Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Опалева, Ираида Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Пермь
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Опалева, Ираида Витальевна, 2001 год

Введение

Глава 1. Теоретические основы принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста

1.1. Образование как проблема изучения

1.2. Теоретико-методологическое обоснование проблемы реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей

1.3. Выразительный образ как основа художественного творчества детей

1.4. Концептуальные подходы к реализации преемственности в непрерывном художественном образовании детей

Глава 2. Реализация принципа преемственности в системе непрерывного художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

2.1. Характеристика проблемы преемственности в массовой практике художественного образования детей

2.2. Условия реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы Заключение

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей"

В связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность в непрерывном художественном образовании детей приобретает особую актуальность.

В настоящее время у некоторой части молодежи наблюдается низкий уровень художественной культуры, который проявляется в утрате преемственности в передаче культурного опыта поколений, отсутствии эмоционально-ценностной культуры. Как следствие, усиливаются негативные явления: пассивность, рост правонарушений, жестокость, разочарование, неуверенность в себе, неадекватная оценка происходящего, неудовлетворенность профессиональным выбором, невозможность раскрыть свой личностный потенциал, самореализоваться и т.п.

Ряд исследователей (Б.М.Неменский, Л.Н.Алексеева, Б.П.Юсов и др.) высказывают тревогу по поводу того, что образовательные учреждения развивают молодое поколение односторонне, игнорируя художественную форму познания мира, что приводит к искажению психики детей, эстетических критериев собственного отношения к жизни, поступков. Именно художественное познание придает образованию гуманистический характер, способствует самореализации ребенка. Богатый мир ассоциаций, эмоционально-ценностные критерии необходимы каждому человеку, какова бы ни была его профессия. Воссоединение интеллектуального и эмоционального начала в человеке возможно только в художественном творчестве.

Особую актуальность проблема преемственности приобретает в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольник и младший школьник уникален по своей природе в силу повышенной пластичности нервной системы, эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, непосредственности, предрасположенности к эмоционально-ценностным аспектам деятельности. Эмоционально-ценностный, духовно-нравственный, художественный опыт, полученный ребенком в процессе художественного образования, может стать базовой основой мировосприятия, художественной культуры, творчества, созидания себя в жизни.

Недооценка принципа преемственности в художественном компоненте образования на ранних этапах развития ребенка впоследствии может привести не только к низкому уровню художественной предпочтительности, но и к вакууму духовности.

Проблема преемственности достаточно полно разработана в педагогической науке.

Идея преемственности в обучении нашла отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: Я.А.Коменского, Ф.А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.

Изучению вопросов, связанных с преемственностью в содержании, методах, организационных формах обучения, условиях ее обеспечения в различных звеньях системы образования посвящены диссертационные исследования H.J1. Гребенниковой, С.В. Исупова, Н.А. Цирулина и др.

Преемственность как педагогическая составляющая умственного, трудового, физического, нравственного, эстетического воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К.Шур, И.Н.Зеленова, О.С.Богдановой, Л.И.Катаевой, A.M.Низовой и др.

Значительное число работ посвящено преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Отдельные аспекты преемственности в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом воспитании старших дошкольников и младших школьников рассматриваются в работах Л.П.Дашковской, Г.И.Григоренко, О.В.Ткаченко, Н.М.Трофимовой, Я.Ф.Энци, В.Д. Лысенко и др.

Многие исследования данного направления обсуждают проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по линии гармонического развития дошкольников (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Л.И.Божович, Л.С.Славина и др.), так и по линии формирования специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые входят в учебный план начальных классов школы (Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман, Т.Д.Рихтерман и др.).

При несомненной научной важности этих исследований степень разработанности дисциплин художественного цикла, которые присутствуют в дошкольном и начальном школьном звене, является недостаточно изученной. Мы обнаружили рассогласованность на теоретическом уровне: недостаточно подвергается исследованию идея реализации принципа преемственности в гуманистическом аспекте. Процесс образования ребенка прежде всего индивидуальный, обращенный к его внутреннему миру и реализующийся в нем. В художественном творчестве ни на теоретическом, ни на практическом уровнях не разработаны эмоционально-ценностные технологии, которые отвечают возрастным интересам и потребностям детей и выполняют развивающую функцию.

Анализ изученной литературы и практики позволил выделить ряд противоречий: между имеющейся в педагогической науке теоретической базой решения проблемы преемственности в непрерывном образовании и недостаточной разработанностью вопросов реализации принципа преемственности в контексте художественного образования детей; между хорошо разработанными методологическими основами необходимости художественного образования детей младших возрастных групп и недостаточной изученностью в теории художественного образования эмоционально-ценностных технологий;

- между возрастными потребностями детей дошкольного и младшего школьного возраста самореализоваться в изобразительном творчестве через выразительный образ и недостаточной разработанностью эмоционально-ценностных технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей.

Все это доказывает актуальность избранной темы исследования: "Педагогические аспекты реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей".

Цель исследования: Разработать и апробировать программу эмоционально-ценностных технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект исследования: непрерывное художественное образование детей.

Предмет исследования: принцип преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: реализация принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста возможна, если: взять за основу выразительный образ, адекватный возрастным интересам и потребностям детей; концентрично расширять эмоционально-ценностный, содержательный и исполнительский опыт ребенка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, то есть реализовывать принцип преемственности в художественном образовании детей;

- использовать игровое сюжетосложение как источник обогащения детских замыслов;

- учитывать объективность перехода игры в учебную деятельность;

- педагог владеет единством рационального и образного мировосприятия.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в массовой практике непрерывного художественного образования детей.

2. Обосновать концепцию реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей.

3. Раскрыть структуру, сущностные характеристики и оценки уровней сформированности у детей выразительного образа как основы эмоционально-ценностных технологий.

4. Внедрить и апробировать эмоционально-ценностные технологи самореализации ребенка в художественном творчестве.

5. Разработать программу реализации принципа преемственности непрерывного художественного образования детей дошкольного и начального школьного звена.

Методологическая основа определялась положениями Г.В.Гегеля, И.Канта, С.И.Гессена и др., рассматривающих образование человека как непрерывный процесс, как закон воспитания, как совокупность объективно взаимосвязанных стадий, составляющих непрерывное образование; работами отечественных философов и педагогов О.В.Долженко, Б.Т.Лихачева, М.В.Кларина и др., ориентирующихся на самореализацию человека в образовании, на отношение к самообразованию с точки зрения возможностей раннего духовного развития человека, также гуманистическое представление И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, О.С.Газмана и др. о человеке как существе природном (биологическом), социальном (культурном) и духовном (свободном, самосущем) при приоритетности последнего.

Эмоционально-образное отражение мира рассматривается как основа гуманистически направленного, содержательно и технологически обеспеченного процесса самореализации ребенка в художествнном творчестве (Б.М.Неменский, Л.Н.Алексеева, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова и др.).

Теоретической основой исследования явились: общетеоретические направления о сущности образования в исследованиях Б.П.Есипова, Б.Т.Лихачева, В.И.Логиновой, И.Т.Огородникова, П.И.Пидкасистого, И.П.Подласого, О.С.Газмана, С.И.Гессена, О.В.Долженко и др.

- теоретические положения о сущности преемственности, содержащиеся в работах В.В.Беляева, Г.М.Нохрина, Н.А.Березовина, Я.Л.Коломинского, Н.Ф.Виноградовой, Е.И.Кокоина, Е.А.Панько и др. психологический аспект преемственности в непрерывном образовании представлен исследованиями Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,, Я.З.Неверович, Е.И.Игнатьева и др. гуманистический аспект образования, представленный в исследованиях Л.П.Стрелковой, В.А.Пономаренко, Б.Т.Лихачева, М.М.Макарцевой, А.Н.Утехиной, И.А.Колесниковой, В.А.Караковского, М.В.Кларина, М.Н.Берулавы и др. сущность художественного образования в процессе создания выразительного образа в изобразительном творчестве, рассматриваемая в работах Б.М.Неменского, Б.М.Теплова, Л.Н.Алексеевой, Б.П.Юсова, Г.Г.Григорьевой, Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной и др. Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; продуктов педагогической деятельности по организации художественного образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, моделирование, изучение продуктов детского творчества; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в идее гуманистического целостного развития личности в единстве интеллектуального и эмоционального; разработке концепции, обеспечившей реализацию принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе эмоционально-ценностных технологий; в воплощении выразительного образа благодаря принципу воссоединения и слияния разнообразных видов деятельности, которые отвечают возрастным интересам и потребностям ребенка и выполняют развивающую функцию. Обоснованы критерии, показатели и уровни изобразительного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается:

- во внедрении концепции непрерывного художественного образования, обеспечившей реализацию принципа преемственности на основе эмоционально-ценностных технологий, опирающихся на интересы и потребности ребенка в изобразительном творчестве;

- в разработке и апробации программы непрерывного художественного образования детей с 3-х до 8 лет, основанной на эмоционально-ценностном, содержательном и исполнительском обогащении ребенка;

- в распространении опыта работы по непрерывному художественному образованию в целях подготовки и переподготовки педагогических кадров институтов повышения квалификации;

Достоверность исследования обусловлена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением совокупности взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, их адекватности логике и задачам исследования; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и перенесением эмоционально-ценностной технологии в новые педагогические условия; длительным характером исследования, проводившегося с 1991 по 2001 годы; достаточным количеством участников эксперимента (более 550 человек).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы дошкольных образовательных учреждений №№54,29, общеобразовательных школ №№6, 13 г. Глазова, путем публикаций материалов исследования и выступлений на конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное образование - это гуманистически направленный, содержательно и технологически обеспеченный процесс самореализации ребенка младших возрастных групп в художественном творчестве.

2. Непрерывное художественное образование - часть целостного, гуманистически направленного процесса непрерывного образования ребенка.

3. Непрерывное художественное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть.

4. Принцип преемственности в художественном образовании является субъективным отражением закона непрерывного образования и опирается на принцип природосообразности.

5. Ориентация педагога на принцип природосообразности позволяет ему решить проблему преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая следующие положения эмоционально-ценностных технологий:

- стержневым компонентом реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является выразительный образ в изобразительном творчестве; опора педагога на природные особенности ребенка, закономерности психического развития, ведущий вид деятельности, возрастные интересы и потребности; концентричное обогащение эмоционально-ценностного, содержательного, практического опыта художественного творчества детей и его адаптация к природе ребенка;

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

1. Данные практики свидетельствуют о том, что в содержательно-методической преемственности по художественному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста существует дискретность связей.

2. В образовательном процессе не учитывается самоценность дошкольного детства, психологические особенности детей и ведущий вид деятельности.

3. Происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогов к осознанному выбору вариативной программы обучения и адекватной ее реализации.

4. Вариантность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность, что привело к снижению качества художественного образования и перегрузке детей.

5. Школьные методы художественного образования накладываются на дошкольную систему образования, вытесняя игру как самоценный, ведущий вид деятельности в пользу занятий. Внутренние резервы игры как ведущего вида деятельности, как формы обучения, организации различных видов деятельности в целях самореализации ребенка в художественном творчестве используются нецелесообразно и недостаточно эффективно. Занятие подменяется уроком.

6. Результаты сформированности выразительного образа у первоклассников показали, что большинство детей не смогли создать выразительный образ доступными средствами выразительности и не выразили своего отношения к нему. Отсюда следует вывод, что в практике дошкольного образования недостаточно уделяется внимания художественному образованию, созидательной деятельности, которая таит в себе неоценимые возможности самореализации ребенка.

7. Эффективность эмоционально-ценностных технологий зависит от реализации основных направлений работы по созданию детьми выразительного образа при соответствующих условиях.

8. Характер игры-придумывания воспитателя с детьми с целью обогащения детских замыслов следует менять в определенной последовательности: совместное "вспоминание" (пересказ) известной сказки, частичное преобразование известной сказки, придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе "телефонных разговоров", придумывание новых историй на основе реалистичных событий.

После каждого этапа предлагать творческие задания с целью создания речевых, игровых и изобразительных образов.

7. Промежуточные результаты, выявленные в экспериментальных и контрольных группах позволили нам судить об эффективности эмоционально-ценностных технологий.

8. Дети научились переживать, входить в образ, выделять выразительные средства, доступные определенному возрасту, замечать характерное, индивидуальное, особенное; высказывать свои оценки, суждения, связывать переживаемое с личным опытом; использовать речевой, игровой, музыкальный, двигательный опыт; решать различные творческие задания, любоваться, восхищаться окружающим миром, ликовать, сострадать, помогать, созерцать, понимать, обобщать, делать аналогии, классифицировать, анализировать и т.п.

9. Обогатился не только эмоциональный, содержательный, исполнительский опыт детей в процессе создания выразительного образа в рисовании, но он экстраполировался на речевую и игровую деятельность.

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что проблему реализации принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста можно решить путем включения в педагогический процесс эмоционально-ценностных технологий, опирающихся на интересы и потребности ребенка в художественном творчестве, педагогическими аспектами которой являются:

1. В русле целостной концепции мы образование рассмотрели как гуманистически направленный, содержательно и технологически обеспеченный процесс обучения, воспитания, формирования и развития ребенка, результатом которого является его самореализация. Процесс непрерывного образования ребенка правомерно считать законом воспитания. Преемственность - составной частью этого закона.

2. Преемственность в непрерывном образовании ребенка является субъективным отражением закона непрерывного образования, который опирается на принцип природосообразности, возрастные и природные особенности, закономерности психического развития, интересы и потребности ребенка.

3. Художественное образование - часть гуманистически направленного процесса непрерывного образования ребенка и представлено в исследовании как гуманистически направленный, содержательно и технологически обеспеченный процесс самореализации ребенка в художественном творчестве.

4. Принцип преемственности в непрерывном художественном образовании детей реализовался посредством эмоционально-ценностных технологий, ключевой характеристикой которых явился выразительный образ в изобразительном творчестве.

5. Выразительный образ - это процесс переживания ребенком замысла и выражение своего нравственно-эстетичекого отношения к нему доступными средствами выразительности.

6. Эффективно формировать выразительный образ возможно в системе непрерывного художественного образования, начиная с младшего дошкольного возраста, где органически соединены художественное образование, формирование, воспитание и художественное развитие ребенка.

7. Результаты теоретического и экспериментального исследования дают нам основание утверждать, что успешное формирование выразительного образа в системе непрерывного художественного может быть достигнуто при соблюдении педагогических условий: учет принципов природосообразности как опоры на природные особенности ребенка, его интересы и потребности; воссоединение и слияние разнообразных видов деятельности; содружества и сотворчества; взаимосвязь обучения и творчества; учет закономерностей психического развития ребенка, объективного характера перехода игровой деятельности в учебную; ориентация педагогов не только на преемственные связи, но и на перспективные, на завтрашний день ребенка, на саморазвитие; направленность художественного образования на единство образного и рационального познания мира и произведений изобразительного искусства; нахождение путей целостности и вариативности каждого вида искусства, их влияния на выразительность детских работ в рисовании; создание развивающей творческой среды для самостоятельной художественной деятельности; систематическое диагностирование уровней сформированности выразительного образа.

8. Эффективность формирования детского выразительного образа возможна при следующих особенностях эмоционально-ценностных технологий:

- создание эмоционального настроя с целью вхождения в образ;

- ориентация педагога на развитие единства художественного и рационального мышления ребенка; концентричное расширение эмоционально-ценностного, содержательного и исполнительского опыта;

- целенаправленное развитие творческого воображения как основы самореализации ребенка в художественном творчестве;

- использование игрового сюжетосложения как источника обогащения детских замыслов;

- интеграция видов деятельности с целью обогащения содержательного, эмоционального, нравственного опыта ребенка;

- наличие профессиональной и художественной культуры педагога, единства рационального и образного типа мышления.

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий анализ данного феномена. За пределами его остались нерешенные проблемы и перспективы для дальнейшего изучения непрерывного образования, преемственности, непрерывного художественного образования. Так, широкое поле исследовательской и практической деятельности открывается для экстрополяции концепции непрерывного образования на другие виды деятельности ребенка, проблем подготовки кадров, управления преемственностью, разработки эмоционально-ценностных технологий в других видах образования.

Гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены. Включение в образовательный процесс эмоционально-ценностных технологий обеспечивает реализацию принципа преемственности в непрерывном художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Опалева, Ираида Витальевна, Пермь

1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства - М: Изобразительное искусство. - 1973.- 372 с.

2. Алексеева Л.Н. Концепция и программа курса «Музыка для всех и для каждого»(1-4 классы) М: Издательство «Баласс», 1999, с. 159-167.

3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.- 175 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувствственного познания.- М.:Педагогика, I960.- 122 с

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Просвещение, 1968.- 547 с.

6. Архангельский A.M. Философские аспекты преемственности в передаче социального и педагогического опыта: Автореф. дисс.канд. педаг. наук.- М., 1990, 21 с.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Просвещение, 1984. - 103 с.

8. Астахов И.Б. Содержание и форма художественного произведения М: Изобразительное искуство. - 1963. - 270 с.

9. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание. В кн : Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Просвещение, 1977. с. 30- 58.

10. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М: Просвещение, 1983. 397 с.

11. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание М.: Просвещение. -1925.-294 с.

12. Баранников А.В. О стандартах образования // Начальная школа. 1994. - N 9. - С. 63 - 66.

13. Беляев В.В., Нохрин Г.М. Система образования в рамках традиционной и новой философии образования. Пермь, Изд-во ПГУ, 1996.- 42 с.

14. Бердяев НА. Самопознание.- М.: Мысль, 1990.- 196 с.

15. Бердяев НА. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. - 202 с.

16. Бердяев НА. Философия свободного духа. М.: Мысль, 1993. - 379 с.

17. Березовин НА., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Просвещение, 1975. - 158 с.

18. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. - N 5.- С. 21 - 25.

19. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. -1996.-N 1.- С. 9- 11.

20. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. - N 1.- С. 3 - 8.

21. Блонский П.П. Избранные психологические произведения М.: Просвещение.-1964.- 298 с.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М: Просвещение, 1968.-463 с.

23. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.- 1995. N 4.С. 17 - 24.

24. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск: Просвещение, 1974. -123 с.

25. Боровая О.Я. Преемственность работы детского сада и школы по развитию звуковой культуры речи: Автореф.дисс. .канд. педаг. наук. М., 1995. - 18 с.

26. Бянкина З.В. Гуманистический потенциал игры // Современная школа: Проблемы гуманизации. М., 1993. С. 49 - 55.

27. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства М.: Просвещение. - 1963. - 324 с.

28. Венгер J1.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.- 365 с.

29. Венгер JI.A. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. 1984. -N 4.-С. 51 - 57.

30. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 4- испр. и доп. Пб.- М.: Голос труда. - 1923. - 211 с.

31. Ветлугина Н.А. Системно-структурный подход в эстетическом воспитании детей. В кн.: Теория и практика эстетического воспитания в свете решений XXV съезда КПСС М., 1978. - Ротапринт.

32. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. -2000. N 1,-С. 7- 12.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка М.: Издательство АПН РСФСР. -1950.- 230 с.

34. Волошкина М.Г. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. 2000.- N 1 .С. 13 - 20.

35. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI в.: Прогностические модели // Педагогика. 1994. - N 2.- С. 100 - 107.

36. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1956,- 176 с.

37. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1989.- N 6.- С. 21 - 36.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М: Педагогика, 1991. - 93 с.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1976. - 149 с.

40. Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий. М.: Просвещение, 1957. - 162 с.

41. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? / Учительская газета, N 18, 13 мая 1997.

42. Гегель Г.В. Феноменология духа. М: Мысль, 1965. - 198 с.

43. Генезис сенсорных способностей. / Под. ред. Л.А.Венгера М.: Просвещение, 1976. - 256 с.

44. Гессен С.И. Основы педагогики. М: Школа "Пресс", 1995. - 447 с. - 142.

45. Гессен С.И. Философия наказания. М: Мысль, 1912. - 233 с.

46. Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников. Автореф. дисс.канд. педаг. наук.- М.: 1988. 16 с.

47. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Л.А.Венгера, К.Н.Поливановой и др.- М.:" ВНИК", 1989.- 88 с.

48. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1976. - N 1. - С. 19-24.

49. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1979. - N 12. - С. 9 - 12.

50. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1979. - 145 с.

51. Григорьева Г.Г. Единство обучения и творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1989. - N 2. - С. 24 - 33.

52. Грос Э. Душевная жизнь ребенка.- М : Полифакт, 1982. 157 с.

53. Гребенникова H.JI. Преемственность в усвоении системы учебного материала учащимися начальной и средней школы: Автореф. дисс. .канд. педаг. наук. М : 1989. - 18 с.

54. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1989.- 189 с.

55. Дагаева Л.И. Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе // Дошкольное воспитание. 1984. N 4,- С. 38 - 44.

56. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. -1994.-N 3.- С. 18-20.

57. Дашковская Л.П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой: Автор, дисс. .канд. педаг. наук. М., 1967. - 17 с.

58. Дзержинская И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников М.: Издательство АПН РСФСР, Вып.100. - 1959. - 79 с.

59. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетисческого воспитания М.: Просвещение.- 1956. -275 с.

60. Додонов И.И. Гуманизация воспитания. Сб. Современная школа : Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., Школа "Пресс", 1993.-С. 37-42.

61. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М. : Просвещение, 1992. - 134 с.

62. Долженко О.В. Очерки о философии образования. М: Мысль, 1995. - 239 с.

63. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М: Просвещение, 1986. 172 с.

64. Дьюи Дж. Психологическое исследование игры.- М: Просвещение, 1969. 231 с.

65. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. - N 2 - С. 107 - 114.

66. Езикеева В.А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников- М.: Издательство АПН РСФСР, Вып. 100. 1959. - 79 с.

67. Есипов Б.П. Педагогика.-М: Просвещение, 1967.- 312с.

68. Закон РФ об образовании, М., 1992.

69. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1986. - 320 с.

70. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. -1967. -N 11 С. 11 16.

71. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. - N 6 - С. 59

72. Зайгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Мысль, 1980. - 157 с.

73. Зинченко В.П. Как построить свое "Я". М : Педагогика, 1981. - 133 с.

74. Зеленов И.Н. Преемственность систем физического воспитания молодежи в школе и в Вузе : Автореф. дисс. .канд. педаг. наук.- М., 1991. -16 с.

75. Злобина Т.В., Цветков О.В. Прогимназия: проблемы, перспективы // Начальная школа. 1996.-N3.-С. 23 -25.

76. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., Педагогика, 1973. - 76 с.

77. Зубарева Н.А. Дети и изобразительное искусство М.: Просвещение. - 1969.- 213 с.

78. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1961.- 179 с.

79. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск: Изд. ПГУ, 1991.-42 с.

80. Ильина Т.А. Педагогика. М., 1969. - 240 с.

81. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Педагогика, 1985. - 127 с.

82. Казакова Т.Г. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. -1981. -N 3. С. 11 -14.

83. Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание,- 1985.-N 1,- С. 45 -47.

84. Кант И. Сочинения в шести томах, т. 4 М.: Мысль, 1965. - 213 с.

85. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., Педагогика, 1980. - 58 с.

86. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса//Педагогика. - 1996. - N 6.- С. 51 - 61.

87. Карпинская Н.С. Искусство слова как средство художественного воспитания детей дошкольного возраста. Сб. Вопросы эстетического воспитания в детском саду М.: Учпедгиз. - 1960. - 347 с.

88. Касатикова В.Н. Преемственность детского сада и школы в воспитании и обучении детей // Дошкольное воспитание. 1997,- N 8. С. 21 - 24.

89. Киреенко В.И. Психология способностей детей к изобразительной деятельности -М.: Учпедгиз. 1959. - 317 с.

90. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. -1996,-N2.-С. 14-21.

91. Кларина Л.М. Личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых. Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: Изд. "Полифакт", 1993.-С. 89-91.

92. Кокоин Е.И. Детский сад и начальная школа: проблема преемственности // Начальная школа. 1996.-N 5.- С. 12 - 19.

93. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. -1995. -N 6. -С. 84-89.

94. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников М.: Просвещение.- 1970. - 198 с.

95. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. 1991.- N 10.

96. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. - N 9.

97. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. - N 4. - С. 3 - 20.

98. Коломинский Л.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., Просвещение, 1988.- 186 с.

99. Коломинский Л.Я. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. -Минск: Просвещение, 1969. 157 с.

100. Колягин Ю.М. Актуальные проблемы развития отечественной начальной школы // Начальная школа. 1994.- N 5. - С. 17 - 30.

101. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990.- 141 с.

102. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Педагогика, 1970. - 168 с.

103. Комарова Т.С. О методах обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1979. - N 4. - С. 36 - 39.

104. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, т.2 / Под ред. А.И.Пискунова и др. М. - 1982.- 576 с.

105. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. -1994.-N6.-С. 24-31.

106. Крылова А.С. Субъективность и превращение социального в личностное / В сб. Человек внутреннее и внешнее. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1993. - 96 с.

107. Кривошеее В.Ф. Концепция школьного образования. Стратегия развития новой начальной школы // Начальная школа. 1995. - N 3.- С. 34 - 45.

108. Кузин B.C. Методика изобразительного искусства в I III классах - М.: Просвещение. - 1979. - 280 с.

109. Кузнецова А.В. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа. 1996. - N 8.- С. 2 - 9.

110. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей М.: Просвещение. - 1965. -257 с.

111. Лазарь Т.И. Исследование соотношения разных видов рисования при обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. -М. 1980. -20 с.

112. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах, т.1, М.: Педагогика, 1983.- 390 с.

113. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики ребенка. М.: Просвещение, 1965.292 с.

114. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Просвещение, 1971. - 40 с.

115. Логинова В.И. Дошкольная педагогика.- М.: Педагогика, 1991,- 255 с.

116. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика // Педагогика. 1995. - N 4. - С. 29 - 30.

117. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., Прометей,- 1993.-527с.

118. Лещенко А.А. Преемственность в обучении детей подготовительной группы и учащихся 1 класса пониманию прочитанного. Автореф. дисс. .канд. педаг. наук.- М., 1992,- 18 с.

119. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Просвещение, 1969. - 504 с.

120. Лямина Г.А. Шестилетки в 1 классе: обучение с опорой на опыт детского сада // Дошкольное воспитание.- 1994. N 8.- С. 12 - 20.

121. Макарцева М.М. Педагогика гармонии и синтеза // Педагогика. 1996.- N 2.- С. 37 -40.

122. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Программы (модели) образовательного процесса // Дошкольное воспитание. 1995.N 9. - С. 52 - 59.

123. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989.- N 4. - С. 24 - 35.

124. Модернизация воспитательно-образовательной работы детского сада / Тезисы докладов. Шадринск, Изд-во ПГУ, 1994.- 93 с.

125. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.,Просвещение, 1981.- 175 с.

126. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

127. Наторп П. Философия как основа педагогики.- М.: Мысль, 1910.- 247 с.

128. Неменский Б.М. Вненаучные формы познания // Советская педагогика. -1991. N 9. - С. 40-45.

129. Огородников И.Т. Педагогика.- М.: Педагогика, 1978.- 350 с.

130. Опалева И.В. Проблема дошкольного образования в России // Модернизация воспитательно-образовательной работы детского сада.- Шадринск, Изд-во ПГУ, 1994.-С.9- 10.

131. Опалева И.В. Готовность ребенка к школе как решающее условие обеспечения преемственности между детским садом и школой.- Киров, 1996,- С. 51 53.

132. Опалева И.В. К вопросу о преемственности в работе детского сада и школы,-Пермь, 1996.-С. 51 -53.

133. Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х ч. 4.1/Под ред.В.А.Ротенберга.-М., Педагогика, 1981.-336 с.

134. Пидкасистый П.И. Педагогика,- М.: Педагогика, 1995.- 596 с.

135. Пискунова Е.Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи // Начальная школа. 1996. - N 8.- С. 16 - 18.

136. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.-М.: Просвещение, 1977.-272с.

137. Подласый И.П. Педагогика.-М.:Просвещение,1996.-490с.

138. Преемственность в преподавании общественно-политических дисциплин в средней школе и в Вузе // Тематика педагогических исследований, АПН 1988 1992 гг.: В.И.Журавлев, Э.К.Астраханцев, В.Е.Гурин, Б.Ф.Давиденко, Р.А.Дыкова.

139. Преемственность учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе // Тематика педагогических исследований.- М., 1984 1988 гг.

140. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика .- 1994,-N2,-С. 13 -18.

141. Права человека. Сб. международных договоров. М., 1992.

142. Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования / Тезисы II региональной научно-практической конференции. Пермь, ПГПУ, 1996.171 с.

143. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.С.Венгера. М., Педагогика, 1986. - 222 с.

144. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика, 1986. -172 с.

145. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под. ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1986. - 217 с.

146. Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием "Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования". Москва, октябрь, 1999. // Начальная школа М., 2000.- N 1С. 5 - 6.

147. Репин С.А., Сериков Г.Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием // Педагогика.- 1995.N6.-C.32-36.

148. Рубинштейн С.Л. Проблемы способности и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. - N 3 - С. 3 - 15.

149. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Педагогика, 1965. - 202 с.

150. Сапогова Е.Е. Психологические основы переходного периода в развитии детей 6-7 лет: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М, 1986.- 16 с.

151. Сербина Е.Е. Преемственность: так в чем проблема//Обруч-1997.-N 1.-С.12-14.

152. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. - N 5.-С. 16-21.

153. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной -М.: Издательство АПН РСФСР. 1962. - 332 с.

154. Ситаров В.А., Брагииа В.Д. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1988.- 42 с.

155. Снепсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.: Педагогика, 1968. гл.3., 149 с.

156. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях / Тезисы И региональной научно-практической конференции. Пермь, ПГПУ, 1996.-47 с.

157. Современная школа : Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей / Международная научно-практическая конференция. М., 1993. - 145 с.

158. Сохин Ф.А., Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. М.: Педагогика, 1978,- 249 с.

159. Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом / Сб. научных сообщений. М.: Педагогика, 1994,- 47 с.

160. Степанченко А.Г. Преемственность обучения в школе и в Вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М., 1992.- 17 с.

161. Стеркина Р.Б. Программы образовательного процесса // Дошкольное воспитание. -1995.-N 1.-С. 3-9.

162. Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1996.- N 1.- С. 3 -10.

163. Стрелкова Л.П. Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993,- С. 19- 21.

164. Теплов Б.М. Психологические основы художественного воспитания. М.: Учпедгиз, 1947, выпуск 2.

165. Технология обучения и воспитания в системе многоуровневой подготовки учителей начальных классов, преподавателей дошкольной педагогики и психологии / Тезисы докладов. Шадринск, ГПУ, 1994.- 59 с.

166. Ткаченко О.В. Преемственность в нравственном воспитании детей детского сада и начальной школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1982,- 17 с.

167. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981.- 174 с.

168. Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. Изд. 2-е, перераб. и доп.-М.: Учпедгиз. 1961. - 174с.

169. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., Педагогика, 1988.- 414 с.

170. Филонов Г.Н. Состояние социума и воспитание//Педагогика.-1995. -N 6.-С. 27- 31.

171. Философия образования для XXI в.: Сборник статей. М.: Мысль, 1992.- 127 с.

172. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников, М.: Педагогика, 1961. -235 с.

173. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста М.: Учпедгиз. - 1956. -231 с.

174. Художественное творчество в детском саду. / Под. ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1974 - 175 с.

175. Художественное творчество и ребенок. / Под. ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972 - 348 с.

176. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., Педагогика, 1989.- 150 с.

177. Чепель Т.А. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в современных условиях // Начальная школа. 1993.- N 3.- С. 19 - 25.

178. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Педагогика, 1992 - 123 с.

179. Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1989,- 392 с.

180. Шорохов Е.В. Основы композиции М.: Просвещение. - 1979. - 317 с.

181. Шур Н.К. Преемственность в содержании трудового обучения в средних и старших классах городской школы: Автор, дисс. .канд. пед. наук. М., 1993.- 18 с.

182. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.- 304 с.

183. Эльконин Д.Б. Психология игры младшего школьника. М., Педагогика. - 293 с.

184. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под. ред. А.Д.Кошелевой М.: Педагогика, 1985 - 174 с.

185. Энштейн А. Собрание научных трудов. М.: Педагогика, т.4,-302 с.

186. Энци Я.Ф. Преемственность содержания физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор, дисс. .канд. пед. наук.- М., 1992.- 18 с.

187. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания. Сб. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом / Ред. -сост. В. Шестаков М.: Искусство. - 1968. - 348 с.

188. Якобсон П.М. Проблемы психологии эмоций. Сб. Психологическая наука в СССР. Т.2. М.: Издательство АПН РСФСР. - 1960. - 319 с.

189. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., Просвещение, 1974. - 128 с.

190. Словарь русского языка. М., АПН СССР, 1981.

191. Словарь русского языка./ Под ред. С.И.Ожегова. 20-е изд. М., 1989.

192. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. Прохорова. М., 1989.

193. Педагогический энциклопедический словарь-М.,1960.198. БСЭ.- М., 1975,-т. 20.199. МСЭ,- М„ 1987,-т. 47.

194. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

195. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. М.,1991.

196. Философский словарь. / Под ред. М.М.Розенталя. М., 1972.

197. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Трофимова. М., 1991.

198. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблева и др. М., 1997.

199. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

200. Педагогический словарь. / Под ред. Каюрова. М., 1960.

201. Психологический словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М: Изд-во политической литературы, 1990.

202. Краткий словарь иностранных слов. / Сост. Локшина.М., 1997.

203. Arndt М. Das Bilderbuch als Kunstlerisches Mittel der sozialistischen Erzieung. Berlin, 1963.

204. Fichte. Reden an die deutsche nation. t.YII. 1846. Jefferson Blanche. Teaching Art to Children. The Values.

205. Система непрерывного художественного образования (ребенок дошкольного возраста ученик 1 класса)

206. Цель: самореализация ребенка в художественном творчестве1. Ребенок-педагог1. Образовател ьный процесс

207. Окружающая дейст. вительность

208. Знакомство дошко. льников с основами изобразительным

209. Первые шаги в мир изобразительного искусства в стар. до. школьном возрасте

210. Игровая деятель, ность как средство обогащения замы, слов, детей

211. Методы обращения к чувствам ребенка

212. Методы обращения к сознанию ребенка.

213. Методы обращения к исполнительству1."

214. Методы обращения к деятельности, к по. ступку1. Занятия дошколь. ник1. Урокмладшийшкольник

215. Одновидовые, темати. ческие, комплексныезанятиеурок1. Игровое сюжетосложе. ние

216. Сюжетно изобрази, тельная игра1. Выразительный образсодержа, ние

217. Ролевое поведение различные вооб. ражаемые клубы, мастерские, галереи.исполнени. тельствоинициа. тиватвор. чествосамостоя тель. ностьактив, ность

218. Самостоятельная изобра. зительная деятельность