Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические традиции народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические традиции народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лукашевич, Тамара Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические традиции народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии"

На правах рукописи

Лукашевич Тамара Михайловна

/

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШИИ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Чебоксары - 2005

Работа выполнена на кафедре теории и методики музыки ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Научный Руководитель

доктор педагогических наук, профессор Кузнецова Людмила Васильевна

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор Сироткин Лев Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент Гинзбург Феликс Владимирович

Ведущая организация

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Защита состоится 20 декабря 2005 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» по адресу: 428000, Чебоксары, К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО с Чувашский государственный педагогический университет им И Я Яковлева»

Автореферат разослан 18 ноября 2005 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Хрисанова Е.Г.

1150065

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Важнейшей задачей педагогики является формирование нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения на основе использования духовных ценностей и воспитательного потенциала культуры народов. Через культуру своего народа к общечеловеческой культуре - таков путь восхождения личности к своей индивидуальности в условиях многообразия мира.

Культурную миссию в образовании выполняет учитель, в чьем профессионально-педагогическом багаже искусство занимает значимое место. Для учителя музыки как проводника искусства, обладающего новым мышлением и передовыми технологиями преподавания музыкальных дисциплин, к задачам профессионально-педагогической и исполнительской подготовки необходимо отнести опыт игры в оркестре народных инструментов. Такая форма коллективного музицирования способствует формированию музыкальной и эстетической культуры учащихся, развивает их творческий потенциал и способности, в соответствии с этим оркестр народных инструментов должен найти место в школьной практике.

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся размыванием духовных ориентиров, неустойчивостью у молодежи художественных вкусов, агрессивностью масскультуры и псевдоискусства, являющихся «гарниром к жизни» (Д.Б. Кабалевский), в качестве иммунитета выступают вечные ценности: народное искусство, художественные шедевры разных эпох - все то, что формирует вкус, общую культуру личности. Знание и приобщенность к истокам культуры, ее главным ценностям, в первую очередь, национальным, обогащающим общечеловеческие, помогают выстраивать перспективные пути развития мировой культуры.

Культура любого народа находит наиболее полное отражение в его художественных творениях, создаваемых поколениями. Народное искусство, его неисчерпаемый воспитательный потенциал является сильным средством воздействия на подрастающее поколение в формировании нравственных идеалов, определяющих духовный и эстетический облик народа.

Педагогические традиции народов основываются на использовании устного народного творчества, музыкального фольклора, народных обрядов и праздников. Так, у чувашей музыка играла во все времена главнейшую роль в установлении дружеских отношений между людьми разных национальностей - «Кто спел бы со мной, тому бы я весь мир подарил», поется в чувашской народной песне. Зафиксированным педагогическим капиталом было содержание народных песен, в них передавались жизненные правила, следование которым обеспечивалось участием каждого в коллективном пении на праздниках, в будни. Потребность народа в пении ярко выражена в пословицах и поговорках чувашей: «Юрйсйр пурнй? ?ук, савйнйф $ук» (Без песни и жизнь не в радость), «Юрйсар мён тйвас: пурна? 9ук, савана? ?ук» (Как без песни быть: жизни нет, радости нет), «Юра - ?ын У99И» (Песня - душа чело-

века).

Музыка чувашей попала в поле зрения учёных ещё в XVIII в., но так как до 1917 года на территории Чувашии не было научных учреждений и высших учебных заведений, исследованием проблем её истории и культуры занимались, главным образом, учёные-одиночки, среди которых, в первую очередь, следует назвать имена русских исследователей -- Н.И. Ашмарина, Н.И. Зо-лотницкого, В.К. Магницкого, В.А. Мошкова, А.Ф. Риттиха, В.А. Сбоева, В.Н. Татищева, A.A. Фукс и других, которые внесли значительный вклад в научную разработку вопросов истории, этнографии, языка и народного творчества чувашей, где можно найти и краткие описания музыкального быта чувашского народа.

Важной составной частью музыкальной культуры народа являются народные традиции инструментального музицирования. Народные музыкальные инструменты, происхождение которых относится большей частью к глубокой древности, представляют особый интерес как прототипы инструментов, входящих в состав современных оркестров и ансамблей. В XXI веке исполнительство на народных инструментах (баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гуслях, гитаре) в сольных, ансамблевых и оркестровых формах охватывает все звенья культурно-просветительного и общепедагогического обучения (институты и колледжи культуры, педагогические университеты и училища, педагогические колледжи и т.п.), специального музыкального образования (от школ до вузов). Народные инструменты заняли прочное место в быту и на концертной эстраде. Они получили широкое распространение в профессиональной музыкальной культуре и художественной самодеятельности. Сегодня оркестр народных инструментов обладает всеми выразительными возможностями вплоть до изысканных тембров, к которым так стремится современное искусство.

Первые исторические сведения о чувашских музыкальных инструментах содержатся в трудах Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, М.Д. Чулкова. Ими упоминались музыкальные инструменты, которые использовали чуваши: uiänäp, кёсле, купйс, вархан.

Особое место в истории изучения традиционных музыкальных инструментов народов Поволжья принадлежит работам первого чувашского писателя-этнографа С.М. Михайлова (1821-1866), публикованным в 1852-53 гт. в «Казанских губернских ведомостях», в которых уже содержится не просто информация о музыкальных инструментах, но и дается их описание. Описывая быт чувашских музыкантов, С.М. Михайлов впервые отмечает коллективную форму инструментального музицирования.

На традиции инструментального ансамблевого музицирования у чувашей обратил внимание Н.В. Никольский. По его наблюдениям, чуваши любили собираться вместе и составлять «нечто вроде оркестра» из волынки, гуслей, гармоники, балалайки, скрипки и барабана. Заслуга Никольского тем более значительна, что его труд охватывает музыкальное творчество не только чувашей, но и других народов Поволжья, представляя, таким образом, сравнительный музыкально-этнографический материал. Излагая историю му-

зыки народов Поволжья, он указал пути проникновения русской музыкальной культуры в народную среду. Один из них - через школу и церковь.

К концу XIX и началу XX вв. относится расцвет Симбирской чувашской учительской школы, основанной И.Я. Яковлевым. Делом его жизни было просвещение народа, а главной педагогической идеей, лежащей в основе деятельности этой школы - через родное, близкое (материнский язык) постигать отечественную и мировую культуру. Школа выпустила целое поколение учителей, которые организовывали свою деятельность по просвещению народа на почве их родного языка и культуры, поэтому в своей практической деятельности они не могли пройти мимо вопросов, связанных с задачами изучения народного быта и культуры. С конца ХГХ в. ежегодно появляются книги, в которых помещены или отдельные заметки, относящиеся к чувашскому фольклору, или куплеты песен; иногда в них встречается краткое описание чувашского музыкального быта. Краткие описания музыкального быта чуваш содержатся в работах Н.М Охотникова «Записки чувашина о своем воспитании» (1888), Г.Т. Тимофеева «Täxäp ял. Севе таврашёнчи чйвашсем (Девять деревень. Чуваши, живущие в бассейне реки Свияги)» (1900), В.Н. Майнова «Инородцы Среднего Поволжья» (1901), Ф.Н. Никифорова «Стю-хинские чуваши» (1904), Г.И. Комиссарова «Чуваши Казанского Заволжья» (1901), H.A. Спасского «Очерки по родиноведению» (1913), Н.В. Никольского «Краткий конспект по этнографии чуваш» (1911).

Ф.П. Павлов, рассматривая песни и мелодии народа как основу будущей чувашской музыки, считал использование фольклора в школе основой становления профессиональных национальных музыкантов, певцов, композиторов, музыковедов. В трудах, посвященных исследованию чувашской народной музыки, он описывает способы, манеру исполнения, место и роль распространенных среди чувашей музыкальных инструментов. Так, в работе «Чувашская музыка» (1923) им впервые даётся информация о типологическом составе музыкального инструментария, на котором играли чуваши. Развитие музыкальной культуры народа Павлов Ф.П. видел в обучении детей пению и инструментальной музыке. Также отмечал, что среди чувашского народа заметно увлечение русской музыкой, которую они усваивают, прежде всего, путем введения в обиход русских музыкальных инструментов.

Традиции народного инструментального музицирования, тесно связанные с различными сторонами быта, хозяйственной и общественной деятельностью, материальной и духовной культурой, историей народа, постоянно привлекают внимание российских и чувашских ученых и деятелей культуры: педагогов (Г.Н. Волкова, Ю.Д. Кулакова, JI.B. Кузнецову, Т.Н. Петрову, М.Г. Харитонова, В.А. Телепова, и др.), фольклористов и этнографов (С.М. Михайлова, Н.В. Никольского, П.В. Пазухина, Ф.П. Павлова, Д.П. Петрова (Юман), И.Н. Юркина и др.), искусствоведов (Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева, В.И. Яковлева и др.).

Интерес для музыкантов-педагогов, занимающихся проблемами народного инструментального музицирования, представляют труды В И. Яковлева. Так в работе «Традиционные музыкальные инструменты Волго-Урапья»

(2001) он дает анализ и описание этнических особенностей традиционных музыкальных инструментов народов Волго-Уральского региона, где чувашским отводится большое место. В работе получили отражение педагогические традиции инструментального музицирования.

Таким образом очевидна потребность в координации достижений различных научных дисциплин для познания традиций народного инструментального музицирования, в том числе педагогических, для использования в современной системе образования. В этой связи особое внимание необходимо уделить становлению различных исполнительских форм деятельности оркестров народных инструментов в педагогических учебных заведениях, где инструментальное музицирование естественным образом входило в учебный процесс, являясь средством эстетического воспитания. Проблема эстетического воспитания получила освещение в трудах Б.В. Асафьева, A.B. Луначарского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, С Т. Шацкого и др.

История становления коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в Чувашии была неразрывно связана с Россией. Изучению проблем развития народно-инструментального музицирования в России посвящены труды ряда известных исследователей письменной традиции, среди которых в первую очередь следует упомянуть К.А. Верткова, A.C. Илюхина, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А Д. Полынину, A.C. Чагадаева и др. В последнее время также стали появляться публикации, посвященные изучению развития этой сферы в отдельных регионах России, в центральных губернских городах, таких как Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Воронеж, Екатеринбург. Однако в Чувашии подобного исследования еще не проводилось, хотя оно сделало бы картину истории развития исполнительства на народных инструментах в России гораздо более объемной и глубокой, так как народно-инструментальное исполнительское искусство академического направления является сегодня неотъемлемой частью музыкальной жизни не только Чувашии, но и всей России.

Для изучения коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции - оркестра народных инструментов - научные изыскания этнографического характера имеют непреходящее значение в виду того, что первые исследователи сами наблюдали и описывали первичный пласт музыкального искусства чувашей - аутентичный фольклор, в котором народный музыкальный инструментарий был подлинно народным.

Исследование проблемы развития коллективного народного инструментального музицирования потребовало привлечения широкого круга источников, их комплексного использования. Изучение данной темы значительно затрудняется отсутствием специальной исследовательской литературы. В трудах Н.В. Никольского, В.А. Мошкова, В.М. Кривоносова, Ф. П. Павлова и др. дается описание отдельных народных инструментов чувашей, работы современных чувашских музыковедов Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева так же в некоторой степени затрагивают этот вопрос. Те немногие публикации и статьи, после проведенных смотров художественной самодеятельности (К.И. Ванюшкина, И.В. Люблина, В. Ржанова), в которых имеются упоминания об

оркестрах народных инструментов, дают лишь информацию на уровне функционирования. Первая классификация чувашских народных инструментов была осуществлена Ф.П. Павловым, в наши дни расширена В.С Черновым.

На основании анализа разнообразной литературы можно сделать следующие выводы:

- работ, посвященных коллективному народно-инструментальному музицированию письменной традиции, возникшему в конце XIX столетия в России и представленному ныне действующими оркестрами народных инструментов в учебных заведениях республики практически нет;

- об оркестрах народных инструментов в Чувашии, функционировавших на определенном историческом этапе имеются лишь мимоходом высказанные замечания, и то это касается нескольких сборников о художественной самодеятельности;

- также не проводились исследования, касающиеся педагогических традиций коллективного народно-инструментального музицирования, хотя, справедливости ради, надо сказать, что в работах Ф.П. Павлова, С.М. Михайлова, Н.В. Никольского, Ю.А. Илюхина имеются отдельные высказывания на этот счет.

На этом основании можно констатировать, что в Чувашии данная проблема до сих пор не была предметом специального исследования. В этнографической литературе о чувашской музыке исследования сводятся, в основном, к песенному творчеству, фольклору. В настоящее время нет исследований, рассматривающих традиции коллективного народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях. Не претендующие на постановку и решение принципиальных вопросов юбилейные статьи и рецензии - таков, в общем, характер литературы об оркестрах народных инструментов в Чувашии. Вместе с тем, эти оркестры призваны нести музыкальную культуру в массы как наиболее близкие и понятные народу, нежели симфонические; инструменты таких оркестров доступнее для изучения, как в учебном процессе, так и в самодеятельности.

Необходимо рассмотрение проблемы с точки зрения ее решения в педагогическом плане - введения традиций в современный учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Нет сомнений в том, что наряду с изучением наследия народной инструментальной музыки необходимо вести глубокое и всестороннее изучение современных оркестров народных инструментов, функционирующих в педагогических учебных заведениях.

Таким образом, назрела необходимость разрешения главного противоречия: между пониманием значимости имеющегося историко-педагогического опыта коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии для современной практики его использования в учебных заведениях и научно-методической неразработанностью этого вопроса. Выявленное противоречие определило проблему настоящего исследования: каковы сущностные характеристики педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чува-

шии и возможности их использования в современном образовательном процессе?

Целью является научно-педагогическое обоснование педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии для внедрения их в учебный процесс педвуза.

Объектом исследования являются традиции коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии.

Предмет исследования - педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение традиций и педагогического потенциала коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии, выявление педагогических принципов В.В. Андреева и их реализация в деятельности оркестра народных инструментов педагогического вуза будут способствовать совершенствованию музыкально-педагогического образования.

Определение проблемы, цели и предмета исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Охарактеризовать чувашские народные традиции инструментального музицирования как историко-культурный и этнопедагогический феномен.

2. Проанализировать традиции народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях чувашского края (с конца XIX в. до 1917 года).

3. Выявить педагогические принципы В.В. Андреева как основу деятельности оркестра народных инструментов педагогического учебного заведения.

4. Изучить деятельность оркестров народных инструментов в системе художественной самодеятельности и современной системе среднего профессионального педагогического образования в Чувашии (с 1917 года по настоящее время).

5. Представить опыт педагогической организации оркестра народных инструментов на музыкально-педагогическом факультете.

Методологическую основу исследования составили: принцип объективности, требующий глубокого анализа всех факторов, определяющих проблему; диалектический метод познания, предполагающий целостное и всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о движущих силах развития; идеи гуманизации и демократизации образования; принцип историзма, предполагающий изучение явлений в процессе их развития; исто-рико-культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогические явления с точки зрения взаимодействия культур.

Теоретическую основу исследования составили: положения о формировании профессиональной духовно-нравственной культуры музыканта (В.Г Ражников, JI.B. Школяр, Г.М. Цыпин и др.), музыкального интереса (O.A. Апраксина, А.Н. Сохор, В.А. Цуккерман и др.), теория развивающего обучения (JT.C. Выготский, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); теории музыкаль-

ного обучения и воспитания (Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский и др.) и музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.В. Челышева и др.), положения о роли народного искусства в музыкально-эстетическом воспитании (Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, К.Н. Куприянова, Г.П. Сергеева и др.); дореволюционная монографическая литература историко-этнографического характера; дореволюционная центральная и местная периодическая печать, циркуляры и распоряжения министерства народного просвещения России и, в частности, Казанского учебного округа в изучаемый период; декреты и постановления ВЦИК и СНК СССР, РСФСР, ЧАССР; публицистические статьи и воспоминания, отражающие отдельные аспекты темы исследования; неопубликованные архивные материалы.

Решающее значение для нашего исследования имело обращение к фондовым материалам, хранящимся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА 4P), Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ), научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), фонде архива и музея И.Я. Яковлева Чувашского педагогического университета.

По теме исследования наибольшее число фондов сосредоточено в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Много ценного материала имеется в фондах дореволюционных образовательных и других учреждений (Ф. 163, 164, 207, 208, 220, 508, 509). Для нашего исследования большое значение имеют отчеты Республиканского дома народного творчества (Ф. 1615) и министерства культуры (Ф. 1898), где сосредоточены сведения функционирования оркестров народных инструментов в сфере художественной самодеятельности по всей республике, а также в учебных заведениях (Ф. Р - 51, 108, 123, 328, 360, 499, 509, 1335, 1387, 1513, 1545, 1546, 1597, 1642).

Методами исследования стали: выявление, сбор, классификация, изучение и анализ источников; историко-культурологический анализ этнической культуры в исторической динамике, в зависимости от объективных и субъективных условий, в их связи с социально-этнической средой; историко-педагогический анализ фактического материала; сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ и систематизация народного инструментального исполнительства в Чувашии; теоретические методы анализа, аналогии, сравнения, синтеза и обобщения архивных материалов. Использовался функциональный подход, позволяющий выявить сущностные связи между музыкальными инструментами и этнической культурой (включение инструментальной музыки в ряды определенных действий и ситуаций, связанных с повседневностью трудового процесса, обрядовостью, развлечениями, игрой, танцем и другими сферами народной жизни).

Настоящее исследование было осуществлено в 2001-2005 гг. В нем выделены три этапа.

На первом, организационно-поисковом этапе (2001-2003гг.) был проведен анализ имеющейся литературы по данной теме, анкетирование учителей

музыки. На основе анализа и потребностей практики в области коллективного народного музицирования была сформулирована проблема исследования, определены цель, объект, предмет и методы исследования. На этом этапе исследования применялись следующие методы: изучение и анализ научных источников и нормативных документов, интервьюирование и т.п.

На втором этапе (2003-2004гг.) исследования был проведен сбор эмпирического материала как фактологической базы исследования. Сбор материала сочетался с его разносторонним анализом и обобщением, который обогащался в процессе анализа новых архивных, литературных и иных материалов, полученных диссертантом. Это позволило уже на втором этапе исследования приступить к литературному оформлению некоторых разделов диссертации. Был осуществлен анализ, в том числе ретроспективный, собственного опыта организации оркестра народных инструментов на музыкально-педагогическом факультете вуза.

На третьем этапе проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались научные выводы, оформлялся текст диссертации.

На протяжении всех этапов исследования велась апробация его результатов, корректировка выводов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- доказана историко-культурная и этнопедагогическая обусловленность традиций коллективного народного инструментального музицирования;

- впервые на основе архивных источников осуществлен анализ становления и развития коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в Чувашии;

- в научный оборот введены ранее не обнародованные архивные материалы, относящиеся к становлению коллективных форм народного инструментального музицирования письменной традиции в учебных заведениях Чувашии;

- выявлены и сформулированы педагогические принципы В.В. Андреева, родоначальника народного оркестрового исполнительства письменной традиции и проведена их коллеряция с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современном оркестре народных инструментов педуниверситета.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дополняет историко-педагогическую науку новыми фактами и сведениями из истории музыкального просвещения чувашского народа; в нем определены педагогические принципы организации и функционирования оркестра народных инструментов на основе традиций народного инструментального музицирования, обогащающие историю музыкальной педагогики. Результаты и выводы исследования пополняют научно-теоретический потенциал знаний о духовной культуре чувашского народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно открывает возможности для использования имеющихся материалов при написании обобщающих работ по истории общего музыкального образования в Чува-

шии, учебных пособий и монографий по данной проблематике, а также методических разработок, представляющих ценные элементы наследия музыкально-образовательной практики коллективного народного инструментального музицирования прошлого для применения в современном образовательном процессе. Материалы исследования могут послужить основой лекцион-но-практических курсов и спецкурсов в системе подготовки и повышения квалификации учителей музыки и преподавателей учебных заведений соответствующего профиля, руководителей оркестров народных инструментов, культурологов, искусствоведов; могут быть использованы в курсах лекций по предметам «Инструментоведение» и «История исполнительства на народных инструментах». Разработанные программы по оркестровой практике способствуют совершенствованию учебного процесса как в среднем специальном учебном заведении (музыкальное училище), так и в вузе (музыкально-педагогический факультет).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены: целостным подходом к исследованию проблемы; применением совокупности разнообразных методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачам; широтой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы, в большинстве архивной; результативностью многолетней творческой деятельности оркестра народных инструментов в педагогическом вузе (звание дипломанта VII конкурса музыкально-педагогических факультетов педвузов России в г. Костроме в 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиции коллективного народного инструментального музицирования рассматриваются как этнопедагогические. Так, воспитание детей происходило на образцах народной музыки, выражающей эстетические представления и идеалы своего народа; приобщение к игре на музыкальных инструментах и элементарным основам музыкальной культуры и грамотности, распространение музыкальных знаний начиналось с раннего возраста на примерах старших в непосредственной жизнедеятельности (в быту, на праздниках); семейное инструментальное музицирование было естественной частью общего воспитания; развитие музыкальных навыков связывалось со свободным вариационно-творческим музицированием; музицирование происходило в соответствии с традиционными нормами национального этикета. При этом основными методами обучения игре на инструменте были: поощрение (возможность участия в праздниках наравне со взрослыми), похвала, одобрение, личный пример.

2. Процесс становления и развития оркестра народных инструментов в педагогических учебных заведениях Чувашии рассматривается в историко-культурном контексте по этапам, обусловленным как социокультурными процессами в российском обществе, так и историко-культурными традициями чувашского народа: I - народное инструментальное музицирование бесписьменной традиции (с древнейших времен до конца XIX века); II - коллективное народное инструментальное музицирование письменной традиции

(конец XIX - 1917 г.); III - традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии и в сфере художественной самодеятельности (1917 г. - по настоящее время). II и 1П этапы характеризуются взаимопроникновением и тесными взаимосвязями народов и культур России.

3. Аналитическое представление о взаимосвязи Великорусского оркестра народных инструментов с традициями народного инструментального музицирования кореллируется с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современном оркестре народных инструментов педуниверситета и основывается на выявленных педагогических принципах В.В. Андреева:

- народности и демократичности как непременного условия максимального раскрытия у музыкантов-исполнителей природных сил и способностей, как следование народным музыкальным традициям;

- доступности (овладение навыками игры на несложных по техническим параметрам инструментах), в общепедагогическом плане показывающем связь с демократичностью и народностью;

- профессиональной направленности, что предполагает овладение обучающимися музыкально-исполнительскими навыками игры на инструменте на таком уровне, который мог бы позволить им в дальнейшем высокопрофессионально проводить занятия самостоятельно, в этом суть практической направленности обучения с учетом специфики и характерных особенностей будущей профессиональной деятельности обучающихся;

- индивидуального подхода и педагогики сотрудничества, где обучающиеся - не объекты педагогического воздействия, а полноправные субъекты при совпадении их стратегических целей;

- связи теории с практикой на основе сочетания педагогической (процесс обучения) и концертно-исполнительской деятельности;

- нравственной и эстетической направленности процесса обучения, раскрывающий его неисчерпаемую культурообразующую и гуманистическую сущность.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- через выступления с докладами и сообщениями на заседаниях кафедры педагогики, теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, на Всероссийской конференции «Проблемы музыкальной педагогики» (2003 г. Чебоксары), межрегиональных научно-практических конференциях «Этнопедагогизация процесса обучения и воспитания в современном образовательном учреждении» (2005, Чебоксары), «Музыкальное искусство: вопросы теории, истории, практики: к 10-летию высшего профессионального музыкального образования в Чувашии» в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (2005 г.), Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (2005 г.);

- путем внедрения разработанных учебно-методических материалов (программы, учебного пособия) в деятельность оркестра народных инструментов учебных заведений Чувашии.

Результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях автора: 1 монография, 7 научных статей, 2 учебные программы, 1 учебно-методическое пособие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения объемом в 188 с.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются объект, предмет, цели и задачи, хронологические рамки исследования, источники научной информации, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе — «Историко-педагогические аспекты развития коллективного народного инструментального музицирования в чувашском крае (с древнейших времен до 1917 года)» - раскрываются социально-педагогические предпосылки становления коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в учебных заведениях чувашского края.

В духовной культуре чувашского народа инструментальное музицирование («игра на инструменте, занятие музыкой» — словарь С.И. Ожегова) занимало и занимает значительное место. В их конструкции, материале, строе, технико-исполнительских и музыкально-выразительных возможностях отразилась специфика музыкального мышления чувашского народа. Музыкальные инструменты в этом смысле являются своеобразными памятниками, зафиксировавшими традиционную бесписьменную практику народного инструментального музицирования. Народная инструментальная музыка - это «область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (И. Мациевский). Таким образом, народное инструментальное музицирование рассматривается как способ выражения творческих способностей посредством игровых навыков на музыкальном инструменте. Жизнестойкость этих умений и навыков обеспечивалась передачей накопленного опыта музицирования от одного поколения другому в процессе семейного воспитания (пример старших), общественной практики (совместного участие в праздниках и обрядах).

Народное творчество чувашского народа складывалось веками, его образцы переходили из поколения в поколение, обогащаясь опытом передачи знаний, умений и навыков. Дошедшие до нас из глубины веков образцы народного творчества - песни, былины, сказания, танцы, простейшие музыкальные инструменты - характерные явления народной культуры, которые отражают конкретно-исторический период, вместе с тем, его вершинные дос-

тижения остаются в духовном арсенале народа, служат новым поколениям. Этим объясняется их педагогическая ценность.

Музыкальное творчество чувашского народа теснейшим образом было связано с социальной, религиозной и обрядовой сферами жизни. Этим обусловлены особенности развития его музыкальной культуры и музыкального инструментария. Песни и наигрыши у чувашей отражали объективную общественную потребность в эстетической форме самовыражения и развивались под мощным воздействием этой потребности. К тому же музицирование на музыкальных инструментах выступало и в форме личностной потребности человека, внутреннего субъективного желания в самовыражении, потребности в эстетическом освоении действительности, в применении художественных способностей для удовлетворения духовно-эстетических запросов. Без исполнения специальных наигрышей и песен были немыслимы такие семейные события, как родильные, свадебные, похоронные, поминальные обряды, праздники взрослых, забавы детей, подростков, развлечения молодежи, являясь действенным средством воспитания, формирования нравственного облика человека.

Знание народной инструментальной музыки открывает широчайшие горизонты для духовного обогащения подрастающих поколений и музыкантов-исполнителей. Изучение народных традиций и обычаев, с одной стороны, опыты и достижения наших предшественников, с другой, дает новый импульс к популяризации народного оркестра в Чувашии. В данном случае изучение инструментов - одно из важнейших условий исследования инструментальной музыки. В их конструкции, материале, строе, технико-исполнительских и музыкально-выразительных возможностях отразилась специфика музыкального мышления чувашского народа. Музыкальные инструменты в этом смысле являются своеобразными памятниками, зафиксировавшими традиционную бесписьменную практику.

До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия чувашского музыкального инструментария (музыкальный быт и музыкальные инструменты чувашей в разное время описывали Г.Ф. Миллер, С.М. Михайлов, В.А. Мошков, Ф.П. Павлов, П.С. Паллас, А.Ф. Риттих, В.А. Сбоев, В.С.Чернов, М.Д. Чулков, A.A. Фукс, В.И. Яковлев и др.).

Чувашский народ, имеющий богатую музыкальную культуру, уже с древнейших времён создавал самые разнообразные музыкальные инструменты. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. Исследователю и реставратору В.С.Чернову удалось выявить более 40 наименований инструментов, которые применялись на праздниках и при исполнении различных ритуалов. Нередко составлялись ансамбли из нескольких инструментов с прибавлением различных ударных. С давних времен все инструменты изготовлялись умельцами-мастерами, в которых запечатлелись эстетические и этические представления народа, его мироощущение. В XIX столетии работы чувашских мастеров, в совершенстве владевших своим делом, начали демонстрироваться на Всероссийских выставках.

Издавна у чувашей практиковалось пение с сопровождением. На вечерних посиделках (улах) всегда с нетерпением ждали музыкантов, т.к. музыкальное сопровождение усиливало воздействие как самой песни, так и музыки на чувства и души. Музыканты всегда были уважаемыми людьми в чувашской деревне. Их почитали, в них уважали необъяснимую способность подчинять людей власти звуков своего инструмента. Не находя объяснения чарующей силе музыки, чуваши, очень чуткие к музыке, приписывали ее чародейству музыканта. Русский этнограф Н.И. Золотницкий отмечал, что чуваши на шап5р смотрят с таким же уважением, как алтайцы на бубен своего шамана. Это нашло отражение, например, в поговорках и загадках: Пёр пёчёкдё пимпёлтет пётём килйыша хускататъ «Одна малюсенькая птичка „ весь дом на ноги подымет» (о волынке ш5п5р); Чунё пур та юнё дук «Душа

есть, а крови нет» (о скрипке). О музыкантах чуваши говорят «камалёпе пуян $ын» - «душой богатый человек».

В педагогических традициях чувашского народа важнейшим средством воспитания подрастающих поколений выступала музыка, игра на народных инструментах. Эти традиции включали элементы социального и культурного наследия, которые сохранялись в течение длительного времени путем передачи от поколения к поколению, так как в многообразных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, праздничной народной культуре) инструментальные музыкальные традиции выступали как этнопедарогическш феномен, осуществляя передачу ценностей народной музыки (нравственное содержание, красота мелодий, мастерство исполнения), ее воспитывающего характера, опыта исполнительства, которое осуществлялось в результате непосредственной жизнедеятельности взрослых и детей, то есть основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Народные музыкальные инструменты как продукт музыкальной традиции формировались в процессе устной (бесписьменной) передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчиво-Г стью) и избирательностью (отбором среды). Важнейшим фактором приобще-

ния к музыке являлась общинная среда (семейная). На этом семейном, традиционном фундаменте вырастала привычка и потребность в инструментапь-к ном музицировании, ведь музыкант-скрипач или музыкант-пузырист

(шйпйр9б) были самыми уважаемыми людьми в деревне. Музыкальность человека (умение играть на инструменте) ассоциировалась с образованностью, умом. Если в семье имелся хороший музыкант, младшие стремились стать такими же мастерами в будущем. Изготовление музыкальных инструментов передавалось из поколения в поколение, и у чувашей были семьи, где все владели этим ремеслом, в этом было уже единство трудового и эстетического воспитания (дети сами изготавливали различные дудочки и исполняли на них незатейливые наигрыши). В детском инструментальном музицировании развивался музыкальный слух, фантазия, образное мышление, воображение.

Такие качества как эстетичность, творчество, любознательность, искренность, интуитивность, непосредственность лежат в основе духовного воспитания детей (Я.А. Коменский, И.Г. Пестапоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.). Эти качества в полной мере воспитывались на примерах народного музицирования, когда чувашские дети с раннего возраста взаимодействовали с элементами духовной культуры своего народа (участие в обрядах старшего поколения: сурхури - зимний праздник в честь урожая: акатуй, демёк - праздник весеннего цветения; аван-патти - осенний праздник в честь урожая), незаметно и постепенно формировали в себе систему духовных ценностей (добро, красоту, истину). Своеобразная система эстетического воспитания веками складывалась в соответствии с идеалом прекрасного. Посредством музицирования (как взрослые, так и молодежь употребляли сёрме купЗс (скрипка), шйпар (волынка), кёсле (гусли), тамра (домра, позже балалайка), хуткупйс (гармоника) и др.) дети развивали способность видения красоты в окружающей действительности, что, в свою очередь, вырабатывало эстетический вкус. У чувашского народа сохранилось множество загадок, знакомящих детей со старинными музыкальными инструментами: «Лаппи-лаппи хур ури, калтин-калтин чёпе ури», «Чанкар-чанкар чей йсвен, лаппи-лаппи хур ури» - гусли. Как известно, первые впечатления, получаемые ребенком в детстве, это самая влиятельная пища, которой питается дух человеческий и которая составляет его внутреннюю опору.

Функция музыкального обучения заключалась в том, что древнейшие музыкальные инструменты, доступные в изготовлении и употреблении, участвовали в распространении музыкальных знаний, в приобщении народа к элементарным основам музыкальной культуры и грамотности. Художественно-музыкальное воспитание детей и молодежи не было у чувашей предоставлено самому себе, о нем заботились, стимулировали и направляли его. Это было той почвой, педагогической средой, в которой и происходило музыкальное воспитание, становление творческой личности.

Особую воспитательную ценность имело коллективное инструментальное музицирование, именно этим обеспечивалась жизнестойкость фольклор-но-музыкальных традиций. Фольклор - искусство памяти поколений. Чувашский народ хранил в своей памяти и игровых навыках то, что отвечало его жизненным потребностям и настроениям, и передавал свой опыт последующим поколениям. Отражая это коллективное сознание, народная инструментальная культура вобрала в себя опыт воспитания подрастающих поколений красотой самой музыки, коллективными формами инструментального музицирования, задействуя эмоциональные и творческие потенциалы коллектива: общая радость, сопричастность к творчеству, инициатива каждого участника и коллективная ее оценка, взаимопомощь, эмоционально-волевое начало в достижении цели и т.д. В этом традиции инструментального музицирования соприкасаются с педагогическими традициями (Ю.А. Илюхин, Н.В. Никольский, С.М. Михайлов). Современный исследователь чувашского инструментария В С. Чернов, описывая живописную картину «Чувашский праздник» (конец XVIII - начало XIX вв.), пишет: «Изображены взрослые и дети, иг-

рающие на разных музыкальных инструментах: нахра (труба медная), кёсле (гусли шлемовидные), купас (скрипка), серен (род волынки), тамра (домра). На святочных вечерах действия ряженых сопровождалось игрой на народных инструментах: волынке, скрипке, гуслях, балалайке.

Во многих трудах, посвященных изучению народных инструментов, их принадлежности к тому или иному этносу, показано, что общие их черты являются следствием продолжительного взаимодействия различных по языку и культуре народов, общностью цивилизованного пространства. Тесное взаимодействие в различные исторические периоды с русскими, марийцами, татарами, мордвой приводило к содружеству не только в сфере инструментального музицирования, но и в сфере воспитания. Традиционными были встречи соседних народов на общих праздниках, ярмарках, где идеи общности, межнациональных духовных связей выступали ведущей идеей народной педагогики. На этом основании был сделан вывод: с древнейших времен до конца XIX века народные инструменты больше функционировали в бытовой сфере жизни чувашского народа и претерпевали некоторые изменения в своем составе, что было связано с бурным развитием промыслов и товарно-денежных отношений, а также с историей формирования и развития этноса, межэтнического взаимодействия

Как историко-культурный феномен народное инструментальное музицирование рассматривается с точки зрения индивидуальности чувашской национальной культуры, развивающейся под воздействием целого ряда факторов - историко-политических, социально-экономических, конфессиональных, художественно-эстетических.

Как этнопедагогический феномен музицирование на народных инструментах и традиции коллективного народного инструментального музицирования у чувашей рассматривается как метод эстетического развития и нравственного становления личности, ее национального самосознания. В инструментальных традициях отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный педагогический опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты его истории и культуры. Популярные в быту народные музыкальные инструменты сыграли самую активную роль в пропаганде музыкального искусства, в распространении музыкальных знаний, в приобщении народа к элементарным основам музыкальной культуры и грамотности, содействовали эстетическому воспитанию детей. Передача ценностей народной музыки, опыта исполнительства осуществлялась в результате непосредственной жизнедеятельности старших и подрастающих поколений. А древнейшие музыкальные инструменты, доступные в изготовлении и употреблении, соединяли в себе возможности развития музыкальных навыков (творчество и исполнительство), а также выступали важнейшим эт-нопедагогическим средством в музыкальном просвещении, способствовали сохранению традиционных норм национального этикета. Именно единство средств приобщения молодежи к прекрасному свидетельствует о высоком уровне эстетического воспитания, одного «из выдающихся достижений до-письменной педагогики чувашского народа» (Г.Н. Волков).

Традиционную народную музыкальную культуру Чувашии в конце XIX века представляли этнические, конфессиональные и бытовые музыкальные жанры. Народные музыкальные инструменты функционировали лишь в сфере этнической музыки народов, населявших Чувашию (чувашей, русских, марийцев, татар и др.). В сфере бытового музицирования (в трактирах, на ярмарка) также использовались в основном народные инструменты. Игра на народных инструментах представляла исключительно фольклорно-этническую сторону музыкальной культуры.

Со времени развития письменных музыкальных традиций происходило постоянное взаимодействие устных и письменных, бытовых и профессиональных, фольклорных и внефольклорных традиций внутри этнической культуры чувашей, а также в процессе сложных межэтнических контактов, включая взаимовлияния смежных культур, в частности русской. Прогрессивные русские общественные и культурные деятели XIX в. считали, что лучшим средством сближения нерусских народов с русским народом и его культурой является не насильственная русификация, а их свободное национальное развитие. Они требовали предоставления местному населению полных гражданских прав в государственной и общественной жизни. В условиях чувашского края эти требования конкретно связывались с просвещением народных масс, создания национальной письменности и литературы, подъема художественного творчества, подготовки демократических национальных кадров и т.п.

Педагогические традиции народного инструментального музицирования, введенные в учебно-воспитательный процесс в Симбирской чувашской учительской школе И.Я. Яковлева (СЧУШ), необходимо рассматривать как начало становления оркестра народных инструментов в учебных заведениях чувашского края, так как в школе со дня основания большое значение придавалось сохранению национальных традиций. В общественном быту будущих учителей, на праздниках и связанных с ними обрядах наглядно проявлялась этническая специфика, где звучание народных инструментов было вполне естественно, так как целью музыкального воспитания Яковлев считал: любовь к народному творчеству, умение его ценить и сохранять; пропаганду мировой и русской культуры; обучение игре на музыкальных инструментах (каждый воспитанник должен был научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте). Обучение игре на музыкальных инструментах способствовало решению многообразных задач, связанных с музыкально-эстетическим образованием, важнейшими из которых являлись: 1) целостная и гармоничная подготовка будущего учителя; 2) художественно-просветительская роль приобщения к музыкальному искусству. На образцах чувашской песни воспитывались патриотические и национальные чувства учащихся СЧУШ, где чувашские музыкальные инструменты как органичная часть национальной традиции просто не могли остаться в стороне. Ведь именно народные (родные) музыкальные инструменты, доступные каждому для музицирования, передают любовь к родной песне, к родной мелодии, являются надежной основой воспитания любви к родному народу, сохраняют

связь с предками, со всей полнотой передают тоску по дому, родителям, развивают патриотические чувства.

Именно эти качества народных музыкальных инструментов привлекли внимание В.В. Андреева, чья просветительская деятельность и концертная практика созданного им «Великорусского» оркестра (1888 г.) позволяют рассматривать зарождение нового жанра музыкального творчества - народно-инструментальной оркестровой культуры письменной традиции в качестве важного средства активного и глубокого приобщения широких масс к культуре, искусству, их нравственно-эстетического воспитания, образования и просвещения. «Великорусский» оркестр выступал как музыкально-просветительская организация: привлечение в самых широких размерах трудящихся масс: рабочих, солдат и крестьян к активному участию в искусстве посредством организации народных оркестров. Способами осуществления этой идеи были: пример исполнения музыкальных произведений образцовым оркестром, вызывающий подражание; выделение опытных специалистов-инструкторов (преподавателей) и организаторов народных оркестров и хоров («Курсы для сельских учителей и учительниц», «Курсы игры на народных инструментах и хорового пения», «Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения»). Все это служило важным средством достижения главной цели - приобщение народа к художественной культуре через коллективное занятие музыкой (оркестр народных инструментов).

Обучение велось по специально разработанной программе и расписанию, то есть на курсах шел настоящий педагогический процесс. Это позволило нам на основе тщательно проведенного исследования и последующего обобщения педагогической деятельности В.В. Андреева вывести следующие принципы: народности и демократичности, профессиональной направленности, индивидуального подхода и педагогики сотрудничества, связи теории с практикой, нравственной и эстетической направленности процесса обучения, которые не потеряли актуальности и в наши дни.

В оркестрах народных инструментов смогли развить и реализовать свои творческие способности миллионы трудящихся на всей территории России. г Поэтому совершенно правомерно, что уже в начале XX столетия коллектив-

ные формы народного инструментального музицирования письменной традиции мы находим в Чебоксарах. Так, уже в 1906 году на Чебоксарском № 3 Казенном Винном Складе на литературно-вокальных вечерах играет балалаечный оркестр рабочих склада, который следует считать первой формой коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции в Чувашии

Проведенное исследование архивных источников показало, что в начале XX столетия (до 1917 г.) почти во всех чувашских учебных заведениях (Ала-тырском двухклассном и реальном училищах, Шихранской учительской семинарии, Ядринском реальном училище) существовали великорусские оркестры (не только в кружковых формах, а и входили в учебный план). И это не случайно, так как в чувашском крае развитие школьного просвещения, музыкального в том числе, происходило в тесной взаимосвязи с общим ходом ис-

торического развития России. Проблемы обучения игре на народных музыкальных инструментах (доступных и несложных для начального обучения), отражающих глубинные основы национального мироощущения, рассматривалось преподавателями пения и музыки с позиций всестороннего универсального музыкально-эстетического воспитания и образования учащихся.

В этой «холодной» констатации скрыта стройная система, которая была к этому времени подготовлена следующим:

- введением народной песни в школьное обучение, что было важным шагом на пути к развитию новых сторон и общему расширению масштабов музыкального просвещения чувашского народа;

- у чувашей игра на музыкальных инструментах поощрялась с детства, так как музыканты всегда были уважаемыми людьми в чувашских деревнях, а о том, что чуваши - очень способный к музыке народ, подчеркивалось не раз исследователями культуры чувашского края;

- созданием в учебных заведениях условий для активной музыкально-просветительской деятельности, отвечающей духовно-нравственным ценностям воспитанников и среде, в которой развивается личность;

- развитием школьного музыкального образования в многонациональном Урало-Поволжском регионе происходило в тесной взаимосвязи с общим ходом исторического развития России, и это было время, когда «Великорусский» оркестр, благодаря концертной и просветительской деятельности, был чрезвычайно популярен и получил большое распространение повсеместно.

Работа оркестров строилась на педагогической основе - обучение музыкальной грамоте, технике игры с использованием самоучителей игры на щипковых струнных инструментах, воспитание музыкального вкуса, развитие музыкально-творческих способностей - все это было направлено на серьезную подготовку к концертным выступлениям и связывалось с музыкальным и эстетическим воспитанием учащихся. В соответствии с идеей общечеловеческого воспитания в этих учебных заведениях обеспечивалось приобщение учащихся к мировой культуре, к духовным ценностям. Эти учебные заведения явились проводниками нового жанра - коллективного народного инструментального музицирования письменной традиции.

Во второй главе - «Опыт использования педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования в оркестрах народных инструментов в педагогических учебных заведениях Чувашии» (с 1917 года по настоящее время) обосновывается практическая значимость традиций коллективного народного инструментального музицирования и педагогических принципов В.В. Андреева для совершенствования процесса обучения в оркестре народных инструментов педвуза.

Процесс становления народной оркестровой культуры письменной традиции в дореволюционный период предопределил специфику дальнейшего развития оркестров народных инструментов в Чувашии. Как и по всей России, народные инструменты в Чувашии в первые послеоктябрьские десятилетия стали играть важную роль в проведении культурной политики, направленной на эстетическое воспитание широких масс трудящихся. Обострилась

проблема преемственности в искусстве и культуре, а в связи с этим и трактовка русского народного инструментария как выразителя интернациональной сущности музыкальной культуры оказалась особенно важной и актуальной. Это было созвучно задачам нового социалистического государства, провозгласившего в качестве основополагающего принципа строительства советской культуры лозунг «искусство - народу».

В Чувашии для подготовки преподавателей музыки и пения в школах I и II ступени и руководителей музыки в Народных домах организовывались музыкально-педагогические курсы, где коллективным формам музицирования (оркестрам народных инструментов) отводилась большая роль. Так, в расписании занятий Шихранских педагогических курсов (1919 г.) мы находим балалаечный оркестр, который занимался два раза в неделю по два часа (!). Уже в первые послереволюционные годы был выбран единственно верный путь - через целостную и гармоничную подготовку учителей пения и музыки получить гармонично развитую личность.

Коллективное народное инструментальное музицирование вобрало в себя наиболее ценные качества дореволюционного любительского творчества -демократизм, массовость, доступность. Вместе с тем, оно приобрело качественно новое социальное значение, став составной органичной частью духовной культуры нового общества: с одной стороны - удовлетворяющей потребность человека в творческом самовыражении, эстетическом и художественном совершенствовании; с другой стороны - становящейся средством формирования его нравственно-эстетической культуры.

Здесь учебным оркестрам народных инструментов отводится ведущая роль, так как музыкальное развитие молодого участника коллектива требует эффективной реализации широкой многоаспектной программы обучения и воспитания. В такую программу входит: развитие базовых музыкальных способностей (интонационный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, музыкальность и т.д.); формирование профессиональных умений и навыков игры на инструменте; активизация духовно-творческого начала в музыкальном обучении. Сюда также входят общепедагогические задачи (формирование сознательности и активности, самостоятельности), общественные (ценностно-ориентированная,'социальной адаптации, коммуникативная).

В 1920-1930 гг. был заложен фундамент существующей сегодня системы музыкального образования, включающей обучение игре на народных инструментах в качестве непременного компонента Все звенья общепедагогического, музыкально-педагогического и культурно-просветительского образования в Чувашии взяли на себя функцию эстетического воспитания молодежи республики и одним из основных средств для этого служили коллективные формы народного инструментального музицирования и обучение на народных инструментах. Во всех чувашских педагогических учебных заведениях (за исключением Чебоксарского педтехникума) в эти годы функционировали оркестры народных инструментов (Батыревском, Казанском, Калининском, Красно-Четайском, Канашском, Порецком, Ульяновском, Цивиль-ском, Ядринском). Учащиеся с большим интересом осваивали народные ин-

струменты и с удовольствием занимались в оркестровом классе («отношение к занятиям исключительно любовное» - из отчета учителя музыки Порецкого педтехникума В.А. Костылева). За три месяца каждый исполнитель научился разбирать произведения по нотам, выучил ряд этюдов и пьес, а также 4 оркестровые пьесы. Большой интерес к занятиям объясняется, прежде всего, тем, что за короткий срок (3 месяца) учащиеся могли уже видеть результат своей работы, то есть совместно исполнять несложные произведения, что на любом другом музыкальном инструменте не представляется возможным. Именно на эти качества народных инструментов и возможности уже на начальном этапе обучения быть сотворцом музыки посредством коллективного музицирования (принцип доступности) акцентировал внимание В.В. Андреев.

Инструментальная народная музыка и народные музыкальные инструменты никогда не находились в состоянии замкнутого в себе развития, между народным и профессиональным музыкальным творчеством наблюдалось постоянное взаимное обогащение. Поэтому художественное творчество трудящихся, профессиональное искусство и подготовку для этого кадров мы рассматриваем как составные части единого движения музыкального просвещения Чувашии. Общность целей, стоящих перед ними, роднит их как по художественному методу, формам отражения действительности, так и по методике использования в воспитательных целях.

Воспитательный аспект ясно просматривается в вопросах, которые ставил научно-исследовательский институт самодеятельного искусства (НИИ-СИ), созданный в 1932 г : 1) разработка учебно-воспитательного процесса в музыкальной самодеятельности, 2) реконструкция оркестров массовых музыкальных инструментов (народных инструментов) Музыкальной секцией были подготовлены многочисленные учебно-производственные программы музыкальных кружков, репергуарные списки, методические пособия. В процессе творческой работы многие участники художественной самодеятельности постепенно приобретали профессиональные знания, развивали свои способности, расширяли культурный кругозор. Во всех учебных заведениях Чувашии еженедельно проводились вечера художественной самодеятельности, то есть участие детей в коллективных формах проведения досуга рассматривалось преподавателями как непременное условие нравственного и эстетического воспитания. Эстетическая сущность художественной самодеятельности связывается с вовлечением человека в творчество. Уже это обеспечивает ей высокую социально-эстетическую шкалу. Поэтому оркестр народных инструментов в учебных заведениях Чувашии и в самодеятельном творчестве чувашского народа нами рассматривается как единое средство эстетического и нравственного воспитания.

В ходе исследования на основе архивных сведений и воспоминаний (почти единственных источников информации для нашей работы) установлено, что пик распространенности оркестров в Чувашии (как в сфере образования, так и в сфере художественного народного творчества) приходился на 30-е годы XX столетия (129 оркестров народных инструментов). Составы оркестров представляли собой (в большинстве случаев) синтез собственно нацио-

нального (купас, кёсле, параппан) и русского, усовершенствованного (домра, балалайка) музыкального инструментария. В учебных заведениях велось индивидуальное обучение игре на народных инструментах (мандолине, домре, балалайке, гармонике, позже - баяне, аккордеоне). Это обеспечивало культурно-историческую преемственность в передаче музыкально-исторического опыта по следующим направлениям: музыкально-педагогическому, музыкально-просветительскому, музыкально-методическому.

Начиная с 70-х годов, флагманами самодеятельного искусства становятся коллективы, которым присваивались почетные звания «народных». Они являлись как бы кустовыми методическими центрами самодеятельного искусства. Народные коллективы представляли высшую ступень самодеятельного искусства, которые обладали профессиональным умением: коллективы укреплялись кадрами квалифицированных руководителей; развивалось творческое сотрудничество коллективов самодеятельного и профессионального ^ искусства (в эти годы начинается их активное взаимодействие). Таким обра-

зом богатейший жизненный опыт превращался в опыт художественный.

Многое делалось по сохранению оркестров народных инструментов в республике, тем не менее, мы вынуждены констатировать, что в начале XXI столетия оркестр народных инструментов как форма коллективного музицирования сохранился и закрепился, в основном, в педагогическом процессе разветвленной сети учебных заведений: музыкальных - в Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова, Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова, детских музыкальных школах; культурно-просветительных - республиканском училище культуры; педагогических - Чувашском педагогическом университете им. И.Я. Яковлева, Канашском педагогическом колледже.

Теоретические положения, рассмотренный историко-педагогический опыт коллективного народного инструментального музицирования легли в основу организации и функционирования оркестра народных инструментов музыкально-педагогического факультета. Нами проанализирован пятилетний опыт работы оркестра, учебная и концертно-исполнительская деятельность студентов (всего 45 человек с 1 по 5 курсы; в оркестре было три выпуска).

В оркестре педуниверситета, благодаря использованию педагогического опыта предшествующих поколений, решались образовательные задачи, где одной из важнейших стала профессиональная направленность в обучении 4 будущих учителей музыки, сферой деятельности которых будет музыкальное

обучение и воспитание учащихся, не ограниченное только одним регионом (Чувашия). В связи с этим задачи отражали национально-региональную специфику и федеральный компонент содержания высшего педагогического образования: приобщение к вершинам мировой музыкальной культуры на основе родной отечественной; стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся в области музыкальной культуры своего и других народов; развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований, расширение кругозора; популяризация народного оркестра через концертную деятельность; развитие артистизма как необходимого педагогического качества учителя музыки - учителя искусства. В них просматривается прямое

следование традициям, выработанным народным опытом воспитания и поколениями педагогов, что согласуется с современным пониманием задач обучения и воспитания учителя музыки, где важнейшим выступает организация деятельности по овладению навыками игры на инструменте и умению применять их на практике (концертные выступления). Здесь каждый участник коллектива начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку, становится как бы соавтором, творцом произведения (даже если исполняет несложную партию), что крайне важно для эмоционального, интеллектуального и духовного развития, что, в свою очередь, стимулирует развитие интереса к обучению. В этом принципы нравственной и эстетической направленности процесса обучения, связи теории с практикой, доступности выступают как универсальные.

В нашем опыте использование традиционного народного инструментария стало обязательным, так как, с одной стороны, это имеет огромное значение для патриотического воспитания студентов, для развития интереса к историческому прошлому своею народа (анкетирование студентов это подтверждает - 100%), с другой, обогащает колорит произведений национальной направленности. В оркестре звучали: шйпйр, тЗм шйхлич, тункар, парап-пан, х&нк&рав. В репертуаре оркестра определенное место (37%) занимают обработки народных песен, в этом есть следование педагогическим традициям репертуара «Великорусского» оркестра (принцип народности) как наиболее созвучные тембру именно народных инструментов со всей полнотой передающих любовь к отчизне. Таким образом, в нашей деятельности принцип народности усиливается национальным компонентом.

Сотрудничество педагога-руководителя оркестра и участника-студента выражается во взаимообучении (студент первого курса - старшекурсник), смене ролей (студент-исполнитель - руководитель оркестра). В этой работе важно создание атмосферы доброжелательности, терпимости (процесс игры в оркестре занимает длительное вхождение в подлинное коллективное музицирование), способствующей творчеству в интерпретации произведений.

Анализ работы оркестра народных инструментов педуниверситета подтвердил эффективность использования педагогических принципов В.В. Андреева, которые не потеряли своей актуальности, и чувашских народных традиций инструментального музицирования, значительно расширяющих современную практику оркестра народных инструментов. Так, если к началу работы оркестр существовал лишь как учебный, и главной задачей было обучение коллективной игре (ансамбль, строй, слышание друг друга, умение аккомпанировать главной партии или голосу), то на данном этапе оркестр приобрел профессиональные качества. Они выражаются в том, что оркестр является непременным участником всех факультетских концертных программ, в том числе юсударственной аттестации, выступает на сценах Чувашского театра оперы и балета, филармонии, стал дипломантом Всероссийского конкурса (г. Кострома, 2004 г.). Оркестр выступает в общеобразовательных школах, что особо важно для будущих учителей музыки, ведь именно им предстоит организовывать ансамбли и оркестры народных инструментов в

школьной практике. Надо отметить, что в этом плане со студентами ведется работа по подготовке руководителей оркестров: 17 (38 %) студентов выступали в роли дирижера.

Практика работы с оркестром народных инструментов Чувашского педагогического университета им. И .Я. Яковлева показывает, что изучение и внедрение педагогических принципов В.В. Андреева и педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования чувашского народа в современный учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность современного музыкально-педагогического образования. Использование педагогических традиций в современном образовательном процессе важно потому, что в них воплощен совокупный художественный опыт наций и народностей, и он богаче, чем национальные традиции любого отдельно взятого народа, именно «опора на интернациональный опыт ускоряет культурный прогресс любого и каждого народа, содействует улучшению эстетического воспитания подрастающего поколения» (Г.Н. Волков).

В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования и сформулированы выводы, основная суть которых сводится к следующему: накопленный педагогический опыт коллективного народного инструментального музицирования в России и в Чувашии имеет не только теоретико-познавательное значение, но и обладает научно-педагогическим и методическим потенциалом, необходимым для совершенствования современного образовательного процесса в оркестре народных инструментов и расширения его рамок национально-региональным компонентом. Анализ педагогических традиций народного инструментального музицирования, история становления коллективных форм письменной традиции и их функционирование в учебных заведениях Чувашии обогащает историю музыкально-педагогического образования.

Данное исследование, не претендуя на исчерпывающее освещение изученной проблемы, обладает большим научным потенциалом для дальнейшей разработки, которая может осуществляться на теоретическом и методическом уровнях (создание учебных и методических пособий, библиографических указателей, справочников).

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Основные принципы переинструментовки симфонической партитуры для оркестра народных инструментов на примере кантаты Г.В.Свиридова «Курские песни»: Учебно-методическое пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003 г. - 59 с.

2. К вопросу развития искусства оркестровой игры в педагогическом вузе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2004. - № 1 (39). - С. 173177.

3. Учебная программа по дисциплине «Специальный класс трехструнной домры» для музыкальных училищ // Учебное издание. - Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева. - Чебоксары, 2004. - 15 с.

4. Учебная программа по дисциплине «Концертмейстерский класс - гитара» для музыкальных училищ // Учебное издание. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2004. - 10 с.

5. Исследования в области чувашского музыкального инструментария: этапы развития // Проблемы современного музыкального образования: Межвузовский сборник научных трудов. - Чебоксары: ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2004. - Вып. 2. - С. 111-115.

6. Чувашские народные традиции инструментального музицирования как историко-культурный, этнопедагогический феномен // Проблемы современного музыкального образования: Межвузовский сборник научных трудов. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. - Вып. 3. - С. 147-150.

7. История развития коллективного народно-инструментального исполнительства конца XIX-нач. XX вв. // Научно-информационный Вестник докторов, аспирантов, студентов. - Чебоксары: ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2005. -№2(6).-С. 186-189.

8. Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в Чувашии // Научно-информационный Вестник докторов, аспирантов, студентов. - Чебоксары: ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2005. - № 2 (6).-С. 190-194.

9 Оркестр народных инструментов - одна из форм коллективного музицирования в педагогическом вузе // Воспитательно-образовательное пространство «национальный язык - национальная культура» в многонациональной школе: Сб. научных трудов. - Москва - Чебоксары, 2005. - С. 72-78.

Ю.Становление и развитие коллективного народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях Чувашии: Монография. - Чебоксары: ЧГПУ им И.Я.Яковлева, 2005. - 150 с.

А|!Ю|>1'фера1 ра (решен к мечаIи диссертационным советом Д ">1? 700 01 при ГОУ ВПО <'Ч\вап1гкмм гос\ таре 1 венный ппаюгичес кии \нирерс"1гт им И Я Яковтсва» 25 октября 2005 I

Подписано к печать 14 11 2005 Формат 60x8М\6 Бумага писчая Печать оперативная Уел п л 1 5 Тираж 100 эю Заказ ,

ГОУ ВПО <'Чувлшский тс\ дарственный пелаюгический \ннвср< ним им И Я Яков 1сва»

428000. К Маркса 38

№24906

РНБ Русский фонд

2006-4 27336