющие факторы всестороннего их формирования.

Обобщены взгляды педагога-публициста на систему школьного образования, его высказывания о желательных типах учебных заведений для горских народов Северного Кавказа.

В диссертационной работе охарактеризованы средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в школе, выявлен вклад Г.И. Дзасохова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы, способствующие устранению пробелов в педагогической биографии Г.И. Дзасохова.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, при чтении спецкурсов по истории школы и педагогической мысли северокавказских народов, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы студентами при написании ими курсовых и дипломных работ. Они расширяют наши представления об истории просвещения и педагогической мысли народов дореволюционного Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой источ-никовой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.

Апробация и внедрение в практику осуществлялось по мере подготовки и издания материалов исследования в печати. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии «Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в учебно-методических пособиях: «Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Г.И.Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова» (Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000); в статье Григорий Дзасохов - видный педагог-просветитель кавказских народов» (Карачаевск, 1999), используемых студентами при изучении ими спецкурса «Просветители горских народов XIX - начала XX в.», а также учителями общеобразовательных школ.

Результаты исследования регулярно обсуждались на межвузовских и региональных конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах.

ГЛАВА К Г. И. ДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационному исследованию «Научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И. Дзасохова», отметим, что богатейшее творческое наследие педагога представлено целым рядом блистательных публикаций, статей, педагогических трудов, литературно-критических исследований. Творческий путь Г.И. Дзасохова свидетельствует о том, что его публицистическое наследие Ф изучено неплохо, но остаются неисследованными его научнопедагогическая деятельность и педагогические воззрения, отражающие демократические тенденции прогрессивной педагогической мысли Запада и России конца XIX - начала XX столетий.

Г.И.Дзасохов являлся передовым общественным деятелем, вы-^ дающимся педагогом, видным просветителем северокавказских народов рассматриваемого периода и оригинальным литературным критиком, ф оказавшим позитивное влияние на развитие общественнопедагогической мысли этих народов.

Его воззрения по вопросам развития национальной школы являются составной частью общественной мысли Северной Осетии в дореволюционный период. Они определяют лицо передового учительства и, следовательно, представляют несомненный интерес для истории культуры осетинского народа.

Руководствуясь передовыми идеями и опытом российских педагогов

К.Д.Ушинского, Н.Пирогова и других), Г.Дзасохов до конца своей жизни боролся за практическое претворение их учения в жизнь. В публицистике он начал эту борьбу с 1904 года со статьи «Образовательное и воспитательное значение отечественного языка», а в практической ш работе — с первого своего урока во Владикавказском реальном училище.

Г.И.Дзасохов говорил о просветительской политике царизма, заостряя внимание на отрицательных аспектах ее проведения, особо выделял ее антинародную сущность, заключающуюся в насильственной русификации, игнорировании родных языков, которые он называл «руслом, самой природой созданными». Он подверг критике представителей учебно-духовного ведомства Кавказа за проводимую ими политику ущемления горских языков и насильственное привитие русского языка и нежелание понять их роль и место в системе народного просвещения горцев. Обращая внимание на постановку образования, педагог осуждал учебные программы духовных школ как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Он считал, что поскольку эти учебные заведения далеки от народа, то они должны быть реорганизованы в министерские. Также осуждал педагог сословность и классовость образования, отстаивая его всеобщность и доступность для всех детей, независимо от достатка их родителей. Но все же выявленные недостатки просветительской политики на Кавказе Дзасоховым и другими видными представителями осетинской интеллигенции не умаляли той прогрессивной роли в развитии народного образования, которые она сыграла.

Рассматривая литературно-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова, можно наблюдать, как он широко и со знанием дела пользовался художественнЕ»1ми образами русской литературы, богатым арсеналом ее лучших достижений. Пройдя школу передовой русской журналистики, первый осетинский профессиональный критик смог творчески воспринять и достижения прогрессивной осетинской литературы, представленной прежде всего публикациями Коста Хетагурова. Именно Г.И.Дзасохову первому принадлежит честь издания книги о Хетагурове и именно он был первым из осетинской интеллигенции, кто с таким проникновением осмыслил в то время поэтический подвиг народного певца и более чем за полвека вперед предопределил ему в будущей осе-р тинской литературе «самое почетное место».

Важной особенностью педагогической деятельности Г.Дзасохова является защита им идеи общественного воспитания, которой он придавал главенствующее значение. Однако он не сбрасывал со счетов и социальную среду.

Григорий Иванович также был против того, чтобы вместе со средним школьным образованием выдавалось свидетельство о полученной

• профессии.

Григорий Иванович Дзасохов предлагал правительству свой план устройства национальных школ, осуждал схоластику и догматизм в обучении. Он считал, что горские школы должны быть доступными для всех желающих. Они должны быть общеобразовательными. Основное , внимание в них следует уделить изучению первоначально материнского, а затем и русского языков, так как посредством родного языка можно раскрыть способности, талант и предрасположенность человека к будущей деятельности. Не менее актуальны и его воззрения относительно остальных языков, преподаваемых в школах. Например, педагог рекомендует изучать из древних языков латинский, а из иностранных -немецкий или французский. Так, педагог, опережая время, определил постановку учебно-воспитательного процесса в национальных школах, отмечаемую в наши дни.

Понимая величайшее значение женщины в семье, в воспитании будущих поколений, Г.И.Дзасохов особое внимание уделял вопросам постановки женского образования в Кавказском крае. Он писал о необходимости создания специальной гимназии для горянок Кавказского региона, одновременно ставя вопрос и об открытии для них высшего ф учебного заведения.

Показывая несоответствие современного образования требованиям жизни, педагог высказывал ряд соображений относительно школьных реформ, призванных по его мысли, покончить с формализмом обучения и воспитания детей. Он хотел, чтобы школа не отставала от насущных потребностей общества, двигалась в ногу со временем, использовала достижения прогрессивной педагогической мысли как России, так и Западных стран. Г.И.Дзасохов призывает Министерство народного просвещения не останавливаться на полпути, а провести намеченные реформы до конца.

Вместе с другими представителями передовой горской интеллигенции и прогрессивной русской науки на Кавказе Г.И.Дзасохов выступал за светское начало в школьном деле. Он требовал от учебного ведомства вместо миссионерских семинарий, являвшихся анахронизмом и тормозящих умственное развитие народа, организовывать «народные осетинские гимназии», где бы каждый воспитанник мог свободно выявлять свои природные задатки и получать нормальное среднее образование.

Народная школа мыслилась педагогу основанной на демократических началах, где бы происходило не элементарное обучение грамоте и счету, не вдалбливание религиозно-монархических догм, а умственное развитие и понимание окружающего мира, общественных отношений должны статье ее целью. Народная школа должна подготавливать учащихся к самостоятельной разумной жизни и деятельности. Педагог ратовал за то, чтобы такая школа стала не только общедоступной, но и обязательной для всех без исключения сословий.

В своих выступлениях Г.И.Дзасохов указывал, что приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, воспитания, где развитие - конечная цель обучения, которое вкупе с воспитанием является условием и основой развития, имеющего свои уровни, линии и направления. Сам же педагог считал, что самым естественным и целесообразным методом при обучении кавказских детей является такой метод, который опирается на наглядность и устность преподавания, но при этом пользуется систематическим содействием и родной речи учащихся. Он ценил полезность различных форм самостоятельной деятельности, проявляющихся в творческой активности воспитанников и в педагогическом поиске по улучшению методов преподавания на уроках педагогов.

Григорий Иванович был противником такой политики Министерства народного просвещения, при которой насильно насаждалось обучение русскому языку, как языку государственному, и совершенно игнорировались родные языки горцев. Он решительно протестовал против того, что всюду в инородческих школах постепенно изгонялся "их родной язык'1. Что касается качества знаний детей по русскому языку и другим предметам, то оно оставляло желать лучшего. Причину этого педагог видел в неправильной постановке образования и обучения родному и русскому языкам.

Просветитель понимал, что пробуждение умственных сил ребенка, развитие его мыслительной способности, его сообразительность есть не только само по себе благо, но и необходимейшее условие успешности обучения предметам школьного курса. Л это пробуждение и развитие возможны только тогда, когда в начальной школе обучение происходит на родном языке. Г.И.Дзасохов отмечал, что родная грамота не только составляет насущную необходимость для населения, но и крайне облегчает усвоение русского алфавита.

Педагог был за правильную постановку обучения родному и русскому языкам. Понимая, что родной язык и литература представляют собой богатейшую сокровищницу, куда многие поколения сложили лучшие произведения народного ума, величайшие и самые благородные проявления своего сердца и берегут ее, как зеницу ока, призывал учащихся изучать территорию своей родины, язык и литературу, сердцем и душою срастаться с настоящим и прошлым своего народа, становясь подлинно духовным сыном.

Г.И.Дзасохову также принадлежат весьма ценные высказывания по поводу правильности оформления учебника, ставшего в наши дни основным учебным пособием в школах. Они заключались в строгой научности изложения материала, тесной связи содержания с жизнью, систематичности и последовательности изложения с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся, простого стиля изложения, доступного для школьников и оптимального объема учебника, определяемого особенностями учебного предмета и возрастом учащихся.

Анализируя учебно-воспитательный процесс, Г.И.Дзасохов останавливался на усилении связи обучения с жизнью, с семейным воспитанием, находя «корень зла» духовной бедности учащихся «в удушливой атмосфере семейной жизни». Педагог свято верил, что «только с оздоровлением условий общественной и семейной жизни обновится и настроение молодежи».

Г.И.Дзасохов доказал в теории и показал на практике, что главная роль в школе принадлежит учителю, которого не могут заменить никакие программы, учебные планы и учебники. В крайне неблагоприятных условиях своего времени, когда над учителем возвышалась целая иерархия невежественных чиновников и попов, ведших полицейскую слежку за школой, просветитель выступал в защиту прав педагогов, пробуждая их самосознание, показывал величие учительской деятельности, неоценимую пользу ее для общественного прогресса.

Назначение педагогов, равно как и школы в целом, Дзасохов видел прежде всего в том, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своему отечеству, чтобы каждый ребенок мог получить не только возможно широкое образование, но и стать человеком, подготовленным к самостоятельной жизни и активной общественно-полезной деятельности.

Г.И.Дзасохов в творческом содружестве с другими горскими просветителями, придерживаясь гуманных позиций в общении с ребенком, рекомендовал педагогу проявлять к нему максимум уважения и любви, пробуждать в нем пытливость к знаниям и желание учиться. Он трактовал вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в духе идей общечеловеческого воспитания. Тем самым хотел сделать школу подлинно демократической и народной, отвечающей задачам всестороннего формирования детбй.

Идеи Дзасохова и других видных мыслителей Северного Кавказа о наилучшем устройстве народного образования в крае не прошли бесследно. Под влиянием общественно-педагогического движения передовой кавказской интеллигенции начала XX века стал складываться наиболее приемлемый тип общественной школы с общечеловеческим направлением, отвергавшим узкий сословно-прикладной характер казенной школы и поддерживающий гуманность добрых человеческих отношений между учителями и учениками. Такой школы, которая должна была устранить недостатки существующей системы народного образования и направить его в нужное русло во имя приобщения кавказцев к мировой цивилизации.

Таким образом, педагогические идеи Г.И.Дзасохова носят прогрессивно-демократический характер. Многие дидактические принципы, рассматриваемые педагогом-гуманистом, не утратили своей актуальности и в современное нам время. Его воззрения сыграли важную роль в развитии общественно-педагогического движения на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX веков.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Блейх, Надежда Оскаровна, Владикавказ

1. Абаев В.Д. Из истории Юго-Осетии в первой русской революции 1905-1907 гг. /Сборник трудов к 50-летию революции 1905-1907 гг. Тбилиси, 1956. С.83.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до революции 60-к годов) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. С.7-26.

3. Антология педагогической мысли России. Вторая половина XIX -начала XX вв. /Сост. П.А.Лебедев. М., 1990. С. 5 1 12.

4. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987.

5. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К. Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ, 1993. 415 с.

6. Ардасенов Н.М. Революционное народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987. С.З 14.

7. Аристова Т. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С.7-8.

8. Бекоева Т А. П.К.Услар о цивилизаторской миссии на Кавказе //Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. Владикавказ, 2000. С.З 1-46.

9. Бекоева Т А. Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара. Владикавказ, 2000. 210 с.

10. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975. С.3-1 I.

11. Булацев С.Х. Гиго Дзасохов публицист-революционер. Орджоникидзе, 1982. 126 с.

12. Булацев Х.С. Осетинский публицист-революционер. Автореф. канд. дис. Л., 1967. С. 16.

13. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) //Материалы по истории Осетии: Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942. С.10-1 1.

14. Гаджиев A.C. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964. С. 14.

15. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами Кавказа //Гассиев А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С.236-237.

16. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. СЛ.

17. Герцен А.И. Собр. соч. Т.7. М., 1956. С.198.

18. Гиго Дзасохов. Статьи и очерки /Сост. X.Булацев. Орджоникидзе, 1970. 305 с.

19. Гогебашвили Я.С. Как улучшить кавказскую народную школу //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. С.201 207.

20. Гогебашвили Я.С. О воспитании человека-патриота //Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. С. 207 301.

21. Горький М. О литературе. М., 1955. С .42.

22. Джанаев А.К. Народы Терека в российской революции 1905-1907 гг. Орджоникидзе, 1988. С.179 191.

23. Джигкаев Ш.Ф. Осетинская литература. Орджоникидзе, 1980. С.З.

24. Джусоев А.Н. Коста Хетагуров. Сталинири, 1955. С.4 7.

25. Дзасохов Г.И. Коста Хетагуров. Р-н-Д., 1909. 45 с.

26. Дзасохов Г.И. К вопросу о письменных работах в женских гимназиях. Харьков, 1915. 15 с.

27. Дзасохов Г.И. Русское общество в произведениях Антона Чехова. Пятигорск, 1910. 12 с.

28. Добролюбов H.A. Полн. собр. соч.: в 8 т. М., 1936. Т.З. С.254.

29. Зангиев Х.М. Ардонская семинария. Орджоникидзе, 1965. С.39.

30. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000. С. N6.

31. Ильминский Н И. Беседы о народной школе //Избр. места из сочинений. М., 1993. С.50, 74-75.

32. Ильминский Н И. Об образовании инородцев //Антология педагогической мысли России. Вторая половина XIX начало XX вв. М., 1990. С.163 - 169.

33. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней, в 2 т. Орджоникидзе. Т. 1. 1987. 529 с.

34. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С.29.

35. Краснов A.B. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С.8.

36. Кочисов. В.К., Чеджемов С.Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ, 1995.

37. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии, история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

38. Культура и быт народов Северного Кавказа /Под ред. В.К. Гарда-нова. М., \96&. С. 276.

39. Лайпанов К.Т. Борьба большевиков за победу Советской власти в Карачае и Черкесии. Черкесск, 1962. С.53.

40. Ленин В.И. О воспитании и образовании //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)/Сост. С.Ф.Егоров. М., 1986. С.314-315.

41. Ленин В.И. Развитие капитализма в России //Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.З. С.595-596.

42. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.23. С. 127.

43. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.36. С.420.44